Адвокатура неразрывно связана с судебной
системой, поскольку не может существовать
при отсутствии судебных учреждений.
Адвокаты являются защитниками интересов
людей при разбирательстве в суде споров,
затрагивающих эти интересы. Следовательно,
адвокатура как определенная общественная
группа возникла в связи с необходимостью
защиты интересов людей при рассмотрении
споров в суде. Таким образом, адвокатура
является общественным учреждением,
возникшим вследствие совершенствования
судебной системы человеческого
сообщества.
В то же время необходимо отметить
важность различения адвокатуры и
судебного представительства, поскольку
это различение имеет существенное
значение для последующего рассмотрения
истории адвокатуры. Судебное
представительство – это замена тяжущегося
в процессе другим лицом, при которой
все последствия судебной деятельности
представителя падают непосредственно
на тяжущегося. Адвокатура, несомненно,
включает в себя элемент представительстваинтересов в суде. Однако помимо этого
адвокатура являетсяправозаступничеством,
т.е., иными словами, юридической помощью,
оказываемой нуждающимся в ней лицам
специалистами-правоведами. Отсюда
вполне понятно, что в то время как
судебное представительство имеет целью
устранить неудобство личной явки стороны
(или сторон) в суд и, по своей идее, не
предполагает специальной подготовки,
сущность адвокатуры состоит именно в
знакомстве с правовыми нормами, т.е. в
юридическом образовании. Таким образом,
адвокатура и судебное представительство
существуют одновременно, но адвокатура
как деятельность по защите интересов
в суде, в отличие от чисто представительства,
основана на юридических знаниях. К тому
же адвокатура как объединение определенного
круга людей предполагает (по общему
правилу) организационное единство.
Наконец, следует отметить также то
обстоятельство, что адвокатура как
общественный институт существовала не
во всех странах и не у всех народов. Это
было обусловлено двумя причинами:
разницей уровней развития различных
народов и особенностями сложившихся
общественных отношений. Адвокатура
возникала на определенной ступени
развития того или иного общества, после
учреждения судебных органов и разработки
правовых норм, установленных в специальных
источниках права и доступных для
всеобщего ознакомления. Таким образом,
адвокатура как общественный институт
могла возникнуть только на достаточно
высоком уровне развития общества. Однако
здесь вступает в действие вторая причина.
Некоторым народам в силу исторически
сложившихся особенностей общественных
отношений (в частности, строго
субординационной структуры общества
с жестко горизонтальным беспрекословным
подчинением младших старшим, низших –
высшим) было органически неприемлемо
существование адвокатуры как особого
общественного института, вмешивающегося
в деятельность судей, действующих от
имени государства. Так, например, в
Древнем Китае и в Японии адвокатуры не
было, поскольку решение спорных вопросов
полностью зависело от представителей
государственной власти и было обязательным
для всех. В Древнем Египте адвокатура
не допускалась. В то же время в Древней
Индии адвокатура была, но обязанности
представительства и правозаступничества
совмещались одним лицом.
Напротив, в африканских странах не было
достигнуто того уровня развития общества,
при котором возможно появление адвокатов,
защищающих интересы одной из сторон и
с помощью своих правовых познаний –
именно правовых познаний – убеждающих
вынести нужное им решение.
Возникновение адвокатуры стало возможным
только в античных странах, и прежде
всего в Древней Греции (в Афинах) и
особенно в Древнем Риме. Античное
общество достигло того уровня совершенства,
при котором правосудие как деятельность
государства по разрешению возникающих
споров было основано на подробно
разработанных и четко определенных
правовых нормах (в Древних Афинах –
законы Солона, в Древнем Риме – Законы
XIIТаблиц). Важным было
также предпочтение, оказываемое античным
обществом решениям, вынесенным справедливо
и беспристрастно после тщательного
ознакомления со всеми обстоятельствами
дела (как уголовного, так и имущественного)
на основе конкретных правовых норм.
Таким образом, именно в античном обществе
были созданы все условия для появления
адвокатуры и как деятельности, и как
института.
Однако в Древней Греции адвокатура в
истинном виде не смогла сформироваться,
поскольку от участников судопроизводства
требовалось личное участие. Позднее
наряду с участником судопроизводства
стали выступать т.н. синегоры, которые
высказывались по поводу сути дела, ипараклеты, которые расхваливали
нравственные и гражданские качества
своих близких, участвующих в судебных
разбирательствах.
Впоследствии же в Древней Греции возникла
т.н. «немая адвокатура» – сочинение
речей (логографий) для суда: известные
ораторы, называемые в этом случае
логографами– история сохранила
имена Антифона, Гиперида, Лисия, Исократа,
Эсхина, а также знаменитого Демосфена
– сочиняли речи, которые стороны, а
также иногда и синегоры с параклетами,
произносили при разбирательстве их
дела в суде. Существование же адвокатской
деятельности в виде судебного
представительства не всегда было
одобряемо афинскими законодателями.
Так, великий Солон в началеVIвека до н.э. издал закон, предусматривающий
личную защиту афинскими гражданами
своих интересов в суде. Однако уже в
началеVвека до н.э.
допускалась родственная защита в суде,
когда интересы сторон защищали их
ближайшие родственники. Впоследствии
составление речей и судебное
представительство отчасти слились в
единое целое, и некоторые ораторы
(например, Демосфен) не только сочиняли
вступительную речь (логографию), но и
осуществляли устную защиту интересов
стороны в судебном процессе. Однако
ораторы не обладали юридическими
познаниями, и предпочтение по-прежнему
отдавалось красноречию в ущерб правовому
обоснованию позиции стороны, участвующей
в споре. Возможно, что в ходе дальнейшего
развития в Древней Греции и сформировалась
бы адвокатура в значении, близком к ее
нынешнему пониманию, но этому помешало
присоединение греческих городов и
государств к римской державе, в результате
чего развитие адвокатуры в Греции
неразрывно связано с процессом становления
и развития римской адвокатуры.
История адвокатуры в Древнем Риме
заслуживает особенно подробного
рассмотрения в связи с тем, что именно
в Древнем Риме впервые появилась
адвокатура как деятельность определенных
людей и как общественный институт так,
что ее можно считать прообразом
современной адвокатуры.
Происхождение римской адвокатуры имело
свои особенности. После объединения
патрициев и плебеев в единую общность
римских граждан возник институт
патроната, предусматривающий оказание
видными гражданами (обычно патрициями)
помощи и защиты лицам, нуждающимся в
таком покровительстве (клиентам). При
этом, в частности, предполагалась и
защита патроном интересов клиента при
судебном разбирательстве споров,
затрагивающих его каким-либо образом.
Кроме того, это было обусловлено и тем,
что римское законодательство в первые
века существования республики было
доступно только патрициям и, следовательно,
только они могли оказать действенную
правовую помощь своим клиентам.
Обнародование Законов XIIтаблиц в 450 г. до н.э. (официально принятая
датировка этого события в истории) не
изменило полностью сложившегося
положения, поскольку эти Законы
кодифицировали нормы материального
права, в то время как процессуальные
нормы права оставались в ведении закрытой
коллегии жрецов. Таким образом,
первоначально адвокатура как деятельность
по защите граждан и их интересов в суде
была частью патроната.
Однако на протяжении VиVIвеков до н.э. процессуальные
нормы – в частности, установленные
исковые формулы – были опубликованы.
