ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по литературе в 5 классе
I вариант
Часть 1
1. Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки.
Из далека — далеча чиста поля,
Выезжал старый казак да Илья Муромец.
1.Рассказ. 2. Сказка. 3. Былина. 4. Басня.
2. Продолжи определение. Сказка- это… .
1. Русская народная эпическая песня о богатырях.
2. Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.
3. Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
4. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Какой из сыновей в волшебных русских сказках выходит с честью из любых испытаний?
1. Младший; 2. средний; 3.старший.
4.Как называется созвучие концов стихотворных строк?
- ритм
- рифма
- размер
- строфа
5.Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов.
1. скороговорка 2.считалка 3. загадка 4.дразнилка
6.Восстанови пословицу.
Чтение – вот лучшее…
1.развлечение 2. учение 3. мышление 4.обучение
7.Среди перечисленных словосочетаний найди фразеологический оборот.
1.Русский язык. 2. Язык проглотить. 3. Язык птиц. 4. Иностранный язык
8. Назови автора, который написал «Денискины рассказы».
- В. Драгунский.
- Е.Чарушин.
- А.Гайдар.
- Н.Носов.
9.Кто из перечисленных авторов является поэтом?
- Б.Житков.
- В.Бианки.
- Л.Толстой.
- Н.Некрасов.
10.Соотнесите названия и типы сказок:
А |
«Сивка-бурка» |
1 |
Бытовые сказки |
Б |
«Заюшкина избушка» |
2 |
Волшебные сказки |
В |
«Каша из топора» |
3 |
Сказки о животных |
Часть 2
1.Как называется эта часть сказки?
Стали жить да быть – на славу всем людям.____________________________________
2. Продолжите ряд постоянных эпитетов из сказок:
хитрая лиса, добрый ____.
3. Определите жанр:
Баю-баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
___________________
4. Кто является автором фольклорных произведений? ___________________
5. Соотнесите название рода литературы с его особенностями.
1 |
драма |
А |
имеет повествовательную основу |
2 |
лирика |
Б |
предназначена для постановки на сцене |
3 |
эпос |
В |
основной жанр — стихотворение |
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по литературе в 5 классе
II вариант
1.Как называется данная часть сказки.
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
1.завязка
2.кульминация
3.концовка
4.запев
2. Какое из перечисленных произведений является басней?
- «Тема и Жучка» (Н. Гарин-Михайловский)
- «Мартышка и очки» (И. Крылов)
- «Лев и собачка» (Л. Толстой)
3. Что такое рассказ?
- небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения
- небольшое прозаическое произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя
- жанр фольклора, в котором вещи изображаются иносказательно (путем сравнения и пр.)
4.Как называется созвучие концов стихотворных строк?
- строфа
- размер
- рифма
- ритм
- Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов.
1. скороговорка 2. считалка 3. загадка 4. дразнилка
- Восстанови пословицу.
Чтение – вот лучшее…
1.развлечение 2. учение 3. мышление 4.обучение
- Среди перечисленных словосочетаний найди фразеологический оборот.
1.Русский язык. 2. Язык проглотить. 3. Язык птиц. 4. Иностранный язык
8. Назови автора, который написал рассказ «Живая шляпа»».
1.В. Драгунский.
2. Е.Чарушин.
3.А.Гайдар.
4.Н.Носов.
9. К какому жанру относится произведение И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»?
- басня
- сказка
- стихотворение
10. Соотнесите названия и типы сказок:
А |
«Волк и лиса» |
1 |
Бытовые сказки |
Б |
«Как мужик гуся делил» |
2 |
Волшебные сказки |
В |
«Гуси — лебеди» |
3 |
Сказки о животных |
Часть 2
1. Как называется эта часть сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве жил – царь, и было у него три сына.
2. Продолжите ряд постоянных эпитетов из сказок:
Красная девица , море __________
3.Определите жанр:
Катилось яблочко
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
__________
4. Кто является автором фольклорных произведений? ___________________
5. Соотнесите название рода литературы с его особенностями.
1 |
лирика |
А |
имеет повествовательную основу |
2 |
драма |
Б |
предназначена для постановки на сцене |
3 |
эпос |
В |
основной жанр — стихотворение |
1 вариант |
2 вариант |
||
Часть 1 |
Часть 1 |
||
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
5 |
1 |
5 |
1 |
6 |
2 |
6 |
2 |
7 |
2 |
7 |
2 |
8 |
1 |
8 |
4 |
9 |
4 |
9 |
1 |
10 |
А-2 Б-3 В-1 |
10 |
А-3 Б-1 В-2 |
Часть 2 |
Часть 2 |
||
1 |
концовка |
1 |
зачин |
2 |
молодец |
2 |
синее |
3 |
колыбельная |
3 |
считалка |
4 |
народ |
4 |
народ |
5 |
1-Б 2-В 3-А |
5 |
1-Б 2-В 3-А |
-
как называется эта композиционная часть сказки: стали жить поживать на славу людям.
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
emmaleehobbs235
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика2 минуты назад
Помогите пожалуйста с задачей.
-
Математика12 минут назад
12. Чи можна дати здачу 2 грн 25 коп. монетами: 1) по 25 коп.; 2) по 50 коп.?
-
Математика17 минут назад
Даю 50 балов срочно
1/4 часть равна 60 -
Математика17 минут назад
Срочно вирішити логарифм
log0,5(4 — ) + log0,5( — 1) = -1 -
Биология17 минут назад
почему я не могу спать ночью,вот не идёт у меня ночной сон,это не бессонница я думаю,я незнаю что делать,я пытаюсь наладить сон но все время засыпаю все позже и позже
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
UCHEES.RU — помощь студентам и школьникам
Как называется эта композиционная часть сказки? Стали жить да быть-** славу всем людям
В 21:56 поступил вопрос в раздел Литература, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Как называется эта композиционная часть сказки?
Стали жить да быть-на славу всем людям
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Литература». Ваш вопрос звучал следующим образом:
Как называется эта композиционная часть сказки?
Стали жить да быть-на славу всем людям
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
Эта композиционная часть сказки называется конец
——————-
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
Кириллова Майя Богуславовна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 53 340 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
2020 — 2021 — UCHEES.RU
14
Как называется эта композиционная часть сказки? Стали жить да быть-на славу всем людям
1 ответ:
0
0
Эта композиционная часть сказки называется конец
Читайте также
Основная мысль этой поэмы- показать необыкновенную внутреннюю и внешнюю красоту, который обладал главный герой. он борец с несправедливостью и рожден для свободы. он просил похоронить его в саду, дабы хотя бы после смерти быть на свободе, но самое главное — оттуда был виден родной для него Кавказ.
Книги Л.Каминского<span> всегда отличались легкостью изложения и остроумием. Я рекомендую эти книги в качестве отличного воспитателя и даже учителя.
</span>Несмотря на то, что Леонид Каминский<span> высмеивает
и выставляет напоказ все плохие привычки детей, сквозь строчки
рассказов чувствуется огромная любовь к своим юным читателям. Ведь для
того-то он и пишет о недостатках, чтобы дети могли их увидеть воочию со
стороны и узнать себя в главных героях. И конечно же осознать что такое
хорошо, а что такое плохо.</span>
<span>Печорин — это особенный, не похожий на других человек. Он индивидуален, у него множество своих, очень редких особенностей. Он независим, живет своей жизнью, в своем мире. Это доказывает его встреча с Максимом Максимычем. Печорин — самолюбивый человек. Иногда проявляет себя как эгоист, иногда как благородный человек, поэтому очень трудно судить, каким был этот герой. Ему все опротивело, ему скучно, он не видит смысла жизни. Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка — он выставляет на посмешище кого захочет. При желании он может достигнуть всего, чего пожелает (“Княжна Мери”). В каких-то случаях он даже жесток, и это хорошо видно на дуэли с Грушницким. Но при всех этих качествах Печорин может быть замечательным другом (доктор Вернер). “Герой нашего времени” видит только одного человека, который, по его мнению, достоин его, и этот человек — женщина. Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. И вместе с ней Печорин теряет часть своей души, часть самого себя. Наверное, дальнейшая жизнь представляется ему пустой, глупой и бессмысленной. А если у человека нет того, для чего стоит жить, то этот человек никогда не будет счастлив.</span>
Все умерли вот все….
Костылин был умным и по этому пытался сбежать и у него получилось.Он был промышленным человеком он ходил высмаьривал места как сбежать.
Знания.нет
Войти
Зарегистрироваться
Войти
Зарегистрироваться
-
Все предметы
-
Математика
-
Литература
-
Алгебра
-
Русский язык
-
Геометрия
-
Английский язык
-
Химия
-
Физика
-
Биология
-
Другие предметы
-
История
-
Обществознание
-
Окружающий мир
-
География
-
Українська мова
-
Информатика
-
Українська література
-
Қазақ тiлi
-
Экономика
-
Музыка
-
Право
-
Беларуская мова
-
Французский язык
-
Немецкий язык
-
МХК
-
ОБЖ
-
Психология
-
Оʻzbek tili
-
Кыргыз тили
-
Астрономия
-
Физкультура и спорт
-
Литература
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Как называется эта композиционная часть сказки?
Стали жить да быть-на славу всем людям
tregubovanata
8 лет назад
Ответ
Ответ дан
Kishaeva
эта композиционная часть сказки называется конец
Ответы и объяснения
- tregubovanata
Не тот ответ, который тебе нужен?
Найди нужный
По всем вопросам пишите на — [email protected]
Для проведения в конце года промежуточной аттестации по литературе я использую 4 варианта, составленные по учебнику для 8 класса.
Среди заданий вопросы по фольклору (загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины), басни, лирические произведения, сказы Н. Лескова и П. Бажова, рассказ Л.Н. Толстого «Поссле бала».
Итоговая работа по литературе
ВАРИАНТ 1
- Отгадайте загадку (тема — «Природа»).
1) Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур посчитать.
2) Не зверь, не птица,
Нос, как спица,
Летит — кричит,
Сядет — молчит.
Кто его убьет —
Свою кровь прольет.
- Определите, где пословица, а где поговорка.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
в) Лес рубят — щепки летят.
- Как называется эта композиционная часть сказки?
Стали жить да быть — на славу всем людям.
- Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.
Конь бежит, земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в правое ухо залез — оделся, выскочил в левое — молодцом сделался, вскочил на коня, поехал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал!
- Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле? Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да подметывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешки на сошке булатные,
Присошничек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
- Определите размер стихотворения. Какими выразительными средствами создается образ?
Афанасий Фет
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
- Почему данный фрагмент из «Каменного цветка» П. Бажова можно назвать сказом?
Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него — кому любо.
Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.
— Пойдет такое — берегись! Это хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет.
- Какое чувство вызывает у читателя персонаж данного отрывка? Какими средствами баснописец добивается подобного эффекта? Назовите части басни.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,-
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет», — говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная!»- примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
_____
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
- Сопоставьте предложенные отрывки из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Чем они похожи и чем отличаются? Какой принцип использует писатель для построения своего рассказа?
Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что и без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было все с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках (…) [я] видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею…
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его (…)
При каждом ударе наказываемый как бы удивляясь поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали (…) Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это было тело человека.
Итоговая работа по литературе
ВАРИАНТ 2
- Отгадайте загадку (тема — «Природа»).
1) Висит сито,
Не руками свито.
2) Кто над нами
Вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится?
- Определите, где пословица, а где поговорка.
а) До слова крепись, а давши слово, держись.
б) Под лежачий камень вода не течет.
в) Двое пашут, а семеро руками машут.
- С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?
- По отрывку из сказки определите, к какой группе она относится, попробуйте в словах героев найти ее название. Какие особенности помогли вам определить вид сказки?
Старуха загнала скотину, пришла в избу и говорит:
— Загадаю я вам, служивые, загадку.
— Загадай, бабушка!
— Слушайте: в Печинске-Горшечинске, под Сковородинском, сидит Петухан Куриханыч.
— Эх, старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Петухан Куриханыч, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка вот, бабушка, нашу загадку.
- Чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича.
- 6. Определите размер стихотворения. Какими выразительными средствами создается образ?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
- Какой человек, по вашему мнению, рассказывает историю о Левше? Опишите его. Обратите внимание на особенности речи рассказчика: переиначенные иностранные слова и названия, неизвестные малообразованному человеку; просторечные слова и выражения.
На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную.
Приезжают в пребольшое здание — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под Балдахином стоит Аболон полведерский.
(…) Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит.
- Что такое басня? Перечислите ее характерные черты.
а) Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
б) А как бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
в) Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
- Сопоставьте предложенные отрывки из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Чем они похожи и чем отличаются? Какой принцип использует писатель для построения своего рассказа?
Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что и без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было все с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках (…) [я] видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею…
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его (…)
При каждом ударе наказываемый как бы удивляясь поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали (…) Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это было тело человека.
Итоговая работа по литературе
ВАРИАНТ 3
- Отгадайте загадку (тема — «Природа»).
1)Два братца в воду глядятся —
Никогда не сойдутся.
2)Никто не пугает,
А она вся дрожит.
- Определите, где пословица, а где поговорка.
а) Терпенье и труд все перетрут.
б) На чужом хребте легко работать.
в) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- По приведенному отрывку определите, к какой группе сказок относится данная сказка «Солдат и черт», назовите еще несколько сказок этой же группы.
Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать.
— Хоть бы, — говорит, — черт меня туда снес! А он тут как тут.
— Ты, — говорит, — меня звал?
— Звал.
— Изволь, — говорит, — давай в обмен душу!
— А как же я службу брошу, как с часов сойду?
— Да я за тебя постою.
- Как называется эта композиционная часть сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына.
- Какие исторические места и лица упоминаются в былине «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»? Какие качества Ильи Муромца вам кажутся главными?
- Чем стихи отличаются от прозы? С помощью повторения каких звуков Ф.И. Тютчев помогает услышать раскаты грома? Как называется такой приём? Определите размер стихотворения.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
<1828>, начало 1850-х годов
- Прочитайте фрагмент из сказа П. Бажова «Каменный цветок». Перечислите особенности стиля рассказчика.
Вот на другой день и пошел туда Данилушко. Горка хоть небольшая, а крутенькая. С одной стороны и вовсе как срезано. Глядельце тут первосортное. Все пласты видно, лучше некуда.
Подошел Данилушко к этому глядельцу, а тут малахитина выворочена. Большой камень — на руках не унести — и будто обделан вроде кустика. Стал оглядывать Данилушко эту находку. Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется… Ну, все, как есть… Обрадовался Данилушко, скорей за лошадью побежал, привез камень домой, говорит Прокопьичу:
— Гляди-ко, камень какой! Ровно нарочно для моей работы. Теперь живо сделаю. Тогда и жениться. Верно, заждалась меня Катенька. Да и мне это не легко. Вот только эта работа меня и держит. Скорее бы ее кончить!
Ну, и принялся Данилушко за тот камень. Ни дня, ни ночи не знает. А Прокопьич помалкивает. Может, угомонится парень, как охотку стешит. Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки — все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то говорит — живой цветок-от хоть рукой пощупать. Ну, а как до верху дошел — тут заколодило. Стебелек выточил, боковые листики тонехоньки — как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то… Не живой стал и красоту потерял.
- Каких баснописцев Вы знаете? Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении?
— Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука.
— А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
- Сопоставьте предложенные отрывки из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Как вы думаете, почему Л. Толстой делает рассказчиком прямого участника событий? Можно ли согласиться, что Иван Васильевич в последующей жизни «никуда … не годился»?
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в это время весь мир своей любовью. Я любил хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство…
Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать.
А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался до дока и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал все опять и вскочил.
…. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки.
Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта (…) это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.
Итоговая работа по литературе
ВАРИАНТ 4
- Отгадайте загадку (тема — «Природа»).
1)Серое сукно
Тянется в окно.
2)У кого глаза на рогах,
А дом на спине?
- Определите, где пословица, а где поговорка.
а) Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
б) На чужом хребте легко работать.
в) Люди жать, а мы на солнышке лежать.
- Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.
Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась — всем на диво! Махнула правой рукой — стали леса и воды, махнула левой — стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала — ничего не стало.
- Перечислите волшебные предметы из народных сказок.
- Когда появились былины? Кто их герои? Перечислите имена уже известных вам богатырей. С какими их подвигами вы знакомы?
- Определите размер стихотворения. Какими выразительными средствами создается образ? В чем своеобразие звукозаписи данного стихотворения?
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…
Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
- Чем отличается сказовая манера П. Бажова «Каменный цветок» от обычного рассказа или сказки?
Данилушко тут и сна лишился. … Вспомнил опять разговоры о малахитовом цветке. Так его и потянуло: «Не сходить ли последний раз к Змеиной горке? Не узнаю ли там чего?» — и про камень припомнил: «Ведь как положенный был! И голос на руднике-то… про Змеиную же горку говорил».
… Глядит — у одной стены камень-серовик, вроде стула. Данилушко тут и сел, задумался, в землю глядит, и все цветок тот каменный из головы нейдет. «Вот бы поглядеть!»
Только вдруг тепло стало, ровно лето воротилось. Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка. По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал. Только и то думает:
«Может, мне это кажется, а на деле никого нет». Сидит — молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом и спрашивает:
— Ну, что Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
— Не вышла, — отвечает.
— А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.
— Нет, — отвечает, — не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
- Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении? Из каких они басен?
— Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
— У сильного всегда бессильный виноват.
- Сопоставьте предложенные отрывки из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Подумайте, что или кто остается неизменным в обеих частях рассказа. Какое впечатление на героя это производит?
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в это время весь мир своей любовью. Я любил хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство…
Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать.
А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался до дока и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал все опять и вскочил.
…. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки.
Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта (…) это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.