Как написать сочинение в жанре заочной экскурсии

Учимся писать сочинение 7 класс — Е. С. Бирючева 2019

Заочная экскурсия Экскурсионная речь как речевой жанр Экскурсионный рассказ

Заочная экскурсия — методически продуманный «показ» достопримечательностей, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов (виртуальных), а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Задание 35

Сравните два текста. Ответьте на вопрос: что в них общего и чем они отличаются? Можно ли какой-либо из них отнести к экскурсионной речи? Обоснуйте своё мнение. Какую цель ставит автор текста?

Текст 1

Московский Кремль — величайший памятник истории нашей Родины, гениальное творение русской национальной архитектуры и искусства. В нём слилось воедино героическое прошлое русского народа и его прекрасное настоящее. Каждая башня, каждое здание Кремля — свидетели истории нашего государства.

На территории нашей Родины сохранилось немало древних кремлей. Но Московский Кремль выделяется среди них единством, законченностью и живописностью своего ансамбля.

Текст 2

Сердце России — Кремль.

Забудем на этот час о суете текущих дней. У подножия Ивана Великого иное течение времени. Оно измеряется веками. Остановимся на мгновение в этом месте, где сошлись века прошлые и настоящее столетие. Присмотритесь, как играют лучи на глади красно-коричневых стен и башен, на кровлях дворцов и теремов, вспыхивают червонным золотом на шапке каменного великана Ивана Великого. Высокие стены, древние башни и царские терема не безмолвны: они говорят нам о былом, они воскрешают в душе память о веках давно прошедших.

Вслушаемся в звуки, которые живут здесь. Может быть, мы услышим стоны и просьбы о царской милости казнённых стрельцов, жалобные молитвы юродивых на церковной паперти, бой курантов на Спасской башне, в котором слышится голос минувших веков.

Да, здесь сосредоточилась вся русская история в её событиях, лицах, памятниках и свидетельствах.

Памятка

Как готовиться к экскурсии

1. Определите тему, цель экскурсии, придумайте интересное, оригинальное название.

2. Подумайте, кому адресована речь и как она будет (может) звучать.

3. Отберите объекты показа. Составьте экскурсионный маршрут.

4. Изучите литературу и другие источники по теме экскурсии, выберите интересный фактический материал.

5. Подготовьте план, тезисы, монологически связный текст экскурсии.

Требования к монологически связному тексту экскурсии: краткость, чёткость, необходимое количество фактического материала (в достаточной мере: без превращения текста экскурсии в статистическую статью), полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка «показываемых» явлений, логические переходы.

Задание 36

Ознакомьтесь с композицией экскурсионного высказывания и выделите структурно-смысловые части в приведённом тексте экскурсии «Тарханы».

Композиция экскурсионного высказывания

1. Вступление. Целевая установка: с чего начать наблюдение, на что обратить внимание, с чем сравнить, что вспомнить и т. д.

2. Основная часть. Развитие темы. Включение «сцепляющих» фраз, указывающих на действия, которые необходимо совершить экскурсантам (если подойти ближе, то можно разглядеть; остановимся на мгновение; вглядитесь пристальнее; обратите внимание на …; осторожно прикоснитесь …; если посмотреть направо, то можно увидеть и др.), необходимых материалов и интересных фактов (дневниковые записи, письма, портретные характеристики, легенды, стихи, исторические, биографические тексты и др.).

3. Заключение. Заключительное слово, усиливающее эффект от уже сказанного и увиденного.

Тарханы

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в Тарханы — одну из «столиц» на «литературной карте» страны. Здесь прошли 12 лет жизни Михаила Лермонтова — почти половина его короткого пути…

Тарханы были приобретены за два десятилетия до рождения Лермонтова его дедом и бабушкой. Маленький Миша был привезён сюда нескольких месяцев от роду ранней весной 1815 года. Мария Михайловна, мать поэта, скончалась в возрасте 22 лет и была похоронена в Тарханах.

После смерти Марии Михайловны старый дом был продан бабушкой на слом, а на его месте в память о дочери сооружена каменная церковь Марии Египетской, возле которой мы сейчас и остановились …

Неподалёку был построен новый дом, деревянный, обшитый тёсом, покрашенный в жёлтый цвет, с мезонином и большими балконами. Подойдём ближе к этому дому. Посмотрите, как и во времена Лермонтова, он окружён обширным парком с липовыми и сосновыми аллеями, садами и дубовыми рощами. Окна детской комнаты Михаила выходили сюда, в сад, который спускается, как и тогда, к оврагу и пруду. Это был счастливый мир детства. В течение первых двенадцати лет Тарханы были для Лермонтова «окном», через которое он познавал жизнь, людей, себя …

Побывав здесь, вы поймёте те чувства, которые поэт вложил в поэтические строки:

И вижу я себя ребёнком; и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями…

Экспозиция (выставка) — демонстрация музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем концепцией.

Экспонат — предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке.

Задание 37

Как правильнее сказать: «памятник И. А. Крылову» или «памятник И. А. Крылова»? Почему?

Отредактируйте предложение «Памятник П. К. Клодта И. А. Крылову» таким образом, чтобы было ясно, кому поставлен памятник, а кто его создатель.

Задание 38

Нам чаще приходится быть экскурсантами, чем экскурсоводами. Представьте, что вам нужно провести заочную экскурсию по вашей школе (классу) новенькому ученику, который пока ещё находится в другом городе. О каких экспонатах, важных объектах вы обязательно расскажете будущему однокласснику?

Задание 39

Представьте, что вам дано задание подготовить выставку, посвящённую жизни и творчеству русского поэта, писателя (на ваш выбор).

1) Какие экспонаты должны присутствовать на данной выставке, чтобы зрители смогли получить полное представление о личности и творчестве поэта или писателя?

2) Составьте план показа этих экспонатов, кратко поясните, чем мотивирована такая очерёдность.

Автор текста экскурсии (заочной или «живой») не ограничивается показом экспонатов, он комментирует их, и как можно полнее, интереснее, детальнее. Добиться подобной детальности при описании какого-либо экспоната можно, используя определённые методические приёмы.

Задание 40

Проработайте теоретический материал о методических приёмах в экскурсионной речи.

1. Приём панорамного показа: из множества объектов внимание акцентируется на одном, дальше рассказ сужается (так называемый «взгляд бога»).

С Волги открывается вид на панораму города: здесь и музей- панорама, и набережная — ворота в город, и главная высота России — высота 102. Но нас интересует именно последний объект — Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане (и дальше идёт детальное и подробное описание скульптурных композиций именно Мамаева кургана).

2. Приём зрительной реконструкции: «зрительно» воссоздаётся место исторического события.

Представьте себе пепелище от костра. Именно таким местом был Мамаев курган, известный тогда как «Высота 102». Земля была настолько выжжена, что в первую послевоенную весну на склонах кургана не выросла трава.

3. Приём зрительного сравнения даёт возможность сравнить величину, сократить количество цифр, фактов в заочной экскурсии.

Например, скульптура «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане выше Эйфелевой башни и Статуи Свободы.

Говорят, что в ладони статуи «Родина-мать зовёт!» свободно помещается автомобиль.

4. Приём интеграции (восполнения) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое.

Почти каждый житель Волгограда хоть раз видел памятник: башня танка Т-34 на гранитном постаменте. Здесь нет никаких надписей, памятных табличек. Жители даже не задаются вопросом, почему их так много в четырёх районах города. Если мы мысленно поместим все эти объекты на карту города, проведём объединяющую линию в тридцать километров, то увидим единый архитектурный ансамбль «Линия обороны Сталинграда» архитектора Б. Г. Гольдмана.

