В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.
Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.
Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.
Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.
На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.
Уже древнейшие из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) — во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец — златописец — обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.
Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.
Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.
Русские буквицы К и Л, XII век.
В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.
В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).
Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.
В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.
Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.
Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.
Европейские буквицы XIV-XV веков.
Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.
Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.
У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.
Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.
Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год
Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.
Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.
Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.
В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.
А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!
Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895)
Буква А художника Сергея Чехонина, 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда. Вероятно, отсюда и идея с Арлекином.
В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.
Работы студентов Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, дисциплина «Шрифты и каллиграфия»
Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.
А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.
Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких
Буквица К к сказке «Эгле, королева ужей». Автор Аня Опарина
Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова
Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.
Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.
Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова.
Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.
И напоследок – буквы Татьяны Мавриной из её «Сказочной азбуки». Какой же надо иметь талант, чтобы в таком многовековом искусстве, как буквица, выработать свой, сразу узнаваемый, стиль!
Всем прочитавшим –
Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
ПЕРОМ И КИСТЬЮ
История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. Самые древние
инициалы обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV — начала V
века, от которой сохранились считанные листы. Большие красочные литеры в начале
каждой страницы художник составил из геометрических фигур наподобие мозаики.
Едва ли до нас дошёл первый опыт подобного рода. В названные века, видимо, уже бытовала традиция выделять начало текста, создавая торжественное вступление в книгу. Однако листать календарь назад, отодвигая дату рождения инициала в глубь веков, особой причины нет. Он появился в книге именно тогда, когда и следовало ему появиться — на излёте античности, в преддверии грядущего Средневековья. Одна великая эпоха сменялась другой: уходило в прошлое слово звучащее, искусство ораторов и певцов-аэдов — наступали, по словам С. С. Аверинцева, «времена писцов как хранителей культуры и Писания как ориентира жизни… времена трепетного преклонения перед святыней пергамена и букв».
В те годы книга уже приняла форму кодекса — стопки сшитых друг с другом тетрадей. Их изготавливали из тщательно выделанной кожи — пергамена, который пришёл на смену ломкому папирусу. Он и служил много дольше папируса, и краски впитывал хорошо, а допущенную в слове или рисунке ошибку легко было исправить, соскоблив её ножичком.
Дойдя до последней страницы, скриптор (лат. scriptor — писец) возвращался в начало рукописи, окунал тростниковое перо в рожок с цветными чернилами и «с любовью и тщанием» вносил в начало текстовых столбцов пропущенные им заглавные буквы. Их начертание он копировал с книги, служившей ему образцом, или полагался на собственный талант каллиграфа. Позднее эту работу — прорисовку и расцвечивание инициалов и вписывание заголовков (рубрик) — в книжных мастерских стали выполнять особые художники: иллюминатор (от лат. illumino — украшаю) и рубрикатор (от лат. ruber — красный).
Чаще других для украшения чёрного текста употреблялись именно красные чернила, так называемый миний (латинское название сурика). Это несложное сочетание цветов нередко используется и ныне. «В малом количестве красное, противоположенное большей массе чёрного и тесно сопоставленное с ним, выигрывает в ценности и яркости, — писал швейцарский типограф Эмиль Рудер. — Оно, как точно заметил Аугусто Джакометти, «воскресенье в череде серых будней, праздник»».
С красным цветом, кстати, связано и раннее название инициала —миниатюра, переводимое как «рисованный минием». Пройдут столетия, прежде чем это слово станет обозначать любое живописное изображение малого размера и тонкой работы.
Помимо красной в обиходе античных и средневековых писцов имелись синяя, жёлтая и зелёная краски, богатые оттенками. Для письма по цветному фону применялись белила. В роскошных манускриптах на исполнение инициалов шло творёное (растёртое в порошок) золото, реже — серебро. С благой целью сделать книгу дешевле сочинялись многочисленные рецепты для замены драгоценных металлов: толкли мелко-намелко хрусталь, ртуть смешивали с уксусом, рыбьим клеем и тальком… Однако со временем такой суррогат обесцвечивался или, что ещё печальней, проедал пергаменную страницу насквозь.
