Советы для родителей.
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.
Как научить ребенка писать сочинения?
1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».
2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение — это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.
3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.
4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!
Как писать сочинение по картине?
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»
Памятка
1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
3. Какие краски использует художник?
4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
5. Составь план описания картины.
6. Подбери подходящий эпиграф.
7. Напиши сочинение.
8. Проверь себя, дай проверить взрослому.
Фразы-помощники: «художник изобразил…», «краски создают ощущение…»,
«создается настроение…» и т.д.
Словарь: художник — живописец — мастер кисти — автор
картина — полотно — репродукция
изобразил — показал — нарисовал — воплотил — создал
тема — идея — сюжет — колорит — детали — настроение — впечатление
Этапы сочинения.
Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»
Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.
Заключительная часть содержит в себе чувства, мысли автора сочинения и вывод.
И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.
Успехов вам в учебе!
Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.
Техника правильного написания сочинения по картине
Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.
Структура текста
При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Вступление
Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».
Основная часть
Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:
- Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
- Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
- Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
- Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.
Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.
План сочинения
Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:
Вступление:
- справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
- справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);
Основная часть (описание картины):
- сюжет картины;
- описание переднего и заднего планов;
- описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
- детали;
- цветовая гамма;
- роль и используемые художником средства выражения.
Заключение:
- собственное мнение о картине;
- общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.
Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.
Используемые приемы описания
Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:
- Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
- Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
- Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
- Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.
Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.
Раскрытие темы и вывод
Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.
Советы родителям:
- Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
- В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
- Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
- Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
- В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.
Обучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.
Содержание статьи
- С чего начать
- Сбор информации об авторе и произведении
- Определение жанра
- Общее устное описание
- Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
- Анализ основной мысли и настроения произведения
- Личное отношение
- Составление плана
- Клише для отдельных пунктов плана
Описание произведений знаменитых художников – одно из самых распространенных заданий по русскому языку для учеников начальной и средней школы. Чтобы успешно справиться с ним, ребенок должен четко понимать, как писать сочинение по картине, как начать и закончить для 3-5 класса. В этом поможет памятка, в которую включены основные правила и последовательность написания работы. Если ученик усвоит эти принципы, он сможет легко научиться писать сочинения по натюрмортам, пейзажам и портретам.
С чего начать
Прежде чем составить план и начать писать сочинение по картине, требует провести подготовительную работу. Она состоит из нескольких этапов.
Сбор информации об авторе и произведении
Нужно ознакомиться с биографией художника и историей картины. Возможно, толчком для написания полотна послужили знаковые события, произошедшие в этот период. Или идея была навеяна личными переживаниями и эмоциями автора – влюбленностью, болью от потери, воспоминаниями о детстве, любовью к родному краю или определенному времени года и т. д. Эти сведения помогут лучше понять основную мысль и настроение произведения.
К примеру, пейзаж «Золотая осень» Исаака Левитана. Художник родился 15 октября, то есть именно в тот период, когда природа выглядит так, как изображено на холсте. И можно предположить, что это время года автор любил больше всего, потому и посвятил ему свое произведение.
Определение жанра
Живопись классифицируют в зависимости от главных объектов изображения. Существуют следующие жанры:
- Натюрморт (от французского nature morte, «мертвая природа»). На полотнах изображены предметы обихода, книги, посуда, фрукты, овощи, дичь и т. д.
- Пейзаж. Картины, изображающие природу, естественную или измененную.
- Портрет. Воссоздает облик реальных или выдуманных автором людей.
Ко 2-3 классу школьники уже умеют правильно идентифицировать жанры. И в сочинении нужно обязательно указать, о каком типе художественного произведения идет речь.
Общее устное описание
Основная цель таких заданий – научить ребенка последовательному описанию увиденного, словесному выражению своих мыслей и чувств. Но сначала нужно сделать это в устной форме. Внимательно рассмотрев картину, школьник должен отметить следующие моменты:
- Сюжет. Что изображено на полотне? Какие события и явления передает произведение?
- Передний план. Какие объекты сразу привлекают к себе внимание? Что можно сказать о них, какие характерные черты выделить? Если на картине изображены люди или животные, что они делают, какие эмоции и чувства испытывают?
- Задний план. На фоне чего расположены главные объекты? Как это влияет на общее настроение картины? Какую информацию передает?
