Как называется цепь событий изображённых в рассказе
Ответы на кроссворды и сканворды
выберите длину слова
Все
выберите первую букву слова
Все
Ответы на вопрос Как называется цепь событий изображённых в рассказе
- Фабула — В художественном произведении: цепь событий, составляющих сюжет 6 букв
- Разгадывать кроссворды
- Фабула — Цепь событий в произведении 6 букв
- Эпизод — Звено в цепи событий 6 букв
- Элеонора — Рассказ американского писателя Эдгара Аллана По, впервые опубликованный в 1842 году. Это один из немногих рассказов По с относительно «счастливым» концом. Многие исследователи творчества Эдгара Аллана По склонны считать этот рассказ автобиографическим. Рассказ Эленора продолжает череду произведений Эдгара По, где центральным событием является смерть молодой женщины 8 букв
- Приключение — — захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев; нежданная быль, замечательное свершение, волнующее похождение, интересное испытание, возбуждающий переворот или любовная авантюра 11 букв
- Вереница — Цепь, череда событий, предметов 8 букв
- Повествование — Связный рассказ о каких-нибудь событиях, о чем-нибудь совершившемся 13 букв
- Хроника — А также вообще рассказ о таких событиях 7 букв
- Репортаж — Информация, рассказ о текущих событиях, публикуемый в периодической печати или передаваемый по радио и телевидению 8 букв
- Анекдот — Короткий рассказ о вымышленном событии, забавном случае 7 букв
- Повесть — Рассказ о последовательном ходе событий 7 букв
- Повествование — Связный рассказ о каких-либо событиях 13 букв
- Повествование — Рассказ о о событии 13 букв
- Быличка — Фольклорный жанр — рассказ о якобы происшедшем в действительности чудесном событии — в основном о встрече с духами. (этнографическое) 7 букв
- Анахронизм — Нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий одной эпохи к другой, хронологически неточным выражением, изображением чего-нибудь 10 букв
- Медаль — Знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображениями, присуждаемый в награду за что-нибудь или отливаемый в память о каком-нибудь событии 6 букв
- Сюжет — В литературном или сценическом произведении — последовательность и связь описания событий; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения 5 букв
- Юмор — Изображение людей и событий в комическом, смешном виде 4 буквы
- Юмор — Изображение событий, людских недостатков и слабостей в комическом, смешном виде 4 буквы
- Стела — Каменный столб или плита с надписью или рельефным изображением, поставленные в качестве надгробья, в память о каком-либо событии и т. п 5 букв
- Медаль — Металлический знак, чаще круглой формы, с выпуклыми изображениями, за героизм, особые заслуги, в память события или лица. Различают лицевую, оборотную и грань стороны медали. Многие медали крепятся на колодку или планке. Такая колодка для медали может быть покрыта эмалью, или обтянута муаровой лентой определённой расцветки 6 букв
- Икона — В христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года 5 букв
- Пиктография — Древнейшая форма письменности: изображение предметов, событий и действий условными рисунками 11 букв
- Карикатура — Намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события (обычно графическое) 10 букв
- Надпечатка — (бонистика) дополнительно напечатанный текст либо графическое изображение на банкноте, ценной бумаге или других знаках оплаты после того, как они были отпечатаны. Исторически надпечатки применялись во многих целях: для указания доплаты, ограничения территории хождения, в ознаменование событий, в качестве контрольных отметок и др 10 букв
- Сюжет — Определённое событие, ситуация, изображенные на картине 5 букв
- Исторический — Как называется жанр изобразительного искусства, для которого характерны изображения событий истории 12 букв
- Цепной — На цепях, с цепями 6 букв
- Цепочка — Маленькая тонкая цепь N1, а также вообще изделие, имеющее вид цепи 7 букв
- Электрод — Проводник, посредством которого часть электрической цепи, образуемая проводами, соединяется с частью цепи, проходящей в неметаллической среде (жидкости, газе и др.) 8 букв
- Сопротивление — Элемент электрической цепи, позволяющий регулировать силу тока в цепи 13 букв
- Обида — Изначально: событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести. На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные переживания, и возможные реакции на событие 5 букв
- Гряда — Вытянутая в длину возвышенность; ряд, цепь небольших гор, холмов; цепь подводных камней. 5 букв
- Провод — 1 элемент электрической цепи служащий для соединения остальных частей цепи 6 букв
- Мемуары — Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий 7 букв
- Перипетия — Внезапное осложняющее событие (в драме или романе), а также смена, внезапные перевороты в ходе событий, в судьбе 9 букв
- Репортаж — Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению) 8 букв
- Сознание — (философия) состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях 8 букв
- Тревога — Отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий 7 букв
- Репортаж — Сообщение о местных событиях, о событиях дня 8 букв
- Репортаж — Материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции 8 букв
- Репортёр — Сотрудник СМИ, посланный на место событий и сообщающий в редакцию информацию «с места событий» 8 букв
- Легенда — Одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого 7 букв
- Летопись — Это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …», отсюда название 8 букв
- Анналы — С латыни это переводится как ежегодная запись событий. И действительно, в Риме в них ежегодно записывались важнейшие события истории. Что же это такое 6 букв
- Будущее — Часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но произойдут. Ввиду того, что события характеризуются как временем, так и местом, будущее занимает область пространственно-временного континуума 7 букв
- Великое — Что-либо, отмеченное знаменательным событием или событиями, значимое для кого-чего-либо 7 букв
- Сиквел — Фильм, повествующий о событиях, которые хронологически происходят после событий, описанных в предыдущем фильме, и продолжают историю 6 букв
- Деизм — Религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью 5 букв
- Мемуары — Разновидность документальной литературы, записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий 7 букв
wordparts.ru
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос «Цепь событий в произведении «, 6 (шесть) букв:
фабула
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова фабула
Определение слова фабула в словарях
Примеры употребления слова фабула в литературе.
