Учим писать сочинения
Уроки развития речи в 5—6 классах.
В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное
увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. Такие дети
испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании
текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное
отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует
асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.
Следовательно, одна из важнейших задач современного урока – создание ситуации
успеха. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со
становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться
во взаимоотношениях людей, понять их принципы и убеждения, осознать свое
положение в мире.
Программы по русскому языку и литературе включают те виды (жанры) творческих
работ, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности.
Коммуникативная компетентность школьника формируется в системной работе над
созданием текста, при написании сочинения. Известно, что речь выражает не только
мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания – весь комплекс
духовного человеческого сознания. Такая речь называется выразительной.
Именно на построение выразительной речи направлена система уроков развития
речи в 5—6 классах.
Закон 3.
Найти материал для
конкретной темы,
отобрать его,
«разложить по
полочкам», т. е.
систематизировать.
Законы
строения
сочинения
Закон 4.
Построить
сочинение, т. е.
написать план:
— вступление,
— основная часть,
— заключение.
Закон 2.
Сформулировать
основную мысль
сочинения и отразить
ее в содержании.
Закон 1.
Обдумать тему,
обозначить ее
границы.
Чтобы уметь писать сочинение, надо знать законы, по которым оно
строится.
Помни!
1. Основная мысль сочинения (для чего написан текст?) – это душа
сочинения, его стержень, то, для чего оно написано, то, что хотел сказать
автор.
2. Полезно завести картотеку с высказываниями великих людей по
разному поводу, чтобы потом использовать их как эпиграф, вступление,
заключение или цитату.
3. План – заранее намеченная система работы с сочинением.
План бывает кратким и развернутым.
Закон 7.
Исправляй, переделывай,
улучшай написанное:
— есть ли в сочинении все
важные части (вступление,
основная часть, заключение),
— удачны ли переходы,
— имеются ли связки между
частями и внутри,
— правильный ли сделан вывод.
Закон 6.
Правильно и красиво
выражай свои мысли.
Используй
синонимы,
антонимы,
фразеологизмы,
эпитеты, сравнения.
Закон 5.
Написать сочинение
определенного жанра:
— описание,
— описание с элементами
рассуждения,
— рассказ.
Сочинение – описание с элементами рассуждения.
Моя семья.
Строение текста.
Вступление =
Z
1
=
абзац = микротема = Тезис (1-2-3)
Основная часть =
Z
2
+
Z
3
+
Z
4
=
Тезис
Аргуме нты и Факты (дока зательства )
Вывод
Заключение (концовка) = Общий вывод = Тезисы (2-3)
План сочинения.
Вступление (1-2—3 предложения).
Z
1
Состав семьи (кто есть кто).
Основная часть. Моя семья.
Z
2
1) Мой отец (портрет, кем и где работает, его увлечения, обязанности
и права в семье, отношение к своим детям и близким).
Z
3
2) Моя мама (портрет, кем и где работает, ее увлечения, обязанности и
права в семье, отношение к близким).
Z
4
3) Дети и другие члены семьи (портрет, увлечения, привычки,
школьные дела, отношение к родителям и другое).
Концовка (Общий вывод. 2—3 предложения) + семейная фотография.
Z
5
Что значит для меня моя семья?
(Или: За что я люблю свою семью и дорожу ею?)
Вступление.
Сочинение—описание.
Мой друг (Угадай, кто?)
План.
Z
1
О дружбе (1-2-3 предложения).
Основная часть. Мой друг (Не называя имя).
Z
2
1) Портрет (лицо, фигура, одежда, походка, жесты и др.).
Z
3
2) Главные черты характера.
Z
4
3) Увлечения.
Концовка (Вывод) + фотография друга.
Z
5
Что больше всего я ценю в нашей дружбе и почему?
Сочинение—рассказ с описанием животного (птицы).
План.
Вступление (1-2—3 предложения).
Z
1
Зачем люди заводят домашних животных?
Основная часть (У каждого свой заголовок).
Z
2
1) Когда и как появился в нашем доме мой любимец?
Z
3
2) Кто и как ухаживает за животным (птицей)?
Z
4
3) Портрет питомца (внешность, повадки, привычки, игры и забавы и
другое).
Концовка (Общий вывод).
Z
5
Как я отношусь к своему крылатому другу
.
Сочинение—рассказ.
Мой класс.
План.
Вступление.
Z
1
Школа – это маленькая жизнь.
Основная часть. Мой класс.