Когда речь идет о портретах или натюрмортах, определить объекты переднего и заднего плана легко, чего нельзя сказать о пейзажах. Чтобы выделить эти зоны, нужно визуально разграничить изображение на 2 горизонтальные равные части. Область, в которой находится большее количество предметов, и является передним планом.
Изучение деталей и характеристика цветовой гаммы
Мелкие элементы присутствуют на работах любого жанра, дополняя основные объекты. Нередко они несут большую смысловую нагрузку, поэтому изучить их нужно с особенным вниманием.
Например, часы на руке женщины, изображенной на картине Федора Решетникова «Опять двойка» (вероятней всего, матери горе-ученика). В совокупности с усталым взглядом они дают понять, что каждый день ее наполнен заботами, и чтобы все успеть, она вынуждена планировать его буквально по минутам. И тем сильнее огорчает ее очередной «неуд» ребенка, причиной которого, скорее всего, является небрежное отношение к учебе.
А также на этом этапе важно обратить внимание на цветовую гамму. Какие тона преобладают, теплые или холодные? Тусклые или насыщенные? Картина отличается цветовым многообразием или за основу взяты несколько оттенков?
К примеру, работа Ивана Айвазовского «Буря на море». Небо, скалы и море выполнены в фиолетово-серых тонах. Но этого достаточно, чтобы передать силу грозной стихии и вызвать чувство тревоги. При взгляде на полотно как будто слышен грохот мощных волн, грозные раскаты грома и шум дождя.
Анализ основной мысли и настроения произведения
В этой части нужно сформулировать идею картины. Что хотел сказать автор своим произведением? Показать красоту пасторальных пейзажей, мощь стихии или эмоции людей в определенных ситуациях, их отношение к происходящим событиям и т. п.
А также нужно упомянуть о том, какими чувствами наполнено полотно и какое настроение оно создает – мрачное и угнетенное или светлое и радостное.
Личное отношение
Изучив произведение, ребенок должен выразить свои впечатления от увиденного. Какие мысли и чувства возникли, глядя на картину? О чем она заставила задуматься? Что понравилось, а что нет? Захотелось ли ознакомиться подробнее с творчеством автора и т. д.
Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь ребенку подобрать яркие, эмоциональные эпитеты, которые помогут точнее описать его отношение. Словарного запаса учеников 4, 5 и 6 классов может не хватить для того, чтобы передать свои чувства.
Составление плана
Текст должен быть поделен на 3 ключевых раздела – вступление, основную часть и заключение. Чтобы правильно оформить работу, нужно написать план. Как правило, описания картин создаются по следующей схеме:
- Вступление. Начинается сочинение с краткой справки об авторе, также упоминается жанр и название произведения, дата создания.
- Сюжет. Нужно охарактеризовать явление, ситуацию или персонаж, если речь идет о портрете.
- Передний и задний план. В этой части надо указать, какие объекты являются центральными, а какие второстепенными. Рассказать об их отличительных чертах, описать внешность героев, если они присутствуют, обратить внимание на фон.
- Мелкие детали. Здесь можно подробнее остановиться на одежде персонажей, особенностях и отличительных признаках изображенных предметов.
- Цветовая гамма. Потребуется описать основные тона картины или указать на многообразие красок. А также рассказать, какие оттенки преобладают, яркие или приглушенные, теплые или холодные.
- Настроение. В этой части нужно проанализировать увиденное и описать, какие чувства и эмоции передает изображение.
- Заключение. Закончить сочинение надо, сформулировав основную идею полотна и свое отношение к нему.
Это примерный план, по которому пишутся описания. Для каждого сочинения лучше делать индивидуальную схему в зависимости от жанра и особенностей произведения.
Клише для отдельных пунктов плана
С поиском подходящих формулировок, которыми можно заполнить основную часть, начать или завершить сочинение, трудности возникают не только у малышей, но и у учеников 7, 8 и 9 классов. В этой ситуации поможет таблица-шпаргалка с шаблонными выражениями.
Часть текста | Клише |
Вступление |
|
Сюжет |
|
Передний план |
|
Задний план |
|
Цветовая гамма |
|
Настроение |
|
Это приблизительные варианты, которые не стоит переписывать дословно. Лучше видоизменить их, добавив собственные мысли.
1. Введение
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли. У учащихся младших классов ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции.
Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. Поэтому учителя начальных классов стремятся научить детей чувствовать слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции.
Задачи и цели урока развития речи
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение нормам языка и их использованию в речи; формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
- обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
- развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
- развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
- знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развитию речи.
Актуальность темы обусловлена тем, что одной из главных задач деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешной ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.
2. Теоретическая часть
Особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение — высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений разных видов. Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе — элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.
По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения — это работы смешанных жанров.
По типу речи различают следующие сочинения: описание, повествование, рассуждение.
Сочиняя, дети описывают предметы и картины (описание), либо рассказывают о событиях, повествуют (повествование), либо связывают свои знания, сравнивают, делают выводы (рассуждение). Повествование — это наиболее часто создаваемый детьми тип речи. Из всех видов описаний для начальных классов самым доступным и необходимым в речевой практике является описание предмета. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей. Оно основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.
Хочу более подробно остановиться на сочинении по картине.
Определение места сочинения по картине в разделе развития речи устанавливается образовательной программой. Написание сочинения по картине практикуется на протяжении всего курса «Русский язык» в начальной школе. При всей важности этот вид работы является наиболее сложным, так как требует значительной подготовки. В каждом классе есть свои особенности написания сочинения по картине, но всегда значительную роль играет беседа учителя с учащимися.
Подготовка к сочинению
Рассмотрим подробно на конкретных примерах все этапы работы над сочинениями по картине, проводимыми во втором классе.
I этап. Подготовка учителя к сочинению по картине
1) определяю основные задачи урока, выделяю те коммуникативно-речевые умения, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.
2) выбираю картину в соответствии с задачами урока, типом текста будущего сочинения, возрастными особенностями и уровнем развития художественного восприятия моих учеников.
3) анализирую картину, определяю её предметное содержание, подтекст, основной замысел, средства художественной выразительности.
Анализируя картину, обращаю внимание на содержание картины, её композицию, цвет, свет, движение, основное настроение.
4) изучаю биографию и творчество художника, историю создания картины и её дальнейшую судьбу.
5) составляю плана урока, формулирую вопросы для беседы с учащимися, выявляю последовательность анализа картины, определяю языковые средства.
2 этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине
1) подготовка начинается с вывешивания картины за несколько дней или за неделю до самого урока, чтобы ученики могли наиболее подробно ознакомиться с полотном, рассмотреть все детали.
2) использование тетради-помощницы «Учимся писать сочинение по картине» для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации от меня и своих одноклассников. Дома детям предлагается вместе с родителями найти информацию о картине и подготовить небольшой рассказ для одноклассников. В начале недели на пятиминутках любой желающий выступает с сообщением о картине. Данный вид работы позволит повысить уровень эстетического воспитания у детей и их родителей, увеличит интерес к искусству, расширит кругозор. В конце недели дети приклеивают в тетради вкладыши с небольшими репродукциями картин, записывают совместно составленный план, собранный материал и проводится словарно-орфографическая работа.
3) подготовительные упражнения на уроках русского языка и литературного чтения тоже проводятся за несколько дней до написания сочинения. Это могут быть диктанты, творческие изложения, сочинение по опорным словам.
3 этап. Урок обучающего сочинения по картине
- определяю перед учащимися тему урока, ставлю задачи.
- готовлю детей к восприятию картины. Знакомлю их с определённой эпохой, местом действия, историей создания картины, а также с биографией и творчеством художника.
- беседа по картине. Коллективный анализ картины под моим руководством.
- выявление основных микротем.
- коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.
- коллективное составление рассказа или устного описания.
- совместное определение типа текста (описание, повествование, рассуждение), работа над языковыми средствами.
- орфографическая подготовка.
- самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистовом варианте.
10) самопроверка учащимися сочинения.
Очень важен этап анализа работ обучающихся, так как это обучающие сочинения, дети должны понимать, в чем они ошиблись и, как можно было бы доработать сочинение.
4 этап. Проверка сочинений, их анализ учителем
- анализирую и исправляю ошибки, допущенные учениками в речевом высказывании.
