Детальный разбор, что такое зачин, присказка и концовка в сказке с примерами.
Содержание
- Что такое зачин в сказке и для чего он используется?
- Что такое концовка в сказке и для чего она используется?
- Что такое присказка в сказке и для чего она используется?
- Что такое зачин, присказка и концовка в сказке: рекомендации от филологов
- Видео: Зачин — что это такое? Значение и описание
Сказка – это маленький мирок, который обязательно несет урок. Благодаря сказкам дети учатся понимать, что такое добро и зло, какие меры предосторожности нужно принимать, а также познают глубокую вековую мудрость, которая и вовсе усваивается во взрослой жизни. В этой статье мы научим разбираться, что такое зачин, присказка и концовка в сказке, а также о том, какие есть зачины, и какие виды их бывают, и как понять, о чем будущее повествование по одному зачину.
Что такое зачин в сказке и для чего он используется?
Сказки — уникальный опыт, который тянется с поколения в поколение. Многие ученые филологи уверенны, что в сказках заложено два смысла. Тот что на поверхности, и тот смысл сказок, который открывается при более глубоком изучении. Например, сказка Колобок возможно не только про бытовую жизненную ситуацию, а и про Космос. А привычная для нас Курочка Ряба — про ценность жизни, а не драгоценностей. Хотите также легко научиться погружаться в смысл сказок с первых слов, для начала узнайте что такое зачин, присказка и концовка в сказке, следует четко понимать, для чего используется та или иная часть сказочного повествования. Итак, зачин – это укоренившееся начало сказания, которое задает настроение произведения и с первых слов понятно, о чем будет речь. Например:
- «Жили-были» — традиционное начало русских сказок о бытовых ситуациях, а также путях их разрешения. Это и Колобок, который проходит свой уникальный жизненный путь, и Конек Горбунок и т.д.;
- Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве» моментально окунает слушателя в средние века, поближе к городам и самому царственному дворцу. Подобным образом начинается множество сказок, от которых без ума маленькие девчушки;
- Более скрытый зачин «Как во городе то было да во Муроме…» может меняться название населенного пункта, а также указываются временные рамки, имена и характеры персонажей. Чаще всего используется в сказках-былинах, при описании рыцарей, богатырей, власть имущих и т.д.
Зачин – слово говорит само за себя. Это начало сказки, которое увлекает слушателя и погружает в рассказ. Примитивное, однотипное начало давало возможность привлечь внимание юных особ, и лишь потом переходить на саму историю. Когда старший начинает сказывать, младшие слышат зачин и, оставляя свои дела, спешат поближе к рассказчику, чтобы понять, что за история их увлечет в этот раз.
Что такое концовка в сказке и для чего она используется?
После зачина в сказке идет завязка истории, развитие сюжета и развязка, которые являются основной сказки, а зачин, присказка и концовка в сказке – вспомогательные инструменты, которые помогают погрузиться в сказочный мир персонажей. Сказки – инструмент, который заставляет размышлять ребенка, думать, как бы он поступил в таком случае, что нужно для этого и т.д.
Сказки всегда рассказывают часть жизни персонажей, оставляя дальнейшую их жизнь открытой и свободной для фантазии слушателей. Но для того, чтобы слушатель понимал, что история закончилась, используется традиционный пример – однотипная устоявшаяся концовка.
Концовка сказки – это привычный набор фраз и предложений, которые выводят слушателя из истории, и является заключением сказания.
Например:
- Любимейшая русская концовка сказок «И я там был, мед-пиво пил…» пользуется особенной полярностью в сказках с королями, царями, князьями, свадьбами и успешными достижениями богатырей;
- В сказках для девочек, которые заканчиваются свадьбой концовка чаще всего звучит так: «И жили они долго и счастливо…»;
- Сказки про животных, веселые и поучительные истории чаще всего заканчиваются на «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»;
- Поучительные сказки, которые учат безопасности, моральности, состраданию и т.д. концовка чаще всего звучит так: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Что такое присказка в сказке и для чего она используется?
И в заключение расскажем о том, что такое присказка в сказке. Это уникальный, особый вид повествования, идущий перед самой сказкой. Это понятно по названию – присказка. Итак, присказка – это отдельная занимательная короткая история, которая привлекает внимание молодого слушателя, и несет в себе зачастую познавательно-развлекательный характер. Но истинная цель присказки – максимальный захват внимания слушателя и подготовка к серьезному повествованию.
Итак, резюмируем: перед сказкой идет присказка, которая начинает собирать малышей вокруг рассказчика. Далее идет сам зачин сказки, который открывает повествование, а после самой сказки идет привычная концовка, чтобы слушатель понял, что сказка окончена, а не рассказчик необоснованно рано завершил историю.
Что такое зачин, присказка и концовка в сказке: рекомендации от филологов
Марианна: простыми словами присказка – история перед сказкой, «завлекалочка», зачин – начало истории, которое благодаря привычным фразам и словосочетаниям дает сигнал – будет сказка о «том то», а выход с истории – концовка. Русский язык уникален – смотришь на слово, и уже все понятно.
Егор: русские, и сказки разных стран мира, весьма похожи, ведь большинство из них имеют общие корни. Присказка используется не только в славянских сказках, но и в европейских, особенно популярных на ярмарках и торгах. По зачину всегда можно с точностью определить родину сказки. А по концовке – мудрость, которую несет сказание.
Любите заниматься с детьми? Вам могут понравиться наши статьи:
- Сказка-переделка «Волк и семеро козлят» на новый лад
- Сказки для постановок в детском саду, школе
- Сценарии экологически сказок
- Сценарии праздников в детском саду
- Сценарии новых сказок для детей
Видео: Зачин — что это такое? Значение и описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»
Литературное чтение. 2 класс
Композиционные части сказки
Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна
Доводи начатое дело до конца.
Сказки о животных
Бытовые сказки
Волшебные сказки
Законы волшебных сказок
- Борьба добра и зла.
- Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)
- Сказочные числа, повторы.
- Волшебные предметы.
- Положительные и отрицательные герои
- Особая композиция
Как строится сказка
присказка
Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет
Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается
Ритмически организованная прибаутка,
предшествующая зачину в сказках.
зачин
основная часть
концовка
Присказки
- Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
- В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
- Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
- Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
- Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
- А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
Как строится сказка
присказка
В некотором царстве,
в некотором государстве …
зачин
Жили-были …
Зачин – начало сказки, он бывает
различным (коротким или длинным).
Зачин рассказывает о том,
где происходило действие, когда и
какие герои будут в сказке
основная часть
концовка
Зачины
- За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
- В некотором царстве, в некотором государстве…
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
- Жили-были…
- В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
- В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Как строится сказка
присказка
зачин
Ключевые события:
— странствие героя;
— встреча героя
с друзьями и врагами;
— бегство, погоня;
— победа героя
и т.д.
основная часть
концовка
Как строится сказка
присказка
Концовка – это последние слова сказки,
завершение, рассказ о том,
чем закончилась история,
рассказанная сказителем,
но еще чаще и обращение к слушателю,
или рассказ сказочника о самом себе.
зачин
основная часть
концовка
И я там был,
мед-пиво пил.
И стали жить-поживать
и добра наживать
Концовки
- Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
- А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
- Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
- Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
- Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
- Стали жить-поживать – добра наживать.
- И сейчас живут – хлеб жуют
- Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
- Сегодня я сумел…
Назови героя сказки
«Никита
Кожемяка»
Назови героя сказки
«Кощей
Бессмертный»
Назови героя сказки
«Василиса
Прекрасная»
Назови героя сказки
— Злосчастие»
«Горе
Назови героя сказки
«Иванушка
— дурачок»
Назови героя сказки
«Жар —
птица»
Назови героя сказки
«Гуси
— лебеди»
Назови героя сказки
«Баба
Яга»
Медведь
Заяц
Щука
Волшебные предметы
Схема волшебной сказки
1. Нарушение запрета.
2. Испытание.
3.Поиски помощников, спасительной магии.
4. Борьба со злыми силами.
5. Спасение.
Художественные приемы, используемые в сказках
1.Постоянные эпитеты
2.Сравнения
3.Троекратные повторы
- Сочинить волшебную сказку
Задания по выбору
- Составить кроссворд «В мире сказок»
- Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
3 года назад · 48756 просмотров
Зачин — это… Присказка, зачин, концовка и повторы в сказках. Найди и выпиши зачины русских сказок: зачин в «Царевне-лягушке», «Коньке-горбунке», «Сивке бурке», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо». Зачины народных и литературных, волшебных сказок — примеры. 3 зачина, 5 зачинов. 4 класс, 5 класс. Как вы понимаете смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович»? Какую роль играет зачин — начало сказки? Что такое зачин в литературе. Какие есть зачины?
Источник:
Зачин — что это такое? Примеры
Зачин — это традиционное начало сказки или былины. Примеры: «Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Как во городе то было да во Муроме…»
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» — то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».
Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.
Пример присказки: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»
Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».
Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.
Зачин в литературе
«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» — это уже литературная игра.
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
«Царевна-лягушка» — волшебная сказка, в ней происходят чудеса и невероятные превращения.
В начале у сказки — зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Завершается сказка концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Тут и там в сказке встречаются повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, осыпали костями-огрызками.
Используются неизменные эпитеты: тугие луки, острая стрела, птицы летучие, животные рыскучие, солнце ясное, столы дубовые, повесил буйну голову, дремучие леса.
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: «Жил-был старик, у него было три сына».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Зачин в сказке про Ивана — крестьянского сына и Чудо-Юдо: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына».
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
«Конек-горбунок» — литературная сказка в стихах, написанная Петром Ершовым в 1834 году. Это не народная сказка, поэтому у нее оригинальный авторский зачин:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок
28.09.2017
Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.
Присказка
Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.
С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».
Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.
Зачин
Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.
Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».
Концовка
Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».
Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.
Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.
Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.
Стихотворные части сказок
Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.
Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.
Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.
Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.
Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.
О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия
Похожие статьи:
Эпитеты в русских народных сказках
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
1.3.1. Общая схема сюжета
Исходным в схеме сюжета,
или в последовательности разворачивания
сказочного события, является определенный
порядок испытания в сказке. Сказка
состоит из трех испытаний: провокация,
или испытание-завязка; служба, или
центральное испытание, повторяемое
трижды;
возвращение, или отпускающее испытание.
Три испытания делят сказку
на три этапа. Каждый этап состоит из
двух фаз. Получается схема сюжета из
шести шагов.
1.
Провокация антагониста. Немотивированный
отъезд парня (мир посмотреть),
кража яблок, листьев, нападение
старика-карлика с
бородой на друзей,
похищение невесты…
-
Развилка. Камень с надписью
на дороге, спуск в подземелье. Смысл в
разделении братьев, друзей, попутчиков.
Развилка задает тип и расположение
дома противника. Развилка обосновывает
то, что это место достижимо только
младшим братом… -
Служба. Помощники. Собственно
волшебное ядро, состязание, но
до этого герой приобретает помощников,
соответствующих будущему
испытанию. -
Возвращение. Погоня, птица,
выносящая героя из подземелья за
спасение птенцов. Смысл возвращения
связан с очищением.
-
Неудача в возвращении.
Срезан аркан, братья убивают, калечат.
Предпосылка второго круга службы,
возврат к новой развилке как второй
круг. -
Возмездие. Герой приезжает.
Не узнан. Устраивает состязание. При
его приезде добытые им вещи радуются.
Бывшие друзья еще делят добычу, сами
себя наказывают.
Алгоритм
развертывания сказки имеет форму цепи:
1–2–3–4–5–6. Пятый элемент может стать
первым, тогда схема сказки становится
такой:
1–2–3–4–5–1–2–3–4–5–6. Например, сюжет
путешествия в колодец: после того как
герой отправляет последнюю принцессу
наверх, та предупреждает его, как
выбраться. Братья срезают веревку, упав,
он ждет барана, но садится не на того.
Баран его уносит в подземный мир. Герой
убивает дракона. Царь подземного мира
предлагает свою дочь. Герой отказывается
жениться на подземной принцессе. На
птице он вылетает из подземелья.
Баран
становится развилкой последнего типа.
Сказка приобретает черты двойного
круга. Возможно, это художественный
прием. С позиции ритуального
возрастного прототипа это совпадает с
формой разделения сказки на сказку о
парне и мужике.
Богатство
сюжетных форм новой волшебной сказки
связано с фантазией
сказочников, совпадение этих новых форм
с ритуалом заложено воспроизведением
в сказке существенных механизмов и
структур самого
ритуала. Тем не менее сказка часто
искажает намеченную структуру сюжета.
Подвижным являются первое и особенно
третье испытание.
1.3.2. Система действия в сюжете
Первоначальное
испытание героя волшебной сказки связано
с провокацией
антагониста и противника.
Типы провокаций.
Ночная потрава коня на поле (конь, черт),
ночное
похищение яблонь с дерева жар-птицей;
похищение братика или
детей; смерть родителей; смерть или
пленение детей; слух о прекрасном
супруге; простое стремление к путешествию;
болезнь отца и необходимость
достать «молодильные яблоки».
Второе испытание в сказке
связано с развилкой. Развилка является,
во-первых, местом расставания братьев,
и она обосновывает подвиг
младшего брата, совершенный в одиночестве;
во-вторых, развилка –
это место перехода в другой мир, что
определяет ее форму.
Виды
развилок.
Камень, на котором надпись: «пойдешь
туда, жизнь
потеряешь…». Вход в потусторонний мир
в виде трещины, колодца, ямы, куда
спускается младший брат. Старик (старуха),
который встречает братьев, и только
младший с ним делится едой и рассказывает,
куда едет.
Развилка
оборачивается.
Если в пути парень, то встречный волшебник
принимает неуклюжий вид, и только герой
делится, жалеет его,
за что получает волшебную помощь. Если
братья в доме, то карлик или дедок
приходит к ним. Им надо отказать, иначе
они неожиданно
захватывают богатыря и едят приготовленную
им еду. В пути
надо поделиться, а дом – уберечь.
Аналогично в сюжете о калеках: сестра
теряет огонь и идет к ведьме, огонь за
кровь; ведьма посещает ее, та болеет.
Таким
образом, развилка – это не столько
расходящиеся пути в дороге,
сколько адекватный выбор в контакте с
чуждым.
Служба осуществляется с помощниками.
Виды помощников
Сверхпомощники
(видит далеко, стреляет без промаха, ест
неограниченно,
не может согреться, не может напиться,
бегун, слышит
далеко…).
Звери-помощники
1 – набор хищников: ворон, медведь,
орел, волк; домашние животные: собака,
кошка; змея или лягушонок («Волшебное
кольцо»).
2 – свойства животных: льва, собаки,
муравья и ворона.
3 – набор животных, способных достать
предмет: рыба-кит, выдра, ворон, муравей,
рак.
Небесные
помощники (Солнце,
Месяц, Ветер). Эти помощники или мужья
сестер героя, или братья жен. В первом
случае сестра прячет брата и спрашивает
мужа, что бы сделал, если бы кто-то из ее
родных пришел. Муж отвечает, что отца
бы убил, а брата приветил,
после чего сестра зовет брата;
жена
или невеста-помощница;
кони-помощники;
волк
(«Сказка о сером волке»). Варианты, в
которых волк просит после свадьбы
отрубить ему голову. Принц удивлен,
отказывается, но волк принуждает, после
чего из его тела вылетает голубь и
признается, что он его дед, которого
осудили быть волком за грехи. Версия
французская, где волк попадает в капкан,
ранит ногу и вместо себя посылает лиса,
своего брата:
Товарищ. Герой
спасает рыб, хлеб кидает в воду, а когда
приходит время в путь, он встречает
юношу, которых просится с ним, помогает
добыть невесту. В невесте, которая не
могла смеяться или говорить, жил змей.
