В мире существует огромное количество сказок. Однако, читая книгу за книгой вы, вероятно, уже заметили, что сюжеты некоторых из них удивительно напоминают друг друга. Более того, исследовав их содержание подробнее, фольклористы обнаружили, что сказки, как правило, имеют схожие элементы из которых и складывается нить повествования. Используя эти литературные кирпичики, вы можете заполнять их по своему усмотрению и сочинять собственные сказки для себя и своих детей. Ну а если еще и вложить туда поучительную мораль и сделать главного героя, похожим на своего малыша, то сказка получится не только интересной, но еще и полезной. Впрочем, обо всем по порядку.
Сказки – прекрасный способ донести до своего ребенка какую-то мысль. Слушать родительские нравоучения о том, что зубы надо чистить два раза в день — скучно. Другое дело, если родитель расскажет захватывающую историю о злобном мохнатом кариесе, который строит норки в зубах ленивых малышей. Таких бытовых историй может быть целая куча на каждый случай жизни. Способна терапевтическая сказка исправлять и более сложные ситуации – вселять уверенность, учить дружбе, принятию и терпению. Но что делать, если ваш литературный талант находится в спящем состоянии? Для этого достаточно воспользоваться готовым конструктором сказок.
Основные элементы терапевтической истории
Начать можно со стандартной схемы волшебной сказки: «Герой, похожий на малыша, идет решать идентичную проблему, обретает друзей, навык и волшебное средство с помощью чего побеждает злодея». Если размахнуться, то этого достаточно для создания эпического произведения, но для обычной сказки на ночь не надо особых подробностей описательного характера. Скажем, если вы не можете придумать, что случалось по дороге с главным персонажем, достаточно общей фразы «долго ли, коротко ли, а пришел наш герой…». Ребенок будет рад, если он сможет сам добавлять какие-то детали.
Для этого, например, его можно специально подталкивать дополнять вашу историю: «Может быть, к подножью огромной горы? Или к избушке на курьих ножках?» И пусть ребенок сам скажет, куда же отправился его протагонист. Чем больше он включается в сочинение сказки, тем больше она ему нравится и тем лучше она работает. Главное – это соблюсти некоторые правила:
1. Главный герой всегда имеет элементы схожести с ребенком. Ему должен нравиться тот же цвет одежды или герой мультфильма, у него должна быть схожая комплекция и схожая проблематика. Это может быть его любимое животное или какой-то сказочный персонаж: эльф, фея, трансформер-бакуган или кто угодно еще.
2. Для героя необходимо создать безопасное волшебное пространство. Не все дети готовы слушать сказку про девочку, которая пачкает штанишки и получает двойки каждую неделю. Поэтому мы погружаем героя в «давным-давно, в некотором царстве», «На другой планете», «В одном обычном городе, только в Африке, где много диких обезьян». В волшебном мире совсем не страшно столкнуться со своей проблемой, но если он будет слишком похож на настоящий, то это станет повторением опасной ситуации, что уж точно не является ничем полезным для ребенка.
3. В сказке всегда присутствует друг героя – его помощник. Он может быть с ним с самого начала, а может прийти в «дороге». Как его придумать? Очень просто. Если у ребенка есть любимая игрушка. Скажем, Мишка, с которым он спит, то другу надо придать его черты. Например, сказать: «кстати он очень был похож на твоего котика Пуфина…» Очень хорошо, если он будет смешным – будет шепелявить, есть конфеты тоннами, падать в лужу и попадать в смешные ситуации. Смех, крик, дрожь, слезы, которые помогают ребенку прожить сказку со своим героем, разряжают эмоции и оказывают терапевтическое воздействие.
4. Герой со своим обретенным другом пытаются разрешить какую-то проблему. Для этого ему, например нужно выполнить три задания дарителя, спасти друзей, претерпеть удивительное преображение и получить волшебный артефакт для победы над злодеем.
5. Злодей. Никогда не должен быть слишком уж страшным, его можно победить каким-нибудь простым и доступным ребенком способом, этот способ можно проиграть тут же – нарисовать и разорвать, избить подушкой, рассмешить, чтобы он лопнул или применить полученное от дарителя волшебное средство.
6. Конец должен быть позитивный – проблема решена, герой вернулся домой, получил награду, женился и стал править королевством, где все рады и счастливы.
Кирипичи конструктора сказок
В качестве опорной конструкции для повествования, я предлагаю воспользоваться следующими элементами сказки, большинство из которых некогда вычленил известный российский ученный Владимир Яковлевич Пропп. Вы можете использовать их все, а можете часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).
2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).
3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).
20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Все эти функции можно выразить графически и сочинять удивительные истории с ребенком вместе, вытаскивая новую карту за картой.
При этом надо сказать, что основным работающим моментом сказки для ребенка будет тот яркий образ, который вы создадите. Одна правильная картинка, запавшая в голову может сделать гораздо больше удивительных приключений, созданного вами героя. Впрочем, если вы все еще сомневаетесь в своих способностях, попробуйте потренироваться на своей собственной сказке, и лишь потом браться за сказкотерапию детских проблем.
Для того, чтобы научиться пользоваться предложенной схемой, я предлагаю вам одно хорошее упражнение. Сочинить для начала сказку не о проблеме ребенка, а о своей собственной жизни. Скажем, «Сказ о богатыре русском Иване Смирнове» или «Принцесса-рассмеяна Аня Кашина». В данном случае, название не имеет значение, главное соблюсти предлагаемый порядок: «Герой выходит из дома и отправляется решать актуальную проблему, приобретая на пути недостающие навыки, знания, помощников и артефакты, побеждает злодея и воцаряется на троне».
Если в какой-то момент вы чувствуете, что не можете найти слова для продолжения истории, обратитесь к элементам конструктора, заполнив его любыми образами, которые придут к вам в голову: герои фильмов, сказок, литературы и кино тоже подойдут. Проще всего рассказывать такую сказку, если у вас есть благодарный слушатель. Но если вы предпочитаете творить в одиночестве, то оптимальный способ – записать получившуюся историю. После чего, вы можете вернуться к этой статье и самостоятельно поработать над получившимся произведением, воспользовавшись техниками из второй части статьи.
Анализ получившейся сказки.
Итак, вы сочинили свою волшебную сказку. Возможно, в ней присутствовали все элементы, предложенные в конструкторе, а может быть, выбрали всего несколько из них. В первом случае у вас получился сюжет в стиле современных кинофильмов, где все время что-то происходит, падает, взрывается, герой вынужден бежать, сражаться и выкручиваться, чтобы прийти к финишу. Во-втором – это более плавное повествование, в котором, как правило, присутствует много описательных деталей и диалогов.
Собственно, уже сама композиция многое говорит о характере сказочника. Каждый из нас вкладывает в свое сочинение частичку собственный души, и его темперамент так или иначе просвечивает между строк. Однако, если мы говорим об истории, которая может изменить вашу судьбу, то она должна стать не просто диагностической. Сказку придется уравновесить и привнести в нее определенные элементы. Для того, чтобы понять, как это сделать, мы должны разбить ее на части и посмотреть, что у нас вышло. А затем скорректировать повествование так, чтобы в нем присутствовали не имеющиеся элементы реальности с ее негативным сценариями, паттернами и установками, а те, о которых вы пока только мечтаете.
Подводя черту под всем вышесказанным, хочется обратить ваше внимание на тот настрой, который вы получите после рассказанной истории. Если сказка удалась, ее автор ощущает прилив сил, настроение его улучшается, и хочется что-то делать в реальной жизни. Это главный показатель работающей терапевтической истории. Запишите удачный вариант и перечитывайте его в минуту невзгоды, дополняя его новыми деталями и задачами. Если вы сумели написать такую сказку для самого себя, можете смело браться за терапевтическую историю для своего малыша.
(Автор: Анна Кашина)
Хороший детский психолог всегда предложит испробовать самые бережные, мягкие способы терапии, одним из которых является сказкотерапия. Этот метод необходим не только при коррекции психоэмоционального состояния, но и в повседневной жизни для воспитания и гармоничного развития ребёнка. В статье расскажем подробнее об этом направлении арт-терапии, объясним, как самостоятельно составлять сказку и заниматься вместе с ребёнком, какие возрастные особенности нужно учитывать.
Аудио-версия статьи «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать.
Казалось бы, что нового можно узнать о таком древнем, привычном процессе, как прочтение сказок детям? Но сказкотерапия – это не только проведённый вместе с ребёнком досуг и изучение чтения. Это, в первую очередь, мощный инструмент в детской психологии, который позволяет развить разностороннюю личность, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.
Интересно, что русские народные сказки, библейские сюжеты и рассказы всех народов мира часто построены по тем же канонам сказкотерапии, которые предлагают использовать психологи. Поэтому большинство родителей без теории всё отлично делают на практике, читая любимые книжки детям. Но в этой статье всё же попытаемся объяснить, чем сказкотерапия отличается от простого чтения на ночь и какие особенности этого направления нужно учитывать.
Что такое сказкотерапия
Дети и взрослые часто не могут говорить на одном языке. При этом трудности с объяснением возникают, в основном, именно у взрослых. К тому же, именно им, родителям, чаще всего нужно что-то объяснить, чему-то научить детей.
Чтобы максимально убрать возрастные различия и как бы встать на один уровень с ребёнком, сблизиться с ним, войти в доверие, взрослые для объяснения сложных явлений и причинно-следственных связей, для предостережения от опасностей и обучения часто использовали иносказания. Эти рассказы обрастали действующими героями, замысловатым сюжетом, образными выражениями и превращались в сказки, которые рассказывались из поколения в поколение. Так одна знаменитая сказка учит слушаться старших и не убегать от них, чтобы тебя не съела хитрая лиса, другая – не доверять прохожим, чтобы волк не вломился в избушку бабушки.
К середине XIX века интерес к сказкам, как к народному творчеству, проснулся у литературоведов – у братьев Гримм и А.Н. Афанасьева. Теперь сказочные сюжеты тщательно собирались в сборники, что дало возможность установить чёткие связи между, казалось бы, совершенно несвязанными сказками. Дело в том, что все поучительные рассказы строились по похожим сказочным сюжетам. Так народ методом проб и ошибок дошёл до осознания, что ребёнка легче и правильнее воспитывать, используя определённые последовательности действий, набор персонажей и так далее.
Затем за изучение сказок взялись психологи, они заметили, что сказки помогают пережить проблему, уменьшить боль, а также признать внутреннюю проблему и найти способы её решения. И вот эта врачующая способность сказки легла в основу нового направления в психологии – сказкотерапии.
Итак, сказкотерапия – это направление арт-терапии в психологии для воздействия на психику человека и для коррекции его психоэмоционального состояния посредством сказок.
Для чего используется сказкотерапия
Основное назначение сказкотерапии – развитие многогранной, разносторонней личности, а также мягкая коррекция нежелательного поведения, избавление от привычек, страхов и комплексов.
Сказки могут стать прекрасным подспорьем при воспитании ребёнка. Они сближают родителей и детей, дают прекрасные темы для рассуждений, открывают новые интересные факты. Сказкотерапию также эффективно используют специалисты, работающие с детьми – логопеды, психологи и педагоги. В зависимости от того, в какой сфере применяется метод, специалисты могут преследовать свои цели.
В детской психологии сказкотерапия помогает:
- избавиться от страхов, например, темноты, воды, замкнутого пространства;
- активизировать защитные механизмы психики;
- выбрать правильное решение в сложной ситуации;
- запрограммировать жизненный план ребёнка на будущее;
- с помощью ассоциаций воздействовать на личность, воспитывать черты характера;
- искоренить комплексы, например, из-за своей внешности, веса;
- бороться с расстройствами, в том числе с такими серьёзными, как нарушение пищевого поведения, склонность к суициду и т.д.
В педагогике тоже сказкотерапия используется часто. Метод позволяет добиться целей:
- сформировать правильные ценности и уйти от девиантного поведения;
- привить уверенность в себе и повысить самооценку;
- скорректировать характер;
- внушить верные стереотипы на примере персонажей из сказок;
- поддерживать моральные установки, формировать понятия добра и зла;
- развивать творческое мышление, фантазию;
- формировать уверенность в благополучном разрешении проблем.
Не менее востребован метод и в логопедии, особенно с детьми дошкольного возраста. Здесь специалисты с помощью сказок добиваются потрясающих результатов, могут развить:
- фонематическое восприятие звуков, их различение;
- артикуляцию и произношение;
- понятие слогов и слогоразделения слов;
- построение осмысленных последовательных предложений;
- навык построения высказываний – диалогов, монологов, пересказов.
Вне зависимости от того, в какой сфере используется сказкотерапия, и какие конкретные цели преследует специалист, сказка всегда помогает в одном: с её помощью у ребёнка формируется верный образ (поведенческий, речевой, моральный) на примере сказочных героев, ситуаций и сюжетов.
Методы сказкотерапии
В зависимости от возраста ребёнка и задач сказкотерапии можно использовать различные методики. Иногда можно их комбинировать или чередовать. В конце концов, это метод арт-терапии, поэтому и при составлении плана занятий можно взять за основу творческий подход. Или даже действовать по наитию, доверившись интуиции. В таком случае важно заранее узнать об основных принципах и распространённых ошибках. Но сначала поговорим о том, какие основные способы сказкотерапии существуют.
Составление сказки
Существует достаточно много готовых терапевтических сказок, но всё равно самый лучший вариант – когда сказку для ребёнка сочиняют родители. Мамы и папы гораздо лучше знают особенности своего ребёнка и могут привнести в сказку больше эпизодов из жизни семьи. Тем самым малышу будет проще идентифицировать себя с главным персонажем сказки.
Но также можно привлечь к составлению сказки и самого ребёнка. Основное достоинство этого метода в том, что появляется возможность выслушать ребёнка, узнать, что именно его волнует. Включение ребёнка в творческий процесс позволяет увидеть его ход мыслей, что обычно позволяет понять, какая сфера жизни, часть его внутреннего мира нуждается в помощи, коррекции или развитии.
