Как нужно писать сочинение на огэ

Сочинение ОГЭ по русскому языку

10.03.2020

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе — какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

  • Детально про структуру и план сочинения 9.3 здесь

Разбираем на примере 2021 года

  • ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ С БАЛЛАМИ!!!
  • Вся теория по русскому

Как должно быть построено сочинение?

Задача — написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление — тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить  потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы  с  примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца. 

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением; 
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения  9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

 План написания сочинения 9.2

  1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
  2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
  3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
  4. В заключение хочется сказать, что…

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…).  (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста  (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

1.  Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
2.  Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
3.  Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что …  Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …,  мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

Б. Васильев рассказывает в данном тексте  о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность,  мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?» 

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

     Все секреты успешного выполнения задания 9.3 открываем сегодня. Готовьтесь скринить и копировать, потому что мы начинаем! 

Структура сочинения

     Итак, начнем с основного, а именно со структуры. В сочинении у вас должно быть три или четыре абзаца. Однако лучше, чтобы в вашей работе было все-таки 4, ведь так вы точно ничего не забудете. А то от волнения и не такое бывает, уж поверьте. 

     Из чего должна состоять ваша работа:

  1. Вступление;
  2. Пример из текста;
  3. Пример из жизни;
  4. Заключение; 

     Кстати, такая последовательность подходит не только для задания 9.3, но и для обычных сочинений-рассуждений, которые задают в школе. 

Вступление

     Что это такое? Все просто, вступление – это вводная часть вашего сочинения. Очень часто ребята встают в ступор, как же начать? Вот сейчас-то мы с этим и разберемся. 

     Лучше всего в первом абзаце смотрится определение, которое вам предстоит вывести самостоятельно. Но бояться не стоит, потому что супер сложности в этом нет. 

     Например: “Человечность – это такое качество, …” 

     Как бы банально это ни звучало, но главное в этом деле – не списывать. Почему? Да просто ни один девятиклассник и даже не каждый студент говорит и мыслит как создатель толкового словаря. Помните, что каждая работа будет проверена на антиплагиате, где ваша маленькая хитрость и превратится в роковую ошибку. 

     Пишите естественно, как думаете и понимаете именно вы. Но при этом, конечно, не забывайте про грамотность. Вот и вся формула успешного вступления. 

Формулирование вступления

НЕЛЬЗЯ: 

  1. Использовать конструкцию: “Человечность – это когда…”, ведь это грубая грамматическая и речевая ошибка;

Во втором предложении:

  • Надо более узко написать о данном качестве, то есть конкретизировать определение;
  • В данном случае можно сказать: “Человек, обладающий данным качеством совершает те или иные поступки”;
  • От определения переходите к более частному случаю;
  • Таким образом, вводная часть состоит из тезиса, который вы будете доказывать впоследствии. 

Третьим предложением:

  1. Рекомендуется писать речевой мостик

Выбрать можно любой: 

  • “Докажу справедливость своих слов конкретным примером”;

или

  • “Докажу справедливость своих слов на примере из текста и из жизни”;
  1. Третье предложение является связкой между первым и вторым абзацами. 

Как ввести аргументы? 

     Аргументы важны не меньше, а то и больше вступления. Учимся органично вводить их в наше стройное сочинение. 

     Второй абзац – это пример из прочитанного текста. Для того, чтобы его начать, вам следует использовать какую-то вводную конструкцию. Например: 

  • “В прочитанном фрагменте текста известного публициста (ФИО  автора) говорится о том, что…”;

     То есть именно здесь вам следует описать какой-либо эпизод, подтверждающий ваше суждение. 

     Помните, что далее вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно выразить собственную позицию. 

     И немного о часто встречающихся ошибках: многие ребята слишком увлекаются и подаются в пересказ текста. Этого делать ни в коем случае нельзя, ведь наша задача – написать хорошее рассуждение, а не описать все происходящее в тексте. 

Где взять пример из жизни?

     Вам 15 и кажется, что жизненного опыта совсем нет? Поверьте, и мы, и экзаменаторы это прекрасно понимают. И, внимание, ни один из проверяющих не пойдет проверять, правда ли Вася Иванов спас 10 котят из горящего дома. 

     Конечно, писать фанфик и включать бурную фантазию на полную тоже не стоит. Однако примите на заметку, что примеры из жизни можно:

  1. Придумать (но не перебарщивать);
  2. Рассказать реальную жизненную историю (пускай она произошла не с вами, а с кем-то еще или же вы просто стали очевидцем событий);
  3. Привести пример из литературы;
  4. Привести пример из фильма или сериала;

Как закончить? 

     В четвертом абзаце от вас ждут вывод по всему вышесказанному. Например: 

“Таким образом, эмпатия – необходимая черта каждого человека, обозначающая способность понять другого, посочувствовать ему, помочь, если это нужно”.

или

“Итак, материнская любовь не знает границ: мать любит свое чадо безусловной любовью, каким бы ни был ребенок, она всегда найдет в себе силы понять и оправдать его”. 

     Вуаля, наше сочинение на 9 баллов готово! Помните, что краткость – сестра не только таланта, но еще и грамотности, логики и максимальной оценки на ОГЭ. Правда, меньше 70 слов все-таки писать не стоит, сами понимаете) 

     У вас все получится! Рассуждайте, сочиняйте, решайте КИМы и готовьтесь к ОГЭ с удовольствием вместе с Умскул. 

Девятиклассники впервые сталкиваются с процедурой сдачи государственной итоговой аттестации. Результаты экзаменов напрямую не влияют на зачисление в средние специальные образовательные учреждения или возможность продолжить учебу в 10-ом и 11-ом классе, но могут помочь улучшить итоговую оценку в аттестате или средний балл, учитывающийся при зачислении в колледж. Для успешной сдачи ОГЭ требуется планомерная и регулярная подготовка, подкрепленная высоким уровнем мотивации школьников и нацеленностью на результат. Для получения отличной оценки требуется изучить информацию о структуре экзамена, правилах проверки и выставления оценки и о том, как правильно писать сочинение ОГЭ.

 

Структура сочинения

Письменная работа для девятиклассников сформирована с учетом оценки:

  • Навыка использования правил русского языка в части грамматики, орфографии, стилистики и пунктуации;
  • Умения рассуждать и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценку достоверности приводимых доводов;
  • Умения формировать гипотезу и идти в ее разборе в логической последовательности;
  • Общей эрудированности;
  • Упора на личный опыт;
  • Знание литературных произведений российских и зарубежных авторов;
  • Навыка использования художественных средств выразительности соответствующей стилистике.

Сочинение пишется в формате рассказа-рассуждения на одну из предложенных в задании тем.

Для быстрого оформления плана работы, стоит использовать стандартную структуру текста с элементами рассуждения:

  1. Вступление;
  2. Основная часть с развитием главной мысли, доказательством или опровержением высказанной гипотезы;
  3. Заключение в формате подведения итогов всему вышесказанному и формировании авторских выводов.

В плане основная часть может разделяться на более мелкие части для легкого написания рассуждения по отдельным пунктам аргументации авторской позиции.

Как сформулировать вступление

Другое название вступительной части – тезис – центральная мысль всего дальнейшего рассуждения.

Варианты оформления первого предложения вступления:

  • Риторический вопрос или серия вопросительных предложений без конкретного ответа;
  • Именительное предложение с главным смыслом темы сочинения;
  • Лирического размышления на заданную тематику;
  • Известного высказывания, подходящего фразеологизма или пословицы, цитаты из литературного ил публицистического произведения с указанием авторства.

На данный пункт стоит обратить отдельное внимание, так как быстрое принятие решения о первых строчках работы помогает собраться, сконцентрироваться на дальнейшем развитии темы и избежать ступора и «боязни белого листа».

Заключительная часть вступительного абзаца должна указывать на дальнейшую аргументацию приведенной авторской позиции и раскрытие гипотезы с использованием примеров. Аргументы могут представлять:

  • Отсылку к литературным произведениям популярных авторов;
  • Рассказы о ситуациях из личной жизни;
  • Приведение известных событий из культурной и общественно-политической жизни в настоящем или историческом аспекте.

Как оформить примеры

Для полноценного развития темы рекомендуется подобрать не менее трех обоснованных, точных и достоверных аргументов.

Каждое новое доказательство оформляется выделением в отдельный абзац.

Варианты примеров и их оформления:

Цитирование предложения или высказывания

Особенности:

  • Указание авторства;
  • Установка кавычек или скобок в зависимости от контекста;
  • Соблюдение авторских знаков препинания;
  • Возможность цитаты в формате части предложения;
  • Вариант самоцитирования.

Проще всего использовать отсылку на текст самого задания. Этот лайфхак поможет избежать ошибок с указанием автора и расстановкой знаков препинания. Пример: «В тексте…говорится…».

Речевые клише

Данные художественные средства подходят под любую стилистику сочинения и помогают гармонично вписать аргумент в связанный рассказ.

Упор на жизненный опыт

Демонстрирует общую эрудированность школьника, умение анализировать и логически мыслить. Пример: «В современной жизни немало похожих ситуаций…».

Для максимальной оценки сочинение ОГЭ аргументация должна быть конкретной, достоверной, правильно подобранной и разнообразной.

Где найти пример из жизни:

  • Придумать подходящую по смыслу ситуацию, не перебарщивая с реалистичностью;
  • Рассказать свою историю;
  • Описать пример, случившийся с друзьями или близкими;
  • Привести опыт литературного героя, подтверждающийся современными реалиями;
  • Сделать упор на сюжет из фильма или сериала.

Что написать в заключении

Финальный абзац работы состоит из выводов, сделанных автором в ходе проведенного рассуждения.

Заключение начинается или заканчивается возвращением к началу для объединения всего текста в единое целое.

Параметры грамотных выводов:

  • Короткие;
  • Емкие по содержанию;
  • Связанные с предыдущими высказываниями, ключевой гипотезой и примерами;
  • Без противоречий смыслу;
  • Правильно оформлены стилистически.

Школьник может согласиться или наоборот опровергнуть позицию автора отрывка предложенного для анализа.

Для написания рассуждения подбираются тексты в различных тематиках:

  • Лингвистической;
  • Морально-этической;
  • Литературной.

Ученики сами выбирают тему сочинения. Рассуждать на тему морали с объяснением личной позиции всегда проще.

Конструкции аргументов

Речевые клише помогают написать работу грамотнее. Они не режут слух и относятся к универсальным средствам художественной выразительности.

Задачи речевых формул:

  • Помощь в связках предложений;
  • Лаконичная передача информации;
  • Сохранение последовательности и логичности высказываний.

Отличие штампов от клише:

  • Штампы относятся к банальным фразам без выраженной смысловой нагрузки;
  • Упрощают текст;
  • Символизируют шаблонность предложений и мыслей автора;
  • Не отображают широкий кругозор школьника;
  • Относятся к высокопарной речи не всегда уместной стилистически.

Пример штампов: «проходит красной нитью», «целиком и полностью».

Варианты стандартизированных речевых формул:

  • Таким образом;
  • Это доказывается;
  • Обратим внимание на фразу (предложение)…;
  • В результате мы пришли к выводу.

Клише используются в любой части сочинения и помогают создать переходные мостики между абзацами и отдельными мыслями.

План написания сочинения

Подготовка каркаса текста позволяет структурировать информацию, сформулировать авторское мнение, заранее продумать аргументацию и выстроить логичное повествование.

Обязательные пункты сочинения:

  1. Вступление с указанием главной мысли в формате гипотезы и тезиса.
  2. Абзац с первым примером, основанным на литературных произведениях;
  3. Аргументация с рассказом о ситуациях из жизненного опыта.
  4. Заключение с формированием лаконичных и контекстных выводов.

Придать написанному эмоциональную окраску и лучше передать собственный взгляд на предложенные события помогают средства художественной выразительности:

  • Эпитеты – прилагательные, характеризующие ситуацию, героя или личное отношение;
  • Метафоры – сравнения для аргументации и упрощения интерпретации сказанного;
  • Гиперболы – преувеличения, помогающие выразить глубину чувств;
  • Аллегории – демонстрация эрудированности и широкого кругозора;
  • Олицетворение – воплощение неживого понятия в образе живого существа;
  • Синонимы – помощь в избежание тавтологий.

Без отсылки к авторской позиции и высказывания своего мнения получить высокую оценку за текст не получится.

Для обеспечения грамотности и проверки логичности и связанности текста после написания работы рекомендуется провести самопроверку и саморедактирование. Критерии оценки текста-рассуждения:

  • Наличие обоснования;
  • Качество аргументов;
  • Смысловая цельность;
  • Логика повествования;
  • Композиционная стройность;
  • Правильная трактовка смысла;
  • Фактическая точность.

Уменьшить количество пунктуационных ошибок поможет использование коротких предложений с минимумов оборотов. Часть правильной орфографии можно поискать в тексте задания и литературном отрывке.

Максимальное количество баллов за задания 9.1 и 9.2 – 9 баллов, за 9.3 – 10. Суммарный объем –140 и более слов. Для ознакомления с тематикой вопросов рекомендуется использовать сборник из банка ФИПИ в открытом доступе.

Написать сочинение ОГЭ не простая задача, с которой довольно сложно справится без предварительной подготовки, оттачивания навыка самопроверки и саморедактирования, проработки тем и устранения пробелов в знании грамматики, пунктуации и орфографии русского языка. Метод освоения материала и тренировок школьники выбирают исходя из собственных способностей и личностных характеристик: умения собраться, самостоятельно распланировать учебный график, усидчивость, целеустремленности и мотивации.

Адреса поступления:

Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская

Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол

Время работы:

Пн-пт: 09.00-20.00Сб-Вс: 10.00-17.00

Александра Юрченко

Эксперт в теме «ГИА»

Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет информационных технологий

В «Синергии» отвечает за:

разработку учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов, и их оперативной корректировке.

Продолжаем цикл материалов, посвящённых подготовке к ОГЭ по русскому языку. Мы уже рассказали, как справиться с изложением и заданиями 2–3, 4–5 и 6–8 из тестовой части. В новом материале разберёмся, какое из заданий третьей части экзамена выбрать, как избежать типичных ошибок и написать сочинение на максимальный балл.

Сочинение-рассуждение — это самая ответственная и сложная часть экзамена по русскому языку. Она же и самая «дорогая» — стоит 9 баллов, а это на два больше, чем изложение и тестовая часть по отдельности. Именно поэтому сочинению нужно уделить самое пристальное внимание.

Виды сочинений

В третьей части экзамена приводится достаточно большой текст, к которому предлагают выполнить три задания. Без паники! Тебе нужно написать только одно.

На лингвистическую тему. Это задание пугает всех особенно сильно. Но на самом деле оно не такое страшное, и справиться с ним вполне реально. Суть его в том, что приводится высказывание известного учёного (обычно языковеда) или писателя, которое нужно подкрепить примерами из текста.

Вот пример. Приводятся слова А. А. Реформатского: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»»

Что нужно сделать? Используя предложения из текста, доказать, что местоимения действительно заменяют знаменательные слова.

Собака радостно виляла хвостом: она была счастлива пойти на прогулку.

«Она» в данном случае заменяет слово «собака». Местоимение не имеет своего собственного значения и приобретает его только в контексте.

План сочинения на лингвистическую тему.

  1. Вступление. «Автор (обязательно используй фамилию!) утверждает… (приведи цитату или объясни её своими словами)».
  2. Согласие. «Безусловно, учёный (писатель, лингвист) прав, говоря, что… (поясни смысл цитаты)».
  3. Два примера. «Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Так, в предложении… (номер предложения). Кроме того, в предложении…» 
  4. Заключение. «Таким образом… (перескажи блок «Согласие» другими словами)». 

Самые частые темы сочинений на лингвистическую тему: заместительная функция местоимений, средства выразительности, значение союзов, функции знаков препинания, богатство русского языка, функциональные стили.

Кому писать сочинение на лингвистическую тему? Ученикам, которые хорошо знают теорию русского языка (в частности части речи) и не боятся научных терминов. 

Пояснение высказывания. Во втором задании просят пояснить высказывание из текста. Нужно буквально объяснить, что значит конкретное предложение или, например, финал текста, опираясь на содержание предложенного фрагмента.

План сочинения, поясняющего высказывание.

  1. Вступление. «Смысл данной фразы я понимаю так… Приведём примеры из текста, подтверждающие эту мысль». 
  2. Первый пример. «Так, в предложении… (укажи номер предложения) автор утверждает… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это значит, что…» 
  3. Второй пример. «А в предложении… он пишет… Это говорит нам о том, что…» 
  4. Заключение. «Таким образом…»

Кому писать сочинение, поясняющее высказывание? Какой бы лёгкой ни выглядела эта задача, она несколько сложнее, чем кажется. Многие ребята не понимают смысл текста или интерпретируют его неправильно. Поэтому этот тип задания следует выбирать только тем, кто хорошо умеет анализировать текст.

Пояснение смысла понятия. В третьем задании просят пояснить конкретное слово (обычно абстрактное понятие из сферы морали или человеческих отношений) и привести примеры из текста. Например, как вы понимаете значения слов «честность», «предательство», «любовь», «скорбь», «героизм»?

План сочинения, поясняющего понятие.

  1. Вступление. «Слово («честность») следует понимать как…/Честность — это…» Также нужно дать комментарий к своему определению: «Честные люди способны…» 
  2. Пример из текста. «Яркий пример (честности) представлен в тексте… (обязательно укажи фамилию автора!). Так, в предложении… автор пишет… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это говорит о том, что…» 
  3. Пример из жизни/искусства. «Кроме того, примером (честности) может служить поступок героя произведения (книги, кинофильма)… Это можно считать (честным) поступком, поскольку…» 
    Тут очень хорошо вписываются контраргументы, примеры, которые демонстрируют прямо противоположную ситуацию. Пишешь о честности? Приведи пример античестности!
  4. Вывод. «Таким образом… (обобщение сказанного)».

Кому писать сочинение-пояснение понятия? Этот тип сочинения легче других — и лингвистического, и интерпретации смысла фразы. Потому что найти в тексте пример, подкрепляющий конкретное понятие, намного проще, чем правильно пояснить смысл фразы или утверждения о языке. Однако тут требуется привести пример из искусства или из жизни, но это не так сложно. Это задание хорошо удаётся большинству учеников.

Какой пример выбрать: из искусства или из жизни? Наиболее предпочтительными, конечно, являются иллюстрации из искусства — лучше всего классической литературы, которая входит в школьную программу. Проверяющие не очень любят примеры из жизни, потому что они обычно выглядят как смоделированные неубедительные ситуации. Но если ты не можешь вспомнить хороший пример из литературы, то не нужно выдумывать и фантазировать, говоря, например, что дружба Онегина и Ленского — это эталон истинной дружбы. В таком случае лучше привести непротиворечивый пример из жизни.

Типичные ошибки

  • Ошибки в определении. Многие ученики пишут: «Мужество — это когда…», «Местоимения — это как…» Так писать категорически нельзя. Определение строится по типу «существительное — существительное»: «Мужество — это такое качество…». 
  • Не названо имя автора. Нужно указывать фамилию и инициалы автора текста, который дается для анализа, а также автора высказывания для сочинения на лингвистическую тему и произведения, которое ты приводишь в пример. Если это требование не выполнено, часто снижают баллы.
  • Больше цитат, чем своего текста. Иногда школьники включают в сочинение очень много цитат, почти не сопровождая их своими рассуждениями. А временами просто переписывают исходный текст! Поэтому цитат должно быть максимум две, а лучше и вовсе пересказать текст своими словами.
  • Цитата без пояснения. Приводя цитату для подтверждения своих слов, необходимо прокомментировать её. Если просто написать: «Пример мужества мы видим в предложении №3», это не будет засчитано как аргумент. Нужно порассуждать, почему этот поступок можно считать мужественным.
  • Неподходящие примеры. Бывает и так, что в качестве аргумента выбирают неподходящий пример из текста. Если нужно продемонстрировать пример отваги, ученик может выбрать предложение, где ничего «отважного» не происходит. Представим, что у нас в тексте мальчик спасает котёнка из реки, а потом заболевает простудой. Примером отваги тут является его самоотверженное поведение по отношению к животному в беде, поэтому нужно выбрать конкретное предложение, где он, допустим, бросается в воду. Не нужно писать, что примером отваги является его болезнь.
  • Вывод «приклеен». Вывод должен резюмировать то, что сказано в сочинении, а не повторять вступление или мысль автора. И он обязательно должен следовать из того, что сказано в тексте, и напрямую быть связанным с темой. Это требование часто нарушается. Если пишешь текст о любви, то в заключении не должна фигурировать «дружба» или просто «человеческие взаимоотношения». Там должна опять быть «любовь».
  • Нет вступления и/или заключения. Вступление и заключение — это необходимые части текста. Их нельзя опустить.
  • Написано единым «полотном». Текст нужно делить на абзацы, лучше разбить его на четыре, как это показано в первом пункте. За отсутствие абзацного членения снимают баллы.
  • Написано слишком мало или слишком много. Минимальное количество слов в сочинении — 70. Можно ли писать больше? Можно — на свой страх и риск. Помни, что чем больше слов, тем больше количество возможных ошибок. Оптимальный объём — 90–120 слов, 200 — уже слишком много. Не забывай считать предлоги и союзы.

Чек-лист приёмов, которые пригодятся для написания сочинения

Расширяй словарный запас. Словарный запас — твой лучший помощник при написании сочинения, но его пополнение требует времени. Поэтому больше читай, этот косвенный метод отлично помогает при написании любых текстов.

Тренируйся. Чем больше сочинений ты напишешь при подготовке, тем лучше и увереннее справишься на экзамене. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.

Соблюдай структуру. У сочинения-рассуждения жёсткая структура: вступление — примеры и комментарии (обычно по два) — заключение. Её нельзя нарушать. Представь, что это бургер, где вступление и заключение — это булочки, а примеры — котлеты и салат. Чтобы не ошибиться, сначала составь план (можешь даже выучить его) — это скелет твоего сочинения. А затем наращивай мышцы и кожу — информацию из текста.

Проверяй. Отсутствие ошибок и грамотность — это очень важная составляющая оценки. Проверяющим самим обидно, когда за хорошо написанное сочинение приходится снижать баллы из-за ошибок! Так что перечитай сочинение три раза, перед тем как сдавать. Когда читаешь один текст много раз, глаз замыливается, из-за чего какая-то глупая ошибка или маленькая запятая ускользают. Для этого есть лайфхак: читай задом наперёд, с последнего слова до первого. Так ты будешь читать как бы незнакомый, новый, текст и сможешь разглядеть неочевидные орфографические ошибки. Для пунктуации поможет другой метод: мысленно или на черновике расставляй скобки, обозначающие границы простых предложений в составе сложных, они помогут не потеряться знакам препинания. 

Особое внимание обрати на обособление причастных и деепричастных оборотов и вводных слов. Повторить тему «Причастные обороты» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:

Также есть отличный тест по деепричастиям.

Отработать трудные случаи пунктуации с вводными словами можно здесь:

Так как ты будешь ссылаться на текст, не забывай о правилах передачи прямой и косвенной речи. Повторить тему «Прямая речь» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:

Соблюдай единство стиля. Сочинение должно быть написано в едином нейтральном стиле. Никаких разговорных слов и просторечий тут быть не должно. Чтобы улучшить свои стилистические навыки, можешь заглянуть в раздел «Речевые жанры». Отработать этот аспект текста помогут задания «Стили речи».
 

Следуй эталонам. При подготовке выбери несколько «идеальных» сочинений. Это могут быть твои собственные работы, проверенные учителем или репетитором, либо образцовые тексты из Интернета. Ориентируясь на них, ты станешь писать сочинения гораздо быстрее.

Собирай материал. Для заданий первого (лингвистическая тема) и третьего (пояснение понятия) типа можно собрать материал заранее и потом использовать его на экзамене, так как они достаточно предсказуемые. Заведи отдельную папку или тетрадку и записывай туда материалы, связанные с темой. Например, выпиши из художественной литературы несколько примеров, ярко иллюстрирующих самые частые понятия, попадающиеся для анализа: вина — Раскольников из «Преступления и наказания», любовь — Наташа Ростова из «Войны и мира», преданность — Савельич из «Капитанской дочки».

Итак, чтобы получить максимальный балл за сочинение, соблюдай жёсткую структуру и учись анализировать текст. Желательно заранее определить, какой из типов задания ты будешь выполнять и при подготовке сосредоточиться именно на нём. Тогда к экзамену ты так хорошо набьёшь руку на сочинениях этого типа, что будешь выдавать по тексту за десять минут — без преувеличения!

Повторить темы

Анна Шустова

  • Как нужно относиться к своей родине итоговое сочинение на тему
  • Как нужно относиться к прошлому своей страны итоговое сочинение
  • Как нужно относиться к ошибкам на жизненном пути сочинение
  • Как нужно относиться к окружающим людям сочинение
  • Как нужно относиться к маме сочинение