История создания
А.И.Солженицын создавал свои небольшие миниатюры, которые потом объединил в сборник под название «Крохотки», в период с 1958-1960г. Большинство сочинений, вошедших в книгу, автор писал вдохновленный впечатлениями от поездок на велосипеде по территории Средней России. Однако публикация «Крохоток» отечественными издательствами была невозможна, поэтому впервые миниатюры появились на страницах Франкфуртского журнала «Грани» в 1964 г. Одной из этих миниатюр был и «Колокол Углича»
Жанровое своеобразие
Сочинения, собранные в «Крохотках», представляют собой особый авторский жанр, который нацелен на глубокое раскрытие целостной картины через нарисованный образы, открывающие духовную сущность явлений.
Произведения – это не просто миниатюрные рассказы в их классической трактовке. Они подобны и лирическим миниатюрам, и стихотворениям в прозе, и моментальным фотографиям. В столь небольших сочинениях писателю удается отобразить глубокий смысл, используя всего лишь пару предложений, основываясь на личных переживаниях и крике души.
Сюжет и тема, главные образы
В «Колоколе Углича» писатель затрагивает проблематику потери связи между прошлым и настоящим. Представители современного поколения отказываются принимать и осознавать историю. Образ самого колокола олицетворяется с образом великомученика, которые был стоек в своей вере. Описание колокола автором подобно описанию живого человека. Используются в тексте такие эпитеты как «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для Солженицына колокол воспринимается живым существом и в некоторой степени отождествляется со страданиями всей страны.
Прослеживается схожесть судьбы колокола с судьбой самого автора. И первый, и второй сначала были изгнаны из родины, затем «помилованы» и возвращены. Такого рода аналогии просматриваются в тексте прозрачно и понятно. У колокола отсутствовала одна проушина и «язык», чтобы он не звонил. Так и произведения Солженицына не издавали в России, поскольку их внесли в категорию запрещенных.
Единственный удар, который сделал невидимый герой в колокол, также символичен. Этим жестом писатель начинает отсчет «смуты третьей», выражая тревогу за события нынешнего времени. Он обеспокоен судьбой и будущим современной Родины. Непрерывно противопоставляя «смутное время» и современность автор показывает извечное противостояние народа с представителями власти как в прошлом, так и в настоящем.
Композиция
По своей структуре произведение схоже с эссе. Текст построен на свободном потоке речи автора, подобно устному размышлению писателя об увиденном. Речь писателя в сочинении отличается эмоциональностью, с наличием образцов разговорной речи, субъективной оценки описываемого. Произведение отличается строгой документальностью, достоверностью, фактографичностью и информативностью.
Таким образом в миниатюре поднимаются проблемы глобального плана. Невзирая на короткость и емкость произведения, глубоко раскрываются проблемы, основанные на жизненном опыте писателя.
2 вариант
Все творчество А. Солженицына постоянно находится на гребне читательского обсуждения. Оно никого не оставляет равнодушным. Один из немногих российских писателей, который был гоним и обласкан, награжден и проклят одновременно. Во всех его произведениях читатель найдет ответы на философские и простые человеческие вопросы. Отдельный интерес представляет «Крохотки» — короткие лирические миниатюры. Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.
Один из таких рассказов – «Крохоток» — «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.
Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.
Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.
Говоря о «Крохотках» и их роли, писатель признавался, что только спустя тридцать лет, вновь оказавшись на родине, он смог написать их. Очевидно, что этот жанр коротких миниатюр для автора является очень личным и очень сокровенным, раз на чужбине он не смог сделать этого.
В «Крохотках» Солженицына видны все глобальные проблемы его творчества. Он пишет коротко, емко, но при этом очень глубоко, опираясь на свой не простой жизненный опыт. Боль за судьбу родины постоянно перекликается с большой любовью к ней.
Колокол Углича (Сборник)
Об аудиокниге
Ты, дорогой читатель, не можешь себе представить, как я радуюсь, когда ты приходишь ко мне в гости. Книга Колокол Углича (Сборник) Александр Солженицын наверняка будет у тебя в домашней библиотеке, если ты любишь читать. Неповторимость и красочность иллюстраций природы, мест событий всегда восхищает своей неповторимостью и очарованием.
Очень любопытно наблюдать за тем, как герои, имеющие не высокую моральную планку в глазах окружающих людей, пройдя через множество испытаний, изменили свое мировоззрение. В сюжете есть нотки иронии, которая сгущает изображение до абсурда, и доводит образ до крайности. Постепенно события развиваются в соответствии с тем, что происходит в жизни героев. Сильно цепляет внезапная неожиданная концовка, которая оставляет место для самостоятельного домысливания будущего.
По ходу романа не возникает ни одного лишнего слова или жеста в тексте, а также нет ни одной лишней детали. Все-таки есть какая-то изюминка, которая отличает Колокол Углича (Сборник) от других подобных ему произведений в жанре классика. Проявляется актуальная во все времена идея превосходства добра по отношению к злу, светлого над темным, победы одного над другим. А в конце вас ждет еще более великое и прекрасное, искусно спрятанное, нежели то, что вы видите в самом начале книги.
Слушать Колокол Углича (Сборник) онлайн бесплатно
Еще от автора
Александр Солженицын
Популярное в жанре Классика
Вам также понравится
Книга: Солженицын Александр Исаевич «Колокол Углича»
|
Серия: «-« Полное собрание рассказов автора, классика русской литературы XX века, лауреата Нобелевской премии. Рассказы 1959—1966 гг. Крохотки 1958—1960 гг. Двучастные рассказы 1993—1998 гг. «Адлиг Швенкиттен», односуточная повесть. Крохотки 1994—1999 гг. Ранние рассказы Солженицына —»Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка» и другие — перевернули сознание целого поколения, сразу сделав имя их автора широко известным не только в СССР, но и во всём мире. Оказавшись в изгнании, Солженицынболее двух десятилетий не писал» малую прозу», целиком посвятив себя эпопее» Красное колесо» . Лишь завершив её и вернувшись в Россию, он вновь обратился к жанру рассказа, существенно преобразив его форму. Издательство: «Вагриус» (2007) |
Другие книги автора:
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Матренин двор | Серия рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального… — Детская литература, Школьная библиотека Подробнее… | 2019 | 161 | бумажная книга |
Раковый корпус | Александр Исаевич Солженицын — выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии. Первое же его… — Азбука, Азбука-Классика Подробнее… | 2018 | 131 | бумажная книга |
Архипелаг ГУЛАГ (количество томов: 3) | Александр Солженицын — выдающийся русский писатель XX века, классик отечественной литературы, лауреат… — Азбука, Азбука-Классика Подробнее… | 2019 | 443 | бумажная книга |
Матренин двор | В книгу замечательного русского писателя А. И. Солженицына входят рассказы «Один день Ивана Денисовича»… — Детская литература, Школьная библиотека Подробнее… | 2018 | 242 | бумажная книга |
Собрание сочинений в 30-ти томах. Том 1. Рассказы и крохотки | Первый том 30-томного собрания сочинений А. И. Солженицына являет собой полное собрание его рассказов и… — Время, Солженицын. Собрание сочинений в 30 томах Подробнее… | 2013 | 659 | бумажная книга |
Собрание сочинений в 30 томах. Том 7. Красное Колесо. Узел I. Август Четырнадцатого. Книга 1 | Седьмой том «Собрания сочинений» А. Солженицына открывает историческая эпопея в четырех Узлах» Красное… — Время, Солженицын. Собрание сочинений в 30 томах Подробнее… | 2017 | 1315 | бумажная книга |
Архипелаг ГУЛАГ. Полное издание в одном томе | В одном томе собрана вся всемирно известная документально-художественная эпопея о репрессиях, проводимых в… — Альфа-книга, Полное издание в одном томе Подробнее… | 2019 | 854 | бумажная книга |
Собрание сочинений в 30-ти томах. Том. 3. Раковый корпус | В третьем томе 30-томного Собрания сочинений печатается повесть «Раковый корпус» . Сосланный навечно в… — Время, Солженицын. Собрание сочинений в 30 томах Подробнее… | 2012 | 659 | бумажная книга |
Колокольня | Полное собрание рассказов классика русской литературы XX века — ПРОЗАиК, Подробнее… | 2009 | 303 | бумажная книга |
Рассказы | В книгу вошли рассказы и крохотки, написанные А. И. Солженицыным в периоды 1958-1966 и 1996-1999 годов. Их разделяют… — АСТ, Русская классика Подробнее… | 2015 | 335 | бумажная книга |
Рассказы | В книгу вошли рассказы и крохотки, написанные А. И. Солженицыным в периоды 1958—1966 и 1996—1999 годов. Их разделяют… — АСТ, Русская классика Подробнее… | 2018 | 188 | бумажная книга |
Собрание сочинений в 30-ти томах. Тома 26-27. Двести лет вместе | В поле зрения Солженицына входят политика верховной власти, отношение к евреям русской общественности, роль… — Время, Солженицын. Собрание сочинений в 30 томах Подробнее… | 2015 | 1317 | бумажная книга |
Один день Ивана Денисовича | В этот сборник вошли знаковые для творчества Солженицына рассказы (включая легендарный «Один день Ивана… — АСТ, Эксклюзив: Русская классика Подробнее… | 2015 | 209 | бумажная книга |
Один день Ивана Денисовича | В этот сборник вошли знаковые для творчества Солженицына рассказы (включая легендарный «Один день Ивана… — Neoclassic (АСТ), Эксклюзив. Русская классика Подробнее… | 2018 | 140 | бумажная книга |
Раковый корпус | Повесть «Раковый корпус» была задумана Солженицыным летом 1954 года в Ташкенте, где после ссылки он лечился в… — Neoclassic (АСТ), Эксклюзив. Русская классика Подробнее… | 2019 | 153 | бумажная книга |
СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич
СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918) — русский писатель. Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему — сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матренин двор» (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир»), повестей «В круге первом», «Раковый корпус» (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылку (1953-56). «Архипелаг ГУЛАГ» (1973; в СССР распространялся нелегально), — «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном «Красном колесе» (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи» и др., «Письме вождям Советского Союза» (все — 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 — в США, шт. Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. — новейшей («Как нам обустроить Россию», 1990, «Русский вопрос» к концу XX в.», 1994). Автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 — нач. 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970).
Источник: СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич
См. также в других словарях:
-
Ссыльный набатный колокол — Колокол в церкви Димитрия на Крови Ссыльный угличский (углицкий) колокол набатный колокол … Википедия
-
Музей истории Углича — музей в городе Угличе. Самый старый из частных музеев города. Содержание 1 История возникновения 2 Экспозиции музея … Википедия
-
Журнал «Введенская сторона» — «Введенская сторона» Специализация: журнал об искусстве для школьников, учителей и родителей. Периодичность: раз в квартал Сокращённое название … Википедия
-
Углич — Город … Википедия
-
Углич — уездн. г. Ярославской губ.; расположен по обоим берегам Волги, преимущественно по правому; на левом не более 150 домов. Ширина Волги здесь 100 саж.; переправа производится паромами. Берега крутые, местность холмистая, весьма красивая и здоровая.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Угличе поле — Город Углич Флаг Герб … Википедия
Лиственница
Что за диковинное дерево!
Сколько видим её – хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда – по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно – осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр.
Сказать, что – сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань – наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде – не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.
Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, – знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть – и к своим вернуться через шелковистые иголочки.
Ведь – и люди такие есть.
Молния
Только в книгах я читал, сам никогда не видел: как молния раскалывает деревья.
А вот и повидал. Из проходившей грозы, среди дня – да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную секунду, – ударище грома: шагов двести – триста от дома, не дальше?
Минула гроза. Так и есть: вблизи, на лесном участке. Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу – а за что? И от верха, чуть ниже маковки, – прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. А иссилясь, не дошла до низа – соскользнула? иссякла?.. Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров разбросало крупную щепу.
И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок. А другая – ещё подержалась денёк, стояла – какою силой? – она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. Потом – и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.
Так и нас, иного: когда уже постигает удар кары-совести, то – черезо всё нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдоль. И кто ещё остоится после того, а кто и нет.
Колокол Углича
Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того – битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, – и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане – сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те – с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.
Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника – в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот – я и в Угличе, в храме Димитрияна-крови. И колокол, хоть и двадцатипудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают – ударить.
Я – бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины – к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленно-медленно величественно угасая – и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов.
В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа – то колокол возвещал общий страх за Русь.
Те раскатные колокольные удары – клич великой Беды – и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол – где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная – лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.
Колокольня
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! – Моло́га и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, – даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.
Но осталась от утопленного города – высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего – а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И – вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, – стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем – в небо! Да ещё на шпиле – каким чудом? – крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, – шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.
Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить – здесь.
И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…
Старение
Сколько написано об ужасе смерти, но и: какое же естественное она звено, если не насильственна.
Помню в лагере греческого поэта, уже обречённого, а лет – за тридцать. И никакого страха перед смертью не было в его мягко-печальной улыбке. Я изумился. А он: «Прежде чем наступает смерть, в нас происходит внутренняя подготовка: мы созреваем к ней. И уже ничто не страшно».
Всего год прошёл тогда – и я испытал всё это на себе сам, в мои тридцать четыре. Месяц за месяцем, неделя за неделей клонясь к смерти, свыкаясь, – я в своей готовности, смиренности опередил тело.
Так насколько же легче, какая открытость, если к смерти медленно подводит нас преклонный возраст. Старенье – вовсе не наказание Божье, в нём своя благодать и свои тёплые краски.
Тепло видеть возню ребятишек, набирающих крепости и характера. Теплить может даже ослабление твоих сил, сравниваешь: а каким, значит, коренником я был раньше. Не вытягиваешь целого дня работы – сладок и краткий перерыв сознания, и снова ясность второго или третьего утра в день, ещё подарок. И есть наслаждение духа – ограничиваться в поедании, не искать вкусовых переборов: ещё ты вживе, а поднимаешься выше материи. И тонкий голосок синиц в ещё оснеженном полувесеннем лесу – вдвойне милее от того, что скоро ты их не услышишь, наслушивайся! А какой неотъёмный клад – воспоминания; молодой того лишён, при тебе же они все, безотказно, и живой отрывок их посещает тебя ежедень – при медленном-медленном переходе от ночи ко дню, ото дня к ночи.
Ясное старение – это путь не вниз, а вверх.
Только не пошли, Бог, старости в нищете и холоде.
Как – и бросили мы стольких и стольких…
Позор
Какое это мучительное чувство: испытывать позор за свою Родину.
В чьих Она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Её жизнь. В каких заносчивых, или коварных, или стёртых лицах видится Она миру. Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться.
Унизительное чувство, неотстанное. И – не беглое, оно не переменяется легко, как чувства личные, повседневные, от мелькучих обстоятельств. Нет, это – постоянный, неотступный гнёт, с ним просыпаешься, с ним проволакиваешь каждый час дня, с ним роняешься в ночь. И даже через смерть, освобождающую нас от огорчений личных, – от этого Позора не уйти: он так и останется висеть над головами живых, а ты же – их частица.
Листаешь, листаешь глубь нашей истории, ищешь ободрения в образцах. Но и знаешь неумолимую истину: бывало, и вовсе гибли народы земные. Это – бывало.
Нет, другая глубь – той четверть сотни областей, где побыл я, – вот та дышит мне надеждой: там видел и чистоту помыслов, и неубитый поиск, и живых, щедродушных, родных людей. Неужель не прорвут они эту черту обречённости? Прорвут! ещё – в силах.
Но Позор висит и висит над нами, как жёлто-розовое отравленное облако газа, – и выедает наши лёгкие. И даже сдув его прочь – уже никогда не уберём его из нашей истории.
Лихое зелье
Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихое зелье – нескоро в землю уйдёт.
Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?
Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давне, что в наисегодняшнем сегодня, – понуро склоняешь голову: да, знать – таков закон всемирный. И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.
До конца человечества.
И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.
Утро
Что происходит за ночь с нашей душой? В недвижной онемелости твоего сна она как бы получает волю, отдельно от этого тела, пройти через некие чистые пространства, освободиться ото всего ничтожного, что налипало на ней или морщило её в прошлый день, да даже и в целые годы. И возвращается с первозданной снежистой белизной. И распахивает тебе необъятно покойное, ясное утреннее состояние.
Как думается в эти минуты! Кажется: сейчас ты с какой-то нечаянной проницательностью – что-то такое поймёшь, чего никогда… чего…
Замираешь. Будто в тебе вот-вот тронется в рост нечто, какого ты в себе не изведывал, не подозревал. Почти не дыша, призываешь – тот светлый росток, ту верхушку белой лилийки, которая вот сейчас выдвинется из непротронутой глади вечной воды.
Благодательны эти миги! Ты – выше самого себя. Ты что-то несравненное можешь открыть, решить, задумать – только бы не расколыхать, только б не дать протревожить эту озёрную гладь в тебе самом…
Но что-нибудь вскоре непременно встряхивает, взламывает чуткую ту натяжённость: иногда чужое действие, слово, иногда твоя же мелкая мысль. И – чародейство исчезло. Сразу – нет той дивной бесколышности, нет того озерка.
И во весь день ты его уже не вернёшь никаким усилием.
Да и не во всякое утро.
Завеса
Сердечная болезнь – как образ само́й нашей жизни: ход её – в полной тьме, и не знаем мы дня конца: может быть, вот, у порога, – а может быть, ещё нескоро.
Когда грозно растёт в тебе опухоль – то, если себя не обманывать, можно рассчитать неумолимые сроки. Но при сердечной болезни – ты порою лукаво здоров, ты не прикован к приговору, ты даже – как ни в чём не бывало.
Благословенное незнание. Это – милостивый дар.
А в острой стадии сердечная болезнь – как сиденье в камере смертников. Каждый вечер – ждёшь, не шуршат ли шаги? это за мной? Зато каждое утро – какое благо! какое облегчение: вот ещё один полный день даровал мне Господь. Сколько, сколько можно прожить и сделать за один-единственный только день!
В сумерки
Хорошо помню очень у нас на Юге распространённое – сумерничанье. Перенесённое из дореволюции, может быть ещё подкрепилось оно скудными и опасными годами Гражданской войны. Но обычай этот жил и раньше. Склоняла к тому многомесячная теплота южных сумерек? – а многие были изважены: никогда не спешить с лампой. Ещё засветло управясь с делами, кто и со скотом, – не склонялись, однако, и спать ложиться. Выходили на завалинки, на уличные или дворовые скамейки, а то и просто сиживали в комнате, да при окнах открытых, без огня не напорхнёт мелкота. Садились тихо – один, другой, третий, как бы в задумчивости. И подолгу молчали.
А кто и говорил – то негромко, нерезко, невперебив. Почему-то в разговорах тех ни у кого не возникало задора спорить, или желчно упрекать, или ссориться. Лица – не видны почти, потом и вовсе, – и что-то незнакомое, вот, опознаётся в них, да и в голосах, что мы упустили заметить и за годы.
Овладевало всеми чувство чего-то единого, нам никогда не видимого, что тихо спускалось с гаснущего послезакатного неба, растворялось в воздухе, вливалось через окна, – та, незамечаемая в суете дня, глубокая серьёзность жизни, её нерастеребленный смысл. Наше касание к упускаемой загадке.
Петушье пенье
С обезлюженьем, с запустением, с вымиранием наших деревень забыли мы и помнить, а поколения и не слышали никогда – полуденного многогласного петушьего переклика. Из дворов во дворы, через улицу, за околицу, в солнечное лето – удивителен этот хор победной жизни.
Редко от чего приходит такое успокоение в душу. Никакими суетными звуками не зашумленный – этот яркий, вибрирующий, сочный, сильный выпев доносит до нас, что во всей тут округе – благословенный мир, нетревожный покой, таково нынешний день тёк досюда – да отчего б ему не потечь и дальше так? Пребывайте в ваших добрых занятиях.
Вот тут где-то он расхаживает гордо, бело-оранжевый, со знатным рыцарским красным гребнем.
Беспечально держится.
Нам бы – так.
Ночные мысли
То-то в лагере: наломаешь кости за день, только положил голову на соломенную подушку – уже слышишь: «Подъ-ё-ом!!» И – никаких тебе ночных мыслей.
А вот в жизни современной, круговертной, нервной, мелькучей, – за день не успевают мысли дозревать и уставляться, брошены на потом. Ночью же – они возвращаются, добрать своё. Едва в сознаньи твоём хоть чуть прорвалась пелена – ринулись, ринулись они в тебя, расплющенного, наперебой. И какая-то, поязвительней, подерзей, извилась на укус впереди других.
А твоё устояние, твоё достоинство – не отдаться этим вихрям, но овладеть потоком тёмным и направить его к тому, что здорови́т. Всегда есть мысль, и не одна, какие вносят стерженьки покоя, – как в ядерный реактор вдвигают стержни, тормозящие от взрыва. Лишь уметь такой стержень, спасительный Божий луч, найти, или даже знать его себе наперёд – и за него держаться.
Тогда душа и разум очищаются, те вихри сбиваются прочь, и в будоражный объём бессонницы вступают благодатные, крупные мысли, до которых разве бы коснуться в суете дня?
И ещё спасибо бессоннице: с этого огляда – даже и нерешаемое решить.
Власть над собой.
Поминовение усопших
Оно – с высокой мудростью завещано нам людьми святой жизни.
Понять этот замысел – не в резвой юности, когда мы тесно окружены близкими, родными, друзьями. Но – с годами.
Ушли родители, уходят сверстники. Куда уходят? Кажется: это – неугадаемо, непостижно, нам не дано. Однако с какой-то предда́нной ясностью просвечивает, мерцает нам, что они – нет, не исчезли.
И – ничего больше мы не узна́ем, пока живы. Но молитва за души их – перекидывает от нас к ним, от них к нам – неосязаемую арку – вселенского размаха, а безпреградной близости. Да вот они, почти можно коснуться. И – незнаемые они, и, по-прежнему, такие привычные. Но – отставшие от нас по годам: иные, кто был старше нас, те уже и моложе.
Сосредоточась, даже вдыхаешь их отзыв, заминку, предупреждение. И – своё земное тепло посылаешь им в обмен: может, и мы чем-то пособим?
И – обещанье встречи.
Молитва о России
Отче наш Всемилостивый!
Россиюшку Твою многострадную
не покинь в ошеломлении нынешнем,
в её израненности,
обнищании
и в смутности духа!
Господи Вседержитель!
Не дай ей, не дай пресечься:
не стать больше быть.
Сколько прямодушных сердец
и сколько талантов
Ты поселил в русских людях.
Не дай им загинутъ, погрузиться во тьму, –
не послуживши во имя Твоё!
Из глубин Беды –
вызволи народ свой неукладный.