Литература
11 класс
Урок № 48
«Чудики» Шукшина (по рассказам «Срезал» «Обида», «Алёша Бесконвойный», «Чудик»)
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. Биография писателя;
2. Особенности шукшинских героев;
3. Проблематика рассказов писателя.
Тезаурус
Деревенская проза — курс в русской литературе 1960-1980-х годов, направленный на осмысление драматической судьбы крестьян, русской деревни XX века, с особым вниманием к проблемам нравственности и к связям человека и природы.
Речевое поведение — способ взаимодействия объекта с окружающей средой, выраженная в речи.
Список литературы
Основная литература:
1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.
2. Проза В. Шукшина: учебное пособие для педагогических институтов по специальности. Русский язык и литература. М.: Высшая школа, 1981. — 159 с.
Электронные ресурсы:
1. Персоны. В. Шукшин. // culture.ru: Портал Культура. рф. 2013 URL: https://www.culture.ru/persons/2222/vasilii-shukshin (дата обращения: 16.08.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Главная тема творчества Василия Шукшина — это жизнь деревенского жителя. В своих рассказах он показывает читателю людей из народа, с их бытовыми заботами и тревогами, проблемами и конфликтами.
Человек в рассказах Шукшина, в основном, не доволен своей жизнью, бытом, он не хочет быть как все, мириться с этой «одинаковостью» и стремится показать свою индивидуальность не совсем стандартными и логичными поступками. Таких шукшинских героев и называют «чудиками».
В рассказе «Чудик» автор знакомит нас с одним из них так: «С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри. В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал. Звали его — Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».
Простому обывателю непонятен чудик. У него необычный вид, он стремится к прекрасному, к получению новых знаний. Эти герои наивно пытаются доказать всем, что жизнь — это постоянный процесс поиска хорошего, доброго и справедливого, всего лучшего, что есть в обществе.
Шукшин говорит: «Есть на Руси ещё один тип человека, в котором время, правда времени вопиет так же неистово, как в гении, так же нетерпеливо, как в талантливом, так же потаённо и неистребимо, как в мыслящем и умном… Человек этот — дурачок. Это давно заметили (юродивые, кликуши, странники не от мира сего — много их было в русской литературе, в преданиях народных, в сказках), и не стоило бы, может быть, так многозначительно вступать в статью, если бы не желание поделиться собственными наблюдениями на этот счёт».
«Чудики» Шукшина не осознают своей чудаковатости, но продолжают свою борьбу. Борьба эта абсурдна и комична, но ведёт читателя к важным выводам.
Каждый из них имеет свои особенности:
— чудик – философ: мыслитель в рассказе «Алёша Бесконвойный» придумывает, как уйти от суеты;
— чудик – художник в рассказе «Чудик» воплощает свои творческие способности;
— чудик – правдоискатель в рассказе «Обида»;
— чудик – жестокий демагог Глеб Капустин из рассказа «Срезал».
Однако стоит отметить и важное сходство таких героев. Особенность речевого поведения «чудиков» предполагает некоторую отстранённость от общества. Герой рассказа «Обида» восклицает: «Как же так? С какой стати он выскочил таким подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодить продавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то ни стало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Никто же нам их не завёз, не забросил на парашютах. Сами! Пора же им и укорот сделать. Они же уже меры не знают…».
Чудики не чувствуют комфорт в коммуникативных ситуациях с окружающими, и это приводит к последующим коммуникативным неудачам и конфликтам. Они остаются одинокими в своих стремлениях, не находят поддержки и понимания со стороны окружающих, чем вызывают жалость и сострадание. Однако из-за этих реакций такие герои больше ощущают свою нереализованность и никчёмность.
Шукшин не идеализирует чудиков. Однако, каждого из них он наделяет гуманностью и человеколюбием. В неспособности выразить себя, в этом комичном противостоянии простого человека с обыденностью автор показывает духовное содержание, обезображенное бессмысленной реальностью и отсутствием культурного развития. За смехом, за юмором в рассказах ощущается грусть и любовь к человеку. Автор пишет: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
Для писателя это был непростой путь от сопереживания чудаковатым героям до понимания важности осмысления и обобщения исторического пути русского народа.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Единичный выбор.
Как называют в литературе героев В. М. Шукшина?
А) умники и умницы
Б) чудики, странные люди
В) исключительные натуры
Правильный вариант:
Б) чудики, странные люди
Василий Макарович Шукшин гордился своими крестьянскими корнями – он был родом из села Сростки на Алтае. Своеобразная народная лексика – характерная черта его произведений.
Главная тема творчества Василия Шукшина — это жизнь деревенского жителя. В своих рассказах он показывает читателю людей из народа, с их бытовыми заботами и тревогами, проблемами и конфликтами.
Человек в рассказах Шукшина, в основном, не доволен своей жизнью, бытом, он не хочет быть как все, мириться с этой «одинаковостью» и стремится показать свою индивидуальность не совсем стандартными и логичными поступками. Таких шукшинских героев и называют «чудиками».
Единичный выбор.
Рассказ Василия Шукшина называется:
«Свозил»;
«Смазал»;
«Срезал».
Подсказка: Главный герой рассказа Глеб Капустин — «начитанный и ехидный» человек, работник пилорамы в деревне Новая. Он славится тем, что, когда в деревню приезжают образованные люди, Глеб «срезает» их, ставя, как ему кажется, на место.
1
Как называют в литературе героев В. М. Шукшина?
Как называют в литературе героев В. М. Шукшина?
Исключительные натуры
«Чудики», странные люди
Умники и умницы
1 ответ:
2
0
В рассказах Василия Макаровича Шукшина (1929 — 1974) главное внимание направлено на характеры персонажей. И свой последний сборник рассказов Шукшин так и назвал — «Характеры» (1973г).
Василий Макарович открыл нам множество человеческих типов — странных, иногда комичных, но в то же время совершенно оригинальных и неповторимых. Оказывается, сохранились ещё эти «чудики» и «острословы».
Но только встретить их можно вдали от больших и шумных городов, там, где ещё сохранилась связь человека с природой.
Например, в рассказе «Алёша Бесконвойный» описывается, как топят баню. И вроде это нехитрое занятие превращается у Шукшина в священнодействие.
Ответом на вопрос будет : героев рассказов В.М.Шукшина называют «чудиками», странными людьми.
Читайте также
Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.
Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.
Для меня основная мысль этого рассказа Голявкина заключена в том, что скука на того нападает, кому заняться нечем, или точнее на кого лень навалилась. Вот мальчик, о котором повествует автор, не только прогуливает школу, где ему надо ума-разума набираться, он еще и праздно шатается по улицам, проявляя даже не любознательность, а любопытство, прося, например, прокатить его в экскаваторе.
Если в самом начале рассказа у мальчика еще возникает желание чем-то помочь людям, например, починить с дядей машину, однако отсутствие нужных знаний не позволяет ему поучаствовать в процессе, т.е. мальчик становится только наблюдателем. А только смотреть и не делать — скукотища/не интересно. Гораздо веселей участвовать в процессе.
Послонявшись так по городу, у героя даже улыбка становится глупой, потому что он не знает как спрятать за ней растерянность своего незнания. Он наполняется скукой, и еще полностью не осознает, что … приводим пословицы:
«Листы и корни» — еще одна басня великого писателя, в которой поднимается тема хвастовства. Только теперь в роли хвастунишек выступают гордящиеся своей красой зеленые листья. Когда в их беседу с ветром вклиниваются корни, листья их возмущенно обрывают — как вы мол смеете влезать, копающиеся в грязи. Но корни за словом в карман не лезут и сообщают зарвавшейся листве, что не только питают ее, но и в отличии от нее не облетают на зиму, а если погибают, то и все дерево гибнет. Мораль же этой истории в том, что вся красота этого мира построена на труде и чтобы хвастать этой красотой надо иметь на то право, которое дает только труд создателя. Неплохо бы помнить об этом тем, кто делает кучу пластических операций и подтяжек и считает, что становится красивее всех.
Дочь Эммы и Шарля Бовари из романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» звали Берта. Эмма мечтала о сыне, но родила дочь и решила назвать ее Бертой, т.к. ей очень понравилось имя незнакомой женщины, которую она видела в Вобьесарском замке на приеме, который героиня очень долго вспоминает.
В финале романа Берта остается сиротой. И лично у меня при упоминании данного романа в памяти встает маленькая девочка в грязном платье и рваной одежде. Именно в таком виде Берта предстает перед нами в конце.
Можно придумать такое продолжение рассказа «Вертел» со счастливым концом. Прошка очень долго болел, но продолжал работать. Алексей Иванович стал бережнее относиться к Прошке и отдавал часть своего обеда. А однажды в мастерскую забежал Володя и принес целую корзинку пирожков и немножко конфет. Володя со слезами стал уговаривать Прошку поесть, он сказала, что мама не знает о том, что он убежал из дома. Прошка , видя переживания мальчика, который от всей души хотел ему помочь, съел два пирожка, а Алексей Иванович отпустил мальчиков погулять. Володя и Прошка долго разговаривали и когда Прошка вернулся в мастерскую, его щеки горели, а глаза блестели. У него появился друг и это грело сердце бедного мальчика.
С каждым днем Прошке становилось легче, а Володя прибегал каждый день. Анна ивановна больше не ругалась на сына и давала ему монетки для Прошки.
-
Как называют в литературе героев В.М. Шукшина? а умники и умницы; б чудики, странные люди; в исключительные натуры.
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
drewestes987
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика2 минуты назад
Помогите пожалуйста с задачей.
-
Математика12 минут назад
12. Чи можна дати здачу 2 грн 25 коп. монетами: 1) по 25 коп.; 2) по 50 коп.?
-
Математика17 минут назад
Даю 50 балов срочно
1/4 часть равна 60 -
Математика17 минут назад
Срочно вирішити логарифм
log0,5(4 — ) + log0,5( — 1) = -1 -
Биология17 минут назад
почему я не могу спать ночью,вот не идёт у меня ночной сон,это не бессонница я думаю,я незнаю что делать,я пытаюсь наладить сон но все время засыпаю все позже и позже
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Статья.
Герои – «чудики» в рассказах В.Шукшина.
«Чудики» Шукшина – это особый народ.
Эти люди не замечают собственных недостатков ни в характере, ни в одежде, ни в
потребностях. Зато погрешности окружающих замечают всегда
Ванька Тепляшин – герой одноименного
рассказа , твёрдо уверен в том , что при любых обстоятельствах никто не имеет
права оскорблять его самого и , конечно же, его мать. Мать – это святое. Ради
справедливости Ванька готов пойти на всё, даже выписаться
из больницы не долечившись.
Тепляшин уверен, в своей правоте. Но он, в силу собственной молодости, не
понимает, что жизнь сложна и часто приходится терпеть несправедливость. А не
лучше ли научиться находить компромисс!
Мама Ваньки – уступчивая
женщина, терпеливая. Но сын никак не хочет идти по её стопам. Он считает , что унижение
терпеть нельзя. Это недостойно звания человека. Отсюда все его беды: ни с кем и
нигде он не может ужиться.
В рассказе «Микроскоп» герой
Андрей Ерин мечтает о том , что ему совершенно не нужно . Однажды обманным
путём он осуществляет свою мечту: за семейные деньги (120 рублей!) покупает
микроскоп. Прибор , необходимый только в медицинских и научных лабораториях, не
приносит Андрею счастья. В его руках микроскоп – бесполезный предмет. Хотя бы
потому , что Ерин не знает биологии. Сначала Андрей , затем другие члены семьи
с интересом «рассматривают» микробов через увеличительное стекло. Потом эйфория
проходит . И в это же время жена узнаёт, что микроскоп куплен её мужем за
украденные у семьи деньги. Андрей и Зоя по — разному выходят из ситуации: муж
ведет себя как слабовольный человек , а жена находит достойный выход, чтобы
избавиться от ненужной вещи.
В рассказе «Срезал» герой ,
Глеб Капустин , также из крестьянской среды , не понимает , что смешон. В
это неловкое положение он поставил себя сам. Как бы ни хотел герой казаться
умным, но без глубоких знаний и образования ум никак не проявляется. Только
необразованные люди могут считать , что Капустин умён. Что движет героем?
Наверное, зависть по отношению к тем, кто старательно учился и , благодаря
знаниям, теперь имеет интеллигентную профессию. В советское время учиться могли
все, кто хотел: ведь и образование было бесплатным! Кто мешал Глебу Капустину
стать кандидатом наук? Наверное, лень! Либо непонимание того , что значит
образование в жизни человека.
Если бы не было шукшинских
героев -«чудиков», как бы обеднела наша русская литература! Она лишилась бы тех
, кто показывает нам, как не надо поступать; и тех , кто завещает при любых
обстоятельствах не идти против совести и сохранять честь.