Как научить ребенка писать сочинение 3 класс по картине

Советы для родителей.

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Как научить ребенка писать сочинения?

1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».

2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение — это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.

3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.

4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!

Как писать сочинение по картине?

Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»

Памятка

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

Фразы-помощники: «художник изобразил…», «краски создают ощущение…»,

«создается настроение…» и т.д.

Словарь: художник — живописец — мастер кисти — автор

                   картина — полотно — репродукция

        изобразил — показал — нарисовал — воплотил — создал

        тема — идея — сюжет — колорит — детали — настроение — впечатление

Этапы сочинения.

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»

Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.

Заключительная часть содержит в себе чувства, мысли автора сочинения и вывод.

И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.

Успехов вам в учебе!

Весенний пейзажСочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Зимний пейзаж

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Ребенок занимаетсяОбучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

Содержание статьи

  • С чего начать
  • Сбор информации об авторе и произведении
  • Определение жанра
  • Общее устное описание
  • Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
  • Анализ основной мысли и настроения произведения
  • Личное отношение
  • Составление плана
  • Клише для отдельных пунктов плана

Описание произведений знаменитых художников – одно из самых распространенных заданий по русскому языку для учеников начальной и средней школы. Чтобы успешно справиться с ним, ребенок должен четко понимать, как писать сочинение по картине, как начать и закончить для 3-5 класса. В этом поможет памятка, в которую включены основные правила и последовательность написания работы. Если ученик усвоит эти принципы, он сможет легко научиться писать сочинения по натюрмортам, пейзажам и портретам.

С чего начать

Прежде чем составить план и начать писать сочинение по картине, требует провести подготовительную работу. Она состоит из нескольких этапов.

Девочка пишет сочинение

Сбор информации об авторе и произведении

Нужно ознакомиться с биографией художника и историей картины. Возможно, толчком для написания полотна послужили знаковые события, произошедшие в этот период. Или идея была навеяна личными переживаниями и эмоциями автора – влюбленностью, болью от потери, воспоминаниями о детстве, любовью к родному краю или определенному времени года и т. д. Эти сведения помогут лучше понять основную мысль и настроение произведения.

К примеру, пейзаж «Золотая осень» Исаака Левитана. Художник родился 15 октября, то есть именно в тот период, когда природа выглядит так, как изображено на холсте. И можно предположить, что это время года автор любил больше всего, потому и посвятил ему свое произведение.

Определение жанра

Живопись классифицируют в зависимости от главных объектов изображения. Существуют следующие жанры:

  • Натюрморт (от французского nature morte, «мертвая природа»). На полотнах изображены предметы обихода, книги, посуда, фрукты, овощи, дичь и т. д.
  • Пейзаж. Картины, изображающие природу, естественную или измененную.
  • Портрет. Воссоздает облик реальных или выдуманных автором людей.

Ко 2-3 классу школьники уже умеют правильно идентифицировать жанры. И в сочинении нужно обязательно указать, о каком типе художественного произведения идет речь.

Мальчик думает и пишет сочинение

Общее устное описание

Основная цель таких заданий – научить ребенка последовательному описанию увиденного, словесному выражению своих мыслей и чувств. Но сначала нужно сделать это в устной форме. Внимательно рассмотрев картину, школьник должен отметить следующие моменты:

  • Сюжет. Что изображено на полотне? Какие события и явления передает произведение?
  • Передний план. Какие объекты сразу привлекают к себе внимание? Что можно сказать о них, какие характерные черты выделить? Если на картине изображены люди или животные, что они делают, какие эмоции и чувства испытывают?
  • Задний план. На фоне чего расположены главные объекты? Как это влияет на общее настроение картины? Какую информацию передает?

Когда речь идет о портретах или натюрмортах, определить объекты переднего и заднего плана легко, чего нельзя сказать о пейзажах. Чтобы выделить эти зоны, нужно визуально разграничить изображение на 2 горизонтальные равные части. Область, в которой находится большее количество предметов, и является передним планом.

Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы

Мелкие элементы присутствуют на работах любого жанра, дополняя основные объекты. Нередко они несут большую смысловую нагрузку, поэтому изучить их нужно с особенным вниманием.

