присказка
- присказка
-
-и
, род. мн.
-зок
, дат.
-зкам
,
ж. народно-поэт. и лит. Шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.
По временам Иохим собирал ребят вокруг себя в кучу и начинал рассказывать им веселые присказки и сказки. Короленко, Слепой музыкант.
Это присказка покуда, Сказка будет впереди. Твардовский, Василий Теркин.
|| разг.
Выражение, постоянно употребляемое кем-л., характерное для чьей-л. речи. —
Ну, а как Василий? — спросил я. — Жив? — Нет, умер. — А все говорил, что смолокуров смерть не берет. — Это у него была такая присказка. Паустовский, Клад.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР.
.
1957—1984.
Синонимы:
Смотреть что такое «присказка» в других словарях:
-
Присказка — («побаска», «прибакулоцька», «прибасеноцька», «прибалутка», «присказулька») крестьянское название для особого жанра очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке, волшебной или новеллистической.… … Литературная энциклопедия
-
присказка — См … Словарь синонимов
-
ПРИСКАЗКА — ПРИСКАЗКА, присказки, жен. (лит., нар. поэт.). Короткий смешной рассказик, прибаутка, обычно предисловие к сказке. «Это присказка, а вот сказка чередом пойдет.» Ершов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
ПРИСКАЗКА — ПРИСКАЗКА, и, жен. 1. Род зачина или концовки в народной сказке. Это ещё п., а сказка будет впереди. 2. Прибаутка, а также постоянно повторяемое кем н. выражение. Любимая п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
присказка — ПРИ´СКАЗКА разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, середине и конце сказки, например: «Это присказка, а сказка еще впереди» (в начале); «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается» (в середине); «И я там был,… … Поэтический словарь
-
присказка — внесюжетный элемент сказки: повторяющиеся в различных сказках словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование ( Это присказка не сказка, сказка будет впереди , Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается ) или… … Словарь литературоведческих терминов
-
присказка — народное название традиционной ритмической прибаутки, нередко предшествующей зачину в сказках и не связанной непосредственно с сюжетом. Рубрика: композиция и сюжет Род: прибаутка Целое: композиция Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
-
Присказка — ж. 1. Вступление к сказке, обычно не связанное с ее содержанием. отт. Поговорка, прибаутка. 2. перен. разг. То, что говорится перед чем либо главным, как менее важное, как вступление. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
присказка — присказка, присказки, присказки, присказок, присказке, присказкам, присказку, присказки, присказкой, присказкою, присказками, присказке, присказках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
-
присказка — пр исказка, и, род. п. мн. ч. зок … Русский орфографический словарь
-
присказка — (1 ж); мн. при/сказки, Р. при/сказок … Орфографический словарь русского языка
Сострадание и сочувствие-это качества, которыми может обладать не каждый человек. Не каждый человек может понять проблему другого и просто посочувствовать. Но нужны ли нам вообще эти качества?
Конечно нужны. С помощью сострадания и сочувствия мы помогаем людям успокоиться, настроиться или просто облегчить всю тяготу их жизни. Наверное, из этих качеств выливаются еще и другие. Из сострадания-понимание, переживание, из сочувствия-озабоченность проблемой.
Если бы в нашем мире не было сочувствия и сострадания, то мы бы не видели поддержку в знакомых людях, да, наверное и мира бы не существовало.
В своих произведениях Андрей Платонов всегда стремился к правдивому изображению жизни. Но жизнь, как известно, несовершенна, поэтому картины и образы его произведений, отражая действительность, заставляют тревожно биться наши сердца. Они побуждают задуматься над необходимостью как-то изменить, улучшить этот несовершенный мир. По мнению писателя, преобразить мир могут люди, обладающие красотой и величием души, способностью любить и сохранять доброе отношение к людям, даже сталкиваясь с их жестокостью и черствостью. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка» .
