Как нарекли молодого царевича в сказке о царе салтане

Скачать обзор:

В произведении автор рассказывает историю одной семьи. Выразительный поэтический язык Пушкина создаёт яркие образы и сказочный мир, в который читатель погружается с головой. Именно эту сказку считают вершиной сказочного творчества Пушкина.

«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно», — так сказал о произведении литературный критик Д. П. Мирский.

Сказка Пушкина действительно подходит не только детям, она актуальна для всех возрастов и может рассматриваться на разных уровнях понимания. Ниже представлен краткий обзор произведения, который можно использовать для читательского дневника.

Место действия

Сюжет сказки разворачивается в волшебном мире. Основные события происходят в двух локациях: в вымышленном прибрежном государстве, которым управляет царь Салтан , и на некогда безлюдном, малопригодном для жизни острове, где возникает величественный город, ставший вотчиной князя Гвидона.

В тексте присутствует топоним — остров Буян. Это название встречается в русском фольклоре, где  есть упоминания, что на этом острове растет дуб о четырех ветвях. В сказке также фигурирует дуб — это единственное, что было на острове на момент прибытия туда героев.

Есть версия, что прообразом острова Буяна является реально существующий остров Рюген, в настоящее время принадлежащий Германии.

Морские просторы — также одно из мест действия в произведении. Море играет важную роль в повествовании. В тексте оно обозначается как Окиян, созвучно слову «океан», но пишется с большой буквы, как будто это название водоёма.

О чем произведение? Очень краткий пересказ

Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.

Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и  дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.

Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.

Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.

Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.

Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.

Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.

На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.

В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.

Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.

Характеристика героев

Царь Салтан

Царь Салтан — правитель сказочного государства. С одной стороны, он могущественный владыка, справедливый, честный, добрый, с другой стороны, доброта и бесхитростность не позволяют ему видеть в ком-либо коварство и подлость. Царь, узнав «странную» новость о рождении ребенка, мудро велит ждать его возращения, хочет приехать и разобраться во всем сам,  однако коварные заговорщицы его обыграли.

Салтан оказывается доверчивым и простодушным, он не заподозрил своячениц — явных интриганок и злодеек. Более того, проявил слабохарактерность, дважды уступая ткачихе и поварихе с бабой Бабарихой в своём желании навестить чудный остров. А ведь сердце его рвалось туда. Однако в конце сказки Салтан показывает волю, задаваясь вопросом: «Кто я, царь или дитя?». И отправляется к Гвидону.

Считается, что в образе царя есть отсылка к правителям восточных государств, о чем говорит его имя «царь Салтан».  Формулировка, встречающаяся в дипломатических источниках в отношении монархов исламских стран, в частности, султана Османской империи — «турецкий царь салтан».

Князь Гвидон

Князь Гвидон — сын царя Салтана, вырастает богатырем, как и обещала царица. Характеристики этого персонажа Пушкин указывает в полном названии произведения: «славный и могучий». Он внешне красив и силен, а в душе добр, благороден и справедлив.  Находясь в сложной жизненной ситуации, он вступился за слабого — спас лебедя, за что и был вознагражден. Гвидон хорошо воспитан, он благодарный сын, уважает и ценит свою мать, становится для неё надежной опорой и поддержкой. Князь не знает, что их с матерью бросили в море вовсе не по приказу отца, он не ведает о происках своих тёток, но, тем не менее, зла на родителя не держит, тоскует о нём. От отца — царя Салтана — Гвидон унаследовал лучшие качества: он становится достойным правителем острова Буяна.

Царица

Жена царя Салтана, мать князя Гвидона. Она добрая и сильная женщина, стойко принявшая удары судьбы. В ней воплощён обобщенный образ матери: «…над ребёнком, как орлица над орлёнком». Царица горячо любит своего сына, верит в него, поддерживает во всем. В отличие от сестер, она не мечтала о богатстве, и  статус царицы не был её целью. Героиня хотела любить и подарить этому миру хорошего человека. Она справилась с этой миссией, отлично воспитав сына.

Ткачиха с поворихой

Ткачика и повариха — отрицательные персонажи,  сестры царицы, тетки князя Гвидона. Это коварные, эгоистичные особы, ими движет зависть и обида. Ради собственных интересов эти женщины способны обречь на страдание других, умело манипулируют мужчинами, будь это хоть сам царь.

Баба Бабариха

Баба Бабариха — пожилая женщина, именуемая сватьей. В тексте есть упоминание, что Гвидону она приходится бабушкой.

Слова сват и сватья используются как для обозначения  человека, устраивающего брак, и выступающего посредником между женихом и невестой, так и родственной связи —  родителя  одного из супругов.

Вероятно, Бабариха может быть матерью царя Салтана, в некоторых критических обзорах представлена как мать трех сестер.

Сватья Бабариха — отрицательный персонаж, заодно с ткачихой и поварихой помогает извести царицу и её сына. В тексте Пушкина три отрицательные героини часто упоминаются в связке:  «Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».

Имя героини позаимствовано из фольклора. Баба Бабариха встречается в языческих заговорах.  При этом созданный Пушкиным персонаж признается исследователями оригинальным и уникальным для традиции русской сказки.

Царевна Лебедь

Царевна Лебедь — молодая, невероятно красивая девушка, обратившаяся птицей. Она обладает магическими способностями. Благодарная и бескорыстная героиня творит чудеса во благо, чтобы помочь своему спасителю — князю Гвидону. Приняв человеческое обличие, Лебедь становится любимой и любящей женой. Подробно описывается внешность и манеры царевны: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», «величава, выступает слово пава», «речь-то говорит, будто реченька журчит».

«Красавица-оборотень» — распространенный тип персонажа для русских сказок. В литературе и в фольклоре в разные эпохи было создано немало подобных героинь, от Царевны-лягушки до девицы-голубицы Маруси из сказки «Про Федота-стрельца» Л. А. Филатова, советского актера и поэта. Пушкинская Царевна-Лебедь — один из известнейших персонажей в этом ряду.

Корабельшики

Купцы или корабельщики — коллективное действующее лицо, путешественники и торговцы. В сюжете играют важную роль, являются связующим звеном между Салтаном и Гвидоном. Они источники новостей и слухов. Остров Буян лежит на пути их маршрута «в царство славного Салтана», Гвидона они посещают «проездом».

Тридцать три богатыря и Черномор

Тридцать три богатыря — братья Царевны Лебеди, морские витязи, живущие в Окияне, охраняют остров князя Гвидона.

Черномор — дядька и предводитель богатырей, добрый и милейший старичок, олицетворение воинского братства и безопасности.

В творчестве Пушкина персонаж с таким именем встречается дважды, колдуна в поэме Руслан и Людмила также зовут Черномором. Эти персонажи не просто разные, они противоположны друг другу. В «Руслане и Людмиле» Черномор — отрицательный персонаж, главный злодей. Почему Пушкин назвал двух совсем разных героев одним именем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи считают, что эти герои не связаны, и даже их имена имеют разное происхождение. Имя «предводителя богатырей» из «Сказки о царе Салтане» связывают с самой очевидной ассоциацией — Черным морем – теплым водоёмом на юге России.

Коршун

Коршун — злой волшебник. Обернувшись птицей, он пытался убить лебедя — прекрасную царевну. Гибнет от рук Гвидона. «Ты не коршуна убил, чародея погубил», — говорит ему лебедь.

Подробный пересказ содержания с цитатами из сказки

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — так начинается сказка. Каждая из них  говорит о том, что сделала бы, если бы стала царицей. Первая обещает наткать полотна на весь мир, вторая приготовить пир, а третья девица молвила: «Я б для батюшки царя родила богатыря». Салтан подслушал этот разговор и выбрал себе в жены третью девушку. «Здравствуй красная девица, говорит он, будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября».

Во всё время разговора Он стоял позадь забора

Двум оставшимся сестрам он велит ехать вместе с ним и с сестрой. «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха».

Свадьбу сыграли в тот же вечер:

«Царь Салтан на пир честной сел с царицей молодой».

Ткачиха плачет, повариха злится, «завидуют оне государевой жене».

«А царица молодая, дела в даль не отлагая, с первой ночи понесла».

Салтан должен ехать на войну. Он прощается с женой и велит себя поберечь. Приходит время родов. «Сына бог им дал в аршин». Царица посылает Салтану письмо с доброй вестью. А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой велят перехватить гонца с письмом и отправляет другого. Царю приходит послание:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверушку».

Царь разгневался, чуть было не повесил гонца, но остыл и велел «ждать царева возвращения для законного решения». Сестры встречают гонца, напаивают его допьяна и в «суму его пустую суют грамоту другую».

Гонец приносит приказ, в котором велено «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Царицу с ребёнком посадили в бочку и пустили в Окиян.

Плывет бочка по морю, в ней плачет и бьется царица, а ребенок растет не по дням, а по часам. Дитя обращается к волне и просит о спасении:

«Ах волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна…
………………………………..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Бочку прибивает к берегу. Пришло спасение. Осталось выбраться из бочки.

«Сын на ножки поднялся, в дно головкой оперся, поднатужился немножко,…вышиб дно и вышел вон».

Мать и сын оказываются на пустынном острове, где растет лишь один дуб, остальное — долина, кругом — море. Сын срывает с дуба ветку и делает лук, чтоб добыть «добрый ужин».

«И пошел на край долины у моря искать дичины».

Подойдя к морю, он видит, что «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней», хищник «когти распустил, клюв кровавый навострил». Царевич запускает стрелу в шею коршуна. Тот падает в море и тонет.

Лебедь «молвит русским языком»: «Ты, царевич, мой спаситель» и просит его не тужить, что остался без еды, обещает отблагодарить и сослужить добрую службу.

«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил»

Лебедь улетает. Сын с матерью ложатся спать без ужина. На утро царевич просыпается и видит перед собой большой красивый город, обнесенный белой стеной, за которой «блещут маковки церквей и святых монастырей». Он будит мать подивиться чуду. Это лебедь ему так за спасение отплатила.

Сын и мать идут к городу, проходят через ограду, к ним валит народ, пышный двор встречает их. Царевича объявляют в городе правителем, с благословения матери он стал княжить «и нарекся князь Гвидон».

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах, на раздутых парусах».

