Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 119
1. Какие сказки называем мы писательскими или литературными? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?
Писательскими или литературными мы называем сказки, которые написаны автором, писателем-сказочником.
Главное отличие этих сказок от народных как раз и заключается в наличии у них автора.
Но не только.
Литературные сказки изначально записаны на бумаге, их сюжет неизменен. В них сказочные мотивы могут смешиваться с реальной жизнью. Действие таких сказок может происходить в обычном для нас мире с обычными людьми, которые попадают в сказочные ситуации и сталкиваются со сказочными персонажами.
Сближает литературные и народные сказки то, что в них исповедуется один принцип — торжество добра. Они учат честности, доброте отзывчивости, всем положительным качествам человека, и высмеивают его отрицательные качества.
2. Какие литературные сказки вы читали и кто их авторы?
В школьной программе мы в предыдущие годы познакомились со следующими литературными сказками русских писателей:
- Пушкин А. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне».
- Бианки В. «Сова», «Мышонок Пик», «Приключения муравьишки».
- Заходер Б. «Винни-Пух и все, все, все».
- Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки».
- Гаршин. В. «Лягушка-путешественница».
- Одоевский В. «Мороз-Иванович», «Городок в табакерке».
- Ершов П. «Конёк-Горбунок».
- Лермонтов М. «Ашик-Кериб».
- Аксаков С. «Аленький цветочек»
- Бажов П. «Серебряное копытце».
- Жуковский В. «Спящая царевна».
Самостоятельно я прочитала такие сказки русских писателей:
- Толстой А. «Приключения Буратино».
- Носов Н. «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе».
- Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
- Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Меховой интернат», «Школа клоунов».
- Александрова Т. «Домовёнок Кузя».
- Прокофьева С. «Приключения жёлтого чемоданчика», «Ученик волшебника».
- Гераскина Л. «В стране невыученных уроков».
- Губарев В. «Королевство кривых зеркал».
- Каверин В. «Лёгкие шаги».
- Козлов С. «Ёжик в тумане».
- Крюкова Т. «Чудеса не понарошку».
- Лагин Л. «Старик Хоттабыч».
Ганс Христиан Андерсен
Датский прозаик и поэт — автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Его перу принадлежат «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многие другие произведения.
Сказочник постоянно боялся за свою жизнь: Андерсена пугала вероятность ограбления, укуса собаки. Больше всего писатель опасался огня. Из-за этого автор «Гадкого утёнка» всегда носил с собой верёвку, с помощью которой в случае пожара можно было выбраться через окно на улицу.
Также Андерсена всю жизнь мучил страх отравления. Есть легенда, согласно которой дети, любившие творчество датского сказочника, купили подарок своему кумиру. По иронии ребята прислали Андерсену коробку шоколадных конфет. Сказочник ужаснулся, увидев подарок детей, и переслал его своим родственникам.
Ганс Христиан Андерсен. (nacion.ru)
В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена. Связано это с тем, что в ранней автобиографии сам автор писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек. Только принц. Дружба Андерсена с Фритсом, согласно фантазии сказочника, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего, и он был единственным, за исключением родственников, кто был допущен к гробу покойного Фредерика VII.
Шарль Перро
Перро был членом Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Когда в Европе господствовала точка зрения, согласно которой все лучшие произведения создали во времена Античности и можно лишь копировать великие образцы, именно молодой Перро смело заявил обратное. «За что так уважать древних? Только за древность? Мы сами — древние, потому что в наше время мир стал старше, у нас больше опыта», — так рассуждал в работе «Сравнение древних и современных» член научной Французской академии. В биографической книге «Знаменитые люди Франции XVII столетия» Перро доказывал гениальность таких личностей, как Рене Декарт, Мольер и Ришельё.
Однако всемирную известность и признание потомков принесли ему не серьёзные книги, а прекрасные сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Красная шапочка», «Спящая красавица».
Портрет Шарля Перро, 1671−1672 гг. Филипп Лальмант. (Версаль)
Свои сказки Перро издал не под собственным, а под именем своего 19-летнего сына Перро д’Арманкура. Дело в том, что в культуре 17-го века во всей Европе, а особенно во Франции, господствовал классицизм. Это направление предусматривало жёсткое деление на «высокие» и «низкие» жанры. Можно предположить, что писатель скрывал имя, чтобы уберечь свою уже сложившуюся литературную репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром сказки.
Из-за этого факта уже после смерти Перро постигла участь Уильяма Шекспира и Михаила Шолохова: его авторство начали оспаривать литературоведы. Но общепринята до сих пор версия о самостоятельном авторстве Перро.
Братья Гримм
Братья Гримм, Якоб и Вильгельм, — исследователи немецкой народной культуры и сказочники. Они родились в городе Ханау. Долгое время жили в городе Кассель. Изучали грамматику германских языков, историю права и мифологию.
Такие сказки братьев Гримм, как «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» и «Рапунцель» известны всему миру.
Братья Гримм. (history-doc.ru)
Для немцев этот дуэт — олицетворение исконно народной культуры. Писатели собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Также братья Гримм создали книгу о германском средневековье «Немецкие легенды».
Именно братья Гримм считаются основателями немецкой филологии. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка.
Павел Петрович Бажов
Писатель родился в городе Сысерть Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Окончил духовное училище Екатеринбурга, а позже Пермскую духовную семинарию.
Был педагогом, политработником, журналистом и редактором уральских газет. Стал автором нескольких очерков о быте простых уральских людей. Бажов говорил: «Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану!».
Павел Петрович Бажов. (pinterest.com)
В 1939 году был издан сборник сказок Бажова «Малахитовая шкатулка». В 1944 году он был опубликован в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947-м — в Париже. Сборник переведён на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям Библиотеки им. Ленина, — на 100 языков.
В Екатеринбурге находится дом-музей Бажова, посвящённый жизни и творческому пути писателя. Именно здесь автор «Малахитовой шкатулки» написал все свои произведения.
Астрид Линдгрен
Сказочные произведения Линдгрен близки к фольклору, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни. Астрид — автор ряда всемирно известных книг для детей, в их числе «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и «Пеппи Длинный чулок». На русском языке её книги стали известны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.
Астрид Линдгрен. (wbkids.ru)
Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям. «Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», — решительно заявляла Астрид.
Писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества.
В 1958 году Линдгрен получила медаль Ганса Христиана Андерсена, которую приравнивают к Нобелевской премии в детской литературе.
Редьярд Киплинг
Киплинг, известный писатель, поэт и реформатор, родился в Бомбее (Индия). В возрасте 6 лет его привезли в Англию, то время он называл позже «годами страдания». Когда писателю было 42 года, ему присудили Нобелевскую премию. До сих пор он остаётся самым молодым лауреатом в своей номинации. Также он стал первым англичанином, который получил Нобелевскую премию по литературе.
Киплинг. (wikipedia.org)
Наиболее известная детская книга Киплинга — «Книга Джунглей», главным героем которой стал мальчик Маугли. Также приобрели популярность и другие сказки: «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Откуда у верблюда горб?», «Как леопард получил свои пятна». Все они повествуют о далёких странах и навеяны воспоминаниями об Индии.
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 12 имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича городского округа Самара
Российская Федерация, . Самара, ул. Красноармейская, 93-А
Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru
VII городские Поволжские чтения
«Профессиональное самоопределение: познание, творчество, наука»
Секция «Мой выбор профессии»
Тема «Профессия писатель-сказочник»
Выполнила: Михайлова Вероника Игоревна,
ученица 1 «В» МБОУ Школы №12 г.о. Самара
Руководитель: Зуева Ирина Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ Школы №12 г.о.Самара
Самара-2018
Содержание
Введение………………………………………………………….…………………..3
Глава 1………………………………………………………………………………..4
Писатель – профессия или призвание?…………………………………………………4
Сказка. Особенности жанра…………………………………………………5
Приемы мастерства………………………………………………………….8
Выводы по главе 1……………………………………………………………9
Глава 2………………………………………………………………………………..10
2.1. Сказка «Какого цвета зима?»…………………………………………………..10
2.2. Выводы по главе 2……..………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………15
Библиография…………………………………………………………………………16
Приложения…………………………………………………………………………..17
Введение
Писатель – профессия необычная и интересная. Она дает возможность увести читателя в придуманный мир или рассказать о жизни людей и животных.
Детям особенно нравятся сказки, поэтому цель моей работы – познакомиться с профессией писателя-сказочника.
Для этого нужно решить следующие задачи:
— узнать, чем сказка отличается от других жанров;
— изучить приемы сказочного мастерства;
— самой написать сказку;
— оценить, подходит ли мне профессия писатель-сказочник.
Методы исследования:
— изучение литературы и материалов Интернет;
— анализ и сравнение сказок;
— сочинение сказки.
Объект исследования – профессия писатель-сказочник.
Предмет исследования – способы создания сказки.
Глава 1
Писатель – профессия или призвание?
Писатель – человек, который создает тексты и зарабатывает этим себе на жизнь.
Человек, который выбирает для себя профессию писателя, должен иметь богатую фантазию. Он должен грамотно писать, иметь большой словарный запас и уметь передавать словами эмоции.
