Загрузить PDF
Загрузить PDF
Как авторы, мы все хотим завоевать любовь читателей. Мы хотим слышать, как восхитительны наши работы. Прочтите эту статью, чтобы узнать, как достичь этой цели.
-
1
Запишите сюжет, который вы придумали, и решите, интересен он вам или нет. Вы так же могли бы выбрать общую тему, популярную в народе, например, группировки в школе или история Золушки, и добавить неожиданный поворот сюжета. Только убедитесь, что людям не надоела эта тема. Другой действенный метод заключается в том, чтобы выбрать несколько ключевых слов темы, с которой будет связан ваш рассказ, и записать их. Например, несколько слов по теме вашего рассказа могут быть «страшно», «ужас» и «ужасающий». Это основное настроение вашего рассказа, его тема и чувство, которое он вызывает у читателей.
-
2
Определите возрастную группу, для которой вы пишете свой рассказ. Если вы хотите адресовать свой рассказ молодежи, пишите о молодежных темах. Если вы обращаетесь к людям зрелого возраста, то лучше выбирать более взрослые темы. Не пишите о подростковых проблемах, если вы адресуете свою историю пенсионерам. Все же, имейте в виду, некоторым людям зрелого возраста нравятся молодежные темы.
-
3
Придумайте персонажей. Убедитесь, что персонажи относятся к вашему рассказу и попытайтесь немного все запутать. Вы можете подробно описать ваших персонажей или просто написать их имена, возраст и, возможно, небольшое описание. Дайте им уникальные имена. Наделите неожиданными чертами характера. Только не перестарайтесь, иначе запутаете читателей.
-
4
Начните придумывать свой рассказ. Темой может быть что угодно от говорящей зебры до необычной силы гравитации. Сделайте рассказ интересным и уникальным. Придумайте тему, которой еще никогда не было. Это может показаться трудно, но это возможно. Выберите необычное место действия с уникальной темой и сюжетом. Важно убедиться, что это вам интересно.
-
5
Напечатайте ваш рассказ или запишите его.
Реклама
-
1
Пишите из своего собственного опыта. Пишите о вещах, которые что-то значат для вас; нет никакого смысла писать о том, чего вы никогда не испытывали или о чем ничего не знаете. Опишите что-то личное; в конце концов, хорошая история идет от сердца.
-
2
Всегда имейте под рукой бумагу. Всегда держите под рукой блокнот и записывайте слова/фразы, которые внезапно озаряют вас.
-
3
Оживите персонажей. Сделайте интересное описание персонажей и придайте им что-то личное. Это мог бы быть человек, которого вы знаете, или человек, которого вы нарисовали в воображении.
-
4
Придайте персонажам глубину. Изменяйте характер персонажей, как меняются люди в реальной жизни. По мере развития сюжета помещайте персонажей в различные ситуации, чтобы показать разные стороны их характера.
-
5
Сделайте историю непохожей на другие. Не копируйте сюжет и развязку у других. Будьте уникальны: завершите историю непредсказуемым образом.
Реклама
Советы
- Мнение одного человека — это не мнение всех, так что не сдавайтесь, если вы получите плохой отзыв. Продолжайте работать над своим рассказом. Он может понравиться человеку, который связан с популярным издательством, и вы получите шанс опубликовать его! Так что держите голову высоко и никогда не сдавайтесь!
- Дайте вашему рассказу название, которое заинтригует людей, и они прочитают всю книгу.
- Убедитесь, что вы придумали интересное введение, которое заставляет людей читать дальше.
- Убедитесь, что вы любите писать и преданы этому делу. Без преданности и страсти к писательскому делу вы никогда не сможете полностью реализовать свой потенциал.
- Пишите от сердца. Вернитесь назад и перепроверьте работу после того, как кто-то из вашей семьи или друзей прочитал ее.
- Попытайтесь избежать сквернословия. Многие люди считают сквернословие скучным и непривлекательным, поэтому постарайтесь избегать его.
- После того как вы напишете вводную главу, попросите своих друзей или семью прочитать ее и высказать свое мнение о ней. Спросите их, было ли им интересно. Если они ответят да, вы на верном пути. Но если они скажут нет, не отказывайтесь от своей идеи и темы, просто переделайте ее немного. Или вы можете оставить все как есть, не заботясь, что думают другие. Просто делайте то, что считаете правильным.
- Старайтесь не выбирать взрослых тем, если пишете для молодежи.
Реклама
Предупреждения
- Если вы чувствуете, что это непосильная работа и вы не получаете удовольствия от процесса письма, не делайте этого. Пишите, только если вы действительно хотите и любите писать.
- Не занимайтесь плагиатом и не копируйте чужие идеи.
- Не выбирайте банальные, избитые темы. Если вы все же это делаете, добавьте неожиданный поворот сюжета.
Реклама
Что вам понадобится
- Компьютер или ноутбук.
- Ручка или карандаш.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 23 136 раз.
Была ли эта статья полезной?
Можно долго изучать способы влияния на людей, а можно один раз изучить искусство рассказывания историй – сторителлинг. Этому умению уже тысячи лет, но только в последние годы оно стало отдельной нишей. Этот навык пригодится всем, кто так или иначе воздействует на людей устным или письменным словом. И если вы один из них, то эти 10 советов по сторителлингу точно для вас. Наши рекомендации помогут сделать вашу историю яркой, живой и запоминающейся. А теперь читайте и беритесь рассказывать свои истории с новыми знаниями.
1
Вводите в действие с первых слов
Пожалейте читателя. Каждый день ему приходится видеть десятки заголовков и читать массу текстов. А ведь еще нужно и лайк поставить, и коммент написать, и кофе глотнуть в перерыве. Не стоит утруждать его еще и длинным введением. Начинайте экшн с самых первых слов. Потом можно и местность обрисовать, и контекст, и героя. Но влюбить своего читателя вы должны с первого взгляда, ведь конкурентов у вас слишком много.
2
Добавьте деталей
Простота и быстрое развитие действия очень важны для захвата внимания читателя. А вот для его удержания вам нужно создать живую и яркую историю, и к тому же достоверную. Для этого в историю нужно добавить деталей. Например, какую-то яркую особенность внешности героя, которая делает его запоминающимся. Или несколько штрихов об особенностях места действия. Воссоздайте в воображении читателя запахи, звуки, формы – он должен прочувствовать ваш рассказ. Но не переусердствуйте. Детали – это специи к истории и их нужно использовать в меру.
3
Рассказывайте историю через личность
История должна вызывать эмоции. Лучше всего эмоции вызывают люди. Значит, в вашем повествовании должны быть люди, даже если вы рассказываете о вещах. Ничто не помешает их очеловечить, наделить личностью и характером. Покажите, как эта личность прошла свой путь, как она изменилась или изменила кого-то другого. И как в результате получила заслуженное – награду или наказание.
4
Наделите героя недостатками
Времена, когда идеализированные герои завоевывали сердца и умы, остались в прошлом. Сейчас нас больше интересуют такие же люди, как и мы, со своими достоинствами и недостатками. Если в своей истории вы рассказываете о каком-то продукте, не бойтесь вынести на поверхность его недостатки. Это только увеличит доверие читателей и сделает вашу историю правдивой.
5
Создайте конфликт
Конфликт – двигатель истории. Он сталкивает два или больше элемента, и в результате получается что-то новое. Он выводит героя из равновесия и за этим становится интересно наблюдать. Хочется узнать, чем все закончится, чья сторона победит. «Кот лежит на коврике» – это не история. А вот «Кот лежит на коврике собаки»– уже то, что надо. Конфликт не обязательно возникает с другим героем, он может быть внутренней борьбой или связан с окружающим миром. Борьба человека с природой – классический тому пример.
6
Визуализируйте свою историю
Зрение – самый важный канал восприятия информации. А в контексте сторителлинга – это мощнейшее оружие в войне за человеческое внимание. Правильно подобранный визуал настраивает на определенное настроение, заинтересовывает, задает ожидания от текста, делает его объемным и ярким. Вспомните, как в детстве вы любили книжки с картинками. Они казались куда интересней скучных «взрослых» книг, не так ли? Со временем вы научились воспринимать сплошные полотна текста. Но ваш мозг все так же любит картинки. И ваш читатель тоже.
7
Используйте естественный язык
Если ваш герой общается сленгом – не вычищайте его речь. Она должна звучать естественно, так, как люди говорят в обычной жизни. Однако не стоит уклоняться и в другую сторону – не используйте специальные термины. То, что может быть непонятым, будет непонятым. Пишите просто, без канцеляризмов и сложных конструкций. Перечитайте текст вслух, и если какие-то места кажутся чересчур искусственными, перепишите их.
8
Показывайте, а не рассказывайте
Профессиональные писатели знают, что писать (или рассказывать) нужно не фактами, а образами. Если вы описываете процесс жарки бекона, то не говорите о сковороде, которая стоит на плите и в ней жарится бекон. Опишите шкворчание расплавленного жира и вызывающий слюнки запах. Заставьте работать воображение читателя – и вы надежно привяжете его к своей истории.
9
Делайте намеки
Это простой способ захватить внимание читателя и заставить его прочитать историю до конца. Возбуждайте любопытство, слегка приоткрывая будущее. Работают даже грубые намеки вроде: «Он и не подозревал, к чему приведет это решение», «Но все оказалось куда интереснее». Иногда можно использовать туманный спойлер, сказав о будущем хэппи-энде (или наоборот). Читателю все равно будет интересно, что именно произошло. Только уж позаботьтесь о том, чтобы в конце действительно не разочаровать его. Вставляйте намеки ближе к середине истории, когда он в нее погрузился и не будет бросать на полпути.
10
Не рассказывайте мораль истории
Хорошая история всегда имеет определенный смысл, цель, идею. Она должна что-то говорить читателю и побуждать его к действиям. В хорошей истории авторы иногда сами раскрывают идею прямым текстом. Они говорят что-то вроде: «Мораль этой истории такая-то и такая-то, а потому вы должны делать то-то и то-то». В идеальной истории читатель сам приходит к нужному заключению. А уж если он самостоятельно сделал такой вывод, то и скорее с ним согласится и предпримет соответствующие шаги. Не превращайтесь в ментора. Расскажите историю, а читатель пусть сам сделает свой выбор.
Выводы
Хорошая история вовлекает читателя с первых слов, погружая его в достоверную реальность. Она рассказывает о личности, которая меняется в процессе борьбы. Читатель сопереживает ей, потому что видит самого себя. История говорит образами, а не фактами, при этом она должна иметь визуальные элементы и естественный вид. А еще идеальное повествование разжигает любопытство, но не рассказывает о своей идее прямо. Читатель должен сам сделать выводы и предпринять действия. Например, изучить искусство сторителлинга поглубже, что можно сделать на нашем курсе.
Желаем удачи, пусть ваши истории всегда будут запоминающимися!
Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.
Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.
«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»
Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».
Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.
Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.
Спецпроект
Не стоит превращать вашу статью или презентацию в шаблонную последовательность от начала к концу. Используйте разные сюжетные приемы, чтобы сделать по-настоящему запоминающуюся историю. Задумайтесь: события происходят в хронологическом порядке, но рассказывать о них можно по-разному.
Мономиф
Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.
В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».
Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.
Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к тем выводам, которыми хотите поделиться, и добавит вашей истории убедительности. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения, как вы открыли для себя новые знания.
Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.
Примеры
Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.
Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.
Автор: Anna Vital
http://notes.fundersandfounders.com/post/82297315548/how-airbnb-started
Гора
Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.
Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.
Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.
Пример
Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.
http://goo.gl/YohE67
Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.
http://goo.gl/2GrBR7
Вложенные циклы
Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.
Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.
Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем — это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.
Пример
Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.
http://goo.gl/AEYjcM
Sparklines (Как было, как могло бы быть)
Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».
Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.
Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?
Пример
Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.
Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.
In medias res (начать с середины)
Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.
Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.
Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.
Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.
Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.
Пример
История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.
http://goo.gl/1aQgBZ
Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».
Сходящиеся идеи
Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.
Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.
Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.
Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.
Примеры
История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.
http://goo.gl/z5oEXl
А вспомните рекламную историю про двух братьев, которые делали Твикс: один делал левую палочку, второй – правую.
Автор: Twix
Фальстарт
Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.
Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.
Пример
Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.
Лепестки
Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.
Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.
Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.
Пример
Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.
Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.
Начните с истории
Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.
Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.
Адаптация и подбор примеров: компания «Протекст».
Оригинал статьи:
http://www.sparkol.com/blog/8-classic-storytelling-techniques-for-engaging-presentations/
Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.
Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.
«Создавая бестселлер»
Главная идея
Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.
Годы идут, а опыта всё еще недостаточно. Так как же найти главную идею прямо сейчас?
Источник
Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.
- Что вы хотите, чтобы читатель понял по прочтении книги?
- Зачем вы пишете книгу?
- Что вы хотите сказать?
- Какой общий вывод от прочитанного вы хотите внушить читателям?
Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.
Примеры главной идеи
Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.
- Духовный путь полон препятствий, но если человеком движет самоотверженная страсть, он сможет измениться настолько, чтобы побороть боль и снова полюбить (Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби»)
- Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
- Твой дом там, где твое сердце (Билли Леттс «Там, где сердце»)
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник
- Преданность семье ведет на путь преступлений (Марио Пьюзо «Крестный отец»)
- Люди, оставленные справляться собственными силами, как правило, естественным образом обращаются к жестокости, дикости и варварству (Уильям Голдинг. «Повелитель мух»)
- Совесть, любовь и верность важнее, чем социальное положение, богатство и успех (Чарльз Диккенс «Большие надежды»)
Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.
План на основе подсчета страниц
Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).
В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник
Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.
Если вы только начали писать, примерьте на свой проект количество страниц какой-нибудь похожей понравившейся вам книги.
Начало
Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.
- Вы договариваетесь с читателем, о чем будет, а о чем не будет ваша история.
- Даете представление о времени и месте действия.
- Развиваете драматическое действие и лежащий в его основе конфликт.
- Знакомите читателя с протагонистом и другими персонажами, показываете, кто они, их характер и роль в истории.
- Показываете ближнюю цель героя и даете намек на его дальнюю цель.
- Знакомите в общем виде с главной идеей произведения.
Кто такой протагонист
Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.
Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник
Его эмоциональное развитие, то, как он переживает события, испытания, взлеты и падения, составляют основу книги. Вы можете даже составить эмоциональный профиль героя. Вот, к примеру, профиль героини из романа «Причуда» .
- Эмоциональный профиль героини
- Имя: Рэй.
- Недостатки: подозрительна, возбудима, предубеждения, на краю.
- Страхи: сходит с ума, убивает себя.
- Сила: непоколебимость, дисциплина, упрямство, воля.
- Ненависть: быть испуганной.
- Любовь: внучка, работа с деревом.
- Мечта: быть нормальной.
- Тайна: на секунду ей показалось, что она может убить ребенка.
Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.
Антагонист
В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.
Чем сильнее и значительнее, тем больше драмы, напряжения и волнения в эпизодах.
Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник
Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.
- Другой персонаж: семья, друзья, коллеги, враги или любимые.
- Природные причины: ураганы, землетрясения, наводнения, законы физики.
- Общество: религия, правительство, обычаи.
- Механизмы: машины, роботы, космические корабли, мотоциклы.
- Бог: мистические представления.
- Сам протагонист: внутренний мир, ошибки прошлого, страхи, пороки, сомнения, моральный выбор, сила воли.
Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.
Драма или нет?
Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.
Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник
- Если протагонист не контролирует ситуацию, мы начинаем сомневаться в исходе дела. И это добавляет драматизма.
- Если кто-то другой одерживает верх, мы не знаем, чем это в итоге закончится. «Получит герой то, чего он хочет, или нет?» Этот вопрос подогревает ощущение драмы, и читатель старается поскорее узнать, как все разрешится.
Драматическое действие добавляет в роман конфликт, напряжение, тревогу, неизвестность и страх — одним словом, драму.
Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.
Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник
Вот некоторые примеры пассивного действия:
- два персонажа смотрят на витрины и болтают;
- персонаж показан в ситуации превосходства;
- два персонажа идут по пляжу;
- персонаж готовит завтрак и садится за стол.
Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.
Как создать конфликт
В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.
Люди читают истории, чтобы увидеть, как персонажи растут и меняются, даже если эти изменения им не на пользу.
У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник
Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.
- Сделайте так, что тому, что или кого любит ваш протагонист, угрожает опасность. Это заставит героя принять решение и действовать. Повысьте ставки и сделайте угрозу в следующем эпизоде большей, чтобы конфликт рос.
- Заставьте ваших героев хорошенько побегать. Поместите протагониста в самую гущу того, что он ненавидит, и покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее.
- Покажите, как главный герой выходит на передний план вопреки своему самому большому страху.
- Сообщите читателю, какая главная мечта у вашего протагониста, а потом покажите, как его пороки не дают ему достичь этой мечты.
Флешбэки
Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.
Кадр из фильма «Английский пациент». Источник
Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.
- Не используйте их слишком много: чем меньше, тем лучше.
- Постройте сюжет для флешбэка, пусть в нем будет конфликт и напряжение. (Флешбэк должен быть мини-историей внутри большой истории.)
- Возвращайтесь в прошлое, только если оно имеет непосредственное влияние на настоящее.
- Прежде чем обращаться к флешбэку, заложите для читателя надежный фундамент в самом начале основной истории: кто есть кто, где, когда и почему.
- Прежде чем нырнуть в предысторию, дайте читателю какую-нибудь неповторимую, запоминающуюся подробность. Возвращаясь в настоящее, снова упомяните эту деталь. Так читатель будет понимать, где вы отправили его в предысторию и где вернули обратно.
- Ясно укажите дату или время, в которое вы возвращаетесь. И укажите настоящее время, когда вы вышли из флешбэка.
- Если вы чувствуете, что вам просто необходим флешбэк, дотерпите до середины. К этому времени читатель уже свыкнется с основной линией, и ему будет не так дискомфортно перемещаться туда-сюда во времени.
Больше драматизма!
Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.
Ваша история будет красива — персонаж преодолеет все конфликты и разделается с каждым противником, — но скучна.
Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.
- Призовите на помощь антагонистов. Пусть:
— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;
— герой сталкивается со стихийными бедствиями;
— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;
— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;
— по дороге на важное событие у героя ломается машина;
— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;
— ему попросту не хватает времени;
- Поставьте в середине книги предзнаменования, которые повысят общее напряжение, конфликт и тревожность вашего сюжета.
- Пропишите в подробностях реакцию героя на препятствия — так вы сможете более глубоко раскрыть его эмоциональное развитие.
- Запутывайте героя и разрушайте ожидания читателя. Допустим, персонаж (или читатель) считает, что он установил личность убийцы. Герой идет сразиться с этим мерзавцем — и внезапно наталкивается на его труп.
Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник
- Не раскрывайте все сразу. Оставляйте намеки и сплетайте сеть подробностей, которые еще предстоит узнать. Подкармливайте тревогу, связанную с неизвестностью. Любопытство, желание узнать ответы на все поставленные «почему» и «как» будут затягивать вашего читателя все глубже и глубже в историю.
- Добавьте второстепенную сюжетную линию, которая будет связывать и поддерживать главную, придаст разнообразия и усложненности.
Не надо клише
Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.
Источник
Напишите первый черновик, не думая обо всех этих подробностях. А вот во время редактуры обдумайте каждую из них и замените нестандартными метафорами.
Продуманные детали
Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.
Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник
- К примеру, многие эпизоды в середине книги «Тайная жизнь пчел» Сью Монк Кидд включают в себя технологии пчеловодства. Читатель много узнает о меде и пчелах. В то же время глубже понимает персонажей.
- Книга Джона Ирвинга «Правила виноделов» рассказывает о том, как собирать яблоки и делать сидр.
- А действие романа Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна» повествует о врачебной практике.
Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.
По материалам книги «Создавая бестселлер»
Обложка отсюда
Как писать истории, которые будут дочитывать до конца
Истории увлекают, вызывают доверие, продают. Но только в том случае, если они написаны грамотно, не шаблонно и доносят определенную идею. Директор по развитию школы современных профессий Interra Анжела Юшко рассказала Pressfeed, как построить увлекательный рассказ в тексте и преодолеть страх чистого листа.
1. Покажите героя
Герой — визитная карточка истории. Это можете быть вы сами или любой другой человек. В копирайтинге героями нередко становятся люди из окружения: друзья, родственники, знакомые, а чаще всего — клиенты или заказчики.
Чтобы описать героя, не нужно приводить полный перечень деталей внешности: «У нее были каштановые волосы, голубые глаза, стройная фигура и тонкие руки». Читателю быстро наскучит всё, что не имеет прямого отношения к развитию сюжета. Поэтому рекомендую задействовать только те подробности, которые критично важны для вашей истории.
Как это проверить? Если вы убираете из текста элемент описания, и в нем сразу исчезает логическое звено, значит, это та самая ключевая деталь, которую обязательно нужно сохранить. Во всех остальных случаях не перегружайте текст излишествами.
«5 шагов к гарантированной публикации». Скачайте прямо сейчас
Герой в истории нужен не просто так — у него должны быть мотивы и цель. Например, вы пишете историю о девушке, которая хочет похудеть, но привыкла награждать себя за успехи вкусным тортиком. Или о студенте, который учится на курсе по SMM и получает разгромный отзыв от первого заказчика. И нам уже интересно, что они будут делать дальше.
Постарайтесь выбрать героя, который будет близок читателям. Если вы пишете историю для ювелирного бренда, вряд ли случаи из жизни стоматолога будут интересны. Если, конечно, вы не придумаете такой сюжет, в котором обе эти темы будут гармонично сочетаться.
2. Выберите место
Место действия — то, что задает контекст. Когда нам известно, где находится герой, мы как читатели можем дать оценку его действиям и лучше понять его характер.
Не стоит подробно описывать цвет стен, окна, двери, высоту потолков. Здесь правило то же, что и с чертами внешности героя — указывайте только те детали, без которых пострадает логика истории.
3. Создайте напряжение
Чтобы читатель увлекся вашей историей, в ней должно быть развитие и напряжение. Остросюжетный триллер писать необязательно, достаточно просто добавить интересную деталь или обмануть ожидания поворотом событий.
В обыденных ситуациях с героем должно происходить что-то интересное. Например, шел человек по улице и нашел кошелек с крупной суммой. У действия должны быть последствия, с которым герой будет разбираться, тогда вашу историю дочитают до конца.
Хотите попасть в топовые СМИ бесплатно?
Откликайтесь на запросы журналистов — публикуйте комментарии, статьи и интервью в крупных медиа
Как это работает
4. Пишите кратко
Далеко не всегда интересный сюжет требует большого текста. Идею можно выразить лаконично и без потери смысла и глубины. Это иллюстрирует простая история из мира литераторов.
По легенде, однажды известные писатели поспорили, кто сможет написать самый короткий рассказ, но такой, чтобы мог растрогать и был настоящей драмой. В споре победил Эрнест Хемингуэй, его рассказ был таким:
«Продаются детские ботиночки. Неношеные».
Не перегружайте истории сюжетными линиями, если у вас нет задачи написать роман. Выбирайте только тех героев, места и действия, которые важны для сюжета и работают на идею. Так читатель лучше поймет вашу мысль, а в продающих историях — совершит полезное действие.
5. Добавьте динамики
Представьте, что вы пишете не историю для поста в соцсетях, а киносценарий. Перечитайте ее с этой точки зрения.
Нашли затянутые моменты, на которых сами бы уснули в кинозале? Смело сокращайте. Спотыкаетесь о непонятные, перегруженные фразы? Переформулируйте или уберите их из текста. Чередуйте длинные и короткие предложения. Так история получится более живой.
Реклама больше не приводит целевую аудиторию?
Расскажите бесплатно о своем продукте в СМИ
Как это работает
6. Оставайтесь нейтральным
Что хотел сказать автор? На этот вопрос должен ответить сам читатель после вашей истории.
Литературный критик Ролан Барт еще в 1967 году написал эссе «Смерть автора», в котором сказал: «Не надо ничего разъяснять читателю, оправдываться и давать комментарии. Все выводы читатель сделает сам, и для этого ему не нужна никакая мораль в конце».
Когда мы анализируем события, книги или фильмы, даем оценку своим и чужим действиям и учимся на своих ошибках, мы гораздо лучше познаем себя и мир. Не отнимайте у своего читателя такую возможность.
Как преодолеть боязнь чистого листа?
Многие начинающие авторы часто боятся написать первое предложение: а вдруг будет не то и ничего не получится?
Существует несколько техник, которые помогают расписаться.
1. Фрирайтинг
Это упражнение нужно выполнять только от руки! Поэтому берите листок, ручку и изливайте все свои мысли на страницу без логики, порядка и структуры. Если вы не знаете, с чего начать, так и пишите, например: «Не знаю, что тут написать. Я вообще не собирался выполнять это дурацкое упражнение, но надо же что-то делать, иначе я никогда не закончу эту статью…»
Гайд «Как любой компании начать публиковаться в СМИ»
Как выбрать СМИ, подружиться с журналистами и что проверить в тексте перед отправкой.
Смотреть бесплатно
Можете воспринимать это упражнение как творческую гигиену. Возможно, во время фрирайтинга вы нащупаете ту самую мысль, которая в итоге превратится в интересный текст.
2. Свободные ассоциации
Выпишите 5 любых существительных и попробуйте по очереди «примерить» их к вашей задаче.
Например, вам нужно написать историю про фитнес. Вы выписываете 5 первых попавшихся существительных:
- гора
- цветок
- карандаш
- стена
- воздух
С каждым словом может родиться какая-то интересная идея для текста про фитнес:
фитнес + гора = гора мышц, история человека, который стал силачом и покорил гору;
фитнес + цветок = как расцветают творческие идеи у человека, который занялся фитнесом.
Нет правильных и неправильных ассоциаций. Если при выполнении этого упражнения на какой-то из пар слов вы почувствуете, что в голове что-то щелкнуло, значит, это та идея, которую вы искали. Осталось оформить ее в историю.
Надеюсь, эта статья поможет вам писать захватывающие истории, которые будут приводить не только читателей, но и новых клиентов.
Аудиоверсия материала:
пособие для начинающих авторов
Как написать рассказ:
Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.
Как научиться писать рассказы
Костяк любого хорошего рассказа — это:
- четко выраженная сюжетная линия;
- наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
- максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
- персонажей должно быть не много.
Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.
Как найти идеи для рассказа
Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.
Заведите несколько полезных привычек:
- Записывайте все, что приходит вам в голову.
- Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
- Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
- Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.
Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.
Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.
Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..
Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.
Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.
СМИ, историческая литература, дневники
От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.
Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.
Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.
Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.
Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.
Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».
Книги по писательскому мастерству
Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.
Стоит прочитать:
- «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
- «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
- «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
- «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
- «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
- «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
- «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.
Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:
- главный герой;
- время действия;
- сюжет;
- конфликт;
- тема.
Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.
И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:
Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);
Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)
Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);
Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).
Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).
Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).
Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.
Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:
Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).
Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).
Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).
Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).
Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.
Четыре главных графы:
Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.
Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.
Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?
Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.
Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.
Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:
- против другого персонажа;
- против Бога (богов);
- против самого себя;
- против природы;
- против общества;
- против техники или технопрогресса.
Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.
Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.
Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.
Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.
Как составить план рассказа
Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.
Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:
От чьего лица будет вестись повествование.
Какой будет первая сцена.
Каким будет переход от введения к основной проблеме.
Какой окажется кульминация.
Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.
На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.
Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.
План:
Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.
Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.
Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.
Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.
Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.
Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.
Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.
Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.
Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.
С чего начать писать рассказ
К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.
Но для начала определите тип повествования:
Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).
Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.
Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.
Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.
Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».
Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.
Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.
Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:
- длинных описаний природы и погоды;
- знакомства со всеми персонажами разом;
- безымянных диалогов;
- отсутствия главного героя;
- слишком подробного описания главного героя;
- начала по будильнику;
- вычурности и клише.
Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:
«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».
С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.
Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.
“
Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.
Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.
Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.
Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.
Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.
А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.
Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).
Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.
Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.
Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.
Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.
Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.
Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.
Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.
Как составить рассказ
1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.
Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.
Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.
2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.
В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.
Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.
Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.
После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.
3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.
Пример плана рассказа
Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.
Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;
Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;
План:
- описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
- небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
- больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
- разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
- размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
- момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
- за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.
В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.
Что еще должно быть?
- локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
- имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.
Как написать рассказ?
Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.
Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.
Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.
«Вычитка» и редактирование
Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.
Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.
Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉
Новинки из жанра рассказ
- ЛАРРИ СОВЕРШАЕТ ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК09.01.2023
Ларри Бимэн был одним из тех мальчиков, которые любили полазить на всём, что было выше пяти этажей. Такие парни есть в каждом дворе, может кто-то любил бегать за девочками или воровать на базарных…
-
Глава 4. Лазурные берега
Автор: Nazika Kubanova
09.01.2023
Мы прибыли в Лазурные берега и оказались у её зеркальных ворот. У входа стояли два стражника с белыми одеждами распущенными волосами и налобными лентами на лбу. Вышло так, что наши пригласительные письма остались…
- К ЧЕРТУ ВСЕ
Автор: Ilovehorror
08.01.2023
В тот день они приехали на два часа раньше, когда гроб с их дочерью находился ещё в гостиной. Луис не надеялся её видеть до того момента, как зайдёт солнце, но она уже огибала…
- Голод
Автор: Anna Bogodukhova
08.01.2023
–Ты хотя бы салфетку заложи! – пленница невесело усмехнулась, когда в очередной раз открылась дверь её темницы, и снова на пороге возникла уже знакомая ей высокая худая фигура вампира. Бояться пленница устала….
- Чистая Кровь
Автор: Eduard Chervansky
06.01.2023
Чарли нехотя раскрыл заспанные глаза. Резкий звук будильника жестоко терзал слух, появилось дикое желание бросить мобильник в стену. Его рука протянулась к прикроватной тумбочке, и, со второго раза, указательный палец наконец сумел попасть…