Пояснительная
записка
Рабочая программа внеурочной деятельности интегрированного
курса «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с Федеральным
государственнымобразовательным стандартом начального общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373),
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО».
Настоящая рабочая программа общеинтеллектуального направления для
2 класса составлена на основе авторской программы М.В.Буряк, Е.Н.Карышева
«Чтение с увлечением». Рабочая программа курса внеурочной деятельности: 2 класс
/ под ред. М.В.Буряк, Е.Н.Карышева — М.:Планета, 2016 (Учение с увлечением).
Актуальность программы обуславливается
потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств
личности человека; формировании социально-активной творческой личности, способной
понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений природоведческого
характера. Данный курс способствует формированию читательской компетентности
второклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь.
Цели
программы:
·
развитие интереса у обучающихся к произведениям природоведческого
характера, понимания идейного содержания сказок, рассказов о природе,
оценивание поступков героев и событий;
·
формирование познавательного интереса к урокам литературного
чтения, окружающего мира и русского языка через задания творческого и
занимательного характера;
·
создание условий для интеллектуального и языкового развития
обучающихся посредством изучения произведений о природе;
·
духовно-нравственное развитие личности.
Задачи
программы:
·
совершенствовать навыки чтения обучающихся;
·
формировать мотивацию чтения младших школьников, развивать их
устойчивый и осознанный интерес к чтению рассказов и сказок о природе;
·
знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
·
формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
·
формировать основы читательской культуры;
·
вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в
процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на
уроках литературного чтения и русского языка;
·
способствовать формированию информационной культуры обучающихся
через разные виды заданий работы с текстами;
·
развивать воображение, литературно-творческие способности
второклассников;
·
развивать устную и письменную речь младших школьников;
·
совершенствовать коммуникативные навыки;
·
создавать необходимые условия для проявления творческой
индивидуальности каждого ученика;
·
формировать стремление ребенка к рассуждению и поиску.
Особенностями построения программы являются
занимательность изложения программы либо по содержанию, либо по форме, где в
процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное
воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы ребенка.
Основными формамиработы являются комбинированные
занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причем большее
количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий
используется три формы работы:
·
демонстрационная,когда обучающиеся слушают
объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
·
фронтальная, когда обучающиеся одновременно
работают под управлением педагога;
·
самостоятельная, когда обучающиеся
выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких
занятий.
Обучение носит деятельностныйи развивающий характер. В ходе занятий
обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:
·
познавательная деятельность;
·
игровая деятельность;
·
художественно-эстетическая деятельность.
Возрастная
группаобучающихся
Курс «Чтение с увлечением» составлен для обучающихся 2 классов, возрастная
группа обучающихся 7-8 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия-34 часа.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Планируемые
результаты освоения программы
Личностные результаты:
·
формирование средствами литературных произведений целостного
взгляда на мир;
·
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения
природоведческого характера;
·
развитие эстетических чувств доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
·
осознания значимости чтения для своего дальнейшего развития;
·
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
·
формирование осознанного уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
·
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск средств ее осуществления;
·
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
·
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
·
учиться высказывать свое предположение на основе работы с
материалом;
·
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
·
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
·
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами;
·
активное использование речевых средств для решения познавательных
задач;
·
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
·
делать выводы врезультата совместной работы класса и учителя;
·
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
·
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
·
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
·
активное использование речевых средств для решения коммуникативных
задач;
·
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
·
умение слушать и понимать речь других;
·
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя);
·
умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении
различных задач; принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Предметные результаты:
·
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и
нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
·
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
·
осознание значимости чтения для личного развития; формирование
первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование
потребности в систематическом чтении;
·
достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
·
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов,
обоснование нравственной оценки поступков героев.
Ожидаемые
результаты освоения программы
Обучающиесяполучат возможность:
·
закрепить умение работать с книгой;
·
закрепить умение работать с текстом;
·
проявить интерес к книге;
·
расширить читательский кругозор;
·
заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в
развитии познавательных способностей у своих детей.
Обучающиесязакрепят умение:
·
определять жанр произведения;
·
называть автора произведения;
·
записывать название произведения;
·
находить соответствия между словами, выражениями и их
толкованиями;
·
соединять вопросы с ответами;
·
понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
·
заполнять таблицу, используя слова-подсказки;
·
определять верные и неверные выражения;
·
восстанавливать порядок плана;
·
восстанавливать цитатный план;
·
дополнять план произведения;
·
называть героев сказки или рассказа;
·
сопоставлять слова из текста с изображениями животных;
·
выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
·
отвечать на вопросы текста;
·
дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова;
·
дописывать слова сравнения, используя текст произведения;
·
придумывать название рисунку;
·
восстанавливать порядок предложений на основе событий из текста;
·
составлять предложение к рисунку, используя слова для справок;
·
сопоставлять событие из рассказа со временем года, в которое оно
происходило;
·
соединять части предложений;
·
определять смысл пословиц;
·
выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию
сказки или рассказа;
·
давать характеристику герою, определять его качества характера;
·
анализировать поступки героев сказок и рассказов и делать вывод о
том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
·
называть правила поведения в природе;
·
определять главную мысль произведения;
·
придумывать слова-ассоциации к предложенным словам;
·
определять тему и содержание произведения;
·
описывать героя, используя слова для справок;
·
определять качества героя, используя описания из текста;
·
разгадывать кроссворды, филворды, ребусы, анаграммы;
·
находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их;
·
составлять из букв слова;
·
составлять из предложенного слова новые слова;
·
дорисовывать и раскрашивать картинки;
·
отгадывать загадки;
·
дописывать слова-рифмы в загадку и стихотворение;
·
разгадывать зашифрованные слова;
·
зачеркивать буквы по указанному правилу и составлять слова и
предложения;
·
использовать полученные на уроках литературного чтения и русского
языка знания для выполнения заданий;
·
проявлять самостоятельность для выполнения заданий;
·
последовательно рассуждать, доказывать;
·
контролировать свою деятельность;
·
оценивать свою работу на занятии.
На занятиях используются следующие формы контроля:
·
текущий;
·
итоговый;
·
самооценка.
Учебно-тематический
план и содержание программы
34 ч
Календарно-тематическое
планирование
Знакомиться с курсом «Чтение с увлечением. Удивительный
мир природы».
Знакомиться с краткой биографией Виталия Бианки; определять жанр
произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспоминать содержание
рассказа и восстанавливать план повествования; выбирать слова, которые
характеризуют старика и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами
названия героев рассказа; определять пропущенные слова в предложении и
разгадывать кроссворд; отвечать на вопросы текста; рассуждать о том, что у
человека должна быть добрая душа.
Соединять линиями слова с их лексическим значением; вписывать
данные о произведении в карточку; восстанавливать порядок словесного плана;
давать характеристику герою; находить в таблице с буквами названия героев
рассказа; разгадывать кроссворд.
2
Виталий Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»
Вспомнить героев русской сказки «Колобок»; вспоминать содержание
сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок»; определять жанр произведения и вписывать
данные о сказке-несказке в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки;
вспоминать песенку Лесного Колобка и дописывать пропущенные слова; называть
героев сказки и раскрашивать их; выбирать пословицы, которые соответствуют
сказке и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев
сказки и закрашивать их; расставлять буквы по местам и восстанавливать имя
главного героя сказки; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть
интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в карточку; выбирать из
предложенных персонажей героев сказки и раскрашивать их; продолжать строчки из
песенки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; находить в таблице с
буквами названия героев сказки; восстанавливать название главного героя сказки.