Существуют специальные литературные институты, в которых учат профессиональным приемам и правилам построения текстов.
Но, чтобы стать настоящим писателем диплома недостаточно, для этого нужно призвание.
Сказка. Особенности жанра
Сказки существуют с древнейших времен. Сначала их пересказывали друг другу, позже стали записывать.
Чем сказка отличается от других произведений?
Сказка – это придуманная история, в ней происходит то, чего не бывает в обычной жизни. В сказке могут разговаривать животные и птицы, оживают предметы и даже происходят чудеса.
Сказка должна быть интересной, необычной. Добро в ней всегда побеждает зло.
Еще сказка воспитывает, учит дружбе, смелости, честности.
Различают три типа сказки:
— волшебную;
— бытовую;
— сказку о животных.
Каждый из этих типов имеет свои особенности.
Волшебные сказки вызывают восхищение добрым героем и осуждают злодея.
В таких сказках:
— герой борется с волшебной силой (героические);
— герой борется с барином, с царём (социально–классовые);
— ссора происходит в семье (семейная).
Герои делятся на заступников, злодеев, страдальцев, помощников.
Общие особенности волшебных сказок:
— наличие фантастики, волшебства и чуда;
— встреча с волшебными силами;
— красочное описание того, что происходит.
Примеры волшебных сказок: «Иван-царевич и серый волк», «Золушка».
Бытовые сказки высмеивают плохие черты характера человека, хвалят ум и находчивость.
Бытовые сказки делятся на следующие типы:
— сказки — состязания;
— сказки – насмешки.
А основе бытовой сказки — необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений, фантастика практически отсутствует.
Но имеет место чудесное допущение:
— герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
— вместо волшебства используется смекалка;
— реальные жизненные ситуации имеют необычное решение;
— положительный герой — иронический удачник;
— широкое использование диалога (разговора).
Герои: обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин).
Примеры: «Каша из топора», «Сказка о попе и работнике его Балде».
Сказки о животных высмеивают плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.
Сказки о животных изображают:
— борьбу хищников между собой;
— борьбу слабого зверя с хищником;
— борьбу человека со зверем.
Герои этих сказок – животные.
Общие особенности:
— по традиции: лиса должна быть хитрая, а волк – глупый и т.п.:
— характер человека переносится на характер животных;
— конфликты отражают отношения людей в обычной жизни;
— широкое использование диалогов;
— мало эпизодов, быстрота действия.
Примеры сказок о животных: «Лиса и Тетерев».
Поскольку сказки о животных самые простые для понимания, их читают дошколятам. А самым маленьким рассказывают сказки о животных, в которых один о тот же эпизод много раз повторяется, например, «Теремок», «Репка», «Колобок».
Приемы сказочного мастерства
Писательская деятельность — это творческий процесс со своими особенностями и хитростями.
Сказка начинается с зачина, затем идет повествование, завершается концовкой.
В народных сказках часто применяется присказки.
В начале: в некотором царстве, в некотором государстве.
В повествовании: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; утро вечера мудренее.
В конце: и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало; вам сказка, а мне бубликов связка; стали жить-поживать, да добра наживать.
Чтобы текст был интересным, используют следующие литературные приемы:
Эпитеты — красочные слова, которые позволяют выражению стать ярче, красочнее. Например, девушка красоты невиданной, сила богатырская, подвиг героический, травы шелковые, цветы лазоревые.
Метафоры – сравнение одного предмета с другим, но употребляемое в переносном смысле. Например, стальные нервы, глаза на лоб полезли.
Олицетворение – выражение или слово, которым неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых. Например, вьюга воет, мороз разукрасил, солнце приласкало.
Для сказок характерно также:
Использование волшебных предметов – волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, ступа летающая, сапоги-скороходы, меч-кладенец, шапка-невидимка, говорящее зеркало и другие.
Существование говорящих животных и растений – золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке), яблонька (Гуси-лебеди), конек-горбунок, серый волк (Иван-царевич и серый волк), щука (По щучьему веленью).
Применение числовой магии – три девицы под окном, три сына, семеро козлят, тридевятое царство, тридесятое государство, за семь морей, три поросенка.
Выводы по главе 1.
Чтобы стать писателем-сказочником нужно иметь призвание и знать профессиональные приемы создания сказок.
Сказка должна быть необычной, доброй, поучительной.
Выделяют сказки волшебные, бытовые и о животных.
Чтобы текст сказки был красивым применяют эпитеты, метафоры, олицетворение; используют числовую магию, волшебные предметы, говорящие животные и растения.
Глава 2
2.1. Сказка «Какого цвета зима?»
Наступил первый зимний месяц – декабрь. Было холодно, но снег еще не выпал. Пропали яркие летние краски, исчезли цветы и зелень. Осенние краски тоже ушли.
Черный цвет торжествовал: «Пришло мое время! Я буду властвовать всю зиму!»
Белый цвет возразил: «Главный цвет зимы – белый, цвет снега!»
Черный и белый цвет начали борьбу, смешались в драке и получился серый цвет, который покрыл всю землю кроме волшебного леса.
Рис.1. Краски смешались. Михайлова Вероника.
Остальные краски поспешили укрыться в волшебном лесу. Они очень боялись тоже потерять свой цвет.
Лес сопротивлялся серой мгле, но его силы начали слабеть. Краски срочно принялись за дело: зеленый цвет освежил краску на елях и соснах, красный нарумянил плоды рябины, оранжевый и коричневый разожгли костер. Лес стал лучше прежнего! Уставшие краски собрались вокруг костра и уснули.
Рис.2. Волшебный лес. Михайлова Вероника.
Утром они увидели, что цветной осталась только полянка, где они ночевали. Краски поняли, что нельзя больше ждать, надо действовать! Победить серый цвет могут только они. Краски должны объединить свои силы.
Но голубой цвет очень боялся. Он говорил: «Я такой светлый и нежный, что обязательно исчезну, смешавшись с серой краской!» Другие цвета сказали: «Если ты не пойдешь с нами, то дети никогда не увидят голубое небо и море, а голубые глаза навсегда останутся серыми! Не бойся, дружба всегда побеждает!»
Краски отважно направились к опушке леса. Когда они ступили на маленький мостик, произошло чудо! Мостик окрасился всеми цветами, начал расти и перекинулся над землей. Серый цвет отступил.
Оглядываясь назад, краски увидели, что все обрело свой цвет.
Под голубыми небесами белели снега, зеленые ели нарядились в разноцветные новогодние украшения, снеговик хвастался оранжевым носом-морковкой.
Но чего-то не хватало. Стоп! Кто нарисует глаза-угольки снеговику? Кто раскрасит серый дым от печки? Кто обозначит темной полосой дорогу?
Краски закричали: «Черный цвет! Серый цвет! Оставайтесь с нами. Вам тоже найдется зимой место. Вы тоже нужны».
Темные цвета с радостью вернулись. Снеговик подмигнул черным глазом и гордо поправил серое ведро на голове.
Оказывается, зима РАЗНОЦВЕТНАЯ!!!
Рис.3. Снеговик. Михайлова Вероника.
2.2. Выводы по главе 2
Идея написать сказку появилась перед Новым годом. Предпраздничное настроение и увлечение живописью подсказало основной сюжет.
Во время сочинения сказки продумывались отдельные эпизоды.
Потом текст перечитывался, добавлялись новые детали.
Написанная сказка «Какого цвета зима?» относится к типу волшебных сказок. Положительный герои – это краски разных цветов, которые борются с волшебной силой черной краски поглощать другие цвета.
Черная краска — злодей, белая краска – борец-жертва, остальные краски -помощники, защитники.
Сказка учит дружить, вместе решать проблему, не только ради своего спасения, но и ради спасения красоты на Земле.
В сказке происходит чудо, обычный мостик превращается в волшебный и, конечно, добро побеждает зло!
Дополнительно подготовлено несколько иллюстраций к сказке. Они выполнены в технике «графика».
Заключение
При подготовке работы я узнала какими профессиональными качествами должен обладать писатель-сказочник, изучила какие литературные приемы используют при написании сказок.
Но на деле написать сказку оказалось не так просто.
Трудно было подобрать слова, чтобы понятно для других описать свою фантазию. Особенно сложным был эпизод с чудом, от которого все обрело свой цвет. Как его описать?
Я рассказываю маме: «Краски смело вышли из леса и … все обрело свой цвет!».
Мама спрашивает: «А что произошло? Краски дунули, плюнули, взмахнули волшебной палочкой?!»»
Я машу руками, пытаюсь показать, как все происходило в моем воображении! Волшебные палочки и заклинания использовались уже в других сказках, нужно было придумать что-то новое.
Сочинять сказку мне понравилось, это интересно, весело. Приятно было подарить сказку бабушкам, прочитать младшему брату и поделиться с друзьями.
Мои одноклассники поддержали меня и нарисовали иллюстрации к сказке, которые размещены в приложении к работе.
Библиография
Литературные приемы писателя \
Поэтика волшебных сказок \
Профессия «Писатель» \
Сказки. Особенности жанра. Как написать сказку \
Приложения