Как называется сборник рассказов чехова о детях

Гениальный писатель, великий гуманист, глубокий психолог, А. П. Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской литературы. По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец» и известные уже нам «Событие» и «Дома». Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Однако некоторые рассказы явно не предназначались автором для маленьких читателей («Дома», «Кухарка женится»).

Рассказ «Детвора», открывающий сборник, как бы вводит читателя в своеобразный мир детства. Взрослые уехали на крестины. В ожидании их возвращения дети играют в лото. Им давно пора спать, «но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином?». Двумя-тремя штрихами писатель не только набрасывает портреты всех детей от мала до велика, но и дает представление о том, как у каждого из них начинают проявляться или уже определенно проявились индивидуальные особенности характера. Гриша завистлив, корыстолюбив и играет исключительно из-за денег. Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Однако «копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия». Сонечка играет в лото ради процесса игры. Поэтому, кто бы ни выиграл, она «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Алеша еще очень мал: у него «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Кухаркин сын Андрей по натуре мечтатель. К выигрышу он относится безучастно. Но зато его интересует, «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!». Название рассказа «Детвора» как бы вызывает у читателя представление о детстве благополучном — счастливой, безмятежной поре. Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли детство безоблачно? Зная и другое детство, обездоленное, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в ряде произведений («Ванька», «Спать хочется»).

Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением. Вслед за Чеховым в конце XIX — начале XX века эту тему развивали и углубляли в своих произведениях Д. Мамин-Сибиряк («Вертел»), Л. Андреев («Петька на даче»), А. Куприн («В недрах земли»), А. Серафимович («Маленький шахтер»), М. Горький («Детство», «В людях»). Каждым новым своим произведением о мире детства Чехов углубляет затронутые им социально-нравственные проблемы. Если, например, в рассказе «Событие» писатель противопоставил душевной черствости взрослых отзывчивость и доброту детей, то в рассказе «Мальчики» расхождение между представителями двух поколений возникает на иной основе. Гимназисты-второклассники Володя Королев и его товарищ Чечевицын, начитавшись приключенческих романов, преисполнились романтической жаждой подвигов. Они пытаются бежать в Америку. В этом рассказе по существу нет виноватых. Побег мальчиков — болезнь роста. И то, что родителям Володи кажется непростительным легкомыслием, встречает полное сочувствие у его сестер, Володиных ровесниц. Да и сам писатель не осуждает героев, понимая естественность их увлечения.

Среди произведений Чехова о детях особое место занимает известная повесть «Степь» (1888). Ее подзаголовок («История одной поездки») объясняет композиционную структуру произведения. «Степь» представляет как бы цепь очерков, объединенных общей темой и общим героем — девятилетним Егорушкой, совершающим долгий путь по степи в далекий город для поступления в гимназию. Впечатления Егорушки — открытие мира и для него, и для читателя повести. Самые различные люди встречаются мальчику во время его продолжительного путешествия. Герой жадно впитывает впечатления от этих встреч. Его душе близки те люди, в которых корысть и расчет не вытравили человеческое, которые не утратили прекрасной способности откликаться на чужую радость и горе, которые так же, как и Егорушка, обладают поэтическим видением окружающего их мира. Повесть Чехова — проникновенный гимн во славу родины с ее бескрайними просторами, суровой и скромной красотой. В то же время это и выражение грусти автора, страдающего от несовершенства отношений между людьми, от невозможности счастья для тех, кто лучше других чувствует красоту родной земли.

Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними (вспомним рассказ «Событие»). Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый» он адресовал именно детям.

Рассказ «Каштанка» (1892) сразу приобрел большую популярность среди маленьких читателей. В 1903 году рассказ вышел с рисунками художника Д. Кардовского *. О происхождении сюжета этого произведения рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге «Мои звери». Он утверждает, что Чехов использовал историю, происшедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил и которая во время очередного представления сбежала к старому хозяину. В «Каштанке» (и в «Белолобом») Чехов пользуется широко распространенным в художественной литературе способом изображения животных — приемом антропоморфизма, т. е. очеловечивания. В этом случае животное наделяется способностями человека размышлять и переживать, события и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного. Такой художественный прием дает возможность писателю глубже раскрыть отношение человека к животному. Каштанка делит все человечество на «хозяев» и на «заказчиков». Первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право «хватать за икры». По-своему Каштанка оценивает обстановку квартиры незнакомца, подобравшего ее на улице; у него «обстановка бедная и некрасивая»: кресла, диваны, лампы, ковры; у столяра, ее бывшего хозяина, квартира, наоборот, битком набита вещами: стол, верстак, рубанки, стружки, лохань и т. д. «Каштанка» — подлинно гуманистическое произведение. Человечность нового хозяина Каштанки, его отеческая забота о животных, дружба собаки, кота, гуся и свиньи, привязанность Каштанки к своим старым хозяевам — все это, несомненно, нравится маленьким читателям, обогащает их чувства. В письме к брату Чехов писал о впечатлении детей А. С. Суворина от «Каштанки»: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке».

Рассказ «Белолобый» был напечатан в журнале «Детское чтение» (1895). В этом рассказе Чехов изобразил волчье семейство и щенка, любопытного, доверчивого, наивного, шаловливого. Голодная, слабая волчица всякими способами стремится добыть пропитание для своих волчат. Столкновение волчицы с Белолобым сопровождается комическими и драматическими эпизодами, вызывающими живой интерес ребят. В круг чтения подростков вошли и такие произведения писателя, как «Человек в футляре», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий» и многие другие.

Антон
Павлович Чехов

(1860—1904) вошел в историю русской и мировой
литературы как мастер психологического
анализа. Он умел вы­явить тончайшие
нюансы человеческой личности, скрытые
моти­вы поступков и слов. Развивая
тему «маленького человека», тра­диционную
для русской прозы XIX века, Чехов делал
акцент на ответственности самого
человека за свое унижение. Чехов
считал,
что лучше не писать специально для
детей, а «выбирать из того, что уже
написано для взрослых, т.е. из настоящих
художествен­ных произведений». От
этих взглядов Чехов не отступал на
протяжении всего твор­ческого пути,
но все-таки два его рассказа были
предназначены специально для детей —
«Белолобый» и «Каштанка». Да и многие
другие его рассказы вскоре после
публикации во «взрослых» жур­налах
входили в детское чтение.

