- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Проблема счастья в пьесе Вишневый сад
Проблема счастья в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение
Что такое счастье и как стать счастливым? Каждый человек осмысливает это по-своему и все к нему стремятся. Хотят стать счастливыми и персонажи «Вишневого сада» Чехова. Но вот никак у них это не получается.
Читая пьесу, можно определить, что проблема счастья в ней поднимается автором на первый план, ибо все герои на протяжении произведения думают и размышляют о нем, мечтая быть счастливыми. Понятие счастья у каждого из них разное и вишневый сад как бы определяет это понятие, ибо для кого-то сад приносит прибыль и это является счастьем, а для кого-то сад – это духовное начало. Как же ищут счастье герои пьесы и находят ли его?
Любовь Раневская, не найдя счастья и потеряв сына, уезжает из страны, но и в Париже она не находит себя. Любимый человек обворовывает ее, и она возвращается на родину, в свое родовое имение. Ее встречает вишневый сад, сад, где беспечно в радостно прошли ее детские и юношеские годы. Именно здесь у нее появляется надежда вновь обрести счастье. Но эта надежда тает, ибо она понимает, что не сможет содержать имения, и вынуждена его продать.
Да, ей искренне жалко вишневого сада, но выхода она не находит, или, вернее, не хочет искать, не может бороться за свое счастье. Она могла бы что-то придумать, чтобы спасти сад, но этого не случилось и ее счастье осталось лишь в приятных воспоминаниях о безмятежном детстве. Только тогда Раневская была счастлива.
Очень похож в отношении взглядов на счастье и брат Раневской – Гаев, которому также невдомек бороться для того чтобы стать счастливым. Он также вспоминает о былых беззаботных временах.
Гаев и Раневская считают, что они несчастны потому, что так должно быть и ничего невозможно изменить. В этом их грубая жизненная ошибка.
Не находит счастья в пьесе и Лопахин. Он вроде и доволен, что приобрел сад и имение, где его родные были крепостными. Но вот какое-то чувство вины перед садом, который гибнет от его руки, не дает ему быть счастливым.
Много о счастье рассуждает Петя Трофимов. В его речах просматривается философский взгляд на счастье. Петя не считает себя счастливым, да он им никогда и не был, но он свято верит в то, чтобы им стать, нужно прочно порвать с прошлым и начать жизнь заново. Может он в чем то и прав. Петя ждет счастья в будущем не только для себя, но и для всей страны.
Счастье в понимании Вари – уйти в монастырь, но денег для этого нет. Она надеется на помощь Лопахина, но скорее всего тот ей не поможет.
Все эти персонажи в понимании счастья в чем-то схожи и только одна Анна уверена в том, что все будет хорошо. Она без сожаления покидает имение и утешает мать. Она верит в светлое будущее, в то, что они посадят новый сад, еще лучше прежнего. Видимо только Анна и будет счастлива.
Чехов мастерски изобразил в пьесе все проблемы несчастных людей и почему они несчастны, а также в образе Анны показал как можно стать счастливым.
2 вариант
Автор произведения Вишневый сад является Антон Павлович Чехов, начало своего произведения он начинает с описания прекрасного сада в котором провело всю свою жизнь старое поколение. На протяжении всего произведения можно увидеть, как главные персонажи рассказа пытаются обрести счастье, тем или иным способом. Они искренне хотят почувствовать счастье в своей жизни, однако назвать их жизнь счастливой никак нельзя.
Каждый главный герой понимает значение слова, счастье, по-своему. Например главная героиня Любовь Раневская, проживала долгое время в центре Франции, вместе со своей дочерью. Она уехала из Вишневого сада несколько лет назад, В этом саду она испытала как счастье, так и горе. Всё своё детство и жизнь она провела в саду своего имения. Для неё это было особенное место воспоминаний, счастливо прошлого. Именно в этом саду она потеряла своего единственного сына. После потери, которого она уехала жить во Францию. Но там, так и не сложились отношения с её возлюбленным, спустя долгое время проживания вместе, он обворовывает её и убегает.
Сама мысль о продаже Вишневого сада угнетает главную героиню. Ведь она провела в этом саду всю жизнь и он служит ее воспоминанием о прошлом, которое так и не удастся вернуть. Однако несмотря на это, главная героиня не торопится что-либо предпринимать, для того чтобы спасти сад от вырубки. Она всю жизнь провела тратя впустую деньги.
Следующим главным героем, а также представителем старого поколения, является её брат. Сам по себе, этот человек добрый, он любит помечтать. Однако его мечты не приводят ни к чему хорошему, ведь они остаются только мечтами. Это человек, который не способен ничего сделать самостоятельно, для того чтобы исправить ситуацию. В его голове мелькают отличные мысли, а также появляются гениальные планы потому как спасти Вишневый сад. Он много размышляет и думает о том, как наладить жизнь. Но к сожалению его размышления не приводят ни к чему, он, как и его сестра не готов менять свои жизненные устои, для того чтобы спасти имение от разорения.
В то же самое время автор пытается показать читателю, совершенно другую сторону медали. Он показывает в противовес, молодое, подрастающее поколение, которое готово экспериментировать и изменять свою жизнь в лучшем направлении. Именно они и пытаются показать своему читателю, что в будущем, сокрыто истинное счастье. Которое способно изменить жизнь каждого.
Сочинение
Как найти счастье в жизни и что это такое? Люди понимают счастье по-своему. Абсолютно каждый хочет его обрести. Но как же это сделать? В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» остро поднята проблема счастья. Как понимают счастье герои пьесы? О чем они рассуждают? Легко ли найти счастье, и в чем оно заключается? Об этом и повествует нам Чехов.
У каждого персонажа пьесы понятие счастья свое, они мечтают стать счастливыми. И вишневый сад будто бы определяет это понятие: кому-то он доставляет доход, в котором заключается счастье, для кого-то он душевный исток.
Одна из главных героинь Любовь Раневская потеряла радость к жизни после смерти сына, уехала во Францию, но не смола найти себя там. А после того как возлюбленный обворовал ее, она вернулась домой, в свое родовое имение. Она опять оказалась в своем вишневом саду, где провела детство и юношество, где когда-то была счастлива. Она вновь испытала надежду стать счастливой. Но Раневская быстро перегорела, поняв, что больше не сможет содержать имение.
Она не находит в себе силы искать выход, чтобы спасти имение от продажи, тешит себя своими детскими воспоминаниями о саде, и не хочет бороться. А, может быть, для нее это счастье – вспоминать.
Брат главной героини Гаев очень похож на свою сестру в рассуждениях о счастье. Он только и делает, что вспоминает прошлые счастливые годы.
Они оба думают, что это судьба, что ничего нельзя изменить.
Несчастен и Лопахин. С одной стороны он рад, что купил имение и вишневый сад, где его семья была крепостной. Но то, что сад погибает от его рук, не дает ему покоя, и он не может быть счастливым.
Петя Трофимов говорит о счастье по-философски. Он никогда не был счастлив, но упрямо верит, что все впереди. Нужно только начать жизнь с чистого листа. И все обязательно образуется и у него, и людей, и у всей страны в целом.
Счастье для Вари – жизнь в монастыре. Но для этого необходимы деньги. Она ждет, что ей поможет Лопахин, но скорее всего не стоит рассчитывать на его помощь.
Эти герои чем-то похожи в рассуждениях о счастье. А вот Анна мыслит по-другому. Она абсолютно уверена, что все наладится. Героиня не сожалеет, что они продают имение. И вера в светлое будущее, что будет новое имение, новый сад, дает ей энергию жить. И она счастлива благодаря этой вере.
Автор профессионально рассмотрел проблему счастья в своей пьесе. И персонаж Анны это доказал.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема счастья в пьесе Вишневый сад
Популярные сегодня темы
- Сочинение Судьба мастера в России (Левша) (6 класс)
Сюжет повести Николая Лескова «Левша» разворачивается вокруг смешения реальных исторических и выдуманных автором событий, начало которых происходит во времена правления императора Александра Первого
- Анализ рассказа Тёплый хлеб Паустовского
Спустя 9 лет после окончания Великой отечественной войны, в 1954 году, талантливый советский писатель и военный корреспондент, Константин Паустовский, пишет своё произведение «Теплый хлеб»
- Анализ поэмы Облако в штанах Маяковского
Произведение создается в период творчества поэта, в котором он испытывает неразделенное чувство любви.
- Анализ произведения Рикки Тикки Тави Киплинга
Киплинг начинает свою историю как басню. В таких историях животные приобретают черты человека, и их действия отражают определенные истины о поведении человека. Здесь Киплинг использует мангуста для воплощения
- Григорий Мелехов в поисках правды — сочинение (Тихий Дон)
Мелехов Григорий является основным героем произведения Тихий Дон. Его можно охарактеризовать как натурального донского казака, трудоголика и хозяйственный человека. В довоенное время он был весельчаком
- Сочинения
- По литературе
- Чехов А.П.
- Проблема счастья в рассказах Чехова
Проблема счастья в произведениях Чехова сочинение
Антон Павлович Чехов неоднократно поднимал в своих произведениях проблему счастья. Отчего же? А всё потому, что она актуальна и по сей день. Множество людей посвящают себя поисками неизведанного, того, что принесет радость. К сожалению, некоторые слепы, не замечают данного судьбой подарка, игнорируя того или иного человека. Чехова всегда волновал вопрос: где же настоящее счастье? В чем оно состоит?
Те, кто знакомы с творчеством писателя, осознают, что у каждого Чеховского героя в финале нет счастья в жизни. Есть только предпосылки, некая приближенность, но в полной мере такое необычного явления не происходит. Взять тот же рассказ «Скрипка Ротшильда», где главный герой, что работал гробовщиком, под невзгодами и трудностями не ломался, а погружался целиком в работу. Однако у него была жена, к которой теплых чувств не испытывал. Бывало, что он её бил, калечил. И избавлением от несчастной жизни героини послужила её смерть, вместо того, чтобы переживать, скорбеть, сострадать о возлюбленной, Ротшильда лишь заботит качество гроба, что он создал для покойной. Не это ли проблема равнодушия и отсутствия счастья там, где оно возможно? К концу рассказа герой осознает, что могло бы все сложиться иначе, но теперь поздно что-либо менять. Один неверный шаг, конец… Чехов показывает, что безразличность не может привести к счастью в личной жизни.
Для примера стоит обратиться и к рассказу «Крыжовник», где Чехов показывает нам персонажа, который не представляет, что такое истинное счастье. Главный герой по имени Николай Иванович – это человек, который не требует каких-либо возвышенных желаний, ибо его волнует лишь крыжовник. Персонаж знакомился с множеством статей и газет, чтобы найти удобную усадьбу, которая послужит чудным местом для посадки крыжовника. Женился ради средств, а не по зову сердца, потому что деньги, которые герой получил за бракосочетание, позволили осуществить намерения о чудесной усадьбе. И тогда персонаж делал то, что приносило ему счастье. Он потратил всю свою жизнь на то, чтобы вырастить крыжовник.
Безусловно, замечательно, что человек с неподдельным увлечением отдается любимому занятию, уходит в него с головой. Однако печально то, что зарываясь в собственном мире, человек отдаляется от окружающих людей. И происходит деградация личности. Тем самым, счастье не может быть возможным у героя, так как посвятил он свое ценное время на бесполезное занятие. Да, оно приносило плоды и результаты, но это низкие потребности. Желания и стремления обязаны быть возвышенными! Такими, чтобы после прожитых годов ни за что не было жаль.
Антон Павлович Чехов часто затрагивал проблему счастья. Никто из героев его не постигал. Но это далеко не значит, что оно не возможно. Просто люди не прилагают к этому должных усилий…
Вариант 2
Начинаю это сочинение без готового ответа. Думаю, что в процессе я смогу понять, в чем проблема счастья в этих рассказах. Для примера нужно взять несколько произведений.
В «Белолобом», например, там просто счастливое стечение обстоятельств получилось. Дед подумал на украденного волчицей (но вернувшегося) щенка, поэтому не стал искать волков и отстреливать. А волчица-то думала, что счастлива, так как украла «ягненка», но такое разочарование! Но она должна быть счастлива, что жива осталась, волчица эта.
Или рассказ «Беглец», где Пашка поверил доктору, что они пойдут на ярмарку и подобное. В итоге остался в больнице на операцию, только по мамке скучал – к ней и бежал. Тоже обманулся «счастьем», а понял, что оно было в маме, в доме, даже если они и жили очень бедно.
«Детвора» из одноименного рассказа была просто счастлива игре. Дети проявляют свои характеры, ссорятся, мирятся… Но они просто счастливы.
«Ионыч» просто «завис» в своём «счастье», бросил все мечты и стал обрюзгшим и глупым. Он сам бы таких ругал в молодости! Но вот оно, счастье… Ионыч ведь раньше понимал, что оно в движении, в борьбе даже.
«Крыжовник» — счастье для героя этого рассказа. Как символ изобилия и дома эта ягода выступает, но и тут герой запутался, увяз в быту, в материальном. «Тапёр», наоборот, ловит свой шанс. И перед мальчиком Юрой открывается счастливая дорога труда, развития. А «человек в футляре» счастлив своим «комфортом», буквально закрывшись ото всех в футляре! На самом деле радости от жизни он вовсе не ощущает.
У Чехова много просто юмористических рассказов, где о счастье речь не идёт. Но по тем, что вспомнились тут, можно сделать вывод о счастье в рассказах Чехова. В нём материальном можно увязнуть, прекратить даже человеком нормальным быть. Это, скорей, покой и достаток. Часто счастье обманывает героев, в они готовы за ним бежать. И счастье больше по этим рассказам в самой жизни, в действиях, в любви тоже. Главное — не закисать.
Итак, проблема счастья в рассказах Антона Павловича в том, что оно обманчиво, может и заманить, и затянуть, а настоящее счастье в жизни, движении и развитии. Я с таким определением согласен точно!
10 класс
Проблема счастья в рассказах Чехова
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Дикой и Кабаниха сходство и различие
А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.
- Сочинение Примеры дружбы из жизни
Истинная дружба — самый ценный дар в нашей жизни. Человеку очень повезло, если у него есть настоящие друзья. Настоящая дружба дарит нам незабываемые, сладкие и приятные переживания. Дружба — это самый ценный актив в жизни
- Сочинение Всякая любовь великое счастье
Любовь — по истине важное и великое чувство в жизни человека , которое приносит человеку радость, заботу, счастье, вдохновение. И в тоже время приносит
- Сочинение на тему Дом который украшает нашу улицу
Я живу на очень красивой улице, и наш дом отличается от всех остальных домов. Он стал главной достопримечательностью нашего района, так как имеет яркую окраску и с красивым рисунком на стене.
- Дружба Жилина и Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого
Я хотел бы описать дружбу Дины и Ивана Жилина в произведении «Кавказский пленник». Дружба Дины и Жилина – вещь совсем непростая, ведь их отношения нужно было держать в тайне, потому что у Дины могли быть проблемы.
Что такое счастье
Бытует мнение, что счастье — это состояние, при котором человек доволен своей жизнью. Ему не хочется перемен и не кажется, что все может стать лучше. Такое состояние удовлетворенности со временем исчезает. Человек начинает метаться в поисках новых ощущений, борьбы за лучшее существование. Чаще всего мотиватором является зависть, месть, реже им руководят порывы осчастливить окружающих, изменив к лучшему чужую жизнь.
Достижение истинной радости, поиск и осмысление этого понятия — проблема, с которой приходится сталкиваться каждому герою пьесы.
Мнение персонажей
Проблема человеческого счастья в произведениях Чехова затрагивается не впервые. Но в пьесе она служит одной из ключевых тем. Ведь герои постоянно говорят о счастье. И в разговорах этих не замечают, как противоречат друг другу, ведь у каждого свое понимание идеального мира:
- Раневская грустит о прошлых временах. Для нее родовое поместье, как и вишневый сад, — символ ушедшей молодости, память о беззаботных годах. Она подсознательно хочет вернуться в то время, когда ей не нужно было ни за что отвечать.
- Ее брат Гаев — еще один инфантильный персонаж. Он также не настроен нести ответственность за что-либо, неспособен завоевывать авторитет способами иными, чем банальный подкуп. Лишившись денег, он потерял всех своих «друзей», а также возможность удовлетворить свои потребности: играть в бильярд, есть нравящуюся еду, рассказывать свои истории внимательным слушателям.
- Лопахин несчастен по-своему, ведь для него уничтожение вишневого сада — путь к будущему, где он поднимается над своим окружением и разорившимися дворянами. При этом Лопахин помнит, что сад был посажен руками его предков — простых крестьян. Разрушая сад Раневской, он одновременно мстит за прошлое своей семьи, а также за безответную любовь. Счастья при этом он не приобретает, ведь его желания остаются неудовлетворенными, а месть и мечты о грядущем богатстве не приносят положительных эмоций.
- Варвара, приемная дочь Раневской, чем-то похожа на свою воспитательницу. Она ищет счастья в приземленных, обыденных вещах. Предел ее желаний — уход в монастырь, но для этого у нее нет средств.
- Петр Трофимов — единственный, кто озвучивает свои стремления достичь счастья, постоянно обсуждает с другими его проблематику, советует Ане не искать его в любви. Этот персонаж противопоставляется Раневской и Гаеву: он видит счастье не в прошлом, а в будущем. И для наступления этого состояния от прошлого надо избавиться.
- Аня, дочь Раневской, на свою мать непохожа. Она также беспокоится о будущем, но видит его светлым, радужным. Практически ребенок, она верит, что, приложив должные усилия, сможет добиться желаемого. В конце пьесы она единственная, кто не опускает руки: собирается уехать учиться, а затем — посадить сад «лучше прежнего».
Проблемы героев во время поиска
Эти люди настолько разные, что не слышат друг друга, поэтому еще одна проблема персонажей — непонимание и отсутствие признания.
Ведь для многих счастье — это не только осуществление его собственной мечты или приятные воспоминания.
Счастливым человека также делает осознание: его слышат и понимают другие люди, он не одинок в своих мечтах, намерениях и стремлениях. Каждый из этих персонажей остается одиноким, непонятым и непризнанным.
Если представления о счастье легко проследить при прочтении пьесы, то мотивацию героев и их пути достижения цели Чехов провел в произведении скрытой канвой. Если внимательно изучить текст пьесы, придется признать: кроме Ани, ни один из героев не пытается предпринять какие-то шаги для достижения цели:
- Раневская лишь сожалеет о своем вишневом саде, а во время торгов, когда решается судьба ее родового гнезда, устраивает бал.
- Гаев стремится решить свои проблемы за счет других людей, но также не прикладывает существенных усилий для спасения поместья.
- Лопахин уделяет все внимание только материальным делам, а о великодушии и других высоких понятиях способен лишь рассуждать.
- Разговорами ограничиваются и Трофимов с Варварой.
Только Аня строит реалистичные планы и предпринимает шаги для их осуществления. Ей небезразлично собственное будущее. Немаловажно, что она уже чувствует себя счастливой в начале пути к собственной цели. Уезжая из поместья в неизвестность, она сохраняет веселое расположение духа и находит силы утешить мать.
Подводя итоги эссе, стоит учесть ситуацию в России, которая сложилась к началу 20 века. Чехов написал «Вишневый сад» в 1903 году. Принято считать, что под садом писатель подразумевал страну, которую начнут менять, уничтожая старые порядки. Если эта теория верна, то одновременно с ней становится понятным и другой посыл истории поместья Раневской.
Заключается он в том, что счастье способен найти только человек, который не опускает руки и готов бороться ради достижения своей цели, а не молча плыть по течению, жалуясь на судьбу.
Еще материалы по пьесе А. Чехова «Вишневый сад»:
- «Вишнёвый сад» — краткое содержание пьесы А. П. Чехова
- Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Гаев Леонид Андреевич — образ и характеристика героя в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Фирс — характеристика лакея из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Петя Трофимов — характеристика персонажа пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
- Ермолай Алексеевич Лопахин — характеристика героя в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Сочинение на тему: «Почему А.П. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией?»
- Раневская Любовь Андреевна — характеристика героини из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»
Что такое счастье
Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов. Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным. Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место? Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.
Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»
Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»
Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой?
Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.
Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.
Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.
Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.
Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.
Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.
Противоречия в поиске счастья героями «Вишневого сада»
Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя. Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу. Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.
Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Александра Котолуп
11/16
-
Irina Omelyanchuk
16/16
-
Наталья Миллер
16/16
-
Соня Кадирова
15/16
-
Римма Шуклва
16/16
-
Вероника Гвоздкова
14/16
-
Елена Сердюкова
16/16
-
Кирилл Кушнир
15/16
-
Жениш Раимкулов
16/16
-
Михаил Иванов
16/16
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Проблема счастья в пьесе Вишневый сад
Что такое счастье и как стать счастливым? Каждый человек осмысливает это по-своему и все к нему стремятся. Хотят стать счастливыми и персонажи «Вишневого сада» Чехова. Но вот никак у них это не получается.
Читая пьесу, можно определить, что проблема счастья в ней поднимается автором на первый план, ибо все герои на протяжении произведения думают и размышляют о нем, мечтая быть счастливыми. Понятие счастья у каждого из них разное и вишневый сад как бы определяет это понятие, ибо для кого-то сад приносит прибыль и это является счастьем, а для кого-то сад – это духовное начало. Как же ищут счастье герои пьесы и находят ли его?
Любовь Раневская, не найдя счастья и потеряв сына, уезжает из страны, но и в Париже она не находит себя. Любимый человек обворовывает ее, и она возвращается на родину, в свое родовое имение. Ее встречает вишневый сад, сад, где беспечно в радостно прошли ее детские и юношеские годы. Именно здесь у нее появляется надежда вновь обрести счастье. Но эта надежда тает, ибо она понимает, что не сможет содержать имения, и вынуждена его продать.
Да, ей искренне жалко вишневого сада, но выхода она не находит, или, вернее, не хочет искать, не может бороться за свое счастье. Она могла бы что-то придумать, чтобы спасти сад, но этого не случилось и ее счастье осталось лишь в приятных воспоминаниях о безмятежном детстве. Только тогда Раневская была счастлива.
Очень похож в отношении взглядов на счастье и брат Раневской – Гаев, которому также невдомек бороться для того чтобы стать счастливым. Он также вспоминает о былых беззаботных временах.
Гаев и Раневская считают, что они несчастны потому, что так должно быть и ничего невозможно изменить. В этом их грубая жизненная ошибка.
Не находит счастья в пьесе и Лопахин. Он вроде и доволен, что приобрел сад и имение, где его родные были крепостными. Но вот какое-то чувство вины перед садом, который гибнет от его руки, не дает ему быть счастливым.
Много о счастье рассуждает Петя Трофимов. В его речах просматривается философский взгляд на счастье. Петя не считает себя счастливым, да он им никогда и не был, но он свято верит в то, чтобы им стать, нужно прочно порвать с прошлым и начать жизнь заново. Может он в чем то и прав. Петя ждет счастья в будущем не только для себя, но и для всей страны.
Счастье в понимании Вари – уйти в монастырь, но денег для этого нет. Она надеется на помощь Лопахина, но скорее всего тот ей не поможет.
Все эти персонажи в понимании счастья в чем-то схожи и только одна Анна уверена в том, что все будет хорошо. Она без сожаления покидает имение и утешает мать. Она верит в светлое будущее, в то, что они посадят новый сад, еще лучше прежнего. Видимо только Анна и будет счастлива.
Чехов мастерски изобразил в пьесе все проблемы несчастных людей и почему они несчастны, а также в образе Анны показал как можно стать счастливым.
Сочинение
Как найти счастье в жизни и что это такое? Люди понимают счастье по-своему. Абсолютно каждый хочет его обрести. Но как же это сделать? В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» остро поднята проблема счастья. Как понимают счастье герои пьесы? О чем они рассуждают? Легко ли найти счастье, и в чем оно заключается? Об этом и повествует нам Чехов.
У каждого персонажа пьесы понятие счастья свое, они мечтают стать счастливыми. И вишневый сад будто бы определяет это понятие: кому-то он доставляет доход, в котором заключается счастье, для кого-то он душевный исток.
Одна из главных героинь Любовь Раневская потеряла радость к жизни после смерти сына, уехала во Францию, но не смола найти себя там. А после того как возлюбленный обворовал ее, она вернулась домой, в свое родовое имение. Она опять оказалась в своем вишневом саду, где провела детство и юношество, где когда-то была счастлива. Она вновь испытала надежду стать счастливой. Но Раневская быстро перегорела, поняв, что больше не сможет содержать имение.
Она не находит в себе силы искать выход, чтобы спасти имение от продажи, тешит себя своими детскими воспоминаниями о саде, и не хочет бороться. А, может быть, для нее это счастье – вспоминать.
Брат главной героини Гаев очень похож на свою сестру в рассуждениях о счастье. Он только и делает, что вспоминает прошлые счастливые годы.
Они оба думают, что это судьба, что ничего нельзя изменить.
Несчастен и Лопахин. С одной стороны он рад, что купил имение и вишневый сад, где его семья была крепостной. Но то, что сад погибает от его рук, не дает ему покоя, и он не может быть счастливым.
Петя Трофимов говорит о счастье по-философски. Он никогда не был счастлив, но упрямо верит, что все впереди. Нужно только начать жизнь с чистого листа. И все обязательно образуется и у него, и людей, и у всей страны в целом.
Счастье для Вари – жизнь в монастыре. Но для этого необходимы деньги. Она ждет, что ей поможет Лопахин, но скорее всего не стоит рассчитывать на его помощь.
Эти герои чем-то похожи в рассуждениях о счастье. А вот Анна мыслит по-другому. Она абсолютно уверена, что все наладится. Героиня не сожалеет, что они продают имение. И вера в светлое будущее, что будет новое имение, новый сад, дает ей энергию жить. И она счастлива благодаря этой вере.
Автор профессионально рассмотрел проблему счастья в своей пьесе. И персонаж Анны это доказал.
Что такое счастье
Бытует мнение, что счастье — это состояние, при котором человек доволен своей жизнью. Ему не хочется перемен и не кажется, что все может стать лучше. Такое состояние удовлетворенности со временем исчезает. Человек начинает метаться в поисках новых ощущений, борьбы за лучшее существование. Чаще всего мотиватором является зависть, месть, реже им руководят порывы осчастливить окружающих, изменив к лучшему чужую жизнь.
Достижение истинной радости, поиск и осмысление этого понятия — проблема, с которой приходится сталкиваться каждому герою пьесы.
Общая трагедия
Им сложно стать счастливыми. Под одной крышей столько радикально отличающихся мнений. Никак не получается договориться. При этом все они неплохие люди, вполне заслуживающие хорошей судьбы. Хотя сам Чехов относится к ним с пренебрежением.
В глобальном смысле все они олицетворяют разные времена и состояния:
- прошлое;
- будущее;
- настоящее;
- личная точка зрения автора.
Однозначного вывода из этого сделать нельзя, потому что он зависит от философских взглядов человека, читающего «Вишнёвый сад». Поэтому кто-то присоединится к сохранению прошлого, другие подумают о настоящем, а ещё больше людей согласятся со стремлением к будущему.
Список литературы
1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. – М.: Молодая гвардия, 1987.
2. Астафьев В.П. Царь-рыба: Роман-газета №5, март 1977.
4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: «Сварогъ», 1994.
5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).
5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.
6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – (Библиотека школьника).
7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. – М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)
8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. – М.: Детская литература, 1973.
9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. – М.: Художественная литература, 1984.
10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина– М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).
11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.
12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.
13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.
14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. – М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 – 4.
15. Трифонов Ю. Другая жизнь. – М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»).
16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. – М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).
17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. – М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).
18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной.
18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. – М.: Московский рабочий, 1979.
Популярные сегодня темы
На свадьбе Ольги Ивановны и Осипа Дымова присутствовало много гостей, в основном люди искусства, знакомые Ольги Ивановны. Всем своим друзьям Ольга расхваливала своего новоявленного мужа, начинающего доктора.
Повесть Л.Н. Толстого «Детство» рассказывает нам о небольшом отрезке жизни десятилетнего мальчика Николеньки Иртеньего. Своих родителей Николенька искренне любит.
Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига
Пьеса Максима Горького “На дне» по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном»?
Источник
Источники информации
1. Баронова М.М. Русский язык. ЕГЭ-Учебник. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
2. Давыдов С.И., Северенко Ю.Д. Русская литература. – М.: «Высшая школа», 1965.
3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»/ Рис. А.Слепкова. – Изд. 3-е. – Л.: Детская литература, 1989.
4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2015.
5. Золотусский И.П. Там, на войне. – Литература в школе № 2, 1995.
6. Еремина О. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского. – Литература №15, 2004.
7. Коган А. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – Литература в школе № 2, 1995.
8. Кузнецова М.С. «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить»: рассказ Глеба Мехеда «Скрипач»: 11 класс. – Литература в школе с приложением «Уроки литературы № 8 , 2009.
9. Пащук Н., Терентьева Н., Куликова В.. Проблемы века в русской литературе XX столетия. – Литература №15, 2000.
10. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. Проф. Б.И. Бурсова. Издание 8-е. – М.: «Просвещение», 1975.
11. Рыжова Т.В. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках в VIII классе. – Литература в школе № 6, 1995.
12. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. – Литература в школе № 4, 1998.
13. Шапиро Н. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». – Литература №17, 2004.
14. Швец Т. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих). – Литература №17, 2004
15. Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный? «Мастер и Маргарита». – Литература в школе № 2, 1998.
Об авторе: Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани
Ключевые проблемы комедии
Пьеса была создана в 1903 году, когда в стране начинается подъём общественного сознания. Возникает необходимость в переменах и формировании новой силы в обществе, которая будет противостоять старому режиму.
Именно размышления о судьбе России является «подводным течением» произведения. В своём сочинении Чехов показал весь драматизм социальных проблем общества через поведение, поступки и переживания главных героев. Автор смог показать неизбежность ухода старых хозяев, старого режима, как необходимость естественного хода времени в историческом развитии страны.
Основной сюжет пьесы развивается вокруг продажи родового поместья. Что будет дальше с его владельцами и жильцами? На эти мысли наталкивает сюжет пьесы. Судьба страны и судьбы главных героев неразрывно связаны.
В комедии Чехов описал представителей разных поколений и эпох. В таблице представлены основные образы прошлого, будущего и настоящего «Вишнёвого сада».
Прошлое | Раневская, Гаев, Фирс |
Настоящее | Лопахин |
Будущее | Аня, Петя Трофимов |
Предмет поисков
Счастье определяется как состояние высшего удовлетворения во всех сферах жизни. Именно оно подталкивает людей на великие поступки, но ещё чаще вызывает кучу конфликтов. Неправильное понимание цели ведёт к печальным последствиям. Писатели регулярно используют это в своих работах, поэтому проблематика «Вишнёвого сада» — это не в новинку.
Столь чудесное состояние рассматривают по-разному. Для кого-то речь идёт об успехе, признании, любви. Кому-то грезится владение огромными материальными богатствами. Но для персонажей пьесы счастье — это их вишнёвый сад, ставший неким символом и мечтой.
Чем ещё видится сад в их понимании:
- источник финансового благополучия;
- повод для гордости перед соседями и гостями;
- личный уголок для получения созерцательного удовольствия.
Они поделились на две стороны.
Кое-кто считает, что важнее всего прибыль. Для других смысл в эстетическом наслаждении, способности восхищаться красотой. Но лучше всего понять, почему происходит такое деление и кто из них прав, можно через анализ действий героев.
Вариант 2
Начинаю это сочинение без готового ответа. Думаю, что в процессе я смогу понять, в чем проблема счастья в этих рассказах. Для примера нужно взять несколько произведений.
В «Белолобом», например, там просто счастливое стечение обстоятельств получилось. Дед подумал на украденного волчицей (но вернувшегося) щенка, поэтому не стал искать волков и отстреливать. А волчица-то думала, что счастлива, так как украла «ягненка», но такое разочарование! Но она должна быть счастлива, что жива осталась, волчица эта.
Или рассказ «Беглец», где Пашка поверил доктору, что они пойдут на ярмарку и подобное. В итоге остался в больнице на операцию, только по мамке скучал – к ней и бежал. Тоже обманулся «счастьем», а понял, что оно было в маме, в доме, даже если они и жили очень бедно.
«Детвора» из одноименного рассказа была просто счастлива игре. Дети проявляют свои характеры, ссорятся, мирятся… Но они просто счастливы.
«Ионыч» просто «завис» в своём «счастье», бросил все мечты и стал обрюзгшим и глупым. Он сам бы таких ругал в молодости! Но вот оно, счастье… Ионыч ведь раньше понимал, что оно в движении, в борьбе даже.
Как раскрывается проблема счастья в творчестве А. П. Чехова? (ЕГЭ по литературе)
Счастье — одно из тех чувств, которое каждый человек видит и ощущает по-своему. Многие поэты и писатели затрагивали проблему счастья в своих произведениях. Антон Павлович Чехов не был исключением. В основе сюжета произведений Чехова всегда лежал какой-то случай из жизни, поэтому проблема счастья чаще всего поднималась не как что-то глобальное, например, как смысл жизни, а то, что делает человека счастливым в конкретной ситуации, жизненном случае.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Рассмотрим некоторые произведения Антона Чехова, в которых, так или иначе, раскрывается проблема счастья.
Одним из самых известных произведений Чехова является пьеса «Вишнёвый сад», в котором затронута проблема счастья. Герои этой пьесы много задумываются, рассуждают о счастье, но никто их них, на самом деле, его не испытывает. Некий символ счастья в произведение — вишнёвый сад. Любови Андреевне Раневской он дарит положительные эмоции, заставляет вспоминать о прошлом, когда всё было хорошо, когда он была по-настоящему счастлива. Другой герой, Лопахин, думал, что нашёл своё счастье в материальном. Выкупив имение Раневской, Ермолай Алексеевич счастлив, восторгаясь тем, что он богат, в отличие от его предков. Торжество Лопахина кратковременно, оно быстро сменилось грустью и унынием. Счастья в том, что он теперь хозяин сада, он так и нашёл. Против поисков счастья в прошлом выступают Петя Трофимов и дочь Раневской, Анна. Трофимов ждёт счастья в будущем, а Анна говорит, что они смогут посадить сад, который будет ещё краше этого, она готова идти навстречу счастью.
Герои рассказа «О любви», Павел Алёхин и Анна Алексеевна, считали, что не смогут быть счастливы в этой запретной любви, ведь Анна была замужем. Но, на самом деле, взаимная любовь — единственное, что могло сделать их по-настоящему счастливыми. Поняли они это слишком поздно, перед тем, как им пришлось расстаться навсегда. Павел и Анна думали, что будут счастливы, если не будут нарушать общепринятую мораль, но оказались не правы.
Остаётся только догадываться, смогли бы сделать друг друга счастливыми герои рассказа «Ионыч», Дмитрий Старцев и Екатерина Ивановна Туркина. Одно ясно, что в конце рассказа они оба порознь несчастливы. Ионыч морально деградирует, сильно меняется внешне. «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует»: очевидно, что счастья Старцев не знает. Котик свои мечты в жизнь не воплотила, она также печально увядает.
Таким образом, можно сделать вывод, что герои Чехова в финале произведений не находят счастья. Они либо упускают его, либо просто ищут не там. Всё, как в реальной действительности. Но это вовсе не означает, что счастья нет и оно недостижимо. Главное, не делать поиски дороги к счастью смыслом своей жизни.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id99008
Источник
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова
Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова
В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя.
Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах”) это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д. То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь. Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями.
Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч”). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать. Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка” или дуэль в “Трех сестрах”. В неизменной жизни люди редко находят счастье — им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать. Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. В рассказе “Дама с собачкой” счастье — это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным. Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение: “И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…” “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели. Но что это за счастье? Счастлив Николай Иванович Чимша-Гималайский, купивший дом в деревне и имеющий возможность кушать каждый день крыжовник, располневший и обрюзгший так, что “того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Это скотское “счастье” , вызывающее только отвращение. А какой ценой заплатил Николай Иванович за это “ счастье ” ? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только потому, что “у ней водились денежки”. Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла. Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую” жизнь. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям. Завершается рассказ “Крыжовник” тем, что брат Николая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, говорит: “Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”. В другом своем рассказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее” выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и маленьким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных. Но однажды, поняв силу своего влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управлять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой происходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь. Несчастный отец рядом со счастливой дочерью — так завершается рассказ. Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счастье Коврина — героя “Черного монаха” — возможность разговаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно. Более того, в момент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность — Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских рассказах. Счастье соседствует с несчастиями других людей. Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого. Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не может быть в ней счастлив, то нужно изменить ее. Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость.
В моем сочинении я рассмотрел несколько рассказов А. П. Чехова. Мы видели, что проблема счастья людей в творчестве Чехова занимает важное место. В его рассказах показана жизнь множества людей его времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей. Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.
46974 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова
Смотрите также по
разным произведениям Чехова:
- Критические статьи