- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Тема счастья в рассказе Крыжовник
Сочинение Тема счастья в рассказе Крыжовник Чехова
Я, может, еще слишком молод, чтобы с точностью определить для себя понятие счастья. Вокруг так много информации, реклам и текстов и всё это с немыслимой скоростью проносится в сознании каждый день, меняя его. Сколько нужно прочесть или увидеть, чтобы себя понять, сколько пережить и прочувствовать? Но здорово, что еще есть книги, есть Чехов и Рождественский и еще многие, чьи слова заставляют замедлить темп, прислушаться, подумать и посмотреть на мир и себя немного со стороны.
Иван Иваныч показал мне, что счастье оно разное, но мне немного чужда его категоричность. «Счастья нет, и не должно его быть…». Но разве плохо хотеть и искать счастья? Разве не его поиск заставляет изменить себя к лучшему, отказаться от лишнего, научиться дисциплине и целеустремленности? Но есть и огромная правота, великая мысль, которую я очень постараюсь навсегда запечатлеть в своем сердце. Это мысль о том, что есть что-то большее, чем собственное счастье. Я соглашусь, в некоторой мере, что хотеть счастья для себя – эгоистично. Но я не чувствую стыда за этот эгоизм. Я оставлю и ему место в жизни, но хочу пронести сквозь года мысль о том, что есть что-то более важное, более великое. И пусть все поступки, что я совершу, все мысли, которые будут мной двигать и чувства окажутся светлыми и цель моя будет простой, но в то же время необъятной и сложной – пусть она будет в добре. Если я смогу стать счастливым на сто или на всю тысячу процентов, то только осознавая, что делаю что-то доброе, важное и полезное не только для себя.
Поэтому прочитав рассказ Чехова, я еще раз убедился в том, что нет в моем сердце осуждения тех, кто смысл жизни увидел в тихом существовании, в попытке оградить себя от излишних эмоций. Я их не сужу, мне их жаль. Ведь душа человеческая способна расти, становится лучше и разве хорошо это – кормить свою лень и трусость, гордыню, скупость и привязанность к материальному, когда она способна достичь высот, мира и счастья, которые не имеют единиц измерения. Выбирая свой жизненный путь, я думаю о том, как важно не потерять себя, занимаясь лишь удовлетворением простых потребностей, поучая других и как страшно осознать ошибки, когда в душе и теле сил менять себя уже не будет. Я не знаю, что ждет меня, но не выберу своей целью поиск угла, в котором смогу спрятаться и сделать вид, что нет вокруг меня людей, нет горя и проблем. Я не закрою глаза и сердце в попытках оградить себя от страданий. Пусть выбор этот и сложен, но я выберу жить, а не существовать.
2 вариант
Многие знакомы с популярным рассказом Антона Павловича Чехова «Крыжовник». На примере главного персонажа, автор показывает худший способ жизни, в котором нет места счастью. Он жаждет рассказать, что невозможно ощущать это замечательное чувство, видя, как окружающие люди страдают.
Любому человеку, даже заядлому интроверту, необходима связь с социумом. В собственном «коконе» не получиться, по-настоящему, насладиться жизнью. Как ни крути, каждому приятно делать хорошие дела для других. Осознание, что ты оказал помощь нуждающемуся, заставляет сердце «радоваться».
Есть закон бумеранга, он гласит, что все в этом мире возвращается. Если человек причиняет боль окружающим, он априори не может испытывать удовольствие. Ведь в какой-то момент, жизнь воздаст ему сполна за его старания. А когда он отдает частичку себя для облегчения бытия постороннего, вскоре получит такой же подарок судьбы.
Главный герой – Николай Иванович смолоду пытался стать владельцем большой усадьбы и быть богатым. Кроме того. Он желал посадить там крыжовник. Этот кисло-сладкий плод является прямым отображением способа жизни персонажа.
Раньше мужчина был незаурядным чиновником, после чего превратился в тщеславного, наглого и самоуверенного помещика. Из-за того, что он стал малоподвижным, его вес прибавился. По словам Чехова, ленивый хозяин имений раскормил и собственного пса, который перестал выходить из своей будки и забыл как лаять.
Иван Иванович брат главного героя, стал задумываться о том, что жизнь помещика походит на гипноз. Человек думает, что он счастлив и беззаботен. Но каждый богач должен помнить, что вокруг есть люди, чьи доходы не позволяют приобрести даже буханку хлеба.
Однажды может разрушиться все, что есть теперь. Те, кто живет в достатке, останутся без крова над головой. Тогда о них вспомнят бедняки, которые в свое время не дождались помощи. Вряд ли вчерашние скряги удостоятся поддержки от простых людей.
Когда брат прибыл к Николаю Ивановичу, он понял, что его родственник давно забыл о покое и подлинном счастье. Его не окружали семейные хлопоты и благополучие домашнего очага. «Союзниками» персонажа рассказа Чехова были лишь лицемерие и наглость, которые создавали призрачный щит от истинно удачливых людей. Главный герой всерьез не понимал, что всю жизнь гнался за материальным достатком и наличие крыжовника в саду. Теперь же впереди его жизни лишь одинокая старость и вечный покой.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема счастья в рассказе Крыжовник
Популярные сегодня темы
- Анализ поэмы Есенина Анна Снегина
«Анна Снегина» — это автобиографическое произведение Сергея Есенина, написанное им практически накануне своей смерти, в 1925 году. В ней поэт рассказывает о своих переживаниях
- Отношение Лизы к героям повести Бедная Лиза сочинение
Произведение «Бедная Лиза» — это творение известного человека Николая Карамзина. Своим произведением о несчастной любви бедной девушки и богатого дворянина он открыл новое направление в русской культуре, названное сентиментализмом
- План сказки Волшебник изумрудного города (Волков 3 класс)
Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.
- Сочинение по картине Зимнее солнце Юона 4, 6 класс
На холсте изображен тихий зимний день. День уже подходит к концу, а солнце светит изо всех сил. Почему-то мне кажется, что это закат. Потому что именно в закат солнце становится багровым цветом. Небо, насыщенно голубого цвета
- План рассказа Багульник Яковлева
Учительница местной школы всегда недовольна поведением одного из своих учеников. Ее раздражало то, что мальчик беспрестанно зевает на уроках. Считая это неуважением, она не раз делала ему замечания.
(345 слов) Тема земного счастья занимает важное место в творчестве великого русского писателя А.П. Чехова. На страницах своих рассказов и пьес он рассказывает читателям о судьбах обычных, ничем не примечательных людей. Как и в реальной жизни, многие из них недовольны своей судьбой и лихорадочно ищут своё предназначение и личное счастье. Именно такую историю и изобразил писатель в своём рассказе «Крыжовник».
По сюжету Иван Иванович рассказывает своим знакомым историю своего брата-Николая Ивановича. Имение их отца было отсужено за долги семьи, и Николай, очень страдавший от этого, целью своей жизни поставил купить свою собственную усадьбу, в которой обязательно будет расти его любимый крыжовник. На первый взгляд перед нами довольно романтичная история, в которой человек строит свой маленький рай на грешной земле, но это не так. Николай всю свою жизнь копил деньги, недоедал, зажимал каждый рубль, даже свёл в могилу жену, на которой женился из-за её денег. Живя только далёким и прекрасным будущим, герой принёс в жертву своё настоящее, чтобы спустя много лет мучений и стараний всё же купить столь желанную усадьбу. Иван Иванович, встретив брата много лет спустя, не увидел настоящего счастья, он увидел лишь разложение, пошлость и праздность. Николай, осев в своем имении, превратился в изнеженного инертного барина, деградирующего, замкнувшегося в себе и поглощённого мелочными заботами исключительно о собственном благополучии. По мнению Чехова, такое «счастье» отвратительно. Николай Иванович, уверенный в том, что обрел блаженство, нашел лишь свою собственную могилу, где может спокойно жить, есть, спать и духовно загнивать, чтобы в конечном итоге умереть, не оставив после себя ничего. В конце рассказа Иван Иванович рассуждает о том, как несчастны люди вокруг нас, и настоящий человек ни в коем случае не должен отворачиваться от страданий других ради личного блаженства. За дверью каждого обывателя, уверенного с том, что жизнь его радостна и светла, должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и стуком напоминать ему о том, что происходит за пределами его маленького мирка.
Для Чехова мир — жестокое, наполненное страданиями место, в котором крайне мало настоящего счастья, а те, кто всё-таки нашли его, никогда не должны забывать о том, что на свете живут тысячи несчастных людей, о которых нельзя забывать в угоду своему эгоизму.
Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Дорога к счастье: какая она? Аргументы из 4 книг помогут всесторонне изучить вопрос и написать эссе лучше всех. Приятного просвещения!
Вариант 1
(474 слова) Каждому из нас хочется достичь счастья и чувствовать удовлетворение от жизни. На как добиться этого? Кто-то идет по кривой дорожке и находит лишь отражение довольства в кривом зеркале фальшивых приоритетов. Кто-то выбирает вроде бы выгодный маршрут, который ему не нравится, и тоже не получает желаемого. А кто-то идет своей тропой, слушая внутренний голос, и обретают гармонию с собой и миром вокруг. Как определить правильный путь? Посмотрим, как с этой задачей справляются герои из русской литературы.
Вспомним рассказ А.П. Чехова «Крыжовник». Герой видел свое счастье в покупке дворянской усадьбы рядом с речкой. Всю жизнь он посвятил охоте за мечтой. Он недоедал, скаредничал, экономил на самом необходимом. В конце концов, Николай Иванович даже женился по расчету, лишь бы приблизить день осуществления грезы. Своей жадностью он уморил вдову, которую взял в жены, и остался единственным наследником состояния. Это и позволило ему приобрести барский домик с огородом и даже напротив водоема. Правда, вода в нем была цвета кофе, потому что рядом функционировали два завода, но Николай Иванович все равно был на седьмом небе от счастья. Герой сразу же поправился, приобрел барские замашки и посадил столь любимый им крыжовник на участке. Казалось бы, не жизнь, а сказка. Но брату Николая Ивановича его идиллия показалась ужасно пошлой и пресной. Самодовольный помещик жил в иллюзиях мнимого дворянства и обманывал себя до такой степени, что даже кислый крыжовник ему казался сахарным. Ивану Ивановичу очевидно, что это поддельное счастье не стоило таких жертв и самоограничений. Оно развращает Николая Ивановича и способствует лишь его деградации. Он выбрал не ту дорогу и не те ценности, поэтому жил во лжи и не замечал своего нравственного падения.
Совсем иной путь, полный труда и риска, выбрал Артур, герой повести-феерии А. Грина «Алые паруса». Он родился в семье богатого аристократа и был единственным наследником. Ему прочили дипломатическую карьеру, но мальчик с детства бредил морем и приключениями. Конечно, родители были против такого призвания для сына. И он покинул отчий дом, чтобы найти свое счастье на той дороге, которую он выбрал сам. Артур был юнгой на корабле, пережил много трудностей и лишений. Внешне его жизнь не походила на идиллию. Но она приносила истинное духовное удовлетворение самому герою, который искал себя. Ему удалось накопить опыта и добиться высот в своем деле. Купив судно, он стал капитаном и бороздил моря, диктуя стихии свои правила. Именно в путешествия Артур нашел любовь — мечтательную и необычную девушку Ассоль. Так и он добился такого счастья, которого не получил бы на службе, выбранной не им самим. Путь героя пролегал через работу над собой и преодоление невзгод. А маяком в пучине стал для него внутренний голос, который привел его к мечте.
Таким образом, дорога к счастью — это движение на зов внутреннего голоса. Это работа над собой и обретение важного жизненного опыта. Это активные действия, а не смирение с судьбой и жизнь по течению. Только обретение себя и соответствие личным стандартам качества позволяют найти гармонию с собой и внешним миром.
Вариант 2
(517 слов) Понятие «счастье» каждый для себя воспринимает по-своему, поэтому и дорога к нему у каждого своя. Для кого-то оно заключается в признании и славе. Например, кто-то хочет стать известным пианистом, артистом или журналистом. Для других истинный источник наслаждения находится в большой и дружной семье. А кто-то не представляет свою жизнь без денег и богатства. Таким образом, у каждого существует своя индивидуальная тропа к счастью. Чтобы лучше изучить тему, обратимся к произведениям отечественной литературы, в которых она поднималась.
В известном романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» главные герои произведения прошли непростой путь, чтобы обрести подлинное счастье. Например, Андрей Болконский, уставший от светского общества, жаждет славы и признания, подвига и исторической значимости. Кумиром героя был французский император Наполеон. Андрей Болконский в начале своего пути хотел быть похожим на него. Однако Аустерлицкое сражение кардинально изменило жизненные идеалы и ориентиры Андрея Болконского. Лежа под Аустерлицким небом, герой осознаёт всю никчёмность своих былых убеждений. Теперь Болконский понимает, в чем заключается истинное счастье. Мирное небо, дружная семья, прелесть природы, созидательный труд во благо ближних — вот составляющие вечной гармонии. Однако из-за горя и пережитых испытаний вдовец замкнулся в себе. Он пытался найти предназначение в общественной деятельности, но наибольшую полноту жизни он испытал, когда вновь полюбил. Наташа стала его путеводной звездой к обновлению души. Но их любовь не выдержала испытания временем. Разочарование вновь отбросило героя назад, и счастье казалось недостижимым. Но Отечественная война придала жизни Андрея новый смысл. Он получил ранение, но помог своей стране в страшной и важной схватке. И лишь в конце своей жизни он сумел обрести желанные мгновения счастья рядом с Наташей Ростовой. Какой была его дорога? Конечно же, тернистой, полной лишений и испытаний. Чтобы найти свой собственный источник духовного наслаждения, нужно падать и подниматься, пробовать и ошибаться, но все же действовать по своему внутреннему кодексу чести.
Совсем другой предстает дорога к счастью в известном произведении Максима Горького «На дне». Обитатели ночлежного дома рассуждают над его природой. Люди, опустившиеся на самое дно общества, размышляют о смысле жизни и предназначении. Каждый герой пьесы олицетворяет собой подлинную человеческую трагедию, но не теряет надежды на воскрешение и подъем. Кто-то из них старается жить прошлым, смирившись со своим бесцельным существованием, другие же – пытаются вести борьбу за своё будущее. Именно образ Луки символизирует ту иллюзорную дорогу к счастью, в которую однажды поверили персонажи произведения. Лука обманом пытается вытащить героев из их плачевного состояния. Ведь, по мнению главного персонажа, сладкая ложь для человека намного полезнее, чем горькая правда. Именно такого принципа и придерживается Лука. Однако герои все равно не обретают истинного счастья, ведь дорога к нему оказалась просто иллюзией. Суровая реальность рушит все надежды персонажей. Этот пример говорит о том, что самообман никогда не приводит к желаемым результатам. Только горькая правда жизни выстраивает правильный маршрут.
Таким образом, дорога к счастью никогда не бывает простой, ее нет в обмане и фальши. Она наполнена трудностями и препятствиями. Однако не стоит их пугаться, ведь упорство и решительность помогают человеку добиться желаемого. Необходимо осознать свой смысл жизни и идти по заданному направлению честно и смело. В пути нужно радоваться каждому прожитому моменту, ведь порой счастье складывается из простых мелочей. Просто важно уметь их замечать и ценить.
Сочинение Тема счастья в рассказе Крыжовник Чехова
На чтение 2 мин Просмотров 10
Многие знакомы с популярным рассказом Антона Павловича Чехова «Крыжовник». На примере главного персонажа, автор показывает худший способ жизни, в котором нет места счастью. Он жаждет рассказать, что невозможно ощущать это замечательное чувство, видя, как окружающие люди страдают.
Любому человеку, даже заядлому интроверту, необходима связь с социумом. В собственном «коконе» не получиться, по-настоящему, насладиться жизнью. Как ни крути, каждому приятно делать хорошие дела для других. Осознание, что ты оказал помощь нуждающемуся, заставляет сердце «радоваться».
Есть закон бумеранга, он гласит, что все в этом мире возвращается. Если человек причиняет боль окружающим, он априори не может испытывать удовольствие. Ведь в какой-то момент, жизнь воздаст ему сполна за его старания. А когда он отдает частичку себя для облегчения бытия постороннего, вскоре получит такой же подарок судьбы.
Главный герой – Николай Иванович смолоду пытался стать владельцем большой усадьбы и быть богатым. Кроме того. Он желал посадить там крыжовник. Этот кисло-сладкий плод является прямым отображением способа жизни персонажа.
Раньше мужчина был незаурядным чиновником, после чего превратился в тщеславного, наглого и самоуверенного помещика. Из-за того, что он стал малоподвижным, его вес прибавился. По словам Чехова, ленивый хозяин имений раскормил и собственного пса, который перестал выходить из своей будки и забыл как лаять.
Иван Иванович брат главного героя, стал задумываться о том, что жизнь помещика походит на гипноз. Человек думает, что он счастлив и беззаботен. Но каждый богач должен помнить, что вокруг есть люди, чьи доходы не позволяют приобрести даже буханку хлеба.
Однажды может разрушиться все, что есть теперь. Те, кто живет в достатке, останутся без крова над головой. Тогда о них вспомнят бедняки, которые в свое время не дождались помощи. Вряд ли вчерашние скряги удостоятся поддержки от простых людей.
Когда брат прибыл к Николаю Ивановичу, он понял, что его родственник давно забыл о покое и подлинном счастье. Его не окружали семейные хлопоты и благополучие домашнего очага. «Союзниками» персонажа рассказа Чехова были лишь лицемерие и наглость, которые создавали призрачный щит от истинно удачливых людей. Главный герой всерьез не понимал, что всю жизнь гнался за материальным достатком и наличие крыжовника в саду. Теперь же впереди его жизни лишь одинокая старость и вечный покой.
Картинка к сочинению Тема счастья в рассказе Крыжовник
Беликова Ирина
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».
Грезы Николая Ивановича
Цель, которую поставил перед собой брат рассказчика, – усадьба с кустами крыжовника. В мечтах Николай Иванович рисовал план будущего имения. В нем не было множества пунктов. Вроде бы все реально: дом для себя и прислуги, огород, крыжовник. Ничего нет особенного в мыслях человека. В голове возникают дорожки по цветущему саду, пруды с карасями. Достичь цели было сложно. Средств на покупку усадьбы не было. Николай старается себя во всем ограничить: «недоедал, недопивал». Живя в страшной нищете, мужчина носит свои небольшие доходы в банк. Цель стала единственным смыслом жизни. Рассказчик скупо рисует реалии жизни мечтающего. Нет ощущения, что желания возвышают человека. Они наоборот съедали его изнутри. Мечты толкают его на безнравственный поступок. Николай Иванович женится по расчету. Некрасивая старая вдова нужна ему только из-за денег. Автор постепенно переводит стиль речи в саркастическую и страшную по смыслу.
klassreferat.ru
В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя. Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах”) это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д. То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь. Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями. Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч”). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать. Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка” или дуэль в “Трех сестрах”. В неизменной жизни люди редко находят счастье — им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать. Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. В рассказе “Дама с собачкой” счастье — это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным. Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение: “И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…” “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели. Но что это за счастье? Счастлив Николай Иванович Чимша-Гималайский, купивший дом в деревне и имеющий возможность кушать каждый день крыжовник, располневший и обрюзгший так, что “того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Это скотское “счастье” , вызывающее только отвращение. А какой ценой заплатил Николай Иванович за это “ счастье ” ? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только потому, что “у ней водились денежки”. Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла. Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую” жизнь. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям. Завершается рассказ “Крыжовник” тем, что брат Николая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, говорит: “Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”. В другом своем рассказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее” выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и маленьким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных. Но однажды, поняв силу своего влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управлять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой происходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь. Несчастный отец рядом со счастливой дочерью — так завершается рассказ. Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счастье Коврина — героя “Черного монаха” — возможность разговаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно. Более того, в момент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность — Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских рассказах. Счастье соседствует с несчастиями других людей. Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого. Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не может быть в ней счастлив, то нужно изменить ее. Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость. В моем сочинении я рассмотрел несколько рассказов А. П. Чехова. Мы видели, что проблема счастья людей в творчестве Чехова занимает важное место. В его рассказах показана жизнь множества людей его времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей. Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.
Рекомендуем посмотреть:
- Своеобразие прозы А.П.Чехова — сочинение
- Большие темы маленьких рассказов А. П. Чехова
- Художественный стиль рассказов Чехова
- Последние годы жизни Чехова
- Рассказы Чехова о детях
- Этапы творческого пути Чехова
- Поиск смысла жизни и счастья в произведениях А. П. Чехова — сочинение
- Читая А.П. Чехова
- Сочинение на тему: «Герои времени» в рассказах А. П. Чехова
- «Его врагом была пошлость» (сочинение по рассказам А.П.Чехова)
Реалии жизни
Деньги превращаются в произведении Чехова в деньжонки. Николай стал держать женщину в черном теле: «…впроголодь…».
Обобрав жену, мужчина положил все ее накопления в банк на свое имя. Рассказчик не может ни сравнить его с другими людьми, сделавшими деньги смыслом жизни, обезумевших от жадности. Один купец съедает все свои «деньги и выигрышные билеты», чтобы после его смерти никто не смог ими воспользоваться. Другой барышник потерял ногу, но расстраивался о 20 рублях, оставшихся в сапоге. Такое сравнение ужасает. Иван Иванович уже готовит читателя к завершению истории. Вдова зачахла от такой жизни, ее хватило только на 3 года замужества с Николаем Ивановичем.
Исполнение мечты
Брат приобретает желаемое имение. Насколько омерзительны картины сбывшейся мечты: канавы, ряды елок, «собака, похожая на свинью», кухарка такого же вида. Николай Иванович становится помещиком, располневшим и обрюзгшим. Создавалось впечатление, что и он сейчас захрюкает. Реалии изменили человека. Из нищего бедняги чиновника он превращается в барина – «ваше благородие». Усадьба раскрыла все, спрятанное на долгие годы в глубине души. Помещик строил из себя щедрого господина: он выставлял в праздник полведра водки, и был уверен, что его любит народ. Сбылась мечта и о крыжовнике. Кусты, которые пришлось посадить на участке, начали плодоносить. Волнение переполняло душу Николая. Он ел ягоды с жадностью, как будто это было именно то, без чего его существование теряло смысл. Крыжовник возвысил нового барина в своих глазах. Человек добился всего желаемого.
Новое положение изменило даже отношение к своему происхождению. Чехов использует всегда одно числительное: 20. Именно такое количество кустов в имении, столько раз повторяет Николай Иванович, что он дворянин. Рассказ о новых корнях у чиновника из усадьбы удивляет. Родной брат, знает, что в их роду нет дворян: дед – мужик, отец – солдат.
Чехов а. п. — Проблема счастья в рассказах а. п. чехова
В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя. Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах”) это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д. То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь. Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями. Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч”). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать. Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка” или дуэль в “Трех сестрах”. В неизменной жизни люди редко находят счастье — им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать. Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. В рассказе “Дама с собачкой” счастье — это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным. Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение: “И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…” “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели. Но что это за счастье? Счастлив Николай Иванович Чимша Гималайский, купивший дом в деревне и имеющий возможность кушать каждый день крыжовник, располневший и обрюзгший так, что “того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Это скотское “счастье” , вызывающее только отвращение. А какой ценой заплатил Николай Иванович за это “ счастье ” ? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только потому, что “у ней водились денежки”. Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла. Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую” жизнь. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям. Завершается рассказ “Крыжовник” тем, что брат Николая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, говорит: “Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”. В другом своем рассказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее” выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и маленьким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных. Но однажды, поняв силу своего влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управлять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой происходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь. Несчастный отец рядом со счастливой дочерью — так завершается рассказ. Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счастье Коврина — героя “Черного монаха” — возможность разговаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно. Более того, в момент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность — Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских рассказах. Счастье соседствует снесчастиями других людей. Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого. Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не может быть в ней счастлив, то нужно изменить ее. Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость. В моем сочинении я рассмотрел несколько рассказов А. П. Чехова. Мы видели, что проблема счастья людей в творчестве Чехова занимает важное место. В его рассказах показана жизнь множества людей его времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей. Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.
Разочарование от исполнения мечты
Нет ощущения радости в речи рассказчика и автора. Мечта сбылась, а к чему она привела? К превращению человека в животное? Много ли таких людей на Руси? Отчаяние переполняет душу Ивана Ивановича. Может вообще не стоит мечтать? Сколько «счастливых» вокруг, которых их не волнуют живущие рядом. Автор говорит, что это общий гипноз. Для счастливых нет тех, кто страдает, голодает, болеет. Они уходят в свой мир грез и удовольствия. Страшно оказать рядом с такими людьми.
Мечта – слово возвышенное. Оно должно заставлять человека идти к цели, развиваться и приносить пользу и радость окружающим.
Написать сочинение «Мечта и реальность в произведении «Крыжовник» можно только после изучения сложных философских рассуждений автора на тему. Материал поможет разобраться в проблемах, поставленных в художественном тексте.
В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя. Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах”) это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д. То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь. Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями. Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч”). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать. Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка” или дуэль в “Трех сестрах”. В неизменной жизни люди редко находят счастье — им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать. Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. В рассказе “Дама с собачкой” счастье — это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным. Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение: “И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…” “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели. Но что это за счастье? Счастлив Николай Иванович Чимша-Гималайский, купивший дом в деревне и имеющий возможность кушать каждый день крыжовник, располневший и обрюзгший так, что “того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Это скотское “счастье” , вызывающее только отвращение. А какой ценой заплатил Николай Иванович за это “ счастье ” ? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только потому, что “у ней водились денежки”. Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла. Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую” жизнь. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям. Завершается рассказ “Крыжовник” тем, что брат Николая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, говорит: “Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”. В другом своем рассказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее” выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и маленьким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных. Но однажды, поняв силу своего влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управлять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой происходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь. Несчастный отец рядом со счастливой дочерью — так завершается рассказ. Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счастье Коврина — героя “Черного монаха” — возможность разговаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно. Более того, в момент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность — Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских рассказах. Счастье соседствует с несчастиями других людей. Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого. Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не может быть в ней счастлив, то нужно изменить ее. Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость. В моем сочинении я рассмотрел несколько рассказов А. П. Чехова. Мы видели, что проблема счастья людей в творчестве Чехова занимает важное место. В его рассказах показана жизнь множества людей его времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей. Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.
Сейчас смотрят:{module Чехов:} Похожие сочинения
- «Его врагом была пошлость» (сочинение по рассказам А.П. Чехова)
- «Не потерять в себе человека» (сочинение по рассказам А.П. Чехова)
- «Равнодушие — это паралич души» (сочинение по рассказу А. П. Чехова «Палата №6»)
- «Смысл и Драма человека» в творчестве Чехова
- А. Чехов и русский театр
- Большие темы маленьких рассказов А. П. Чехова
- Герои А. П. Чехова — какие они?
- Горький и Чехов
- Драматургия А. П. Чехова
- Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (по произведениям А. П. Чехова)
- Живые человеческие характеры в пьесе «Дядя Ваня» А.П. Чехова
- Идейно-художественное своеобразие «Маленькой трилогии» А.П. Чехова
- Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»
- Идейно-художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Учитель словесности»
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Крыжовник»
- для самых компанейских — Главные герои «Крыжовник»
- для самых занятых — Читательский дневник «Крыжовник»
- для самых любопытных — Анализ «Крыжовник» Чехов
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 11
- Сочинения
- По литературе
- Чехов А.П.
- Проблема счастья в рассказах Чехова
Проблема счастья в произведениях Чехова сочинение
Антон Павлович Чехов неоднократно поднимал в своих произведениях проблему счастья. Отчего же? А всё потому, что она актуальна и по сей день. Множество людей посвящают себя поисками неизведанного, того, что принесет радость. К сожалению, некоторые слепы, не замечают данного судьбой подарка, игнорируя того или иного человека. Чехова всегда волновал вопрос: где же настоящее счастье? В чем оно состоит?
Те, кто знакомы с творчеством писателя, осознают, что у каждого Чеховского героя в финале нет счастья в жизни. Есть только предпосылки, некая приближенность, но в полной мере такое необычного явления не происходит. Взять тот же рассказ «Скрипка Ротшильда», где главный герой, что работал гробовщиком, под невзгодами и трудностями не ломался, а погружался целиком в работу. Однако у него была жена, к которой теплых чувств не испытывал. Бывало, что он её бил, калечил. И избавлением от несчастной жизни героини послужила её смерть, вместо того, чтобы переживать, скорбеть, сострадать о возлюбленной, Ротшильда лишь заботит качество гроба, что он создал для покойной. Не это ли проблема равнодушия и отсутствия счастья там, где оно возможно? К концу рассказа герой осознает, что могло бы все сложиться иначе, но теперь поздно что-либо менять. Один неверный шаг, конец… Чехов показывает, что безразличность не может привести к счастью в личной жизни.
Для примера стоит обратиться и к рассказу «Крыжовник», где Чехов показывает нам персонажа, который не представляет, что такое истинное счастье. Главный герой по имени Николай Иванович – это человек, который не требует каких-либо возвышенных желаний, ибо его волнует лишь крыжовник. Персонаж знакомился с множеством статей и газет, чтобы найти удобную усадьбу, которая послужит чудным местом для посадки крыжовника. Женился ради средств, а не по зову сердца, потому что деньги, которые герой получил за бракосочетание, позволили осуществить намерения о чудесной усадьбе. И тогда персонаж делал то, что приносило ему счастье. Он потратил всю свою жизнь на то, чтобы вырастить крыжовник.
Безусловно, замечательно, что человек с неподдельным увлечением отдается любимому занятию, уходит в него с головой. Однако печально то, что зарываясь в собственном мире, человек отдаляется от окружающих людей. И происходит деградация личности. Тем самым, счастье не может быть возможным у героя, так как посвятил он свое ценное время на бесполезное занятие. Да, оно приносило плоды и результаты, но это низкие потребности. Желания и стремления обязаны быть возвышенными! Такими, чтобы после прожитых годов ни за что не было жаль.
Антон Павлович Чехов часто затрагивал проблему счастья. Никто из героев его не постигал. Но это далеко не значит, что оно не возможно. Просто люди не прилагают к этому должных усилий…
Вариант 2
Начинаю это сочинение без готового ответа. Думаю, что в процессе я смогу понять, в чем проблема счастья в этих рассказах. Для примера нужно взять несколько произведений.
В «Белолобом», например, там просто счастливое стечение обстоятельств получилось. Дед подумал на украденного волчицей (но вернувшегося) щенка, поэтому не стал искать волков и отстреливать. А волчица-то думала, что счастлива, так как украла «ягненка», но такое разочарование! Но она должна быть счастлива, что жива осталась, волчица эта.
Или рассказ «Беглец», где Пашка поверил доктору, что они пойдут на ярмарку и подобное. В итоге остался в больнице на операцию, только по мамке скучал – к ней и бежал. Тоже обманулся «счастьем», а понял, что оно было в маме, в доме, даже если они и жили очень бедно.
«Детвора» из одноименного рассказа была просто счастлива игре. Дети проявляют свои характеры, ссорятся, мирятся… Но они просто счастливы.
«Ионыч» просто «завис» в своём «счастье», бросил все мечты и стал обрюзгшим и глупым. Он сам бы таких ругал в молодости! Но вот оно, счастье… Ионыч ведь раньше понимал, что оно в движении, в борьбе даже.
«Крыжовник» — счастье для героя этого рассказа. Как символ изобилия и дома эта ягода выступает, но и тут герой запутался, увяз в быту, в материальном. «Тапёр», наоборот, ловит свой шанс. И перед мальчиком Юрой открывается счастливая дорога труда, развития. А «человек в футляре» счастлив своим «комфортом», буквально закрывшись ото всех в футляре! На самом деле радости от жизни он вовсе не ощущает.
У Чехова много просто юмористических рассказов, где о счастье речь не идёт. Но по тем, что вспомнились тут, можно сделать вывод о счастье в рассказах Чехова. В нём материальном можно увязнуть, прекратить даже человеком нормальным быть. Это, скорей, покой и достаток. Часто счастье обманывает героев, в они готовы за ним бежать. И счастье больше по этим рассказам в самой жизни, в действиях, в любви тоже. Главное — не закисать.
Итак, проблема счастья в рассказах Антона Павловича в том, что оно обманчиво, может и заманить, и затянуть, а настоящее счастье в жизни, движении и развитии. Я с таким определением согласен точно!
10 класс
Проблема счастья в рассказах Чехова
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Дикой и Кабаниха сходство и различие
А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.
- Сочинение Примеры дружбы из жизни
Истинная дружба — самый ценный дар в нашей жизни. Человеку очень повезло, если у него есть настоящие друзья. Настоящая дружба дарит нам незабываемые, сладкие и приятные переживания. Дружба — это самый ценный актив в жизни
- Сочинение Всякая любовь великое счастье
Любовь — по истине важное и великое чувство в жизни человека , которое приносит человеку радость, заботу, счастье, вдохновение. И в тоже время приносит
- Сочинение на тему Дом который украшает нашу улицу
Я живу на очень красивой улице, и наш дом отличается от всех остальных домов. Он стал главной достопримечательностью нашего района, так как имеет яркую окраску и с красивым рисунком на стене.
- Дружба Жилина и Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого
Я хотел бы описать дружбу Дины и Ивана Жилина в произведении «Кавказский пленник». Дружба Дины и Жилина – вещь совсем непростая, ведь их отношения нужно было держать в тайне, потому что у Дины могли быть проблемы.