Как называется сказка невежда ворчунья глупая

Контрольная работа за 1 четверть Вариант 1

1. Фольклор – это

а) устное народное творчество; б) сказки, придуманные народом;

в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

г) художественные произведения, созданные нашими предками.

2. Определите жанр произведения

А) «Кубок» ………….

Б) «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» …………..

В) «Случились вместе два Астронома в пиру…» ………….

Г) «Царевна-лягушка» ………….

Д) «Зеркало и обезьяна» ………….

1.Басня

2. стихотворение

3.летопись

4.Баллада

5.сказка

3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Басня б) Загадка в) Прибаутка г) Колыбельная

4. Русские народные сказки традиционно делятся на 3 группы. Найдите лишнюю.

а) волшебные; б) бытовые; в) исторические; г) о животных.

5. Какая черта не является чертой волшебной сказки?
а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы.

6. Какого героя-помощника не было в сказке «Царевна-лягушка»?

а) Заяц б) Лиса в) Баба-Яга г) Щука

7. Христианство на Руси было провозглашено 
а) в 988 г.; б) 888 г.; в) в 1110 г.

8. Что такое летопись? Перечисли другие жанры древнерусской литературы.

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора, произведение, жанр.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

10. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?
а) Великую Отечественную войну; б) Отечественную войну 1812 года; в) Гражданскую войну.
11. Определите название приёма, характерного для басни:
а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение.
12. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.

а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) В.А. Жуковский г) М.В. Ломоносов

13. Летопись – это… А) фантастический рассказ Б) произведение о событиях, произошедших в «одно лето» (за год) В) роспись по дереву

14. Басня – это…А) стихотворное произведение Б) краткий стихотворный текст В) краткий стихотворный или прозаический текст нравоучительного характера

15.Какое произведение не является басней? А) Свинья под дубом Б)Квартет В)Зеркало и обезьяна Г)Солдатская шинель Д)Журавль и цапля Е) Спящая царевна

16. Определить автора произведения:

А) «Спящая царевна» ……… А) И.А.Крылов

Б) «Ворона и лисица» ……… Б) М.В.Ломоносов

В) «Случились вместе два Астронома в пиру…» ……… В)В.А.Жуковский

Г) «Кубок» ………. Г) летописец

Д) «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ……… Д) народ

17. Указать героя, произведение и автора

А) красавица, мудрее своего отца, за это отец наказал её на 3 года

Б) невежда, ворчунья, глупая

В) крестьянин, смелый, сильный, трижды сражался с чудовищем.

Г) юноша смелый, вызвался помочь горожанам, хитростью обманул врагов

Д) царь, осторожный, любящий свою семью, жадноватый, поплатился за своё негостепреимство

18. Чем отличаются литературные сказки от народных?

19. Какие элементы волшебных сказок вы знаете?

20. Придумайте синквейн на тему «Басня»

Контрольная работа за 1 четверть Вариант 2

1. Фольклор – это…

А) сказка, Б) творчество народа, передаваемое из уст в уста, В) песня

2. Определи, о каком литературном термине идет речь.

а) ………………….- это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

б)…………………. – это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

в)……………………- это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях, чудесных превращениях.

3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) Сказка б) Роман в) Пословица г) Закличка

4. Какой вид сказок назван неверно?
а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые.
5. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»?
а) 7; б) 3; в) 13; г) 5.
6. Какого испытания не было в сказке «Царевна-лягушка»?

а) Станцевать на пиру б) Испечь хлеб в) Построить дворец г) Выткать ковёр

7. Древнерусская литература возникла в 
а)VI веке б) X веке; в) XIII веке

8. Что такое летопись? Перечисли другие жанры древнерусской литературы..

9. Какая черта не является характерной чертой басни?
а) большой объём; б) нравоучительный характер; в) наличие морали; г) олицетворение.
10. Какой басни Крылова не существует?
а) «Волк в овчарне», б) «Свинья под дубом», в) «Ворона и Лисица».
11. Вывод в басне называется 
а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение.
12. Назови автора стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…» Определи, какова идея этого стихотворения.
13.Определить автора произведения:

А) «Спящая царевна» ……… А) И.А.Крылов

Б) «Ворона и лисица» ……… Б) М.В.Ломоносов

В) «Случились вместе два Астронома в пиру…» ……… В)В.А.Жуковский

Г) «Кубок» ………. Г) летописец

Д) «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ……… Д) народ

14. Кто помощник, а кто вредитель главному герою в сказке?

конь; заяц; серый волк; щука; Змей Горыныч; гуси-лебеди; лиса;

Баба Яга; Кощей Бессмертный

15.Из каких басен И. А. Крылова эти строки? Напишите название

Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на Слона!

2. А вы, друзья, как ни садитесь,

Bсё в музыканты не годитесь.

3. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

4. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!

4.Найдите нравственному качеству «хозяина»

Муравей Стрекоза Волк Ворона Свинья Лиса

А) хитрость Б) легкомыслие В) трудолюбие Г) глупость Д) невежество Е) коварств

16. Указать героя, произведение и автора

А) красавица, мудрее своего отца, за это отец наказал её на 3 года

Б) невежда, ворчунья, глупая

В) крестьянин, смелый, сильный, трижды сражался с чудовищем.

Г) юноша смелый, вызвался помочь горожанам, хитростью обманул врагов

Д) царь, осторожный, любящий свою семью, жадноватый, поплатился за своё негостепреимство

17.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда

2)От топота копыт пыль по полю летит

3) У него семь пятниц на неделе

4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке.

5)Раз, два, три, поди водить ты

18.Подберите постоянные эпитеты к существительным:

1.Девица (какая?)2. Молодец (какой?)3.Поле(какое?)Море (какое?)Мечи (какие?)

19Почему Кощей Бессмертный превратил Василису Премудрую в лягушку?

20. Придумайте синквейн на тему «Сказка»

7

Контрольная работа по литературе (1 четверть)

1. Фольклор — это… А)сказка, Б) творчество народа, передаваемое из уст в уста, В) песня

2. Какие жанры не относятся к фольклору? А)потешки, Б)былины, В)рассказы, Г)баллады, Д)сказка Е)басня

3. Собери пословицы:

А)корень учения горек — ……… А)мать ученья

Б)Ученье- свет, а — ……… Б)да плод его сладок

В)Кто хочет много знать, — ……… В)неученье — тьма

Г)Учись доброму, — ………. Г)да трудно задумать

Д)Красна птица перьем, а — ……… Д) тому надо мало спать

Е)Нетрудно сделать, — ………. Е)человек ученьем

Ж)Повторенье — — ……… Ж)так худое на ум не пойдёт

4. Виды русских народных сказок:… А)о животных, волшебные, бытовые Б)о птицах, страшные, про Кащея

5. Что послужило поводом появления древнерусской литературы? А) война с печенегами, Б)отсутствие литературы, В) принятие христианства на Руси, появление письменности, становление государства Древняя Русь

6. Летопись — это… А) фантастический рассказ Б)произведение о событиях, произошедших в «одно лето» (за год) В) роспись по дереву

7. Басня — это…А) стихотворное произведение Б) краткий стихотворный текст В) краткий стихотворный или прозаический текст нравоучительного характера

8.Какое произведение не является басней? А) Свинья под дубом Б)Квартет В)Зеркало и обезьяна Г)Солдатская шинель Д)Журавль и цапля Е) Спящая царевна

9. Определить автора произведения:

А) «Спящая царевна» ……… А) И.А.Крылов

Б) «Ворона и лисица» ……… Б) М.В.Ломоносов

В) «Случились вместе два Астронома в пиру…» ……… В)В.А.Жуковский

Г) «Кубок» ………. Г) летописец

Д) «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ……… Д) народ

10. Указать героя, произведение, и автора

А) красавица, мудрее своего отца, за это отец наказал её на 3 года

Б) невежда, ворчунья, глупая

В)крестьянин, смелый, сильный, трижды сражался с чудовищем.

Г)юноша смелый, вызвался помочь горожанам, хитростью обманул врагов

Д) царь, осторожный, любящий свою семью, жадноватый, поплатился за своё негостепреимство

Е)молодой, отважный, безрассудный, романтичный, обожает своего царя

11. Определите жанр произведения

А) «Кубок» …………. А) Басня

Б) «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ………….. Б) стихотворение

В) «Случились вместе два Астронома в пиру…» …………. В) летопись

Г) «Царевна-лягушка» …………. Г) Баллада

Д) «Зеркало и обезьяна» …………. Д) сказка

12. Чем отличаются литературные сказки от народных?

13. Какие элементы волшебных сказок вы знаете?

14.Укажите слова, которые характерны для сказок.

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, —
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!

Он бегает по Африке
И кушает детей —
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

И папочка и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка и мамочка
Детям говорят:

«Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!»

Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка — в Африку бегом, —
В Африку!
В Африку!

Вдоль по Африке гуляют.
Фиги-финики срывают, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Оседлали носорога,
Покаталися немного, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:

«Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в па-асть?»

«Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!»

Испугалася акула
И со страху утонула, —
Поделом тебе, акула, поделом!

Но вот по болотам огромный
Идёт и ревёт бегемот,
Он идёт, он идёт по болотам
И громко и грозно ревёт.

А Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут:
«Ну и брюхо,
Что за брюхо —
Замечательное!»

Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревёт,

Бармалея, Бармалея
Громким голосом
Зовёт:

«Бармалей, Бармалей, Бармалей!
Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!»

II

Таня-Ваня задрожали —
Бармалея увидали.
Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:

«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»

Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»

Дети плачут и рыдают,
Бармалея умоляют:

«Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!

Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!

Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!»

