Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
Ответов: 1 шт.
Буквы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Описание:
Yandex
НОТОНОСЕЦ
Все пожелания и предложения можно отправлять на почту: support@poncy.ru.
Изучение нот на нотном стане.
ЦЕЛИ
- Знать расположение нот на нотном стане.
- Знать расположение нот на грифе гитары, бас-гитаре, пианино.
- Знать правило записи ключей, знаков, размера и нот.
- Знать название и расположение октав на нотном стане и инструменте.
Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.
Приступим!
Нотный стан
Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.
Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.
Ноты
Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.
Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).
Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.
Правописание нот
Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.
Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.
В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.
Наименование нот и обозначения нот.
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).
Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.
Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.
Октава
Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.
Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.
Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»
Ключ
Вы наверное заметили две не понятные «закарючки»
Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.
Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.
Скрипичный Ключ
В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.
такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»
Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.
В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.
Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.
Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.
Басовый Ключ
Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»
Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:
Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.
Расположение нот на клавиатуре.
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Расположение нот на грифе гитары.
Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.
Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона
А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.
Расположение нот на грифе бас-гитары.
Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.
Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).
Проверка:
- Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?
Ответ:
Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.
- Как пишутся штили нот на нотном стане?
Ответ:
штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.
- Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?
Ответ:
субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
- Буквенное обозначение ноты «си»?
Ответ:
«H»
- Назовите расположение нот на нотном стане.
Ответ:
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Абсолютный Слух
Урок 2. Нотная грамота
Теория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.
Этого достаточно, чтобы приступить к изучению нотной грамоты «с нуля». Если нотная грамота вам знакома, все равно просмотрите материал урока с целью убедиться, что вы ничего не пропустили, когда изучали нотную грамоту ранее.
Цель урока: познакомиться с нотной грамотой «с нуля», получить представление о паузах и длительностях нот, их расположении на нотном стане и других связанных с этой темой понятиях.
Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.
Содержание:
- Кто придумал ноты
- Расположение нот на нотном стане
- Знаки альтерации
- Ключи на нотном стане
- Длительности нот
- Паузы
- Тест на проверку знаний
Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!
Кто придумал ноты
Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.
Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.
Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.
Поскольку процесс формирования способов записи звуков развивался в разных странах параллельными курсами, возникли разные варианты нотаций. Так, в немецкой музыкальной традиции дополнительной ноте «си» присвоили букву Н, следующую за буквой G. Это связано с тем, что у немцев буква В была уже занята нотой «си-бемоль», которую располагали сразу за нотой «ля».
Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.
Расположение нот на нотном стане
Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):
Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.
Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.
Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:
Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:
А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1. Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:
У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».
Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей [А. Сиротюк, 2015]. Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:
Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:
Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.
Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.
Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.
Знаки альтерации
В конце предыдущего урока вы уже выучили символы диеза (♯) и бемоля (♭). Вы уже поняли, что если нота повышается на полутон, к ней добавляют значок диеза, если понижается на полутон – значок бемоля. Так, повышенная нота «соль» будет записана как G♯, а пониженная нота «соль» как G♭. Диез и бемоль называются знаками альтерации, т.е. изменения. Слово происходит от позднелатинского alterare, что переводится как «изменять».
Повышение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-бемолем. Для дубль-диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. Чтобы обозначить дубль-бемоль, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.
Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:
Уточним для надписи на картинке, что под словосочетанием «в скрипичном ключе» подразумевается нотоносец для нот 1-5 октав, а под словами «в басовом ключе» – нотоносец для всех остальных октав от малой до субконтроктавы. Чуть позже мы расскажем про скрипичный и басовый ключи подробнее. Пока поговорим о том, как запомнить расположение диезов и бемолей на нотоносце.
В принципе, это несложно, если вы успели выучить расположение значков, обозначающих ноты. Так, значок диеза располагается ровно на той линии нотоносца, что и та нота, которую требуется повышать. Для нотоносца в скрипичном ключе вам нужно запомнить, где находятся ноты в диапазоне от «ля» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы, и вы легко поймете закономерность размещения диезов:
Точно такая закономерность наблюдается при расположении бемолей. Они тоже находятся на тех строчках, что и ноты, к которым они относятся. Здесь в качестве ориентира используются ноты в диапазоне от «фа» 1-й октавы до «ми» 2-й октавы:
С диезами и бемолями в басовом ключе действуют абсолютно те же закономерности. Для ориентирования в диезах вам следует запомнить расположение нот от «соль» малой октавы до «ля» большой октавы:
Для ориентирования в бемолях нужно запомнить расположение нот от «ми» малой октавы до «фа» большой октавы:
Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.
Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.
А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.
Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.
Функции бекара:
- Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
- Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.
Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:
А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:
Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.
В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.
Применительно к иллюстрации по случайному бекару мы видим, что сначала нужно было играть «до-диез», который как раз находится на втором ладу 2-й струны. После бекара, т.е. отмены диеза, нужно играть чистую ноту «до», которая находится на первом ладу 2-й струны. Финальный урок нашего курса будет посвящен игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, и мы расскажем, как легко и просто запомнить расположение нот на гитарном грифе.
Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:
Если вы уже умеете играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а сейчас решили подтянуть теорию, рекомендуем прочитать параграф 11 «Знаки альтерации» в учебнике Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», где есть примеры разбора нотной записи [В. Вахромеев, 1961]. Мы же переходим к выполнению ранее данных обещаний и расскажем, что же такое ключи применительно к нотному стану.
Ключи на нотном стане
Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.
Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.
Ключи – перечень:
- Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
- Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
- Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
- Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.
Давайте проиллюстрируем:
Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.
Длительности нот
Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.
Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.
Как считать длительности:
1 | Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно). |
2 | Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и». |
3 | Четвертная – тянется на «раз и». |
4 | Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд. |
5 | Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и». |
Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.
В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.
Длительности (обозначения):
- Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
- Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
- Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
- Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
- Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
- Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
- Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.
Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:
Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.
Объединение нот в группу:
- 1 ребро – восьмые.
- 2 ребра – шестнадцатые.
- 3 ребра – тридцать вторые.
- 4 ребра – шестьдесят четвертые.
Вот как это выглядит:
Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:
Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.
Направление штиля:
- Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
- Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.
Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].
И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.
Паузы
Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:
Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
А теперь переходим к изучению гармонии в музыке.
← 1 Свойства звука3 Гармония в музыке →
Нотная запись
Современная музыкальная нотация, 5-линейная тактовая нотация — разновидность западноевропейской линейной нотации, применяемая для кодификации музыки.
Пятилинейная партитурная нотация, систематически применяемая в Европе с XVII века, в наши дни является частью элементарной теории музыки, а наиболее новаторские её образцы — теории современной композиции. Запись музыкального произведения именно в такой нотации чаще всего имеют в виду, когда говорят о «нотной записи» или просто о «нотах».
Исторически пришла на смену мензуральной нотации в европейской музыке (до которой была невменная нотация), и крюковой (и кондакарной) в древнерусской церковной традиции.
Содержание
- 1 Описание
- 2 Символы
- 2.1 Линии
- 2.2 Ключи
- 2.3 Длительности
- 2.4 Остановки
- 2.5 Альтерация
- 2.6 Метр
- 2.7 Объединение нот
- 2.8 Динамика
- 2.9 Артикуляция
- 2.10 Мелизмы
- 2.11 Перенос на октаву
- 2.12 Повторения и окончания
- 2.13 Прочие
- 3 См. также
- 4 Примечания
Описание
В современной музыкальной нотации музыкальные звуки записываются с помощью набора символов, основными из которых являются ноты. Ноты располагаются на линейке, как правило, из пяти параллельных линий, называемой нотоносцем. Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Длительность звука обозначается применением разных вариаций символа ноты.
Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов, позволяющих обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, а также сокращенно записать распространённые приёмы, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое.
Кроме этого применяются наборы символов, предназначенные для облегчения записи произведений для какого-либо специфического инструмента, например символы управления педалями для фортепиано или символы аппликатуры для гитары.
Символы
Линии
Но́тный стан (нотоно́сец) Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда. Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой. |
|
Доба́вочные ли́нии применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз). |
|
Та́ктовая черта́ Используется для отделения тактов (см. Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы. |
|
Двойна́я та́ктовая черта́ Отделяет друг от друга два фрагмента произведения. |
|
Пункти́рная та́ктовая черта́ Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения. |
|
Акколада, скобка Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана). |
Ключи
Ключ определяет диапазон высот, или тесситуру, нотоносца, на котором он размещён. Как правило, ключ — это первый слева символ на нотоносце. Дополнительные ключи могут быть расположены в середине нотоносца, обозначая смену регистра для инструментов с широким диапазоном звучания. В старой музыке ключи могли быть помещены на любую из линий стана.
Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.
Длительности
Длительности нот и пауз измеряются не в абсолютных значениях, а по отношению к длительности других нот и пауз произведения. За условную единицу времени может приниматься любая длительность. Далее за условную единицу времени принята четвертная нота и обозначена как R.
Нота | Длительность | Пауза |
Лонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16 |
||
Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8 |
||
Целая Или семибревис. Длительность: R × 4 |
||
Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2 |
||
Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R |
||
Восьмая Длительность: R / 2 |
||
Шестнадцатая Длительность: R / 4 |
||
Тридцатьвторая Длительность: R / 8 |
||
Шестьдесятчетвёртая Длительность: R / 16 |
||
Стодвадцатьвосьмая Длительность: R / 32 |
||
Сгруппированные ноты Вязка (или ребро) соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. |
||
Точка Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д. |
||
Оркестровая пауза (многотактовая пауза) Обозначает длинную многотактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить. |
Длительности короче, чем 128-е, тоже могут встречаться. Например, 256-е ноты встречаются в работах Вивальди и даже Бетховена.
- Интересно:
- Название длительности ноты или паузы короче четвертной можно легко получить по формуле: -я нота (пауза), где a — число флажков в символе ноты (паузы).
- Число долей, входящих в ноту или паузу, можно подсчитать по формуле: , где a — число флажков в символе ноты (паузы), а b — нижнее число в обозначении метра.
Остановки
Альтерация
Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.
Бека́р (знак отказа) Отменяет действие любого другого символа альтерации. |
|
Дубль-бемоль (дважды бемоль) Понижает высоту ноты на два хроматических полутона. |
|
Полтора бемоля или полуторабемоль Понижает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке (см. Г.Когут. Микротоновая музыка. К., Наукова думка, 2005)). Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четвертьтоновый бемоль). |
|
Бемо́ль Понижает высоту ноты на один полутон. |
|
Четвертьтоновый бемоль или полубемоль Понижает высоту ноты на четверть тона. (применяется в микротоновой музыке). Обозначение может быть и другим: не зеркальное отображение знака бемоль, а обычное, только с закрашенной нижней частью по контуру. |
|
Четвертьтоновый диез или полудиез Повышает высоту ноты на четверть тона. (применяется в микротоновой музыке). |
|
Дие́з Повышает высоту ноты на один полутон. |
|
Полтора диеза или полуторадиез Повышает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке). |
|
Дубль-диез (двойной диез) Повышает высоту ноты на два хроматических полутона. |
Ключевые знаки альтерации действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.
Бемольные тональности В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. |
|
Диезные тональности В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. |
Метр
Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:
Объединение нот
Ли́га связующая Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта. |
|
Ли́га фразировочная Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты. |
|
Лега́то Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги. |
|
Глисса́ндо Плавный переход от одной ноты к другой. |
|
Лигату́ра Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка. |
|
Трио́ль Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот. |
|
Акко́рд Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интерва́лом. |
|
Арпе́джио (Арпеджиа́то) Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется. |
Динамика
Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.
Piano pianissimo [Пиано пиани́ссимо] или Pianississimo [Пианисси́ссимо] Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»). |
|
Pianissimo [Пиани́ссимо] Очень тихо. |
|
Piano [Пиа́но] Тихо. |
|
Mezzo-piano [Меццо-пиа́но] Умеренно тихо. |
|
Mezzo-forte [Меццо-фо́рте] Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию. |
|
Forte [Фо́рте] Громко. |
|
Fortissimo [Форти́ссимо] Очень громко. |
|
Forte fortissimo [Форте форти́ссимо] или Fortississimo [Фортисси́ссимо] Обозначение максимально возможной громкости звука. |
|
Sforzando [Сфорца́ндо] Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрячь силы»).[1] |
|
Crescendo или cresc. [Креще́ндо] Постепенное увеличение силы звука. |
|
Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декреще́ндо]) Постепенное уменьшение силы звука. |
|
Rinf., rf., rfz. | Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука. |
Изредка встречаются обозначения типа pppp или ffff и т. д., указывающие на крайнюю степень громкости (интенсивности) звука.
Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах.
Обозначение Наименование Уровень громкости,фон Громкость, сон fff Форте-фортиссимо — самое громкое 100 88 ff Фортиссимо — очень громкое 90 38 f Форте — громкое 80 17,1 p Пиано — тихое 50 2,2 pp Пианиссимо — очень тихое 40 0,98 ppp Пиано-пианиссимо — самое тихое 30 0,36 [2]
Артикуляция
Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.
Стакка́то Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину). |
|
Стаккати́ссимо Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. На длительность ноты это обозначение не влияет. |
|
Акце́нт Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим. |
|
Пиццика́то левой рукой или Зажатая нота Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе. |
|
Щёлкающее пиццика́то Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком. |
|
Натуральный флажоле́т или Открытая нота На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков. |
|
Тену́то Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато. |
|
Ферма́та Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы. |
|
Смычок вверх Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз. |
|
Смычок вниз Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх. |
Мелизмы
Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.
Вибрато Быстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания. |
|
Трель Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты. |
|
Мордент Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине. |
|
Группетто Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний. |
|
Форшлаг (долгий форшлаг) Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты. |
|
Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг) Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты. |
Перенос на октаву
Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.
Чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними:
Повторения и окончания
Тре́моло (знак повторения ноты или группы нот) Обычно очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда. Символ может стоять между двумя нотами (интервалами, аккордами), обозначая быстрое поочерёдное повторение нот (групп нот) отличных по высоте. Частота повторения зависит от числа рёбер между обозначаемыми нотами. Количество нот определяют исходя из того, что их суммарная длительность равна длительности самой ноты с тремоло. |
|
Повтор
Обозначает повтор долей или целого такта. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него. |
|
Реприза (знаки повторения части произведения) Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно. |
|
Вольта (используется совместно с репризой)
Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку. |
|
Da capo (с начала) Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода». |
|
Dal segno (со знака сеньо) Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода». |
|
Segno (сеньо) Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno. |
|
Coda (кода) Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda. |
Прочие
Эти обозначения применяются для записи произведений для фортепиано:
См. также
- Список музыкальных обозначений
Примечания
- ↑ В книге «Курс теории музыки» (Т. С. Бершадская и др.; ред. А. Л. Островский. Л., 1988): «Акцентирование отдельного звука».
- ↑ Статья И. А. Алдошиной в журнале «Звукорежиссёр» «Основы психоакустики», часть 12, «Громкость сложных звуков», часть 2
Современная музыкальная нотация | |
---|---|
Нотный стан |
Акколада • Ключ • Размер такта • Ключевые знаки • Такт (реприза, вольта) |
Нотные знаки |
Ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) • Случайные знаки альтерации (диезы, дубль-диезы, бемоли, дубль-бемоли, бекары) • Добавочные линейки • Длительность (ноты, ноты с точками, паузы) • Аббревиатура |
Штрихи |
Артикуляция • Аппликатура • Динамика (Крещендо, Диминуэндо) • Октавный пунктир • Мелизмы • Темпы • Интервалы • Ориентиры |
Лиги |
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные |
Музыка • Теория музыки • Музыкальная нотация |
Нотный стан
В уроке разбирается понятие — нотный стан или нотоносец, его роль и задачи.
Нотный стан представляет собой пять горизонтальных линий, вот таких:
Пять линеек нотной строчки Мы назвали нотный стан, И на нем все ноты-точки Разместили по местам
В дом вошли мы необычный: Пять линеек! Вот так дом! «Перед вами нотный стан. Ну-ка, ноты, по местам!»
Нотная запись предназначена, в первую очередь, для записи двух важнейших характеристик музыкального звука — высоты и длительности. Длительности мы рассмотрим позже в другом уроке.
В нотной записи высота звука указывается расположением ноты на нотном стане.
Как правило:
- низкие звуки — находятся ниже
- высокие звуки — в верхних строчка нотного ряда.
Ноты можно писать многими способами:
на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку:
Для совершения платежа необходимо авторизоваться
Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту
в промежутках между линейками, над и под ними:
подряд – на линейках и между ними без пропусков:
на добавочных маленьких линеечках и между ними:
Для совершения платежа необходимо авторизоваться
Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту
Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:
Предложите маленькому музыканту представить, что нотный стан — это та же самая лесенка, а ноты соответствуют ступенькам.
Только расположены эти ступеньки не на кубиках, а на линейках и между ними:
Нарисуйте линейки и ступеньки. Предложите провести игрушку по линейкам. Одновременно можно проигрывать гамму, начиная со звука «до», и петь ноты
до ре ми фа соль ля си
Для совершения платежа необходимо авторизоваться
Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту