Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Как называлось озеро, к которому пошёл герой?
Солнечное
Светлое
Ржавое
2.
Кого называли Приёмышем?
Лебедя
Гуся
Уточку
3.
Что случилось с Приёмышем, когда герой пришёл к Тарасу осенью?
Его поймали охотники
Он умер от болезни
Он улетел
4.
Почему Приёмыш захотел улететь от Тараса?
Ему стало холодно в этих краях и нужно было лететь на юг
Он испугался, что Тарас убьёт его
Он встретил других лебедей и затосковал по своим сородичам
5.
Как звали собаку Тараса?
Белочка
Соболько
Хомячок
6.
Почему Тарас отпустил Приёмыша?
Ему стало жалко его, так как он тоскует по сородичам
Тарас забыл закрыть дом и Приёмыш улетел
Тарас больше не мог держать в доме такую большую птицу
7.
Сколько лет жил Тарас на озере?
40
50
10
8.
Где был Тарас, когда герой пришёл к нему в дом?
Гулял
Плавал за Приёмышем
Рыбачил
9.
Что случилось с родителями Приёмыша?
Они потеряли дитёныша
Их убили охотники
Они умерли от болезни
10.
Как уживались друг с другом Соболько и Приёмыш?
Они были врагами и всегда дрались
Они дружили друг с другом и иногда дрались
Старик держал лебедя в сарае, чтобы собака не съела его
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Оставьте ваш комментарий
Мамин-Сибиряк Д.Н. – Приёмыш
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк — Приёмыш
Дмитрий Мамин-Сибиряк
Приёмыш
Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь — тёплый. В городе в такую погоду — грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идёте по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего палого листа и осыпавшихся игл сосны и ели. Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.
Именно в такой дождливый день я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу на рыбачьей сайме (стоянке) Тарасу. Дождь уже редел. На одной стороне неба показались просветы, ещё немножко — и покажется горячее летнее солнце. Лесная тропинка сделала крутой поворот, и я вышел на отлогий мыс, вдававшийся широким языком в озеро. Собственно, здесь было не самое озеро, а широкий проток между двумя озерами, и сайма приткнулась в излучине на низком берегу, где в заливчике ютились рыбачьи лодки. Проток между озерами образовался благодаря большому лесистому острову, разлегшемуся зелёной шапкой напротив саймы.
Моё появление на мысу вызвало сторожевой оклик собаки Тараса, — на незнакомых людей она всегда лаяла особенным образом, отрывисто и резко, точно сердито спрашивала: «Кто идёт?» Я люблю таких простых собачонок за их необыкновенный ум и верную службу.
Рыбачья избушка издали казалась повернутой вверх дном большой лодкой, — это горбилась старая деревянная крыша, поросшая весёлой зелёной травой. Кругом избушки поднималась густая поросль из иван-чая, шалфея и «медвежьих дудок», так что у подходившего к избушке человека виднелась одна голова. Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги и почва была жирная.
Когда я подходил уже совсем близко к избушке, из травы кубарем вылетела на меня пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем.
— Соболько, перестань… Не узнал?
Соболько остановился в раздумье, но, видимо, ещё не верил в старое знакомство. Он осторожно подошёл, обнюхал мои охотничьи сапоги и только после этой церемонии виновато завилял хвостом. Дескать, виноват, ошибся, — а всё-таки я должен стеречь избушку.
Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть. Кругом избушки всё говорило о присутствии живого человека: слабо курившийся огонёк, охапка только что нарубленных дров, сушившаяся на кольях сеть, топор, воткнутый в обрубок дерева. В приотворённую дверь саймы виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на припёчке, сундучок под лавкой, развешанные снасти. Избушка была довольно просторная, потому что зимой во время рыбного лова в ней помещалась целая артель рабочих. Летом старик жил один. Несмотря ни на какую погоду, он каждый день жарко натапливал русскую печь и спал на полатях. Эта любовь к теплу объяснялась почтенным возрастом Тараса: ему было около девяноста лет. Я говорю «около», потому что сам Тарас забыл, когда он родился. «Ещё до француза», как объяснял он, то есть до нашествия французов в Россию в 1812 году.
Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма. Дождь уже прошёл. По небу неслись разорванные облака, роняя редкие капли. Кое-где синели просветы неба. А потом показалось и солнце, горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась.
Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым ароматом недалеко стоявшего сосняка. Вообще хорошо, как только может быть хорошо в таком глухом лесном уголке. Направо, где кончался проток, синела гладь Светлого озера, а за зубчатой каймой поднимались горы. Чудный уголок! И недаром старый Тарас прожил здесь целых сорок лет. Где-нибудь в городе он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное — этого спокойствия, которое охватывало здесь. Хорошо на сайме! Весело горит яркий огонёк; начинает припекать горячее солнце, глазам больно смотреть на сверкающую даль чудного озера. Так сидел бы здесь и, кажется, не расстался бы с чудным лесным привольем. Мысль о городе мелькает в голове, как дурной сон.
В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнём. Вода уже начинала кипеть, а старика всё не было.
— Куда бы ему деться? — раздумывал я вслух. — Снасти осматривают утром, а теперь полдень. Может быть, поехал посмотреть, не ловит ли кто рыбу без спроса. Соболько, куда девался твой хозяин?
Умная собака только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала. По наружности Соболько принадлежал к типу так называемых «промысловых» собак. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами, загнутым вверх хвостом, он, пожалуй, напоминал обыкновенную дворнягу с той разницей, что дворняга не нашла бы в лесу белки, не сумела бы «облаять» глухаря, выследить оленя, — одним словом, настоящая промысловая собака, лучший друг человека. Нужно видеть такую собаку именно в лесу, чтобы в полной мере оценить все её достоинства.
Когда этот «лучший друг человека» радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина. Действительно, в протоке чёрной точкой показалась рыбачья лодка, огибавшая остров. Это и был Тарас. Он плыл, стоя на ногах, и ловко работал одним веслом — настоящие рыбаки все так плавают на своих лодках-однодеревках, называемых не без основания «душегубками». Когда он подплыл ближе, я заметил, к удивлению, плывшего перед лодкой лебедя.
— Ступай домой, гуляка! — ворчал старик, подгоняя красиво плывшую птицу. — Ступай, ступай. Вот я тебе дам — уплывать бог знает куда. Ступай домой, гуляка!
Лебедь красиво подплыл к сайме, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных ногах, направился к избушке.
Старик Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими большими серыми глазами. Он всё лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста.
— Здравствуй, Тарас!
— Здравствуй, барин!
— Откуда бог несёт?
— А вот за Приёмышем плавал, за лебедем. Всё тут вертелся в протоке, а потом вдруг и пропал. Ну, я сейчас за ним. Выехал в озеро — нет; по заводям проплыл — нет; а он за островом плавает.
— Откуда достал-то его, лебедя?
— А бог послал, да! Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебёдушкой и пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну и поймал его. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем ещё настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его и привёз и держу. И он тоже привык. Теперь вот скоро месяц будет, как живём вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждёт, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает.
Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.
— Улетит он у тебя, дедушка, — заметил я.
— Зачем ему лететь? И здесь хорошо: сыт, кругом вода.
— А зимой?
— Перезимует вместе со мной в избушке. Места хватит, а нам с Собольком веселей. Как-то один охотник забрёл ко мне на сайму, увидел лебедя и говорит вот так же: «Улетит, ежели крылья не подрежешь». А как же можно увечить божью птицу? Пусть живёт, как ей от господа указано… Человеку указано одно, а птице — другое… Не возьму я в толк, зачем господа лебедей застрелили. Ведь и есть не станут, а так, для озорства.
Лебедь точно понимал слова старика и посматривал на него своими умными глазами.
— А как он с Собольком? — спросил я.
— Сперва-то боялся, а потом привык. Теперь лебедь-то в другой раз у Соболька и кусок отнимает. Пёс заворчит на него, а лебедь его — крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправляются: лебедь по воде, а Соболько — по берегу. Пробовал пёс плавать за ним, ну, да ремесло-то не то: чуть не потонул. А как лебедь уплывет, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет. Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг сердешный. Так вот и живём втроем.