- провожу урок работы над ошибками, где мы анализируем орфографические ошибки и редактируем предложения. Самые лучшие сочинения зачитываю вслух.
3. Практическая часть
Работа по картине способствует развитию речи учащихся, в тоже время эта задача начинает решаться последовательно, основательно и системно.
Вначале детям можно давать готовые описания картин, в котором предложения поменяны местами или пропущены, что позволит освоить примерную структуру будущих сочинений.
Хочу поделиться своим опытом организации работы над сочинением во втором классе на примере картин И.С.Остроухова «Золотая осень», С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство», В.М.Васнецова «Богатыри», А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
Как уже было сказано выше, прежде чем приступать к написанию сочинения, надо собрать материал. За неделю до урока вывешивается репродукция картины, портрет художника. Дети рассматривают картину, задают вопросы. В тетради ««Учимся писать сочинение по картине» записывают собранный материал.
Подготовка к сочинению по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»
Подготовительные упражнения.
Задание 1. Рассмотрите картины И.С.Остроухова «Золотая осень» и И.И.Левитана, назовите общие признаки и чем отличаются эти полотна.
Задание 2. Расставь предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.
Солнце греет ещё почти по-летнему. Наступила осень. Только ветер стал более холодным и резким. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки. Среди яркой зелени уже заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья.
Задание 3. Подберите как можно больше прилагательных:
Осень — (яркая, золотая, волшебная, праздничная)
Лес — (сказочный, таинственный, загадочный)
Небо — (голубое небо, осеннее, холодное)
Материал к сочинению: художник-пейзажист, репродукция картины, живописец, осенний, красивый наряд, ярко-жёлтыми, золотыми, оранжевыми листьями, молодые гибкие, с причудливыми стволами, две любопытные сороки, холодное осеннее небо, понравилась (не понравилась), самое прекрасное.
И.С.Остроухов -________________.
Передо мной ____________«Золотая осень».
На картине __________ изобразил__________лес.
Деревья одеты в _______________.
Вся земля вокруг усыпана _______________________.
______________клёны раскинули свои ветви.
Вдали видны деревья ______________________.
На лесной тропинке _____________________________.
Сквозь кроны деревьев проглядывает___________________.
Мне ______________________эта картина.
Осень — ______________________________время года!
Подготовка к сочинению по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»
Подготовительные упражнения
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы
Сне.., з..ма, к..ртина, п..хож, к..вёр, из..бр..жено, кр..с..та, ст..ит
Задание 2. Подберите синонимы к словам:
- Малыш —
- Картина —
- Мрачный —
- Художник —
Задание 3. Расставить пункты плана в правильной последовательности
- Мальчик у окна.
- Художник и картина.
- Мое отношение к картине.
- Зима.
Словарная работа: картина, видим, маленького, ночная, взъерошенные, удивленно, мрачный, похож, ковёр, изображено, красота
1. Что находится перед нами?
нами, «Зима пришла. Детство», картина, С.А.Тутунова, перед
_____________________ ____________________
2. Кого мы видим на переднем плане картины?
видим, маленького, плане, на переднем, картине, на, мы, мальчика
_______________________________________________
3. О чем говорят ночная рубашка и взъерошенные волосы?
волосы, ночная, рубашка, и, взъерошенные, что, встал, он, только, с, постели
_______________________________________________
4. Что делает малыш?
стоит, у окна, малыш, смотрит, и, удивлённо
_______________________________________________
5. Каким был двор вчера?
был, двор, мрачный, ещё, вчера, и, унылый
_______________________________________________
6. Какой сегодня двор?
белый, похож, сегодня, пуховый, же, он, на, платок
_______________________________________________
7. Что изображено на заднем плане?
деревья, на, видно, заднем, как, плане, первый, покрыл, снег, забор, крыши, домов
_______________________________________________
8. Понравилась ли тебе картина?
Сумел ли художник передать красоту природы?
красоту, передать, всю, зимы, художник, сумел, русской
_______________________________________________
См. продолжение статьи
Библиографический список
- Бакулина, Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе / Г.А.Бакулина // Начальная школа. — 2014. — № 7. — С. 37- 42.
- Бакулина Г.А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников / Г.А.Бакулина // Концепт. — 2014.- № 32.- С. 45-47.
- Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для вузов / М.Т.Баранова. — М.: «Академия», 2000. — 368 с.
- Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И.Воробьева, С.К.Тивикова. — М.: ООО «Издательство «Родничок», 2004. — 220 с.
- Вырыпаева Л.С. Сочинение сказки — один из приемов формирования у младших школьников навыка продуцирования на уроке развития речи / Л.С.Вырыпаева // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — №11. — С. 146-154.
метки: Ребенок, Научить, Писать, Нефед, Сочинение, Скачать, Научиться, Пособие
Орфографическая зоркость — это умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже написаны, орфограммы, а также быстро определять их типы. 5 руб |
|
Она дает представление о новом подходе к обучению с учетом особенностей возраста учащихся, рассказывает о методике достижения значимых результатов в этом процессе. 262 руб |
|
Книга стала лауреатом Первого Всероссийского конкурса Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки Российской Федерации «Лучшее учебное издание по математике» 2010 года. 734 руб |
|
55 руб |
|
40 руб |
|
Ответы на задания имеются в учебно-методическом пособии в разделе Работа с учебными книжками-тетрадями. 84 руб |
|
Для родителей изложены педагогические рекомендации по обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и проведению с ними воспитательной работы. 98 руб |
|
215 руб |
|
Предлагаемое пособие в форме рабочей тетради направлено на формирование у младших школьников навыков самооценки, развитие мотивации достижений, самостоятельной органи-зации учебной деятельности. 80 руб |
|
Рассказывается о назначении дыхательной гимнастики, о том, как научить ребенка расслабляться, об организации игр на открытом воздухе и оздоровительного бега. 5 руб |
|
Не только научить школьников писать отзыв о прочитанной книги, но и заинтересовать детей чтением – вот главная задача учебного пособия. 109 руб |
|
В них представлен теоретический и практический материал, система упражнений, направленных на отработку навыков информационно-поисковых и информационно-аналитических умений: умений находить информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, пользоваться приемами кодирования и хранения информации (спецкурс «Библиотечные уроки» на базе школьной библиотеки, программа «Тематические недели» с системой упражнений интегрированного характера); разработан системный подход к развитию речи и коммуникативных умений. 131 руб |
|
190 руб |
|
Предложенные в пособии классные часы, посвященные этикету, воспитанности, дружбе, помогут педагогу в формировании у учащихся необходимых умений для жизни в обществе. 190 руб |
|
Словари, входящие в энциклопедию: орфографический, словарь синонимов, антонимов, омонимов помогут детям отработать навык грамотного письма, пополнить словарный запас, сделать речь образной и выразительной. 443 руб |
|
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1976 года (издательство «Просвещение»). 1345 руб |
|
Основная его цель — формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий посредством создания условий для рефлексивной деятельности ребенка. «Навигационная система» пособия представляет собой алгоритм действий, следуя которому ребенок с помощью родителей осознаёт и отмечает свои успехи и достижения в урочной и внеурочной деятельности посредством оформления страниц пособия цветом, рисунками, фотографиями, подписями, метеознаками, схемами; самостоятельно оценивая свои знания и положительный опыт взаимодействия с одноклассниками и взрослыми. 128 руб |
|
Пособие адресовано обучающимся 2-4 классов для работы под руководством учителя. 75 руб |
|
Данное издание подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом на основании опыта работы автора в педагогических учебных заведениях. 609 руб |
|
Авторская видеомастерская ориентирована на оказание практической помощи учителям начальной школы в формировании коммуникативно-речевой компетентности обучающихся на уроках русского языка. 190 руб |
МБОУ «Георгиевская
средняя общеобразовательная школа»
Методическая статья
«Как научить детей
младшего школьного возраста писать сочинение по картине »
Учитель начальных
классов:
Дугарова Анжела Борисовна
Работа
по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений –
написание сочинений разных видов. Я же хочу поделиться с вами опытом обучения
написанию сочинения по художественной картине.
Чрезвычайно
велика роль картины в развитии речи учащихся. Для развития речи следует
использовать художественные картины (репродукции). Известно, что ребенок
познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения
различными отношениями между предметами реальной действительности является
важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине,
предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности
(другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным
и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с
живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они
наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию
логического мышления.
В
методике обучения сочинению по картине можно наметить три этапа:
I.
Подготовка преподавателя к уроку по картине.
1.Выбор
картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели,
поставленной преподавателем.
2.
Изучение содержания картины.
3.
Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и
средствами реализации замысла художника.
4.
Формулировка вопросов для беседы.
5.
Составление плана урока.
II.
Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
1.
Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
2.
Вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных
произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем
подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием
литературы по данному вопросу.
3.
Молчаливое рассматривание картины.
4.Беседа
по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
5.
Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от
подготовленности класса.
6.
Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими
учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть
сделан и преподавателем).
7.
Выяснение написания некоторых слов и выражений.
8.
Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
III
Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.
I.
Подготовка преподавателя к уроку по
картине.
Этот
этап включает следующие подпункты:
1.
Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и
цели, поставленной преподавателем.
2.
Изучение содержания картины.
3.
Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и
средствами реализации замысла художника.
4.
Формулировка вопросов для беседы.
Цель
этого подпункта – углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный
язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение
искусства в единстве содержания и формы.
Формулировка
вопросов должна отвечать следующим требованиям: 1)
быть точной, лаконичной и понятной учащимся, то есть соответствовать уровню их
подготовки; 2) помогать учащимся рассматривать картину в единстве содержания и
средств художественной выразительности, видеть и понимать образный язык
изобразительного искусства; 3)способствовать организации наблюдения учащихся по
картине, фокусированию их внимания, как на выделение главного, так и на
«говорящие» детали; 4) активизировать мышление и речь учащихся путем
приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных
связей; 5) выявлять авторскую позицию в картине, формировать у учащихся
самостоятельное суждение о произведении, собственное эстетическое переживание.
Восприятие
и глубина понимания картины зависит не только от характера поставленных
вопросов, но и от их последовательности.
5.
Составление плана урока.
Важно
на уроке использовать несколько репродукций. Репродукция картины должны быть на
доске и репродукции картины у каждого ученика на столе.
второй
этап:
II.
Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
1.
Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
2.
вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных
произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем
подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием
литературы по данному вопросу.
3.
Молчаливое рассматривание картины.
Это
один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции
произведения живописи. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет
большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление
взаимосвязано с восприятием. Образы, непосредственно воспринятые нами из
внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством
которого работает наша мысль.
В
процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать,
образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи, адекватно замыслу
художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через
чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный
индивидуальный процесс. Как и при восприятии любого произведения искусства,
человек видит в картине в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и
чувствам. Ученик, рассматривая картину, обращает, прежде всего, внимание на то,
что его больше волнует, интересует. В этот момент определяется отношение
учащихся к картине, формируется его индивидуальное понимание
художественного образа, нравственной позиции художника.
Общее
беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся,
порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят
случайный характер, учащиеся затрудняются самостоятельно устанавливать связи
между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим
анализ картины под руководством учителя.
4.
Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
5.
Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от
подготовленности класса.
Составление
плана или композиционной предстоящего высказывания является обязательным
элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения, тесно
связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает
учащихся к составлению собственного речевого произведения.
На
начальной ступени обучения целесообразно составлять коллективный план под
руководством учителя.
6.
Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими
учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть
сделан и преподавателем).
7.
Выяснение написания некоторых слов и выражений.
В
процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку
осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для
выражения своих мыслей и чувств.
При
проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении
так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно
описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к
активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять
слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.
В
ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для
точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые
средства, эпитеты, синонимы, эмоционально-окрашенные слова.
Следует
отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу,
помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается
творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений,
эпитетов, синонимов, сравнений. При этом важно направлять внимание учащихся на
отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный,
непосредственно изображенный на картине предмет (явление), чтобы у учащихся не
было расхождений между словом и реалией (понятием), чтобы у них воспитывалось
умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию картины.
8.
Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
Написание
сочинений.
Редактирование
текста.
Написание
окончательного варианта.
III
Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.
Сочинение
по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию
речи учащихся.
Искусство
в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать
окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь.
Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных
сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить
произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по
картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения
словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую
фантазию.