Василий Макарович Шукшин
Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Отец, Макар Леонтьевич Шукшин (1912 – 1933), был работником колхоза «Пламя коммунизма», за участие в «антиколхозном заговоре» был арестован, а позже расстрелян. Мать, Мария Сергеевна Шукшина (в девичестве – Попова) (1909 – 1979), занималась домашним хозяйством. У писателя была старшая сестра – Наталья Макаровна Шукшина (1931 – 2005).
В 1943 году стал выпускником семилетней школы села Сростки, после чего подал документы в Бийский автомобильный техникум. После двух с половиной лет обучения бросил техникум, вернулся в родное село и устроился на работу в колхоз. В 1946 году снова уезжает из села. С 1947 по 1949 годы работал сначала в Калуге на строительстве турбинного завода, затем во Владимире на тракторном заводе.
Начало творческого пути
В 1949 году Шукшина призвали на военную службу. До 1950 года нес службу в качестве радиста в городе Ломоносов Ленинградской области. С июля 1950 года проходил службу в качестве старшего матроса Черноморского флота. Здесь Шукшин начинает свою актерскую деятельность, участвует в постановках драмкружка в клубе при воинской части. Также здесь Шукшин пробует себя как писатель, пишет небольшие рассказы и читает их своим сослуживцам. 17 декабря 1952 года при обследовании у Шукшина была выявлена язва желудка, что стало причиной освобождения от несения службы. После чего вернулся в родное село.
Вернувшись домой, Шукшин сдает экзамены экстерном и получает аттестат об окончании средней школы. Начал работу в Сростинской школе сельской молодежи в качестве учителя русского языка, непродолжительное время был ее директором. В 1954 году Шукшин бросает все и уезжает в Москву поступать во ВГИК. Шукшин стал студентом режиссерского факультета, который окончил в 1960 году.
Во время своего пребывание в родном селе Шукшин познакомился с Марией Ивановной Шумской (1930 – 2021), работавшей школьной учительницей. Летом 1955 года, когда Шукшин впервые приехал из Москвы на каникулы, они заключили брак. Однако, уже выходя из ЗАГСа, пара серьезно поссорилась. Шукшин хотел забрать Марию Ивановну в Москву, но девушку пугала неопределенность жизни в столице и он осталась в Сростках ждать мужа. Спустя два года раздельной жизни, Шукшин написал жене письмо, в котором просил дать ему развод, так как у него появились чувства к другой женщине. Мария Ивановна ответила отказом. Официального развода Шукшин так и не получил, ему удалось расторгнуть брак, только якобы потеряв паспорт.
Во время учебы Шукшин не переставал писать, а свои произведения отправлял в редакции многих московских изданий. В 1958 году журнал «Смена» принял к публикации рассказ «Двое на телеге», так состоялся писательский дебют Шукшина.
Признание писательского таланта
В 1961 году были опубликованы сразу несколько рассказов Шукшина в журналах «Октябрь» и «Новый мир». А спустя два года Шукшин выпустил свой первый сборник рассказов «Сельские жители». В центре его рассказов обычно оказываются деревенские жители, столкнувшиеся с городом, или наоборот городские жители, приехавшие в деревню. В 1968 году был опубликован второй сборник рассказов «Там, вдали», а в 1970 году третий – «Земляки».
В 1963 году Шукшин был утвержден на должность режиссера в Центральной киностудии детских и юношеских фильмов. В этом же году приступил к съемкам своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень». Впоследствии Шукшин многие годы совмещал режиссерскую работу с писательской деятельностью.
В 1963 году Шукшин женился второй раз. Избранницей писателя стала Виктория Анатольевна Софронова (1931 – 2000), дочь известного советского писателя Анатолия Софронова. Брак не продержался и года, уже после развода пары 12 февраля 1965 года у них родилась дочь Екатерина. Сразу же после развода Шукшин женится в третий раз на актрисе Лидии Александровной Александровой (1942 г.р.). В 1967 году брак распался, Лидия Александровна устала терпеть многочисленные романы мужа и его пристрастие к алкоголю.
