Как называется рассказ бунина где он вспоминает чудесные годы своего детства



Образ детства в творчестве писателя в значительной степени является образ-памятью. Аспект воспоминаний доминирует в художественном мире творческой личности писателя. Центральное положение памяти в его образе детства связано с концентрацией эмоционального мира, который порождает воспоминания о детстве и юности через объективный, душевный и духовный мир взрослого и ребенка. Печаль прошлого детства появляется в поэтических образах Бунина уже в его ранних работах. Он вспоминает детские радости, веселья и печалей, муки одиночества. В «памяти сердца» детства есть образы родителей, наставников, отношение писателя к ним. Бунин передает настроения и чувства прошлых лет через воспоминания героев. Важную роль в раскрытии образа детства играет память. На страницах его рассказов мы видим героев разного возраста — от мальчиков и девочек до стариков, которые живут в своем возрасте. Поэтому, по-видимому, и была оригинальная структура историй, посвященных замечательным натурам от людей. Писатель, как правило, обращает внимание на два состояния героев: яркие мечты о молодежи и умирающую память о них. В работах Бунина многие изображения природы, местной и крестьянской жизни, религиозные мотивы, социальные и гражданские суждения даются через восприятие ребенка, точнее, через воспоминание о видении и восприятии их ребенка. Проблема формирования личности (восприятие Бога, природы, родины, семьи), соотношение природных задатков с воспитанием, образованием, домашним и социальным окружением волновали писателя еще в раннем творчестве [Пращерук 2012: 93].

Изоляция и идеальность бунинского мира детства стали основой его эстетической «экскреции» в памяти. Герои-дети также являются одним из аспектов образа детства в наследии Ивана Бунина. Судьба, внешность, взгляды на жизнь крестьянских детей в бунинских рассказах представлены как концентрированное выражение мыслей писателя о специфике русской жизни в целом. Страдания детей, лишенных детства, можно назвать одним из важных аспектов образа детства, а также счастливым детством счастливых родителей и восхищением героя ребенка в разы, о чем помнит Бунин. Герои-дети показаны как достаточно сильные и стабильные натуры, способные выжить в самых суровых условиях (рассказы «Танька», «Клаша», Аглая), приспосабливаются к ним и видят красоту мира, его уникальность и наслаждаются им. Изображая героев-детей из низких сословий, Бунин также подчеркивает, неосмысленность (рассказ «Слон»), отчасти «первобытность» или «животность» их существования с единственной заботой о еде (рассказ «Танька»), и все же сохраняющих в глубинах сердца духовную составляющую человека [Благасова 2001: 74].

Воспоминание стало одним из ведущих способов авторского самовыражения и необходимой гранью в создании образа детства. В своем творчестве художник стремился сохранить «память детства» как память сердца, придавая ей доминирующее значение и в прозе, и в стихах. Об этом, например, строки из стихотворения «При свече» (1908 г.): «Сердцем помню только детство: все другое — не мое» (Бунин 2002: 36).

Образ детства раскрывается (в неразрывной связи с темами семьи, дома, в провинциальной русской жизни) в элегических воспоминаниях: Ту звезду, что качалася в темной воде.».., «Мать», «В первый раз», «Матери», «Детская» — и другие произведения, созданные писателем на протяжении большей части его карьеры (с начала 1890-х годов). По мнению исследователей, образ «домашней колыбели», в которой прошло детство, для поэзии Бунина, определяет «концепцию человеческой жизни лирического героя». В стихах «И снилося мне, что осенней порой.».. (1893 г.) форма сна-воспоминания усиливает мотивы грусти и утраты: «Искал я отцом посаженную ель, тех комнат искал, где сбиралась семья, Где мама качала мою колыбель и с нежною грустью ласкала меня, с безумной тоскою кого-то я звал, и сад обнаженный гудел и стонал» (Бунин 2002: 46).

В стихотворении «Детская» (1903–1906 гг.) детство воспринимается как навсегда оставшаяся в прошлом часть помещичьей культуры:

И грустны, грустны сумерки зимой в заброшенных помещичьих покоях!

Сидишь и смотришь в окна из угла и думаешь о жизни старосветской…

Увы! Ведь эта горница была когда-то нашей детской! (Бунин 2002: 59).

Бунину не суждено было увидеть, как растет и взрослеет его маленький Коля. Сыну посвящено лишь небольшое стихотворение-колыбельная «На глазки синие, прелестные…» (1901 г.), в котором образ ребенка создается традиционными поэтическими средствами, но, окрашенный лирическим чувством, становится ярким и трогательным:

«Усни, усни, дитя любимое,

Цветок, свернувший лепестки,

Лампадка, бережно хранимая

Заботой Божеской руки» (Бунин 2002: 71).

Возможно, именно поэтому в творчестве Бунина акцент сделан на ощущениях собственного детства. Они навсегда остались с поэтом, помнящим блеск и яркий свет летнего леса, сухой, смолистый аромат сосен:

«Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый» (Бунин 2002: 72).

Для читателя важно не только факт общения мальчика с русской природой, но и восприятие его как взрослого человека как части Родины. Автор дает картину «вечной» природы, в которой за несколько десятилетий ничего не изменилось: бор, солнце, воздух и сосновая кора одинаковы. Стоит прикоснуться к щеке к сосне, закрыть глаза — что бы почувствовать себя ребенком. Именно через приписывание ощущений в поле прошлого проявляется непосредственность радости детей в восприятии красоты мира.

Детально и пластично воссоздано поэтом детство, навеки ушедшее и навеки прекрасное, в стихотворении «Матери»:

«Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-Хранитель над тобой!» (Бунин 2002: 112).

Во многих рассказах Бунина часть изображений персонажей с самого раннего возраста — это воспоминания о прошлом, которые имеют яркий эмоциональный цвет, радостный или трагический.

Капитон Иванович («На хуторе», 1892) вспоминая детство, думает о школьных годах с радостью, как о нечто священном. Ассоциация с молодежью, годами учебы заставляет героя истории вечерней тишины «Полонез Огинского», которая, как мы понимаем, останется, а сам герой исчезнет.

В рассказе («Вести с родины», 1893), взрослый читает телеграмму и узнает, что от голода умер друг детства Мишка Шмыренок. В памяти Волкова, естественно, вся история его общения с Мишкой возникает: от близкой дружбы («как с родным братом») в детстве до эмоционального и социального отчуждения последних встреч. Но особую роль в создании имиджевых воспоминаний в работе играет психологизированная детализация прошлого: взгляд Волкова на старые учебники, в которых еще есть детские рисунки Мишки. «Путешествие» в детстве становится для героя одновременно «путешествием» в мир его собственной души.

Во многих ранних рассказах Ивана Бунина воспоминания не связаны с печальным настроением, так как образы детства сочетаются с пониманием красоты и гармонии мира, а также с молодыми надеждами на будущее.

