Как написать сочинение в публицистическом стиле 8 класс

Я ИДУ НА УРОК

7-й класс

Пишем классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля

Апробация технологии развития
критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП)

Хотелось бы поблагодарить редакцию газеты
«Русский язык» за публикации о технологии РКМЧП.
Публикации2 С.В.
Столбуновой и Е.Е. Вишняковой в газете «Русский
язык» помогли мне разобраться в технологии
РКМЧП. Я попыталась вникнуть в суть технологии по
вашим публикациям и рекомендуемым вами книгам,
хотя сертифицирующий тренер технологии
Е.Е.Вишнякова1, конечно,
не без основания считает, что «обучение
технологии по книге, какой бы хорошей она ни была,
недостаточно».

Технология РКМЧП во многом согласуется с
опытом моей работы (а побывать на семинарах, к
сожалению, нереально). Хочется поделится
некоторыми размышлениями, которые возникли в
ходе апробации технологии, а также представить
конспект урока-письма в 7-м классе в жанре
рассуждения-размышления по теме «Хочу и надо».

Известно, что Дэвид Клустер3
считает: во-первых, развитие критического
мышления через чтение и письмо всегда носит
индивидуальный характер; во-вторых, по этой
технологии любая информация является
«отправным, а не конечным пунктом»; в-третьих,
работа начинается «с постановки вопросов и
объяснения проблем, которые нужно решать;
в-четвертых, критически мыслящий стремится «к
убедительной аргументации»; в-пятых, критическое
мышление «социально».

Но в статье Д.Клустера есть одно утверждение, с
которым я, как и И.Низовская4,
не могу согласиться. Он уверен, что творческое и
критическое мышление не связаны. Но ведь речь не
идет о гениальных творениях. Л.С. Выготский,
как мне кажется, был прав: «…в каждодневной жизни
творчество – необходимое условие существования,
и все, в чем заключена хоть йота нового, обязано
своим происхождением творческому процессу
человека». Однако далеко не однозначно все это и
по отношению к вершинным творениям. Вспомним,
например, о работе А.С.Пушкина над стихотворением
«Анчар». Вся рукопись испещрена исправлениями.
Муки творчества и критического мышления?!

А сколько черновиков, вариантов одного
произведения у Л.Н. Толстого, у других писателей?
Как мне представляется, между критическим и
творческим мышлением существует тесная связь.
Эти виды мышления настолько органично связаны
друг с другом, что одно может вызывать другое.

Мой опыт работы (36 лет) подсказывает, что
необходимо выделить такую особенность
критического мышления, как взаимная, органичная
связь его с творческим мышлением.

Соглашусь с Д.Клустером в том, что все
необходимые стороны критического мышления лучше
всего проявляются в письменной работе. «На
письме процесс мышления становится видимым.
Хорошая письменная работа содержит в себе поиск
решения проблемы и предлагает найденный ответ
читателям. Для школьников ценно, что к работе их
относятся с… уважением, что они получили
возможность поделиться своими мыслями с
одноклассниками, родителями. Я глубоко убежден,
что письмо – наиболее эффективное средство
обучения критическому мышлению»5.

Мой опыт подтверждает это. Ребята, овладевшие
письмом, состоялись: у них нет проблем с
адаптацией, они всегда имеют свое мнение и
убедительно аргументируют его, они выбирают
профессию по душе.

Чтобы побуждать желание писать творческие
работы, у нас в школе в кабинете литературы есть
специальные стенды, на которых авторы лучших
этюдов, эссе, исследований помещают свои
публикации.

Приведу пример урока по технологии РКМЧП в 7-м
классе. Классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля «“Хочу” и “надо”» по
учебнику М.М. Разумовской6
§ 34, упр. 455.

Технологическая карта



I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии
А. Мозговой штурм.
Б. Инвентаризация, или погружение
Составление чернового текста. Правка. Издание (публикация).


I. Стадия вызова.


А. Мозговой штурм.

Чем отличается рассуждение-размышление от
рассуждения-доказательства и
рассуждения-объяснения? Вспомните кластер,
воспроизведите его.


Б. Инвентаризация, или погружение.

Теперь читаем задание к упр. 455:

Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите,
часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с
проблемой «хочу» и «надо», как вы ее решаете?
Сохраните публицистический стиль речи.

Хочу и надо

Этими двумя словами, по существу, можно
определить все наши поступки. В жизни очень часто
сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда
совершенно противоположные слова. С самого утра
возникает противоречие: вставать или еще немного
полежать?

После работы по учебнику учитель стремится
создать благоприятную обстановку, которая
располагает к творческой работе.

Учитель. Вспомните, когда и как
сталкивались в вашей душе хочу и надо.
Что
вы при этом испытывали? Что побеждало?

Для этого можете выбрать любой уголок класса,
любую парту. Если вам хочется с кем-то
посоветоваться, поделиться своими мыслями,
пожалуйста, сделайте это.

II. Стадия осмысления


Составление чернового текста и правка.

Учитель. В течение 12 мин. пишите черновик о
том, в какой ситуации, по поводу чего столкнулись
или совпали ваши хочу и надо, что
происходило в вашей душе, в ваших мыслях.


Старайтесь писать без остановок, не
исправляйте написанное, не подбирайте слова. То
есть не делайте правку, пишите по теме, что
думаете и чувствуете. Если произойдет остановка
и дальше «не пишется», попробуйте сначала
сочинить синквейн.

Какие синквейны получились:
Желание,
Настойчивое и нетерпеливое.
Врывается, тревожит и волнует.
Признаюсь, я люблю его!
Стремление.

Противоречивость, тревожная, упрямая.
Мучает, грозится и бурлит.
Как трудно победить ее!
Двуличие.

Учитель. Помните, когда пишете, вы
рассказываете о себе. Посмотрите на себя через
написанное вами, представьте: это – зеркало.
Очень кратко сделайте выводы, какими же вы себя
увидели.

Правка – это работа над ошибками по
содержанию, речевыми ошибками. Ваша задача –
улучшить текст, его связность, стиль. На этом
этапе не обязательно обращать внимание на
орфографию, почерк. Возвратитесь к кластеру. Это
вам поможет.

Учитель. Если вы хотите проводить правку в
парах, пожалуйста, можете объединиться.

Вопросы работающим в парах:

1. Обрати внимание: верно ли я выстроил(а)
вопросно-ответную форму?

2. Ты не теряешь нить рассуждения, когда читаешь
мой текст?

3. Достаточно ли у меня необходимых аргументов?

4. Удачно ли у меня заключение-вывод? Может быть,
добавить оценку своей позиции, больше обобщить?

Таблица-редактор висит на доске, учащиеся
знакомы с условными обозначениями.

Таблица

Стилистические ошибки Условные знаки
1. Повторы

2. Многословие, лишнее

3. Фактические ошибки

4. Логические ошибки, непоследовательность

5. Абзац

6. Пропуск нужного слова

7. Словесные штампы

8. Неудачный порядок слов

9. Неправильное употребление местоимения

10. Расширить, развернуть, словесная
недостаточность

11. Нарушение границ предложения

12. Неудачное слово, выражение

П

[ ]

Ф

Л

Z

V

Ш

1, 2, 3

М

>

Гр.

В

Учитель. Внимательно прочитайте
еще раз про себя, что написали, исправьте
орфографические, пунктуационные ошибки
.
Ученики пишут сочинение.

III. Стадия рефлексии.

Приведем примеры трех работ на одну тему
«“Хочу” и “надо”».

1

Хочу и надо… этими двумя словами, по существу,
можно определить все наши поступки. В жизни очень
часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а
иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие:
вставать или еще немного полежать? Что ты
выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым
нашим решением мы все больше творим узор нашей
жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают.
Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и
ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку!
Почему нельзя гулять до полуночи, если я так
хочу?!» – то получишь в ответ правильный, но для
тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе
это не надо». Почему? Почему ты сам не можешь
выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти
гулять; учиться или бегать с мальчишками по
улицам; дружить с правильными, хорошими
девочками или «оторвами» из подворотни?
Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно
оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для
тебя обернется то или иное действие. Только мама
может понять, что для тебя действительно будет
хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты
хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть,
принять то или иное важное для тебя решение,
необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и
начинается «хочу».

Б.Н.


2

 Днем
перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо
делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка
я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро».
Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда,
какой компьютер?! По английскому контрольная
работа будет! Глаголы учить нужно!». «Но там такая
игра! “Опустошитель”», – восклицает балованная
«натурка». Хотеть не вредно!!! Я же не хочу стать
неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в
руки учебники по русскому, английскому, алгебре и
начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя
натура по имени «надо» победила.

Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки
болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку,
конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может
быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на
гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке
забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и
начала меня «мучить»! Не выдержав этого, я сделал
зарядку.

И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо».
Так и должно быть!

С.В.


3

Вечером по вторникам и четвергам у меня
возникает очень, как мне кажется, злостный
вопрос: пойти на английский после школы или нет?
Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой,
включу музыку и отдохну часок, потом, может,
встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник
английского, и мне станет нехорошо. Но потом
такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу
знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на
английском мы не только учимся, но и общаемся. Да
и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я
все-таки пойду».

Но это не единственный случай, когда у меня не
совпадают «хочу» и «надо». Иногда мне приходится
разбирать новые тексты по музыке. И я думаю:
Может, не надо? Мне все восемь лет учительница
говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю:
не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять.
Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на
свои природные способности. Предела
совершенству нет. Затем я беру ноты, стул,
открываю пианино и начинаю заниматься.

В таких случаях мне очень хочется себя
похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой
горжусь».

З.Э.

Какова форма презентации творческой работы?

Устная и письменная форма. Первая: ученик
читает свое сочинение, сидя в «авторском кресле».
Остальным предлагается найти в услышанном
тексте что-то, что им очень понравилось, что их
заинтересовало»7.

Пример презентации в письменной форме:
десятиклассниками после проведения большой
исследовательской работы о творчестве художника
Синилова, его Пушкинианы, была издана книга с
этюдами, которые иллюстрировались подлинниками
гравюр художника. Книгу назвали «Страна
Синилова».

Мы стараемся учиться на образцовых текстах. Мне
кажется, когда у ребенка совсем нет опыта в
написании такого жанра, как эссе, можно начинать
и с ярких образцов. Почему бы не взять
великолепные эссе М.Цветаевой о басне Крылова
«Волк и ягненок» или о «Капитанской дочке»?

Анализ образцовых текстов предлагается
сделать дома и для этого использовать двучастные
дневники. Этот прием дает возможность увязать
содержание текста со своим личным опытом.
Страницу надо разделить на две половины
вертикальной линией. В левом столбике
записывается текст-образец (его фрагменты), в
правом – комментарии ученика. Приведем пример из
ученического дневника.

Фрагмент текста Комментарии
М.Ю. Лермонтов. «Тучи».

Кто же вас
гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Автор очень ярко выражает свое
настроение-сомнение. Он четко выстраивает
альтернативные вопросы с помощью ли и или.
Целых пять вопросов, даже внутри предложения
Нет, вам наскучили нивы
бесплодные,
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, Вечно свободные.
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
После альтернативных вопросов
дается отрицательный ответ. Принимается совсем
другое решение проблемы. Тучи бездушны, им все
равно. А Лермонтов другой, он любит родину.

1 Е.Е. Вишнякова. Не
только о технологии РКМЧП / М.: Русский язык, 2004, №
15. С. 10.

2 С.В. Столбунова. Развитие
критического мышления. Апробация технологии. М.:
Русский язык, 2003, № 27–28. С. 2–4.

3 Д.Клустер. Что
такое критическое мышление? М.: Русский язык, 2002,
№ 29. С. 3.

4 И.Низовская. За и
против. Критическое мышление – это… М.:
Библиотека в школе, 2003, № 16. С. 3–4.

5 Клустер Д. Что
такое критическое мышление? М.: «Русский язык»,
2002, № 29.

6 Разумовская М.М. М.:
Дрофа, 2002, § 34, упр. 455.

7 Лекция 3: Технология
развития критического мышления через чтение и
письмо. М.: Русский язык, 2005, № 19. С. 13.

Т.Н. ВАСИЛЬЕВА,
г. Камышин,
Волгоградская обл.

                                Тип урока: урок развития речи ( подготовка к  написанию сочинения — рассуждения  на темы: «Беречь память – нравственный долг», «В защиту русских деревень», на выбор).

Цели урока:

1) углубить знания по теме «Публицистический стиль языка», повторить основные понятия «публицистика»,  «публицист», « публицистическое произведение», жанры публицистических произведений. Уметь анализировать лексические,  морфологические и синтаксические средства публицистического стиля, доказывать свою точку зрения, формулировать тему, главную мысль , авторскую позицию, использовать справочную литературу.

