Как называют лося в сказках

Лось без леса — не лось. Лес без лося — не лес.

Сельма Лагерлёф, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

В семье, как говорится, не без урода. В стаде симпатичных хрюшек затешется свинья-страшилка или хотя бы свинтус, по пятам за сереньким козликом следует его зловещий собрат, в порядочной волчьей стае нет-нет, да и попадётся свирепый бирюк, а у благородного быка будет какой-нибудь особо злобный братец..

Прекрасный олень тоже не избежал такого родственника. Это создание мосласто и губасто, как верблюд, горбато, как бизон, носит козлиную бороду и рожищи, сделавшие бы честь экскаваторному ковшу, ассоциируется одновременно с рыбьей флегматичностью и неуклюжей заполошностью, хотя при его весе и скорости это уже далеко не его проблемы. За неимением в умеренных широтах носорога именно наш герой (хм!) занимает его место в экосистеме. А заодно и в коллективном бессознательном — с одной стороны, он слишком суров, чтобы потешаться над ним всерьёз, а с другой… нет, ну вы взгляните на эту трогательную вислогубую мосю! На эти нескладные ноги-циркули!

В общем, знакомьтесь: лось, он же по старинке сохатый — из-за того, что его великолепные рога напоминают именно этот сельскохозяйственный инструмент.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

      • Вежливый лось. Добрый вечер! Кстати, в честь оного даже сеть хостелов назвали.
      • И совсем другой лось, ломящийся не разбирая дороги в бар и спрашивающий там всего-то сто грамм водки. На логичное удивление бармена, что такой туше это даже не «на понюхать», отвечает, что пьёт только для запаха, а дури у него своей хватает.
      • Лось по прозвищу Большие Яйца, который к концу анекдота стал представляться «Лось, просто лось». Опционально заменяется быком.
      • Лось с большого бодунища, который пришёл на водопой и проворонил подкравшегося охотника. «Не понимаю. Я пью, пью, а мне всё хуже и хуже», — поражается лось, принимая одну пулю за другой.
      • Байка о том, как железнодорожный диспетчер получил кодированную телеграмму от находящегося в пути машиниста: «Поезд задерживается из-за наезда на корову с поднятым токоприёмником». Как выяснилось, загадочным животным был именно лось — просто в кодовой книге для него не нашлось обозначения, пришлось импровизировать.
      • Лось, который бежал по лесу, стыдил разных зверей за вредные привычки и агитировал заниматься спортом. «Лось, ты как ширнёшься, так весь лес перебаламутишь!»

      Литература[править]

