Как нарисовать диафильм к сказке

Недавно я нашел в чулане диапроектор и коробку с диафильмами, которые много лет назад засунул на самую дальнюю полку. Увидев эти коробки, я тут же вспомнил, как в детстве с друзьями мы любили смотреть диафильмы, и удовольствие было не меньше, чем от просмотра мультфильмов по телевизору. Я сообщил сыну, что сегодня мы дома устроим настоящий кинотеатр. И стал готовиться к показу.

Но к моему разочарованию, все диафильмы, кроме двух, настолько поблекли, что разглядеть что-либо было очень сложно. Нормальную контрастность и цветность сохранили только два диафильма — «Ёлка в Сокольниках» (про Ленина) и «Хрюн на ёлке». Фотопленка на этих диафильмах была с зеленым оттенком (а не с коричневым, как на остальных). Видимо, состав эмульсии или реактивов на «зеленой» пленке оказался более устойчивым к воздействию времени.

В коробке с диафильмами лежал еще один артефакт — самодельный диафильм про ковбоев, нарисованный синей ручкой на прозрачном целлофане. Я нарисовал его в школе, где-то во втором-третьем классе. И глядя на него, мне пришла в голову мысль — а почему бы не сделать самодельный диафильм, но с использованием современных технологий? Сейчас у каждого дома есть компьютер, а бытовой лазерный принтер способен выдавать разрешение 1200 dpi. Этого вполне достаточно, чтобы разместить на кадре размером 22×17 мм картинку размером 1050×800 точек! А фотопленку может успешно заменить пленка для черно-белых лазерных принтеров, которая продается в компьютерных магазинах.

Да, диафильм будет черно-белый, но разве это недостаток, если процесс создания — это чистое творчество, близкое к киноискусству и мультипликации? И после недели размышлений «получится — не получится», я решился на эксперимент.

Отрисовка

Вначале я выяснил стандартные размеры кадра, измерив их на первом попавшемся диафильме.

Размеры кадра в диафильме

Так как лист прозрачной пленки имеет размер А4 (210×297 мм), то выходит, что по высоте на листе поместится 14 кадров и останутся небольшие поля про запас. Я решил для первого раза не делать длинный диафильм в стандартные 50 кадров, чтобы не тратить время на выяснение, как лучше склеивать пленку. (Где-то нашел совет клеить ацетоном, пока не пробовал). В общем, на все про всё у меня было 14 кадров.

Прикинув в голове сюжет, и нарисовав примерную раскадровку с подписями, я за три вечера нарисовал весь диафильм. Рисовал в программе Inkscape 0.47, так как изначально решил, что диафильм будет «открытый», чтобы каждый мог его скопировать и делать с ним что заблагорассудится. Соответсвенно, векторный формат должен быть тоже открытым — а это на сегодняшный день формат SVG, который является «родным» форматом для программы Inkscape.

Печать

После того, как диафильм был нарисован, я начал пытаться его напечатать в максимальном качестве. Все эксперименты делал на обычной белой бумаге. Печать проводил на принтере HP Laser Jet 1020.

Тут же выяснилось, что подсистема печати в Inkscape никуда не годится. Некоторые линии почему-то печатались с явным размытием, мелкие детали не пропечатывались, все выглядело даже без увеличения просто ужасно.

Тогда я попытался распечатать растровую картинку. В Inkscape сохранил диафильм в виде PNG файла с разрешением 1200 dpi (получилась картинка размером 1654×12567 пикселей), и попытался напечатать её. Результат тоже был неудовлетворительный, так как принтер пытается передавать оттенки серого с помощью сетки точек, регулируя размер точек. Это называется линиатурой. Шаг этой сетки на моем принтере — около четверти миллиметра. То есть, принтер дает разрешение линиатуры 90-100 lpi. Таким образом, все тонкие линии, которые были на границе всех объектов просто исчезли. Это произошло потому, что в конечном итоге принтер пытается передать оттенки серого с разрешением 90-100 lpi, для чего апроксимирует оттенок серого на квадрате 0,25×0,25 мм, в который попадает область примерно в 12×12 точек растра. Учитывая, что толщина черных контурных линий была около трех точек, становится понятно, почему контуры небыло видно.

Стало ясно, что необходимо напечатать картинку так, чтобы контурные линии передавались в принтер в виде векторов, ну а оттенки серого пусть печатаются грубой линеатурой. Эта линеатура даст на конечной картинке текстуру из точек, что меня вполне устраивает.

Я решил переконвертировать картинку в PostScript формат, и напрямую загнать его на принтер. Но выяснилось, что в бытовых принтерах Hewlett Packard не поддерживается PostScript, вместо него используется собственный формат PCL.

Тогда я решил переконвертировать диафильм в формат PDF, в надежде, что программа просмотра/печати PDF будет однозначно отправлять на принтер векторные данные. И оказался прав! Правда, контурные линии были раза в два-три толще, чем требуется (хотя в просмотрщике PDF отображались тонкими). Заодно, при конвертации некоторые элементы исчезли, некоторые элементы некрасиво сдвинулись, потерялась градиентная заливка. Но главное, что верный путь был нащупан. Я попробовал печать в разных просмотрщиках PDF — от Acrobat Reader до Evince, печатал в разных операционных системах — и в Windows, и в Linux. Более правильную картинку дал Acrobat Reader под Windows.

Таким образом, если программа просмотра PDF давала приемлемую картинку на печать, то мне нужно было найти такую программу для векторного рисования, подсистема печати которой так же отправляет на принтер векторые данные, но с правильным учетом толщины линии.

Не буду утомлять читателя подробностями поиска такой программы. Скажу сразу, что ей оказалась многими заслуженно любимая программа Xara Xtreme Pro 5. Именно она способна напечатать достаточно тонкие контурные линии, находящиеся на границах областей, залитых серым цветом. Полностью рабочую пробную версию (30 дней) можно совершенно легально взять на офицальном сайте: http://downloads.xara.com/downloads/software/xaraxtremepro5dl.exe.

С помощью программы UniConvertor я переконвертировал формат SVG в AI, который понимает XARA. Подчистил огрехи, которые возникли в результате конвертирования. После чего из XARA напечатал пробу на обычной бумаге, и понял что результат тот, который я и ожидал. Во всяком случае, большего из моего принтера выжать было нельзя.

Далее я засунул в принтер лист прозрачной плёнки Lomond 100 mcm (плёнка для чёрно-белых лазерных принтеров прозрачная односторонняя), и напечатал диафильм. Картинка на плёнке кажется более бледной, чем на белой бумаге, так и должно быть. Затем ножницами вырезал полосу с диафильмом.

 Увеличить

Наверно, резать надо было резаком под металлическую линейку, чтоб края были поровнее, но, впринципе, ровность края некритична.

Просмотр

Для просмотра диафильмов я использую фильмоскоп «Экран», изготовленный ленинградским производственным объединением «Луч». Фильмоскоп изготовлен в 1977 году, партия 35000 штук. Лампа родная.

 Увеличить

Проецирование происходит на дверь, покрашенную белой масляной краской. По-хорошему, конечно нужно использовать глаженную белую простынь или специальный экран. Фильмоскоп установлен на расстоянии чуть больше двух метров от импровизированного экрана.

Картинка меня даже порадовала. Я ожидал, что будет хуже. Разрешения 1200 dpi вполне достаточно, чтобы отрисовывать картинку на такой маленькой площади, которую имеет кадр диафильма. Лесенки и пикселизации линий на увеличенном диапроектором изображении практически не видно.

Увеличить

В общем, затея получилась, и можно констатировать, что с помощью компьютера и бытового принтера любой человек может легко сделать диафильм в домашних условиях. А если где-нибудь у знакомых (например, в конструкторских бюро) есть цветной лазерный принтер, то можно напечатать и цветной диафильм.

Зачем это нужно

У многих, наверное, возникнет вопрос — зачем вообще нужно заморачиваться с пленкой и фильмоскопом, когда нет недостатка в мультиках, а показывать самодельные диафильмы можно и на плазменном телевизоре?

Отвечаю. Показ диафильмов через фильмоскоп — очень важный этап в понимании окружающего мира ребенком. Ребенок должен знать, что создать изображение на стене можно с помощью лампочки, линзы и пленки. И все эти предметы ребенок должен иметь возможность увидеть и пощупать. Если вы доверите ребенку самостоятельно зарядить фильмоскоп, навести резкозть и крутить ручку перемотки — можно гарантировать, что в будующем он будет прекрасно разбираться в оптике и фотографии, и знать, что на самом деле всё просто. И когда в школьных учебниках он будет видеть описания опытов со светом, он будет представлять себе такие опыты более предметно, чем дети, ни разу не видившие диафильмов.

Фильмоскоп может дать понимание, что окружающие предметы, сделанные людьми, в своей основе имеют простые принципы работы, и познаваемы человеком. А «как показывает» плазменный телевизор ребенок никогда не поймет, потому что не понимает главного — откуда берется изображение. То, что оно хранится на жестком диске компьютера в виде байтов, и видеоданные по проводу перебегают в телевизор, который их показывает — ни о чем не говорит, так как слишком сложно понять — что такое «видеоданные»? Как они хранятся? Эти принципы работы лежат за гранью детского понимания. А как только сложность слишком высока, ребенок перестает интересоваться предметом. И начинает использовать предмет, не думая о его устройстве — то есть, потреблять.

Как бы пафосно это не звучало, фильмоскоп способствует развитию человека-творца. У плазменного же телевизора больше шансов поспособствовать развитию человека-потребителя.

Диафильм

Диафильм «Мышка и сыр». Сюжет построен по канонам дуализма, и пропитан размышлениями о характерах героев. С одной стороны, мышка поступает нехорошо, возжелав чужой сыр. С другой стороны — она храбрая и сметливая особа, сумевшая использовать зло себе во благо. Образ зла в виде кота, служащего невидимому хозяину, не оставит равнодушным ни одного эстетствующего критика.

Скачать

Диафильм в виде SVG файла

Диафильм в виде XAR файла

Диафильм в виде одной PNG картинки, 1200 dpi

Диафильм в виде набора PNG-картинок для просмотра на мониторе

Все файлы диафильма опубликованы под лицензией Creative Commons BY-ND.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад №143 Невского района

Мастер-класс

Тема: «Создание диафильма»

подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Устинова Я.А.

г. Санкт-Петербург

Цель: расширение знаний педагогов о технологии поддержки детской инициативы и детского творчества — диафильм — с учетом современных требований и социальных изменений.

Задачи:

• Проанализировать эффективность используемых форм и методов поддержки детской инициативы детей в ДОУ;

• Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы;

• Познакомить с вариантом создания условий для поддержки детского творчества — создание диафильма;

• Представить опыт педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте! Тема мастер-класса «Создание диафильма».

В соответствии с ФГОС ДО педагогам следует уделить особое внимание поддержке детской инициативы и детского творчества — это является основным принципом построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Поддержка детской инициативы может оказываться детям в различных видах детской деятельности — игровой, исследовательской, проектной, познавательной. Дети моей группы, как мальчики, так и девочки, очень любят рисовать и проявляют себя в этом виде творческой деятельности ежедневно. Чтобы не только сохранить продукты детской деятельности, но и иметь возможно с ними играть, мною было придумано применить технологию диафильм.

Технологию диафильма можно использовать для игры с продуктами детской деятельности, для поддержки спонтанной игры детей, ее обогащения, обеспечения игрового времени и пространства. Играя с диафильмом ребенок способен самостоятельно выбирать сюжет,  пытается самостоятельно придумывать и рассказать свою историю. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Технологию диафильма я так же использую в непрерывной образовательной деятельности, при проведении проектной деятельности.

Этапы изготовления диафильма:

1. Подготовка материала: коробка с крышкой, втулки одного диаметра, прозрачная папка, упаковочная бумага (для украшения), канцелярский нож, карандаш, линейка, скотч двусторонний, ножницы, продукты детской деятельности (рисунки).

2. В крышке коробки вырезаем отверстие – экран для диафильма. В зависимости от размеров коробки диафильм будет рассчитан на рисунки формата А4 или половина листа А4.

 3. Проверяем чтобы втулки были одинакового диаметра, обрезаем их по одной длине.

4. Вырезаем в коробке с двух сторон отверстия для втулок, соответствующие их диаметру.

5. Украшаем коробку и крышку упаковочной бумагой (я использую самоклеющуюся). Прорезаем в бумаге все отверстия, которые были заклеены (на крышке для экрана, на коробке для втулок). Так же я украсила сами втулки такой же по цвету упаковочной бумагой.

6. С обратной стороны крышки на экран с помощью двустороннего скотча приклеиваем прозрачную папку (заранее вырезанную по размеру экрана).

7. Детские рисунки склеиваем в одно длинное полотно.

8. Собираем диафильм — втулки вставляем в отверстия, к одной втулке приклеиваем край полотна с рисунками и накручиваем все полотно, последний рисунок на полотне приклеиваем ко второй втулке, закрываем диафильм крышкой.

Играйте с удовольствием!

Обновлено: 09.01.2023

• Познакомить детей с этапами создания диафильма.

• Формировать навыки связной речи.

Способствовать развитию диалогической речи и умения публичного выступления

• Формировать художественные навыки и умения.

• Воспитать интерес, внимание и последовательность в процесс создания диафильма.

Актуальность проекта :

Для успешной подготовки ребенка к школе включена задача по формированию связной, выразительной речи, однако традиционные приемы и методы (вопросы, образцы рассказов) не всегда приводят к положительному результату.

Качество детских рассказов у многих остается низкое. Детям неинтересно сидеть и слушать однообразные и скучные рассказы. У дошкольников не развивается самостоятельность, творчество.

Проблему в развитии связной речи можно решить с помощью метода, который бы активизировал творческую коммуникативную деятельность детей, их самостоятельность, т. е через создание диафильмов.

В результате совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках данного проекта, у детей активизируются коммуникативные навыки, творческий и познавательный интерес.

Продукт проекта :

Диафильм и показ диафильма в группе.

1 этап проекта : подготовительный

2. Знакомство с диапроектором (рассматривание диапроектора)

3. Просмотр старых диафильмов на диапроекторе

2 этап основной:

1. Чтение сказок.

2. После прослушивания и обсуждения сказок, детям предлагается нарисовать понравившуюся сказку. (создание мини диафильмов состоящих из 5 рисунков)

3. Родители дома вместе с детьми тоже рисуют рисунки по сказкам

4. В дальнейшем нарисованные детьми и родителями, диафильмы стали элементом развивающей среды и использовались для упражнения детей в пересказе.

5. Из рисунков родителей создается презентация (диафильм)

3 этап — итоговый:

1. Показ диафильма перед детьми других групп или родителями.

Детские диафильмы — хорошее пособие для упражнения детей в творческом рассказывании.

Дети самостоятельно озвучивали диафильм друг с другом.

Озвучивание диафильмов стало традиционным компонентом в развитии речи детей и упражняло в диалогической речи и в публичном выступлении условиях развивающей среды.

Составление диафильмов предполагает включение творческой деятельности родителей.

Методическая разработка с презентацией проектно- исследовательской деятельности обучающихся в 4 классе «Диафильм своими руками». Внеурочная деятельность.

Вложение Размер
mkou.docx 17.7 КБ
proekt_diafilm.ppt 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников

Учитель начальных классов:

Цель : создание коллективного диафильма на основе литературного произведения.

— формировать навыки работы с литературным произведением: деление на части, анализ художественного текста, выразительное чтение;

— развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— воспитывать любовь и интерес к литературному чтению.

Актуальность проекта: диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи ребенка, его эстетического воспитания, в обучении чтению и письму.

Гипотеза: создание диафильмов способствует проявлению творческих способностей и интереса к литературному чтению у младших школьников.

Этапы работы над проектом

  1. Погружение в проектную деятельность. Постановка проблемы, определение цели, задач деятельности.

На обобщающем уроке литературного чтения я предложила ребятам познакомиться с рассказами В. Драгунского необычным способом- просмотром диафильма. Оказалось, что среди учащихся 4 класса такие понятия как диафильмы и фильмоскоп (диапроектор) знали далеко не все. Но двое учащихся рассказали, что у них дома есть такой специальный прибор и плёнки к нему. И сразу же всем захотелось узнать, что такое диафильм, фильмоскоп. Кто участвует в создании диафильма? А самое главное – ребята задались целью создать диафильм своими руками.

  1. Организация деятельности: конкретный замысел, планирование. Разработка плана мини-проекта.

Для осуществления цели нашего проекта мы разбились на мини- группы и наметили план действий.

1). Сбор информации о словах- терминах: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор, монтажёр, сценарист, субтитр.

2). Выбор произведения, деление текста на части и выбор основных цитат. Набор текста на ПК.

3). Рисование кадров диафильма. Сканирование картинок.

4). Копмановка слайдов в программе Power Point (под руководством учителя).

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста (субтитров).

1). Что такое диафильм? Кто трудился над созданием диафилмов?

Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию. Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам. Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений.

Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.

Диафильмы чаще всего просматриваются с помощью диапроектора или

фильмоскопа, изображение в котором увеличивается и проецируется на специальный экран. Обычно, для просмотра диафильмов, используется белая простыня, стена или же дверь. Пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки. Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала.

Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия «Диафильм» выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.

Когда же все рисунки- кадры были готовы, учащиеся совместно с у чителем отсканировали данные работы и сохранили их в единой папке с файлами.

4). Компановка слайдов происходила под чутким руководством учителя. Для этого учащимся была дана не только подробная инструкция действий, но и показан весь ход работы в программе Power Point нагляднно.

5). Озвучивание диафильма. Работа над выразительным чтением текста (субтитров).

  1. Презентация результатов. Планируемые результаты .

Вот и настали времена, когда бытовым видео-проектором или плазменной панелью с диагональю полтора метра уже никого не удивишь. Технологии идут вперед, и уже не за горами полноценное трехмерное телевидение. Тем интереснее вспомнить, какими устройствами разбавлялись серые будни лет эдак 30-40 назад. Да не просто вспомнить, а попробовать скрестить их возможности с возможностями современных цифровых технологий.

Итак, начнём воплощать нашу идею в жизнь. Нам понадобится компьютер, программа векторного рисования, лазерный принтер с разрешением 1200dpi и прозрачная пленка для лазерных принтеров.

Размеры диафильма

Вначале рисуем в векторах диафильм. Для этого нужно знать стандартные размеры кадра (я их замерил на обычном диафильме):
На листе A4 по вертикали помещается 14 кадров. Если диафильм длинее, на том же листе можно сразу печатать несколько столбцов, затем склеивать ацетоном. При рисовании главное сильно не мельчить, и помнить, что конечная картинка будет размером около 1050×800 точек. После рисования нужно отпечатать диафильм на листе белой бумаги, проверить получившиеся размеры, рассмотреть под лупой качество картинки, в общем, подобрать оптимальный режим печати. Когда всё устраивает, финально напечатать на листе прозрачной пленки.

Затем ножницами или острым резаком вырезается напечатанная лента, при необходимости склеивается, и вставляется в проектор. Все! Можно начинать просмотр.

В общем, эксперимент получился. Но самой большой удачей я считаю то, что мой ребенок прекрасно воспринял черно-белый диафильм, а после просмотра несколько раз показывал, как кот прыгнул за мышкой, и как та убегала.

Немного о диафильме

Диафильм мышка и сыр

… Я раздумывал, стоит ли размещать здесь превью диафильма. Вспомнив, что народ лихо размещает комиксы xkcd, решил — а чем десяток кадров диафильма хуже? Снижаем скорость чтения, и неторопливо перематываем, разглядывая совершенство линий в каждом кадре:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ученики 4 б класса

Климова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

1.1. Что такое диафильм. История создания…….…………………………….4

1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы…………………………….5

ГЛАВА 2. Создание диафильма.

2.1. Разработка плана работы. ……………………..………………. 8

2.2. Создание диафильма, работа в компьютерных программах…………….8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………….…12

Мы живем в удивительном мире. Нашу современную жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но однажды, на уроке литературного чтения, нам было предложено учителем составить фильм из наших рисунков. Мы узнали, что раньше, не так много лет назад, школьники получали чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне. И это чудо называлось – диафильм. И пусть прошло уже столько лет, мы решили попробовать тоже пережить те непередаваемые ощущения. Вернуться, казалось бы, в безвозвратно ушедшее прошлое.

Узнав о том, что диафильмы были особенно популярны в детских дошкольных и школьных учреждениях, некоторые из которых до сих пор заменяют чтение вслух показом диафильмов, мы обратили внимание на то, что диафильм — это дешёвая альтернатива узкоплёночных кинопроекторов, которая не требует специальных навыков в его создании. Так называемая разновидность слайд-шоу, сопровождаемая титрами. Это привлекло наше внимание и заставило задуматься о создании диафильма своими руками, с помощью современного компьютера, сканера.

Нам стало интересно, что такое диафильм? Кто трудился над их созданием? Что обозначают многие термины, применяемые в этапах работы над диафильмом?

Внимательно изучив разновидность созданных раньше диафильмов, мы обратили внимание на то, что в основном диафильмы монтировались с применением иллюстрированных картинок (рисунков) и вмонтированных текстов на слайдах, редко создавались озвученные (с закадровым голосом) диафильмы. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли создать диафильм с помощью имеющихся у нас в классе и дома цифровых устройств?

Посмотрели в сети интернет этапы создания диафильмов на современном ПК. Узнали о программах, с помощью которых монтируются диафильмы в настоящее время. И решили создать диафильм своими руками с помощью ПК и сканера.

Актуальность работы.

В настоящее время теряется интерес детей к чтению литературных произведений.

Современные гаджеты все больше и больше вытесняют книги и литературу из нашего

пространства. Домашние кинотеатры, телевизоры, DVD проигрыватели, компьютерные игры уже давно стали любимцами детей и взрослых. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня взрослым проще купить DVD-диск с мультиками по мотивам знаменитых сказок или же скачать фильм из Интернета, нежели прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов вместе со своими детьми. А такие, давно забытые радости, как диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи детей, в обучении чтению и письму.

Объектом наших исследований стал диафильм.

Предметом исследования стало изучение этапов создания диафильмов.

Ц ель работы: создание диафильмов на основе литературного произведения, с помощью

современного ПК и сканера.

Изучить понятия и термины, программы, используемые в создании диафильмов.

Методы исследования. Анализ, сбор и изучение, описание.

Практическая значимость.

Диафильмы в начальных классах можно использовать как на уроках литературного чтения, т.к. они прививают литературный вкус, пробуждают чувство прекрасного, всесторонне знакомят с богатством оттенков русского языка и помогают точнее и ярче воспринимать и осознать литературные образы.

1.1. Что такое диафильм. История создания.

Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию.

Христиан Гюйгенс , отец диапроектора .

В середине 1659 года физик Христиан Гюйгенс соорудил прибор, который умел проецировать на стену изображения. Он состоял их параболического отражателя, яркой лампы, конденсирующей линзы, стекла для прикладывания к нему картинки и, главное, регулируемого объектива из двух конвексных линз. Гюйгенс дал своему детищу имя Iaterna magica — «волшебный фонарь».

Просмотр диафильмов осуществлялся с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам.

Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений. В начале 1990х годов бытовые видеомагнитофоны практически полностью вытеснили диафильмы из повседневного использования.

Самый ранний диафильм, датируется 1948 годом. Диафильмы выпускали на позитивной пленке шириной 35 мм. Количество кадров в такой плёнке было больше, нежели на обычных

1.2. Изучение этапов работы, анализ литературы.

Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают: автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, звукорежиссер, оператор.

Сценарист пишет сценарий, в котором учитывается специфика жанра, делает разбивку текста по кадрам.

Художник под руководством художественного редактора рисует изображение каждого кадра, когда они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.

Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала. Некоторые умельцы умудрялись сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки.

Оцифровка диафильмов является тоже довольно сложным и кропотливым процессом. Существует два основных способа перевода плёночных диафильмов в цифровой вид: сканирование и фото пересъёмка.

В первом случае применяется любой подходящий сканер, тут могут подойди как профессиональные аппараты с автоподатчиками плёнки, так и недорогие домашние сканеры со слайд адаптерами. Для второго варианта не понадобится сканер. Достаточно иметь цифровой фотоаппарат и умелые руки. Диафильм — цельное экранное произведение, созданное по специально написанному сценарию.

Расстановка, последовательность кадров в определённом порядке в соответствии со сценарием определяется монтажом. Межкадровый монтаж — характерная отличительная черта диафильма. Обычно в каждом диафильме присутствуют изображение и покадровый текст (субтитр).

Изображение и субтитр не отделимы друг от друга. Их сочетание на протяжении всей ленты и создают цельность содержания, которая характерна для диафильма.

Для того чтобы просмотреть диафильм, пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки.

Так что же такое диафильм? Формально – это несколько десятков картинок с подписями, расположенных в определенном порядке, отпечатанных на кинопленке, которая свернута в рулон и уложена в алюминиевую или пластмассовую банку. Но по сути – это особый вид искусства, который способствует развитию воображения, помогает в обучении чтению. Художественные диафильмы основаны на лучших произведениях мировой литературы (не только детской) и созданы выдающимися художниками-иллюстраторами. Обучающие и развивающие материалы пользовались огромной популярностью в детских садах и школах. Да и просто по-человечески – это повод собраться всей семьей, посмотреть и почитать детям или вместе с ними.

1.3. Теоретический вывод.

С помощью изученной литературы, мы выяснили, что диафильмы чрезвычайно разнообразны:

— художественные и документальные,

— развлекательные и обучающие,

— рисованные и кукольные.

У диафильма свой выразительный язык, это изображение и слово.

Диафильмы можно создавать, с помощью современного ПК и сканера, не имея специальных навыков.

В диафильме литературное произведение полностью передается средствами изобразительного искусства. В нескольких десятках рисунков, чаще всего цветных, передается содержание, текст является пояснением, подписью к рисунку. Есть ряд диафильмов, где очень удачно, в полном соответствии с замыслом автора или народной сказки передаются и характеры действующих лиц, их взаимоотношения и столкновения, события, картины природы; они полны динамики, увлекательны.

Диафильм = картинки + текст.

Иллюстрации могут быть выполнены либо на компьютере (графические редакторы Paint, Photoshop, либо непосредственно в PowerPoint), либо сняты с помощью цифрового аппарата (постановочное фото)*. К иллюстрациям подберите небольшие текст и напечатайте на соответствующих слайдах. (Озвучивать голосом не надо!)

Пожалуйста, не используйте в своих диафильмах чужие фотографии и отсканированные из книг иллюстрации. На страницах сайта мы размещаем только работы, выполненные участниками сайта «Начальная школа».

Общие требования к оформлению диафильма:

Последний слайд:
Аня, Таня, Ваня — художники
Петя, Саша, Маша — работа с текстом
Коля — создание презентации
Мария Петровна — корректор

* Внимание! В случае, если вы решите делать фотоиллюстрации, родители должны дать разрешение на публикацию фотографий детей в Интернете, о чем на последнем кадре вашего диафильма должна быть сделана соответствующая запись: Фото детей публикуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей ребенка) на размещение фотографий в Интернете.

«Собрать» диафильм можно двумя способами:

1. Используя программу PowerPoint.

Шаг 1.

Вариант А: создайте презентацию, загрузите ее:

Вариант Б: создайте презентацию сразу в Гугл-документах. В в этом случае вы можете быть уверены, что зрители увидят вашу работу точно так, как вы ее задумали. (Инструкция)

Шаг 2. Опубликуйте презентацию, скопируйте ее код.

