Сочинение ОГЭ по русскому языку
- 10.03.2020
Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе — какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.
- Детально про структуру и план сочинения 9.3 здесь
Разбираем на примере 2021 года
- ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ С БАЛЛАМИ!!!
- Вся теория по русскому
Как должно быть построено сочинение?
Задача — написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи
Рассуждение состоит из следующих частей:
- Вступление — тезис
- Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
- Заключение – вывод
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.
Как оформлять примеры в сочинении?
- цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
- указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
- для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.
Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод
Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.
Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
- коротким, но ёмким по содержанию;
- логически связан с предыдущим изложением;
- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
План написания сочинения 9.1
- Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
- Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
- Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
- Во-вторых, (кроме того), в предложении…
- Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).
План написания сочинения 9.2
- Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
- Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
- Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
- В заключение хочется сказать, что…
Типовые конструкции для аргументации
Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).
Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).
Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).
Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).
Задание 15.2
Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.
В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.
Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.
Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».
Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.
Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.
В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.
План написания сочинения 9.3
1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
Типовые конструкции для аргументации
Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).
Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).
Задание 9.3
Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
Б. Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.
Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?»
Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.
Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.
Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.
В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.
Статья учителя русского языка и литературы Марии Юрьевны Быковой
Подготовка обучающихся 9 классов к написанию
сочинения в формате 9.1, 9.2 ОГЭ
по русскому языку
(из опыта работы)
Русский язык является основной дисциплиной для учащихся школ в Российской Федерации. С момента введения основного государственного экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся стала одной из самых актуальных.
Давно доказано, что успешность человека связана с умением применять полученные знания. Важно научиться грамотно писать, но не менее важно понять особенности основного государственного экзамена по русскому языку. Во многом, введение такой формы экзамена связано с более эффективной подготовкой учащихся к переходу на последующую ступень обучения.
В настоящее время педагоги накопили большое количество методических материалов для более успешной подготовки к вышеуказанной форме экзамена. Процесс этот непростой. Объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют многие компетенции.
Подготовка к итоговой аттестации – это очень важный процесс. В поисках эффективного пути подготовки учащихся у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Это сжатое изложение, тестовая часть и сочинение. Каждый вид этих заданий проверяет определенный набор компетенций учащихся.
Подготовка к сдаче ОГЭ отличается от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки, а не реализацию основной общеобразовательной программы. Большая часть подготовки к ОГЭ осуществляется мной на занятиях по внеурочной деятельности. На них отводится по 45 минут в неделю. Программой предусмотрено 34 занятий. Условно каждая четверть посвящена отработке определенного вида заданий. Так в первую четверть мы больше отрабатывали написание сжатого изложения. Во второй четверти писали сочинения-рассуждения 9.1, 9.2, 9.3. 6 часов третей четверти планируется посвятить подготовке к устному собеседованию. Более подробно изучаем тестовую часть ОГЭ в четвертой четверти. Каждый урок посвящен определенному заданию. Также в рабочую программу основной программы по предмету заложены отдельные часы для подготовки к устному собеседованию и огэ. Кроме того, отдельные задания из тестовой части можно включать в отдельные этапы уроков повторения и изучения нового материала. Таким образом, подготовка к экзамену приобретает определенную системность.
В данной статье рассмотрим основные принципы подготовки и отдельные методические материалы с заданиями 9.1 и 9.2 ОГЭ.
Алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению по типу ОГЭ.
1. Чтение предложенной цитаты.
2. Определяем основную мысль высказывания. Выделение «сигналов» текста – ключевых слов. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
3. Чтение текста, где нужно найти 2 примера-доказательства. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, — проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными.
Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.
4. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
5. Составляем план сочинения (каждый пункт плана — это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы). Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении — 4. За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.
6. Написание текста, соблюдая объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов. Это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод)!
7. Когда сочинение написано, можно проверить текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.
8. Можно приступать к заключительному этапу – переписывание сочинения в чистовик.
В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются разной тематики.
Работа над заданием 9.1 (сочинение – рассуждение на лингвистическую тему).
Вопросы подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку волнуют каждого учителя, работающего в девятом классе. У каждого по этим двум частям экзаменационной работы накоплены переделённый опыт и материалы.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему — одно из наиболее трудных заданий экзамена.
Какие умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?
- Умение рассуждать на лингвистическую тему.
- Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения.
- Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
- Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
- Умение пользоваться лингвистической терминологией.
- Практическую грамотность.
Написание сочинения-рассуждения 9.1 – это одно из самых сложных заданий из ОГЭ. Чтобы предупредить возможные композиционные и логические ошибки, выстраиваем систему обучения написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Подготовку девятиклассников провожу систематически, в несколько этапов.
Подготовку учащихся к созданию сочинений-рассуждений можно начать:
Во-первых, начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему с отработки композиции (структуры) сочинения-рассуждения.
Во-вторых, повторяем теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 5 — 9-го классов:
- Что изучает лингвистика; разделы лингвистики.
- Повторяем основные теоретические понятия каждого раздела.
В-третьих, читаем и обсуждаем критерии оценки сочинений, данные в демоверсии. Хорошее знание критериев поможет постепенно овладеть умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки
В-четвертых, знакомимся с примерами формулировок, которые могут встретиться на экзамене.
В-пятых, прорабатываем написание сочинений-рассуждений определенного типа по плану.
План сочинения-рассуждения 9.1.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему должно состоять из 3 частей: вступления, основной части (доказательств), вывода.
Вариант 1
- Вступление, в котором сформулирован тезис: цитата+ объясняем ее смысл;
- Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему). Нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте.
- Второй аргумент (пример из текста + комментарий к нему);
4. Вывод.
Вариант 2
1. Цитируем высказывание.
2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
4. Объясняем смысл высказывания.
При написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему для перехода от одного абзаца к другому можно использовать речевые клише. Но, возможно, придумать что-то свое.
1. Вступление
Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) <…> утверждает (или пишет, замечает): <…> Я понимаю высказывание известного лингвиста <…> следующим образом: <…> Прочитав предложенный текст, я убедил(-ся, -ась) в справедливости слов известного лингвиста <…>, который писал: <…> По-моему, в этом высказывании речь идёт о… Докажем это примерами из текста. Я полностью соглас(-ен, -на) с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
2. Основная часть
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту… Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Проиллюстрировать это лингвистическое/языковое (лексическое, грамматическое, синтаксическое) явление можно на примере <…> предложения. Пример этого лингвистического явления можно найти в предложении… Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Предложение <…> подтверждает мысль о том, что… Также убедительным аргументом может стать… В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения… Ещё одним примером этого языкового явления может стать предложение…- Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
3. Заключение. Его надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.
Таким образом, <…> Итак, мы смогли доказать, что… (Итак, мы смогли доказать, что важнейшим условием синонимии слов является близость их лексических значений.) Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного филолога (лингвиста, писателя, филолога) <…> справедливо. Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист <…>, утверждавший, что… Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста <…> верно (справедливо, бесспорно). Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста <…> справедливо.
