пособие для начинающих авторов
Как написать рассказ:
Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.
Как научиться писать рассказы
Костяк любого хорошего рассказа — это:
- четко выраженная сюжетная линия;
- наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
- максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
- персонажей должно быть не много.
Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.
Как найти идеи для рассказа
Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.
Заведите несколько полезных привычек:
- Записывайте все, что приходит вам в голову.
- Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
- Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
- Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.
Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.
Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.
Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..
Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.
Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.
СМИ, историческая литература, дневники
От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.
Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.
Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.
Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.
Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.
Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».
Книги по писательскому мастерству
Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.
Стоит прочитать:
- «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
- «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
- «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
- «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
- «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
- «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
- «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.
Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:
- главный герой;
- время действия;
- сюжет;
- конфликт;
- тема.
Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.
И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:
Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);
Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)
Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);
Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).
Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).
Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).
Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.
Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:
Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).
Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).
Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).
Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).
Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.
Четыре главных графы:
Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.
Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.
Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?
Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.
Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.
Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:
- против другого персонажа;
- против Бога (богов);
- против самого себя;
- против природы;
- против общества;
- против техники или технопрогресса.
Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.
Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.
Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.
Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.
Как составить план рассказа
Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.
Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:
От чьего лица будет вестись повествование.
Какой будет первая сцена.
Каким будет переход от введения к основной проблеме.
Какой окажется кульминация.
Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.
На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.
Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.
План:
Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.
Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.
Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.
Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.
Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.
Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.
Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.
Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.
Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.
С чего начать писать рассказ
К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.
Но для начала определите тип повествования:
Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).
Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.
Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.
Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.
Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».
Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.
Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.
Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:
- длинных описаний природы и погоды;
- знакомства со всеми персонажами разом;
- безымянных диалогов;
- отсутствия главного героя;
- слишком подробного описания главного героя;
- начала по будильнику;
- вычурности и клише.
Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:
«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».
С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.
Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.
“
Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.
Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.
Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.
Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.
Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.
А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.
Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).
Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.
Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.
Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.
Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.
Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Эту статью хорошо дополнит другая наша статья как написать рассказ, если ты новичок?
Вступление
Хочу предупредить сразу: это не инструкция по созданию опусов, способных затмить Хемингуэя, Шукшина и О’Генри. Да ты вообще слышал эти имена? Нет? Так я и думал. Да, ты совсем недавно (по историческим меркам) сдал ЕГЭ, потом на деньги папы и мамы окончил (кстати, правильно в русском языке будет именно «окончил», а не «закончил»!) бакалаврат, может быть, даже магистрат чего-то там и теперь готов поведать urbi et orbi о своём – о, конечно же! – богатейшем внутреннем мире, без знания о котором человечество обречено на жалкое прозябание и культурную деградацию.
Прежде, чем выбрать тяжёлую и неблагодарную писательскую стезю, ты, конечно же, ознакомился с современной библиографией. Ну и как? Кто же они – российские властители дум? Ну, выбор довольно-таки широк: от писателя-патриота Захара Прилепина до шизоидного автора романа со сценами каннибализма, где домашние с гостями поедают молодую девицу, только что запечённую живьём в печи. Последний даже удостоился сжигания своих книг на площади движением «Наши», и совершенно напрасно, я считаю, ибо «нашисты» только составили автору дополнительный пиар. В промежутке между ними разместилась эстетствующая дама с её погрязшими в бытовухе персонажами; разговаривающий с публикой через губу кудрявый поэт и русофобствующий эстет, живущий уже вне России. Есть ещё гламурная, пожилая девушка с украинским именем и псевдонемецкой фамилией, пишущая в стиле мобильных СМС о тяжёлой доле российского олигархата и сосуществующих с ним приживалок. Это основные.
Ну, что, поехали?
Как начать писать рассказ
Для этого нужно определиться, о чём он будет. То есть определиться с сюжетом. Слово это французское, и означает оно саму канву повествования, где всё логически и композиционно связано и вытекает одно из другого. Именно сюжет обозначает последовательность событий в истории, которую ты решился поведать потенциальному читателю.
Иногда слово «сюжет» заменяют словом «фабула». Разные источники трактуют это слово уже латинского происхождения по-разному: то ставя между ними знак равенства, то чётко разграничивая их смысл. Я бы сказал, что фабула – это набросок сюжета, яснее видимый автору, чем читателю, и при написании рассказа, выстраивая сюжет, он как раз и руководствуется именно фабулой. То есть это вещь для внутреннего употребления.
Чтобы правильно выстроить сюжет, можно использовать различные композиционные элементы. К ним относятся:
Экспозиция.
Она же предисловие. Писательский приём, вводящий читателя в сюжет и определяющая его рамки.
Завязка
Определяющая характеры и действия героев часть текста, где начитается (завязывается) конфликт, который и является движущей силой произведения. Сюжета без завязки быть не может – тогда это уже не сюжет.
Впрочем, великие мастера слова иногда баловались бессюжетными рассказами. Но, во-первых, у них было имя и они могли позволить себе поиздеваться над снобами из публики. На робкие замечания литературных критиков же в ответ звучало «я так вижу!». Во-вторых, какой же издатель откажет маститому автору в публикации даже явной белиберды, оправдывая себя тем, что писатель имеет право на эксперимент со словом? Имеет. Как и на пощёчину общественному вкусу.
Развитие
Слово говорит само за себя: развитие сюжетных линий, их переплетение, намечающиеся гипотетические последствия тех или иных событий. На этом этапе читатель начинает активно сопереживать героям и пытается предугадать дальнейшее развитие сюжета.
Что, не пытается? Плохо! Тогда ты его не зацепил.
Кульминация
Точка бифуркации – когда события могут пойти как по одному пути, намеченному героями или автором, так и по другому, что в итоге может родить два радикально отличающихся в финале друг от друга сюжета. Это как чаша весов – куда всё качнётся? Момент, произойдёт совпадение событий, разрубающее клубок проблем и противоречий.
Развязка
Все сюжетные линии сходятся в одной точке, разрешаются конфликты и недоразумения между персонажами, они что-то находят для себя, их дальнейшая жизнь становится более или менее ясной. Зло, как правило, наказывается, а Добро если и не торжествует, то, по крайней мере, не несёт неприемлемого ущерба. Если развязка трагическая, то и трагедия персонажей служит делу Добра и Света.
Эпилог
Он же финал. Он же послесловие. В принципе, необязательная часть литературного произведения: иногда нужен элемент недосказанности автором только что описанного сюжета, где читателю предоставляется возможность пофантазировать.
О чем можно написать рассказ
О чём угодно! Это могут быть даже фантастические размышления старого дерева, много повидавшего на своём веку. По ходу повествования могут всплывать картины из его прошлого, которые определят ход событий в рассказе, а в финале под деревом могут появиться люди или животные, которые круто изменят ход событий, сделав концовку рассказа парадоксальной и неожиданной.
Или о старой, покрытой пылью и погрызенной мышами соломенной шляпе, висящей на гвозде в чулане. И о её новой жизни в качестве головного убора для огородного пугала. Ну, а что? Всё лучше, чем сгореть в костре вместе другими старыми вещами! Всё-таки новая жизнь…
Как придумать рассказ
Наблюдая жизнь, делая какие-то обобщения. И, естественно, не стоит браться за прозу, имея нулевой жизненный опыт. И хотя литературоведы утверждают, что всё великое многообразие мировой литературы сводится к всего нескольким, как бы не к семи, базовым сюжетам, поток прозы не иссякает. Сколько, по-вашему, можно оставить сочетаний из семи цифр? Около 10 миллионов. Написано ли и опубликовано столько за всю историю человечества? Сомневаюсь.
Мало жизненного опыта, чтобы написать рассказ, стать автором истории? А уши на что? Есть великолепные рассказчики, являющиеся авторами только устной формы рассказа. Это то, что называется «байками» (не путать с двух-трёхколёсными средствами байкеров-мотоциклистов). Слушай, мотай на ус, творчески переосмысливая услышанное, добавляй, наконец, своё! Возьми рассказчика в соавторы – если он амбициозен, или не бери, а просто упомяни о нём, как источнике сюжета, в завязке или в финале рассказа.
К финалу стоит добавить несколько соображений о роли пейзажа и интерьера в написании рассказа. Не верь снобам, утверждающим, что эти атрибуты повествования изжили себя. Они просто не умеют этого описывать. Живое, сочное описание пейзажа или интерьера, в которых происходят события, может стать отличной и оригинальной рамкой для сюжета, подчеркнуть характеры героев, да и просто доставить эстетическое наслаждение манерой описания.
Одна проблема – для этого нужно найти свежие, незатасканные метафоры, синонимы, антонимы и прочие элементы литературного слога. Что трудно – имея в виду, что все мы пользуемся и в творчестве, и в обиходе одними и теми же словами.