Юшка — бедный юродивый, страдающий от чахотки. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами, как у слепца, в которых всегда стоит влага, «как неостывающие слезы» . Ему всего сорок лет, но окружающим он кажется глубоким старцем. Неизлечимая болезнь состарила его раньше времени. Черствые, бездушные и жестокие люди окружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается неприятность, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, бьют его, унижают. Ругая за непослушание, взрослые пугают детей тем, что они, когда вырастут, станут похожими на Юшку: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду! »
Читая этот рассказ, мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью, которая обрушивается на бедного юродивого. Но Юшка никогда не отвечал злостью своим обидчикам. Даже когда хозяйская дочь Даша находила его избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он утверждал, что народ его любит. «Он меня без понятия любит, — говорил несчастный. — Сердце в людях бывает слепое» . А у самого Юшки сердце было «зрячим» . Он был наделен редким даром — даром любви. И любовь эта была святая и чистая. Свою чистую любовь Юшка переносил и на людей, прощал им нанесенные обиды и оскорбления, искренне считая эти издевательства извращенной формой любви к нему. Наивный старик убежден в том, что если он по закону родился, то «всему свету нужен… » и без него «тоже, значит, нельзя» .
За эти свои убеждения он и умирает. Услышав от прохожего, что его существование никчемно и ненужно, Юшка «осерчал в ответ» , возмутился и получил за это смертельный удар. Но после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях — он действительно был нужен людям, чтобы сердца их отводить от злобы и ярости, от ожесточения жизнью.
Автор дает нам понять, что существование таких людей имеет свой смысл и значение. Их жизнь не проходит на этой земле бесследно. Так и Юшка оставил на земле свой след — вырастил сиротку, выучил в Москве, отказывая себе во всем. Каждый год проведывал девушку, привозил деньги, чтобы она могла жить и учиться. Он любил ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, всегда отвечала ему «всем теплом и светом своего сердца» . Выучившись и став врачом, она приехала, чтобы вылечить Юшку от болезни. Но, к сожалению, опоздала. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается в городке, чтобы распространять на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым, — свое сердечное тепло и доброту. Она осталась и «лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших» . Возможно, ей удастся продолжить дело приемного отца — излечить сердца людей от несправедливости, жестокости и «слепоты» , вселить в них добро и способность к настоящей любви. Ведь именно в этом видел Юшка смысл своего существования на земле.
Подробнее — на Znanija.com — znanija.com/task/18238976#readmore
Сказка о Золотой Рыбке.
Царевна лягушка.
Скорый гонец.
Волшебное кольцо.
Сказка о молодильных яблоках.
Царь девица.
Здесь сложно сказать, т.к. самоубийство — это очень тяжкий грех. Но с другой стороны, Эраст бы не женился на ней, т.к. был вынужден жениться на богатой вдове, да и из текста мы можем видеть, что по-настоящему он ее никогда не любил. А поскольку она…хм…принадлежа ему, то у нее в то время было 2 выхода — или самоубийство или публичный дом, замуж бы ее никто не взял, а если бы люди узнали об ее позоре — было бы худо. Тем более,ля девушки публичный дом — намного больший позор чем самоубийство, потому, возможно, для той ситуации, в которой оказалась Лиза, это было единственное правильное решение.
Это значит взять ответственость
-
Как называется шутливое начало или конец сказки?
а) вступление б) шутка в) пословица г) присказка д) небылица-
Предмет:
Литература
-
Автор:
sashabernard229
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика2 минуты назад
Помогите пожалуйста с задачей.
-
Математика12 минут назад
12. Чи можна дати здачу 2 грн 25 коп. монетами: 1) по 25 коп.; 2) по 50 коп.?
-
Математика17 минут назад
Даю 50 балов срочно
1/4 часть равна 60 -
Математика17 минут назад
Срочно вирішити логарифм
log0,5(4 — ) + log0,5( — 1) = -1 -
Биология17 минут назад
почему я не могу спать ночью,вот не идёт у меня ночной сон,это не бессонница я думаю,я незнаю что делать,я пытаюсь наладить сон но все время засыпаю все позже и позже
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
присказка
См. поговорка…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
присказка
прибаутка, присловье, погудка, причет, приговорка, поговорка, приговор, побасенка, концовка, зачин
Словарь русских синонимов.
присказка
см. прибаутка
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011.
присказка
сущ.
• поговорка
• присловье
• приговорка
выражение, характерное для чьей-либо речи)
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012.
присказка
сущ., кол-во синонимов: 14
• вступление (17)
• зачин (8)
• концовка (13)
• красноговорка (1)
• перегудка (6)
• побасенка (22)
• поговорка (17)
• погудка (7)
• прибаутка (13)
• приговор (23)
• приговорка (7)
• присказочка (1)
• присловье (11)
• причет (6)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
зачин, концовка, красноговорка, побасенка, поговорка, погудка, прибаутка, приговор, приговорка, присловье, причет
ПРИСКАЗКА («побаска», «прибакулоцька», «прибасеноцька», «прибалутка», «присказулька») — крестьянское название для особого жанра очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке, волшебной или новеллистической. Присказка вопреки ошибочному мнению В. Даля («Толковый словарь», III) органически никогда не связана с рассказываемой сказкой и может иногда употребляться как самостоятельная сказка, а иногда даже при сказке рассказывается с большим интервалом, который заполняется смехом сказочника и слушателей.Цель присказки — либо раздразнить слушателей дерзким ответом на просьбу их о сказке, либо захватить внимание, либо наконец развеселить, подготовив к лучшему восприятию сказки. Содержание П. бывает нескольких видов: 1. С шутливо-нелепыми мотивами (пример у А. Н. Афанасьева, Народные русские сказки, № 79). 2. С цинично-порнографическими мотивами — наиболее частый вид П. (умеренный пример см. Н. Ончуков, Северные сказки, 1908, № 10). 3. Иногда в качестве П. употребляется так наз. «докучная» сказка, коротушка или бесконечная — типа «белого бычка» или «мочало». 4. Иногда П. — специальная пародия на сказочную форму, т. е. своеобразно обработанная короткая сводка важнейших стилевых признаков волшебной сказки (например у Ончукова, № 10). 5. Иногда в качестве П. употребляется очень короткий, сюжетного типа анекдот про попа, про кума и куму, про борьбу птиц и зверей и т. п. или даже сюжет, попавший из литературы (Афанасьев, № 118 в.).
По стилю присказка ритмизована, богата рифмами и звукописью, нередко имеет в начале обычную формулу сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…», а оканчивается, как правило, формулой: «Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди». Исполняется П. обычно скороговоркой, напоминая сказы раешника и балаганного деда. Этот характер исполнения резко отличает П. от сказки, к-рая рассказывается обычным разговорным или декламационным тоном. П. свойственна гл. обр. русской сказке, отчасти сказкам других славян и вовсе не известна другим народам Европы. Изредка встречается она у братских народностей СССР. Но и русские сказочники пользуются П. не очень часто. На весь сборник Афанасьева насчитывается лишь около 5 присказок, у Ончукова на 303 номера сказок — их 6. Форма П. вероятно принадлежит творчеству сказочников-профессионалов, может быть скоморохов, но известные тексты ее составлялись конечно в новое время и не хранят в себе никаких следов старины. Художественная литература использовала форму народных П. Напомним знаменитую пушкинскую присказку «У лукоморья дуб зеленый» или ряд П. в «Коньке-Горбунке» Ершова.
Библиография:
Никифоров А., Сказка, ее бытование и носители. Русская народная сказка, Гиз, 1930, стр. 60 и сл. Специальное исследование о П.: Polivka J., uvodni a zaverecne formule slovanskych pohadek, «Narodopisny Vestnik», 1926, XIX—XX; Нікіфоров А., Російска докучна сказка, «Етнографичн. вісник», кн. X, 1932, стр. 47—105.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.1929—1939.
Синонимы:
зачин, концовка, красноговорка, побасенка, поговорка, погудка, прибаутка, приговор, приговорка, присловье, причет
ПРИСКАЗКА («побаска», «прибакулоцька», «прибасеноцька», «прибалутка», «присказулька») — крестьянское название для особого жанра очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке, волшебной или новеллистической. Присказка вопреки ошибочному мнению В. Даля («Толковый словарь», III) органически никогда не связана с рассказываемой сказкой и может иногда употребляться как самостоятельная сказка, а иногда даже при сказке рассказывается с большим интервалом, который заполняется смехом сказочника и слушателей. Цель присказки — либо раздразнить слушателей дерзким ответом на просьбу их о сказке, либо захватить внимание, либо наконец развеселить, подготовив к лучшему восприятию сказки. Содержание П. бывает нескольких видов: 1. С шутливо-нелепыми мотивами (пример у А. Н. Афанасьева, Народные русские сказки, № 79). 2. С цинично-порнографическими мотивами — наиболее частый вид П. (умеренный пример см. Н. Ончуков, Северные сказки, 1908, № 10). 3. Иногда в качестве П. употребляется так наз. «докучная» сказка, коротушка или бесконечная — типа «белого бычка» или «мочало». 4. Иногда П. — специальная пародия на сказочную форму, т. е. своеобразно обработанная короткая сводка важнейших стилевых признаков волшебной сказки (например у Ончукова, № 10). 5. Иногда в качестве П. употребляется очень короткий, сюжетного типа анекдот про попа, про кума и куму, про борьбу птиц и зверей и т. п. или даже сюжет, попавший из литературы (Афанасьев, № 118 в.).
По стилю присказка ритмизована, богата рифмами и звукописью, нередко имеет в начале обычную формулу сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…», а оканчивается, как правило, формулой: «Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди». Исполняется П. обычно скороговоркой, напоминая сказы раешника и балаганного деда. Этот характер исполнения резко отличает П. от сказки, к-рая рассказывается обычным разговорным или декламационным тоном. П. свойственна гл. обр. русской сказке, отчасти сказкам других славян и вовсе не известна другим народам Европы. Изредка встречается она у братских народностей СССР. Но и русские сказочники пользуются П. не очень часто. На весь сборник Афанасьева насчитывается лишь около 5 присказок, у Ончукова на 303 номера сказок — их 6. Форма П. вероятно принадлежит творчеству сказочников-профессионалов, может быть скоморохов, но известные тексты ее составлялись конечно в новое время и не хранят в себе никаких следов старины. Художественная литература использовала форму народных П. Напомним знаменитую пушкинскую присказку «У лукоморья дуб зеленый» или ряд П. в «Коньке-Горбунке» Ершова.
Библиография:
Никифоров А., Сказка, ее бытование и носители. Русская народная сказка, Гиз, 1930, стр. 60 и сл. Специальное исследование о П.: Polivka J., uvodni a zaverecne formule slovanskych pohadek, «Narodopisny Vestnik», 1926, XIX-XX; Нiкiфоров А., Росiйска докучна сказка, «Етнографичн. вiсник», кн. X, 1932, стр. 47-105.
[«побаска», «прибакулоцька», «прибасеноцька», «прибалутка», «присказулька»]— крестьянское название для особого жанра очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке, волшебной или новеллистической. Присказка вопреки ошибочному мнению В. Даля («Толковый словарь», III) органически никогда не связана с рассказываемой сказкой и может иногда употребляться как самостоятельная сказка, а иногда даже при сказке рассказывается с большим интервалом, который заполняется смехом сказочника и слушателей. Цель присказки — либо раздразнить слушателей дерзким ответом на просьбу их о сказке, либо захватить внимание, либо наконец развеселить, подготовив к лучшему восприятию сказки. Содержание П. бывает нескольких видов: 1. С шутливо-нелепыми мотивами (пример у А. Н. Афанасьева, Народные русские сказки, № 79). 2. С цинично-порнографическими мотивами — наиболее частый вид П. (умеренный пример см. Н. Ончуков, Северные сказки, 1908, № 10). 3. Иногда в качестве П. употребляется так наз. «докучная» сказка, коротушка или бесконечная — типа «белого бычка» или «мочало». 4. Иногда П. — специальная пародия на сказочную форму, т. е. своеобразно обработанная короткая сводка важнейших стилевых признаков волшебной сказки (например у Ончукова, № 10). 