Юноша просит разделить невесту пополам,
змей выползает.
Зверь-сват
(лиса, кот, шакал, в африканской сказке
– антилопа).
Предмет
(шапка или плащ-невидимка).
Возвращение в ряде сказок
вырастает в отдельный сюжет, существуют
сказки, которые акцентированы только
на возвращении, однако возвращение
связано с основным сюжетом.
Виды возвращения. Погоня
ведьмы. Против нее приходится бросать
волшебные предметы. Бегство за счет
скорости коня. Конь противника скидывает
его и убивает. Перелет в мир на птице,
птенцов которой спас герой. Возращение,
несмотря на козни жен побежденных змеев.
Преодоление ловушек (родник, яблоня,
змея у постели в первую брачную ночь;
собака, конь, змея).
Виды возмездия.
Стрельба в воздух из лука, и стрелы
виновного попадают
в него же. Отец наказывает обманщиков.
Выяснение правды происходит на свадьбе,
невеста объявляет при народе, что было…
Итак, схема сказки приобретает
вид тройной петли. В сказке выделяется
несколько точек усиления события:
провокация, служба и возвращение.
Очевидно, что три ступени сказки должны
тесно связываться между собой по
внутреннему смыслу: для этой провокации
– это испытание; для этих провокации и
испытания – это возвращение.
Характер
испытания по его результату в петлях
различен. По характеру
победы можно развести стадию, даже если
она образует отдельную сказку.
В первой петле характерна
неполная победа героя над противником
либо вообще поражение. На первой стадии
герой терпит поражение, частичный успех
может быть только на второй стадии.
Во второй петле герой только
побеждает, причем победа повторяется
трижды.
Третья петля начинается
поражением, а заканчивается реваншем.
Причем поражение оказывается для героя
неожиданным. Это можно
трактовать как зазнайство либо как
предательство ближнего. Прощание
со старым.
Стадия вторая, выделенная
в отдельную сказку, близка по сюжету к
былине: герой побеждает одного противника
за другим.
Такая структура сказки
предполагает следующие закономерности
модификации сюжетов. Во-первых, сюжет
может разбиваться на три ступень и
редуцироваться будет по ступеням. Сказки
могут усиливать или ослаблять одну из
ступеней. В первом случае возможно
превращение отдельной ступени в отдельную
сказку. Во втором случае – сказка с
редуцированной ступенью, состоит из
двух ступеней.
Схема сказки поясняет
оборачивание персонажей. Герой и его
антагонист могут меняться местами
полностью, а могут частично.
В
провокации герой не побеждает антагониста.
Антагонист в завязке
сталкивается с равным по возрасту
противником, побеждает два раза, а в
третий раз уходит от поединка. В испытании
герой побеждает (причем побеждает врага
на его территории), в возвращении герой
побеждает, но с коллизией (терпит
поражение, часто смерть, а потом
побеждает).
Если
сказка увеличивает элемент первой
ступени, то это приведет к непобедимости
героя. Если сказка преувеличивает третий
элемент, то герой будет вначале терпеть
поражение, а потом брать реванш.
Логика
тройственности петли события сказки
сопровождает и манеру
рассказа сказки.
Кроме тройственной петли,
сказка строится через тройной повтор,
который на деле разделен. Первые два
повтора как пробы. В них нет перехода,
герой справляется с испытанием своими
силами и не нуждается в переходе в иной
возраст. Третья попытка отличается
переходом, необходимостью привлечения
помощников. Третий повтор – это
переход, который невозможен в рамках
первых двух. В «Сивке-бурке» с третьего
раза достиг либо допрыгивал в каждом,
но на третий раз допрыгнул до своей
невесты. Бой на мосту: два змея побеждены,
третий бой на
равных. Таким образом, в тройном переходе
механизм перехода между
возрастами – существеннейший элемент
динамики ритуала.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #