Картотека докучных сказок
Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба.
Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще. В такой сказке много раз, а то и бесконечно, может повторяться один и тот же фрагмент текста. Докучная сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев. Количество этих звеньев зависит и от рассказчика или от слушателя.
***
Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили были три гуся,
Вот и сказка вся.
***
У попа́ была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В ямку закопал
И надпись написал, что
У попа́ была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В ямку закопал
И надпись написал, что
У попа́ была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В ямку закопал
И надпись написал, что
….. и т.д.
***
У нашего Гришеньки
Под окном вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны — дуб зелёный,
У Марины — куст малины,
У Арины — две рябины,
У Тараски — лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Хороша!
У нашего Гришеньки
Под окном вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны — дуб зелёный,
У Марины — куст малины,
У Арины — две рябины,
У Тараски — лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
…. и.т.д.
***
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…..
— Ну вот, поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
***
Жил-был журавль,
Поставил он стожок сенца —
Не сказать ли опять с конца.
***
Десять негритят
Пошли купаться в море,
Десять негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Девять негритят.
Девять негритят
Пошли купаться в море,
Девять негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Восемь негритят.
Восемь негритят
Пошли купаться в море,
Восемь негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Семеро негритят.
Семеро негритят
Пошли купаться в море,
Семеро негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Шестеро негритят.
Шестеро негритят
Пошли купаться в море,
Шестеро негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Пятеро негритят.
Пятеро негритят
Пошли купаться в море,
Пятеро негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Четверо негритят.
Четверо негритят
Пошли купаться в море,
Четверо негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Трое негритят.
Трое негритят
Пошли купаться в море,
Трое негритят
Резвились на просторе
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Двое негритят.
Двое негритят
Пошли купаться в море,
Двое негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Один негритёнок.
Один негритёнок
Пошёл купаться в море,
Один негритёнок
Резвился на просторе.
И вот пошёл ко дну,
И там нашёл жену,
И вот вам результат —
Десять негритят.
Десять негритят
Пошли купаться в море,
Десять негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат
Девять негритят.
….. и т.д.
Искать:
Народный фольклор
Докучные сказки
Заклички
Колыбельные
Лимерики
Пестушки
Пословицы, поговорки
Потешки
Прибаутки
Скороговорки
Считалочки
Частушки
Чучуло-Мяучело.
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…
Старичок.
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
Белый бычок.
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Два братца.
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Старик и колодец.
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.
Царь, двор и кол.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
Докучная сказка.
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.
Гусь.
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
Гусь (2)
— Рассказать сказку про гуся ?
— Расскажи.
— А она уже уся.
— Рассказать сказку про утку?
— Расскажи.
— А она ушла в будку.
Карась
Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся
Додон.
Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!
Царь.
Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу — мочало;
Не сказать ли сказку сначала?
Царь и пруд.
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.
Лето.
На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!
Старик и мельница.
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
Медведь и вода.
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
Овечка на мосту.
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..
У попа была собака.
У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.
Царь Ватута.
Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..
Ворона на мосту.
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…
Медведь у брода.
Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду — Бултых в воду…;
Мы с тобой шли?
Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли
Про сову.
— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..
Дуб над рекой.
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока —
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
Мокрая ворона.
Шел я как-то через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Я опять на мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь — ворона мокнет…
Кот и Воркот.
Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?
Шла собака через мост…
Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..
Избушка.
На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?
Диво-дивное.
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!
Тётушка Арина.
Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!
Бурёнка.
У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?
Бабка у речки.
Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…
Кутырь-Мутырь.
Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?
Докучные сказки
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
По словам Андрея Синявского, докучные сказки, как и небывальщины, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку. Различие между ними состоит в том, что в небывальщине «доведено до абсурда само содержание сказки с её тяготением к чудесному и сверхъестественному»; докучная же сказка доводит до бессмыслицы принцип связанности и протяжённости сказки: «от сказки остается лишь пустая форма: цепочка слов, свернутая кольцом, растянутая в дурную бесконечность».
У попа была собака
Русская народная сказка-песня «У попа была собака…» представляет собой пример рекурсии. Здесь рекурсия ограничена размером доски, на которой писал поп:
У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, поп её убил,
В землю закопал,
И надпись написал о том, что
«У попа была собака, поп её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
В землю закопал,
И надпись написал, что:
….
Летел ворон
Летел ворон
Сел на колоду
Да бух в воду.
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох.
Сел на колоду
Да бух в воду…
Купи слона
Многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона». Основная цель такой словесной «игры» — каждый раз, используя ответ собеседника, вновь предлагать ему купить слона.
Пример типичного диалога:
— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона…
Сказка про белого бычка
Сказка про белого бычка — русская поговорка, которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок.
«
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи…
»
Сказка про кожух
«
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?..
»
* * *
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
* * *
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!
* * *
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
* * *
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
* * *
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
* * *
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль.
Накосили они стожок сенца, поставили среди польца.
Не сказать ли сказку опять с конца?
* * *
Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..
* * *
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
* * *
Жил-был царь Бубенец.
Захотел он построить себе новый дворец
Навезли ему мокрых досок,
Положили сушить на песок.
Сушили, сушили — пересушили.
Положили в реку—перемочили.
Снова сушили — пересушили,
Снова мочили — перемочили!
Вот как будут доски готовы,
Тогда и за сказку за эту примемся снова.
Только будет это нескоро:
Это будет в тот год,
Когда леший помрёт, —
А он ещё и не хворал!
* * *
Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…
* * *
Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?
* * *
Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?
* * *
Летел гусь, и как сел на дорогу — так и упал в воду.
Мок, мок. Кис, кис — вымок, вылез, выкис.
— сел на дорогу и снова пал в воду.
Мок мок кис кис — выкис вылез т. д.
* * *
Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли
* * *
На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?
* * *
Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду — Бултых в воду…;
* * *
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..
* * *
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? — и т. д.
* * *
— Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот и сказка вся.
* * *
— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..
* * *
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
* * *
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока —
В реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
* * *
Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!
* * *
У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?
* * *
У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.
* * *
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…
* * *
Шел я как-то через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост —
Пусть ворона сохнет!
Я опять на мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост —
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь — ворона мокнет…
* * *
Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..
Далее
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются вызвать у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.
Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре. Приготовящимся к слушанию длинной и увлекательной сказки ребятишкам рассказчица вдруг произносит:
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся!
Поднимается крик недовольства…
Докучные сказочки начинаются обыкновенно предварительным обманом ребенка. Рассказчик скажет желающему слушать сказку: «Слушай, я расскажу тебе сказку хоро-о-о-шую, д-о-о-лгую». Ребенок, думая, что в самом деле ему хотят рассказать сказку хорошую и долгую, навостряет свои уши и весь превращается в слух, а между тем обманывается: рассказчик начинает рассказывать сказку докучную.
Читать докучные сказки
Чучуло-Мяучело.
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…
Старичок.
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
Белый бычок.
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Два братца.
Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Старик и колодец.
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.
Царь, двор и кол.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
Докучная сказка.
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.
Гусь.
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
Гусь (2)
— Рассказать сказку про гуся ?
— Расскажи.
— А она уже уся.
— Рассказать сказку про утку?
— Расскажи.
— А она ушла в будку.
Карась
Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся
Додон.
Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!
Царь.
Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу — мочало;
Не сказать ли сказку сначала?
Царь и пруд.
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.
Лето.
На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!
Старик и мельница.
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
Медведь и вода.
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
Овечка на мосту.
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..
У попа была собака.
У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.
Царь Ватута.
Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..
Ворона на мосту.
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…
Медведь у брода.
Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду – Бултых в воду…;
Мы с тобой шли?
Мы с тобой шли?
– Шли!
– Сапог нашли?
– Нашли!
– Я тебе его дал?
– Дал!
– Ты его взял?
– Взял!
– А где же он?
– Кто?
– Да не кто, а что!
– Что?
– Сапог!
– Какой?
– Ну такой! Мы с тобой шли?
– Шли!
– Сапог нашли?
– Нашли
Про сову.
– Рассказать тебе сказочку про сову?
– Расскажи!
– Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова –
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..
Дуб над рекой.
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока –
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
Мокрая ворона.
Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять на мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь – ворона мокнет…
Кот и Воркот.
Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?
Шла собака через мост…
Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..
Избушка.
На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?
Диво-дивное.
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!
Тётушка Арина.
Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!
Бурёнка.
У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?
Бабка у речки.
Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…
Кутырь-Мутырь.
Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?
Слушать докучные сказки онлайн
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
По словам Андрея Синявского, докучные сказки, как и небывальщины, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку. Различие между ними состоит в том, что в небывальщине «доведено до абсурда само содержание сказки с её тяготением к чудесному и сверхъестественному»; докучная же сказка доводит до бессмыслицы принцип связанности и протяжённости сказки: «от сказки остается лишь пустая форма: цепочка слов, свернутая кольцом, растянутая в дурную бесконечность»[1].
Известные примеры
У попа была собака
Русская народная сказка-песня «У попа была собака…» — игра с «бесконечным спуском»[2], представляющая собой пример рекурсии.
У попа была собака,
Он её любил,
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В землю закопал
И надпись написал:
У попа была собака,
Он её любил,
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В землю закопал
И надпись написал: …[3]
Летел ворон
Летел ворон
Сел на колоду
Да бух в воду.
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох.
Сел на колоду
Да бух в воду…
Купи слона
Многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона». Основная цель такой словесной «игры» — каждый раз, используя ответ собеседника, вновь предлагать ему купить слона.
Пример типичного диалога:
— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!— Отстану, только вначале ты купи слона
Сказка про белого бычка
Сказка про белого бычка — русская поговорка, которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок.
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи…
Сказка про кол и мочало
Жил-был царь. У царя был двор. На дворе был кол. На колу — мочало.
Не начать ли сказку сначала?
Сказка про кожух
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— Я тебе его дал?
— Дал.
— Ты его взял?
— Взял.
— И где же он?
— Кто?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?..
См. также
- Легенда про белого бычка
- Рекурсия
- Самоподобие
- Рефлексивное отношение
- Порочный круг
Примечания
- ↑ А. Д. Синявский. Иван-дурак: очерк русской народной веры. — М. : Аграф, 2001. — С. 93—94.
- ↑ Ивин А. А. Философия коллективного творчества. — Directmedia, 2017. — С. 283. — 548 с. — ISBN 5447588502. — ISBN 9785447588502.
- ↑ И. Ф. Амроян. Принципы формирования цепевидной структуры в фольклорных текстах на материале сказочных и заговорных текстов славян. — Тольятти, 2017. — ISBN 5457962024. — ISBN 9785457962026.
Литература
- М. Ковшова. У попа была собака: о лукавой поэтике докучных сказок.
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе и его собаке.
У попа была собака
Русская народная сказка-песня «У попа была собака…» представляет собой пример рекурсии. Здесь рекурсия ограничена размером доски, на которой писал поп:
У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
В землю закопал,
Надпись написал:
- «У попа была собака, он её любил,
- Она съела кусок мяса, он её убил,
- В землю закопал,
- Надпись написал:
- …
Купи слона
Многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона». Основная цель такой словесной «игры» — используя ответ собеседника, предлагать ему купить слона.
Пример типичного диалога:
— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона.
…
Сказка про белого бычка
Сказка про белого бычка — русская поговорка, которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок.
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка? — Скажи. — Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка? — Скажи. — Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка? …Скажи… -… |
См. также
- Легенда про белого бычка
- Рекурсия
- Самоподобие
- Рефлексивное отношение
- Порочный круг
- Самое длинное слово русского языка#Возможности составления длинных слов
Источники
- М. Ковшова. У попа была собака: о лукавой поэтике докучных сказок.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 3. Докучные сказки.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Докучные сказки
- Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка
Тезаурус
Докучная сказка — малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.
Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную в красных, зелёных, золотистых и черных тонах.
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки
Богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптур из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины)
Ключевые слова
Одним из малых жанров фольклора является докучная сказка. Она имеет свои особенности. Название «докучная» произошло от слова «докучать» — надоедать.
Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы.
Список литературы:
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 223 с.:ил. С.18-21
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20-21
- Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
- Об искусстве Гжели https://farfor-gzhel.ru/o_zavode/muzej_zavoda/istoriya_gzhelskogo_narodnogo_hudozhestvennogo_promysla/
- Об искусстве Хохломы http://goldenhohloma.com/2
- О дымковской игрушке http://dymkatoy.ru/
Об истории богородской игрушки http://bogorodskoe.ru/?page=home
На уроке мы узнаем, что такое докучные сказки, познакомимся с некоторыми произведениями прикладного искусства. Научимся отличать докучные сказки от других видов сказок. Сможем называть особенности докучных сказок; различать некоторые произведения прикладного искусства
Основное содержание урока
1. Перед нами сборник докучных сказок. Но прежде чем мы послушаем и почитаем сами сказки, давайте разберемся, что же означает само слово «докучные». Сейчас в русском языке слова «докучать», «докука» встречаются редко.
