Как называется труд геродота где имеется рассказ о противостоянии саков и персов

  • Предмет: История
  • Автор: lelya2004
  • Вопрос задан 4 месяца назад

<

>

Как называется труд Геродота о противостоянии саков и персов?
а)Авеста
б) Исторические рассказы и повести
в) Великое сражение
с) Томирис царица саков
д)

Ответы

Ответ дал: Аноним





5

Ответ:

Труд Геродота о противостоянии саков и персов называется в) Великое сражение.

Похожие вопросы

Химия

4 месяца назад

Hg+HNO3 -> Hg(NO3)2 + NO+ H2O -составьте метод электронного баланса

Математика

4 месяца назад

Задачка! Решите пожааалуйста​

Русский язык

4 месяца назад

помогите пожалуйста​

Английский язык

4 месяца назад

помогите пожалуйста дам 15 балов​

Обществознание

5 лет назад

почему если загрязнения воздух страдает земля и вода​

Информатика

5 лет назад

спрайт сөзіне сөзжұмбақ

Физика

6 лет назад

Шар массой m1= 6 кг движется со скоростью v1= 2 м/с и сталкивается с шаром массой m2 = 4 кг, который движется ему на встречу со скоростью v2 = 5 м/с. Найти скорость шаров после прямого центрального

Биология

6 лет назад

вторая пара конечностей скорпиона

Труды Геродота сыграли важную роль в развитии античной культуры. В них Геродот подробно описал обычаи народов, существовавших в 5-ом веке до нашей эры, а также ход греко-персидских войн.

Геродот, прозванный «отцом истории», является одним из первых ученых-путешественников. Для написания своей знаменитой «Истории» объехал все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал в Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Он автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое описание жизни и быта скифов.

Геродота называют отцом истории. Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии. В знаменитой «Истории» он представил своим читателям весь Старый Свет — известный, неизвестный, а иногда и вымышленный, — все три старые страны света, которые ему были известны. Он пишет: «Я, впрочем, не понимаю, почему единой земле даны три разных названия». Эти три названия — Европа, Азия и Ливия, означающая Африку.

Путешествуя по странам мира, ученый опроверг представление греков о том, что земля дискообразна, по краям возвышается, а к середине углубляется. Прочтя труды по географии и истории, написанные греком Геродотом, нельзя переоценить его великий вклад в науку!

Геродота – учёного — путешественника называют одним из главных первопроходцев своего времени. Он собрал имеющиеся знание о мире в одном труде, подарил современникам и последователям описания многих племен, их быта, обычаев.

Из биографии Геродота:

До нас дошли два ключевых источника информации о жизненном пути Геродота: энциклопедия «Суда», созданная во второй половине десятого века в Византии, и тексты самого историка. Но некоторые данные в этих источниках противоречивы.

Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе (впрочем, сведения эти непроверенные, и точную дату его рождения никто не знает). Известно только точно, что родился он в промежутке между персидскими войнами. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи.

Будущий древнегреческий историк родился во влиятельной и обеспеченной семье Ликса. В молодости Геродот участвовал в политической жизни народа. Он примкнул к партии, поставившей целью низвергнуть тиранического правителя Лигдамида, был изгнан, некоторое время жил на острове Самос.

Рожденный в Галикарнасе мальчик с самого детства наблюдал за тем, как в порт приходят и уходят корабли из дальних стран. Скорее всего, это и породило в нем страсть к неизведанным землям, путешествиям и открытиям.

В молодые годы ему пришлось покинуть малую Родину из-за борьбы с тиранией, которая все же была установлена здесь. Пожив немного в Самосе, в 464 году отправляется в свой далекий путь путешественник Геродот, географические открытия которого внесут огромный вклад в науку.

В 464 году он отправляется в продолжительные и многочисленные путешествия. Геродот мечтает узнать про другие, гораздо более могущественные народы, иные из которых обладали цивилизацией значительно более древней, чем греки. Его, помимо того, занимает разнообразие и диковинность обычаев чужеземного мира. Именно это побудило его изучать историю персидских войн, вести обширное исследование обо всех народах, нападавших на Грецию, о которых греки в то время еще мало что знали.

Он побывал в Египте, Вавилоне, Малой Азии, Ассирии, Северном Причерноморье, Геллеспонте, а также объездил Балканский полуостров от Македонии до Пелопоннеса. Во время путешествий историк делал наброски для своего последующего творения.

В сорокалетнем возрасте Геродот поселился в Афинах. В то время он уже читал представителям высших слоев городского общества отрывки из своей «Истории», что и дало исследователям возможность сделать вывод о том, что наброски были написаны еще во время путешествий. В Афинах историк познакомился и сблизился со сторонниками Перикла – полководца и оратора, которого считают одним из основателей демократии в Афинах. В 444 году до нашей эры, когда на месте разрушенного города Сибариса была основана греческая колония Фурии, он принимал участие в восстановлении поселения из руин.

Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг.

Биография Геродота дошла до наших дней лишь в виде обрывочной информации, в которой невозможно найти данные о собственной семье ученого, о том, была ли у него жена и дети. Известно лишь, что историк был любознательным и общительным человеком, легко сходился с людьми и умел проявлять поразительную настойчивость в поиске исторически достоверных фактов.

Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где предположительно скончался в 425 году до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка. Много сведений о египтянах, финикийцах и других народах оставил после себя Геродот. Место его захоронения неизвестно.

Вклад Геродота в науку:

Благодаря Геродоту наука обогатилась фундаментальным сочинением «История». Эта книга не может быть названа историческим исследованием. Она представляет собой интересное повествование любознательного, общительного, одаренного человека, который побывал во многих местах и располагал обширными знаниями о современниках.

В «Истории» Геродота сочетаются сразу несколько компонентов:

1) Этнографические данные:

Историк собрал внушительный объем информации о традициях, обычаях, особенностях быта различных племен и народов.

2) Географическая информация:

Благодаря «Истории» стало возможным восстановление очертаний древних государств по состоянию на пятое столетие до нашей эры.

3) Естественно-исторические материалы:

Геродот включил в книгу данные об исторических событиях, свидетелем которых ему удалось стать.

4) Литературный компонент:

Автор был одаренным писателем, которому удалось создать интересное и увлекательное повествование

Книга «История» Геродота

В общей сложности сочинение Геродота включает в себя девять книг.

При этом сочинение принято делить на две части:

1) В первой части автор рассказывает о Скифии, Ассирии, Ливии, Египте, Вавилонии и ряде других государств того времени, а также о возвышении Персидского царства. Поскольку во второй половине труда автор предполагал повести рассказ о многочисленных греко-персидских войнах, в первой части он стремился проследить вехи исторической борьбы между эллинами и варварами. Из-за стремления к подобному единству, взаимосвязанности изложения Геродот не включил в произведение все материалы, которые запомнились ему из путешествий, а обошелся ограниченным их количеством. В своем труде он нередко высказывает субъективную точку зрения на те, или иные исторические реалии.

2) Вторая часть труда Геродота – это хронологический рассказ о военном противостоянии между персами и греками. Повествование завершается 479 годом до нашей эры, когда афинские войска осадили и взяли персидский город Сеста. +При написании своей книги Геродот уделял внимание прихотям судьбы и зависти божественных сил по отношению к счастью людей. Автор верил в то, что боги постоянно вмешиваются в естественный ход исторических событий. Он признавал и тот факт, что личные качества политических деятелей также являются залогом их успеха.

Геродот осуждал правителей Персии за их дерзость, за стремление нарушить существовавший порядок устройства мира, в соответствии с которым персы должны жить в Азии, а эллины – на территории Европы. В 500 году до нашей эры состоялось ионийское восстание, из-за которого Древняя Греция и была вовлечена в кровопролитную войну. Это событие автор характеризует как проявление гордыни и крайней неосмотрительности.

Структура «Истории» Геродота:

Книга первая – «Клио»

В ней рассказывается о начале раздора между варварами и эллинами, приводится история древней страны Лидии, рассказ об афинском политике и мудреце Солоне, тиране Писистрате, история Мидии и Спарты. В этой книге Геродот упоминает и о скифах в контексте противостояния с киммерийцами, а также рассказывает о войне между массагетами и персами.

Книга вторая – «Эвтерпа»

В этой части труда историк решил рассказать об истории Ливии и Египта, о пигмеях и насамонах, о древних египетских фараонах. Здесь Геродот изложил легенду о том, как Псамметих I определил, что древнейшим народом в мире являются фригийцы.

Книга третья – «Талия»

В ней приводятся сведения об Аравии и Индии, о греческом тиране Поликрате, а также рассказывается о завоевании Египта персидским царем Камбисом, о восстании магов, заговоре семи и антиперсидском восстании, произошедшем в Вавилоне.

Книга четвертая – «Мельпомена»

Здесь автор описал народы Скифии, Фракии, Ливии и Азии, а также изложил известную ему информацию о походе персидского царя Дария против скифов Причерноморья.