5. Приём переключения внимания заключается в сравнении осматриваемого/описываемого объекта с новыми объектами. Подобное сопоставление позволяет лучше представить и понять эпоху, стиль и др.

Сейчас это по большей части город «из стекла и железа»; но всё же среди высотных зданий, телебашен и торговых центров тут и там сохраняются ещё красивейшие постройки XVI века: деревянные храмы, каменные фасады домов. Подобное сочетание старины и современности, контраст века нынешнего и веков прошедших никого не оставляет равнодушным.

6. Приём движения — движение к какому-либо объекту позволяет читателю сделать вывод о величии, красоте, значимости, удачном местоположении объекта, задумке архитектора и пр.

По мере продвижения по Аллее пирамидальных тополей в сторону монумента «Родина-мать зовёт!» можно увидеть, как воин поднимается из земли, будто вставая на защиту Родины, закрывая её грудью. Именно такого впечатления и добивался архитектор скульптуры воина «Стоять насмерть!».

7. Приём экскурсионной справки подразумевает сообщение дат, цифр, фактов, размеров.

Высота памятника «Родина-мать зовёт!» 86 метров, высота самой скульптуры — 53 метра, при этом толщина стенок монумента не более 30 сантиметров. Меч в руке Родины- матери весит 14 тонн и имеет длину 33 метра.

8. Приём цитирования помогает воссоздать зрительный образ, подчеркнуть значимость объекта для людей, имевших к нему отношение, их личностное восприятие этого объекта и др.

Скульптор Евгений Вучетич так говорил о своей работе над архитектурным ансамблем Мамаев курган: «Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл их самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание ансамбля». Эта идея пронизывает все составляющие мемориального комплекса: площадь «Стоять насмерть!», Стены- руины, площадь Героев, Зал Воинской Славы, площадь Скорби и, наконец, главный монумент — скульптуру «Родина-мать зовёт!» (Эта цитата позволяет понять замысел скульптора, объяснить символизм образов).

9. Приём заданий. Задача данного приёма — активизировать мыслительную деятельность и пробудить воображение.

Спросите того, кто хоть раз посещал музей-панораму «Сталинградская битва» или музей «Дорога жизни»: «Почему мы видим людей в белой защитной форме?» (после этих слов каждый читатель или слушатель мысленно начнёт отвечать на этот вопрос). Каждый ребёнок ответит, что белый цвет служит для маскировки в зимнее время.

10. Приём соучастия призван помочь «экскурсантам» (читателям) стать участником события (Если мы представим, что находимся…; поражает своей красотой …; пройдя …, можно увидеть … и др.).

Забудем о суете текущих дней и перенесёмся на век назад. Перед нами хутор Кружилинский. Вот саманный домик с камышовой крышей, где МЛ. Шолохов родился и жил с родителями с 1905 по 1910 г.

11. Приём персонификации — мыслительное создание образа писателя, деятеля — яркое краткое описание отдельных эпизодов из жизни, важная портретная или психологическая деталь.

Описание памятника П. К. Клодта И. А. Крылову.

Мы видим великого баснописца в своей будничной одежде: панталонах и длиннополом сюртуке, который он носил в последние годы своей жизни. Он непринуждённо сидит на камушке, держа в руках раскрытую книгу. Взгляд устремлён вперёд, выражение лица сосредоточенное — пожилой человек присел отдохнуть и задумался. Именно таким в последние годы жизни его и запомнили современники.

Задание 41

Вернитесь к тексту экскурсии «Тарханы», промаркируйте текст, указывая приёмы построения экскурсионной речи, сделайте вывод о наличии и целях использования того или иного приёма при создании текста заочной экскурсии.

Задание 42

Внимательно прочитайте фрагмент текста заочной экскурсии «Пушкин в Петербурге. Набережная реки Мойки, 12», выделите в нём соответствующие приёмы и укажите роль каждого приёма.

Пушкин в Петербурге.

Набережная реки Мойки, 12

Дом княгини А. Н. Волконской на набережной реке Мойки «у Конюшенного моста» знает каждый русский человек. Семья А. С. Пушкина снимала здесь квартиру с осени 1836 года.

Перед нами — красивейший дом, построенный в конце XVIII века. Семья Пушкиных занимала два этажа, в общей сложности восемь комнат.

В нижнем (цокольном) этаже в пушкинское время находились хозяйственные помещения. Здесь жила его немногочисленная прислуга. Сейчас в музее размещена «вводная» экспозиция, посвящённая последним месяцам жизни А.С. Пушкина. В двух небольших залах представлены гравюры, акварели и литографии пушкинского времени, портреты друзей поэта, материалы, рассказывающие о дуэли 27 января 1837 года на Чёрной речке. Здесь же представлены фрагменты драпировки, некогда украшавшей одну из комнат квартиры поэта, подаренные музею в 1968 году коллекционером С. Лифарём.

Но наибольший интерес представляет второй этаж, жилые комнаты, где располагалась чета Пушкиных и их маленькие дети.

Поднимаясь по узкой деревянной лестнице, словно оказываешься там, в прошлом, в XIX веке.

Мы оказываемся в маленькой, но очень уютной гостиной, где Пушкины принимали гостей. Уютные кресла, маленький чайный столик, сервиз — всё говорит об атмосфере домашнего уюта и заботе Натальи Николаевны.

Здесь полностью восстановлена и комната жены Пушкина. В ней можно увидеть её флакончик для духов, коралловый браслет, кошельки, вышитые бисером и шёлком. Комната поражает своим крошечным размером. Она граничит с кабинетом поэта, и мы вспоминаем, что Наталья Николаевна ни на шаг не отходила от раненного на дуэли Пушкина, лишь иногда возвращаясь в свою комнату, чтобы прилечь на узкой кушетке.

А вот и детская. В ней — портреты всех детей Пушкина — Сашки, Машки, Гришки и Наташки, как ласково называл их сам Александр Сергеевич. Здесь же — большой рояль, на котором играла Наталья Николаевна.

Задание 43

Прочитайте фрагменты заочной экскурсии «По Мамаеву кургану», внесите изменения в текст экскурсии с учётом отдельных приёмов экскурсионного показа. Используйте информацию для справки, отрывки из стихотворений и дополнительную информацию.

1) Сооружение мемориала на Мамаевом кургане началось в 60-х годах. По замыслу авторов, комплекс раскрывается перед зрителем постепенно. От подножия кургана к его вершине ведёт лестница с количеством ступеней, равных числу дней и ночей Сталинградской битвы. По аллее пирамидальных тополей зритель попадает на Площадь Стоявших насмерть. Дальше он сможет увидеть высокий памятник «Стоять насмерть!», который отражает переломный момент битвы. У основания монумента есть надписи. Солдат с мощным торсом и лицом командарма Чуйкова смотрит от Волги в сторону наступающего противника, закрывает собой фигуру Родины-матери.

2) Статуя работы скульптора и инженера сделана из нескольких тонн бетона и металлических конструкций. О примерной высоте скульптуры (самой фигуры и меча) вы можете догадаться. При этом толщина стенок скульптуры невелика. Меч в руке Родины-матери тоже не маленький. По сравнению со средним ростом человека высота скульптурной фигуры увеличена в десятки раз! Всем она очень нравится.

Информация для справки:

Начало работ над мемориальным комплексом «Мамаев курган» — осень 1959 г., дата открытия мемориала — 1967 г.

Высота композиции «Стоять насмерть!» — 16,5 метра. У основания монумента надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!», «За Волгой для нас земли нет», «Каждый дом — это крепость», «Не посрамим священной памяти» — выписки из приказа № 227, изданного в этот трудный период войны.

Скульптура «Родина-мать» работы скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина сделана из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Высота памятника — 85 метров, высота самой скульптуры — 52 метра. Толщина стенок скульптуры — 25-30 см. Меч весит 14 тонн и имеет длину 33 метра.

В 2008 г. статуя Родины-матери на Мамаевом кургане признана одним из Семи чудес России.

Мамаев курган

Был приказ, чтоб назад ни шагу,

Даже если обречены,

Превратились в святую сагу

Девятнадцать недель войны!

От трёхсот нас осталась рота,

Духом русских побед жива,

А немецкая прёт пехота

К высоте сто два!..

    В. Махорин

Защитник Сталинграда

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

«Город не сдай врагу!»

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад —

Он защищал Сталинград…

    А. Сурков

Вашу заочную экскурсию будут слушать/читать, если вы:

• Хорошо знаете то, о чём говорите, сообщаете интересные факты, даты, данные, детали;

• Комментируете конкретные экспонаты, а не ограничиваетесь пространными общими рассуждениями;

• Свободно, просто и доступно излагаете материал, не допуская речевых ошибок, избегаете лишних слов, засоряющих речь.

Задание 44

Используя дополнительную информацию, иллюстрации и приведённые ниже сведения, подготовьте заочную экскурсию — рассказ о памятнике А. С. Пушкину в Москве. Можете при написании текста заочной экскурсии также включить ответы на следующие вопросы:

— Из каких элементов состоит памятник?

— Что вы можете сказать о фигуре поэта?

— Каковы основные характеристики постамента?

1) 1860 г. Решение создать памятник А. С. Пушкину. Начало подготовки к празднованию пятидесятилетия Лицея.

1873-1875 гг. — конкурс на лучший памятник. Победитель — скульптор А. М. Опекушин.

1880-е гг. — подготовка натуральной гипсовой модели постамента и монтаж памятника. Пьедестал памятника сделан из тёмно-серого и тёмно-красного гранита, его дополняют бронзовые тумбы и четыре чугунных светильника — работа архитектора И. С. Богомолова.

6 июня 1880 г. — торжественное открытие памятника (установлен в начале Тверского бульвара, лицом к монастырю).

1950 г. — реконструкция Пушкинской площади, перемещение памятника на противоположную сторону улицы Горького (на 104,4 метра), на место снесённой колокольни Страстного монастыря. (Люди стояли всю ночь, чтобы посмотреть, как одиннадцатиметровую статую Пушкина переместят через Тверскую улицу по рельсам, а потом развернут в нужном ракурсе. Благодаря тщательной подготовке работы по передвижке и повороту памятника лицом к улице Горького (Тверской) заняли всего шесть часов. Передвижка памятника была осуществлена с использованием последних достижений техники. Однако прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружён бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.)

4 сентября 1950 г. — завершение архитектурных работ по оформлению памятника.

2) А. М. Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. «Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринуждённостью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа …» Выразительно вылеплена голова статуи. Лёгкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.

Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее — человека и великого поэта, поэта творящего.

На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

(По материалам работы И. М. Суслова «Памятник Пушкину»)

Задание 45

Опишите любой памятник вашего города, используя приёмы экскурсионного показа.

Задание 46

Представьте, что у вас в школе оформлена выставка, посвящённая творчеству Леонардо да Винчи. Используя приведённые ниже сведения о художнике и оценки искусствоведов, подготовьте заочную экскурсию, адресованную вашим сверстникам.

— Улыбку Джоконды называют загадочной. Согласны ли вы с этим определением? Охарактеризуйте выражение лица и позу женщины, которую изобразил художник.

— Почему этим портретом восторгаются и спорят о нём до сих пор?

— Какое продолжение и воплощение в искусстве нашёл образ Моны Лизы?

Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер.

«Мона Лиза» (1503) — одна из лучших работ Леонардо да Винчи и один из лучших портретов в мировом искусстве.

Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была … женой флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео деле Джокондо (откуда пошло второе название картины «Джоконда») … Леонардо превзошёл возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы… Картина невелика, однако производит впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Монументальность значительно усиливает и смешанное чувство очарования и холодности, которое вызывает Мона Лиза: веками мужчины смотрели на неё с восхищением, замешательством и ещё чем- то близким к ужасу…

(Роберт Уоллэйс. «Мир Леонардо»)

Портрет Моны Лизы — легенда мировой живописи, одно из самых известных произведений искусства. Многие художники обращались к образу Моны Лизы. В XX веке свои произведения ей посвятили: Казимир Малевич (1914, коллаж «Композиция с Моной Лизой»), Сальвадор Дали (1964, «Автопортрет в образе Моны Лизы»), Энди Уорхолл (1963, 1978, «Четыре Моны Лизы») и др.

«Американские художники-авангардисты не стали ниспровергать «Джоконду» с пьедестала, как когда-то их коллеги европейцы. Наоборот, Энди Уорхолл и другие звёзды поп-арта стали эксплуатировать образ Моны Лизы так же, как другие продукты массовой культуры — от банки супа Кэмпбелл до Мерилин Монро».

(Козлов Г. «Покушение на искусство»)

В XXI веке образ и символ Моны Лизы продолжает привлекать художников. В московском кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Её лепили в течение месяца обычные посетители кафе. Процессом руководил художник Никас Сафронов. Джоконда, которую лепили 1700 москвичей и гостей города, попала в Книгу рекордов Гиннесса. Она стала самой большой пластилиновой репродукцией Моны Лизы, слепленной людьми (120 кг).

Задание 47

Выставка работ великих мастеров приобрела новые экспонаты: работы Сальвадора Дали. Используя сведения об этом необычном художнике, высказывания критиков и иллюстрации, подготовьте заочную экскурсию, посвящённую творчеству Сальвадора Дали. Почему имя этого испанского художника известно всему миру?

Сальвадор Дали (1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, писатель, режиссёр. Автор логотипа «Чупа-чупс».

Картина «Постоянство памяти» написана в 1931 г. Она является одной из самых известных картин Сальвадора Дали. Картина с 1934 года и до настоящего времени находится на хранении в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина невелика — её оригинальные размеры 24 на 33 см. Однако наш клиент заказал эту картину в размере 48 на 63 см. Отчего копия картины, выполненная в технике холст, масло, только выиграла.

Мягкие, висящие, текущие и летящие часы — это образ, о котором Дали сказал так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Хотя он же сказал, что тему этой картины ему «подсказал» плавленый сыр — мягкий и стекающий. Но ассоциировать его со временем и памятью мог только художник. Такой талантливый и необычный художник, как Сальвадор Дали.

«Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его …»

    Роберт Винонен

Задание 48

Ознакомьтесь с экспонатами дома-музея Бориса Пастернака в Переделкино (http://pasternakmuseum.ru/), опишите по заданному началу одну из комнат музея. Для этого можете воспользоваться дополнительной информацией и материалами сайта.

Дом-музей Б. Л. Пастернака

(Московская область, посёлок Переделкино, ул. Павленко, дом 3)

Дом-музей Б. Л. Пастернака был открыт в 1990 г. на даче Литфонда в Переделкино, где поэт жил и работал с 1939 по 1960 г. Об этой земле он писал:

У нас весною до зари

Костры на огороде, —

Языческие алтари

На пире плодородья …

Я за работой земляной

С себя рубашку скину,

И в спину мне ударит зной

И обожжёт, как глину.

Экспозиция музея знакомит с жизненным и творческим путём поэта.

Задание 49

Просмотрите экспозиции литературных музеев на сайте Музеи России (http://museum.ru/). Допишите текст заочной экскурсии по разработанному плану-показу экспонатов музея, посвящённой жизни и творчеству русского писателя. Подберите иллюстративный материал, оформите свои выводы в презентацию, с которой выступите перед классом.

Путешествие по Чеховским местам.

Жанр работы: Заочная экскурсия.

Автор работы: Кушнир Виола, обучающаяся 6 класса МБОУ Ефремовская СОШ

Руководитель: Мисикова Инна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

       Я живу в Ростовской области, Неклиновском районе, селе Ефремовка. Это место для меня сейчас стало родным, потому что моя семья переехала сюда жить из города Находка.   В селе Ефремовка  я живу  всего 3 года  и думаю, что  здесь  живут самые добрые люди, здесь степи красивы в своей простоте, незабываемы для тех, кто видел их хотя бы однажды.

       Идя по траве и глядя в безмолвное небо, я ощущаю лёгкость и свободу, идущую от безумной энергетики степей. Ветер дует в лицо, будто омывая его от грехов и плохих мыслей,  доставляет  хорошее настроение и заряд энергии. Интереснее всего лежать на мягкой траве и смотреть в небо, представляя, что то или иное облачко похоже на какое-нибудь животное.  Мне кажется,  даже небо в Ростовской области особенное! Оно разливается всеми оттенками синего, голубого цвета. По небу плывут мягко облака, не замечая одинокого путника. Огромные, перистые, лёгкие, как пёрышко. Такое небо вдохновляет на творчество!

        Как же было мне интересно узнать о том, что эти места очень любил Антон Павлович Чехов! Да, да! Для меня это было открытие, когда на уроке литературы учитель рассказала о нашем земляке, который  частенько  бывал  в гостях на хуторе Котломин. Поездки в гости, пение по праздникам в церкви, где священником был сначала Жемчужников, потом – Колпиков, оба стали добрыми знакомыми  Чехова.  Наблюдения за всем, что происходило вокруг:  смех, шутки – всё это было в жизни Чехова в Котломино и  навсегда оставило в его душе тёплые воспоминания.  Антон Павлович Чехов признавался: «Ужасно люблю всё то, что в России называется имением. Это слово ещё не потеряло своего поэтического смысла».

      В хутор  Котломин  Чехова  привела дружба с Василием Зембулатовым, которая началась в гимназии, продолжалась в годы студенчества и сохранялась до последних дней  жизни Антона Павловича.  Возможно, пребывание в Котломино — это наиболее весёлые и беззаботные страницы жизни Антона Павловича.
              Усадьба друга выглядела довольно скромно:  дом на возвышении, хозяйственные постройки и фруктовый сад с беседками. К речке Мокрый Еланчик вели выложенные камнем дорожки. Всё утопало в зелени, звонкие голоса птиц дарили  прекрасное настроение.

      Старший сын Василий  Ивана Васильевича Зембулатова  приглашал к себе  на лето Антона Чехова в гости . Было это в июле 1879 года, когда Чехов окончил таганрогскую гимназию. Котломино и общество Зембулатовых, видимо, так полюбились Антону, что на следующее лето он вновь приехал в гости.  По  окончании гимназии Василий и Антон стали  студентами-медиками Московского университета.  

       Летом Чехов со своим товарищем в  большой беседке в саду продолжали свои  «научные занятия».  Их деятельность  у хуторян вызывали суеверный страх: двое странных юношей проводили опыты над лягушками и крысами, которых добывал для них младший брат Василия Виссарион.
      В соломенной шляпе, в красной рубашке, босой – таким запомнился молодой Чехов хуторянам.

      Теперь об этой истории рассказывают  их внуки и правнуки – нынешние старожилы. Гость особенно любил охотиться на воробьёв и ловить рыбу (последнее целиком поглощало его внимание: не замечал и местных ребятишек, которые сидели в стороне и считали, сколько рыбёшек он выловит).
    О происшествии на рыбалке Зембулатов, сам принимавший участие в забавах Антона Павловича,  вспоминал,  уже будучи заседателем слободы Покровской Таганрогского округа.  

    Однажды они оба причалили к берегу в корыте, которое заменяло им лодку, и, как обычно, никого не замечая вокруг, следили за поплавками. В этот момент госпожа Зембулатова незаметно подошла к ним и шутки ради перевернула корыто. Антон Павлович в долгу не остался, как был  мокрый и грязный  отправился в дом и лёг в гостиной на мягком диване. 

     Когда в Таганрог стали приходить журналы с юмористическими рассказами, подписанными «А.Чехонте», Виссарион, его отец и мать,  легко угадывали, кто скрывается под псевдонимом: сценки в рассказах были им знакомыми. Над рассказами не смеялась только мать Василия и Виссариона, не понимавшая, зачем описывать, «как люди едят, пьют, спят, гуляют и, вообще,  проводят свою жизнь. А в следующий приезд гостя пригрозила сжечь его чемоданчик с рукописями.  

           Вскоре чемоданчик и вправду исчез. Благодаря Виссариону удалось узнать, что к похищению была причастна дворовая девочка Олька.  Антон Павлович пригрозил виновнице, что сделает из неё такой же череп, какой поставил в своём кабинете на горке книг (череп всех приводил в трепет, из-за чего в кабинет никто из домашних, к удовольствию Чехова, заходить не хотел). Разрыдавшись, перепуганная Олька показала тайник: полуразрушенный шалаш в саду, где был спрятан чемоданчик.

         Чеховские места не потеряли своей прелести. Дорога на хутор Котломин начинается в селе  Ефремовка,   вдоль улиц – сирень, грецкий орех,  тополя  и акации, дикие абрикосы,  которые  в здешних  краях называют  жердёлами.          В высоких травах ,  под обрывами,  среди тростника – фиолетовые язычки Мокрого Еланчика, а за рекой, за низиной – бугры, разделённые овражками: ковыль, полынь, разнотравье.  

        Это фантастический край — Донская  степь.  Когда смотришь на эти балочки и холмы, бугры и овраги,   вспоминаются «степные рассказы»  А.П. Чехова. Я думаю, мне повезло, что живу здесь, в селе Ефремовка, в крае, котором называю «Чеховским местом».

автор: Поволоцкая Екатерина Игоревна 10 “А” класс

Руководитель: Трапезникова Елена Вячеславовна

учитель русского языка и литературы МОУ “СОШ №1” Копейского городского округа Челябинской области

Сочинение-заочная экскурсия “Жаркие. Зимние. Твои”

Автор сочинения: Поволоцкая Екатерина, ученица 10 класса МОУ «СОШ №1»

Тематическое направление “Только у здоровой нации есть будущее”.

Тема сочинения: “Жаркие. Зимние. Твои”.

Жанр: заочная экскурсия

Главная ценность нашей жизни – это здоровье, его значение переоценить невозможно. Здоровье – это состояние полного физического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Зачастую нет нужды говорить, насколько серьёзное и видимое значение имеют физкультура и спорт. И очевидно, что только здоровая нация имеет будущее .

Однако мой семилетний младший брат никак не мог понять важность спорта в нашей жизни и, как следствие, полюбить физические упражнения. И вот я дождалась поездки, которая, я уверена, должна изменить его мнение о спорте. Я собираюсь показать брату место, где три года назад горел золотой Олимпийский огонь.