Но ответил людоед:
«Не-е-ет!!!»

И сказала Таня Ване:
«Посмотри, в аэроплане
Кто-то по небу летит.
Это доктор, это доктор,
Добрый доктор Айболит!»

Добрый доктор Айболит
К Тане-Ване подбегает,
Таню-Ваню обнимает
И злодею Бармалею,
Улыбаясь, говорит:

«Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей!»

Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»

А бедные дети под пальмой лежат,
На Бармалея глядят
И плачут, и плачут, и плачут!

III

Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!

Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
«Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!»

Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:
«О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!»

Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
«Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!
Мы возьмём с собою Бармалея,
Увезём в далёкий Ленинград!»
Крокодил головою кивает,
Широкую пасть разевает, —
И оттуда, улыбаясь, вылетает Бармалей,
А лицо у Бармалея и добрее и милей:
«Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград!»

Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!

По базарам, по базарам буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать.

А для Ванечки
И для Танечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный,
Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Крылов
  • Анализ и мораль басни Мартышка и очки

Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед. Понятное дело, для того чтобы от глупости избавиться нужно действовать в том числе и методами обличения.

Многие люди подобно мартышке в этой басни, действительно не понимают ценности чего-либо. Подобное проявляется по большей части от невежества или недостаточной образованности. Зависть тоже имеет свою роль, к примеру, кто-то видит чье-то умение или способность и тоже хочет обладать этим.

Только вот обладание никогда не равно самой способности и какому-либо умению. Об этом Крылов тоже говорит. Ведь очки действительно помогают и могут служить полезным инструментом, но глупая мартышка не знает как пользоваться этим инструментом, но слишком глупа чтобы понять собственную глупость.

Как поступают глупцы в подобной ситуации? Обвиняют во всем другого или других, начинают роптать на инструмент, но не на собственное неумение. Поэтому мартышка и считает очки ненужными и людей лжецами, которые только придумывают какие-то сказки про очки, которые могут помочь зрению.

Если бы мартышка знала как пользоваться очками, то получила бы пользу, но в итоге не получает ничего, так как глупа. Итогом глупости является только разрушение и недовольство, но самое печальное в участи мартышки, которая, вероятно, никогда не поймет в чем на самом деле дело. Заблуждения подобного типа невероятно распространены, но люди не могут такие заблуждения признать порой на протяжении всей своей жизни, поэтому остаются в невежестве и фактически слепцами.

Кто написал басню «Мартышка и очки»: автор, текст

Как было сказано выше, произведение «Мартышка и очки» принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Это прекрасный автор многих русских небылиц. Он писал красиво, а читать творения легко. Написана басня автором не позднее начала мая 1815 года. Впервые напечатана в собрании басен этого же года.

Вот текст этой басни:

Басня «мартышка и очки»

Сюжет басни

Если рассматривать краткое содержание «Мартышка и очки», то повествование начинается с представления читателю главной героини — Мартышки. С возрастом ее зрение начало ухудшаться, однако обезьяна была наслышана от людей, что очки помогут решить ее проблему.

Будучи осведомленной непроверенными слухами, она решается раздобыть полдюжины этих интересных и незнакомых предметов. Не зная, что с ними делать, Мартышка начала действовать наугад: и вертела их, и нюхала, и лизала, а проку все равно не было. С досады она плохо отозвалась о людях и о тех, кто верит людским слухам. В конце концов Мартышка резко разбила их о камень, да так, «что только брызги засверкали».

Мораль басни «Мартышка и очки»: своими словами

Басня «Мартышка и очки»
В басне самое важное — это мораль. Ведь такое творение учит, и только благодаря этому можно понять, что хотел донести до читателя автор. Вот мораль басни «Мартышка и очки» своими словами:

Основная мысль заключается в стремлении невежд возвыситься. Несмотря на то, что их интеллектуальное и духовное развитие этого никогда не позволит, они хотят показать свою мнимую значимость, произвести на кого-то впечатление. Однако героиня (мартышка) забывает, что пенсне, надетое на ее нос, не сделает ее мудрее (даже визуально), не придаст ей ума, а наоборот – будет иметь место весьма нелепая, смешная картина. Подобное возможно и у людей – тот, кто пытается возвыситься над другими, ничего из себя не представляя – глуп и смешон.

Соответственно, эрудиция, ум, интеллект, признание – они не во внешних особенностях и облике. Не в очках, цилиндре либо фраке. Они в самом человеке, это результат работы над собой. Так же, как насильно невозможно стать любимым, так же и невозможно получить хорошую репутацию, только лишь напялив на себя мантию ученого. Ее нужно добиваться не кривлянием, а собственными стараниями, развитием и делами. Самая простая истина – если недалекость присутствует в человеке, то ее не скроешь.

Тема, идея и проблема

Произведение И. А. Крылова «Мартышка и очки» — пример глубокомыслия, емко высмеивающего пороки общества. Путем раскрытия поведения и характера главной героини создается целостная картина изображаемых человеческих недостатков:

  • Тема — неумение достойно применять собственные знания.
  • Идея — показать, как глупо выглядят люди, критикующее то, что находится за гранью их познаний.
  • Проблема — необразованность и примитивизм.

На примере Мартышки баснописец раскрывает такой злободневный вопрос, как неспособность человека использовать свои знания в правильном русле. Нелепо выглядит главная героиня, которая не смогла найти способ применения очкам, сетуя на то, что ее обманули. Часто встречаются люди, которые ругают и обвиняют в своих бедах кого-то другого, хотя у самих нет понимания как с пользой применить ту или иную вещь.

И. А. Крылов наводит на мысль о том, что со знаниями нужно обращаться бережно, толково, применять их, как требуется, и только тогда от них будет польза. Если не понимаешь — это повод учиться, но никак не ругать хорошие вещи или людей, которые якобы виноваты в сложившейся ситуации. Каков багаж знаний — таковы и плоды его. Критиканы выглядят глупо, а верить их словам на основе неудачного опыта не стоит.

В произведении раскрывается ряд общественных проблем, в том числе и проблема примитивного мышления, то есть ограниченного, простого, недалекого. Стоило бы Мартышке приложить чуть больше усилий, потратить немного больше времени, и выход обязательно бы нашелся.

Отсутствие настойчивости, просвещения и рациональных усилий повлекли за собой печальный результат. К тому же Мартышка проявила невежественность и высокомерие, что в совокупности помешало ей добиться успеха.

Мораль и анализ

Мораль в басне — ее художественная и жанровая особенность. Так и в произведении она играет роль подытоживающего элемента рассказа.

Баснописец выводит мораль басни в конце повествования, которая заключается в том, что часто необразованные люди судят о какой-либо вещи, не осознавая принципа и сути ее применения. Невежды обесценивают значимость предмета, который не могут осмыслить.

Некоторые думают, что они умнее всех, хотя это не так. Басня наглядно иллюстрирует простую истину — чтобы чего-то добиться или в чем-то разобраться, нужно владеть определенными познаниями, а в случае отсутствия последних — стремиться к их получению.

Некоторые поэты, педагоги и исследователи творчества И. А. Крылова предлагают следующие толкования морали басни:

  • И. И. Хемницер говорит о том, что очки и вправду полезны, однако же Мартышка «переколотила их как ни к чему не нужные», к тому же и возмущается, что все — сплошной обман. Такое происходит и между людьми: для кого-то определенный предмет приносит пользу, а другой схватится — и один убыток. Поэт приводит прекрасный пример для описания основной мысли басни: хоть какой топор не выбери, если рубить не умеешь, никакой не поможет.
  • Д. И. Тихомиров считает, что в любом деле опасно невежество. «Губительна умственная темнота», смешны те самоуверенные люди, которые берутся за дело без соответствующих знаний. Педагог говорит о том, что страшен тот невежда, который худо отзывается о непонятной ему вещи.
  • Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» сравнивают очки со знаниями. Очки не виноваты, ими лишь нужно толково вооружиться, тогда и многое откроется взору. Авторы призывают людей идти путем просвещения, не слушая таких «мартышек», которые испытывали очки языком, хвостом, и говорят, будто от них нет пользы. Каждый должен иметь свою голову на плечах.

Приемы образности

Басня не представляется возможной без ее основного признака и компонента — аллегории. Иносказание здесь выражено в образе Мартышки, обозначающей невежд, берущихся за дело, которое они не могут выполнить.

  • Слаба глазами — метафора, обозначающая нарушение зрения, при котором человек плохо и расплывчато видит мир.
  • Завести очки — метафора в значении приобрести предмет, раздобыть, завладеть.
  • Большой руки — метафора, обозначающая степень силы, серьезности проблемы. Одновременно играет роль сравнения.
  • Проку на-волос нет — сравнение, которое образно иллюстрирует абсолютное отсутствие какой-либо пользы.
  • Брызги засверкали — олицетворение. Этот троп придает образности действиям Мартышки, разбившей очки. Брызги олицетворяют осколки стекла, мимолетно разлетевшихся, то единственное, что теперь осталось у героини от прежнего предмета.

План к басне «Мартышка и очки»: основные пункты, разбор

Басня «Мартышка и очки»
Мартышка, чьи глаза стали к старости видеть хуже, слышит от людей, что в таком случае нужно обзавестись очками. Она выбирает их с полдюжины, и конечно же, все меряет. Очень надеется преобразиться, однако этого не происходит. Чтобы пересказать басню более подробно, нужно составить план. Также он поможет сделать сообщение на презентацию по произведению «Мартышка и очки». Вот основные пункты и разбор:

  1. Мартышка стала хуже видеть и ей нужно обзавестись очками.
  2. Она сомневается. В результате неких умозаключений в ее душу закрадываются сомнения относительно правильности людских суждений. Отсутствие «волшебного» действия очков ее очень тяготит. Она задумывается о возможном обмане.
  3. Мартышка в отчаянии разбивает очки о камень.
  4. Мораль. Какой бы вещь не была полезной, если человек не знает ей цены, то она в его руках не приносит никакого блага, лишь только разочарование. Кроме этого невежда сам гонит от себя возможный прок от такой вещи

Произведение небольшое, поэтому и план состоит всего из нескольких пунктов — кратко, но емко.

Сюжетная линия

Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.

Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.

К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.

В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.

Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.

Чему учит басня «Мартышка и очки»: задачи

Басня «мартышка и очки»

На примере главной героини, Крылов показывает всю нелепость и комизм людского невежества и «темноты мысли» (которая, вполне возможно, царила и в обществе). Обезьяна в этой басне – лишь аллегория. Его очень забавляет стремление некоторых ничтожеств «выбиться в люди», не имея ни знаний, ни опыта, ни таланта, поверхностно судящих и совершающих глупые поступки. Точно так же, как очки не сделали мартышку красивее и умнее, так и государственный пост, высокий чин не сделает человека лучше, если он недалек. Мало того, свою натуру скрыть невозможно. Ведь умственные способности зачастую открываются в общении с людьми, в логических умозаключениях, воспитание отражается на поведении.

Соответственно, никакой картуз, мундир, пенсне и прочие предметы одежды не сделают личность многограннее, опытнее, не расширят ее кругозор, не сделают ее духовно богаче. Полагать иначе – значит, проявлять неимоверную глупость и невежество.

Но присутствует и еще один аспект, которому учит басня. Крылов призывает не делать поспешных выводов. А если не хватает ума сразу догадаться, в чем соль, то лучше подумать, прежде, чем сделать. Это видно даже на примере Мартышки. Если бы она в сердцах не разбила оправу о камень, а постаралась бы понять, что очки правда полезны, то узнала бы обо всех их преимуществах.

Однако героиня не хотела думать. Ей нужен был мгновенный результат при полном отсутствии знаний и практики. Кстати, очки могут бы аллегорией. Такой Мартышке подобен каждый человек, что начинает проявлять себя в определенной сфере деятельности, не имея даже понятия о сути явлений и процессов, о технике выполнения чего-либо, не обладающий даже базовыми для этого знаниями и перспективами развития.

Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, презентация

Басня «Мартышка и очки»
Презентацию на урок по басне «Мартышка и очки» можно сделать в виде викторины. Основные моменты можно отразить в вопросах. Вот несколько из них с ответами, из которых нужно выбрать правильные:

Почему мартышка решила обзавестись очками?

  1. Дань моде
  2. Желание не только хорошо видеть, но и создавать впечатление мнимой эрудиции
  3. Точно такие же были у ее соседки
  4. Случайно шла по лесу, и нашла их

Сколько очков достала мартышка?

  • 2-3
  • Около восьми
  • 26
  • С полдюжины

Куда невежда клонит толк о полезной вещи?

  • К войне
  • К худу
  • К добру
  • К перемирию

Кого высмеивает басня?

  • Музыкантов
  • Депутатов
  • Невежд
  • Бюрократов

Тот дурак, кто…

  • Поднимает белый стяг
  • Слушает людских всех врак
  • Не сдается, как «Варяг»

Школьник угадает правильный ответ, если он читал басню. Поэтому при помощи таких вопросов легко проверить знание текста.

Главная мысль басни «Мартышка и очки»: в деталях

Басня «Мартышка и очки»
Эта басня глубокомысленная. В ней мораль перенесена на сферу отношений с людьми. Автор грамотно показал невежество тех, кого олицетворяет обезьянка. Вот главная мысль басни «Мартышка и очки» в деталях:

Тот, кто от природы глуп, останется таковым, вне зависимости от того, во что будет облачен и какие «умные» приспособления он будет использовать. Ведь даже самые дорогие телескопы не делают обывателя астрономом, самые лучшие кинокамеры не делают обычного человека профессиональным режиссером, а микроскоп – учеными.

Кроме этого, в руках невежи даже та вещь, что направлена на его развитие, не будет приносить пользы. Поскольку он не умеет применять ее по назначению. Конечно же, он мог бы научиться и использовать вещь правильно. Но интеллект и лень даже не дают возможности задуматься над этим.

Каждая «мартышка» (в фигуральном смысле) думает, что она и так все знает. А очки сделают ее буквально профессором без необходимости ударить палец о палец. Увы, это невозможно. Умнее можно стать, только лишь прилагая для этого усилия. Да и животное плохо видит не только глазами, но и не может разглядеть и осознать суть вещей. Мало того, такой невежда обычно ругает все то, чего не понимает.