Z
2
1) Состав класса (Интересная информация о классе: мальчики и
девочки, цвет глаз, волос, рост, темперамент и другое).
Z
3
2) О дружбе в классе (Отношения между мальчиками и девочками).
Z
4
3) Кто чем интересуется и занимается.
Z
5
4) Как мы учимся в школе и почему?
Z
6
5) Что любим делать в школе (в классе) и чего не любим? Почему?
Z
7
6) Чем занимаемся в классе, кроме уроков? (Мероприятия).
Концовка = Вывод.
Z
8
Интересно мне жить в классе или нет? Почему?
Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые
подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей
на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное
место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.
Как научить писать ребенка
сочинение? Каким критериям оно должно отвечать, какие виды сочинений
существуют? Мы собрали наиболее действенные методики, которые помогут учителям
справиться с этой нелегкой задачей.
Люди,
которые не умеют
и не учатся связно говорить и писать,
как правило, не умеют и не научаются думать.
А.Н. Привалов
Для
начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них
существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с
сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в
градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.
В
методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по
характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных
вида:
·
Сочинение-описание. К ним
относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение
по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких
сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для
такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных
средств.
·
Сочинение-повествование, или
сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения
материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация
и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо
событии, описание действия.
·
Сочинение-рассуждение —
один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие
жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для
такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею —
тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И
заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный
вопрос.
Учим писать сочинение правильно: важные аспекты
Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение
правильно, на что обратить внимание.
Этап 1. Работаем над темой сочинения
Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание
учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное,
развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по
теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе
«Евгений Онегин»». А ученик описывает в сочинении жизненный путь
только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так
сказать, «вздоха». А ведь важно было выявить именно приемы, а
не составлять хронологию жизни героя.
Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана
тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»»
— то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема
«Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая
предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни
поэта.
В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить
детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему
сочинения.
·
Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений.
Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и
дети». Какие темы сочинений могут быть предложены? «Образ Базарова
в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в
романе», «Композиционный особенности романа» и т.д.
·
При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или
узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
·
Попросите проанализировать каждое слово в названии темы
сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если
нужно дать толкование слова). Например, темы «Жизненный путь Печорина»,
ключевое слово — «путь», т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии
событий в жизни героя. Или «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые
слова — «чтение», «учение». Значит, в сочинении
предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
·
Прием «Редактор». Раздайте учащимся готовые сочинения,
написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в
чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть
названа тема, раскрытая в данном сочинении.
Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею
Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана
большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик
«растекся мыслью по древу», не выделив сути.
Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего
будущего сочинения.
Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться
«объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе
раскрываем тему.
Пример: «Любовь в жизни человека». Можно ограничиться
тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к
противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы
и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни
человека. Все! Тема раскрыта.
Или дана тема: «Семья Ростовых в романе «Война и
мир»». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под
стать самому роману по объему. Эта тема очень общая, а потому важно
сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу.
В чем они похожи, в чем различаются?
Важно донести до
учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема
может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик,
зависит и содержание сочинения.
Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя
комната». Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах
занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к
общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей
жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к
общему описанию чувств и эмоций.
Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее —
конкретизируем, конкретное — обобщаем».
Прием, развивающий умение формулировать идею
Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как
можно больше идей развития этой темы. И, наоборот — для узкой темы ученики
должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.
Совет: Работу можно провести в
игровой форме, разделив
класс на небольшие группы.
Этап 3. Составляем план сочинения
План — «альфа и омега» любого сочинения, так как он
задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить
составлению плана необходимо уже в начальной школе.
Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три
главные составляющие: введение, основная часть и заключение.
·
Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно
составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение
— попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали
параграф учебника — то же самое: составьте план.
·
В методике существует и такой прием, который учит выделять
отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы
перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической
последовательности, дав название каждому.
·
Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому
можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и
попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в
парах.
А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора
материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал
главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать
материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не
проходило уже после написания сочинения.
Этап 4. Собираем материал
Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу
будущего сочинения.
Искать материалы можно в разных
источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете
Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы
сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны
прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все
строится в ответе на вопрос «Какой…»
Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так
как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.
·
Один из методических приемов предлагает собирать материал в
таблицу.
Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:
Пункты |
Что? |
Какой? |
Что |
Варианты |
1. |
Художник |
Знаменитый, |
Написал |
|
2. Передний |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
1. На 1. |
3. |
||||
4. |
·
Прием
«Кластер» также помогает выбрать
ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении.
Например, для сочинения по теме «Зимний лес» учащиеся составляют
кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода.
Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули
листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
·
Работа по вопросам. В младших классах учитель может
воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в
итоге представлять сочинение.
Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг»,
ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:
1. Как зовут твоего друга?
2. Где вы с ним познакомились?
3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный,
сероглазый, с карими глазами и т.д.)
4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
5. Какое у твоего друга хобби?
6. Как вы любите проводить время? И т.д.
·
Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у
детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и
такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на
лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник
памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на
ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз,
цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство
не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос
потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана.
Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!
Этап 5. Пишем сочинение
После того, как составлен план и собран материал, приступаем
непосредственно к написанию сочинения.
·
Пишем на черновик. Некоторые учителя не
обращают внимания на оформление черновика. Между тем, это очень важно, ведь
многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое
сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений
(если только орфографических ошибок).
Можно предложить следующий прием:
o Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный
лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют
только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься
правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны,
оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь
текст сразу.
o Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько
листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику
повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
·
Работаем над введением. Чаще всего
затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение
написать?
Методисты советуют научить учеников оставлять введение «на
потом», и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот
прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет
задавать тему и тон всему сочинению.
Варианты вступлений:
Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты
вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы
«Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова «Герой нашего
времени»):
o Ряд вопросов по теме: Что такое любовь?
Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает
в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
o Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить
это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для
каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого
многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
o Диалог с собеседником. Задумывались ли вы
о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее
радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к
роману М. Лермонтова «Герой нашего времени».
o Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
o Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом
произведении.
o Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения
произведения (просмотра картины, переживания
случая и пр.).
То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром
сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в
основной части.
·
А начинать лучше с заключения. Здесь работает
«правило Штирлица»: в памяти остаются только последние слова.
Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и
редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный
вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и
еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы,
правильно ли выбраны примеры и цитаты.
В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает
учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых
предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если
предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает
выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания
концовок.
Этап 6. Проверка сочинений
После того, как сочинение написано в черновике, необходимо
провести проверку. На этапе обучения желательно проверку проводить в классе,
заранее обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные,
стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:
·
Самостоятельный анализ.
·
Взаимопроверка.
Этап 7. Анализ сочинений
Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению,
предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать
пару самых удачных (неудачных) сочинений.
Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет
видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев
к своей работе
Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить
не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще
всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие.
Но анализ должен быть!
Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые
используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому
что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует
отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке
уроков, посвященных сочинениям
Далеко
не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах
великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в
школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у
ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать
сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.
Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать
сочинение. Ребенок просит: «Мама, помоги. Я не знаю, что писать».
Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в
сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.
Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так
он ничему не научится.
Предлагаем алгоритм работы.
Алгоритм работы над сочинением
1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль:
о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет
описывать? Какое настроение он хочет передать?
Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не
требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал
именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый,
отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой
нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие
эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось
благополучно).
2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в
школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра
вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное,
скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку
по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути:
красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и
т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в
магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.
Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и
записывайте свои впечатления.
Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в
деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите
свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.
3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного
изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план,
тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи,
прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но
сначала его нужно написать.
Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?
·
Вступление
·
Основная часть
·
Заключение.
Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта
тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите,
о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В
заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.
Но это общие положения. Каждый вид сочинения
(рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об
этом смотрите ниже в нашей статье.
4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений —
«бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения.
Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут
описывать предметы, явления и ваши впечатления.
Самое удобное — заполнить таблицу: Например, тема
сочинения «Осенний лес».
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы |
Слова, |
1. Лес 2. Листья 3. Березки |
1.Осенний, грустный, яркий. 2. Разноцветные Пестрый ковер Похожи на монетки 3.Тонкие,стройные |
Стоит, шумит 2. Шуршат, трепещут на ветру. 3. Стоят, покачивают головками. |
Мне нравится, я восхищен, мне |
5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили
основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка
написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить,
внести коррективы, исправить ошибки.
Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите
(подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку
и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.
Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется
вам «корявым» — попросите ребенка переделать его, составить
по-другому.
Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с
выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными. Если
есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову
можно найти и другие ошибки. Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе
нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение
находить ошибки приходит с опытом.
Как работать с критикой, статьями из интернета?
Самый распространенный вариант среди учеников — списать с
критической статьи или просто скачать готовое сочинение из интернета. Делать
этого ни в коем случае нельзя. Во-первых, опытный учитель сразу распознает
плагиат. Во-вторых, в критических статьях мысли излагает взрослый человек. И
стилистика его речи существенно отличается от стилистики речи ребенка.
Что делать? Использовать критические статьи, особенно при
написании сочинений по литературе, конечно, можно и нужно. Только не стоит
переписывать слово в слово. Попросите ребенка выразить основную мысль статьи
своими словами.
То же самое и с готовыми сочинениями, которыми пестрит
интернет. Можно подсмотреть структуру похожего сочинения,
«позаимствовать» какой-то удачный оборот, понравившееся сравнение,
эпитет. Но не переписывать!
Возможно, поначалу, когда ребенок начнет приносить в
школу свои сочинения, оценки будут низкими, но вы на правильном пути:
постепенно, учась на своих ошибках, анализируя их, ребенок научится писать
сочинения. И что лучше: своя честно заработанная «тройка» или «четверка» /
«пятерка» за сочинение, написанное мамой или списанное из интернета?
Особенности разных видов сочинения. Как написать
сочинение того или иного типа?
Сочинение по картине
1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя,
годы жизни, в каком жанре работал.
Например, «И. Грабарь — великий русский художник. В
картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.
2. В основной части должны присутствовать три пункта:
·
Что изображено на переднем плане.
·
Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
·
Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр.
Как эти особенности влияют на восприятие картины).
3) В заключении — вывод: понравилась картина/не
понравилась, и почему.
Сочинение — миниатюра
Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать
тезис. Например, тема «Как я провел каникулы». Тезис: «Мне
было интересно/ весело/скучно/великолепно» Все остальное в таком
сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать
какой-то случай, который запомнился.
Сочинение-рассуждение
Это совершенно особый вид сочинений, которые
подразумевают свою структуру.
·
Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу
ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным
текстом, темой и т.д.
·
В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо,
если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из
литературы, но и из обычной жизни.
·
В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить
вступлению.
Сочинение по
литературе
Самое главное условие — знать содержание произведения.
Невозможно описать Базарова, не прочитав роман «Отцы и дети».
Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него
требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке).
Но, по сути, общая схема останется прежней.
1) Во вступлении обозначают тему сочинения.
2) В основной части — излагаются примеры, доказательства,
как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, «Любовная
лирика А. Пушкина». Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт
по-разному описывает чувство любви. Обратить внимание на годы создания этих
стихотворений и связать их с фактами из биографии. Допустим, в юности для
поэта характерно восторженное отношение к женщине (пример стихотворения). В
зрелые годы — период разочарования, тоски (пример стихотворения). После
женитьбы — ревность, обида (пример стихотворения).
3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению,
ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.
В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш
ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над
совершенствованием своей речи.
Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?
Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:
- Вам нужно научить ребенка фантазировать
- Вам нужно развивать воображение ребенка
- Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли
Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.
Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.
В большинстве случаев главным требованием при написании сочинения является знание темы. Т.е. если нужно написать сочинение, например, на тему сказки П. В. Катаева «Летающий на стрекозе», ребенок должен ее прочитать, иначе ничего не выйдет. Исключением можно назвать задания, когда требуется пофантазировать на конкретную или свободную тему. Однако какой бы тема не была, сути процесса это не меняет, т.к. схема всегда одна.
Содержание:
- Как писать сочинение
- Виды сочинений
- Как работать с материалами из интернета
Как писать сочинение
Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?
1
Обсуждение темы
Сначала нужно обозначить главную мысль сочинения: определить, о чем оно будет, что в нем будет описываться (случай, событие, явление, человек и т.д.), какое настроение оно должно передавать? К примеру, если тема «Мой выходной день», не следует перечислять время пробуждения, время завтрака, действия по надеванию одежды и т.п. Важно, почему этот день не такой, как остальные: что именно в этом дне было выдающегося, и какие эмоции остались после него?
2
Сбор материала
Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.
Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.
3
Составление плана
Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.
4
Сбор лексического материала
Распространенным недочетом многих детских сочинений можно назвать их лексическую «бедноту», т.е. часто повторяются одни и те же слова, отчего предложения и весь текст выглядят «куцыми». Не допустить этого поможет подбор слов, которые хорошо подходят под тематику и которые хотелось бы использовать в сочинении (для этого, кстати, можете использовать словари, в том числе и личный словарь ученика).
Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы |
Желаемые слова и выражения |
Если взять наш пример, получим примерно следующее:
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы |
Желаемые слова и выражения |
День Выходной Неделя Праздник Парк Каруслеи Животные |
Веселый Солнечный Яркий Насыщенный Впечатляющий Интересный Незабываемый |
Идти Гулять Бегать Кататься Прыгать Веселиться Смотреть |
Поразило воображение Было непередаваемо Были в восторге Семейная идиллия |
5
Работа с черновиком
После того как предыдущие этапы пройдены, начинается основная работа. Изначально сочинение пишется на черновике, т.к. обязательно будут ошибки, недочеты, поправки, перефразирования и другие доработки. Когда сочинение написано на черновике, его требуется проверить, внести изменения и исправить ошибки.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.
Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.
Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим, но делать этого нельзя.
А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?
Виды сочинений
Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:
- Сочинение по картине
- Сочинение по литературе
- Сочинение-рассуждение
- Сочинение-миниатюра
Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.
1
Сочинение по картине
Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».
Основная часть должна состоять из трех пунктов:
- Описание изображения на переднем плане
- Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
- Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем
В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.
2
Сочинение по литературе
Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.
Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.
В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.
3
Сочинение-рассуждение
В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:
Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.
В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.
А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.
4
Сочинение-миниатюра
Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».
Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.
Как работать с материалами из интернета
Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.
Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.
В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.
И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.
Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
← 6 Избавление от безграмотности8 Иностранные языки →
Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.
Виды сочинений в разных классах средней школы
Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.
Это интересно. Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.
В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.
- По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.
- По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.
- По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.
- По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.
Требования к ним
Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:
- умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения.
- способность наблюдать, выделять нужную информацию.
- выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний.
- построение предложений по законам грамматики.
- умение составлять план будущего произведения.
- организация написанного в соответствии с планом.
- соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.
Зачем нужен план
Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей. Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план. Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога. Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.
Рекомендации родителям
Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:
- обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
- ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
- используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
- стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
- избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).
Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания
Как учесть возрастные особенности ребёнка
Как говорилось выше, при работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. Педагоги советуют начать с написания изложений (пересказа прочитанного текста). Только построить работу нужно интересно. Например, «Пишем в две руки»: предложите малышу писать изложение вместе, каждый себе, а потом сравнить и выделить ошибки друг друга. Со временем переходите на изложения с собственным продолжением – и вы удивитесь, как развилась фантазия вашего маленького школьника. Предлагайте ребёнку описывать картины, иллюстрации. Причём необязательно письменно. В этом возрасте главное – научить излагать свои мысли в любой форме. А вот для среднего звена исключительно письменное изложение подобных заданий просто необходимо – в этом возрасте закрепляются навыки грамотного письма. Также в 5-9 классах детям можно предлагать описывать архитектурные объекты, писать отзывы на увиденные фильмы, спектакли. Хорошо бы давать им возможность пофантазировать на тему: «А как бы я сделал этот фильм, построил это здание» и т.д. Что касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме. Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.
Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем
Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.
По картине (жанр «описание»)
Итак, для создания сочинения по картине нужно:
- Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
- Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
- Написать план работы над сочинением.
- Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
- В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).
По произведениям литературы
Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.
- Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
- Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
- Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
- Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
- Пишем план нашего опуса.
- Делаем наброски текста.
- Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
- Пишем заключение.
На другие темы
Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.
С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:
- Вдуматься в тему.
- Выдвинуть гипотезы.
- Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
- Составить план.
- Записать мысли по плану.
- Чётко сформулировать выводы по теме.
Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.
Обучение учащихся написанию сочинения.
Научить детей писать сочинение правильно и красиво – большой и кропотливый труд. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, учить выражать свои чувства словом, соблюдать хронологию описываемых событий, выражать свое мнение. По времени подготовки сочинение занимает гораздо больше времени, чем другие виды работ, но для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи.[3]
Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема — это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема всегда связана с идеей. Идея — это мысль писателя, выраженная им в художественных образах.
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема « Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель и сами дети могут и по-другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем –то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой.
Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой. .[1]
В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие. Следующим шагом в работе по написанию сочинения является составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект, каркас. План бывает: письменный, устный, картинный. В первом классе планом являются вопросы учителя (вопросный план), отвечая на которые дети составляют несколько связанных по смыслу предложений. Во втором классе план составляют по вопросам учителя и вопросам учащихся. Дети третьего класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному плану. В четвертом классе ученики самостоятельно составляют план к заданной теме.
