Автор
Александр Николаевич Островский
Родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 г. Затем поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Однако по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд, а затем (1845 г.) перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда.
Адвокатская практика отца и служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтёмся», а Островский стал сотрудником журнала В 1851 г. он ушёл со службы, чтобы посвятить себя литературному творчеству.
Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.
Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.
В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуш тромской губернии.
Редактировать описание
Пока ничего нет, Обсудить
Список электронных книг на LibreBook, всего 40
Гроза
драма
А.Н.Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Кажется, только появившись на свет, его пьесы обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщенны характеры его героев. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно – просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин.
7
Online
Бесприданница
психологический
драма
любовь
Написанную в XIX веке, Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий. Эта пьеса о любви, деньгах и о смятённой душе, которая пытается вырваться наружу из железных тисков «правды жизни».
12
Online
Снегурочка
трагедия
драма
любовь
В мифические времена в стране берендеев приходит конец зиме – леший прячется в дупло. Начинаются народные гулянья, проводы Масленицы. Прилетает Весна, а вместе с нею возвращаются и птицы – журавли да лебеди. Вот только солнце не спешит выглянуть и согреть своим теплом, растопить снега. Оно разгневано, ведь Весна заигрывала со старым дедом, Морозом, и родилась у них дочь Снегурочка. Вся слободка восхищается красотой Снегурочки, ее скромностью и стыдливостью. Но берендеевский бог солнца Ярило поклялся погубить прекрасную Снегурочку. Как только в ее сердце зажжется огонь любви, она растает. (с)Leylek для Librebook.ru
6
Online
Бедность не порок
психологический
драма
социальный
философский
любовь
Пожалуй, ни одно из произведений Александра Николаевича Островского не вызывало столько споров и критических отзывов, как пьеса «Бедность не порок». Даже те, кто с большой симпатией относился к творчеству драматурга, находили в ней массу недостатков. Возможно, чересчур лубочная, с народными песнями и страданиями, но нравственно выверенная, она и сегодня не утратила своего обаяния и актуальности. Приказчик Митя влюблен в дочь своего хозяина, Любовь Гордеевну. Бедный юноша, честный и работящий, содержит свою престарелую мать. С материальной точки зрения, он мало что может предложить любой невесте, не говоря уже о Любови Гордеевне. Не такого жениха для своей дочери, в мечтах, видит и отец девушки.…
4
Online
Лес
юмор
Александр Николаевич Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Кажется, только появившись на свет, пьесы Островского обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщенны характеры его героев. «Лес» — комедия Островского в 5 действиях о любви, хитрости, стяжательстве и истинной добродетели. Все действия происходят на фоне Леса.
15
Online
За чем пойдешь, то и найдешь
ирония
юмор
Михйлу Дмитричу Бальзаминову, молодому человеку купеческого звания исполнилось 25 годков. Пора бы уже и жениться. Но Михайло Дмитрич ни красотой, ни статью не вышел, наивен до крайности, да к тому же – беден по купеческим меркам. У них с матушкой есть домик небольшой с уютным садиком, да только для состоятельных купцов, живущих по соседству все это – курам на смех. Кому из них нужен зять без коммерческой жилки, романтик и мечтатель? Матушка Бальзаминова нанимает профессиональную сваху, чтобы помочь своему неудачливому сыну отыскать жену ладную, да богатую. Акулина Гавриловна Красавина хорошо свое дело знает, должна пособить Бальзамионвым в их непростой нужде. ©MrsGonzo для LibreBook
4
Online
Свои люди — сочтёмся
ирония
юмор
Танцующую Липочку застает мать, Аграфена Кондратьевна. Ругает ее, но дочь капризничает и требует жениха, а то все ее подруги давно с мужьями. По их явно привычной перебранке заметно, что Липочка – недалекая барышня, вконец избалованная своей матерью. Вскоре объявляется сваха, Устинья Наумовна. Она сетует, что не может сообразить, как подобрать жениха в семью, где все хотят разного. Маменька – по-старинному воспитанного купца, папенька – непременно богатого, а дочь желает только благородного…
1
Online
Online
Online
Online
Таланты и поклонники
реализм
Легендарная пьеса А. Н. Островского «Таланты и поклонники» посвящена, пожалуй, самому актуальному вопросу, которым задаются практически все служители муз: кому дарить свой талант, для кого он предназначен и можно ли повернуть колесо удачи вспять? Для начинающей, но многообещающей актрисы Саши Негиной эта дилемма переросла в выбор между «идеалами и одеялами». Любовь преданного ей молодого студента Пети она, правда, после долгих терзаний и сомнений, продала в пользу предложения от стареющего театрала-самодура, готового организовать для нее личные подмостки в своем имении, где она всегда будет актрисой №1. Островский очень хорошо знал нравы театрального закулисья и в истории своих героев резко очертил…
4
Online
Сердце не камень
драма
Пьеса «Сердце не камень» — комедия в четырёх действиях. Впервые была опубликована в журнале «Отечественные Записки», 1880, № 1. Премьера же состоялась на сцене Александринского театра в бенефис Фёдора Бурдина 21 ноября 1879 года. В богатом купеческом доме, словно птица в клетке, томится молодая красавица Вера Филипповна. В пятнадцать лет она вышла замуж за богача Каркунова. Любви Вера Филипповна к мужу не питала, но будучи порядочной женщиной была ему верной женой. Она живет затворницей, единственное утешение в ее жизни — железная вера в Бога и стремление помогать больным и обездоленным. Между тем, среди ближайшего окружения находятся люди, которым выгодно очернить Веру Филипповну в глазах супруга.…
4
Online
Online
Online
Праздничный сон — до обеда
Комедия «Праздничный сон — до обеда» с подзаголовком «Картины из московской жизни» открывает полную неистощимого комизма трилогию о Мише Бальзаминове, включающую в себя также комедии: «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «За чем пойдешь, то и найдешь».Написана А. Н. Островским буквально на одном дыхании всего за несколько дней в январе 1857 года.В 1964 на киностудии «Мосфильм», по мотивам трилогии, режиссёром К. Воиновым снят замечательный фильм «Женитьба Бальзаминова» с участием: Георгия Вицина, Людмилы Шагаловой, Лидии Смирновой, Нонны Мордюковой, Ролана Быкова, Жанны Прохоренко, Надежды Румянцевой и др.
4
Online
Красавец мужчина
ирония
юмор
драма
социальный
психологический
любовь
Комедия в четырех действиях
6
Online
Не в свои сани не садись
Город Черемухин, куда перенес действие своей пьесы автор, вряд ли когда-либо существовал, но существовала масса таких же маленьких провинциальных городочков, где жизнь текла по своим обычаям, далеким от европеизированных столиц и социальных устремлений. Поистрепавшийся на жизненном пути аристократ отставной кавалерист Вихорев желает жениться на простолюдинке из богатой купеческой семьи, для чего и притворяется влюбленным в дочку богатого купца Авдотью Максимовну Русакову. Но сам папаша Русаков приготовил дочери другого жениха — такого же купеческого сословия и не верит в добрые аристократические намерения. И — оказывается прав. Отставной кавалерист, уговорив влюбленную в него юную девушку уехать…
6
Online
Горячее сердце
Комедия в пяти действияхПодготовка текста пьесы и комментарии к ней А. И. Ревякина
7
Online
Том 5. Пьесы 1867-1870
В пятый том собрания сочинений А.Н. Островского вошли пьесы 1867–1870 годов, такие, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Тушино», «Горячее сердце» и «Бешеные деньги».
5
Online
Online
Свои собаки грызутся, чужая не приставай
реализм
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» — пьеса («картины московской жизни») Александра Островского. Является второй частью трилогии о Бальзаминове (после пьесы «Праздничный сон до обеда»). Написана в 1861 году.
3
Online
Шутники
Картины московской жизни, в четырех действиях
4
Online
Том 10. Пьесы, написанные совместно
В десятый том собрания сочинений А.Н. Островского вошли пьесы 1868–1882 годов, написанные совместно с другими авторами, такие, как «Василиса Мелентьева», «Дикарка», «Блажь» и другие.
8
Online
Online
На бойком месте
«Павлин Ипполитович Миловидов, помещик средней руки, лет 30, из отставных кавалеристов, с большими усами, в красной шелковой рубашке, в широких шароварах с лампасами, в цыганском казакине, подпоясан черкесским ремнем с серебряным набором…»
4
Online
Том 1. Пьесы 1847-1854
В первый том собрания сочинений великого русского писателя А.Н. Островского вошли пьесы 1847-1854 годов, такие, как «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», «Утро молодого человека» и другие пьесы.
15
Online
Том 2. Пьесы 1856-1861
Во второй том собрания сочинений А.Н. Островского вошли пьесы 1856–1861 годов, такие, как «Доходное место», «Гроза», «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)» и другие пьесы.
10
Online
Online
Том 8. Пьесы 1877-1881
В восьмой том собрания сочинений А.Н. Островского вошли пьесы 1877–1881 годов, такие, как «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Бесприданница», «Сердце не камень» и другие пьесы.
15
Online
В чужом пиру похмелье
Сцена представляет бедную комнату в квартире Ивановых. Налево на первом плане окно, дальше дверь в комнату хозяйки; прямо дверь выходная, направо дверь в комнату Лизаветы Ивановны.
2
Online
Online
Том 6. Пьесы 1871-1874
В шестой том собрания сочинений А.Н. Островского вошли пьесы 1871–1874 годов, такие, как «Лес», «Не всё коту масленница», «Поздняя любовь» и другие пьесы.
14
Online
Online
Кофейная
исторический
юмор
«Кофейная» – замечательная комедия знаменитого итальянского драматурга Карло Гольдони (итал. Carlo Goldoni, 1707 – 1793).*** Кофейная господина Ридольфо – место, где пересекаются самые разнообразные люди, распускаются сплетни, разворачиваются семейные драмы… Еще одним известным произведением Карло Гольдони является комедия «Слуга двух господ». Великолепный мастер комедийного жанра Карло Гольдони прославился тем, что реформировал итальянский театр. Его творчеством восхищался Вольтер, а самого Гольдони называют «итальянским Мольером» и «отцом итальянской комедии». Его пьесы ставят в лучших театрах планеты.
1
Online
Тяжелые дни
Сцены из московской жизни, в трех действиях
3
Online
Том 9. Пьесы 1882-1885
В девятый том собрания сочинений А.Н. Островского вошли пьесы 1882–1885 годов: «Таланты и поклонники», «Красавец-мужчина», «Без вины виноватые», «Не от мира сего» и «Воевода».
14
Online
Том 3. Пьесы 1862-1864
В третий том собрания сочинений А.Н. Островского вошли пьесы 1862–1864 годов, такие, как «Шутники», «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» и другие пьесы.
6
Online
Том 4. Пьесы 1865-1867
В четвёртый том собрания сочинений А.Н. Островского вошли пьесы 1865–1867 годов, такие, как «На бойком месте», «Воевода (Сон на Волге)» и другие произведения.
6
Online
Том 7. Пьесы 1873-1876
В седьмой том собрания сочинений А.Н. Островского вошли пьесы 1873–1876 годов, такие, как «Снегурочка», «Богатые невесты», «Волки и овцы» и другие пьесы.
8
Online
Не было ни гроша, да вдруг алтын
юмор
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» — комедия в пяти действиях Александра Островского. Начата в конце сентября и окончена 13 ноября 1871 г. Первоначально в рукописи имела название «Утро вечера мудренее». (с) wikipedia
Александр Николаевич – русский драматург. Он внес значительный вклад не только в российскую, но и в мировую литературу. За свою жизнь он сочинил 47 пьес, многие из них пользуются большой популярностью и по сей день. По ним ставятся спектакли, снимаются фильмы.
Первая книга Островского была напечатана в 1859 году. Уже тогда его талант удостоился высокой оценки. Его помнят не только как писателя, но и основоположника русского театра. Александр Николаевич создал театральную школу и полностью изменил концепцию постановок.
В чем же секрет популярности произведений Островского? В его пьесах изображаются обычные ситуации, которые происходят с обычными людьми. Их драмы банальны, но актуальны и сейчас. Такие истории случались 100 лет назад, и наши современники от них не застрахованы.
Мы постарались выбрать самые известные произведения Александра Островского.
Список
- 10. Поздняя любовь
- 9. На всякого мудреца довольно простоты
- 8. Бедная невеста
- 7. Волки и овцы
- 6. Бедность не порок
- 5. Женитьба Бальзаминова
- 4. Свои люди – сочтемся
- 3. Снегурочка
- 2. Бесприданница
- 1. Гроза
Написана в 1873 году, одна из самых трогательных пьес Островского.