Я очень люблю старика. Рассказывал он уж очень хорошо и знал много. Бывают такие хорошие, умные старики. Много летних ночей приходилось коротать на сайме, и каждый раз узнаёшь что-нибудь новое. Прежде Тарас был охотником и знал места кругом вёрст на пятьдесят, знал всякий обычай лесной птицы и лесного зверя; а теперь не мог уходить далеко и знал одну свою рыбу. На лодке плавать легче, чем ходить с ружьём по лесу, и особенно по горам. Теперь ружьё оставалось у Тараса только по старой памяти да на всякий случай, если бы забежал волк. По зимам волки заглядывали на сайму и давно уже точили зубы на Соболька. Только Соболько был хитёр и не давался волкам.
Я остался на сайме на целый день. Вечером ездили удить рыбу и ставили сети на ночь. Хорошо Светлое озеро, и недаром оно названо Светлым, — ведь вода в нём совершенно прозрачная, так что плывешь на лодке и видишь всё дно на глубине несколько сажен. Видны и пёстрые камешки, и жёлтый речной песок, и водоросли, видно, как и рыба ходит «руном», то есть стадом. Таких горных озёр на Урале сотни, и все они отличаются необыкновенной красотой. От других Светлое озеро отличалось тем, что прилегало к горам только одной стороной, а другой выходило «в степь», где начиналась благословенная Башкирия. Кругом Светлого озера разлеглись самые привольные места, а из него выходила бойкая горная река, разливавшаяся по степи на целую тысячу верст. Длиной озеро было до двадцати верст, да в ширину около девяти. Глубина достигала в некоторых местах сажен пятнадцати. Особенную красоту придавала ему группа лесистых островов. Один такой островок отдалился на самую середину озера и назывался Голодаем, потому что, попав на него в дурную погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней.
Тарас жил на Светлом уже сорок лет. Когда-то у него были и своя семья и дом, а теперь он жил бобылём. Дети перемёрли, жена тоже умерла, и Тарас безвыходно оставался на Светлом по целым годам.
— Не скучно тебе, дедушка? — спросил я, когда мы возвращались с рыбной ловли. — Жутко одинокому-то в лесу.
— Одному? Тоже и скажет барин. Я здесь князь князем живу. Всё у меня есть. И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь. У всякой свой порядок и свой ум. Ты думаешь, зря рыбка плавает в воде или птица в лесу летает? Нет, у них заботы не меньше нашего. Эвон, погляди, лебедь-то дожидается нас с Собольком. Ах, прокурат!
Старик ужасно был доволен своим Приёмышем, и все разговоры в конце концов сводились на него.
— Гордая, настоящая царская птица, — объяснил он. — Помани его кормом да не дай, в другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица. С Собольком тоже себя очень гордо держит. Чуть что, сейчас крылом, а то и носом долбанёт. Известно, пёс в другой раз созорничать захочет, зубами норовит за хвост поймать, а лебедь его по морде. Это тоже не игрушка, чтобы за хвост хватать.
Я переночевал и утром на другой день собирался уходить.
— Ужо по осени приходи, — говорит старик на прощанье. — Тогда рыбу лучить будем с острогой. Ну, и рябчиков постреляем. Осенний рябчик жирный.
— Хорошо, дедушка, приеду как-нибудь.
Когда я отходил, старик меня вернул:
— Посмотри-ка, барин, как лебедь-то разыгрался с Собольком.
Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребёнок.
В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на берёзах ещё оставался жёлтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега жёлтой щеткой. Мёртвая тишина царила кругом, точно природа, утомлённая летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось большим, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжёлая осенняя волна.
Избушка Тараса стояла на том же месте, но казалась выше, потому что не стало окружавшей её высокой травы. Навстречу мне выскочил тот же Соболько. Теперь он узнал меня и ласково завилял хвостом ещё издали. Тарас был дома. Он чинил невод для зимнего лова.
— Здравствуй, старина!
— Здравствуй, барин!
— Ну, как поживаешь?
— Да ничего. По осени-то, к первому снегу, прихворнул малость. Ноги болели. К непогоде у меня завсегда так бывает.
Старик действительно имел утомлённый вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким. Впрочем, это происходило, как оказалось, совсем не от болезни. За чаем мы разговорились, и старик рассказал своё горе.
— Помнишь, барин, лебедя-то?
— Приёмыша?
— Он самый. Ах, хороша была птица! А вот мы опять с Собольком остались одни. Да, не стало Приёмыша.
— Убили охотники?
— Нет, сам ушёл. Вот как мне обидно это, барин! Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним, я ли не водился! Из рук кормил. Он ко мне и на голос шёл. Плавает он по озеру, — я его кликну, он и подплывёт. Ученая птица. И ведь совсем привыкла. Да! Уж на заморозки грех вышел. На перелёте стадо лебедей спустилось на Светлое озеро. Ну, отдыхают, кормятся, плавают, а я любуюсь. Пусть божья птица с силой соберётся: не близкое место лететь. Ну, а тут и вышел грех. Мой-то Приёмыш сначала сторонился от других лебедей: подплывёт к ним, и назад. Те гогочут по-своему, зовут его, а он домой. Дескать, у меня свой дом есть. Так дня три это у них было. Все, значит, переговариваются по-своему, по-птичьему. Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал. Вот всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит. На меня тоску нагонит, а Соболько, дурак, волком воет. Известно, вольная птица, кровь-то сказалась.
Старик замолчал и тяжело вздохнул.
— Ну, и что же, дедушка?
— Ах, не спрашивай. Запер я его в избушку на целый день, так он и тут донял. Станет на одну ногу к самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места. Только вот не скажет человечьим языком: «Пусти, дедушки, к товарищам. Они-то в тёплую сторону полетят, а что я с вами тут буду зимой делать?» Ах, ты, думаю, задача! Пустить — улетит за стадом и пропадёт.
— Почему пропадёт?
— А как же? Те-то на вольной воле выросли. Их, молодые, которые, отец с матерью летать выучили. Ведь ты думаешь, как у них? Подрастут лебедята, — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. Исподволь учат: всё дальше да дальше. Своими глазами я видел, как молодых обучают к перелёту. Сначала особняком учат, потом небольшими стаями, а потом уже сгрудятся в одно большое стадо. Похоже на то, как солдат муштруют. Ну, а мой Приёмыш один вырос и, почитай, никуда не летал. Поплавает по озеру — только и всего ремесла. Где же ему перелететь? Выбьется из сил, отстанет от стада и пропадёт. Непривычен к дальнему лёту.
Старик опять замолчал.
— А пришлось выпустить, — с грустью заговорил он. — Всё равно, думаю, ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил. Пристал мой Приёмыш к стаду, поплавал с ним день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал. Тоже, хоть и птица, а тяжело со своим домом расставаться. Это он прощаться плавал, барин. В последний-то раз отплыл от берега этак сажен на двадцать, остановился и как, братец ты мой, крикнет по-своему. Дескать: «Спасибо за хлеб, за соль!» Только я его и видел. Остались мы опять с Собольком одни. Первое-то время сильно мы оба тосковали. Спрошу его: «Соболько, а где наш Приёмыш?» А Соболько сейчас выть. Значит, жалеет. И сейчас на берег, и сейчас искать друга милого. Мне по ночам всё грезилось, что Приёмыш-то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает. Выйду — никого нет.
Вот какое дело вышло, барин.
Мамин-Сибиряк Д.Н. – Приёмыш
2.5 (49.81%) от 216 голосующих
Тест Приемыш
Последний раз тест пройден 14 часов назад.
-
Вопрос 1 из 10
Как называлось озеро, к которому пошёл герой?
-
Солнечное
-
Светлое
-
Ржавое
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 87%
ответили правильно87% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 2 из 10
Кого называли Приёмышем?
-
Лебедя
-
Гуся
-
Уточку
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 92%
ответили правильно92% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 3 из 10
Что случилось с Приёмышем, когда герой пришёл к Тарасу осенью?
-
Его поймали охотники
-
Он умер от болезни
-
Он улетел
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 79%
ответили правильно79% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 4 из 10
Почему Приёмыш захотел улететь от Тараса?
-
Ему стало холодно в этих краях и нужно было лететь на юг
-
Он испугался, что Тарас убьёт его
-
Он встретил других лебедей и затосковал по своим сородичам
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 85%
ответили правильно85% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 5 из 10
Как звали собаку Тараса?
-
Белочка
-
Соболько
-
Хомячок
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 97%
ответили правильно97% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 6 из 10
Почему Тарас отпустил Приёмыша?
-
Ему стало жалко его, так как он тоскует по сородичам
-
Тарас забыл закрыть дом и Приёмыш улетел
-
Тарас больше не мог держать в доме такую большую птицу
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 87%
ответили правильно87% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 7 из 10
Сколько лет жил Тарас на озере?
-
40
-
50
-
10
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 72%
ответили правильно72% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 8 из 10
Где был Тарас, когда герой пришёл к нему в дом?
-
Гулял
-
Плавал за Приёмышем
-
Рыбачил
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 55%
ответили правильно55% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 9 из 10
Что случилось с родителями Приёмыша?
-
Они потеряли дитёныша
-
Их убили охотники
-
Они умерли от болезни
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 90%
ответили правильно90% ответили правильно
на этот вопрос -
-
Вопрос 10 из 10
Как уживались друг с другом Соболько и Приёмыш?
-
Они были врагами и всегда дрались
-
Они дружили друг с другом и иногда дрались
-
Старик держал лебедя в сарае, чтобы собака не съела его
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 77%
ответили правильно77% ответили правильно
на этот вопрос -
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Stepan Smoroda
10/10
-
Илья Грязнев
10/10
-
Петя Зубов
10/10
-
Остролистая Звездоцапова
10/10
-
Наталья Гр
10/10
-
Лариса Малова
10/10
ТОП-3 теста
которые проходят вместе с этим
Чтобы качественно и без лишних хлопот подготовиться к уроку литературного чтения, воспользуйтесь предложенными на нашем сайте разработками, например тестом «Приемыш» с ответами (4 класс). Эта разработка посвящена рассказу русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, изучаемому в 4 классе. Выполняя задания, любой четверокласник сможет подтянуть свои знания. А поскольку результат теста «Мамин-Сибиряк. «Приемыш» (4 класс) можно узнать сразу же, сравнив свой ответ с эталонным, школьник может сразу же доучить материал, который был усвоен недостаточно хорошо.
Рейтинг теста
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1030.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
Учебный предмет: урок чтения и развития речи
Уровень образования школьников: начальная
ступень обучения VIII вида.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
(урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом,
проанализировать характер и поступки героев
произведения.
Задачи.
- Учебные: сформировать навык комплексного
анализа текста, определить собственное
отношение к поступку героя произведения и уметь
аргументировать свою точку зрения, работать над
навыком аргументированного изложения своих
мыслей. - Развивающие: сформировать целостность
восприятия всего литературного произведения и
отдельных героев произведения через
аналитико-синтетическое действие, развивать
способность эмоционального выражения
собственного отношения к поступкам героев. - Коррекционные: коррекция и развитие связной
устной речи через аналитико-синтетическое
восприятие художественного текста. - Воспитательные: подвести учащихся к выводу о
самоценности человеческих качеств через
восприятие художественного текста, воспитание
положительной мотивации к процессу обучения.
Доказательство: доказать, что доброта
— это богатство, щедрость души человека.
Милосердие — нашей души усердие.
Оборудование: книга для чтения 4 класс
авторы-составители: Смирнова З.Н., Гусева Г.М.
«Просвещение», 2001; выставка детских рисунков к
рассказу Д.Мамина — Сибиряка «Приёмыш», «Тарас
и Соболько», карточки, таблица для тестирования,
видеопрезентация «Жизнь на Светлом Озере».
Оформление доски: портрет Д.Мамина-Сибиряка,
иллюстрации к рассказу Д.Мамина-Сибиряка
«Приёмыш», «Тарас и Соболько», эпиграф
«Состраданье к животным так тесно связано с
добротою характера, что можно с уверенностью
утверждать, что не может быть добрым тот, кто
жесток с животными. Шопенгауэр
А.»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Задача этапа: эмоционально настроить
обучающихся на учебную деятельность.
Учитель:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг
другу, всем гостям. Приятного вам учебного дня.
Начинаем урок чтения и развития речи.
2. Постановка цели и задач урока.