Как и во
всем, что написано Чеховым, в его рассказах
о детях отражалась подлинная жизнь того
времени. В рассказах о детях с особой
силой проявилось умение писателя видеть
за внешним благополучием невидимую
миру душевную дра­му, неустроенность,
смятение чувств. Чехов показы­вает,
как взрослые вымещают на маленьких
досаду, обиду за свои неудачи, унижения
и т.п. Становой Прачкин из рассказа «Не
в духе», проиграв в карты восемь рублей,
не находит иного утеше­ния, как высечь
сына Ваню. В рассказе «Лишние люди» член
ок­ружного суда Зайкин чувствует себя
заброшенным оттого, что все на даче
разошлись и некому подать ему обед; в
результате он на­брасывается на
шестилетнего сынишку. В этих рассказах
за фасадом благополучного существования
— детская драма. Душевная черствость
и эгоизм взрослых мешают им вглядеться
в своего ребенка, понять, что происходит
в его душе. Леность ума, забвение насущных
истин препятствуют ответствен­ным,
нравственно активным поступкам, которые
сблизили бы взрослых со своими детьми.

Чехов
исследовал все решающие стадии взрос­ления
ребенка — от младенца до подростка. В
рассказе «Гриша»
(1886)
маленький пухлый мальчик, родившийся
два года и во­семь месяцев назад,
гуляет с няней по бульвару. Он едва умеет
говорить и не способен передать те
впечатления, которые порази­ли его
во время прогулки, да взрослые и не
пытаются его понять. До этой прогулки
Гриша знал «только четырехугольный
мир», в котором бывают няня, мама и кошка.
Вы­ход в большой мир потрясает малыша
настолько, что вечером он не может уснуть
и плачет.

«Дети и
детская душа выходят у г-на Чехова
поразительно», — писал критик после
появления рассказа «Детвора»
(1886). У де­тей, изображенных здесь
писателем, были реальные прототипы;
наблюдения над ними и легли в основу
рассказа. Дети в отсут­ствие родителей
играют в лото; играют они на деньги, но
реаль­ной их цены не представляют:
копейка для них дороже рубля. Воз­раст
у детей разный — от шестилетней Сони
до ученика пятого класса Васи. Перед
читателем проходит целая гамма детских
пере­живаний, ярко вырисовываются
психологические портреты геро­ев.
Для одного игрока интерес сосредоточен
исключительно на деньгах; для другого
это вопрос самолюбия; у третьего нет
«ни корыстолюбия, ни самолюбия.
Неоднократно переиздававшийся чеховский
сборник о детях был назван по заглавию
этого рассказа: «Детвора». Лев Толстой
и его относил к числу лучших произведений
писателя.

Своеобразие
психики ребенка пристально исследовано
Чехо­вым в рассказе «Дома»
(1887). Отец изыскивает средства воздей­ствия
на семилетнего Сережу, замеченного в
курении. Внимание писателя сосредоточено
на том, как взрослый, разумный чело­век,
искренне желающий контакта с сыном,
никак не может найти с ним общего языка.
Из ежедневных наблюдений за сыном отец
понял, что у детей свои художественные
воззрения. И отец наконец находит
действенное средство в борьбе с вредным
увлечением сына: он рассказывает сказку
о царевиче, который умер от курения в
расцвете лет и оставил старика отца и
государство на верную гибель. После
этого мальчик обещает больше не курить.

Изображение
тончайших проявлений детской психики
дано в рассказе «Мальчики»
(1887). Характеры и обстоятельства рассказа
типичны для чеховских времен. Незадолго
до его написания Чехов отмечал, что еще
недавно, начитавшись рыцарских романов,
ухо­дили в Дон Кихоты, а теперь под
влиянием книг Майн Рида и Купера мальчишки
удирают в Америку. Нравственные качества
героев — «Володички» и его товариша,
«господина Чечевицына», — испытываются
как раз в подобном приключении. Несмот­ря
на несходство их натур и внешности,
мальчиками владеет одна и та же страсть
— к далеким и опасным путешествиям.
Задуман­ный побег создает невидимую
стену между ними и остальными членами
семейства. Мальчики сосредоточены на
своих мыслях, молчаливы и лишь иногда
произносят «странные фразы», как,
например: «А в Калифорнии вместо чаю
пьют джин». Но в реша­ющий момент дает
о себе знать разница характеров. Володя
готов отказаться от задуманного побега
— ему «маму жалко». Чечевицын же тверд
и непреклонен. Когда гостя увозят домой
после неудач­ного побега, лицо его
остается «суровым и надменным».

В повести
«Степь»

(1888) мальчик Егорушка погружен в народ­ную
среду. Во время поездки он узнает о
прошлом и настоящем, наблюдает разные
типы людей, старается понять те побуждения,
что заставляют их совершать поступки
то смелые и благородные, то далекие от
здравого смысла. Наивный взгляд ребенка
помогает различать в жизни красивое и
безобразное. Широкие степные просторы,
по которым путешествует с обозом
Егорушка, пробуждают в нем стихийное
поэтическое чув­ство. Степь кажется
ему живой, полной дремлющих до времени
сил: она думает, чувствует, говорит.
Образ степи читатель вместе с Егорушкой
воспринимает как волнующий и тревожный.
В этом произведении отразилось
предчувствие грядущих перемен,
харак­терное для русского общества
в конце XIX века.

  1. Детская
    литература «серебряного века»: тематика,
    способы воздействия на читателя.
    Охранительные тенденции в литературе.

32.
Л.
Чарская: собственная биография как
основа творчества. Романтический
характер произведений Л. Чарской.

