Как написать заключение к итоговому сочинению

Заключение в итоговом сочинении и его виды 2020-2021

Заключение в итоговом сочинении

→ как писать вступление в итоговом сочинении

→ как написать основную часть итогового сочинения

Заключение — это последняя часть вашего сочинения, оно подводит итог вашей работе, логически завершая ваши размышления.

Существует несколько видов заключений.

Заключение №1  Обобщение сказанного

Обобщение сказанного — это одна из логических концовок сочинения. В таком заключении мы можем вернуться к основной мысли сочинения, изложить ее более широко и эмоционально.

Пример:

Тема сочинения: «В каких поступках человека проявляется доброта?»

Тезис: доброта проявляется в поступках нацеленных на принесение блага другому человеку.

Заключение №1

Таким образом, мы можем сказать, что доброта проявляется в поступках, нацеленных на принесение блага другим. Это может быть как жертва ради благополучия другого человека, так и действия, связанные  с прощением его и духовным исцелением.

Заключение №2  Риторический вопрос

Риторический вопрос в конце сочинения возвращает нас к основной проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркивая ее актуальность.

Пример:

Заключение №2

В двадцать первом веке многие страны уверенно вышли на путь модернизации, самые традиционные нормы остались где то за горизонтом. В современном обществе часто задумываются о том, необходима ли доброта сегодняшнему человеку, не изжило ли это чувство себя. Но если доброта проявляется прежде всего в поступках, нацеленных на поддержку личности в трудной для нее ситуации, неужели современное общество сможет прожить без доброты?

Заключение №3  Призыв к читателю

Заключение — призыв, обращение к читателю — акцентирует внимание на главной мысли сочинения, побуждает читателя изменить свое отношение к проблеме.

Пример:

Заключение №3

Итак, посмотрите вокруг себя, нет ли рядом людей, которые нуждаются в ваших добрых поступках. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или человеком, который несет добро окружающим?

Заключение №4  Цитата

Цитатное заключение может содержать цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения, наиболее полно выражает главную мысль нашего сочинения.

Пример:

Заключение №4

Борьба между добром и злом была и будет всегда.Но фундаментом любого общества являются такие ценности, как справедливость, совесть и доброта. Я думаю, добрые поступки составляют основу человеческих взаимоотношений. Недаром Максим Горький писал:»Доброта — она превыше всех благ».

Рекомендуется делать заключение небольшим, обязательно следите за тем, что бы оно логически было связано с содержание основной части.

Связанные страницы:

09.10.2020

Обновлено 15.11.2022

Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении?

Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

Информация актуальна для 2022-2023 года!

  • Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, аргументы, литература

Заключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

В заключении можно:

  • подвести итог всего рассуждения
  • использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
  • дать краткий и точный ответ на вопрос темы.

Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Заключение ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод.

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

  • Призыв.

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

  • Выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

  • Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

  • Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

  • Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ

Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

  • Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

  • Цитата

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

— Композиция итогового сочинения

— Вступление в итоговое сочинение

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.



Скачать материал

Вебинарный курс «КАК написать итоговое сочинение на 
10 баллов, используя д...



Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона

  • Сейчас обучается 65 человек из 38 регионов

  • Сейчас обучается 142 человека из 45 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Вебинарный курс «КАК написать итоговое сочинение на 
10 баллов, используя д...

    1 слайд

    Вебинарный курс

    «КАК написать итоговое сочинение на
    10 баллов, используя для аргументации всего 6 романов»
    ТЕМА
    «ЗАКЛЮЧЕНИЕ итогового сочинения. КАКИМ оно должно быть?»  

  • Цель –движение к зачету – к 20 баллам!Кто как и с разной скоростью…

    2 слайд

    Цель –движение к зачету – к 20 баллам!
    Кто как и с разной скоростью…

  • Мотивация Мультролик

    3 слайд

    Мотивация
    Мультролик

  • Цель и условия участия-отключить телефоны и другие гаджеты, которые отвлекают...

    4 слайд

    Цель и условия участия
    -отключить телефоны и другие гаджеты, которые отвлекают
    -слушать внимательно, задавать вопрос, если не ясно
    — работать активно
    — писать вопросы, если не понятно
    -верить в себя!
    -писать, писать и писать!

  • Чему научитесь? Не дублировать  вступление в общем выводе
Распознавать типы...

    5 слайд

    Чему научитесь?

    Не дублировать вступление в общем выводе
    Распознавать типы заключений и выбирать подходящий
    Писать правильно заключение сочинения
    Писать грамотно заключение
    Избегать типовых ошибок, особенно тавтологии

  • ЗАБЕРЕТЕ  ПОДАРОК – ОБРАЗЕЦ готового сочинения с правильным    заключен...

    6 слайд

    ЗАБЕРЕТЕ ПОДАРОК – ОБРАЗЕЦ готового сочинения с правильным заключением

    Что получите?

  • Критерии оценивания1.«Соответствие теме»; 
2. «Аргументация. Привлечение лите...

    7 слайд

    Критерии оценивания
    1.«Соответствие теме»;
    2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
    3. «Композиция и логика рассуждения»;
    4. «Качество письменной речи»;
    5. «Грамотность».
    Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом).

  • Критерий 3. КомпозицияСочинение отличается композиционной цельностью, логично...

    8 слайд

    Критерий 3. Композиция
    Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли – 2 балла.

  • Критерий 3. КомпозицияСочинение отличается композиционной цельностью, его час...

    9 слайд

    Критерий 3. Композиция
    Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически
    связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,
    и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не
    более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
    и/или мысль не развивается – 1 балл

  • Вспомним…вступление.          Типы вступлений:
Вступление № 1. Историческое
В...

    10 слайд

    Вспомним…вступление.
    Типы вступлений:
    Вступление № 1. Историческое
    Вступление № 2. Аналитическое
    Вступление №3.Биографическое
    Вступление № 4. Цитатное
    Вступление № 5. Личностное

  • Вспомним…вступление.Типы вступлений:
Вступление № 1. Историческое
Вступление...

    11 слайд

    Вспомним…вступление.
    Типы вступлений:
    Вступление № 1. Историческое
    Вступление № 2. Аналитическое
    Вступление № 3.Биографическое
    Вступление № 4. Цитатное
    Вступление № 5. Личностное

  • Заключение – это…
Заключение - это последняя часть вашего сочинения, оно подв...

    12 слайд

    Заключение – это…

    Заключение — это последняя часть вашего сочинения, оно подводит итог вашей работе, логически завершая ваши размышления.

  • Типы заключения№1. Обобщение написанного
Тема: Какие ориентиры помогают не за...

    13 слайд

    Типы заключения
    №1. Обобщение написанного
    Тема: Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
    Тезис:
    Не заблудиться на жизненном пути помогают нравственные ориентиры добра, милосердия, чести и достоинства, правды и справедливости.
    Вывод:
    Таким образом, мы можем сказать, что на жизненном пути помогают не заблудиться  высокие цели, которые связаны с категориями нравственности.

  • Анализ типа №1Обобщение написанного - самый распространенный способ закончить...

    14 слайд

    Анализ типа №1
    Обобщение написанного — самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый
    трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны,
    не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано во вступлении, и, с другой стороны,
    не уйти в сторону от темы сочинения.

  • Типы заключения№ 2. Призыв к читателю 
Тема: Почему так важно бережно относит...

    15 слайд

    Типы заключения
    № 2. Призыв к читателю
    Тема: Почему так важно бережно относиться  к природе?
    Тезис: Необходимо защищать и охранять природу, которая давно ждёт этого от человека. Ведь экологическая проблема стала глобальной, значит, люди уже настолько нанесли много ущерба природе, что только сообща, всем миром можно помочь ей, а значит, и самим себе.
    Вывод:
    В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

  • Анализ типа №2Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здес...

    16 слайд

    Анализ типа №2
    Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно
    НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните».
    Почему? Каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут
    обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу.
    Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Это не этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»:
    НАПРИМЕР, «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах».

  • Типы заключения№3. Выражение надежды

Тема: "В каких ситуациях раскрываются п...

    17 слайд

    Типы заключения
    №3. Выражение надежды

    Тема: «В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия?»

    Тезис: Размышляя над этим вопросом, считаю, что оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора. Так, в военное время солдат может оказаться перед лицом смерти. Он может принять смерть с достоинством, сохранив верность долгу и не запятнав воинской чести. В то же время он может попытаться спасти свою жизнь, ступив на путь предательства.
    Вывод:
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы в любой ситуации будем помнить о чести и достоинстве, сумеем преодолеть душевную слабость, не позволим себе пасть духом.

  • Анализ типа №3Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т....

    18 слайд

    Анализ типа №3
    Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок.
    Важно: выражать
    надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа
    отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

  • Типы заключения№4. Цитата. 
Тема:  Какое значение имеет дружба в жизни челове...

    19 слайд

    Типы заключения
    №4. Цитата.
    Тема: Какое значение имеет дружба в жизни человека?
    Тезис:
    Дружба  имеет важное значение, так как она воспитывает характер и высоконравственные качества, такие как доброта, взаимопомощь, преданность, сочувствие, главное, чтобы дружба была настоящей.
    Вывод:
    Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

  • Анализ типа №4Это ОРИГИНАЛЬНОЕ заключение. НО Цитата должна подходить  по смы...

    20 слайд

    Анализ типа №4
    Это ОРИГИНАЛЬНОЕ заключение. НО Цитата должна подходить по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдет.
    Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать
    цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о
    природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

  • Перерыв!
 Пьем 
Чистую
 воду!!!
И 
поехали!

    21 слайд

    Перерыв!

    Пьем
    Чистую
    воду!!!
    И
    поехали!

  • ЗаданиеТема: Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
ВЫБРАТЬ прави...

    22 слайд

    Задание

    Тема: Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
    ВЫБРАТЬ правильную цитату.
    Тот, кто действительно имеет авторитет, не боится признать свою ошибку.
    Бертран Рассел
    Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт
    Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
    Франсуа Ларошфуко

  • Какого типа это заключение?1, 2, 3, 4 ?Каждому человеку в жизни приходится д...

    23 слайд

    Какого типа это заключение?
    1, 2, 3, 4 ?
    Каждому человеку в жизни приходится делать выбор, но решения, которые мы принимаем, не всегда оказываются правильными. Важно помнить, что от выбора жизненного пути зависит дальнейшая судьба, становление человека как личности. Конечно же, всегда хочется идти своей дорогой, которая приведет к желаемой цели и будет соответствовать нашей индивидуальности.

  • Ваш выбор заключения? 

Какой тип понятен и близок Вам?
Напишите в чат.

    24 слайд

    Ваш выбор заключения?

    Какой тип понятен и близок Вам?
    Напишите в чат.

  • Почему незачет?                           Пример сочинения
               «Че...

    25 слайд

    Почему незачет?
    Пример сочинения
      «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»
         Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, ради любимого человека. Люди готовые к этому, чаще всего обладают  такими чертами характера, как доброта ,сострадание, смелость. Об этой проблеме размышляли многие авторы.      
         А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает наглядный пример самопожертвования. Главный герой Петр Гринев  добрый и отзывчивый человек, жертвовал собой, ради любви к Марье Мироновой, тем самым подвергая свою жизнь опасности. Он заступается за честь любимой девушки, вызывая на дуэль Швабрина, где и получает ранение. Это говорит нам о том, что   Петр Гринев своими поступками показал, готовность вытерпеть что угодно ради любимого человека.

         Тоже самое можно сказать и про Машу Миронову, хрупкую, но смелую девушку, которая  решается на отважный поступок. Она одна едет  к императрице, чтобы попросить милости, для своего жениха, тем самым, спасает Петра от позора и ссылки.
         Так, мы можем сделать вывод, что оба героя готовы были на всё ради друг друга, не задумываясь о последствиях.  
         Тема самопожертвования также поднимается в произведении А.И.Куприна «Куст сирени». Здесь описана  история того, как главная героиня Верочка, внимательная и чуткая женщина  потратила все свои силы, для того, чтобы исполнилась мечта Николая. Ради любимого человека она продала все свои украшения и купила кусты сирени, тем самым, пожертвовав своим комфортом.
         Так, мы увидели, что несмотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке.
         Таким образом, можно сделать вывод, что самопожертвование — это поступок, который может совершить человек, неравнодушный к чужим страданиям, человек с большой силой воли и с большой любовью к людям.

            237 слов
      Оценка эксперта: НЕЗАЧЕТ.

  • Почему незачет?Требование № 1 «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое коли...

    26 слайд

    Почему незачет?
    Требование № 1 «Объем итогового сочинения»

    Рекомендуемое количество слов – от 350
    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении
    менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то
    выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом
    (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность
    написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

  • Почему незачет?Критерий № 1 «Соответствие теме»

Участник должен рассуждать н...

    27 слайд

    Почему незачет?
    Критерий № 1 «Соответствие теме»

    Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия
    (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной
    проблемой и т.п.).
    «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем
    нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается
    конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Перерыв!Пьем воду!

    28 слайд

    Перерыв!
    Пьем воду!

  • Надеюсь убедительно!             Если пить воду сидя, то из организма выведут...

    29 слайд

    Надеюсь убедительно!
    Если пить воду сидя, то из организма выведутся все вредные осадки, в том числе те, которые образовывают камни в почках.
    Если пить воду не спеша, тремя глотками, то организм получает кислород и выделяет инсулин.
    Инсулин служит защитой от сахарного диабета.

  • Итак, что будет с организмом, если не пить воду? Напишите в чат.

    30 слайд

    Итак, что будет с организмом, если не пить воду? Напишите в чат.

  • Если оригинальное заключение, то лучше так:В заключение хочется выразить наде...

    31 слайд

    Если оригинальное заключение, то лучше так:
    В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    Хочется верить, что…
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
    В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

  • Составьте заключение к темамТема:
 Что может исказить жизненный путь человека...

    32 слайд

    Составьте заключение к темам
    Тема:
    Что может исказить жизненный путь человека?

    Заключение пишем в чат и в тетрадь.

  • Составьте заключение к темамТема:
           Как обрести счастье?

Заключение...

    33 слайд

    Составьте заключение к темам
    Тема:
    Как обрести счастье?

    Заключение пишем в чат и в тетрадь.

  • Остались ли вопросы по теме «Как писать заключение?...

    34 слайд

    Остались ли вопросы по теме
    «Как писать заключение?
    Какое писать?»

  • ошибки в лексической сочетаемостиКак правило, ошибка эта вызывается тем, что...

    35 слайд

    ошибки в лексической сочетаемости
    Как правило, ошибка эта вызывается тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры».
    «Играть роль» и «иметь значение» — «играть значение». 

  • призывВ русском  языке есть свои нормы и законы, которые необходимо соблюдать...

    36 слайд

    призыв
    В русском  языке есть свои нормы и законы, которые необходимо соблюдать — чтобы оставаться грамотными людьми и сохранять «великий могучий русский язык» для будущих поколений. Поэтому давайте будем грамотны!

  • Выбери верный вариантПредпринять меры,  предпринять шаги, принять меры
Играть...

    37 слайд

    Выбери верный вариант
    Предпринять меры, предпринять шаги, принять меры
    Играть значение , играть роль, иметь значение
    Не имеет роли, не играет роли, не имеет значения
    Дать поддержку , оказать поддержку

  • проверьПредпринять меры — предпринять шаги, принять меры
Играть значение — иг...

    38 слайд

    проверь
    Предпринять меры — предпринять шаги, принять меры
    Играть значение — играть роль, иметь значение
    Не имеет роли — не играет роли, не имеет значения
    Дать поддержку — оказать поддержку

  • Выбери верный вариантОдержать первенство — одержать победу, завоевать первенс...

    39 слайд

    Выбери верный вариант
    Одержать первенство — одержать победу, завоевать первенство
    Быть в поле внимания — быть в поле зрения, быть в центре внимания
    Стремительно ползет вверх/вниз — стремительно поднимается/опускается
    Оплатить штраф — заплатить, выплатить штраф
    Дешевые цены — низкие цены 

  • проверьОдержать первенство — одержать победу, завоевать первенство
Быть в пол...

    40 слайд

    проверь
    Одержать первенство — одержать победу, завоевать первенство
    Быть в поле внимания — быть в поле зрения, быть в центре внимания
    Стремительно ползет вверх/вниз — стремительно поднимается/опускается
    Оплатить штраф — заплатить, выплатить штраф
    Дешевые цены — низкие цены 

  • Выбери верный вариант Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции...

    41 слайд

    Выбери верный вариант
    Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции
    Улучшить уровень (например, благосостояния) — повысить уровень (благосостояния)
    Рост экономики — рост экономических показателей
    Приобрести уважение — заслужить уважение
    Оказать заботу — проявить заботу.

  • Проверь Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции
Улучшить урове...

    42 слайд

    Проверь
    Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции
    Улучшить уровень (например, благосостояния) — повысить уровень (благосостояния)
    Рост экономики — рост экономических показателей
    Приобрести уважение — заслужить уважение
    Оказать заботу — проявить заботу.

  • Пиши правильно:принять меры, 
нанести визит, 
отдавать себе отчет,
 привлечь...

    43 слайд

    Пиши правильно:
    принять меры,
    нанести визит,
    отдавать себе отчет,
    привлечь внимание,
    играть роль,
    иметь значение,
    выполнять функцию,
    отметить недостатки,
    одержать победу,
    добиться известности,
    смириться с поражением,
    вызывать сомнения,
    внушать доверие,
    представлять интерес

  • СОСТАВЬТЕ предложения с 3 словосочетаниями:Играть (сыграть) роль, 
иметь зн...

    44 слайд

    СОСТАВЬТЕ предложения с 3 словосочетаниями:

    Играть (сыграть) роль,
    иметь значение,
    оказать влияние,
    произвести впечатление,
    уделить внимание,
    иметь успех,
    пользоваться успехом,
    наложить отпечаток,
    пользоваться спросом,
    повышать уровень,
    одержать победу.

  • рефлЕксияЧто нового узнали на вебинаре?
Ваше осознание сейчас: Сложно  писать...

    45 слайд

    рефлЕксия
    Что нового узнали на вебинаре?
    Ваше осознание сейчас: Сложно писать заключение сочинения или просто?
    Появилась ли уверенность в самостоятельном написании сочинения на высокий балл?
    КАКИЕ вопросы еще актуальны?

  • Благодарю за внимание!
Увидимся на следующем вебинаре             в пятницу в...

    46 слайд

    Благодарю за внимание!
    Увидимся на следующем вебинаре в пятницу вечером.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 717 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Другие материалы

«Русский язык (базовый уровень)», Львова С.И., Львов В.В.

  • 02.12.2021
  • 1951
  • 40
  • 02.12.2021
  • 218
  • 8

«Русский язык», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.

  • 02.12.2021
  • 839
  • 54

«Русский язык», Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

КАК НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

  • Призыв. Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

  • Выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

Примеры

Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Что касается нестандартных способов завершить сочинение, то здесь выбор не так велик:

  • Завершение рассказа о неком случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведен такой рассказ).

  • Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно:смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

Варианты заключения

Примеры

Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

Цитата

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

Как написать заключение в итоговом сочинении

Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении? Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

Заключение ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод.

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

  • Призыв.

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

  • Выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

  • Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

  • Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

  • Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ

Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

  • Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

  • Цитата

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

Источник: https://www.ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/kak-napisat-zaklyuchenie-v-itogovom-sochinenii.html

Как написать заключение в итоговом сочиненииДля тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении? Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

Заключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.В заключении можно:

  • подвести итог всего рассуждения
  • использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
  • дать краткий и точный ответ на вопрос темы.

Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Заключение ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод.

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

  • Призыв.

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

  • Выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

  • Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

  • Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

  • Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ

Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

  • Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

  • Цитата

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

Скачать в формате PDF: Скачать

Смотреть документ онлайн в PDF

Вам будет интересно:

Вступление в итоговом сочинении и его виды


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

  • Как написать заключение в декабрьском сочинении
  • Как написать египетскими иероглифами рассказ по истории
  • Как написать докучную сказку
  • Как написать детскую сказку
  • Как написать детективный рассказ