3) уметь  писать сочинения — рассуждения    в публицистическом стиле, уметь формулировать заголовок статьи ( в формате подготовки к ОГЭ).

4) познакомиться или расширить свои знания о  творчестве русских писателях  — публицистах В.А. Солоухине, Д .С. Лихачёве.

5)уметь высказывать своё гражданское  мнение о  проблемах сохранения культурного наследия, исторической памяти народа.

                В соответствии с требованиями федеральных стандартов образования  цели и задачи урока предполагают реализацию следующих универсальных учебных действий:

Задачи:

  1. Познавательные. Развитие у учащихся познавательной деятельности посредством логического и творческого мышления, умения принимать самостоятельные решения в процессе обсуждения  поставленного  учителем вопроса.
  2. Регулятивные. Умения работать с текстами, сравнивать, применять справочную литературу, толковый и этимологический словарь, ориентироваться в морфологической, лексической, синтаксической структуре языка.
  3. Коммуникативные. Проявлять коммуникативные способности, уметь работать в группах, объективно оценивать одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
  4. Воспитательные. Воспитывать личностные,  духовно – нравственные качества гражданина, любить свой родной язык, свою Родину.

Оборудование урока: учебник С.И. Львова « Русский язык 8 класс», М.: Мнемозина, 2010.Толковый словарь С. Ожегова, этимологический словарь Приложения 2  

  1.  Организационный момент, приветствие.

На доске записаны эпиграфы к уроку: «Память – преодоление времени, преодоление смерти» — Лихачёв Д. С.  «У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учёте, а уж тем более  те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты» — В. Солоухин  («Письма из Русского музея»). Учитель обращается к классу с просьбой прокомментировать данные эпиграфы, учитель поясняет,  что данные высказывания писателей — публицистов связаны с темой урока.

Ученики строят гипотезы, комментируют. (Композиция урока построена таким образом, что учащиеся вернутся к пониманию эпиграфов  в конце урока).

  1. Повторение, беседа.

Учитель: Давайте вспомним, какие функциональные  разновидности языка и стили речи мы знаем?

Ученик: язык художественной литературы, разговорный язык, стили речи : официально – деловой, научный, публицистический. ( Беседа  о стилях речи и разновидностях языка) – кратко.  Слайд   3

Учитель: Назовите основные лексические, морфологические,  синтаксические средства  публицистического стиля речи (пересказ лингвистического текста на страницах учебника 66,67). Какие основные жанры публицистического стиля вы знаете?

                Ученик: заметка, очерк, репортаж, интервью. Слайд  4

  1. Словарная работа у доски. 

                        Вызванный ученик записывает лингвистический словарный диктант:

Рецензия, интервью, репортаж, эссе, аннотация, публицист, путевой очерк. (Работа с толковым словарём  Приложения к учебнику, Толковым словарём С. Ожегова). Запись в тетради: «Рецензия  — это публицистический жанр, основу которого  составляет отзыв. Заметка – краткое письменное сообщение, целью которого является  оперативное сообщение значимого факта. Репортаж – сообщение с места событий, публикуемое или передаваемое. Интервью – разновидность разговора, беседы. Очерк — документально – научное осмысление действительности.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Сообщения и презентации учеников на тему: «Жанры публицистического стиля».. Упражнение     № 147 (анализируются заголовки журнальных статей и заметок. Зачитываются самостоятельно составленные  аналогичные списки  заголовков статей. Ученики объясняют, чему учит это упражнение.)

  1. Закрепление материала  и углубление знаний.

Практическая работа с текстами.

Слайд  6, 8

Исследовательская работа с текстом по группам (6 групп) (раздаточный материал).

Задание: Прочитать текст, определить тему и главную мысль статьи.  Выписать языковые средства создания публицистического текста. Составить письменно несколько предложений  в форме  сочинения – рассуждения по вопросу: «Зачем беречь и сохранять историю нашего народа, заветы предков, славные подвиги предыдущих поколений?»

1,2,3 группы работают с текстом Лихачёва « О памяти».

«О ПАМЯТИ»

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью».

Памятью обладают различные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.

