Как написать второй аргумент в сочинении

Аргументация собственного мнения по проблеме.

Другие части курса:

Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 4 — позиция автора.

Что такое аргумент?

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Обратите внимание

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис.

Иллюстрирование аргумента

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

Как написать сочинение в задании С1? Часть 5

Коллекция аргументов:

Аргументы, оцениваемые двумя баллами

Виды аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы — это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы — доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).

Главное, что должен знать пишущий сочинение: используемые вами аргументы «имеют различный вес», то есть оцениваются различными баллами.

Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие — двумя.

Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения (О проблеме патриотизма размыш­ляет Л.H.Толстой в романе «Война и мир»), необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.

Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, — потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

В качестве аргумента, оцениваемого 2 баллами, могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями, вашими размышлениями над их содержанием. Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдёшь — береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.

Надо сказать, что любой пример из художественной, научной или публицистической литературы должен быть «обрамлён» вашими рассуждениями, подчеркивающими связь приведённого примера с рассматриваемой вами проблемой.

Приведя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.

Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте www.gazeta.ru. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис — кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе — удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения — просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.

Всё, что было сказано ранее, касается и примеров из научной литературы.

Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, — это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внёс свой вклад в развитие общества.

В поисках весомых аргументов некоторые ученики смело придумывают фамилии «известных публицистов» или названия несуществующих произведений, приписывая их порой знаменитым писателям. Например: В одном из своих произведений «Природа» русский писатель И. С. Тургенев размышляет о взаимосвязи природы и человека.

Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал о том, что люди должны помогать друг другу.

Также можно привести в пример рассказ А. Приставкина «Война русских и чеченцев».

Не сомневайтесь: все подобные «опусы» будут квалифицированы как фактические ошибки, а значит, вы не только не заработаете баллов за аргументацию, но и потеряете 1 балл за нарушение фактической точности.

Аргументы, оцениваемые одним баллом

Аргументы, оцениваемые 1 баллом, как правило, подобрать проще, поэтому и «удельный вес» их ниже. Большинство из них так или иначе опирается на наш жизненный опыт, наши наблюдения над своей жизнью, жизнью других людей или общества в целом.

Примеры из жизни. Несмотря на то, что жизненный опыт выпускника ещё не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.

Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками и убедительность подобных доводов весьма сомнительна. Например:

Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!

Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.

К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.

Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:

Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.

Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.

Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.

Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:

Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда — случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.

Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:

Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:

Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.

Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:

Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и форми­рующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

Ссылки на авторитет представляют собой высказывания знаменитых политических и общественных деятелей, учёных — одним словом, людей, обладающих опытом, знаниями в опредёленных сферах деятельности:

«У слепой веры — злые глаза»,— точно заметил однажды польский писатель Станислав Ежи Лец.

О сущности писательского таланта размышлял Фёдор Михайлович Достоевский: «Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно». «Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», — писал Михаил Пришвин.

Помните, что лица, на высказывания которых вы ссылаетесь, действительно должны быть авторитетными в той или иной области. Например, нидерландский философ Бенедикт Спиноза вообще сомневался в значимости подобных аргументов, считал, что «ссылка на авторитет — не довод».

По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Помните, что простое упоминание пословиц, поговорок, крылатых слов, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.

Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится; Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

Ссылки на кинофильмы, в последнее время часто встречающиеся в сочинениях, чаще всего свидетельствуют об узости кругозора, о небольшом читательском опыте. Мы убеждены, что примеры дружбы, гуманного отношения к людям или подвига всегда можно найти не только в фильмах «Аватар» или «Гарри Поттер и философский камень», но и на страницах художественных произведений.

Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребёнка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха — стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать её осуществление.

(Можно заметить, что подтверждение мысли автора можно было бы найти и в судьбе Александра Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана», или привести в пример Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», или вспомнить Ассоль из одноимённой повести А. Грина.)

Структура аргумента

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» — высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» — высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.,

Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам.

Типичные ошибки аргументации

Что проверяет эксперт?

Эксперт выделяет ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Затем он устанавливает соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается), оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.

Эксперт определяет количество аргументов, а также соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Максимальный балл (3) по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

Другие части курса:

  • Главная
  • Культура
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык.

Задание № 27.

Готовимся к сочинению.

Как написать аргументы?

Основная часть сочинения на ЕГЭ – это аргументы к проблеме текста. За них (включая смысловую связь аргументов) можно получить целых 6 баллов!

Как написать аргументы? Каких ошибок не допустить?

Поговорим об этом.

Проблема определена, связь между аргументами продумана, на черновике кратко записано, о чём вы будете писать в первом и во втором аргументах. То есть что писать в аргументах, какие аргументы подобрать – вы уже решили.

Что делать дальше?

Как написать аргументы? РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Уже думая о смысловой связи аргументов, вы помнили, что аргументы должны отражать весь текст, поэтому и проблему определяли как можно более широкую. Отсюда рекомендация № 1: аргументы должны «охватывать» весь текст, в тексте нет лишних абзацев, всё подчинено раскрытию проблемы. Иногда учащиеся пропускают, не анализируют несколько больших абзацев, часто очень важных, то есть чуть ли не половина текста оказывается «лишней», а так не бывает. Всё в тексте подчинено раскрытию проблемы.
  • Рекомендую мысленно разделить текст на две части (они могут быть разными по объёму). Любой текст делится на эти две части. Если автор противопоставляет что-то, то в 1-ой части, например, положительный пример, а во 2-ой – отрицательный; если рассуждает от общего к конкретному примеру, то в 1-ой – его рассуждения, а во второй – пример или примеры и т.д.
  • Помните, что каждый аргумент – это мини-сочинение, в нём есть тезис, который вы доказываете, аргументы и микровывод. Ни одну из частей нельзя пропускать.
  • Тезис к аргументу – это своеобразное объяснение использования именно этого аргумента. Он зависит от того, какова смысловая связь аргументов.

Пример тезиса.

Размышляя над поставленной проблемой, тезис автор противопоставляет разное отношение людей к природе. Как это проявляется? Сначала он приводит примеры безжалостного уничтожения природы (доказательства далее из текста примеры). вывод Загрязняя природу, человечество разрушает «дом», в котором он живёт.

  • Приводя примеры из текста, нужно использовать цитаты. Но это не должны быть просто переписанные огромные предложения из текста, часто данные даже без их пояснения. Цитата – это и часть предложения, отдельное слово или словосочетание.
  • Не нужно пересказывать текст. Но надо избегать и другой ошибки – вообще не «вводить в курс дела» (например, писать, что герой своими действиями …, а какими действиями? что герой… , а что за герой?) Каждое слово в вашем сочинении должно быть понятно (не писать по принципу – «догадайтесь сами»). Представьте, что читающий ваше сочинение не знает текста вообще. Вы так проанализируйте проблему, чтобы было всё понятно.
  • Как избежать пересказа текста и в то же время написать так, чтобы содержание текста было понятно? Один из удобных способов – это задать вопрос и на него ответить. В этом случае примеры из текста будут уже не пересказом, а ответом на ваш вопрос.
  • В аргументах не нужно писать о позиции автора (путь даже по поводу того примера, который вы описываете). Позиции будет посвящён отдельный абзац. Пишите обобщённо.
  • Не нужно в аргументах использовать и личные местоимения (например, как часто мы…, многие из нас тоже…). В тексте нет же ничего о «нас», а вы анализируете именно текст. Свои мысли вы выскажете в отдельном абзаце сочинения.
  • Как перейти ко второму абзацу? Здесь снова поможет вам уже продуманная смысловая связь аргументов. Можно второй аргумент тоже начать с вопроса (например, Как сохранить природу? Что человек должен сделать для этого? Далее автор приводит примеры защиты природы…)

Подведём общие итоги:

  • В аргументах должен быть отражён весь текст, а не только его часть (поэтому верно определяйте проблему, чтобы в ней был отражён именно весь текст).
  • Каждый аргумент – это мини-сочинение, в котором должно чётко выделяться три части: тезис, примеры, вывод.
  • Нужно приводить цитаты из текста, но избегать огромных предложений.
  • Аргументы – это не пересказ текста, а его анализ.
  • Избежать пересказа помогут вопросы, которые вы себе задаёте и на которые отвечаете.
  • Чётко продуманная смысловая связь аргументов до того, как вы эти аргументы начнёте записывать, поможет вам верно определить, о чём же конкретно писать в каждом аргументе.

И ещё. Мне кажется, что не нужно писать слова типа – «первым примером может служить..», «в качестве второго примера я хочу привести..» Это делает текст вашего сочинения каким-то «канцелярским,» словно вы пишете отчёт. Это же сочинение, ваше творчество. Давайте попробуем обойтись без этих «во-первых» и «во-вторых».

Кстати, помните, что это сочинение не на ОГЭ. Это там нужно было указывать номера предложений. Здесь обойдитесь без всяких номеров.

Немного о клише.

 В Интернете можно найти много разнообразных примеров клише, то есть фраз-заготовок, которые можно использовать в сочинении. Я всегда против подобных клише. Они делают все сочинения похожими друг на друга. Лучше, как я советовала выше, задавайте вопросы. Именно они станут связующей нитью в ваших рассуждениях.

Исключением может служить первое предложение. Здесь можно написать, например, «Рассуждая над поставленной проблемой, автор…». Вот это единственное клише, уместное в сочинении. (Но, повторяю, это лично моя точка зрения. Вам нравится использовать клише – используйте, если это помогает написать сочинение.)

Пример.

         Размышляя над проблемой, автор противопоставляет отношение   героя произведения к крепостным, показывает, как оно может резко измениться в результате всего одного случая. Каким же было восприятие крепостных ребёнком сначала? Простые люди  всегда казались ему «опасными, разбойными». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали мальчика. Ребёнок мало общался с ними, не понимал их и оценивал лишь по внешнему виду.

     Что же изменилось в жизни мальчика? Почему его восприятие крепостных резко поменялось? Причиной этого стал случай, когда ему вдруг почудилось, что за ним бежал волк. Мальчик  вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчеркнуть, как нежен был Марей,  каким «глубоким чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека», как до глубины души тронула мальчика его забота. Будучи девятилетним ребёнком, герой вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

 Оба эпизода помогают автору глубже раскрыть проблему. Противопоставляя разное отношение ребёнка к крепостным, он ярче показал те изменения, которые произошли в мальчике, в его восприятии простых людей.

 Материал к заданию № 27  ЗДЕСЬ.

E-mail

Как привести литературные аргументы в итоговом сочинении?

18.11.2016

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературы.

КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ

Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

  • обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – «произведение») (см. «Шаблон итогового сочинения»);
  • его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.(см. «Шаблон итогового сочинения»). Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
  • промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. (см. «Шаблон итогового сочинения»). Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Обращение к произведению
Пример: Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
Пример: Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании — уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Промежуточный вывод в конце аргумента
Пример: Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

Готовимся к сочинению.

Как написать аргументы?

Основная часть сочинения на ЕГЭ – это аргументы к проблеме текста. За них (включая смысловую связь аргументов) можно получить целых 5 баллов!

Как написать аргументы? Каких ошибок не допустить?

Поговорим об этом.

Проблема определена, связь между аргументами продумана, на черновике кратко записано, о чём вы будете писать в первом и во втором аргументах. То есть что писать в аргументах, какие аргументы подобрать – вы уже решили.

Что делать дальше?

Как написать аргументы? РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Уже думая о смысловой связи аргументов, вы помнили, что аргументы должны отражать весь текст, поэтому и проблему определяли как можно более широкую. Отсюда рекомендация № 1: аргументы должны «охватывать» весь текст, в тексте нет лишних абзацев, всё подчинено раскрытию проблемы. Иногда учащиеся пропускают, не анализируют несколько больших абзацев, часто очень важных, то есть чуть ли не половина текста оказывается «лишней», а так не бывает. Всё в тексте подчинено раскрытию проблемы.
  • Рекомендую мысленно разделить текст на две части (они могут быть разными по объёму). Любой текст делится на эти две части. Если автор противопоставляет что-то, то в 1-ой части, например, положительный пример, а во 2-ой – отрицательный; если рассуждает от общего к конкретному примеру, то в 1-ой – его рассуждения, а во второй – пример или примеры и т.д.
  • Помните, что каждый аргумент – это мини-сочинение, в нём есть тезис, который вы доказываете, аргументы и микровывод. Ни одну из частей нельзя пропускать.
  • Тезис к аргументу – это своеобразное объяснение использования именно этого аргумента. Он зависит от того, какова смысловая связь аргументов.

Пример тезиса.

Размышляя над поставленной проблемой, тезис автор противопоставляет разное отношение людей к природе. Как это проявляется? Сначала он приводит примеры безжалостного уничтожения природы (доказательства далее из текста примеры). вывод Загрязняя природу, человечество разрушает «дом», в котором он живёт.

  • Приводя примеры из текста, нужно использовать цитаты. Но это не должны быть просто переписанные огромные предложения из текста, часто данные даже без их пояснения. Цитата – это и часть предложения, отдельное слово или словосочетание.
  • Не нужно пересказывать текст. Но надо избегать и другой ошибки – вообще не «вводить в курс дела» (например, писать, что герой своими действиями …, а какими действиями? что герой… , а что за герой?) Каждое слово в вашем сочинении должно быть понятно (не писать по принципу – «догадайтесь сами»). Представьте, что читающий ваше сочинение не знает текста вообще. Вы так проанализируйте проблему, чтобы было всё понятно.
  • Как избежать пересказа текста и в то же время написать так, чтобы содержание текста было понятно? Один из удобных способов – это задать вопрос и на него ответить. В этом случае примеры из текста будут уже не пересказом, а ответом на ваш вопрос.
  • В аргументах не нужно писать о позиции автора (путь даже по поводу того примера, который вы описываете). Позиции будет посвящён отдельный абзац. Пишите обобщённо.
  • Не нужно в аргументах использовать и личные местоимения (например, как часто мы…, многие из нас тоже…). В тексте нет же ничего о «нас», а вы анализируете именно текст. Свои мысли вы выскажете в отдельном абзаце сочинения.
  • Как перейти ко второму абзацу? Здесь снова поможет вам уже продуманная смысловая связь аргументов. Можно второй аргумент тоже начать с вопроса (например, Как сохранить природу? Что человек должен сделать для этого? Далее автор приводит примеры защиты природы…)

Подведём общие итоги:

  • В аргументах должен быть отражён весь текст, а не только его часть (поэтому верно определяйте проблему, чтобы в ней был отражён именно весь текст).
  • Каждый аргумент – это мини-сочинение, в котором должно чётко выделяться три части: тезис, примеры, вывод.
  • Нужно приводить цитаты из текста, но избегать огромных предложений.
  • Аргументы – это не пересказ текста, а его анализ.
  • Избежать пересказа помогут вопросы, которые вы себе задаёте и на которые отвечаете.
  • Чётко продуманная смысловая связь аргументов до того, как вы эти аргументы начнёте записывать, поможет вам верно определить, о чём же конкретно писать в каждом аргументе.

И ещё. Мне кажется, что не нужно писать слова типа – «первым примером может служить..», «в качестве второго примера я хочу привести..» Это делает текст вашего сочинения каким-то «канцелярским,» словно вы пишете отчёт. Это же сочинение, ваше творчество. Давайте попробуем обойтись без этих «во-первых» и «во-вторых».

Кстати, помните, что это сочинение не на ОГЭ. Это там нужно было указывать номера предложений. Здесь обойдитесь без всяких номеров.

Немного о клише.

В Интернете можно найти много разнообразных примеров клише, то есть фраз-заготовок, которые можно использовать в сочинении. Я всегда против подобных клише. Они делают все сочинения похожими друг на друга. Лучше, как я советовала выше, задавайте вопросы. Именно они станут связующей нитью в ваших рассуждениях.

Исключением может служить первое предложение. Здесь можно написать, например, «Рассуждая над поставленной проблемой, автор…». Вот это единственное клише, уместное в сочинении. (Но, повторяю, это лично моя точка зрения. Вам нравится использовать клише – используйте, если это помогает написать сочинение.)

Пример.

         Размышляя над проблемой, автор противопоставляет отношение   героя произведения к крепостным, показывает, как оно может резко измениться в результате всего одного случая. Каким же было восприятие крепостных ребёнком сначала? Простые люди  всегда казались ему «опасными, разбойными». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали мальчика. Ребёнок мало общался с ними, не понимал их и оценивал лишь по внешнему виду.

Что же изменилось в жизни мальчика? Почему его восприятие крепостных резко поменялось? Причиной этого стал случай, когда ему вдруг почудилось, что за ним бежал волк. Мальчик  вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчеркнуть, как нежен был Марей,  каким «глубоким чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека», как до глубины души тронула мальчика его забота. Будучи девятилетним ребёнком, герой вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

Оба эпизода помогают автору глубже раскрыть проблему. Противопоставляя разное отношение ребёнка к крепостным, он ярче показал те изменения, которые произошли в мальчике, в его восприятии простых людей.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

  • Как написать вступление к сочинению по картине
  • Как написать вступление к сочинению описанию
  • Как написать вступление к рассказу
  • Как написать вступление к итоговому сочинению по литературе
  • Как написать вступление к итоговому сочинению 2022