Корабельщики плывут мимо острова знакомым маршрутом и очень удивляются, увидев «новый город златоглавый». Они решают пристать. Князь Гвидон встречает их, зовет в гости, кормит, поит и «ответ держать велит»: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».

Корабельщики отвечают, что едут прямо на восток, «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». Гвидон желает им доброго пут и велит передать поклон царю.

Проводив купцов, князь опечалился, он хочет видеть отца. Вдруг видит — «средь синих вод лебедь белая плывет». Спрашивает лебедь князя, в чем причина его печали.

«Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца», — отвечает он птице.

Лебедь приходит ему на помощь, превращает князя в комара, и он летит в море вслед за кораблем, в царство Салтана, на свою родину.

Царь Салтан встречает гостей, зовет их в гости. «И за ними во дворец полетел наш удалец».

Начинает царь расспрашивать путешественников: «Ладно за морем иль худо, и какое в свете чудо?». Корабельщики рассказывают ему о чуде. Знавали они остров, который раньше был пустынный, «не привальный, не жилой». А теперь стоит на нём новый город со дворцом, и правит в этом городе князь Гвидон.

Молвит царь :

«Коль жив я буду, чудный город посещу, у Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его отпускать. Город на острове — вовсе не чудо, считает повариха. Она рассказывает царю о настоящей диковинке: где-то в лесу есть ель, под елью «белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».

Салтан дивится чуду, а Гвидон гневается и кусает тетку-повариху прямо в правый глаз.  Повариха окривела, обмерла, сестры вместе со слугами пытаются поймать комара, но он вылетел в окошко и отправился домой.

На острове своём князь Гвидон ходит у берега опечаленный. В море появляется лебедь. Говорит ей князь, что хотел бы «чудо дивное завесть». И рассказывает про белку, о которой слышал у Салтана. А лебедь ему обещает помочь: «Рада службу оказать тебе я в дружбу».

Вернулся князь домой, только ступил на двор, а ель уже там, под елью белка «золотой грызет орех… и… поёт… при всём народе: Во саду ли, в огороде».

Вновь купцы проезжают мимо острова, гостят у князя Гвидона и видят новое чудо. Князь передает поклон царю Салтану»

В эпизодах с приездом корабельщиков на остров авторский текст повторяется рефреном.

Проводив гостей, князь опять идет к морю. Там его встречает лебедь, обрызгивает водой, князь становится мухой, «полетел и опустился между моря и небес на корабль — и в щель залез».

«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна»

Царь приглашает корабельщиков в гости, за ними влетает Гвидон в образе мухи. Он видит отца, тот сидит «с грустной думой на лице». Вновь расспрашивает царь гостей о чудесах. Те ему и об острове рассказывают, и о городе, и о чудо-белке. Возле белки поставили стражу, велели «строгий счет орехам весть», а из скорлупок льют монету.

Захотел Салтан опять в гости к Гвидону, а ткачиха давай его отговаривать: «Что тут дивного, ну вот, белка камушки грызет». И рассказывает она ему про другое диво:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Царь дивится чуду, а разозленный Гвидон садится поварихе на левый глаз. Та вскрикнула и тут же окривела. Бросились все «ловить и давить» муху, а князь в окошко вылетел и вернулся в свой удел.

Вновь встречается он с лебедью и говорит ей о новом чуде, которое хотел бы «на свой остров перенесть», чтоб заманить в гости отца.

Лебедь ему отвечает:

«Не тужи душа моя, это чудо знаю я. Эти витязи морские все ведь братья мне родные».

Князь, забравшись на башню, видит, как море «расплескалось в шумном беге и оставило на бреге в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря». Он сбегает с башни встречать гостей.

Черномор обращается к князю:

«Нас сестра к тебе прислала и наказом наказала славный город твой хранить и дозором обходить».

Богатыри обещают каждый день выходить на берег острова, после чего возвращаются в море.

Повторяется эпизод с приездом корабельщиков, следующих «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Их взору предстало новое чудо. Князь Гвидон, передав поклон Салтану собирается идти за ними, направляется к берегу, на этот раз лебедь обращает его шмелем. Он улетает вслед за купцами, проникает с ними в палаты отца.

Приехав к Салтану, купцы повторяют ему всё сказанное ранее и про город и про белку, добавляя, что теперь остров охраняют тридцать три богатыря под предводительством Черномора.

Засобирался царь на остров. Ткачиха с поварихой на сей раз молчат, в дело вступает Бабариха, отвлекая внимание царя новым чудом: «За морем девица есть, что не можно глаз отвесть». Гости молчат, не желая спорить с бабой. Гвидон злится, «но жалеет он очей старой бабушки своей», кружит вокруг неё, жалит в нос и улетает.

Услышанное дает князю новый повод для кручины, он задумался о создании семьи. «Все женатые, гляжу, не женат лишь я хожу», — сетует он Лебеди и рассказывает о чудо-девице.

Гвидон хочет взять в жены именно её. Лебедь советует ему подумать: есть такая девица, но характер у неё непростой. Готов ли князь жениться именно на ней? Гвидон тверд в своём решении и готов «душою страстной» за своей невестой идти хоть за «тридевять земель».

Далеко идти не придется. «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я», — признается Лебедь.

Гвидон обнимает красавицу-царевну, прижимает к груди и ведет в палаты «к матушке своей» просить благословения на брак.  «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: Бог вас, дети, наградит». Царица одобряет выбор сына.

В очередной приезд купцов Гвидон знакомит их со своей красавицей-женой, передает поклон Салтану и напоминает, что тот «в гости обещался, а доселе не собрался». У Салтана купцы вновь твердят ему о чудесах, что видели на острове, которым правит Гвидон, говорят о его красавице-жене и передают упрек, что не едет в гости.

«Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел». Салтан не стал на этот раз слушать женщин. «Нынче ж еду», — заявил он и топнул ногой.

Князь Гвидон смотрит в окно и видит, как «из лазоревой дали показались корабли», приближался флот царя Салтана.

«Матушка моя родная,
Ты, княгиня молодая,
Поглядите-ка туда —
Едет батюшка сюда».

Салтан пристает к острову, выходит на берег, с ним «ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, удивляются оне незнакомой стороне». Гвидон выходит их встречать и ведет в город.

Салтан видит всё, о чем ему говорили. У ворот стоят 33 богатыря, с ними дядька Черномор, во дворе ель, под елью белка песенки поёт, золотой орех грызет, и засеян двор золотою скорлупой. Встречают гости княгиню-красавицу, а она ведет с собой свекровь.

Узнал Салтан в старшей княгине-матери свою царицу, заплакал, обнял жену и сына. Ткачиха, повариха и Бабариха спрятались по углам, «их нашли насилу там». Они расплакались и повинились. Царь был рад, что встретил свою семью, простил их и отправил домой.

Закатили пир.

«Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».

Анализ сказки

История создания

Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские сказки, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, он вдохновлялся ими.

Сочиняя свои произведения, он опирался на фольклор. Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.

Известно несколько вариантов записи сюжета будущей сказки, самый ранний датирован 1822 годом. Он считается стартовой точкой в работе над произведением. Это был период Южной ссылки, Пушкин пребывал в Кишинёве. Запись очень схематична.

Более подробное описание сюжета, сделанное в Михайловском в 1824 году, восходит к рассказам Арины Родионовны. В период с 1824 по 1826 сказка обрастает новыми подробностями, автор добавляет в неё волшебные элементы.

Вновь Пушкин возвращается к работе в 1828 году. Завершает написание сказки в 1831 году, известна точная дата — 9 августа.

В печати сказка впервые увидела свет в сборнике «Стихотворения» 1832 года.

Одним из друзей Пушкина был известный поэт В. А. Жуковский, в творческом наследии которого также немало сказочных произведений, основанных на фольклорных сюжетах и первоисточниках западных авторов. Считается, что между коллегами и приятелями возникло своеобразное соперничество в написании сказок, которое подстегивало и вдохновляло Пушкина.

Жанр

Произведения писателей-сказочников относят к жанру литературной сказки. Они бывают волшебными и поучительными.  По большому счету такое деление условно, наличие волшебства — одна из характерных особенностей сказочного жанра, и почти во всех сказках, в том числе русских народных, есть назидание — «добрым молодцам урок».

В тексте, сюжете, манере изложения, композиционном построении присутствуют жанрово-стилистические черты, присущие сказкам:

  • приключенческий элемент в сюжете: путешествие в бочке и чудесное спасение;
  • чудеса и превращения: герои произведения принимают облик животных, птиц, насекомых;
  •  борьба добра со злом, в которой побеждает добро; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
  • сюжеты сказок зачастую строятся вокруг числа три: схожие события или явления повторяются именно три раза;
  • в тексте сказки присутствуют рефрены: повторение одних и тех же фрагментов текста, что также характерно для многих русских народных сказок;
  • наличие «героя-помощника», обладающего магической силой: царевна-Лебедь. В сказках женский персонаж-помощница также, как правило, является невестой или супругой главного героя.

«Я там был; мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», — типичная концовка сказки, которую в несколько измененном виде использовал Пушкин.

Сказка Пушкина написана в XIX веке на фольклорной основе. Этим определяется такая особенность произведения, как сочетание христианского и языческого. В тексте есть обращение к Богу, упоминания о храмах, монастырях, чудотворной иконе. При этом топонимы, имена позаимствованы из языческих заговоров, олицетворение и «одушевление» неживой природы — тоже языческая черта.

Язык и стиль

Размер стиха сказки — четырёхстопный хорей с парной рифмовкой, такой размер больше соответствовал народной поэзии. Стилизуя текст под фольклорную традицию, автор использует устаревшие словоформы, устойчивые выражения, встречающиеся в фольклорных текстах: гости-господа, царь-батюшка. Для усиления выразительности в сказках часто употребляют «двойные выражения», объединяя схожие по значению слова, например, «грусть-тоска».

Средства выразительности в сказке:

  • Эпитет — красочное определение. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, сказка Пушкина — пример использования существительных как эпитетов: голубушки-сестрицы, царь-отец и т. п.
  • Метафора — употребление слова в переносном значении.

Примеры метафор: «в бездну вод» (то есть на глубину, в глубокое море), «маковки церквей» (купола), «грезы ночи» (мечты, видения, сны), «стрела запела» (т. е. засвистела в полёте).

  • Гипербола — художественное преувеличение: «И растет ребенок там не по дням, а по часам».
  • Олицетворение — описание неодушевленных предметов через свойства и выражения, характерные для одушевленных и употребляемые в переносном значении.

Пример олицетворения: «послушалась волна».

Какие темы поднимает?

Семья и человеческие взаимоотношения

Семья и человеческие взаимоотношения — центральная тема, она положена в основу сюжета. В непринужденной сказочной форме Пушкин разворачивают семейную драму. Все центральные персонажи произведения являются родственниками друг другу, но между ними нет взаимопонимания, виной тому и слабохарактерность царя, зависть и вредительство сестер.

Преследуя свои интересы, человек в жизни часто пренебрегает чувствами и желаниями самых близких, родных людей, что приводит к печальным последствиям.

Совсем с другой стороны тему семейных ценностей, взаимоуважения и поддержки иллюстрируют отношения матери и сына — царицы и Гвидона, показывая читателю положительный, вдохновляющий пример.

Произведение Пушкина — сказка, а сказка, как известно, «ложь, да в ней намек». Если применить её сюжет к реальности, он оказывается актуальным и для современности: человеческая зависть не изжита.

Нравственные темы

Через образы и поступки героев автор поднимает нравственные темы. Он в неприглядном свете показывает низость и коварство. Доброта, честность и благородство, напротив, выглядят привлекательными. Зависть, корысть и злоба до добра не доводят, рано или поздно человек поплатится за свои неблаговидные поступки и помыслы. А доброта, бескорыстие и благородство открывают человеку путь к счастью.

Каждый человек может совершить ошибку, оказаться во власти лжи, главное — найти в себе силы исправить ситуацию и попросить прощения. К такому выводу подводит история царя Салтана.

Государство и цивилизация

Эта серьёзная и сложная тема, в простой, доступной форме представленная в пушкинском тексте. Через поэтический текст воссоздается обобщенная модель цивилизации, иллюстрируется экономическая и политическая жизнь.

  • Купцы ведут международную торговлю, являются носителями важной информации, рассказывают царю о «чудесах».
  • Царь уходит на войну — это суровая необходимость политики любого государства, тем более во времена Пушкина.
  • Чудеса символизируют важные государственные составляющие.
  • Белка — это казна, источник богатства и стабильности, 33 богатыря и Черномор — армия, обеспечивающая безопасность и благополучие.
  • Царевна Лебедь — супруга государя, его верная помощница.

Государственное и человеческое

Государственное и человеческое сочетается в фигуре правителя. Монарх представлен как обычный человек со своими слабостями, недостатками, бытовыми и семейными проблемами. Салтан в целом славный правитель, но ему не хватает жёсткости.

Именно поэтому в домашнем окружении ему осмеливаются перечить бабы. Они же, зная прекраснодушие царя, не побоялись пойти на страшный подлог и прступление. Излишняя мягкость царя стала причиной его семейной трагедии и могла привести и к государственному краху.

Гвидон — волевой правитель, хотя и добр, как отец. Он богатырь, как и задумывала его мать. Богатыри имеют характер героический. В семье князя Гвидона и в княжестве его всё благополучно.

Идея и мораль

«На чужом несчастье счастья не построишь», — гласит русская пословица, которая хорошо отражает смысл произведения Пушкина. «Сказка о царе Салтане» прививает понятие о справедливости, учит  быть благодарным, не завидовать, помогать другим, стойко преодолевать трудности, уметь слышать и слушать других, но не поддаваться чужому влиянию. Вот основные выводы,к которым приводит сказка.

Экранизации

Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.

Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.

В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.

Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.

Скачать обзор:




  • 1 декабря, 2021





  • детские викторины, пушкин, сказка, юбилейные даты 2022

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ

ОНЛАЙН-ВИКТОРИНА К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПЕРВОЙ ПУБЛИКАЦИИ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА




  • КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ: 10



  • ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ: 1-2 МИНУТЫ



  • СЛОЖНОСТЬ: 1/3

1 / 10

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Почему царь взял в жены именно третью девицу?

Она обещала приготовить пир на весь мир

Она обещала на весь мир одна наткать полотна

Она обещала родить для батюшки-царя сына-богатыря

2 / 10

На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и её сын?

3 / 10

Какая птица атаковала лебедя на берегу моря?

4 / 10

Как нарекли молодого царевича?

царь Дадон

князь Гвидон

барон Бурбон

5 / 10

Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона?

соболями и чернобурыми лисами

горностаями и норками

рыбой и шкурами медведей

6 / 10

В каких насекомых превращала Лебедь князя Гвидона, чтобы он смог навестить отца?

в комара, в осу, в муху

в комара, в муху, в шмеля

в пчелу, в муху, в овода

7 / 10

Что делала в сказке белка?

прыгала по веткам

пела песенки

рассказывала сказки

8 / 10

Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря?

Дуремар

Берримор

Черномор

9 / 10

Что блестит под косой у царевны Лебедь?

10 / 10

Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном?

выгнал из царства

отпустил домой

посадил в тюрьму

Викторина по сказке А.С.Пушкина

 «Сказка о царе Салтане» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: 
Совершенствовать знания детей о творчестве А.С.Пушкина.
Задачи: 
Развивать интерес к сказке А.С.Пушкина, умение отвечать на поставленные вопросы. 

Предварительная работа: 
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, просмотр экранизаций по мотивам сказки.

Условия проведения
Во время проведения викторины дети получают поощрительные фишки, в конце мероприятия «медалями» награждаются лучшие знатоки сказки.

Ведущий: Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт”.

   А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…».  И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня. Проведем викторину по сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане».

  За каждый правильный ответ вы получаете по фишки. В конце посчитаем фишки и определим победителя.


1.Где сестрицы занимались рукоделием? (В светлице).
2. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком? (Три).
3. Что делали девицы под окном в «Сказке о царе Салтане…»? (Пряли).
4. Кем хотела стать для царя первая девица? (Поварихой).
5. Кем хотела стать для царя вторая девица? (Ткачихой).
6. Что хотела сделать для царя третья девица? (Родить богатыря).
7. Почему царь взял в жены третью девицу? (Обещала родить богатыря).
8. Кто царю привез плохое известие? (Гонец).
12. Куда засобирался царь? (На войну).
13. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын? (Бочка).                                                                                                                                                 14. Как им удалось спастись? (Волна выбросила бочку на берег).
15. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану? (Очень быстро рос).                                                                                                                                           16.Как нарекли молодого царевича? (Князь Гвидон).
17. Какое оружие смастерил царевич? (Лук).
18. Какую птицу он спас от коршуна? (Лебедя).
19. Каким был первый подарок царевичу от лебедь — птицы? (Город).
20
. В кого превратила белая лебедь князя Гвидона? (В комара).
21. Что делала в сказке белка? (Пела песенки и грызла орешки).
22. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря? (Черномор).
23
. Что блестит под косой у царевны Лебедь? (Месяц).
24. Посетил ли царь Салтан чудный город князя Гвидона? (Да).
25. Кто был против поездки царя? (Бабариха, повариха и ткачиха).
26. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудогорода? (Что его жена и сын живы).
27
. Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном? (Отпустил домой).
28. Почему сестры пытались навредить царице? (Они ей завидовали).
29. Почему царица с ребенком оказалась в бочке в океане? (Из-за обмана.)                                                      30. Как отпраздновали герои радостную встречу? (Устроили пир).
Ведущий:
Сейчас мы посчитаем фишки и наградим победителя. 
Итоги викторины и награждение победителя. 
Ведущий:
Читайте сказки чаще дети, 
Будет легче жить на свете!
До новых встреч!

Тема: «Интеллектуальная игра «Счастливый случай».

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

  1. Вступительная часть (вступительное слово педагога)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») — сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, а впервые издана через год.
Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.

 
Происхождение сюжета

«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок, например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик в образе Василисы Премудрой.
Из большого количества произведений А. С. Пушкина самыми ценными и любимыми остаются его чудесные сказки. Им написано 7 сказок в стихах. Одна из них в этом году отмечает 185-летний юбилей. Это «Сказка о царе Салтане». Это одна из самых известных стихотворных сказок, отрывки из которой знают наизусть и цитируют очень много людей во всём мире. Полное название сказки — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сюжет этой сказки, как и многих других, Пушкин услышал от няни. Он не просто проникся народной поэтикой*, он ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А.С.Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

  1. Основная часть. Игра «Счастливый случай»

Первый гейм: « Дальше, дальше…». За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы для первой команды

  1. Сколько девиц сидело за пряжей вечером? (3)

  2. О чем мечтали девушки за работой? (стать царицами)

  3. О чем мечтала младшая сестра? (родить сына)

  4. Кого молодой царевич подстрелил из лука, когда выбрался из бочки на берег? (Коршуна)

  5. Кем на самом деле оказался коршун? (злым чародеем)

  6. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца в первый раз? (превратила его в комара)

  7. О каком чуде рассказала царю Салтану повариха? (белка)

  8. Сколько богатырей под руководством дядьки Черномора выходило из моря? (33)

  9. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»? (лебедь)

  10. Как зовется остров в море, Где Гвидон не знает горя? (Буян)

  11. Почему сестры хотели извести царицу? (от зависти)

  12. Как мать и сын выбрались из бочки смоляной? (Сын окреп и сам ее сломал)

  13. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын? (бочка)

  14. Как нарекли молодого царевича? (Гвидон)

  15. Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона? (соболями, лисами)

Вопросы для второй команды

  1. Что блестит под косой у царевны Лебедь? (месяц)

  2. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана? (Лазоревая)

  3. Как звали жену царя Салтана? (В сказке имя не упоминается)

  4. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона? (Отец и сын)

  5. Кем назначил царь остальных двух девушек? (ткачиха, повариха)

  6. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану? (рос)

  7. Какое оружие смастерил царевич? (лук)

  8. Какое дерево изначально росло на острове? (дуб)

  9. Кто был приставлен к ручной белке для подсчета орехов? (дьяк)

  10. Внутри орешков, которые грызла белка, были…  (изумруды)

  11. Кто помогал князю Гвидону навещать отца? (Лебедь-птица)

  12. Куда уехал царь Салтан? (на войну)

  13. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме? (о рождении сына)

  14. Кто прял поздно вечерком? (три девицы)

  15. Где живёт белка, которая поёт песенки и грызёт орешки? (в хрустальном доме)

Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Тест «Сказка о царе Салтане…» (для каждого ученика)

Третий гейм: «Заморочки» из бочки».

Вопросы в бочонках (от киндеров), каждая команда вытягивает «заморочку», посовещавшись, отвечает. За правильный ответ – 2 балла. Если нет ответа, отвечает другая команда, за правильный ответ1 балл.

  1. Когда и где родился А. С. Пушкин? В Москве, 6 июня 1799 год

  2. Кто учил его писать по-русски? (бабушка)

  3. Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

  4. Назовите сказки Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане:», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке«

  5. Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? Родной бабушкой. («А царевич хоть и злится, Старой бабушки своей».)

  6. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря? «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?»

  1. Старшие сестры царицы и сватья Бабариха подменили письмо царю с радостным известием о рождении сына на другое послание. Что в нем было написано? (что царица родила «неведому зверушку»)

  2. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо? (ничего не делать и ждать его возвращения)

  3. Как в этот раз поступили ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой?  (снова подменили письмо, в котором написали, что царицу с ее сыном следует засмолить в бочке и бросить в море)

  4. Как лебедь отблагодарила царевича за свое спасение? (сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича — князем этого острова)

  5. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон его сын? (простил их)

  6. Сколько видящих глаз осталось у ткачихи с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой после того, как их покусал князь Гвидон в образе насекомых? (Четыре)

Весёлая переменка.

Презентация (3 вида заданий: загадки по сказке, игра «Доскажи словечко», игра «Путаница»). Каждая команда отвечает на вопросы по очереди, каждый раз меняя отвечающего. За правильный ответ –1 балл.

Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка». (Билибин)

  1. Родился 4 августа 1876 года в посёлке Та́рховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича (5 баллов)

  2. Окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету… (4 балла)

  3. А творчество его началось с картины В.Васнецова «Богатыри».. (3 балла)

  4. В иллюстрациях использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. (2 балла)

  5. Он стал художником-иллюстратором многих сказок, в том числе и «Сказки о царе Салтане»… (1 балл)

Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Вопросы для первой команды

  1. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана? (Лазоревая)

  2. Как звали жену царя Салтана? (В сказке имя не упоминается)

  3. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона? (Отец и сын)

  4. Кем назначил царь остальных двух девушек? (ткачиха, повариха)

  5. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану? (рос)

  6. Какое оружие смастерил царевич? (лук)

  7. Какое дерево изначально росло на острове? (дуб)

  8. Кто был приставлен к ручной белке для подсчета орехов? (дьяк)

  9. Внутри орешков, которые грызла белка, были…  (изумруды)

  10. Кто помогал князю Гвидону навещать отца? (Лебедь-птица)

  11. Куда уехал царь Салтан? (на войну)

  12. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме? (о рождении сына)

  13. Кто прял поздно вечерком? (три девицы)

  14. Где живёт белка, которая поёт песенки и грызёт орешки? (в хрустальном доме)

15.Что блестит под косой у царевны Лебедь? (месяц)

16. Из какого материала князь построил белочке дом? (Из хрусталя)

17.Автор «Сказки о царе «Салтане…» (Пушкин)

18. Третье превращение Гвидона. (Шмель)

19. Сколько сказок написал Пушкин? (5)

20. Какую песню пела в сказке белка? (во саду ли в огороде)

Вопросы второй команде.

  1. Сколько девиц сидело за пряжей вечером? (3)

  2. О чем мечтали девушки за работой? (стать царицами)

  3. О чем мечтала младшая сестра? (родить сына)

  4. Кого молодой царевич подстрелил из лука, когда выбрался из бочки на берег? (Коршуна)

  5. Кем на самом деле оказался коршун? (злым чародеем)

  6. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца в первый раз? (превратила его в комара)

  7. О каком чуде рассказала царю Салтану повариха? (белка)

  8. Сколько богатырей под руководством дядьки Черномора выходило из моря? (33)

  9. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»? (лебедь)

  10. Как зовется остров в море, Где Гвидон не знает горя? (Буян)

  11. Почему сестры хотели извести царицу? (от зависти)

  12. Как мать и сын выбрались из бочки смоляной? (Сын окреп и сам ее сломал)

  13. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын? (бочка)

  14. Как нарекли молодого царевича? (Гвидон)

  15. Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона? (соболями, лисами)

  16. Кого прислала лебедь для охраны города? (Своих братьев (33 богатыря) и Черномора)

  17. Как отпраздновали герои радостную встречу? (устроили пир)

  18. Сколько сестер было у царицы, жены царя Салтана? (2)

  19. Кто правил на острове Буяне? (Гвидон)

  20. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря? (Черномор)

Когда и где родился А. С. Пушкин?

На каком языке разговаривал Пушкин с детства? И кто его учил писать по-русски?

Кто рассказывал сказки А.С. Пушкину?

Назовите сказки Пушкина.

Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? 

Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

Старшие сестры царицы и сватья Бабариха подменили письмо царю с радостным известием о рождении сына на другое послание. Что в нем было написано?

Какой приказ отдал царь, когда прочитал подложное письмо?

Как поступили ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой, когда приехал гонец с ответом от царя?  

Как лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?

Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон его сын?

Сколько видящих глаз осталось у ткачихи с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой после того, как их покусал князь Гвидон в образе насекомых?

_900 x 600 main.png
Билибинские Гвидон, Салтан и Дадон

Имена князя Гвидона, царя Салтана , царя Дадона и воеводы Полкана у нас прочно связаны со сказками Пушкина  и операми Римского -Корсакова.  И вряд ли кому придет в голову сказать, что это русские имена, ну кроме собачьей клички Полкан или Салтанa, который коверканый «султан»,и совсем не русский титул. Откуда же взялись в сказках Пушкина такие странные имена?

А взялись они из самой популярной в дореволюционной России былины под названием «Повесть о Бове Королевиче»

Это сейчас мы считаем самыми популярными былинными героями Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича, а до революции эти три богатыря уступали пальму первенства Бове Гвидоновичу

В основу повести о Бове лег рыцарский роман Андреа да Барберино «Французские короли» (итал. I reali di Francia), написанный ок. 1400 года. Одна из частей романа посвящена Бэву из Антона или Буово Антонскому (итал. Bovo d’Antona), основателю домов Кьярамонте и Монграны и прототипу русского Бовы Королевича.

И в этой «Bovo d’Antona» действующии героями являются некие герои Duodo di Maganza (будущий Дoдон / Дaдон) и герцог Guido d’Antoni  (будущий Гвидон). Салтана (султана) там нет, это уже была русская доработка. Еще в этом романе есть персонаж Пуликане (Pulicane) — полупёс, получеловек.

Текст «Bovo d’Antona» был переведен в Княжестве Литовском, а уже оттуда через северные русские княжества распространился на русских землях

Попав в Россию, история о Бове трансформировалась в большое количество местных былин и сказаний, дополнилась местными персонажами,  некоторые персонажи или трансформировались, или заменили каких-то более древних персонажей (Полкан, например, с одной стороны в повести о Бове из полупса стал полуконем, заменив более древнее существо Китовраса, а с другой стороны в южных былинах стал одним из богатырей киевского князя или, наоборот, стал ассоциириваться с Идолищем Поганым).

Кроме того, персонажи историй о Бове разбрелись по русским народным сказкам. Hе то, чтобы имена типа Дадона стали общеупотребительными и распространенными, но встречались иногда.

В XVII — начале XX века герои «Повести и Бове Королевиче» стали источником огромного пласта народного искусства, в первую очередь лубочного. и некоторые из этих образов сохранились (лучше всего сохранялся лубок на мебели, всяких сундуках)

1  Capture.PNG
Слева «Король Гвидон» 1700-1725 Ксилография (резьба по дереву) 1700-1725 гг. Российская национальная библиотека Спб. Справа раскрашенный лубок XIX века по этой картинке.

Как видим, сплошные битвы. И Гвидон с Салтаном в этой истории самые настоящие воины. А вот Дадон нет, Дадон своего добивается не в честном бою, а обманом и предательством.

1     Capnnnture.png
1881 Салтан Салтанович. Лист № 29 (слева) и Лист № 28 (справа) из I тома сборника Д.А. Ровинского  «Русские народные картинки» 1881 год. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля


Бова Королевич и Полкан (сказочный лубок) 1860 г.

Былины и повесть о Бове были популярны не только в русском лубке и в народной среде, но и у русской знати. Пушкин безусловно знал эту историю, он в 14-летнем возрасте написал стихотворение «Сон» (1813 г) и там Бову упомянул. Стихотворение очень длинное, вот отрывок:

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклони,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

И вот в 1831 году Пушкин пишет «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», которую кратко принято называть «Сказкой о царе Салтане». Но вообще-то слово богатырь там не просто так упомянуто, для Пушкина Салтан и Гвидон были некими рыцарями-витязями-богатырями, которые умели воевать и побеждать. И визуально они, наверное, даже были в доспехах, а не в одежде XVII века с полуметровыми шапками, шубами и кафтанами в цветочек и ягодки и  рукавами до пола.

А в 1834 году Пушкин пишет «Сказку о золотом петушке», главный герой которой царь Дадон хоть и мерзкий старикашка, лгун и обманщик, но в молодости любил повоевать и был успешен, иначе враги со всех сторон на его царство не ходили бы, пытаясь отбитое обратно отбить. Сюжет «Сказки о золотом петушке» с приключениями Бовы ничего общего не имеет, но вот по характеру и личным качествам Дадоны похожи.

Во времена Пушкина книги печатали в основном неиллюстрированные, даже сказки, поэтому первые сказочные изображения пушкинских героев  относятся к 1880-м годам, откуда они постепенно начинают эволюционировать в лубок и шубы с розочками (смотри верхние картинки, на которых изображены вроде как «могучие богатыри» согласно Пушкину)

О том, как и почему так получилось, в следующий раз.

Продолжение следует (на следующей неделе)

  • Как написать экологическую сказку
  • Как написать художественный рассказ
  • Как написать хоррор рассказ
  • Как написать хороший рассказ
  • Как написать характеристику человека сочинение