33.
Детская
поэзия конца Х1Х – начала ХХ века: мир
детства, образы детства, детское «Я» в
стихах.

34.
К.Чуковский
– теоретик и практик детского стиха.

Корней
Иванович Чуковский

(1882 — 1969) по праву считается одним из
любимых детских писателей. На протяжении
всей своей жизни он общался с детьми,
интересовался тем, о чём они говорят,
думают, переживают, писал для них стихи
и прозу, переводил лучшие образцы мировой
детской поэзии. И всё же главным вкладом
К. Чуковского в отечественную детскую
литературу были и остаются его стихотворные
сказки, адресованные самому маленькому
читателю и ставшие «неотъемлемым
атрибутом детства».

У всех его
сказок есть какая-то мораль. На страницах
его сказок живет напряженной жизнью
большой мир с его бытом, учащенным ритмом
движения, уличными происшествиями.
Ритмы его сказок были частично
«сконструированы» им, частично
заимствованы у русской классической
поэзии. Каждая сказка Чуковского имеет
замкнутый, завершенный сюжет. Но вместе
с тем все вместе они легко поддаются
циклизации и составляют своеобразный
«животный» эпос.

В сказках
Чуковского самые статичные, косные,
грузные, самые тяжелые на подъем вещи
стремительно двигаются по всем
направлениям, порхают с легкостью
мотылька, летят со скоростью стрелы!
Это увлекает и действительно заставляет
следить за бурными вихрями, которые с
первой строчки подхватывают и гонят
вещи, например, в «Федорином горе»

«Федорино
горе» (1926) начинается с удивления перед
небывальщиной: «Скачет сито по полям,
/ А корыто по лугам». Автор довольно
долго держит читателя в напряженном
изумле­нии. Только в третьей части
появляется Федора, причитая и маня
сбежавшую утварь обратно. Если в
«Мойдодыре» неряха — ребе­нок, то в
этой сказке — бабушка. Читатель, уже
усвоивший урок «Мойдодыра», может понять
недостатки других, в том числе и взрослых.

В большинстве
сказок начало действия совпадает с
первой строчкой. В других случаях в
начале перечисляется ряд быстро
двигающихся предметов, создающих что-то
вроде разгона, и завязка происходит уже
как по инерции, например в сказке
«Путаница».

В этой сказке
мнимое отрицание реальности становится
игровой формой ее познания и окончательного
утверждения.

Чуковский
перенес эту форму в литературную сказку
и впервые для ее обозначения стал
употреблять термин «перевертыш».
Перевертыши есть во многих сказках, а
«Путаница» посвящена перевертышам
целиком. Не одни только перевертыши
перенес Чуковский из устного народного
творчества в литературную сказку. Его
сказки буквально пропитаны детским
фольклором.

В «Мухе-Цокотухе»
Чуковский пародировал мелодраму —
наи­более популярный жанр массовой
литературы. Это сказывается в традиционной
расстановке образов: добродетельная
девица на выданье, злодей, кавалер, гости
— добрые, да слабые духом. Ме­щанская
мелодрама была разыграна поэтом на
манер ярмарочно­го представления.
Герои не описываются, а показываются,
дей­ствие происходит на глазах
читателя. Реплики героев и текст от
повествователя могут быть озвучены как
одним голосом (взросло­го, читающего
сказки детям), так и разными голосами
(при про­стейшей театральной постановке).
Многочисленные восклицания, патетичные
жесты и реплики также относятся к числу
театральных средств воздействия.

Сказки
Чуковского отражают действительность
в обобщенной и отвлеченно-условной
форме. Форма и содержание его сказок
составляют органическое единство:
причудливому сказочному содержанию у
Чуковского отвечают столь же причудливые
сказочные средства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

Информационно-библиографический отдел

«Дети святы и чисты…»

Беседа о детских произведениях

Антона Павловича Чехова

Омск

2010

Пособие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста и руководителей детского чтения.

Больше ста лет назад жил в России необыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только таблетками, каплями, мазями, но и, главное, словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что этот человек был не только доктором, он был ещё и замечательным писателем. Звали его Антон Павлович Чехов.

В 1884 году, закончив медицинский факультет Московского университета, Антон Павлович ещё не знал, кем он станет – врачом или писателем. На двери его квартиры висела табличка: «Доктор Чехов», а в газетах и журналах один за другим появлялись рассказы, подписанные смешными именами: «Брат моего брата», «Антоша Чехонте», «Врач без пациентов». Вскоре, однако, Антон Павлович сделал выбор. Он решил заниматься главным образом литературой. Чехов написал сотни прекрасных произведений. Некоторые из них он адресовал детям и со своим издателем Сувориным объединил в сборник «Детвора». Другие рассказы для детей ещё при жизни автора были напечатаны в детских журналах, или выходили отдельными книгами.

Антон Павлович Чехов удивительным образом мог описать окружающий мир глазами ребёнка, даже очень маленького. В рассказе «Гриша» автор изобразил один эпизод из жизни двухлетнего мальчика, который едва умеет говорить. Гриша гуляет с няней по бульвару, и много новых впечатлений обрушивается на него. До этой прогулки Гриша знал «только четырёхугольный мир», в котором бывают няня, мама и кошка. По мнению Гриши: «Мама похожа на куклу, а кошка – на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Вернувшись домой, мальчик пытается рассказать «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько словами, сколько лицом и руками». Эмоции переполняют Гришу настолько, что у него поднимается температура. Мальчик плачет и долго не засыпает. А недогадливые взрослые не могут объяснить себе состояние малыша.

В рассказе «Кухарка женится» все события также изображены с точки зрения ребёнка. Правда, этот мальчик старше, ему 7 лет. Но, как и героя предыдущего произведения А. П. Чехова, его тоже зовут Гриша. Мальчик по-своему, не так, как взрослые, объясняет сватовство, подготовку к свадьбе и свадебное застолье кухарки Пелагеи и извозчика Данилы Семёновича. Его мысли наивны, иногда смешны и по-детски непосредственны. По понятиям ребёнка молодая кухарка Пелагея просто не может выйти замуж за рыжего извозчика с красным носом, уж очень извозчик старый и непривлекательный. Чуткий мальчик желает сгладить зло, причинённое этим, как он считает, «неравным браком». Гриша жалеет кухарку. Он выбирает самое большое яблоко и, сунув в руку Пелагее, бежит прочь.