Талант писателя и состоит в том, чтобы из известных слов-кирпичиков выстроить оригинальное, никем ещё не виданное, здание. И пусть оно не будет дворцом: крепкий, добротный деревенский дом тоже может доставить эстетическое удовольствие.
Дерзайте!
Автор: Владимир Тамбовцев
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Хорошая история приковывает внимание читателя и вызывает у него желание узнать больше. Чтобы написать хороший рассказ, вы должны быть готовы исправлять свою работу до тех пор, пока каждое предложение не будет иметь смысл. Для начала придумайте персонажей и составьте план сюжета. Потом напишите первый черновик от начала до конца. Как только у вас будет первый черновик, улучшите его с помощью нескольких стратегий письма. Наконец, внесите правки, чтобы создать окончательный вариант.
-
1
Проведите мозговой штурм, чтобы найти интересного персонажа или сюжет. Искра истории может исходить от персонажа, который, по вашему мнению, будет интересен, или из концепции сюжета. Запишите свои мысли или составьте ментальную карту, чтобы вам было проще генерировать идеи. Потом выберите один вариант, чтобы превратить его в историю. Вот несколько идей, которые могут вас вдохновить:[1]
- ваш жизненный опыт;
- услышанная вами история;
- семейная история;
- сценарий в стиле «а что, если…»;
- история из новостей;
- сон;
- интересный человек, которого вы увидели;
- фотографии;
- искусство.
-
2
Развивайте персонажей, составляя их листы (профили). Персонажи являются самым важным элементом рассказа. Читатель должен сопереживать героям, а герои должны продвигать сюжет. Чтобы создать лист персонажа, напишите его имя, личные данные, описание, черты характера, привычки, желания и самые интересные причуды. Предоставьте как можно больше подробностей.[2]
- Сначала сделайте лист главного героя. Потом создайте профили других основных персонажей, например антагониста. Персонажи считаются основными, если они играют значительную роль в истории, например оказывают влияние на главного героя или на ход сюжета.
- Выясните, чего хотят ваши персонажи или какова их мотивация. Потом основа сюжета будет вращаться вокруг того, что герой либо добился желаемого, либо нет.[3]
- Можно создать собственные листы персонажей или найти шаблоны в интернете.
-
3
Выберите место действия. Место действия указывает, когда и где происходит история. Оно должно в некотором роде влиять на историю, поэтому выберите обстановку, которая дополняет сюжет. Подумайте, как она воздействует на персонажей и их отношения.[4]
- Например, история о девушке, которая хочет стать врачом, была бы совсем другой, если бы ее рассказывали в 20-х годах прошлого века, а не в наше время. В те времена героине пришлось бы преодолевать дополнительные препятствия, например сексизм. Однако эта обстановка может быть подходящей, если вашей темой является настойчивость, — это позволит вам показать, как героиня пробивается к мечте, противостоя общественным нормам.
- Или другой пример: рассказ о туристическом походе вглубь незнакомого леса создаст иную атмосферу, нежели приключения героя на заднем дворе дома. Обстановка в лесу может делать акцент на выживании персонажа в дикой природе, в то время как место действия на заднем дворе поможет концентрироваться на семейных отношениях героя.
Предупреждение: будьте внимательны, выбирая незнакомый временной период или место. Здесь легко ошибиться в деталях, и читатель может заметить ваши ошибки.
-
4
Создайте план сюжета. Создание плана поможет вам понять, что писать дальше. Кроме того, так вы заполните пробелы сюжета еще до того, как начнете. Используйте результаты мозгового штурма и листы персонажей, чтобы составить план истории. Вот несколько способов:[5]
- Создайте сюжетную схему экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, сворачивания действия и развязки.
- Составьте традиционный план с основными пунктами в виде отдельных сцен.
- Напишите краткое содержание каждого сюжета и превратите это в маркированный список.
-
5
Решите, от какого лица будет написан рассказ — от первого или от третьего. Это может полностью изменить взгляд на историю, поэтому выбирайте обдуманно. Для полного погружения в историю выберите рассказ от первого лица. С другой стороны, повествование от третьего лица подойдет, если вы хотите сделать акцент на одном персонаже, но немного дистанцироваться от истории, чтобы добавить собственную интерпретацию событий. Также можно вести рассказ от третьего лица, которым является всеведущий повествователь, —это даст вам возможность рассказать обо всем происходящем.[6]
- Повествование от первого лица. Один персонаж рассказывает историю со своей стороны. Так как история является правдой в глазах этого персонажа, его описание событий может быть недостоверным. Например: «Я шел на цыпочках по полу, надеясь не разбудить его».