Второй немаловажный бонус – это активное задействование воображения и развитие творческого мышления. Дети, которым довелось выступить в роли сочинителей, отлично фантазируют, со временем смогут придумывать самостоятельные сюжеты и образы.
При этом составление сказки в разы сложнее, чем классическое рассказывание, потому что приходится следить за общим ходом повествования. Ведь цель – подведение итогов, поэтому нельзя полностью довериться воображению ребёнка и плыть вместе с ним по течению. Где-то, в основных моментах сказки, придётся брать управление рассказом на себя, чтобы не нарушился основной вывод, не ушла мораль.
Рисование сказки
Этот способ можно использовать как самостоятельную терапию, так и в комплексе со сказкой. Бывают случаи, когда ребёнок отказывается от чтения сказок и в таком случае на помощь может прийти рисование. Можно попросить ребёнка нарисовать любой сказочный сюжет. Второй вариант после прочтения сказки можно дать ребёнку задание – нарисовать иллюстрацию ко всей сказке или к какому-либо конкретному моменту.
Надо проанализировать используемые цвета, детали картины, уровень прорисовки и общее настроение изображения. Оценивая выбор сюжета для иллюстрации и сам рисунок можно сделает выводы о том, что в данный момент тревожит ребёнка. Например, если главный герой нарисован маленьким и сбоку листа, то это может говорить о чувстве незащищённости у ребёнка или о низкой самооценке.
Обыгрывание сказки
Можно затеять настоящий театр или использовать при постановке подручные материалы – игрушки, куклы. Здесь нужно начать анализировать участие ребёнка с самого начала – за какого персонажа он захотел играть? Можно дополнительно спросить, почему он выбрал именно этого героя?
Если в ходе постановки ребёнок сам примеряет на себя роль, то важно напомнить ему, что он должен как можно убедительнее передать характер сказочного героя. Ребёнку придётся вжиться в роль, примерить на себя модель поведения, почувствовать положительные и отрицательные эмоции. Причём при постановке характер, как правило, бывает в утрированной форме, чтобы было проще его изобразить. А психолог внимательно следит за интонациями, жестикуляцией и мимикой ребёнка, чтобы определить направление дальнейшей работы.
Второй вариант обыгрывания сказки – это кукольный спектакль. При совместном изготовлении кукол можно многое сказать о психоэмоциональном состоянии ребёнка – какие материалы, цвета он берёт для одежды, на какие детали делает акцент.
Метод обыгрывания сказки позволяет:
- улучшить взаимопонимание между родителями и детьми;
- развить речь и навыки общения, построения диалога;
- задействовать воображение, фантазию и творческое мышление;
- развить мелкую моторику;
- снять эмоциональное напряжение.
Как составить терапевтическую сказку самостоятельно
Фольклористы давно это заметили и выделили архетипические сюжеты, список персонажей и даже предметов, которые можно буквально как кирпичики переставлять, чтобы построить свою уникальную сказку.
Как и в любом конструкторе, в сказкотерапии есть небольшая инструкция – это ряд правил, которые стоит соблюдать:
- Для детей до 5 лет желательно использовать в качестве главных героев животных. И обязательно с приставкой маленький. Например, маленький слонёнок Гоша или маленький львёнок Тимур. Для детей 5-7 лет в качестве главного героя лучше брать сказочных персонажей: фей, колдунов, рыцарей и принцесс.
- Ребёнок должен идентифицировать себя с главным героем сказки. Для этого можно взять видоизменённое имя ребёнка. Например, имя Миша можно трансформировать в Мимику, а Лёшу в Мошу. Так у нас могут появится герои: маленький жираф Мимика или отважный рыцарь Мока.
- В начале сказки нужно познакомить ребёнка с главным героем. А чтобы малышу было легче себя соотнести с ним, нужно добавить описание членов его семьи. На этом же этапе можно затронуть и основную проблему ребёнка. Например: В жаркой Африке жил-был маленький жираф Мимика. У него было много братьев и сестёр, и он любил играть вместе с ними на поляне около дома. Но вот только с одним братом, самым маленьким у него не складывались отношения.
- Сказка должна содержать в себе замещающий опыт. Это значит, что в сюжете сказки вы должны дать альтернативный вариант поведения ребёнка – как можно было бы поступить иначе. Психика ребёнка устроена следующим образом: представляя сказку и переживая то, что происходит с главным героем, ребёнок воспринимает себя, как действующее лицо. Соответственно, всё, что пережил персонаж, малыш воспримет на «свой счёт». И будет считать, что он сам поступал также. Тем самым он может получить решение своей проблемы или альтернативный вариант, что можно сделать в том или ином случае.
