Анализ рассказа Чехова «Ионыч»: смысл произведения, о чем предупреждает автор
Содержание:
- Чехов Ионыч: описание, история создания
- Почему рассказ называется Ионыч
- Сюжет произведения
- Литературное направление рассказа
- Скрытый смысл произведения
- Почему рассказ называют сатирическим
- Общее впечатление от рассказа Ионыч
Чехов Ионыч: описание, история создания
Образ земского врача — один из любимых у Антона Павловича Чехова. Изначально, при написании набросков к сюжету будущего произведения, этого персонажа не было. Автор задумывал небольшое повествование о семье Филимоновых. Первоначальной идеей было описать типичную жизнь представителей мелкопоместного дворянства, их праздное времяпровождение, духовную нищету.
Впоследствии автор изменил фамилию Филимоновых на Туркиных, чье семейство в итоге представлено как самое прогрессивное, талантливое и интеллигентное во всем городе. Мать семейства пишет романы о выдуманной жизни, которой нет места в реальности. Дочь Екатерина музицирует, воображая себя в будущем известной артисткой. Отец семейства на ходу сочиняет каламбуры.
О том, насколько развиты остальные городские обыватели, которые в восторге от семейства Туркиных, несложно догадаться по их разговорам, ведущимся за столом. Юный доктор Старцев впервые появляется в черновиках будущего рассказа Чехова в 1897 году. Именно тогда начинает прорисовываться образ главного героя и смещение сюжетной линии в его сторону, а именно описание постепенной деградации под воздействием общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Через год Чехов полностью отредактировал свое сочинение, которое и было опубликовано в 1898 году. В окончательном варианте сюжет строится вокруг жизни земского доктора в типичном уездном городе и его поэтапной трансформации личности.
Почему рассказ называется Ионыч
Чехов вынес в название отчество главного героя неспроста. Читатель на протяжении повествования наблюдает, как всеми уважаемый молодой и талантливый врач из Дмитрия Ионовича Старцева под влиянием окружения превращается в рядового обывателя Ионыча.
В начале сюжета, когда он только начинает свою практику в качестве земского врача, он полон физических и душевных сил, много ходит пешком, ведет активный образ жизни, бодр, поет песни. Его ценят как внимательного по отношению к пациентам доктора, подающего большие надежды врача.
В конце же чеховского рассказа он практически ничем не отличается от остальных обывателей губернского города, которых он раньше презирал. Это дает моральное право горожанам относиться к нему с иронией, по-свойски, использовать фамильярное обращение «Ионыч», ставя его на один уровень с собой.
Такое упрощенное, панибратское обращения подчеркивает ту степень деградации, которая произошла с главным героем. Перед читателем словно два разных человека. Был всеми уважаемый интеллигентный доктор Дмитрий Ионович Старцев, а превратился в грубоватого и жадного до денег обывателя Ионыча.
Сюжет произведения
Сюжет произведения начинается с описания губернского города С., в котором, по версии исследователей творчества А.П. Чехова, легко узнается родной город писателя Таганрог. Автор знакомит читателя с самой образованной и талантливой (по мнению обывателей) семьей Туркиных.
В этот же город приезжает на службу молодой земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он пока еще полон надежд и энергии, увлечен своей работой, ему нравится помогать людям. По настоятельным рекомендациям местных жителей он знакомится с семейством Туркиных, которые охотно принимают у себя гостей и считаются самыми интеллигентными и талантливыми во всем городе.
Вопреки ожиданиям они не производят на главного героя должного впечатления. Иван Петрович, глава семейства, практикуется в остроумии, сочиняя собственные словечки, плоские шутки, каламбуры. Обычно он повторяет одно и то же из раза в раз.
Супругу Ивана Петровича зовут Вера Иосифовна. Она популярна среди обывателей своими повестями и романами, совершенно бездарными и оторванными от реальной жизни, на взгляд доктора Старцева.
Екатерина Ивановна Туркина — дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича. Это юная и стройная барышня — типичная представительница молодого женского поколения провинциального города. Как и большинство девушек ее возраста, она читает модные книги, особо не вникая в их смысл, много музицирует и мечтает поступить в консерваторию. Местные обыватели являются ее восторженным поклонниками. Они льстят Екатерине, восторгаясь ее шумными пассажами на фортепиано. Их похвала внушила девушке, что она талантливая пианистка и ее ждет большое будущее.
Семейство и их гости утомили доктора Старцева пустыми разговорами, ограниченностью мышления и отсутствием внутреннего содержания. Поэтому он не стремится продолжить общение с ними.
Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев уже не настроен против семейства так категорично. Он внезапно пленяется юностью и начитанностью Екатерины Ивановны, ему стало интересно с ней общаться. Дмитрий Ионович хочет сделать предложение руки и сердца, при этом он прикидывает, сколько приданого дадут за невесту.
В это время у него уже появилась бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния. Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Он становится на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению.
Но мысли о семейной идиллии его еще не покидают. Он способен на такие безумные поступки, как пойти на свидание с Катериной, которое она назначила на кладбище и, разумеется, не пришла. Улучив удобный момент, он все-таки делает ей предложение, но получает отказ.
Екатерина Ивановна объясняет его тем, что уезжает учиться в консерваторию и не может связать себя узами брака. Старцев жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о хлопотах, которые ему доставили ухаживание и признание.
За следующие четыре года доктор сильно меняется. Перестав ходить пешком, он быстро набирает вес. Его интересы становятся все более приземленными. Некогда любимая работа постепенно превращается лишь в способ обогащения. Он уже не так внимателен и тактичен к пациентам, как раньше. О семейной жизни он больше не задумывается.
Начинается постепенное духовное обнищание главного героя. Даже вернувшаяся в родной город Екатерина Ивановна, которая стала оценивать свое будущее реальным взглядом и теперь не имеет ничего против семейной жизни со Старцевым, не смогла вытащить его из этого состояния. Едва зародившийся в груди теплый огонек воспоминаний о былых чувствах к этой девушке сразу же погас. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.
Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться. Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появилась одышка, голос огрубел, в нем все чаще слышно раздражение.
Он имеет две практики — земскую и в городе. С пациентами ведет себя грубо и бестактно, хотя его все еще ценят как врача и приглашают на консилиумы. Главная его цель — деньги, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить доходы.
Общественная жизнь и возвышенные материи, равно как и любовь, его давно уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт. В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность.
Литературное направление рассказа
По своему жанру произведение можно было бы отнести и к повести, и к рассказу, так как его объем позволяет это сделать. Но если судить по его содержанию и темам, которые затрагивает автор, то оно ближе к реалистическому рассказу.
В русской литературе чеховской эпохи правил реализм, и «Ионыч» принадлежит к этому же направлению литературного течения. Это особенно заметно в построенном на контрасте эпизоде, где Вера Иосифовна читает свой дилетантский роман о вымышленной жизни.
А потом они слушают хоровое исполнение «Лучинушки» из расположенного по соседству городского сада. Здесь автор обращает внимание читателя, что песня это передавала то, что бывает в жизни, и чего не было в только что услышанном романе.
В рассказе Чехов описывает без прикрас повседневную, обыденную жизнь горожан, совершенно типичные характеры и обстоятельства, социальные проблемы общества. Автор мастерски создал достоверные события и портреты главных героев, которые часто встречались в то время.
Литературный критик Аким Львович Волынский считал, что в рассказе описана самая настоящая российская действительность. Журналист и публицист Александр Сергеевич Глинка подтвердил, что Чехов провел широчайшее обобщение жизни обывателей в России.
Скрытый смысл произведения
Чехов продемонстрировал читателям, как общество может изменить человека. Некогда прогрессивный, движимый высокими идеалами земский врач под влиянием общества превратил свое призвание в средство наживы. Будучи поначалу активным и энергичным человеком, стремящимся к духовности, в конце рассказа Старцев превращается в инфантильного, безразличного ко всему, кроме денег, обывателя.
Он постепенно теряет свою индивидуальность, перестает быть личностью, уподобляясь обществу, которым изначально пренебрегал. Главный герой сам становится таким же бездуховным и беспринципным человеком. Что же именно привело героя к духовной нищете?
Проблема молодого земского доктора состояла в том, что он не нашел среди окружения ни одного человека, равного ему по уровню духовного развития. Не нашлось ни достойного собеседника, ни родственной души, ни обычного человеческого понимания.
Автор делает вывод, что интеллигентному, духовно развитому человеку сложно сохранять свою духовность и возвышенность среди обывателей, все интересы которых сводятся к разговорам о еде и сплетням. Пытаясь спастись от душевного и духовного одиночества, Старцев становится равнодушным к происходящему вокруг. Безразличие — его защитная броня от душевных переживаний. Со временем она становится его натурой.
В этом проявляется конфликт между силой влияния окружающей среды и человеческой личностью. На примере превращения доктора Старцева в Ионыча Чехов доказывает свою мысль, что далеко не каждый способен противостоять влиянию толпы, что развитие человеческой личности сильно зависит от окружения.
Почему рассказ называют сатирическим
Большинство рассказов Чехова являются сатирическими. В них одновременно сочетаются комические и трагические стороны жизни, жесткое обличение и добродушная насмешка, анекдотический юмор и сатира.
В рассказе «Ионыч» также есть многое от анекдота — здесь и жизненная достоверность, и выразительные диалоги, и яркий сюжет, и оригинальность ситуаций (взять хотя бы сцену поездки Старцева ночью на кладбище, на несостоявшееся свидание с Екатериной).
Анализ произведения доказывает, что оно является одновременно и комедией, и трагедией. Писатель высмеивает «достоинства» семейства Туркиных, описывая их с изрядной долей иронии, в смешном свете представляет нам поступки Старцева. В конце рассказа мы уже видим откровенную сатиру на считающуюся прогрессивной и интеллигентной семью.
Сам Старцев, превратившись в Ионыча, описан уже не с добродушной насмешкой, а с сарказмом. То, что поначалу казалось смешным, становится достойным сожаления, так как является трагической стороной российской действительности. Именно это позволяет назвать рассказ сатирическим.