В целом же краски дошедших до нас инициалов и по сей день полны нежности и света, словно нанесены они не столетия назад. Завидная их сохранность объясняется тем, что большую часть времени книги пребывали в закрытом и даже застёгнутом виде, страницы были недоступны солнечным лучам и пыли, а чтобы пергамен не грызли мыши, писцы добавляли в чернила полынную настойку.
Заглавные буквы в начале текста, на первых порах просто выделяемые цветом, от книги к книге росли в размерах, выступали за край строки, украшались плетением и фигурками животных. Неискушённому взгляду может показаться, что персонажи этих рисунков случайны и внесены художником в текст для забавы — настолько они порой далеки от его содержания. Но на деле средневековый мастер уделял смыслу нисколько не меньше внимания, чем, скажем, цветовому равновесию или композиционной завершённости своей работы.
Для убранства ранних европейских книг характерно обилие христианских символов, ныне достаточно подзабытых. Многие ли из современных читателей соотнесут изображённую на странице рыбу, виноградную лозу или пеликана с Иисусом Христом, лань, поспешающую к источнику, — с жаждущей Бога душой, а корабль в бушующем море — с Церковью?
Для читателя средневекового, напротив, это привычные, повседневные знаки. Обращённые больше к разуму, чем к чувствам, они были своеобразной знакописью, живым наследием первых веков христианства, выработавшего свой изобразительный язык в мозаиках и фресках катакомб. Язык, в котором за внешне простыми рисунками скрывалась более глубокая реальность, и, чтобы проникнуть в неё, необходимо быть посвящённым.
Абстрактная эстетика религиозных символов нисколько не противоречила, а во многом была тождественна абстрактной эстетике письменных знаков. Поэтому они легко уживались на одной странице, дополняя и обогащая друг друга, — тем более когда сливались в единое тело общего инициала. Средневековые мастера книги любили составлять буквы из послушных их перу фигурок. Так, «А» они получали из двух рыб, соприкоснувшихся головами и плавниками, или изображали в виде птицы, клюющей змею; буква «I» принимала у них очертания рыбы, устремлённой вверх, а «Т» — птицы с распростёртыми крыльями.
Во всём этом помимо сакрального значения, присущего каждому знаку в отдельности, можно усмотреть и дополнительный символический пласт, общий для инициалов такого рода. Средневековые схоласты видели в Божьем творении раскрытую книгу. Разглядывая, в свою очередь, книгу — творение рук человеческих, — легко заподозрить её создателей в подражании «письменам Бога». Буква-рыба и буква-птица, буква-заяц и буква-гончая — эти «атомы» текста являются одновременно запечатлёнными на пергамене «атомами» мироздания.
СОВЕРШЕНСТВО ГОТИКИ
К XIII столетию европейская рукописная книга сложилась в законченный, цельный и совершенный организм. Поколениями мастеров всё в ней было выверено, посчитано и соблюдено: поля, колонки, строки, буквы и не в последнюю очередь — художественное убранство, просто немыслимое без инициалов.
Текст писали вытянутым, угловатым, суровым с виду, но очень ёмким письмом. Оно плотной массой ложилось на пергаменные страницы, до отказа заполняя очерченные при разметке прямоугольники колонок. Чтобы не нарушать монолитности письма, писцы растягивали, сжимали или сокращали буквы в строке, выравнивая её правый край. В короткой строке пробел заполняли орнаментом, а в короткой колонке, чтобы избежать пустоты, повторяли последний кусок текста, пометив на поле, что читать его не нужно.
Такая строгая упорядоченность чёрных форм оживлялась большими и красочными заглавными буквами. Они разделяли текст подобно караульным заставам — строчки рубрик струились над ними алыми стягами. Вряд ли когда-нибудь ещё появятся инициалы такой величины, такой ювелирной отделки, такая сложная, продуманная до мелочей многоступенчатая их иерархия.