Книга пятая – «Терпсихора»

В этой книге упор делается уже на события греко-персидских войн. Если в предыдущих томах автор отводил немало страниц под описание этнографических особенностей народов, то здесь он рассказывает о персах в Македонии, об Ионийском восстании, о пришествии персидского наместника Аристагора в Афины и афинских войнах.

Книга шестая – «Эрато»

Ключевые события из описанных – морское сражение «Битва при Ладе», взятие карийского древнегреческого города Милета, поход персидского полководца Мардония, поход персидских военачальников Артафрена и Датиса.

Книга седьмая – «Полигимния».

В ней речь идет о гибели Дария и восшествии Ксеркса (Дарий и Ксеркс были персидскими царями), о попытках Ксеркса завоевать Азию и Европу, а также о знаковом сражении персов и греков в ущелье Фермопилы.

Книга восьмая – «Урания»

Этот материал описывает морское сражение при Артемиссии, морскую битву при Саламине, бегство Ксеркса и приход Александра в Афины.

Книга девятая – «Каллиопа»

В завершительной части монументального труда автор решил рассказать о подготовке и ходе битвы при Платеях (одного из крупнейших сражений греко-персидских войн, проходившего на суше), битве при Меркале, в результате которой персидскому войску было нанесено сокрушительное поражение, и об осаде Сеста.

«История» данного древнегреческого мыслителя также носит название «Музы», поскольку каждую из ее девяти частей александрийские ученые решили назвать именем одной из муз. Девять муз дали названия томам «Истории» Геродота

В процессе работы Геродот использовал не только свои воспоминания и собственное отношение к событиям, но и руководствовался воспоминаниями очевидцев, записями оракулов, материалами надписей. Чтобы реконструировать каждое сражение максимально точно, он специально посещал места битв. Будучи сторонником Перикла, он часто воспевает заслуги его рода.

Несмотря на веру в божественное вмешательство, субъективный подход и ограниченность средств для получения информации в древности, автор не свел весь свой труд к тому, чтобы воспеть сражение греков за свою свободу. Он также старался определить причины и последствия, к которым приводили их победы или поражения. «История» Геродота стала важной вехой в развитии мировой историографии. +Успех произведения историка обусловлен не только тем, что в одном произведении он собрал множество фактов о народах и событиях своего времени. Он также продемонстрировал высокое искусство рассказчика, приблизив свою «Историю» к эпосу и сделав ее захватывающим чтивом как для современников, так и для людей Нового Времени. Большинство фактов, изложенных им в книге, впоследствии были доказаны в ходе археологических раскопок.

Интересные факты из жизни Геродота:

1. Он первый, кто обнаружил женский мифический эпос амазонок.

2. Историк довольно детально исследовал (путешествуя) многие районы Передней Азии, Малую Азию, острова Эгейского моря, остров Крит и побережье Сирии, Финикии, Македонию, Египет, Фракию, большую часть Греции, Южную Италию, Пелопоннес, Сицилию, берега Черного моря.

3.Великий мыслитель и писатель Древнего Рима Цицерон однажды назвал Геродота «отцом истории». С тех его так и называют.

4. Но стоит отметить, что Геродота вполне заслуженно можно назвать и «отцом» целого списка других наук. Среди них — этнография и география особенно, историческая география.

5. Геродот принимал участие в основании общегреческой колонии на юге Италии — Фурии.

6.Он тесно общался со скульптором Фидием, Периклом, драматургом Софоклом, философом Анаксагором.

7. В юности его выгнали из города, где он жил.

8. Историк свято верил в существование Рока и богов.

9. Свой труд «История» он написал на ионийском диалекте. Главная идея — противостояние древнегреческой демократии и азиатской деспотии.

10. Геродот положил начало путешествиям.

11. Он принимал участие в народном движении против тирана Лигдамиса и был за его свержение.

12. Геродот выделил 3 климатических пояса: северный (во Скифии), второй, находящийся на территории Средиземноморья, а третий – часть Северной Африки и Аравии.

13. Его считают первым человеком, кто обогнул всю Землю.

14. После Геродота попытку обойти землю сделала американка Нелли Бай только в 1889 году. И сделала она это за 72 дня.

15.Большое количество фактов из «Истории» Геродота нашли своё подтверждение во время археологических раскопок.

Цитаты, высказывания, афоризмы Геродота:

*Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучиться.

*Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

*В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы — сыновей.

* Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью унёс бы свои домой.

*Людям, решившим действовать, обыкновенно бывают удачи напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.

*Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным.

*Не исправляй беду бедою.

*Никто не может быть таким безумным, чтобы хотеть войны, вместо мира, ибо, когда мир, то дети хоронят отцов, а когда война, то отцы хоронят детей.

*Клевета ужасна потому, что жертвой её несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое: тот, кто распространяет клевету, и тот, кто ей верит.

*Обстоятельства правят людьми, а не люди обстоятельствами.

*Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные.

*Женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд.

*Смерть — восхитительное укрытие для истомленных людей.

*Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.

*Обычно люди видят во сне то, о чём они думают днём. *Уши людей недоверчивее, чем их глаза.

*Я обязан передавать все, что рассказывают мне, но верить всему не обязан.

*Никого не называй счастливым, пока он не умер.

фото из интернета

1. Книга I. Клио

Первое упоминание саков содержится в первой книге «Истории». Объясняя, почему Кир II отложил поход на ионийские города, Геродот указывает: «Ведь препятствием ему [Киру] был Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне, на которых он собирался вступить в поход сам, на ионийцев же послать другого полководца» .

В этом сообщении Геродот сообщает нам о политическом статусе саков в конкретное историческое время. При Кире II Ахемениде, до его похода в Среднюю Азию, – это независимые от персидской державы кочевники. На наш взгляд, фрагмент не содержит информацию о географической локализации саков – не смотря на то, что они указаны у Геродота рядом с бактрийцами, перечисление не имеет географической направленности.

Очевидно, что Геродот указывает на области, подчинение которых необходимо было персам для того, чтобы держава Ахеменидов смогла продолжить экспансию на запад. Это было бы невозможно без укрепления северо-восточных границ и установления на них стабильности, а именно — покорения сакских племен и Бактрии, необходимой так же Ахеменидской державе и в экономическом плане. Скорее всего, в бытность саков свободными кочевниками, Киру II этого достичь не удавалось.

Если принимать версию о том, что Кир II подчинил саков-хаомаварга , то и у Геродота речь в данном случае идет именно о них. Однако большое значение имеет то, какими источниками пользовался Геродот, описывая персидскую историю.

М. А. Дандамаев указывает, что основными источниками сведений Геродота о персах были Гекатей Милетский, Гелланик из Метилены, Харон из Лампсака и Дионисий Милетский, живший в первой половине Vив. до н. э., которым была составлена первая греческая Τά περσικά . В.Г.Борухович уточняет: «Многое из сообщаемого Геродотом об истории и организации персидской державы содержит подробности, которые заставляют предполагать, что информация поступала к автору от влиятельной персидской знати […]. Вместе с тем он не знал персидского языка, о чем свидетельствуют его фантастические объяснения персидских собственных имен (VI. 98)»  .

Итак, кроме греческих авторов, Геродот использовал информацию, сообщаемую ему знатными персами, а так же документальные данные (официальные документы персов, переводившиеся на греческий язык и распространявшиеся в Малой Азии, в том числе и Бехистунская надпись, содержание которой было известно Геродоту только косвенно ). Из вышесказанного можно заключить, что Геродот подразумевал под саками не какой-то отвлеченный этнос, перечисленный в персидских списках, а конкретных среднеазиатских кочевников, известных ему из разнообразных источников. Однако разнообразие традиций и компилятивный характер сведений Геродота о саках требует осторожности при их рассмотрении.

Следующий вопрос, возникающий перед нами в первом упоминании Геродотом саков, касается хронологии их завоевания. Как было видно выше, исходя из данных персидских источников, мы датировали завоевание саков-хаомаварга 545 — 539 гг. до н. э. Сообщение Геродота несет важную дополняющую хронологическую информацию – по его утверждению, саки были завоеваны после присоединения Мидии и Лидии, но до завоевания Египта. К сожалению, Геродот ничего не говорит о походе против саков , однако у него есть любопытное замечание, позволяющее сделать некоторые хронологические выводы: « В то время как Гарпаг разорял [города] приморской области Передней Азии, сам Кир покорял народ за народом внутри страны, не минуя ни одного. О большей части этих походов я умолчу и расскажу только о тех, которые доставили ему больше всего хлопот и особенно достойны упоминания »; «После завоевания всего [азиатского] материка Кир обратился против ассирийцев».  Как видно из сообщения, Кир II покорил саков во время похода в Среднюю Азию, предшествовавшего походу на Вавилон. Известно, что Вавилон был захвачен в 539 г. до н.э., а Лидия в 547 г., следовательно, согласно Геродоту, саки  были покорены между 547 и 539 гг. до н.э.