Сочетать в одном художественном создании философские исповеди с уголовными приключениями, включить религиозную драму в фабулу бульварного рассказа, привести сквозь все перипетии авантюрного повествования к откровениям новой мистерии — вот какие художественные задания выступали перед Достоевским и вызывали его на сложную творческую работу.
По мере того как кинематограф становился наиболее популярной формой развлечения во всем мире, запас фабул и интриг, накопленный мировой беллетристикой, стал быстро истощаться.
И тут сильнее всего проявилось различие в разработке одной и той же фабулы у Вельтмана и у Гоголя.
Он хорошо видит, что Шекспир немало потрудился для того, чтобы сделать эту фабулу драматически интересной.
В более аристократической Ферраре, пытавшейся возродить некоторые рыцарские обычаи, Боярдо и Ариосто слили сюжетную схему каролингских поэм с композицией и колоритом бретонских романов и, введя в фабулу античные мотивы, создали на этой сложной основе новые, оригинальные произведения.
Магическая формула Александра Рыскина ТЕКСТ: Николай Фохт ФОТО: Михаил Соловьянов Саша Рыскин, я думаю, бизнесмен магический: успех его бизнеса зависит от того, насколько правильно Рыскин сюжет этого бизнеса сформулирует для себя и насколько складно фабулу и горячие подробности пршлого-текущего-будущего бизнеса изложит своим товарищам.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Вопрос с кроссворда: «цепь событий в произведении», по вертикали 6 букв, что за слово?
Подсказка:
Первая буква «ф».
Вторая буква «а».
Третья буква «б».
Четвертая буква «у».
Пятая буква «л».
Шестая буква «а».
Правильным ответом является слово: фабула
фабула
Что значит слово «фабула» в словаре?
(о лат. fabula — басня — рассказ), в художественном произведениицепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логическойпричинно-временной последовательности. В составе фабулы различаютэкспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Иногдафабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях. См.Сюжет.
(Большой Энциклопедический Словарь)
Все значения слова «фабула»
Другие вопросы в кроссвордах и сканвордах для слова «фабула»
- Сюжетная линия
- (фИБУЛА) пряжка, застежка для скалывания одежды
- Сюжетная основа романа
- Сюжетная схема событий
- Сюжет романа
- Сюжет в художественном повествовании
- Основа сюжета
- Сюжет рассказа
- Основа произведения
- Интрига произведения, сюжет
- Краткое изложение действий, проишествий в их последовательной связи
- Сюжетная канва повести
- Ход событий в романе
- Сюжетная линия повести, романа
- Сюжет
Смотрите также
- Морфемный разбор словосочетания «фабула»
- Фонетический разбор словосочетания «фабула»
- Синониму к словосочетанию «фабула»
- Ассоциации к словосочетанию «фабула»
- Сочетаемость словосочетания «фабула»
- Предложения со словосочетанием «фабула»
-
Как называется цепь событий которые развиваются в произведении
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
kaileon902
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика2 минуты назад
Помогите пожалуйста с задачей.
-
Математика12 минут назад
12. Чи можна дати здачу 2 грн 25 коп. монетами: 1) по 25 коп.; 2) по 50 коп.?
-
Математика17 минут назад
Даю 50 балов срочно
1/4 часть равна 60 -
Математика17 минут назад
Срочно вирішити логарифм
log0,5(4 — ) + log0,5( — 1) = -1 -
Биология17 минут назад
почему я не могу спать ночью,вот не идёт у меня ночной сон,это не бессонница я думаю,я незнаю что делать,я пытаюсь наладить сон но все время засыпаю все позже и позже
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика2 часа назад
Помогите пожалуйста !!!!
Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0
-
Алгебра4 часа назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20458
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка
Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.
Редактор,
куратор блога Band
Что такое сюжет художественного произведения
Сразу разведем понятия фабула и сюжет.
Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.
- Сюжет произведения
- это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.
–
Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.
Например, сказка про колобка.
Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.
Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.
Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.
Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.
Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга
Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.
Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:
1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.
2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.
3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.
4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).
5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.
6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.
7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.
8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.
Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов
Разберем её по элементам сюжета:
Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).
В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.
А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.
Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.
Дадим только парочку советов авторам:
– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.
– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.
Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.
Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?
Рекомендации по работе над завязкой:
– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.
– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.
На курсе
«Как писать прозу»
разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.
Фильм «Побег из Шоушенка» содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.
– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.
– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.
Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.
Все в том же «Побеге из Шоушенка» кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.
– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.
– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.
– В кульминации сталкиваются главный герой (антагонист) и его злейший враг (протагонист).
Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.
Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.
Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.
Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.
Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.
Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.
Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.
Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.
В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.
Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.
Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Сюжет
и фабула в литературном произведении.
Понятие о композиции
Сюжет (от
французского sujet —
предмет, содержание) — система событий,
составляющая содержание литературного
произведения. Иногда, кроме сюжета,
выделяют еще и фабулу произведения.
Сюжет
(от фр. sujet — предмет) — в литературе,
драматургии, театре, кино и играх — ряд
событий (последовательность сцен,
актов), происходящих в художественном
произведении (на сцене театра), и
выстроенных для читателя (зрителя,
игрока) по определённым правилам
демонстрации. Сюжет — основа формы
произведения.
В
предельно общем виде сюжет — это своего
рода базовая схема произведения, в
которую входит последовательность
происходящих в произведении действий
и совокупность существующих в нём
отношений персонажей. Обычно сюжет
включает в себя следующие элементы:
экспозицию, завязку, развитие действия,
кульминацию, развязку и постпозицию, а
также, в некоторых произведениях, пролог
и эпилог. Основной предпосылкой
развёртывания сюжета является время,
причём как исторический период действия,
так и течение времени в ходе произведения.
Понятие
сюжета тесно связано с понятием фабулы
произведения. В современной русской
литературной критике термином «сюжет»
обычно называют сам ход событий в
произведении, а под фабулой понимают
основной художественный конфликт,
который по ходу этих событий развивается.
Исторически существовали и другие,
отличные от указанного, взгляды на
соотношение фабулы и сюжета. В 1920-х годах
представителями ОПОЯЗа было предложено
различать две стороны повествования:
само по себе развитие событий в мире
произведения они называли «фабулой»,
а то, как эти события изображены автором
— «сюжетом».
Другое
толкование идёт от русских критиков
середины XIX века и поддерживалось также
А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли
сюжетом само развитие действия
произведения, добавляя к этому
взаимоотношения персонажей, а под
фабулой понимали композиционную сторону
произведения, то есть то, как именно
автор сообщает содержание сюжета. Легко
видеть, что значения терминов «сюжет»
и «фабула» в данном толковании, по
сравнению с предыдущим, меняются местами.
Фабула —
хронологическая последовательность
событий, описанных в произведении.
Известный пример несовпадения фабулы
и сюжета — лермонтовский роман «Герой
нашего времени». Если придерживаться
фабульной (хронологической)
последовательности, то повести в романе
должны были располагаться в другом
порядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла»,
«Фаталист», «Максим Максимович».
Фабула
— фактическая сторона повествования,
те события, случаи, действия, состояния
в их причинно-следственной, хронологической
последовательности, которые компонуются
и оформляются автором в сюжете на основе
закономерностей, усматриваемых автором
в развитии изображаемых явлений.
Первоначально
термин «фабула» имел значение — басня,
побасенка, сказка, то есть произведение
определенного жанра. В дальнейшем
термином «фабула» обозначают то, что
сохраняется как «основа», «ядро»
повествования, меняясь по изложению. А
отсюда — указанное вначале значение в
применении вообще к литературным
произведениям.
Композиция (от
латинского compositio —
составление, соединение) — построение
художественного произведения.
Композиция может быть организована
сюжетно (Л. Толстой «После бала») и
несюжетно (И. Бунин «Антоновские яблоки»).
Лирическое произведение тоже может
быть сюжетно (стихотворение Некрасова
«Размышления у парадного подъезда»,
для которого характерен эпический
событийный сюжет) и несюжетно (стихотворение
Лермонтова «Благодарность»).
Композиция
литературного произведения включает:
-
расстановку
образов-персонажей и группировку других
образов; -
композицию
сюжета; -
композицию
внесюжетных элементов: -
композицию
способов повествования (от автора, от
рассказчика, от героя; в форме устного
рассказа, в форме дневников, писем); -
композицию
деталей (подробности обстановки,
поведения); -
речевую
композицию (стилистические приемы).