История («В деревне», 1897) начинается со слов, типичных для писателя: «Когда я был молод, мне казалось, что с рождественскими праздниками начинается весна». Образ-память детства создает эмоциональный тон всей работы, наполненной «весенним» нарастанием, чувством «удовлетворения и покоя».

Рассказ «Антоновские яблоки» (1900 г.) стал известный апологией воспоминаний, через который лирическим рефреном проходят авторские «помню» и «вижу». Несмотря на то, что традиции и радости жизни помещика исчезли, что имело много общего с крестьянской судьбой, несмотря на то, что детство и юность уходят — мир для Бунина полон красоты.

Размышления о смысле жизни, надежды на новых людей и новую жизнь объединены с воспоминаниями детства в рассказе «Эпитафия» (1900 г.): «Жизнь не стоит на месте, старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении? Детство миновало. Потянуло нас заглянуть дальше того, что мы видели за околицей деревни» [Роговер 2004: 16].

Герой истории «Последний день» (1913), попрощавшись с проданным имением, приказывает очистить стены, убить собак, чтобы не достались новому владельцу. Как и многие другие герои писателя, Воейков вспоминает дедов и прадедов, которые жили и умирали в этом пустом имении, но его мысли вызывают новое разрушение: «Вспоминая детство, проведенное здесь, Воейков ударил костылем в одно окно, в другое… Стекла со звоном посыпались на гнилые подоконники, на желтые восьмиугольники рассохшегося паркета». Вместе с имением он должен уничтожить память о прошлом. Не случайно писатель называет заброшенный дом «мертвым» и подчеркивает, что новый владелец, готовый все привести в порядок, мужественно не провел ночь в разрушенной усадьбе, где яблони в саду не пахнут, и в ельнике висят повешенные собаки.

Изображения-воспоминания о детстве в рассказах 1890–1910-х годов, разработанные Буниным в последующих работах, где они дополняются чувством утраты не только детства, дома, но и России, теряются навсегда. Это, например, истории раннего эмигрантского периода, такие как «Косцы» (1921 г.), «Именины» (1924 г.).

В центре рассказа «День имени» (1924), традиционный для писателя образ воспоминаний о мечтах: детство, лето, радостный мир усадьбы, гости, смех. Но радостные детские впечатления сливаются с чувством надвигающейся беды, вызванной глубокой и неисчерпаемой печалью лишенного Родины человека (не только «территориально», но и навсегда, поскольку Россия для Бунина осталась только в памяти, а не в Советском Союзе). Оппозиция прошлого и настоящего трагически звучит в лаконичной последней фразе: «Глубокая зимняя ночь, Париж». Навсегда ушло не только детство, но и Россия, с которой герой чувствует неразрывную связь-память.

Это доминирующее положение образа-воспоминаний детства и юности, которое формирует уникальную идеологическую и жанровую особенность романа «Жизнь Арсеньева», что вполне может быть темой отдельного исследования и обсуждения. Монолог — воспоминание Арсеньева адресовано его прошлому, настоящему и общему для всех людей. В то же время яркие выразительные детали вызывают серьезные размышления о жизни и месте человека в ней.

Итак, тема детство как одна из центральных ценностей категории мирового искусства И. A. Бунина воплощена в работах писателя в образах воспоминаний.

Ребенок для писателя — это семантический центр философских, моральных, эстетических проблем. В художественных работах Бунина его дневники и письма отражают взгляды писателя на процесс формирования и воспитания человека: с детства автор пытается понять динамику формирования личности и перспективы ее дальнейшего духовного развития под влиянием воспитания и окружающей «живой жизни».

Конечно, образ детства в поэзии и прозаических произведениях Бунина является одним из идеологических, тематических и моральных центров творчества писателя. Он присутствует во всех жанрах работы Бунина: стихах, рассказах и романе «Жизнь Арсеньева».

В лирике этот образ имеет духовное устремление и объединяет образы Богородицы, Иисуса Христа, России, матери, воспоминания о детстве и мотив сиротства. В маленькой прозе писателя образ детства, сохраняя одни и те же грани, наполнен новым содержанием (герои, дети, дом и семья, взрослые и дети), приобретает социальную окраску.

Специфика мира детства, представленная в работе Бунина, связана с тем, что писатель беспокоился о вечных, «первеневых» проблемах, касающихся социального и морального порядка, взаимоотношений между людьми, отцами и детьми, тайной красоты, жизнь смерти, творения.

Литература:

  1. Благасова, Г. М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Г. М. Благасова. — Москва; Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 232 с.
  2. Бунин, И. А. Стихотворения. Повести. Рассказы [Текст] / И. А. Бунин. — М.: Дрофа: Вече, 2002. — 432 с.
  3. Пращерук, Н. В. Проза И. А. Бунина как художественно-философский феномен [Текст] / Н. В. Пращерук. — Екатеринбург, 2012. — 232 с.
  4. Роговер, Е. С. Русская литература XX века [Текст] / Е. С. Роговер // Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004. — 496 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детство, образ детства, рассказ, Россия, воспоминание, писатель, ребенок, аспект образа детства, герой истории, яркий свет.

Иван Алексеевич Бунин родился в семье дворян, в Воронежской области. Семья была знатной, но обедневшей. Все свое детство Бунин провел на хуторе в Орловской губернии, что очень сильно отразилось на творчестве автора. Богатое воображение и впечатлительность помогли автору сохранить картины сельской жизни в памяти и пронести их через всю жизнь.

В тему детства Иван Алексеевич вкладывает особый сакральный смысл. Писатель считал детские годы таинственными и полными загадки. Образ ребенка для Бунина является самым чистым и ценным, что есть в мире. Само детство — это не просто определенный жизненный этап, детство — это основа личности. В произведениях автора очень много личных воспоминаний и переживаний. Например, в стихотворении «Летняя ночь» Бунин описывает образ звезды и образ матери, как бы навеянный из собственной памятью. Многие его произведения начинаются с детских воспоминаний. Например, рассказ «У истока дней», или рассказ «Зеркало» .Также одной из главных тем многих рассказов становится проблема отцов и детей. Бунин считал, что ребенок всегда уязвим и зависим от взрослых.

Свои отношения с семьей он помнит как теплые и дружеские, но не лишенные проблем. Таким образом, детство для Ивана Алексеевича — это не только наивное и радостно время, иногда это время, полное неопределенности и разных невзгод. Такие описания детства мы видим в произведениях «Красавица», «Слон», «Ночной разговор».

В сборнике рассказов «Темные аллеи» важную роль писатель уделяет образам детей. С помощью них автор раскрывает многие философские и нравственные вопросы. Одни дети страдают из-за насилия со стороны взрослых (Оля в «Легком дыхании» была совращена другом отца), другие — становятся жертвами ошибок своих матерей и отцов (герой рассказа «Подснежник» жил вдали от семьи и был рад даже тогда, когда отец забирал его с собой в кабак). 