5. Иногда в качестве П. употребляется очень короткий, сюжетного типа анекдот про попа, про кума и куму, про борьбу птиц и зверей и т. п. или даже сюжет, попавший из лит-ры (Афанасьев, № 118 в.). По стилю присказка ритмизована, богата рифмами и звукописью, нередко имеет в начале обычную формулу сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…», а оканчивается, как правило, формулой: «Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди». Исполняется П. обычно скороговоркой, напоминая сказы раешника и балаганного деда. Этот характер исполнения резко отличает П. от сказки, к-рая рассказывается обычным разговорным или декламационным тоном. П. свойственна гл. обр. русской сказке, отчасти сказкам других славян и вовсе не известна другим народам Европы. Изредка встречается она у братских народностей СССР. Но и русские сказочники пользуются П. не очень часто. На весь сборник Афанасьева насчитывается лишь около 5 присказок, у Ончукова на 303 номера сказок — их 6. Форма П. вероятно принадлежит творчеству сказочников-профессионалов, может быть скоморохов, но известные тексты ее составлялись конечно в новое время и не хранят в себе никаких следов старины. Художественная лит-ра использовала форму народных П. Напомним знаменитую пушкинскую присказку «У лукоморья дуб зеленый» или ряд П. в «Коньке-Горбунке» Ершова. Библиография: Никифоров А., Сказка, ее бытование и носители. Русская народная сказка, Гиз, 1930, стр. 60 и сл. Специальное исследование о П.: Polivka J., Uvodni a zaverecne formule slovanskych pohcdek, «Narodopisny Vestnik», 1926, XIX—XX; Нікіфоров А., Російска докучна сказка, «Етнографичн. вісник», кн. X, 1932, стр. 47—105. А. Никифоров
народное название традиционной ритмической прибаутки, нередко предшествующей зачину в сказках и не связанной непосредственно с сюжетом.
Рубрика: композиция и сюжет
Род: прибаутка
Целое: композиция
Прочие ассоциативные связи: зачин, сказка
Пример:
Летала сова-веселая голова; вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела… Это присказка, сказка вся впереди.
Жили-были на болоте журавль да цапля… (Из сказки «Журавль и цапля»).
«Цель присказки — заинтересовать слушателей, увлечь их воображение» (Э.В. Померанцева).
Синонимы:
зачин, концовка, красноговорка, побасенка, поговорка, погудка, прибаутка, приговор, приговорка, присловье, причет
, род. мн.
-зок
, дат.
-зкам
,
ж. народно-поэт. и лит. Шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.
По временам Иохим собирал ребят вокруг себя в кучу и начинал рассказывать им веселые присказки и сказки. Короленко, Слепой музыкант.
Это присказка покуда, Сказка будет впереди. Твардовский, Василий Теркин.
|| разг.
Выражение, постоянно употребляемое кем-л., характерное для чьей-л. речи. —
Ну, а как Василий? — спросил я. — Жив? — Нет, умер. — А все говорил, что смолокуров смерть не берет. — Это у него была такая присказка. Паустовский, Клад.
Синонимы:
зачин, концовка, красноговорка, побасенка, поговорка, погудка, прибаутка, приговор, приговорка, присловье, причет
1) Орфографическая запись слова: присказка
2) Ударение в слове: пр`исказка
3) Деление слова на слоги (перенос слова): присказка
4) Фонетическая транскрипция слова присказка : [бр’`искск]
5) Характеристика всех звуков:
п [б] — согласный, твердый, звонкий, парный
р [р’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и [`и] — гласный, ударный
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
к [к] — согласный, твердый, глухой, парный
а а — гласный, безударный
з [с] — согласный, твердый, глухой, парный
к [к] — согласный, твердый, глухой, парный
а а — гласный, безударный
9 букв, 6 звук
— внесюжетный элемент сказки: повторяющиеся в различных сказках словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование («Это присказка — не сказка, сказка будет впереди», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается») или подчеркивающие вымышленность и фантастичность сказки («Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало»). Нередко в роли П. выступают поговорки (см. поговорка).
Синонимы:
зачин, концовка, красноговорка, побасенка, поговорка, погудка, прибаутка, приговор, приговорка, присловье, причет