Это положило конец монополии закрытых
жреческих коллегий на доступ к правоведению
и сделало участие в рассмотрении судебных
споров возможным для всех. В связи с
этим защита в суде граждан и их интересов
в принципе могла осуществляться отныне
любыми лицами. На практике институт
патроната сохранился (в том числе и с
функцией судебной защиты), однако теперь
все чаще защиту граждан в суде стали
осуществлять родственники или друзья
граждан, нуждающихся в такой защите.
Следовательно, как и в Древней Греции,
для римской адвокатуры был свойственен
этап т.н. «родственной адвокатуры».
Полное обнародование римского
законодательства и, соответственно,
его доступность имело еще важное
последствие: появление особой группы
граждан, профессионально занимающихся
изучением законов и применением их на
практике, т.е. юристов. С самого
возникновения римская юриспруденция
развивалась по двум направлениям:
юридическое консультирование и судебная
защита, т.е. собственно адвокатура.
Именно с этого времени можно начинать
отсчет истории адвокатуры.
Как и в Древней Греции, большое внимание
уделялось красноречию при произнесении
речей в суде. Однако со временем все
большее значение приобретало знание
законодательства и умение посредством
норм права наилучшим образом защитить
интересы граждан при рассмотрении
судебных споров, затрагивающих эти
интересы. Для выполнения подобной задачи
необходимы были специалисты,
юристы-профессионалы. В связи с этим на
протяжении III-IIвв. до н.э. «родственная» адвокатура
уступает свои позиции профессиональной
адвокатуре.
При этом для занятия адвокатурой
существовало только несколько
отрицательных ограничений. Не могли
выступать в качестве адвокатов следующие
категории граждан:
-
дети в
возрасте до 17 лет и глухие – они должны
были нанимать адвоката; -
женщины
и слепые граждане могли защищать только
свои интересы; -
некоторые
категории граждан, частично ограниченных
в правах, могли защищать только себя и
своих родственников.
За исключением
этих ограничений адвокатура в Древнем
Риме была свободной профессией, по
общему правилу доступной для всех
римских граждан. При этом корпоративного
единства между адвокатами не было –
все они практиковали по отдельности.
Кроме того, необходимо отметить отсутствие
законодательного регулирования
адвокатской деятельности.
Таким образом, во II-Iвв. до н.э. начинается расцвет римской
юриспруденции и, в частности, римской
адвокатуры. Необходимо отметить, что
это оказывало влияние и на политическую
жизнь Римской республики, поскольку
многие политики начинали свою публичную
деятельность с адвокатуры. Катон, Сципион
Африканский, М. Антоний, Гракх, Красс, а
также знаменитые Цицерон, Помпей и
Цезарь выдвинулись в свое время путем
адвокатуры.
Республиканский период истории Древнего
Рима должен быть признан лучшим временем
римской адвокатуры. Наибольшую известность
на адвокатском поприще во II-Iвв. до н.э. приобрели М. Туллий Цицерон
и Кв. Гортензий Гортал, бывшие друзьями,
но часто выступавшие в процессах с
защитой интересов разных сторон.
Смена республиканской формы правления
авторитарным правлением императоров
(принцепсов) первоначально не оказало
существенного влияния на деятельность
римской адвокатуры. Однако адвокаты,
как и все римские граждане в Iв. н.э., сразу же почувствовали сильное
давление со стороны императорской
власти, весьма ощутимое и без детального
законодательного регулирования. В
частности, они принимали участие в
политических процессах, число которых
увеличивалось с правлением каждого
нового императора. Однако многие адвокаты
продолжали главным образом свою обычную
судебную практику, не связанную с
политическими процессами по осуждению
настоящих или мнимых противников
императоров. Широкую известность
приобрели Домиций Афр, живший в первой
половинеIв. н.э., Вибий
Крисп и Эприй Марцелл, жившие во второй
половинеIв. н.э. и
считавшиеся самыми выдающимися адвокатами
своего времени, а также Марк Фабий
Квинтиллиан, написавший трактат об
ораторском искусстве, и Плиний Младший,
знаменитый соратник императора Траяна.
В своей деятельности римские адвокаты
I-IIIвв. н.э.
широко использовали теоретические
достижения видных юристов. Однако
необходимо отметить, что известные
юристы, имена которых составляют
сокровищницу римского права – Лабеон,
Капитон, Прокул, Сабин, Цельз, Юлиан,
Помпоний, Павел, Папиниан, Ульпиан – не
были адвокатами, они разрабатывали
теорию римского права и давали юридические
консультации гражданам, а некоторые из
них (Цельз, Юлиан, Павел, Папиниан,
Ульпиан) являлись консультантами и
помощниками императоров. Таким образом,
деление исторически сложившееся римской
юриспруденции на адвокатуру и юридическое
консультирование сохранилось.
Постепенно, по мере усиления императорской
власти, все более приобретавшей
монархические очертания, контроль
государства над адвокатами и их
деятельностью становился все более
полным. Особенно это проявилось уже в
IV-Vвв., когда
Римская империя приобрела по-настоящему
монархические черты. Если до сих пор
адвокатура была во всех отношениях
свободной профессией и не имела никакой
организации, то теперь она получает
постепенно правильное устройство. СIVв. в законодательных памятниках появляется
термин «сословие адвокатов». Затем
адвокаты разделяются на штатных и
сверхштатных, при императоре Льве
устанавливается экзамен для кандидатов
в адвокатуру, ограничивается комплект
штатных адвокатов для каждой провинции,
предоставляются различные привилегии
как всему сословию, так и некоторым из
его членов, словом, законодательство
стремится подробно определить все
стороны профессии. В частности, наряду
с указанными выше отрицательными
условиями, определяющими невозможность
выступления некоторых категорий римских
граждан в качестве адвокатов, появляются
положительные условия, необходимые для
вхождения в сословие адвокатов. Такими
условиями являются обязательное
получение юридического образования в
одной из трех юридических школ Империи,
расположенных в Риме, Константинополе
или Берите (современный Бейрут), и
обязательная сдача экзамена.
Заканчивая обзор истории адвокатуры в
Древнем Риме, необходимо отметить
важнейшее значение этого периода для
становления адвокатуры в ее современном
понимании. Именно в Древнем Риме
деятельность специально подготовленных
людей по защите в суде их сограждан и
их личных и имущественных интересов
впервые стала официально признанной
профессией, что, несомненно, способствовало
развитию адвокатуры как особого
направления юридической деятельности.
После окончательного падения Римской
империи в конце Vв. развитие
адвокатуры как бы приостанавливается.
Это было обусловлено многими причинами.
С одной стороны, в Восточной Римской
империи – Византии – сохранялись в
неизменности сложившиеся формы судебного
процесса, и в полной мере это относилось
и к адвокатуре. С другой стороны,
германские и тюркские племена, заполонившие
Западную Римскую империю и создавшие
на ее руинах свои государства, не
нуждались в римских процессуальных
формах, поскольку имели сложившиеся
формы судопроизводства. У них была
обязательна личная явка в суд лиц,
интересы которых затрагивали
рассматриваемые судебные дела.
Однако по мере того, как во вновь созданных
государствах римское население и племена
завоевателей сливались в единые
народности, римское право и римское
судопроизводство восстанавливали свое
значение, прежде всего для римских
граждан.
Так, в Галлии (т.е. в современной Франции),
захваченной племенами франков, римские
судебные институты полностью сохранялись,
причем их действие распространялось и
на франков.