На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях, — там, где находят древесину, — дендрохронология («дендрос» по-гречески «дерево»; дендрохронология – наука определять время дерева).

Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющими новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелётов недостаточно изучать только «навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.

А что и говорить о «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Память – преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственной значение памяти. «Беспамятный» — это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

Совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

Вопросы к текстам: определите  тему и  главную мысль текста, авторское отношение к теме. Определите стиль текста и аргументируйте свой ответ. Выпишите письменно аргументы, цитируя, доказывая свою точку зрения.

4,5,6 группы  работают с текстом В. Солоухина «Письма из русского музея». Цель работы – доказать, что перед нами текст  публицистического стиля. (Задание аналогичное предыдущим группам)

«ПИСЬМА ИЗ РУССКОГО МУЗЕЯ»

На Арбатской площади со стороны метро,  где  теперь  совершенно  пустое место, поднималась красивая церковь XVI века.

Напротив Военторга  украшала Воздвиженку (проспект  Калинина) церковь в стиле южнорусской деревянной архитектуры, построенная в  1709—1728  годах.

Кстати, в этой церкви венчался великий русский сатирик Салтыков-Щедрин.

 На Гоголевском  бульваре,  где  сейчас дешевенькие  фанерные  палатки, возвышалась церковь Покрова на Грязях, построенная в 1699 году.

Я продолжу перечень, но более схематично.

Церковь X VI века на углу улицы Кирова и площади Дзержинского. Сломана.

Теперь пустое место.

 Церковь Фрола  и Лавра (1651—1657 годы) на  улице Кирова, наискосок от почтамта. Сломана. Пустое, захламленное место.

Церковь  XVII—XVIII веков на углу улицы  Кирова  и улицы Мархлевского.

Сломана. Пустое место. Фанерные палатки.

Церковь  1699  года, в  которой  крестили Лермонтова.  У Красных ворот.

Сломана. Сквер.

Церковь  XVI  века  —  угол  Кузнецкого  моста  и улицы  Дзержинского.

Сломана. Стоянка автомобилей.

Церковь   с   шатровой   колокольней   1659  года   на  Арбате   против Староконюшенного переулка. Сломана. Пустое место. Трава.

Шатровая колокольня 1685 года на улице Герцена. Сломана. Скверик.

Церковь 1696 года на Покровке. Сломана. Сквер.

Церковь 1688 года на улице Куйбышева. Сломана. Сквер. Памятников  архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот, так что я слишком  утомил  бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление.

Жалко  и  Сухареву башню,  построенную  в  XVII  веке.  Проблему объезда ее автомобилями можно  было решить  по-другому,  пожертвовав  хотя  бы угловыми домами  на  Колхозной  площади  (универмаг, хозяйственный  магазин,  книжный магазин).

  1. Обобщение материала по текстам.

Предполагаемый ответ учащихся:

Учащиеся, работавшие над текстом Д.С.Лихачёва, определили, что тема текста – человеческая память. Человеческая память – это совесть каждого из нас, память, переходящая от поколения к поколению, это преодоление времени», преодоление смерти. «Вот почему так важно воспитываться в моральном  климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной».

Ученики доказывают, что перед нами текст публицистического стиля речи. Приводят аргументы: статья на актуальную тему нашего времени – сохранение культурного наследия прошлого,  языка,  семейных обычай, памятников культуры. Лексика – книжная, нейтральная, возвышенная, используются средства художественной выразительности: тропы ( метафоры, сравнения ) «память древесины», «бумага обладает памятью», « сила времени». Морфологические средства: использование прилагательных превосходной степени с суффиксами ейш-  айш с целью усиления экспрессии и выразительности речи ( точнейшая , важнейшая). Предложения с придаточными оборотами, рядами однородных членов предложения. Частое абзацное членение текста акцентирует внимание читателя на главных  размышлениях автора, лексические повторы слова « память», как тревожный набат, напоминают читателю  о необходимости помнить и сохранить историю, не исказить.

Вторая группа учеников работает с отрывком из произведения Владимира Солоухина  « Письма из Русского музея». Тема текста – уничтожение церквей Москвы. Авторская позиция понятна, мы слышим взволнованную речь публициста: «Церковь Флора и Лавра на Гоголевском бульваре  сломана…,церковь, где крестили Лермонтова М.Ю., сломана, церковь с шатровой колокольней на Арбате. Сломана. Пустое место». Текст публицистического стиля. Автор, отстаивая свою позицию, использует контрастную лексику: описывая  современные улочки,  использует нейтральные слова с  уменьшительно  – ласкательными суффиксами (дешевенькие фанерные палатки), «черно- серый унылый фасад»,  при описании церквей Солоухин подбирает яркие эпитеты (красивая, древний, величественный). Абзацное членение текста, перечень уничтоженных церквей и лексический повтор слов  «жалко», «сломана», синтаксические конструкции предложений  создают  яркую картину культурного бедствия, разорения, упадка.

 На примере данной статьи учитель знакомит  учащихся  с фигурой речи  — парцелляцией (намеренное нарушение границ предложения) «Сломана. Пустое место. Трава».

  1. Сравнительная характеристика текстов.

Вопросы к классу:  1. сравните два текста, почему Д. С. Лихачёв и В. Солоухин  выбрали жанр письма, обращаясь к молодому поколению? (Предполагаемый ответ: «Письма обычно пишут близкому человеку,  тем,  кто поймёт тебя. Письмо как форма воздействия на читателя —  наиболее яркое выражение публицистического стиля»).

2.Можно ли на месте разрушенных памятников старины  создать похожие? (Невозможно, потому что потеряется связь с именами зодчих, художников.  Утрата памятников культуры невосполнима).

3Какое впечатление на вас произвели эти тексты, какова интонация  автора, что взволновало, о чем задумались? (Ответы учащихся)

Зачитываются сочинения учащихся

  1. Самооценивание учащихся по следующим критериям.
  1. Определение темы и основной мысли текста – 2 баллов.
  2. Умение находить лексические, морфологические и синтаксические средства публицистического стиля —  3 б.
  3. Композиционное построение сочинения – рассуждения, абзацное членение – 3б.
  4. Орфографические ошибки-менее 4  — 2 балла
  5. Грамматические—не более 2  — 2 балла
  6. Синтаксические не более 3  — 2 балла
  7. «5» —18 баллов  «4»-14  -17 баллов. «3» — 10  -13 баллов
  1. Самопроверка учащихся в парах.
  1. Объяснение домашнего задания: упражнение № 145. Читается задание вслух, затем про себя. Ученики  объясняют, как они будут дома выполнять задание, записывают в дневник. (Задание: предлагается  письменно составить текст публицистического стиля на тему: «В защиту русских деревень»).
  1. Самостоятельная работа.

 Задание: продолжите чтение текста В. Солоухина «Письма из русского музея» и сформулируйте основную, сокровенную мысль автора, которая заключена в эпиграфе  нашего урока.

8 слайд

Учащиеся читают вслух продолжение отрывка из произведения «Письма из Русского музея» В.  Солоухина, который  начинается словами: «У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учёте».

У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учете, а уж тем более те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты. Как знать, может быть, в момент какой-нибудь великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие корневища подадут наверх, где листья, живую спасительную влагу.

Вспомнив о корнях, расскажу вам об одном протоколе, который посчастливилось прочитать и который меня потряс. Взрывали Симонов монастырь. В монастыре было фамильное захоронение Аксаковых и, кроме того, могила поэта Веневитинова. Священная память перед замечательными русскими людьми, и даже перед Аксаковым, конечно, не остановила взрывателей. Однако нашлись энтузиасты, решившие прах Аксакова и Веневитинова перенести на Новодевичье кладбище. Так вот, сохранился протокол. Ну, сначала идут обыкновенные подробности, например:

«7 часов. Приступили к разрытию могил… 12 ч. 40 м. Вскрыт первый гроб. В нем оказались хорошо сохранившиеся кости скелета. Череп наклонен на правую сторону. Руки сложены на груди… На ногах невысокие сапоги, продолговатые, с плоской подошвой и низким каблуком. Все кожаные части сапог хорошо сохранились, но нитки, их соединявшие, сгнили…».

Ну и так далее и так далее. Протокол как протокол, хотя и это ужасно, конечно. Потрясло же меня другое место из этого протокола. Вот оно:

«При извлечении останков некоторую трудность представляло взятие костей грудной части, так как корень березы, покрывавшей всю семейную могилу Аксаковых, пророс через левую часть груди в области сердца».