Детская радость священна для автора. Ради нее можно пожертвовать многим, и герои-праведники это понимают. Например, в рассказе «Лапти» Нефед добровольно отправляется в метель за красными лаптями для умирающего в бреду мальчика. Он погибает, но зато указывает дорогу другим путникам, которые тоже спешат к своим семьям. 

Роман в котором ярче всего отражено мировосприятие детства автора, называется «Жизнь Арсеньева». Он пронизан чувствами, мыслями, воспоминаниями главного героя. О своем детстве он вспоминает со светлой печалью, где-то со скукой. Но, будучи ребенком, Арсеньев проявляет живой интерес к религии, к книгам, к природе. Природа занимает особое место в жизни героя, он искренне любуется ею и восхищается. Именно дети меньше всего отдалены от окружающего мира, только они по-настоящему понимают его. Арсеньев-ребенок строит свой собственный мир детства, который воспринимает по-своему, отлично от взрослых. Герой романа проносит детскость через всю свою жизнь, сохраняя воспоминания и ощущения, которые он исписывал в юные годы. Они не дают ему отчаяться в трудные минуты.

Иван Алексеевич Бунин не является тем писателем, который отвел теме детства главную роль в своих произведениях. Но, несмотря на это, детские образы занимают значительную часть в творчестве автора. Во многих произведениях эти образы наполнены радостными настроениями и светлыми надеждами на будущее. Благодаря этому, читатель невольно погружается в мир ностальгии и собственных воспоминаний. Это еще сильнее производит впечатление на читателя и помогает прочувствовать произведение.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Образ Ассоль из повести «Алые паруса» (А. Грин)

Следующая

СочиненияСочинение: Главные герои в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронежской губернии в обедневшей дворянской семье. Свои детские годы будущий писатель провел в деревне Орловской губернии. Воспоминания золотой поры детства Бунин пронес через всю жизнь и отразил во многих своих произведениях. Будучи мальчиком впечатлительным, с богатым воображением, он сохранил в памяти картины деревенской жизни и быта, ярко изображал их в стихах, рассказах, повестях и романах.

В семье к мальчику отношения были теплыми, дружескими, хотя имелись и проблемы. Поэтому детство Бунина было наполнено не только радостными и яркими событиями, но были и сложные моменты, часто тревожила неопределенность. Такие детские состояния описаны автором в его произведениях «Ночной разговор», «Слон», «Красавица».

Личные переживания, впечатления, воспоминания выражены в стихах Бунина. Например, в стихотворении «Детство», автор описывает свои впечатления от красоты бора, вспоминает, как ему было легко и сладостно, в «Летней ночи» Бунин рисует образ матери и образ звезды, в «Помню долгий зимний вечер» также воспоминания автора изображают счастливое и безмятежное время детства.

С воспоминаний о детстве начинаются некоторые произведения бунинской прозы. Это рассказы «Зеркало», «У истока дней».

Центральной темой некоторых рассказов стали отношения отцов и детей. Бунин показывает, что дети всегда зависят от взрослых и испытывают на себе их влияние.

В понятие «детство» автор вкладывал особый сокровенный смысл. Бунин считал, что в детстве каждый открывает для себя много загадок и тайн. Самый светлый и чистый образ в его книгах – это образ ребенка. Также он считал этот период жизни наиболее важным и ценным для человека, ведь именно в этом возрасте закладываются основы личности, будущего человека.

Автор уверен, что детская радость важнее всего. Ради нее, можно принести в жертву многое, даже жизнь. Герой-праведник Нефед, чтобы порадовать умирающего мальчика, решает достать красные лапти, уходит в метель и погибает (рассказ «Лапти»).

Циклом рассказов, входящих в сборник «Темные аллеи», Бунин поднимает многие вопросы философии и нравственности. Здесь уже образы детей писатель использует в творчестве, чтобы описать их безрадостную, полную унижений со стороны взрослых жизнь. Одни ребята страдают от ошибок своих родителей (рассказ «Подснежник»), другие – от насилия со стороны взрослых (рассказ «Легкое дыхание»).

В романе «Жизнь Арсеньева» Бунин наиболее ярко показал мировосприятие детства. Описание детских воспоминаний главного героя проникнуто чувствами светлой печали, скуки. Будучи живым и подвижным ребенком, Арсеньев интересуется книгами, природой, религией. Природа особенно привлекает его и имеет большое значение в жизни мальчика. Он выражает любовь и восхищение по отношению к ней.

Для Арсеньева мир его детства был особым, понятным только ему. Именно в то время он по-своему, по-детски, с легкостью воспринимал окружающий мир. Воспоминания об этой счастливой поре и его впечатления, ощущения помогают ему, поддерживают в трудные минуты жизни.

Тема детства, детские образы занимают особое место в творчестве И.А. Бунина. Хотя он не детский писатель, но изображая светлые, чистые образы в своем творчестве, он вспоминал о своем детстве, и тепло от этих воспоминаний согревало душу писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Обновлено: 09.01.2023

Чему учит стихотворение «Детство»
Стихотворение учит любить природу. Учит общаться с природой. Учит видеть красоту окружающего мира. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение «Детство»
Мне очень нравится это стихотворение, в котором я нахожу отражение собственных чувств и ощущений. мне точно также, как поэту нравится бродить по лесу, в тени лесных великанов, радоваться солнцу и песку. Это стихотворение очень чистое и яркое, оно наполнено светом и искренними чувствами. Оно дарит радость.

Анализ стихотворения «Детство»
Стихотворение было написано Иваном Буниным в 1895 году.
Жанр: пейзажная лирика.
Тема: любовь к родной природе.
В этом стихотворении поэт обращается к детским воспоминаниям, самым ярким и незабываемым. Он вспоминает чудесную природу, с которой общался в детстве, которую считал и продолжает считать живой. Он пытается донести до читателя не только красоту природы, но и ощущение единения с ней. Поэт пишет о том, что общение с природой облагораживает человека, делает его помысли чистыми, а душу свободной.
Автор использует яркие и красивые эпитеты, чтобы передать величие природы. Эту же цель преследует антитеза, сравнение маленького мальчика и огромного ствола дерева.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Детство»
Эпитеты: сухим смолистым ароматом, солнечным палатам, яркий свет, сосне корявой, гигант тяжелый величавый, кора груба, морщиниста, груба, солнечного света.
Метафоры: дышать ароматом, бродить по палатам, зной и сухость света.
Сравнения: песок как щелк.
Олицетворения: ствол — гигант.
Антитеза: десять лет, а ствол — гигант.