О большом влиянии книг на поступки детей мы узнаём из рассказа Чехова «Мальчики». Два гимназиста – Володя и его друг Чечевицын, начитавшись романов об индейцах, собираются убежать в Америку. Они продумали маршрут путешествия, заготовили в дорогу сухарей и четыре рубля денег. Для сражения с тиграми мальчики прихватили пистолет и два ножа, вот только пороха не успели купить… Совестливый Володя перед самым уходом из дома заплакал. Он понимает, что родные будут переживать и беспокоиться за детей. В конце-концов беглецов возвращают негодующим родителям. И только сёстры Володи одобряют стремление мальчиков к подвигам и приключениям.

В основу другого рассказа А. П. Чехова «Детвора» легли наблюдения писателя за знакомыми детьми, с которыми Антон Павлович любил играть и общаться. В рассказе несколько мальчиков и девочек играют в лото на деньги. Возраст у них разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Автор описывает поведение детей в игре. И это описание помогает понять характер каждого ребёнка. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, она всеми силами стремится выиграть и быть первой. Соня добра, она ставит за Васю деньги на игру и занимает Андрею копеечку. Кто бы ни выиграл, девочка «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Сонин брат Алёша ещё мал, он путает цифры. Алёша играет только ради возможных недоразумений между детьми. Он получает от ссор удовольствие. Кухаркин сын Андрей – мечтательный мальчик. К выигрышу он равнодушен. Но зато его интересует «сколько на свете цифр и как они не перепутаются!» Самый старший – гимназист Вася играет исключительно от скуки. В конце вечера утомленные игроки, не дождавшись возвращения взрослых, вповалку сладко и крепко засыпают на маминой кровати. Рассказ «Детвора» известный русский писатель Лев Николаевич Толстой относил к числу лучших произведений Чехова.

Но не всегда А. П. Чехов показывал в своих произведениях детство как счастливую и безмятежную пору. Из рассказа «Беглец» мы узнаём, что крестьянский мальчик Пашка только в больнице впервые в жизни попробовал жареное мясо. У него болит рука, ему немного страшно оказаться одному в незнакомой обстановке. Но Пашка радуется сытной «больничной» еде и одежде, в которую его переодели. Даже больничный халатик лучше, чем повседневная одежда мальчика. Конечно, жизнь у Пашки в деревне бедная, нелёгкая. Но он хотя бы живёт в своём доме, с матерью.

А вот другой мальчик Ванька Жуков из рассказа Чехова «Ванька» – сирота. Его из деревни отдали в город в услужение к сапожнику. Девятилетний мальчик измучен тяжёлой работой, побоями хозяев, насмешками подмастерьев. Он недоедает, недосыпает и очень тоскует по родной деревне. Поэтому Ванька пишет письмо своему дедушке с просьбой забрать его из Москвы. Он не собирается садиться старику на шею: «А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду». Мальчик выражает свою готовность отплачивать добром за добро: «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду не дам…» У Ваньки есть надежда, что дедушка сжалится и увезёт его в деревню.

У героини другого чеховского рассказа тринадцатилетней Варьки такой надежды нет. Ей некуда уйти от своих хозяев и от бесконечной работы. После смерти отца Варька и её мать Пелагея из-за нужды уходят в город наниматься в работницы. Варьку взяли в «няньки» к грудному ребёнку. По ночам ребёнок постоянно плачет, и Варька качает младенца. Уже много ночей подряд девочка не спит. А днём её ждёт бесконечная работа по дому. Хозяева не дают ей и минутной передышки. Многодневная изматывающая усталость Варьки приводит к страшной трагедии. Жизнь девочки сломана, и виноваты в этом безжалостные Варькины хозяева.

В своих произведениях писатель подчеркивал, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. И нужно гуманно относиться не только к себе подобным, но и к животным. Сам Антон Павлович очень любил зверей. В детстве он разводил голубей. Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. Но особенно Чехов любил собак. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям лекарств – Бром и Хина.

Вот и в рассказе «Каштанка» главное действующее лицо – собака, которая потерялась. Обыкновенная дворняжка Каштанка оказалась сообразительной и артистичной. Она могла бы выступать на цирковой арене вместе со своим новым хозяином. Дрессировщик обращался с Каштанкой всегда ласково, хорошо её кормил, спала она в тепле на матрасике. В доме у прежнего хозяина столяра собака недоедала, спала под верстаком на стружках. Сын столяра Федюшка иногда её мучил. Но преданность и верность Федюшке и столяру побуждают Каштанку без раздумий вернуться к ним. Собака быстро забывает свою цирковую жизнь. Любовь и привязанность оказываются сильнее сытости и удобств. Рассказ Чехова «Каштанка» имел у детей необыкновенный успех. Писатель говорил, что дети считают его гениальным человеком, так как именно он является автором «Каштанки».

В другом рассказе о животных, который называется «Белолобый», А. П. Чехов изобразил волчье семейство и щенка – Белолобого. Щенок был очень любопытным, доверчивым и шаловливым. Наивный Белолобый доверяет даже голодной волчихе, которая едва его не съела. Удивительно человечно Чехов рассказывает о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. После возвращения из волчьего логова на зимовье, щенок получает от сторожа Игната несправедливую трёпку. Сторож обвинил щенка в разорении соломенной крыши хлева, где жили овцы. На самом деле через крышу в хлев забиралась голодная волчиха. В рассказе прослеживается мысль о том, что надо быть внимательным и чутким к домашним питомцам. Иначе можно попасть в неловкое положение, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого.