      • Джек Лондон. На Аляске зимой подстрелить лося — большая удача…
      • Сельма Лагерлёф, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (см. эпиграф) — во вставной новелле «Сага о Карре и Серошкуром» рассказана история лося Серошкурого, который маленьким лосёнком попал в дом к лесничему и подружился там с псом Карром (который, к слову, фактически виновен в гибели матери Сегошкурого). По настоянию пса выросший лось ушёл в лес, чтобы не быть проданным в зоопарк. Оказавшись косвенно виновным в постигших лес несчастьях, Серошкурый позже отправился в изгнание и погиб от рук браконьеров.
      • Феликс Зальтен, «Бемби» — лоси, как старшие и более крупные родственники оленей, иногда появляются в этой сказке и её продолжениях. Олени чаще всего боятся лосей из-за их роста и карикатурного сходства, и ведут себя, как могли бы люди при встрече со снежным человеком. Бемби однажды хотел было пообщаться с одним встретившимся лосем, но так и не осмелился с ним поговорить. Лось же на самом деле тоже к оленям относился со всем уважением, и хотел бы пообщаться, но не знал, как начать. Так и разошлись, не поняв друг друга. В советской вольной экранизации лося заменили зубром, в антропоморфной версии изображённым великаном, в несколько раз крупнее людей-«оленей».
      • Братья Стругацкие, рассказ «Забытый эксперимент» — слепой изуродованный лось-мутант, встреченный участниками экспедиции в аномальной зоне вокруг бывшей научно-исследовательской лаборатории, уничтоженной выбросом радиации.
      • Виталий Бианки:
        • «Одинец» — старый лось в полтонны весом и с чудовищной силой (при этом очень быстрый). Один раз даже медведь предпочёл не нападать на него, а с домашним быком и вовсе расправился в два счёта. К тому же, абсолютно непотопляемый: двигается по болоту, как посуху, и благополучно переплыл Финский залив.
        • «Водяной конь». Лося здесь «запрягли» в лодку, в которой были старый рыбак, его внук, да ещё и большой улов рыбы. Пока был в воде, сделать, в общем, ничего не смог, но когда добрался до мелководья, легко порвал верёвки, опрокинул людей вместе с лодкой и сбежал. В итоге ни лосятины, ни рыбы.
        • В повести «Мурзук» заглавному герою-рыси удалось спрыгнуть на спину лося с ветки дерева и в конечном счёте победить. При этом подчёркивается, что сорвись Мурзук со спины — ему пришёл бы конец. Но там упоминалось, что лось был молодым. По меркам рыси, конечно, всё равно страшный противник. Но Одинец бы мог от неё отбиться.
      • Доктор Сьюз, «Тидвик — добрый лось» — сказка о добром и отзывчивом лосе Тидвике, у которого на рогах поселилось множество зверей.
      • Чингиз Абдуллаев, «День Луны» — один из террористов, оборотень в погонах, носит кличку «Лось».
      • Мария Семёнова, Анна Гурова, «Аратта» — народ ингри приручает лосей.
      • Гарри Поттер же! «Сохатый» — прозвище Джеймса Поттера, отца Гарри. Сириус Блэк звал Гарри «Сохатик».
        • Надмозг в чистом виде, ибо в оригинале — Prongs, скорее «Рогач». Тем более что оборачивался Джеймс благородным оленем, а уж никак не лосем. С другой стороны, «Рогач» на русский слух как-то эээ…
        • Ну, в то время Джеймс был тем ещё козлом, так что прозвище в тему.
      • «ПЛиО» — загадочный дозорный(?) Холодные Руки ездил верхом на лосе. По ходу действия книги лось пал, а затем был съеден Браном и его спутниками.
      • Дмитрий Овсянников, «Осколки Сампо». Задача героям от Хозяйки Севера добыть загадочного Лося Хийси. Живьём. Подробности лосиной охоты, пермские легенды о мамонтах и правдивая история о том, каков лось в упряжке, прилагаются.
      • Макс Фрай, «Лабиринты Ехо» — кочевники Пустых Земель скачут на менкалах — существах, больше всего напоминающих именно лосей.
      • Михаил Успенский, «Райская машина»: лучший друг протагониста носит прозвище Сохатый — за габариты и напористость.
      • Филип Жозе Фармер, «Плоть» — в постапокалиптической Америке лошадей не осталось, а ездовыми животными для знати служат лоси и олени. Братство Лося — одно из наиболее могущественных.
      • Вильям Козлов, «Президент Каменного острова» — Сережа и Сорока пытаются спасти лося, который убегал от браконьеров и провалился в болото. Увы, не удалось. Сцена изрядно душераздирающая.
      • Артём Кораблёв, «К чёрту в гости» — лось Абрам Петрович, прикормленный умершим лесником. Мальчишкам-туристам внушает страх, однако вполне безобиден.
      • Эдуард Нонин, детская поэма «Ёж с ружьём» — предпоследним к заглавному герою приходит с просьбой о защите именно сабж.
        • Серия книг про Иеро, которая началась с книг С. Ланье. Далёкое будущее, лоси мало-мало много мутировали (в сторону увеличения размеров) и превратились в «лорсов» — почти разумных домашних животных, с которыми легко устанавливается телепатический контакт. Дурной характер теперь проявляется в основном только при нападениях врагов — и тогда врагов можно только пожалеть.
        • Иван Кошкин, «Амурские звери» — в операции против браконьеров участвовали и лоси, только вели себя не вполне адекватно. «У них сейчас гон. Поэтому они гонят. Постоянно. Не обращай внимания». Браконьеров тоже гонят. «Там трое то ли пленных, то ли безвозвратных потерь».

        Кино[править]

        • «Хоббит» Питера Джексона — Трандуил гордо гарцует на лосе реликтовом большерогом олене, насаживающем на рога по полдюжины гоблинов зараз. В русском фаноне зверя моментально окрестили Алёшей — по мотивам вышеупомянутого анекдота о парне, притащившем домой мёртвого лося.
        • «Сбежавший лось» — на дом главных героев, семейства Вагнеров, с неба упал лось из упряжки Вайнахтсманна, не вписавшийся в поворот. Дети Вагнеров пытаются найти способ вернуть мистеру Музу, как представился неожиданный гость, веру в себя, Вайнахтсманн, выпавший из саней, ищет его, чтобы сказать, что не сердится и дать второй шанс, а помешанный на трофеях живущий по соседству охотник Паннеке хочет голову лося в свою коллекцию. А если Муз не прокатит Вайнахтсманна по небу в рождественскую ночь, то и Рождество не состоится.