2. Массагеты

Больше первая книга «Истории» Геродота не содержит упоминаний о саках, однако 201-216 главы содержат сведения о массагетах. Иранские источники массагетов не знают, поэтому нужно думать, что это название известно Геродоту из других источников. Л. А. Ельницкий полагает, что это могли быть греко-фракийские источники .

Как мы указывали выше, вопрос отождествления саков и массагетов лежит вне области нашего исследования, однако необходимо указать на то, что ряд исследователей этого вопроса отождествляют массагетов с саками. Геродот сам, неоднозначными сведениями, намекает на идентичность саков и массагетов. Вначале он сообщает, что Киру II мешали «Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне»,  обозначая, таким образом,  политическую важность и сложность задачи подчинения саков, намекая на важность последующих событий. Однако подробностей завоевания саков мы не встречаем. Для самого Геродота то, что Кир II покорил саков – очевидно, так как никакой другой точки зрения он не  выражает. Но в конце первой книги Геродот сообщает много подробных сведений о неких массагетах, в борьбе с которыми и погиб Кир II.

Судя по рассказу Геродота, военным действиям Кира II и Томирис предшествовали переговоры, и только когда дипломатические отношения зашли в тупик – начались военные действия. Все это говорит о том, что Кир II считал подчинение массагетов очень важным политическим актом – об этом говорят и его переговоры с Томирис, и огромное войско, которое подошло к границе Персидской державы, и личное участие Кира II в войне.  Сам характер столкновения говорит о том, что Кир II опасался возможного поражения, а значит, предполагал и такой вариант развития событий.

С.П.Толстов выражает мнение, что одна из важнейших причин войны Кира II с массагетами таилась в том, что «они сидели на основной линии коммуникаций между хорасанскими и бактрийскими владениями Ахеменидов и Хорезмом – единственной магистрали, по которой было возможно передвижение сколько-нибудь значительных военных сил ».

Следовательно, массагеты являлись серьезной и важной угрозой и помехой молодой державе Ахеменидов. Можно сделать вывод, что массагеты мешали Киру II в его западной политике намного больше, чем саки, о которых практически молчат современные источники. Комплекс этих важных факторов и позволяет исследователям отождествлять массагетов и саков.

Рассмотрим основные версии:

Версия 1, основанная на отождествлении этнонимов саки и массагеты: Ф. Г. Мищенко связывал массагетов  с названием золотоносной р. Миас, притока р. Исеть и, поселяя их между Аральским и Каспийским морями, считал, что в большинстве своём они были «нынешними киргизами»  . Ряд  иностранных авторов предполагает, что слово массагеты означает либо великие геты, либо  рыбоеды (от иранского masya – рыба)  . Но существует версия и о том, что слово массагеты производное из mas-sakata или mas-saka и означает великая (большая) сакская орда или великие саки . Нам не кажется правомерным данное утверждение. Геродот упоминает кроме массагетов ещё фиссагетов и тиссагетов, которых сложно идентифицировать как сакские племена. Например, тиссагетов большинство исследователей считают финнами или уграми и локализуют за Доном, на средней Каме . Но некоторые исследователи на основании сходства звучания массагеты и тиссагеты считают эти племена  родственными .

С другой стороны, нам известно о городе Массаге , на границе Индии (совр. Пакистан), в области, где, согласно персидским надписям, локализовались саки-хаомаварга. Это позволяет вынести предположение об этническом сходстве или идентичности массагетов и саков-хаомаварга персидских источников. Б. А. Литвинский выводит само название хаомаварга из топонима Мунджан . В таком случае, сообщения Геродота содержат, казалось бы, противоречия – с одной стороны, он сообщает о саках, как о помехе, и, судя по всему, это саки-хаомаварга персидских надписей, с другой стороны, он подробно описывает массагетов, которых, судя по данным Литвинского, следует отождествлять также с саками-хаомаварга (но большинство исследователей, как будет видно из следующих версий, все-таки склоняются к мысли, что это саки-тиграхауда). Возможно, что данное противоречие возникло из-за разницы в сведениях источников, которыми пользовался Геродот. Нельзя забывать, что, как указывалось выше, источники Геродота были не только греческими, но и персидскими, т.е., как минимум, двуязычными, что и могло породить этнос-двойник —  саков и массагетов. Данные современной науки позволяют отождествлять и тех и других с саками-хаомаварга, т.е. саками первого столбца Бехистунской надписи, которые вошли в состав державы Ахеменидов при Кире II. Но и здесь мы встречаем противоречия:

1) после столь оглушительного поражения персов саки вряд ли добровольно вошли бы в состав Персидской державы ;

2) географическая локализация массагетов по Геродоту значительно отличается от локализации саков-хаомаварга по персидским источникам.

Версия 2, по которой массагетов считают саками-хаомаварга: Л.А.Ельницкий отождествляет массагетов с саками-хаомаварга «поскольку и то и другое относится к территории, находящейся непосредственно к востоку от Каспийского моря» . На наш взгляд это утверждение недостаточно для отождествления двух этносов – во-первых, такая локализация не точна и на ее основании к массагетам можно причислить ещё ряд закаспийских этносов; во-вторых, географическая близость (если не сходство) кочевых племен должна быть подтверждена рядом других факторов, например, археологическими, лингвистическими или  антропологическими и т.д.

Версия 3, по которой массагеты – конфедерация среднеазиатских племен. Так считает М. А. Дандамаев, располагая могущественный массагетский союз в степях между Аральским и Каспийским морями . С.П.Толстов, вслед Тарном, видит в массагетах конфедерацию, к которой добавляет ещё и апасиаков («водные саки» вдоль северных границ Хорезма, от Узбоя до Жаны-дарьи, соответствуют «массагетам болот» Страбона» ) и сакараваков («саки-хаумаварга, саки-амюргии, от юго-восточных границ Хорезма до гор Нура-тау, соответствуют массагетам гор и равнин»  ).

Версия 4, основанная на мнении, что поход Дария I против саков-тиграхауда  есть повторение неудачного похода Кира II. Так, например, считал академик В. В. Струве. Он полагался на сделанный им перевод пятого столбца Бехистунской надписи, где рассказывается о том, что Дарий «восстановил» мост близко к морю . Струве называл саков-тиграхауда – саками-массагетами . Это мнение оспаривал В. И. Пьянков (см. версию 5).

Версия 5. Б. А. Литвинский принимал идентификацию саков-тиграхауда с массагетами и помещал их в западную часть Средней Азии (Приаралье – Прикаспий), на основе археологических и лингвистических данных  . Этого же мнения, вслед за Б. А. Литвинским, придерживался и И.иВ.иПьянков . Нужно отметить, что до появления исследований Б.А.Литвинского, И. В. Пьянков придерживался противоположной точки зрения и считал, что саки-тиграхауда и массагеты – совершенно разные этносы . Поскольку на современном этапе исторической науки никто из исследователей не поддерживает данную точку зрения, а сам ее автор сменил свое мнение, мы не будем рассматривать ее как отдельно существующую в настоящее время.

Так или иначе, Геродот не считает массагетов скифским племенем:  «по мнению некоторых, массагеты – это скифское племя»  , «одеждой, которую они носят, и образом жизни массагеты похожи на скифов»  . Ни в коей мере Геродот не сравнивает их с саками, напротив, указывает на скифское происхождение саков «саки-скифы ». «То, что, по словам эллинов, принято у скифов, делают в действительности не скифы, а массагеты»  : Геродот, видимо, не согласен с этой точкой зрения и, возможно, как отмечает большинство исследователей, полемизирует здесь с Гекатеем . Однако нужно заметить, что есть немало доводов и в пользу принадлежности массагетов к скифо-сакскому миру:

1. Описание одежды и обычаев массагетов настолько схожи с сакскими, что трудно отрицать родство этих племен.

2. Имя сына Томирис – Спаргаписа, созвучно имени легендарного скифского царя Спаргафиса , а это дает основания для утверждения, что эпос о Спаргафисе и эпос о борьбе Кира II с Томирис имеет общие культурно-языковые корни, что лишний раз подтверждает принадлежность массагетов к скифо-сакскому миру.

3. Географическая локализация массагетов. Не смотря на то, что она полностью зависит от отождествления Геродотовой  реки Аракс с одной из среднеазиатских рек (этот вопрос до сих пор не решен однозначно), несомненно то, что массагеты располагались на восточном берегу Каспийского моря и занимали огромные пространства: «Западный берег этого моря, называемого Каспийским, отгораживает Кавказ, а продолжением восточного берег служит равнина, по своим размерам необозримая. Значительной частью этой большой равнины владеют массагеты, против которых Кир возымел желание идти войной» .