В первый же день пребывания в Сочи мы поехали в Олимпийский парк. Сегодня это не только главная достопримечательность Олимпийской столицы, но и энциклопедия побед российской сборной, которая приехала на Черноморское побережье с неугасаемой верой в мечту. Мы подходим к месту, где можно заново ощутить дух той незабываемой Олимпиады, и еще издалека видим развевающиеся на ветру десятки флагов разных стран. Тогда над Россией звезды загорелись самым ярким пламенем и город Сочи сказал «привет» на разных языках гостям со всего мира.

 «Эти игры «Жаркие. Зимние. Твои »,- гласил девиз Олимпиады 2014. И правда, для каждого человека она стала чем-то особенным. А жарко стало уже на Открытии, которое состоялось в самом потрясающем сооружении Олимпийского парка – на стадионе «Фишт». Я подхожу ближе и с замиранием сердца вспоминаю грандиозное зрелище, которое лишний раз подчеркивает важность этих соревнований. Тогда мы впервые приближались к Олимпийскому парку, идя по набережной. Ветер с моря пронизал одежду, и никто не осмеливался заходить в его свинцовые волны. Огромная веселая толпа, с нетерпением ожидающая шоу, стремительно шла по направлению к стадиону. Мы все готовы были наблюдать за красивой, содержательной демонстрацией национальной гордости и истории нашей страны. Перед нашими глазами пролетали истории любви, моменты кинематографа, сказки, открытия соотечественников, упоминания о подвигах наших предков. Это была Россия, которой есть что рассказать миру, которая еще раз подтвердила, что ей не зря выпала честь проводить Олимпийские игры. Трибуны сочинской арены ревели, поддерживая спортсменов, несущих флаг родной страны, горевших желанием сделать шаг к своей звезде и подняться на пьедестал под гимн своей державы. А выходя из стадиона, люди чувствовали себя одной огромной семьей, что побывала  в другом измерении, измерении спорта, ярких эмоций и дружбы. 

Мы продолжаем идти по Олимпийскому парку и видим уникальные стадионы, на которых уже на следующий день после Открытия спортсмены выступали за честь своей страны. Эти здания без лишних слов передают атмосферу борьбы и побед, ведь они пропитаны энергией тысяч болельщиков, которые с замиранием сердца ожидали новых рекордов. Мы видим ледовый дворец, формой напоминающий замерзшую каплю. В «Большом» проводились соревнования по хоккею. Эмоции – это главный двигатель спорта, и здесь накал страстей передавался с трибун на лед и обратно. Конечно, во время подготовки спортсменам очень сложно психологически: на них возлагается большая ответственность, но человек закаляется, становится более устойчивым морально. Никто не может почувствовать то, что испытывает спортсмен, когда преодолевает себя, когда одерживает победу и встает на пьедестал почета. Такие эмоции стоят очень дорого.

Дальше мы подходим к дворцу спорта «Айсберг», на льду которого головокружительные пируэты фигуристов сменялись их блестящими поддержками. Они брали своим артистизмом и мастерством настолько, что зал забывать дышать, у многих на глазах появлялись слезы. Фигуристы отдавались своим программам без остатка, заставляя нас верить каждому движению. Люди размахивали флагами, носили с собой талисманы Олимпиады, рисовали на лицах триколор, обменивались коллекционными значками, участвовали в конкурсах, заходили в музеи спонсоров. Олимпиада объединила весь мир любовью к спорту и желанием быть частью неповторимого события.

Сочинское солнце горит в небесах, а мы идем мимо конькобежного центра «Адлер-Арена», ледовой арены «Шайба», кёрлингового центра «Ледяной куб», которые воплощают  мощь спортивного мира Российской Федерации. Блестящие выступления команд показали, что наша сила в единстве. Спортсмены ломали границы, открывали в себе новые возможности, познавали собственную силу, неведомую ранее. Все они проходили свой нелегкий путь до конца. Этим  объясняется умение спортсменов побеждать болезни: у них в крови способность активировать скрытые силы  организма, когда это необходимо.

Начинает смеркаться, мы выходим на центральную или, как ее часто называют, Медальную площадь и слышим, что, как струны, зазвенели струи поющих фонтанов, желая подарить нам сказочное шоу. А тогда здесь в вечернее время проходило награждение победителей. Сейчас на стене Славы выгравированы имена всех олимпийских и паралимпийских медалистов, сердца которых загорелись огнем долгожданных побед, а рядом стоят Олимпийские кольца – символ, обозначающий единство континентов.  

Мы выходим из Олимпийского парка под торжественные звуки песен, играющих здесь каждый вечер. Наша прогулка подходит к концу, и воспоминания невольно обращаются ко дню Закрытия игр.  «На трибунах становится тише… тает быстрое время чудес», люди собираются возвращаться домой, с трудом произнося: «Олимпийская сказка, прощай!». Но «Олимпийское звонкое эхо остаётся в стихах и в сердцах». Спортивное настоящее и будущее нашей нации отражается в  спортивных подвигах, в светящихся глазах зрителей. Так случилось, что зима 2014 года стала жарче лета. И в Сочи, овеянном Олимпийской славой, отражаются, как эхо, слова: «Быстрее. Выше. Сильнее».

И вот мы идем вдоль дороги, освещенной цепью фонарей,  очарованные волшебством легендарного парка. Семилетний мальчик почувствовал силу, которую показывали здесь спортсмены с железной волей. Он воодушевился и решил, подобно им, заняться спортом, ставя личные рекорды и укрепляя свое здоровье. И я уверена, что Олимпийские игры зажгли подобное желание не только в нем. Подарив один праздник для всех, они пробудили интерес к спорту у детей и взрослых в нашей стране.


0

Как писать сочинение в жанре «заочная экскурсия»?

1 ответ:



1



0

Так и нужно писать, как это рассказывал бы экскурсовод — концентрируем внимание читателя на тех или иных сторонах рассматриваемого предмета или явления, добавляем интересных и познавательных подробностей, задаем возможные вопросы и тут же отвечаем на них. Рассказываем также и о событиях, которые были с рассматриваемым предметом или явлением связаны.

Читайте также

Интересное сочинение, так как тема (моя любимая птица) позволяет о многом порассуждать.

Самое первое, необходимо выбрать птицу, о которой вы будите писать. Постарайтесь понять, почему именно эту птицу вы выбрали, дальше об этом и в сочинении можно написать. Я бы выбрал голубя, так называемую птицу мира. Вообще, я люблю кормить голубей, про это и писал бы, также можно подойти немного с юмором к работе и написать, что только памятники голубей могут не любить.

План такой: вступление (укажите выбранную птицу и немного о том, почему именно ее вы выбрали), основная часть (самая объемная часть сочинения, напишите, какая от этой птицы польза, это может быть что-то незначительное для всех, но невероятно важное для вас) и заключение (выводы по всему сочинению).

Моя Родина — Беларусь, но писать буду на русском, с белорусским языком плоховато.

Родина — это то место, где мы появились на свет и я считаю, что им необходимо гордиться. Можно начать с того, в каком городе Беларуси вы родились, чем данный город примечателен и известен, также можно вспомнить различные легенды с ним связанные и так далее. Я родился в Барановичах, мы стали городом из-за железной дороги, еще есть истории о баранах. Дальше можно о всей Беларуси порассуждать, мы маленькое государство — но знаем себе цену. Также стоит отметить, что мы мирное государство, а «сражаемся» и «воюем» только на спортивных аренах. Можно вспомнить выдающихся наших спортсменов, благодаря которым нас знают по всему миру: Дарья Домрачева, Екатерина Карстен, Юлия Нестеренко, Иван Тихон, Александр Медведь и многие другие. В общем, необходимо включить фантазию, ведь в таком сочинении о многом можно написать.