Например, часы на руке женщины, изображенной на картине Федора Решетникова «Опять двойка» (вероятней всего, матери горе-ученика). В совокупности с усталым взглядом они дают понять, что каждый день ее наполнен заботами, и чтобы все успеть, она вынуждена планировать его буквально по минутам. И тем сильнее огорчает ее очередной «неуд» ребенка, причиной которого, скорее всего, является небрежное отношение к учебе.

А также на этом этапе важно обратить внимание на цветовую гамму. Какие тона преобладают, теплые или холодные? Тусклые или насыщенные? Картина отличается цветовым многообразием или за основу взяты несколько оттенков?

Работа Ивана Айвазовского «Буря на море»

Картина Ивана Айвазовского «Буря на море»

К примеру, работа Ивана Айвазовского «Буря на море». Небо, скалы и море выполнены в фиолетово-серых тонах. Но этого достаточно, чтобы передать силу грозной стихии и вызвать чувство тревоги. При взгляде на полотно как будто слышен грохот мощных волн, грозные раскаты грома и шум дождя.

Анализ основной мысли и настроения произведения

В этой части нужно сформулировать идею картины. Что хотел сказать автор своим произведением? Показать красоту пасторальных пейзажей, мощь стихии или эмоции людей в определенных ситуациях, их отношение к происходящим событиям и т. п.

А также нужно упомянуть о том, какими чувствами наполнено полотно и какое настроение оно создает – мрачное и угнетенное или светлое и радостное.

Личное отношение

Изучив произведение, ребенок должен выразить свои впечатления от увиденного. Какие мысли и чувства возникли, глядя на картину? О чем она заставила задуматься? Что понравилось, а что нет? Захотелось ли ознакомиться подробнее с творчеством автора и т. д.

Мальчик школьник

Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь ребенку подобрать яркие, эмоциональные эпитеты, которые помогут точнее описать его отношение. Словарного запаса учеников 4, 5 и 6 классов может не хватить для того, чтобы передать свои чувства.

Составление плана

Текст должен быть поделен на 3 ключевых раздела – вступление, основную часть и заключение. Чтобы правильно оформить работу, нужно написать план. Как правило, описания картин создаются по следующей схеме:

  1. Вступление. Начинается сочинение с краткой справки об авторе, также упоминается жанр и название произведения, дата создания.
  2. Сюжет. Нужно охарактеризовать явление, ситуацию или персонаж, если речь идет о портрете.
  3. Передний и задний план. В этой части надо указать, какие объекты являются центральными, а какие второстепенными. Рассказать об их отличительных чертах, описать внешность героев, если они присутствуют, обратить внимание на фон.
  4. Мелкие детали. Здесь можно подробнее остановиться на одежде персонажей, особенностях и отличительных признаках изображенных предметов.
  5. Цветовая гамма. Потребуется описать основные тона картины или указать на многообразие красок. А также рассказать, какие оттенки преобладают, яркие или приглушенные, теплые или холодные.
  6. Настроение. В этой части нужно проанализировать увиденное и описать, какие чувства и эмоции передает изображение.
  7. Заключение. Закончить сочинение надо, сформулировав основную идею полотна и свое отношение к нему.

Это примерный план, по которому пишутся описания. Для каждого сочинения лучше делать индивидуальную схему в зависимости от жанра и особенностей произведения.

План написания сочинения описания

Клише для отдельных пунктов плана

С поиском подходящих формулировок, которыми можно заполнить основную часть, начать или завершить сочинение, трудности возникают не только у малышей, но и у учеников 7, 8 и 9 классов. В этой ситуации поможет таблица-шпаргалка с шаблонными выражениями.