17.09.2018

«Мартышка и очки»

Крылов И., басня «Мартышка и очки»

Главные герои басни «Мартышка и очки» и их характеристика

  1. Мартышка. Глупая, самоуверенная, непримиримая, невежда.
  2. Очки. Ни в чем не виноватые.

План пересказа басни «Мартышка и очки»

  1. Мартышка слабеет зрением
  2. Она слышит про очки.
  3. Покупка очков
  4. Мартышка не знает как носить очки
  5. Мартышка гневается.
  6. Мартышка разбивает очки
  7. Мораль

Мораль басни «Мартышка и очки»

Не зная цены вещи невежда ругает ее и хулит.

Отзыв на басню «Мартышка и очки»

Мне очень понравилась эта басня, потому что Мартышка в ней такая глупая и такая самоуверенная. Она услышала об очках, но поленилась узнать как ими пользоваться. В итоге Мартышка разочаровалась в очках и разбила их. а ведь если бы она надела очки как полагается. то стала бы видеть лучше.

Пословицы к басне «Мартышка и очки»

Дурака учить, что мертвого лечить. Дело мастера боится. Ученье без уменья — не польза, а беда. Смотрит в книгу, видит фигу. Нырять умеет, а выныривать не научился.

Читать краткое содержание, краткий пересказ басни «Мартышка и очки»

Одна Мартышка стала стареть и у нее ослабло зрение. Впрочем, добрые люди сказали Мартышке, что это еще не беда и ей просто нужно купить очки. Мартышка купила полдюжины очков и стала их вертеть в руках. Она прижимала их ко лбу, надевала на хвост, лизала, нюхала, но зрение лучше не становилось. Тогда Мартышка рассердилась и решила, что ей все наврали про очки. И хватила очки о камень так, что очки разбились.

Ответы на вопросы к басне «Мартышка и очки»:

  1. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?
    — Это главные герои басни. По ним можно понять, что сама басня рассказывает о Мартышке и очках.
  2. Почему Мартышка решила, что люди ее обманули?
    — Мартышка совсем не знала как пользоваться очками, она их вертела, крутила, даже нюхала. Но ей просто надо было надеть очки на глаза.
  3. Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?
    — Мартышка смешная обезьяна, которая любит разные ужимки. Людям эти ужимки кажутся глупыми и смешными. А значит и сама Мартышка для них — символ глупости.
  4. В чем комичность ситуации? Что тебя забавляет, смешит?
    — Комичность в обращении Мартышки с очками. Это действительно было бы смешно наблюдать со стороны.
  5. Прочитай слова автора, мораль. Важен ли этот вывод для вас. Понял ли ты, кого называют невеждой?
    — Этот вывод важен и для меня. Прежде чем судить о чем-то следует узнать для чего это нужно и как это использовать. А невежда — это глупец, который ничего толком не знает.
  6. Если бы в басне не было морали, можно ли было бы догадаться, какие недостатки в ней высмеиваются?
    — Конечно, можно. Мораль этой басни можно было бы придумать самому.
  7. Похожи ли между собой слова Невежда и невежа?
    — Внешне слова похожи, но по смыслу они совсем разные. Невежа — грубиян, невежда — неуч.

История создания басни «Мартышка и очки»: как это было?

Басня «Мартышка и очки»
Как говорилось выше, эта небылица была написана в 1815 году. Вот как это было — история создания басни «Мартышка и очки»:

Толчком к созданию произведения стала ситуация, сложившаяся в рядах интеллигенции и среди правительства. Вполне вероятно, что наглядно видя обилие некомпетентных, невежественных людей, подготовка которых совершенно не отвечала занимаемой должности, автор не мог иронично не высмеять их в своей басне. Чиновники, которые желали «выслужиться», не имея никакого интеллектуального багажа, хотели попасть «из грязи в князи».

Безусловно, ужимки приземленных личностей, думающих, что очки (в фигуральном смысле) на их носу, сделают их значимее, позволят увидеть то, что не видят остальные, нелепы и забавны. Впрочем, как и во многих других ситуациях это не что иное, как «смех сквозь слезы».

Место басни в творчестве Крылова

Басня «Мартышка и очки» занимает особое место в системе басен И. А. Крылова. Недаром дети пишут сочинения, готовят сообщения и доклады по этому произведению великого баснописца. Басня — это наглядный пример жизненных ситуаций, которые так важно освещать в обществе, особенно в кругу молодежи.

«Мартышка и очки» как нельзя лучше иллюстрирует порок невежества, проявление глупости, последствия необразованности. Именно этим она примечательна для изучения в начальной школе (3−4 классы), когда дети только начинают осознавать важность знаний. Эта басня многому учит, имеет простую мораль, легка на рифмы, форма повествования доступная, вместе с тем емкая и яркая. Про «Мартышку и очки» можно сказать, что это — одно из самых поучительных и назидательных произведений в творчестве И. А. Крылова.

Крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»
Многие фразы из этого творения мы используем в жизни, даже не вникая, откуда они произошли. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»:

  • «Мартышка к старости слаба глазами стала».
  • «Тот дурак, кто слушает людских всех врак».
  • «Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит».
  • «А ежели невежда знатнее, так он ее еще и гонит».

Отдельные фразы тоже часто используются. К примеру: «и так, и сяк» или «а проку на волос в них нет».

Отзывы читателей

Ребята в третьем классе читают «Обезьяна и очки» на одном дыхании. Когда разбирали ее на уроке, удивилась, что дети быстро поняли основную мораль, но каждый заметил свои нюансы.

Анна Витальевна, преподаватель начальных классов

Читаю детям басни, считаю, что это долг каждого родителя — привить любовь к литературе, научить ребенка анализировать, размышлять. «Мартышка и очки» — одно из любимых произведений Крылова и мое, и детей.

Марина

Нашла свои старые детские книжки и с удовольствием перечитала сборник басен Крылова. Моя любимая — «Мартышка и очки», учила ее наизусть, даже рисовала к ней картину. К удивлению, хоть прошло 20 лет, первую строчку прочитала, а дальше продолжила по памяти. Удивительное произведение. Сейчас читаю сборник вместе со своими детьми.
Алена

Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение

Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:

Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.

Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.

На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.

Образ Мартышки

Анализ басни «Мартышка и очки» невозможен также без вычленения характеристик персонажей. Басня ограничена кругом действующих лиц. Мартышка — единственный образ в произведении. Но и его одного достаточно, чтобы в полной мере проследить раскрытие многих людских пороков.

Обезьяна — аллегория на общество. Исходя из текста она пожилая, но глупая. Годы не прибавили ей мудрости и ума. Мыслит ограниченно, поверхностно. Если не понимает, как устроен тот или иной предмет, начинает считать его враждебным.

Автор обращает внимание читателей на то, что главная героиня зависима от чужого мнения. Ведь если бы она не доверилась слухам и разговорам людей о пользе очков, то спокойно бы жила без непонятного ей предмета. Мартышка вспыльчива и не любит вникать в суть вещей. Обезьянке проще обругать то, что не поддается осмыслению ее ограниченного ума.

Нельзя утверждать, что главная героиня плохая. Автор высмеивает лишь ее поступки, поведение, отношение к предмету. Она вызывает у читателя смех и неуважение к своей персоне.

Мартышка символизирует человека, не разбирающегося в науке. Она любитель «рубить с плеча», нежели мыслить и анализировать. Не разбив Мартышка с досады очки, то смогла бы найти им практическое применение и пользоваться аксессуаром долгое время. Но интеллект и лень не дают ей задуматься над тем, чтобы научиться правильно использовать предмет.

Басня Крылова «Мартышка и очки»: жизненные примеры

Жизненный пример по басне «Мартышка и очки»
При помощи жизненных примеров можно наглядно понять суть творения. Они помогают раскрыть характер главных героев небылицы. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Мартышка и очки»:

Пример 1:

У моего брата Коли никогда не было особого рвения заниматься спортом. Однако когда он увидел по телевизору выступления бодибилдеров, он попросил папу купить тренажер. Конечно же, отец поощрил начинания сына. Хотя, никаких начинаний, по сути, и не случилось. Пару раз попробовав позаниматься, Коля бросил. В качестве причины он назвал тот факт, что тренажер сломался. На самом же деле, нужно было просто прочитать инструкцию и узнать, как подготовить оборудование к занятиям.

Тем не менее, своим друзьям он до сих пор хвастается, что накачивает мышцы и даже выкладывает в социальных сетях фото, которые мало кого впечатляют. Мне показалось, что ситуация схожа с басней «Мартышка и очки» и это действительно так.

Пример 2:

Недавно Антон решил стать видеоблогером и приобрел для этих целей очень дорогой микрофон. Однако после нескольких проб выяснилось, что оборудование не отвечает его представлениям о качественном звуке. Разуверившись в данном занятии, он уже намеревался выкинуть его, но я уговорил его продать мне микрофон за треть цены. Конечно же, он согласился. Как выяснилось, микрофон не бракованный и не сломанный – нужно было правильно его настроить. Тогда звучание практически такое же качественное, как показано в рекламе. Только вот Антон до этого не додумался.

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      joliecunningham830

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    1 минута назад

    Помогите пожалуйста с задачей.

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    12. Чи можна дати здачу 2 грн 25 коп. монетами: 1) по 25 коп.; 2) по 50 коп.?​

  • matematika
    Математика

    16 минут назад

    Даю 50 балов срочно
    1/4 часть равна 60

  • matematika
    Математика

    16 минут назад

    Срочно вирішити логарифм
    log0,5(4 — ) + log0,5( — 1) = -1

  • biologiya
    Биология

    16 минут назад

    почему я не могу спать ночью,вот не идёт у меня ночной сон,это не бессонница я думаю,я незнаю что делать,я пытаюсь наладить сон но все время засыпаю все позже и позже​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Итоговый тест по литературе за 1 четверть (5 класс)

1. Как переводится слово «фольклор»?

А) индивидуальное поэтическое творчество

Б) народное знание, народная мудрость

В) авторское произведение

Г) старинное творчество

2. Какое высказывание о книге указывает на связь времен?

А) Книга – духовное завещание одного поколения другому.

Б) «Чтение – вот лучшее учение» (А.С.Пушкин).

В) «Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать» (В.Г.Белинский)

Г) Ученье — свет, а не ученье – тьма.

3. Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет, называется

А) аллегория

Б) олицетворение

В) эпитет

Г) сравнение

4. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибку в предложенных фрагментах:

А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.

Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.

В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сырую землю.

Г) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба.

5. Что не является жанром древнерусской литературы?

А) житие;

Б) ода;

В) летопись;

Г) поучения

6. Кому принадлежат ниже приведенные слова? «…прошлое должно служить современности».

А) В.Г.Белинскому;

Б) А.С.Пушкину;

В) Д.С.Лихачеву;

Г) Н.М.Карамзину

7. К какому жанру произведений относится басня?

А) эпическое;

Б) лирическое;

В) лиро-эпическое

Г) драматическое

8. Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком — либо событии;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть

иносказание и мораль;

В) короткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо

Г) сказка, написанная в стихотворной форме.

9. Как называется сказка В.А. Жуковского?

А) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Б) Спящая царевна

В) Спящая красавица

Г) Мёртвая царевна

10. Баллада – это

А) стихотворение, в основе которого лежит историческое событие с напряженным сюжетом.

Б) краткий стихотворный рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

В) написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объема, выражающее душевные переживания

Г) прозаическое произведение, в основе которого лежит историческое событие с напряженным сюжетом.

11. Годы жизни А.С.Пушкина

А) 1798 – 1838

Б) 1799 – 1739

В) 1799 – 1837

Г) 1797- 1837

12. Где прошло детство А.С.Пушкина?

А) в Москве

Б) в Петербурге

В) в Болдино

Г) в Париже

13. Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Няне»?

А) Арине Родионовне Муравьевой;

Б) Арине Родионовне Матвеевой;

В) Арине Родионовне Яковлевой

Г) Арине Родионовне Пушкиной.

14. Прологом (вступлением) к какому произведению является отрывок «У Лукоморья» А. С.Пушкина?

А) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Б) Руслан и Людмила

В) Кубок

Г) Сказка о попе и его работнике Балде

15. Одна из сказок А.С.Пушкина заканчивается такими словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку.

А) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Б) Сказка о рыбаке и рыбке

В) Сказка о золотом петушке

Г) Сказка о попе и его работнике Балде

16. Назовите вид рифмовки.

А) АББА

Б) АБАБ

В) ААББ

17. Какая сказка из перечисленных ниже не является авторской?

А) Царевна-лягушка

Б) Сказка о царе Салтане

В) Сказка о рыбаке и рыбке

Г) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

18. Выберите правильный вариант ответа:

А) литературная сказка — это переплетение реальной жизни с волшебным миром.

Б) литературная сказка – это сказка с нравоучительным сюжетом.

В) литературная сказка – это наполнение сюжета народной сказки новыми идеями.

Г) литературная сказка – это сказка, у которой есть автор, который сделал литературную обработку народной сказки.

19. Из какого произведения эти строки?

А) «Там королевич мимоходом 

Пленяет грозного царя…» 

Б) «Жил-был добрый царь Матвей;

 Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет».

В) «Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла…»

 Г) «Сват приехал, царь дал слово,

 И приданое готово:

 Семь торговых городов

Да сто сорок теремов…»

20. «Соедините» названия произведений и столбцы справа.

1) И.А.Крылов «Волк на псарне»                                  А) сказка

2) А. С. Пушкин « Руслан и Людмила»                          Б) баллада

3) В. А. Жуковский «Кубок»                                        В) басня

4) В.А. Жуковский «Спящая красавица»                       Г) поэма

Ключ к тесту

1.Б

2. А

3. А

4. А

5.Б

6.В

7.В

8.Б

9.Б

10. А

11. В

12.А

13. Б и В(или один из этих ответов)

14. Б

15. В

16. А- опоясывающая

Б- перекрёстная

В-парная

17. А

18.Г

19. А – «У лукоморья дуб зелёный…» или «Руслан и Людмила»

Б – «Спящая царевна»

В – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Г – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

20.

1 – В

2 – Г

3 – Б

4 — А

  • Как называется сказка маршака
  • Как называется сказка маленький принц на языке оригинала
  • Как называется сказка ловись рыбка большая и маленькая про лису волка
  • Как называется сказка кощей бессмертный кощей
  • Как называется сказка которую сочинил булат окуджава