3
Николай Сладков «Непослушные малыши»
Знакомиться с биографией Николая Сладкова, определять, в какой
столбик можно поместить произведение «Непослушные малыши»; вспоминать
содержание сказки; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их
толкованием; вспоминать содержание сказки и соединять линиями слова из текста и
соответствующие им рисунки; раскрашивать картинки; определять какие слова
подходят для характеристики Медведушки; вспоминать персонажей сказки и
разгадывать кроссворд; определять, что несказочного было в сказке-несказке;
рассуждать о том, что в природе все идет последовательно в зависимости от
времени года.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять линиями
слова с их лексическим значением; соединять слова с их лексическим значением;
соединять слова из текста с рисунками; давать характеристику герою; разгадывать
кроссворд.
4
Николай Сладков «Трясогузкины письма»
Определять, в какой сборник можно поместить произведение
«Трясогузкины письма»; вписывать данные о произведении в карточку; определять
жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспомнить
содержание рассказа и восстанавливать цитатный план; определять сюжет, к
которому подходит рисунок; выбирать и называт качества характера, которые
проявились у людей в рассказе; разгадывать ребусы и называть зашифрованные
слова; перечислять, что узнали интересного из жизни птицы; рассуждать о
милосердии, сострадании, заботливости.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять лексическое
значение слова по предложенному толкованию; восстанавливать цитатный план;
выбирать сюжет; к которому подходит рисунок; выбирать качества характера у
людей, которые проявились в рассказе; разгадывать ребусы; определять общее
название объектов, зашифрованных в ребусах; составлять и записывать новые
слова, используя слово «трясогузка».
5
Николай Сладков «Топик и Катя»
Отгадывать загадки и определять главных героев рассказа;
определять жанр произведения; вписывать данные о произведении в карточку;
определять и раскрашивать только героев рассказа; вспоминать содержание
произведения и дополнять план; рассказывать, как жили Топик и Катя; составлять
из букв имена героев рассказа; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок;
раскрашивать картинку; пересказывать, что узнали интересного из жизни животных;
рассуждать о заботливом отношении к животным.
Вписывать данные о произведении в карточку; выбирать и
раскрашивать только героев рассказа; дополнять план рассказа; определять
лексическое значение слов и сочетаний слов; определять, как жили герои
рассказа; составлять из букв имена героев; выбирать сюжет, к которому подходит
рисунок; раскрашивать рисунок.
6
Виталий Бианки «Подкидыш»
Определять на основе загадки тему занятия; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; на основе
предложенных толкований определять лексичесоке значение слова; вспоминать
содержание текста и отвечать на вопросы текста; называть правила поведения в
лесу; определять, какие правила поведения в лесу нарушены в рассказе;
разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложения; рассуждать о положительном
отношении к пернатым друзьям – птицам.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять понятия и
толкования слов; отвечать на вопросы текста; выбирать правила поведения в
природе, которые нарушены в рассказе; разгадывать ребусы и вписывать полученные
слова в предложения.
7
Николай Сладков «Осень на пороге»
Отгадывать загадку и определять время года; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; вспоминать
содержание сказки и восстанавливать цитатный план; используя содержание сказки,
рассказывать как животные готовятся к зиме; определять главную мысль сказки;
выбирать пословицы и доказывать, что данная пословица относится к тексту
сказки; находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их;
вписывать слова в предложения и разгадывать кроссворд; рассуждать о том, что в
природе все идет последовательно, в зависимости от времени года.
Вписывать данные о произведении в карточку; восстанавливать
цитатный план; вписывать пропущенные слова в предложения; находить главную
мысль в тексте; выбирать пословицы, которые относятся к тексту; находить в
таблице с буквами названия героев и закрашивать их; разгадывать кроссворд.
8
Виталий Бианки «Теремок»
Вспомнить героев русской сказки «Теремок»; определять жанр произведения
и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию
сказки и соединять слова из текста с рисунками; сравнивать русскую народную
сказку «Теремок» и сказку-несказку «Теремок»; определять, какая из сказок
правдивее: народная или авторская; отгадывать загадки и записывать отгадки;
дописывать слова-рифмы в загадку; определять, что несказочного было в
сказке-несказке; рассуждать о бережном отношении к природе.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять текст с рисунками;
определять, почему животные в сказке Виталия Бианки не дружат; отгадывать
загадки; дописывать слова-рифмы в загадку.
9
Евгений Чарушин «Друзья»
Знакомиться с творчеством Евгения Чарушина; беседовать о книгах
Чарушина; определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить
рассказ «Друзья»; определять жанр произведения; определять значение непонятных
слов в рассказе; заполнять таблицу на основе событий в рассказе;
восстанавливать предложения; давать характеристику героям; отвечать на вопросы
по содержанию текста; знакомиться с образом жизни лисиц; называть
слова-ассоциации к слову «дружба»; подбирать рифмы; рассуждать о дружбе и
бережном отношении к природе; определять главную мысль рассказа.
Вписывать данные о произведении в карточку; заполнять таблицу на
основе событий в рассказе; восстанавливать предложения; давать характеристику
героям и описывать, как удалось подружиться дикому и домашнему животному;
определять идейное содержание рассказа; выбирать верный ответ из предложенных;
называть слова-ассоциации к слову «дружба»; подбирать рифмы в стихотворения о
героях рассказа.
10
Михаил Пришвин «Еж»
Знакомиться с творчеством Михаила Пришвина; беседовать о книгах
Пришвина; определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить
рассказ «Еж»; определять жанр произведения; определять значение непонятных слов
в рассказе; отвечать на вопросы по содержанию текста; знакомиться с образом
жизни ежей; рассуждать о качествах героев рассказа; разгадывать кроссворд;
находить слова-сравнения; определять главную мысль рассказа; рассуждать о
бережном отношении к природе и потребности в общении к ней.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять стрелочкой
слова, подходящие по смыслу; находить сравнения в тексте и вписывать их в
предложения; давать характеристику герою и описывать, как человеку удалось
подружиться с диким животным; из кроссворда выписывать буквы в определенном
порядке, чтобы получились слова.
11
Евгений Чарушин «Что за зверь?»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; разгадывать загадки;
отвечать на вопросы по содержанию текста; выполнять задание тестового
характера; дополнять план рассказа; давать характеристику героям и событиям;
знакомиться со следами некоторых зверей; знакомиться с образом жизни кроликов;
описывать героев рассказа с помощью слов для справок; зачеркивать буквы по
указанному правилу и читать получившиеся слова; определять главную мысль
рассказа; рассуждать о наблюдательности, бережном отношении к природе, заботе о
животных.
Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы
теста; дополнять план рассказа; давать характеристику героям; выбирать слова, с
помощью которых можно их описать; выполнять задание занимательного характера.