Рекомендуется план из трех-пяти пунктов. Готовых планов не дается, потому, что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть составлен и заранее, например, при длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению, тогда план может перестраиваться, совершенствоваться.
Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картинке составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.
План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения.
Накопление материала – следующая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения.
Первый вариант постоянен и непрерывен, второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелетные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам, и, проспектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсуждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например, при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя».
Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время выступления или написания текста.[2]
Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста.
Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выслушивание, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность.
Кульминацией работы является написание сочинения. Во втором классе для написания сочинения выделяется один урок, в третьем- один урок, в четвертом – один урок и двадцать минут второго урока.
Сочинение и подготовка к нему обычно занимают гораздо больше времени, чем другие виды работ. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план, поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.
Если сочинение — итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные этапы уроков письма сочинений.
Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.
Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений, или для его накопления.
Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.
Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.
Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить своё сочинение определённой мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют орфографические и каллиграфические задачи, делят текст на абзацы, соблюдают «красную строку», поля и другие требования оформления текста.[4]
В зависимости от состава класса и его возможностей учитель может укорачивать или удлинять некоторые виды работы по подготовке, для повышения ее эффективности.
Описание картины.
Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении и через картину школьник приобщается к вершинам культуры.
Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику: во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.; во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины; в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение, а также – манеру художника.Работу обычно начинают с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта и книг.Затем предлагается им рассмотреть картину – это наиболее ответственная работа. Сначала дети самостоятельно рассматривают её, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и её содержание, выраженное в художественных образах. Вслед за этим учащиеся рассматривают картину вместе с учителем. Задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание. Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно).
Таким образом, урок строится по следующей схеме:
1. Краткая вступительная беседа.
2. Самостоятельное рассматривание картины.
3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа.
4. Составление плана сочинения.
5. Устный рассказ по картине.
6. Сочинение.
Обязательно нужно выписать на доске слова, трудные для написания
Работа над сочинением по картине может складываться по-разному, в зависимости от системы, в которой обучаются дети, взглядов учителя, вида сочинения и т.д. каждый учитель вправе организовывать для детей эту работу над картиной, которую он считает необходимой и нужной для данного класса и уровня. Одним из самых простых видов сочинений по картине является сочинение-описание, а также сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников.
Для этого вида сочинений наиболее характерен тип текста – описание.
Сочинение по сюжетным картинкам
Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление предложений, объединённых темой, и запись их под руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить иллюстрации к прочитанному и сюжетные картинки. Проводится на начальных этапах обучения сочинению. Учитель обращает внимание детей на иллюстрации в букваре, а затем и в книге « Родная речь» и просит рассказать, что на них изображено. В ходе такой работы у учащихся вырабатывается умение точно подбирать слова, правильно строить предложения на заданную тему. .[5]
Затем, учащиеся обучаются умению составлять предложения по нескольким картинкам, объеденным темой. Для этой цели используются сюжетные раздаточные картинки по развитию речи, и сюжетные картинки, данные в учебниках. Хорошо этой цели служат картинки Н. Радлова, различные иллюстрации к сказкам. Тема должна быть близка и понятна детям. Составление предложений по сюжетным картинкам приближает учащихся к связному рассказу, так как последовательность картинок серии отражает развитие сюжета.
Для данного вида сочинения наиболее характерен тип текста – повествование.
Сочинение по личным наблюдениям
Данный вид сочинения является наиболее сложным, т.к. детям бывает трудно оформить свои впечатления в связный рассказ. Проводится в 3-4 классах наряду с сочинениями по картинам.
Наблюдательность очень важна для развития речи. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний. [26]
Описания бывают «деловые» ( например, Наш кабинет труда) и эмоционально – образные (например, Наша Мурка, В саду осенью). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
1. описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению
2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися
3. Описание картин природы и других сложных предметов, явлений
Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа «Наш поселок», «Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их, оказываются доступными.
Этот вид сочинения может быть представлен всеми типами текста.
Список использованной литературы:
1. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12
2. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. — 2006. — №5, с.84
3. ХодяковаЛ. А. «Использование живописи в преподавании русского языка» Москва «Просвещение» 2008г. С. 177
4.Сочинение по картине в 5-м классе: метод.пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 254 с.
5. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам // Русский язык.- 2009.- №6
Макарова Н.Н.
Искусство учиться
Как научить ребенка писать сочинения?
5 сентября 2019
24 263 просмотра
Если в конце этого учебного года или в будущем вашему ребёнку предстоит сдавать аттестацию или выпускные экзамены, очень важно сейчас, в сентябре, определиться, на что обратить особое внимание. Как у вас с сочинениями по русскому языку и литературе?
Не секрет, что многие старшеклассники не могут сформулировать основную мысль своего сочинения, привести аргументы, построить текст. Но я совершенно уверена: если человек владеет универсальным алгоритмом создания текста и чётко ему следует, то ему не составит труда написать текст в соответствии с любыми требованиями.
Именно этим базовым умениям и нужно учить прежде всего. И чем раньше начнём, тем лучше, можно уже в 3 — 4 классе.
Я выделила несколько обязательных правил:
- Создавая текст, ребёнок должен прежде всего подумать о читателе: кому, зачем и что именно он хочет сообщить. Хорошо бы задуматься, как сделать так, чтобы текст захотелось читать, чтобы он стал интересен другим и тебе самому.
Вот почему лучше пишут читающие дети: они умеют вести диалог с автором текста, вычитывать разные уровни текстовой информации. - Сразу нельзя написать хороший текст, необходим черновик и тщательная работа в несколько этапов. Прежде всего нужно сформулировать основную мысль будущего сочинения, записать её. А затем уже выстраивать сам текст так, чтобы он к этой мысли привёл читателя.
- Чтобы выстроить текст, обязательно нужен рабочий план хотя бы в виде набора тезисов, пронумерованных по итогам размышлений и сбора материала. Если ребёнок не понимает, что такое план, зачем он нужен и как его составлять, он не сможет логически построить письменное высказывание (как, собственно, и устное тоже).
- У автора должно быть чёткое представление об основных типах речи и о том, как строится текст — повествование, текст-описание и текст-рассуждение; соединять разные типы речи в одном тексте нужно осмысленно.
- Чтобы было, о чём писать, нужен пусть совсем небольшой, но собственный жизненный опыт. И совершенно необходим опыт читательский и зрительский! Занимаясь с детьми, я много раз наблюдала, как отсутствие этого опыта тормозит процесс: дети действительно не находят, о чём писать, им не на что опереться, негде найти примеры, чтобы подтвердить аргументы, они не могут анализировать и делать выводы.
- Когда текст создан и записан на черновике, его нужно внимательно прочитать и отредактировать.
Прежде чем учить ребёнка редактировать текст, его стоит познакомить с классификацией ошибок в содержании (фактические, логические и пр.) и в речи (неправильное или неточное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости; неоправданное повторение одного и того же слова или однокоренных слов в одном предложении или в нескольких рядом стоящих предложениях; стилистический разнобой и пр.)
Мои наблюдения в процессе чтения сочинений привели к такому неутешительному открытию: речь наших детей заражена канцеляритом. Вот несколько примеров из работ 10 — 12-летних авторов (в скобках предлагаю отредактированный вариант).
«У нас имеется отличная возможность отдохнуть». (Мы можем отлично отдохнуть).
«А вместе нам было интересно посещать такие заведения, как театр оперы и балета, музеи…» (А вместе было так интересно ходить в музеи, в театр оперы и балета).
«Мне очень понравилось пребывание на национальном празднике, а по завершении празднования нам вручили дипломы». (Мне очень понравилось участвовать в национальном празднике, а в конце ещё и получить диплом!)
«В уютном, тёплом времяпровождении дома пролетел месяц» (Дома было так хорошо, тепло и уютно, что месяц незаметно пролетел).
«На сегодняшний день у меня много друзей». (Вот это «на сегодняшний день» встречаю в каждом втором сочинении! Насколько проще и легче так: Сейчас у меня много друзей.
Что бы хотелось сделать в заключение?
Сформулировать «главную мысль», а точнее основные смыслы текста: проблема серьёзная, но решаемая.
Научить писать сочинения (создавать любые тексты) можно, следуя грамотной методике:
- сначала дать универсальный алгоритм создания любого текста и помочь ему следовать;
- научить редактировать текст и показать необходимость тщательной работы с письменным текстом;
- обязательно учить читать и понимать текст, если ребёнок нечитающий.
И уже потом учить, как следовать экзаменационным требованиям.
Обложка поста: unsplash.com.