Общее впечатление от рассказа Ионыч
Чехов не навязывает читателю своего мнения относительно главного героя и затронутых в рассказе проблем духовного развития/деградации личности. Будучи человеком весьма деликатным, автор также не дает прямой оценки ни городским обывателям, ни семье Туркиных. Он предоставляет возможность сделать выводы самостоятельно.
С одной стороны, главный герой сделал карьеру, он по-прежнему неплохой врач, его приглашают на консилиумы. С другой стороны, он духовно деградировал как личность, сделав своей жизненной целью приумножение богатства. Читателю поневоле приходится задуматься о собственных жизненных целях и приоритетах.
Даже литературные критики той эпохи, делая обзор произведения, не сошлись во мнении относительно главного героя. Одни считали, что он преуспел не только в карьере, но и в жизни. Другие же, напротив, уверенно заявляли, что он окончательно деградировал.
На основании этого можно сказать, что общее впечатление от рассказа неоднозначно. Он заставляет читателя анализировать не только жизнь и поступки героев произведения, но и задуматься над своим собственным духовным развитием, в чем и состоит основная задача литературы.
Тест по творчеству А.П.Чехова 10кл
Вариант 1
1. Укажите годы жизни А.П.Чехова: 1б
а) 1824 – 1890 б) 1860 – 1904 в) 1854 – 1902 г) 1814 -1841
2. Кем был А. П. Чехов по профессии? 1б
а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком
3. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова: 1б
а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки» г) «Осколки»
4. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов
не принадлежит А.П.Чехову? 1б
а) Человек без селезенки б) Брат моего брата в) Балдастов г) Алов
5. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»? 1б
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»
6. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного,
подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя? 1б
а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья» г) «Ионыч»
7. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? 1б
1) всеобщий страх 2) всеобщая трусость 3) порядочность
4) скромность 5) тормоз прогресса 6) житейское болото, которое затягивает
8. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем 1б
а) Греческого языка б) Латинского языка
в) Математики г) Русского языка и литературы
9. Назовите основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» 1б
А) конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)
Б) нет никакой интриги, борьбы В) борьба вокруг продажи имения
Г) столкновение между различными социальными группами (помещик – купец)
Д) внутрисемейный конфликт
10.Все герои пьесы «Вишневый сад» — люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не
делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?
А) они чужие, не способные понять друг друга
Б) причина их расхождения – личные моральные качества
В) причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.
11. Кто из персонажей комедии «Вишневый сад» «проел(а) состояние на леденцах». 1б
а) Раневская; б) Симеонов-Пищик; в) Гаев; г) Фирс.
12.Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот
цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали.
Вперед! Не отставайте, друзья!»? 1б
А) Гаева Б) Трофимова В) Яши
13. Темой пьесы «Вишневый сад» является: 1б
а) Судьба Раневской и Гаева; б) Судьба России и ее будущее;
в) Судьба сада; г) Вторжение, приход капитализма в лице Лопахина.
14.Какова судьба Гаева в финале пьесы «Вишневый сад»? 1б
А) уезжает с Раневской за границу Б) принят чиновником в банк
в) остается жить в имении Г) уезжает жить к ярославской бабушке
15. Многие из героев живут прошлым, некоторые – будущим. Кто в тексте живет в настоящем? 1б
а) Фирс б) Трофимов в) Раневская г) Лопахин
Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б
Тест по творчеству А.П.Чехова
Вариант 2
1. В каком городе родился А.П.Чехов: 1б
а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог
2. Как называлась книга о жизни каторжан на Сахалине? 1б
а) «Рассказ неизвестного человека» б) «Остров Сахалин»
в) «В ссылке» г) «Убийство»
3. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? 1б
а) Червяков; б) Беликов; в) Старцев; г) Очумелов.
4. Героем какого произведения Чехова был врач? 1б
а) «Ионыч»; б «Крыжовник»; в) «Человек в футляре»; г) «Хамелеон».
5.Основная проблематика чеховских рассказов зрелого периода – это 1б
А) любовь к «маленькому человеку»
Б) протест против душевной вялости, пошлости, общественной пассивности
В) обличение безволия, личной слабости, неумения разобраться в собственной жизни
6. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую 1б
осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)
7. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев
превращается в Ионыча – «языческое божество»? 1б
А) «среда заела» Б) в этом его собственная вина
В) неостановимый ход времени Г) Екатерина Ивановна
8. Кто «недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк»? 1б
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)
9. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру 1б
а) трагедия б) комедия в) трагикомедия г) драма
10 .Кому принадлежат слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша
нескладная, несчастливая жизнь»? 1б
А) Раневской Б) Лопахину В) Епиходову
11. Как в Художественном театре называли характерное для чеховских пьес развитие действия? 1б
а) «бурный поток» б) «подводное течение»
в) «невидимая жизнь» г) «буря и натиск»
12. Укажите, что является главными темами пьесы «Вишневый сад» 2б
А) прощание с юностью, молодостью
Б) смена феодально-крепостнической системы буржуазных отношений
В) разорение и упадок дворянских гнезд
Г) поместное дворянство переживает последнюю стадию своего разложения,
нежизнеспособность дворянства
Д) призыв к борьбе с прошлым
13. Какова судьба Раневской в финале пьесы «Вишневый сад»? 1б
а) Выходит замуж; б) Остается экономкой в своем имении;
в) Уезжает за границу; г) Умирает.