        Мультфильмы[править]

        • «Добро пожаловать!» — советский мультик 1986 г. по мотивам сказки Доктора Сьюза.
        • «Попугай club» — лось, озвученный Геной Букиным, и которого главгер-попугай изначально принял за козла.
        • «Братец-медвежонок» — парочка туповатых братьев-лосей, которые дружат с героями.
        • «Раз, два — дружно!» — мультфильм о том, как лесные звери помогали лосю вылезти из-под упавшего дерева.
        • «Жил-был пёс» — услышав шум в кустах, Пёс пошёл на его источник и увидел там лося, жующего ветки. Когда лось обратил на это внимание, пса там уже и близко не было.
        • В мультфильме «Снеговик-почтовик» именно лось запряжен в сани, доставляющие Снеговика, щенка Дружка и искомую елку по месту назначения.

        Мультсериалы[править]

        • Прежде всего, Сохатый — зануда-вожатый из «Лагеря Лазло».
        • Happy Tree Friends — синий лось Дылда/Lumpy, в отличие от коллег по сцене, психических отклонений не имеет — просто дурак, тормознутый и невнимательный в традиционной для мультика степени.
        • «Рокки и Бульвинкль» — собственно, лось Бульвинкль.
        • Смешарики — Лосяш же, ну. Настолько добрый вариант тропа, насколько возможно. Кстати, он там такой, в смысле лось, не один.
          • Клон Лосяша, когда-то созданный им. По характеру — та ещё скотина. Исправляться, в отличие от оригинала, не намерен.
          • Согласно полнометражке в Средние века к лосям относились как к ездовым животным. Но потом они то ли эволюционировали, то ли отстояли свои права и стали расой учёных — почти всё научное сообщество в сериале состоит из лосей
        • «Приключения Джеки Чана» — Джейд фанатеет по мультяшному персонажу Супер-Лосю. Несколько раз его плюшевая фигурка оживала под действием талисмана и выписывала не ожидавшим этого злодеям нехилые 220 (хотя и не таким способом, каким рассчитывалось изначально).

        Видеоигры[править]

        • «Fran Bow» — в четвёртой главе доведётся пообщаться с разлагающейся тушей лося. Ха-ха, шутка. Конечно же, туша говорить не может. Говорит пожирающий её Смерточервь.
        • World of Warcraft — таурены Крутогорья представляют собой не классических быкоглавцев, а именно антропоморфный сабж, причём если персонаж друид, то лосиные рога у него сохраняются в любом обличье (Гирцин улыбается и машет). А ещё по результатам их квеста можно получить маунта по имени «Громокопыт Крутогорья» — упитанного мускулистого лося.
        • The Long Dark — близкое знакомство с канадским лосем во многом неприятнее, чем с медведем.
        • Far Cry Primal — охота на сохатого в первобытном антураже добавит игроку несколько адреналиновых всплесков.

        Музыка[править]

        • Gorillaz, клип «19-2000» — лихо разъезжающей на джипе группе преграждает путь гигантский лось. Мёрдок активирует ракеты, спрятанные под днищем джипа, и стреляет ими в лося, но тот чихает, заставляя ракеты отклониться от курса и упасть точно на ребят. Сама группа не пострадала, хоть все остались с ног до головы вымазаны пеплом, а вот машина разбилась вдребезги.

        Интернеты[править]

        • lm:Лось Вотзефак.
        • Шведская пасторша прочитала проповедь в костюме лося и надолго стала мемом в консервативно-православном сообществе.

        Реальная жизнь[править]

