Воспитанию принадлежит определяющая роль в формировании характера человека, его склонностей. Именно в детстве и юности закладываются основы нравственных качеств, отношение к труду, в родительском доме человек видит образец, которому следует при создании собственной семьи.
Стремясь нарисовать яркие, жизненные образы героев, русские писатели описывают детские годы своих персонажей, воспитание и образование. Узнавая об этом, читатель яснее понимает психологию героя, мотивы его поступков.
Жизнь в Обломовке
Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Александровича Гончарова, в читательском восприятии является воплощением бездействия, пассивности, лени. В главе «Сон Обломова» писатель изображает детство героя. Именно с тех лет берут начало взгляды, склонности Ильи Ильича.
Герой видит во сне мир идиллии, которого не касаются житейские бури, где ничто не нарушает раз и навсегда заведенного жизненного уклада. Это край, где верят в самые невероятные мифы, где не пытаются вдуматься в смысл происходящего вокруг. И хозяева, и слуги живут в полном согласии и доверии, а к Ильюше все относятся как к самой большой драгоценности. Здесь отсчитывают время по церковным праздникам, соблюдают старинные традиции, верят приметам, редко принимают гостей. Это родительский дом Ильи Ильича, место, где прошли его годы детства, где он получил первые жизненные впечатления.
Какие лучшие, светлые качества были сформированы родительским воспитанием и какие пороки Обломова родом из детства? Попробуем разобраться.
Детство Обломова
Именно ранние годы в развитии человека влияют на формирование характера, закладывают основные, базовые понятия о мире и предопределяют будущее. Родом Илья Ильич из фамильного имения Обломовки, вдалеке от всех городов и деревень. Некое замкнутое пространство, очень редко его границы кто-то нарушал: слишком уж далеко оно находилось.
Можно сказать, что жители Обломовки находились в изоляции от всего остального мира. История этого поселения когда-то была славной: оно имело свои народные промыслы. Но в силу определенных причин искусство изготовления холстов и пивоварение быстро забылись. Из-за лени, неумения и нежелания вести дела владельцев имения когда-то славная, перспективная деревня пришла в упадок. Оттуда даже начали сбегать крепостные, потому что хозяева ни за чем не следили и довели крестьян до обнищания.
Обломовка стала бедной, неаккуратной и отсталой деревней. Поколения помещиков сменяли друг друга, но относились к ведению дел халатно, не развивали свое имение, не вникали в хозяйственные вопросы, не стремились сделать жизнь крестьян лучше. Что говорить об условиях, в которых трудились крепостные, если сам господский дом покосился со временем и никто не желал его привести в порядок? Однако для Ильи Ильича его родная деревня ассоциировалась с райским местом, где было всегда тихо и умиротворенно.
Жизнь в Обломовке текла медленно, неспешно, тихо. Это статичное состояние, лишенное всякого движения, ничего не нарушало: в деревне не случалось чего-то необычного, жители не испытывали потрясений, они могли находиться в своих грезах и мечтать. Все так боялись нарушить свое спокойствие, что даже редкие письма читали далеко не сразу: страшно было получить дурную новость, которая могла эмоционально потрясти и испортить настроение.
Такая неспешность, статичность, отсутствие тревог и серьезных бед — это то состояние, к которому во взрослой жизни продолжал стремиться Обломов.
После отъезда из деревни Илья Ильич в своих снах и каждодневных раздумьях на диване в съемной городской квартире возвращался обратно в родовое имение, где он жил, как в идеальное место, близкое к раю на земле.
Положительные стороны воспитания Обломова
- В детстве и юности Ильюша был окружен материнской любовью и лаской. Он чувствовал себя любимым и самым нужным, на заботах о нем сосредотачивались усилия родных и многочисленных нянек и слуг. Это сформировало тесную эмоциональную связь с матушкой, которая так важна для ребенка.
- Близкие особенно заботятся и пекутся о здоровье ребенка. Ради сохранения и поддержания хорошего самочувствия Ильи Ильича родители готовы жертвовать его учебными занятиями.
- Родители стремятся дать Илье Ильичу достойное образование. В семье понимают, что дворянин должен быть грамотным, умным человеком, обладающим определенным кругом знаний.
- Семейная среда, тепло и любовь в отношениях становятся для Обломова примером, идеалом семейной жизни. Именно так, неторопливо, в полном согласии, в совместных хлопотах по хозяйству, и должна, по мнению Ильи Ильича, проходить жизнь супругов. К такому идеалу семейной жизни приходит затем Обломов в доме Агафьи Пшеницыной.
- Любое воспитание ставит своей целью формирование достойного члена общества, представителя определенной социальной среды. Те привычки и тот образ жизни, которые возникли у Обломова в родительском доме, можно сказать, были типичны для поместного дворянства XIX века. Точно так же, как и родители Обломова, тысячи русских помещиков чуждались труда, проводили дни в безделье и застольях, не имели никаких интеллектуальных, духовных интересов.
Жизнь в квартире
Отношение Обломова к окружающему не назовешь здоровым: мир и покой были только в родном имении, все остальное пространство было пугающим, непонятным и враждебным.
Поэтому герой, вынужденный уехать из родного дома, укрылся от всех в своей съемной квартире. Это был некий островок спокойствия. Из этого мирка его было сложно вытащить, потому что Обломов опасался всякого действия, незнакомого пространства, других людей.
Его любимое занятие — лежание на диване и погружение то в сон, где вспоминалась Обломовка, то в бесплодные мечты, то в невыполнимые планы на день. Хоть сердцу Ильи Ильича была очень дорога родная деревня, он все равно после смерти отца так и не смог вести дела. Поселившись в квартире и спрятавшись в ней ото всех, Обломов не хотел нарушать привычный уклад жизни, посещать имение, разбираться в хозяйственных вопросах.
Недостатки в воспитании Обломова
Недостатки в воспитании Обломова являются обратной стороной тех самых лучших побуждений, которыми руководствуются его родители.
- В атмосфере мертвого покоя, апатии не могут раскрыться заложенные в ребенке способности и таланты, угасает даже интерес к жизни, жажда познания. От многого его ограждают, чем-то пугают, и постепенно он всё больше погружается в то царство сна, бездействия, лени, в котором проводят свои дни взрослые.
- Существенным недостатком в воспитании мальчика является отсутствие мужского, отцовского вклада в этот процесс. Хотя отец изображен в романе, но он не оказывает влияния на ребенка. Когда Илья Ильич еще мал, он видит отца в его кабинете, занятого какими-то делами. Но и потом, в возрасте 13-14 лет, Илья Ильич не может научиться у отца каким-то мужским качествам: выносливости, решительности, ответственности в принятии решений.
- Лень, неумение и нежелание вникать в вопросы хозяйства приводят к тому, что Обломов не умеет вести дела как помещик, легко попадается на удочку мошенников и обманщиков. Родители не дали ему хотя бы азы экономических знаний, не научили перепроверять счета и налоги. Без помощи своего товарища Штольца Обломов был бы разорен.
- С детства в ребенке закладывается представление о том, что труд – это наказание. Его желания предугадывают и мгновенно исполняют, ему не позволяют приложить ни малейшего усилия к достижению чего бы то ни было. Так вырастает человек с сознанием того, что все окружающие просто обязаны избавлять его от любых неудобств или трудностей, что максимальный комфорт, достаток закреплены за ним уже по праву рождения. В этом истоки паразитизма Обломова.
- Чудесные сказки и волшебные истории, рассказанные няней, не просто формируют мечтательность Обломова, некоторую поэтичность его натуры, но и закладывают в нем представление о том, что прекрасному герою легко покорятся любые преграды и можно беспечно жить в праздности и довольстве, мечтая о красавице Милитрисе Кирбитьевне. Став уже взрослым, Обломов продолжает сожалеть о том, почему в жизни всё не достается так же легко, как в сказках.
- К недостаткам воспитания героя можно отнести и тот факт, что с детских лет не была заложена привычка к чтению. Отец Ильи Ильича иногда в минуты досуга брал в руки книгу, но нельзя сказать, чтобы она увлекала его. Пример родителей повлиял и на ребенка: учение Ильюша считает мукой, ни к какой науке интереса не проявляет, не читает книг.
- С одной стороны, родители Обломова заботятся о здоровье сына, с другой – здоровье они понимают только как сытные обеды и долгий сон и радуются, когда приехавший из пансиона домой сын за время каникул располнел. Ограничивая физическую активность ребенка и перекармливая его, они отнюдь не способствуют его здоровому росту.
Эссе по теме: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
В.Г. Белинский.
Современные дети живут в очень ярком, многогранном, стремительном и быстро изменяющемся мире, в мире, в котором внешняя красота, к сожалению, часто бывает важнее богатого внутреннего мира. И то, какими станут эти дети в будущем – людьми с большой буквы «Л» или «людьми в кавычках», зависит от родителей, воспитателей и учителей.
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека», — сказал В.Г. Белинский. И это действительно так. Воспитывать детей начинают их родители, бабушки, дедушки, продолжают — воспитатели детского сада, школьные учителя и, конечно же, «Жизнь» — самый опытный и порой суровый воспитатель.
Детский сад для детей – это мир красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества, при условии, что таковым его сделает воспитатель – царица, фея, добрая волшебница в этом мире. Она несет добро и краски, но вместе с тем и основные навыки жизни в социуме. А продолжить эту сказку должен учитель начальной школы, ведь именно от того, насколько плавно и безболезненно он перейдет в «Мир науки», как он будет чувствовать себя, приходя в первый класс, что ребенок будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов сказал: «Педагог, не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как учится ученик». На протяжении всей школьной жизни учитель и воспитатель в одном лице сопровождает каждого ребенка: дает знания по своему предмету, навыки общения, учит правилам поведения, советует, заботится о каждом, сетует, ведь иначе он не может. Это не только его работа — для хорошего, истинного учителя, для которого профессия педагог – призвание, это «состояние души». Мы учим не только словом, но и делом, своими поступками, внешним видом и самим образом жизни. Все дети разные. Если сравнивать их с цветами, как делал В.А. Сухомлинский, то некоторые из них нежные, бархатистые фиалки, приятные и мягкие, но эти цветы не любят яркого солнечного света, так и подобные дети – послушные, прилежные в учебе, но яркими, неординарными личностями им никогда не быть. Есть розы – яркие, благоухающие, красивые, но, конечно же, с шипами. Этих детей может ждать успех в учебе и в жизни, но при их воспитании не раз поранишься «их шипами». И, конечно же, есть кактусы, дети сложные, порой невыносимые по характеру, лентяи, «задиры» и «драчуны». Но даже кактус может цвести, и когда после неимоверных усилий педагога «зацветают» такие дети, сколько радости это приносит учителю, и какое удовлетворение он получает от своего, пусть тяжелого труда.
Несомненно, учитель, воспитатель играет ведущую роль в формировании следующих поколений, в связи прошлого с будущим, но какими бы ни были наши ученики, все они в свое время уйдут от нас во взрослую жизнь, и нам очень хочется, чтобы они крепко «встали на ноги» и стали людьми с большой буквы «Л», ведь, в конечном итоге, как сказал Эрнест Легуве «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Помните эпизод из жизни ученика Пушкина и учителя Жуковского?! Поэма «Руслан и Людмила» была завершена. Пушкин прочел ее вслух Жуковскому. Тот слушал, как всегда, внимательно, не сводя с юного поэта добрых глаз. А потом взял свой портрет, рисованный Кипренским, и написал на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя…» Что может быть прекраснее для учителя?! Ничего! Не правда ли?!
В
романе «Обломов» И.А.Гончаров одна из главных тем- тема воспитания .Чтобы
показать, как в дальнейшем воспитание повлияет на характер человека, его жизнь
автор использует антитезу, противопоставляя Обломова, росшего в любви, Штольцу,
получившему суровое воспитание.
Его детство прошло в тихой и умиротворенной
деревни-Обломовка.Илюша рос в домашней и уютной атмосфере, он был единственным
ребенком, поэтому его всячески баловали. Лень и беспечность, он перенял от
своих родственников: «У них, как и
у всех людей, были и заботы и слабости, взнос подати или оброка, лень и
сон…»
Всю работу за маленького Илью Ильича
выполняли няньки и слуги, они и кормили его, и одевали, и причесывали.Учили его
слегка, чтобы Илюша не уставал:»..учиться слегка, не до изнурения души и
тела..».Родители оберегали его от всяческих невзгод, а также подавляли его
любые самостоятельные движения: «…ему
иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому,
а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: – Зачем?
Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка!
Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..
В маленьком Илье Обломове бурлила энергия,
жизнь и жажда приключений, но все это не находило выхода. В результате ребенок
рос медленно и вяло, взрослым мужчиной стал апатичным, слабым и не
приспособленным к жизни.
Несмотря на это, благодаря любви, которой его
окружали в детстве, у Ильи Ильича был богатый внутренний мир, и он был
способен на искреннюю любовь.
«Вся эта обломовская система воспитания
встретила сильную оппозицию в системе Штольца. Борьба была с обеих сторон
упорная. Штольц прямо, открыто и настойчиво поражал соперников…»
Совершенно по-другому был воспитан друг
Обломова-Андрей Иванович Штольц.Он рос в небогатой семье.Отец воспитывал
мальчика строго, не баловал и уже с детства старался привить ему чувство
долга, дисциплину и любовь к труду. Как только Андрей подрос, отец сажал его с
собой на тележку и «давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в
поля…».Отец дал ему строгое и практическое воспитание, поэтому Штольц
вырос трудолюбивым, сдержанным и целеустремленным человеком, но Андрей не был
способен на глубокие чувства, ведь в детстве Штольца не окружали ни заботой, ни
любовью. Даже семейная жизнь Андрея и Ольги будет деятельной, подвижной, но без
присущих любви эмоций: ««…два
существования, ее и Андрея, слились в одно русло; разгула диким страстям быть
не могло: все было у них гармония и тишина…»
Таким образом, в своем романе Гончаров
раскрыл проблему воспитания, противопоставляя воспитание Обломова и Штольца,
тем самым показав то, на сколько оно важно в дальнейшей судьбе человека.
Воспитание Обломова, система воспитания, ее принципы и проблемы | Роман «Обломов» Гончарова
Илюша Обломов и няня. Художник П. Н. Пинкесевич |
Воспитание Ильи Ильича Обломова является одной из важных тем в романе Гончарова «Обломов».
В этой статье представлены материалы для сочинения о воспитании Обломова в романе Гончарова «Обломов»: анализ системы воспитания, ее принципов и проблем.
Воспитание Обломова в романе Гончарова «Обломов»: система воспитания, ее принципы и проблемы
«...в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков.» (об Илье Обломове, часть 1 глава VI)
Воспитание Обломова прошло в теплом семейном кругу, в домашней и уютной атмосфере в его родном имении Обломовка:
«Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом…» (часть 1 глава V)
Родители Обломова и другие его родственники были ленивыми людьми. От всех них Илья Ильич перенял свою лень и беспечность:
«У них, как и у всех людей, были и заботы и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон…» (часть 1 глава IX)
Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что родители не научили его трудолюбию, терпению и усердию. Родители мечтали, чтобы их сын Илья стал высокопоставленным чиновником или даже губернатором, но чтобы на пути к этому успеху он приложил как можно меньше усилий, не изнуряя душу и тело. Эта своеобразная «система воспитания» Обломовых абсолютно не нравилась их соседу господину Штольцу, который воспитывал своего сына Андрея Штольца в совершенно другом ключе:
«Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.
Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная. Штольц прямо, открыто и настойчиво поражал соперников, а они уклонялись от ударов вышесказанными и другими хитростями.» (часть 1 глава IX)
Родители Обломова не научили его быть самостоятельным человеком. Слуги приносили маленькому Илюше все, что ему могло понадобиться. Таким образом, он не научился сам себя обслуживать в повседневной жизни:
«Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, – принести ли что, сбегать ли за чем…» (часть 1 глава IX)
Отец, мать и прочие родственники не давали маленькому Илье сделать какое-либо самостоятельное движение:
«…ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:
– Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..
И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя…» (часть 1 глава IX)
Маленький Илюша с детства привык к помощи своего верного слуги Захара. Без него он не мог ни одеться, ни обуться:
«…Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара…» (часть 1 глава VII)
Один из главных принципов воспитания Обломовых заключался, в том, чтобы не позволять ребенку шалить и исследовать окружающий мир. Эти ограничения негативно повлияли на личность Ильи Обломова:
«Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку, – опять крики: «Ай, куда? Как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…»» (часть 1 глава IX)
Родители Обломова оберегали сына от всяческих невзгод и проблем. Мальчик рос, как цветок в теплице. Это, безусловно, вредило его развитию:
«…Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице…» (часть 1 глава IX)
В маленьком Илье Обломове бурлила энергия, жизнь и жажда приключений, но все это не находило выхода. В результате ребенок рос медленно и вяло:
«А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь…» (часть 1 глава IX)
«…он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая…» (часть 1 глава IX)
Иногда маленькому Илюше все же удавалось вырываться из домашнего плена и порезвиться на воле. Но такое случалось редко, потому что родители всячески пресекали подобные побеги:
«Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит, и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек…» (часть 1 глава IX)
Со временем маленький Обломов привык к вялой, ленивой жизни. Еще будучи ребенком, он научился кричать на слуг и приказывать им:
«После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и сам выучился покрикивать: «Эй, Васька! Ванька! подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!»..» (часть 1 глава IX)
Очевидно, система воспитания, которой придерживались старики Обломовы, нанесла непоправимый вред их сыну. Родители не понимали, что своей безмерной опекой лишали сына самого главного – возможности шалить, резвиться и исследовать мир вокруг:
«…а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки…» (часть 1 глава IX)
В результате воспитание, полученное Обломовым, сделало из него апатичного и слабого человека, не приспособленного к жизни.
Это были материалы для сочинения о воспитании Обломова в романе «Обломов» Гончарова: анализ системы воспитания, ее проблем и принципов.
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Воспитание Обломова и Штольца
Воспитание Обломова и Штольца сочинение
Роман Ивана Гончарова «Обломов» — одно из тех произведений, которое наиболее точно описывает общую картину 19 века, уделяя отдельное внимание социальным и философским вопросам.
На протяжении всего сюжета мы видим переплетение двух главных мужских ролей – Ильи Обломова и Андрея Штольца. Герои — лучшие друзьям еще с юных лет и даже во взрослом возрасте продолжают поддерживать друг друга. Невзирая на это, два персонажа абсолютно непохожи друг на друга. С одной стороны – Илья Ильич – мягкий, добрый, апатичный, живущий по велению сердца, а не разума, а с другой – Андрей Иванович – общительный, рациональный, контролируемый своим интеллектом и профан в области чувств. Искать первопричину такой «пропасти» между двумя близкими товарищами следует в детстве.
Изменения в характере этих героев начали происходить именно во времена отрочества. Обломов и Штольц воспитывались в одном обществе и соответственно в детстве их взгляды были похожи. Илья был любознательным, энергичным и жизнерадостным мальчиком, такими же словами можно описать и Андрея. Но влияние родителей кардинально изменило маленького мальчика и превратило в флегматичного, бездеятельного ленивца, который живет в своём собственном мире иллюзий – то есть в достойного представителя «обломовских» идеалов. Дитё воспитывали в тепличных условиях, окружали избыточной заботой и внушали ценности прошлого. Разве у него был выбор?
Если же говорить про Штольца – то он тоже не стал той особой, какой мог бы, на что также повлияло отношение «стариков». Ребенок рос в семье отца-немца со строгим подходом и русской матери-дворянки, которая пыталась обвить малыша нежностью. Такое воспитание, как может показаться, должно было вырастить Андрея всесторонне развитым и слаженным человеком, но юнец вырос «сухим, как кактус». Это связано с тем, что большую часть своего детства сын проводил со своим отцом, который считал, что мужчина не должен проявлять такую слабость, как чувства, даже по отношению к своему родному чаду. Парню просто не хватало любви и ласки в юности, именно поэтому он продолжал искать их в зрелости, находя отдушину в Обломове.
При анализе становления каждого из действующих лиц становятся очевидными источники лени и романтичности Обломова и черствости и четкости Штольца. Илья – классический представитель ребенка из богатой семьи, которому нет необходимости работать и быть самостоятельным, а Андрей – человек, которому с ранних лет прививают мысль о труде, при этом обделяя нежными чувствами. Это сравнение доносит до людей, что две личности романа «Обломов» являются яркими образами не только своего часа, но и характерны для всех времен.
Также читают:
Картинка к сочинению Воспитание Обломова и Штольца
Популярные сегодня темы
- План рассказа Вий Гоголя
Первая встреча с ведьмой. Пан просит Хому молиться над гробом.
- Интересные факты о Дале
В конце ноября появился на свет замечательный и талантливый человек Владимир Даль. Его прославила работа по собранию «Толкового словаря», но помимо этого труда в его жизни происходили разные интересные события.
- Сочинение Жизнь старухи Изергиль
«Старуха Изергиль» — это замечательная и поучительная история в стиле знаменитого романтизма, которая была написана ещё юным Максимом Горьким на закате девятнадцатого века (1895 год).
- Сочинение про Любовь к природе
Я люблю природу за ее красоту и разнообразие. За свежий воздух, которым невозможно насладиться вдоволь. За бескрайние просторы, за волшебные места
- Сочинение Чебоксары город будущего
О городе впервые говорится в XIII веке, но до русских переселенцев здесь жили болгаро-чувашские племена. В 1992 году город становится столицей республики. Город считается благоустроенным городом.
Воспитание и образование Обломова
Введение
В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.
Детство Обломова
С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.
Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.
Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.
Образование Обломова
Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.
Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью?
Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.
Заключение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.
Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Полина Ёж
18/19
-
Андрей Надежин
19/19
-
Чупанова Патимат
15/19
-
Римма Шахбазян
16/19
-
Вера Матросова
19/19
-
Дарима Намдакова
18/19
-
Елена Ермакова
14/19
-
Ева Шестакова
12/19
-
Аля Бесталанная
19/19
-
Валентина Пожидаева
18/19
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Задание № 9. Тема: «Воспитание». АРГУМЕНТ. И.А. Гончаров. «Обломов».
Тема: «Воспитание».
АРГУМЕНТ.
И.А. Гончаров. «Обломов».
В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема воспитания – одна из центральных. Почему Илья Ильич стал таким ленивым, апатичным, бездеятельным? Во многом причина – в том воспитании, которое он получил в своей любимой Обломовке.
Автор ярко показал, что одной любви к ребёнку, даже огромной, недостаточно для воспитания достойного человека. Да, в детстве родители оберегают детей, пытаются оградить их от трудностей. Однако это не означает создания «оранжерейных» условий, когда ребёнок вообще не учится трудиться, чего-то самостоятельно добиваться, к чему-то стремиться. Главное в воспитании – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни.
Вспомним, как прошло детство Обломова. Конечно, оно было счастливым, беззаботным, ведь его так все любили. Поэтому герой всегда с такой тоской вспоминал это время, ему так хотелось вновь очутиться в том далёком мире детства. («Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей…»)
Какие же ошибки допустили взрослые? Илюше не давали ничего делать самостоятельно, каждый шаг контролировали. Мать его «отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного…». Любознательный, как и любой ребёнок, ему так многое хотелось узнать, понять, его влекло всё непонятное. Но ему не позволяли этого делать, вроде бы для его блага, оберегая мальчика. Да и любви к знаниям, учению тоже не воспитали в ребёнке, так как и родители, и деды не считали это важным в жизни. При любом удобном случае Илью оставляли дома, чтобы он отдохнул от учёбы. Однако родители мечтали, что сын займёт хорошую должность, может, и «губернатора». Но «всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями», «не трудясь перескакивать» через преграды. И учёбу, и потом работу Илья считал мешающими настоящей жизни. Он даже обслуживать себя не научился, всё за него делал слуга. В итоге вырос безынициативный, ленивый, ничего не желающий делать человек. «Обломовщина» — символ безволия и лени. И в этом во многом вина его родителей.
Введение
В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.
Детство Обломова
С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.
Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.
Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.
Образование Обломова
Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.
Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.
Заключение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.
Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.
Предыдущая
СочиненияАнализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – сочинение по теме
Следующая
СочиненияСюжет романа «Обломов», сюжетная основа и антитеза