Текст латинской Библии — Вульгаты — начинался, как правило, вытянутой по высоте страницы заглавной буквой «I»: «In principio creavit Deus…» — «В начале сотворил Бог…» (Быт. 1,1). Размеры инициала были таковы, что художник-иллюминатор умудрялся не только вписать в его медальоны все семь дней творения, но зачастую изображал и последующие эпизоды Книги Бытия: грехопадение человека, изгнание Адама и Евы из рая, убийство Каином брата Авеля. Для средневекового мастера, видимо, иначе и быть не могло: начало времён, великие события — начало рукописи, величественное исполнение… В некоторых скрипториях к нижней части буквы «I» дополнительно пририсовывали Распятие, напоминая о грядущем искуплении первородного греха и первого братоубийства.
Инициалы остальных книг Священного Писания выполнялись в пять-шесть раз меньше исходной «I», но каждый из них также включал в себя иллюстрацию из Ветхого и Нового Заветов: Моисей получал скрижали (Книга Исхода), Юдифь отрубала голову Олоферну (Книга Юдифи), Иона выходил из чрева кита (Книга пророка Ионы), Иоанн лицезрел Господа во славе (Откровение Иоанна Богослова)…
Тексты Вульгаты предварялись прологами — отрывками из писем и сочинений блаженного Иеронима, который в IV веке перевёл Писание на латинский язык. Прологи начинались инициалами ещё меньшего размера, а вместо иллюстраций их украшал орнамент.
Мельче всех писец-каллиграф либо рубрикатор выводил минием и лазурью начальные буквы глав. Эти инициалы получили название филигранных: алая основа буквы окружалась множественными голубыми прочерками, лёгкими петлями, ажурными завитками — почти иллюзорными следами изящных движений тонко заточенного пера. В равной степени бывало и наоборот: основа буквы делалась синей, а филиграни — красными.
Как это ни парадоксально, но при помощи одних лишь начальных букв достигались весьма разветвлённая логическая артикуляция мысли и строгое соподчинение частей книги друг другу, на которые не раз обращали внимание исследователи готических рукописей.
ВЗЫСКАНИЕ КРАСОТЫ
В скрипториях Восточной Римской империи (конец IV — середина XV века) сложились иные традиции украшения книг, отличные от западных.
Начальный лист византийского кодекса, как правило, открывался не инициалом, а богато декорированной заставкой. Она имела форму прямоугольника или П-образной скобы с проросшими по углам листьями и располагалась в верхней части страницы. Внутри заставки красными или золотыми чернилами писец выводил название книги, а ниже начинался текст. Как и в западных рукописях, заглавная буква выделялась из текста величиной и цветом. В роскошных кодексах её украшали орнаментом либо фигурками животных и людей. Но никогда византийский инициал не достигал тех гротескных размеров, что были в обычае у европейских мастеров, и никогда соцветие красок и орнаментальный декор буквы не делались богаче и насыщеннее красок и орнамента заставки. В Византии не инициал, а заставка обозначала в рукописи место, с которого начиналась книга или новый её раздел.
В сравнении с латинскими манускриптами, убранство которых часто строилось на контрасте художественных приёмов, страницы греческих кодексов выглядят не столь эффектно. Им скорее присуща внутренняя гармония, располагающая к глубокому, вдумчивому созерцанию. Для письма византийские писцы предпочитали не плотные чёрные чернила, как на Западе, а более мягкие по тону — коричневатые, допускавшие живую игру оттенков: тёмные в местах нажима пера, они обладали светлой прозрачностью там, где их брали более жидко. Европейские мастера размещали текст на странице в два-три столбца, в которых строчки получались короткими и динамичными, а в византийских рукописях чаще встречалась одна колонка, со строками длинными и потому неторопливыми.