Пример задания к сочинению-рассуждению 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Щербы. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст к заданию:
(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел.
(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.
(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.
(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди –– сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.
(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.
— (13)Вы! — крикнул я, дрожа от ненависти. — (14)Вы, гады! (15)Что делаете!
(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.
— (17)А! Генерал! — закривлялся он. — (18)Опять командуешь.
(19)И захохотал:
— (20)Генерал без войска!
(21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.
— (22)Прекратите! — заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.
(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.
(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…
(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.
(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте. (36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.
— (38)Я всё видел, — сказал он, переводя дыхание, — ты молодец.
(По А.А. Лиханову*)
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) –– советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.
Образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
Вступление.
Запишите цитату, объясните ее смысл:
С высказыванием известного отечественного лингвиста Л.В. Щербы относительно сущности имени существительного невозможно не согласиться. Имя существительное – знаменательная часть речи. Чтобы отличить данную часть речи от других, принято считать, что имя существительное, отвечая на вопросы «кто?», «что?», обозначает предмет. Однако такое понимание сущности имени существительно поверхностно. В русском языке есть существительные, которые обозначают живое или неживое существо как субъект или объект действия, но также есть и существительные, которые несут значение качества предмета, состояния и даже действия. Это указывает на то, что слова, формально являющиеся именами существительными, несут в себе значения имени прилагательного, категории состояния или глагола. Например, в русском языке есть отглагольные существительные, которые образованы от глаголов и несут в себе значение действия. Это позволяет имени существительному выйти за рамки предметности и иметь совершенно разные значения, формально оставаясь именем существительным. Чтобы подтвердить приведенную выше позицию, обратимся к тексту А.А. Лиханова.
Аргументируйте свой тезис примерами из текста (их должно быть 2, нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте):
Первый аргумент
В 13 предложении показано, как герой, от лица которого ведется повествование, кричит, «дрожа от ненависти». Слово «ненависть» отвечает на вопрос «что?», следовательно, является именем существительным. Данное слово не обозначает какой-то конкретный предмет, который можно увидеть или пощупать. Имя существительное «ненависть» является отвлеченным именем существительным, которое обозначает состояние. Здесь представлено состояние человека, который почувствовал негативные эмоции по отношению к группе людей. В слове «ненависть», помимо состояния, есть и оттенок значения действия. В данном случае слово имеет своеобразную связь с глаголом «ненавидеть». Предложение в тексте можно изменить следующим образом: «крикнул я, ненавидя всех ребят, которые издеваются на белкой».
Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему).
Второй аргумент
В 32 предложении («Неожиданно удары стихли») есть слово «удары». Оно отвечает на вопрос «что?», следовательно, является именем существительным. Однако оно тоже не обозначает конкретный предмет. Важно понимать, что имя существительное «удар» – отглагольное имя существительное. Оно образовано от глагола «ударить» с помощью нулевого суффикса. Сравнение основ говорит о том, что существительное «удар» имеет глагольное значение. В тексте показано, как окружающие рассказчика мальчики наносят ему удары, то есть совершают действия.
Второй аргумент (пример из текста+комментарий к нему)
Вывод.
Исходя из размышлений о сущности имени существительного и конкретных примеров из текста А.А. Лиханова, можно сделать вывод о том, что имя существительное как часть речи может обозначать не только предмет, но и действие, состояние, признак. Слово, формально оставаясь именем существительным, будет иметь лексическое значение, свойственное глаголам, категориям состояния или имени прилагательному.
Работа над заданием 9.2 (сочинения-рассуждения на основе интерпретации фрагмента текста)
Задание 9.2 проверяет умение самостоятельно истолковывать (т.е разъяснять, раскрывать) смысл главного фрагмента текста.
Как правило, это предложение, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.
По структуре сочинения 9.1 и 9.2 достаточно похожи, но имеют различный смысл.
Обратимся к композиции сочинения 9.2.
План сочинения-рассуждения:
1. Вступление. 1 абзац: Во вступлении ты должен сформулировать тезис, для этого:
• объясни, как ты понимаешь смысл фрагмента текста;
• вырази собственное отношение к содержанию высказывания (с позицией автора сложно не согласиться, если он говорит о ценности каких-либо нравственных категорий).
Здесь закладывается та мысль, которую надо доказывать, а доказывать нужно Ваше понимание данного высказывания. Не высказывание, а Ваше понимание. Само высказывание в 1 абзац не переписывать. Начинать сразу с понимания:
Смысл данного высказывания я понимаю так: … Автор утверждает, что … Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.
2. Основная часть.
В основной части приведи 2 примера из текста, подтверждающие твой тезис, и прокомментируй их:
Абзац 2: аргумент-пример № 1 из текста + комментарий; Первый пример и его роль в тексте.
Ищем такое предложение в тексте, которое докажет, что понимание верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет отвечать на такие вопросы:
• почему Вы выбрали именно это предложение?
• что в нем говорится?
• как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?
Получается: В предложениях … приводится неоспоримое доказательство того, что
Абзац 3: аргумент-пример № 2 из текста + комментарий. Второй пример и его роль в тексте
Рассуждаем точно так же, как в предыдущем абзаце.
3. Заключение. Абзац 4: Сделай вывод, подтверждающий заданный тезис.
Мы доказали, что поняли высказывание из текста верно. Сообщим об этом. Можно на этом и остановиться.
А можно продолжить, дополнив предыдущее высказывание пояснением о том, что именно Вы поняли. Получается:
Таким образом, на основе приведенных доказательств можно сделать вывод о том, что высказывание мною трактовано верно. Разумеется, …
Внимание!
Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примерами из текста.
Отмечаю, что фраза «с этим трудно не согласиться» весьма хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.
Для более гладкого перехода от одной части сочинения к другой можно также использовать речевые клише, характерные для данного вида сочинений. Во многом они будет подходить и для остальных сочинений-рассуждений.
Типовые конструкции для аргументации
Речевые клише к тезису:
1) — Действительно…
— Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
-Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
— В фрагменте произведения …
— Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
— Текст заканчивается словами: «…».
— На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
— Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что — Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
— Автор показывает формирование внутреннего…
— По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:
— В этом отрывке автор говорит о том, что…
— Смысл данного отрывка я понимаю так: …
— В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
2) — Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.
— Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.
— Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
— Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.
— Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.
— Докажем эту мысль на примерах , взятых из текста.
— Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.
Речевые клише к 1 аргументу:
1)- Во-первых,…
— Давайте заглянем в текст. Вот предложение…
— Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
— Проиллюстрировать данную мысль можно на примере предложения .. .