В 1964 году одновременно со знакомством со своей третьей женой, Шукшин на сьемках фильма «Какое оно, море?» встречает актрису Лидию Николаевну Федосееву (1938 г.р.), которая была младше писателя практически на десять лет. Шукшин влюбился в молодую девушку, но в то же время не хотел рушить брак с третьей женой. Некоторое время поддерживал отношения с обеими женщинами, но в итоге остался с Федосеевой. У пары было двое детей – дочери Мария (1967 г.р.) и Ольга (1968 г.р.).
Сборники рассказов «Сельские жители», «Там, вдали», «Земляки»
В первом сборнике рассказов Шукшина «Сельские жители», его герои еще не переживают разрыв с деревней, поэтому угроза устойчивому жизненному укладу идет не извне, а изнутри. Например, в рассказе «Одни» угроза размеренной жизни двоих стариков – Марфы и Антипа – состоит в непреодолимой любви Антипа к игре на балалайке. Здесь мы видим внутреннюю борьбу двух противоположных натур. Скупая Марфа опасается увлечения своего мужа, из-за которого он меньше времени уделяет своей работе шорника, которая приносит деньги. Марфе кажется, что из-за этой «придури» ее мужа, все их хозяйство придет в упадок. Архип не теряет надежды привить жене любовь к музыке, ведь в редкие моменты Марфа пускает слезу, слушая мужа, и даже подпевает ему.
Во второй сборник «Там, вдали» вошел рассказ «Чудик» (1967), который стал характерным для всего творчества Шукшина. Главный герой рассказа Васятка, или Чудик, как его называет писатель, сталкивается с грубостью и непониманием окружающих. Например, после полета в аэропорту Чудик хочет написать телеграмму жене, делает это он в свойственной ему необычной манере. Однако строгая телеграфистка заставляет Чудика переписать телеграмму, сократив ее до нескольких слов. Таким образом Шукшин, представил читателям образ героя-«чудика», который под напором общественности вынуждены сократить свою душевность.
В сборник «Земляки» входит рассказ «Микроскоп», который продолжает тему героев-«чудиков». Главный герой рассказа Андрей Ерин работает столяром в маленькой мастерской, однако он мечтает заниматься наукой. Однажды он, поддавшись велению сердца, покупает себе микроскоп за сто двадцать рублей, но чтобы жена не ругалась, говорит, что потерял эти деньги. На вопросы жены о микроскопе он говорит, что это ему премию на работе дали. С тех пор Ерин полностью погружен в науку, он начинает изучать микробов. И одержим идеей, найти способ уничтожения микробов. Но все рушится, когда к ним в дом приходит подвыпивший коллега Ерина – Сергей Куликов. Он раскрывает жене Ерина всю правду. Ерин выгоняет Куликова и уходит сам, а вернувшись на следующее утро, узнает, что жена отнесла микроскоп в комиссионку.
Роман «Любавины»
Работу над романом «Любавины» Шукшин начал в 1959 году и закончил в 1964 году. Роман состоит из двух частей, первая была опубликована в 1965 году, а вторая – в 1987 году, после смерти писателя. Персонажи романа срисованы с реальных жителей родного села Шукшина Сростки.
Действие романа происходит в глухой сибирской деревушке, куда попадают дядя и племянник Родионовы. Они здесь для организации школы. Однако на самом деле они сотрудники Государственного политического управления, которые прибыли сюда для раскрытия местонахождения крупной и очень опасной банды, которая держит в страхе жителей деревни. Вскоре после приезда Родионовы вступают в противостояние с семьей крестьянина Емельяна Любавина. Родионовы начинают подозревать Любавина и его сыновей в связях с бандой, в свою очередь Любавины уверены, что Родионовы приехали заниматься не только школой.
Вторая часть романа посвящена трагической судьбе Егора Любавина. Основная мысль произведения, в том чтобы показать, как сложится судьба сильного и волевого мужика, которого изгнали из общества, куда он не может вернуться. Автор хочет показать трагедию человека, живущего на рубеже двух разных эпох.
Роман «Я пришел дать вам волю»
В 1969 году Шукшин завершил работу над романом «Я пришел дать вам волю», замысел которого складывался около шести лет. Роман рассказывает о крестьянском восстании под руководством Степана Разина в 1670-1671 годах. Роман состоит из трех частей: «Вольные казаки», «Мститесь, братья!», «Казнь».