Пословицы к стихотворению «Детство»
Нет в мире краше Родины нашей.
Детство время золотое.
Где веселая молодость, там и радость.
Какой лес без чудес.
Кто лес любит и знает, тому он помогает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Детство»
В жаркий день в бору еще сладостней. Воздух наполнен смолистым ароматом. И мальчику весело бродить по лесу, который кажется ему дворцом. Всюду его окружает яркий свет,, песок кажется нежным шелком.
Мальчик приникает к коре лесного великана, теплой и ароматной. И ему кажется, что пахнет сам солнечный свет,заливающий лес.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Детство»

Читать стихотворение «Детство»

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Здравствуйте, срочно нужно краткое содержание произведения Ивана Алексеевича Бунина «детство. » Заранее большое спасибо!

В повести «Детство» рассказывается о горьком детстве Алеши. Все близкие и родные люди умирали у него на глазах. Вначале отец, затем брат еще при родах, Цыганок, Доброе Дело, второй брат, мама. Дед страшно избивал бабушку, а отчим маму. Алеша даже ножом его ударил за это. В его семье дядья постоянно дрались, Жестоко развлекались избивая детей, подростков и взрослых. В школе Алешу не любили-обзывали оборванцем и нищим. Но Алеша сумел выжить и вырасти в таких условиях-без детства, когда он обязан был воровать дрова, чтобы помочь бабушке прокормить семью.

Место и время действия

События повести происходят в 1871–1879 гг. в Нижнем Новгороде.

Главные герои

Другие герои

Евгений Максимов – отчим Алексея, второй муж Варвары.

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

для самых крутых —

Краткое содержание

Глава 1

Главный герой, мальчик Алексей, жил с матерью и отцом в Астрахани. Повесть начинается с воспоминаний мальчика, как от холеры умирает его отец Максим. От горя у матери Алексея, Варвары, в день смерти мужа начались преждевременные роды. Мальчик все помнил очень смутно, обрывками, так как на тот момент сильно болел.

После похорон бабушка мальчика Акулина Ивановна Каширина забрала дочь с двумя внуками в Нижний Новгород. Семья ехала на пароходе, маленький брат главного героя Максим умер по дороге и во время остановки в Саратове женщины вынесли и похоронили мертвого малыша. Чтобы отвлечь Алексея от всего, что происходило, бабушка рассказывала мальчику в дороге сказки, которых знала очень много.

Глава 2

Вся большая семья жила в огромном доме, но все постоянно ссорились и враждовали между собой. Алексея очень пугала постоянная вражда в семье, ведь он привык жить в дружелюбной атмосфере. В нижней части дома находилась красильная мастерская – причина распри между дядьями и дедом (старик не хотел отдавать им часть мастерской – наследство Варвары, которое женщина не получила, так как вышла замуж без благословения деда).

По семейному обычаю каждую субботу дед наказывал всех провинившихся внуков – сек их розгами. Не избежал этой участи и Алеша: один из двоюродных братьев подговорил его покрасить парадную скатерть. Дед очень рассердился, узнав об этой шалости. Во время наказания не привыкший к побоям мальчик укусил деда, за что старик, сильно разозлившись, очень сильно высек его.

Особое впечатление на Алексея произвел Иван-Цыганок, который также заходил к нему поговорить. Цыганок рассказал мальчику, что во время наказания вступился за него, подставив руку под розги, чтобы они сломались.

Глава 3

Когда Алексей выздоровел, он стал больше общаться с Цыганком и они подружились. Цыганка подкинули как-то зимой к дому бабушки и деда, и женщина, настояв на том, что его нужно оставить, воспитала почти как собственного сына. Бабушка все время была уверена, что Цыганок умрет не своей смертью.

Вскоре Цыганок погиб (как говорил мастер Григорий, его уморили дядья Алексея). Это произошло случайно: в один из дней Яков решил отнести на могилу своей жены, которую сам же и убил, тяжелый дубовый крест (мужчина дал после смерти жены обет, что в день годовщины отнесет этот крест на собственных плечах на ее могилу). Иван-Цыганок и Михаил помогали Якову. Неся комель, Цыганок в какой-то момент споткнулся и братья, опасаясь, что их покалечит, опустили крест. Тяжелая древесина придавила Ивана, от чего он вскоре умер.

Глава 4

Атмосфера в доме становилась все хуже, единственной отдушиной для героя было общение с бабушкой. Алексею очень нравилось наблюдать за тем, как молилась бабушка. Помолившись, она рассказывала мальчику истории об ангелах, чертях, рае и боге.

В один из вечеров загорелась мастерская Кашириных. Пока дед не мог взять себя в руки, бабушка организовала людей и сама побежала в горящую мастерскую, чтобы вынести бутылку с купоросом, который мог взорваться и разнести весь дом.

Глава 5

Через некоторое время дед начал учить Алексея грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным учеником. Гулять на улицу Алексея отпускали очень редко, так как местные мальчишки постоянно били его.

Глава 6

Как-то вечером прибежал взволнованный Яков, сообщив, что к деду идет разъяренный сын Михаил, чтобы убить его и забрать приданое Варвары. Дед прогнал сына, но Михаил не успокоился и начал приходить к ним регулярно, скандаля на всю улицу. Однажды дед подошел к окну с зажженной свечой, Михаил бросил в него камень, но не попал, только разбив стекло. В другой раз дядя, пытаясь выбить входную дверь толстым колом, разбил маленькое окошко рядом с дверью. А когда бабушка высунула руку, чтобы прогнать его, ударил и по ней, сломав кость. Рассердившись, дед открыл дверь, ударил Михаила лопатой, облил холодной водой и, связав, уложил в бане. К бабушке позвали костоправку – сгорбленную, с острым носом, опирающуюся на клюку старуху. Алексей принял ее за саму смерть и пытался прогнать.

Глава 7

Когда мастер Григорий ослеп, дед выгнал его на улицу, и мужчине пришлось ходить просить милостыню. Бабушка всегда старалась подать ему. Женщина была уверена, что за это бог обязательно накажет деда.

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

После Святок Алексей заболел оспой. Бабушка начала пить, спрятав у мальчика под кроватью чайник со спиртным. Все время, пока Алексей болел, она ухаживала за ним, рассказывая об отце Алексея. Максим был сыном солдата, по профессии был краснодеревщиком. С Варварой они поженились против воли деда, поэтому тот не сразу принял зятя. Бабушке же сразу понравился Максим, так как у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер. После ссоры с братьями Варвары (они пьяными пытались утопить зятя) Максим с семьей уехал в Астрахань.

Глава 12

Варвара вышла замуж за Евгения Максимова. Алексею отчим сразу не понравился. Мать с новым мужем вскоре уехали. Алексей сделал себе убежище в яме в саду, и там провел почти все лето. Дед продал дом и сказал бабушке, чтобы шла кормиться сама. Старик снял для себя две темные комнаты в подвале, бабушка некоторое время жила у одного из сыновей.

Вскоре приехали Евгений и снова беременная Варвара. Они говорили всем, что их жилье сгорело, но было понятно, что отчим все проиграл. Молодые сняли в Сормове очень скромное жилье, и Бабушка с Алешей переехали к ним. Евгений зарабатывал на жизнь тем, что за бесценок скупал у рабочих кредитные записки на продукты, которые им давали вместо денег.

Алексея отправили в школу, но он плохо ладил с учителями: дети осмеивали его бедную одежду, учителям не нравилось его поведение.

Отчим завел любовницу и начал избивать жену, за что Алексей его как-то чуть не зарезал. У матери Варвары родился больной мальчик Саша, который умер вскоре после рождения второго ребенка, Николая.

Глава 13

Алексей с бабушкой снова стал жить у деда. Под старость мужчина стал совсем скуп, поэтому разделил хозяйство пополам, внимательно следя, чтобы они не ели его еду. Бабушка зарабатывала на жизнь плетением кружев и вышивкой, Алеша собирал ветошь и сдавал ее, воровал с другими мальчиками дрова.

Алексей успешно перешел в третий класс, его даже наградили похвальной грамотой и комплектом книг. Вскоре к ним приехала очень больная мать с маленьким, больным золотухой Николаем, так как Евгений потерял работу. Женщина была очень больна, с каждым днем ей становилось все хуже. В августе, когда отчим вновь нашел работу и только снял жилье, Варвара умерла, так и не попрощавшись с мужем.

И мальчик пошел в люди.

И что в итоге?

Мать Алексея — после продолжительной болезни умирает в доме Кашириных.

Иван-Цыганок — помогая дядьям нести крест на кладбище, спотыкается и, придавленный тяжёлым крестом, умирает.

Дед и бабушка Алексея — живут в одном доме, но полностью делят между собой хозяйство; бабушка старается заработать плетением кружев; Каширины беднеют.

Заключение

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести обязательно проверьте свои знания:

В этом небольшом стихотворении Бунин вспоминает о своих детских годах, о том счастливом времени, когда ему было всего десять лет. В то безмятежное время он обожал совершать долгие прогулки по лесному бору, вдыхать смолистый воздух вековых сосен. Став взрослым мужчиной, он до сих пор вспоминает этот свежий аромат, чувствует тёплый песок под ногами, ощущает знойное лето и жаркий воздух. Поэт, будучи ребёнком, наслаждался этими прогулками, и теперь мечтал бы туда вернуться. Детские воспоминания являются самыми светлыми для него.

История создания

Детские годы автора прошли в родовом имении Елецкого уезда. Его окружали любовь и забота родителей. Бунин смог получить отличное образование. Он по многу часов гулял по живописным окрестностям наедине с книгой, либо в обществе замечательного воспитателя, оказавшего огромное влияние на уровень раннего развития талантливого ребёнка. В произведении автору удалось мастерски передать собственные впечатления детских лет от лесной прогулки, когда весь окружающий мир вызывал у любознательного мальчугана искреннее любопытство.

Жанр, направление, размер

Перед нами лирическое стихотворение с чертами пейзажной зарисовки. Бунин предаётся воспоминаниям о прогулке по ослепительно яркому, ароматному, солнечному лесу. Автор создаёт преисполненную жизненной энергией картину окружающего мира и, одновременно с этим, щедро делится с нами своими детскими эмоциями.

Бунинская поэзия отличается предельной реалистичностью и точностью в описании всех деталей. В данном произведении автору удалось не изменить присущей ему точности в описании окружающего мира и личных переживаний, но, вместе с тем, окрасить стихотворные строки в насыщенную цветовую палитру детского мировосприятия.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. Это придаёт произведению лёгкость звучания и оптимизм.

Композиция

Произведение состоит из трёх четверостиший, в каждом из которых последовательно раскрывается описываемая поэтом картина:

Образы и символы

В стихотворении для передачи основной идеи заложенной автором, ключевое место отведено двум образам:

образ лирического героя – романтический герой во многом является автобиографичным. Герой, являясь взрослым человеком, с лёгкостью переключается на уровень восприятия мира десятилетнего мальчика. Он вновь ощущает, как от облака лесных ароматов и полуденного зноя, ребёнка переполняют радость, счастье и бесконечная любовь к окружающему миру;

образ старой сосны – полноправным героем повествования можно назвать старую сосну. Это высокое дерево с мощным стволом и морщинистой корой, которое на многие десятилетия старше мальчика, успело повидать всякое. В памяти героя навсегда запечатлелся образ старого дерева, ставший для него символом не только леса, но и всего окружающего мира природы, с которым лишь только знакомится ребёнок, и которому признаётся в любви уже взрослый автор.

Темы и настроение

В произведении Бунин поднимает две важных темы:

Тема любви к природе – любовь к окружающему миру природы крайне важна для всестороннего развития личности ребёнка. Изучая мир вокруг себя, дитя получает множество практических знаний, а также начинает разбираться в жизни и в самом себе. Произведение насквозь проникнуто настроением света и солнца жаркого летнего дня. Так ощущает мир десятилетний мальчуган, скрывающийся от полуденного зноя в чаще леса, в тени у подножия огромного соснового дерева.

Основная идея

Основная мысль произведения заключена в следующем утверждении: способность гармонично воспринимать окружающий мир закладывается в раннем детстве. Автор изобразил счастье жаркого летнего дня с позиции его восприятия ребёнком. Для десятилетнего мальчугана вся окружающая природа воспринимается чудом: он только учится понимать окружающий мир.

Средства выразительности

В данном стихотворении Бунин использует следующие средства выразительности:

Читайте также:

      

  • Видеоролик гимнастика в доу
  •   

  • Школа нейрографики защита от вампиризма оксана авдеева
  •   

  • Общество с ограниченной ответственностью фэшн фэктори школа людмилы норсоян
  •   

  • Конкурс семья школа социум 2021 итоги
  •   

  • Твин пикс краткое содержание

Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью.
Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и
полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы
для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его
природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя
определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для
написания очень красивых и волнующих стихов.

К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый
снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу
начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень
простым и доступным языком. Вместе с тем, в произведении присутствует
образность, которая позволяет живо представить приход зимы.

Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор
безошибочно угадывает ее приближение. В воздухе уже пахнет морозом и «ярким
пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее
похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается
снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет
подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился. Действительно,
«с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой
простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что
деревья и пруды также готовы к приходу зимы. Пройдет несколько часов, и «белая
скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и
праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый
день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта
это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так
естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за
того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.

Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к
длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья,
многие люди ловят себя на мысли о собственной старости. Действительно, два эти
явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть. И
именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не только
проводят ассоциативные параллели, но и пытаются найти ответ на вопрос, почему
мир устроен именно таким образом.

Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего
шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через
несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том
виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли
Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он
находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает
сомнений.

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной»,
— эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только
настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает
окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему
рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы
смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми
деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с
законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и
благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и
терпелив, отмечая: «Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни».

О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и
поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого
шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства.
С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой
– поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним
шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в
иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», — отмечает поэт,
обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает
столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет
время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды
уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто
подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении
прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и
смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными,
что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при
этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.

Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с
прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их
наиболее точной и емкой формой выражения своих мыслей и ощущений.

Первый цикл его поэтических произведений был написан в ранней юности, и уже
в 1887 году автор опубликовал стихотворение «Высоко полный месяц стоит…»,
посвященное родовому имению Озерки. Именно здесь прошли детские годы Ивана
Бунина, и он навсегда сохранил в своем сердце память об этом счастливом отрезке
своей жизни.

Стихотворение «Высоко полный месяц стоит…», как и многие произведения этого
периода, выдержано в лирическом и романтическом ключе. Автор рассказывает о
том, как безмятежна лунная ночь в селе, которое погружено в сон. Лишь
серебристый свет месяца падает на широкие луга и пустой речной берег, где в
этот полночный час только «черный засохший камыш да верхушки ракит различишь».
Сам 17-летний Бунин является сторонним наблюдателем и пробует себя в роли
словесного живописца. Он словно бы опасается нарушить ночную идиллию, поэтому
очень взвешенно подбирает слова. Возможно, по этой причине это и многие
последующие стихи Бунина отличаются особой сдержанностью, а о чувствах автора
можно лишь догадываться по отдельным фразам и намекам.

Умиротворение – вот основной лейтмотив этого стихотворения, и Бунин при
минимуме образных выражений мастерски передает это состояние окружающего мира.
«Спит село… Ночь тиха и бледна», — отмечает поэт, и в каждом слове ощущается
размеренность сельской жизни, которая подчинена своим законам. В
понимании юного Бунина это и является гармонией, и ее разрушение представляется
начинающему поэту вселенской катастрофой
. И это – еще одна причина, по
которой он с волнением вслушивается, как «где-то мельница глухо шумит»,
понимая, что подобные мгновения жизни – бесценный дар.

Примечательно, что это стихотворение имеет кольцевую структуру, то есть,
начинается и заканчивается одной и той же фразой. Возможно, подсознательно
автор хотел этим подчеркнуть цикличность того, что происходит в окружающем
мире. Однако парадокс заключается в том, что люди рано или поздно все равно
выпадают из этого цикла. И не потому, что уходят из жизни, а из-за неумения
вслушиваться в тишину и постигать ее сокровенные тайны. Именно в те редкие
минуты, когда это понимание им доступно, и было написано стихотворение «Высоко
полный месяц стоит…».

Анализ стихотворения Бунина «Еще и холоден
и сыр…»

Раннее творчество Ивана Бунина окрашено
романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед
совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи
воспоминания об удивительной красоте лесов и полей Орловской губернии.
Перебравшись в Одессу и женившись на Анне Цакни, Бунин мысленно возвращается в
прошлое и не перестает удивляться тому, что его сердцу гораздо милее
заснеженная равнина среднерусской полосы, чем теплое и ласковое Черное море. В
1901 году Бунин создает стихотворение «Еще и холоден и сыр…», которое в
полной мере передает все те чувства, которые испытывает автор при виде пусть и
унылого, на такого дорогого сердцу русского пейзажа
. В этот время Иван
Бунин находится в Москве и наслаждается свободой, втайне надеясь, что ему не
придется возвращаться в Одессу к супруге, с которой складываются весьма
непростые отношения.

Холодная и заснеженная Москва настолько
воодушевляет Бунина, что он предпочитает не замечать февральских морозов и
замирает от восторга, видя, как «слезится снег недавней стужей». Все указывает
не то, что до оттепели еще очень далеко, однако в душе поэта уже царит весна, и
поэтому он ищет ее первые признаки в природе, отмечая, что «уж смотрит в небо
ясным взглядом, и молодеет божий мир».

И хоть в Москве, наполненной суетой, мало
что напоминает о лесной опушке с первыми подснежниками, Бунин очень остро
переживает приход весны, с которой связывает новый этап в своей жизни. Именно в
этот период он принимает решение посвятить свою жизнь литературе и даже
приобретает определенную популярность в поэтических кругах. Поэтому, глядя на
холодный февральский день за окном, Бунин не желает сдерживать свои эмоции и
признается: «Не налюбуюсь, как сквозят деревья в лоне небосклона». Автор
искренне радуется тому, как «снегири в кустах звенят», и подмечает каждую
мелочь в постоянно меняющемся и ускользающем окружающем мире. Однако его
привлекает не столько пейзаж за окном, сколько «то, что в этих красках светит».
Просто снежный февраль, на смену которому вот-вот придет весна, очень созвучен
внутренним ощущениям Бунина, который также ждет от жизни перемен, искренне
надеясь обрести «любовь и радость бытия».

Именно Москва даст Бунину все то, о чем он
так мечтает: славу, достойный заработок,

Анализ стихотворения Бунина «Леса в жемчужном инее…»

Свою карьеру на литературном поприще Иван Бунин начал с работы в газете
«Орловский вестник» простым корректором. Ради того, чтобы доказать родителям
собственную состоятельность, он покинул родовое имение и некоторое время вообще
не поддерживал связь с семьей. Этот период жизни начинающего поэта был,
пожалуй, одним из самых сложных в жизни. Поэтому неудивительно, что настоящей
отдушиной для Бунина стали его загородные путешествия.

Бескрайние леса и луга Орловской губернии настолько вдохновляли Бунина, что
он время от времени делал литературные зарисовки того, что увидел, а также
пытался запечатлеть пейзажи в стихах. Впоследствии автор неоднократно
возвращался к своим воспоминаниям и воссоздавал образы так дорогой ему русской
природы в своих произведениях. Так, спустя почти 20 лет, в 1907 году, Бунин
опубликовал стихотворение «Лес в жемчужном инее…», которое наиболее полно
характеризует душевное состояние автора в тот период, когда он был молод,
беззаботен, беден и совершенно лишен творческих амбиций. И именно на природе
Бунин по-настоящему отдыхал душой приводил в порядок свои мысли, ища поддержки
в окружающем мире, с которым чувствовал удивительное единство.

Слушая песни телеграфного столба, поэт представлял, что с им разговаривает
сама судьба. И этот монолог в зависимости от настроений автора окрашивался то в
мрачные, то в радужные тона. Однако пессимизм все же зачастую брал вверх, и
«темная судьба» то и дело демонстрировала Бунину свой зловещей оскал. Так было
и на заре его юности, когда никому неизвестный корректор пытался пробить себе
путь в литературу. Так осталось и в настоящем, когда автор обратился к своим
воспоминаниям и вдруг отчетливо осознал, что прошлые ощущения безысходности не
утратили своей остроты.