4. Рассуждая о родстве саков и массагетов необходимо учитывать и такой важный фактор, как общие представления Геродота о географии Скифии. Как известно, она полностью базируется на географии скифских рек и представлении о «скифском квадрате». Вероятно, массагеты не являются скифами у Геродота именно потому, что не входят в этот самый «квадрат» территориально . Л. А. Ельницкий выдвинул предположение, что принцип деления народов на «скифские» и «нескифские» у Геродота был политическим и именно поэтому массагеты не вошли в скифский мир .

Даже исходя из мнения, что массагеты принадлежат с скифо-сакскому миру, мы можем заключить, что однозначно идентифицировать массагетов с одним из сакских племен персидских источников в настоящее время не представляется возможным.

3. Книга III. Талия

Из интересующих нас сведений в III книге содержатся данные о персидских сатрапиях: «Дарий разделил персидскую державу на 20 провинций [округов], которые у персов называются сатрапиями. Учредив эти округа и назначив их правителей, царь установил подати по племенам. Многие соседние народности были объединены в одну сатрапию, а иногда, кроме ближайших соседей, к ней присоединялись и народности другой, более далекой сатрапии ».

И далее в перечислении сатрапий следующие фрагменты: «Из Акбатаны и остальной Мидии, париканиев и ортокорибантиев — 450 талантов: это десятый округ. Каспии же, павсики, пантиматы и дарейты вместе доставляли 200 талантов: это одиннадцатый округ »; «Саки и каспии доставляли 250 талантов: это пятнадцатый округ. Парфяне, хорасмии, согды и арии 300 талантов: это шестнадцатый округ ».

В целом список сатрапий Геродота и списки персидских надписей не совпадают в перечне областей и имеют ряд принципиальных расхождений, особенно относительно среднеазиатских сатрапий. Б.А.Тураев считал, что это объясняется тем, что список Дария I — «не административная роспись, а историко-географический список, как и приличествовало надписи на царской гробнице. Как Геродот, так и Дарий исключают из списка персов, так как они не платили податей; отсюда видно, что деление преследовало, главным образом, фискальные цели, но считалось иногда с этнографией и историей ».

И. М. Дьяконов отмечал, что, по мнению подавляющего большинства исследователей, список округов персидской державы восходит к Гекатею, хоть и содержит, видимо, добавления Геродота . Далее автор говорит о достоверности списка: «он представляет извлечение из официального персидского списка податных округов. При этом допускается, что в результате перевода, сокращения, добавления и т.п., в него вкрались отдельные ошибки, величина которых различно оценивается исследователями. Несомненно, это единственная точка зрения»  . Более того, И. М. Дьяконов полагает, что список сатрапий отражает порядок присоединения отдельных областей к Мидийской, а затем к Персидской державе . И. Н. Хлопин  предлагает вообще не брать в расчет последовательность сатрапий Дария в перечислении Геродотом, поскольку считает ее случайной.

Однако некоторые исследователи предполагают, что Геродот описывает то деление на сатрапии, которое существовало в Персидской державе в правление Артаксеркса I .

Среди народностей, упоминаемых Геродотом в списке сатрапий, нас интересуют ортокорибантии, саки и каспии XV округа.

Любопытно указание на ортокорибантиев  — этот народ известен только Геродоту и не встречается у других античных авторов. В настоящее время принята точка зрения, по которой ортокорибантии – это дословный перевод на греческий язык персидского слова тиграхауда . Мы уже сделали попытку локализации саков-тиграхауда по древнеперсидским надписям , однако список Геродота помещает их в Мидийскую сатрапию, что делает сложной их локализацию между Бактрией и Согдом. В.И.Пьянков, отождествляя ортокорибантиев с дербиками Ктесия, т. е. массагетами, которые убили Кира II (по Геродоту), размещает их между Каспийским и Аральским морями . И. М. Дьяконов считает ортокорибантиев скифами-шкуда, т. е.  жителями Скифского царства в Закавказье (Северный Азербайджан), теорию о существовании которого развивает автор в своём исследовании . Единой точки зрения по вопросу локализации ортокорибантиев востоковеды не выработали, однако мы считаем нужным обратить внимание на два обстоятельства, которые позволяют примирить  отождествление ортокорибантиев с саками-тиграхауда и их локализацией, выявленной по персидским царским надписям:

1. Утверждение Геродота, что «многие соседние народности были объединены в одну сатрапию, а иногда, кроме ближайших соседей, к ней присоединялись и народности другой, более далекой сатрапии » позволяет предположить, что в отношении тиграхауда – ортокорибантиев произошло именно такое присоединение . Оно могло быть обоснованным. Если учесть весьма условную покорность саков персам, державе Ахеменидов необходимо было, чтобы сатрапия, в которую входили саки-тиграхауда, могла их контролировать. Учитывая способ сбора дани, можно сказать, что персам нужно было ввести саков-тиграхауда в состав той сатрапии, которая сможет  собрать с них дань. В этом смысле не подходили ближайшие Хорезм, Бактрия и Согдиана, имевшие тесные связи и заинтересованность во взаимопомощи с саками, (поскольку ещё памятны были события среднеазиатского восстания  522 — 521 гг.). Действительно, если вспомнить, что Дарий залил кровью среднеазиатские области во время восстания, можно предположить, что они не обладали необходимой военной мощью и преданностью, чтобы контролировать пограничных кочевников. Кроме того, сам Геродот рассказывает об очередном среднеазиатском восстании и возможности восстания под предводительством Масиста, что позволяет говорить о том, что восстания в Средней Азии были частым явлением.

2. То, что ортокорибантии – дословный перевод персидского тиграхауда, на наш взгляд, говорит о том, что это именно те саки-тиграхауда, о которых мы читаем в пятом столбце Бехистунской надписи. Следовательно, к ним относится и предложенная нами локализация этого племени, которая в целом совпала с мнениями исследователей, изучавших этот вопрос .

В любом случае, единственное упоминание ортокорибантиев, даже при его отождествлении с саками-тиграхауда персидских источников, не дает возможности  ответить на вопрос – были ли ортокорибантии-тиграхауда собственно саками, или назывались так по персидской традиции.

По нашему мнению ортокорибантии Геродота оказались в Мидийской сатрапии из-за географических противоречий связанных с р.Аракс. У Геродота имеется два Аракса – один кавказский, берущий начало у матиенов , а второй отождествляется с Сырдарьей или Амударьей и является границей массагетов . Видимо, зная о том, что ортокорибантии живут на Араксе, но не зная, на каком именно, Геродот располагает их на Кавказе, ведь среднеазиатский Аракс, по его мнению, занят массагетами.

Каспии указываются в списке Геродота дважды: сначала в XI сатрапии рядом с  павсиками, пантимафами и даритами, а затем в  XV сатрапии. Обычно каспиев с саками не отождествляют, однако В.В.Струве высказал мнение о том, что если рассматривать Аральское море как продолжение Каспийского, то каспии Геродота будут тождественны сакам, которые за Согдом (саки-парасугда), которых, в свою очередь, автор отождествлял с саками, которые за морем (саки-парадарайя). В. В. Струве считал, что этих-то саков, которых античные авторы называли массагетами или дахами (даями), и называет Геродот каспиями .

И. М. Дьяконов, также являясь сторонником теории закавказского Скифского царства, полемизировал со В. В. Струве и утверждал, что закавказские саки есть ортокорибантии, и поэтому уже названы Геродотом. Основываясь на рассказе Клавдия Птолемея , перечислявшего каспиев между Бактрианой и Серикой, а так же выводах  Германна, автор утверждает, что под каспиями XV округа подразумеваются саки Бехистунской надписи, названные между Гандхарой и Саттагидией, «что явно указывает на ее [сатрапии] среднеазиатское местонахождение» . Следовательно, по И. М. Дьяконову, саки первого столбца Бехистунской надписи этнически являются не саками, а каспиями. Теория И.М.Дьяконова вызывает у нас возражения:

во-первых, ссылка на более поздние источники, отстоящие от рассматриваемых событий более чем на 500 лет, не может рассматриваться в сравнении с источниками – ровесниками событий, а должна анализироваться наряду с источниками, равными по времени возникновения;

во-вторых, выводы И. М. Дьяконова не кажутся нам однозначными. Каспии (Каспиана) и саки могли занимать одну и ту же область в разное время, следовательно, на одном утверждении Птолемея мы не можем отождествлять саков первого столбца Бехистунской надписи с каспиями Птолемея;

в-третьих, поскольку Птолемей не упоминает саков наряду с каспиями, а точнее с Каспианой, то мы не можем утверждать, что для Птолемея саки и каспии не являются идентичными этносами. В указанном фрагменте Птолемей не раскрывает этнический состав Каспианы, следовательно, утверждать, что на ее территории не проживали саки, нет оснований.

Но даже с учетом указанных замечаний мы склонны согласиться с И.М.Дьяконовым и В. В. Струве в том, что под каспиями XV  сатрапии подразумевается одно из племен скифо-сакского мира. Как известно, Геродот, как и остальные античные авторы, знает только одно сакское племя, которое называет ещё и амиргийским, а персидские надписи указывают как минимум три племени, названных саками. Исследуя персидские царские надписи, мы установили, что саки-хаомаварга тесно граничили с саками-тиграхауда, однако в списке сатрапий Геродот, конечно, их не упоминает, зато дважды упоминает племя каспиев. Нужно заметить, что каспии XV сатрапии, судя по списку, в отличие от каспиев XI сатрапии, находятся на восточном побережье Каспия, между саками, парфянами и хорасмиями, что может соответствовать сакам-тиграхауда или сакам – парасугда (если принимать таковых за этнос, от чего мы склонны отказаться ). В любом случае, саки-хаомаварга, которых мы относим к сакам первого столбца Бехистунской надписи, на наш взгляд не могут считаться каспиями XV округа геродотова списка.

По нашему мнению, путаница в данных Геродота исходит из его попытки примирить разные источники, либо противоречащие друг другу, либо неправильно понятые автором. Очевидно, что с текстом Бехистунской стены список Геродота если и связан, то только косвенно. Учитывая, что Геродот ни разу не упоминает ее в своём произведении, можно сказать, что он, возможно, не знал о ее существовании и пользовался сведениями из других источников.

Мнения исследователей расходятся и в том, какие из саков подразумеваются Геродотом под саками XV сатрапии.

Сторонник идеи о Скифском царстве в Закавказье В.В.Струве, полагал, что под саками XV сатрапии подразумеваются именно закавказские саки и локализовал их в долине Куры, близ Кировобада (совр. Гянджа)  .

Однако, большинство исследователей принимает точку зрения, по которой саки XV сатрапии – это те саки, которых Геродот  называет в первой книге своей «Истории» – амиргийские скифы. Выше мы  уже сопоставили их с саками-хаомаварга персидских источников.

Этой точки зрения придерживаются М.А.Дандамаев  и Б. А. Литвинский , который приводит сложную систему доказательств такой точки зрения: Гекатей (517г.) через передачу Стефана Византийского упоминает гандхарский город Каспапюр, название которого переводится исследователями как «скифская гавань», «ворота в страну скифов» и т.д., что, по мнению автора, указывает на присутствие саков на границе с Индией. Каспатир упоминается и в третьей книге Геродота, который тоже является гаванью .

Кроме того, Б. А. Литвинский указывает на индийский топоним Мунджан, анализируя который, исследователи-лингвисты считают бесспорным сопоставление Mrg- (первичная форма топонима) и (h)omwurg (ср.-иранск.). Следуя сопоставлениям исследователей, Б.А.Литвинский указывает и на то, что амюрг-, амирг- укороченное от хаомаварга, которое в свою очередь происходит от Мунджан. Автор приводит ещё ряд лингвистических доводов в подтверждение локализации саков-хаомаварга на границе с Индией и их отождествление с амиргийскими саками Геродота.

В целом, Б. А. Литвинский указывает  на то, что археологически саки фиксируются на Памире не позднее II в. до н. э.  , (что подтверждает и наши выводы в части исследования, посвященной персидским источникам) и поселяет их в районе Мерва — Маргианы . Такой же точки зрения придерживались М. А. Дандамаев  и В.В.Струве . Необходимо отметить, что наша попытка локализации саков-хаомаварга не совпадает с данными Б. А. Литвинского .

4.  Книга V. Терпсихора; книга VI. Эрато;  книга VII. Полигимния

Единственное упоминание саков в шестой книге «Истории» Геродота содержит характеристику значимости саков в армии персов: «Битва при Марафоне длилась долго. В центре боевой линии, где стояли сами персы и саки, одолевали варвары»  . Судя по расположению саков в бою, можно говорить о ценности сакского войска для армии персов. Кроме того, данное сообщение Геродота опровергает устоявшееся в современной науке мнение о построении персидской армии строго по территориально-этническому признаку .

Седьмая книга «Истории»  содержит, пожалуй, самые важные сведения о саках, относительно всего остального труда. Здесь впервые мы встречаем описание саков, подобного которому не было ни в одном из древневосточных письменных источников, и которое является самым древним из известных на сегодня письменных описаний этих среднеазиатских кочевников: «Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были еще сагарисы – [обоюдоострые] боевые секиры. Это-то племя (оно было, собственно, скифским) называли амиргийскими саками. Персы ведь всех скифов зовут саками. Бактрийцами и саками предводительствовал Гистасп, сын Дария и Атоссы, дочери Кира ». Геродот дает сакам этническую характеристику – «скифское племя» , описывает их одежду и вооружение.

Если сравнивать описание Геродота и сведения Бехистунской стены (с иконографией), мы увидим, что данные обоих источников подтверждают друг друга. Казалось бы, это дает основания для отождествления Геродотовых саков с саками-тиграхауда Бехистунской стены. Кроме того,  Персепольская надпись изображает так же остроконечный головной убор, стоящий прямо. Однако Геродот указывает важную деталь островерхой шапки – она «высокая». Как видно из иконографии, высокий тюрбан присутствует только у Скунхи – сака-тиграхауда .

М. А. Дандамаев полагает, что Геродот ошибся , но, по нашему мнению, ошибки в данном указании Геродота нет – он просто объединил все известные ему описания саков в одно, разумея что саки – это один этнос. Поэтому мы считаем, что рассуждения о том, с какими саками персидских надписей нужно отождествлять саков Геродота не имеют под собой прочной основы.

Ещё одно сообщение Геродота о саках содержится в речи Мардония: «О, владыка, … [2] было бы странно, если бы мы, подчинив себе саков, индийцев, эфиопов, ассирийцев […]не причинившие персам никаких обид, — их мы превратили в рабов только из желания приумножать своё могущество…» .

Конечно, переданное Геродотом мнение Мардония не является аутентичным и выражает мнение самого автора «Истории» — по его мнению, саки не сделали ничего, что объясняло бы завоевание их персами. Однако в настоящее время хорошо известно об угрозе для границ Ахеменидской державы со стороны среднеазиатских кочевников, в том числе и саков. Перечисление этносов в речи Мардония не носит географический характер и не может играть роль при попытке локализации саков Геродота.

Далее Геродот приводит сведения о составе войск Ксеркса, в том числе и о месте в нём саков: «На всех кораблях, кроме местных воинов, находились еще персидские, мидийские и сакские воины. […] У всех этих народностей (и у тех, которые составляли пешее войско) были еще и свои собственные военачальники. […] Сколько было городов у каждого племени, столько было у них и предводителей, и все они являлись не военачальниками, а простыми воинами»  ; «На этих кораблях, кроме воинов из местных жителей, было еще по 30 человек персов, мидян и саков, что составляет еще 36 210 человек»  .

Поскольку Геродот здесь приводит численные данные о составе войск персов, можно предполагать, что его данные взяты из официальных персидских документов. В книге «Народы нашей страны…» отмечается, что расхождения состава войск со списком округов и персидскими царскими надписями «могут быть объяснены изменениями, происшедшими в Персидской державе к 480 г. до н. э. (например, отпадением племен, реорганизацией сатрапий и др.)»  . На наш взгляд нельзя искать в этих списках, составленных в разное время и для разных целей полное сходство. Как мы видели выше, в период греко-персидских войн принцип организации армии по сатрапиям уже нарушался (возможно, и в виде исключений), поэтому использовать его как основу для географической локализации саков нельзя. Из всего повествования «Истории» видно, что персы, мидяне, саки и бактрийцы составляли основу персидской армии, видимо в силу сложившихся традиций и военных характеристик среднеазиатских народов.

5.  Дальнейшие сообщения о саках в Урании (VIII книга) и Каллиопе (IX книга) носят косвенный характер и не могут прояснить ни географическое положение саков, ни важных исторических моментов в истории этих народов.

Однако последний рассказ Геродота о Масисте все-таки проливает свет на географию этих кочевников: рассказывая о попытке Масиста поднять восстание против персидского владычества в Бактрии, Геродот сообщает, что если бы Масист обратился за помощью не только в бактрийцам, но и к сакам, ему бы это удалось «ведь они любили его, и он был наместником бактрийцев…» . На наш взгляд, данный фрагмент несет в себе важную информацию: он прямо указывает на соседство Бактрии и саков, а так же на тесные и дружественные контакты между бактрийцами и кочевниками (правда, в силу особенностей источника, не сообщает, о каком из сакских племен идет речь).

На наш взгляд, данных Геродота недостаточно для самостоятельной попытки локализации саков в отрыве от персидских источников, но можно сказать о том, что сведения Геродота подтверждают данные персидских царских надписей .

«История» Геродота – знаменитого древнегреческого учёного и путешественника – по праву считается первым в мире научным историческим трудом. Собрав в своих поездках обширный материал по происхождению, географии, мифологии, быту и обычаям различных народов, он написал фундаментальное сочинение, которое и по сей день служит одним из основных источников истории древнего мира. Достоверность многих сведений, изложенных греческим автором на страницах девятитомного произведения, неоднократно подтверждалась археологами, этнографами и географами последующих поколений.

Предшественники Геродота: логографы

Считается, что зарождение истории как науки произошло именно в античном обществе. До этого люди также пытались различными способами описывать события, имевшие место ранее (примерами служит ряд библейских книг, различные анналы и хроники). Эти произведения, предшествовавшие научным историческим трудам, принято называть «историописаниями».

Еще задолго до того, как была написана «История» Геродота, древнегреческая историческая проза была представлена сочинениями логографов – авторов, сочетавших изложение реальных событий с мифами, легендами и географическими описаниями мест, о которых велась речь. Первым логографом принято считать Кадма из Милета, жившего в VI веке до нашей эры. Сегодняшней науке также известны имена Гекатея Милетского, Акусилая Аргосского, Харона из Лампсака, Ксанфа из Лидии.

Произведениям этих авторов была свойственна художественная форма. Хотя они были написаны в прозе, в них сохранялось много подражаний поэтической эллинской речи. Источниками для логографов служили эпические предания и лирика, местные хроники и летописи, их собственные наблюдения, а также рассказы путешественников, купцов, моряков, побывавших в дальних странствиях. Хронологические построения, на которые опирались логографы, были весьма неточны, однако именно они первыми начали использовать в описании исторических событий списки царей и должностных лиц, ввели понятие «век», равный ста годам или трём «поколениям». Уделяя значительное внимание мифам и генеалогии, они обрабатывали также богатый исторический материал, значительно углублялись в различные этнографические и географические аспекты. Тем не менее, главным для них всё же был не поиск исторической истины, а искусство словесного выражения, поэтому труды логографов всё же считаются не научной, а повествовательной художественной литературой.

Геродот: биография

Первый труд, который принято считать историческим, создал греческий учёный и мыслитель Геродот. История сохранила не так уж много сведений о биографии этого великого человека.

история геродота

Периодом его жизни принято считать 484(5) – 425 годы до нашей эры. Он был рождён в дорийском городе Галикарнасе (на западе Малой Азии) в знатном и богатом семействе. В годы юности он принял участие в политической борьбе аристократии против правителя-тирана, не преуспел в этом и наряду со многими другими вынужден был отправиться в изгнание.

Вначале Геродот поселился на острове Самос – одном из самых влиятельных и богатейших ионийских островов, контролирующем всю западную часть Средиземного моря. Умный и образованный юноша в скором времени изучил историю, язык, государственное устройство этой земли и вполне мог бы остаться на Самосе жить – однако он предпочёл отправиться путешествовать дальше.

Путешествия Геродота

В планах Геродота было написать историю греко-персидских войн. Он желал раскрыть секреты силы персидской армии – понять, как именно это многонациональное и многоязычное воинство могло взаимодействовать так успешно. Желая поведать то, чего не знали и о чём не сказали другие учёные, он сам очень много времени проводил в путешествиях – наблюдая, размышляя, описывая, общаясь с людьми.

Вначале он отправился на Кипр и в Тир, где говорил со жрецами, затем побывал на юге – в Газе, откуда поехал в Египет. Спустившись по Нилу до Сиены, он направился на Красное море, чтобы узнать, услышать и увидеть своими глазами как можно больше об окружающем мире – ведь именно к этому стремился Геродот.

История его путешествий продолжилась на Востоке: учёный преодолел огромное расстояние от Ливии до Ассирии, Вавилона и Экбатаны. После этого он вернулся в Малую Азию, далее направившись на Геллеспонт и земли Северного Причерноморья, по которым проследовал вплоть до Ольвии – колонии Милета. Посетил Геродот и греческие города на Балканах. Свои странствия он подтверждал именами людей, которых увидел в тех местах. В 444 году до нашей эры он отправился на Олимпийские игры в Афины, где публично зачитал свои труды. За это он получил от греков огромное по тем временам вознаграждение – десять талантов (около трёхсот килограмм золота).

геродот история

После этого события он принял активное участие в основании греками колонии в Фуриях. Впечатлённый культурой этого народа, он стал ярым сторонником их государственного устройства, принял гражданство и остался жить в колонии. Именно в Фуриях где-то между 430-425 годами до нашей эры и скончался, оставив после себя единственный, но величайший труд, самый первый учёный-историк, известный человечеству – Геродот.

«История»: краткое содержание

Результаты своих трудов учёный объединил в одно объёмное произведение, написанное живым, красочным языком, подтверждающим незаурядный уровень мастерства автора в жанре художественного рассказа. Время создания сочинения исследователи установили лишь приблизительно: между 427-421 годами до нашей эры.

«История» Геродота в том виде, каком мы знаем её сегодня, состоит из девяти книг и (формально) отдельного введения. Каждая из книг озаглавлена в честь одной из древнегреческих муз. Разделение текста на книги произошло позднее в результате обработки произведения грамматиками Александрии. Введение содержит данные об имени автора произведения и раскрывает главные цели его труда.

геродот история краткое

Сочинение Геродота повествует о греко-персидских войнах и обычаях древних народов. Оно содержит множество сведений об истории древних стран (Лидии, Мидии, Египта, Персии, Скифии), их отношениях с греками и друг с другом. Соединяя описание событий со своими размышлениями по поводу изложенного, «отец истории» Геродот впервые критически отнёсся к источникам, на которые опирался при написании своего труда, а также систематизировал факты. Для описания обширных географических и антропологических отступлений он в первую очередь использовал наблюдения, сделанные им самим.

«История» Геродота: значение

Труд Геродота вызывал неоднозначное отношение у тех, кто пошёл по его стопам, продолжая развивать историческую науку. Одни называли великого автора «отцом истории», другие обвиняли его во лжи, находя в работе неточности и неверно истолкованные события.

отец истории геродот

Однако многие научные исследования, проведённые столетия спустя, и — прежде всего – археологические открытия, доказали, что большинство суждений Геродота, изложенных в его «Истории», оказались верны. И сегодня его произведение представляет огромную ценность не только в историческом, но и в художественном, культурном, литературном смысле, что делает Геродота одним из наиболее интересных античных авторов.

Как называется труд Геродота о противостоянии саков и персов? а)Авеста
б) Исторические рассказы и повести
в) Великое сражение
с) Томирис царица саков
д)

Похожие вопросы:

Иконка предмета

История, 03.03.2019 23:40

На бейкер- стрит жил великий сыщик, .

Ответов: 4

Иконка предмета

История, 04.03.2019 01:00

1) как изменилось положение княжеств после куликовской битвы( и политически) 2) почему окончательное падение ига произошло только через 100 лет 3) что сделал иван iii, чтобы укрепить свою центральную власть( по отношению к
князьям и к орде) 4)происходили ли ли анологичные процессы в это врнмя в западной европе

Ответов: 4

Иконка предмета

История, 04.03.2019 01:20

Какой ученый участвовал в кругостветном путешесвии, главными которого были составление карт и проведение хронометрических измерений 1)ч. дарвин 2) и. ньютон 3) д. юм

Ответов: 3

Иконка предмета

История, 06.03.2019 22:50

Почему открытия первопроходцев 17 века мы называем великими?

Ответов: 3

Иконка предмета

История, 07.03.2019 13:10

Александр македонский создал огромную империю, которая простиралась от эгейского моря до самой реки инд, и основал множество городов, многие из которых существуют и сегодня. назовите эти города.

Ответов: 4

Иконка предмета

История, 07.03.2019 15:50

Составить походы александра македонского

Ответов: 2

Иконка предмета

История, 07.03.2019 16:40

«последствия монголо-татарского нашествия на руси.» политические последствия: усилилась власть князя:

Ответов: 4

Иконка предмета

История, 08.03.2019 01:50

Ответьте на вопросы! при раскопках ассирийского города ниневия найдена библиотека глиняных книг. каждая книга представляет собой одну или несколько табличек. внизу таблички стоит название книги. любопытно, что
оно автоматически получалось из первых слов произведения. так, знаменитое сказание о гильгамеше имеет заголовок «о все видавшем», потому что оно начинается с этих слов. представьте себе что любимая греками поэма
озаглавлена так, как было принято в библиотеке глиняных книг, а именно «гнев, богиня, воспой». что это за поэма? чему она посвещена? с чего начинается и чем заканчивается?

Ответов: 4

Иконка предмета

История, 08.03.2019 07:20

Сёстры-богини, покровительницы поэзии, искусств и наук !

Ответов: 4

Иконка предмета

История, 09.03.2019 09:30

Сколько лет прошло от установления республики до захвата цезерем власти в риме?

Ответов: 3

Иконка предмета

История, 09.03.2019 14:30

Определите основные направления внешней политики страны в 90-е гг.

Ответов: 3

Иконка предмета

История, 09.03.2019 14:40

Что мешало развитию капиталистических отношений в россии?

