Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Почему нежный, честный Илья Ильич стал Обломовым?
Почему нежный, честный Илья Ильич стал Обломовым?
…Но труд упорный ему был тошен…
А.С.Пушкин
Мне запомнилась картина одного фламандского художника “Страна лентяев”. Там изображены люди, которые лежат под фруктовыми деревьями и ждут, когда плоды упадут им в рот. Кажется, и русская сказка такая есть. А учитель истории рассказывал нам, что в южных морях есть острова, где растут саговые пальмы. Островитяне запасаются за несколько дней необходимым количеством саго, а остальное время в году “отдыхают”. И еще считают жителей других островов слишком суетливыми.
Выходит, стремление к лени свойственно людям. Но тем-то и отличается цивилизованный человек от дикаря, что считает труд основой жизни. Дикарь же трудится, только когда его гонит нужда.
Поэтому нам странно читать историю о том, как молодой человек, с идеалами, мечтами превращается в лежащего существователя, которому даже книжку, лежа на диване, лень почитать, газету открыть! Это герой романа И. А. Гончарова Илья Ильич Обломов. От лени, апатии, нездорового образа жизни он умирает в возрасте чуть больше тридцати лет.
Роман “Обломов” имел большой отклик в обществе. О нем много говорили критики. Н.А. Добролюбов назвал свою статью “Что такое обломовщина?”, так как считал такую болезненную лень, такое бесполезное существование общественным явлением.
Что же привело Илью Ильича к столь плачевному концу? Ведь в детстве он был резвым, живым и любознательным мальчиком, с которым не было сладу. Няня не поспевала за ним смотреть, боялась, что он куда-нибудь влезет, называла “юлой”. В главе “Сон Обломова” мы узнаем, как проходило детство этого барчука. Красива была природа на его родине, люди жили мирно. “Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю… По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие”, — пишет автор.
Казалось бы, живи, трудись в этом благословенном краю, проживешь долгую и счастливую жизнь. Но в том-то и дело, что трудиться Илюше незачем. Ведь под рукой множество слуг и нянюшек, которые не позволяли ему ничего делать самому. И рос ребенок, постепенно привыкая к этому вечному жизненному празднику. “Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья”.
Но ведь в России было множество дворянских детей, которых мало развратила праздность. Чем они отличались от Илюши? Они учились, готовились служить Отечеству, привыкали к порядку. А Обломова постоянно освобождали и от учебы, чтобы дитя не устало. Читая о том, как жалели Илюшу в детстве, сразу же вспоминаешь Митрофанушку-недоросля и его матушку.
Мне кажется, вот и ответ на наш вопрос. Илье Ильичу не нужно было с детства трудиться, ему все доставалось готовое. Он и стал считать труд зазорным. Своему слуге Захару, который под стать барину очень ленив, он говорит: “Да разве я мечусь, разве работаю?.. Кажется, подать, сделать — есть кому!”. А если человеку не нужно трудиться, он морально опускается, а там недолго и стать Обломовым. Да, Илья Ильич, воспитанный в мирном краю, в ласке, приобрел добрый и нежный характер, но его наклонность к мечтательности, к “мирному веселью” переросла в желание ничего не делать.
Он ничему особенному не выучился, книг не читает, гостей не принимает. Даже заставить слугу убрать комнату ему лень. Вместе с бездельем его охватывает апатия так, что иной раз любая деятельность кажется ему ненужной и даже абсурдной. В результате, дожив до тридцати лет, он плохо понимал, зачем ему вообще дана жизнь. Деревней не занимался, полагая, что там будет все идти само собой. Диван стал единственным местом, где Обломов чувствовал себя спокойно.
Друзья его оставили, только иногда навещал -вечно занятый Андрей Штольц. В эти приезды он будоражил Илью Ильича, заставляя его жить активнее. Но стоило другу уехать, как все шло прежним порядком. И мы делаем вывод о том, что, если не сопротивляться вредным привычкам, не заниматься самовоспитанием, человек может опуститься и сильно походить на Обломова. Следует также уточнить ответ на вопрос темы, Илья Ильич стал Обломовым не только потому, что был освобожден от труда, но и потому, что совершенно не боролся со своими пороками.
Одно время казалось, что Илью Ильича излечит любовь к Ольге Ильинской. Этой прекрасной девушке нравились многие душевные качества Обломова, она стремилась возродить его к нормальной человеческой жизни. Но лень и привычка к покою оказались сильнее даже любви.
Чтобы лучше понять суть обломовщины, стоит сказать немного и об Андрее Штольце. Это предприниматель, трудолюбивый и честный. Писатель показывает его несколько ограниченным человеком, кажется, что Илья Ильич духовно богаче друга. Но именно потому, что Штольц постоянно трудится, он и добивается успеха. В то время как Обломов угасает на диване, Штольц женится на Ольге Ильинской и устраивает свой быт так, как много раз представлял в своих мечтах Илья Ильич.