План стандартный: вступление (порассуждайте о том, что такое Родина), основная часть (о своем городе и о Беларуси в целом напишите), заключение (общие выводы по всему сочинению, можно написать, что вы гордитесь своей Родиной).

Зима в моем городе — понятие относительное. Потому что я живу на юге, и иной зимой снега не бывает вообще. А если пройдет дождь (да-да, дождь), и утром вода замерзнет до льда, дети радуются, а взрослые по-разному относятся к гололеду. Те, чей возраст постарше, боится упасть, потому как степень ответственности дворников за уборку придомных территорий приближается к нулю.

Зима в моем городе скорее она похожа на ноябрь — утром на траве изморозь, часто идет длинный и нудный дождик, который вызывает жалобы, а не радость. У нас в этом году главные елки города смогли установить только за неделю до нового года — мешал бесконечный дождь.

Но зима — это и новогодние праздники, которые приносят радость для всех. Устанавливают елки, город украшается, как может.

В магазинах много распродаж, все рыскают в поисках оригинальных подарков.

В школах — долгие зимние каникулы, в вузах — каникулы после окончания зимней сессии.

Прошел январь — остается всего лишь один маленький месяц до весны. Его надо пережить, не зря же его название в украинском языке устрашающее — «лютий». Он таким и есть — с заметелями, с сильным ветром. Зима не хочет уступать до начала марта. Но понимаешь — это ее последний вздох. И весна необратимо придет, принесет радость знакомства с листвой и цветением всего, что может цвести.

Береза — очень красивое дерево. Оно стройное, с белым стволом и мягкими спадающими ветками.

Во все времена года береза хороша.

Весной на березе появляются нежно-зеленые листья и длинные, очень красивые сережки. Летом береза дарит нам легкую тень, а листья летней березы шуршат на ветру, как нежная музика. Осенью береза одевает ярко-желтый наряд. Листья постепено опадают, мягко кружась на ветру. Зимой дерево отдыхает. Особенно прекрасна береза, покрытая инеем или снегом.

Мы все очень любим березу за ее особенную красоту, нежность и неповторимость. Удивительное дерево.

У этого самого отца, помимо судимости, наверняка есть какая-то профессия. Вот и обратите на это внимание. Судимость описывать, конечно же, не надо. Пусть ребёнок напишет кем работает папа. Расскажет обобщённо об этой профессии и конкретно об отце. Этого будет достаточно для сочинения.

Цели работы: обобщить методические материалы, посвящённые целесообразности, подготовке и проведению заочных экскурсий; показать пример проведения заочной экскурсии перед изучением рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

Биография писателя – один из существенных разделов науки о литературе. Необходимость работы над биографией писателя обусловлена спецификой художественной литературы. Познать художника слова, его жизнь – значит одновременно познать особенности его эпохи, проникнуть в общественную психологию поколения, к которому он принадлежал. В самой жизни выдающегося человека отражаются неповторимые черты его времени.

Биография важна не только потому, что способствует уяснению истории литературы с её сложностями. Она не в меньшей мере нужна для того, чтобы подготовить учащихся к уяснению конкретных художественных произведений. Биографические факты являются одним из источников художественного образа. «В творениях поэта всегда, нередко даже без его на то согласия, отражается он сам, отсвечиваются его собственный образ мыслей, его чувства, опыты, наклонности, любимые занятия», – писал В. К. Кюхельбекер [9: 238]. Конечно, значение и смысл образа всегда шире и глубже биографического факта, который использован в произведении. Тем не менее мы не можем не учитывать того, что события личной жизни писателя определяют содержание художественного образа.

Осмысление биографии писателя неразрывно связано с теми методами, которые используются при её изучении. Необходимо для каждого писателя найти свой биографический «ключ», выбрать свой методический приём. Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. Но в практике преподавания литературы широко используются и следующие приёмы: 1) самостоятельная работа (это могут быть самостоятельно подготовленные выступления учащихся на уроке или же полностью самостоятельное изучение материала); 2) уроки-концерты; 3) уроки по письмам и воспоминаниям; 4) киноуроки.

Интересным приёмом изучения биографии является заочная экскурсия. Методика подготовки и проведения заочной экскурсии давно и широко разрабатывается методистами.

Из числа изученных нами работ большая часть носит характер обобщения практического опыта. Но и этот материал позволяет сделать определённые выводы о ходе подготовки, проведения заочных экскурсий, их целесообразности. У. И. Тельчарова первой описала проведение «воображаемых путешествий». Работа проводилась учителем и учащимися во внеурочное время, тогда, когда у учащихся уже были определённые знания о писателе (например, на этапе повторения). Она включала большую самостоятельную исследовательскую работу учащихся по изучению жизни и творчества писателей. У. И. Тельчарова проводила «путешествия» в младших классах, сочетая их с занятиями по русскому языку.

С У. И. Тельчаровой соглашается. Н. В. Мирецкая, которая считает, что «юный человек легко становится потребителем, если его ограждать от преодоления трудностей во имя важной цели. Подготовка к любой литературной поездке у школьников, которые к ней духовно подготовлены, неизмеримо выше, чем у тех, кто всё слышит впервые» [8: 55-57].

Обе учительницы подчёркивают важность работы, которая продолжается и после «путешествий» (оформление альбомов, написание сценариев, постановка спектаклей).

Готовясь к экскурсии, учащиеся самостоятельно открывают для себя писателя, его творчество, эстетические, нравственные позиции. А познанное самостоятельно по-настоящему переходит в убеждение и характер. В этом особенная ценность «экскурсий», которые готовятся и проводятся при максимальной самостоятельности учащихся.

Такие выводы вытекают из опыта, описанного в статьях У. И. Тельчаровой и Н. В. Мирецкой.

Каковы же основные требования, предъявляемые к заочной экскурсии?

Обратимся для ответа на этот вопрос к учебнику под редакцией З. Я. Рез, где глава, посвящённая изучению биографии писателя в школе, содержит важнейшие положения работы В. Г. Маранцмана. Если в учебнике 1977 года издания содержится практический материал (заочная экскурсия «Тургенев в Спасском-Лутовинове»; этот материал воспроизводится и в кн.: Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994), то уже в издании 1985 года исследователь сосредоточил своё внимание на теоретических положениях.

Заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринуждённо знакомит со сложными вопросами.

Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углублённая работа по её подготовке.

Составление сценария заочной экскурсии – дело сложное, кропотливое, длительное. Для того чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуются при заочном путешествии, необходимо иметь разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатлений при заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала.

В соединении эмоциональной образности и богатства фактических знаний – ключ педагогического и психологического воздействия заочных экскурсий. Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе её развития возникает беседа, даётся простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Подготовка к заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные планы, фотографии – всё это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль подчёркиваем музыкальным лейтмотивом; иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она даётся в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

В процессе проведения заочной экскурсии необходимо органическое соединение всех её элементов (речи, зрительного ряда и звукового оформления). Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всём этом приходится помнить при проведении экскурсии.

Сам рассказ экскурсовода должен быть нагляден, точен, живописен и при всей тщательности подготовки обладать заразительностью импровизации. Всё, о чём идёт речь в заочной экскурсии, должно предстать перед учениками непосредственно, как происходящее «сегодня, здесь, сейчас», потому что только импульсивность, незаданность речи поможет сложиться живым впечатлениям.

