В музыкальных произведениях для гитаристов можно встретить рекомендации по аппликатуре пальцев рук. Т.е. каким пальцем правой руки извлекать ноту, каким пальцем левой руки прижать струну. В данной статье мы расскажем об этих обозначениях с рассчётом, что вы зажимаете струны пальцами левой руки, а дёргаете струны пальцами правой руки. Если не так — делайте поправки.
Аппликатура правой руки
Эти обозначения встречаются в гитарных партиях, где гитарист правой рукой играет перебор. Не медиатором играет, не «боем», а именно перебирает струны пальцами правой руки.
Существует как минимум две системы обозначений, рассмотрим обе. Идея обеих систем: под нотой указывается буква, которая соответствует определённому пальцу правой руки. Им и надо извлечь звук.
Система № 1. Пальцы правой руки обозначаются следующим образом:
- T — большой
- I — указательный
- M — средний
- A — безымянный
- O — мизинец
Система № 2. В этой системе обозначение следующее:
- P — большой
- I — указательный
- M — средний
- A — безымнный
- не имеет обозначения, т.к. считают, что мизинец правой руки не играет.
Наличие двух систем нисколько не сбивает с толку при чтении нот, поскольку мизинец действительно играет крайне редко, обозначения большого пальца запомнить несложно, а остальные три пальца обозначаются одинаково.
Пример нот с расписанной аппликатурой для правой руки. В первом такте мы расписали по системе № 1, во втором — по системе № 2.
Апликатура левой руки
Пальцы левой руки имеют цифровые обозначения:
- 1 — указательный
- 2 — средний
- 3 — безымянный
- 4 — мизинец
Обозначений для большого пальца левой руки нет, т.к. он не зажимает струны. Если уж совсем никуда не деться и без большого пальца не обойтись (так не бывает), то можно обозначить его буквами Р или Т (как и большой палец правой руки).
Цифра, соответствующая пальцу, пишется рядом с нотой, пример:
В настоящее время распространено и такое обозначение:
Стоит упомянуть, что правильное обозначение пальцев левой руки — это цифра рядом с нотой. Цифра в круге под нотой (или над нотой) обозначает струну, на которой находится нота. Но, поскольку существует программное обеспечение для гитаристов, которое использует обозначение струн, как обозначение пальцев левой руки, мы указываем оба варианта.
Итоги
Вы изучили обозначения пальцев правой и левой рук, применяемых в нотной записи для гитаристов.
Вопросы по аттестации баян и аккордеон.
1.
Как обозначается вспомогательный ряд
в левой клавиатуре баяна и аккордеона?
а)
Буквой «А».
б)
Буквой «В».
в)
Буквой «Б».
2.
На каком уровне следует размещать ноты
перед учеником?
а)
На уровне глаз.
б)
На уровне рук
в)
Не имеет значение.
3.
Как называется
регистр?
а)
Гобой.
б)
Орган.
в)
Концертино
4.Неригистровый
баян являются транспонирующими
инструментом?
а)
Да.
б)
Нет.
в)
Да, если баян готово-выборный.
5.
В каком качестве может быть использован
баян и аккордеон?
а)
В качестве ансамблевого инструмента.
б)
В качестве сольного инструмента.
в)
В качестве ансамблевого и сольного
инструмента.
6.
Как обозначается и пишется аппликатура
правой руки для баяна и аккордеона?
а)
Римскими цифрами I,
II,
III,
IV,
V.
б)
Буквами а, м, р, б.
в)
Арабскими цифрами 1, 2, 3, 4, 5.
7.
Как называется широко применяемый
баянистами и аккордеонистами способ
исполнения аккордов, при котором звуки
извлекаются не одновременно, а один за
другим?
а)
Тамбурин.
б)
Глиссандо.
в)
Арпеджио.
г)
Тремоло.
8.
Какой регистр является транспонирующим
на октаву вверх?
а)
Кларнет.
б)
Пикколо.
в)
Фагот.
9.
Звуковысотное соотношение в правой
клавиатуре баяна и аккордеона?
а)
Хроматический звукоряд.
б)
Звуки расположены по кварто-квинтовому
кругу.
в)
Терцовый звукоряд.
10.
Какой регистр является транспонирующим
на октаву вниз?
а)
Кларнет.
б)
Пикколо.
в)
Фагот.
11.
Звуковысотное соотношение в левой
клавиатуре баяна и аккордеона (готовые
басы)?
а)
Хроматический звукоряд.
б)
Звуки расположены по кварто-квинтовому
кругу.
в)
Терцовый звукоряд.
12.
Как называется регистр
а)
Тутти.
б)
Фагот.
в) Пикколо
13.
Какие компоненты включает в себя
постановка исполнительского аппарата
баяниста и аккордеониста?
а)
Положение рук.
б)
Посадка.
в)
Постановка инструмента.
г)
Посадка, положение рук, постановка
инструмента.
14.
Чему соответствует в реальном звучании
увеличение уровня давления воздушной
струны на голосовые язычки?
а)
Diminuendo.
б)
Crescendo.
в)
Forte.
15.
Чему соответствует в реальном звучании
уменьшение уровня давления воздушной
струи на голосовые язычки?
а)
Diminuendo.
б)
Crescendo.
в)
Piano.
16.
Как считаются ряды в левой клавиатуре
баяна и аккордеона?
а)
Сверху клавиатуры.
б)
От меха к краю клавиатуры.
в)
Снизу клавиатуры.
17.
Что такое «Рикошет»?
а)
Штрих.
б)
Способ игры.
в)
Динамика.
18.
Можно ли исполнить pizzicato
на баяне или
аккордеоне?
а)
Можно на готовом инструменте.
б)
Нельзя.
в)
Можно на готово выборном инструменте
19.
Как в нотах обозначается мажор?
а)
М
б)
Б
в)
7
20.
Как в нотах обозначается доминант
септаккорд?
а)
М
б)
Ум
в)
21.
Как в нотах обозначается уменьшенный
септаккорд?
а)
Б
б)
Ум 7
в)
М
22.Как
в нотах обозначается минор?
а)
Б
б)
М
в)
7
23.
Что означает понятие «Туше»?
а)
Способ прикосновения пальцев
к
клавишам
б)
Чёткое исполнение мелодии.
в)
Синхронное движение пальцев правой и
левой руки.
24.
Влияет ли посадка баяниста за инструментом
на качество исполнения?
а)
Влияет.
б)
Не влияет.
в)
Всё зависит от сложности исполняемых
произведений.
25.
Для чего служит ремень, расположенный
на левой клавиатуре баяна и аккордеона?
а)
Для переноса инструмента.
б)
Для упора левой руки при разжиме меха.
в)
Для переключения регистров.
26.
Что такое аппликатура?
а)
Распределение пальцев на клавишах.
б)
Вид штриха.
в)
Динамика.
27.
Какой конструктивный материал развивает
технику исполнения на баяне и аккордеоне?
а)
Этюды
б)
Гаммы.
в)
Упражнения.
г)
Всё перечисленное.
28.
Можно ли исполнить двойные ноты (терции,
сексты) на баяне и аккордеоне без
использования большого пальца?
а)
Можно на всех инструментах.
б)
Нельзя.
в)
Можно только на выборных инструментах.
29.Когда
отмечается Всероссийский день баяна,
аккордеона и гармоники?
а)
Первое воскресенье Ноября.
б)
Третье воскресенье Марта.
в)
Второе воскресенье Сентября.
30.
Как называется шестой ряд в левой
клавиатуре баяна и аккордеона?
а)
Увеличенный.
б)
Малый.
в)
Уменьшённый.
31.
Как обозначается четвёртый ряд в левой
клавиатуре баяна и аккордеона?
а)
Б.
б)
М.
в)
В.
32.
С каким из перечисленных инструментов
можно использовать в ансамбле баян,
аккордеон?
а)
Скрипка.
б)
Домра.
в)
Фортепиано.
г)
Со всеми перечисленными.
33.
Каким способом извлекается звук на
баяне, аккордеоне?
а)
Нажатием клавиши.
б)
Ведением меха.
в)
Нажатием клавиши и ведением меха
одновременно.
34.
Каким способом достигается исполнение
тремоло мехом?
а)
Резким движением меха.
б)
Частым чередованием смены меха (сжим,
разжим).
в)
Плавным ведением меха.
35.
Какой рукой осуществляется натяжение
меха при игре на баяне и аккордеоне?
а)
Левой рукой.
б)
Правой рукой.
в)
Левой и правой руками.
36.К
какому виду инструментов относится
баян и аккордеон?
а)
Духовой.
б)
Клавишно-духовой.
в)
Особый вид.
37.
В каком ключе на готовом баяне и аккордеоне
записываются ноты для левой клавиатуры?
а)
В альтовом.
б)
В басовом.
в)
В скрипичном.
38.
Какие гармоники входили в состав
«Великорусского оркестра» под управлением
В. Андреева?
а)
Елецкие.
б)
Саратовские.
в)
Гармоники не входили в состав оркестра.
39.
Одним и з дидактических принципов
обучения на баяне и аккордеоне является:
а)
Доступность.
б) Упрямство.
в)
Уверенность.
40.
Формы проведения урока на баяне и
аккордеоне не зависят от :
а)
Возрастных особенностей ученика.
б)
Этапа освоения учебной программы.
в)
Расписания занятий по специальности.
41.
На что указывает отсутствие ноты в
скобках под аккордом?
а)
Вспомогательный ряд.
б)
Септаккорд.
в)
Берётся от того же баса.
42.
Правильное положение рук при игре на
инструменте следует закреплять:
а)
Постоянно в процессе игры.
б)
После проверки домашнего задания.
в)
При изучении гамм и упражнений.
43.
В каких ключах на баяне и аккордеоне
записываются ноты для исполнения на
правой клавиатуре?
а)
В басовом.
б)
В скрипичном.
в)
В басовом и в скрипичном.
44.
Какой из названных темпов самый медленный?
а)
Moderato
б)
Allegro
в)
Presto
45.
Какой из названных темпов самый быстрый?
а)
Moderato
б)
Allegro
в)
Presto
46.
А. Скляров получил мировую известность
как:
а)
Композитор.
б)
Певец.
в)
Баянист.
47.Из
каких частей состоит баян, аккордеон?
а)
Правая, левая клавиатура и ремень.
б)
Правая, левая клавиатура и мех.
в)
Правая, левая клавиатура и гриф.
48)
Как называется регистр?
а)
Пикколо.
б)
Кларнет.
в)
Концертино.
49)
Как называется регистр?
а)
Орган.
б)
Баян (Концертино).
в)
Тутти.
50)
Откуда начинается нумерация рядов в
правой клавиатуре на трёхрядном баяне?
а)
От верха клавиатуры.
б)
От корпуса баяна.
в)
От низа клавиатуры.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Новички, которые еще ничего не знают ни про чтение с листа, ни про аппликатуру, ни в целом про то, как начинать учиться игре на фортепиано, должны заниматься по учебникам начального уровня, где можно найти информацию именно для новичков, включая основы аппликатуры (например, Бейер уже не объясняет, что большой палец — это палец №1, а мизинец — №5!) Вот здесь можно найти аппликатуру для гамм и арпеджио: (29) Гаммы: номенклатура и аппликатура; все это нужно учить, пока не дойдет до автоматизма. Например, большой палец крайне редко играет черные клавиши, потому что тогда остальные пальцы оказываются слишком близко к крышке фортепиано.
Чтение с листа — всегда проблема для начинающих. Учителям лучше не помогать новичкам и не подсказывать клавиши; дайте ученику помучиться и найти их самому — все должны пройти через эту стадию. Начинать нужно с самого легкого и переходить к более сложному, только после того, как ученик усвоил материал. Всегда подбирайте совершенно новый материал для чтения с листа, чтобы студент действительно читал, а не играл на память. Говорите родителям, чтобы они не помогали детям, когда те учатся играть дома.
Тактовый размер указывается в начале произведения и выглядит как дробь с числителем и знаменателем. Числитель обозначает количество долей в единицу измерения (такт), а знаменатель — их длительность. Например, размер ¾ означает, что на единицу измерения приходится три доли, и каждая из которых равна по длительности четвертной ноте. Знание размера особенно критично при аккомпанировании или когда игре в ансамбле, потому что вступление аккомпанемента определяется начальной долей — этот момент обозначает дирижер. Эта доля прописана в нотах, и очень часто это вовсе не первая доля такта! Скрипичные ключи означают ключ, в котором написана музыка, где расположены диезы и бемоли, и ставятся перед размером.
Не стоит брать дополнительные уроки по чтению с листа просто для того, чтобы выучить все музыкальные условные обозначения — через несколько месяцев, когда они вам снова понадобятся, вы уже успеете их забыть. Выучите те музыкальные обозначения, которые попадаются вам в произведениях, которые вы разучиваете, или те, что нужны для практики гамм и арпеджио. Учителя должны уметь находить баланс между способностями ученика к чтению с листа и разучиванию на память, о чем подробно рассказано в параграфе (14) «Запоминание: закрой глаза и играй».
Самое важное правило аппликатуры — всегда использовать одни и те же пальцы при разучивании одних и тех же фрагментов. Если вы решаете поменять расстановку пальцев после того, как частично выучили фрагмент, будьте готовы, что это потребует огромной работы. Расставаться с выученными привычками и учить новые — большой труд. Во время исполнения старые привычки могут совершенно неожиданно «вылезти» и испортить игру.
Стандартная аппликатура не всегда прописана в нотах; кроме того, она не всегда подойдет, в зависимости от того, что играется до и после — иногда может потребоваться нестандартная расстановка пальцев, которую, как правило, и пишут в нотах. Несмотря на то, что поначалу предложенная аппликатура может показаться жутко неудобной, впоследствии, когда начнете играть двумя руками и в заданном темпе, вы обнаружите, что в данном случае это самая удобная расстановка пальцев.
Посмотрите издания «К Элизе» с нестандартной аппликатурой. Аппликатура для правой руки в 52-ом такте (31-й в сокращенной версии) может выглядеть как 2321231 (поворот на 3212), но можно играть и 3432131.
МБОУ ДО «Рыльская ДШИ»
Тесты
для учащихся ДШИ
Класс баяна
Разработала : Глазыкина И.Е.
Рыльск 2019 г.
Баян
Баян относится к семейству гармоник ( от
греческого слова армоникас—гармонический). Его
предками являются губная и ручные однорядные и
двухрядные гармоники. Постепенно им на смену
пришла совершенная гармоника – баян. Теперь –это
один из самых любимых и наиболее
распространённых музыкальных инструментов.
Название этому музыкальному инструменту
дано русским гармонистом Я. Орланским –
Титаренко по имени легендарного древнерусского
певца Бояна .
П. Говорушко.
Целью данных тестов является выявить уровень
знаний у учащихся в игровой форме , заинтересовать
их к инструменту и нотной грамоте.
Тест
1.Как обозначается вспомогательный ряд на левой
клавиатуре баяна?
А) Буквой «А»
Б) Буквой «В»
В) Буквой « Б»
2. На каком уровне следует размещать ноты перед учеником?
А) На уровне глаз
Б) На уровне рук
В) Не имеет значения
3. В каком качестве может быть использован баян ?
А) Ансамблевого инструмента
Б) Сольного инструмента
В) Ансамблевого и сольного
4. Как обозначается и пишется аппликатура правой руки
баяна?
А) Римскими цифрами : I, II , III
Б) Буквами : а,б,в.
В) Арабскими цифрами : 1,2,3,4,5.
5.Как называется способ исполнения аккордов , при котором
звуки извлекаются не одновременно , а один за другим ?
А) Глиссандо
Б)Арпеджио
В) Тремоло
6. Звуковысотное соотношение в правой клавиатуре баяна ?
А)Хроматический звукоряд
Б) Терцовый звукоряд
В)Звуки расположены по кварто—квинтовому кругу
7.Звуковысотное соотношение в левой клавиатуре баяна ?
А) Хроматический звукоряд
Б) Звуки расположены по кварто—квинтовому кругу
В) Терцовый звукоряд
8. Какие компоненты включает в себя постановка
исполнительского аппарата баяниста ?
А) Положение рук
Б)Посадка
В) Посадка, положение рук , постановка иснтрумента
9.Чему соответствует в реальном звучании увеличение уровня
давления воздушной струны на голосовые язычки ?
А) Diminuendo
Б) Crescendo
В0) Forte
10. Чему соответствует в реальном звучании уменьшение
уровня давления воздушной струны на голосовые язычки ?
А) Diminuendo
Б) Crescendo
В) Piano
11. Старинный сказатель песен?
А) Боян
Б)Мендельсон
В) Садко
12. К какому виду инструментов относится баян ?
А)Народный
Б)Духовой
В) Ударный
13.Правильная посадка при игре на баяне ?
А)Развалившись
Б)Наклон вперед, опора на ноги
В) Наклон назад
14.При игре на баяне , на правой клавиатуре . используются :
А) Два пальца
Б) Пять пальцев
В) Три пальца
15. Что такое аппликатура ?
А)Правильное положение кисти рук
Б) Точное видение меха
В) Распределение пальцев на клавишах
16. Что такое темп?
А) Сила звука
Б)Скорость исполнения произведений
В) Высота звука
17. Где записываются темповые обозначения ?
А) Где понравится
Б) Вначале произведения
В) В конце произведения
18. Сколько рядов в правой клавиатуре баяна ?
А) Один
Б) Три
В)Пять
19.Сколько рядов в левой клавиатуре ?
А)2 ряда
Б)8 рядов
В) 5 рядов
20)Назови первых два ряда в левой клавиатуре !
А) Мажорный , минорный
Б) Вспомогательный , основной
В) Доминантсептаккорд
21) Четвёртый ряд баяна левой руки называется :
А) Доминантсептаккордный
Б) Минорный
В) Вспомогательный
22) В каком ключе записываются ноты для правой руки ?
А) Скрипичном
Б) Теноровом
В) Басовом
23)В каком ключе записываются ноты для левой руки ?
А) Альтовом
Б) Басовом
В) Скрипичном
Ответы :
1-Б 11—А
2-А 12—А
3-В 13—Б
4-В 14—Б
5-В 15—В
6-А 16—Б
7-Б 17—Б
8-Г 18—Б
9-Б 19—В
10—А 20—Б
21—Б
22—А
23—Б
Список используемых источников :
1. И.В.Способин—«Теория музыки» 1989 г.
2. П.Говорушко— «Школа игре на баяне» 1978 г.
3. В.Вахромеев—«Элементарная теория музыки»
1975 г.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ
БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИСКУССТВ ТАМАЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Тесты
для
учащихся ДШИ
(Класс
баяна,аккордеона)
Автор-составитель:
Карташова Елена Анатольевна,
преподаватель ДШИ первой
квалификационной категории
201
Баян
Баян
относится к семейству гармоник ( от греческого слова армоникас-гармонический).
Его предками являются губная и ручные однорядные и двухрядные гармоники.
Постепенно им на смену пришла совершенная гармоника – баян. Теперь –это один из
самых любимых и наиболее распространённых музыкальных инструментов.
Название
этому музыкальному инструменту дано русским гармонистом Я. Орланским –
Титаренко по имени легендарного древнерусского певца Бояна .
П.
Говорушко.
Целью
данных тестов является выявить уровень знаний у учащихся в игровой форме ,
заинтересовать их к инструменту и нотной грамоте.
Тест
1.Как обозначается
вспомогательный ряд на левой клавиатуре баяна?
А) Буквой «А»
Б) Буквой «В»
В) Буквой « Б»
2.
На каком уровне следует размещать ноты перед учеником?
А)
На уровне глаз
Б)
На уровне рук
В)
Не имеет значения
3.
В каком качестве может быть использован баян ?
А)
Ансамблевого инструмента
Б)
Сольного инструмента
В) Ансамблевого и сольного
4. Как обозначается и пишется аппликатура
правой руки баяна?
А) Римскими цифрами : I,
II,
III
Б) Буквами : а,б,в.
В) Арабскими цифрами : 1,2,3,4,5.
5.Как называется способ исполнения
аккордов , при котором звуки извлекаются не одновременно , а один за другим ?
А) Глиссандо
Б)Арпеджио
В) Тремоло
6. Звуковысотное соотношение в правой
клавиатуре баяна ?
А)Хроматический звукоряд
Б) Терцовый звукоряд
В)Звуки расположены по кварто-квинтовому
кругу
7.Звуковысотное соотношение в левой
клавиатуре баяна ?
А) Хроматический звукоряд
Б) Звуки расположены по кварто-квинтовому
кругу
В) Терцовый звукоряд
8. Какие компоненты включает в себя
постановка исполнительского аппарата баяниста ?
А) Положение рук
Б)Посадка
В) Посадка, положение рук , постановка
иснтрумента
9.Чему соответствует в реальном
звучании увеличение уровня давления воздушной струны на голосовые язычки ?
А) Diminuendo
Б) Crescendo
В0) Forte
10. Чему соответствует в реальном
звучании уменьшение уровня давления воздушной струны на голосовые язычки ?
А) Diminuendo
Б) Crescendo
В) Piano
11.
Старинный сказатель песен?
А) Боян
Б)Мендельсон
В) Садко
12. К какому виду инструментов
относится баян ?
А)Народный
Б)Духовой
В) Ударный
13.Правильная посадка при игре на
баяне ?
А)Развалившись
Б)Наклон вперед, опора на ноги
В) Наклон назад
14.При игре на баяне , на правой
клавиатуре . используются :
А) Два пальца
Б) Пять пальцев
В) Три пальца
15. Что такое аппликатура ?
А)Правильное положение кисти рук
Б) Точное видение меха
В) Распределение пальцев на клавишах
16. Что такое темп?
А) Сила звука
Б)Скорость исполнения произведений
В) Высота звука
17. Где записываются темповые
обозначения ?
А) Где понравится
Б) Вначале произведения
В) В конце произведения
18. Сколько рядов в правой клавиатуре
баяна ?
А) Один
Б) Три
В)Пять
19.Сколько рядов в левой клавиатуре ?
А)2 ряда
Б)8 рядов
В) 5 рядов
20)Назови первых два ряда в левой
клавиатуре !
А) Мажорный , минорный
Б) Вспомогательный , основной
В) Доминантсептаккорд
21) Четвёртый ряд баяна левой руки
называется :
А) Доминантсептаккордный
Б) Минорный
В) Вспомогательный
22) В каком ключе записываются ноты
для правой руки ?
А) Скрипичном
Б) Теноровом
В) Басовом
23)В каком ключе записываются ноты
для левой руки ?
А) Альтовом
Б) Басовом
В) Скрипичном
Ответы :
1-Б
11-А
2-А
12-А
3-В
13-Б
4-В
14-Б
5-В
15-В
6-А
16-Б
7-Б 17-Б
8-Г 18-Б
9-Б
19-В
10-А 20-Б
21-Б
22-А
23-Б
Список используемых
источников :
1. И.В.Способин-«Теория
музыки» 1989 г.
2.П.Говорушко- «Школа игре на баяне» 1978
г.
3. В.Вахромеев-«Элементарная теория
музыки» 1975 г.
Аппликатура (нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю) — способ переборки пальцев на музыкальном инструменте; расстановка, постановка пальцев. Также обозначение этой расстановки в нотах с помощью цифр или иным способом.
Аппликатура часто писалась автором и указывалась в авторских текстах. Шопен, например, был пианистом, поэтому в своих фортепианных произведениях (а, как известно, он писал в основном только для фортепиано) он всегда указывал свою аппликатуру, которая часто была настолько удобной, что последующим редакторам не было необходимости предлагать свой вариант.
Содержание
- 1 Факторы, определяющие удобство
- 2 Стандартная аппликатура
- 3 Аппликатурные соответствия
- 3.1 Клавишные инструменты
- 3.2 Струнные смычковые инструменты
- 4 Ссылки
Факторы, определяющие удобство
1. Очевидно, что аппликатура всецело зависит от произведения, в котором она указана. Она зачастую определяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые для выразительности произведения. Одна и та же музыкальная фраза может играться различными пальцами, если она является частью разных произведений.
2. Лучше, если аппликатура указывается успешным исполнителем данного музыкального произведения, нежели автором, и именно для конкретного инструмента, так как только в этом случае можно гарантировать, что она будет удобна. Например, аппликатура одного и того же произведения может быть разной — на фортепиано, на аккордеоне и даже синтезаторе. Это зависит прежде всего от положения клавиатуры (горизонтальная, вертикальная, неподвижная или нет) и от размера клавиш.
3. Нельзя отрицать и индивидуальные особенности исполнителей. В то время как музыканту с длинными пальцами (каким, например, был Бетховен) удобно сыграть далёкие звуки соседними пальцами, другому это сделать оказывается невозможным. Поэтому идеально, когда исполнитель создаёт аппликатуру «под себя».
Стандартная аппликатура
В некоторых случаях ту или иную аппликатуру, используемую большинством исполнителей конкретного произведения, либо одного из его частей или отрывков, называют стандартной. В редких случаях (особенно в оркестровой музыке) встречаются фрагменты, где ввиду особенности нотного письма или сложности музыкального материала, принято использовать фиксированную аппликатуру, позволяющую добиться нужной совместности и слаженности исполнения. Ярчайший пример — соло альтовой группы в Симфонии №5 Дмитрия Шостаковича.
Аппликатурные соответствия
Человек, умеющий играть на фортепиано, может неправильно трактовать для себя аппликатуру в скрипичных нотах, так как нумерация пальцев на клавишных инструментах начинается с большого пальца (задействует все 5 пальцев руки), а на струнных — с указательного (задействует только 4 пальца левой руки)!
Клавишные инструменты
Фортепиано, клавесин, челеста, баян, орган, синтезатор и т.п.
- большой палец — «1»
- указательный палец — «2»
- средний палец — «3»
- безымянный палец — «4»
- мизинец — «5»
Струнные смычковые инструменты
Скрипка, альт и некоторые их родственники
- большой палец левой руки — не участвует в процессе нажатия на струну
- указательный палец — «1»
- средний палец — «2»
- безымянный палец — «3»
- мизинец — «4»
Виолончель, контрабас, их родственники и некоторые др.
- большой палец левой руки («ставка») — значок, похожий на «0» или «Φ», в зависимости от трактовки издательства
- указательный палец — «1»
- средний палец — «2»
- безымянный палец — «3»
- мизинец — «4»
Ссылки
- Аппликатура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Аппликатура — статья из Большой советской энциклопедии
Современная музыкальная нотация | |
---|---|
Нотный стан |
Акколада • Ключ • Размер такта • Ключевые знаки • Такт (реприза, вольта) |
Нотные знаки |
Ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) • Случайные знаки альтерации (диезы, дубль-диезы, бемоли, дубль-бемоли, бекары) • Добавочные линейки • Длительность (ноты, ноты с точками, паузы) • Аббревиатура |
Штрихи |
Артикуляция • Аппликатура • Динамика (Крещендо, Диминуэндо) • Октавный пунктир • Мелизмы • Темпы • Интервалы • Ориентиры |
Лиги |
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные |
Музыка • Теория музыки • Музыкальная нотация |
In music, fingering, or on stringed instruments sometimes also called stopping, is the choice of which fingers and hand positions to use when playing certain musical instruments. Fingering typically changes throughout a piece; the challenge of choosing good fingering for a piece is to make the hand movements as comfortable as possible without changing hand position too often. A fingering can be the result of the working process of the composer, who puts it into the manuscript, an editor, who adds it into the printed score, or the performer, who puts his or her own fingering in the score or in performance.
Fingering…also stopping…(1) A system of symbols (usually Arabic numbers) for the fingers of the hand (or some subset of them) used to associate specific notes with specific fingers….(2)Control of finger movements and position to achieve physiological efficiency, acoustical accuracy [frequency and amplitude] (or effect) and musical articulation.[1]
A substitute fingering is an alternative to the indicated fingering, not to be confused with finger substitution. Depending on the instrument, not all the fingers may be used. For example, saxophonists do not use the right thumb and string instruments (usually) only use the fingers.
Instruments[edit]
Brass instruments[edit]
Fingering applies to the rotary and piston valves employed on many brass instruments.
The trombone, a fully chromatic brass instrument without valves, employs equivalent numbered notation for slide positions rather than fingering.
Keyboard instruments[edit]
In notation for keyboard instruments, numbers are used to relate to the fingers themselves, not the hand position on the keyboard. In modern scores, the fingers are numbered from 1 to 5 on each hand: the thumb is 1, the index finger is 2, the middle finger is 3, the ring finger is 4 and the little finger is 5. Earlier usage varied by region. In Britain in the 19th century, the thumb was shown by a cross (+) and the fingers were numbered from 1 to 4. This was known as «English fingering» while the other way (from 1 to 5) was known as «Continental fingering.» However, from the beginning of the 20th century the British adopted the Continental (1 to 5) fingering, which remains in use everywhere.[2]
Piano[edit]
After Cristofori invented the pianoforte from the harpsichord in 1700, and after it became popular in the decades after 1740, eventually replacing the harpsichord, the piano technique developed tremendously (it was parallel with the piano builders´ progress and piano pedagogy, and as part of it piano fingering changed).
There are only a few publications about piano fingering.
It is mentioned by Carl Philipp Emanuel Bach (son of Johann Sebastian Bach) in his book Versuch über die wahre Art, das Clavier zu spielen (Essay on the True Art of Playing Keyboard Instruments, ISBN 0-393-09716-1) where he dedicated several paragraphs to this topic (see the German original: «Von der Fingersetzung» Archived 2008-12-06 at the Wayback Machine).
The British pianist Tobias Matthay wrote a small book Principles of Fingering (ISBN 0900180420).
In 1971 Julien Musafia published his book «The Art of Fingering in Piano Playing» (M.C.A., New York, N.Y., 90 pages).[3] The book includes musical examples mostly from the Beethoven’s Violin and Piano Sonatas and from the Preludes and Fugues of Shostakovich.
In 2012 Rami Bar-Niv published his book «The Art of Piano Fingering — Traditional, Advanced, and Innovative» (AndreA 1060, Tel Aviv, Israel, 212 pages).[4] The book teaches the craft of piano fingering using music examples, photos and diagrams, exercises, and injury-free techniques.
String instruments[edit]
Cello first position fingerings
Fingered music for guitar: the numbers 1 to 4 indicate the stopping fingers, 0 an open note, circled numbers strings, and dashed numbers slipping
On string instruments fingers are numbered from 1 to 4, beginning with the index finger, the thumb not being counted because it does not normally play on a string, and 0 indicating an open string. In those cases on string instruments where the thumb is used (such as high notes on a cello in thumb position), it is represented by a symbol the shape of an O with a vertical stem below(somewhat similar to Ǫ or ϙ, for instance).[5] Guitar music indicates thumb, occasionally used to finger bass notes on the low E string, with a ‘T’. Position may be indicated through ordinal numbers (e.g., 3rd) or Roman numerals. A string may also be indicated through Roman numerals, often I-IV, or by its open-string note. A change in positions is referred to as a shift. Guitar music indicates position with Roman numerals and string designations with circled numbers.
The classical guitar also has a fingering notation system for the plucking hand, known as pima (or less commonly pimac), abbreviations of Spanish; where p=pulgar (thumb), i=índice (index finger), m=medio (middle finger), a=anular (ring finger) and, very rarely, c=chico (little finger).[6] It is usually only notated in scores where a passage is particularly difficult, or requires specific fingering for the plucking hand. Otherwise, plucking-hand fingering is generally left to the discretion of the guitarist.
Woodwind instruments[edit]
Fingering of woodwind instruments is not always simple or intuitive, depending on how the acoustic impedance of the bore is affected by the distribution and size of apertures along its length, leading to the formation of standing waves at the desired pitch. Several alternate fingerings may exist for any given pitch.
Simple flutes (including recorders) as well as bagpipe chanters have open holes which are closed by the pads of the player’s fingertips. Some such instruments use simple keywork to extend the player’s reach for one or two notes. The keywork on instruments such as modern flutes, clarinets, or oboes is elaborate and variable. Modern flutes typically use the Boehm system of keywork, while clarinets typically use a similarly named system invented by Hyacinthe Klosé. Another system of clarinet keywork, the Öhler system, is used mostly in Germany and Austria.
Cross-fingering[edit]
«Cross-fingering» redirects here. For the fiddling technique, see Bariolage.
Cross-fingering is any fingering, «requiring a closed hole or holes below an open one.»[7] «Opening successive tone holes in woodwind instruments shortens the standing wave in the bore. However, the standing wave propagates past the first open hole, so its frequency can be affected by closing other tone holes further downstream. This is called cross fingering, and in some instruments is used to produce the ‘sharps and flats’ missing from their natural scales.»[8] In the Baroque period cross-fingering improved, allowing music in an increasing variety of keys, but in the Classical and Romantic periods flute design changes such as larger tone holes made cross-fingering less practical while keywork increasingly provided an easy alternative to playing chromatic notes without cross-fingerings.[9] The Boehm system was developed in part to replace cross-fingerings.[7] The first key added to the flute, the short F key,[7] crossed the flute’s body, replacing a fingering with an open hole above a closed one, and is presumably the origin of the name for such «cross» fingerings.
Fork fingering is any fingering where a central hole is uncovered while the holes to each side are kept covered. One advantage of the Giorgi flute was that it removed the necessity of fork fingering for playing chromatic notes.[10]
False fingering and alternate fingering[edit]
The term «false fingering» is used in instruments such as woodwinds, brass, and stringed instruments where different fingerings can produce the same note, but where the timbre or tone quality is distinctly different from each other. For example, on a guitar, the same note played on a wound string will sound significantly different from one played on a solid wire string, so playing the same note on different strings in short succession can accentuate the different tone colors without actually changing the note. When the note is played in such a way as to draw the distinction from the expected tone quality (which will vary depending on the exact musical passage it appears in) it is often called a «false fingering». The technique is common in jazz contexts, especially on wind instruments such as the saxophone. If the tone quality is not distinctly different between the two notes, the term «alternate fingering» is often used instead.[11]
History[edit]
Johann Sebastian Bach introduced an innovation in fingering for the organ and the clavier. (A similar, although according to Bach’s son Carl Philipp Emanuel Bach less radical, innovation was introduced by François Couperin, at roughly the same time in 1716, in his book L’art de toucher le clavecin.) Prior to Bach, playing rarely involved the thumb. Bach’s new fingering retained many features of the conventional fingering up until that point, including the passing of one finger under or over another (playing many of Bach’s works requires such fingering, especially passing the third finger over the fourth or the fourth finger over the fifth.), but introduced the far greater use of the thumb. Modern fingering also uses the thumb to a similar extent, and involves the passing of the thumb under the other fingers, but does not, as Bach’s did, generally involve the passing of any other fingers over or under one another.[12]
In the 1980s Lindley and Boxall showed that the above relies solely on C.P.E. Bach’s testimony: all the extant fingerings from J.S.Bach and his circle use the ancient methods, with very limited use of the thumb. More recently it has been shown that all his harpsichord works and most of the organ works as well are playable with the old technique.[13]
See also[edit]
- Bariolage
- Fingerboard
- Monochord
- Split sharp
References[edit]
- ^ Don Michael Randel; ed. (2003). The Harvard Dictionary of Music: Fourth Edition, p.314-5. Harvard University Press. ISBN 0-674-01163-5.
- ^ «English fingering». Grove Music Online (8th ed.). Oxford University Press. 2001. ISBN 978-1-56159-263-0.
- ^ Musafia, Julien. «The Art of Fingering in Piano Playing». Archived from the original on 2013-12-05. Retrieved 2017-09-09.
- ^ Lyn Bronson (Summer 2012). «Books & Recordings». Piano Fingering and Establishing a Home Digital Recording Center. California Music Teacher: 24–25.
- ^ Del Mar, Norman (1981). Anatomy of the Orchestra. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. pp. 482–484 (1987 paperback edition). ISBN 0-520-05062-2.
- ^ «Course of Study for Classical Guitar». University of Santo Tomas Conservatory of Music Guitar Department. Archived from the original on 16 March 2011. Retrieved 8 April 2011.
- ^ a b c Randel, Don Michael (2003). The Harvard Dictionary of Music, p.228. Harvard. ISBN 9780674011632.
- ^ Smith, John and Wolfe, Joe. International Congress on Acoustics, Rome, Session 8.09, pp.14-15 quoted in Larsen, Grey (2011). The Essential Guide to Irish Flute and Tin Whistle, p.42 n.VI Mel Bay. ISBN 9781610658898.
- ^ Larsen (2011), p.51.
- ^ Randel (2003), p.352.
- ^ Kernfeld, Barry. «False fingering». Oxford Music Online. Oxford University Press. Retrieved 15 May 2020.
- ^ Schweitzer, Newman, Albert Schweitzer; C M Widor (1967). «IX. The Artist and Teacher». J.S. Bach, Volume 1. Translated by Newman, Ernest. Courier Dover Publications. pp. 206–209. ISBN 0-486-21631-4.
{{cite book}}
: CS1 maint: multiple names: authors list (link) - ^ Mark Lindley and Maria Boxall. Early Keyboard Fingerings: an Anthology. Schott, London 1982. Revised and expanded 1991. ASIN B003AGJC7I.
In music, fingering, or on stringed instruments sometimes also called stopping, is the choice of which fingers and hand positions to use when playing certain musical instruments. Fingering typically changes throughout a piece; the challenge of choosing good fingering for a piece is to make the hand movements as comfortable as possible without changing hand position too often. A fingering can be the result of the working process of the composer, who puts it into the manuscript, an editor, who adds it into the printed score, or the performer, who puts his or her own fingering in the score or in performance.
Fingering…also stopping…(1) A system of symbols (usually Arabic numbers) for the fingers of the hand (or some subset of them) used to associate specific notes with specific fingers….(2)Control of finger movements and position to achieve physiological efficiency, acoustical accuracy [frequency and amplitude] (or effect) and musical articulation.[1]
A substitute fingering is an alternative to the indicated fingering, not to be confused with finger substitution. Depending on the instrument, not all the fingers may be used. For example, saxophonists do not use the right thumb and string instruments (usually) only use the fingers.
Instruments[edit]
Brass instruments[edit]
Fingering applies to the rotary and piston valves employed on many brass instruments.
The trombone, a fully chromatic brass instrument without valves, employs equivalent numbered notation for slide positions rather than fingering.
Keyboard instruments[edit]
In notation for keyboard instruments, numbers are used to relate to the fingers themselves, not the hand position on the keyboard. In modern scores, the fingers are numbered from 1 to 5 on each hand: the thumb is 1, the index finger is 2, the middle finger is 3, the ring finger is 4 and the little finger is 5. Earlier usage varied by region. In Britain in the 19th century, the thumb was shown by a cross (+) and the fingers were numbered from 1 to 4. This was known as «English fingering» while the other way (from 1 to 5) was known as «Continental fingering.» However, from the beginning of the 20th century the British adopted the Continental (1 to 5) fingering, which remains in use everywhere.[2]
Piano[edit]
After Cristofori invented the pianoforte from the harpsichord in 1700, and after it became popular in the decades after 1740, eventually replacing the harpsichord, the piano technique developed tremendously (it was parallel with the piano builders´ progress and piano pedagogy, and as part of it piano fingering changed).
There are only a few publications about piano fingering.
It is mentioned by Carl Philipp Emanuel Bach (son of Johann Sebastian Bach) in his book Versuch über die wahre Art, das Clavier zu spielen (Essay on the True Art of Playing Keyboard Instruments, ISBN 0-393-09716-1) where he dedicated several paragraphs to this topic (see the German original: «Von der Fingersetzung» Archived 2008-12-06 at the Wayback Machine).
The British pianist Tobias Matthay wrote a small book Principles of Fingering (ISBN 0900180420).
In 1971 Julien Musafia published his book «The Art of Fingering in Piano Playing» (M.C.A., New York, N.Y., 90 pages).[3] The book includes musical examples mostly from the Beethoven’s Violin and Piano Sonatas and from the Preludes and Fugues of Shostakovich.
In 2012 Rami Bar-Niv published his book «The Art of Piano Fingering — Traditional, Advanced, and Innovative» (AndreA 1060, Tel Aviv, Israel, 212 pages).[4] The book teaches the craft of piano fingering using music examples, photos and diagrams, exercises, and injury-free techniques.
String instruments[edit]
Cello first position fingerings
Fingered music for guitar: the numbers 1 to 4 indicate the stopping fingers, 0 an open note, circled numbers strings, and dashed numbers slipping
On string instruments fingers are numbered from 1 to 4, beginning with the index finger, the thumb not being counted because it does not normally play on a string, and 0 indicating an open string. In those cases on string instruments where the thumb is used (such as high notes on a cello in thumb position), it is represented by a symbol the shape of an O with a vertical stem below(somewhat similar to Ǫ or ϙ, for instance).[5] Guitar music indicates thumb, occasionally used to finger bass notes on the low E string, with a ‘T’. Position may be indicated through ordinal numbers (e.g., 3rd) or Roman numerals. A string may also be indicated through Roman numerals, often I-IV, or by its open-string note. A change in positions is referred to as a shift. Guitar music indicates position with Roman numerals and string designations with circled numbers.
The classical guitar also has a fingering notation system for the plucking hand, known as pima (or less commonly pimac), abbreviations of Spanish; where p=pulgar (thumb), i=índice (index finger), m=medio (middle finger), a=anular (ring finger) and, very rarely, c=chico (little finger).[6] It is usually only notated in scores where a passage is particularly difficult, or requires specific fingering for the plucking hand. Otherwise, plucking-hand fingering is generally left to the discretion of the guitarist.
Woodwind instruments[edit]
Fingering of woodwind instruments is not always simple or intuitive, depending on how the acoustic impedance of the bore is affected by the distribution and size of apertures along its length, leading to the formation of standing waves at the desired pitch. Several alternate fingerings may exist for any given pitch.
Simple flutes (including recorders) as well as bagpipe chanters have open holes which are closed by the pads of the player’s fingertips. Some such instruments use simple keywork to extend the player’s reach for one or two notes. The keywork on instruments such as modern flutes, clarinets, or oboes is elaborate and variable. Modern flutes typically use the Boehm system of keywork, while clarinets typically use a similarly named system invented by Hyacinthe Klosé. Another system of clarinet keywork, the Öhler system, is used mostly in Germany and Austria.
Cross-fingering[edit]
«Cross-fingering» redirects here. For the fiddling technique, see Bariolage.
Cross-fingering is any fingering, «requiring a closed hole or holes below an open one.»[7] «Opening successive tone holes in woodwind instruments shortens the standing wave in the bore. However, the standing wave propagates past the first open hole, so its frequency can be affected by closing other tone holes further downstream. This is called cross fingering, and in some instruments is used to produce the ‘sharps and flats’ missing from their natural scales.»[8] In the Baroque period cross-fingering improved, allowing music in an increasing variety of keys, but in the Classical and Romantic periods flute design changes such as larger tone holes made cross-fingering less practical while keywork increasingly provided an easy alternative to playing chromatic notes without cross-fingerings.[9] The Boehm system was developed in part to replace cross-fingerings.[7] The first key added to the flute, the short F key,[7] crossed the flute’s body, replacing a fingering with an open hole above a closed one, and is presumably the origin of the name for such «cross» fingerings.
Fork fingering is any fingering where a central hole is uncovered while the holes to each side are kept covered. One advantage of the Giorgi flute was that it removed the necessity of fork fingering for playing chromatic notes.[10]
False fingering and alternate fingering[edit]
The term «false fingering» is used in instruments such as woodwinds, brass, and stringed instruments where different fingerings can produce the same note, but where the timbre or tone quality is distinctly different from each other. For example, on a guitar, the same note played on a wound string will sound significantly different from one played on a solid wire string, so playing the same note on different strings in short succession can accentuate the different tone colors without actually changing the note. When the note is played in such a way as to draw the distinction from the expected tone quality (which will vary depending on the exact musical passage it appears in) it is often called a «false fingering». The technique is common in jazz contexts, especially on wind instruments such as the saxophone. If the tone quality is not distinctly different between the two notes, the term «alternate fingering» is often used instead.[11]
History[edit]
Johann Sebastian Bach introduced an innovation in fingering for the organ and the clavier. (A similar, although according to Bach’s son Carl Philipp Emanuel Bach less radical, innovation was introduced by François Couperin, at roughly the same time in 1716, in his book L’art de toucher le clavecin.) Prior to Bach, playing rarely involved the thumb. Bach’s new fingering retained many features of the conventional fingering up until that point, including the passing of one finger under or over another (playing many of Bach’s works requires such fingering, especially passing the third finger over the fourth or the fourth finger over the fifth.), but introduced the far greater use of the thumb. Modern fingering also uses the thumb to a similar extent, and involves the passing of the thumb under the other fingers, but does not, as Bach’s did, generally involve the passing of any other fingers over or under one another.[12]
In the 1980s Lindley and Boxall showed that the above relies solely on C.P.E. Bach’s testimony: all the extant fingerings from J.S.Bach and his circle use the ancient methods, with very limited use of the thumb. More recently it has been shown that all his harpsichord works and most of the organ works as well are playable with the old technique.[13]
See also[edit]
- Bariolage
- Fingerboard
- Monochord
- Split sharp
References[edit]
- ^ Don Michael Randel; ed. (2003). The Harvard Dictionary of Music: Fourth Edition, p.314-5. Harvard University Press. ISBN 0-674-01163-5.
- ^ «English fingering». Grove Music Online (8th ed.). Oxford University Press. 2001. ISBN 978-1-56159-263-0.
- ^ Musafia, Julien. «The Art of Fingering in Piano Playing». Archived from the original on 2013-12-05. Retrieved 2017-09-09.
- ^ Lyn Bronson (Summer 2012). «Books & Recordings». Piano Fingering and Establishing a Home Digital Recording Center. California Music Teacher: 24–25.
- ^ Del Mar, Norman (1981). Anatomy of the Orchestra. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. pp. 482–484 (1987 paperback edition). ISBN 0-520-05062-2.
- ^ «Course of Study for Classical Guitar». University of Santo Tomas Conservatory of Music Guitar Department. Archived from the original on 16 March 2011. Retrieved 8 April 2011.
- ^ a b c Randel, Don Michael (2003). The Harvard Dictionary of Music, p.228. Harvard. ISBN 9780674011632.
- ^ Smith, John and Wolfe, Joe. International Congress on Acoustics, Rome, Session 8.09, pp.14-15 quoted in Larsen, Grey (2011). The Essential Guide to Irish Flute and Tin Whistle, p.42 n.VI Mel Bay. ISBN 9781610658898.
- ^ Larsen (2011), p.51.
- ^ Randel (2003), p.352.
- ^ Kernfeld, Barry. «False fingering». Oxford Music Online. Oxford University Press. Retrieved 15 May 2020.
- ^ Schweitzer, Newman, Albert Schweitzer; C M Widor (1967). «IX. The Artist and Teacher». J.S. Bach, Volume 1. Translated by Newman, Ernest. Courier Dover Publications. pp. 206–209. ISBN 0-486-21631-4.
{{cite book}}
: CS1 maint: multiple names: authors list (link) - ^ Mark Lindley and Maria Boxall. Early Keyboard Fingerings: an Anthology. Schott, London 1982. Revised and expanded 1991. ASIN B003AGJC7I.
Система обозначений пальцев рук при игре на любом музыкальном инструменте называется АППЛИКАТУРОЙ.
В одной из статей уже говорилось, что правильность исполнительского решения равнозначна легкости исполнения.
От правильной расстановки пальцев зависит не только разрешение многих технических трудностей, но и улучшение звука, фразировки, равно как более глубокое раскрытие содержания музыкального произведения.
Если музыкант желает придать звуку соответствующий смысл и содержательность, он должен предварительно продумать расположение пальцев. Конечно, руки разных людей не одинаковы по размеру, силе и ловкости, и то, что легко для одних исполнителей, трудно для других, однако имеются такие движения и такая расстановка пальцев, которые создают неудобства для действий рук любого исполнителя, являясь насилием над ними.
В отношении почти всех музыкальных инструментов существуют теоретические положения, обосновывающие логически, почему при исполнении определенного интервала следует применять те или иные пальцы.
Хотя на гитаре, как, вероятно, ни на каком другом инструменте, возможны самые различные варианты исполнения звуков, тем не менее часто в гитарных нотах аппликатура не проставляется.
Такая свобода выбора становится причиной неуверенности и погрешностей в расстановке пальцев у гитаристов, не имеющих навыка правильной расстановки пальцев.
Существует два вида трудностей для пальцев: трудность естественных движений может быть преодолена в результате настойчивой и внимательной работы; те же, что созданы композиторской мыслью, подчас невозможно преодолеть окончательно, несмотря на упорные занятия.
При определении правильной расстановки и чередования пальцев необходимо руководствоваться музыкальными и художественными требованиями к каждому пассажу.
Следует добиваться естественного расположения пальцев при движении
— так, чтобы они без напряжения опускались на струны, избегать насилия над руками, не допускать неоправданного разъединения пальцев, имеющих постоянную тенденцию к объединению.
Факторы, которые определяют удобство
1. Понятно, что аппликатура полностью зависит от исполняемого произведения, в котором она указана. Аппликатура зачастую определяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые для выразительности произведения. Одна и та же музыкальная фраза может играться различными пальцами, если она является частью разных произведений.
2. Лучше, если аппликатура указывается успешным исполнителем данного музыкального произведения.
3. Нельзя отрицать индивидуальные особенности исполнителей. В то время как музыканту с длинными пальцами удобно сыграть далёкие звуки соседними пальцами, другому это сделать оказывается невозможным. Поэтому идеально, когда исполнитель создаёт аппликатуру «под себя».
Струны на гитаре обозначаются арабскими цифрами в кружочках:
Итак, аппликатура предназначена для облегчения изучения нотного текста; она является подсказкой исполнителю каким пальцем правой руки извлечь звук, каким пальцем левой руки прижать ту или иную ноту, и в каком месте грифа – на какой струне и на каком ладу.
Это весьма актуально для гитары, поскольку звук одной и той же высоты можно взять на разных струнах, в разных частях грифа.
И если не знать аппликатуры произведения, то приходится довольно сильно поломать голову над тем, как исполняется тот или иной эпизод.
Неверный выбор аппликатуры делает исполнение неудобным и снижает его качество.
Можно встретить совсем разные аппликатуры для исполнения одного и того же произведения, если это касается чьей-либо адаптацией.
Если использовать авторскую аппликатуру, то проблем особых не возникает, поскольку автор произведения разыгрывает его сам, добиваясь более лёгкого исполнения…
Изменять аппликатуру в произведениях можно в следующих случаях:
1 – если физиологически Вы неспособны исполнить аппликатуру указанным способом;
2 – если предложенная расстановка пальцев настолько неудобна для вас, что, несмотря на все усилия по отработке технически трудного эпизода, его исполнение по-прежнему оставляет желать лучшего;
3 – если в аппликатуре допущена явная ошибка (а распознавать их вы научитесь довольно быстро).
Однако изменять аппликатуру можно только опытным гитаристам.
Новичкам при ОБУЧЕНИИ этого делать КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!
Боле подробно об обозначениях пальцев и ладов при игре на гитаре смотрите в Уроке 1
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.