12
Михаил Пришвин «Этажи леса»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; анализировать отрывки
из текста и определять качества человека; отвечать на вопросы по содержанию
текста; подбирать свои названия к сюжетным рисункам; определять верные и
неверные высказывания с опорой на содержание текста; определять главную мысль
рассказа; раскрашивать героев рассказа и «расселять» их по этажам; рассуждать о
том, что природа и человек неразделимы, об ответственности человека за свои
поступки.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять качества
человека, опираясь на текстовое описание; рассматривать рисунки к тексту и
подбирать к ним свои названия; определять верные и неверные высказывания;
«расселять» животных по «этажам» в соответствии с текстом и раскрашивать
рисунки.
13
Евгений Чарушин «Волчишко»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку;
определять значение непонятных слов в рассказе; разгадывать загадки; определять
последовательность событий; отвечать на вопросы по содержанию текста; выяснять
главную мысль произведения; знакомиться с правилами поведения в природе в
занимательной форме (стихи); раскрашивать рисунки к рассказу; знакомиться с
образом жизни волчат; определять по обложке книги тематику произведений;
выяснять, какие чувства испытывает читатель при чтении рассказа; рассуждать о
сочувствии, сопереживании герою рассказа.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять
последовательность событий в соответствии с текстом; составлять из слов
предложение; находить и подчеркивать ответы на вопрос в отрывке из текста;
рассказывать правила поведения в лесу; определять по рисунку правило, которое
нарушил человек в рассказе; отгадывать загадки; раскрашивать рисунки.
14
Михаил Пришвин «Охота за бабочкой»
Отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение
непонятных слов в рассказе; восстанавливать план рассказа; описывать героев с
помощью слов для справок; разгадывать анаграммы, загадки; знакомиться с
научными фактами из жизни собак (почему собаки высовывают язык); выяснять,
какое настроение вызывает этот рассказ; рассуждать о бережном отношении к
природе, умении видеть интересное вокруг.
Заполнять карточку с данными о произведении; восстанавливать план
рассказа; выбирать слова, с помощью которых можно описать главных героев:
бабочку и щенка; разгадывать анаграммы.
15
Евгений Чарушин «Кошка Маруська»
Отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение
непонятных слов в рассказе; знакомиться с информацией о кошках; сопоставлять
события в рассказе с временем года; давать характеристику герою рассказа
(охотнику); составлять предложения из слов для справок; подбирать
слова-ассоциации к сочетаниям слов «домашнее животное»; беседовать о том, как
нужно относиться к домашним животным; рассуждать о таких качествах человека,
как ответственность, чуткость; разгадывать кроссворд.
Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия
между событиями в рассказе и временем года; записывать с помощью слов для справок,
на кого охотилась в лесу кошка; определять качества одного из героев рассказа –
охотника; записывать слова-ассоциации к сочетаниям слов «домашнее животное»;
разгадывать кроссворд.
16
Михаил Пришвин «Хромка»
Вспомнить содержание рассказа «Хромка» и отвечать на вопросы;
определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку;
определять значение непонятных слов в рассказе; характеризовать героев и
оценивать их поступки; находить соответствие между словами и их значением;
знакомиться с описанием диких уток; определять тематику произведения по
обложке; определять основную идею рассказа; из букв слова составлять новые
слова; раскрашивать рисунок; рассуждать о чувстве сострадания, бережном и
заботливом отношении к животным.
Заполнять карточку с данными о произведении; соединять линиями
слова с их лексическим значением; отвечать на вопросы по тексту; определять
основную идею рассказа; оценивать поступки героев, определять их качества;
составлять и записывать новые слова, используя слово «Хромка»; раскрашивать
рисунок.
17
Эдуард Шим «Неслышные голоса
Знакомиться с краткой биографией Эдуарда Шима; вспоминать
содержание рассказа «Неслышные голоса»; определять жанр произведения и
вписывать данные о произведении в карточку; на основе предложенных слов для
справок составлять толкование слова; понимать, что такое вырубка и для чего она
используется; вспоминать содержание рассказа и определять порядок предложений;
выбирать слова, которые характеризуют детей и обосновывать свой ответ;
понимать, как барсуки общаются между собой; разгадывать филворд; дорисовывать и
раскрашивать картинку; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть
интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; определять лексическое
значение слова; определять порядок предложений в тексте; давать характеристику
героям рассказа; разгадывать филворд, используя толкования слов; дорисовывать и
раскрашивать картинку.
18
Эдуард Шим «Молочком-то лучше!»
Определять героя произведения на основе загадки; определять, в какой
сборник можно поместить рассматриваемое произведение; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; извлекать информацию
о животных из предложенного дополнительного текста; отвечать на вопросы по
содержанию текста и соединять слова из текста с рисунками; восстанавливать
цитатный план; используя слова для справок; описывать хомяка и объяснять
значение выбранных слов; разгадывать ребусы на основе толкования зашифрованных
слов; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать об умении
видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять слова с
рисунками; восстанавливать цитатный план; описывать хомяка, используя слова для
справок; разгадывать ребусы; составлять из букв названия животных сказки.
19
Николай Сладков «Кто в моем доме живет?»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
карточку; подписывать картинки, используя толкования слов; отвечать на вопросы
по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; выбирать
высказывания о том, как нужно заботиться о птицах, дополнять список правил;
разгадывать кроссворд, используя предложения из текста; придумывать свой
рисунок скворечника, дорисовывать и раскрашивать дуплянку; определять, что
несказочного было в сказке-несказке; рассуждать о том, что в природе все
взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в таблицу; определять название
предметов, используя толкования слов; соединять описания животных с картинками;
определять, в каком порядке дятел разговаривал с животными; рассказывать, как
нужно заботиться о птицах; разгадывать кроссворд; придумывать свой рисунок
скворечника, дорисовывать и раскрашивать дуплянку.
20
Георгий Скребицкий «Белая шубка»
Знакомиться с творчеством Георгия Скребицкого; беседовать о книгах
Скребицкого; определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить
рассказ; определять жанр произведения; определять значение непонятных слов в
рассказе; составлять предложения с помощью слов для справок; характеризовать
героев и их поступки; разгадывать кроссворд; знакомиться с научными фактами из
жизни зайцев (смена цвета шерсти); рассуждать о чувстве сострадания, умении
помочь в трудную минуту.
Вписывать данные о произведении в таблицу; выяснять, почему автор
так назвал рассказ; составлять предложения о признаках зимы, пользуясь словами
для справок; определять качества людей, опираясь на текстовое описание;
разгадывать кроссворд.
21
Эдуард Шим «Медведь-рыболов»
Определять героя произведения на основе загадки; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы
по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; отвечать
на вопросы текста; описывать медведя и объяснять значение выбранных слов;
разгадывать филворд и записывать полученные слова на строчках с их толкованием;
зачеркивать каждую вторую букву, читать получившееся предложение и объяснять
его смысл; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать об
умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять слова с
рисунками; отвечать на вопросы текста; описывать медведя, используя
предложенные слова; разгадывать филворд; восстанавливать предложение.
22
Георгий Скребицкий «Длинноносые рыболовы»
Вспомнить содержание рассказа «Длинноносые рыболовы» и отвечать на
вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
карточку; находить соответствия между вопросами и ответами; определять значение
непонятных слов в рассказе; характеризовать героев и оценивать их поступки;
восстанавливать план рассказа; определять качества человека; разгадывать
анаграммы; рассуждать о наблюдательности, бережном отношении к природе.
Вписывать данные о произведении в таблицу; находить соответствие
между вопросами и ответами; восстанавливать план рассказа; определять качества
человека; опираясь на текстовое описание; разгадывать анаграммы.
23
Эдуард Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень»
Определять по описанию героя сказки; определять жанр произведения
и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию
сказки; определять по словам из текста, о какой птице идет речь и соединять
слова из текста, название птицы и рисунок; соединять названия птицы и названия,
которые автор дает птицам; используя слова для справок, описывать дятла и
объяснять значение выбранных слов; разгадывать кроссворд, используя загадки;
разгадывать ребус и выбирать толкование слова; рассуждать о том, что в природе
все взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять линиями
название птицы, слова из текста и рисунок; закрашивать соответственным цветом
карточки со словами-названиями птиц; записывать, кто такие насекомыши;
описывать дятла, используя слова для справок; разгадывать кроссворд;
разгадывать слово и отмечать значение, которое ему соответствует.
24
Георгий Скребицкий «Сказка о Весне»
Вспомнить содержание сказки «Сказка о Весне» и отвечать на
вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
карточку; определять значение непонятных слов в сказке; знакомиться с приметами
весны, приводить свои примеры весенних примет; определять чувства главной
героини сказки; подбирать слова-ассоциации к слову «весна»; определять по обложкам
тематику произведений; выяснять, в какой сборник можно поместить произведение
«Сказка о Весне»; сопоставлять героев и их слова; разгадывать шифровки;
рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть изменения в природе.
Заполнять карточку с данными о произведении; находить соответствия
между словами героев и рисунками; выбирать карточки с приметами весны, о
которых говорится в сказке; называть и записывать свои весенние приметы;
определять, какие чувства испытывала главная героиня сказки – Весна; подбирать
и записывать слова-ассоциации к слову «весна»; разгадывать шифровки.
25
Николай Сладков «Кто такой?»
Определять героя произведения на основе загадки; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы
по содержанию сказки; рассматривать рисунок и выбирать сюжет, который
соответствует данной иллюстрации; отвечать на вопросы текста; характеризовать
кукушку и объяснять значение выбранных выражений; разгадывать филворд и
вписывать полученные сова в предложения; используя буквы в слове «горихвост»,
составлять и записывать новые слова; определять, что несказочного было в
сказке-несказке; рассуждать о том, что в природе все взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в таблицу; выбирать сюжет, к
которому подходит рисунок; отвечать на вопросы текста; описывать кукушку,
используя слова для справок; разгадывать филворд; составлять и записывать новые
слова, используя слово «горихвост».
26
Георгий Скребицкий «Длиннохвостые разбойники»
Определять главных героев произведения (сороку и зайца) на основе
их описания; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
карточку; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять значение
непонятных слов; составлять предложения; дополнять план рассказа;
характеризовать главного героя и оценивать его поступки; подбирать другой
заголовок к рассказу; разгадывать шифровки; определять главную идею
произведения; рассуждать о том, что слабым и беззащитным нужно помогать, не
оставаться равнодушным.
Вписывать данные о произведении в карточку; составлять
предложения; дополнять план рассказа; выбирать качества, которые соответствуют
главному герою; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки.
27
Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в
карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; соединять понятия и
толкования слов и словосочетаний, раскрашивать полученные пары соответствующим
цветом; соединять слова из текста с рисунками животных; выбирать пословицы,
которые соответствуют сказке, и объяснять их; вспоминать содержание сказки и
разгадывать кроссворд; определять, в какое время суток наблюдал Дед Мороз за
животными, и соединять слова с рисунками; раскрашивать картинки; определять,
почему сказку можно назвать познавательной; рассуждать о том, что в природе все
взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять понятия и
толкования слов и словосочетаний; отвечать на вопрос и соединять карточки со
словами и рисунки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке;
разгадывать кроссворд; определять время суток и соединять карточки со словами и
рисунки; раскрашивать картинки.
28
Евгений Чарушин «Болтливая сорока»
Вспоминать содержание произведения и отвечать на вопросы по
тексту; определять главного героя произведения на основе загадки; определять
жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; раскрашивать
рисунки героев; составлять предложения; описывать сороку с помощью слов для
справок; знакомиться с образом жизни сороки; определять поучительный смысл
произведения; разгадывать анаграммы; рассуждать о бережном отношении к природе,
понимании повадок животных.
Заполнять карточку с данными о произведении; раскрашивать рисунки;
определять, к кому относятся слова главной героини – сороки; составлять из
частей предложения; подбирать слова для описания сороки; определять, чему учит
сказка «Болтливая сорока»; разгадывать анаграммы.
29
Эдуард Шим «Заячье семейство»
Определять героя произведения на основе загадки; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы
по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных;
рассказывать, как звери-мамы говорят о своих детенышах и объяснять значение выбранных
слов; разгадывать филворд и записывать названия мам животных из сказки по
количеству детей; находить в таблице с буквами названия детенышей животных и
закрашивать их; определять, почему сказку можно назвать познавательной;
рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять слова с
рисунками; рассказывать, как звери-мамы говорят о своих детенышах; разгадывать
филворд; находить названия детенышей животных-мам из сказки и закрашивать их.
30
Николай Сладков «Лиса-плясунья»
Определять героя произведения на основе загадки; определять жанр
произведения и вписывать данные о произведении в карточку; соединять выражения
и их толкования; отвечать на вопросы по содержанию рассказа и дополнять план;
определять последовательность действий лисы в добыче пищи; выбирать качества,
которыми обладает рассказчик; разгадывать ребусы и читать толкования слов;
находить спрятанные в словах названия животных; определять, почему рассказ
можно назвать познавательной; рассуждать о бережном отношении к природе, умении
видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять выражения и
их толкования; дополнять план рассказа, определять последовательность действий
лисы в добыче пищи; выбирать качества, которыми обладает рассказчик;
разгадывать ребусы; находить в словах названия животных.
31
Георгий Скребицкий «Пушок»
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя;
определять героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и
вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задание тестового
характера; выяснять значение непонятных слов; рассуждать о том, почему ежик не
убежал из дому; характеризовать героев и оценивать их поступки; выяснять, какие
чувства испытал мальчик – герой рассказа; знакомиться с научными фактами из
жизни ежей (зимняя спячка); разгадывать анаграммы; рассуждать об интересе к
природе, наблюдательности.
Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия
между рисунком и отрывком из текста; отвечать на вопросы текста; размышлять о
том, почему ежик не убегал из дома; определять качества людей, у которых жил
ежик; выяснять, какие чувства испытал мальчик – герой рассказа; разгадывать
анаграммы.
32
Виталий Бианки «Плавунчик»
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя;
определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку;
выполнять задание тестового характера; выяснять значение непонятных слов;
знакомиться с образом жизни плавунчика; определять поучительный смысл рассказа;
подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки; рассуждать о
бережном и заботливом отношении к природе; о том, что слабым и беззащитным
животным нужно помогать.
Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы
текста; рассуждать, чему учит рассказ; подбирать другое название рассказу,
исходя из его идейного содержания; разгадывать шифровки.
33
Георгий Скребицкий «Дружба»
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя;
определять главного героя произведения; определять жанр произведения и
вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задание тестового
характера; выяснять значение непонятных слов; характеризовать героев и
оценивать их поступки; рассуждать об интересе к природе, наблюдательности.
Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по
тексту; восстанавливать план рассказа; определять, какие чувства испытывал
читатель при прочтении рассказа; размышлять о том, почему грач не стал бояться
людей, у которых жил грач; разгадывать кроссворд.
34
Итоговое занятие
Вспоминать названия произведений, героев и их клички; выяснять,
чему учат нас сказки и рассказы природоведческого характера; вспоминать
содержание произведений и отвечать на вопросы текста; назвать произведения и
выписывать название и фамилию автора на обложку; находить соответствия между
писателями и их произведениями; разгадывать кроссворд и шифровку; размышлять о
том, какими качествами должен обладать человек, любящий природу; заполнять лист
самооценивания.
Отвечать на вопросы текста; вписывать названия и автора
произведения й на обложку книг; находить соответствия между кличками животных –
героев произведений и их рисунками; вспоминать и записывать названия
произведений, где встречаются герои – заяц и еж; находить соответствия между
писателями их произведениями; определять, чему учат читателей рассказы и сказки
природоведческого характера; размышлять о том, какими качествами должен
обладать человек, любящий природу; разгадывать кроссворд; разгадывать
зашифрованное слово.
Календарно-
тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
1 |
В.Бианки «Музыкант» |
1 |
|
2 |
В.Бианки «Лесной Колобок –Колючий бок» |
1 |
|
3 |
Н.Сладков «Непослушные малыши» |
1 |
|
4 |
Н.Сладков «Трясогузкины письма» |
1 |
|
5 |
Н.Сладков «Топик и Катя» |
1 |
|
6 |
В.Бианки «Подкидыш» |
1 |
|
7 |
Н.Сладков «Осень на пороге» |
1 |
|
8 |
В.Бианки «Теремок» |
1 |
|
9 |
Е.Чарушин «Друзья» |
1 |
|
10 |
М.Пришвин «Ёж» |
1 |
|
11 |
Е.Чарушин «Что за зверь?» |
1 |
|
12 |
М.Пришвин «Этажи леса» |
1 |
|
13 |
Е.Чарушин «Волчишко» |
1 |
|
14 |
М.Пришвин «Охота за бабочкой» |
1 |
|
15 |
Е.Чарушин «Кошка Маруська» |
1 |
|
16 |
М.Пришвин «Хромка» |
1 |
|
17 |
Э.Шим «Неслышные голоса» |
1 |
|
18 |
Э.Шим «Молчком-то лучше!» |
1 |
|
19 |
Н.Сладков «Кто в моём доме живет?» |
1 |
|
20 |
Г.Скребицкий «Белая шубка» |
1 |
|
21 |
Э.Шим «Медведь- рыболов» |
1 |
|
22 |
Г.Скребицкий «Длинноносые рыболовы» |
1 |
|
23 |
Э.Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и поползень» |
1 |
|
24 |
Г.Скребицкий «Сказка о весне» |
1 |
|
25 |
Н.Сладков «Кто такой?» |
1 |
|
26 |
Г.Скребицкий «Длиннохвостые разбойники» |
1 |
|
27 |
В.Бианки «Заяц, косач, медведь и весна» |
1 |
|
28 |
Е.Чарушин «Болтливая сорока» |
1 |
|
29 |
Э.Шим «Заячье семейство» |
1 |
|
30 |
Н.Сладков «Лиса-плясунья» |
1 |
|
31 |
Г.Скребицкий «Пушок» |
1 |
|
32 |
В.Бианки «Плавунчик» |
1 |
|
33 |
Г.Скребицкий «Дружба» |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
- Главная
- Каталог
- Учение с увлечением
- Чтение с увлечением 2 класс. Методическое пособие + CD-диск
Арт. 55617587
Скачать демоверсию в PDF
Скачать примеры материалов
Скачать тематическое планирование
Характеристики
Автор |
Буряк М.В., Карышева Е.Н. |
Год издания |
2022 |
ISBN |
978-5-91658-894-1 |
Все характеристики
Купить в Рослит
Купить в WildBerries
Купить в Ozon
Купить в Яндекс.Маркет
Описание
Данное методическое пособие разработано для решения задачи нахождения целесообразного средства, способствующего формированию читательской компетентности и расширению читательского кругозора второклассников, а также решения проблемы эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся во втором классе. В книге представлена программа интегрированного курса«Удивительный мир природы» (литературное чтение + окружающий мир), обеспечивающая познавательную и творческую деятельность детей в процессе их общеинтеллектуального развития. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и содержит подробную пояснительную записку (с указанием целей, задач курса, планируемых результатов освоения курса обучающимися), развернутое календарно-тематическое планирование. В пособии также даны подробные разработки занятий. Книга дополнена электронным интерактивным приложением (CD-диском), на котором представлены интерактивные презентации (PowerPoint 2003) для работы с обучающимися на занятиях. Электронное приложени
Характеристики
Автор |
Буряк М.В., Карышева Е.Н. |
Год издания |
2022 |
ISBN |
978-5-91658-894-1 |
Баркод |
9785916588941 |
Издательство |
Планета |
Класс |
2 класс |
Тип материала |
Методическое пособие |
Тип обложки |
мягкая обложка |
Предмет |
Чтение и письмо |
Серия издательства |
Учение с увлечением |
Рекомендуемые пособия
Занятие по скорочтению № 8
Тема: Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов.
Цель: закреплять у учащихся умение разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов. Познакомить с общими правилами разгадывания ребусов.
Планируемые результаты.
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.
Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах занятия, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.
Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.
Приемы и методы
Артикуляционная гимнастика, чтение слогов, текста, упражнения на зрительную и слуховую память, упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, на концентрацию внимания, на развитие наблюдательности и координации движений.
Ход занятия.
- Организационный момент (1 минута)
- Дыхательная разминка (2 минуты)
А – О – У – Ы – И – Е – Ю
И – Э – А – О – У – Ы
- Речевая разминка (6 минут)
а) Слоги:
ар ор ур ыр
ра ро ре ря
рар рир рок рер
тыр сар рян рюн
рты рсю рлы лрю
б) Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
в) Упражнения для дикции:
Ткет ткач ткани на платье Тане.
- Загадка (5 минут)
— А вы любите отгадывать загадки и разгадывать кроссворды?
— Давайте разберемся, что такое загадка, ребус, головоломка и кроссворд.
Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.
В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, но и требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
Загадки придумывают люди и сейчас. Это очень интересное занятие – обязательно попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной.
Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь.
Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз).
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
Замечательный дружище —
Деревянная ручища.
Он у плотников в почете:
Колет, рубит — весь в работе.
(Топор)
По тропинкам, по низинкам
Ходит лесом невидимка,
Повторяя вслед за мной
Все слова в тиши лесной.
(Эхо)
Где вода из года в год
Не бежит и не течет,
Не поет и не журчит,
А всегда столбом стоит.
(В колодце)
Он выходит жарким летом
В белый пуховик одетым.
Но подует ветер – вмиг
Облетает пуховик.
(Одуванчик)
Спинка есть, четыре ножки,
Не собака и не кошка.
(Стул)
- Ре́бус (10 минут)
Ре́бус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.
Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Запомните эти правила.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ
1) Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
2) Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например, «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.
3) Иногда название какого-либо предмета не используется целиком, тогда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В таких случаях употребляется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка – то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.
Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».
4) Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в».
Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:
В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «СЕМЬВО», а вместо «вода» — «ДАВО». Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.
5) Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из».
Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:
6) Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».
7) Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» — выбирайте предлог по смыслу.
Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:
Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил ее Насте» — можно изобразить так:
Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по».
Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:
9) Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у».
Например: «Л-у-к», «д-у-б»:
10) Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.
Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».
11) Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства
Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:
12) Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:
13) Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».
14) Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:
Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.
В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.
6. Разгадывание ребусов (5 минут)
— Давайте теперь попробуем разгадывать ребусы.
Прочтите название русской народной сказки (Теремок)
Прочтите название русской народной сказки (Колобок)
- Шарада (5 минут)
Шарада — это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное.
Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.
Начало — голос птицы, |
С К я в школе на стене, |
Хоть мала я, но взгляни: |
В тетради я бываю |
Мой первый слог — на дереве, |
Мой первый слог найдёшь тогда, Когда в капели капает вода. Местоимение — слог второй, А в целом — школьный столик твой. (Пар + Та = Парта) |
- Итог занятия (1 минута)
— Наше занятие подошло к концу, все молодцы!
— Дома потренируйтесь отгадывать шарады и ребусы.
— Спасибо за внимание и активность!
Ребусы для детей: картинки с буквами, цифрами и знаками
Рассказываем по порядку правила составления и решения ребусов. Перед вами задания
с пояснениями и подсказками, чтобы отработать алгоритм поиска ответа. С ЛогикЛайк
вы научитесь решать любые ребусы и другие задания на логику. У нас есть всё, что
вы искали!
Попробуйте занятия на сайте ЛогикЛайк!
Выберите возраст ученика для старта
На платформе LogicLike.com 5500 логических заданий
с ответами:
ребусы, задачи, вопросы и головоломки.
Что такое ребус?
Ребус – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью
иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание
или целую фразу, задуманную автором.
Юный почемучка требует объяснить «Зачем вообще решать ребусы?!» Шпаргалка о пользе –
вам в помощь.
Польза ребусов для детей и взрослых
- развивается логика: чтобы правильно «считать»
картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать
верные правила; - развивается память: если в ребусе зашифровано длинное
слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения; - развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку
можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в
увлекательную игру; - регулярные тренировки развивают сообразительность и
скорость мышления; - увеличивается словарный запас.
Как научиться разгадывать ребусы?
Шаг за шагом мы познакомим вас с примерами занимательных головоломок разного уровня сложности.
Часть заданий мы приводим с ответами и описанием решения.
Одолеете весь материал от и до – сможете решать подобные ребусы на раз-два.
Базовые правила чтения ребусов
- Ребусы читаются слева направо, в отдельных случаях – сверху
вниз. Могут быть исключения, о которых составители задания могут сообщить текстом или
стрелками. - Знаки препинания и пробелы не учитываются. Это правило
актуально для больших и сложных ребусов, в которых зашифровано длинное слово или целая
фраза. - Любая картинка или символ в шифровке имеют значение. Ни одна
запятая или изображение не даётся в ребусе просто так. Картинка и символ могут обозначать
слово целиком либо часть слова в зависимости от других условий ребуса. - Все слова в ребусе читаются в именительном падеже, а вот с
единственным и множественным числом нужно быть внимательным. Если на картинке изображена
пара ног, глаз или несколько фруктов, автор ребуса наверняка хочет, чтобы вы прочитали слово
во множественном числе.
- Одна из самых сложных задач в ребусе – понять, «что хотел
сказать автор?». Иными словами, правильно интерпретировать картинку. На рисунке вы можете
«видеть» собаку, но автор мог загадать слово «пёс» или вообще «Хатико». Мальчик со светлыми
волосами может быть словом «мальчик» или словом «блондин». - Решение у ребуса всегда одно! А если несколько, об этом вас
должен предупредить автор. - Взялись за решение большого сложного ребуса? Будьте готовы,
что в нём зашифровано предложение, в котором будут не только существительные,
но и другие части речи.
Запятые в ребусах
Среди самых простых ребусов, которые можно предложить дошкольникам или младшим школьникам –
ребусы, в которых рядом с картинкой стоит одна или несколько запятых. Запятые показывают, что у
слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву. Иногда запятые рисуют перевернутыми, но
это значения не имеет.
Рассмотрим суть правила на примере двух ребусов ниже. Количество запятых равно количеству букв,
которые нужно убрать.
Запятые слева – убираем 3 буквы в начале слова.
2 запятые до картинки — убираем 2 буквы в начале слова, 1 запятая после
картинки – убираем последнюю букву в слове.
Расскажите ребёнку, что нужно быть внимательным, мыслить нестандартно и всегда
придумывать несколько вариантов решения.
Учимся решать ребусы с буквами
Буквы в ребусах дополняют картинки и помогают создавать более сложные головоломки. Если одна или
несколько букв стоят слева или справа от картинки, значит их нужно добавить к слову в начале или
в конце.
Видим на рисунке РОТ, прибавляем к началу слова букву К и получаем слово
КРОТ.
Буквы в ребусах могут сочетаться с другими символами и знаками.
В этом ребусе сочетается рисунок, запятые и буквы. Читать его нужно так:
от слова ЗОНТ отнимаем две буквы в конце (две запятые справа) и
получаем слог ЗО.
Знак «=» между двумя буквами означает, что букву из слова на картинке нужно заменить на ту,
которая стоит после «=».
В слове «ЦАПЛЯ» букву «Ц» меняем на «К».
Вместо буквы первой в равенстве может стоять цифра. Тогда необходимо посчитать, какая по счёту
буква соответствует цифре, и заменить её на ту, которая стоит после «=».
Третья по счёту буква в слове УХО – О.
Если буква рядом с картинкой зачеркнута, её нужно убрать из слова.
У слова «СЛОН» забираем букву «Л» и получаем слово «СОН».
ЛогикЛайк – полный комплекс для развития
детей 4-12 лет
Логика
Память и внимание
Окружающий мир
Загадки
Математика
Шахматы
Технологии
Буквенные ребусы (без картинок)
Зашифровать слово для ребуса можно без рисунков и символов, а только с помощью букв. В этом
случае обращаем внимание на то, как буквы или слоги расположены относительно друг друга, и
выбираем подходящий предлог.
- Если одна буква, слог или слово стоит над другим, читать их
надо с предлогами «над» или «под». - Когда одна буква расположилась за другой, выбираем между
предлогами «за» или «перед». - В одну букву может быть вписана другая или несколько. В этом
случае используем предлог «в».
Слог «ГА» расположен «ПОД» слогом «РУ».
За буквой «К» стоит слог «НИ». Но в этом ребусе предлог «за» нам не
подходит, значит пробуем «перед».
В большую букву «А» вписан слог «ТА».
Рисунки в ребусах
Если обыкновенная картинка в ребусе обозначает слово, то перевёрнутая требует прочитать то же
слово справа налево. Может сочетаться с буквами, цифрами и различными символами.
В этом ребусе слово «ЗУБР» читаем наоборот и получаем «РБУЗ».
Стрелка рядом с рисунком указывает налево? Автор ребуса требует прочесть слово в обратном
направлении.
Вместо «КИТ» читаем «ТИК».
Решаем ребусы с цифрами
Самый простой вариант использования цифр в ребусах — для замены части слова.
Если цифра рядом с рисунком зачеркнута, нужно убрать её из слова.
Слово «ТОРТ» читаем наоборот и отнимаем у получившегося слова «ТРОТ» первую
букву «Т».
В ребусе над рисунком может располагаться ряд чисел. Если чисел ровно столько, сколько и букв в
слове, просто меняем буквы местами, как указывает числовой ряд.
В слове «КАБАН» 5 букв и столько же букв изображено над рисунком. Просто
выстраиваем буквы в порядке, указанном в числовом ряду, и получаем новое
слово.
Если цифр над или под рисунком меньше, чем букв в слове, значит для разгадки используем только
те, что соответствуют цифрам в числовом ряду.
Легко заметить, что цифр в загадке меньше, чем букв в слове «КРОКОДИЛ» или
«АЛЛИГАТОР». Осталось выбрать верное слово и буквы из него.
Задания на логику – отличный вариант совместных занятий с детьми. Ищите ключи к тайным шифрам в
картинках, устраивайте соревнования на скорость между командами друзей. Разгадывайте
интеллектуальные загадки и развивайте логику и мышление вместе с ЛогикЛайк.
Ребусы – это вид загадок, в которых слово или несколько слов (предложений) шифруется с помощью картинок, букв, цифр и других знаков. Решение таких головоломок способствует развитию логического мышления как у взрослых, так и у ребенка. Большинство детей знает, как разгадывать ребусы еще со школьного возраста, но научиться этому никогда не поздно. Отгадывать ребус несложно, достаточно знать несколько правил о том, как они решаются и немного практики: чем больше опыта, тем проще дается решение.
Содержание
- 1 Виды ребусов
- 2 Общие правила решения головоломок
- 3 Как читать ребусы
- 3.1 Запятые
- 3.2 Цифры
- 3.3 Стрелки и знаки
- 3.4 Только буквы
- 3.5 Ноты в ребусах
- 4 Математические ребусы
- 5 Решение сложных ребусов из нескольких составляющих
Виды ребусов
Существует большое количество разных ребусов:
- Литературные – в них зашифровываются слова или предложения, для этого могут использоваться различные методы, например, ребусы-картинки, ребусы с цифрами, запятыми и т.д.
- Музыкальные – такие загадки часто используются в музыкальных школах для более легкого освоения нотной грамоты. Они выглядят таким образом: в тексте песни слоги с названиями нот заменяются их изображениями, при прочтении строк ребенок интуитивно улавливает, что изображенная нота – это до, ре и т.д.
- Математические – их еще называют арифметическими или числовыми. В такой головоломке спрятан арифметический пример, цифры заменены другими знаками, а целью является восстановление первоначального вида примера.
- Звуковые загадки – с помощью таких упражнений у детей развивают навык слияния слогов в слово. Они имеют вид карточки, на которой изображено 2 предмета. Оба предмета должны быть простыми, ребенок должен с легкостью определить, что изображено на рисунке. Под рисунками написаны цифры, которые обозначают слог. Если цифра не зачеркнута, то слог произносится, зачеркнутая цифра показывает слог, который читать не нужно.
Общие правила решения головоломок
У ребусов, как и у других задач на логику, есть правила составления, которыми стоит руководствоваться при их решении.
- Ребус всегда читается слева направо. При отгадывании более сложных головоломок, состоящих более чем из одной строчки, двигаться нужно сверху вниз.
- В ребусе может быть спрятано как слово, так и предложение (например, пословица или загадка). Если в ребусе зашифровано одно слово, то это будет существительное, причем в именительном падеже и в единственном числе. Если спрятано предложение, то могут встречаться глаголы и другие части речи. При составлении ребуса пробелы и знаки препинания опускаются, они никаким образом не обозначаются в ребусе.
- Если в ребусе присутствуют картинки, то названия изображенных на них предметов читаются в именительном падеже. Обратить внимание стоит и на то, как предмет нарисован: если изображение перевернуто, то слово, загаданное с его помощью, должно произноситься наоборот.
- В большинстве случаев ребус имеет один ответ, наличие нескольких правильных вариантов ответа должно оговариваться в условиях (например, напишите один из двух верных ответов).
Как читать ребусы
Читаются ребусы слева направо, названия изображенных предметов произносятся в именительном падеже в единственном числе. Но если на одной картинке изображено 2 одинаковых предмета, то это говорит о том, что используется множественное число.
Существует всего два случая, когда фраза в ребусе читается наоборот, т.е. справа налево:
- когда картинка с изображением предмета перевернута;
Зашифровано слово “трава”.
- когда есть стрелка, указывающая на такое прочтение
Ребус со стрелкой.
Запятые
Не всегда можно подобрать предмет, который будет состоять только из нужных букв, поэтому иногда название предмета нужно использовать не полностью. Когда возникает необходимость откинуть несколько лишних букв в начале или в конце слова – используют запятые. Положение и количество запятых показывает, откуда нужно убрать буквы и от какого количества необходимо избавиться:
- запятая, стоящая перед словом или картинкой, указывает на удаление начальной буквы;
- запятая, стоящая после слова или картинки, указывает на удаление последней буквы;
- количество запятых показывает, сколько букв нужно убрать.
Пример работы с запятыми в ребусе.
Цифры
В ребусах используются разные варианты комбинаций с цифрами.
Цифры могут дополнять рисунок или букву так, что при прочтении получается загаданное слово. Например, слово СТОЛ можно записать таким образом: 100Л, а слово СЕМЬЯ – 7Я.
Загадка с цифрами – “стол”.
Цифры, перечисленные через запятую над или под рисунком, указывают на то, какие буквы из скрытого в изображении слова нужно взять.
Если цифры перечислены не по порядку, значит, буквы в слове нужно переставить местами. Например, рядом с картинкой сосны написаны цифры 45123. Это значит, что последние 2 буквы в слове СОСНА – “Н” и “А” нужно переставить в начало слова. Ответ: НАСОС.
Перемена букв в слове превращает “Сосна” в “Насос”.
Чаще цифры указывают на нужные буквы в слове или на те, что нужно убрать или заменить.
Перечеркнутая цифра показывает, что букву под этим номером нужно убрать из слова. Например, изображена палатка и перечеркнуты цифры 4 и 5. Это значит, что из слова ПАЛАТКА, зашифрованного в картинке, нужно убрать 4-ю и 5-ю буквы. Ответ: ПАЛКА.
Зачеркнутыми могут быть не только цифры, но и буквы.
Ребус с зачеркнутыми цифрами. Ответ: ПАЛКА.
Если между двумя цифрами нарисованы стрелки, это означает, что буквы под этими порядковыми номерами нужно поменять местами. Например, возле изображения замка написано 1⇔3. Это значит, что “З” и “М” в слове ЗАМОК нужно поменять местами. Ответом будет слово МАЗОК.
После перемещения букв получается МАЗОК.
Запись “цифра=буква” говорит, что букву под этим порядковым номером нужно поменять на указанную. Например, на картинке изображена папка, а рядом написано 3=Л. Значит нужно третью букву в слове заменить на букву Л, получится ПАЛКА.
Ребус с заменой буквы.
Запись “буква=буква” означает то же, что и запись “цифра=буква.” Например, Б=П возле изображения папки говорит, что в слове ПАПКА “П” нужно заменить на “Б”. Ответ: БАБКА.
Стрелки и знаки
Нередко в ребусах встречаются стрелки. Стрелка справа налево указывает на то, что загаданная фраза читается наоборот. В ребусах с буквами стрелки заменяют предлоги “от” и “к”, какой из предлогов нужно использовать, зависит от направления, которое показывают стрелки. Изредка стрелка может указывать на нужный объект на картинке.
Помимо этого используют знаки:
- Знак “+” чаще всего заменяет “и”. Например, Р+С будет читаться как РИС.
- Знак “-” заменяет “от” или “не”.
- Перечеркнутый знак “=” читается как “не”, поэтому запись И≠Й означает ИНЕЙ.
Зашифровано слово “иней”.
Только буквы
Буквенные ребусы – это головоломки, состоящие только из букв. Шифром в этом случае выступает их расположение относительно друг друга. Оно также показывает, какой предлог должен использоваться.
Сложность отгадывания такой задачи состоит в том, что прочитать слоги можно в разном порядке. К тому же не всегда ясно, какой предлог стоит использовать. Выбирать нужно ту комбинацию, которая имеет смысл.
При отгадывании предложений может случиться так, что оба варианта прочтения имеют смысл, тогда при выборе варианта отталкиваться нужно от смысла предложения.
Примеры:
- Если буква или слог сложены из другой буквы или слога, используется предлог “из”. Например, “А” составлена из “Б”. Ответом будет ИЗБА.
- Когда по одной букве или слогу разбросаны другие, тогда используется предлог “по”. Например, если в слоге “ЛЬ” написать “ША” ответом будет ПОЛЬША.
- Если одна буква или слог расположены над другой (они также могут быть разделены знаком дроби), используются предлоги “на”, “над” и “под”.
- Если буква или слог находятся внутри другой буквы или слога, используется предлог “в”. Например, если в “О” вписать слог “ДА” получится ВОДА.
- Возле большей буквы может стоять меньшая, тогда прибавляется “при” или “у”. Например, если возле большой буквы “Ц” стоит маленькая “ш”, тогда ответ ШПРИЦ.
- Две стоящие рядом одинаковые буквы читаются с добавлением “пара”. Например, стоящие рядом “ДД” будут читаться как ПАРАД.
- Буквы могут приближаться или отдаляться друг от друга, в таком случае используются предлоги “к” и “от”, направление действия при этом указывается стрелками.
- Когда буква или слог расположены за другой буквой или слогом, используется предлог “за” или “перед”. Например, за “Я” написана “Ц”. Ответ: ЗАЯЦ.
Буквенный ребус “заяц”.
Ноты в ребусах
В качестве изображений в ребусах могут встречаться ноты. Такой рисунок может означать само слово нота. Также название изображенной ноты может замещать слог в загаданной фразе.
Пример ребусов с нотами.
Второй вариант встречается чаще, поэтому, чтобы решать ребусы с нотами, необходимо знать их расположение на нотном стане.
Математические ребусы
Математические ребусы – это простые задачи по математике на сложение, вычитание, умножение и т.д., в которых несколько или все цифры заменены картинками или другими символами. Задача перед решающим состоит в том, чтобы восстановить изначальный вид примера.
Пример математического ребуса.
Начинать решение математических загадок нужно, отталкиваясь от основных законов математики. Например, если при сложении двух трехзначных чисел получается четырехзначное, значит, первая цифра полученного числа 1. Или крайней левой цифрой в числе не может быть 0.
В таких примерах один отдельный символ заменяет только одну цифру и наоборот, одна цифра заменяется только одним символом. Это говорит о том, что в ребусе не может быть больше 10 различных символов, если их больше, пример не имеет решения.
Математическая загадка.
Встречаются загадки, в которых проверяют не только логические способности человека, но еще и внимательность. Например, в последней строчке в связке оказывается не 3, а 2 банана. Поэтому стоит внимательно вглядываться в рисунки, чтобы подмечать различия.
Решение сложных ребусов из нескольких составляющих
Количество используемых приемов в одном ребусе не ограничено, его сложность зависит только от фантазии автора. Усложняют ребусы, комбинируя способы их составления, например, используют несколько картинок или к картинкам добавляют цифры, запятые и другие знаки. Если постараться, можно даже простейшее слово превратить в сложную головоломку, поэтому расшифровать некоторые из них бывает трудно. Но даже самые сложные загадки подчиняются правилам разгадывания.
Перед началом решения сложных ребусов стоит вооружиться листком бумаги и ручкой. После этого приступить к решению загадки:
- сначала расшифровать значение рисунков;
- смотреть на наличие запятых, цифр, стрелок и других знаков.
Не забывайте, что двигаться нужно слева направо и сверху вниз.
Когда в ребусе загадано предложение, лучше разбить его на части и отгадывать их по отдельности, а потом совместить полученные результаты.
Ребусы подходят как для детей, так и для взрослых. Мало того, что это отличный способ провести время, так еще и разминка для ума. В процессе разгадывания ребусов развивается воображение и внимание.
Содержание
- Советы для родителей
- Ребусы по сказкам
Для развития интеллекта, а также логического и творческого мышления крохи можно использовать много разнообразных упражнений и средств. Среди них особое место отводится ребусам. Их использование на занятиях с детьми помогает провести время весьма увлекательно и интересно. А сколько радости и гордости будет испытывать малыш, разгадав ребус самостоятельно.
(Аленький цветочек)
Советы для родителей
Ребус – это один из видов увлекательных головоломок, загадка, в которой зашифрован ответ. Для занятий с ребятами можно использовать как готовые наборы с ответами, так и составить задания самостоятельно. Прежде всего, вам будет нужно обучить ребенка разгадыванию таких задачек. Для этого нужно использовать самые легкие варианты.
(Крот)
По мере понимания ребенком того, как нужно расшифровывать загаданные слова, можно усложнять задачу. Но ни в коем случае не следует торопить события.
(Двенадцать месяцев)
Обязательно похвалите малыша, когда он сможет самостоятельно справиться с поставленной ему задачей. В случае возникновения у него трудностей, помогите ему. Ваша помощь должна заключаться в подталкивании ребенка к разгадке. Не следует сразу выдавать ему готовый ответ. Кроха должен понять саму суть процесса нахождения верного ответа.
(Три толстяка)
Ребусы по сказкам
В данном разделе вы сможете увидеть ребусы для детей по русским народным сказкам с ответами.
(Сказка)
Названия русских народных сказок. Ответы располагаются снизу ребуса.
- (Колобок)
- (Два мороза).
- (Маша и медведь)
- (Гуси-лебеди).
- (Лиса и журавль).
- (Заяц – хвастун).
- (Морозко).
- (Теремок).
Можно предложить ребенку рассказать сказку, отгадывая, каких героев встретит на своем пути главный герой. Вот один из вариантов проведения занятия с крохой по сказке «Колобок».
Здесь вам предложены задачки про сказочных персонажей, которые появляются по ходу развития сюжета.
(заяц)
(волк)
(медведь)
(лиса)
В этом разделе вы можете увидеть ребусы, в которых зашифрованы имена сказочных героев.
(Буратино)
(Красная Шапочка)
(Золушка)
(Снежная королева)