Вот я и спрашиваю: можно ли было перерубать такой корень, ронять такую березу и взрывать само место вокруг нее?

 Обсуждение текста.

Мы возвращаемся к пониманию нашего эпиграфа урока, темы  урока, подводим итоги, анализируем, что нами выполнено за урок.

Ученики, обобщая  языковые средства создания публицистического стиля, делают главный вывод урока: человек жив своими корнями, своей памятью. Память – основа совести и нравственности. Хранить память,  беречь память – это наш нравственный долг перед самими себя и перед потомками.

  1. Подведение итогов урока, оценивание письменных работ учителем.

Используемая литература:

  1. Д.С. Лихачёв «Письма о добром».
  2. В.А. Солоухин  « Слово живое и мёртвое» М., Современник 1976 год.
  3. Учебник  «Русский язык 8 класс» под редакцией С. Львовой М., Мнемозина 2010г.
  4. Толковый словарь С.И. Ожегова М., 2000.
  5. А.Г. Асламов  «Формирование универсальных учебных действий  в основной школе» М., Просвещение 2010.
  6. «Новые образовательные стандарты организации внеурочной деятельности по русскому языку 5 – 11 классы» М., Планета 2012.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. Примите участие в дискуссии о природе: изложите в стиле публицистического выступления свои взгляды по теме текста. Старайтесь подкрепить свои мысли аргументами, а также не забудьте о средствах воздействия на чувства предполагаемых слушателей, т. е. о выразительно-изобразительных средствах языка и ори­гинальной композиции вашего выступления.

*

Люди разные. Одни любят природу и бережно относятся к ней, видя в ней нашу колыбель и обитель, другие почему-то всё пытаются завоевать, захватить, переиначить по-своему, ничуть не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятель­ность, присваивая это право исключительно лишь себе.

Ну конечно же, мы не можем обойтись без того, чтобы брать из кладовых природы, а следовательно, приходится нам губить множество ни в чём не повинных существ. Но ведь весь вопрос – в мере. В мере!

Любопытный факт: ещё в период завоевания и освоения Аме­рики белыми пришельцами из Европы возникло два совершенно различных подхода к природе, два мнения. Европейские учёные полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней всё бесполезное людям. Индейцы племени Сиу считали, что Великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для его еже­дневного пропитания.

В сущности, эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. Хотя состояние природы теперь таково, что всё большее и большее число учёных склоняется к тому, что правы были всё-таки индейцы. А про писателей, поэтов, художников и говорить нечего. Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви ещё восемьсот лет назад в своих поэмах писал, что нет в природе ни одного существа бесполезного, ненужного, не имеющего права на жизнь. Да только ли он один!

210 слов

Ю. Аракчеев. В стране синих махаонов

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 179.

Сочинение в публицистическом стиле представляет собой определенную сложность, особенно для учащихся начальной и средней школы. Оно обладает массой специфических особенностей, ведь в публицистическом стиле пишут преимущественно журналисты и представители СМИ. Однако и сочинение составить реально, нужно только знать некоторые особенности, о которых мы поговорим подробнее.

сочинение в публицистическом стиле

Специфика стиля

Для начала следует разобраться в самом понятии публицистики. Этот термин образовался от латинского publicus, что в переводе означает «общественный». Но не нужно ходить далеко, ведь всё намного проще – данное понятие пошло от слова «публика». Потому цель публицистических произведений и в целом этого стиля речи – передать обществу информацию с намерением воздействовать на него, разбудить желание совершать какие-либо действия.

Существует несколько точек зрения по вопросу о том, что такое публицистика. В Большом…

Публицистика имеет прямое отношение к журналистике. К произведениям, которые пишутся в данном стиле, относятся практически все, что публикуются в печатных и электронных изданиях – статья, очерк, фельетон, судебная речь

Чтобы написать сочинение в публицистическом стиле, необходимо учитывать все его особенности.

публицистический стиль примеры

Стиль речи и его характерные черты

Оценочное суждение, логичное и последовательное изложение мысли, аргументирование, эмоциональность (в разумных количествах) – это лишь малая часть того, что свойственно жанрам публицистики. На самом деле особенностей очень много. Но самое главное требование, которое предъявляется к любому подобному произведению (сочинение в публицистическом стиле также относится к таковым), – это общедоступность.