Композиция
произведения зависит от его содержания,
рода, жанра и т. д.
Развитие
действия в художественном произведении
включает в себя несколько стадий:
экспозицию, завязку, кульминацию,
развязку, эпилог.
Композиция
в литературе –
это построение художественного
произведения, расположение его частей
в определенной системе и последовательности.
Но композицию нельзя рассматривать как
последовательность глав, сцен и т.д.
Композиция –
целостная система определенных способов,
форм художественного изображения,
обусловленная содержанием произведения.
Средства
и приемы композиции углубляют
смысл изображенного. Элементы или
части композиции:
описание, повествование, система образов,
диалоги, монологи персонажей, авторские
отступления, вставные рассказы, авторские
характеристики, пейзаж, портрет, фабула
и сюжет повествования. В зависимости
от жанра произведения в нем преобладают
специфические для него способы
изображения. Каждое произведение имеет
свою неповторимую композицию. Некоторым
традиционным жанрам присущи композиционные
каноны. Например, трехкратные повторы
и счастливая развязка в сказке, пятиактное
строение классической трагедии и драмы.
К примеру можно привести композицию
литературного произведения Булгакова
«Мастер и Маргарита». Это роман в романе.
Судьба автора отражается в судьбе
Мастера, судьба мастера – в судьбе его
героя Иешуа.
Экспозиция (от
латинского expositio —
изложение, объяснение) — предыстория
событий, лежащих в основе художественного
произведения. Обычно в ней дается
характеристика основных персонажей,
их расстановка до начала действия, до
завязки. Экспозиция мотивирует поведение
персонажей. Экспозиция может быть
прямой, то есть стоящей в начале
произведения, или задержанной, то
есть находиться в середине или конце
произведения. Например, сведения о жизни
Чичикова до его приезда в губернский
город даны в последней главе первого
тома «Мертвых душ» Гоголя. Задержанная
экспозиция обычно придает произведению
таинственность, неясность.
Завязка —
это событие, которое является началом
действия. Завязка или обнаруживает уже
имевшиеся противоречия, или сама
создает («завязывает») конфликты.
Например, завязкой в комедии Гоголя
«Ревизор» является получение городничим
письма, в котором сообщается о приезде
ревизора.
Кульминация (от
латинского culmen —
вершина) — наивысшая точка напряжения
в развитии действия, высшая точка
конфликта, когда противоречие достигает
своего предела и выражается в особенно
острой форме. Так, в драме Островского
«Гроза» кульминация — признание
Катерины. Чем больше конфликтов в
произведении, тем сложнее свести
напряжение действия только к одной
кульминации. Кульминация является самым
острым проявлением конфликта и в то же
время подготавливает развязку
действия.
Развязка —
исход событий. Это итоговый момент в
создании художественного конфликта.
Развязка всегда прямо связана с действием
и как бы ставит окончательную смысловую
точку в повествовании. Такова, например,
так называемая немая сцена в «Ревизоре»
Н. Гоголя, где «развязаны» все сюжетные
узлы комедии и дана завершающая оценка
характеров персонажей. Развязка может
разрешать конфликт (Фонвизин «Недоросль»),
но может и не устранять конфликтных
ситуаций (в «Горе от ума» Грибоедова, в
«Евгении Онегине» Пушкина главные герои
остаются в сложных ситуациях).
Эпилог (от
греческого epilogos —
послесловие) — всегда заключает
произведение. В эпилоге рассказывается
о дальнейшей судьбе героев. Например,
Достоевский в эпилоге «Преступления и
наказания» сообщает о том, как изменился
на каторге Раскольников.
Лирическое
отступление —
отклонение автора от фабулы, авторские
лирические вставки на темы, мало или
совсем не связанные с главной темой
произведения. Они, с одной стороны,
тормозят фабульное развития
произведения, а с другой — позволяют
писателю в открытой форме высказывать
свое субъективное мнение по различным
вопросам, имеющим прямое или косвенное
отношение к центральной теме. Таковы,
например, лирические отступления в
романе Пушкина «Евгений Онегин», в
«Мертвых душах» Гоголя.
2.
Фабула и сюжет.
Фабула
– фактическая сторона повествования,
те события, действия, состояния в их
причинно-хронологической последовательности,
которые уже компонуются автором в сюжете
на основе закономерностей, которые
видит автор в развитии изображаемых
явлений.
Сюжет
– цепь событий, воссозданная, выстроенная
автором в произведении, жизнь персонажей
в её пространственно-временных изменениях.
Фабула
– события, которые «как бы» произошли
в реальности, сюжет – то, как об этом
узнал читатель.