- Повествование от третьего лица. Рассказчик передает события истории, но ограничивается взглядом на одного персонажа. При использование этого типа повествования нельзя передавать мысли или чувства других персонажей, но можно добавить свою интерпретацию обстановки или событий. Например: «Она шла по полу на цыпочках, все ее тело напряглось, так как она старалась не шуметь».
- Повествование от всеведущего третьего лица. Всевидящий рассказчик повествует обо всем, что происходит в истории, включая мысли и действия каждого персонажа. Например: «Когда она прошла на цыпочках через комнату, он притворился спящим. Она думала, что ее тихие шаги не мешали ему, но она ошибалась. Под одеялом он сжал кулаки».
Реклама
-
1
В начале обозначьте место действия и представьте персонажей. Посвятите первые два-три абзаца тому, чтобы погрузить читателя в обстановку. Сначала поместите персонажа в окружающую среду. Потом дайте базовое описание места и включите детали, чтобы показать эпоху. Предоставьте читателю достаточно информации, чтобы он мог нарисовать в голове картинку.[7]
- Историю можно начать следующим образом: «Эстер достала свой учебник по медицине из грязи и тщательно вытерла обложку о подол платья. Смеющиеся мальчишки унеслись на велосипедах, и последнюю милю до госпиталя она прошла в одиночестве. Солнце опускалось на пропитанный дождем ландшафт, превращая утренние лужи в промозглый полуденный туман. Из-за жары ей хотелось отдохнуть, но она знала, что учитель использует опоздание как предлог, чтобы отстранить ее от обучения».
-
2
В первых нескольких абзацах обозначьте проблему. Проблема послужит толчком для развития действия, который запустит сюжет и удержит внимание читателя. Подумайте, чего хочет ваш персонаж и почему он не может это получить. Потом придумайте сцену, которая представит эту проблему. [8]
- Например, расскажите, что группа Эстер получает возможность поработать с настоящими пациентами, и она хочет, чтобы ее выбрали в качестве одного из учеников, которых допустят к этому. Однако, когда она попадает в больницу, ей говорят, что она может быть только медсестрой. Это закладывает сюжет, где Эстер пытается заслужить место врача-практиканта.
-
3
Заполните середину истории завязкой. Изобразите персонажа, работающего над проблемой. Чтобы сделать историю интереснее, добавьте два-три испытания, с которыми герой столкнется на пути к кульминации рассказа. Так у читателя будет накапливаться тревожное ожидание, пока вы не раскроете, что проиходит.[9]
- Например, Эстер может пойти в больницу в роли медсестры, найти своих товарищей, переодеться, чуть не попасться, а потом встретиться с пациентом, который нуждается в ее помощи.
-
4
Предоставьте кульминацию, которая разрешит проблему. Кульминация является высшей точкой рассказа. Придумайте событие, которое заставит персонажа бороться за желаемое. Потом покажите, победил он или проиграл.[10]
- В истории Эстер кульминация может произойти, когда она попытается помочь пациенту, который потерял сознание. Так как сотрудники больницы стараются вывести ее из палаты, она выкрикивает правильный диагноз, заставив старшего врача потребовать ее освобождения.
-
5
Используйте сворачивание действия, чтобы приблизить читателя к заключению. Сворачивание действий должно быть кратким, потому что у читателя не будет столько же мотивации читать дальше, как до кульминации. Используйте последние несколько абзацев, чтобы завершить сюжет и подвести итог того, что произошло после разрешения проблемы.[11]
- Например, старший врач в больнице может похвалить Эстер и предложить стать ее наставником.
-
6
Напишите концовку, которая заставит читателя немного поразмыслить. Не стремитесь к идеальному завершению в первом черновике. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы презентовать тему и предположить, какими могут быть дальнейшие действия персонажа. Это заставит читателя задуматься об истории.[12]
- История Эстер может закончиться тем, что она начнет делать обходы больных с новым наставником. Возможно, она задумается, что могла бы потерять, если бы не нарушила правила ради достижения своей цели.
Реклама
-
1
Начните историю как можно ближе к концу. Читателю необязательно читать о каждом событии, которое приводит к проблеме персонажа. Он лишь хочет увидеть снимок из жизни героя. Выберите развитие действия, которое быстро вовлечет читателя в сюжет. Это поможет вам убедиться, что история не протекает слишком медленно.[13]
- Например, лучше начинать с Эстер, идущей в больницу, чем с ее поступления в медицинский колледж. Или даже начать с момента, когда она приходит в больницу.
