Как научить пятиклассников писать сочинение

Урок 7. Учимся писать сочиненияУметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

В большинстве случаев главным требованием при написании сочинения является знание темы. Т.е. если нужно написать сочинение, например, на тему сказки П. В. Катаева «Летающий на стрекозе», ребенок должен ее прочитать, иначе ничего не выйдет. Исключением можно назвать задания, когда требуется пофантазировать на конкретную или свободную тему. Однако какой бы тема не была, сути процесса это не меняет, т.к. схема всегда одна.

Содержание:

  • Как писать сочинение
  • Виды сочинений
  • Как работать с материалами из интернета

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

1

Обсуждение темы

Сначала нужно обозначить главную мысль сочинения: определить, о чем оно будет, что в нем будет описываться (случай, событие, явление, человек и т.д.), какое настроение оно должно передавать? К примеру, если тема «Мой выходной день», не следует перечислять время пробуждения, время завтрака, действия по надеванию одежды и т.п. Важно, почему этот день не такой, как остальные: что именно в этом дне было выдающегося, и какие эмоции остались после него?

2

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

3

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

4

Сбор лексического материала

Распространенным недочетом многих детских сочинений можно назвать их лексическую «бедноту», т.е. часто повторяются одни и те же слова, отчего предложения и весь текст выглядят «куцыми». Не допустить этого поможет подбор слов, которые хорошо подходят под тематику и которые хотелось бы использовать в сочинении (для этого, кстати, можете использовать словари, в том числе и личный словарь ученика).

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

День

Выходной

Неделя

Праздник

Парк

Каруслеи

Животные

Веселый

Солнечный

Яркий

Насыщенный

Впечатляющий

Интересный

Незабываемый

Идти

Гулять

Бегать

Кататься

Прыгать

Веселиться

Смотреть

Поразило воображение

Было непередаваемо

Были в восторге

Семейная идиллия

5

Работа с черновиком

После того как предыдущие этапы пройдены, начинается основная работа. Изначально сочинение пишется на черновике, т.к. обязательно будут ошибки, недочеты, поправки, перефразирования и другие доработки. Когда сочинение написано на черновике, его требуется проверить, внести изменения и исправить ошибки.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим, но делать этого нельзя.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

1

Сочинение по картине

Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

2

Сочинение по литературе

Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.

Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

3

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

4

Сочинение-миниатюра

Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

6 Избавление от безграмотности8 Иностранные языки →

Работа над сочинением в 5 классе

Наверное, многие учителя русского языка и литературы согласятся с тем, что сочинение — один из самых сложных видов работ на уроках. Причина в том, что сейчас слишком низкий уровень речевой культуры. Школьники мало читают, мало пишут и мало говорят.

Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли. И, чтобы ребёнок успешно писал сочинения, его надо учить  этому с пятого класса.

Именно уроки русского языка и литературы позволяют вести целенаправленную работу над формированием речевой культуры, грамотности. И самый важный и сложный вид работы – сочинение.

На уроках русского языка  в пятом классе необходимо работать над анализом лингвистических текстов: внимательно читать текст, находить в нём ключевые слова, определять тему текста, основную мысль, самостоятельно формулировать определение какого-либо понятия, доказывать свою точку зрения, пересказывать тексты.  И конечно же продолжать эту работу на уроках литературы, анализируя статьи учебника, художественные тексты, отвечая на вопросы к статьям и текстам, выполняя творческие задания в форме сочинений.

Работа над сочинениями должна проводиться в определенной системе, так как именно системность в работе по развитию письменной речи учащихся, постоянное внимание к формированию речевых навыков  позволит решить эту сложную задачу. Но важна не только системность, но и учёт возрастных особенностей детей-пятиклассников. Что им интересно как читателям? Конечно же  сказки, рассказы о сверстниках. Многим нравится фэнтези.

В начале учебного года изучается фольклор. Самые любимые у ребят произведения устного народного творчества – волшебные сказки. На уроках подробно анализируются особенности волшебных сказок: композиция, сказочные формулы, сюжет, герои и т.д. Логично  предложить ребятам творческую работу —  сочинить свою волшебную сказку.

На последнем уроке по теме «А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» ребятам можно предложить творческую работу – размышление о том, что сделал бы я, получив волшебное зёрнышко. В этой работе ребята не только фантазируют, но и затрагивают вопросы культурно-нравственного содержания, актуальные в современном мире.

Особенно пятиклассникам нравятся произведения, в которых рассказывается об их сверстниках. Их захватывают приключения, испытания главного героя. Ребята как бы примеряют ситуацию с точки зрения того, а смог бы я пройти такие испытания? Например, рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На первом уроке рассказывается о том, что такое тайга, возможно ли в ней выжить заблудившемуся человеку. Ребята рассуждают, приходят к выводу, что может выжить только стойкий духом человек, знающий, как вести себя в лесу, умеющий наблюдать, анализировать. И когда пятиклассники узнают, что это автобиографический рассказ, их охватывает удивление, восхищение и возникает вопрос, а смог бы я, оказавшись, как Васютка, один в тайге, не отчаяться и покориться неизбежному, а бороться, искать выход и найти его.

На одном из уроков ребята пишут сочинение на тему «Что помогло Васютке выжить в тайге».

Работу мы начинаем с названия сочинения, определяем тему, её границы. Ребята говорят, что в этом сочинении логично использовать рассуждение. Поэтому мы вспоминаем о структуре сочинения-рассуждения, вспоминаем особенности вступления (тезиса):

Во вступлении можно сказать несколько слов о писателе, герое, об истории создания произведения, поразмышлять над темой сочинения. Эта часть не должна быть объемной. Вступление может состоять из 2-3 предложений.
           Вступление является связующим звеном с основной частью, поэтому важно правильно его закончить. К примеру, логичным завершением вступления будут являться фразы «давайте поговорим об этом» или «давайте разберемся». Небольшое по объему, оно обязательно должно иметь логичный и плавный переход к основной части.

              Слушаем и обсуждаем примеры вступления (тезиса).

Далее  говорим о том, как надо построить рассуждение (основную часть), о чём говорить в этой части. Приходим к выводу, что в основной части нужно будет дать четкий ответ на поставленный вопрос, и привести доказательства из текста художественного произведения. По объему эта часть самая большая (2/3 всего сочинения).
          Говорим о том, что в сочинении можно использовать цитаты —  точные выдержки из текста, которые необходимо взять в кавычки. Если цитата большая, то ее можно сократить, обозначив место пропуска многоточием. Например, «С высоты она казалась огромным тёмным морем… Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник».

Обязательно перечисляем качества главного героя, которые помогли ему выжить в тайге. Оформляем высказывание, используя слова-сцепки, позволяющие логично выстроить предложения этой части.

Затем обсуждаем заключение (вывод): целью заключительной части является подведение итога. Нужно подтвердить те аргументы, которые прозвучали в основной части.

Заключение во многом повторяет вступление. Как и вступление, заключение не должно превышать объема основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. Ребята приводят примеры своих выводов, затем  приступают к самостоятельной работе.

В пятом классе необходимо тщательно продумывать формулировку сочинения. Тема должна быть простой и актуальной для пятиклассников. И тогда работа будет действительно интересной и успешной.

Учим писать сочинения

Уроки развития речи в 56 классах.

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное

увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. Такие дети

испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании

текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное

отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует

асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.

Следовательно, одна из важнейших задач современного урока создание ситуации

успеха. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со

становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться

во взаимоотношениях людей, понять их принципы и убеждения, осознать свое

положение в мире.

Программы по русскому языку и литературе включают те виды (жанры) творческих

работ, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности.

Коммуникативная компетентность школьника формируется в системной работе над

созданием текста, при написании сочинения. Известно, что речь выражает не только

мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания весь комплекс

духовного человеческого сознания. Такая речь называется выразительной.

Именно на построение выразительной речи направлена система уроков развития

речи в 56 классах.

Закон 3.

Найти материал для

конкретной темы,

отобрать его,

«разложить по

полочкам», т. е.

систематизировать.

Законы

строения

сочинения

Закон 4.

Построить

сочинение, т. е.

написать план:

вступление,

основная часть,

заключение.

Закон 2.

Сформулировать

основную мысль

сочинения и отразить

ее в содержании.

Закон 1.

Обдумать тему,

обозначить ее

границы.

Чтобы уметь писать сочинение, надо знать законы, по которым оно

строится.

Помни!

1. Основная мысль сочинения (для чего написан текст?) – это душа

сочинения, его стержень, то, для чего оно написано, то, что хотел сказать

автор.

2. Полезно завести картотеку с высказываниями великих людей по

разному поводу, чтобы потом использовать их как эпиграф, вступление,

заключение или цитату.

3. План заранее намеченная система работы с сочинением.

План бывает кратким и развернутым.

Закон 7.