Однако Бунин прекрасно понимает, что душевные страдания – лишь одна из
сторон медали, которая именуется жизнью. Пытаясь разглядеть то, что люди
привыкли называть счастьем, он вдруг видит потрясающую по красоте картину,
когда «горит, дрожит и блещет хвост павлина стоцветными алмазами над ней». Речь
идет об обычном снеге, которые начинает играть всеми цветами радуги под лучами
блеклого зимнего солнца. Но это настолько завораживает автора, что он забывает
о всех своих проблемах и неурядицах. И именно вера в то, что когда-нибудь новый
день подарит ему ощущение гармонии, заставляет Бунина отбросить мрачные мысли,
доверив свою жизнь Его Величеству Случаю.

«Розы» Иван Бунин

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.

Анализ стихотворения Бунина «Розы»

Иван Бунин известнее как самобытный и очень талантливый писатель. Однако
мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал не с прозы, а с
поэзии. Став известным литератором и журналистом, Бунин время от времени все же
писал стихи, большинство из которых носили лирический характер. Среди них –
произведение «Розы», созданное примерно в 1903-1904 годах.

Посвящено оно двум нежным цветам, которые «под окном раскрылись», напоминая
«две чаши, полные огня». В этом сравнении нетрудно проследить аллегорию, так
как поэт сравнивает цветы с живыми людьми, которые неожиданно сводит судьба. И
когда это случается, рождается очень нежное, трепетное и восхитительное по
своей красоте чувство, именуемое любовью. Тогда окружающий мир меняет свои
очертания и кажется особенно прекрасным тем, кто испытывает подобное чувство.

Именно в это время поэт расстается со своей супругой Анной Цакни и
переживает несколько бурных, но кратковременных романов с другими женщинами.
Поэтому он наслаждается летним зноем, зеленью сада и с удовольствием вдыхает
«сладкий аромат» роз, которые зацвели под его окном.

Даже легкий летний дождик не в состоянии омрачить лирическое настроение
автора, который радуется каждому мгновению очень короткой и, в то же время,
бесконечно долгой жизни. Он подмечает каждую мелочь, которая вызывает улыбку, и
понимает, что раньше все это великолепие попросту терялось в повседневной
суете. Сравнивая розы с людьми, Бунин все же искренне завидует цветам,
так как они обречены всегда быть вместе.
Только человеческая рука
способна срезать эти роскошные, едва распустившиеся бутоны, однако поэт
предпочитает этого не делать, любуясь красотой роз на расстоянии.

«И день сиял, и млели розы, головки томные клоня, и улыбалися сквозь слезы
очами, полными огня», — отмечает поэт, чувствуя, что испытывает нечто подобное
в обществе своей очередной возлюбленной. Он знает, что эти чувства недолговечны,
и исчезнут, возможно, гораздо раньше, чем отцветут розы под окном. Однако то не
пугает автора, который уже успел понять простую истину: в этой жизни нет ничего
вечного. Поэтому глупо сожалеть о прошлом и мечтать о будущем, которое так
призрачно и эфемерно. Гораздо проще жить сегодняшним днем и получать от него
все, что он может дать человеку – радость, вдохновение, любовь, романтические
встречи и ощущение бесконечного счастья, которое является сладкой иллюзией.

Анализ стихотворения Бунина «Еще и холоден и сыр…»

Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок
восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и
начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и
полей Орловской губернии. Перебравшись в Одессу и женившись на Анне Цакни,
Бунин мысленно возвращается в прошлое и не перестает удивляться тому, что его
сердцу гораздо милее заснеженная равнина среднерусской полосы, чем теплое и
ласковое Черное море. В 1901 году Бунин создает стихотворение «Еще и
холоден и сыр…», которое в полной мере передает все те чувства, которые
испытывает автор при виде пусть и унылого, на такого дорогого сердцу русского
пейзажа
. В этот время Иван Бунин находится в Москве и наслаждается
свободой, втайне надеясь, что ему не придется возвращаться в Одессу к супруге,
с которой складываются весьма непростые отношения.

Холодная и заснеженная Москва настолько воодушевляет Бунина, что он
предпочитает не замечать февральских морозов и замирает от восторга, видя, как
«слезится снег недавней стужей». Все указывает не то, что до оттепели еще очень
далеко, однако в душе поэта уже царит весна, и поэтому он ищет ее первые
признаки в природе, отмечая, что «уж смотрит в небо ясным взглядом, и молодеет
божий мир».

И хоть в Москве, наполненной суетой, мало что напоминает о лесной опушке с
первыми подснежниками, Бунин очень остро переживает приход весны, с которой
связывает новый этап в своей жизни. Именно в этот период он принимает решение
посвятить свою жизнь литературе и даже приобретает определенную популярность в
поэтических кругах. Поэтому, глядя на холодный февральский день за окном, Бунин
не желает сдерживать свои эмоции и признается: «Не налюбуюсь, как сквозят
деревья в лоне небосклона». Автор искренне радуется тому, как «снегири в кустах
звенят», и подмечает каждую мелочь в постоянно меняющемся и ускользающем
окружающем мире. Однако его привлекает не столько пейзаж за окном, сколько «то,
что в этих красках светит». Просто снежный февраль, на смену которому вот-вот
придет весна, очень созвучен внутренним ощущениям Бунина, который также ждет от
жизни перемен, искренне надеясь обрести «любовь и радость бытия».

Именно Москва даст Бунину все то, о чем он так мечтает: славу, достойный
заработок, веру в собственный литературный талант и – новый роман, который
будет длиться без малого полвека, привнеся в жизнь поэта ощущение настоящего
праздника.

Анализ стихотворения Бунина «Метель»

Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16
годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал
посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба распорядилась иначе, и уже спустя 10
лет Бунин стал достаточно востребованным публицистом, а чуть позже – известным
прозаиком. Однако в память о периоде юношеского увлечения поэзией сохранились
десятки стихов этого автора, немного наивные, романтичные и отличающиеся
безупречным слогом.

К ним, в частности, относится стихотворение под названием «Метель»,
навеянное сказками и преданиями. В этом нет ничего удивительного, ведь автором
рифмованных строчек являлся 17-летний молодой человек, который совсем недавно
покинул родительский дом, пытаясь доказать всему миру свою состоятельность.
Через много лет он нашел черновик этого стихотворения в своих записях, внес в
него некоторые коррективы, и в 1895 году оно было опубликовано.