-
2
Включите диалоги, которые раскрывают какую-либо информацию о персонажах. Диалоги разбавляют текст, что помогает читателю двигаться вниз по странице. Кроме того, диалог позволяет выразить мысли героя его словами без необходимости включать множество внутренних диалогов. Используйте диалоги на протяжении всей истории, чтобы передать мысли персонажа. Однако убедитесь, что каждый отрывок диалогов продвигает сюжет.[14]
- Например, этот фрагмент диалога показывает, что Эстер расстроена: «Но я лучшая ученица в группе», — умоляла Эстер. — «Почему они должны обследовать пациентов, а не я?»
-
3
Наращивайте напряжение, делая так, чтобы с персонажами происходили плохие вещи. Трудно делать пакости своим героям, но без этого история будет скучной. Ставьте перед героями препятствия или трудности, которые отделяют их от желаемого. Таким образом, у них будет мотивация что-то решить, чтобы достичь своей цели.[15]
- Например, то, что Эстер не пускают в больницу в качестве врача, является для нее ужасным опытом. Аналогично, ей может быть страшно, что ее поймает охрана.
-
4
Задействуйте пять органов чувств, включая осязаемые детали. Используйте зрение, слух, осязание и вкус, чтобы вовлечь читателя в историю. Сделайте обстановку более динамичной, показав читателю, какие звуки они услышат, какие запахи заметят и какие ощущения почувствуют. Это сделает историю более захватывающей.[16]
- Например, Эстер может среагировать на запах больницы или звук сигнала машин.
-
5
Используйте эмоции, чтобы читатель сопереживал истории. Постарайтесь сделать так, чтобы читатели почувствовали ощущения персонажей. Для этого объедините действия героя с чем-нибудь универсальным. Эмоции вовлекут читателя в историю.[17]
- Например, Эстер по-настоящему упорно трудилась лишь для того, чтобы получить отказ, основанный на формальности. Большинство людей тоже оказывались в подобной ситуации.
Реклама
-
1
Отложите свою работу как минимум на один день, прежде чем пересматривать ее. Трудно сразу же вносить правки в историю, потому что у вас вряд ли получится заметить ошибки и дыры в сюжете. Оставьте рассказ в покое на один день или дольше, чтобы затем посмотреть на него свежим взглядом.[18]
- Будет полезно распечатать рассказ, чтобы увидеть его с другой стороны. Попробуйте это сделать, когда будете перечитывать историю.
- Хорошее решение — отложить работу в сторону на некоторое время. Однако не тяните слишком долго, чтобы не потерять интерес.
-
2
Прочитайте историю вслух, чтобы услышать места, которые нуждаются в доработке. Читая историю вслух, вы иначе ее воспринимаете. Это поможет вам определить нескладные фрагменты или предложения, которые звучат отрывисто. Прочитайте историю и отметьте, где необходимо внести правки.[19]
- Можно также прочитать рассказ другим людям и спросить их совета.
-
3
Получите отзывы от других писателей или людей, которые часто читают. Когда будете готовы, покажите свою работу знакомому писателю, учителю, однокласснику или другу. Если есть возможность, отнесите ее литературному критику или зачитайте на семинаре писателей. Попросите читателей предоставить честные отзывы, чтобы улучшить историю.[20]
- Отзывы самых близких людей, например родителей или лучшего друга, не всегда бывают объективными — они могут слишком заботиться о ваших чувствах.
- Чтобы отзыв был полезным, вы должны быть восприимчивы к нему. Если вы думаете, что написали самую совершенную историю в мире, то вы не прислушаетесь ни к одному слову.
- Убедитесь, что вы даете свою работу подходящим читателям. Если вы пишете научную фантастику, но просите мнение у друга-писателя, который увлекается классической литературой, скорее всего, вы не получите идеальный отзыв.
Совет: возможно, у вас получится найти группу литературных критиков на сайте Meetup.com или в местной библиотеке.
-
4
Удалите все, что не раскрывает детали персонажа или не продвигает сюжет. Это значит, что, возможно, вам придется сокращать отрывки, которые вы считаете хорошо написанными. Тем не менее, читателю будут интересны только те подробности, которые важны для истории. Редактируя работу, убедитесь, что каждое сохраненное предложение раскрывает что-либо о персонаже или продвигает сюжет вперед. Удалите предложения, которые не соответствуют этому.[21]
- Например, предположим, что у вас есть отрывок, где Эстер видит в больнице девушку, которая напоминает ей сестру. Несмотря на то что эта деталь может показаться интересной, она не продвигает сюжет и не раскрывает что-либо значимое об Эстер, поэтому лучше ее сократить.