Часть текста Клише
Вступление
  • ·        Передо мной полотно ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______ замечательного художника _______
  • ·        На уроке русского языка я познакомился с прекрасной картиной ­­­­­­­­­­­­­_______ работы_______
  • ·        Интересна история создания этого полотна (коротко описать)
  • ·        Эта работа сыграла огромную роль в творческой биографии автора (коротко рассказать)
  • ·        Теме_______ посвящено много произведений, потому что (объяснить)
Сюжет
  • ·        Картина _______ изображает _______
  • ·        Интересен сюжет полотна _______ (рассказать)
  • ·        Художник _______ на картине _______изобразил _______
Передний план
  • ·        На переднем плане располагается _______
  • ·        Центральным объектом картины является _______
  • ·        На переднем плане художник изобразил _______
Задний план
  • ·        На заднем плане расположились _______
  • ·        Задний план занимает _______
  • ·        Вдалеке виднеется _______
Цветовая гамма
  • ·        Изображая _______, художник использует множество цветов и оттенков
  • ·        На картине преобладают _______ цвета
  • ·        Используя _______ цвета и оттенки, автор создает _______ настроение
  • ·        Благодаря контрасту _______ оттенков, можно понять идею художника (рассказать)
  • ·        Художник выбрал_______ краски. Этим он показывает _______
Настроение
  • ·        Глядя на картину _______, я думаю о _______
  • ·        Любуясь картиной, я чувствую _______
  • ·        Картина создает _______ настроение
  • ·        От полотна веет _______
  • ·        Картина навевает _______чувства

Это приблизительные варианты, которые не стоит переписывать дословно. Лучше видоизменить их, добавив собственные мысли.

1. Введение

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли. У учащихся младших классов ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции.

Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. Поэтому учителя начальных классов стремятся научить детей чувствовать слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции.

Задачи и цели урока развития речи

  • Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • обучение нормам языка и их использованию в речи; формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
  • обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
  • развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
  • развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
  • знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развитию речи.

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из главных задач деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешной ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

2. Теоретическая часть

Особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение — высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений разных видов. Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе — элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения — это работы смешанных жанров.

По типу речи различают следующие сочинения: описание, повествование, рассуждение.

Сочиняя, дети описывают предметы и картины (описание), либо рассказывают о событиях, повествуют (повествование), либо связывают свои знания, сравнивают, делают выводы (рассуждение). Повествование — это наиболее часто создаваемый детьми тип речи. Из всех видов описаний для начальных классов самым доступным и необходимым в речевой практике является описание предмета. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей. Оно основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.

Хочу более подробно остановиться на сочинении по картине.

Определение места сочинения по картине в разделе развития речи устанавливается образовательной программой. Написание сочинения по картине практикуется на протяжении всего курса «Русский язык» в начальной школе. При всей важности этот вид работы является наиболее сложным, так как требует значительной подготовки. В каждом классе есть свои особенности написания сочинения по картине, но всегда значительную роль играет беседа учителя с учащимися.

Подготовка к сочинению

Рассмотрим подробно на конкретных примерах все этапы работы над сочинениями по картине, проводимыми во втором классе.

I этап. Подготовка учителя к сочинению по картине

1) определяю основные задачи урока, выделяю те коммуникативно-речевые умения, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.

2) выбираю картину в соответствии с задачами урока, типом текста будущего сочинения, возрастными особенностями и уровнем развития художественного восприятия моих учеников.

3) анализирую картину, определяю её предметное содержание, подтекст, основной замысел, средства художественной выразительности.

Анализируя картину, обращаю внимание на содержание картины, её композицию, цвет, свет, движение, основное настроение.

4) изучаю биографию и творчество художника, историю создания картины и её дальнейшую судьбу.

5) составляю плана урока, формулирую вопросы для беседы с учащимися, выявляю последовательность анализа картины, определяю языковые средства.

2 этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине

1) подготовка начинается с вывешивания картины за несколько дней или за неделю до самого урока, чтобы ученики могли наиболее подробно ознакомиться с полотном, рассмотреть все детали.

2) использование тетради-помощницы «Учимся писать сочинение по картине» для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации от меня и своих одноклассников. Дома детям предлагается вместе с родителями найти информацию о картине и подготовить небольшой рассказ для одноклассников. В начале недели на пятиминутках любой желающий выступает с сообщением о картине. Данный вид работы позволит повысить уровень эстетического воспитания у детей и их родителей, увеличит интерес к искусству, расширит кругозор. В конце недели дети приклеивают в тетради вкладыши с небольшими репродукциями картин, записывают совместно составленный план, собранный материал и проводится словарно-орфографическая работа.

3) подготовительные упражнения на уроках русского языка и литературного чтения тоже проводятся за несколько дней до написания сочинения. Это могут быть диктанты, творческие изложения, сочинение по опорным словам.