        • Лося добывают ради шкуры. Собственно, слово «лосины» изначально говорило о том, что эти штаны в обтяжку делались из лосиной кожи. Мясо у лося тоже съедобное, но оленина мягче и вкуснее.
          • В состав знаменитых «тройных» пельменей входит мясо лося, свинина и говядина.
        • Рогами лоси бодаются только друг с дружкой. От хищников сохатый отбивается острыми копытами, которыми вполне способен проломить медвежий череп.
        • Народы Севера, живущие слишком на юге, где не водятся карибу, пытались заменить его лосем. Получалось слабо.
          • Впрочем, отечественные лосефермы, пусть и в формате экзотики, всё же существуют — под Костромой и в Коми (Печоро-Илычский заповедник).
        • Знаменитая армейская пытка «лосём» — жертва складывает руки на лбу в замок[1] и должна с размаху удариться головой о стену. В терминальных случаях — с разбегу.
          • Есть и вышедший за рамки армии более мягкий вариант (по сложенным рукам просто пробивают с кулака или колена), и более жёсткий «лось-самоубийца» (дух падает на сложенные руки с тумбочки).
          • Есть фольклорный вариант — в «лося» въезжает УАЗик на минимальной скорости.
        • По-эстонски лось — põder, что читается как «пыд(е)р».
        • Знаменитая первоапрельская шутка от журнала «Популярная механика» про боевых лосей в Красной армии. Шутка зашла слишком далеко — материалы про боевых лосей появились в одном из частных музеев.
        • Бронзовая статуя лося авторства Юсси Мянтюнена — одна из главных достопримечательностей города Выборга.
        • «Лосиный тест» — испытание автомобиля на устойчивость при резком перестроении влево-вправо («чтобы проверить, как машина объезжает лося»). Ещё один лосиный тест практиковался в СААБ (пока тот существовал) и представлял собой краш-тест с резиновым чучелом лося.
        • Лось — символ ныне несуществующей Прогрессивной партии США, возглавляемой Теодором Рузвельтом.
          • Во время выступления Рузвельта убийца выстрелил в него. В ответ президент отвесил шутку: «Дамы и господа, может, вы не в курсе, но в меня только что стреляли. Но Лося так просто не убьёшь!» (намёк на живучесть животного).
        • Когда в Скандинавии выдаётся тёплая зима, то забродившие яблоки-падалицы, при нормальных условиях спрятанные под снегом, становятся добычей лосей. Действует этот палёный сидр на них в точности так же, как на людей: одни ложатся спать, другие начинают буянить, а третьих тянет на приключения. Так, в 2011 году пьяная лосиха вписалась в дерево и застряла между ветками.
        • Закрытый город Заречный в Пензенской области прославился тем, что временами там по улицам свободно бродят лоси. Сохатые удостаивались даже сюжета на центральном телевидении.
        • Символ Франкфуртской школы карикатуристов, лось в пальто, и посвящённое лицемерию двустишие:

        Die schärfsten Kritiker der Elche
        waren früher selber welche.[2]

        F. W. Bernstein
        • Дорин Тови писала в основном про своих кошек, но в ее книгах есть и другие животные. В частности, в книге «Появление Сесса» описано ее с мужем путешествие в Скалистые горы и среди прочего — встреча с лосем, которого до тех пор Дорин считала не очень красивым:»я не думала, что в этой встрече может быть что-то особенное. Судя по фотографиям, лось был попросту крупным, неуклюже сложенным оленем. Безобразно карикатурный из-за огромного носа, смахивающего на футбольный мяч»…»Безобразен?! Глянцевитая черная шерсть, высота добрых семнадцать ладоней, изящнейшие задние ноги, как у скаковой лошади… Лось — несравненный красавец!»

        Примечания[править]

        1. Либо просто одна под другой, тыльной стороной ко лбу.
        2. Нет злее критика лося,
          чем тот, кто сам лосём звался.

        [изменить]

        Животные

        Кошачьи Кошки: Кавайная нэко vs Вредная кошка/Зловещая кошка (Кот злодея) • Волшебные кошки (Кошки мешают нечисти) • Жирный кот (Кот-бегемот) • Корабельный кот • Кот — умник • Эффект рыжей кошки
        Большие кошки: Большая крутая кошка vs Большая страшная кошка vs Большая тупая кошка • Быстроногий гепард • Грозный тигр • Лев — царь зверей • Леопарды, ягуары и оцелоты • Лесная рысь • Чёрная пантера
        Псовые Собаки: Адская гончая • Все животные — собаки • Милый пёсель vs Отвратительная шавка • Осторожно, злая собака! • Пёс злодея • Полицейская собака • Робот-собака • Собака — друг человека

        Волки: Благородный волк vs Злой и страшный серый волк/Волк позорный

        Хитрая лиса vs Толстый полярный лис • Гадкий шакал

        Медвежьи Героический медведь • Забавный мишка • Косолапое недоразумение • Медведи — это страшно
        Другие медвежьи: Милая панда • Полярный медведь
        Куньи Барсук-тугодум • Выдры • Хитрый хорёк
        Копытные Лошади: Зловещая лошадь • Жеребец-убийца • Крутая лошадка • Не лошадь • Ослики • Полосатая зебра • Цыганская кляча

        Свиньи: Симпатичная хрюшка/Положительный кабан vs Свинья-страшилка/Свинтус • Свинья — это смешно

        Коровы и быки: Глупая корова vs Коровушка-бурёнушка/Могучий бык/Героический бык vs Свирепый бычара

        Слоны: Слоны и мамонты/Мудрый слон/Милый слоник vs Злобный слон/Неуклюжий слоняра • Мегаслон

        Другие копытные: Барашки и овечки • Бегемоты и гиппопотамы • Грозный носорог • Дромадеры и бактрианы • Жираф • Зловещий козёл vs Серенький козлик • Прекрасный олень/Сохатый vs Жуткий олень