1). Постановка цели и задач урока.
Учитель: — Сегодня мы заканчиваем
работу над произведениями Д.Н.Мамина-Сибиряка
«Приёмыш», «Тарас и Соболько». На уроке будем
рассуждать, думать, высказывать своё мнение.
Попробуем доказать, что доброта — это великий
Божий дар, щедрость души.
2). Общая речевая разминка.
Задачи этапа:
- включить класс в речевую деятельность;
- настроить ребят на акт говорения;
- акцентировать внимание на чёткости дикции, силе
голоса, эмоциональной активности речевой
деятельности.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Учитель: О чём это стихотворение?
(Ответы детей) — О доброте
Учитель: — Что такое доброта?
(Ответы детей) — Это все хорошее, доброе,
красивое. Например: солнце, улыбка, природа…
Учитель. — Какого же человека можно назвать
добрым?
(Ответы детей) — Это тот человек, который
творит добро.
Учитель. Добрый человек — это тот, кто любит
детей, людей, животных, птиц и готов в трудную
минуту готов прийти на помощь.
3. Обобщение и систематизация учебного
материала.
1). Работа с текстом рассказа.
Задачи этапа: обогащение жизненного
опыта ребёнка через литературные примеры;
активизация и обогащение словарного запаса
ребят и коммуникативных навыков общения;
формирование навыков комплексного анализа
литературного текста.
Учитель. Назовите еще раз, как
называются произведения, над которыми будем
сегодня работать?
(Ответы детей) Д.Н.Мамин — Сибиряк
«Приёмыш», «Тарас и Соболько»
Учитель. Работать будем следующим
образом: я буду задавать вопрос, а вы отвечаете
полными ответами или ответ будете зачитывать по
учебнику.
Учитель. Как вы понимаете название
рассказа «Приёмыш»?
(Ответы детей) — Это тот, кого приняли,
приютили.
Учитель. Только ли о лебеде идёт речь в
рассказе?
(Ответы детей) — В рассказе три главных
героя: старик Тарас, собака Соболько, лебедь
Приёмыш.
Учитель. Где происходит событие,
которое описал автор?
(Ответы детей) — Действие происходит на Светлом
озере.
Учитель: — Кто первый встретил автора?
(Ответы детей) — Первым встретил автора собака
Соболько.
Учитель: — Докажите, что автор и раньше
посещал жилище старика?
(Ответы детей) — Добрая встреча собаки, Тараса.
Учитель: Как охотник в первый раз
увидел старика?
(Ответы детей) — Старик плыл на лодке, стоя на
ногах, а впереди лодки плыл лебедь.
Учитель: — Как попал лебедь к Тарасу?
(Выборочное чтение стр.43)
Учитель: — Как говорил о лебеде старик?
(Ответы детей) — Старик говорил о лебеде как о
родном, близком человеке.
Учитель: — А какой был при этом голос
старика?
(Ответы детей) — Голос старика был добрым,
тёплым.
Учитель: — Прочитайте о дружбе лебедя и
собаки. (Выборочное чтение стр.43)
Учитель: — Когда автор посетил второй
раз Светлое озеро?
(Ответы детей) — Автор попал на озеро поздней
осенью.
Учитель: — Как встретил Соболько
автора во второй раз? (Выборочное чтение стр.44)
Учитель: — Какой вид был у старика?
(Выборочное чтение стр.44)
Учитель: Почему?
(Ответы детей) Он был расстроен из-за того, что
от него улетел Приёмыш.
Учитель: — Как пристал Приёмыш к стае
лебедей? (Выборочное чтение стр.45)
Учитель: — Прочитайте, как улетел
Приёмыш. (Выборочное чтение стр.45)
Учитель: — Как вы считаете, правильно
ли поступил Тарас, что отпустил лебедя?
(Ответы детей) — Старик поступил правильно.
Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и
погиб.
Учитель: — Почему так сильно тосковал
Тарас о Приёмыше?
(Ответы детей) — Тарас понимал, что лебедь мог и
не долететь до тёплых краёв, так как он был не
подготовлен к дальней дороге.
2). Обобщение ответов детей учителем.
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так
как он понимал, что если он оставит Приёмыша у
себя , то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый
должен жить так и там, где ему суждено — рыбе — в
воде, зверю — в лесу. А отпустив Приёмыша с
лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал,
что тот может и не долететь до тёплых краёв, так
как других лебедят учили и готовили в дорогу
взрослые птицы. Но здесь была хоть какая — то
надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем
Приёмышу счастливого пути.
3). Психорелаксационная пауза.
Задачи этапа: снятие утомляемости и
эмоциональной скованности и тревожности.
Лебеди летят, крыльями машут, прогнулись над
водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно
на воду садятся.
4). Лексическая работа
Мы знаем, что это произведение было написано
давно, тогда стиль речи у людей был немного
другим. Дедушка был старый и говорил он по —
особенному, вставляя свои слова.
Сейчас я вам скажу предложение, а вы выберите из
текста, как сказал бы Тарас.
1 вариант
(Лена, Настя, Олег, Наташа, Витя) |
2 вариант
(Даша, Коля, Нина, Аля) |
Попрощался лебедь с дедушкой по — своему. (выборочное чтение стр.45) |
Что-нибудь может случиться с птенцом (выборочное чтение стр.43) |
В последний — то раз отплыл от берега этак метров на сорок, остановился и как, братец ты мой, крикнет по-своему. |
Пропадет один-то, ястреба заедят. |
Учитель: — В чём же заключается
доброта старика?
(Ответы детей) — Старик спас Приёмыша от верной
гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в
голосе.
4). Обобщение этапа работы учителем.
Учитель: — Поступок Тараса и его стиль речи
показывает, что он был очень добрым и жалостливым
человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое
притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость,
а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание,
доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса
собрались лебедь, собака. Давайте попробуем
составить характеристику героям произведения
лебедю, Соболько, Тарасу. Какие черты характера
присущи обитателям, живущим на Светлом озере.
5). Работа по карточкам, составление
характеристик героям произведения.
(выбрать те слова, которые присущи тому или
иному герою произведения)
Самостоятельная работа. (Правила выполнения
задания: каждому ученику даны по одной карточке
или «Тарас», или «Соболько», или «Приёмыш» и
карточки, на которых записаны слова для
характеристики: умный, добрый, чуткий,
понимающий, бескорыстный, весёлый, злой, глупый,
жестокий, завистливый, вольный, особенный,
ласковый, преданный, благодарный. Всего таких
карточек — 15 штук. Надо разложить карточки к тому
герою, которому они соответствуют).
Должна получиться такая цепочка: Тарас — умный,
добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный,
весёлый. Лебедь — умный, вольный, особенный,
благодарный, добрый. Соболько — ласковый,
умный, добрый, преданный, благодарный,
бескорыстный.
Слабые ученики работают около доски на
наборном полотне при помощи учителя.
Учитель: Мне, около доски, будут
помогать Коля, Даша, Нина
Проверка работы — зачитывание получившейся
цепочки с объяснением (выборочно 1-2 слова), почему
эту карточку поставили в этот ряд.
4). Обобщение этапа работы учителем.
В своей работе вы показали, что все герои
произведения имеют положительные качества
характера, и у всех присутствует такая черта
характера, как доброта. Доброту душевную не
купишь в магазине, не обменяешь на красивую
игрушку, не попросишь у кого — нибудь в долг,
этого просто нельзя сделать.
5). Работа с рисунками.
Учитель: — Готовясь к уроку, мы
рисовали рисунки к этому произведению.
— Какой эпизод из рассказа ты изобразил на своём
рисунке? Рассказ детей (3 человека, на каждый
эпизод рассказа).
6). Обобщение этапа работы учителем.
Учитель: Прежде, чем нарисовать
рисунки, вы прочитали рассказ «Приёмыш». В позах
героев произведения отчётливо просматривается
их характер. На 1 рисунке Тарас спокойный, на 2 —
весёлый, на 3 — опечаленный. Приёмыш 1 —
спокойный, 2 — весёлый, 3 — опечаленный, но и в то
же время — радостный от встречи с птицами.
Соболько 1 — радостный от встречи с гостем,
дождался хозяина, 2 — весёлый, 3 — тоскливый,
опечаленный.
7). Работа с планом — тестом.
Учитель: сейчас вы будете работать с
тестом. Если правильно ответите на все вопросы,
то сможете построить правильный пересказ
рассказа. (Инструктаж по выполнению теста: я
зачитываю вопрос, а вы находите правильный ответ
и отмечаете знаком).
(Тесты раздаются каждому ученику)
В какое время года происходили события, описываемые автором? |
Зимой | Весной | Осенью * |
Как называется озеро? | Синее | Светлое * | Грязное |
Как звали старика? | Иван | Семён | Тарас * |
Сколько лет жил Тарас на озере? | 10 | 40* | 5 |
С кем жил старик на озере? | С собакой* | С курицей | С лисой |
Как звали собаку? | Тузик | Соболько * | Шарик |
Какую птицу приютил Тарас? | Лебедя * | Утку | Индюка |
Как старик назвал птицу? | Прикормыш | Выкормыш | Приёмыш * |
Где Тарас запер птицу? | В сундуке | В ящике | В избушке* |
Для чего старик запер птицу? | Чтобы не улетел* | Чтобы никто его не увидал | Чтобы не играл с собакой |
Как сложилась дальнейшая судьба лебедя? | Остался жить с Тарасом | Улетел в лес | Улетел в тёплую сторону* |
Учитель: Используя данный тест,
давайте перескажем рассказ.
8). Работа с эпиграфом.
Учитель: — На доске помещён эпиграф к
нашему уроку «Состраданье к животным так
тесно связано с добротою характера, что можно с
уверенностью утверждать, что не может быть
добрым тот, кто жесток с животными».
Учитель: — Как вы понимаете это
высказывание? (Ответы детей) Как человек
относится к животным, так и будет относиться он к
людям.
Учитель: Доказали ли мы на уроке, что
доброта — это богатство, щедрость души? (Ответы
детей) варианты ответов.
6). Обобщение этапа работы учителем.
Доброта — это богатство, щедрость души. Тарас
был очень добрым человеком, его любили и животные
и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться,
ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно
приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя,
жили спасённые им животные.
Я расскажу вам стихотворение, которое подходит
и к данному эпиграфу и к теме нашего урока.
Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла —
Тот людям вовеки не сделает зла.
3). Обобщение и систематизация учебного
материала.
Сегодня на уроке мы завершили работу над
произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш» и
«Тарас И Соболько».
Задача, которую решал Дмитрий Наркисович
Мамин-Сибиряк в данном произведении — показать
положительный поступок старого рыбака Тараса и
выразить симпатии к обитателям, живущим на
Светлом озере. Для решения этой задачи автор
рисует особый случай, помогающий нам разглядеть
в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое
сердце настоящего героя. В окружающей нас
действительности не все так спокойно и
безоблачно, как нам того бы хотелось. Если
внимательно всмотреться, то можно увидеть, что
кому-то живется очень нелегко. Если чутко
прислушаться, можно услышать «безмолвный
голос» существа ждущего помощи и очень важно не
очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли,
к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет
много славных дел. Но прежде вы должны вырасти
настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми,
вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить
добро — это здорово. И по жизни вы должны идти
только Дорогою Добра.
Сейчас мы ещё раз встретимся с героями этого
произведения, просмотрев презентацию «Жизнь
на Светлом Озере».
— Какое чувство у вас появилось, когда смотрели
презентацию?
(Ответы детей) Жалость, печаль, желание сделать
что-то хорошее, доброе.
(Презентация выполнена в MSoffice
PowerPoint с музыкальным сопровождением — Paul Mauriat-Mama.)
4). Итоги урока и оценка знаний.
Рефлексия
- С каким чувством уходите с урока?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в
жизни?
5). Задание на дом.
Приготовьте рассказ о том, какое доброе дело вы
сделали. Какую помощь оказали тому, кто в ней
нуждался.
Карточки к уроку.
Использован материал.
- Книга для чтения 4 класс авторы-составители:
Смирнова З.Н., Гусева Г.М. «Просвещение», 2001 - Видеопрезентация «Жизнь на Светлом озере» с
музыкальным сопровождением — оркестр под
управлением Поля Моруа «Мама»