Облик писателя, его судьба вызывают у учащихся наибольший интерес и взволнованность тогда, когда мы создаём на уроке атмосферу непосредственного контакта с художником, когда обстоятельства его жизни предстают в конкретных картинах.

В этих целях полезно проследить течение одного дня (Толстой в Ясной Поляне), провести с писателем три вечера в разном окружении, в разных ситуациях (Пушкин в Аничковом дворце, в кругу друзей и дома, за письменным столом, наедине с рукописью и книгами).

Перемены в душевном складе и мировоззрении писателей могут быть замечены при рассказе о том, как по-разному в разные годы воспринимались ими места, связанные с юностью (Тургенев в Спасском-Лутовинове; «Отечество нам – Царское Село»). Своеобразие облика писателя можно выявить, показав, как различно ведут себя люди в сходных ситуациях («Узники Петропавловской крепости (декабристы, Чернышевский, Горький)», «Чернышевский и Достоевский на каторге»). Увлекательны и заочные экскурсии, построенные как путешествие вместе с писателем. Они дают возможность увидеть, как разнообразные впечатления связываются с творчеством, творческими замыслами, как писатель вторгается в жизнь не только своими произведениями, но и непосредственными действиями («С Пушкиным по следам Пугачёва»).

Трудность и увлекательность заочной экскурсии состоит в том, что это путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Ещё одно положительное качество заочной экскурсии – работа творческого воображения учеников. Рассказ поддерживается зрительными впечатлениями не всецело, как в кино, а только в отдельных звеньях, эпизодах. Однако сопоставления рассказа и картины (фото, рисунка и др.) как бы рождают психологическую инерцию: ученик видит картину даже тогда, когда перед ним на экране ничего нет, а звучат только слова рассказа.

Все эти соображения позволяют думать, что заочная экскурсия может стать одной из постоянных форм работы при изучении биографии писателя.

Заочную экскурсию представляется возможным проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя. Для творческого воображения нужен материал.

Вопрос об источниках заочной экскурсии – урока по биографии писателя – тесно связан с отбором, организацией материала. Для заочной экскурсии опасна излишняя детализация, она может утомить учащихся. Важно не попасть в плен быта. Когда мелочи доминируют, получается экскурсия такого типа, которую высмеял В. В. Маяковский в стихотворении «Версаль»:

Вот тут

Помпадуршу

водили под душ,

вот тут

помпадуршины спаленки.

Каждая деталь должна быть значительной, в ней должен ощущаться подтекст.

Какие элементы заочной экскурсии представляются необходимыми?

Во-первых, заочная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать «жизнь лица», отражение характера и мыслей в портрете.

Во-вторых, учащиеся должны понять, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение. Обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг любимых произведений искусства и авторов – всё это должно постепенно подводить к выявлению лейтмотива творчества того или иного периода. Заочная экскурсия даёт возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности, позволяет вовлечь ученика в мир писателя, приобщить его исторически, эмоционально к давнему времени. При чтении произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, волнующим, если изучение биографии оказалось содержательным. Нельзя разрушать эмоциональный настрой после экскурсии. Но ведь материал должен закрепляться. Как же добиться этого? Учащимся предлагается к следующему занятию прочитать материал по учебнику и сравнить с тем, что они узнали на уроке. Возможно на следующем уроке задание по составлению плана ответа по данному материалу.

Важно, чтобы вопросы и задания требовали осмысления биографии писателя в целом. Ответы учеников при этом оцениваются.

Рассмотрим практическое использование заочной экскурсии на примере изучения сведений о писателе в 6 классе.

Урок изучения рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» является уроком изучения нового материала.

Структурными элементами данного урока являются вступительное занятие и работа над текстом (его чтение). Этот выбор целесообразен, т. к. даёт возможность реализовать поставленные задачи.

Работе с текстом предшествует слово учителя, готовящее первоначальное правильное и глубокое восприятие произведения.

Заочная экскурсия, проводимая учениками, помогает создать живой образ автора. Материал, используемый для экскурсии, обличён в яркую художественную форму, звучат выдержки из писем самого писателя, его близких. Широко использована и словесно-образная, и художественно-изобразительная наглядность (представлена репродукция прижизненного портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина, словесные описания тургеневских мест Орловщины подкреплены зрительным рядом). Сочетание этих видов наглядности очень органично.

Произведение сравнительно небольшое, чтение его проходит в классе. Учащиеся могут следить за чтением по книге или же просто слушать. Подготовленные ранее учащиеся читают диалоги мальчиков по ролям. Чтение учителя, учащихся эмоционально.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Цели урока:

1) в области знаний: дать новые сведения о биографии писателя; познакомить с содержанием произведения;

2) в области умений (навыков): развивать творческое воображение, навыки выразительного чтения эпического произведения; формировать умение высказывать своё мнение, активно слушать других учеников, работать коллективно;

3) в области ценностей: воспитывать патриотизм; пробуждать восхищение красотой русской природы.

Оборудование: презентация (репродукция портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина; фотографии с изображением мест, связанных с именем И. С. Тургенева); выставка книг И. С. Тургенева и книг, посвящённых И. С. Тургеневу; творческие работы учащихся (рисунки, сообщения, рефераты).

На доске сделана запись:

И. С. Тургенев «Бежин луг».

Домашнее задание: прочитать рассказ;

ответить на вопросы учебника после текста рассказа.

Ход урока:

I. Организационный момент.

ΙΙ. Изучение нового материала.

1) Вступительное занятие.

Объявление темы урока и запись её в тетради.

– Назовите произведение И. С. Тургенева, изученное в пятом классе.

– Против чего выступает И. С. Тургенев в этом рассказе?

– И. С. Тургенев тесно связан с Орлом.

Учитель читает стихотворение об Орле.

– Давайте вспомним места, связанные с именем И. С. Тургенева. Экскурсоводы, вам слово!

И. С. Тургенев. Портрет кисти И. Е. Репина

Ученица. В памятной книжке, куда Варвара Петровна Тургенева собственноручно заносила важнейшие сведения своей жизни, есть запись: «1818 года 28 октября в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра. Крестили 4-го числа ноября…».

Зиму Тургеневы прожили в своей орловской городской усадьбе. С первыми жаворонками собирались в Спасское-Лутовиново. А весна не задалась. Была она недружная: снега не вдруг сходили, и дороги не сразу налаживались. Многие помещики тогда из-за бездорожья из Орла в деревню перебираться не отважились. Тургеневы – в том числе. Куда, право, тащиться – за 60 вёрст, по распутице да ещё вдобавок с младенцем на руках, которому ещё и полугода-то не минуло!

Позаботилась, однако, Варвара Петровна, чтобы дитя крепким вырастало. И в городе не захотела лишать его «красных дней».

Мамка и француженка «для присмотра», что в колыбельке сына Варвары Петровны в городской сад привозили погреться на солнышке и подышать мартовским ветерком, облюбовали последнюю дорожку на берегу, над самой Окою. Здесь и стояла подвижная тургеневская зыбка… Поэтическое воспоминание о первой весне великого писателя из уст орловских старожилов записал Н. С. Лесков. «Отсюда,– писал Николай Семёнович, – знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами небо и землю, и, может быть, здесь же было бы хорошо поместить памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественниках чувства человеколюбия и прославивший свою родину доброю славою во всём образованном мире».

В нынешнем орловском парке культуры и отдыха на «Тургеневском бережку» беседка в старинном духе поставлена. Смотреть отсюда хорошо. Перед тобою Орёл – город Тургенева, созидающий новую жизнь.

Дворянское гнездо. Орёл

Ученик. На перекрёстке когда-то тихих Борисоглебской и Садовой, а ныне улиц Тургенева и Горького, в старинном дворянском особняке располагается Государственный музей И. С. Тургенева. Впервые его двери открылись в ноябре 1918 года, когда торжественно отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-орловца.

В конце 1905 года владелица тургеневской усадьбы перевезла в Орёл вещи и книги писателя. А в глухую ночь на 19 января 1906 года большой усадебный дом в Спасском сгорел дотла…

Государственный музей И. С. Тургенева

Ученица (рассказывает о Спасском-Лутовинове, обращаясь при этом к изображению дома в Спасском.)

Спасско-Лутовиновский парк, словно песня – могучая, тысячеголосая, сложенная по замыслу неведомого нам художника. Кто он – этот человек, что строго и неуклонно прочертил прямые, как полёт стрелы, аллеи? По чьей задумке породы деревьев подобраны так, что в осеннюю пору их вершины, вспыхнувшие головокружительным разноцветьем, всё же воспринимаются как дерзко сочинённая гармония золотых берёз, зорево-багряных осин и малахитового бархата елей?

Не дошло до нас имя и звание этого мастера. Не знаем, как звались те крестьяне, что в самом начале XIX столетия в быль превращали задуманное ради украшения родной земли.

Тяжка была эта работа. Липы выбирали двадцатилетние. Выкапывали осторожно – не поранить бы корни. Везли липки в Лутовиново аж за 30 вёрст. Лошади надрывались…

Так начинался Спасско-Лутовиновский парк, что напоминает тысячеголосый хор. Есть в нём и «песенка» Ивана Сергеевича Тургенева. Зовётся она «аллеей ссыльного».

Ученик. О спасских липах, пахнущих мёдом, солнцем пронизанных, окутанных пчелиным гудом, помнил Тургенев на чужбине. Вспоминал, наверное, и названия аллей, что дерзко, стремительно рассекают зелёную громаду парка. «Центральная», «Поперечная»… Припоминал безымянные дорожки и тропки, по которым легко можно пробраться к облюбованным в детстве «фаворитным местечкам».

Милые тургеневские липы!

На них плясали отблески потешных огней, что сверкали в парке, когда веселила своих гостей хлебосольная Варвара Петровна. Под ними вышагивал вёрсты Иван Сергеевич, раздумывая над судьбами России и своих современников. Ходили здесь Лев Толстой, Фет, Щепкин, Савина, Некрасов, Григорович, Иван Аксаков, Полонский, Гаршин, Гиляровский… Багровым заревом осветились аллеи, когда январской ночью 1906 года заполыхал и дотла сгорел Большой усадебный дом. Падали и по-солдатски умирали деревья – ровесники XIX столетия под топорами гитлеровцев в горькую осень 1941 года .

По-прежнему неувядаемо могуч и великолепен Спасский парк.

Видением Родины вставал он перед писателем на чужой земле, заставляя сильнее трепетать тоскующее сердце.

Липовая аллея в Спасском

Учитель. Отправляясь учиться в чужие края, юноша Тургенев прощался с милым Спасским. И чтобы память по себе оставить, принёс из ближнего леса облюбованный дубок и посадил его в парке, на поляне, что недалеко от центральной аллеи.

Рос тургеневский любимец неторопливо.

А в сознании самого Тургенева входившее в рост дерево сливалось с образом родины, возникало символом её великой, нерастраченной силы. Недаром смертельно больной писатель, посылая последний привет родному краю, просил Полонского: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Сколько бурь пронеслось над Россией с тех пор, как одиноко и тяжко умиравший Тургенев хладеющей рукой выводил эти необыкновенные, пронзительные строки! Но по-прежнему несгибаемо, неколебимо стоит тургеневский дуб – величественный и могучий. Взглянешь на его непомерной силы мускулистые ветви, – и кажется, что на них, как на плечах Атланта, держится свод небесный.

Дуб, посаженный И. С. Тургеневым

Ученик. Есть на нашей земле места великой славы народной – Красная площадь, Бородинское поле, Мамаев курган… Вступаешь сюда с замирающим сердцем, обнажив голову. С нами здесь говорит сама История. Разве можно сравнить эти величавые святыни с тем лужком, что зеленеет на берегу речушки Снежеди, ничем внешне не примечательный, ничем не отличный от таких же луговых долинок, которых по всей России тьма-тьмущая?

Тут судьбы государства не решались. Не звенели мечи. Не раскатывались артиллерийские залпы. Не ликовали народные толпы.

Всего-навсего на это травке крестьянские ребятишки ночью пасли коней, грелись у костра, рассказывали друг другу занятные и жуткие бывальщины да небылицы… Мальчиков видел Тургенев, слышал их разговоры, на клочке бумаги заметил для себя: «Описать, как мальчики гоняли лошадей на пустыри ночью. – Огни… Бежин луг».

И описал… Пропел невиданной красоты песню будущему России – смышлёным и талантливым детям народа её, природе русской.

Бежин луг

Сохранился Бежин луг почти таким же, каким описал его Иван Сергеевич. Сталью поблёскивает Снежедь. Тяжёлые росы клонят высокую траву. Безлунные ночи так же хороши, как и в тургеневские времена.

И сегодня приходят люди к берегам Снежеди, на Бежин луг, без которого трудно представить себе Россию.

2) Чтение рассказа учителем и заранее подготовленными учениками, которые читают по ролям слова Павлуши, Илюши, Кости, Феди и Вани.

Словарная работа (сноски учебника).

3) Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Объяснение и запись домашнего задания.

Библиография

  1. Духан С. Е. Эстетическое воспитание в школе. – М., 1962.

  2. Изучение литературы в вечерней школе. Под ред. Т. Г. Браже. – М., 1977. – С. 98–106.

  3. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах. – Пособие для учителя. – М., 1969.

  4. Качурин М. Г. Изучение личности писателя в работе над художественным текстом. – В кн.: Искусство анализа художественной литературы. – М., 1971.

  5. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: Пособие для учителя. – М. – Л.: Просвещение, 1965.

  6. Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985. – С. 215 – 227.

  7. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

  8. Мирецкая Н. В. Путешествие в литературу // Литература в школе. – 1977. – № 1. – С. 55 – 57.

  9. Русские писатели о литературном труде. – Л., 1954.

  10. Тельчарова У. И. Воображаемые путешествия // Литература в школе. – 1959. – № 4. – С. 72 – 73.

  11. Тимерманис Н. В. Урок по письмам И. С. Тургенева // Литература в школе. – 1970. – № 4.

  12. Чирковская Т. В. Один из приёмов изучения биографии писателя в 7 классе // Литература в школе. – 1959. – № 5. – С. 23 – 27.

  13. Эстетическое воспитание в восьмилетней школе. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. 70 – 78.

***

  1. Афонин Л. Н., Мищенко А. И. На родине Тургенева. Предисл. Громова В. А. – 2-е изд., исправл. и доп. – Тула.: Приок. кн. изд-во, 1983.

  2. Винникова Г. Тургенев и Россия. – М., 1971.

  3. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1983.

  4. Тургенев в школе / Сост. Т. Ф. Курдюмова. – М., 1981.

Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна. «Силуэт к рассказу «Бежин луг»»

из книги «Типы из «Записок охотника» И.С.Тургенева в силуэтах» 1883 г.

  • Как написать сочинение без ошибок
  • Как написать сообщение о сказке
  • Как написать смешную сказку
  • Как написать смешной рассказ
  • Как написать слово пишется с мягким знаком или нет