3 этап. Урок обучающего сочинения по картине

  1. определяю перед учащимися тему урока, ставлю задачи.
  2. готовлю детей к восприятию картины. Знакомлю их с определённой эпохой, местом действия, историей создания картины, а также с биографией и творчеством художника.
  3. беседа по картине. Коллективный анализ картины под моим руководством.
  4. выявление основных микротем.
  5. коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.
  6. коллективное составление рассказа или устного описания.
  7. совместное определение типа текста (описание, повествование, рассуждение), работа над языковыми средствами.
  8. орфографическая подготовка.
  9. самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистовом варианте.

10) самопроверка учащимися сочинения.

Очень важен этап анализа работ обучающихся, так как это обучающие сочинения, дети должны понимать, в чем они ошиблись и, как можно было бы доработать сочинение.

4 этап. Проверка сочинений, их анализ учителем

  1. анализирую и исправляю ошибки, допущенные учениками в речевом высказывании.
  2. провожу урок работы над ошибками, где мы анализируем орфографические ошибки и редактируем предложения. Самые лучшие сочинения зачитываю вслух.

3. Практическая часть

Работа по картине способствует развитию речи учащихся, в тоже время эта задача начинает решаться последовательно, основательно и системно.

Вначале детям можно давать готовые описания картин, в котором предложения поменяны местами или пропущены, что позволит освоить примерную структуру будущих сочинений.

Хочу поделиться своим опытом организации работы над сочинением во втором классе на примере картин И.С.Остроухова «Золотая осень», С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство», В.М.Васнецова «Богатыри», А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»

Как уже было сказано выше, прежде чем приступать к написанию сочинения, надо собрать материал. За неделю до урока вывешивается репродукция картины, портрет художника. Дети рассматривают картину, задают вопросы. В тетради ««Учимся писать сочинение по картине» записывают собранный материал.

Подготовка к сочинению по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»

Подготовительные упражнения.

Задание 1. Рассмотрите картины И.С.Остроухова «Золотая осень» и И.И.Левитана, назовите общие признаки и чем отличаются эти полотна.

Задание 2. Расставь предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.

Солнце греет ещё почти по-летнему. Наступила осень. Только ветер стал более холодным и резким. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки. Среди яркой зелени уже заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья.

Задание 3. Подберите как можно больше прилагательных:

Осень — (яркая, золотая, волшебная, праздничная)

Лес — (сказочный, таинственный, загадочный)

Небо — (голубое небо, осеннее, холодное)

Материал к сочинению: художник-пейзажист, репродукция картины, живописец, осенний, красивый наряд, ярко-жёлтыми, золотыми, оранжевыми листьями, молодые гибкие, с причудливыми стволами, две любопытные сороки, холодное осеннее небо, понравилась (не понравилась), самое прекрасное.

И.С.Остроухов -________________.

Передо мной ____________«Золотая осень».

На картине __________ изобразил__________лес.

Деревья одеты в _______________.

Вся земля вокруг усыпана _______________________.

______________клёны раскинули свои ветви.

Вдали видны деревья ______________________.

На лесной тропинке _____________________________.

Сквозь кроны деревьев проглядывает___________________.

Мне ______________________эта картина.

Осень — ______________________________время года!

Подготовка к сочинению по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»

Подготовительные упражнения

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы

Сне.., з..ма, к..ртина, п..хож, к..вёр, из..бр..жено, кр..с..та, ст..ит

Задание 2. Подберите синонимы к словам:

  • Малыш —
  • Картина —
  • Мрачный —
  • Художник —

Задание 3. Расставить пункты плана в правильной последовательности

  • Мальчик у окна.
  • Художник и картина.
  • Мое отношение к картине.
  • Зима.

Словарная работа: картина, видим, маленького, ночная, взъерошенные, удивленно, мрачный, похож, ковёр, изображено, красота

1. Что находится перед нами?

нами, «Зима пришла. Детство», картина, С.А.Тутунова, перед

_____________________ ____________________

2. Кого мы видим на переднем плане картины?

видим, маленького, плане, на переднем, картине, на, мы, мальчика

_______________________________________________

3. О чем говорят ночная рубашка и взъерошенные волосы?

волосы, ночная, рубашка, и, взъерошенные, что, встал, он, только, с, постели

_______________________________________________

4. Что делает малыш?

стоит, у окна, малыш, смотрит, и, удивлённо

_______________________________________________

5. Каким был двор вчера?

был, двор, мрачный, ещё, вчера, и, унылый

_______________________________________________

6. Какой сегодня двор?

белый, похож, сегодня, пуховый, же, он, на, платок

_______________________________________________

7. Что изображено на заднем плане?

деревья, на, видно, заднем, как, плане, первый, покрыл, снег, забор, крыши, домов

_______________________________________________

8. Понравилась ли тебе картина?

Сумел ли художник передать красоту природы?

красоту, передать, всю, зимы, художник, сумел, русской

_______________________________________________

См. продолжение статьи

Библиографический список

  • Бакулина, Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе / Г.А.Бакулина // Начальная школа. — 2014. — № 7. — С. 37- 42.
  • Бакулина Г.А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников / Г.А.Бакулина // Концепт. — 2014.- № 32.- С. 45-47.
  • Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для вузов / М.Т.Баранова. — М.: «Академия», 2000. — 368 с.
  • Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И.Воробьева, С.К.Тивикова. — М.: ООО «Издательство «Родничок», 2004. — 220 с.
  • Вырыпаева Л.С. Сочинение сказки — один из приемов формирования у младших школьников навыка продуцирования на уроке развития речи / Л.С.Вырыпаева // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — №11. — С. 146-154.

Этапы

Изложение мыслей на бумаге — непростой труд. Требуется структурировать материал, иначе, хотя в тетрадке и будет заданный текст, его вряд ли высоко оценит учитель. Изложение, даже если оно содержательное, получит низкий балл, когда не полностью раскрывает тему, ребенок «ушел влево» своими мыслями, упустив суть вопроса.

Обсуждение

Попробуйте совместно с учеником обозначить основное: о чем следует писать. Какое событие будет главным. В теме о любимой книге нет необходимости пересказывать содержание произведения. Здесь важнее ответ — почему именно она запала в душу. Что в ней привлекло и какие эмоции вызвало.

Материал

Когда требуется изложить свой путь по дороге в школу, не торопитесь. Естественно, ребенок движется по установленному маршруту ежедневно. Но утром он спешит, из-за чего восприятия остаются зыбкими. Попробуйте совместно совершить прогулку, используя привычное направление. Обращайте на все окружающее пристальное внимание: красивое дерево, прикольная реклама, оригинальная крыша на здании. Попробуйте также описать встречных людей — вот мужчина, который явно опаздывает на предприятие, а там бабушка тихонечко бредет в аптеку. Чтобы не забыть, возьмите с собой блокнот, в котором фиксируйте впечатления.

Некоторые темы сочинений не позволяют окунуться в атмосферу. Тогда стоит найти соответствующие картинки, фотографии, поделитесь с малышом личными воспоминаниями.

План

Без этого пункта не выйдет изложить в четкой логической последовательности свои мысли. Чем подробнее зафиксировать схему предстоящей работы, тем потом легче будет ее завершить. В процессе можно немного отступать от первоначальной задумки, но все-таки без плана не обойтись. Что в нем должно присутствовать непременно:

  • вступление;

  • описание;

  • заключение.

Сначала обычно повествуют, о чем пойдет речь далее, по какой причине выбрана именно такая тема. Основа текста — рассказ. Завершать сочинение должен итог, в котором выражена собственная точка зрения.

Лексика

Основная проблема большинства «творений» школьников — «бедный» набор слов, их частые повторы, короткие предложения. Поэтому желательно предварительно подобрать комплекс фраз, описывающих явления, предметы, впечатления автора.

Черновик

Когда план составлен и оговорены основные нюансы будущего сочинения — пришла пора попросить ученика написать набросок творения. Затем его требуется проверить, устранить все ошибки и внести небольшие коррективы.

Родителям нельзя исправлять грамматические огрехи — нужно подчеркнуть только места, написанные некорректно. Пусть школьник сам обнаружит недочет, используя словарь, повторив правило из учебника.

Критические статьи

Дети сейчас предпочитают списывать материал из статей в интернете либо скачивать в сети готовую работу. Так делать нельзя, поскольку опытный педагог немедленно распознает подделку — мысли в ней будут свойственны взрослому, состоявшемуся человеку. Использовать такую помощь можно, когда требуется создать литературное сочинение. Однако нельзя слепо все копировать, нужно выражать главные идеи своими словами.

Теперь рассмотрим, как научить ребенка писать сочинение в 3 классе. Удобно найти в интернете структуру аналогичного произведения, «позаимствовать» из него несколько эпитетов, понравившихся сравнений, удачных оборотов. На этой основе школьник должен развить свои мысли. Поначалу оценки таких опусов будут казаться низкими, однако постепенно малыш натренируется правильно писать.

Нюансы

Каждый вариант заданий для учащихся имеет собственную, совершенно неидентичную структуру изложения. Различным произведениям характерны свои особенности. Сегодня существует несколько видов творческих работ:

  1. Описание. Здесь основное — художественно-изобразительные средства, к которым относятся метафоры, сравнения и эпитеты. Именно с этого начинают школе обучать детей.

  2. Повествование. Чем-то напоминает предыдущий вариант, но речь в тексте идет о событиях либо действиях, из-за чего внимание сконцентрировано на последовательности мыслей.

  3. Рассуждение. Самый сложный тип заданий, поскольку требует знания темы, максимальной концентрации, умения анализировать ситуацию.

Сочинение по картине

Начинают сочинение по картине с пары предложений, описывающих автора, жанр его работ. Далее обязаны присутствовать такие сведения:

  • что основное изобразил художник;

  • какие детали наблюдаются в фоне;

  • особенности сюжета, влияющие на общее восприятие (четкость изображения мелких деталей, настроение).

Как научить ребенка писать сочинени

Завершает работу вывод, в котором выражено собственное мнение: понравилось либо не приглянулось полотно.

Сочинение-миниатюра

Чтобы написать подобное сочинение, требуется сформулировать краткое резюме. Все остальное — его пояснение. Например: из-за чего было страшно однажды (публикуют ситуацию, которая четко врезалась в память).

Рассуждение

Это абсолютно особая категория произведений, имеющих свою конкретную структуру и содержание:

  • Введение. Пишем исходный тезис, немедленно предлагая к нему собственный ответ. В нем указать, согласен автор с изложенным предложением либо категорически против него.

  • Основная часть сочинения содержит несколько аргументов. Идеальный вариант, если доказательства собственной правоты взяты не из посторонних источников, а из реальной жизни.

  • Завершает повествование заключение, подводящее итог всему сказанному ранее.

Вывод обязан быть согласован со вступлением, никак ему не противореча.

Сочинение по произведению

Основное требование при написании сочинения по произведению — знакомство с содержанием литературного опуса. Невозможно правильно описать Воланда, если не прочесть самому «Мастер и Маргарита». Этот тип сочинений — наиболее трудоемкий. Для его изложения необходимо составить детальный план (часто это выполняют на уроке с педагогом). Такой общий план не противоречит прежним требованиям:

  1. Сначала обозначают тематику.

  2. После излагают доказательства с примерами, как вопрос выглядит в самом произведении. Если необходимо описать любовную лирику на основе творчества Пушкина, подбирают несколько стихотворения, где поэт выражает это высокое чувство. Непременно нужно связать время создания и биографию автора. В ранний период характерен восторг (пример). Позже наступает время разочарования, а после свадьбы именно ревность выступает на первый план.

  3. Завершает сочинение развернутый итог предыдущим рассуждениям, дается аргументированный ответ на поставленный вопрос либо подтверждается главная тема.

Разобравшись, как научить своего ребенка грамотно писать сочинение, необходимо в заключение подчеркнуть, что школьник не сможет качественно выполнять работу, если не будет много читать, совершенствовать собственную устную речь.

  • Как научить ребенка пересказывать рассказ
  • Как научить ребенка не писаться ночью
  • Как научить ребенка во 2 классе писать сочинение по русскому языку
  • Как научить пятиклассников писать сочинение
  • Как научить писать сочинение рассуждение в 9 классе на огэ