Однако со временем адвокатура во Франции
стала приходить в упадок. Причиной тому
послужило подчинение судопроизводства
Божьему суду, т.е. решение споров между
людьми путем судебных поединков или
физических испытаний. Адвокатуре как
представлению и защите интересов людей
на основе правовых норм при этом не
находилось места. Только в духовных
судах, где разбирались споры, стороной
в которых была церковь, сохранялся
простор для деятельности адвокатов.
Условием для этого было трехлетнее
изучение канонического (церковного) и
гражданского права.
Это столь неблагоприятное для адвокатуры
положение изменилось в середине XIIIв., когда при короле ЛюдовикеIXво Франции были заложены основы светского
судопроизводства. Постепенно светская
судебная власть (помимо дел, относящихся
к ведению Королевского суда) сосредоточилась
в высших судебных учреждениях различных
провинций – парламентах, главным из
которых считался Парижский парламент.
Именно при парламентах организовывали
свою практику адвокаты, постепенно
образуя особое сословие. Необходимо
отметить, что в средние века сохранялось
деление юристов на юрисконсультов и
адвокатов, сохраняющееся с римских
времен. Также и условия, необходимые
для допущения к адвокатской деятельности,
были сходны с установленными в Древнем
Риме: ежегодная присяга (о добросовестности
и ведении только правых дел), внесение
в особый список (т.е. организационная
оформленность) и юридическое образование
(диплом лиценциата прав). Адвокатура
представляла собой только правозаступничество,
поскольку чистое представительство
входило в компетенцию особой группы
т.н. поверенных.
Многие адвокаты привлекались к исполнению
важных государственных должностей, в
первую очередь канцлера и хранителя
печати. Кроме того, до конца XVIв., когда была введена продажа судейских
должностей, и адвокатов формировался
судейский корпус. В совокупности эти
факты означают, что одним из отличительных
признаков французской адвокатуры была
ее тесная связь с магистратурой.
Сложившаяся организация французской
адвокатуры была разрушена уже в первые
годы революции по решению Учредительного
собрания (2 сентября 1790 г.), однако уже в
первые десятилетия XIXв.
сословие адвокатов во Франции было
восстановлено и приняло очертания и
характер, сохраняющиеся до сих пор.
Основными принципами деятельности
французской адвокатуры являются
сословность, организационная оформленность
в виде органов самоуправления, установление
условий допущения к профессии (ученая
степень лиценциата права, принятие
присяги, 3-летний стаж юридической
работы, внесение в список). Профессиональная
деятельность французских адвокатов
включает в себя юридическое консультирование
и устную защиту клиентов на суде.
Необходимо отметить, что после своего
возрождения в начале XIXв. французская адвокатура продолжала
сохранять тесную связь с магистратурой,
т.е. с политической деятельностью и
государственной службой. Так, адвокаты
Мартиньяк, Ленэ, Делангль, Барош, Фивр,
Гамбетта, Флокэ в разное время занимали
различные министерские посты, а адвокаты
Тьер и Греви были президентами Третьей
Французской Республики.
Английская адвокатура также имеет
древнюю историю. Как и во Франции, в
Англии адвокатура происходит от
соответствующего института Древнего
Рима, в течение нескольких веков
владевшего Британским островом. Однако
были и существенные отличия. Если во
Франции важную роль в адвокатской
деятельности играло красноречие, то в
Англии красноречие почти совсем не
имело значения. Причинами тому были
пренебрежение к ораторству, господство
формализма в праве, сложность системы
источников права, а также довольно
позднее начало адвокатской практики.
Кроме того, исторически сложилось так,
что английские адвокаты не получали
серьезной теоретической подготовки.
Это было обусловлено тем, что в английских
университетах традиционно преподавалось
только римское и каноническое право.
Чтобы восполнить пробел в изучении
будущими практикующими юристами обычного
и статутного права в конце XIIIв. при короле ЭдуардеIбыли созданы 4 судебные коллегии для
подготовки непосредственно судей и
адвокатов – Линкольнская, Грейская,
Внутренний Храм и Средний Храм.
Как и во Франции, английские адвокаты
всегда пользовались уважением в обществе
и часто приглашались для занятия важных
государственных должностей, в т.ч. и
должности лорда-канцлера (признак
наличия связи с магистратурой). В
частности, выходцами из судебных коллегий
были Томас Мор и Френсис Бэкон.
Таким образом, адвокатура в Англии
занимает прочное общественное положение
и играет важнейшую роль в деле защиты
прав и интересов граждан в стране, в
которой защита прав личности издавна
является одним из приоритетных направлений
деятельности правовой системы.
По сравнению с адвокатурой во Франции
и в Англии история немецкой адвокатуры
имеет существенные отличия. Прежде
всего в Германии не существовало римской
адвокатуры и, напротив, в германских
племенах традиционно требовалась личная
явка сторон в суд. Постепенно, конечно
же, адвокатура в Германии возникла в
силу общественной необходимости.
Отрицательными условиями для занятия
адвокатурой было запрещение к защите
других лиц для женщин, детей, рабов,
незаконнорожденных, опальных, увечных,
а также еретиков и лиц духовного звания.
Постепенно в германских государствах
происходило слияние адвокатов и
поверенных в один класс лиц. В частности,
в Пруссии подобное слияние было
установлено в 1725 г.
Особенностью германской адвокатуры
было то, что адвокаты занимали низкое
общественное положение и не пользовались
уважением в обществе. В отличие от своих
коллег во Франции и в Англии немецкие
адвокаты не занимали государственных
должностей.
В XIXв. одновременно с
процессом объединения немецких государств
в единую Германию шло преобразование
института адвокатуры. Окончательно
было установлено, что адвокатская
деятельность является соединением
правозаступничества и судебного
представительства. Были определены
положительные и отрицательные условия
для занятия адвокатурой. В частности,
не могли быть адвокатами (судебными
поверенными) лица, лишенные права
исполнять общественные обязанности,
лица, исключенные из сословия адвокатов,
а также лица, должность которых была
несовместима с адвокатской практикой.
Для занятия адвокатской деятельностью
были установлены следующие положительные
условия: кандидат должен был пройти
трехгодичный университетский курс
права (не менее половины этого времени
в германских университетах), после этого
сдать первый экзамен, затем три года
практиковаться в юридической деятельности
и только после непосредственного
экзамена на право ведения адвокатской
практики кандидат мог приступать к
деятельности адвоката. Сословие адвокатов
было организационно оформлено. За
ведение конкретных дел были установлены
единые ставки гонораров.
История российской адвокатуры имеет
много общего с историей адвокатуры в
Германии. В частности, у всех славянских
народов, так же, как и у германских, была
обязательной личная явка в суд. Затем
был пройден обязательный этап в
становлении адвокатуры – родственное
представительство. Оно нашло свое
закрепление в таких законодательных
памятниках XVв., как
Псковская Судная грамота 1467 г. и
Новгородская Судная грамота 1471 г. В
частности, в статье 58 Псковской судной
грамоте была предусмотрена возможность
представительства только для определенных
категорий лиц – женщин, детей, монахов,
монахинь, пожилых и глухих. Интересы
церкви могли представлять только
церковные старосты. Должностные лица
(«посадники») представительствовать
не имели права.
В первом общероссийском Судебнике 1497
г., принятом в правление великого князя
Ивана III, была предусмотрена
возможность истца или ответчика прислать
вместо себя поверенного. В Судебнике
1550 г., принятом в правление царя ИванаIV, это положение было
повторено.
Однако уже в XVIIв. в Соборном
Уложении 1649 г., принятом в правление
царя Алексея Михайловича Романова, было
разрешено свободное наемное
представительство.