14. Кто из приведенных ниже героев не действует в пьесе «Вишневый сад»? 1б
а) Епиходов; б) Доктор Старцев; в)Лопахин; г) Шарлотта.
15. Кому из пьесы «Вишневый сад» принадлежат слова: «Человечество идет вперед,
совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким,
понятным, только вот надо работать…» 1б
а) Лопахину; б) Петру Трофимову в) Епиходову; г) Симеонову-Пищику.
Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б
Тест по творчеству А.П.Чехова
Вариант 3
1. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов 1б
а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне
2. Начало творческой деятельности А.П. Чехова была связана с журналом: 1б
а) «Отечественные записки» б) «Стрекоза»
в) «Осколки» г) «Будильник»
3. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье: 1б
А) «Крыжовник» б) «Душечка»
в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»
4. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и
Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал
в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Кто этот герой? 1б
а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)
-
Кто из героев А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и
гляди, хрюкнет в одеяло»? 1б
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Алехин («О любви»)
6. В каком рассказе Чехова есть персонаж с фамилией Туркин? 1б
а) «Крыжовник»; б) «Палата № 6»; в) «Ионыч»; г) «Смерть чиновника»
7. Проблема деградации и нравственной смерти человека стала основной темой рассказа: 1б
а) «Человек в футляре»; б) «Смерть чиновника»; в) «Ионыч»; г) «Крыжовник».
8. Чем объединены рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»? 1б
А) истинное лицо пошлости Б) то, что они напечатаны рядом, — случайность
В) они связаны композиционно: рассказаны одними и теми же героями, которые попеременно
становятся то рассказчиками, то действующими лицами
Г) в собрании сочинений А.П. Чехов поместил их один за другим, т.к. они составляют цикл,
все написаны в 1898г.
9. Первая пьеса А.П. Чехова 1б
а) «Чайка» б) «Безотцовщина» в) «Вишневый сад» г) «Иванов»
10. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева? 1б
А) Гаев – муж Раневской Б) Гаев – ее брат В) Гаев – ее сосед, они друзья юности
11.Укажите, в чем причина трагедии Раневской и Гаева 1б
А) нежизнеспособность дворян, которые не приспособились к новым условиям жизни
Б) неспособность понять, что их время ушло В) излишняя доверчивость
Г) мягкость, интеллигентность
12. В чем заключается особенность развития действия в пьесе «Вишневый сад»? 1б
а) действие развивается стремительно
б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет
в) события развиваются циклично
г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события
13 Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля,
глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…».
А) Лопахину Б) Гаеву С) Трофимову
14. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»? 1б
А) Раневская Б) Гаев С) Шарлотта Ивановна
15.Все герои пьесы «Вишневый сад» — люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не
делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу.В чем же суть конфликта?
А) они чужие, не способные понять друг друга
Б) причина их расхождения – личные моральные качества
В) )причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.
Критерии оценивания: «2»—0-5б; «3»—6-9б; «4»—10-12б; «5»—13-15б
Тест по творчеству А.П.Чехова
1. Укажите годы жизни А.П.Чехова:
а) 1824 – 1890 б) 1860 – 1904 в) 1854 – 1902 г) 1814 -1841
2. В каком городе родился А.П.Чехов:
а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог
3. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов:
а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне
4. Кем был А. П. Чехов по профессии?
а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком
5. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова:
а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки»
г) «Осколки»
6. Первые произведения А.П. Чехова публикуются под псевдонимами. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов не принадлежит А.П.Чехову?
а) Человек без селезенки
б) Брат моего брата
в) Балдастов
г) Алов
7. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения. Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась?
а) «Рассказ неизвестного человека»
б) «Остров Сахалин»
в) «В ссылке»
г) «Убийство»
8. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»
9. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)
10. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Назовите фамилию этого героя рассказа А. П. Чехова.
а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)
11. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем
а) Греческого языка б) Латинского языка
в) Математики г) Русского языка и литературы
12. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье:
А) «Крыжовник» б) «Душечка»
в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»
13. Кто из героев рассказа А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло»?
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Алехин («О любви»)
14. «Недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк». Кто этот герой А. П. Чехова?
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)
15. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного, подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя?
а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья» г) «Ионыч»
16. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? Отметьте то, с чем вы не согласны или считаете неправильным:
1) всеобщий страх 2)всеобщая трусость 3) порядочность
4) скромность 5) тормоз прогресса 6) житейское болото, которое затягивает
17. Дайте верное определение юмора:
- один из способов изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического
- один из способов изображения жизни, отличающийся резким неприятием изображаемого, выраженного в злой насмешке
- один из способов изображения жизни, не отвергающий комических сторон ее. В нем о серьезном говорится с усмешкой.
18. Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»
1. Как звали Старцева?
2. Где поселился Старцев после назначения на должность?
3. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?
4. Как звали Котика?
5. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?
6. Как звали кучера Старцева и как он был одет?
7. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте, пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?
8. Где назначила свидание Старцеву Котик?