Явление, когда лень губит хороших людей, названо обломовщиной. Можно вспомнить и Манилова из “Мертвых душ”, во многом похожего на героя Гончарова. Но все же первый живет в имении, у него семья, он похож на человека. Когда-то мы говорили, что Печорин — “младший брат” Онегина. Используя это выражение, можно сказать, что Обломов — “младший брат” Манилова.
Исключительные условия к бесконечному ничегонеделанию, презрение к труду, наклонности характера и отсутствие воли к борьбе со своими недостатками привели нежного, доброго и честного человека к тому, что он стал Обломовым.
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Почему нежный, честный Илья Ильич стал Обломовым?
Смотрите также по
произведению «Обломов»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Роман Гончарова “Обломов” необходимо перечитывать всякий раз, когда человеком начинает овладевать чрезмерная лень и мечтательность. Очень часто люди бывают излишне снисходительны к себе, поэтому не обращают внимания на маленькие и большие слабости, которым поддаются. И постепенно лень и апатия начинают все больше и больше действовать на человека А достаточно один раз допустить, чтобы такие негативные качества оказались сильнее, чтобы потом справиться с ними было очень и очень трудно.
Именно так и произошло с главным героем романа “Обломов”. Илья Ильич от природы не был деятельным и активным человеком. Хотя, безусловно, у него были все предпосылки для того, чтобы не прозябать, лежа на диване, а стремиться хотя бы к чему-нибудь.
Юный Илья Ильич был умен, образован. Казалось бы, перед ним открывается блестящее будущее. И как он сам этим будущим распорядился?
Крайне неразумно и недальновидно. Он просто-напросто зарыл в землю все свои таланты. Немудрено, что в дальнейшем они не дали никаких всходов, так как не было абсолютно никаких условий для роста и дальнейшего развития всех хороших качеств и способностей.
Вспомним детство Ильи Ильича. Безусловно, детство его можно с полным правом назвать очень счастливым периодом. Мальчик был окружен всеобщей любовью и заботой.
Обычно счастливые и жизнерадостные дети вырастают в очень активных людей, не желающих превращать свою жизнь в однообразное и серое существование. Но с Обломовым все получилось несколько иначе. С детства мальчик был лишен необходимой свободы, которая очень нужна для оптимального развития личности. Каждый человек в детстве является настоящим первопроходцем, открывающим для себя все новое.
А маленький Илья был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, ему не было позволено проявлять какую-либо свободу.
Мать героя “отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”. Можно легко себе представить, каким вырастет ребенок, которому в детстве было запрещено проявлять свою волю. Постепенно у него начинает пропадать интерес к познанию нового.
А ведь жизнь человеческая так коротка, поэтому дорог каждый миг.
Илья Ильич был лишен необходимости заботиться о своем пропитании, поэтому он ни к чему не стремился. Он знал, что ему не стоит бояться голодной смерти, а все остальное очень мало волновало его. Если бы он родился в бедной семье, с детства видел бы перед собой постоянный труд близких людей, то он, возможно, иначе бы относился к жизни вообще.
Обломов очень беззаботен и беспечен. В юности подобные качества можно простить, но по мере взросления человека должна появиться ответственность за собственную судьбу. Между тем сам Илья Ильич абсолютно ни к чему не стремится, поэтому не несет абсолютно никакой ответственности за свою жизнь.
Он ведет себя так, будто ему все безразлично.
И постепенно ему действительно все становится безразлично. В детстве Илья очень любил слушать сказки няни. И, очевидно, настолько близок и понятен для него был сказочный вымысел, что по мере взросления никак не может он избавиться от своей совершенно ненужной и никчемной мечтательности. “Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка…”
Очень многие люди любят мечтать, но это качество может быть как позитивным, так и негативным. Мечта может помочь человеку идти вперед, добиваться нового, совершать удивительные открытия. Одним словом, мечта может подтолкнуть к совершению активных действий. Но в другом случае мечта может оказаться единственным достижением, на которое оказывается способен человек.
И это самое плохое. В таком случае мечта оказывается деструктивным фактором, который мешает человеку двигаться вперед и развиваться оптимальным образом. Именно так и произошло с Обломовым.
Он проводит дни в бесплодных мечтаниях, ни о чем более не задумываясь. “Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы”.
Обломов Илья Ильич подменяет реальную жизнь вымышленной. Постепенно он теряет силы, потому что бездействие подтачивает человека изнутри, делает его слабым и безвольным. Можно сказать, что Илья Ильич от природы обладает слабым характером, и именно это является его главной трагедией. Но, с другой стороны, характер человека формируется в столкновении с трудностями.
А именно трудностей больше всего боялся и избегал Илья Ильич. Он сознательно делает все возможное, чтобы превратить свою жизнь в безмятежно-ленивый сон. Достаточно вспомнить его отношение к службе.
Илья Ильич хотел бы, чтобы служба была чем-то вроде необязательного и необременительного занятия. Если бы дело обстояло именно так, без сомнения, он охотно ходил бы на службу. Но при столкновении с действительностью Илья Ильич понял, что служба требует значительных сил, которые он совсем не готов был тратить на нее.
Интересно то, как Гончаров характеризует взгляды Обломова: “Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще – служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом”.
На самом деле служба необходима каждому человеку как средство самовыражения. Обязанности, за которые нужно нести ответственность, дисциплинируют человека, не дают ему распускаться, да к тому же наполняют жизнь смыслом. Обломов же любой ценой старается освободить себя от обязанностей. Он стремится к отдыху и удовольствиям, не сознавая, что на самом деле отдых хорош и приятен только после выполненных дел.
Илья Ильич не готов нести ответственность за свои поступки. И первая же неудача показывает это. Достаточно вспомнить, что однажды Илья Ильич ошибся и отправил важные документы не в тот город.
Когда стали искать виновного, “Обломов не дожидался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство”.
В медицинском свидетельстве было сказано, что Обломов очень серьезно болен, поэтому ему необходимо “воздержание от умственного занятия и всякой деятельности”. Обломов очень ловко ушел от ответственности, он просто покинул свою службу с намерением никогда туда не возвращаться, то есть ушел в отставку. И этот поступок очень ярко характеризует его личностные качества.
Обломов даже не попытался найти себе какой-либо интерес в работе, был напуган трудностями.
Существенно ли Обломов отличается от большинства людей? Безусловно, лень, апатия и инертность в той или иной степени свойственны многим. Причины для возникновения подобных качеств могут быть разными.
Некоторые люди считают, что вся их жизнь – сплошная череда неудач и разочарований, поэтому и не стремятся изменить ее к лучшему. Другие боятся трудностей, поэтому стараются по возможности себя от них ограждать. Однако людям все равно приходится сталкиваться с реальной действительностью, узнавать ее жестокие стороны, бороться с трудностями, чтобы в результате отпраздновать успех или потерпеть поражение.
Именно в этом и заключается смысл жизни человека.
Если же человек решает оградить себя от всех возможных и невозможных трудностей, тогда его жизнь постепенно превращается в нечто совершенно чудовищное и безобразное. Именно это и произошло с Обломовым. Нежелание жить по существующим законам жизни приводит к постепенной, но очень быстрой деградации.
Сначала человек думает, будто все еще можно изменить, что пройдет совсем немного времени и он “воскреснет”, сбросит с себя лень и уныние, как старое платье, и возьмется за дела, которые его давно ждут. Но время идет, силы истощаются. А человек все также остается на прежнем месте.
Илья Ильич сознательно лишает себя приятного времяпрепровождения и различных удовольствий. Например, он отказывается от общения с женщинами, потому что не желает лишних хлопот. А ведь когда-то в молодости думал Илья Ильич и о семейном счастье.
Правда, его перспектива казалась какой-то мутной и нереальной. Но все равно такие мысли иногда появлялись в его сознании.
Постепенно Обломов отказывается от встреч с друзьями, его начинает тяготить общение. “Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире”. Обломов превращается в безвольное и бесхарактерное существо. В этом его огромная трагедия. Человек лишает себя настоящей жизни с ее бурной деятельностью и абсолютно ничего не получает взамен.
Обломова становится жаль, но никто, кроме него самого, не виноват в этой трагедии. И пусть сам Илья Ильич ее не осознает, на самом деле беда его огромна. Он не смог найти себе места в жизни, оказался в стороне от нее.
Парадоксально, что в недолгий период своей службы, когда Обломов был испуган необходимостью тратить много времени на работу, его беспокоила мысль: “Когда же жить? Когда жить?”. Его пугало, что постоянные обязанности отнимут у него личное время, лишат радости и полноты жизненных ощущений.
Но когда Обломов оставил службу, ничего хорошего и интересного в жизни его не появилось. Он стремился к свободе, для того чтобы “жить”, но в то же время отказывался от реальной, полнокровной и яркой жизни.
Loading…
Почему нежный честный Илья Ильич стал Обломовым
Почему Обломов стал обломовым? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо разобраться, кто такой Обломов, почему его имя стало нарицательным? Главными чертами героя романа Гончарова являются лень и апатия. Но почему же он стал таким?
Существует мнение, что Обломов превратился в обломова из-за своего воспитания. Он вырос в Обломовкесреди таких же ленивых и апатичных людей, каким он станет впоследстивии. Тихая, размеренная жизнь без каких-либо происшествий и случайностей, скука и запрещение Илюше веселиться и играть с другими ребятами — не
это ли сформировало его характер?
Возможно.
Илья Ильич сам задает себе вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на это содержится в знаменитом «сне Обломова». В нем раскрыты обстоятельства, оказавшие влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Живая, поэтическая картина Обломовки — часть души самого героя.
Обломов такой еще и потому, что мать нежила, баловала, ласкала Ильюшу и оберегала его от всех невзгод.
А может быть, он не ведет активный образ жизни по другой причине? Почему Обломов не делает карьеру, как Судьбинский, не пишет статьи, как Пенкин, не ведет светский образ жизни, как волков, и не
такой деловой человек, как Штольц? Илья Ильич радуется, что «Нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и покой».
Обломов еще не нашел свою цель в жизни. Он лежит на диване, и его ничегонеделание воспринимается в романе еще и как отрицание бюрократизма, светской суеты и буржуазного делячества. Илья Ильич делает то, к чему стремятся, не зная этого, все: ведь, зарабатывая деньги и получая чины, многие хотят, в конце концов, получить покой и так же лениться, как Обломов.
Все это постепенно и делает Обломова обломовым.
Но он не всегда такой. Илья Ильич пробуждается и прогоняет свою лень, когда встречает Ольгу. Он видит смысл жизни в любви, но возвращается к прежней жизни, потому что Ольга своей целью ставит сделать из Обломова такого человека, который бы читал газеты, ездил за границу и составлял планы управления в своем имении, то есть был бы таким, каким она и Штольц хотели бы видеть Илью Ильича. Но Обломов в своем разговоре с Андреем объясняет ему, что есть и другие обломовы и он не один такой.
А это приводит нас к выводу, что герой романа стал обломовым из-за общества, в котором он живет. Ведь это понятие включает в себя не только настоящее его положение, но и воспитание Ильи Ильича, которого, в свою очередь, воспитывали люди, уже ставшие обломовыми.
Таким образом, Обломов не видит высокой цели в своей жизни, которой бы он мог посвятитьсебя, и поэтому считает, что лучше ничего не делать, чем заниматься пустыми делами и суетиться, как многие другие люди.
Вы сейчас читаете сочинение Почему нежный честный Илья Ильич стал Обломовым
.Но труд упорный ему был тошен…
А.С.Пушкин
Мне запомнилась картина одного фламандского художника “Страна лентяев”. Там изображены люди, которые лежат под фруктовыми деревьями и ждут, когда плоды упадут им в рот. Кажется, и русская сказка такая есть. А учитель истории рассказывал нам, что в южных морях есть острова, где растут саговые пальмы. Островитяне запасаются за несколько дней необходимым количеством саго, а остальное время в году “отдыхают”. И еще считают жителей других островов слишком суетливыми.
Выходит, стремление к лени свойственно людям. Но тем-то и отличается цивилизованный человек от дикаря, что считает труд основой жизни. Дикарь же трудится, только когда его гонит нужда.
Поэтому нам странно читать историю о том, как молодой человек, с идеалами, мечтами превращается в лежащего существователя, которому даже книжку, лежа на диване, лень почитать, газету открыть! Это герой романа И. А. Гончарова Илья Ильич Обломов. От лени, апатии, нездорового образа жизни он умирает в возрасте чуть больше тридцати лет.
Роман “Обломов” имел большой отклик в обществе. О нем много говорили критики. Н.А. Добролюбов назвал свою статью “Что такое обломовщина?”, так как считал такую болезненную лень, такое бесполезное существование общественным явлением.
Что же привело Илью Ильича к столь плачевному концу? Ведь в детстве он был резвым, живым и любознательным мальчиком, с которым не было сладу. Няня не поспевала за ним смотреть, боялась, что он куда-нибудь влезет, называла “юлой”. В главе “Сон Обломова” мы узнаем, как проходило детство этого барчука. Красива была природа на его родине, люди жили мирно. “Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю… По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие”, — пишет автор.
Казалось бы, живи, трудись в этом благословенном краю, проживешь долгую и счастливую жизнь. Но в том-то и дело, что трудиться Илюше незачем. Ведь под рукой множество слуг и нянюшек, которые не позволяли ему ничего делать самому. И рос ребенок, постепенно привыкая к этому вечному жизненному празднику. “Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья”.
Но ведь в России было множество дворянских детей, которых мало развратила праздность. Чем они отличались от Илюши? Они учились, готовились служить Отечеству, привыкали к порядку. А Обломова постоянно освобождали и от учебы, чтобы дитя не устало. Читая о том, как жалели Илюшу в детстве, сразу же вспоминаешь Митрофанушку-недоросля и его матушку.
Мне кажется, вот и ответ на наш вопрос. Илье Ильичу не нужно было с детства трудиться, ему все доставалось готовое. Он и стал считать труд зазорным. Своему слуге Захару, который под стать барину очень ленив, он говорит: “Да разве я мечусь, разве работаю?.. Кажется, подать, сделать — есть кому!”. А если человеку не нужно трудиться, он морально опускается, а там недолго и стать Обломовым. Да, Илья Ильич, воспитанный в мирном краю, в ласке, приобрел добрый и нежный характер, но его наклонность к мечтательности, к “мирному веселью” переросла в желание ничего не делать.
Он ничему особенному не выучился, книг не читает, гостей не принимает. Даже заставить слугу убрать комнату ему лень. Вместе с бездельем его охватывает апатия так, что иной раз любая деятельность кажется ему ненужной и даже абсурдной. В результате, дожив до тридцати лет, он плохо понимал, зачем ему вообще дана жизнь. Деревней не занимался, полагая, что там будет все идти само собой. Диван стал единственным местом, где Обломов чувствовал себя спокойно.
Друзья его оставили, только иногда навещал -вечно занятый Андрей Штольц. В эти приезды он будоражил Илью Ильича, заставляя его жить активнее. Но стоило другу уехать, как все шло прежним порядком. И мы делаем вывод о том, что, если не сопротивляться вредным привычкам, не заниматься самовоспитанием, человек может опуститься и сильно походить на Обломова. Следует также уточнить ответ на вопрос темы, Илья Ильич стал Обломовым не только потому, что был освобожден от труда, но и потому, что совершенно не боролся со своими пороками.
Одно время казалось, что Илью Ильича излечит любовь к Ольге Ильинской. Этой прекрасной девушке нравились многие душевные качества Обломова, она стремилась возродить его к нормальной человеческой жизни. Но лень и привычка к покою оказались сильнее даже любви.
Чтобы лучше понять суть обломовщины, стоит сказать немного и об Андрее Штольце. Это предприниматель, трудолюбивый и честный. Писатель показывает его несколько ограниченным человеком, кажется, что Илья Ильич духовно богаче друга. Но именно потому, что Штольц постоянно трудится, он и добивается успеха. В то время как Обломов угасает на диване, Штольц женится на Ольге Ильинской и устраивает свой быт так, как много раз представлял в своих мечтах Илья Ильич.
Явление, когда лень губит хороших людей, названо обломовщиной. Можно вспомнить и Манилова из “Мертвых душ”, во многом похожего на героя Гончарова. Но все же первый живет в имении, у него семья, он похож на человека. Когда-то мы говорили, что Печорин — “младший брат” Онегина. Используя это выражение, можно сказать, что Обломов — “младший брат” Манилова.
Исключительные условия к бесконечному ничегонеделанию, презрение к труду, наклонности характера и отсутствие воли к борьбе со своими недостатками привели нежного, доброго и честного человека к тому, что он стал Обломовым.
Предложения интернет-магазинов
…Но труд упорный ему был тошен…
А.С.Пушкин
Мне запомнилась картина одного фламандского художника “Страна лентяев”. Там изображены люди, которые лежат под фруктовыми деревьями и ждут, когда плоды упадут им в рот. Кажется, и русская сказка такая есть. А учитель истории рассказывал нам, что в южных морях есть острова, где растут саговые пальмы. Островитяне запасаются за несколько дней необходимым количеством саго, а остальное время в году “отдыхают”. И еще считают жителей других островов слишком суетливыми.
Выходит, стремление к лени свойственно людям. Но тем-то и отличается цивилизованный человек от дикаря, что считает труд основой жизни. Дикарь же трудится, только когда его гонит нужда.
Поэтому нам странно читать историю о том, как молодой человек, с идеалами, мечтами превращается в лежащего существователя, которому даже книжку, лежа на диване, лень почитать, газету открыть! Это герой романа И. А. Гончарова Илья Ильич Обломов. От лени, апатии, нездорового образа жизни он умирает в возрасте чуть больше тридцати лет.
Роман “Обломов” имел большой отклик в обществе. О нем много говорили критики. Н.А. Добролюбов назвал свою статью “Что такое обломовщина?”, так как считал такую болезненную лень, такое бесполезное существование общественным явлением.
Что же привело Илью Ильича к столь плачевному концу? Ведь в детстве он был резвым, живым и любознательным мальчиком, с которым не было сладу. Няня не поспевала за ним смотреть, боялась, что он куда-нибудь влезет, называла “юлой”. В главе “Сон Обломова” мы узнаем, как проходило детство этого барчука. Красива была природа на его родине, люди жили мирно. “Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю… По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие”, — пишет автор.
Казалось бы, живи, трудись в этом благословенном краю, проживешь долгую и счастливую жизнь. Но в том-то и дело, что трудиться Илюше незачем. Ведь под рукой множество слуг и нянюшек, которые не позволяли ему ничего делать самому. И рос ребенок, постепенно привыкая к этому вечному жизненному празднику. “Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья”.
Но ведь в России было множество дворянских детей, которых мало развратила праздность. Чем они отличались от Илюши? Они учились, готовились служить Отечеству, привыкали к порядку. А Обломова постоянно освобождали и от учебы, чтобы дитя не устало. Читая о том, как жалели Илюшу в детстве, сразу же вспоминаешь Митрофанушку-недоросля и его матушку.
Мне кажется, вот и ответ на наш вопрос. Илье Ильичу не нужно было с детства трудиться, ему все доставалось готовое. Он и стал считать труд зазорным. Своему слуге Захару, который под стать барину очень ленив, он говорит: “Да разве я мечусь, разве работаю?.. Кажется, подать, сделать — есть кому!”. А если человеку не нужно трудиться, он морально опускается, а там недолго и стать Обломовым. Да, Илья Ильич, воспитанный в мирном краю, в ласке, приобрел добрый и нежный характер, но его наклонность к мечтательности, к “мирному веселью” переросла в желание ничего не делать.
Он ничему особенному не выучился, книг не читает, гостей не принимает. Даже заставить слугу убрать комнату ему лень. Вместе с бездельем его охватывает апатия так, что иной раз любая деятельность кажется ему ненужной и даже абсурдной. В результате, дожив до тридцати лет, он плохо понимал, зачем ему вообще дана жизнь. Деревней не занимался, полагая, что там будет все идти само собой. Диван стал единственным местом, где Обломов чувствовал себя спокойно.
Друзья его оставили, только иногда навещал -вечно занятый Андрей Штольц. В эти приезды он будоражил Илью Ильича, заставляя его жить активнее. Но стоило другу уехать, как все шло прежним порядком. И мы делаем вывод о том, что, если не сопротивляться вредным привычкам, не заниматься самовоспитанием, человек может опуститься и сильно походить на Обломова. Следует также уточнить ответ на вопрос темы, Илья Ильич стал Обломовым не только потому, что был освобожден от труда, но и потому, что совершенно не боролся со своими пороками.
Одно время казалось, что Илью Ильича излечит любовь к Ольге Ильинской. Этой прекрасной девушке нравились многие душевные качества Обломова, она стремилась возродить его к нормальной человеческой жизни. Но лень и привычка к покою оказались сильнее даже любви.
Чтобы лучше понять суть обломовщины, стоит сказать немного и об Андрее Штольце. Это предприниматель, трудолюбивый и честный. Писатель показывает его несколько ограниченным человеком, кажется, что Илья Ильич духовно богаче друга. Но именно потому, что Штольц постоянно трудится, он и добивается успеха. В то время как Обломов угасает на диване, Штольц женится на Ольге Ильинской и устраивает свой быт так, как много раз представлял в своих мечтах Илья Ильич.
Явление, когда лень губит хороших людей, названо обломовщиной. Можно вспомнить и Манилова из “Мертвых душ”, во многом похожего на героя Гончарова. Но все же первый живет в имении, у него семья, он похож на человека. Когда-то мы говорили, что Печорин — “младший брат” Онегина. Используя это выражение, можно сказать, что Обломов — “младший брат” Манилова.
Исключительные условия к бесконечному ничегонеделанию, презрение к труду, наклонности характера и отсутствие воли к борьбе со своими недостатками привели нежного, доброго и честного человека к тому, что он стал Обломовым.
Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два типа мужских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергичный Штольц, преодолевающий любые обстоятельства силой своего ума и воли. Однако человеческий идеал Гончарова не персонифицирован ни в том, ни в другом. Штольц не кажется писателю личностью более полноценной, чем Обломов, на которого он тоже смотрит «трезвыми очами». Беспристрастно обнажая «крайности» натуры того и другого, Гончаров выступал за полноту и целостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений.
У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные идеалы, которые они мечтали осуществить.
В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть больше тридцати лет, он столбовой дворянин, обладатель трехсот пятидесяти душ крепостных крестьян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в одном из столичных департаментов, он вышел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое «переползание изо дня в день». Устранившись от активной деятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, своим крепостным слугой, ухаживавшим за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что «все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обломовке, своем родовом поместье, с ее покоем и бездействием как идеал человеческого существования. Норма жизни была готова и преподана обломовцам родителями, а те восприняли ее от своих родителей. Три главные акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве: родины, свадьбы, похороны. Затем следовали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос. В этом заключалось «широкое раздолье барской жизни» с ее праздностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Обломова.
Все обломовцы относились к труду как к наказанию и не любили его, считая чем-то унизительным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича разделялась на две половины. Одна состояла из труда и скуки, и это были для него синонимы. Другая же – из покоя и мирного веселья. В Обломовке Илье Ильичу было также привито чувство превосходства над другими людьми. «Другой» сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбегает за чем нужно. Этому «другому» приходится без устали работать. Илюша же «воспитан нежно, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался». И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив университет, он больше уже не занимался своим образованием, не интересовался наукой, искусством, политикой.
Когда Обломов был молод, он ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако «цвет жизни распустился и не дал плодов».
Будущая служба представлялась ему в не виде суровой деятельности, а в виде какого-то «семейного занятия». Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не выдержав трудностей, он подал в отставку, прослужив всего три года и не совершив ничего значительного.
Только юношеский жар его друга Штольца еще мог заразить Обломова, и он в мечтах иногда сгорал от жажды труда и далекой, но привлекательной цели. Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно смотрит кругом. Кажется, что его высокое усилие вот-вот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству. Иногда он воображает себя непобедимым полководцем: выдумает войну, устроит новые крестовые походы, совершает подвиги добра и великодушия. Или, представляя себя мыслителем, художником, он в своем воображении пожинает лавры, все ему поклоняются, толпа гоняется за ним. Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мошенников, как Тарантьев и «братец» его квартирной хозяйки.
Со временем у него появились угрызения совести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему что-то мешает смело идти по жизни. Он болезненно чувствовал, что хорошее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не находил. Однако апатия и безразличие быстро сменяли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване.
Даже любовь к Ольге не возродила его к практической жизни. Столкнувшись с необходимостью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселившись на Выборгской стороне, он целиком предоставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окончательно устранившись от активной жизни.
Кроме этого воспитанного барством неумения, Обломову мешает быть деятельным многое другое. Он действительно чувствует объективно существующую разъединенность «поэтического» и «практического» в жизни, и это является причиной его горького разочарования. Его возмущает, что высший смысл человеческого существования в обществе часто заменяется ложным, мнимым содержанием. Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.
Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.
В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.
Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом. Труд был образом, содержанием, стихией и целью его жизни. Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах.
По мысли автора, личностям типа Штольца должно принадлежать будущее: «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»
Подчеркивая рационализм и волевые качества своего героя, Гончаров, однако, осознавал сердечную черствость Штольца. Видимо, человек «бюджета», эмоционально вмещенный в жесткие и тесные пределы, не герой Гончарова. Одно меркантильное сравнение: «каждый день» своей жизни Штольц тратит, как «каждый рубль», — отстраняет его от авторского идеала. Также Гончаров говорит о «нравственных отправлениях личности» своего героя как о физиологической работе организма или об «отправлении служебных обязанностей». Дружеские чувства «отправлять» нельзя. Но в отношении Штольца к Обломову этот оттенок присутствует.
В развитии действия Штольц понемногу проявляет себя как «не герой». Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого и прекрасно понимал тревогу больших духовных запросов, это было признаком внутренней недостаточности. Отсутствие высокой цели, понимания смысла человеческой жизни постоянно обнаруживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере. Ему нечего сказать Обломову в ответ на признание о том, что его друг не нашел смысла в окружающей жизни. Получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: «Все найдено, нечего искать, некуда идти больше». А впоследствии он осторожно попытается уговорить встревоженную Ольгу смириться перед «мятежными вопросами», исключив из своей жизни «фаустовское» беспокойство.
Оставаясь объективным по отношению ко всем своим героям, писатель исследует внутренние возможности разных современных ему человеческих типов, находя силу и слабость в каждом из них. Однако русская действительность еще не дождалась своего истинного героя. По словам Добролюбова, настоящее историческое дело в России было не в сфере практицизма и делячества, а в сфере борьбы за обновление общественного уклада. Деятельное существование и новые, активные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но все-таки не ставшей реальностью. Уже выяснилось, какой человек не нужен России, но все еще был неуловим тот род деятельности и тот тип деятеля, которые ей требуются.
Почему нежный, честный Илья Ильич стал Обломовым?
.Но труд упорный ему был тошен.
А. С.Пушкин
Мне запомнилась картина одного фламандского художника «Страна лентяев». Там изображены люди, которые лежат под фруктовыми деревьями и ждут, когда плоды упадут им в рот. Кажется, и русская сказка такая есть. А учитель истории рассказывал нам, что в южных морях есть острова, где растут саговые пальмы. Островитяне запасаются за несколько дней необходимым количеством саго, а остальное время в году «отдыхают». И еще считают жителей других островов слишком суетливыми.
Выходит, стремление
к лени свойственно людям. Но тем-то и отличается цивилизованный человек от дикаря, что считает труд основой жизни. Дикарь же трудится, только когда его гонит нужда.
Поэтому нам странно читать историю о том, как молодой человек, с идеалами, мечтами превращается в лежащего существователя, которому даже книжку, лежа на диване, лень почитать, газету открыть! Это герой романа И. А. Гончарова Илья Ильич Обломов. От лени, апатии, нездорового образа жизни он умирает в возрасте чуть больше тридцати лет.
Роман «Обломов» имел большой отклик в обществе. О нем много говорили критики. Н. А. Добролюбов назвал свою статью «Что
такое обломовщина?», так как считал такую болезненную лень, такое бесполезное существование общественным явлением.
Что же привело Илью Ильича к столь плачевному концу? Ведь в детстве он был резвым, живым и любознательным мальчиком, с которым не было сладу. Няня не поспевала за ним смотреть, боялась, что он куда-нибудь влезет, называла «юлой». В главе «Сон Обломова» мы узнаем, как проходило детство этого барчука. Красива была природа на его родине, люди жили мирно. «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие», — пишет автор.
Казалось бы, живи, трудись в этом благословенном краю, проживешь долгую и счастливую жизнь. Но в том-то и дело, что трудиться Илюше незачем. Ведь под рукой множество слуг и нянюшек, которые не позволяли ему ничего делать самому. И рос ребенок, постепенно привыкая к этому вечному жизненному празднику. «Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья».
Но ведь в России было множество дворянских детей, которых мало развратила праздность. Чем они отличались от Илюши? Они учились, готовились служить Отечеству, привыкали к порядку. А Обломова постоянно освобождали и от учебы, чтобы дитя не устало. Читая о том, как жалели Илюшу в детстве, сразу же вспоминаешь Митрофанушку-недоросля и его матушку.
Мне кажется, вот и ответ на наш вопрос. Илье Ильичу не нужно было с детства трудиться, ему все доставалось готовое. Он и стал считать труд зазорным. Своему слуге Захару, который под стать барину очень ленив, он говорит: «Да разве я мечусь, разве работаю?. Кажется, подать, сделать — есть кому!». А если человеку не нужно трудиться, он морально опускается, а там недолго и стать Обломовым. Да, Илья Ильич, воспитанный в мирном краю, в ласке, приобрел добрый и нежный характер, но его наклонность к мечтательности, к «мирному веселью» переросла в желание ничего не делать.
Он ничему особенному не выучился, книг не читает, гостей не принимает. Даже заставить слугу убрать комнату ему лень. Вместе с бездельем его охватывает апатия так, что иной раз любая деятельность кажется ему ненужной и даже абсурдной. В результате, дожив до тридцати лет, он плохо понимал, зачем ему вообще дана жизнь. Деревней не занимался, полагая, что там будет все идти само собой. Диван стал единственным местом, где Обломов чувствовал себя спокойно.
Друзья его оставили, только иногда навещал — вечно занятый Андрей Штольц. В эти приезды он будоражил Илью Ильича, заставляя его жить активнее. Но стоило другу уехать, как все шло прежним порядком. И мы делаем вывод о том, что, если не сопротивляться вредным привычкам, не заниматься самовоспитанием, человек может опуститься и сильно походить на Обломова. Следует также уточнить ответ на вопрос темы, Илья Ильич стал Обломовым не только потому, что был освобожден от труда, но и потому, что совершенно не боролся со своими пороками.
Одно время казалось, что Илью Ильича излечит любовь к Ольге Ильинской. Этой прекрасной девушке нравились многие душевные качества Обломова, она стремилась возродить его к нормальной человеческой жизни. Но лень и привычка к покою оказались сильнее даже любви.
Чтобы лучше понять суть обломовщины, стоит сказать немного и об Андрее Штольце. Это предприниматель, трудолюбивый и честный. Писатель показывает его несколько ограниченным человеком, кажется, что Илья Ильич духовно богаче друга. Но именно потому, что Штольц постоянно трудится, он и добивается успеха. В то время как Обломов угасает на диване, Штольц женится на Ольге Ильинской и устраивает свой быт так, как много раз представлял в своих мечтах Илья Ильич.
Явление, когда лень губит хороших людей, названо обломовщиной. Можно вспомнить и Манилова из «Мертвых душ», во многом похожего на героя Гончарова. Но все же первый живет в имении, у него семья, он похож на человека. Когда-то мы говорили, что Печорин — «младший брат» Онегина. Используя это выражение, можно сказать, что Обломов — «младший брат» Манилова.
Исключительные условия к бесконечному ничегонеделанию, презрение к труду, наклонности характера и отсутствие воли к борьбе со своими недостатками привели нежного, доброго и честного человека к тому, что он стал Обломовым.
Types of a paradigmatic.
Сейчас вы читаете: Почему нежный, честный Илья Ильич стал Обломовым?