Исправляй, переделывай,

улучшай написанное:

есть ли в сочинении все

важные части (вступление,

основная часть, заключение),

удачны ли переходы,

имеются ли связки между

частями и внутри,

правильный ли сделан вывод.

Закон 6.

Правильно и красиво

выражай свои мысли.

Используй

синонимы,

антонимы,

фразеологизмы,

эпитеты, сравнения.

Закон 5.

Написать сочинение

определенного жанра:

описание,

описание с элементами

рассуждения,

рассказ.

Сочинение – описание с элементами рассуждения.

Моя семья.

Строение текста.

Вступление =

Z

1

=

абзац = микротема = Тезис (1-2-3)



Основная часть =

Z

2

+

Z

3

+

Z

4

=

Тезис

Аргуме нты и Факты (дока зательства )

Вывод

 Заключение (концовка) = Общий вывод = Тезисы (2-3)

План сочинения.

Вступление (1-23 предложения).

Z

1

Состав семьи (кто есть кто).

 Основная часть. Моя семья.

Z

2

1) Мой отец (портрет, кем и где работает, его увлечения, обязанности

и права в семье, отношение к своим детям и близким).

Z

3

2) Моя мама (портрет, кем и где работает, ее увлечения, обязанности и

права в семье, отношение к близким).

Z

4

3) Дети и другие члены семьи (портрет, увлечения, привычки,

школьные дела, отношение к родителям и другое).

 Концовка (Общий вывод. 23 предложения) + семейная фотография.

Z

5

Что значит для меня моя семья?

(Или: За что я люблю свою семью и дорожу ею?)

Вступление.

Сочинениеописание.

Мой друг (Угадай, кто?)

План.

Z

1

О дружбе (1-2-3 предложения).

 Основная часть. Мой друг (Не называя имя).

Z

2

1) Портрет (лицо, фигура, одежда, походка, жесты и др.).

Z

3

2) Главные черты характера.

Z

4

3) Увлечения.

 Концовка (Вывод) + фотография друга.

Z

5

Что больше всего я ценю в нашей дружбе и почему?

Сочинениерассказ с описанием животного (птицы).

План.

Вступление (1-23 предложения).

Z

1

Зачем люди заводят домашних животных?

 Основная часть (У каждого свой заголовок).

Z

2

1) Когда и как появился в нашем доме мой любимец?

Z

3

2) Кто и как ухаживает за животным (птицей)?

Z

4

3) Портрет питомца (внешность, повадки, привычки, игры и забавы и

другое).

 Концовка (Общий вывод).

Z

5

Как я отношусь к своему крылатому другу

.

Сочинениерассказ.

Мой класс.

План.

Вступление.

Z

1

Школа – это маленькая жизнь.

 Основная часть. Мой класс.

Z

2

1) Состав класса (Интересная информация о классе: мальчики и

девочки, цвет глаз, волос, рост, темперамент и другое).

Z

3

2) О дружбе в классе (Отношения между мальчиками и девочками).

Z

4

3) Кто чем интересуется и занимается.

Z

5

4) Как мы учимся в школе и почему?

Z

6

5) Что любим делать в школе классе) и чего не любим? Почему?

Z

7

6) Чем занимаемся в классе, кроме уроков? ероприятия).

 Концовка = Вывод.

Z

8

Интересно мне жить в классе или нет? Почему?

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

Т.С.ЗАДУНОВА,
г. Красноярск


Тамара Семеновна ЗАДУНОВА, известный
красноярский учитель с огромным опытом работы,
чьи ученики из года в год побеждают на олимпиадах
и конкурсах и получают золотые медали,
рассказала, из чего складывается ее кропотливая
работа по обучению ребят искусству писать
сочинения.

Искусство писать сочинение

Обучение искусству писать сочинения –
одна из сложных и до сих пор не решенных проблем.
И – как всегда в школе – все дело в учителе,
влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот
вид работы, относящемся к сочинению как к
тяжелому бремени. Причем это не только беда
учителя, но и вина тех, кто в институте не привил
ему любви к этой трудной и кропотливой
деятельности.
У меня кое-что получается. Вот почему я и решила
сегодня рассказать о том, как я учу ребят писать.

Итак, о системе. Я обычно беру
пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я
уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои
непосредственные эмоции, впечатления словами.

  • 1 сентября мои ученики получают
    красивые листки с написанным на них
    предложением: «Ура, я пятиклассник!». Им
    предлагается продолжить. Немного – 3–4
    предложения! Получается интересно.

  • На третий день на доске чертится овал
    со словом осень внутри – и детям
    предлагается высказать мысли и чувства, которые
    вызывает у них это слово. Так в обиход детей
    вводится слово ассоциация. Позже мы будем
    расширять это ассоциативное поле, со временем в
    нем появятся и цитаты.

  • На пятый день мои ученики идут в лес, и
    там у костра я их прошу послушать шум ветра в
    вершинах деревьев, посмотреть, как падают
    листочки, подставить лицо солнышку и сравнить
    его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с
    поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится
    для маленькой творческой работы.

  • Через неделю-другую дети идут в театр,
    а потом им предлагается написать 2–3 предложения
    вслед за мной: «И вот я в театре. Медленно гаснет
    свет. Поднимается занавес….». Ученики должны
    продолжить рассказ, и всегда в каждой работе я
    нахожу что-то интересное, потому что в ней
    отражаются душа ребенка, его видение театра, или
    спектакля, или зрителей.

  • Затем ученикам предлагается описать
    картину. Для этого диктую введение – 2–3
    предложения, потом 2–3 варианта начала описания и
    прошу продолжить – написать 2–3 своих
    предложения о том, о чем еще не сказали. К
    сочинениям по картине мы будем возвращаться еще
    не раз; за 7 лет перед взором детей проходит целая
    галерея репродукций шедевров мировой живописи.
    Описания становятся сложнее, детальнее,
    дополняются ассоциациями – историческими,
    литературными, жизненными.

  • Еще один вид работы – с цветными
    фотографиями: мы подбираем к ним части речи,
    словосочетания, составляя предложения и
    мини-рассказы на темы из экзаменационных
    пакетов: «Мир вокруг нас», «Как прекрасен этот
    мир», «Широка страна моя родная» и т.д.

Так начинается долгий путь к
«большому» сочинению. А на этом пути столько
интересных остановок!

Пользуюсь я и дидактическими
материалами из различных учебников. Так, в книгах
В.В. Бабайцевой «Русская речь» есть много зачинов
к рассказам. Они оказывают большую помощь в
работе. Вот несколько примеров заданий к
упражнениям из этой книги. Ученикам предлагаются
небольшие творческие задания с готовыми
зачинами.

Задание 1. Каждый человек
по-своему переживает радости и печали, бодрость и
усталость, восторг и отчаяние, любовь и
ненависть…

Мое задание. Расскажите о себе, о том, что
довелось пережить (3–4 предложения).

Задание 2. Стихотворение:
Тот, кто жил для вещей,
Все теряет с последним дыханьем.
Тот, кто жил для людей, –
После смерти живет средь живых.
Мое задание. Кто из великих заслужил
бессмертие? Почему?

Задание 3. Человек должен быть
интеллигентен. А если его профессия не требует
интеллигентности? А если он не смог получить
образование? А если окружающая среда не
позволяет?

Мое задание. Выскажите свое мнение по
данному вопросу. (Накануне из словаря С.И. Ожегова
ученики должны были выписать определения
понятий «интеллигентность», «честь», «совесть»,
«нравственность». Параллельно для них
проводились классные беседы на темы: «Общество и
твои манеры», «Нравственное здоровье – что
это?».)

Задание 4. В одной стране есть
такая традиция. Главного врача больницы
отправляют в длительную командировку. Если без
него все идет так же, как при нем, он возвращается
на прежнее место. А если хоть что-нибудь
ухудшается, его переводят в рядовые врачи.
Прекрасный обычай!

Мое задание. Продолжите текст, расскажите
о своей семье, о своей школе, начав словами: «Вот и
у нас…».

Таких примеров я могла бы привести
великое множество, и всегда в своих заданиях я
предлагаю ребятам начинать не с общего, а с
частного, не с абстрактного, а с конкретного,
что делает задания более понятными для них, более
обозримыми.

В последние годы вошли в моду
изложения с элементами сочинения. И этому также
надо учить. Не просто приказать («Пишите!»), но и
научить, показать роль разных логических связок,
возможных переходов от изложения к своему
выводу, рассуждению.
Замечу, что часто мои дети пишут по образцу,
данному мною. На первом этапе это необходимо, ибо
так они учатся выражать свои мысли красиво, ярко,
образно, а это главное.
Естественно, я учу ребят писать и на уроках
литературы. За 7 лет времени вполне достаточно,
чтобы научить детей многому. Сколько
характеристик, выводов, анализов, планов,
ответов, сравнительных этюдов, мини-сочинений
напишут они за эти годы!

Вот, например, характеристика Гринева.
Как сделать, чтобы этот на первый взгляд скучный
вид работы стал интересным? Я пишу на доске
пословицу «Береги платье снову…», добавляю
два-три вопроса типа:

1) Сам Гринев берег свою честь или его
слуга Савельич?
2) Не уронил ли Гринев свою честь, когда…?
3) «Если бы не это сильное и благое потрясение…»
– что имел в виду Пушкин: любовь или встречу с
Пугачевым?
4) Изменил ли Гринев присяге? Как же объяснить, что
Пугачев его помиловал?

В классе начинается спор, получается
прекрасное устное сочинение. Теперь можно
кое-что и записать.

При написании сочинений на свободные
темы и по литературным произведениям на помощь
мне приходят мои любимые цитатные круги:

В процессе подготовки я то прошу
назвать автора, то произведение, то предлагаю
продолжить цитату. Такая работа позволяет
ученику не просто держать волшебные строки на
слуху, но и осознавать их в культурном контексте.
За годы совместной работы мы собираем большую
коллекцию цитат на самые разные темы: жизнь,
любовь, родина, народ. Богатое ассоциативное поле
для понятий, необходимых детям при написании
сочинений, позволяет мне избавить их от чувства
беспомощности («Я не знаю, о чем тут можно
сказать!»).
Той же цели служит и работа с текстом при
составлении плана. Вот, например, как мы работаем
над образом Пугачева.

Наряду с сочинениями и изложениями
стали популярны рецензии и эссе. Эссе легко
писать человеку, у которого абстрактное понятие
вызывает множество самых разных ассоциаций. У
моих учеников этот вид работы идет хорошо. Я учу
детей не бояться и рецензии. В ней я пользуюсь
общеизвестным планом рецензии:

1) Название статьи (романа,
стихотворения).
2) Автор. Время. Эпоха.
3) Тема (чему посвящена, какими событиями вызвана).
4) Основное содержание.
5) Проблемы, поднятые автором.
6) На кого или на что (другие литературные
произведения, статьи, авторитетные мнения)
опирается автор.
7) К какому выводу приводит автор читателя.
8) Твое отношение к произведению.

Кстати, писать рецензии приходится и
самому учителю, когда он представляет медальные
работы, и мне хочется напомнить учителям, что
существует такой документ (я сама узнала о нем
лишь 4 года назад) – это приказ крайоно по анализу
медальных работ. В нем содержится перечень
положительных и отрицательных замечаний в адрес
школ нашего края. Приятно находить номер своей
школы в строке: «Самыми лучшими оказались работы
школ…» или «Учительские рецензии были выдержаны
в школах…».

И обидно за коллег, имена которых
значатся в других фразах: «Комиссия особо
отмечает ошибки в рецензиях учителей, их
шаблонность, несоответствие качеству написанной
работы выпускника, подмену рецензии
характеристикой на ученика, безграмотные
рецензии в школах…» и т.д.
К сожалению, эти документы доходят не до всех
учителей. А жаль. Для меня приказ теперь служит
ориентиром того, какой должна быть работа
ученика и чего надо избежать, готовя медалистов.
В прошлом году мой 11-й «В» не получил ни одной
тройки – ни за содержание, ни за грамотность. В
итоге – 6 медалей.

Немалую роль в моей работе играют
требования к культуре письма.

– Я учу писать чисто, красиво;
небрежные работы не проверяю, а с годами их
просто не бывает.
– Не проверяю книжные, «перекачанные» из
Интернета работы.
– Учу писать с эпиграфом, ибо эпиграф делает
сочинение индивидуальным.
– Учу писать вступление; учу делать заключение
(«закольцуй: чем начал, тем закончи, не забудь
упомянуть эпиграф, сделай вывод»).
– Советую цитировать много, но в меру.
– Кроме того, не выдавать чужие мысли за свои;
сначала учу излагать общепринятый взгляд на
вещи, а потом поспорить, но тактично, скромно. Об
этом говорится и в приказе крайоно: «Истины
выдаются за собственные открытия, отсюда обилие
утверждений типа: “Я думаю”, “Я считаю”, “Мне
кажется”».
– И, наконец, главное требование – к речи, языку,
стилю, манере говорить. Этому за один день не
научишь – нужна длительная, кропотливая работа.
И я с радостью занимаюсь ею из года в год.

  • Как научить писать сочинение рассуждение в 9 классе на огэ
  • Как научить писать сочинение на английском языке последовательные действия
  • Как научить писать итоговое сочинение
  • Как научить детей писать сочинение
  • Как научить 9 классников писать сочинение на экзамене