Поможет понять, как пишется заметка в газету, пример написания таковой. Также желающему попробовать…

Дело в том, что подобные тексты рассчитаны на широкую аудиторию и, соответственно, должны быть понятны всем. Этим, кстати, определяется ещё одна сложность, касающаяся создания подобных произведений. Ведь написать в публицистическом стиле не так-то просто. Даже не каждый опытный журналист способен создать текст, который мог бы прочувствовать каждый читатель. Для этого надо быть разносторонним человеком и знать, как преподнести информацию, чтобы большинство могло понять смысл написанного.

как написать сочинение рассуждение

Элементы аналитики

Публицистика, как и любой другой жанр, имеющий отношение к журналистике, содержит в себе элементы аналитики. Ведь каждый человек, который что-либо пишет, прежде всего рассуждает. А этот процесс невозможен без анализа того или иного явления.

У многих возникает вопрос о том, как написать сочинение-рассуждение. На самом деле всё просто. Во-первых, нужно определить проблему. Во-вторых, проанализировать её, оценить, каким образом её можно решить. После этого сделать соответствующие обобщения и выводы.

Перед тем как написать сочинение-рассуждение, надо усвоить, что все мысли необходимо излагать последовательно и логично. Также желательно использовать общенаучную терминологию, если это уместно по отношению к той или иной теме.

Эмоциональность – главный жанровый элемент

Для лексики подобного стиля является характерным употребление довольно большого количества слов с ярко выраженной эмоциональной окраской. Умение грамотно выразить свои чувства, преподнести эмоции так, чтобы они были поняты остальными, – этому учит публицистический стиль. 7 класс, 8-й, 9-й и в последующие годы школьники должны изучать его особенности, поскольку это развивает не только грамотность. Умение выражать свои мысли пригодится в жизни, а написание таких сочинений является отличной тренировкой.

Сочинение на тему «Мой любимый город» писал каждый ученик в своей жизни. А если нет — то…

Надо помнить, что средства эмоционального воздействия, которые очень часто употребляются в данном стиле речи, довольно разнообразны. Только их назначение заключается не в том, чтобы создавать художественные образы. Они должны воздействовать на читателя и убеждать в чем-либо. Очень часто применяются эпитеты, метафоры, лексические повторы. Отличным ходом будет введение в текст обращения – так у читателя появляется ощущение, что всё написанное относится лишь к нему одному. Вследствие этого возникает доверие к автору и желание поверить в его слова.

публицистический стиль 7 класс

Выразительность

Продолжая тему эмоциональности, хотелось бы отметить, что в публицистических произведениях часто встречаются пословицы, цитаты, фразеологизмы, сатира и даже анекдоты. Всё это помогает сделать слог более живым. Намного приятнее читать (или слушать) подобные строчки, чем текст, написанный сухим языком.

Этим и примечателен публицистический стиль. Примеры, кстати, – прямое тому доказательство. В тех же политических газетах можно встретить такие иронические выражения, как «инфляция совести», «паразит на теле общества», «баланс экономических сил» и т. д. Однако не стоит увлекаться – всего должно быть в меру. Это также нужно чувствовать, чтобы не перенасыщать текст эмоциональными выражениями. Ведь главное – это информативность. Сочинение в публицистическом стиле должно оповестить читателя о том или ином событии, рассказать ему нечто важное.

написать в публицистическом стиле

Структура

И, наконец, о том, какую структуру должно иметь подобное произведение. Конечно же, необходима вступительная часть. Нужно ознакомить читателя с темой и как можно ближе подвести к раскрытию главных аспектов запланированной работы.

Следом идет содержательная часть, то есть основная. Здесь необходимо разъяснить суть сочинения, раскрыть заданную тему. И, конечно же, заключение, в котором традиционно подводят итоги сказанного и делают выводы. Учитывая всю жанровую специфику, можно просто расставить все точки над i. Ведь этим характерен публицистический стиль.

Примеры того, как можно закончить работу, бывают разными. В основном сочинение завершается такими словами: «Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том…» Далее следует обобщение того, о чем ранее шла речь. Так получится грамотно закончить свою мысль, доведя её до логического конца.

  • Как написать сочинение без ошибок
  • Как написать сообщение о сказке
  • Как написать смешную сказку
  • Как написать смешной рассказ
  • Как написать слово пишется с мягким знаком или нет