Такое состояние – разрешение свободного
представительства – сохранялось до
второй половины XIXв. В
Воинских Уставах-Процессах 1716 г. ПетраIбыло положение о том,
что если челобитчик или ответчик не
может по уважительной причине (прежде
всего по болезни) явиться в суд, то он
может послать туда адвоката. Однако по
сути институт адвокатуры в Российской
империи отсутствовал.
Интересы сторон представляли стряпчие
(ходатаи), которыми обычно становились
действующие или бывшие мелкие судебные
чиновники.
Вместе с тем в XIXв.
государство принимало меры к тому, чтобы
зарегистрировать адреса стряпчих.
Законом от 14 мая 1832 г. их деятельность
впервые была упорядочена: устанавливалось,
что функции судебного представительства
могли осуществлять только лица,
зарегистрированные судами в качестве
судебных стряпчих, в количестве,
необходимом для данного суда; именно
суды могли и исключить лицо из стряпчих.
Стряпчие, зарегистрированные судами,
не были никак объединены организационно.
Кроме того, существовала т.н. «адвокатура
Западного края». В литовских и белорусских
губерниях в соответствии с литовским
Статутом, сохранившим свое действие и
после присоединения этих земель к
Российской империи, адвокатами могли
быть дворяне, имеющие образование и
получившие свидетельство об этом. В
прибалтийских губерниях на протяжении
всего XVIIIиXIXвв. сохранялась адвокатура, существовавшая
там в предыдущие века; адвокатами могли
стать лица, имеющие степень кандидата
права (позднее – магистра права или
доктора права), выдержавшие практический
экзамен и принесшие присягу.
Напротив, на территории Царства Польского
адвокатура была организована только в
1808 г. При этом было предусмотрено
существование 3 рангов адвокатов –
«патронов», «адвокатов» и «защитников»
– которые могли вести дела соответственно
в судах первой, апелляционной и
кассационной инстанции.
Однако на всю территорию Российской
империи данный опыт не был распространен.
Важнейшее преобразование произошло в
рамках судебной реформы 60-х гг. XIXв. с изданием т.н. «судебных уставов»,
высочайше утвержденных императором
АлександромII20 ноября
1864 г.: Устава уголовного судопроизводства,
Устава гражданского судопроизводства,
Устава о наказаниях, налагаемых мировыми
судьями и Учреждений судебных установлений.
С изданием последнего документа –
Учреждения судебных установлений– были заложены основы для формирования
профессиональной адвокатуры в России
и ее организационного оформления. Раздел
девятый Учреждений – «О лицах, состоящих
при судебных местах» – регламентирует
деятельность судебных приставов,
присяжных поверенных, кандидатов на
должности по судебному ведомству и
нотариусов. Глава вторая этого раздела
так и называлась – «О присяжных
поверенных».
Российские адвокаты подразделялись на
присяжных поверенных и частных поверенных.
Особое значение приобрели присяжные
поверенные. Это было обусловлено их
более высоким профессиональным уровнем
и организационным объединением.
Для допущения к профессии присяжного
поверенного необходимо было соблюдение
следующих условий:
-
достижение
25-летнего возраста, -
подданство
Российской империи, -
наличие
юридического образования (окончание
курса юридических наук и сдача экзамена
по ним в университетах или каких-либо
других высших учебных заведениях), -
практическая
подготовка по специальности не менее
5 лет (в качестве чиновника судебного
ведомства или помощника присяжного
поверенного).
Не могли быть допущены к профессии
присяжного поверенного иностранцы,
лица, состоящие на оплачиваемой службе
у государства, несостоятельные должники,
а также опороченные лица (к таковым
относились, в частности, лица, исключенные
из числа присяжных поверенных,
священнослужители, лишенные сана, лица,
лишенные прав состояния). Решение об
отказе в принятии могло быть обжаловано
в суд, однако существовало негласное
правило о том, что отказ, основанный на
сомнениях в моральных качествах
претендента, не обжаловался.
Первые 27 присяжных поверенных были
утверждены 17 апреля 1866 г., в день введения
в действие судебных уставов и торжественного
открытия новых судов.
Организационная оформленность присяжных
поверенных состояла в том, что они могли
составлять коллегию при судебных палатах
губерний. Члены палаты избирали органы
самоуправления: Совет и председателя.
В функции советов входило, в частности,
принятие решений по следующим вопросам:
-
прием
новых членов и исключение из членов; -
наблюдение
за точным исполнением присяжными
поверенными законов и принимаемых ими
на себя обязанностей, а также рассмотрение
жалоб доверителей на действия присяжных
поверенных, жалоб тех лиц, против которых
присяжный поверенный вел дела, жалобы
одного присяжного поверенного на
другого, жалоб присяжных поверенных
на их помощников и наоборот, рассмотрение
сообщений официальных учреждений и
должностных лиц о замеченных ими
неправильных действиях присяжных
поверенных или их помощников (например,
отказ от защиты); -
назначение
присяжных поверенных по очереди для
безвозмездного хождения по делам лиц,
обратившихся с такой просьбой; -
ведение
дисциплинарной практики.
Последняя сфера полномочий совета
включала в себя право наложения на
присяжных поверенных следующих видов
дисциплинарных взысканий: предостережение;
выговор; запрещение отправлять обязанности
поверенного в продолжение определенного
советом срока не более одного года;
исключение из числа присяжных поверенных;
предание уголовному суду в особо тяжких
случаях (принятие решений о применении
одной из трех последних мер взыскания
должно было быть принято большинством
в 2/3 голосов).
Члены совета, председатель совета и
товарищ председателя совета избирались
годовым общим собранием присяжных
поверенных. Также собрание рассматривало
отчет совета за предыдущий год. Решения
на общем собрании принималось большинством
голосов присутствующих присяжных
поверенных; их помощники принимали
участие с правом совещательного голоса.
В Санкт-Петербурге совет был создан 2
мая 1866 года, председателем стал Д.В.
Стасов, товарищем председателя – В.Э.
Краузольд, членами – К.К. Арсеньев, В.П.
Гаевский, Г.Г. Принц, В.В. Самарский-Быховец,
А.Н. Турчанинов. В Москве совет был создан
16 сентября 1866 года, председателем стал
М.И. Доброхотов, товарищем председателя
– Я.И. Любимцев, членами – К.А. Рихтер,
Б.У. Бениславский, А.А. Имберх.
За период с 1864 по 1875 гг. подобные учреждения
успели образоваться только в трех
судебных округах – петербургском,
московском и харьковском. В 1874 г. на
создание советов присяжных поверенных
был наложен мораторий, отмененный только
в начале XXв. (в 1904 г.), после
чего советы были созданы еще в нескольких
городах (Одесса, Новочеркасск, Казань,
Саратов, Омск, Иркутск). В остальных
судебных округах (в Варшаве, Киеве,
Тифлисе, Ташкенте) присяжные поверенные
не имели особой организации и числились
при окружных судебных палатах.
Особую категорию стали составлять
помощники присяжных поверенных.
Первоначально присяжные поверенные
просто уведомляли совет о принятии к
себе на службу помощников, однако
постепенно решение о принятии помощников
стали принимать советы, в которые
присяжные поверенные подавали заявления
о своем согласии. Для работы помощником
присяжного поверенного единственным
условием было наличие высшего юридического
образования. Помощники присяжных
поверенных вносились в специальные
списки.