Об этом же – невнимании, равнодушии и даже чёрствости говорит А. П. Чехов в рассказе «Событие». Как радуются Ваня и Нина появлению у кошки трёх котят! Дети кричат: «Кошка ощенилась!» Весь день они не отходят от новорожденных котят, играют с ними. Добрые дети заботятся об их будущем: «Один котёнок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где много крыс». Они даже подыскивают отца для слепых детёнышей. Ваня и Нина испытывают неподдельное горе, когда узнают, что собака съела беспомощных котят. Дети горько плачут. А взрослые, вместо того, чтобы наказать пса, только посмеялись над происшествием.

Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа. Но он создавал и более крупные произведения. Например, путевую повесть «Степь». По донской степи медленно движется обоз: нагруженные повозки едут в город. На одной подводе, высоко на сене сидит девятилетний Егорушка. Он едет учиться в гимназию. О том, что видит Егорушка в дороге, как он узнаёт новых людей, знакомится с их жизнью, и рассказывает Антон Павлович Чехов в своей повести. Конечно, для 7 – 10-летнего ребёнка содержание всей повести будет не совсем понятно. Целиком её следует читать в более старшем возрасте. Однако некоторые эпизоды, отрывки из «Степи» адресованы как раз младшим школьникам. Прекрасные поэтические картины природы; повседневные заботы возчиков: рыбная ловля, приготовление еды на костре; взаимоотношения Егорушки с попутчиками Чехов описывает точно, зримо, образно.

Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи. Конечно, в этом пособии упомянуты не все произведения Чехова о детях. Ничего не говорится о рассказах «Злой мальчик», «Дома», «Житейская мелочь», о неоконченном произведении «Шульц», сценке «День за городом» и других. В каждом из них автор поднимает важные вопросы: как правильно воспитывать ребёнка, чтобы он не обманывал, не брал чужого, не курил? Как обуздать гимназиста – вымогателя и шантажиста? Что делать, если взрослый человек нарушает данное ребёнку честное слово и подводит его? Эти и многие другие нравственные проблемы поднимаются в произведениях А. П.Чехова.

Читатели разного возраста и разных национальностей обращаются к творчеству этого автора. Пьесы Чехова ставят во многих театрах мира, по его произведениям создают мультипликационные фильмы, снимают художественное кино. И происходит это не только потому, что произведения Антона Павловича Чехова интересно читать, но и потому, что, читая их, люди становятся благородней, красивей, добрей.

Список произведений А. П. Чехова

Чехов, А. П. Белолобый [Текст]: рассказы / А. П. Чехов; худож. М. Писаревский. – М.: Сов. Россия, 1979. – 64 с.

Чехов, А. П. Ванька [Текст]:рассказ / А. П.Чехов; рис. В Гальдяева. – М.: Малыш, 1987. – 16 с.

Чехов, А. П. Избранные произведения [Текст]: для восьмилетней школы / А. П. Чехов; оформл. Л. Зусмана. – М.: Дет. лит., 1960. – 496 с. – (Школьная б-ка).

Чехов, А. П. Каштанка [Текст]: рассказ / А. П. Чехов; худож. Б. Алимов. – М.: Сов. Россия, 1979. – 64 с

Чехов, А. П. Рассказы [Текст] / А. П. Чехов. – М.: Дет. лит., 1978. – 96с. – (Школьная б-ка).

Литература о творчестве А. П. Чехова

Гардин, М. Об авторе [Текст]: послесл. / М. Гардин // А. П. Чехов. Мальчики. – Л., 1980. – С. 44 – 48.

Есин, А. Б. А. П. Чехов – писатель и человек [Текст]: вступ. ст. / А. Б. Есин // А. П.Чехов. Повести и рассказы. – М., 1986. – С. 5 – 19.

Катаев, В. Б. Проза Чехова [Текст]: проблемы и интерпретации. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 326 с.

Полоцкая, Э. А. Начало духовной биографии героя [Текст]: счастливая пора детства / Э. А. Полоцкая // Пути чеховских героев: книга для учащихся. – М., 1983. – С. 33 – 44.

Семанова, М. Л. Повествование «в тоне» и «в духе» героев [Текст]: Детвора, Мальчики, Каштанка / М. Л. Семанова // Чехов – художник. – М., 1976. – С. 30 – 47.

Шер, Н. Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) [Текст]: вступ. ст. / Н. Шер // А. П.Чехов. Рассказы. – М., 1978. – С. 5 – 13.

Адреса сайтов

Библиотека 5баллов. ru [Электронный ресурс]: Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова «Гриша» и «Детвора». – Электрон. дан. – М.: РосБизнесКонсалтинг, 2003-2010. – Режим доступа: www.5ballov. ru/referats/preview/97595

Школьный ассистент [Электронный ресурс]: Рассказы Чехова о детях. – Электрон. дан. – [Б. м.]: Школьный ассистент. Некоммерческий проект, 2008-2010. – Режим доступа: http://schooltask. ru/rasskazy-chexova-o-detyax/

Электронная библиотека [Электронный ресурс]: Кто Зайцев Хочет Кушать – Папашу Должен Слушать. Детская тема в рассказах А. П. Чехова / Д. А. Емец. – Электрон. дан. – [Б. м.]: Электронная библиотека, 2008 – . – Режим доступа: www. fb2book. com/?kniga=37196&strn=2&cht=1

Электронная библиотека специальной филологической литературы [Электронный ресурс]: О Чехове / Г. Бялый. – Электрон. дан. – М.: М-во образования и науки РФ: Федеральное агентство по образованию: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 – . – Режим доступа:http://philology. ruslibrary. ru/default. asp? trID=367

План урока:

Основные события жизни и творчества А.П. Чехова

Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Художественное мастерство Чехова-рассказчика

Значение творчества А. Чехова

Основные события жизни и творчества А.П. Чехова

Антон Чехов родился 17 июля 1860 г. в Таганроге. Он был третьим ребенком в многодетном купеческой семействе, у него было 4 брата и сестра. Дед его был крепостным, откупившимся от помещика и получившим вольную, отец имел лавку с бакалейными товарами, в которой ему помогали с детства сыновья. Глава семьи был набожным, и дети по его настоянию занимались хоровым церковным пением.