Реклама
Советы
- Повсюду носите с собой тетрадь, чтобы записывать идеи, как только они придут к вам в голову.
- Не начинайте сразу же вносить правки в работу, иначе вы с меньшей вероятностью увидите ошибки или пробелы в сюжете. Подождите несколько дней, чтобы посмотреть на историю свежим взглядом.
- Пишите черновики, прежде чем сформировать окончательный вариант. Это очень поможет при редактировании.
- Диалоги и детали — ключ к написанию потрясающей истории. Поставьте читателя на место персонажа.
Реклама
Предупреждения
- Не затягивайте историю, добавляя дополнительную информацию, в которой нет необходимости для развития сюжета или персонажа.
- Не редактируйте рассказ во время написания, потому что это замедлит процесс.
- Обязательно меняйте длину предложений.
- Не копируйте вещи из других книг, потому что это плагиат.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 27 823 раза.
Была ли эта статья полезной?
Любой автор мечтает писать так, чтобы у читателей захватывало дух от его текстов. Чтобы даже в простых словах звучала поэзия, чтобы люди смаковали “вкусные” фразочки и пересылали друг другу особо удачные цитаты.
Но как постичь это искусство? Первый шаг на этом пути: не допускать стилистических ошибок и опираться на принципы, о которых идет речь ниже.
Как научиться красиво писать
расшифровка видео
Всем привет! Меня зовут Эльвира Барякина и сегодня мы поговорим о том, как научиться красиво писать.
На этот счет существует несколько хитрых приемов, и если вы будете их применять, ваш уровень писательского мастерства поднимется на совсем другой уровень.
Личность и ее эмоции
В каком случае говорят: «Вот этот текст красивый, а этот некрасивый?»
“Вкусная” проза — это когда за ней виден живой человек, и этот человек вам нравится. То есть вам надо заранее прописать, что за личность будет вести ваш рассказ:
· Герой вашего произведения?
· Вы сами?
· Некий сторонний наблюдатель?
Ваш рассказчик должен испытывать некие эмоции по отношению к происходящему.
Привожу пример:
В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть.
— И. Ильв и Е. Петров, «12 стульев»
Одно предложение — но мы сразу чувствуем эмоции, которые заложены в данном тексте. Мы видим отношение рассказчика к ситуации, и в результате его эмоциональный заряд передается нам самим.
Настроение
С самого начала прописываем настроение, которое должен создавать ваш текст. Это может быть что-то смешное, лиричное или трагическое, но за этим всегда должен быть виден характер рассказчика или главного героя.
Посмотрите, как создается настроение в тексте:
Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.
— В. Набоков «Лолита»
Энергетика текста
Продумываем, какая энергия нам нужна в данном месте.
Цитирую роман Фурманова «Чапаев»:
На вокзале давка. Народу — темная темень. Красноармейская цепочка по перрону чуть держит оживленную, гудящую толпу. Сегодня в полночь уходит на Колчака собранный Фрунзе рабочий отряд.
Смотрите, как это сделано:
· Все слова «сильные» и четкие, за ними стоят конкретные образы.
· Фразы короткие, создающие мощное напряжение.
Почему так получается написать? Потому что автор сам глубоко прочувствовал все это — давку, темную темень, гул. Он словно воочию видит эту растянутую по перрону цепочку, и из всего обилия образов выбирает именно то, что нужно.
Что улучшает текст?
· честность
· откровенность
· самоирония
Попробуйте описать героя или себя как рассказчика со стороны лучшего друга или худшего врага. Это даст возможность посмотреть на своего персонажа со стороны.
Используйте иронию: пишите про мерзкие привычки, которые всех раздражают, ошибки, ляпы и реакцию на них.
Также вкус тексту придают неожиданные сравнения и яркие метафоры.
Как, например, можно описать трагический танец? Вы же не будете говорить, что ваш персонаж поднял руку или повернул ногу…
Можно написать следующим образом:
Его силуэт не двигался, а перетекал в сумеречном пространстве, как черный дым от обгоревшей спички.
Правда же больше ничего не нужно? Красивое сравнение сразу показывает читателям, как двигался наш танцор.
Признаки некрасивого текста
· Неопрятность
· Корявые пропорции
· Сухость
· Хабалистость
· “Сонный взгляд”
· Лживость и попытки втереться в доверие
· Очевидное подражательство
Структура
Еще помним, что в больших текстах очень важна структура.
Если у вас нелады с сюжетом, вам, наверное, надо почитать учебники по писательскому мастерству или послушать соответствующее лекции. Обычно это помогает.
И еще важно продумать, с чем именно уйдет от вас читатель? Какое настроение у него будет? Какие знания? Что он поймет?
Текст влияет на всю нашу жизнь. Мы сталкиваемся с ним ежедневно и очень много пишем: на учебе, работе, для постов в соцсетях… Зачастую по текстам нас оценивают, составляют мнение о нас.
Почему так трудно написать текст? Ведь хочется уметь писать так, чтобы люди нас понимали, хотели читать еще и еще. ..Так как же сделать, чтобы вам не был мучительно стыдно за свои тексты? Как научиться писать интереснейшие статьи?
Читайте советы о том, как научиться писать тексты!
Курсы копирайтеров в Санкт-Петербурге
1. Визуализируйте все, о чем пишите
80% информации, которую человек получает ежесекундно, он получает с помощью зрения. Логично, что если мы хотим донести до читателя максимум информации, то нужно использовать самый эффективный путь.
Ученые доказали, что лучше всего воспринимаются тексты, в которых прописаны конкретные выражения, позволяющие сформировать определенный образ.
Чтобы читатель от «Вроде понятно» пришел к «Я понял», нужно визуализировать для него образы.
2. Вступайте в диалог с читателем
Распространенная ошибка начинающих авторов – намеренное усложнение текста.
Они пытаются выглядеть умнее, вставляют профессионализмы (а зачастую и канцеляризмы) направо и налево, используют выражения а ля «Как мы все знаем…» или «Очевидно, что…» в тех случаях, когда все на самом деле далеко не очевидно. Пишут длинными сложночитаемыми предложениями и так далее.
В большинстве случаев читатели разделятся на две половины: одни поверят в «великий гений» такого автора, а их самооценка упадет ниже плинтуса, другие скажут: «Да кто ты вообще такой, что передо мной хохлишься?» и перестанут читать. Поэтому не надо так писать.
— Классические тексты, в которых предполагается равенство между автором и читателем, помогают последнему почувствовать себя гением
Стивен Пинкер, лингвист Гарвардского университета
А как надо правильно писать?
Надо быть с читателем на одном уровне. Используйте так называемые «кулерный тест»: Представьте, что вы читаете свой материал приятелю, с которым встретились у кулера на работе. А еще лучше, дайте прочитать текст кому-нибудь другому. Другу, коллеге, любимому человеку. И задайте три вопроса:
- Приятно ли ему будет вас слушать?
- Поймет ли он вас?
- Сделает ли правильные выводы?
Если ответ на все три вопроса «да», то вы написали отличный материал.
—В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в «Живой Журнал» или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное
Олег Кашин, журналист и автор личного блога
В общем, разговаривайте с читателем, как с другом, тогда даже самые требовательные и занятые люди найдут время на ваш текст или статью.
3. Не тяните, скрывая главное
В самом начале материала подарите читателю главную мысль. Если он не поймет, в чем тут «соль», то воспринимать текст будет тяжело.
Представьте, что главному редактору спортивного издания скажут, что юношеская сборная России обыграла своих ровесников из Испании. Несмотря на то, что это сфера его профессиональных компетенций, он ничего не поймет.
Какая сборная? Юношеская – это и до 18, и до 16, и до 14. В каком виде спорта обыграла? Футбол? Баскетбол? Хоккей? Возникает масса вопросов даже у подкованного в теме человека.
А что если ваш читатель – новичок? Он не поймет ничего и почувствует себя идиотом. Это негативные эмоции. Они ассоциируются с вашим блогом, либо изданием. Итог – вы потеряете читателя. Это плохо.
Поэтому всегда выдавайте основную мысль в начале, чтобы читатель мог ориентируясь на нее воспринимать материал. В интриге нет никакого смысла, если человеку непонятно, о чем вы тут рассказываете. Тогда он бросает читать.
4. Откладывайте текст в «долгий ящик»
После того, как написанный материал приведен к оптимальному виду (с вашей точки зрения), закройте его и отложите до следующего дня. Займитесь другими делами. Можно начать работу над следующим текстом, главное – к уже написанному больше не прикасайтесь.
На следующий день откройте материал и перечитайте еще раз. Вероятнее всего, будут детали, которые захочется исправить, дописать или поменять. Исправьте, но на этом лучше остановиться.
Помните: лучшее – враг хорошего, а автору почти всегда не нравится его творение.
Окончательное редактирование материала проводите не раньше, чем через сутки после его написания.
5. Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию!
Банальные ошибки в написании слов или постановке запятых могут серьезно испортить о вас впечатление.
Если с вами периодически случаются такие казусы, то глупо предлагать вам повторить школьный курс русского языка. Вероятнее всего, у вас на это нет времени.
В таком случае, постарайтесь проверять свои тексты через специализированные онлайн – сервисы или в Microsoft Word.
Сервисы для проверки орфографии и пунктуации в тексте:
- Text.ru — простой и понятный сервис для быстрой проверки текста, там же можно проверить уникальность текста.
- ArtLebedev — набор из нескольких крутых сервисов на каждый день для профессионального копирайтера и журналиста;
- Яндекс. Спеллер — сервис от компании Яндекс для проверки грамотности текста, можно встроить в свой сайт.
Лучше 100 раз проверить и убедиться что все хорошо, чем один раз расслабиться и потом краснеть. Всегда проверяйте написанный текст на грамотность!
6. Пишите как можно больше
Тут все также, как с ездой на велосипеде: невозможно научиться кататься в теории. Нужно просто брать и ехать! Падать, подниматься и пытаться снова. По-другому никак.
С текстом точно так же, как с великом. Нужно писать каждый день, регулярно, постоянно. Жить этим делом. Ни дня без строчки. Тогда и только тогда вы сможете стать по-настоящему профессиональным копирайтером или журналистом.
Пишите каждый день, набивайте руку.
- Стивен Кинг пишет 6 страниц в день,
- Джеймс Паттерсон – 4 страницы,
- Джеймс Джойс считал удачным день, когда он добавлял в текст 6 новых букв.
- А вы сколько страниц (слов, знаков) пишете в день?
Хорошо писать невозможно, если вы не проводите за книгами хотя бы несколько часов в день. Когда мы читаем, в голове откладываются новые слова и выражения, обновляются старые, перенимается стилистика и манера правильной речи.
Читайте классическую литературу. Но не забывайте почитать и что-нибудь другое — иногда полезно перенести свое внимание даже на откровенный «шлак», чтобы уметь отличать одно от другого.
— Надо много читать, я бы даже сказал – читайте все. Не составляйте себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читайте всё подряд, включая всякий информационный мусор. Нужно иметь представление: что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны
Олег Кашин
В начале не зазорно пытаться подражать известному автору. В этом нет ничего страшного, сам А.С. Пушкин в юности подражал, например, Байрону (известный английский поэт-романтика XIX века).
Cо временем у вас выработается собственный неповторимый стиль.
Читайте как можно больше, это расширяет словарный запас и тренирует мозг.
На самом деле, все не так сложно, как кажется. Если вы будете работать в соответствии со всеми правилами, указанными выше, то со временем выйдете на хороший уровень письменной речи.
Подборка профессиональной литературы, которая действительно поможет писать хорошие и интересные тексты:
- Нора Галь «Слово живое и мертвое»
- Максим Ильяхов и Люда Сарычева «Пиши, сокращай»
- Виктор Орлов «Суперзаголовок»
- Денис Каплунов «80 правил копирайтинга»
- Вадим Максимов «Стилистика и литературное редактирование»
- Аркадий Мильчин «Справочник редактора и автора»
- Лидия Чуковская «В лаборатории редактора»
Разумеется, это только базовые рекомендации. Есть еще тысячи тонкостей, которые учитывают настоящие мастера письма. Но начинать нужно с малого.
7 правил, которые научат вас хорошо писать:
1) Визуализируйте то, о чем пишете
2) Вступайте в диалог с читателем
3) В самом начале раскрывайте основную мысль
4) Редактируйте текст спустя сутки после написания
5) Всегда проверяйте текст на грамотность
6) Как можно больше пишите
7) Как можно больше читайте
Уверен, у вас все получится!
Вам также может быть интересно:
- Лучшие курсы копирайтинга
- Как быстро освоить навык слепой печати: 5 лучших клавиатурных онлайн-тренажеров
- Как стать журналистом: советы от успешных опытных журналистов
Дата публикации:17.02.2017 @ 12:39