— Рассмотрим предложение… В нѐм говорится о том, как…
— Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор говорит…
— Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
— Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры…
— Убедимся в этом, обратившись к тексту…
— Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…
— Обратимся к тексту русского писателя…
— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению из текста…
— Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения текста…
— В подтверждении собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста…
— Пример можно найти в предложении № …
— Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
2) Комментарий:
— В нём автор говорит …
— Действительно, автор утверждает…
— Таким образом, автор считает…
— В данном предложении говорится о…
— Предложение №.. подтверждает мысль о том, что…
Речевые клише ко 2 аргументу:
1) — Следующим аргументом может служить пример из … предложения…
— Далее следует привести пример из … предложения…
— Пример из … предложения может стать иллюстрацией к ….
— Во-вторых,…
— Также пример можно найти в предложении № …
— Далее рассмотрим в качестве примера предложение №…
— Вот ещё одно предложение…, иллюстрирующее…
2) Комментарий:
— И мы понимаем, что….
— Нам открывается …
— Мне ясен смысл…
— Мы убеждены в том, что…
— Это позволяет судить о том, что…
— Это говорит о том, что…
Речевые клише к выводу:
1)- Таким образом, …
— Итак, …
— Можно сделать вывод…
— Следовательно…
— В итоге можно прийти к такому выводу…
— В заключении можно сказать, что…
— Обобщая сказанное…
— Из этого следует, что…
— Подводя итог вышесказанному…
— Делая выводы из выше изложенных умозаключений…
— Таким образом, можно сделать вывод, что…
— Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу…
— Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль… о том, что…
— Мы пришли к выводу…
— Итак, в заключении мы видим,…
— Итак, можно увидеть, что…
— В результате размышления мы пришли к выводу о том, что…
— Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
— Нам удалось доказать, что…
— Итак, можно увидеть, что…
— Нам удалось доказать, что…
— В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
— Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
2) Комментарий:
— Автор убеждает нас в том …
— Автор раскрывает перед нами смысл….
— Автор приводит нас к выводу…
Ознакомимся с образцом задания к сочинению-рассуждению. И разберем структуру одного из сочинений.
Задание к сочинению-рассуждению:
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превесёлая же, право, штука».
Текст, в котором нужно найти доказательство:
Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им в этот солнечный весенний день было грустно. Только что прочли они в первый раз в жизни «Кавказского пленника» Толстого и разволновались ужасно. Раз написано — значит, настоящая правда. — Что ж, всё-таки удрал он в конце концов благополучно, — сказала со вздохом Катюша. Ей уже надоело кукситься: раз окончание хорошее, не стоит и горевать. Может быть, Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… Правда? И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя. Впрочем, она сейчас же и передумала: Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны. Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте Георгиевскую медаль. А теперь вон с моих глаз!» Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол. Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам. Сёстры спрыгнули с крыльца и пошли по влажным дорожкам вокруг сада. В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой. На дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиеся листья… Они переглянулись и поняли друг друга без слов. А где ж мы пленных возьмём? — спросила младшая. Мишку посадим… А кто будет вторым пленником, Костылиным? Тузик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом: он всё понял. Ми-ша! Чего надо? — звонко отозвался с улицы дворницкий мальчик Миша. Играть иди! Через минуту Миша, дожёвывая баранку, стоял перед сёстрами. Во что играть будем? В «Кавказского пленника». Ты будто Жилин, русский офицер, из крепости к своей маме верхом едешь. Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу. А мы тебя в плен возьмём и в яму посадим, понял? Сажайте, что ж. Мишка спрыгнул, уселся, Тузик за ним. Пленники вели себя очень странно: катались весело по дну ямы, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев. Стоп! — закричала Валя. — Я вас сейчас рыжему татарину продам… Продавай, ладно, — равнодушно отозвался Мишка. — Как дальше играть-то? Ты куколок будто лепи и наверх нам бросай… Мы теперь татарские девочки… А мы тебе за это лепёшки бросать будем. Из чего лепить-то? Валя слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда и матрёшку — всё, что на скорую руку в детской собрала. Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (ещё вкуснее лепёшек!). Потом девочки, пыхтя и толкая друг дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали. Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись. Кричали девочки, сердились, приказывали. Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть. Часа через два вернулась мама девочек. Дети! Ау… Валя! Ка-тю-ша! И вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса: Мы здесь! В оранжерее!.. Побежала мать на голоса. И что же! Сидят, прижавшись плечом к плечу, в яме все четверо: Мишка, Тузик и девочки, — и у всех глаза от удовольствия блестят. Что вы здесь делаете? Мы кавказские пленники. Какие там пленники! Сейчас же домой!.. Вскарабкались девочки по шесту, Мишка за ними, а Тузик и без шеста обошёлся. Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся. Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превесёлая же, право, штука.
Сочинение-рассуждение 9.2:
Собственное отношение к содержанию высказывания (тезис) + комментарий.
Смысл финала текста я понимаю так: сила человеческого воображения способна превратить даже самые обыкновенные вещи в необычные, а печальное сделать весёлым. Действительно, герои рассказа С. Чёрного справились с волнением и лёгкой грустью после прочтения «Кавказского пленника», придумав интересную игру по мотивам рассказа Л.Н. Толстого.
Основная часть. Аргументы
В основной части аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста;
Примеры должны
- соответствовать тезису;
- иллюстрировать мнение о смысле цитаты.
Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
Пример из текста № 1+ комментарий
В предложениях 10-15 ребята фантазируют о том, как Жилин помиловал взятых в плен татар, а девочку Дину наградил Георгиевской медалью. С помощью воображения дети восстанавливают справедливость.
Пример из текста № 2+ комментарий
Героям С. Чёрного очень понравилось прочитанное произведение, поэтому они распределяют роли и начинают играть (предложения 31-34). Ребята так увлеклись, что забыли о времени. Они получили много положительных эмоций благодаря своему умению фантазировать.
Заключение.
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами: значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Таким образом, каждый человек наделён от природы прекрасным даром: он умеет представлять, предполагать, воображать. Такой творческий подход к жизни делает её особенно яркой и насыщенной
Не имеет смысла пересказывать содержание критериев к каждому типу сочинений-рассуждений.
Но их обилие влечет за собой более внимательное отношение к данной части ОГЭ по русскому
языку, и, как следствие, более обстоятельную подготовку к созданиям-рассуждениям всех 3 типов.
Чтобы навыки и знания, приобретенные учащимися ранее, не были забыты, подготовка должна
носить системный характер, опыт моей работы это подтверждает. Для того, чтобы задания были понятны всем ученикам, нужно подробно разбирать каждый элемент заданий.
Как написать сочинение ОГЭ 9.3?
Написание сочинения на ОГЭ является одним из важных задач, стоящих перед учеником 9-го класса. Написав хорошо сочинение, выпускник 9-го класса может получить достаточно большое количество баллов. Поэтому, если вы по каким-либо причинам не напишите сочинение, это может вылиться в низкую итоговою сумму баллов.