Шаг 3. Встройте код презентации на страницу сайта.
Для этого в редакторе страницы в правом углу найдите кнопку «Источник», вот она.
Кликните на ней.

В появившемся окне вставьте код презентации, нажмите на кнопку «Источник». Вы снова увидите редактор страницы.

Добавьте необходимый текст и нажмите кнопку «предпросмотр», чтобы увидеть, как будет выглядеть ваша страничка. Если все в порядке — нажмите на кнопку «сохранить».

2. Используя программы для создания слайд-шоу.

Диафильм должен быть доступен для просмотра непосредственно на странице сайта. Большая просьба не размещать на страницах сайта ссылки на файлохранилища. Ссылки будут удаляться.

Читайте также:

      

  • Гто 11 лет мальчик по школьным нормативы
  •   

  • Чуковский о чехове краткое содержание
  •   

  • Преподавание английского языка в начальной школе колледж
  •   

  • В начале славных дел краткое содержание
  •   

  • За деревом было солнце краткое содержание

Уважаемые коллеги, вспомните, как давно вы смотрели диафильмы сами или вместе со своими детьми? Какие у вас остались воспоминания? Например, у меня очень теплые. Гаснет свет, «поет лампа», атмосфера сказки и волшебства.

Третий год я со своими коллегами – воспитателями групп раннего возраста создаю диафильмы для наших воспитанников. Сюжетами становятся события из жизни детей, любимые сказки.

Накопленный опыт позволил мне в ноябре 2018 года провести мастер-класс «Диафильмы для малышей: от теории к практике» для педагогов нашего города.

Сначала хотелось бы коснуться некоторых тонкостей, которые связаны с разными этапами работы над диафильмом. Итак, каковы «подводные камни» создания диафильмов. На сегодняшний день мы насчитали их семь.

1. Использование скоропортящихся материалов.

В нашей копилке есть три диафильма, где использованы овощи. Съемка была проведена за один день. Ну и, конечно же, дети не имели возможность поиграть с такими персонажами, как с куклами. Только смотреть.

2. Дети – герои диафильмов.

Каждый ребенок хочет увидеть себя на экране. Поэтому важно правильно выбрать тему, где были-бы задействованы все воспитанники. При монтаже нужно подобрать фотографии так, чтобы все дети, участвовавшие в съемке, попали в окончательный вариант диафильма.

3. Использование штатива при съемке и оптимальный формат файла.

Штатив – очень хорошая и полезная вещь. Если его нет – используем столы и подручный материал. Статичность фотоаппарата при съемке позволяет не заваливать горизонт.

Если вы используете зеркальный фотоаппарат, то выбирайте самый большой формат файла при съемке. В данном случае вы получаете больше возможностей для маневра при обработке снимка. Например, raw формат. При обработке мы его сохраняем как tif.

4. «Проба пера» — выполнение пробных снимков.

Очень рекомендуем выполнять пробные снимки прежде, чем снимать весь диафильм. Как видите, можно выбрать оптимальный вид кадра.

А)

Б)

В)

5. Съемка всего диафильма за один раз.

Поскольку мы в большинстве случаев не используем профессиональную аппаратуру и зависим от вспышки фотоаппарата и естественного освещения результат может быть не всегда одинаковым. Пример перед вами.

А)

Б)

Под буквой Б) мы решили повторить фото под буквой А). Даже после обработки в графическом редакторе снимки отличаются по своему колориту. А – более теплый вариант. Второй снимок под буквой Б) свидетельствует о том, что нам не удалось приблизить к оригиналу.

6. Правильный выбор фона при комбинированной съемке.

Перед вами кадр из диафильма по сказке про снеговичков. Мы здесь решили накладывать фон. «Вырезали» и вставляли персонажей для каждого снимка. При съемке использовали черную ткань. При обработке фотографий оказалось, что черный фон вырезать очень сложно, т.к. фактура ткани была весьма неоднородна. Проведение пробной съемки позволило бы избежать в данном случае ненужных временных затрат.

7. Наложение звука.

Здесь имеет значение правильное (дозированное) наложение звукового файла на слайд.

Теперь позвольте перейти к практической части. Выполним несколько упражнений. 

Упражнение № 1. «Раскадровка».

Вам предлагается разложить текст минимум на 15 кадров. Сценарий «Цени и уважай творчество других. Сказка про Альбом и Карандаш» написан Алиной Насретдиновой, 11 лет, г. Благовещенск. Сценарий стал победителем 1-го литературного Международного конкурса «На своей земле», который проводится в республике Беларусь уже в 4 раз. Конкурс проходит при поддержке общественной организации Белорусский зеленый.

Сценарий диафильма
DOCX / 15.66 Кб

Для упражнения откройте, пожалуйста, документ под названием «Сценарий диафильма».

Упражнение № 2. Подготовка декораций и персонажей.

Теперь давайте пофантазируем, из каких материалов мы можем сделать диафильм по данному сценарию. Обратите внимание на условие конкурса – не использовать компьютерную графику.

В нашем случае мы использовали цветной матовый картон, цветную тонированную и бархатную бумагу. Маркеры белого и черного цвета. Основой для создания первого кадра стала раскраска Карлы Жерар.

В этом учебном году мы осваиваем новое направление в создании диафильмов, которое можно условно назвать «учебными». Изучая материалы, мы встретили в интернете большое количество учебных диафильмов как для школьников, так и для дошкольников. Примеры перед вами.

Проводя аналогию с учебными фильмами, можно сказать, что учебные диафильмы – это фильмы, которые используются в учебных целях, учебно-воспитательном процессе.

Предлагаем рассмотреть создание учебного фильма на конкретном примере. Откройте презентацию под названием «Шаблон диафильма». 