- Сказка – волшебная, а значит и герой должен находиться в сказочном воображаемом пространстве. Пусть это будет тридевятое царство, дремучий лес или мир драконов. Если сказка слишком будет похожа на реальность, то терапевтического эффекта добиться будет сложнее.
- Придумайте героя-помощника или волшебный предмет, который поможет решить все проблемы ребёнка. Это тот же конёк-горбунок, крёстная-фея, волшебный клубочек или ковёр-самолёт. Если вы придумываете помощника, пусть он будет забавным, запоминающимся. Юмор в сказкотерапии только идёт на пользу.
- В сказке всегда должен быть позитивный конец. Проблема решена, герой вернулся домой, изменил поведение и стал жить счастливо. Психологи утверждают, что конец обязательно должен быть жизнеутверждающим, потому что это обеспечивает ощущение психологической безопасности у ребёнка. Даже если конец сказки не оканчивается словами «жили они долго и счастливо», то всё равно окончание рассказа должно произвести положительный эффект, например, дать надежду на то, что из любой проблемы можно выйти победителем.
Сюжет сказки должен строиться по следующему принципу:
- «Жили-были». Начало сказки и знакомство с главным героем.
- «И вот однажды». Особенное обстоятельство, которое как бы запускает действие. Здесь герой сталкивается с проблемой.
- «Из-за этого». В этой части нужно рассказать о том, как ребёнок ведёт себя привычным образом.
- «и тогда». Вот здесь нужно показать, как можно решить проблему, как можно поступить по-другому или сделать что-то иначе. Здесь герою может на пути встретиться помощник, который поможет персонажу разрешить его трудности.
- «Пир на весь мир». Герой справляется со своей проблемой, и сказка заканчивается позитивным финалом.
- «мораль». Мораль желательно добавлять в сказки для детей старше 5 лет. Самое главное не стоит теребить ребёнка после прочтения сказки и спрашивать его всё ли он понял. Нужно дать ему время, чтобы он осознал всё, что произошло в сказке. Через время малыш сам вернётся к разговору о сказке и возможно, попросит прочитать её ещё не один раз.
Это общая канва произведения, внутри могут быть различные путешествия, странствия, испытания, встречи и расставания, находки и потери. Зная этот сюжетный путь, можно сочинить свою уникальную сказку, которая подходит именно для вашего ребёнка. При самостоятельном сочинении сказки можно более индивидуально подойти к проблеме, сделать акцент именно на те черты характера главного героя, которые вы хотите привить ребёнку. К тому же, можно включить в сочинение сказки самого ребёнка. Он может придумывать продолжение истории, размышлять над неожиданными поворотами сюжета или следовать за повествованием родителей.
Анализ результатов сказкотерапии
Провести анализ можно на примере рисования сказки. После прочтения терапевтической сказки предложите ребёнку нарисовать её. То, что он изобразит, может свидетельствовать, намекать (но не прямо указывать) на возможную проблему.
- Если главный герой, с которым ассоциирует себя ребёнок, находится вдали от других, обделён вниманием, это может говорить об ощущении одиночества или конфликт.
- Большое количество острых краёв – зубов, лезвий – может говорить об агрессии и опасности.
- Если основные предметы на рисунке маленькие и расположены, преимущественно, по краям бумаги, а основное место остаётся незаполненным, возможно, ребёнок чувствует тревожность.
Кроме того, важно оценить общее впечатление от рисунка, его настроение, выбор цветов, выражение лиц персонажей, погоду.
Арт-терапия обычно применяется комплексно, поэтому рисование сказки может быть как способом анализа самочувствия ребёнка, так и методом коррекции. Например, если вы заметили, что на рисунке главный герой самый маленький и беззащитный из всех, то в сказке можно сделать акцент на то, какой он сильный и смелый, как он прошёл через все испытания. Не удивительно, если при следующем рисовании сказки ребёнок захочет перераспределить место на бумаге, поставив главного героя в самый центр. Такой метод поможет увеличить уверенность в себе и самооценку ребёнка.
Анна Быкова рассказывает в своей новой книге «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад» о сказкотерапии, как о методе анализа самочувствия ребёнка в детском саду. С помощью сказки можно понять, хорошо ли ребёнку в новом коллективе. При сочинении сказки стоит обращать внимание на то, кого из ребят ребёнок будет выбирать на роль злодея, кто станет помощником, а кто нуждается в защите. Сказка помогает не только в диагностике проблем, но и в их коррекции. Так нужно обязательно привести рассказ к счастливому финалу. А в самой сказке не забудьте помочь главному герою победить злодея, а потом обязательно подружиться с ним.
Особенности сказкотерапии по возрастам
Сказкотерапия применяется и для детей, и для взрослых, но психологи считают, что в детском возрасте терапия более эффективна. При выборе сказки и метода работы обязательно нужно учитывать возраст ребёнка. Давайте рассмотрим основные проблемы детей по возрастам.
2-3 года
В этом возрасте дети, как правило, очень привязаны к родителям. Поэтому у них может появиться чувство страха от присутствия посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети опасаются животных или какого-либо вида транспорта. Мой сын в этом возрасте испугался трактора, которые проехал рядом с ним. Мы с мужем в течение полугода работали над этим появившимся страхом.
Также посещение детского сада или дополнительных занятий часто сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением. Мне очень понравилась книжка для малышей, направленная на адаптацию к детскому саду, новому коллективу, а также на снятие тревожности «Зайка идёт в садик. Проблемы адаптации», автор: Ольга Громова.
3-4 года
В 3 года родители часто сталкиваются с кризисом поведения у ребёнка, с капризами и проявлением самостоятельности, упорства. Детей в этом возрасте отличает отсутствие гибкости и недостаточно развитые навыки общения.
Поэтому сказкотерапия помогает научить ребёнка договариваться, идти на уступки и компромиссы, ценить чужое мнение, отличать плохое от хорошего. Кроме того, в этом возрасте ребёнок учится правильно выражать свои эмоции. Очень эффективно работают сказки с животными: «Гуси-лебеди», «Репка», «Три поросёнка», «Красная Шапочка».
4-6 лет
В этом возрасте очень активно начинает работать фантазия у ребёнка. И из-за этого возникают новые переживания и страхи. В 4 года многие дети боятся засыпать без взрослых: они боятся темноты и одиночества. Ребятам кажется, что под кроватью или в шкафу прячутся разные чудовища.
Годам к 5 появляется страх смерти. Детей начинает мучить вопрос: почему люди умирают? И приходит осознание, что однажды умрут его родители и он сам. Из-за этого возникает достаточно много страхов у ребят. Также к этому возрасту у некоторых детей формируются первые комплексы: неуверенность в себе, низкая самооценка.
Сказкотерапия сможет помочь в решении всех этих проблем. Стоит выбирать истории, связанные с перевоплощениями и трансформациями, а также красной нитью проводить мотив о том, что из любых сложных ситуаций есть выход, а главный герой никогда не остаётся со своими проблемами наедине, всегда есть помощники, которые будут рядом. Пример сказки: «О Темноте-темноте».
6-10 лет
Это этап адаптации к новым школьным условиям, поэтому в этот период у ребёнка могут возникнуть самые разнообразные проблемы, с которыми он не сталкивался раньше.
Основные страхи младших школьников – это ответ у доски или контрольная работа, порицание учителем или одноклассниками, опоздание на урок, боязнь сделать что-то не так. Есть хорошая сказка о котёнке, или чего мне волноваться, которая может поработать над проблемой: «Я боюсь, сделать что-то не так!».
Рекомендуемые книги
При выборе сказки нужно отталкиваться от возраста ребёнка и от проблемы, которую вы заметили, например:
- Если ребёнок испытывает сложности с общением, стоит выбирать рассказы про коммуникабельных персонажей, в которых восхваляется крепкая дружба («Винни Пух», «Питер Пэн», «Пеппи длинный чулок»).
- Если нужно корректировать нежелательное поведение, отдавайте предпочтение сказкам, в которых герой получает урок и перевоспитывается («Морозко», «Король Дроздобород»).
- Жадинам стоит послушать «Сказку о золотой рыбке» или «Яблоко» Сутеева.
- Если предстоит переезд, поход в первый класс или поступление в сад, остановитесь на сказках с сюжетом путешествия, например, «Дюймовочка» или «Алиса в стране Чудес».
- Когда ребёнка замучили страхи, почитайте вместе сказки о храбрецах, которые преодолели любые сложности («Щелкунчик», «Чиполлино»).
Какие проблемы могут возникнуть при работе со сказками
В связи с большим количеством детской литературы не всегда легко найти хорошую готовую сказку для арт-терапии. Иногда мировоззрение автора кардинально отличается от вашего и может произойти подмена ценностей, которые вы хотите привить ребёнку. Иногда автор сказки так желает искоренить какое-либо нежелательное поведение юного читателя, что пытается запугать или пристыдить его. И это может не просто не помочь в решении проблемы, но и создать ещё парочку новых тревог. Поэтому очень важно самому взрослому прочитать сказку перед тем, как работать по ней вместе с ребёнком.
Иногда дети могут отказываться от прочтения сказки, в таком случае нельзя давить и настаивать. Пройдёт время, и ребёнок сам попросит почитать вместе. А может быть, он выберет другую историю? В таком случае стоит прислушаться к его мнению, часто выбор продиктован внутренней потребностью или проблемой, которую помогает решить эта книжка.
Иногда взрослые сами нарушают весь положительный эффект от терапии, вставляя излишне нравоучительные фразы. Особенность сказкотерапии в мягких, ненавязчивых выводах. Поверьте, ребёнок интуитивно их сделает и осознает. А вот грубая прямолинейная фраза вроде «Ты тоже можешь попасть в такую неприятную ситуацию, если не перестанешь…» легко может свести на нет весь положительный эффект сказкотерапии. Психологи рекомендуют вообще не обсуждать сказку после её прочтения. Ребёнок должен осознать её, прожить её, пропустить через свой мир, а на это нужно время. Только тогда, когда он сам захочет поговорить о сказке или попросит прочитать её ещё раз, можно обменяться мыслями и ненавязчиво выразить своё мнение о поведении героя, но без назидательного тона.
Чтобы не допускать распространённых ошибок при сказкотерапии, стоит воспользоваться несложными рекомендациями:
- Лучше, когда взрослый рассказывает, а не читает сказку. Уткнувшись в книжку, очень сложно следить за реакциями ребёнка на повороты сюжета.
- Если ребёнок сам начинает фантазировать, не прерывайте его. Это прекрасная возможность проследить за его ходом мысли.
- Даже если ребёнок с вами не согласен, не давите и не переубеждайте его. Из-за этого ребёнок только замкнётся в себе и не выйдет на открытый контакт. Научитесь слушать и слышать своего ребёнка.
Сказкотерапия – удивительно многогранная техника, которая может помочь в решении множества проблем. Но при прочтении сказок вместе с ребёнком вы всегда должны помнить, что, в первую очередь, это творческий процесс, который должен приносить удовольствие и вести к сближению!
КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?
(Конструктор сказок)
В мире существует огромное количество сказок. Однако, читая книгу за книгой вы, вероятно, уже заметили, что сюжеты некоторых из них удивительно напоминают друг друга. Более того, исследовав их содержание подробнее, фольклористы обнаружили, что сказки, как правило, имеют схожие элементы из которых и складывается нить повествования. Используя эти литературные кирпичики, вы можете заполнять их по своему усмотрению и сочинять собственные сказки для себя и своих детей. Ну а если еще и вложить туда поучительную мораль и сделать главного героя, похожим на своего малыша, то сказка получится не только интересной, но еще и полезной. Впрочем, обо всем по порядку.
Сказки – прекрасный способ донести до своего ребенка какую-то мысль. Слушать родительские нравоучения о том, что зубы надо чистить два раза в день — скучно. Другое дело, если родитель расскажет захватывающую историю о злобном мохнатом кариесе, который строит норки в зубах ленивых малышей. Таких бытовых историй может быть целая куча на каждый случай жизни.Способна терапевтическая сказка исправлять и более сложные ситуации – вселять уверенность, учить дружбе, принятию и терпению. Но что делать, если ваш литературный талант находится в спящем состоянии? Для этого достаточно воспользоваться готовым конструктором сказок.
Основные элементы терапевтической истории
Начать можно со стандартной схемы волшебной сказки: «Герой, похожий на малыша, идет решать идентичную проблему, обретает друзей, навык и волшебное средство с помощью чего побеждает злодея». Если размахнуться, то этого достаточно для создания эпического произведения, но для обычной сказки на ночь не надо особых подробностей описательного характера. Скажем, если вы не можете придумать, что случалось по дороге с главным персонажем, достаточно общей фразы «долго ли, коротко ли, а пришел наш герой…». Ребенок будет рад, если он сможет сам добавлять какие-то детали.
Для этого, например, его можно специально подталкивать дополнять вашу историю: «Может быть, к подножью огромной горы? Или к избушке на курьих ножках?» И пусть ребенок сам скажет, куда же отправился его протагонист. Чем больше он включается в сочинение сказки, тем больше она ему нравится и тем лучше она работает. Главное – это соблюсти некоторые правила:
1. Главный герой всегда имеет элементы схожести с ребенком. Ему должен нравиться тот же цвет одежды или герой мультфильма, у него должна быть схожая комплекция и схожая проблематика. Это может быть его любимое животное или какой-то сказочный персонаж: эльф, фея, трансформер-бакуган или кто угодно еще.
2. Для героя необходимо создать безопасное волшебное пространство. Не все дети готовы слушать сказку про девочку, которая пачкает штанишки и получает двойки каждую неделю. Поэтому мы погружаем героя в «давным-давно, в некотором царстве», «На другой планете», «В одном обычном городе, только в Африке, где много диких обезьян». В волшебном мире совсем не страшно столкнуться со своей проблемой, но если он будет слишком похож на настоящий, то это станет повторением опасной ситуации, что уж точно не является ничем полезным для ребенка.
3. В сказке всегда присутствует друг героя – его помощник. Он может быть с ним с самого начала, а может прийти в «дороге». Как его придумать? Очень просто. Если у ребенка есть любимая игрушка. Скажем, Мишка, с которым он спит, то другу надо придать его черты. Например, сказать: «кстати он очень был похож на твоего котика Пуфина…» Очень хорошо, если он будет смешным – будет шепелявить, есть конфеты тоннами, падать в лужу и попадать в смешные ситуации. Смех, крик, дрожь, слезы, которые помогают ребенку прожить сказку со своим героем, разряжают эмоции и оказывают терапевтическое воздействие.
4. Герой со своим обретенным другом пытаются разрешить какую-то проблему. Для этого ему, например нужно выполнить три задания дарителя, спасти друзей, претерпеть удивительное преображение и получить волшебный артефакт для победы над злодеем.
5. Злодей. Никогда не должен быть слишком уж страшным, его можно победить каким-нибудь простым и доступным ребенком способом, этот способ можно проиграть тут же – нарисовать и разорвать, избить подушкой, рассмешить, чтобы он лопнул или применить полученное от дарителя волшебное средство.
6. Конец должен быть позитивный – проблема решена, герой вернулся домой, получил награду, женился и стал править королевством, где все рады и счастливы.
Кирпичи конструктора сказок
В качестве опорной конструкции для повествования, я предлагаю воспользоваться следующими элементами сказки, большинство из которых некогда вычленил известный российский ученный Владимир Яковлевич Пропп. Вы можете использовать их все, а можете часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).
2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).
3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).
20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Все эти функции можно выразить графически и сочинять удивительные истории с ребенком вместе, вытаскивая новую карту за картой.
При этом надо сказать, что основным работающим моментом сказки для ребенка будет тот яркий образ, который вы создадите. Одна правильная картинка, запавшая в голову может сделать гораздо больше удивительных приключений, созданного вами героя. Впрочем, если вы все еще сомневаетесь в своих способностях, попробуйте потренироваться на своей собственной сказке, и лишь потом браться за сказкотерапию детских проблем.
Для того, чтобы научиться пользоваться предложенной схемой, я предлагаю вам одно хорошее упражнение. Сочинить для начала сказку не о проблеме ребенка, а о своей собственной жизни. Скажем, «Сказ о богатыре русском Иване Смирнове» или «Принцесса-рассмеяна Аня Кашина». В данном случае, название не имеет значение, главное соблюсти предлагаемый порядок: «Герой выходит из дома и отправляется решать актуальную проблему, приобретая на пути недостающие навыки, знания, помощников и артефакты, побеждает злодея и воцаряется на троне».
Если в какой-то момент вы чувствуете, что не можете найти слова для продолжения истории, обратитесь к элементам конструктора, заполнив его любыми образами, которые придут к вам в голову: герои фильмов, сказок, литературы и кино тоже подойдут. Проще всего рассказывать такую сказку, если у вас есть благодарный слушатель. Но если вы предпочитаете творить в одиночестве, то оптимальный способ – записать получившуюся историю. После чего, вы можете вернуться к этой статье и самостоятельно поработать над получившимся произведением, воспользовавшись техниками из второй части статьи.
Анализ получившейся сказки.
Итак, вы сочинили свою волшебную сказку. Возможно, в ней присутствовали все элементы, предложенные в конструкторе, а может быть, выбрали всего несколько из них. В первом случае у вас получился сюжет в стиле современных кинофильмов, где все время что-то происходит, падает, взрывается, герой вынужден бежать, сражаться и выкручиваться, чтобы прийти к финишу. Во-втором – это более плавное повествование, в котором, как правило, присутствует много описательных деталей и диалогов.
Собственно, уже сама композиция многое говорит о характере сказочника. Каждый из нас вкладывает в свое сочинение частичку собственный души, и его темперамент так или иначе просвечивает между строк. Однако, если мы говорим об истории, которая может изменить вашу судьбу, то она должна стать не просто диагностической. Сказку придется уравновесить и привнести в нее определенные элементы. Для того, чтобы понять, как это сделать, мы должны разбить ее на части и посмотреть, что у нас вышло. А затем скорректировать повествование так, чтобы в нем присутствовали не имеющиеся элементы реальности с ее негативным сценариями, паттернами и установками, а те, о которых вы пока только мечтаете.
Подводя черту под всем вышесказанным, хочется обратить ваше внимание на тот настрой, который вы получите после рассказанной истории. Если сказка удалась, ее автор ощущает прилив сил, настроение его улучшается, и хочется что-то делать в реальной жизни. Это главный показатель работающей терапевтической истории. Запишите удачный вариант и перечитывайте его в минуту невзгоды, дополняя его новыми деталями и задачами. Если вы сумели написать такую сказку для самого себя, можете смело браться за терапевтическую историю для своего малыша.