Сочинение ОГЭ даётся на выбор и вы выбираете из трёх тем. Это тема 9.1, которая пишется по высказыванию, 9.2, которая также пишется по высказыванию, чаще всего по финальным фразам текста и сочинение 9.3, которое пишется по понятию, которое вы раскрываете и приводите аргументы.
В данном материале мы разберем сочинение 9.3. Данный вид сочинения на ОГЭ можно назвать самым простым. Поэтому, тем у кого есть проблемы с написанием сочинения, лучше писать именно на тему 9.3. В прошлом году это сочинение называлось 15.3.
Давайте посмотрим, как выглядит это задание.
В этом задании вам даётся понятие. Чаще всего абстрактного характера. Например: что такое любовь?, дружба?, смелость,? свобода? и т.д. Вам необходимо раскрыть это понятие, сформулировать и прокомментировать определение этого понятия. Далее вам нужно строить своё сочинение в таком ключе. Например: какого человека можно считать смелым? что такое настоящая любовь? и т.д. То есть у вас этот вопрос будет написан в самом задании.
Дальше вы должны привести два примера аргумента. Один пример из текста, который вы читаете и по которому пишете сочинение и второй пример из вашего жизненного опыта.
Ваше сочинение должно составлять не менее 70 слов. Это, на самом, деле не так много, как вам может показаться. Для сравнения в 11-ом классе вы будете писать сочинение, содержащее 300 слов. Поэтому здесь ваше сочинение будет достаточно коротким, емким, сжатым и в то же время оно должно строиться очень логично, поступательно.
Прочитав данный урок до конца, вы научитесь писать сочинение ОГЭ 9.3.
Итак, давайте посмотрим из каких абзацев должно состоять ваше сочинение. Ваше сочинение должно иметь самую простую, базовую композицию. Это:
- Введение. Здесь вы пишете определение и раскрываете его и пишете переход, то есть логическую связку к следующему абзацу
- Аргумент №1. Пишется из прочитанного текста
- Аргумент №2. Пишется либо из прочитанного текста, либо из жизненного опыта
- Вывод. Здесь вы пишете заключение
Итак, пройдемся по каждому абзацу последовательно.
Введение
Во введении вы пишете значение того, как вы понимаете понятие, которое вам дают в теме 9.3. Например, вам дают понятие «дружба». Проще всего приводить пример по этому понятию, т.к. это самое популярное понятие в 9 классе и самое популярное понятие в тренировочных вариантах. Скорее всего каждый из вас хоть раз в жизни писал сочинение на тему «Что такое дружба?».
Главная ваша задача при подготовке к сочинению ОГЭ, это прописать как можно больше определений понятий. Однако ни в коем случае не списывайте эти понятия и постарайтесь составлять их самостоятельно, потому что сочинение для того и пишется, чтобы выявить вашу индивидуальность. Эксперты хотят увидеть самостоятельно сформулированное определение понятия.
Давайте на минутку представим, что вам на экзамене попалась такая тема: «Что такое дружба?». Как же должно выглядеть ваше определение? Ваше определение должно выглядеть например так: Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. То есть вам нужно назвать именно признак понятия, к чему оно относится. Черта, качество, отношения и так далее, то есть у вас обязательно идет вот такая связка.
Далее вы пишете отличительные признаки, основанные на …
Например, дружба -это близкие отношения, основанные прежде всего на искренности и взаимопонимании.
После того, как вы написали определение. Вам нужно прокомментировать это определение для того, чтобы получить максимальный балл. Как же комментируется это определение? В следующем предложении у вас идет именно описание того, как ведёт себя человек, который любит. Например: «Любящий человек делает хорошие поступки по отношению к объекту своей симпатии», или к теме дружбы: «Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти». Третьим абзацем в этом предложении вы пишете логический переход к следующему абзацу для того, чтобы вам не снизили баллы за логику и этот переход всегда будет одинаковым.
Пример логического перехода, который вы можете использовать в каждом своём сочинении:
Докажу справедливость своих слов примерами из текста ..(ФИО автора) и из жизненного опыта.
Как выглядит абзац целиком?
Дружба — это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов примерами из текста …(ФИО атвора) и из жизненного опыта.
Аргумент №1
Переходим к следующему абзацу. Следующий абзац у вас первый аргумент. Он пишется из текста, который вы читали на ОГЭ и там вы ищете именно пример дружбы или пример смелого поступка и так далее. Здесь вам важно правильно понять текст. Хорошо его понять и суметь объяснить. Найти какой-то фрагмент из текста и его пересказать. То есть не нужно пересказывать весь текст целиком. Это большая ошибка. Вам нужно найти именно фрагмент, который олицетворяет например смелый поступок или олицетворяет чувство любви, или олицетворяет дружеские отношения.
Таким образом вы пишете тот поступок и пересказываете буквально в одном-двух предложениях этот поступок и дальше даёте вывод, что показывает этот пример. Если у вас нет вывода, если вы не пишете, что показывает этот пример. Если у вас нет такого мини-вывода в конце аргумента, то ваш аргумент не засчитывают, потому что он будет полностью пересказан.
Для того, чтобы уйти от пересказа, вам нужно не только пересказать фрагмент из текста, но и дать вывод. Из этого будет состоять аргумент, то есть целый абзац.
Аргумент №2
Точно так же вы прописываете второй аргумент, только вы его пишете точно так же из текста, который вычитаете, либо придумываете из жизненного опыта. В данном случае, в 9-ом классе вы можете придумать любой пример. Например, про своего друга, знакомую, соседа, про какую-то ситуацию, которую увидели на улице и так далее. То есть это все допускается. Главное, чтобы это было в тему. Обязательно пишите вывод. Что именно показывает эта ситуация.
Вывод
Четвертым абзацем вы пишете итоговый вывод по своему сочинению. Начните этот вывод с вводного слова. Приводим ниже список с примерами вводных слов:
- таким образом
- следовательно
- итак
- можно сделать вывод
- подводя итог всему вышесказанному
То есть обязательно, для того, чтобы у вас была соблюдена логика и чтобы один абзац соотносился с предыдущим вам нужно связывать его логическими подводками. В качестве логических подводок вы приводите одну из таких вводных слов.
После того, как вы написали вводное слово, вы пишете вывод. Вывод составляет всего лишь одно предложение. То есть это небольшой абзац. В выводе вы пишете общий итог своим рассуждениям. Чаще всего это перефразированное вступление, которое вы писали вначале.
Вывод — это перефразированное вступление
Пример вывода:
Таким образом, одно из основных условий дружбы — отсутствие зависти и конкуренции.
Вот таким образом пишется сочинение 9.3. В принципе ничего особенно сложного нет. Постарайтесь составить как можно больше определений заранее и ни в коем случае не списывайте эти определения с словаря. Старайтесь все же своими словами(простыми словами) объяснить то как вы понимаете то или иное понятие. Не забывайте приводить качественные аргументы и обязательно пишите к ним вывод.
На этом урок окончен. Успехов Вам при обучении и на самом экзамене!
Статья написана, базируясь на видеоуроках youtube-канала автора VikaMoroz
Девятиклассники впервые сталкиваются с процедурой сдачи государственной итоговой аттестации. Результаты экзаменов напрямую не влияют на зачисление в средние специальные образовательные учреждения или возможность продолжить учебу в 10-ом и 11-ом классе, но могут помочь улучшить итоговую оценку в аттестате или средний балл, учитывающийся при зачислении в колледж. Для успешной сдачи ОГЭ требуется планомерная и регулярная подготовка, подкрепленная высоким уровнем мотивации школьников и нацеленностью на результат. Для получения отличной оценки требуется изучить информацию о структуре экзамена, правилах проверки и выставления оценки и о том, как правильно писать сочинение ОГЭ.
Структура сочинения
Письменная работа для девятиклассников сформирована с учетом оценки:
- Навыка использования правил русского языка в части грамматики, орфографии, стилистики и пунктуации;
- Умения рассуждать и аргументировать свою точку зрения;
- Оценку достоверности приводимых доводов;
- Умения формировать гипотезу и идти в ее разборе в логической последовательности;
- Общей эрудированности;
- Упора на личный опыт;
- Знание литературных произведений российских и зарубежных авторов;
- Навыка использования художественных средств выразительности соответствующей стилистике.
Сочинение пишется в формате рассказа-рассуждения на одну из предложенных в задании тем.
Для быстрого оформления плана работы, стоит использовать стандартную структуру текста с элементами рассуждения:
- Вступление;
- Основная часть с развитием главной мысли, доказательством или опровержением высказанной гипотезы;
- Заключение в формате подведения итогов всему вышесказанному и формировании авторских выводов.
В плане основная часть может разделяться на более мелкие части для легкого написания рассуждения по отдельным пунктам аргументации авторской позиции.
Как сформулировать вступление
Другое название вступительной части – тезис – центральная мысль всего дальнейшего рассуждения.
Варианты оформления первого предложения вступления:
- Риторический вопрос или серия вопросительных предложений без конкретного ответа;
- Именительное предложение с главным смыслом темы сочинения;
- Лирического размышления на заданную тематику;
- Известного высказывания, подходящего фразеологизма или пословицы, цитаты из литературного ил публицистического произведения с указанием авторства.
На данный пункт стоит обратить отдельное внимание, так как быстрое принятие решения о первых строчках работы помогает собраться, сконцентрироваться на дальнейшем развитии темы и избежать ступора и «боязни белого листа».
Заключительная часть вступительного абзаца должна указывать на дальнейшую аргументацию приведенной авторской позиции и раскрытие гипотезы с использованием примеров. Аргументы могут представлять:
- Отсылку к литературным произведениям популярных авторов;
- Рассказы о ситуациях из личной жизни;
- Приведение известных событий из культурной и общественно-политической жизни в настоящем или историческом аспекте.
Как оформить примеры
Для полноценного развития темы рекомендуется подобрать не менее трех обоснованных, точных и достоверных аргументов.
Каждое новое доказательство оформляется выделением в отдельный абзац.
Варианты примеров и их оформления:
Цитирование предложения или высказывания
Особенности:
- Указание авторства;
- Установка кавычек или скобок в зависимости от контекста;
- Соблюдение авторских знаков препинания;
- Возможность цитаты в формате части предложения;
- Вариант самоцитирования.
Проще всего использовать отсылку на текст самого задания. Этот лайфхак поможет избежать ошибок с указанием автора и расстановкой знаков препинания. Пример: «В тексте…говорится…».
Речевые клише
Данные художественные средства подходят под любую стилистику сочинения и помогают гармонично вписать аргумент в связанный рассказ.
Упор на жизненный опыт
Демонстрирует общую эрудированность школьника, умение анализировать и логически мыслить. Пример: «В современной жизни немало похожих ситуаций…».
Для максимальной оценки сочинение ОГЭ аргументация должна быть конкретной, достоверной, правильно подобранной и разнообразной.
Где найти пример из жизни:
- Придумать подходящую по смыслу ситуацию, не перебарщивая с реалистичностью;
- Рассказать свою историю;
- Описать пример, случившийся с друзьями или близкими;
- Привести опыт литературного героя, подтверждающийся современными реалиями;
- Сделать упор на сюжет из фильма или сериала.
Что написать в заключении
Финальный абзац работы состоит из выводов, сделанных автором в ходе проведенного рассуждения.
Заключение начинается или заканчивается возвращением к началу для объединения всего текста в единое целое.
Параметры грамотных выводов:
- Короткие;
- Емкие по содержанию;
- Связанные с предыдущими высказываниями, ключевой гипотезой и примерами;
- Без противоречий смыслу;
- Правильно оформлены стилистически.
Школьник может согласиться или наоборот опровергнуть позицию автора отрывка предложенного для анализа.
Для написания рассуждения подбираются тексты в различных тематиках:
- Лингвистической;
- Морально-этической;
- Литературной.
Ученики сами выбирают тему сочинения. Рассуждать на тему морали с объяснением личной позиции всегда проще.
Конструкции аргументов
Речевые клише помогают написать работу грамотнее. Они не режут слух и относятся к универсальным средствам художественной выразительности.
Задачи речевых формул:
- Помощь в связках предложений;
- Лаконичная передача информации;
- Сохранение последовательности и логичности высказываний.
Отличие штампов от клише:
- Штампы относятся к банальным фразам без выраженной смысловой нагрузки;
- Упрощают текст;
- Символизируют шаблонность предложений и мыслей автора;
- Не отображают широкий кругозор школьника;
- Относятся к высокопарной речи не всегда уместной стилистически.
Пример штампов: «проходит красной нитью», «целиком и полностью».
Варианты стандартизированных речевых формул:
- Таким образом;
- Это доказывается;
- Обратим внимание на фразу (предложение)…;
- В результате мы пришли к выводу.
Клише используются в любой части сочинения и помогают создать переходные мостики между абзацами и отдельными мыслями.
План написания сочинения
Подготовка каркаса текста позволяет структурировать информацию, сформулировать авторское мнение, заранее продумать аргументацию и выстроить логичное повествование.
Обязательные пункты сочинения:
- Вступление с указанием главной мысли в формате гипотезы и тезиса.
- Абзац с первым примером, основанным на литературных произведениях;
- Аргументация с рассказом о ситуациях из жизненного опыта.
- Заключение с формированием лаконичных и контекстных выводов.
Придать написанному эмоциональную окраску и лучше передать собственный взгляд на предложенные события помогают средства художественной выразительности:
- Эпитеты – прилагательные, характеризующие ситуацию, героя или личное отношение;
- Метафоры – сравнения для аргументации и упрощения интерпретации сказанного;
- Гиперболы – преувеличения, помогающие выразить глубину чувств;
- Аллегории – демонстрация эрудированности и широкого кругозора;
- Олицетворение – воплощение неживого понятия в образе живого существа;
- Синонимы – помощь в избежание тавтологий.
Без отсылки к авторской позиции и высказывания своего мнения получить высокую оценку за текст не получится.
Для обеспечения грамотности и проверки логичности и связанности текста после написания работы рекомендуется провести самопроверку и саморедактирование. Критерии оценки текста-рассуждения:
- Наличие обоснования;
- Качество аргументов;
- Смысловая цельность;
- Логика повествования;
- Композиционная стройность;
- Правильная трактовка смысла;
- Фактическая точность.
Уменьшить количество пунктуационных ошибок поможет использование коротких предложений с минимумов оборотов. Часть правильной орфографии можно поискать в тексте задания и литературном отрывке.
Максимальное количество баллов за задания 9.1 и 9.2 – 9 баллов, за 9.3 – 10. Суммарный объем –140 и более слов. Для ознакомления с тематикой вопросов рекомендуется использовать сборник из банка ФИПИ в открытом доступе.
Написать сочинение ОГЭ не простая задача, с которой довольно сложно справится без предварительной подготовки, оттачивания навыка самопроверки и саморедактирования, проработки тем и устранения пробелов в знании грамматики, пунктуации и орфографии русского языка. Метод освоения материала и тренировок школьники выбирают исходя из собственных способностей и личностных характеристик: умения собраться, самостоятельно распланировать учебный график, усидчивость, целеустремленности и мотивации.
Адреса поступления:
Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская
Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол
Время работы:
Пн-пт: 09.00-20.00Сб-Вс: 10.00-17.00
Александра Юрченко
Эксперт в теме «ГИА»
Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет информационных технологий
В «Синергии» отвечает за:
разработку учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов, и их оперативной корректировке.
Продолжаем цикл материалов, посвящённых подготовке к ОГЭ по русскому языку. Мы уже рассказали, как справиться с изложением и заданиями 2–3, 4–5 и 6–8 из тестовой части. В новом материале разберёмся, какое из заданий третьей части экзамена выбрать, как избежать типичных ошибок и написать сочинение на максимальный балл.
Сочинение-рассуждение — это самая ответственная и сложная часть экзамена по русскому языку. Она же и самая «дорогая» — стоит 9 баллов, а это на два больше, чем изложение и тестовая часть по отдельности. Именно поэтому сочинению нужно уделить самое пристальное внимание.
Виды сочинений
В третьей части экзамена приводится достаточно большой текст, к которому предлагают выполнить три задания. Без паники! Тебе нужно написать только одно.
На лингвистическую тему. Это задание пугает всех особенно сильно. Но на самом деле оно не такое страшное, и справиться с ним вполне реально. Суть его в том, что приводится высказывание известного учёного (обычно языковеда) или писателя, которое нужно подкрепить примерами из текста.
Вот пример. Приводятся слова А. А. Реформатского: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Что нужно сделать? Используя предложения из текста, доказать, что местоимения действительно заменяют знаменательные слова.
Собака радостно виляла хвостом: она была счастлива пойти на прогулку.
«Она» в данном случае заменяет слово «собака». Местоимение не имеет своего собственного значения и приобретает его только в контексте.
План сочинения на лингвистическую тему.
- Вступление. «Автор (обязательно используй фамилию!) утверждает… (приведи цитату или объясни её своими словами)».
- Согласие. «Безусловно, учёный (писатель, лингвист) прав, говоря, что… (поясни смысл цитаты)».
- Два примера. «Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Так, в предложении… (номер предложения). Кроме того, в предложении…»
- Заключение. «Таким образом… (перескажи блок «Согласие» другими словами)».
Самые частые темы сочинений на лингвистическую тему: заместительная функция местоимений, средства выразительности, значение союзов, функции знаков препинания, богатство русского языка, функциональные стили.
Кому писать сочинение на лингвистическую тему? Ученикам, которые хорошо знают теорию русского языка (в частности части речи) и не боятся научных терминов.
Пояснение высказывания. Во втором задании просят пояснить высказывание из текста. Нужно буквально объяснить, что значит конкретное предложение или, например, финал текста, опираясь на содержание предложенного фрагмента.
План сочинения, поясняющего высказывание.
- Вступление. «Смысл данной фразы я понимаю так… Приведём примеры из текста, подтверждающие эту мысль».
- Первый пример. «Так, в предложении… (укажи номер предложения) автор утверждает… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это значит, что…»
- Второй пример. «А в предложении… он пишет… Это говорит нам о том, что…»
- Заключение. «Таким образом…»
Кому писать сочинение, поясняющее высказывание? Какой бы лёгкой ни выглядела эта задача, она несколько сложнее, чем кажется. Многие ребята не понимают смысл текста или интерпретируют его неправильно. Поэтому этот тип задания следует выбирать только тем, кто хорошо умеет анализировать текст.
Пояснение смысла понятия. В третьем задании просят пояснить конкретное слово (обычно абстрактное понятие из сферы морали или человеческих отношений) и привести примеры из текста. Например, как вы понимаете значения слов «честность», «предательство», «любовь», «скорбь», «героизм»?
План сочинения, поясняющего понятие.
- Вступление. «Слово («честность») следует понимать как…/Честность — это…» Также нужно дать комментарий к своему определению: «Честные люди способны…»
- Пример из текста. «Яркий пример (честности) представлен в тексте… (обязательно укажи фамилию автора!). Так, в предложении… автор пишет… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это говорит о том, что…»
- Пример из жизни/искусства. «Кроме того, примером (честности) может служить поступок героя произведения (книги, кинофильма)… Это можно считать (честным) поступком, поскольку…»
Тут очень хорошо вписываются контраргументы, примеры, которые демонстрируют прямо противоположную ситуацию. Пишешь о честности? Приведи пример античестности! - Вывод. «Таким образом… (обобщение сказанного)».
Кому писать сочинение-пояснение понятия? Этот тип сочинения легче других — и лингвистического, и интерпретации смысла фразы. Потому что найти в тексте пример, подкрепляющий конкретное понятие, намного проще, чем правильно пояснить смысл фразы или утверждения о языке. Однако тут требуется привести пример из искусства или из жизни, но это не так сложно. Это задание хорошо удаётся большинству учеников.
Какой пример выбрать: из искусства или из жизни? Наиболее предпочтительными, конечно, являются иллюстрации из искусства — лучше всего классической литературы, которая входит в школьную программу. Проверяющие не очень любят примеры из жизни, потому что они обычно выглядят как смоделированные неубедительные ситуации. Но если ты не можешь вспомнить хороший пример из литературы, то не нужно выдумывать и фантазировать, говоря, например, что дружба Онегина и Ленского — это эталон истинной дружбы. В таком случае лучше привести непротиворечивый пример из жизни.
Типичные ошибки
- Ошибки в определении. Многие ученики пишут: «Мужество — это когда…», «Местоимения — это как…» Так писать категорически нельзя. Определение строится по типу «существительное — существительное»: «Мужество — это такое качество…».
- Не названо имя автора. Нужно указывать фамилию и инициалы автора текста, который дается для анализа, а также автора высказывания для сочинения на лингвистическую тему и произведения, которое ты приводишь в пример. Если это требование не выполнено, часто снижают баллы.
- Больше цитат, чем своего текста. Иногда школьники включают в сочинение очень много цитат, почти не сопровождая их своими рассуждениями. А временами просто переписывают исходный текст! Поэтому цитат должно быть максимум две, а лучше и вовсе пересказать текст своими словами.
- Цитата без пояснения. Приводя цитату для подтверждения своих слов, необходимо прокомментировать её. Если просто написать: «Пример мужества мы видим в предложении №3», это не будет засчитано как аргумент. Нужно порассуждать, почему этот поступок можно считать мужественным.
- Неподходящие примеры. Бывает и так, что в качестве аргумента выбирают неподходящий пример из текста. Если нужно продемонстрировать пример отваги, ученик может выбрать предложение, где ничего «отважного» не происходит. Представим, что у нас в тексте мальчик спасает котёнка из реки, а потом заболевает простудой. Примером отваги тут является его самоотверженное поведение по отношению к животному в беде, поэтому нужно выбрать конкретное предложение, где он, допустим, бросается в воду. Не нужно писать, что примером отваги является его болезнь.
- Вывод «приклеен». Вывод должен резюмировать то, что сказано в сочинении, а не повторять вступление или мысль автора. И он обязательно должен следовать из того, что сказано в тексте, и напрямую быть связанным с темой. Это требование часто нарушается. Если пишешь текст о любви, то в заключении не должна фигурировать «дружба» или просто «человеческие взаимоотношения». Там должна опять быть «любовь».
- Нет вступления и/или заключения. Вступление и заключение — это необходимые части текста. Их нельзя опустить.
- Написано единым «полотном». Текст нужно делить на абзацы, лучше разбить его на четыре, как это показано в первом пункте. За отсутствие абзацного членения снимают баллы.
- Написано слишком мало или слишком много. Минимальное количество слов в сочинении — 70. Можно ли писать больше? Можно — на свой страх и риск. Помни, что чем больше слов, тем больше количество возможных ошибок. Оптимальный объём — 90–120 слов, 200 — уже слишком много. Не забывай считать предлоги и союзы.
Чек-лист приёмов, которые пригодятся для написания сочинения
Расширяй словарный запас. Словарный запас — твой лучший помощник при написании сочинения, но его пополнение требует времени. Поэтому больше читай, этот косвенный метод отлично помогает при написании любых текстов.
Тренируйся. Чем больше сочинений ты напишешь при подготовке, тем лучше и увереннее справишься на экзамене. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.
Соблюдай структуру. У сочинения-рассуждения жёсткая структура: вступление — примеры и комментарии (обычно по два) — заключение. Её нельзя нарушать. Представь, что это бургер, где вступление и заключение — это булочки, а примеры — котлеты и салат. Чтобы не ошибиться, сначала составь план (можешь даже выучить его) — это скелет твоего сочинения. А затем наращивай мышцы и кожу — информацию из текста.
Проверяй. Отсутствие ошибок и грамотность — это очень важная составляющая оценки. Проверяющим самим обидно, когда за хорошо написанное сочинение приходится снижать баллы из-за ошибок! Так что перечитай сочинение три раза, перед тем как сдавать. Когда читаешь один текст много раз, глаз замыливается, из-за чего какая-то глупая ошибка или маленькая запятая ускользают. Для этого есть лайфхак: читай задом наперёд, с последнего слова до первого. Так ты будешь читать как бы незнакомый, новый, текст и сможешь разглядеть неочевидные орфографические ошибки. Для пунктуации поможет другой метод: мысленно или на черновике расставляй скобки, обозначающие границы простых предложений в составе сложных, они помогут не потеряться знакам препинания.
Особое внимание обрати на обособление причастных и деепричастных оборотов и вводных слов. Повторить тему «Причастные обороты» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:
Также есть отличный тест по деепричастиям.
Отработать трудные случаи пунктуации с вводными словами можно здесь:
Так как ты будешь ссылаться на текст, не забывай о правилах передачи прямой и косвенной речи. Повторить тему «Прямая речь» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:
Соблюдай единство стиля. Сочинение должно быть написано в едином нейтральном стиле. Никаких разговорных слов и просторечий тут быть не должно. Чтобы улучшить свои стилистические навыки, можешь заглянуть в раздел «Речевые жанры». Отработать этот аспект текста помогут задания «Стили речи».
Следуй эталонам. При подготовке выбери несколько «идеальных» сочинений. Это могут быть твои собственные работы, проверенные учителем или репетитором, либо образцовые тексты из Интернета. Ориентируясь на них, ты станешь писать сочинения гораздо быстрее.
Собирай материал. Для заданий первого (лингвистическая тема) и третьего (пояснение понятия) типа можно собрать материал заранее и потом использовать его на экзамене, так как они достаточно предсказуемые. Заведи отдельную папку или тетрадку и записывай туда материалы, связанные с темой. Например, выпиши из художественной литературы несколько примеров, ярко иллюстрирующих самые частые понятия, попадающиеся для анализа: вина — Раскольников из «Преступления и наказания», любовь — Наташа Ростова из «Войны и мира», преданность — Савельич из «Капитанской дочки».
Итак, чтобы получить максимальный балл за сочинение, соблюдай жёсткую структуру и учись анализировать текст. Желательно заранее определить, какой из типов задания ты будешь выполнять и при подготовке сосредоточиться именно на нём. Тогда к экзамену ты так хорошо набьёшь руку на сочинениях этого типа, что будешь выдавать по тексту за десять минут — без преувеличения!
Повторить темы
Анна Шустова
Сочинение! Это слово одинаково пугает и детей, и их родителей. На самом деле такую форму работы мало кто любит из ребят! Описывать ситуации, в которые попадаем каждый день, размышлять над вопросами, придумывать истории — все это вызывает у школьников определенные трудности.
Что же делать, если сочинение заявлено как обязательное задание на экзамене в 9 и 11 классах? Да еще и промежуточная аттестация — итоговое собеседование и итоговое сочинение – предполагают умение учащихся строить развернутое высказывание. Без сомнения, учить!
Если следовать логике обучения, то к 9 классу ученики должны владеть навыками связной речи в письменной и устной форме: уметь составлять тексты описание, повествование, рассуждение. Начинаем данную работу с 5 класса. Уроки русского языка и литературы, а сейчас родного языка (русского) и родной литературы (русской) позволяют сформировать данный навык. Это не только часы, когда мы занимаемся развитием речи! На уроках русского языка этот навык следует формировать и при отработке орфографических и пунктуационных норм, когда ученики должны уметь объяснить орфограмму или пунктограмму, построив связное высказывание на лингвистическую тему. А если в процессе работы ученики работают со связным текстом, то следует не только проговорить «пропущенные буквы и знаки препинания», но и поработать над развитием коммуникативных умений учащихся. Обязательно предложите им следующую работу:
— придумайте заголовок к тексту;
— составьте план;
— перескажите текст (сжато или подробно);
— придумайте начало или продолжение истории (это задание можно предложить в качестве домашней работы);
— ответьте на вопрос по формуле: «Я думаю, что…, так как…»
— отредактируйте деформированный текст («разукрасьте текст»): добавьте, где это необходимо, прилагательные, или эпитеты, или сравнения, или причастные обороты и т.д.
Такая работа, несомненно, даст результаты! Если начинать с 5 класса, когда тексты для работы предлагаются небольшие, то ученики с радостью включаются в данную работу. Дети в этом возрасте раскрепощены, они не боятся ошибаться, придумывают яркие заголовки, иногда, конечно, нелепые и смешные! Быстро и достаточно подробно запоминают текст и легко его пересказывают. Такая работа станет для учеников не только интересной, но и любимой. Ее легко выполнять, они получают хорошие оценки! В 6 и 7 классах тексты усложняются, и в русском языке, и в литературе. Если не вести предварительную работу, а начинать сразу требовать результат, то такая работа вызовет негативные эмоции. Поэтому в 6 и 7 классах продолжаем работу и включаем тексты научного стиля. Например, в учебнике М.М.Разумовской Русский язык 6 класс есть тема «Употребление имен существительных в речи». Ознакомительный материал дан для учащихся в объёме половины страницы. Как можно поработать с этим материалом? Способ первый: прочитать и переходить к выполнению упражнений. Я думаю, торопиться не стоит! Предложенный текст насыщен словами с отвлеченным значением, например, наименование, употребление, выразительность и т.д.; и знакомыми ученикам терминами: имя существительное, слова — синонимы, слова – антонимы, переносное значение. Работа с таким текстом непростая для учеников. Предложите им озаглавить текст, составить план, подобрав для каждого пункта, где необходимо, пример. Запишите примеры на доске и попросите учеников пересказать текст, можно по абзацам, можно весь, это зависит от подготовленности класса. Сделайте данную форму работы постоянной — материал «Употребление имен прилагательных в речи», «Употребление глаголов в речи» и т д представлен на протяжении изучения всех частей речи. Такая работа обогатит словарный запас учащихся, станет первым шагом в подготовке к итоговому собеседованию.
Однако стоит отметить, что сочинение на ОГЭ имеет свои особенности (задания 9.1, 9.2, 9.3). Задание 9.1 ученики выбирают редко: они не всегда правильно понимают предложенную цитату, часто не знают точного определения понятия, поэтому в качестве примеров из текста иногда приводят вместо метафоры эпитет или вообще словосочетание в прямом значении. С этим заданием надо работать долго и целенаправленно, и все равно, на мой взгляд, оно не под силу всем учащимся.
Остановимся на задании 9.3, это сочинение выбирают большинство школьников на ОГЭ. Задание звучит так: «Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение». На мой взгляд, подготовка к этому заданию начинается с работы над монологическим ответом итогового собеседования. Я ориентирую учащихся на рассуждение, хотя, без сомнения, готовлю и к описанию фотографии, особенно слабых учащихся, и к повествовательному тексту.
Почему же рассуждение? Формула «тезис — аргумент: объяснение + пример – вывод» знакома учащимся с 5 класса. Она не позволит учащимся «сбиться с данного типа речи» в процессе рассказа, а принцип нанизывания аргументов обеспечит 10 предложений без грубых логических ошибок! Все это позволит ученику получить 3 балла за монологический ответ!
В качестве примера приведу несколько вопросов, предлагаемых ученикам на итоговом собеседовании (часть 2, задание — монологический ответ). Вопросы взяты из книги Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование/ Л.И. Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2019.
— Что такое успех?
— Какую роль играет книга в жизни человека?
— Что такое патриотизм?
— Почему между отцами и детьми возникают конфликты?
По регламенту экзамена на подготовку к ответу даётся одна минута, написать текст за это время невозможно. Чтобы не сбиться в ответе, рекомендую ученику составить схему: ТЕЗИС – заявлен в вопросе, его не надо переписывать, только ключевое слово. Далее АРГУМЕНТЫ – пишем только ключевые слова, раскрывающие тезис и наталкивающие на пример. Таких фраз надо привести минимум четыре, если каждый аргумент будет состоять из двух предложений.
Например, ответим на вопрос «Почему между отцами и детьми возникают конфликты?» — данный вопрос – тезис.
Аргументы:
- Разные интересы. (Я хочу играть в футбол, родители – чтобы я занимался только учебой)
- Разные цели (я хочу быть футболистом, родители видят меня юристом)
- Разное отношение к моде (мама предпочитает классику, я нет)
- Нас интересуют разные книги, фильмы и т д
- Родители не понимают серьезности некоторых профессий, например, блогер и т д
Итогом рассуждения может быть мысль, что необходимо прислушиваться друг к другу и идти на компромисс, так как конфликт ведет к ссоре.
Самое трудное в данной работе — ученики не всегда способны записать ключевые слова, им привычнее работать с предложениями. Но на это нет времени! И тогда ребенок начинает паниковать, теряется в ответе и «проигрывает» задание. Поэтому учащихся следует с 5 класса приучать к составлению плана, к «коротким записям», опираясь на которые они смогли бы построить высказывание.
Ориентируя учеников на составление рассуждения на итоговом собеседовании, мы создаем для них своеобразную основу написания сочинения 9.3 на ОГЭ. Посмотрим на задание 9.3 ОГЭ: (задания взяты из книги Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2020/ Л.И.Мальцева П.И.Нелин, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.)
— Что такое добро?
— Как вы понимаете значение слова патриотизм?
— Как вы понимаете значение слова забота?
— Как вы понимаете значение слова мечта?
Как видно, сочинение 9.3 ОГЭ похоже на задание монологического ответа итогового собеседования. Для сочинения 9.3 требуется два аргумента: один — из приведенного текста, другой — на основе жизненного опыта. В итоговом собеседовании количество аргументов из жизненного опыта учеников не ограничено, значит, этот навык уже отработан! Остается подобрать второй аргумент – из текста, то есть проанализировать и объяснить нужный эпизод.
Итак, мы выяснили, что принцип построения текста (тезис – аргументы — вывод) одинаковый в испытаниях, которые проходят девятиклассники! И эта знакомая ученикам работа позволяет им поверить в свои силы, не бояться сочинения, успешно справиться с итоговой аттестацией по русскому языку в 9 классе!