9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?
10. Сколько у Ионыча домов в городе, и какой по счету дом он себе присматривает?
11. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?
12. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?
13.Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?
1) «среда заела»
2) в этом его собственная вина
3) неспешный, неостановимый ход времени
4) Екатерина Ивановна
Каноническим образцом русского интеллигента принято считать Осипа Дымова, героя рассказа Чехова «Попрыгунья». Он максимально соответствовал этому образцу – умный, талантливый, скромный, снисходительный к недостаткам близких. Да еще и жертвенный – спасая мальчика от дифтерита, заразился сам, хотя прекрасно понимал, чем это чревато. А между тем у Дымова был прототип, который проделал аналогичную операцию в реальной жизни – и, к сожалению, с тем же исходом.
Прототипы – материя зыбкая. Редко когда автор радостно всем сообщает, с кого именно он списал своих героев. Обычно, автор, зная за собою страсть к иронии и всевозможным обобщениям, вовсе не хочет, чтобы прототип прознал о своей роли. В частности, художник Рябовский, списанный Чеховым со своего приятеля Исаака Левитана, всячески пытается на прототип не походить. Во всяком случае, в деталях.
Антон Павлович всеми силами старается дать понять, что вовсе не Левитан прототип Рябовского. Если Левитан пейзажист, то Рябовский делается анималистом и жарнистом. Левитан радикальный брюнет – Рябовский голубоглаз. Левитану 32 года – Рябовскому 25. Но – хитрость не удается: Левитан узнан и осмеян обществом. Чехов пытается оправдаться, указывает на некую типичность ситуации («Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником»). Дело, тем не менее, заканчивается скандалом, в результате которого бывшие друзья прекращают общаться на годы.
Сюжет
Напомним, однако, сюжет. В Москве, в одном из переулков живет молодая семья. Он – начинающий, но подающий надежды доктор. Она – та самая «попрыгунья», симпатичная, энергичная и экзальтированная дамочка, которую тянет к «прекрасному» – к миру богемы. Героиня практически не замечает своего супруга, предпочитая общество художников, актеров, литераторов. Она и сама то участвует в дачных спектаклях, то берет уроки живописи, то затевает что-нибудь еще, такое же изысканное и не имеющее отношения к приземленному миру, в котором живет ее муж.
С учителем живописи у нее роман. Они даже вместе едут на этюды, где дамочка, совершенно неожиданно для нее самой, надоедает ветреному художнику (тому самому Левитану – Рябовскому). Этот факт действует на даму отрезвляюще – она решает полностью изменить свою жизнь, расстаться с богемой и стать образцовой супругой. Но поезд, что называется, ушел. За то время, пока шли «этюды» в окрестностях города Плеса, «попрыгунья» окончательно привязалась к красавцу-художнику. И теперь это неразделенное чувство мешает обоим. Да и доктору Дымову тоже. Он, наконец, начинает догадываться, что происходит.
Финал трагический и героический одновременно. Осип Дымов совершает истинный гражданский подвиг – рискуя жизнью, отсасывает у мальчика дифтеритные пленки, заражается, заболевает тяжелой формой дифтерита и умирает.
Его друг доктор Коростелев, всегда тихий и кроткий, наконец-то срывается:«Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем!.. Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь. Оська Дымов, Оська Дымов, что ты наделал! Ай-ай, боже мой!.. Добрая, чистая, любящая душа – не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. А работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!.. И сам себя не щадил, и его не щадили. Э, да что, в сущности!»
Попрыгунья же жалела только об одном – что просмотрела, упустила, «прозевала» Дымова. Не на того поставила. Она ведь даже не догадывалась, что ее Дымов, простой, скучный, домашний Дымов – в своей области гораздо более значительная величина, чем все ее актеры и писатели-любители. Требовалось лишь чуть-чуть подождать, и она была бы женой мировой знаменитости.
Реальность
Выйдем, впрочем, из нетвердой и обманчивой атмосферы художественных вымыслов к жизненным реалиям. Прототип Осипа Дымова, известный московский врач, ординатор Московского же военного госпиталя, основатель фонда в целях учреждения премии имени Пирогова и редактор Летописей Хирургического Общества Илларион Иванович Дуброво жил в доме 17 на Пречистенке. Здание тогда уже считалось историческим – до этого оно принадлежало легендарному поэту-партизану Денису Давыдову.
Тут нужно сказать, что прототипом Дымова Илларион Иванович мог считаться вовсе не потому, что имел отношение к известному любовному треугольнику (тут героев лирической истории любознательные современники вычислили быстро – ими были назначены полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена, Софья Петровна – любительница искусств, хозяйка салона, сама художница; одну из ее работ даже приобрел Павел Третьяков), а потому, что совершил врачебный поступок, который не мог не запомнится Молодому врачу Чехову.
В отличии от Дымова Дуброво вовсе не был подающим надежды молодым человеком – речь идет о признанном светиле медицины. Да и впечатления два доктора производили – если выдуманный выглядел как классический, чуть ли не пародийный русский интеллигент (а иначе и быть не могло, ведь «Попрыгунья», по большому счету, рассказ о взаимоотношениях русской интеллигенции и русской богемы), то его реальный коллега, военврач, участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов и человек во всех отношениях бывалый, отличался, скорее, не кротостью и застенчивостью, а решительностью и брутальностью. Но, не смотря на это, москвичи его знали как доктора доброго, заботливого и участливого.
Брат Иллариона Ивановича вспоминал о его детстве: «Очень красивый, живой и не по годам умный и развитой мальчик, он был единственной радостью, гордостью и надеждой матери… Отец, мелкий провинциальный чиновник, выбрал для него ту же стезю, но мать не разделяла взглядов отца на пьяное чиновничье счастье, строившееся на несчастье ближних».
Род Дуброво – что, впрочем, явствует из фамилии – имеет малороссийские корни. Доктор родился в 1843 году в селе Смелое Ромненского уезда Полтавской губернии. На выбор профессии, безусловно, повлияла семейная трагедия. Три его маленьких брата умерли в детстве от дифтерита. Это же, без сомнения, впоследствии повляло на решение проводить рискованную операцию.
Гимназию окончил в Кишеневе, университет (естественный факультет) в Петербурге, затем была Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия. Образование более чем основательное. В 1870 году господин Дуброво получил звание лекаря. Затем – стажировка во Франции, русско-турецкий фронт (притом именно фронт, передовая), где он был военным врачом-хирургом, по окончании войны – блестящая защита докторской диссертации, 9 научных статей, орден Святого Владимира.
То есть весенним вечером 1883 года, когда заплаканные соседи попросили Иллариона Ивановича осмотреть умирающую девушку, они обратились не к начинающему эскулапу, каковым был Осип Дымов, а к человеку состоявшемуся и представлявшему для России, будем уж называть вещи своими именами, немалую ценность. Но на решение доктора сей факт не повлиял и повлиять не мог.
В результате 29 мая 1883 года «Московские ведомости» сообщили: «27 мая в 2 часа утра скончался доктор медицины Илларион Иванович Дуброво, сделавшись жертвой самоотвержения; 20 мая, ночью, покойный был приглашен к дочери шуйского предводителя дворянства Куроедова, 17-летней девушке, для операции трахеотомии, по случаю дифтерита. Благополучно окончив операцию, он посредством трубки высасывал из гортани дифтерические пленки, заразился сам и скончался, проболев всего 6 дней. Потеря, понесенная в его лице для науки и человечества, невознаградима. Мы убеждены, что знавшие покойного отнесутся с большим прискорбием к преждевременной кончине честного труженика и истинно гуманного человека».
Смерть врача стала сенсацией. Лев Толстой писал: «Нынче пришла мне мысль картинок с надписями. У меня есть два. Один доктор, высосавший яд дифтерийный и умерший. Другой учитель в Туле, вытаскивающий детей из своего заведения и погибший в пожаре».
Чехов, разумеется, не мог не знать об этом случае – мало того, что о нем говорила вся Москва, так ведь Антон Павлович – именно в то время, с 1879 по 1884 годы – обучался медицине на одном курсе с братом героя, Василием Дуброво (впоследствии назвавшем собственного сына в честь покойного дядюшки Илларионом). И, наверняка, Чехов немало об этой истории слышал, что называется, из неофициальных источников. И здесь Антон Павлович, ни в коей мере не связанный этическими рамками, случалось, проговаривался в самых незначительных мелочах. Вплоть до созвучности фамилий лучших друзей двух докторов – у Дымова это был Коростелев, а у Дуброво – Костырев.
Знал писатель также и о том, что авторы некролога несколько покривили душой – Софья Васильевна Куроедова, увы, скончалась на следующий день после операции. Болезнь оказалась сильнее.
Видимо, сотрудники редакции подумали, что это принизит заслуги врача – дескать, не бывает подвига без, пусть посмертного, но все таки триумфа.
Хотя на самом деле все совсем наоборот – если врач знал, что шансы на выздоровление малы (а он в принципе не мог этого не знать), и все равно пошел на риск, то это поднимает значение его подвига на совершенно космические высоты.
Положительные черты
Рассказ «Ионыч», относящийся к позднему периоду творчества Антона Павловича Чехова, наполнен драматизмом, глубокой грустью и одиночеством. Главный герой в самом начале произведения предстает перед читателями молодым земским врачом. Старцев Дмитрий Ионович только что начал врачебную практику и еще не имеет большого количества пациентов. Он еще не имеет уважения в обществе, также как не имеет хороших знакомых в городе. Но зато он имеет цель в жизни. Старцев непременно хочет стабильности и надежности. Поэтому он работает, зарабатывает деньги и откладывает их на будущее. По ходу развития сюжета, читатель может наблюдать за тем, как меняется главный герой, за тем, как он идет к своей цели. Через год пребывания в городе и медицинской практики, у него появляется столько клиентов, что он обзаводится лошадью и повозкой, через некоторое время, у него двойка лошадей, затем тройка. Это говорит о том, что он хороший врач, который качественно выполняет свою работу, который помогает больным людям, излечивая их от болезней, тем самым завоевывая их доверие.
Персонаж Чехова Ионыч Старцев является простым во всех отношениях человеком. Он не кривит душой, не склонен обманывать и лицемерить. Все его мысли легко читаемы и понятны. Он не строит воздушных замков и не верит в несбыточные мечты. Старцев знает, на что способен и не стремится достичь большего. Этот персонаж предпочитает иметь то, что дает ему судьба. Он не торопится успеть все сразу. За эту неспешность и размеренность мужчина получает награду: становится популярным врачом, к которому выстраиваются очереди. Его узнают, о нем говорят и даже считают его близким человеком. Ведь не просто так его называют Ионыч. В данном случае, это не знак пренебрежения, а знак дружелюбия.
Характеристика Ионыча не может быть полной без такого его качества, как проницательность, которая была у героя благодаря интеллекту и образованию. Он мог рассказать о жителях города С очень много, лишь взглянув на них. Сразу же после первого ужина в доме Туркиных он понял, что представляют собой его обитатели. Влюбившись в Катю Туркину, думая о свадьбе, Дмитрий Ионович понимал, что жить наверняка придется переехать в город, а, следовательно, нужно будет отказаться от практики в земской больнице. Он знал, что довольно трудно будет ужиться с Катей, пылкий характер которой сложно было бы укротить одной лишь любовью. Девушка была красива, талантлива, но слишком своенравна. Старцев все предвидел и мог просчитать на будущее, но чувства были сильней разума, поэтому он рискнул поддаться им.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Мы в ответе за тех, кого приручили
Все когда-то слышали такую известную фразу «мы в ответе за тех, кого приручили». Но возможно не все понимают ее смысл. А некоторые возможно и не предает этой фразе никакого значения - Сочинение Моя будущая профессия (врач)
Все в детстве хотят быть пожарными, учителями и врачами. И, конечно, ребенок видит только красивые стороны профессии: блестящую каску и красную машину, линейку и глобус в руках доброго учителя - Как я однажды удил рыбу сочинение для 5 класса
Рыбная ловля в наши дни является очень популярным занятием. Удить рыбу любят как маленькие дети, так и взрослые. С раннего детства (мне тогда было около пять лет) отец постоянно брал меня с собой на рыбалку
Отрицательные черты
Своего героя Чехов не стремится показать только с положительной стороны и рассказать читателю, как несправедливо распорядилась судьба по отношению к Старцеву. Образ Ионыча собирательный в нем есть как положительные черты, так и отрицательные. Например, его апатичность. То, как он легко расстался с мыслью потерять Катю Туркину, то, как он смирился со своей скучной, однообразной жизнью. С каждым разом, как автор рассказывает о герое, переносясь при этом на несколько лет вперед, мы видим, что персонаж становится отрешенным, ленивым и с каждым годом только толстеет. Заметная деградация персонажа происходит из-за его нежелания что-либо менять в своей жизни.
Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» в самом начале произведения выглядит гораздо положительней, чем в конце. Если в первых главах рассказа он предстает перед читателями деятельным, целеустремленным, увлеченным человеком, который откровенно презирает жителей города, считая, что с ними можно только выпить и сыграть в карты, то постепенно, он превращается в среднестатистического горожанина. Доктор редко вступает в беседы, никогда не устраивает приемы, не посещает званые вечера. Будто бы с любовью, которая ушла из его сердца, ушла и вся тяга к жизни. О том, что он постепенно становится своим человеком, среди жителей города является и то, что фамилия Ионыча постепенно забывается. Нельзя сказать, что Герой не замечает постепенной деградации. В своем разговоре с Екатериной Туркиной он прямо отвечает: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?”
Старцев осуждает людей, но, тем не менее, говорит « мы», отождествляя себя с толпой, которую «терпеть не может». Возможно, Чехов хотел показать тем самым двуличность персонажа: с одной стороны он человек безвольный, с другой стороны, обладатель пресвященного ума. Постепенно из положительного образа, обиженного девушкой, он превращается в черствого и равнодушного человека, которому без любви будет еще и проще. Не придется ничем жертвовать. Характер Ионыча меняется на глазах.
Тест по произведению
Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча по рассказу Антона Чехова «Ионыч»
В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» показана история жизни Дмитрия Старцева, который из энергичного, жизнерадостного человека со стремлениями и надеждами превратился в скучного обывателя, которому ничего не нужно.
Когда Старцев только приезжает в город, он только начинает работать доктором. Герой молод, у него есть мечты и желания, он готов двигаться вперед и развиваться, узнавать новое и самосовершенствоваться. Старцев обладает стремлениями и планами на жизнь.
Герою советуют посетить самый «талантливый» дом в городе. Он знакомится
с Иваном Петровичем, его дочкой и женой. В первый раз произведение Веры Иосифовны, шутки Ивана Петровича и игра Котика на рояле кажутся ему веселыми, оригинальными. Герой даже не подозревает, что эти занятия являются единственными увлечениями этой семьи. Поэтому каждый следующий его визит похож на предыдущий.
Однако Старцев влюбляется в Котика, ему кажется, что без нее он жить не может, что она — лучшая девушка на свете. Герой начинает часто посещать семью Туркиных и понимает, что там ничего не меняется. Ему вновь и вновь читает романы Вера Иосифовна, рассказывает анекдоты Иван Петрович и играет на рояле Котик.
Старцев понимает, что если семья Туркиных — самая талантливая семья в городе, то остальные жители еще хуже и скучней. Они играют в карты, пьют, скучают, едят, спят…
Но Старцев все-таки делает предложение Котику, та отказывает, а влюбленный тут же остывает, он будто освободился от тяжелого груза. Ему стало легко и хорошо.
Постепенно у героя пропадают все мечты и стремления, он много работает, но не из-за интереса, а из-за жадности, желания заработать побольше. Старцев становится раздражительным, он начинает проводить время в компании обывателей, опускается, полнеет, старится. Его жизнь становится скучной и однообразной.
Таким образом, Старцев сам виноват во всем, что с ним случилось. Он мог влюбиться еще раз, мог уехать из города, мог не общаться с обывателями. Герой сам сделал свой выбор в пользу бесцельного существования. Старцев не стал бороться за свое счастье.
Несколько лет спустя
Чехов делит жизнь героя на этапы, но всегда связывает их с женщиной. Вторая встреча с Екатериной не изменила Старцева. Он признается себя, что правильно сделал, не женившись. Такие мысли вызывают недоумение. Не он решал жениться или нет. Но спустя годы Ионыч думает, что это его просто уберегла от ошибки судьба. Странная позиция. Несколько лет спустя мужчина «ожирел». У него два дома, но хочется приобрести третий. Старцев не планирует завести семью, по вечерам он рассматривает цветные бумажки – деньги. Автор описывает их различие по запахам. Читатель сам додумывает, как они оказались в кармане доктора: пахнут ладаном – умирающие больные, ворванью – бедные рыбаки, уксусом – старики, духами – женщины. Деньги распихиваются бездумно по карманам. К ним нет уже того почтения, которое было в молодости. Когда набирается много, хозяин везет их в Общество взаимного кредита. Даже здесь чувствуется писк выгоды и наживы.
Статус меняется с годами. Самое интересное отличие – лошади. В начале нет своих лошадей, затем у него тройка статных коней с бубенчиками, на которой он разъезжает по городу.
Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, характеристика и роль для сочинения
Проблематика
В рассказе можно выделить несколько важных проблем: человек и повседневность, личность и среда, мечта и действительность. В центре внимания автора – конфликт между «казалось» и «оказалось»: между планами, надежами и тихим убожеством повседневности. Можно ли с течением времени сохранять свежесть восприятия? Под силу ли выжить в глухом провинциальном уголке, не потеряв внутренней силы и жажды поиска? Традиционно считается, что Ионыч – человек пошлый, скучный, погрязший в обывательской провинциальной среде. Но так ли это? Если хотите поразмышлять о проблемах, которые затрагивает в рассказе Чехов, загляните в Вопросы для дискуссии.
Сюжет и композиция
В основе сюжета рассказа – изменения, постепенно происходящие с главным героем, Дмитрием Ионовичем Старцевым. Завязкой можно считать приезд Старцева в губернский город С. и знакомство с семьёй Туркиных. Кульминацией становится эпизод на кладбище – внезапно нахлынувшее непонятное чувство, овладевшее героем. Развязкой служит решение Ионыча не общаться больше с Туркиными, а повествование о дальнейшей жизни персонажей играет роль эпилога. Как мы видим, композиция рассказа (и даже наличие мини-эпилога) напоминает роман в миниатюре.
Вспомнить события, которые описаны в произведении, можно с помощью раздела Сюжет, хотя объём текста совсем небольшой и мы, конечно, рекомендуем знакомиться с полным произведением.
Художественные приёмы
Проблематика рассказа поддерживается художественными приёмами, среди которых самым главным является повтор. Ощущение многократности автор усиливает такими словами, как «всякий раз», «по-прежнему», «тоже», «каждый день», «каждую осень». В рассказе воспроизводятся (лишь с небольшими вариациями) одни и те же ситуации, позы, жесты, слова героев. Дважды Вера Иосифовна читает гостям свои романы, а лакей Пава принимает заученную трагическую позу. Многократно повторяет Иван Петрович свои анекдоты, шутки. Пять раз говорится об игре Екатерины Ивановны. Практически симметрично повторяется ситуация безответного объяснения (сначала равнодушна Екатерина Ивановна, потом – Ионыч). Кольцевая композиция (упоминание дома Туркиных) усиливает ощущение замкнутости мира вокруг героя и жизненного тупика.
Дополнительные материалы
Предлагаем вам различные интерпретации произведения. Эти материалы помогут вам во время ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Вы найдёте их в разделе Мнения о произведении. Увидеть, как атмосфера рассказа воссоздаётся в зрительных образах (живописных и кинематографических), вы сможете, если откроете вкладку Отражение в искусстве.
Хотите узнать, кто ещё из писателей размышлял над подобными вопросами, с кем Чехов вступает в творческий диалог? Зайдите в раздел Сквозные темы. Если вас заинтересовал рассказ «Ионыч» и вы прочитали бы что-то похожее по стилю и атмосфере, посмотрите вкладку Настроение.
Перед вами полезные ссылки, факты, мысли исследователей и, самое главное, – вопросы. Читайте, сопоставляйте, размышляйте!