Как написать успешно итоговое сочинение

Как правильно писать итоговое сочинение?

Для успеха в любом труде необходима четкая система работы. Следование системе, тренировка и владение алгоритмом – часть успеха.

В этой статье – алгоритм работы над сочинением, критерии оценки, план работы и Памятка по написанию Итогового сочинения.

Итак, во-первых вспомним критерии и научим владению ими детей. Самоанализ — часть работы по ФГОС.

КРИТЕРИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:

  • Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). 

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

  • Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

  • Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных 

Во-вторых, планирование – основа любого начинания. До работы над темами выпускники должны четко знать, из чего должна в целом состоять их работа. Вот примерный (но, поверьте, очень удачный) план.

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (абзацы выделены цветом).

1.Вступление 
2. Тезис 
3. Связка 
4. Аргумент №1 
5. Микровывод 
6. Связка 
7. Аргумент №2 
8. Микровывод

9. Связка
10. Заключение  

В третьих, как писать каждую часть, мы учим всю школу, но алгоритм связок между вступлением и заключением, между абзацами позволит выпускникам не ошибиться при построении композиционного единства текста.

Итак. Алгоритм работы над каждой частью (на конкретных примерах направлений 2021-2022 учебного года).

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.

  • Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пример: Что значит выражение: жизнь прожить не поле перейти?  Как нам стоит понимать?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать. 

Например, «О ком из героев литературы и истории можно сказать: «Жизнь прожить – не поле перейти»

  • Начните с утверждения:

Народная мудрость гласит: жизнь прожить – не поле перейти. Каждый из нас понимает: дорога жизни трудна, на пути встречаются преграды, испытания. От того, каким будет нравственный выбор каждого человека, зависит весь его дальнейший жизненный путь, об этом нам говорит и литература, и история. Подчас ошибка, совершенная в начале, может стоить жизни не только самому человеку, но и другим людям. Неверные ориентиры, ошибочные теории – ведут нас по ложному направлению. Тогда путь человека становится дорогой ошибок, исправлять которые приходится подчас очень дорогой ценой. Об этом задумывается каждый, и писатели – авторы замечательных произведений, раскрывают тему сложности жизненного пути в своих трудах.

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Заключение должно  соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
  • Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением  является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
  • В заключении можно: подвести итог всего рассуждения, использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения, дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
  • Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Например, «О ком из героев литературы и истории можно сказать: «Жизнь прожить – не поле перейти»:

Верную дорогу выбрать непросто, именно поэтому каждый человек совершает ошибки, несмотря на богатство человеческого опыта, отраженного в истории, литературе, народной мудрости. Однако анализ своих и чужих действий, глубокое осознание непреложных истин, на которых держится этот мир, может помочь нам избежать фатальных ошибок, неправильного жизненного выбора. Такие герои, как (имя (имена) героя (-ев) и фамилия(-и) писателя (-лей)) наглядно показывают нам, как трудно вернуться на свою истинную дорогу, как дорого стоят просчёты, как нелегко бывает простить и принять себя после ошибки. Действительно, выходит, что жизнь прожить – не поле перейти.

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС

  • Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.
  • Если тема сочинения дана в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос. 
  • Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания. 
  • Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо расшифровать, о ком цитата, откуда она, расширить ее, распространить в заданном направлении.

ВНИМАНИЕ! ТЕЗИС ФОРМИРУЕТСЯ ВО ВСТУПЛЕНИИ!

Рассмотрим каждый этап работы над сочинением на примере темы из направления «Преступление и наказание» —  «Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Обратимся к цитате, вспомним, откуда она.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Сноснее многих был Евгений;

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал, —

Но (правил нет без исключений)

Иных он очень отличал

И вчуже чувство уважал. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

При работе над темой, помним 2 обязательных условия:

Обязательно 1-я часть темы – расшифровка фразы – часть вступления.

Обязательно – связь 1-й части со 2-й  – тем, что в скобках: как «наполеонизм» приводит к преступлению и каково будет наказание.

Формируя тезис, надо заранее подумать, что можно брать в качестве аргумента? Помним, что направление посвящено Достоевскому, поэтому один аргумент – из «Преступления и наказания», второй – пусть будет из «Евгения Онегина» — ведь цитата в теме – оттуда. Какой будет первым, решим, сформулировав вступление. Но вот они оба:

  • Образ Раскольникова (Достоевский «Преступление и наказание»)
  • Образ ОНЕГИНА — он совершил убийство Ленского на дуэли. Наказанием Онегина становится изгнание, ещё большее отчуждение от мира и муки совести:

Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
….
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.

Итак, пример вступления ( с учетом сказанного выше):

Бессмертные строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обращают нас к теме «сверхчеловека», возникающей в сознании многих персонажей литературных произведений. Этот тип мышления, основанный на делении людей, не раз становился причиной многих бед человечества: шествие Наполеона далеко не первое, и, к сожалению, не последнее в цепочке аналогичных, скрывающих под маской величия одних над другими банальное стремление к власти. Итогом  подобного мировоззрения становились многие злодейства. Пушкин, а за ним Достоевский и многие другие писатели смогли увидеть подобное желание в каждом человеке, и показали, к каким тяжким последствиям может это желание привести. И история, и литература доказывают нам, что пренебрежение важностью других людей неотвратимо ведет к совершению ошибки, ценой которой может стать человеческая жизнь. Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает  каждого.

Вступление есть, обратимся к аргументам.

ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ

  • Аргумент должен подтверждать тезис.
  • Кол-во аргументов. Можно использовать 2 аргумента из одного произведения, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки — количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.
  • Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису.

Попробуем построить первый аргумент. Думаю, будет лучше начать с Пушкина, потому что им мы начали вступление, и он  — часть темы.

Итак, Последняя фраза вступления: «Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает  каждого».

АРГУМЕНТ: Пример того, как герой сам наказал себя, мы видим, конечно же, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – высокомерный индивидуалист, отравленный «наполеонизмом», пресыщенный жизнью, считает, что познал её и поэтому может смеяться над людьми и поучать их. Желание продемонстрировать превосходство приводит к трагедии: Евгений на дуэли убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Стремление во что бы то ни стало быть лучше, боязнь проявить слабость в глазах высшего света не позволяет ему признать ошибку, помириться с другом. Итог – смерть друга, изгнание, попытка уйти от себя, муки совести: окровавленная тень друга является Евгению. Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя.

ЧТО ТАКОЕ «СВЯЗКА» И «МИКРОВЫВОД»

  • Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.
  • Микровывод – вывод после примера из литературы, в котором будет объяснено,  как именно данный пример подтверждает тезис:

Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя. — ЭТО МИКРОВЫВОД.

Попробуем перейти ко 2 аргументу.

Последняя фраза 1 аргумента: «Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя». 

АРГУМЕНТ 2: 

А.С. Пушкин  по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшимся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих». Преступление, ставшее  итогом этой безнравственной теории, более прозаично, чем дуэль в «Евгении Онегине», но от этого не менее страшно: Достоевский подробно описал убийство главным героем Родионом Раскольниковым старушки-процентщицы и её сестры Лизаветы. Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию. Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился.

Анализируем уже сказанное с точки зрения плана работы и наличия всех составляющих в нашей работе.

Помним, что каждый аргумент содержит  «связку».

  • Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.

А.С. Пушкин  по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшемся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих» — ЭТО СВЯЗКА, т.к. во вступлении мы говорили о Пушкине, дали разъяснение его цитате «мы все глядим в Наполеоны» и пояснили, как «наполеонизм» становится причиной преступления и ведет к наказанию.

Каждый аргумент содержит  «МИКРОВЫВОД», иногда даже не один (если этого требует тезис)

Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию — ЭТО 1-й МИКРОВЫВОД.

Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился – Это 2-й микровывод (он ведет к ЗАКЛЮЧЕНИЮ)

Мы написали 2 аргумента. Подходим к выводу. Вспомним, каковы требования к его написанию (применительно к нашей теме).

  1. Перечитать вступление (в заключении мы не повторяем вступление, а дополняем его выводами, построенными на основании аргументов).
  2. Подвести итог всему сказанному, упомянуть имена писателей, на произведениях которых основывались аргументы.
  3. Дать ответ на вопрос темы (если тема сформулирована в виде цитаты, сформулировать на её основе вопрос: как «наполеонизм», идея о «сверхчеловеке» приводит к преступлению и наказанию?)
  4. Избегать штампов и канцеляризмов (на основании вышеизложенного, таким образом и т.п), используя связки.

Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился – последняя фраза 2-го аргумента. С какой связки начать заключение?

Начнем заключение с мотива ошибочности в жизни:

Великие писатели учат нас гуманизму: ошибаются все, но этим не должен завершаться жизненный путь человека. Да, такие ошибки, как создание теории о разделении людей или  приверженность идеям о «сверхчеловеке», ведут к трагедиям, и, в конечном счёте, должны приводить к наказанию. Но в итоге любого наказания человек должен прийти  к правде, которая заключается в вере, надежде и любви к людям, в противном случае, ошибки будут повторяться вновь и вновь. И Пушкин, и Достоевский, поднимая тему индивидуализма в своих произведениях, учат читателя истинному взгляду на мир, показывая последствия стремления «в Наполеоны».

Получилась хорошая, отвечающая требованиям к Итоговому сочинению, работа.

Вот она полностью:

«Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Бессмертные строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обращают нас к теме «сверхчеловека», возникающей в сознании многих персонажей литературных произведений. Этот тип мышления, основанный на делении людей, не раз становился причиной многих бед человечества: шествие Наполеона далеко не первое, и, к сожалению, не последнее в цепочке аналогичных, скрывающих под маской величия одних над другими банальное стремление к власти. Итогом  подобного мировоззрения становились многие злодейства. Пушкин, а за ним Достоевский и многие другие писатели смогли увидеть подобное желание в каждом человеке, и показали, к каким тяжким последствиям может это желание привести. И история, и литература доказывают нам, что пренебрежение важностью других людей неотвратимо ведет к совершению ошибки, ценой которой может стать человеческая жизнь. Наказание, как показывает жизнь, неотвратимо настигает  каждого.

Пример того, как герой сам наказал себя, мы видим, конечно же, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – высокомерный индивидуалист, отравленный «наполеонизмом», пресыщенный жизнью, считает, что познал её и поэтому может смеяться над людьми и поучать их. Желание продемонстрировать превосходство приводит к трагедии: Евгений на дуэли убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Стремление во что бы то ни стало быть лучше, боязнь проявить слабость в глазах высшего света не позволяет ему признать ошибку, помириться с другом. Итог – смерть друга, изгнание, попытка уйти от себя, муки совести: окровавленная тень друга является Евгению. Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя.

А.С. Пушкин  по праву считается основоположником русского реализма. Последователи писателя в раскрытии темы «наполеонизма» пошли дальше, предоставив своим «Наполеонам» право не только на ошибку, но и на искупление вины. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с ещё одним героем-индивидуалистом, отстранившимся от всего мира, замкнувшимся на теории «о тварях дрожащих» и «право имеющих». Преступление, ставшее  итогом этой безнравственной теории, более прозаично, чем дуэль в «Евгении Онегине», но от этого не менее страшно: Достоевский подробно описал убийство главным героем Родионом Раскольниковым старушки-процентщицы и её сестры Лизаветы. Шокируя читателя не только деталями этого поступка, но и предшествующими и последующими терзаниями главного героя, Федор Михайлович Достоевский доводит до нас главную мысль: стремление стать «сверхчеловеком», приверженность к античеловеческим теориям (а Родион Раскольников был сторонником идей Наполеона, именно они его подтолкнули к созданию собственной теории) ведет к расколу в судьбе, фатальным ошибкам и неотвратимому наказанию. Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе  даёт надежду всякому, кто оступился.

Великие писатели учат нас гуманизму: ошибаются все, но этим не должен завершаться жизненный путь человека. Да, такие ошибки, как создание теории о разделении людей или  приверженность идеям о «сверхчеловеке», ведут к трагедиям, и, в конечном счёте, должны приводить к наказанию. Но в итоге любого наказания человек должен прийти  к правде, которая заключается в вере, надежде и любви к людям, в противном случае, ошибки будут повторяться вновь и вновь. И Пушкин, и Достоевский, поднимая тему индивидуализма в своих произведениях, учат читателя истинному взгляду на мир, показывая последствия стремления «в Наполеоны».

(515 слов)

Нам нужно не менее 350 слов, но когда знаешь алгоритм, пробовал и тренировался, легко написать и больше!

Предлагаю Вам Памятку, которую мы составили с ребятами вместе.

Памятка (алгоритм) к написанию итогового сочинения

  1. Читаю пять предложенных тем и анализирую, к каким направлениям эти темы относятся, каковы цели этих направлений.
  2. Ищу в формулировках тем ключевые слова, помогающие сузить темы до развернутых вопросов.  
  3. Выбираю тему, отвечаю на поставленный в теме вопрос. Комментирую этот тезис – формирую вступление.
  4. Записываю в черновике 2 тезиса (микровывода) для основной части, подбираю к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений.
  5. Пишу на черновик сочинение, записывая 1 – й и 2 – й аргументы в логической последовательности (последовательность аргументов зависит от вступления, т.к. главный тезис – во вступлении).
  6. Записав 2 аргумент, перечитываю всю основную часть работы: каждый аргумент должен начинаться со связки с предыдущей частью и заканчиваться микровыводом.
  7. Перед написанием заключения перечитываю вступление: в заключении я не повторяю вступление, а дополняю его выводами, построенными на основании аргументов. Подвожу итог всему сказанному, вспоминаю имена писателей, на произведениях которых основывались аргументы. Не забываю про связку в начале заключения.
  8. Перечитываю черновик и исключаю повторы одних и тех же мыслей.
  9. Ищу в тексте речевые и грамматические ошибки (для выявления речевых ошибок нужен контекст, а грамматические ошибки заметны даже вне контекста). Переписываю работу начисто.
  10. Если сомневаюсь, проверяю правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Нахожу пунктуационные ошибки с помощью анализа синтаксической структуры предложений.
  11. Слежу на экзамене за временем, помня, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.
  12. Во время экзамена работаю спокойно и уверенно, понимая, что иду по правильному пути, и все у меня получится.

Желаю Вам успешной и плодотворной совместной работы и благодарных учеников!

Как писать итоговое сочинение

Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».

3

1 296

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.

Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.

Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе

Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.

Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.

как и когда проходит итоговое сочинение

Структура итогового сочинения

В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.

элементы итогового сочинения

Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.

Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.

Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.

Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.

Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.

Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.

Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.

План итогового сочинения

В итоговом сочинении должны быть:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.

план итогового сочинения

Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»

Вступление

Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.

Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.

Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения

Основная часть

В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.

Заключение

В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.

Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.

Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Критерии итогового сочинения

При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».

Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.

Требования к итоговому сочинению

Это объём и самостоятельность.

В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».

Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».

Критерии оценивания

Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.

критерии оценивания итогового сочинения

При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.

Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.

Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.

В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:

Разбери разделы и подразделы

Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.

Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.

В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.

Читай и анализируй

Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.

Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.

Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.

Тренируйся

Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.

После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.

как подготовиться к итоговому сочинению

На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.

Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.

Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».

Подробности здесь.

1.    
Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы
сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. Важно! Сочинение
по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.

2.    
Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения.

3.    
Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства свой точки
зрения. Совет! Свою точку зрения необходимо выражать
лояльно, избегая резких фраз и выражений.

4.    
На черновике составьте план сочинения, в котором должно
быть минимум 3 пункта: введение, основная часть, заключение.

5.    
Определите стиль изложения своей авторской позиции.

6.    
Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.

7.    
Формулируйте один или несколько тезисов в начале работы. Каждый тезис
подкрепляйте или опровергайте аргументами. В качестве аргументов так же можно
использовать цитаты. Важно, чтобы они были правильно оформлены в тексте и
состояли не более чем из 2-3 предложений.

8.    
Используйте связки, наличие которых обязательно при написании текста на
ЕГЭ.

9.    
Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе
рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.

10.  Вступление и
заключении должны быть логически связаны. Для этого нужно определить связи
вступления и заключения.

11.  Прочитайте
написанное. Сочинение следует проверять не менее 3 раз! Оставите
30 минут и проведите три этапа проверки:

o   стиля.

o   орфографии.

o   пунктуации.

12.  Списывать отрывки из
чужого текста
 нельзя, т.к. это плагиат. Следовательно, за экзамен получишь ноль
баллов.

Важно знать!!!

·       
Методические рекомендации от ФИПИ: материалы для проведения итогового
сочинения.

·       
Школьник может принести с собой на сочинение —
ручку, паспорт, бумагу для черновиков, при необходимости — лекарства и питание.

·       
Гаджеты, шпаргалки, собственные словари — запрещены.
Если их заметят, то удалят.

·       
Ребята с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать вместо
сочинения изложение. Пользоваться на экзамене специальными техническими
средствами.

Алгоритм написания
итогового сочинения 2020-2021

Алгоритм работы над сочинением:

1.    
Внимательно прочитать формулировку темы.

2.    
Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный
смысл.

3.    
Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.

4.    
Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?»,
«Что я могу сказать по этому поводу?».

5.    
Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями,
записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих
рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.

6.    
Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли,
представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность
своего рассуждения

7.    
Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою
правоту.

8.    
Выстрой логическую последовательность своих доказательств.

9.    
Запиши их, составляя план.

10.  Пиши на черновике,
пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.

11.  Возвратись к началу
своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время
рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их;
это заключительная часть твоего сочинения

12.  Проверь написанное,
переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай,
находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!

Практические советы в
написании итогового сочинения:
Хочу такой сайт

1.    
Как писать вступление?

o   Вступление должно быть
60-70 слов.

o   Правильно ли
определено ключевое слово в теме сочинения?

o   Отражено ли это во
вступлении?

o   Намечена ли цель
сочинения?

o   Сужена ли тема?

2.    
Есть ли переход к основной части?

o   Эта проблема
поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …)
литературы….

o   Так, в повести (романе,
рассказе, …) речь идет о….

o   Неужели в нашей жизни
нет…(обращаемся к теме)?

o   Так в
произведении…показан….

o   Именно…( один из этих
вариантов!)

3.    
Как писать основную часть?

o   Основная часть —
200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);

o   Обращение к
произведению (указаны автор, название);

o   Озвучена проблема,
связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);

o   Приведены конкретные
примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;

o   Слова, выражающие твою
оценку (отношение) к сформулированной проблеме;

o   Промежуточный вывод
(слова из формулировки темы!);

o   То же самое – по
второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно произведение, где
поднимается тема…. — ….;

o   О…(озвучиваем
проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;

o   Об этом же писал…;

o   Это же волновало….;

o   Если один аргумент –
200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.

4.    
Как писать заключение?

o   В заключении — 60-70
слов.

o   Заключительная фраза,
подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы)
Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю,
это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

o   Клише для начала
заключения:

·       
Подводя итог, хочется сказать:…

·       
Таким образом, мы понимаем, что….

·       
Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека
играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале
сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

  • Как написать тезис для сочинения
  • Как написать тезис в сочинение рассуждение примеры
  • Как написать сценарий по рассказу
  • Как написать сценарий к сказке волк и лиса
  • Как написать сценарий к сказке 4 класс три бабочки