        Приматы По характеру: Героический обезьян • Злобная обезьяна • Милая обезьянка • Примитивный примат
        По виду: Кинг-Конг • Могучая горилла • Умный шимпанзе
        Грызунообразные Братец-кролик (Кролики — боги секса • Ушастик-ужастик) • Грызуны необычных размеров • Ёжики и дикобразы • Запасливый хомяк • Крысы (Зловещая крыса vs Хорошая крыса) • Морская свинка • Мышка-норушка • Озорница-белка • Полосатый бурундук • Трудяга бобёр • Трусишка зайка серенький
        Другие млекопитающие Вонючий скунс • Героический дельфин • Кит-убийца vs Могучий кит • Ластоногие • Милый енот • Подлая гиена • Слепой крот • Тормознутый ленивец • Ужасная летучая мышь vs Милая летучая мышка
        Птицы Благородные хищные птицы vs Жуткий стервятник • Гуси-лебеди • ДятлЪ • Жуткая сова vs Мудрая сова/Милая совушка • Жуткие птички • Забавный попугай vs Жуткий попка • Индюк надутый • Ласточки и стрижи • Милая уточка vs Утка — это смешно • Милый пингвинчик • Мудрый ворон vs Нахальная ворона • Павлин-мавлин • Петушок — золотой гребешок/Золотой цыплёнок/Милая курочка vs Курочка-дурочка • Птица мира • Соловей • Сорока-воровка
        Зубастая птица
        Членистоногие Светлячки • Жуткий мотылёк vs Прекрасная бабочка • Злой мух • Коварный скорпион • Комар-пискун • Кузнечики и сверчки • Многоножки • Муравьи и термиты • • Пауки необычных размеров (Дружелюбный паучок • Стая пауков) • Пчёлы правильные и не очень • Ракообразные необычных размеров • Тараканище • Цикада
        Рептилии и амфибии Жабы и лягушки • Крокодил-людоед vs Добрый крокодил • Неспешная черепаха vs Зловещая черепаха • Добрый змей/Мудрый змей vs Смертоносная змея • Ящерицы
        Рыбы • Милая рыбка (Хорошая акула) vs Страшные рыбёшки (акула-людоед • мегалодон • прожорливая пиранья • щука-разбойница) • Скаты • Фугу и иглобрюхи • Царь-рыба
        Другие животные Головоногие • Медузы • Падальщики • Червие (Пиявицы ненасытные)
        Вымершие животные Доисторические морские рептилии • Птерозавр

        Динозавры: Бронированные динозавры • Гадрозавр • Зауропод • Раптор • Тираннозавр (Не тираннозавр) • Цератопс • Доисторический — значит, страшный vs Дино-рыцарь/Милый динозаврик/Забавный динозавр

        Кайнозойская фауна (Монстр кайнозойской эры vs Милый древний зверёк • Саблезубый тигр) • Палеозойская фауна

        Вымышленные животные Варги • Василиск • Виверна • Грифон • Доппельгангер (метаморфы) • Единорог • Ёкай (кицунэ и Девятихвостая Лиса • Тэнгу) • Инсектоиды (Арахниды) • Йети • Кайдзю (меха-версия) • Кракены и спруты • Космический монстр (космический кит) • Кролик-убийца • Ктулхуманоиды • Лунный монстр • Мантикора • Милый Ктулху • Морской змей • Нефилим • Оборотень vs Анимаг (Чмоборотень) • Песчаный червь • Саламандра • Совомедведь • Троглодиты • Сфинкс • Феникс • Цербер
        Драконы: Азиатские драконы • Возвращение драконов • Добрый дракон • Драколич • Змей Горыныч • Динозавр похож на дракона • Дракон похож на змею (или на морскую выдру • на кошку • на собаку • на птицу • на ящера • на осла • на свинью • на летучую мышь • на гуманоида) • Дракониды • Повелитель драконов (Драконий наездник) • Толстый дракон
        Стереотипы о животных Волки — враги собак • Волки — враги овец • Женщины боятся мышей • Зайцы — враги волков • Зайцы — враги лисиц • Зайцы едят морковь • Кошки — враги собак • Кошки любят рыбу • Кошки — враги мышей • Медведи едят мёд
        Зоологический клюквосправочник
        Разное Анималистическая символика • Антропоморфный каннибализм • Атака рогом • Боевой зверь • Враг всего живого (Мучитель животных vs Животные ненавидят его ) vs Друг всему живому (Безумный любитель животных • Любитель кошек • Экотеррорист) • Гладить собаку vs Пнуть собаку • Говорящее животное/Умная говорящая птица • Дружба животных (Не заводи съедобных друзей) • Животное в роли рассказчика • Забавное животное • Зверобог • Злые хищники, добрые травоядные • Добрый кот, злой пёс vs Добрый пёс, злой кот vs Кот — лучший друг пса • Зоофил • Легендарный зверь • Мопс из космоса • Назван в честь животного • Неуправляемый питомец • Нечисть пугает животных • Полезный в хозяйстве зверь • Превратить в животное • Се человек? • Священное животное vs Нечистое животное • Снесла курочка яичко • Убить животное (Браконьер • Рыбалка) • Умён, как человек • Хвостобойка • Человеко-звериный сеттинг • Четвероногий детектор зла • Чудесное рождение
        Растения и грибы

Как объект религиозно-мифологической системы образ лося появляется, видимо, начиная с неолита в северной части Старого и Нового света (палеолитические свидетельства или отсутствуют, или недостаточно надёжны).
Известны начальные изображения лося или стад лосей, лося и человека (чаще всего в ситуации охоты, иногда — поклонения человека лосю); беременной или рожающей лосихи (ангарские петроглифы); лось (или стадо лосей) вместе с рыбами, птицами, лодками, следами охотников-лыжников и т. п. (урочище Залавруга близ Беломорска).

Эти изображения, а также ритуалы (у эвенков родовые святилища — бугады представляли собой скалы, скрывающие внутри зооморфного предка — звериную мать в виде лосихи или самки дикого оленя) помогают определить прежде всего космологическую роль лося.

Согласно эвенкийской традиции, дух-предок уводит человеческую душу шамана в мир зооморфных духов в нижнем царстве, являющемся шаманской родовой территорией (ср. изображение лося на гробницах, саркофагах скифской эпохи, на Центральном Алтае); там душу приводят к священному дереву, где её встречает мать-зверь шамана в образе лосихи (или оленихи), лежащей у корней дерева.

Она проглатывает человеческую душу шамана и рождает главную шаманскую душу (харги). Вместе с медведем лось образует у эвенков пару основных зооморфных образов космологической схемы: погоня медведя (манги), находящегося в верхнем мире, за лосем (хэглэн) порождает чередование дня и ночи; лосиха (харги), находясь в нижнем мире у корней мирового дерева, рождает для земли (средний мир) зверей и людей, души которых после смерти уводятся духом предков и хозяином нижнего мира — медведем (манги) обратно в нижний мир.

В среднем мире борьба лося (дух лукгэн) и медведя (хаттала) определяет, контролирует и регулирует систему фратриального дуализма, глубинно связанного с космологическим дуализмом.
И лось, и медведь являются покровителями двух противопоставленных друг другу фратрий племени.

Ритуал поединка лося и медведя (у эвенков он происходит на племенном собрании) на фратриальном уровне (лось нередко в разных традициях является тотемом) реализует космогонический поединок этих зооморфных образов.
Связь лося с верхним миром, в особенности с солнцем (рога лося — лучи солнца), подтверждается мифологическим образом космического Лося Хэглэна (Хэглуна) у эвенков, отождествляемого с созвездием Большой Медведицы (в русской народной традиции это созвездие также иногда называется «Лось»).

С Лосем Хэглэном как образом Большой Медведицы соотнесён образ телёнка Хэглэна, воплощённый в Малой Медведице. У эвенков, кетов, ряда самодийских и других народностей существует миф, который объясняет возникновение Большой Медведицы, а также Млечного пути в результате погони охотников за лосем.
Более архаичен эвенкийский миф о космическом лосе — Хэглэне, похищающем солнце и уносящем его в небесную тайгу, и богатыре Маине, выступающем в функции духа-охранителя, устанавливающего и охраняющего смену дня и ночи.

Маин бросается в погоню за лосем на крылатых лыжах, к полуночи настигает его и возвращает людям очередной день. Сходный сюжет о гигантском лосе, преследуемом охотником, известен у других народов Сибири и индейцев Северной Америки.
Апачи приписывают убийство лося их культурному герою; иногда в роли культурного героя выступает сам лося; в легенде индейцев ото лось даёт людям огонь и посылает их в построенное для них селение.
Многие племена Великих равнин Северной Америки знают мотив лося-мужа или лосихи-жены. У индейцев омаха лосю принадлежит демиургическая функция: он приказывает ветрам прогнать воды, покрывавшие в начале землю; воды отступают, а выступивший из-под них холм становится началом земли.

В ряде случаев лось выступает как персонаж демифологизированной животной сказки, нередко как образ вселенной и дух — помощник шамана, его ездовое животное.
Ритуал охоты на лося, его убийство, разделка туши с соблюдением определённого порядка и правил, пиршество, «кормление» духа, обмазывание губ свежей кровью, церемония захоронения глаз и костей лося, «поднимание костей» на особый помост и т. п., как и обычай передачи убитого лося в дар чужому роду, позволяют говорить о лосе как объекте шаманского культа.

Ср. также обычай сибирских народов украшать жилище рогами лося (или оленя) или употреблять их как талисман против злых духов, использование схемы рогов лося в орнаменте, табуистические обозначения лося («сохатый», от соха, «рога», в разных традициях; «длинные ноги» у марийцев, «зверь» у орочей, ороков, ульчей и т. д.).
Вместе с тем образ лося и в религиозно-мифологических представлениях, и в ритуале часто дублируется образом оленя (ср. гибридный образ шаманского духа калира у эвенков — огромный олень с рогами лося и хвостом рыбы или образ лося-оленя на шаманских колотушках).
(symbolarium.ru)

Пословицы и поговорки
Бежать как лось.
Иноземец на чужбине не находит себе места, а берцовая кость лося в котлё не помещается.
Лось велик, но и он спотыкается.
Лося бьют в осень, а дурака завсегда.
На лося идешь, готовь могилу и гроб, на медведя идешь, готовь мягкую постель.
От лося — лосята, от свиньи — поросята.
Сегодня сыты, а завтра, может, во двор лось придет.
Стрелял в лося, а попал в мышь.
Убил бы лося, если бы удалось.
Удалось забить бабе лося.Песни
Владимир Кобрин — Песня про лося

Хід у відповідь — Про Лося

Лось
(Валентин Берестов)

Слышу, хрустнула ветка,
И сразу увидел лося,
А лось увидел меня.
Стоит и не шелохнётся…
И всё ж на моих глазах
Теряет лось очертанья:
Ветки слились с рогами,
С кустами сливается тело,
С берёзовыми стволами
Уже сливаются ноги.
Лес, породивший лося,
Прячет своё дитя.Лось
(Арсений Несмелов)

Тяжко сопя, лобастый
Вышел из леса лось.
А над полями частый
Дождик, повисший вкось.
Поле под белой мутью,
Словно морское дно.
Веет пустынной жутью
И тяготит оно.
Фыркая, зверь тоскливо
Смотрит, мотая лбом:
Кто, изломавший иву,
Землю изрыл кругом?
Медлит дикарь рогатый,
Пеной швыряя с губ,
А у ручья солдата
Окоченевший труп.
Понял. В испуге кинул
Ветви рогов к спине,
К лесу прыжками ринул,
К черной его стене.
И в замиравшем хрусте
Слышен был тяжкий лось…
Веял последней грустью
Дождик, повисший вкось.

ЛОСЬ

Как объект религиозно-мифологической системы образ Л. появляется, видимо, начиная с неолита в северной части Старого и Нового света (палеолитические свидетельства или отсутствуют, или недостаточно надёжны). Известны начальные изображения Л. или стад Л„ Л. и человека (чаще всего в ситуации охоты, иногда — поклонения человека Л.); беременной или рожающей лосихи (ангарские петроглифы); Л. (или стадо Л.) вместе с рыбами, птицами, лодками, следами охотников-лыжников и т. п. (урочище Залавруга близ Беломорска). Эти изображения, а также ритуалы (у эвенков родовые святилища — бугады представляли собой скалы, скрывающие внутри зооморфного предка — звериную мать в виде лосихи или самки дикого оленя) помогают определить прежде всего космологическую роль Л. Согласно эвенкийской традиции, дух-предок уводит человеческую душу шамана в мир зооморфных духов в нижнем царстве, являющемся шаманской родовой территорией (ср. изображение Л. на гробницах, саркофагах скифской эпохи, на Центральном Алтае); там душу приводят к священному дереву, где её встречает мать-зверь шамана в образе лосихи (или оленихи), лежащей у корней дерева. Она проглатывает человеческую душу шамана и рождает главную шаманскую душу (харги). Вместе с медведем Л. образует у эвенков пару основных зооморфных образов космологической схемы: погоня медведя (манги), находящегося в верхнем мире, за Л. (хэглэн) порождает чередование дня и ночи; лосиха (харги), находясь в нижнем мире у корней мирового дерева, рождает для земли (средний мир) зверей и людей, души которых после смерти уводятся духом предков и хозяином нижнего мира — медведем (манги) обратно в нижний мир. В среднем мире борьба Л. (дух лукгэн) и медведя (хаттала) определяет, контролирует и регулирует систему фратриального дуализма, глубинно связанного с космологическим дуализмом. И Л., и медведь являются покровителями двух противопоставленных друг другу фратрий племени. Ритуал поединка Л. и медведя (у эвенков он происходит на племенном собрании) на фратриальном уровне (Л. нередко в разных традициях является тотемом) реализует космогонический поединок этих зооморфных образов. Связь Л. с верхним миром, в особенности с солнцем (рога Л. — лучи солнца), подтверждается мифологическим образом космического Л. Хэглэна (Хэглуна) у эвенков, отождествляемого с созвездием Большой Медведицы (в русской народной традиции это созвездие также иногда называется «Лось»). С Л. Хэглэном как образом Большой Медведицы соотнесён образ телёнка Хэглэна, воплощённый в Малой Медведице. У эвенков, кетов, ряда самодийских и других народностей существует миф, который объясняет возникновение Большой Медведицы, а также Млечного пути в результате погони охотников за Л. Более архаичен эвенкийский миф о космическом Л. — Хэглэне, похищающем солнце и уносящем его в небесную тайгу, и богатыре Маине, выступающем в функции духа-охранителя, устанавливающего и охраняющего смену дня и ночи. Маин бросается в погоню за Л. на крылатых лыжах, к полуночи настигает его и возвращает людям очередной день. Сходный сюжет о гигантском Л., преследуемом охотником, известен у других народов Сибири и индейцев Северной Америки. Апачи приписывают убийство Л. их культурному герою; иногда в роли культурного героя выступает сам Л.; в легенде индейцев ото Л. даёт людям огонь и посылает их в построенное для них селение. Многие племена Великих равнин Северной Америки знают мотив Л.-мужа или Л.-жены. У индейцев омаха Л. принадлежит демиургическая функция: он приказывает ветрам прогнать воды, покрывавшие в начале землю; воды отступают, а выступивший из-под них холм становится началом земли. В ряде случаев Л. выступает как персонаж демифологизированной животной сказки, нередко как образ вселенной и дух — помощник шамана, его ездовое животное. Ритуал охоты на Л., его убийство, разделка туши с соблюдением определённого порядка и правил, пиршество, «кормление» духа, обмазывание губ свежей кровью, церемония захоронения глаз и костей Л., «поднимание костей» на особый помост и т. п., как и обычай передачи убитого Л. в дар чужому роду, позволяют говорить о Л. как объекте шаманского культа. Ср. также обычай сибирских народов украшать жилище рогами Л. (или оленя) или употреблять их как талисман против злых духов, использование схемы рогов Л. в орнаменте, табуистические обозначения Л. («сохатый», от соха, «рога», в разных традициях; «длинные ноги» у марийцев, «зверь» у орочей, сроков, ульчей и т. д.). Вместе с тем образ Л. и в религиозно-мифологических представлениях, и в ритуале часто дублируется образом оленя (ср. гибридный образ шаманского духа калира у эвенков — огромный олень с рогами Л. и хвостом рыбы или образ Л.-оленя на шаманских колотушках).

Лит.: Пекарский Э. К., Цветков В. П., Очерки быта приаянских тунгусов. П., 1913, (Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 2. 1); их же, Приаянские тунгусы, «Живая старина», 1911, кн. 3-4, с. 335; Ионов В. М., Дух — хозяин леса у якутов. П., 1916 (Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 4. 1). Василевич Г. М., Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям у тунгусов, «Этнография», 1930, № 3; Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958; его же, Космологические представления народов Севера, М.-Л., 1959; Окладников А. П., Петроглифы Ангары, М.-Л., 1966; Окладников А. П., Мартынов А. И., Сокровища томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы, М., 1972; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 343.

В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Почему лося называют сохатым?

4 года назад · 10551 просмотров

Наблюдательные люди большинству зверей дали прозвища, характеризующие сущность. Заяц трусливый, лис плутоватый, а хозяина леса медведя невежливо величают косолапым. А почему лося называют сохатым?

Почему лося называют сохатым?

Источник:

Эти величественные животные — наиболее крупные представители семейства оленевых. Отдельные экземпляры лесных великанов могут достигать в холке двух метров и весить более 400 кг. Отличительная черта этих животных – гигантские ветвистые рога. Именно они и являются причиной такого названия.

Почему лося называют сохатым?

Источник:

Старинное орудие землепашца – это соха, с которой лосиные рога определенно имеют внешнее сходство. К тому же древнеславянское слово «сохатый» обозначало «разделенный надвое», «разветвленный». А соха как раз и имела вид орудия, разделенного на рабочую часть (рассоху) и два металлических сошника с лопаткой-палицей.

Кстати, для наших предков «сохатый» и «рогатый» были синонимичными определениями. И раньше любых животных, обладающих рогами (даже домашних коров), называли сохатыми.

Источник:

  • Как называют лису в русских народных сказках
  • Как называют лес в сказках
  • Как называют краткий стихотворный рассказ аллегория нравоучительной направленности
  • Как называют кота в русских народных сказках
  • Как называют козу в сказках