Инициал располагался на левом поле либо в межколонном пространстве, почти не нарушая правильной формы столбца. Он привлекал к себе внимание не внешней броскостью, а утончённой пластикой и изящной соразмерностью с текстом и другими элементами декора. Заглавная буква прежде всего оставалась буквой. Исполненная красоты и меры, она никогда не превращалась в самодостаточный узор или сюжетную иллюстрацию — это было уделом заставки. Украшенный инициал в первую очередь безошибочно читался и лишь потом радовал глаз искусным художеством. Письменный знак, соединённый в инициале с живописью, не смешивался с ней, как не смешиваются слитые в общий сосуд вода и масло.
В 1453 году Второй Рим пал, захваченный и разграбленный турками-османами. Перестала существовать некогда великая империя, твердыня восточного христианства. Но тысячелетняя традиция её книжного искусства, пустившего глубокие корни, продолжала ещё долго жить на остальной территории православной ойкумены: на Кавказе, Балканах и в Древней Руси.
УРОКИ ГРЕЧЕСКИХ МАСТЕРОВ
Из похода в 988 году на Корсунь киевский князь Владимир Святославович возвратился с молодой женой, византийской царевной Анной. Вместе с ней в Киев прибыли царьградские священники, привёзшие церковную утварь и богослужебные книги. Последовавшее вскоре крещение русского народа по греческому обряду определило не только то, какая литература получит хождение на просторах Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.
Уже древнейшие из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие (1056—1057) и Изборник Святослава (1073) — во всём следуют византийской манере книжного убора. Они написаны величественно-медленным почерком, именуемым уставом, и снабжены пышными фронтисписами и миниатюрами, заставками и инициалами — всем тем, чем славились столичные кодексы Восточной Римской империи.
Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые греческими мастерами до предельной условности. Мачты таких букв рисовались витыми или составленными из нескольких коленцев. На их окончаниях и в местах сочленений набухали почки и завязывались молодые побеги. Широкие листья, плавно заворачиваясь, намечали естественные изгибы письменных знаков, а цветочными бутонами эффектно завершались буквенные петли.
Следуя традициям греческой книги, русские изографы никогда не привлекали к инициалу слишком много внимания. В первую очередь он служил тексту и полностью подчинялся ему: обозначая в нужном месте начало новой темы, инициал помогал читателю постичь вероучительную суть слова. Обычный размер буквицы не превышал пяти строк (редчайшим исключением была буква высотою в восемь строк!). Это позволяло располагать по нескольку инициалов на одной странице.
Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Сурик и киноварь, бакан и охра, ярь и празелень, лазорь и голубец — чем только не расцвечивались буквицы в русских рукописях! Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец — злато писец — обводил контур красочной буквы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.
Впрочем, сильного художественного впечатления нередко добивались и одной киноварью. Лучшим русским памятником, исполненным в подобной манере, служит Юрьевское Евангелие — рукопись исключительной художественной высоты. Оно написано между 1119 и 1128 годами по заказу игумена новгородского Юрьева монастыря Кирьяка при закладке в обители каменной церкви. Об изографе книги известно, что звали его Фёдором («Азъ грешный Феодоръ напсахъ еуангелие се рукою грешною…») и был он «угринцем» — венгерским славянином. В том, что мастер был один, не возникает сомнения: на всём уборе рукописи «лежит печать одной руки, одной воли, одного замысла и единого стиля исполнения» (Т. В. Ильина. Декоративное оформление древнерусских книг: Новгород и Псков. XII—XV вв.).
Простота, с которой оформлено Юрьевское Евангелие, завораживает с первых страниц: это чёрное уставное письмо в сочетании с буквицами, выполненными ясной киноварной линией. Всего в рукописи их 65, и хотя в буквах большого разнообразия нет (в основном это «В» и «Р»), зато какая фантазия в графической их интерпретации! Из персонажей евангельских инициалов можно собрать целый зверинец: здесь есть верблюды и кони, медведи и львы, пантеры и волки, кошки и собаки, змеи и рыбы. Из птиц обитают павлины, фазаны, орлы, журавли, вороны, голуби. Имеются даже единорог и алконост. Воображение художника превращает букву «Р» в руку с ветвью, «В» — в виноградную лозу, «Е» — в благословляющую десницу.