Помощники проходили стажировку в одной
из 3 форм:
-
сословный
патронат – помощник-стажер осуществлял
самостоятельную адвокатскую деятельность
и был лишь незначительно ограничен в
профессиональных правах. О тех делах,
которые он вел, стажер был обязан
информировать присяжного поверенного
и 2 раза в год – совет присяжных
поверенных; -
личный
патронат – помощник-стажер не осуществлял
самостоятельной адвокатской деятельность
и фактически был просто помощником
(референтом) присяжного поверенного; -
смешанная
форма.
Частные поверенные были предусмотрены
законом 25 мая 1874 г. о внесении дополнений
в Учреждение судебных установлений
(ст. 406/1-406/19). Ими могли стать лица, имеющие
высшее юридическое образование и
получившие удостоверение суда в своих
познаниях; порядок выдачи таких
удостоверений в каждом суде устанавливался
самостоятельно и иногда предусматривал
сдачу письменного экзамена). Организационной
структуры частные поверенные не имели
вовсе. Сферы деятельности присяжных и
частных поверенных совпадали: и первые,
и вторые могли защищать интересы своих
клиентов в гражданском и уголовном
процессе. Однако присяжные поверенные
в отличие от частных поверенных обладали
следующими привилегиями:
-
право
вести гражданские дела во всех судебных
установлениях (частные поверенные
могли представительствовать только в
том суде, который выдал им удостоверение); -
право
удостоверять свое полномочие в общих
судебных местах не только доверенностью,
но и словесным объяснением доверителя
и поверенного, записанным в журнале
суда; -
право
получения вознаграждения по таксе,
установленной Министерством юстиции
в 1868 г., если иное не было оговорено в
соглашении между присяжным поверенным
и доверителем. Основным критерием
определения гонорара являлась цена
иска, но при этом с увеличением цены
иска процент гонорара уменьшался; в
случае проигрыша дела присяжный
поверенный, представлявший истца,
получал 1/4, а поверенный ответчика –
1/3 от причитающегося ему гонорара. -
право
передавать друг другу состязательные
бумаги по гражданским делам без
посредства судебных приставов или
судебных рассыльных; -
право
быть защитником лиц, обвиняемых в
государственных преступлениях и судимых
в Верховном уголовном суде.
Таким образом, отличия первых от вторых
сводились к более высокому уровню
профессиональной подготовки присяжных
поверенных и наличии у них организационных
структур, что делало их видной общественной
силой.
Профессиональная российская адвокатура,
создание которой началось в 1864 г/, в лице
присяжных и частных поверенных, была
призвана стать противовесом издавна
существовавшим подпольным адвокатам
(стряпчим), которые предлагали свои
услуги людям, зачастую даже не имея
юридического образования. Таким образом,
во второй половине XIXв.
и началеXXв. на юридическом
поприще параллельно действовали три
силы – присяжные поверенные, частные
поверенные и стряпчие. Стряпчие вскоре
после 1864 г. в ответ на появление присяжных
поверенных создали несколько юридических
фирм, объединяясь для обеспечения
конкуренции с присяжными поверенными.
Однако и присяжные поверенные начиная
с 90-х гг.XIXв. стали создавать
свои объединения, именовавшиеся
юридическими консультациями.
Развитию присяжной адвокатуры
способствовали изменения в процессуальном
законодательстве: введение принципов
устности и гласности судопроизводства,
введение суда присяжных, право подсудимых
консультироваться со своим защитником,
обязательное участие защитника при
рассмотрении апелляций в судебных
палатах (с 1892 г.), обязательное участие
адвоката на предварительном следствии
в отношении несовершеннолетних в
возрасте с 10 до 17 лет (с 1897 г.).
Кроме того, помимо защиты по уголовным
делам (в том числе по назначению суда),
представительства в гражданском процессе
на адвокатуру возлагалось оказание
юридической помощи населению, включая
бесплатные консультации для лиц,
пользующихся «правом бедности».
Необходимо подчеркнуть основные принципы
деятельности российской адвокатуры:
-
совмещение
правозаступничества с судебным
представительством. -
относительная
свобода профессии; -
отсутствие
связи с магистратурой; -
сословная
организация в сочетании с дисциплинарной
подчиненностью судам; -
определение
гонорара по соглашению.
В период с февраля по октябрь 1917 г.
присяжная адвокатура в полной мере
сохраняла свое общественное значение.
Кроме того, сословие присяжных поверенных
приобрело политический вес. В этот
период впервые было разрешено вступление
в состав присяжных поверенных женщинам.
Кроме того, из числа присяжных поверенных
вышли многие министры всех трех составов
Временного правительства (включая
Керенского).
После революции 1917 г. российская
адвокатура на протяжении нескольких
десятилетий переживала сильнейший
кризис. Особенно серьезные изменения
происходили в период с 1917 по 1922 гг., когда
реформирование адвокатуры по меньшей
мере несколько раз в году.
Одним из первых декретов Советской
власти – Декретом о суде № 1 от 24 ноября
1917 г. – была упразднена вся судебная
система Российской империи, что означало
автоматическое упразднение адвокатуры,
службы судебных приставов, нотариата.
Взамен было предусмотрено, что быть
представителем может любой обладающий
гражданскими правами неопороченный
гражданин.
19 декабря 1917 г. Наркомюст издал предписание
о создании местными советами коллегий
обвинителей и защитников для работы в
революционных трибуналах.
7 марта 1918 г. был принят Декрет о суде №
2, которым предусматривалось создание
при местных советах единой коллегии
защитников в рамках субсидируемых
государством коллегий правозаступников.
30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение о
народном суде: создание вместо коллегий
правозаступников коллегий обвинителей,
защитников и представителей сторон в
гражданском процессе как государственных
служащих на окладе.
В 1920 г. коллегии обвинителей, защитников
и представителей сторон в гражданском
процессе были ликвидированы, а функции
оказания юридической помощи перешли к
отделам юстиции в структуре местных
советов. По всей стране насчитывалось
всего лишь 650 консультантов.
В 1922 году взамен них были созданы коллегии
защитников при губернских судах.
Руководить работой коллегий должен был
президиум, избираемый на определенный
срок общим собранием. Форма работы –
юридические консультации. Оплата – по
соглашению, для некоторых категорий
граждан (рабочие и служащие государственных
учреждений) – в соответствии с
установленной таксой. Публичные
обязанности – участие в делах по
назначению суда и дежурство в юридических
консультациях.
Одновременно с этим шло сужение полномочий
адвокатов в уголовном процессе, где
участие защитников на стадии
предварительного расследования дела
не предусматривалось, и в гражданском
процессе, поскольку отныне представительство
интересов в суде могли осуществлять
любые лица.
В 30-е гг. адвокатура была включена в
государственную систему защиты
социалистической законности. А.Я.
Вышинский называл адвоката солдатом
социалистической армии, который помогает
суду быстро и точно решать задачи
советского правосудия в интересах масс
и социалистического строительства.
В отношении членов коллегий защитников
действовали серьезные социальные
ограничения: отсутствие бесплатного
образования, медицины, повышенные
платежи.
Возрождение российской адвокатуры
началось в 1939 г. с принятием 16 августа
1939 г. Положения об адвокатуре СССР (в
этом законе впервые был употреблен
термин «адвокат»). На смену коллегиям
защитников воссоздавались коллегии
адвокатов. Деятельностью коллегии
адвокатов руководил президиум;
консультации возглавлялись заведующими.
Одновременно с этим шел процесс повышения
уровня высшего юридического образования.
Результатом этих процессов было то, что
отечественная адвокатура вновь обладала
важнейшими признаками дореволюционного
периода: советские адвокаты были
организационно объединены и осуществляли
оказание высококвалифицированной
профессиональной правовой помощи.
В коллегиях адвокатов создавались
следующие органы:
-
общее
собрание членов коллегии адвокатов; -
президиум
коллегии адвокатов; -
ревизионная
комиссия.
В компетенцию общего собрания входило:
-
определение
количества членов президиума и избрание
его состава; -
избрание
ревизионной комиссии; -
заслушивание
отчетов о деятельности президиума и
ревизионной комиссии; -
утверждение
штатов и сметы коллегии адвокатов; -
утверждение
правил внутреннего распорядка коллегии
адвокатов.
Президиум избирался тайным голосованием
сроком на 2 года. Председатель президиума,
его заместитель и секретарь президиума
избирались самим президиумом.
Полномочия президиума:
-
прием в
члены коллегии адвокатов и исключение
из членов коллегии; -
организация
юридических консультаций и руководство
их деятельностью; -
распределение
членов коллегии адвокатов по юридическим
консультациям; -
утверждение
сметы и штатов юридических консультаций; -
осуществление
контроля за деятельностью членов
коллегии адвокатов, включая вопросы
соблюдения таксы оплаты юридической
помощи; -
ведений
дисциплинарной практики.
Ревизионная комиссия также избиралась
тайным голосованием сроком на 2 года.
Юридические консультации возглавлялись
заведующими, назначаемыми президиумами
коллегий адвокатов.
Были определены виды юридической помощи,
которая могла быть оказана гражданам,
предприятиям, учреждениям и организациям:
-
дача
юридических консультаций (советов,
справок, разъяснений); -
составление
заявлений, жалоб и других документов; -
участие
в судебных процессах в качестве
защитников обвиняемых, представителей
интересов ответчиков, истцов и других
заинтересованных лиц.
Вопросы оплаты юридической помощи,
оказываемой членами коллегий адвокатов,
Положением 16 августа 1939 г. не
регламентировались – было установлено,
что оплата должна производиться на
основании инструкции, издаваемой НКЮ
СССР. Такая инструкция была издана 2
октября 1939 г.
В 60-е гг. XXв. Положение об
адвокатуре СССР было заменено
республиканскими законами (в РСФСР –
закон об утверждении Положения об
адвокатуре РСФСР от 25 июля 1962 г.). В данном
положении содержалось несколько важных
новелл.
Адвокатской деятельностью отныне могли
заниматься только члены коллегий
адвокатов. Одновременно были установлены
новые требования для лиц, желающих
вступить в коллегии: гражданство СССР,
наличие высшего юридического образования
и стаж работы по специальности юриста
не менее 2 лет; при отсутствии необходимого
стажа надлежало пройти стажировку
продолжительностью не менее 6 месяцев.
Лица, не имеющие высшего юридического
образования, могли вступить в коллегии
адвокатов в порядке исключения с
разрешения исполнительного органа
края, области, республики и т.д., но только
при наличии стажа по специальности
юриста не менее 5 лет.
О приеме новых членов коллегий адвокатов
нужно было в течение 7 дней сообщать в
исполнительный орган. В целом функции
контроля за приемом и исключением из
состава коллегий теперь осуществлялись
исполнительными органами, а не органами
юстиции.
Структура органов коллегий – общее
собрание (конференция), президиум и
ревизионная комиссия – сохранились.
Оплата оказываемой юридической помощи
осуществлялась по соглашению между
заведующим юридической консультацией
и клиентом, но в пределах норм, установленных
Инструкцией о порядке оплаты юридической
помощи, утвержденной Постановлением
Советом Министров РСФСР 11 февраля 1966
г.
В 1977 г. в Конституции СССР было впервые
сказано об адвокатуре как о публичном
институте (ст. 161).
30 ноября 1979 г. был принят Закон об
адвокатуре в СССР. В соответствии с ним
20 ноября 1980 г. было утверждено Положение
об адвокатуре РСФСР. Важнейшей новеллой
этого Положения стала норма о том, что
для получения статуса адвоката было
обязательно наличие юридического
образования.
В коллегиях адвокатов сохранились те
же органы – общее собрание (конференция),
президиум во главе с председателем и
ревизионная комиссия.
Составитель судебных речей в Древней Греции для личных выступлений сторон на суде.
Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле
чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку
игроков.
А вот и задание на этот тур:
Вопрос: Составитель судебных речей в Древней Греции для личных выступлений сторон на суде.
(Слово из 8 букв)
Ответ:
Логограф
(8 букв)
Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь
формой поиска.
Постараемся найти среди 775 682
формулировок по
141 989 словам
.
Оцени полезность материала:
4
голоса,
оценка
3.8
из
5
1
Доклад на тему : «Становление и развитие адвокатуры в Древней Греции и Риме» ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» Выполнил студент 163 – ОБ группы 4 курса очной формы обучения по направлению подготовки Юриспруденция Направленность (профиль) уголовно-правовой Бобылева Дарья Алексеевна
2
Становление и развитие адвокатуры в Древней Греции и Риме В Греции не было такого сословия, которое бы можно назвать адвокатурой. Греческая «адвокатура» была связана более с ораторским искусством, нежели с правоведением. Юридические же вопросы излагались только письменно в специальных посланиях для суда — «логографах». Появление адвокатуры связано в первую очередь с Афинами. В афинском суде было обязательным непосредственное участие сторон. Естественно, обыкновенные граждане не разбирались в юриспруденции, не обладали даром красноречия, а неумение говорить означало верный проигрыш в деле. Возникла потребность в сочинении речей для тяжущихся, их стороны заучивали и произносили в суде. Такие речи назывались логографиями. Сначала они составлялись родными и друзьями тяжущихся, но впоследствии это стало профессиональным занятием лиц посторонних логографов. Первым профессиональным логографом традиционно считается Антифон (V в. до н.э.), который, но словам Плутарха, ввел обычай брать плату за сочинение судебных речей. За ним последовали другие логографы, в числе которых были знаменитые ораторы Лизий, Исократ, Эсхил, Демосфен. Такой вид предоставления услуг иногда именуется «немая адвокатура». В суде можно было выступать только лично гражданину или его родственникам
3
В Древнем Риме адвокатура выделилась из так называемого «патроната». Он представлял собой особый институт римского права. В соответствии с ним некое лицо могло быть принято в род римского гражданина на правах, равных родственникам. На языке древних римлян слова «патрон» и «адвокат» имели одинаковый смысл. Адвокатские (патронские) функции могли исполнять исключительно патриции, т.е. полноценные граждане Рима. Во времена Республики адвокатура была абсолютно свободной профессией. Не имела никакой корпоративной организации — объединения. И поскольку патриции, как истинные граждане Рима, были всегда обеспеченными людьми, они видели в адвокате лишь почетного служителя обществу. Об оплате труда адвоката не могло быть и речи. Поэтому изучение правоведения или практическое применение таких знаний, т.е. правозаступничество, находилось в большом почете.
4
Став самостоятельной профессией, адвокатура в течение долгого времени была доступной для всех граждан. Организация адвокатуры строилась на следующих принципах: 1) отделение адвокатуры от представительства (поскольку представительства почти не существовало); 2) адвокатура — это свободная профессия; 3) абсолютная безвозмездность адвокатского труда; 4) независимость адвокатуры от каких-либо органов.
5
В законодательных памятниках имперского Рима в IV в. появляется уже термин «сословие адвокатов»..Начался долгий процесс превращения свободной профессии в организованную. В сводах императора Юстиниана уже довольно организованно представлена адвокатура в качестве должностной службы. Определялись также условия приема в адвокатуру, сдавались экзамены, которые принимались правоведами, а результаты их утверждались правительством провинции. Штат адвокатуры был ограниченным. О независимости и самоуправлении адвокатуры пока не было речи. Наоборот, организация и деятельность адвокатуры жестко регулировалась, и рассматривалась как разновидность государственной службы. Институт судебного представительства во времена Республики не успел сформироваться. В период же Римской империи он был административным образом соединен с адвокатурой. Появление института адвокатов
6
Таким образом оказалось, что при императорском правлении принципы организации адвокатуры стали противоположными тем, которые были в Римской республике. К главным из них можно отнести следующие: а) совмещение адвокатуры и судебного представительства; б) закрытость адвокатуры для широкого привлечения юристов; в) ее зависимость от административно-судебной власти; г) гонорар стал для адвоката вознаграждением за проделанную работу. Отсюда нетрудно заметить, что в истории римской адвокатуры существовали две крайности: 1) во времена Республики была полная свобода профессии адвоката. Что при отсутствии четкой внутренней организации привело к нравственному и общественному упадку престижа адвокатуры; 2) во времена же Римской империи адвокатура стала государственной службой, со свойственной ей детальной регламентацией работы, отсутствием независимости и самоуправления. Следствием последнего стало то, что престиж адвоката находился на уровне авторитета государственного чиновника. Не более того. Существование в Риме этих двух крайних форм организации адвокатуры впоследствии отразилось на развитии института адвокатуры в различных государствах.
7
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Адвокатура в Древней Греции
Образование адвокатуры произошло в древних Афинах. Тогда для судебной сферы искусство красноречия имело большое значение. Так как в качестве судей выступали простые граждане, которые не имели необходимого уровня знаний в юриспруденции, то для них основным критерием успеха являлось красноречие тяжущихся. Помимо этого, если человек не обладал красноречием, ему приходилось самому отстаивать свои права. Это обусловило появление логографий – судебных речей, которые подготавливались специалистами, после чего каждая из тяжущихся сторон заучивала свою часть. Антифон признается одним из первых профессиональных логографов, который первым решил брать плату за создание судебной речи. Эсхил и Демосфен, известные ораторы своего времени также занимались логографией. Данная первичная форма адвокатуры существовала в Древней Греции вплоть до самого конца республики. Со времени судами стало разрешаться тяжущимся пользоваться во время прений помощью посторонних людей. Конечно, каждая из сторон должна была появиться в суде и участвовать в прениях, но после того, как произносилась первая речь, им разрешалось просить у суда о возможности произнесения второй речи кем-либо из посторонних лиц. В большинстве случаев это были родственники и друзья. Девтерология – так называлась вторая речь, а произносивший ее – синегором.
Адвокатура в Древнем Риме
Адвокатура в Древнем Риме на первых порах тоже существовала в виде родственной взаимопомощи в суде.
В сохранившихся известиях о древнейших судебных процессах говорится, что еще до того как был основан Рим, во время рассмотрения судебного дела родственники сторон принимали активное участие.
Следует отметить, что патронат стал источником развития адвокатуры в качестве свободной профессии. Со временем, когда начался распад древнего патроната в виде цельного общественно-политического института, стало отмечаться ослабление отношений патронов и их клиентов с сохранением только судебно-процессуальной стороны, в рамках которой патрон в качестве знатока законов исполнял работу судебной защиты, а клиент должен был оплатить данное покровительство в виде оказания услуги или подарка. При этом, важно отметить, что данные отношения больше не имели постоянного характера, а возникали исключительно во время процесса. Кроме этого, со временем судебная защита перестала быть прерогативой патрициев, так как их монополия на осведомленность в сфере норм материального права разрушилась после издания Законов XII таблиц. Доступ же к нормам процессуального права был открыт после опубликования таблицы присутственных дней и исковых формул.
Все это привело к тому, что адвокатура стала достаточно свободной профессией.
В дальнейшем развитие адвокатуры в Древнем Риме пошло в двух направлениях: ряд юристов стали заниматься только оказанием консультаций по правовым вопросам, а другие юристы посвятили себя судебной защите, но при этом и не исключая оказание консультаций. Юристы первой группы называлась юрисконсультами или правоведами. Суть их работы заключалась в толковании Законов XII таблиц, но не буквально, а распространительно, так как существовала необходимость соотносить вновь появившиеся общественные отношения под нормы старого права. Если сравнивать юрисконсультов и законников с адвокатами, то последние в первую очередь выступали в качестве судебных ораторов.
Важно отметить, что с самого начала понятие «адвокат» было применимо к родственникам и друзьям лица, которое находилось в судебном разбирательстве. Они приходили вместе с ним в суд, с целью поддержки и дачи советов. Данный обычай, похожий на древнерусский институт пособников, почитался. Отмечались случаи, когда римские императоры неоднократно появлялись в суде в виде таких адвокатов.
Асконий совершенно четко сформулировал разницу между видами судебной деятельности. По его мнению, патроном является тот, кто осуществляет защиту кого-либо в суде, при условии если он является оратором. Адвокатом же является тот, кто оказывает помощь, используя юридические советы или присутствуя, выражает свое дружеское участие.
Поверенный – этот тот, кто ведет дело. Коннитор – это тот, кто принимает на себя дело присутствующего и осуществляет защиту как своего дела.
Окончательная форма древнеримской адвокатуры отражена в кодексе Юстиниана. В данном документе адвокатскую деятельность приравняли к должностной службе, а заниматься ей было возможно только, получив разрешение начальника провинции. Женщина, несовершеннолетний, глухой и слепой, лишенный гражданской чести, подвергшийся уголовному наказанию, занимающийся позорным ремеслом не мог выступить в адвокатское сословие. Для того чтобы получить статус адвоката, кандидату было необходимо пройти пятилетний курс в юридической школе, после успешно сдать государственный экзамен, при сдаче которого должен был присутствовать начальник провинции. Адвоката вносили в список по префектуре в порядке его допущения к профессии. Первый в списке – старшина. Адвокатов делили на две группы: штатные адвокаты и сверхштатные адвокаты. Различие состояло в том, что для первых было возможно выступать во всех судах, а вторые могли выступать исключительно в низших судах. Начальник провинции осуществлял дисциплинарный контроль за адвокатами.
Среди главных профессиональных деликтов выделялись: вероломная измена клиенту, запрос большого гонорара, выговаривание для себя части спорного имущества, а также кляузничество. В качестве наказания применялся запрет на адвокатскую практику. Он мог быть пожизненным либо на определенный срок, при всех судах или только при части, любая практика или только определенный ее вид.
Каждый адвокат имел особую присягу, произносимую им в начале любого судебного процесса. Эта присяга содержала клятву о приложении всех сил к тому, чтобы оправдать справедливые и законные желания клиента, о немедленном отказе от ведения дела, в ситуациях когда откроется нечестность или юридическая неосновательность рассматриваемого дела. Во время суда адвокат не мог использовать оскорбительные выражения, а также затягивать процесс. Для предотвращения чрезмерного многословия адвоката, в Древнем Риме право слова защиты измерялось песочными часами (в современном законодательстве, как во Франции, часы заменены дискреционной властью судьи).
Вопрос о гонораре обсуждался только после завершения процесса. При заключении соглашения о вознаграждении, размер гонорара определялся адвокатом, в ситуациях же, когда данное соглашение не было заключено, то суд назначал гонорар адвокату по его иску, исходя из характера дела, профессионализма адвоката, особенностей адвокатуры и значения судебной инстанции.
Важно отметить, что гонорар адвоката не мог быть больше 10 тыс. сестерциев.
Адвокатура во Франции
Кодекс Юстиниана стал использоваться в качестве основы правовой системы практически для всех цивилизованных стран. Благодаря ему произошло распространение структурообразующих идей института адвокатуры по всей Европе.
Наибольший расцвет института адвокатуры был отмечен во Франции. Отсылки к Кодексу Юстиниана можно встретить в акте обычного права 1282 г. В нем говорится о том, что если лицо имеет намерение стать адвокатом, оно обязано быть честным, вести исключительно добрые и законные дела, что в ситуациях, когда изначально дело ему представится честным, а после обнаружатся факты, указывающие на недобросовестность, ему необходимо будет отказаться от него.
По прошествии лет отмечалось укрепление социального статуса адвокатов. Это было обусловлено несколькими причинами. Возрастал спрос тяжущихся на адвокатов. Уже в XIV – XV вв. выступать устно в суде могли уже исключительно адвокаты. Также все больше возрастала необходимость в адвокатов для судебной системы, так как судья не всегда являлся знатоком права.
Помимо этого за исключением двух веков, когда судебную должность можно было купить, адвокаты являлись главным кадровым резервом судейского корпуса.
Еще одна причина состояла в том, что в XIV в. французская адвокатура институционно оформилась в организацию, которая могла обеспечить свою независимость от власти, выработать и сохранить особенную этическую среду, отстоять интересы и права своих членов. Еще в 1602 г. стало известно о организационной сплоченности сообщества французских адвокатов. В это время произошла забастовка парижских адвокатов в качестве реакции на распоряжение Парижского парламента об обязательном обозначении сумм гонораров. Еще одна забастовка французских адвокатов произошла в 1720 г. Тогда председатель Парижского парламента сделал замечание адвокату после того, как тот отказался снять головной убор в ходе судебных прений. Этим он поставил под сомнение старую привилегию французских адвокатов, которая подчеркивала их независимость от суда. В итоге суд подтвердил право адвоката не снимать головной убор во время чтения законов.
За долгое время французской адвокатурой было выработано пять ключевых принципов организации.
Первый принцип заключался в отделении правозаступничества от представительства. Адвокат ограничивался защитой юридического направления дела, передавая поверенным черновую процессуальную работу. Это способствовало тому, что адвокат мог остаться человеком науки, правоведом и оратором. Второй принцип включал тесную связь адвокатуры с магистратурой, которая обеспечивала при помощи взаимного обмена постоянный приток опытных и знающих специалистов, как в адвокатуру, так и в органы правосудия. Согласно третьему принципу, свобода профессии, которая выражалась в доступе к адвокатской работе всех людей, которые соответствовали установленным в законе требованиям при большой конкуренции. В основе четвертого принципа лежала относительная безвозмездность, которая подразумевала приравнивание гонорара к дару, имеющему почетный и добровольный характер, от благодарного клиента. И пятый принцип заключался в сословной организации, иными словами, в соединении представителей адвокатуры крепкими внутренними связями. Помимо этого сословная организация способствовала общей защите профессиональных интересов, а также контролю за чистотой своих рядов.
Адвокатура в Российской империи
А. С. Хомяков считал, что крепостническая Россия не имела адвокатуры. Но это не говорит о том, что не существовало судебного представительства. Так, Псковская и Новгородская судные грамоты содержали информацию о том, что судебным представителем тяжущихся помимо родственника может быть и другое правоспособное лицо. Исключением являлись те, кто находился на службе или же имел властные полномочия. Эта ситуация указывает на отголоски родственной адвокатуры и институт профессиональные поверенных.
Судебник 1497 г. содержит в себе информацию о праве участия в суде вместо себя поверенного. Так, в документе говорится, что если истец – это женщина, несовершеннолетний, старый, больной, человек с увечьями, поп, монах, монашка, либо если свидетели будут давать показания против этих лиц, то данные лица могут использовать наймитов. Для истца и послуха важно принести присягу, а наймиту стоит бороться. У истца или ответчика есть право выставить своего наймита против чужого наймита или бороться самому. В случае ухода наймита до завершения работы, он не получает вознаграждение. Для свидетеля невозможно заменить себя наймитом.
История российской адвокатуры в более или менее чистой форме возникла в Российской империи только к концу XVIII в. Тогда в девяти губерниях, которые входили в Западный край, адвокатура работала при губернских и нижестоящих судах, основываясь на законах Польши и Литвы. Указ, принятый 25 июня 1840 г., повлиял на распространение на данной территории российских гражданских и процессуальных законов. В это же время место адвокатов было отдано общим для всей России поверенным.
Указ Екатерины II «Учреждения и губернии», принятый в 1775 г. повлиял на появление института губернских стряпчих (речь идет о помощниках прокуроров и защитников казенных интересов).
Помимо этого 14 мая 1832 г. был принят Закон, согласно которому был сформирован институт присяжных стряпчих, который был направлен на структурирование работы судебных представителей в коммерческих судах. Участвовать в судебных спорах по коммерческим делам как поверенная сторона могли исключительно лица, которые были внесены в списки присяжных стряпчих. Для того чтобы попасть в список присяжных стряпчих, необходимо было подать прошение, аттестат, послужной список и другие необходимые документы в коммерческий суд. Основываясь на данных документах, суд принимал решение или допустить просителя участвовать в процессах или отказать, не указывая причин.
Общее количество присяжных стряпчих не являлось фиксированным. Любого стряпчего могли исключить по желанию суда.
Но, тем не менее, суд был обязан обеспечивать тяжущихся необходимым числом присяжных стряпчих, в целях отсутствия затруднений сторон в их выборе. Важно отметить, что права и возможности присяжных стряпчих были основательно ограничены законом. Они полностью зависели от судей. Получение вознаграждения за проделанную работу стряпчего происходило по уговору с доверителем.
Стоит отдельно рассказать о подпольных или уличных адвокатурах, которые содержали многочисленных представителей, которые оказывали консультации прямо в кабаках. Люди, представляющие эту своеобразную профессию, назвались ябедниками, иными словами, лица, которые добиваются неправого решения при помощи применения судебных хитростей. Для государства было важно контролировать деятельность частных стряпчих. Таким образом, Закон от 15 октября 1809 г. установил, что все лица, которые занимаются стряпничеством, должны в обязательном порядке зарегистрироваться в Конторе адресов. Все, кто записались в Книгу адресов, оставляли паспорт или вид на жительство в Конторе адресов и получали билет на жительство, служивший и как вид на жительство и как одобрительное свидетельство. Но стоит отметить, что по такой схеме работал только Санкт-Петербург и Москва. Множество других стряпчих по-прежнему оставались не под контролем государства. Во время Государственного совета в 1861 г. стало очевидно, что России необходима судебная реформа.
На данном мероприятии было сказано, что одной из причин негативного положения дел в судопроизводстве является то, что многие лица, которые могут осуществлять хождение по делам, имеют сомнительную нравственность, не имеют образования ни в юридической, ни в теоретической, ни в практической сфере.
Среди множества проектов, основной целью которых было переустройство российского судопроизводства были и предусматривающие не только создание института адвокатуры, но и присвоение ему достаточно обширных функций. Так С. Е. Десницкий говорил о том, что для лучшего положения дел судебная власть должно состоять из 12 человек. Среди них должны быть генерал-адвокат, четыре криминальных генерала-судьи, тяжебный и криминальный генерал-судья и прочие.