Антон пошел в 1868 г. в греческую школу, после перевелся в городскую гимназию. В годы учебы он начал пробовать сочинять, выпускал юмористический журнал, увлекался чтением и с 13 лет театральными постановками, нарушая запреты посещать театр гимназистам, под их влиянием написал свою первую драму в 18 лет.

В 1876 г. разорившийся отец, спасаясь от кредиторов, уехал в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы распродать оставшуюся домашнюю утварь и окончить учебу, подрабатывал частными уроками, часть заработанных денег отправлял семье. После окончания гимназии в 1879 г. уехал в Москву, где успешно сдал экзамены на медицинский факультет университета. В годы учебы уже с первого курса начал подрабатывать написанием небольших рассказов в юмористических изданиях«Будильник», «Осколки», «Стрекоза» и др., подписываясь многочисленными псевдонимами, среди которых были «Человек без селезенки», «Дон Антонио», «Антоша Чехонте» и др.Первым опубликованным рассказом было «Письмо ученому соседу». Причем Антон Чехов был прилежным студентом, не пропускал занятия, литературным творчеством занимался по ночам.

С 1883 г. к Чехову пришла популярность, когда он «ради куска хлеба» сотрудничал одновременно с 6-7 грошовыми изданиями, получая по 8 коп. за строчку. Иллюстрировал его рассказы брат Николай, учившийся на художника. За время учебы в университете написано более 200 рассказов, фельетонов и сцен. «Кроме романа, стихов и доносов я все перепробовал», — напишет Чехов. Все написанное в эти годы он будет называть «мелочишками». Произведения Чехова впервые вышли в 1884 г. отдельным сборником «Сказки Мельпомены».

Еще студентом Чехов практиковал в Воскресенской больнице под Москвой, где после завершения обучения в 1884 г. работал земским врачом, после возглавлял больницу в Звенигороде. Постепенно Чехов отходит от сотрудничества с юмористическими журналами, его произведения становятся более серьезными. В 1885 г. 25-летний Чехов познакомился с А. Сувориным, издателем крупнейшей газеты «Новое Время», который предложил высокие гонорары с условием, что все произведения будут подписаны подлинным именем. С этого времени к Чехову пришла настоящая слава. Для литературного толстого журнала «Северный вестник»он написал в 1888 г. повесть «Степь», в 1889 г. «Скучную историю». В 1888 г. получил Пушкинскую премию за сборник «В сумерках».

В 1890 г. Чехов, несмотря за то, что был болен туберкулезом, предпринял длительную поездку на «остров-тюрьму» Сахалин, отправился добровольно туда, куда отправляли преступников на каторгу. Пробыл в пути 2 месяца и 22 дня, сначала по железной дороге до Тюмени, далее на конных повозках по бездорожью и распутице. На Сахалине он изучал жизнь каторжан и ссыльных, провел почти полную перепись населения острова, опросив лично более 10 тыс. человек. Свои впечатления Чехов отразил в книге «Остров Сахалин» и других произведениях. Обратный путь совершил из Владивостока до Одессы на пароходе «Петербург», побывал в Сингапуре, Гонконге, на Цейлоне, в Константинополе.

В 1892 г. Чехов приобрел имение Мелихово, где проявил себя в общественной деятельности: построил три школы, организовал бесплатный медицинский пункт, хлопотал о строительстве железной дороги. Во время эпидемии холеры выполнял обязанности земского врача в 26 деревнях, на 4 фабриках и монастыре. В Мелихово Чеховым написано множество произведений, в том числе «Маленькая трилогия[1]», пьесы «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и др. С 1989 г. начал сотрудничать с Московским художественным театром.

В 1899 г.купил дом в Ялте, чтобы жить в благоприятном для лечения туберкулеза климате. В 1899 г. и 1903 г. выходят в двух томах произведения Чехова. В 1900 г. был удостоен звания почетного академика, от которого отказался в 1902 г. в знак протеста против аннулирования указом Николая II этого звания у М. Горького. В 1901 г. женился на Ольге Книппер, ведущей актрисе МХАТа. В 1904 г. из-за обострения туберкулеза уехал лечиться в Германию, где умер 2 июля. Погребен Антон Павлович Чехов на Новодевичьем кладбище.

chekov

Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Нравственно-философская проблематика рассказов «Маленькой трилогии», объединенных идеей«футлярной жизни», особенности их композиции

В 1898 г. в 7 и 8 номерах журнала «Русская мысль» были опубликованы три рассказа Чехова, которые впоследствии стали называть «Маленькой трилогией». По замыслу Чехова рассказы должны были стать началом цикла произведений о «футлярной жизни», но работа была прервана из-за болезни, и больше к этой теме писатель не возвращался. Рассказы объединены в трилогию образами героев-рассказчиков: Буркиным, Иван Ивановичем Чимшей-Гималайским и Павлом Константиновичем Алехиным. Каждый из них рассказывает свою историю об удушливой атмосфере мещанства и пошлости «футлярной жизни».

В первом рассказе «Человек в футляре» гротескный[2] образ главного героя Беликова определил тематику всего цикла. Рассказывает об этом странном человеке его коллега по гимназии Буркин своему приятелю ветеринару Ивану Ивановичу, когда они остановились на ночлег в доме сельского старосты, припозднившись на охоте. Он вспоминает о Беликове, наблюдая за странными поступками хозяйки дома Мавры, которая панически сторонится людей, нигде не бывала кроме своего села, никогда не видала города и железной дороги, пряталась за печкой и на улицу старалась выходить ночью. Поведение живущей отшельницей Мавры – одно из многочисленных проявлений страха, скованности, желания спрятаться, уединиться от внешнего мира.