Слово «докука» означает надоедливая просьба, «докучать – надоедать, мешать, настойчиво просить или требовать чего-либо. Докучные сказки рассказывали детям и взрослым для развлечения, их можно назвать «шуточными» сказками или «сказками-обманками». Иногда, если рассказчику надоедали просьбой рассказать сказку, он вместо обычной сказки рассказывал докучную, намекая, чтобы ему не докучали. Чаще всего докучная сказка начинается, как и обычная, со слов «Жили-были», там могут действовать такие же персонажи, как в сказках, но на этом сходство заканчивается. Вот пример докучной сказки.
«Жил был царь у царя был двор на дворе был кол на колу мочало не начать ли сначала?»
В отличие от привычных для вас сказок, докучная сказка имеет неожиданную концовку или не заканчивается вообще.
«Еду-еду, вижу мост,
глядь — ворона сохнет,
взял ворону я за хвост,
положил ее под мост,
пусть ворона мокнет.
Еду-еду, вижу мост,
глядь — ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…» и так без конца…
Представьте себе, сидит сказочник, вокруг слушатели собрались, сказку ждут.
Начинает сказочник: «Жили – были два гуся, тут и сказка вся!»
То-то шуму бывает, недовольства! Неожиданно закончилась сказка!
Ладно, говорит сказочник, другую сказку расскажу: «В некотором царстве,
В некотором государстве
Жила-была ворона,
И вздумала она лететь
В тридевятое царство,
В тридесятое государство.
Полетела,
Летела, летела, летела –
Да села,
Сидела, сидела, сидела –
Да полетела;
Летела, летела, летела –
Да села;
Сидела, сидела, сидела, сидела –
Да полетела…» и так без конца сказка продолжается, пока слушатели не разбегутся.
Иногда докучные сказки-шутки превращаются в весёлую игру.
«— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем мне слон», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Все говорят: «отстань», а ты купи слона…» И так до бесконечности, пока не надоест.
Итак, докучная сказка это малый жанр фольклора, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов или неожиданно заканчивающийся. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устанете вы или ваш слушатель. Докучную сказку можно сочинить самому, главное – знать её особенности.
2. Сегодня мы совершим экскурсию по центрам прикладного искусства России. Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как Богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы. Гжель – родина русской керамики.
Слово Гжель имеет несколько значений. Первое – название посёлка, расположенного в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Впоследствии так стали называть целый район, где с давних пор люди занимались керамическим мастерством. Впервые Гжель упоминалась в 1328 году московским князем Иваном Калитой. Затем, об отличном качестве гжельской глины писал Михаил Васильевич Ломоносов. В 1724 году в Гжели открыли первый завод.
Второе значение слова Гжель – вид керамики, то есть изделий из глины, расписанной по белому фону сине-голубыми узорами. Однако так гжельская посуда выглядела не всегда. В начале 18 века в тех местах производили майолику – глиняные изделия, расписанные по белому фону разноцветными узорами. Сначала на изделие наносили жидкую эмаль. Затем мастер наносил рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливались с эмалью, что придавало им большую прочность. Позже появилась гжельская посуда в бело-синем цвете, которая распространена в настоящее время. Кроме посуды в Гжели делают игрушки в виде птиц и зверей, статуэтки, изображающие сценки русского быта.В настоящее время на Гжельском фарфоровом заводе кроме традиционных изделий производят люстры, часы, самовары и другие необычные изделия. Гжельскими изделиями можно любоваться бесконечно, они создают радостное настроение, вносят в дом ощущение праздника.
Хохломская роспись.
Хохлома — старинный русский народный промысел, который возник в Нижегородской области в 17 веке. В то время в деревнях ремесленники производили деревянную расписную посуду, которую привозили на ярмарку в село Хохлома. Отсюда и пошло название промысла. В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находится фабрика «Хохломская роспись» и село Сёмино, Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Как изготавливается хохломская посуда? Сначала мастер бьет баклуши – грубые заготовки из древесины. Затем на токарном станке вытачивается посуда. Заготовка особым образом обрабатывается и просушивается, затем художник наносит на неё узор. Чаще всего роспись наносится на золотой, черный или красный фон. Для создания рисунка используют красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой цвета. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Часто встречаются птицы, рыбы и звери. Благодаря ярким краскам и затейливым узорам хохломские изделия напоминают сказочную жар-птицу. Они вносят в дом ощущение солнечного света.
Богородская игрушка.
Богородская игрушка — русский народный промысел, возникший в селе Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. С давних пор эти места славились вырезанными из мягкого дерева (липы, ольхи, осины). игрушками и фигурками. Как же появлялась на свет игрушка? Сначала высушенные стволы деревьев распиливали на чурки. Чурки раскалывали на четыре части и из этих заготовок вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Мастерами резьбы по дереву чаще всего были мужчины. Богородская игрушка всегда радовала детей. Малыши забавлялись клюющими курочками,
дети постарше разыгрывали целые спектакли с скульптурными игрушками. Символом фабрики Богородской игрушки является игрушка «Мужик и медведь». Именно медведя чаще всего изображали мастера. До сих пор во многих российских семьях богородские игрушки передают из поколения в поколение.
Дымковская игрушка
Неподалёку от старинного города Вятки (ныне Киров) за речкой, находилась слобода Дымково. С давних пор там создавали необыкновенные глиняные игрушки -свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позже, кроме свистулек мастера начали изготавливать скульптурные игрушки. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Дымковская игрушка – создание одного мастера – он и лепит, и обжигает, и раскрашивает. Создается дымковская игрушка из красной глины. Сложные игрушки состоят из нескольких частей, которые скрепляются между собой. Затем игрушку сушат, обжигают и покрывают белой краской. На белом фоне рисуют разноцветные узоры. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используется в небольших количествах. Хвосты птиц, рога животных, некоторые детали одежды покрывали сусальным золотом. Каждый цвет имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Дымковская игрушка – символ радости, жизни, праздника. Она неизменно привлекает внимание и бережно хранится во многих семьях.
Разбор типового тренировочного задания.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Текст вопроса: Соедините название народного промысла с изделием.
Название народного промысла |
Изделие народного промысла |
Гжель |
|
Хохлома |
|
Богородская игрушка |
|
Дымковская игрушка |
|
Правильный ответ:
Название народного промысла |
Изделие народного промысла |
Хохлома |
|
Дымковская игрушка |
|
Гжель |
|
Богородская игрушка |
|
Разбор типового контрольного задания
Добавление подписей к изображениям
Текст вопроса
Подберите подписи к картинкам
1 вариант
Гжель
Хохлома
Дымка
2 вариант
Богородское
Хохлома
Дымка
Название файла с изображением к вопросу:
Изображения даны для примера
Ответ
1 вариант
Дымка
Гжель
Хохлома
2 вариант
Хохлома
Дымка
Богородское
Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба.
Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще. В такой сказке много раз, а то и бесконечно, может повторяться один и тот же фрагмент текста. Докучная сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев. Количество этих звеньев зависит и от рассказчика или от слушателя.
***
Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили были три гуся,
Вот и сказка вся.
***
У попа́ была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В ямку закопал
И надпись написал, что
У попа́ была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В ямку закопал
И надпись написал, что
У попа́ была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
В ямку закопал
И надпись написал, что
….. и т.д.
***
У нашего Гришеньки
Под окном вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны — дуб зелёный,
У Марины — куст малины,
У Арины — две рябины,
У Тараски — лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Хороша!
У нашего Гришеньки
Под окном вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны — дуб зелёный,
У Марины — куст малины,
У Арины — две рябины,
У Тараски — лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
…. и.т.д.
***
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…..
— Ну вот, поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
***
Жил-был журавль,
Поставил он стожок сенца —
Не сказать ли опять с конца.
***
Десять негритят
Пошли купаться в море,
Десять негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Девять негритят.
Девять негритят
Пошли купаться в море,
Девять негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Восемь негритят.
Восемь негритят
Пошли купаться в море,
Восемь негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Семеро негритят.
Семеро негритят
Пошли купаться в море,
Семеро негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Шестеро негритят.
Шестеро негритят
Пошли купаться в море,
Шестеро негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Пятеро негритят.
Пятеро негритят
Пошли купаться в море,
Пятеро негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Четверо негритят.
Четверо негритят
Пошли купаться в море,
Четверо негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Трое негритят.
Трое негритят
Пошли купаться в море,
Трое негритят
Резвились на просторе
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Двое негритят.
Двое негритят
Пошли купаться в море,
Двое негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат —
Один негритёнок.
Один негритёнок
Пошёл купаться в море,
Один негритёнок
Резвился на просторе.
И вот пошёл ко дну,
И там нашёл жену,
И вот вам результат —
Десять негритят.
Десять негритят
Пошли купаться в море,
Десять негритят
Резвились на просторе.
Один из них утоп,
Ему купили гроб,
И вот вам результат
Девять негритят.
….. и т.д.