Шаблон диафильма
PPTX / 49.11 Мб

Давайте его внимательно рассмотрим. Диафильм учебный, предназначенный для совместного просмотра взрослого и ребенка. Взрослому отводится ведущая роль.

Все наши диафильмы начинаются одинаково – с логотипа нашей фильмостудии. Далее – название диафильма, правда пока без картинки. Далее – пояснительная записка. После них – идут слайды с упражнениями. При этом отсутствуют фотографии в слайдах 6 и 7. Их мы с вами будем выбирать, обрезать и вставлять. Самый последний слайд – авторский коллектив. Вам необходимо указать себя как соавтора в конце – монтаж.

Упражнение № 3. Отбор и обработка отснятого фотоматериала, монтаж.

Открываем папку «Фотографии». В ней папка «Обложка». Работаем в соответствии с планом. Выбираем фото, обрезаем и размещаем на слайде. Размещаем текст названия. Помните, что размер всего слайда: 19,05 на 25,44 см

Фото для обложки диафильма
JPG / 10.4 Мб
Фото для обложки диафильма_2
JPG / 8.93 Мб

Упражнение № 4. Отбор и обработка отснятого материала, монтаж.

Работаем со слайдами 6 и 7.

Фото для слайда 6
JPG / 2.2 Мб

Параметры фото для слайда № 6: 16,24 на 25,4 см.

Параметры фотографий для слайда № 7: 12,7 на 16,24 см.

Фото для слайда 7 (исходное положение)
JPG / 10.03 Мб
Фото для слайд 7 (выполнение упражнения)
JPG / 9.93 Мб

Упражнение № 5 Нумерация слайдов.

Нумеруем диафильм. Нумерация с 3 слайда.

Упражнение № 6 Работа с титрами.

Указываем себя в составе монтажной группы.

Поздравляем, диафильм готов! 

Надеемся, что наши советы помогут вам при самостоятельной работе над диафильмом.

Слайд 1РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
«МЫ РИСУЕМ ДИАФИЛЬМ»
МБОУ Лобановская основная общеобразовательная школа городского

округа Домодедово Московской области

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ  «МЫ РИСУЕМ ДИАФИЛЬМ»МБОУ Лобановская основная общеобразовательная школа городского округа Домодедово Московской области


Слайд 2НАЧАЛО ИСТОРИИ
Узнали дети о том, что их родители, когда были маленькие,

смотрели диафильмы пользуясь диапроектором. И посыпались вопросы:
-Что такое диапроектор?
— А фильмоскоп?
— Какие были диафильмы?
— Кто их создавал?
— Как рисовались кадры? и т.д.
И решили создать свой диафильм.

НАЧАЛО ИСТОРИИУзнали дети о том, что их родители, когда были маленькие, смотрели диафильмы пользуясь диапроектором. И посыпались


Слайд 3А ДЛЯ НАЧАЛА НАДО ВЫБРАТЬ СКАЗКУ
Непростая работа. Все сказки хороши.

Ведь непросто взять сказку. Надо придумать кадры, подписи к ним.

А ДЛЯ НАЧАЛА НАДО ВЫБРАТЬ СКАЗКУ Непростая работа. Все сказки хороши. Ведь непросто взять сказку. Надо придумать


Слайд 4СО СКАЗКОЙ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ, НАДО НАРИСОВАТЬ

СО СКАЗКОЙ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ, НАДО НАРИСОВАТЬ


Слайд 5НАРИСОВАЛИ, МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

НАРИСОВАЛИ, МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ


Слайд 6ПЕРЕХОДИМ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

ПЕРЕХОДИМ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ


Слайд 7РАБОТА ГОТОВА, МОЖНО ЗВАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ

РАБОТА ГОТОВА, МОЖНО ЗВАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ


Слайд 8Диафильм
к русской народной сказке «Колобок»
Коллективный проект

Диафильм  к русской народной сказке «Колобок» Коллективный проект


Слайд 9ЖИЛИ – БЫЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ. ПРОСИТ СТАРИК: «ИСПЕКИ, СТАРУХА, КОЛОБОК».

СТАРУХА НАСКРЕБЛА МУКИ, ЗАМЕСИЛА ТЕСТО, СКАТАЛА КОЛОБОК, ИСПЕКЛА ЕГО И ПОЛОЖИЛА НА ОКОШКО ПОСТУДИТЬ.

ЖИЛИ – БЫЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ. ПРОСИТ СТАРИК: «ИСПЕКИ, СТАРУХА, КОЛОБОК». СТАРУХА НАСКРЕБЛА МУКИ, ЗАМЕСИЛА ТЕСТО, СКАТАЛА


Слайд 10НАДОЕЛО КОЛОБКУ ЛЕЖАТЬ. ОН И СПРЫГНУЛ С ОКНА.

НАДОЕЛО КОЛОБКУ ЛЕЖАТЬ. ОН И СПРЫГНУЛ С ОКНА.


Слайд 11Я КОЛОБОК, КОЛОБОК!
ПО АМБАРУ МЕТЁН, ПО СУСЕКАМ СКРЕБЁН, НА СМЕТАНЕ

МЕШЕН, НА ОКОШКЕ СТУЖЁН. Я ОТ БАБУШКИ УШЁЛ, Я ОТ ДЕДУШКИ УШЁЛ!

Я КОЛОБОК, КОЛОБОК!  ПО АМБАРУ МЕТЁН, ПО СУСЕКАМ СКРЕБЁН, НА СМЕТАНЕ МЕШЕН, НА ОКОШКЕ СТУЖЁН. Я


Слайд 12КАТИТСЯ КОЛОБОК, А НАВСТРЕЧУ ЕМУ ЗАЯЦ.
— КОЛОБОК, КОЛОБОК! Я ТЕБЯ СЪЕМ!

НЕ ЕШЬ МЕНЯ, КОСОЙ, Я ТЕБЕ ПЕСЕНКУ СПОЮ.

КАТИТСЯ КОЛОБОК, А НАВСТРЕЧУ ЕМУ ЗАЯЦ. - КОЛОБОК, КОЛОБОК! Я ТЕБЯ СЪЕМ! - НЕ ЕШЬ МЕНЯ, КОСОЙ,


Слайд 13ПОВСТРЕЧАЛСЯ ЕМУ ВОЛК:
-КОЛОБОК, КОЛОБОК! Я ТЕБЯ СЪЕМ!

ПОВСТРЕЧАЛСЯ ЕМУ ВОЛК:  -КОЛОБОК, КОЛОБОК! Я ТЕБЯ СЪЕМ!


Слайд 14КАТИЛСЯ КОЛОБОК ПО ЛЕСУ, А НАВСТРЕЧУ ЕМУ МЕДВЕДЬ.

КАТИЛСЯ КОЛОБОК ПО ЛЕСУ, А НАВСТРЕЧУ ЕМУ МЕДВЕДЬ.


Слайд 15КАТИТСЯ КОЛОБОК ДАЛЬШЕ, А НАВСТРЕЧУ ЕМУ ЛИСА:
— КОЛОБОК, КОЛОБОК, Я

ТЕБЯ СЪЕМ!
— НЕ ЕШЬ МЕНЯ, ЛИСА, Я ТЕБЕ ПЕСЕНКУ СПОЮ.

КАТИТСЯ КОЛОБОК ДАЛЬШЕ, А НАВСТРЕЧУ ЕМУ ЛИСА:  - КОЛОБОК, КОЛОБОК, Я ТЕБЯ СЪЕМ! - НЕ ЕШЬ


Слайд 16- СЛАВНАЯ ПЕСЕНКА — СКАЗАЛА ЛИСА, — ДА ВОТ БЕДА, ЧТО

ПЛОХО СЛЫШУ. СЯДЬ КО МНЕ НА НОСОК, ДА ПРОПОЙ ЕЩЁ РАЗОЧЕК.

- СЛАВНАЯ ПЕСЕНКА - СКАЗАЛА ЛИСА, - ДА ВОТ БЕДА, ЧТО ПЛОХО СЛЫШУ. СЯДЬ КО МНЕ НА


Слайд 17- Я КОЛОБОК, КОЛОБОК…
А ЛИСА ЕГО – АМ! – И

СЪЕЛА.

- Я КОЛОБОК, КОЛОБОК...  А ЛИСА ЕГО – АМ! – И СЪЕЛА.


Слайд 19НАД ФИЛЬМОМ РАБОТАЛИ
Художественные оформители, редакторы, технические работники

Демиденко Кирилл Чуприкова Валерия

Антонова Нина Чуприкова Виолетта

НАД ФИЛЬМОМ РАБОТАЛИХудожественные оформители, редакторы, технические работники


Приветствую всех читателей моего сайта! Сегодня я расскажу вам о своём новом мастер-классе и не только. Ну, не могу  я долго без новинок)

Первая новинка заключается в том, что теперь я не только конспекты для научных занятий с опытами для детей пишу, но и помогу вам с докладом на интересную физическую тему. но об этом в следующий раз подробнее.

Вторая новинка касается распродажи моего набора «летние сказки». Скоро он будет снят с продажи.

И третья новинка, это как раз мастер-класс по диафильмам. Этот мастер-класс посвящён диафильмам. Оказывается, не все дети сейчас уже и знают, что это такое. Печально. Конечно, прогресс идёт вперёд и т.д., но диафильмы — это же так уютно)))

Начал весёлый учёный ЕстьИдейкин свой мастер-класс с просмотра готового диафильма. Эта была таджикская сказка о мальчике с пальчике. Как его там называют Ярты-гулок. Диафильм «Синяя птица». Это единственный диафильм, который у меня остался.

Вставив его в проектор мы стали по-очереди читать.

И, вы бы видели, с каким интересом все читали слайды, смотрели картинки. Из всех пришедших детей, только двое знали до этого, что такое диафильм, и только одна его видела.

Потом я показала ребятам диафильм, напечатанный на бумаге.

— Как вы думаете, мы можем его посмотреть?

Все дети с уверенностью ответили, что нет. Молодцы.)

Действительно, проверив, мы ничего не увидели. Ведь бумага не прозрачна. Свет лампы, проходя сквозь бумагу, рассеивается.

А потом мы стали рисовать свой диафильм!

Для этого я специально принесла пленку, которую заранее разрезала по ширине пленки и разделила маркером на кадры.  Использовала пленку для сканера.

Каждый нарисовал свой кадр.)

IMG_7790И мы посмотрели диафильм, нарисованный своими руками) Здорово.

А потом еще проводили опыты с линзами, маленьким микроскопиком. Ведь проектор состоит не только из лампы) Линзы нужны для того, чтобы свет не разлетелся в разные стороны, а сфокусировался и направился на экран, неся информацию о картинке.)

И, напоследок, охладились после диафильма опытами с сухим льдом)

И тут еще посмотрели, отбрасывают ли пары сухого льда тень? То есть клубы углекислого газа. Оказалось, что да.

А вот огонь тени не отбрасывает и искры титана тоже)

Безымянный

  • Как нарисовать дедушку из сказки колобка
  • Как нарисовать дедушку из сказки золотая рыбка
  • Как нарисовать деда из сказки о рыбаке и рыбке поэтапно
  • Как нарисовать деда из сказки золотая рыбка
  • Как нарисовать девочку из сказки