Понятие «футляр» у Чехова чрезвычайно емкое: в рассказе «Человек в футляре» речь идет не только об одном гимназическом учителе классической словесности Беликове, который всего боялся и руководствовался правилом: «как бы чего не вышло». Запуганность Беликова и ему подобных порождена общественной системой, опутавшей сознание людей запретами. Страшась неизвестности, непонятного будущего, такие люди стремятся себя защитить неким футляром, панцирем. Защитой для них может быть осторожное поведение, манера говорить и одеваться, образ мыслей, выбор профессии и пр.

Такой тип людей был изображен в образе Беликова. Это отгородившийся от жизни обыватель, замкнутый, с косными взглядами, предпочитающий во всем порядок; его жизнь определена инструкциями, циркулярами, правилами, помогая избежать личной ответственности за происходящее.

Он был предусмотрительным во всем: в уездной гимназии преподавал древнегреческий язык, ведь в «мертвом» языке не будет уже никаких изменений; в жаркую погоду ходил в пальто с поднятым воротником, в темных очках, в калошах и с зонтиком, затыкая уши ватой. Каждая ему принадлежащая вещь была упакована в футляр или чехольчик, все мысли или высказывания согласованы с приказами и предписаниями начальства. Особое внимание он уделял запретам, нарушения которых его тревожили, подозревал в любых позволениях нечто сомнительное. Осторожный и мнительный Беликов окружен ограничениями и в личной жизни: он не позволял себе ничего лишнего и предосудительного, словно пытался защититься некой оболочкой от любых возможных неприятностей.

С сослуживцами у него сложились странные отношения, для поддержания которых он навещал коллег, но в гостях молча отсиживался. Атмосфера отношений, порожденная Беликовым, и образ его жизни оказывали угнетающее действие на окружающих, они тоже перестали проявлять активное участие в жизни, высказывать взгляды и мнения, отличные от официальных. Беликов не страшен, даже смешон в некоторых ситуациях, но жители города боялись его нытья и предостережений, оставляли нереализованными свои затеи создать драматический кружок или читальню, из гимназии под его давлением исключали слишком шумных учеников.

Гимназические дамы от скуки пытались устроить личную жизнь Беликова и чуть не женили его на жизнерадостной Вареньке Коваленко. Но однажды Беликов увидел ее с братом, катающимися на велосипедах, что показалось ему неприличным, и он решил предостеречь легкомысленных молодых людей. Михаил Коваленко, брат его несостоявшейся невесты, терпеть не мог будущего родственника, которого называл «пауком», «Иудой» и «фискалом[3]». Не выдержав предостережений и наставлений Беликова, он вытолкнул его из своей квартиры, и тот скатился с лестницы.

Умер Беликов внезапно и смехотворно трагически. Падение с лестницы стало для Беликова символическим, почти ритуальным актом. Страшным для него было не столько физическое падение, сколько моральное. Став унизительным посмешищем перед Варенькой и ее знакомой, он занемог, слег и спустя несколько дней скончался. Лишь в гробу, своем самом надежном и окончательном футляре, обрел он настоящий покой, и его мертвое лицо казалось счастливым. Странное чувство удовольствия испытывали хоронившие его, думая, как изменится теперь их жизнь. Но перемен не произошло, потому что у всех имелся свой футлярчик, помогающий спрятаться от нежелательных жизненных неприятностей и казусов.

chelovek v futljare kukryniksy zont furazhka uchitel chistaja
«Человек в футляре»

Рассказ Буркина произвел на Ивана Ивановича тягостное впечатление, он начинает рассуждать о том, как много в жизни ненужного, случайного, что превращает ее в футлярное существование. В нем кипит недовольство жизнью, ему противно низкопоклонство[4] ради куска хлеба и теплого местечка. Но Буркин его порывов не понимает, прерывая «завиральные идеи[5]» Чимши-Гималайского с усмешкой: «Это уже из другой оперы». Он мастерски рассказывает о «футлярности», но в себе ее не замечает. Буркин засыпает, а возбужденный Иван Иванович долго не может уснуть, думая в одиночестве об услышанном, понимая, что «беликовщина[6]» опасна для общества, удушлива для всего живого, способна остановить течение жизни, окутав все паутиной пошлости.

В последующих рассказах не столь явно обозначена тема «футлярной жизни», имеющей более скрытые проявления. В рассказе «Крыжовник» Чимша-Гималайский с Буркиным навестили Алехина в его имении. Иван Иванович поведал историю своего брата Николая, мечтавшего о собственном уголке, где он жил бы в уединении и занимался своим хозяйством. На первый взгляд, нет ничего предосудительного в таком образе жизни, проблема «футлярности» не так заметна. А в чем проблема?

Оставив службу, уже почти 40-летний Николай Иванович осуществил свою мечту. Только ради ее осуществления он всю жизнь отказывал себе в самом необходимом и копил, даже женился на богатой старой вдове, которая умерла вскоре от скупости своего мужа. Достигнув желаемого и купив именьице, он превратился в растолстевшего барина, завел толстую кухарку, и даже его собака, которой и лаять было лень, стала похожа на свинью. Чудилось Иван Ивановичу что-то свинское в облике и образе жизни брата, который обрел счастье в виде тарелки с крыжовником из своего сада. Усадьба стала футляром для ее хозяина, безвыходным пространством, ограничивающим контакты с внешним миром.

Это рассказ об «иллюзиях счастливых людей», не замечающих низменности своих интересов, живущих в скучном мире пошлости, обывательщины, духовного оскудения, для которых собственный крыжовник стал символом счастья. Иван Иванович, чувствуя себя уже старым, более молодому собеседнику Алехину говорит: «…не уставайте делать добро». Смысл жизни и ее цель он видит не в личном благополучии, «а в чем-то более разумном и высоком».

kryjgd
«Крыжовник»

В последнем рассказе «О любви» основная тема почти незаметна. Гости Павла Константиновича Алехина обратили внимание на красивую горничную Пелагею, которая полюбила пьяницу повара Никанора, страдала и терпела его побои. Достойная лучшей участи Пелагея из-за своей любви сносила унижения и была несчастна. Рассуждая о странностях любви, которые невозможно объяснить, ибо «тайна сия велика есть», Алехин поведал приятелям свою любовную историю.

Еще молодым он поселился в родительском имении и познакомился с 40-летним Лугановичем и его молодой женой. С первой встречи он был очарован Анной Алексеевной и чувствовал, что и он ей небезразличен. Долгие годы он общался с их семьей, но никогда не позволял себе говорить о своих чувствах. Но когда Луганович получил назначение в другую губернию, он, прощаясь навсегда, признался в любви Анне. После Алехин жалел о том, что прятал свою любовь, не боролся за нее, ведь они оба были так несчастны. Чувство долга и общественное мнение стали футляром для его чувства. Анна Алексеевна из красивой жизнерадостной женщины превратилась в невротическую особу, а он из интеллигентного, образованного человека, знающего языки и имеющего склонность к науке,в духовно опустошенного хозяйственного работягу, который редко моется и ходит в грязной одежде, живет одиноко и скучно, заботясь лишь о доходности своего имения.

olubvi
«О любви»

Хотя между рассказами «Маленькой трилогии» не прослеживается явная связь, в них описана среда, в которой нашел свое место «человек в футляре». Все герои – интеллигентные люди, принадлежащие к лучшей, как казалось, передовой части общества. Чехов же поставил общественный диагноз, показав духовное обнищание интеллигенции 80-х годов прошлого века, ее пассивность и несостоятельность. В чеховских рассказах опровергается точка зрения, что проблемы человека возникают оттого, что «среда заела», в трилогии показано, что среду своего обитания даже образованные люди сами и создают.

Рассказы «Маленькой трилогии» написаны по единому композиционному принципу «рассказ в рассказе», каждый из сюжетов окружен оболочкой или футляром авторского повествования. В трех различных точках зрения представлены разнообразные формы «футляров», которые добровольно выбирают для себя люди,и выражена авторская идея нравственной деградации «футлярного» человека. Чехов считал, что «мир погибает не от разбойников и воров», для него опаснее «скрытая ненависть, вражда меду хорошими людьми», «мелкие дрязги, которых не видят люди».

Художественное мастерство Чехова-рассказчика

Лаконизм сюжетов, афористичность, художественные изобразительно-выразительные средства

Жанр рассказа Чехов преобразовал до совершенства, сумев в лаконичную форму вложить объемное по значимости содержание. Чехов, пользуясь приемом скрытого психологизма, не описывает прямо душевное состояние человека, а воспроизводит его косвенно, одной фразой или художественной деталью дает представление о персонаже.

Речь персонажей разнообразна, выразительна и передает их характеры, отдельные реплики дают представление о сущности человека.Так, например, прерывая рассуждения Ивана Ивановича, Буркин бросал не раз реплику: «Это уже из другой оперы». Если разговоры происходят под вечер, Буркин всегда предлагает пойти спать. Он маскирует свое нежелание касаться неприятных для него тем, стремится их обойти, ограждая себя от тревожных мыслей. Когда другие, как думающий Иван Иванович, не могут заснуть, «буркины» спокойно спят.

Говорящие детали, характеризующие внутренний мир человека, способны заменить многословные описания. Так, жизненная позиция Беликова, его закрытость от внешнего мира материализована в бытовых деталях повседневной жизни: темные очки, зонтик, уши, заложенные ватой, часы в чехле, пальто с поднятым воротником и пр. Такая манера героя одеваться независимо от состояния погоды говорит о серьезных патологических изменениях в личности человека.

Немногочисленные изобразительно-выразительные средства в рассказах Чехова новы и необычны, иногда даже анекдотичны. Так, например, противоестественность образа жизни Алехина, который «пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился», передана в сравнении с «деревенской голодной кошкой, которая ест в огороде огурцы».

Чехов «точен и скуп на слова», у него отсутствуют рассуждения, авторская речь проста и ясна. Избегая морализаторства, свой приговор «футлярной жизни» он выносит короткой фразой: «Больше так жить невозможно».

Значение творчества А. Чехова

Чехов вошел в литературу 80-х годов XIX в. как новатор, ни на кого не похожий писатель, создавший новые образцы «малой прозы», которые писатель Д. Григорович назвал «переворотом в литературе». За 26 лет своей творческой биографии Чехов написал более 900 различных произведений. Горький отмечал, что «трагизм мелочей жизни» у Чехова позволяет «правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

Чеховым в «Маленькой трилогии» была впервые подмечена и описана психологическая особенность, которая в современной психологии определяется как одна из разновидностей социофобии[7]. «Футлярность» живуча и в современном мире, делая ущербнее и ограниченнее жизнь, многогранную и интересную во всех ее проявлениях. Заменяют реальность и дают возможность спрятаться от житейских и общественных потрясений интернет, средства массовой информации, предлагая глянцевые журналы, бесконечные ток-шоу, сериалы и иные суррогаты[8] источников познания мира, лишая реального общения и радостей самой жизни.

Словарь

1. Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общей идеей.

2. Гротескный – комичный, преувеличено неправдоподобный.

3. Фискал – чиновник, надзирающий за деятельностью учреждений. В переносном значении – «доносчик».

4. Низкопоклонство – подобострастное преклонение перед кем-либо.

5. «Завиральные идеи» – не соответствующие действительности идеи, опасные фантазии. (Афоризм из комедии «Горе от ума» А. Грибоедова).

6. «Беликовщина» – термин, образованный от фамилии чеховского героя, обозначающий подобный «футлярный» образ жизни.  

7. Социофобия – боязнь находиться в обществе, страх контактов и активной жизни.

8. Суррогат – заменитель чего-то подлинного, подделка, видимость», иллюзия.

  • Как называется сборник рассказов о генри
  • Как называется сборник рассказов куда входит рассказ колокол углича
  • Как называется сборник рассказов бунина посвященный теме любви
  • Как называется сборник куда вошел рассказ бежин луг
  • Как называется сатирический рассказ