Герасим Маргаритов в прошлом был успешным адвокатом и богатым человеком. Сейчас от былого остались только воспоминания. Маргаритов беден, он снимает комнату со своей дочерью Людмилой. Девушка влюблена в хозяйского сына, легкомысленного Николая…
«Поздняя любовь» показывает, на что готов человек ради своих чувств. Островский отвечает на важный вопрос: «Можно ли, пожертвовав собой, изменить другого человека?»
9. На всякого мудреца довольно простоты
Александр Николаевич написал это произведение в конце 60-х годов XIX века.
Главный герой комедии Егор Глумов – бедный московский дворянин. Он мечтает о высоком положении в обществе и собирается добиться своей цели, использую любые методы…
В пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» Островский высмеивает обеспеченное московское общество. Нет ни одного положительного героя. Каждый думает о своей выгоде. Их нравы и ценности идут вразрез с современностью, они не готовы к изменениям. Люди живут своими маленькими интересами, а между тем государство нуждается в реформах. К сожалению, в таком случае о прогрессивных изменениях в стране остается только мечтать.
8. Бедная невеста
Пьеса создана в 1850–1851 годах. Впервые ее напечатали в 1852, но Островский работал над ней вплоть до 1859 года, доводя произведение до совершенства.
Это история Марьи Андреевны – дочери бедного чиновника. После его смерти у нее не осталось никого, кроме матери. Анна Петровна надеется выдать дочь замуж. О чувствах не может быть и речи…
В данном случае получилась бы неплохая драматическая история, но Островский имел свои планы на «Бедную невесту». Он не стал описывать душевные страдания Марьи, а сделал ее заурядной девушкой. Она боится противостоять матери, обществу. Ее устраивает позиция жертвы.
Главная идея пьесы в том, что большинство людей считают: все в мире продается и покупается. Судьба и счастье человека зависят от количества денег.
7. Волки и овцы
Пьеса вышла в 1875 году в журнале «Отечественные заметки».
Евлампия Купавина – обеспеченная вдова. Красивейшее имение, огромные угодья, деньги – все это не дает покоя многим знакомым Купавиной. Она же мечтает о простом женском счастье – любви…
«Волки и овцы» разоблачает общественные пороки. Деньги – не всегда благо, очень часто они разрушают судьбы людей. В этом произведении показана охота за богатством. Каждый герой пытается добиться своей цели различными методами.
Через три года пьеса отпразднует свое 150-летие, но она до сих пор не устарела. Островскому приписывают дар провидца. История словно написана о наших современниках.
6. Бедность не порок
Создана в 1853 году. Тема все та же, что и во многих других произведениях Островского – влияние богатства на судьбы людей.
В центре сюжета влюбленные. Люба – дочь купца, ее отец планирует выгодно выдать дочку замуж. Она же давно любит приказчика Митю. Сможет ли девушка противостоять воле отца?
«Бедность не порок» – так считает Островский. Для него высокое материальное положение ничего не значит. Деньги не сделают человека лучше. Гораздо важнее чистая душа и совесть.
5. Женитьба Бальзаминова
Пьеса написана в 1861 году.
Главный герой Михайло Бальзаминов – бедный чиновник. Добрый, наивный, мечтательный – ему не просто живется в мире, где главным достоинством человека считается богатство. Впрочем, он нашел выход. Бальзаминов собирается выгодно жениться. Правда, он не знает как это сделать. На помощь чиновнику приходит сваха…
В пьесе «Женитьба Бальзаминова» Островский создал образ человека, оторванного от реальности и живущего своими мечтами. Пассивное созерцание, покорность, бегство в иллюзорный мир – в этом весь Михайло. Такие люди есть и сейчас. Они не готовы взять ответственность за свою судьбу, противостоять трудностям. Они просто плывут по течению.
4. Свои люди – сочтемся
«Свои люди – сочтемся» (1849 г.) – одна из первых работ драматурга. Ее тепло встретили в литературных кругах, но вскоре произведение было запрещено цензурой.
Глава купеческой семьи Самсон Силыч – человек не бедный, но жадный. Он даже готов на фиктивное банкротство, лишь бы не отдавать долги. Его дочь Липочка мечтает о замужестве…
В пьесе писатель высмеивает купеческое московское общество. Основная тема – противостояние отцов и детей. Для описания произведения как нельзя лучше подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».
3. Снегурочка
Пьеса-сказка, написанная в 1873 году. На создание ее Александра Николаевича вдохновило русское народное творчество.
Красивый поэтический рассказ о Снегурочке. Она давно уже скучает в глухом лесу, поэтом родители решают отправить дочь к людям, в слободу Берендеевку. Девушка настолько красива, что ее великолепие сводит с ума всех юношей. Сможет ли кто-то растопить холодное сердце Снегурочки, и чем закончится эта романтическая история?
Пьеса резко выделяется из произведений Островского. Тема необычна для его творчества – личная драма и любовные переживания.
2. Бесприданница
На создание пьесы Островский потратил четыре года (1874–1878). Она обрела популярность после смерти автора.
Это история девушки Ларисы, бесприданницы. Она красива и умна. Мать надеется, что сумеет выдать ее замуж за богатого, но все портит один только факт – бедность. Она отпугивает потенциальных женихов.
В этой пьесе Александр Николаевич затрагивает не только социальные, но и психологические проблемы. Критики и обычные читатели восприняли ее довольно резко. Люди не были готовы к смелым идеям Островского. Он явно продемонстрировал, что миром правят деньги, и богатые вольны распоряжаться судьбами менее удачливых, зависимых от них людей.
1. Гроза
Островский написал пьесу в 1859 году, после путешествия по России. Его поразила удушающая атмосфера маленьких городов, где противились всему новому.
Главная героиня Катерина замужем за маменькиным сынком. Тихон – неплохой человек, но характер у него очень слабый. Его мать купчиха Марфа Кабанова плохо относится к Катерине, тиранит ее. Девушка пытается найти выход из сложившейся ситуации…
«Гроза» — это мир жестокости и страха. Большинство его обитателей необразованные. Они расчетливые и жестокие, не готовы к переменам. Здесь нет места личностям искренним и одухотворенным, но выбор есть в любой ситуации. Бороться или сдаться – каждый решает сам.
Александр Островский – лучший российский драматург XIX века. Самые известные произведения Островского и сегодня пользуются огромной популярностью у зрителей в театре, кино и на телевидении, ставятся лучшими режиссерами, исполняются прекрасными современными актерами.
1. Бесприданница
Над этим произведением Островский работал более четырех лет. Первый спектакль состоялся в конце 70-х годов XIX века, он вызвал огромный протест и у зрителей, и у критиков. Настоящий успех пришел к «Бесприданнице» только после кончины автора.
В те годы Островский был мировым судьёй в уезде под Костромой и находил сюжеты для своих произведений в местных криминальных хрониках. Сюжет этой пьесы основан на реальных событиях.
Судьба главной героини Ларисы Огудаловой во многом повторяет трагическую судьбу Катерины из «Грозы» того же автора. Однако, многие критику посчитали, что автор потратил время напрасно на молоденькую мещанку.
Первой актрисой, сыгравшей роль Ларисы, была Вера Комиссаржевская, критики посчитали, что она сыграла слишком мелодраматично. Многим хорошо известны отечественные экранизации «Бесприданницы» с Пашенной, Алисовой, Гузеевой.
2. Гроза
«Гроза» — одна из самых известных пьес Островского, которая появилась на свет в конце 50-х годов XIX века, накануне отмены крепостного права в России. Прототипом Катерины в «Грозе» стала актриса Любовь Косицкая, к которой Островский в молодости испытывал сильные чувства.
Катерина, выйдя замуж, покинув материнский дом, жила в мужнином доме по правилам домостроя. Внезапно она влюбилась в Бориса и хотела вырваться из гнетущей домашней атмосферы. Но Бориса отправили в Сибирь, а Катерина с горя утопилась в Волге.
Вскоре произошла премьера пьесы, сегодня она уже третий век является предметом жестких споров театральных критиков. О «Грозе» и Катерине спорили Писарев и Добролюбов, Григорьев, Лобанов и Лакшин.
Сделано множество экранизаций этого произведения Островского, поставлена опера, в т.ч. под авторством итальянского композитора Рокка. «Гроза» пользуется повышенным вниманием творческих людей и просто любителей театра.
3. Свои люди – сочтемся
Замыкает тройку самых известных произведений Островского комедийная пьеса «Свои люди – сочтемся», написанная в конце 40-х годов XIX столетия. Первоначально она была названа «Несостоятельный должник». Текст был прочитан публично, интересно, что при этом присутствовал сам Николай Гоголь.
Произведение имело огромный успех среди театралов. Известный писатель Гончаров тепло отреагировал на отлично выписанные русские характеры и замечательный русский язык, на интересное сочетание комедии и трагедии в одном произведении.
Толстой назвал Островского гениальным драматургом, а вот царь Николай I запретил играть «Свои люди – сочтемся». Вновь разрешена она была только 10 лет спустя, но только в сокращенном виде.
Интересно, что дважды эта пьеса была поставлена в обход запрета царя: в Воронеже и Иркутске, позже многие театры её ставили без всяких купюр. В начале XXI века пьеса была экранизирована под названием «Банкрот».
4. Снегурочка
Это произведение Александр Николаевич написал в 70-е годы XIX века, тогда же оно было опубликовано в «Вестнике Европы», и впервые поставлено на сцене Большого театра. Петром Чайковским была написана музыка.
Эта пьеса была написана в стихах, т.к. императорская Комиссия заказала спектакль-феерию с музыкой, балетом и в стихотворной форме. Островский создал пьесу по мотивам народной сказки про Снегурочку.
Возможно, «Весенняя сказка» была чересчур новаторской, поэтому многие зрители и критики просто её не поняли. Островский был известным реалистом и скептиком, а тут – некое фантастическое и неожиданное действо.
5. Бедность не – порок
Эта комедия была написана Островским и опубликована в середине 50-х годов XIX столетия. А её премьера состоялась вскоре в Малом театре в Москве и в Александринке в Петербурге. Произведение посвящено актеру Малого театра Садовскому.
Это были времена, когда молодому автору удавалось всё, он пользовался огромным успехом у публики и критики. Комедия «Бедность – не порок» и сегодня востребована в театре и кино, как отечественная театральная классика.
Сюжет рассказывает о любви между приказчиком Митей и купеческой дочкой Любой, которые проходят свои тернии и обретают наконец семейное счастье, хотя до этого отец хотел отдать свою дочь за старика. Таковы были нравы того общества.
6. Без вины виноватые
«Без вины виноватые» — одна из самых популярных пьес Островского, которая считается истинным образцом классической мелодрамы. В ней также можно увидеть сочетание реализма с психологической драмой. Здесь есть сюжеты о смерти ребенка, несчастье матери, предательстве любимого и пр.
Произведение было создано в 80-е годы XIX столетия, автор был доволен пьесой, писал, что хотел доказать театральной публике из российской глубинки, что совсем не успокоился на лаврах, а продолжает творить.
Впервые «Без вины виноватые» были поставлены в Москве вскоре после опубликования текста. Сегодня пьеса считается одной из самых репертуарных из российской театральной классики, в т.ч. в кино и на ТВ.
7. Лес
Это еще одно блестящее комедийное произведение Островского, созданное в начале 70-х годов XIX столетия, и рассказывающее о жизни российских помещиков того времени, особенностях их взглядов на личное и социальное бытие.
Автор рассказывает о том, как изменилась Россия после проведенных реформ, появились и начали идти вперед первые представители буржуазии. Не забывает он и о том, что происходит в области личных и семейных отношений.
«Лес» был чрезвычайно популярен в российском и советском театре. В прошлом веке произведение было неоднократно экранизировано. А в 2014 году этой пьесой заинтересовался известный французский кинорежиссер Деплешен.
8. На всякого мудреца довольно простоты
Эта пьеса написана в конце 60-х позапрошлого века. В ней Островский в комедийной форме затронул общественные отношения в России тех лет, раскрыл ряд важных этических и политических проблем времен Александра II.
Здесь можно увидеть ретроградов, реакционеров, фразеров, либералов, карьеристов, писак за деньги – всё очень похоже на современную Россию. На это общество презрительно смотрит главный герой циник Глумов, но в конце концов сливается с ним.
Впервые пьеса была поставлена в Александровском театре в Петербурге и получила одобрительную критику. Она пользовалась значительным успехом в советские времена, имеется несколько отличных телеспектаклей
9. Волки и овцы
Это замечательная комедийная пьеса Островского, написанная им в середине 70-х XIX ст., впервые опубликованная в «Отечественных записках» и поставленная в петербургской Александринке, а чуть позже – в московском Малом театре.
Молодая и богатая вдова с хорошим имением и большим лесом мечтает о любви и семейном счастье. А её противоположность, местная помещица, хочет завладеть имуществом этой романтической особы, в т.ч. не чурается и банальных запугиваний.
Появляется сосед красивой и романтичной Купавиной и встает на её защиту против Мурзавецкой, бьётся с прихлебателями последней, в итоге побеждает всех противников и женится на Купавиной.
Эта пьеса была весьма популярна и во времена императорской России, и в Советском Союзе. Но более всего она востребована в современном российском театре. Над постановкой «Волков и овец» работали Петр Фоменко, Аркадий Кац, Леонид Хейфец и пр.
Еще одно известное произведение Островского, написанное на рубеже 60-70 десятилетий XIX ст. Премьера спектакля по этому произведению состоялась меньше, чем через год, в Малом театре.
Главным героем вновь становится молодой циник, любитель больших состояний и приданных Глумов. На этот раз он превращается в пошлого интригана, а в финале становится секретарем на содержании у престарелой барыни.
Автор вновь представляет публике злободневную тему кризиса российского дворянства, и выход на первый план буржуазии. Дворяне в России постепенно превращаются в мелких воришек, они без стыда становятся на содержание к буржуа средней руки.
Эта тема только набирала злободневность в те времена, а в полной мере была раскрыта Чеховым. В XX веке были созданы две замечательные экранизации «Бешеных денег», пьеса любима театральной публикой по сей день.
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Анализ произведения Снегурочка
Островский – это великий писатель и драматург. Именно он внес огромный вклад в создание репертуара русского театрального искусства. Одним из произведений, не похожих на другие, больше похоже на захватывающую сказку является пьеса Снегурочка.
Эта сказка-пьеса, написанная Островским в 1873 году, произвела настоящий фурор не только на рядовых читателей и зрителей, но и на критиков. Это лирическое произведение оставило неизгладимый отпечаток в душе у каждого человека. В ней все прекрасно – и музыка, и слова, и балетная постановка. Здесь можно познакомиться с обычными берендеями, богами и полубогами. От этого сказка-пьеса становится еще более интересной и фантастичной.
Источники для этого произведения были взяты из русской мифологии и обычной сказки о Снегурочке. Главный герой царь Берендей был обеспокоен жизнью и процветанию своего народа. Постепенно он начинает замечать, что его народ становится тщеславен и завистлив. Берендей боится, что такое поведение разгневает бога Ярило. Берендей пытается открыть для людей истину настоящей любви. Но в его царстве живет дева по имени Снегурочка. Ярило, предупредил ее отца, Морозко, что как только она полюбит кого-то по-настоящему, он растопит Снегурочку.
Так и жила Снегурочка в своем мире без любви, с каждым днем становясь все холоднее и холоднее. Другие же, глядя на нее так же отказывались от мужских ухаживаний. Снегурочка хотела бы быть счастливой, но не могла познать истинного чувства любви. Даже когда к ней пришел свататься Мизгирь, она, чувствуя в душе своей пустоту, оттолкнула его. Из-за этого душевную боль испытывают все герои произведения – Снегурочке плохо, от того что она не может любить. Купава, от того что с ней не хочет быть Мизгирь, любимый ею человек. А Мизгирю никто не нужен кроме Снегурочки.
В конце концов, ее дедушка обратился к Весне и попросил научить ее внучку любить. И та согласилась это сделать. Она сказала, что Снегурочка должна полюбить первого же человека, повстречавшегося на ее пути. Им оказался именно Мизгирь. Он очень обрадовался, когда узнал, что девушка в него влюблена. Но именно в этот момент, когда Снегурочка познала чувство любви, девушка растаяла.
Гибель Снегурочки растопила сердца многих людей, которые познали истинное чувство любви. Сам Мизгирь, когда-то, поклявшись умереть вместе со своей возлюбленной, прыгнул в холодное озеро. Он считал, что именно вода соединит на веки его с любимой.
Смысл пьесы – это ценность любви, без нее невозможно представить существование сего вокруг. Люди, несмотря ни на что должны любить и ценить друг друга, быть верными и искренними в своих чувствах.
История написания
Почему в анализе «Снегурочки» Островского уместно напомнить о том, как эта пьеса была создана? Дело в том, что именно в 1873 году здание Малого театра было закрыто на ремонт и труппе пришлось разместиться в Большом театре. Чтобы не терять время в простое, руководство приняло решение о большой постановке, в которой были бы задействованы все три труппы — оперная, балетная и драматическая. Главным было найти автора текстовой части и композитора для такой необычной совместной работы. И обратились к самому известному на тот момент отечественному драматургу А. Н. Островскому, который тогда увлекся идеями исследователя и собирателя русского фольклора Александра Афанасьева.
В качестве основы для сюжета Островский взял русскую народную сказку «Девочка-Снегурочка». Эта история о девочке из снега по имени Снегурка (Снежевиночка) появилась в книге Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», которая была опубликована в 1869 году. Доказательством того, что в процессе написания пьесы Островский опирался на эту народную сказку, является тот факт, что по сюжету обоих произведений Снегурочка погибает (тает). Тогда как существовали другие варианты сказки, в которых героиня воскресала.
И автору пьесы, и композитору пришлось работать в напряженном режиме, пьеса была закончена к юбилею драматурга: 31 марта 1873 года Островскому исполнилось 50 лет.
Вознесение Господне!
За Днем Победы грядет другой праздник – Вознесение Господне! Вознесение Господне – христианский праздник, отмечаемый в сороковой день по Пасхе в честь вознесения плоти Иисуса Христа на Небо и обетования о Его втором пришествии. Вознесение Спасителя означает обОжение его человеческой природы, которая становится невидимой для человеческого ока.
Казалось бы: какая связь? А прямая: Господь Логос Силой Духа Божьего преобразовал тленное физическое тело в огненное вплоть до клеток.
Обратимся к Википедии
Персонажи
Для дальнейшего анализа сказки «Снегурочка» Островского рассмотрим второстепенных персонажей.
Бобыль по имени Бакула и Бобылиха — приемная семья Снегурочки. К слову сказать, бобылями на Руси называли самых бедных крестьян, не имеющих земельного надела. Поэтому Дед Мороз и надеется, что на такую «невесту», как приемная дочка бобылей, никто не позарится. По характеру же Бобыль — гуляка и лентяй, а Бобылиха мечтает о тепле, богатстве и неге без всякого труда.
Купава — дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.
Царь Берендей — беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин — Бермята. Жена Бермяты — Елена Прекрасная.
Радушка, Малуша — слободские девушки, подруги Купавы.
Брусило, Малыш, Курилка — слободские парни.
Действующие лица
Снегурочка Островского написана в стихотворной форме, по смыслу напоминающей сказки А. С. Пушкина. Наряду со сказочными персонажами в пьесе присутствуют мифологические существа из древних славянских легенд:
Главные герои:
- Снегурочка – юная, красивая девушка, мечтающая о любви;
- Весна-Красна и Мороз – родители Снегурочки;
- Бобыль и Бобылиха – бездетная семейная пара, взявшая себе Снегурочку;
- Лель – легкомысленный пастушок, не способный определиться со своими чувствами;
- Мизгирь – купец, влюбившийся в Снегурочку;
- Купава – бывшая невеста Мизгиря;
- Ярило – бог Солнца.
Краткое изложение. Пролог
Действие пьесы происходит в стране народа берендеев в стародавние времена. На Красную горку приходит Весна, ее сопровождают птицы. Еще очень холодно, но Весна обещает, что уже завтра согреет лес и землю солнце и придет конец холодам.
В прологе Весна рассказывает историю о том, что есть у них со старым Морозом дочка по имени Снегурочка. Ее будущее вызывает у родителей споры и ссоры: Весна хочет, чтобы девушка жила среди людей и веселилась вместе с молодежью, а Мороз утверждает, что берендеевский бог солнца Ярило дал клятву, что погубит Снегурочку, как только она полюбит. Так что пусть лучше она живет в родительском лесном тереме среди зверей и никогда не выходит к людям. Разговор Весны и Мороза, как всегда, оканчивается ссорой. Но наконец супруги находят компромисс: они решают отдать Снегурочку на воспитание бездетному Бобылю, живущему в слободке. Они считают, что вряд ли будут заглядываться парни на бобылеву дочку. Девушка признается, что очень рада этому выбору, что любит она людские песни и нравится ей пастух Лель. Дед Мороз пугается и наказывает дочери:
Снегурочка, беги от Леля, бойся
Речей его и песен. Ярым солнцем
Пронизан он насквозь…
Четвертое явление Пролога заканчивается отбытием Мороза на Север, его наказом лешим оберегать Снегурочку, случись на нее напасть кому-то в лесу. Являются поселяне с санями, на которых везут чучело Масляницы, они провожают зиму и поют песни.
Бобыль, Бобылиха и другие берендеи видят Снегурочку и удивляются:
Боярышня! Живая ли? Живая.
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.
Снегурочка говорит, что она хочет жить в слободе у бобылей, и те, приняв ее за боярышню, радуются неожиданному счастью.
Чтобы провести анализ пьесы Островского «Снегурочка», следует иметь в виду, что появление Снегурочки в слободе можно считать завязкой истории.
Анализ произведения Снегурочка Островского (сказка, пьеса)
Островский – это великий писатель и драматург. Именно он внес огромный вклад в создание репертуара русского театрального искусства. Одним из произведений, не похожих на другие, больше похоже на захватывающую сказку является пьеса Снегурочка.
Эта сказка-пьеса, написанная Островским в 1873 году, произвела настоящий фурор не только на рядовых читателей и зрителей, но и на критиков. Это лирическое произведение оставило неизгладимый отпечаток в душе у каждого человека. В ней все прекрасно – и музыка, и слова, и балетная постановка. Здесь можно познакомиться с обычными берендеями, богами и полубогами. От этого сказка-пьеса становится еще более интересной и фантастичной.
Источники для этого произведения были взяты из русской мифологии и обычной сказки о Снегурочке. Главный герой царь Берендей был обеспокоен жизнью и процветанию своего народа. Постепенно он начинает замечать, что его народ становится тщеславен и завистлив. Берендей боится, что такое поведение разгневает бога Ярило. Берендей пытается открыть для людей истину настоящей любви. Но в его царстве живет дева по имени Снегурочка. Ярило, предупредил ее отца, Морозко, что как только она полюбит кого-то по-настоящему, он растопит Снегурочку.
Так и жила Снегурочка в своем мире без любви, с каждым днем становясь все холоднее и холоднее. Другие же, глядя на нее так же отказывались от мужских ухаживаний. Снегурочка хотела бы быть счастливой, но не могла познать истинного чувства любви. Даже когда к ней пришел свататься Мизгирь, она, чувствуя в душе своей пустоту, оттолкнула его. Из-за этого душевную боль испытывают все герои произведения – Снегурочке плохо, от того что она не может любить. Купава, от того что с ней не хочет быть Мизгирь, любимый ею человек. А Мизгирю никто не нужен кроме Снегурочки.
В конце концов, ее дедушка обратился к Весне и попросил научить ее внучку любить. И та согласилась это сделать. Она сказала, что Снегурочка должна полюбить первого же человека, повстречавшегося на ее пути. Им оказался именно Мизгирь. Он очень обрадовался, когда узнал, что девушка в него влюблена. Но именно в этот момент, когда Снегурочка познала чувство любви, девушка растаяла.
Гибель Снегурочки растопила сердца многих людей, которые познали истинное чувство любви. Сам Мизгирь, когда-то, поклявшись умереть вместе со своей возлюбленной, прыгнул в холодное озеро. Он считал, что именно вода соединит на веки его с любимой.
Смысл пьесы – это ценность любви, без нее невозможно представить существование сего вокруг. Люди, несмотря ни на что должны любить и ценить друг друга, быть верными и искренними в своих чувствах.
Первое действие
Оно начинается в слободе с объявления Бирюча о назначенном празднике в честь бога солнца Ярилы. Далее происходит разговор бобылей со Снегурочкой. Те пеняют девушке, что ей бы надо найти себе жениха побогаче, чтобы обеспечить будущее новых родителей, ведь она отказывает всем, кто за нее сватается. Снегурочка отвечает, что скупа она на ласки оттого, что ждет любви, а ее все нет.
На постой к семье Бобыля приходит пастух Лель, который по очереди ночует у разных поселян. Тот поет песни Снегурочке, она неожиданно для себя плачет и дарит ему цветок. Лель обещает, что сохранит его, но, как только зовут его другие девушки, выбрасывает подарок и убегает.
При анализе «Снегурочки» Островского нужно уточнить, что взаимоотношения этих двух персонажей — главное для понимания произведения.
Купава рассказывает героине о своей встрече и любви к Мизгирю, который — «отецкий сын торгового гостя из царского посада». На предстоящий день почитания Ярилы у них намечена свадьба.
В следующем явлении приходит Мизгирь с подарками, чтобы «выкупить» Купаву у подруг и парней. Он видит Снегурочку и неожиданно прогоняет невесту, желая остаться около новой любви. Купава с плачем убегает, проклиная изменника.
Популярные сегодня темы
Если бы меня вдруг спросили, кого из членов своей семьи я люблю больше, вполне вероятно, что я был бы в растерянности. Ведь все эти люди одинаково близки мне – и, соответственно, я люблю их одинаково.
Москва – столица нашей родины, а Красная площадь, пожалуй, самая главная её достопримечательность. Знаете, почему она называется Красной? Потому что, красивая.
Омск — город-миллионник, расположенный в Западной Сибири на пересечении Иртыша и его притока — Оми. По численности населения в Сибири Омск занимает второе место.
Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского. Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы
На свадьбе Ольги Ивановны и Осипа Дымова присутствовало много гостей, в основном люди искусства, знакомые Ольги Ивановны. Всем своим друзьям Ольга расхваливала своего новоявленного мужа, начинающего доктора.
Источник
Действие второе
События развиваются во дворце царя Берендея. Он сокрушается, что тепла на земле становится все меньше, лета все короче, а зимы все длиннее. Это значит, говорит он, что люди охладели сердцами.
…за стужу наших чувств
И сердится на нас Ярило-Солнце
И стужей мстит.
В анализе «Снегурочки» Островского кратко поясним, что именно царь Берендей выводит обычную проблему любовного треугольника к сюжету о происках божественных сил природы.
Пред очи царя является Купава, которая жалуется на предателя Мизгиря. Разгневанный Берендей велит доставить к нему молодца и собрать народ на суд. Мизгирь винится, Мураш и Бермята предлагают царю женить его на Купаве. Но Мизгирь мечтает только о Снегурочке.
Царь решает, что лучшее обращение к Яриле и жертва ему — свадьба красавицы, и допытывается у Снегурочки, кто ее любимый. Но та отвечает, что сердце ее молчит. Царь обращается с призывом к женихам: кто сумеет возбудить любовь девушки, тот станет ее мужем и получит от него награду. Вызываются Мизгирь и Лель (последний по призыву боярыни Елены Прекрасной). Игры в честь Ярилы назначены на предстоящую ночь, свадьба — на утро.
Логос
Логос это термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» — высказывание, речь, и «понятие» — суждение, смысл. Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность развития мира – закон бытия». Космический Логос – слово, говорит греческая философия, «обращается к людям, которые, даже «услышав», не способны его понять. В свете космического Логоса мир есть гармоничное целое. Однако обыденное человеческое сознание считает свой частный произвол выше общего законопорядка. Внутри этого всеединства «все течет», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос остается равным себе. То есть картина мира, будучи динамичной, сохраняет стабильность и гармонию. И эта стабильность сохраняется в Логосе. Стоики описывают Логос как состоящую из тонкой материи (эфирно – огненную) душу космоса, обладающую совокупностью формо-создающих потенций. От них происходит «сотворение» вещей в инертной материи, формируют чувственный мир.
В христианстве Логос – Слово личного и живого Бога. Бог окликает Словом (Логосом) вещи и так вызывает их из небытия.
В христианстве «Логос» определен словами Евангелия от Иоанна – « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». История земной жизни Иисуса Христа трактуется как воплощение, «вочеловечивание» Логоса, принесшего Откровение и Сам явившийся этим откровением – Словом жизни, самораскрытием «Бога незримого». В соответствии с этим в христианстве утверждается тождество Логоса (Христа) Богу – Сыну, который представляет «Слово» Бога – Отца и является вторым лицом Троицы.
У Логоса – Господа Иисуса Христа, были полностью раскрыты все семь пределов сердца, полностью активированы – включены в работу 12 энергетических каналов мозга, Он их объединил в один — канал Любви!
«Наш Спаситель вознесся от грешной земли ввысь Небесную, полную света
Вот уж облако белое скрылось вдали, все Апостолы видели это.
Иисус, Кто на Небо взошел от земли так же точно придет к вам однажды,
И слова эти радость в сердцах их зажгли, ожидал теперь Господа каждый».
Вознесение Господа произошло 2000 лет назад. Он проложил Путь выхода всей цивилизации землян из 3-х мерного – замороженного мира в жизнь вечную. Это Путь Любви! Но без помощи свыше, помощи Господа, без Его огненной энергии, нам не одолеть Пути выхода – преображения наших клеток в эфирно – световое тело.
Итог Второй мировой войны – пробуждение сострадания в сердцах огромного количества людей планеты Земля. Стало понятно, что, только объединившись можно преодолеть Зло. Очень много людей прозрело во время и после войны: сколько прекрасных произведений родилось, какие фильмы и мультфильмы были созданы, 50% мировых открытий было сделано и делается учеными СССР!!! Но какою ценой?!! Это подготовило человечество планеты к принятию той огненной энергии, которая пришла на Землю, а это и есть второе пришествие Христа: в августе 1999 года Луч Божественной Любви вошел в ядро планеты Земля. В декабре 2012 года стало понятно, что цивилизация смогла принять этот Луч Любви и постепенный процесс нашего вознесения начался!!! Эта информация уже доступна каждому мыслящему сознанию. Теперь каждый человек планеты Земля, как сказочная Снегурочка, однажды очень захочет познать любовь огненную и ему дается такая возможность.
«Не передать в словах тот миг заветный, не хватит мудрости, чтоб чувства описать…
Всех тех, кто видел чудо это, как Иисус вознесся в Небеса.
Свершив великий подвиг на планете, ушел Христос к Отцу на славный трон,
Оставив повеленье Божьим детям, чтоб каждый ждал, когда вернется Он»… (Р. Зайченко)
Но не просто ждал, а генерировал в себе любовь, сострадание через те мысли, поступки и дела, какие может.
О качествах 12 каналов уже говорилось в других сказках, но есть еще 7 пределов сердца, которые человеку предстоит открыть в себе, при принятии — утончение энергии Луча Божественной любви.
Действие третье
Это действие развивается на лесной поляне, где расставлены шатры. Девушки и парни в венках водят хороводы. Лель, который пообещал Снегурочке выбрать ее как невесту, подводит к царю Купаву. В слезах смотрит на него главная героиня. Но Лель признается Снегурочке, что ни к одной девушке не лежит его сердце, что он просто не может никого обидеть. В очередной раз он дает обещание Снегурочке выбрать ее в жены и исчезает. Появляется Мизгирь и предлагает ей бесценную жемчужину за то, чтобы она стала его женой. Но девушка убегает. Скрыться от настойчивого жениха в чаще леса ей помогают Леший и сам лес, который морочит голову Мизгирю, посылая ему призраки Снегурочки.
Героиня снова ждет своего Леля. Но он убеждает ее обождать в стороне, а сам встречается с Купавой. Они уговариваются пожениться наутро. Снегурочка, понимая, что возлюбленный не верит в ее чувства, плача, обращается к Весне.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой, и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить!
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
Что есть в оригинале и в большинстве адаптаций[править]
- Айрис и Боб — Бермята, Купава, Мураш, Радушка, Малуша, Брусило… и ни с того, ни с сего вдруг Елена Прекрасная с совершенно греческим именем! Обоснуй: Бермята взял в жёны иностранку. Правда, откуда она там взялась, это уже другой вопрос…
- Басы могущества — Мороз, да и Весну сюда можно отнести: у неё должно быть роскошное глубокое контральто.
- Бетти и Вероника — в двух экземплярах: Снегурочка и Купава, Лель и Мизгирь.
- Вторая любовь — Снегурочка для Мизгиря (если, конечно, Купаву он вообще любил, что под вопросом), Лель для Купавы.
- Жгучий брюнет — Мизгирь, как правило, изображается таким, в противовес обычно белокурому Лелю. Аверсия в фильме 1968 года: там у Мизгиря русые волосы, хотя и более тёмного оттенка, чем у Леля. Причём в тексте пьесы и либретто оперы прямо упомянуто, что у него «кудри русы», но на это, как правило, не обращают внимания.
- Затмить адаптацией/Не в ладах с богословием — реальный мифологический статус Ярилы не до конца понятен: то ли умирающий и воскресающий бог, то ли просто ритуальный персонаж, персонификация плодородия (по созвучию имени с яровой
), то ли вовсе мистификация (очень хотелось романтикам-фольклористам доказать, что у славян была развитая структурированная мифология не хуже греко-римской или германо-скандинавской. Не доказывается? Не беда, придумаем!) Так или иначе, солярным божеством он точно не был. Но в силу популярности «Снегурочки» просочился в канон, и теперь ему на серьёзных щах поклоняются совершенно реальные долбославы. С Лелем ситуация примерно похожая: фольклористы XIX века выписывали его этаким славянским Эротом — по созвучию с традиционными припевами любовных песен «лели/люли/полюли». Тут драматург, конечно, поступил тактичнее и где-то ближе к истине: примерно такого характера песни Лель и исполняет, и на божественный статус уж никак не претендует.
Четвертое действие
Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.
— Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.
Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.
Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.
Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:
Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.
(…)
Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Восхождение
Ограниченный малыми сроками по кирпичику строишь свой храм.
На пути твоем пропасть глубокая замороженных эго-программ.
Узкий мост через пропасть известен: победивший сомненья и лень
По Лучу Обретения-Вести на вторую восходит ступень.
Призывающий Луч Покаянья дарит сердцу Терновый венок.
Утончив твою душу страданьем, чтоб ее для Меня уберег.
Луч таинственный Разума-Формы возведет на высокий порог,
Открывая сознанью платформу перехода на новый виток.
Луч, вселяющий Творчество Духа, вдохновение в сердце прольет,
С утонченным и вкусом и слухом в беспредельный отправит полет.
Луч Могущества-Смерти поможет умереть и воскреснуть во Мне.
Благодатью небесного ложа окружит от вершин до корней.
Если ты одинокий, как остров океанской водою омыт,
Помни, друг, будет очень непросто научиться собратьям служить.
По Лучу Устремления-Воли от начала пути до конца
Только сила соборного поля помогает открыться сердцам.
Если Мудрость с Любовью сольется, освещенная Высшим Лучом,
Все соборное сердце забьется с тонким ритмом Моим в унисон.
Канет в вечности мрак бездорожья, планетарный закончится бег.
Принимая наследие Божье, в силу Бога войдет человек! (О.В.Асауляк)
« Россия, будто бы Христос, из пепла возродится снова
И встанет в свой могучий рост под звон церквей и Божье Слово.
Благословен, тернист тот путь, через распятье к воскрешенью…
И в этом смысл ее и суть, сквозь боль вести весь мир к спасенью». (А.Ковалев)
Судьба постановки
Премьеру пьесы и критики, и публика приняли с некоторым недоумением. Согласно описанию и анализу «Снегурочка» Островского была настоящей весенней сказкой-феерией. Но у драматурга к тому времени была сложившаяся репутация сатирика-реалиста, бытописателя и обличителя человеческих пороков. А тут русская национальная сказка. Такое нарушение привычного амплуа у многих вызвало вопросы. Вероятно, отсюда и один из эпитетов, как приговор вынесенный критиками пьесе — «бессодержательная».
Однако спустя восемь лет, в 1881 году, русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера, основанная на пьесе Островского, премьера которой состоялась в феврале 1882 года. И вот она-то имела оглушительный успех.
Мы привели описание и анализ произведения Островского «Снегурочка».
Сказка – ложь, да в ней намек…
«Метаистория – это ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне ее методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Метаистория познается путем последовательного преодоления трех стадий: мистического озарения, направленного созерцания и, наконец, истолкования. Метаистория всегда мифологична и оценивает события с точки зрения морали». Д.Андреев