Изображения буквиц ровно лежат на плоскости пергамена, не углубляясь в него и не выступая наружу. В этом смысле они тождественны письму, расходясь с ним помимо цвета только в пластике. Плавная, упругая красная линия одной толщины и одного напряжения вьёт свой узор, не отличая рисунок животного от орнаментального плетения. И орнамент и фигуры для неё равноценны, поэтому одно беспрепятственно продолжается другим, и, несмотря на дробность отдельных деталей, каждый инициал отливается в цельную и совершенную форму.
(Продолжение следует.)
Буквица «C»
Бу́квица в книгопечатном искусстве — крупная, отличная от прочих начальная буква главы или статьи. Буквицы часто украшались миниатюрами, орнаментами и изображениями, обычно выполненными в технике гравюры.
Термин «инициал» в этом значении одно время хотел было уйти в устаревшие слова (так, «Малый энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона (СПб., Т. 1, Вып. 2, 1907) однозначно относил его к «старым рукописям и книгам»), но в связи с развитием издательского дела на базе компьютерной техники и с распространением англоязычной типографской терминологии вполне оживился и даже перестал быть узкопрофессиональным. Однако сейчас термин «инициал» всё же утратил одно из своих значений — вместо него используется термин «буквица». Теперь инициалом называют заглавную букву имени, фамилии, отчества.
Содержание
- 1 Примеры буквиц из старых рукописей и книг
- 2 HTML и CSS
- 3 См. также
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Примеры буквиц из старых рукописей и книг
-
Буквица «P» в рукописи аббатства Мальмсбери, графство Уилтшир
-
Буквица «Q» из средневекового фантастического алфавита
-
Буквица «D» с изображением дикаря, оседлавшего оленя; из немецкой Библии 1441—1449 гг.
-
Джон Лич, буквица «T» из книги Gilbert Abbott A. Beckett, Comic History of Rome, Bradbury, Evans & Co, London, c. 1850, p. 56.
-
Герхард Мунте, буквица «A» из книги Saga d’Olav Tryggvasons, Snorre Sturlason — Heimskringla, J. M. Stenersen & Co, 1899.
-
Фредерик Фронт, буквица «M» из книги Léon Riotor, Le Mannequin, Paris, Société anonyme La Plume, Bibliothèque artistique et littéraire, 1900.
HTML и CSS
В CSS можно сделать, чтобы абзац начинался с буквицы; для этого используется код примерно такого типа:
p.myparagraph:first-letter { float: left; font-weight: bold; font-size: 300% }
В результате получится:
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur. Excepteur sint occaecat cupidatat non proident, sunt in culpa qui officia deserunt mollit anim id est laborum.
См. также
Другие значения слов «буквица» и «инициал».
Примечания
Литература
- Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерусских книг: Новгород и Псков. XII—XV вв. / Т. В. Ильина; Рецензенты: проф., д-р ист. наук М. К. Каргер и канд. искусствовед. В. А. Булкин; Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 176 с. — 13 089 экз. (обл.)
- Дирингер Д. Алфавит. М.: УРСС, 2004.
Ссылки
- Алексей Домбровский. Искусство первой буквы
- Ник Вэ. О буквицах. Отрывок первый
Типографика | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Страница | Колонка[ru] · Колонтитул · Колонцифра · Пагинация · Поле[ru] · Принципы композиции страницы[ru] · Разворот | ||||||
Абзац | Вгонка и выгонка · Висячая строка · Выключка · Интерлиньяж · Коридор · Трекинг | ||||||
Символ | Апрош · Астеризм · Базовая линия · Буквица · Верхний индекс · Выносные элементы · Глиф · Диакритические знаки · Капитель · Кернинг · Лигатура · Маюскул · Микротипографика · Минускул · Минускульные цифры · Нижний индекс · Символьный шрифт · CamelCase · x-высота[ru] | ||||||
Классификация шрифтов |
|
||||||
Начертание шрифта | Жирный шрифт · Курсив · Наклонный шрифт[ru] | ||||||
Пунктуация | Висячая пунктуация[ru] · Кавычки · Перенос · Тире · Штрих | ||||||
Вёрстка | Высокая печать · Гарнитура · Глубокая печать · Каллиграфия · Наборный шрифт · Линотип · Офсетная печать · Панграмма · Плоская печать · Ручной набор · Словолитня · Фотонабор · Шрифт · Шрифтовой дизайн[ru] · ETAOIN SHRDLU · Lorem ipsum · Ротационная печатная машина | ||||||
Единицы измерения | Мера[ru] · Пика[ru] · Пункт · Узкий пробел[ru] · Цифровой пробел[ru] · Em[ru] · En[ru] | ||||||
Типографские кегли | Агат · Боргес · Бриллиант · Двойное цицеро · Двойной миттель · Диамант · Империал · Квадрат · Корпус · Крупный канон · Малый канон · Миньон · Миттель · Нонпарель · Парангон · Перл · Петит · Реал · Санспарель · Текст · Терция · Цицеро | ||||||
Компьютерная типографика |
Компьютерная вёрстка · Компьютерный шрифт · Набор символов · Настольное издательское ПО[ru] · Растеризация · Хинтинг · ClearType |
Оформление книги ¶ | |
---|---|
Внутри |
Абреже • Авантитул • Буквица • Выходные сведения • Иллюстрация • Колофон • Колонтитул • Колонцифра • Кустода • Маргиналии • Полоса набора • Разворот • Рубрикация • Поля • Содержание • Титульный лист • Шмуцтитул • Шрифт |
Снаружи |
Бумага • Вклейка • Каптал • Корешок • Ляссе • Обложка • Переплёт • Суперобложка • Форзац (нахзац) • Формат • Фронтиспис |
Книгопечатание • Список выдающихся произведений книгопечатания • Типографика |
Урок русского языка по теме:
«Заглавная буква в именах сказочных героев»
2класс
Цель: сформировать умение писать имена сказочных героев с заглавной буквы
Формируемые УУД:
— личностные: формировать положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания;
— регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия; оценивать свои достижения:
— познавательные: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи;
— коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого общения; слушать и отвечать на вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научаться писать имена сказочных героев с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, проблемного обучения, групповая.
1. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, дети. У нас сегодня открытый урок русского языка, к нам пришли гости: учителя и родители. Поздоровайтесь с ними. Нашим гостям вы покажите, какие вы активные, внимательные, умные. Садитесь. Запишите в тетрадях число и классная работа, начертите шкалу самооценки.
2. Актуализация знаний
Урок начнём с минутки чистописания
— Запишите первые буквы имён детей, которые сидят на вашем ряду. Какие буквы вы будете писать маленькие или заглавные? Запомните это словосочетание, оно нам понадобится на уроке. Когда ещё пишутся заглавные буквы в словах? Как по-другому называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Проверка.
Словарная работа (работа на интерактивной доске)
— На уроке происходят волшебные действия, из слов сбежали буквы. Ребята, а где ещё происходит волшебство? (в сказках) Это слово тоже понадобится на уроке, запомните его. Догадайтесь, какие гласные буквы пропали в словах, вставьте их и запишите слова в тетрадь в столбик. Работать будем по вариантам. 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик. 2 учеников работают у доски. Проверка.
…ч…н…к с…б…к…
м…льч…к д…в…чк…
г…р…д …рт…ст
Допишите к словам имена собственные. 2 учеников у доски. Проверка.
3. Постановка проблемы, озвучивание темы и целей урока.
— Ребята, сейчас вы должны мне помочь озвучить тему нашего урока. Вы знаете, что музыка о многом может рассказать. Послушайте произведение П.И. Чайковского и представьте, для кого он мог написать эту музыку.
Предположения детей, если затрудняются, то загадать загадку.
Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху…(Баба Яга)
Вывешивается картинка с изображением Бабы Яги.
Что вы знаете о Бабе Яге?
Послушайте ещё одно произведение П.И. Чайковского и предположите, для кого он написал это произведение.
Предположения детей, если затрудняются, то загадать загадку.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Вывешивается картинка с изображением Снегурочки.
Что вы можете рассказать о Снегурочке?
Кто такие Баба Яга и Снегурочка? (Сказочные герои) Значит, чему будет посвящен урок? Что мы должны узнать на уроке русского языка об именах сказочных героев? Какова же тема нашего урока? Вывешивается табличка с названием темы урока (Заглавная буква в именах сказочных героев)
4. Первичное усвоение новых знаний
Запишите слово «Баба Яга» и «Снегурочка» в тетрадь, подчеркните заглавную букву. Каким героем можно назвать Бабу Ягу, если она совершает злые, коварные поступки? А Снегурочку? Давайте допишем в команду Бабы Яги имена отрицательных сказочных героев. Каких вы знаете? В команду Снегурочки – положительных сказочных героев.
5. Физкультминутка
6. Первичная проверка понимания
Работа в парах на ноутбуках.
Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете сказочных героев. Выполните тест. Включите ноутбуки. Откройте презентацию «Сказочные герои», щелкнув левой клавиши мыши 2 раза. Запустите презентацию, нажав кнопку «демонстрация». Дальше действуем по алгоритму. Читаем 1 вопрос, ищем правильный вариант ответа, если вы ответили правильно, то запишите ответ в тетрадь, если нет — ищите правильный ответ и записывайте в тетрадь. Помним правило написания имен сказочных героев. Дети выполняют тест с записью ответов в тетрадь. Проверка.
Илья Муромец, Емеля, Алёнушка, Кащей Бессмертный, Золушка.
7. Первичное закрепление.
У вас на столе задания от героев сказок. Выполните их задания. Составьте предложения и запишите их в тетрадь. Проверка.
1 в. рассказала, злой, о, мачехе, Белоснежка, гномам о, ласточке, Дюймовочка, зиму, всю, заботилась
2в. кота, Базилио, и, лису, Алису, встретил, Буратино
живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на
8. Рефлексия.
Чему научились на уроке? Оцените аккуратность выполнения письменной работы на шкале самооценки. Оцените свою работу на уроке с помощью картинок Знайки и Незнайки. Если вы активно работали на уроке, поняли тему урока, можете поделиться своими знаниями с другими, то прикрепите значок «Знайка», а если вы не усвоили материал, на уроке было неинтересно, то прикрепите значок «Незнайка»
9. Информация о домашнем задании
Записать загадку о сказочном герое или записать 5 предложений с именами сказочных героев.
Цели урока:
- Учить детей писать без ошибок большую букву в
именах, кличках сказочных героев. - Развивать умения видеть опасные места в словах,
видеть изученные орфограммы. - Составлять из слов предложения и правильно
оформлять их на письме.
Оборудование: компьютер,
мультимедийная установка, иллюстрации,
дидактический материал, презентация
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
(Звучит 1 куплет песни про Буратино)
– Все ли узнали, о ком звучит песня? (Да).
– Как называется произведение, откуда наш
сказочный герой? (Повесть-сказка «Золотой
ключик, или приключения Буратино»).
– Кто написал эту повесть-сказку? (А.К.Толстой).
III. Буратино приготовил вам разные
интересные задания. Кто будет внимателен,
обязательно с ними справится. В конце урока вас
ждет сюрприз.
Задание 1.
Вспомните сказочных героев из повести-сказки
«Золотой ключик…»:
А) Девочка с голубыми волосами (…альвина)
На доске появляются карточки (Приложение
1).
– Что-то непонятное, ребята (пропущена первая
буква)
Б) Лиса, участвовавшая в разбойном нападении на
Буратино, которое произошло на Полу Чудес в
Стране Дураков (…лиса)
В) Кот, сообщник лисы (…азилио)
Г) Папа (…арло)
Д) Владелец кукольного театра
(…арабас …арабас)
ЗАПИШЕМ в тетрадь имена и клички сказочных
героев (МАЛЬВИНА, АЛИСА, БАЗИЛИО, КАРЛО,
КАРАБАС БАРАБАС)
ПОДЧЕРКНИТЕ заглавную букву
– Как вы написали имена сказочных героев?
Почему? (Вывод: Имена сказочных героев тоже
имена собственные. Они пишутся с большой буквы).
– Какие опасные места вы заметили в словах?
Подчеркните.
Задание 2.
– Отгадайте, кто это?
А) Она красива и мила, а имя ее от слова «зола» . Появляется
карточка с изображением Золушки
Б) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
В) Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше (Карлсон)
Г) Хорошо живет на свете (Винни-Пух)
Д) Друг Винни-Пуха (Пятачок)
Е) Сказочная учительница Буратино (Мальвина)
Ё) Девочка, которая появилась из маленького
цветка (Дюймовочка)
Ж) Сказочный мальчик-луковичка (Чиполлино)
РАСПОЛОЖИТЕ карточки с изображением сказочных
персонажей в алфавитном порядке (Один ученик
работает у доски).
ЗАПИШИТЕ в тетрадь эти сказочные имена в
алфавитном порядке (Айболит, Винни-Пух,
Дюймовочка, Золушка, Карлсон, Мальвина, Пятачок,
Чиполлино)
ПРОВЕРИМ, правильно ли вы записали. (На доске
уже записано, но пока закрыто).
Подчеркните заглавную букву и опасные места.
ЧТО вы заметили в именах сказочных героев? (Айболит
– сложное слово: АЙ – междометие, БОЛЬ – корень;
ДЮЙМ – единица длины, равная 2,54см.; ЗОЛА –
остаток от сжигания чего-нибудь в виде
черно-серой пыли).
Задание 3.
– Догадайтесь, о ком идёт речь, запишите имена
героев (тексты читает учитель).
А) «Жила когда-то в одной деревне девочка, до
того хорошенькая, что другой такой не было на
свете; мать без памяти любила её, а ещё больше
любила её бабушка…» («Красная Шапочка»)
– Кто автор сказки? (Шарль Перро)
– Почему так назвали девочку?
Б) «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то
яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а
сундук стоит на высоком дубу…» (Кощей
Бессмертный).
– Почему его так назвали?
– Кто автор этой сказки? (Народ)
– Что вы можете сказать о написании имен этих
сказочных персонажей? (Некоторые имена состоят
из двух слов и пишутся с заглавной буквы).
МОЛОДЦЫ.
Задание 4.
На экране – Слайд 2 (Приложение
2).
Из слов каждой строчки составь предложения
(самостоятельная работа):
– рассказала, злой, о, мачехе, Белоснежка,
гномам (Белоснежка рассказала гномам о злой
мачехе).
– о, ласточке, Дюймовочка, зиму, всю (Всю
зиму Дюймовочка заботилась о ласточке).
– кота, Базилио, и, лису, Алису, встретил, Буратино
(Буратино встретил кота Базилио и лису Алису).
– живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на
(Карлсон живёт на крыше в маленьком домике).
Запишите. Проверим написанное. Подчеркните
опасные места.
ЗАДАНИЕ 5.
Соедини линией сказочных героев с авторами
произведений (Приложение 3)
Незнайка
Ш.ПерроДоктор Айболит
А.Н.ТолстойМальвина
Н.НосовЗолушка
К.ЧуковскийМалыш и
Карлсон
А.Линдгрен
IV. Итог урока. Рефлексия
– Что вспомнили на уроке?
– Что сегодня повторили?
– Что понравилось?
– Что нового для себя узнали?
V. Домашнее задание
Сочини и запиши сказку с одним из сказочных
персонажей (5-6 предложений)
VI. Вручение жетонов – «сольдо» каждому
ребёнку за работу (Звучит песня
Н.Королёвой «Маленькая страна»).