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 12.02.2021 15:09

Категория

Геометрия, 12.02.2021 15:09

Категория

Математика, 12.02.2021 15:09

Категория

Английский язык, 12.02.2021 15:09

Категория

Математика, 12.02.2021 15:10

Категория

Қазақ тiлi, 12.02.2021 15:10

Категория

Қазақ тiлi, 12.02.2021 15:10

Категория

Қазақ тiлi, 12.02.2021 15:10

Категория

Русский язык, 12.02.2021 15:10

Категория

Қазақ тiлi, 12.02.2021 15:10

Почти наверняка незадолго до 454 года до н.э. Геродот вернулся в Бодрум и принял участие в свержении Лисидама (454 г. до н.э.), сына Артемисии, представителя карийской тирании.

Содержание

  1. Почему геродота называют отцом истории
  2. Геродот 1
  3. История. Общество. Экономика. Право.
  4. «История»
  5. Литература
  6. Тексты и переводы
  7. Исследования
  8. Примечания
  9. Полезное
  10. Смотреть что такое «Геродот» в других словарях:
  11. Структура «Истории» Геродота
  12. Личная жизнь

Почему геродота называют отцом истории

Геродот (ок. 490-480 до н. э. — ок. 425 до н. э.), древнегреческий историк, по прозвищу «Отец истории». Автор трудов, посвященных рассказу о римских войнах в Греции, дал первый систематический отчет о жизни и быте скифов, со ссылкой на истории Ахеменидов, Египта и др.

Геродот (484 г. до н. э. 425 г. до н. э.) — древнегреческий писатель, известный прежде всего своими произведениями, в которых рассказывается о важных событиях в истории Древней Греции. В своих трудах Геродот объединил свои представления о событиях с рассказом о них. В своем труде «История» он описывает греческие гиллирийские войны и обычаи древних народов. Сегодня труд Геродота представляет большую ценность с культурной, исторической, художественной и других точек зрения.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. -Ростов Н/Д, Феникс, 2009, с. 63-64.

Геродот (Хемдотос) (484-120 гг. до н.э.). Историк, происходящий из знаменитой семьи Галликанесов. В период политических потрясений (60-е годы до н.э.), после того как он покинул Самос или был сослан на него, он много путешествовал и в конце концов поселился в афинской колонии (основанной в 443 году до н.э.), где и умер. Он провел время в Афинах, в том числе несколько лет в конце жизни. Он написал девятитомную историю о войнах между Грецией и римлянами. Эта работа охватывает борьбу между Грецией и Азией, начиная с Кроза (6 век до н.э.) и заканчивая изгнанием персов из Греции после их поражений при Платее и Микари. Цицерона и многих других писателей называли Геродотом.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедия-справочник. Москва, 2008, с. 304.

Геродот (484-425 гг. до н.э.). Греческий историк, «отец истории». Из Бодрума он переехал на Самос, а затем в Афины. Он много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Он умер в крепости на юге Италии. Объясняя войны между греками и персами в девяти историях, Геродот впервые критически подошел к своим источникам и систематизировал события. Геродот рассматривал Эллинские войны как конфликт между европейскими и восточными идеалами. Геродот использовал наблюдения, сделанные во время своих путешествий, для антропологических и географических странствий и посвятил Египту целую книгу. Существует красочный эпизод, в котором Геродота его греческие соотечественники называют «отцом лжи» (см. «Аримаспа и трансцендентное»). Геродот, по сути, был свободен от национальных предрассудков. Его понимание культурного разнообразия народов и глубокий интерес к индивидуальному характеру делают Геродота одним из самых интересных античных писателей.

Кто есть кто в Древнем мире. Справочник. Классика Древней Греции и Рима. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Автор Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. Москва, 1993, 70 стр.

Геродот 1

SVIDA 2 Словарная статья 2.

Геродоту, сыну Лиса и Дрио, галликанцу знатного происхождения, переселившемуся на Самос через Литадидиса, третьего из Артемисий, тирана Галикарнаса. Это произошло потому, что Писидерид был сыном Артемисии и братом Писидерида. На Самосе Геродот выучил ионийский диалект и написал историю в девяти книгах. Когда он вернулся в Бодрум, после изгнания тирана, он увидел желающих горожан и добровольно отправился в Туриос, где умер и был похоронен на площади. Некоторые утверждают, что Геродот умер в Пелле. Его рассказ называется «Муза».

История. Общество. Экономика. Право.

Почему Геродота называют «отцом истории»?

Блестящий путешественник древности, Геродот был «отцом истории». Автор первого сохранившегося исторического труда «История греческих войн» рассказывает о странах и людях, которые он посетил.

Совсем юный Геродот покинул свою родину с твердым намерением исследовать и увидеть дальние страны, о которых в свое время он почти ничего не знал. Невозможно с уверенностью назвать все страны и города, которые он посетил. Однако Геродот, несомненно, был в Северной Африке, на Черном море, в Вавилоне и на северном побережье Персии.

В Египте путешественник посетил города Мемфис, Илиупури и Фивы. В своих путевых заметках он подробно описывает то, что видит, и то, что рассказывают ему жители. В ней рассказывается о домашней жизни египтян, их обычаях, игрушках и описывается искусство посрамления мертвых. В ней описано, какие сооружения появились под озером Мелис: фараон Хипа, сделанный руками человека. Удивительно, но он пишет о храме, построенном в Мемфисе, о знаменитом колоссе Компактного камня. С натуралистической точностью Геродот описывает крокодила Нила и его повадки, сообщая нам, как он его поймал. Мы узнаем о египетском бегемоте, птице ибис и различных змеях.

Геродот рассказывает нам историю о том, как пальмы путешествовали по Африке с 600 года до нашей эры. (!). Это путешествие, пожалуй, одно из самых выдающихся в истории географических открытий. Вот что она говорит:.

‘Ливия Африка оказалась влажной везде, кроме тех участков, где она примыкала к Азии, и первым участником, доказавшим это, насколько нам известно, был египетский фараон Нехао. После прекращения открытия канала из Нила в Аравийский залив (Красное море) было приказано отправить пальмовые деревья на морские суда и проплыть через Геркулесовы столбы (Гибралтарский пролив), выйдя в северное (Средиземное) море и прибыв в Египет.

Финикийцы отплыли от Красного моря и вошли в Южное море (Индийский океан). Когда наступала осень, они привязывались к побережью и ждали урожая, уничтожая землю везде, где высаживались в Ливии. После сбора урожая они путешествовали. Там они путешествовали два года и только на третий год прошли Геркулесовы столбы и вернулись в Египет.

Описывая жизнь персов, древнегреческий путешественник сказал, что они ненавидели мясо, любили фрукты и вино, обожали воинскую доблесть, серьезно относились к воспитанию своих детей, уважали право каждого на жизнь и не терпели лжи и долгов, даже от рабов.

Неизвестно, был ли Геродот к востоку от Персии, но он считал, что Индия уже была последней обитаемой страной на востоке.

В своей третьей работе, «История великих открытий», июль Верн пишет

Геродот, по-видимому, хорошо знал форму Каспийского моря. Он говорит: «Это море одиноко и не имеет общения с другими». С обширной равнины, населенной массагетами, которые, вероятно, принадлежат к скифскому племени. Массагеты поклонялись солнцу и приносили в жертву лошадей. Геродот также говорит о реке Большой Аракс, которая впадает в Каспийское море.

Своими научными исследованиями древнегреческий историк Геродот приобрел престиж и обессмертил свое имя в веках. Его по праву называют «отцом истории» — он много лет занимался греко-римскими войнами и жизнью скифов и других древних народов, живших на территории нынешней России.

«История»

Труд Геродота — это не историческое исследование в современном понимании, а блестящий и умный рассказ человека, который был богато одарен, очень любознателен, общителен, много читал, много смотрел и прислушивался к этим чертам. Был добавлен греческий язык. Он верил в богов, но скептицизм коснулся его, но он не различал полученную информацию. Геродот, с другой стороны, не только историк, но некоторые из его работ являются настоящими энциклопедиями своего времени. Здесь есть географическая информация, этнография, природа, история и литература. Тем не менее, Геродота по праву называют отцом истории. Из девяти книг, на которые сегодня делится его труд, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-греческой войне, заканчивающийся известием о греческой оккупации в 479 году до н.э.

Первая половина включает упоминания о возвышении Персидского царства, Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии и Ливии. В какой-то степени единство повествования достигается тем, что от первого до последнего слова историк стремится увидеть борьбу между дикими варнами и греками. Однако то, что историк не отходит от идеи первичного долга, не мешает ему вписывать все интересное или поучительное в более широкий контекст повествования. Для Геродота характерна прежде всего историческая критика. Часто чисто субъективная, часто наивная и рациональная, она, тем не менее, вносит новые начала в историографию.

Литература

Тексты и переводы

  • В серии «Loeb classical library» издана в 4 томах (№ 117—120).
  • В серии «Collection Budé» «История» Геродота издана в 11 томах (включая тома с введением и с указателем).
  • Повествования Иродота Аликарнасского. / Пер. А. Нартова. В 3 т. СПб., 1763—1764.
  • История Иродотова. Ч. 1-5. / Пер. И. И. Мартынова. СПб., 1826—1828. (на греч. и рус. яз.; включает в ч. 5 «Жизнь Гомера» Псевдо-Геродота)
    • Книги I, IV. / Пер. И. Мартынова в переработке М. Гаспарова. // Историки Греции. М., 1976. С. 27-166.
    • 2-е изд., испр. 1888.
    • переизд.: М.: Эксмо. 2008.
    • переизд. неоднократно, например: (Серия «Классики исторической мысли»). М.: Ладомир — АСТ. 1999. 752 стр.

    Более того, до революции в России существовало множество «школьных изданий» отдельных книг по «истории».

    Исследования

    • Дьячан Ф. Н. Геродот и его музы. Ч. 1. — Варшава, 1877. — 237 с.
    • Клингер В. П. Сказочные мотивы в истории Геродота. — Киев, 1903. — 222 с. Геродот. — М.-Л., 1947.
      • переизд.: М.: URSS, 2009.

      Повествование Геродота о скифах:.

      • Надеждин Н. И. Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями. — Одесса, 1842. — 114 с. Геродотова Скифия: Историко-географический анализ. — М.: Наука. 1979. — 248 с. — 50 000 экз.
        • переизд.: М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. — 272 с. — 4000 экз. (Древняя Русь) — ISBN 978-5-699-42815-1.

        Примечания

        • Персоналии по алфавиту
        • Учёные по алфавиту
        • Историки по алфавиту
        • Историки Древней Греции
        • Историки V века до н. э.
        • Родившиеся в 484 году до н. э.
        • Умершие в 425 году до н. э.
        • Древнегреческие историки
        • Путешественники Древней Греции
        • Греко-персидские войны

        Фонд Викимедиа. 2010.

        Полезное

        Смотреть что такое «Геродот» в других словарях:

        Геродот — (ок. 484-425 гг. до н.э.) греческий историк, «отец истории». Он переехал из Бодрума на Самос, а затем в Афины, много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Он умер в крепости на юге Италии. Его девять историй о войне объяснены в книге «История»: ….. … Древнегреческие и древнеримские словари, мифология.

        Геродот — (ок. 484-425 гг. до н.э.) греческий историк, «отец истории». Из Бодрума он переехал на Самос, затем в Афины и много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Он умер в крепости на юге Италии. Его девятиэтажная история войны объясняет … … Каталог древнегреческих имен

        Геродот — Геродот (425 г. до н.э.) Древнегреческий историк. Он родился в городе Бодрум (). После того, как в городе установилась тирания, Геродот покинул ее. Много путешествовал: посетил Азию, Вавилон, Финикию, Египет, различные балканские города. …. Энциклопедический словарь всемирной истории.

        Геродот — (Геродот, Геродот). Отец истории родился в Бодруме в 484 году до н.э. Чтобы собрать материал для своей истории, он путешествовал по Греции и другим странам, поэтому в его работе много личных наблюдений.

        Геродот — Геродот, Геродот, 485 ок. 425 до н.э., греческий историк. Он родился в Бодруме, греческом городе в Карии, основанном Дорианом в середине пятого века до нашей эры. Он находился под сильным влиянием ионийцев. X родитель-родственник. Он был поэтом … … Древние писатели.

        Геродот — (ок. 490-480 гг. до н.э.), древнегреческий историк, отец истории. Он является автором таких работ, как «Эллино-греческие войны», «История Ахеменидской провинции», «Египет …

        Геродот — (ок. 425 г. до н. э. 490-480 гг.) был древнегреческим историком и имел прозвище «Отец истории». Он был автором трудов, посвященных рассказу о греко-римских войнах, записывая историю Ахеменидского, Египетского и других государств. И дал первый систематический отчет о …

        Геродот (ок. 490/480 ок. 430/420 до н.э.), ранний греческий историк, отец истории. Он написал очень подробное повествование в девяти книгах о греко-римской войне. На самом деле, хронологические рамки его творчества шире и включают: ……… Всемирная история.

        Геродот (ок. 490-425 гг. до н.э.), греческий историк, «отец истории». Грек — автор «Романских войн», истории Ахеменидских провинций, Египта и т.д., впервые рассказал о жизни и быте скифов. … Иконический энциклопедический словарь.

        Геродота (ок. 490-480 гг. до н.э.), древнегреческого историка, называли отцом истории. Он был автором работ, посвященных рассказу о гиллирийских войнах Греции, в том числе о государстве Ахеменидов, истории Египта, …

        Греки торговали со Скифией, но до Геродота Скифия была им мало известна. Скифия с ее бесконечными лугами и равнинами поражала ученых.

        Структура «Истории» Геродота

        • Книга первая – «Клио». В ней рассказывается о начале раздора между варварами и эллинами, приводится история древней страны Лидии, рассказ об афинском политике и мудреце Солоне, тиране Писистрате, история Мидии и Спарты. В этой книге Геродот упоминает и о скифах в контексте противостояния с киммерийцами, а также рассказывает о войне между массагетами и персами.
        • Книга вторая – «Эвтерпа». В этой части труда историк решил рассказать об истории Ливии и Египта, о пигмеях и насамонах, о древних египетских фараонах. Здесь Геродот изложил легенду о том, как Псамметих I определил, что древнейшим народом в мире являются фригийцы.
        • Книга третья – «Талия». В ней приводятся сведения об Аравии и Индии, о греческом тиране Поликрате, а также рассказывается о завоевании Египта персидским царем Камбисом, о восстании магов, заговоре семи и антиперсидском восстании, произошедшем в Вавилоне.
        • Книга четвертая – «Мельпомена». Здесь автор описал народы Скифии, Фракии, Ливии и Азии, а также изложил известную ему информацию о походе персидского царя Дария против скифов Причерноморья.
        • Книга пятая – «Терпсихора». В этой книге упор делается уже на события греко-персидских войн. Если в предыдущих томах автор отводил немало страниц под описание этнографических особенностей народов, то здесь он рассказывает о персах в Македонии, об Ионийском восстании, о пришествии персидского наместника Аристагора в Афины и афинских войнах.
        • Книга шестая – «Эрато». Ключевые события из описанных – морское сражение «Битва при Ладе», взятие карийского древнегреческого города Милета, поход персидского полководца Мардония, поход персидских военачальников Артафрена и Датиса.
        • Книга седьмая – «Полигимния». В ней речь идет о гибели Дария и восшествии Ксеркса (Дарий и Ксеркс были персидскими царями), о попытках Ксеркса завоевать Азию и Европу, а также о знаковом сражении персов и греков в ущелье Фермопилы.
        • Книга восьмая – «Урания». Этот материал описывает морское сражение при Артемиссии, морскую битву при Саламине, бегство Ксеркса и приход Александра в Афины.
        • Книга девятая – «Каллиопа». В завершительной части монументального труда автор решил рассказать о подготовке и ходе битвы при Платеях (одного из крупнейших сражений греко-персидских войн, проходившего на суше), битве при Меркале, в результате которой персидскому войску было нанесено сокрушительное поражение, и об осаде Сеста.

        История» этого древнегреческого мыслителя также известна под названием «Музы». Каждая из девяти частей александрийской учености решила дать Музам одно имя.

        9 Муза.

        Девять муз» назвал тома историй Геродота.

        В ходе этого процесса Геродот использовал свои собственные воспоминания и свой взгляд на события, но также руководствовался воспоминаниями свидетелей, файлами использования и материалами надписей. Чтобы получить наиболее точное представление о каждой битве, он специально посещал поля сражений. Сторонник Перикла, он часто восхвалял достоинства своей семьи.

        Несмотря на веру в божественное вмешательство, субъективный подход и ограниченные средства перекачки древней информации, автор не ограничивает всю свою работу воспеванием битв греков за свою свободу. Он также стремился определить причины и следствия, которые привели к их победам и поражениям. ‘История Геродота стала важной вехой в эволюции мировой историографии.

        Личная жизнь

        До биографии Геродота дошли пока лишь отрывочные сведения, и невозможно найти информацию о семье самого ученого, были ли у него женщины и дети. Он был странным и общительным человеком, очень коммуникабельным и очень настойчивым в поисках подлинных исторических событий.

        Предполагается, что Геродот умер в 425 году до н.э. Место его захоронения неизвестно.

  • Как называется такой художественный прием в сказке одно и тоже событие описывается несколько раз
  • Как называется строка где пишется адрес сайта
  • Как называется сторона монеты на которой всегда пишется год выпуска монеты
  • Как называется столица дороги немецких сказок
  • Как называется сочинение пьера абеляра