В романе описывается непростое для России время, в конце XVII века было подписано Соборное соглашение, согласно которому все крестьяне становились крепостными. Главный герой Степан Разин не поддерживал решение соглашения и хотел добиться справедливости для простых крестьян. Характер Разина неоднозначный, с одной стороны он пытался помочь тем, кто в этом нуждался, с другой – проявлял неоправданную жестокость. Особое внимание автор уделяет событиям 1667 года, когда произошло восстание под предводительством Степана Разина. Он собрал войско из двух тысяч человек и начал свой поход около Волго-Донской переволоки. Разин с войском двигались вдоль Волги, при этом грабя корабли торговцев и бояр. Царь был недоволен происходящим и в апреле 1671 года Разин и его брат были захвачены царской армией. Их переправили в Москву, где оба были приговорены к казни.
Шукшин мечтал снять фильм о национальном герое Степане Разине, именно поэтому в 1966 году подает заявку на литературный сценарий «Конец Разина». Одобрили сценарий только в сентябре 1974 года, однако работу так и не удалось начать в связи со смертью Шукшина.
Последние годы
В 1973 году зрителям был представлен фильм «Калина красная», сценаристом и режиссером которого был Шукшин. Фильм был снят по одноименной повести писателя, и стал победителем Всесоюзного кинофестиваля. В этом же году выходит последний прижизненный сборник рассказов Шукшина «Характеры».
Повесть «Калина красная» рассказывает о судьбе вора-рецидивиста Егора Прокудина. Егор выходит на свободу, отсидев очередной срок. Он не знает куда ему пойти, поэтому решает отправиться в деревню Ясное, где живет Люба Байкалова, с которой он вел переписку. Знакомство с родителями и братом Любы не складывается, и он покидает деревню. Получив от сообщников деньги, Егор живет на широкую ногу, но это не приносит ему удовольствия, и он возвращается в деревню. Его принимают водителем в колхоз, он решает завязать с криминальным прошлым и остаться здесь жить. Однако вскоре к Егору приходит член его бывшей банды, он предлагает участие в новом деле, но Егор отказывает. Бывшие сообщники Егора не приняли его отказ и, подкараулив его на поле, выстрелили в него. Любе с братом Петром не удается спасти Егора. Тогда Петр, желая отомстить за друга, догоняет преступников и сталкивает их машину в воду.
В последние годы жизни у Шукшина участились приступы язвы желудка, которые начались еще в молодости из-за пристрастия к алкоголю. Даже несмотря на то, что после рождения дочерей он больше не пил, болезнь прогрессировала. 2 октября 1974 года бездыханное тело Шукшина обнаружил его друг, актер Георгий Бурков. Причиной смерти Василия Шукшина стал инфаркт миокарда. После прощания в Центральном доме кино, его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Василий Макарович Шукшин вступил в литературу с рассказами о русской деревне. Первый сборник рассказов, опубликованный в 1963 году, назывался «Сельские жители». Однако основной проблемой его творчества, в отличие от других писателей, разрабатывавших деревенскую тематику, стала проблема «межкультурья». Писателя больше волновала судьба крестьянина, с переселением в город оторвавшегося от родной почвы, но и не укоренившегося в городе. С первых же своих произведений Шукшин ставил критиков в тупик: положительные его герои или отрицательные? На этот вопрос невозможно было ответить как-то определённо, ибо своими «чудачествами» они озадачивали, с непривычной точки зрения заставляли думать о добре и зле, об истинной и ложной красоте…
Определение «чудик» для шукшинского героя критиками было найдено не сразу. Поначалу творчество Шукшина соотносилось с творчеством писателей-«деревенщиков», затем его героев стали называть «промежуточными», в силу того что от деревни они отошли, а к городу пристать не могут, потому и страдают. Если же действие происходит в деревне, то вовсе не о деревне и не о деревенском жителе вроде бы идёт речь. «Чудиком» шукшинского героя назвали после того, как в 1967 году в «Новом мире» был опубликован рассказ писателя, который так и назывался — «Чудик». «Меня больше интересует “история души”, и ради её выявления я сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует» — так писал В. Шукшин, «возражая по существу» тем литературным критикам, которые называли его «бытописателем». Душа человеческая, мятущаяся, страдающая, тоскующая, пытающаяся «перемочь» себя, — вот сквозной образ в его творчестве.
Не может забыть войну в рассказе «Миль пардон, мадам!» талантливый в охотничьем деле Бронька Пупков, потому и «чудит», рассказывая историю о том, как он покушался на Гитлера. Беспокойная душа Броньки болит от того, что не довелось ему принимать участия в боевых действиях на фронте, а выдуманная героическая история позволяет хоть на время облегчить эту боль. И Шукшин понимает своего героя, не осуждает его, а жалеет, даёт ему возможность пережить момент «ликования», не случившийся у Броньки в реальной жизни.
Страдает душа Василия Князева («Чудик»), Ивана Петина («Раскас»), Вени Зяблицкого («Мой зять украл машину дров!») — всех и не перечислишь! — от злобы человеческой, которая, похоже, утверждается в жизни как норма: «…Веня часто злился на людей, но не боялся их, теперь он вдруг с ужасом понял, что они бывают — страшные».
Чудачеством оборачивается и забота Сёмки — «забулдыги, но непревзойдённого столяра» — из рассказа «Мастер». В попытках уберечь от разрушения церковь — «светлую каменную сказку», созданную «неведомым мастером», Сёмка Рысь обращается за помощью и к светским, и к церковным властям. Однако везде «мастер» получает отказ, и ничего другого ему не остаётся, как напиться на «поповские деньги» (откуп?) и больше «про талицкую церковь» «не заикаться».
В полной мере представление об измаявшейся душе современного человека выражено Шукшиным в рассказе «Верую!». Этот рассказ писатель считал одним из лучших своих произведений. Примечателен в нём образ священника, с которым герой рассказа Максим поделился своими размышлениями о смысле жизни. Оказалось, что и у священнослужителя на душе нет покоя, хотя, по его же признанию, «у верующих душа не болит».
Размышляя о своём герое Егоре Прокудине из киноповести «Калина красная», писатель в одном из интервью так объяснял его душу: «Устраивает дикий кутёж, швыряется деньгами направо и налево, бегает за каждой юбкой. Что это? Прожигание жизни? Разврат? Погоня за утехами и развлечениями измаявшегося в заключении мужика?
Да нет. Меньше всего это. Не женщин ищет Егор, не сладкой жизни и не забвения вовсе. А праздник для души. Ищет, не находит и мается. Душа его не на месте. Он тоскует и мечется, шарахается из одной крайности в другую, потому что сознаёт где-то, что живёт неладно, что жизнь его не задалась».
Между тем приходит к Егору прозрение, находит он себя в любви к женщине, к матери, к родной земле, но в этот момент герой погибает. Вам, наверное, знакома русская народная поговорка «Рад бы в рай, да грехи не пускают». Прошлое — вот за что пришлось заплатить Егору своей собственной жизнью.
Шукшин был далёк от сентиментального пафоса в обрисовке народных характеров. В «рабочих записях» писателя содержится довольно резкое высказывание по поводу его отношения к созданным им героям: «Во всех рецензиях только: “Шукшин любит своих героев… Шукшин с любовью описывает своих героев…” Да что я, идиот, что ли — всех подряд любить?! Или блаженный?..» Действительно, среди его персонажей немало и таких, хамоватых и злобных, которые вызывают совсем иные чувства. Так, например, В. Распутин очень точно указал на два отрицательных человеческих типа, созданных Шукшиным, которые символизируют современность, — это «так называемый маленький человек», овладевший приёмами демагогии, и Герострат, получивший «небывалый оперативный простор».
Олицетворением первого типа является Глеб Капустин — герой рассказа «Срезал», вредный, несимпатичный мужичок, «срезающий» земляков, наезжающих время от времени в родные края. В критике образ Капустина получил прямо противоположные оценки: от хама-«демагога» до мужика, режущего правду-матку, невзирая на лица. В. Коробов заметил, что «некоторые дорогие собственные выстраданные мысли» Шукшин «вложил в уста и этому персонажу». Вполне возможно, но это не даёт оснований идеализировать Глеба. Всё-таки, говоря словами самого Шукшина, «если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке». Второй тип — «Герострат» — в полной мере явлен в образе Николая Сергеевича Шурыгина — героя рассказа «Крепкий мужик». Именно по этому названию получил определение в критике шукшинский тип предприимчиво-самодовольного человека. В финале рассказа возникает перекличка с гоголевским образом «птицы-тройки» из поэмы «Мёртвые души»: «Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду». Это наш современник, который не задумываясь сносит церковь, построенную ещё в XVII веке, чтобы «на халяву» заполучить кирпичи для постройки свинарника. Предприимчивость Шурыгина, попирающая святыни, возводит этот образ к типу «мёртвых душ», изображённых Н.В. Гоголем.
Василий Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Родители его считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Глава семьи – отец, Макар Леонтьевич Шукшин — работал механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Но вскоре отца Макара Леонтьевича арестовали. Мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя детьми на руках. Она вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина.
Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Начала налаживаться жизнь, как грянула народная война. Отчим Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.
И так, тринадцатилетний Василий Макарович стал главным мужчиной и кормильцем в доме.
С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел — чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу.
А первым местом работы Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация», который относился к московской конторе. Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в Калугу, затем — на тракторный завод во Владимир.
В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа — короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают» — осталась незамеченной. Посмотрев его, многие коллеги Шукшина сочли фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным.
Но при этом, актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. Шукшин снялся в фильме «Два Федора», после чего приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими», «Аленка», «Мишка, Серега и я» (все-1962), «Мы, двое мужчин» (1963) и др.
С третьего курса он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая — то из них обратит внимание на его труды. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и Шукшин на время перестал рассылать свои произведения по редакциям.
Но уже в 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Среди них: «Правда», «Светлые души», «Степкина любовь» были напечатаны в журнале «Октябрь» — в 1961 году. Произведение «Экзамен» — в 1962 -м; «Коленчатые валы» и «Леля Селезнева с факультета журналистики» также появились в журналах в 1962 году.
В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник В. Шукшина под названием «Сельские жители». В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» (цикл «Они с Катуни»).
На основе своих рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень». Съемки картины начались летом того же года на Алтае.
Картина «Живет такой парень» вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Хотя сам Шукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой.
Фильм по непонятным причинам записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. Василию Макаровичу даже пришлось выступить на страницах журнала «Искусство кино» с собственным пояснением к фильму.
А тем временем творческая энергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов.
Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием «Там вдали…», во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм — «Ваш сын и брат», который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. В течение всего 1965 года Шукшин внимательно изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам Волги.
В марте следующего года он подал заявку на литературный сценарий «Конец Разина», и эта заявка первоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 года. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его звали к себе на съемочную площадку многие известные режиссеры.
Однако все оказалось напрасным — высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма остановило. При этом были выдвинуты следующие доводы: во – первых, фильм о современности более важен на данный момент, во-вторых, двухсерийный фильм на историческую тему потребует огромных денежных затрат. Таким образом, Шукшину дали понять, что съемки фильма о Разине откладываются.
Последний год жизни Шукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном.
2 октября 1974 года Василий Макарович скончался от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Василий Шукшин
ДАТА РОЖДЕНИЯ:
25.7.1929
МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
село Сростки Алтайского края
Биография
Умер 2 октября 1974 года.
Василий Макарович Шукшин родился на Алтае в крестьянской семье. В 1933 году его отец был арестован. Оставшись с двумя маленькими детьми, 22-летняя Мария Шукшина вскоре вышла замуж повторно за односельчанина Павла Куксина, который погиб на фронте в 1942 году.
В шестнадцать лет, окончив семь классов, Шукшин уехал из родного села Сростки. С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел — чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу.
Первым местом работы Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация» в Москве. Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен на турбинный завод в Калугу, затем — на тракторный завод во Владимир.
В апреле 1949 года Шукшина отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыно.
Потом был призыв на воинскую службу. После «учебки» по специальности радиста, в 1950 году Шукшин попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе, где его за нелюбовь к «трепу» прозвали Молчальником, рассказывает газета «Аргументы и факты».
В 1953 году у Шукшина обнаружилась язвенная болезнь желудка, и вскоре медицинская комиссия Главного военного госпиталя Черноморского флота комиссовала его.
После возвращения в Сростки Василий Шукшин, сдав экстерном экзамены за 10 классов, поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7-х классов русского языка и литературы. Затем он некоторое время был и директором этой школы.
В 1954 году Шукшин переехал в Москву поступать во ВГИК. «Подготовка моя оставляла желать лучшего, — вспоминал Шукшин о своих экзаменах, — эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии… Спасла меня письменная работа на тему «Что делается во ВГИКе в эти дни». На это сочинение была наложена резолюция: «Работа написана не на тему, условия не выполнены, но автор обнаружил режиссерское дарование и заслуживает отличной оценки».
На свой курс Шукшина взял режиссер Михаил Ромм — несмотря на то, что на экзамене Шукшин на него накричал. Ромм попросил рассказать о переживаниях Пьера Безухова при Бородине, на что Шукшин ответил: «А я «Войну и мир» не читал, больно книжка толстая, руки не доходят». «Вы, что же, толстых книг никогда не читали?» — удивился Ромм. «Одну прочел, — признался Шукшин. — «Мартин Иден». Хорошая книжка».
Ромм возмутился: «Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссером хотите стать!». И тут Шукшин взорвался: «А что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне — на четырех копытах и с хвостом… А то и на собственном горбу… Куда уж тут книжки толстые читать…»
Всесоюзный государственный институт кинематографии Василий Шукшин закончил в 1960 году. В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры — Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский и др.
Кино
Еще студентом Шукшин начал сниматься в кино. Дебют состоялся в 1956 году в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон», где он сыграл в эпизоде: изобразил выглядывающего из-за плетня матроса.
В 1959 году Василий Макарович исполнил главную роль в фильме Марлена Хуциева «Два Федора».
За короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими» (1961), «Аленка» (1961), «Мишка, Серега и я» (1961), «Мы, двое мужчин» (1962),»Журналист» (1967), «Комиссар» (1967), «У озера» (1969), «Освобождение» (1970-1971) и других.
Особая роль Василия Шукшина — в «Калине красной». Его актерская игра была пропитана искренностью невероятной мощи. Так, коллеги по съемкам картины вспоминают, насколько пронзительным был эпизод, в котором Шукшин, получивший ранение, выходил из рощи: «Настолько реальным казалось все происходящее на съемочной площадке, когда он, шатаясь и зажимая рукой смертельную рану, шел сквозь эту рощу, даже гримерши, которые сами и готовили ему эту «кровь», не могли сдержать слез», — вспоминают коллеги по фильму.
Последней актерской работой в кино Шукшина стала главная роль Петра Лопахина в эпопее Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова.
Режиссер
В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК и стал снимать фильмы по собственным сценариям. Его дипломная работа — короткометражка «Из Лебяжьего сообщают» — осталась незамеченной. Картина рассказывала об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды.
На основе своих рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень». Съемки картины начались летом того же года на Алтае.
На главную роль — шофера Паши Колокольникова — Шукшин пригласил своего однокурсника по учебе во ВГИКе Леонида Куравлева. Кинофильм получил в 1964 году высшую награду Венецианского международного кинофестиваля — «Золотого льва св. Марка».
В 1966 году на экранах появилась новая картина Шукшина «Ваш сын и брат», которая была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1972 году был снят фильм «Печки-лавочки», где Шукшин выступил вновь в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли.
Весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском Шукшин начал работу над фильмом «Калина красная», которая стала последней режиссерской работой Шукшина. В фильме Василий Макарович блестяще исполнил главную роль, сама картина вызвала большой интерес у зрителей, став для многих потрясением. Ленту посмотрели почти 100 млн человек. «Калиной красной» восхищались Антониони, Феллини, на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года «Калина красная» была награждена главным призом.
Писатель
Во время учебы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». В начале шестидесятых литературные произведения Шукшина начали выходить в свет одно за другим: рассказы «Правда», «Светлые души» и «Степкина любовь». В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник Шукшина под названием «Сельские жители».
В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин».
В 1965 году вышел его роман «Любавины» о путях и судьбах крестьянства.
В 1971-ом вышел роман Шукшина «Я пришел дать вам волю», который был написан параллельно с киносценарием о Степане Разине, но снять фильм Шукшину так и не довелось.
В 1973 году Шукшин написал книгу «Энергичные люди» и повесть «А поутру они проснулись», которую не завершил. Он обратился к жанру философской притчи в повести-сказки «Точка зрения» (1974) и «До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».
Говоря о книгах, Василий Макарович отмечал, что «дорог тот, кто находит время читать. Вдвойне дорог тот, кто читает и думает». Он сам был одним из тех, кто огромное время проводил за книгами, черпая больше тех знаний, которые в своем время, возможно, недополучил, окончив 7 классов школы, а затем отучившись в автомобильном техникуме. Это та категория знаний, не столько фактических, сколько духовно-нравственных, значение которых для каждого человека Шукшин хорошо понимал, пройдя ребенком через годы войны, затем взрослея в период восстановления страны в 50-ые. Так что уже к 60-ым он был готов поделиться своим огромным багажом жизненного опыта и утвердившимся мировоззрением с читателем, рассказывая о судьбах людей, на фоне истории родного государства.
Большинство его рассказов описывают события жизни автора. Они честны и откровенны, чем и захватывают читателей.
Личная жизнь
Василий Шукшин был женат на актрисе Лидии Федосеевой-Шукшиной. Их первая встреча произошла в поезде по дороге в Судак. «Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые — веселые, озорные и хулиганистые, — вспоминает Федосеева. — Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела — «Калину красную». Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил… Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю — Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: «Ну, давай, рассказывай о себе». Всю ночь мы проговорили». Федосеева родила Шукшину двух дочерей — Марию и Ольгу.
У режиссера также есть дочь Екатерина от Виктории Софроновой, дочери писателя Анатолия Софронова.
Смерть
Во время работы над монтажом «Калины красной» у Шукшина произошло обострение язвенной болезни, и он попал в больницу, но каждый день приходил на «Мосфильм» работать.
А спустя полгода — 2 октября 1974 года — Шукшина не стало. За несколько дней до смерти — во время съемок фильма «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука — Шукшин со своим другом Георгием Бурковым сидели в гримерке и Шукшин что-то рисовал на пустой папиросной коробке.
«Чего это ты там рисуешь?» — спросил у него Бурков. «Да так… Дождь, горы, облака. В общем, похороны», — ответил Шукшин. Бурков тогда отругал друга и забрал у него пачку со страшным рисунком.
Поскольку единственным званием, которым обладал Шукшин, было звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, хоронить его должны были на Введенском кладбище. Но Сергей Бондарчук добился разрешения похоронить его на Новодевичьем. Траурную процессию у кладбища встречали люди с неизвестно где раздобытыми гроздьями калины.
Звания, награды, память
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969)
- Лауреат Государственной премии СССР (1971)
- В 1967 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
- В 1976 году посмертно Василий Шукшин был удостоен Ленинской премии.
- Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле.
- С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения, названные впоследствии Шукшинскими днями. Составной частью дней стал Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, который с 1999 года стал проходить ежегодно.
- В 1978 году в Сростках был открыт Всероссийский мемориальный музей-заповедник Шукшина, а в 2004-ом на горе Пикет ему был установлен памятник работы Вячеслава Клыкова.
- 2009 год в Алтайском крае был объявлен Годом Шукшина.
По материалам сайтов: КиноПоиск, телеканала «Россия», StarAndStar.ru, Кино-театр.ру, Lifeactor.ru, Википедии, РИА «Новости.
Фильмография: Актер
- Они сражались за Родину (1975)
- Прошу слова (1975)
- Если хочешь быть счастливым (1974)
- Калина красная (1973)
- Печки-лавочки (1972)
- Даурия (1971)
- Освобождение (1971)
- Любовь Яровая (1970)
- У озера (1970)
- Мужской разговор (1969)
- Эхо далеких снегов (1969)
- Три дня Виктора Чернышева (1968)
- Журналист (1967)
- Комиссар (1967)
- Какое оно, море? (1964)
- Мишка, Серега и я (1962)
- Мы, двое мужчин (1962)
- Аленка (1961)
- Когда деревья были большими (1961)
- Командировка (1961)
- Простая история (1960)
- Золотой эшелон (1959)
- Два Федора (1958)
Фильмография: Режиссер
- Калина красная (1973)
- Печки-лавочки (1972)
- Странные люди (1969)
- Ваш сын и брат (1965)
- Живет такой парень (1964)
Фильмография: Сценарист
- Позови меня в даль светлую (1977)
- Земляки (1974)
- Калина красная (1973)
- Печки-лавочки (1972)
- Пришел солдат с фронта (1971)
- Странные люди (1969)
- Ваш сын и брат (1965)
- Живет такой парень (1964)