Уже с первых строчек автор переносит своих читателей в волшебный мир сказок
и грез. «Ночью в полях, под напевы метели, дремлют, качаясь, берёзки и ели…», —
этими фразами Бунин создает определенное настроение, и уже не вызывает
удивления тот факт, что вскоре воображение рисует юноше картину шествия по лесу
настоящего дедушки Мороза, который «бродит в туманном сиянье». Следует
отметить, что Иван Бунин получил прекрасное домашнее образование и в подростковом
возрасте уже в совершенстве овладел тонкостями литературного русского языка.
Поэтому создавать поэтические образы для него было не только увлекательно, но и
достаточно просто. Если анализировать данное стихотворение, то видно, как
благодаря нескольким точным метафорам спокойный и уснувший под толщей снега лес
преображается и становится угрожающе-беспокойным. Виной всему обычная метель,
которая обретает черты некой злодейки, способной сбить с пути случайного
прохожего или же постучать в окна сельской избы, напугав засыпающего в колыбели
младенца. «Мёртвое поле, дорога степная! Вьюга тебя заметает ночная», —
отмечает поэт, но при этом старается смягчить первое впечатление от коварной
метели. Ведь в простой сельской избушке тепло и уютно, а «в мерзлые стекла по
лавкам струится» лунный свет, придавая окружающему миру особое очарование.

«Спят твои сёла под песни метели, дремлют в снегу одинокие ели…», — отмечает
автор, подчеркивая при этом, что Мороз именно в эти глухие часы совершает обход
своих владений, оставляя на окнах узоры из инея и украшая ветки деревьев

Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с
поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в
журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался,
чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом.
Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой
образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более
прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню –
долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским
воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы
раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения
становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады,
буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук
герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого
близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать
уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном
воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует
женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего
удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что
холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской
околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря
этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное
путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал
«шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства
настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки
стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он
мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал
в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время
ушло безвозвратно.

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и
шмели, и трава, и колосья…»

Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи
на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели.
Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества
просто не воспринимали всерьез его рифмованные произведения. Тем не менее,
многие стихи Бунина не только романтичны, но и наделены глубоким философским
смыслом. Они концептуальны, и помогают понять, каким же на самом деле был этот
непредсказуемый, достаточно резкий и свободолюбивый человек.

Иван Бунин очень болезненно пережил
революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя
счастливым, вот-вот рухнет. Пожалуй, последним произведением, в котором
сохранилась некая дореволюционная безмятежность, является стихотворение «И
цветы, и шмели, и трава, и колосья…», написанное 14 июля 1918 года. Буквально
через несколько дней Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу,
которая пока еще является оплотом белогвардейцев. Здесь он рассчитывает
пережить смутные времена, не предполагая, что уже через полтора года окажется
во Франции и больше никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что,
будет любить до конца жизни.

Словно предвидя расставание с Россией,
поэт в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» обращается к Богу,
рассказывая о скорой встрече с ним. Однако в данном случае речь идет не о
смерти, как может показаться вначале, а об эмиграции, которая для Бунина
превратится в настоящую пытку
. Он искренне убежден, что расставание с
родиной ставит крест на его жизни. И именно по этой причине до последнего
откладывает свой отъезд из Одессы, став свидетелем кровавой бойни и
неоднократной смены власти в этом портовом городе. Что касается стихотворения,
то приведенный в нем диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что
цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь – это самое дорогое, что есть
у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь
осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я
все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает
Бунин, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат
скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него
заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти
воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как
она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве.

Источн

Анализ стихотворения Бунина «Густой
зеленый ельник у дороги…»

Природа занимает особенное место в
творчестве Бунина, причем как в прозе, так и в поэзии. Функции пейзажа
разнятся. Он может выступать в роли эмоционального фона произведения, выражать
чувства героя, служить контрастом к социальным аспектам. Бунин тонко чувствовал
природу, бесконечно любил ее, поэтому его описания отличаются точностью,
полнотой, обилием верно подмеченных деталей. В пейзажах писателя удивительным
образом радость бытия соединяется с тоской по истине, добру, настоящей красоте.
По тому, чего слишком мало порой оказывается в людях.

Произведение «Густой зеленый ельник у
дороги…» датировано 1905 годом. Впервые оно было опубликовано под названием
«Олень» в сборнике Бунина «Стихотворения 1903—1906″, выпущенном
книгоиздательским товариществом «Знание». «Густой зеленый ельник у дороги…» —
это не просто описание природы, но и призыв к защите ее от бездумного
уничтожения. В первом четверостишии практически нет глаголов, сведено к
минимуму движение. Для поэта важнее обозначить место действия (зимний лес,
укрытый пушистым снегом) и назвать главного героя (молодой тонконогий олень с
тяжелыми рогами). Далее картина конкретизируется, обрастает подробностями.
Перед читателями возникает образ гордого красивого животного, которое когда-то
неспешно прогуливалось по ельнику, протаптывая тропинки, разыскивая пропитание.
Ситуация кардинально меняется в третьем четверостишии, играющем роль
кульминационного. Олень почувствовал опасность. Все произошло быстро, неожиданно.
Внезапность подчеркивается поэтом при помощи слова «вдруг» и тире: «И вдруг —
прыжок!». В четвертой и последней части произведения дается благополучный
финал. Животное сумело уйти от охотников, спасти свою красоту от смерти. Бунин
восхищается зверем — его стремительностью, силой, легкостью.

Издревле олень считается универсальным
благоприятным символом. Он ассоциируется с чистотой, восходом, обновлением,
светом, духовностью и созиданием. Наиболее характерные качества животного:
грациозность, стремительность, красота. Образ оленя неслучайно появляется в
стихотворении Бунина. Посредством него поэту удается продемонстрировать
читателям величественность и великолепие северной природы. Из всех лесных
зверей именно олень в наибольшей степени подходит в качестве олицетворения
красоты и благородства.

Источник: http://pishi-stihi.ru/

Читать также:

«Замолкнул гром,
шуметь гроза устала…» А.Толстой

«Настанет день —
исчезну я…» И.Бунин

Метки: БунинАнализ
стихотворения Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и
публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он
создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в
семье Буниных не придавали особого значения. К раннему периоду творчества этого
автора относится стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», написанное в
1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне
самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет
Орловской губернии. А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по
осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в
стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет…», которое словно бы переносит
читателей в мир живой природы, представленные без прикрас
. Бунин
отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими
эпитетами, как «больной» и «опустевший». Автор не восторгается его красотой,
цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и
безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья
деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая
наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и
кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако
природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об
одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и
деревень».

Его единственным спутником является «ветер однотонный», который «гудит-поет
в стволы ружья», и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. У
него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать
единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не
смущают
. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на
философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями,
которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. Ему не суждено
стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может привести
в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он
впоследствии уедет в Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним
из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные
стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых
впечатлений.

Скачано с www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как называется прием начала русских сказок
  • Как называется последнее сочинение для фортепиано с оркестром рахманинова
  • Как называется писатель который пишет сказки
  • Как называется песня каменная леди ледяная сказка
  • Как называется переработки сочинений моцарта шуберта верди которые создавал ференц лист

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии