Многомудрый Литрекон советует Вам прочитать 2 примера итогового сочинения по направлению «Я и другие» на тему: Как общество влияет на человека? Аргументы он взял из книг «На дне», «Евгений Онегин», «Ионыч», «Олеся».
Вариант 1
(401 слово) Как правило, общество негативно влияет на человека, так как навязывает стандарты поведения большинства, совершенно не уважая индивидуальность. Люди, объединяясь в коллектив, хотят, чтобы им не мозолила глаза уникальная и сильная личность. Им проще подстроиться под низкую планку, а всех остальных можно вынудить опуститься до общего уровня. Об этом говорят многочисленные примеры из литературы.
Так, А.П. Чехов в рассказе «Ионыч» представил свой взгляд на взаимоотношения общества и личности. Главный герой приехал в захолустье, чтобы занять должность земского врача. Дмитрий Старцев был полон амбициями, надеждами и благими намерениями. Он мечтал о служении людям и стремился достичь высот в своем ремесле. Однако окружение, состоящее из скучных обывателей, зацикленных на материальных ценностях, сразу разочаровало его. Но Дмитрий не спешил под него подстраиваться. Он стал гостем в интеллигентной семье Туркиных и влюбился в Катерину, дочь хозяев. Девушка не разделяла его чувств, и разбитое сердце вынудило Старцева искать другой круг общения. Постепенно вино, азартные игры и однообразные беседы о местных сплетнях затянули героя в свой омут. Рутина дней, проведённых в окружении ограниченных и самодовольных мещан, стала болотом для амбиций и надежд Дмитрия. Он деградировал и превратился в толстого, грубого и алчного «Ионыча» — того, кто соответствовал общему уровню. Таким его сделало общество.
Но есть и те люди, которые сопротивляются и не подстраиваются под общество. Такую героиню мы встречаем в повести А.И. Куприна «Олеся». Она жила в лесу, в своеобразном изгнании, ведь была внучкой местной «ведьмы». В Полесье у Мануйлихи сформировалась плохая репутация: из-за сверхъестественных способностей женщину винили во всех местных бедах. Олеся унаследовала этот дар и была в глазах соседей такой же угрозой. Обитатели Полесья боялись «колдуний» и были готовы в любую минуту наказать их силой. Суеверие крестьян отразилось и на мировоззрении Олеси: она верила, что ее способности — от лукавого, поэтому не ходила в церковь. Героиня частично усвоила предрассудки своего окружения, но не подчинилась, а противопоставляла себя ему. Она не хотела терять свой дар, не спешила менять образ жизни и не нуждалась в обществе кого-либо, кроме возлюбленного и бабушки. У нее сформировалась сильная и независимая натура. В данном примере мы видим, что влияние окружения навязало человеку определенные идеи, но личность борется за свою индивидуальность. Этот бой закаляет характер и делает ее сильнее.
Таким образом, поведенческую модель общества определяет большинство, поэтому толпа людей всегда более или менее примитивна. Поэтому она стремится выжать из себя тех, кто выделяется и не соответствует усредненной планке. Его влияние можно назвать негативным, так как оно не возвышает, а принижает личность.
Вариант 2
(440 слов) Общество в значительной степени формирует характер человека. Стремясь подстроиться под общепринятую норму, мы развиваемся в том или ином направлении и ведем себя так, чтобы соответствовать представлениям большинства о хорошем поведении. Влияние среды может быть позитивным и негативным — все зависит от того, какое окружение мы выбираем. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Так, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал специфику влияния дворянского общества на людей. Рассказывая читателю про детство, отрочество и стиль жизни своего героя, автор обращается ко всем своим современникам и делает акцент на том, что все они ведут и даже чувствуют себя одинаково: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Социальная среда определила судьбу Евгения: он жил в роскоши, ведь, в отличие от крестьянина или мещанина, унаследовал источники пассивного дохода и привилегированный статус, позволяющий ему ничего не делать. Люди, окружающие его, были такими же праздными, легкомысленными и бесцельными, поэтому он быстро освоил привычки и манеры высшего света и подражал им. Отношение к деньгам, любви, дружбе у Онегина было такое же, как у всех его современников из помещичьей среды. Окружение диктовало главному герою не только моду, виды досуга и меню в ресторане, но и образ мыслей. Боясь общественного осуждения, он идет на ненужную ему дуэль, чтобы удовлетворить любопытство Зарецкого и тому подобных. В образе сплетника Зарецкого перед нами предстал весь высший свет, живущий старыми предрассудками и размытыми понятиями о чести. Внутренний голос Евгения просит его извиниться перед Ленским, ведь он виноват, но победу одерживает мнение света, которое готово признать извинившегося человека трусом. Очевидно, что Онегин — продукт своей среды и ее жертва.
Но не только высшее общество так сильно влияет на человека. Низшие слои социума не менее цепко держат судьбы людей в кулаке. Так, в пьесе М. Горького «На дне» читатель знакомится с Васькой Пеплом — потомственным вором. Окружающие с самого детства навесили на мальчика ярлык «вор», потому что этим преступным делом «прославился» его отец: «Ты пойми: я, может быть, со зла вор то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…» — признается герой. К сожалению, негативный социальный штамп отрезал ему все альтернативные пути развития. Ваську буквально приучили к тому, что он — отребье, дорога которому — на каторгу. Наслушавшись «советчиков», герой и вправду становится тем, кем его хотели видеть, оправдывая мрачные прогнозы. «Мой путь — обозначен мне» — говорит Пепел и смиряется с клеймом. Общество во многом управляет человеком, программируя его сознания с малых лет, когда оно еще податливо и беззащитно.
Таким образом, общество очень сильно влияет на человека: надвязывая ему нормы поведения и стандарты мышления, оно определяет его будущее. От социальной среды зависит даже мнение личности о себе, ее самооценка. Поэтому очень важно уметь абстрагироваться и слушать не только внешний, но и внутренний голос.
Пример сочинения 1
Многие люди зависимы от мнения других людей. Так происходит в результате того, что человек – часть общества. Для многих людей общественное мнение занимает важное место в жизни, они беспокоятся о том, что скажут о нем окружающие люди, положительно или отрицательно они отреагируют на тот или иной поступок. Такие люди хотят показать себя с лучшей стороны, они боятся, что окружающие люди увидят их недостатки и будут за это осуждать их. Многие люди зависят от общественного мнения вследствие патриархального воспитания, когда родители приучали ребенка думать о том, что скажут другие люди. Зависимость от общественного мнения для таких людей становится привычкой, от которой уже сложно избавиться.
Проблема зависимости от общественного мнения поднимается во многих художественных произведениях отечественных писателей, поэтов и драматургов.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показана зависимость фамусовского общества от мнения окружающих людей. Эта зависимость подчеркивается финальными строками комедии – словами Фамусова: «Ах! боже мой! что станет говорить // Княгиня Марья Алексевна!». В комедии показано, что Фамусов, увидев Софью с Молчалиным, думает не о том, что чувствует его дочь, открывшая правду об обманывавшем ее Молчалине, а о том, что скажут о всей этой ситуации окружающие люди. А.С. Грибоедов демонстрирует, что Фамусов зависит от общественного мнения, потому что так было принято в обществе. Все представители светского общества стремились к высокому положению в обществе, к уважению со стороны других людей. Представители «века минувшего» хотели показать себя с лучшей стороны, закрыть глаза окружающих людей на свои недостатки, показав лишь достоинства. Зависимость от мнения окружающих становится для фамусовского общества привычкой. Представители фамусовского общества боятся того, что их будут обсуждать в обществе, что снизит их авторитет и, следовательно, изменит их образ жизни.
Проблема зависимости от общественного мнения поднимается также в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Отец центрального персонажа Григория Мелехова Пантелей Прокофьевич выступает против отношений Григория с замужней Аксиньей Астаховой. Пантелей Прокофьевич зависит от мнения окружающих людей: «Женю!.. Завтра же поеду сватать! Дожил, что сыном в глаза смеются!». Пантелей Прокофьевич, всегда стремившийся иметь авторитет среди жителей хутора, не хочет, чтобы окружающие люди осуждали его сына Григория за связь с замужней женщиной и его самого за то, что не разорвал эти незаконные отношения. М.А.
Шолохов показывает, что Пантелей Прокофьевич был частью общества, для которого зависимость от общественного мнения была привычкой.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что многие люди зависят от мнения окружающих людей из-за желания показать себя лучше, чем есть на самом деле, из-за боязни быть осужденным окружающими людьми за недостатки, из-за патриархального воспитания.
Пример сочинения 2
Человек формирует свою личность на протяжении всей жизни. Это становление зависит от множества внутренних и внешних факторов. Важнейшее влияние на развитие личности оказывает окружающая среда обитания. Однако часто человек перестаёт идти своей дорогой и начинает зависеть от общественного мнения. Почему так происходит? Точка зрения большинства людей регулирует отношения в социуме. Именно общее мнение устанавливает нормы и нравственные порядки, создаёт традиции, обычаи, привычки и интересы. Выражается оно в форме оценки, поощрения, требования или осуждения. Так и начинается давление общества на отдельного человека и это мешает ему быть тем, кем он является на самом деле или желает стать. Вопрос заключается только в том, поддастся личность этому влиянию или будет сопротивляться.
К примеру, Фамусов из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» всецело зависел от чужого мнения. Больше всего на свете он боялся дурной славы в обществе. Павла Афанасьевича заботило только то, что о нём скажут в высшем свете, какое впечатление он произведёт на «нужных» людей. По таким принципам жило всё дворянское общество того времени и оно изображено в лице самого Фамусова.
Ещё одним человеком в комедии «Горе от ума», живущим согласно мнению общества, является Молчалин. Именно ему принадлежит фраза: «злые языки страшнее пистолета». Он безоговорочно принимает общественные законы и следует им, потому что считает, что только так можно стать счастливым. Молчалин не просто прислушивается к чужому мнению, он пытается заслужить у всех одобрение, поэтому старается угодить каждому представителю «фамусовского» общества. Причина такого поведения кроется в его детстве, отец дал своему сыну завет и он свято ему следовал. Смысл жизни подобных людей заключается в услужении ради похвалы, только так они чувствуют себя полноценными.
Другим ярким примером человека, зависящего от общественного мнения, была главная героиня пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Раневская такая же инфантильная, искусственная и эмоциональная, как и все типичные дворянки того времени. Ей было гораздо легче прислушаться к чужому мнению, чем решать свои проблемы самостоятельно. Даже под угрозой банкротства, она не смогла взять на себя ответственность и позаботиться о своём имении.
Всю свою жизнь Раневская шла на поводу у сословных стереотипов, она вела праздную жизнь и думала только об удовольствиях. Она привыкла ни в чём себе не отказывать, сорила деньгами и легкомысленно относилась к жизненным трудностям. Именно привычка жить на широкую ногу и привела Любовь Андреевну к разорению. Общество управляло ей, именно оно определило судьбу обнищавшей и потерянной дворянки, вынудило жить её лишь воспоминаниями о лучших временах.
Подведя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что зависят от чужого мнения люди, неспособные принимать решения самостоятельно. Они хотят переложить ответственность на других, ввиду своей внутренней несостоятельности. Однако важно помнить, что сформировать зрелую и независимую личность можно только реализовав себя в обществе, утвердив собственную точку зрения. Для этого нужно жить своим умом, а не слепо подчиняться общественным порядкам.
Пример сочинения 3
Стоит ли доверять общественному мнению? На этот вопрос ответить достаточно непросто, ведь общество состоит из отдельных личностей, у которых своё виденье происходящего. Поэтому люди воспринимают одно и то же по-разному, просто некоторые, пользуясь своим авторитетом, навязывают собственное мнение другим. А иногда происходит так, что общество отторгает кого-либо из-за его отличия от привычных норм, тогда любое негативное мнение об этой личности с готовностью принимается за правду. Как, например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Софья, обиженная насмешками Чацкого над её возлюбленным, распускает слух о том, что главный герой сошёл с ума. А фамусовское общество сразу же подхватывает сплетню и распространяет её дальше. Сумасшествие Чацкого им необходимо, для того чтобы объяснить себе непривычный ход мыслей. Люди боятся тех, кто на них не похож. Именно поэтому главный герой не просто не нравился окружающим, он пугал их возможностью разрушить привычный мир, в котором всем было удобно и комфортно находиться. У представителей этого общества даже не возникло сомнений в недостоверности информации, объявленной Софьей. Они беспрекословно поверили чужому мнению, выдавая его далее за правду.
Своё мнение по поводу данной проблемы А.С. Грибоедов вложил в уста отрицательного персонажа Молчалина. Даже он, считая, что в его «лета не должно сметь свое суждение иметь», говорил о том, что «злые языки страшнее пистолета». Однако в отличие от Чацкого, Алексей Степанович жил по законам фамусовского общества, поэтому не шёл наперекор точке зрения большинства. Он знал, что карьерный рост и личное счастье напрямую зависит от участия более влиятельных людей. Молчалин был готов угодить любому, кто мог бы дать ему хорошую характеристику, ведь это мнение способно изменить всю его дальнейшую судьбу.
Другим произведением, в котором поднимается проблема влияния неправильного общественного мнения на жизнь человека, является повесть А. Грина «Алые паруса». Главная героиня была вынуждена расти в одиночестве из-за неприязни окружающих. Всё дело в том, что её отец не спас во время шторма местного лавочника Меннерса. Он просто стоял и смотрел, как уплывает в кромешную тьму раскачиваемая волнами лодка человека, по вине которого умерла мать Ассоль. Когда она обратилась к нему за помощью, он предложил деньги в обмен на её любовь, что оказалось неприемлемым для бедной женщины. Ей ничего другого не оставалось, как отправиться в город в сильную непогоду. В итоге она сильно заболела и умерла от лихорадки. Лонгрен не смог простить обидчика, но ответственность за судьбу дочки не позволила ему отомстить. Поэтому, когда сама судьба подарила ему шанс стать свидетелем торжества справедливости, старый моряк принял решение не вмешиваться.
Люди не понимали истинных мотивов бездействия Лонгрена и начали бояться его. Со временем они прекратили всяческое общение с ним и его дочерью. Невинная Ассоль стала жертвой ошибочного общественного мнения, дети обижали её только потому, что их родители плохо отзывались об отце девочки. Никто не видел чистой и прекрасной души Ассоль, никто не хотел узнать её настоящую. И так продолжалось до тех пор, пока в Каперне появился Артур Грей, не поверивший словам окружающих. Он увидел то, чего не видели остальные и получил за это лучшую награду.
Таким образом, следует, что общественному мнению доверять нельзя. Ведь люди могут ошибаться в своих суждениях или заведомо распространять ложь. Можно прислушаться к чужой точке зрения, но не более того.
Пример сочинения 4
Общественное мнение, несомненно, существовало на всех этапах развития человечества с самого его появления. Старейшины в племена выбирались всеобщим голосованием, то есть с помощью мнения людей большинства людей. На сегодняшний день президента страны мы тоже выбираем всеобщим народным голосованием, из индивидуального голоса складывается мнение большинства – это и есть общественное мнение.
В целом общественное мнение можно охарактеризовать как мнение большинства на актуальные и злободневные темы. Это совокупность индивидуальных мыслей, мнений каждого отдельного человека, которые совпали с мыслями и идеями других людей. Чтобы узнать общественное мнение, проводятся различные социальные опросы.
Исходя из того, что Россия, к примеру, является демократической страной, роль общественного мнения значительно увеличивается.
Чтобы общественное мнение развивалось, на мой взгляд, необходимо совпадение нескольких факторов – обсуждаемая тема должна быть актуальна, она должна затрагивать интересы человечества в целом, а не отдельного человека; тема должна быть достаточно обсуждаема, на неё нужно смотреть с разных сторон и иметь не одну точку зрения; и, наконец, люди обязательно должны знать, о чём говорят, рассуждают, должны обладать необходимым уровнем компетентности. Следует сказать, что общественное мнение может быть и ошибочным, ведь оно складывается не только из достоверных источников.
Компенсируется недостаток информации догадками, слухами и сплетнями.
На примере пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» продемонстрирую банальный пример общественного мнения. Софья в эмоциях называет Чацкого сумасшедшим. А фамусовское общество незамедлительно подхватывает и разносит этот слух.
Далее, все таковым его и считают, при этом, не зная его, на самом деле, как человека.
Нередко общественно мнение может перерасти в обыкновенный стереотип. Говорят, что блондинки – дуры, а женщина за рулём – обезьяна с гранатой. Такой стереотип, естественно, может быть ошибочным, однако общественное мнение уже сложилось. Если брать в пример женщин с машиной, так бывают такие, кто разбираются в них лучше, чем любой мужчина. Чего только стоит знаменитая женщина-экскаваторщица!
Из-за общественного мнения люди часто теряют свою индивидуальность, становятся серой массой и «стадом». Смотрят друг на друга, слушают друг друга, не имея своих мыслей. «Стадные» инстинкты есть почти у каждого человека,
Можно прислушаться к чужой точке зрения, но не более того.
Пример сочинения 4
Общественное мнение, несомненно, существовало на всех этапах развития человечества с самого его появления. Старейшины в племена выбирались всеобщим голосованием, то есть с помощью мнения людей большинства людей. На сегодняшний день президента страны мы тоже выбираем всеобщим народным голосованием, из индивидуального голоса складывается мнение большинства – это и есть общественное мнение.
В целом общественное мнение можно охарактеризовать как мнение большинства на актуальные и злободневные темы. Это совокупность индивидуальных мыслей, мнений каждого отдельного человека, которые совпали с мыслями и идеями других людей. Чтобы узнать общественное мнение, проводятся различные социальные опросы.
Исходя из того, что Россия, к примеру, является демократической страной, роль общественного мнения значительно увеличивается.
Чтобы общественное мнение развивалось, на мой взгляд, необходимо совпадение нескольких факторов – обсуждаемая тема должна быть актуальна, она должна затрагивать интересы человечества в целом, а не отдельного человека; тема должна быть достаточно обсуждаема, на неё нужно смотреть с разных сторон и иметь не одну точку зрения; и, наконец, люди обязательно должны знать, о чём говорят, рассуждают, должны обладать необходимым уровнем компетентности. Следует сказать, что общественное мнение может быть и ошибочным, ведь оно складывается не только из достоверных источников.
Компенсируется недостаток информации догадками, слухами и сплетнями.
На примере пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» продемонстрирую банальный пример общественного мнения. Софья в эмоциях называет Чацкого сумасшедшим. А фамусовское общество незамедлительно подхватывает и разносит этот слух.
Далее, все таковым его и считают, при этом, не зная его, на самом деле, как человека.
Нередко общественно мнение может перерасти в обыкновенный стереотип. Говорят, что блондинки – дуры, а женщина за рулём – обезьяна с гранатой. Такой стереотип, естественно, может быть ошибочным, однако общественное мнение уже сложилось. Если брать в пример женщин с машиной, так бывают такие, кто разбираются в них лучше, чем любой мужчина. Чего только стоит знаменитая женщина-экскаваторщица!
Из-за общественного мнения люди часто теряют свою индивидуальность, становятся серой массой и «стадом». Смотрят друг на друга, слушают друг друга, не имея своих мыслей. «Стадные» инстинкты есть почти у каждого человека, иногда это даже помогает выжить, но чаще люди становятся одинаковыми, гонятся за модой, а отсюда, например, одеты одинаково, как в инкубаторе.
Не утверждаю, что общественное мнение – это всегда плохо, но обязательно нужно иметь на всё своё личное мнение и свой взгляд. Индивидуальностью обязательно должен обладать каждый человек, тогда он будет личностью. От мнения одной личности может поменяться ход событий, может сформироваться, а может и не сформироваться общественное мнение.
Так ли плохо желание нравиться другим людям? Лорд Честерфилд был уверен, что нет: «Самое полезное из искусств – умение нравиться людям». А что, многим из нас хотелось бы, чтобы о нас не подумали плохо. Вплоть до того, что каждый шаг сопровождается размышлениями на тему: «А что скажут люди?», и человек становится заложником чьих-то ожиданий и стремится угодить «и вашим, и нашим». Высказать собственное мнение? Да ну, вдруг оно идет вразрез с чьим-то. Надеть то, что нравится? Коллеги будут смеяться! Встречаться с Настей? Друзья отговаривают! Такой человек строго ограничен правилами: правды не говорить, в конфликты не вступать. Он изменчив, как хамелеон, и из такого человека можно лепить все, что угодно – стоит лишь дать понять, чего вы от него ждете и почему он не должен вас разочаровать.
Почему так? У людей, чересчур зависимых от чужого мнения, недостаточно хорошо сформирована «Я-концепия» (представление о себе) и самооценка. Они не могут решить, как себя вести – все время ощущают себя «на зыбкой почве» и радуются любой опоре: чужое мнение, даже не очень удобное, привлекает тем, что всегда подсказывает, как себя вести. Вы – тридцатилетняя незамужняя девушка и не знаете, чего хотите от жизни? Зато общественное мнение знает: семьи и детей!
Остается лишь принять программу, и задумываться о том, не являетесь ли вы вообще чайлдфри и записной карьеристкой, уже не обязательно. Можно не задумываться вовсе – окружающие люди могут решить все за нас и дать понять, что от вас ожидается. Недаром ведь говорят,: «Если ты сам не руководишь своей жизнью, ею будут руководить другие».
Сочинение: Почему человек зависит от общественного мнения?
На чтение 3 мин Просмотров 19.7к.
Обновлено 5 ноября, 2020
Итоговое сочинение «Почему человек зависит от общественного мнения?» раскрывает тему взаимодействия личности и общества. В основе работы лежат рассуждения о причинах возникновения зависимости от общественного мнения и способах разрешения данной проблемы.
Вариант 1
Человек формирует свою личность на протяжении всей жизни. Это становление зависит от множества внутренних и внешних факторов. Важнейшее влияние на развитие личности оказывает окружающая среда обитания. Однако часто человек перестаёт идти своей дорогой и начинает зависеть от общественного мнения. Почему так происходит? Точка зрения большинства людей регулирует отношения в социуме. Именно общее мнение устанавливает нормы и нравственные порядки, создаёт традиции, обычаи, привычки и интересы. Выражается оно в форме оценки, поощрения, требования или осуждения. Так и начинается давление общества на отдельного человека и это мешает ему быть тем, кем он является на самом деле или желает стать. Вопрос заключается только в том, поддастся личность этому влиянию или будет сопротивляться.
К примеру, Фамусов из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» всецело зависел от чужого мнения. Больше всего на свете он боялся дурной славы в обществе. Павла Афанасьевича заботило только то, что о нём скажут в высшем свете, какое впечатление он произведёт на «нужных» людей. По таким принципам жило всё дворянское общество того времени и оно изображено в лице самого Фамусова.
Ещё одним человеком в комедии «Горе от ума», живущим согласно мнению общества, является Молчалин. Именно ему принадлежит фраза: «злые языки страшнее пистолета». Он безоговорочно принимает общественные законы и следует им, потому что считает, что только так можно стать счастливым. Молчалин не просто прислушивается к чужому мнению, он пытается заслужить у всех одобрение, поэтому старается угодить каждому представителю «фамусовского» общества. Причина такого поведения кроется в его детстве, отец дал своему сыну завет и он свято ему следовал. Смысл жизни подобных людей заключается в услужении ради похвалы, только так они чувствуют себя полноценными.
Другим ярким примером человека, зависящего от общественного мнения, была главная героиня пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Раневская такая же инфантильная, искусственная и эмоциональная, как и все типичные дворянки того времени. Ей было гораздо легче прислушаться к чужому мнению, чем решать свои проблемы самостоятельно. Даже под угрозой банкротства, она не смогла взять на себя ответственность и позаботиться о своём имении.
Всю свою жизнь Раневская шла на поводу у сословных стереотипов, она вела праздную жизнь и думала только об удовольствиях. Она привыкла ни в чём себе не отказывать, сорила деньгами и легкомысленно относилась к жизненным трудностям. Именно привычка жить на широкую ногу и привела Любовь Андреевну к разорению. Общество управляло ей, именно оно определило судьбу обнищавшей и потерянной дворянки, вынудило жить её лишь воспоминаниями о лучших временах.
Подведя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что зависят от чужого мнения люди, неспособные принимать решения самостоятельно. Они хотят переложить ответственность на других, ввиду своей внутренней несостоятельности. Однако важно помнить, что сформировать зрелую и независимую личность можно только реализовав себя в обществе, утвердив собственную точку зрения. Для этого нужно жить своим умом, а не слепо подчиняться общественным порядкам.
Дополнительные аргументы
Дополнительные аргументы по направлению «Я и другие» вы сможете найти в другом разделе нашего сайта под названием «Банк аргументов».
Алёна Базан
Учитель русского языка и литературы. Моя работа — это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.17 из 5 )
- Сочинения
- Свободная тема
- Общественное мнение
Сочинение на тему Общественное мнение
Что есть общественное мнение и как вообще постараться меньше от него зависеть. На самом деле все мы люди, все мы родились в обществе. Поэтому то, что нашими родителями внушались идеи еще с раннего детства, что нужно прислушиваться к мнению окружающих и так далее, не является чем-то необычным и абсурдным. Потому что человеческое общество состоит из всевозможных обычаев, традиций, религии, которое соблюдает то или иное общество. Которое впоследствии и формирует общественное мнение. Нужно как-то ему соответствовать.
И поэтому необходимо как-то соответствовать ожиданиям других. Но часто там, где есть общественное мнение, там нет истины. Это касается чего угодно: это касается политики, это касается школ, образования, чего угодно. Человек не обязан соответствовать чьим то ожиданиям. Потому что все зависит только от самого человека, его мировоззрения, склада ума, воспитания.
Большинство людей настолько потерялось в навязанном чужом мнении чьих то представлениях о внешности, поведении и целях существования. Что они постепенно перестают жить своим мозгом, а просто плывут по течению чужих мнений, даже не осознавая этого.
С кем бы человек общался с большим интересом? С человеком, который собран из частных стереотипов или же с настоящим человеком. Чьи интересы не навязаны обществом. Вот, например, всем девушкам в детстве говорили, чтобы они обязательно должны завести семью, детей. Откуда это собственно пошло, а пошло это именно с того времени, когда выживание семьи зависело именно от численности потомства. Или такой распространённый стереотип, если мужчина не служил в армии, то он и не мужчина. Этот стереотип появился из-за того, что государства ввязывались в войны друг с другом и им нужны были солдаты, чтобы продолжать военные действия.
Но все поступки должны быть сугубо личным выбором человека. А ничьим то решением. Человек — это личность и индивидуальность. И что хорошо для одного человека не обязательно хорошо для другого. Кто-то хочет быть военным, а кто-то хочет посвятить свою жизнь искусству. И ничто из этого не плохо, пока это является осознанным выбором человека. Необходимо всегда пытаться анализировать свои действия. Делать только то, к чему лежит душа человека, а не то что хотят от вас другие. Лучше уж прослыть в обществе странным человеком, чем всю жизнь делать то, что ему неинтересно. Уповая на одобрение со стороны этого самого общества.
С примерами из литературы
Общественное мнение существует на протяжении всей жизни человека. В индейских племенах выбор вождя основывалось на мнении соплеменников, а президента тоже выбирают на основе народного голосования. Отсюда и складывается общественное мнение.
Общественное мнение – это мнение большинства людей на определённые темы. Чтобы узнать мнение людей на определённые проблемы проводят разные виды опросов. Ведь наша страна является демократической страной и роль мнения большинства людей будет увеличиваться.
Чтобы общественное мнение развивалось нужно, чтобы выбранная тема для опроса была актуальной и отражать проблемы не одного человека, а проблемы всего человечества. Выбранная тема должна бы актуальна в данное время и мнение по ней будет складываться по результатам опроса людей. Ещё люди должны знать о чем сейчас говорят, что обсуждают. Недостаток информации компенсирует слухами, сплетнями.
Возьмём для примера произведения Грибоедова » Горе от ума». В нем на примере показано общественное мнение. В одной из сцен показано, как София назвала Чатского сумасшедшим. Эту фразу подхватила фамусовское общество и разнести по миру этот слух. Так и пошло о нем это мнение. Хотя люди не знали его как человека.
Из-за общественного мнения люди могут потерять сами себя. Ведь они будут всю свою жизнь опираться на него. Думать, как отнесется к их поступкам общество. Одни спрашивают совета у друг друга не имея своего мнения. Они под влиянием общества будут превращаться в серую массу людей. Также под влиянием общества люди становятся одинаковыми, например в погоне за модой или же за новинками в технике. Также существует общественное мнение, что если женщина это обезьяна с гранатой. Или же женщина должна сидеть дома воспитывать детей, заниматься только домом и не работать, а другие думают, что если женщина имеет семью, работает и приходя с работы она должна успевать ещё что – то по дому, сделать уроки с детьми. Вот такое существует мнение о женщинах.
Родители всю нашу жизнь учили нас, что необходимо прослушиваться к общественному мнению.
Общественное мнение это не всегда плохо. Нужно всегда иметь свое личное мнение и свое личный взгляд на жизнь. Ведь от одного взгляда на проблему может сформироваться общественное мнение или нет. Общественное мнение будет существовать на протяжении всей жизни человека. Оно может быть и ошибочным и положительные, но опираться на него нужно лишь в крайних случаях и не стать его заложников.
2 вариант
Мы живём в социуме, то есть в обществе, а поэтому этот социум оказывает на нас влияние. Мы зависим от мнения других людей, от общественного мнения. Что это такое?
Если сказать просто, то общественное мнение — это то, что думает большинство. Это взгляды на жизнь, принципы, нормы, которые считаются правильными многими людьми. Значимость эго мнения очень большая. К сожалению, мнение большинства не всегда бывает верным. Порой домыслы и слухи тоже влияют на мнение большинства, поэтому всегда необходимо и меть и свою личную точку зрения, а не слепо доверяться большинству. Порой, люди становятся жертвами общественных взглядов и стереотипов. Если взять современную жизнь, то мы видим множество девушек, которые в погоне за мнимой модой просто стараются переделать свою внешность, хотят иметь наращенные ногти, ресницы и сделать искусственно пухлыми губы. В результате они становятся одинаковыми и теряют самое главное – индивидуальность.
Бывает, конечно, что общественное мнение и хорошо влияет на жизнь людей. Например, в нашем классе большинство людей считает, что нужно хорошо сдать экзамены, поступить в престижный вуз, а для этого просто необходимо ежедневно заниматься и готовиться. Для этого даже мы решили отвести ежедневные часы, когда мы собираемся и штудируем учебники. Двое ребят сначала были не согласны с нами и говорили, что эти занятия – просто бред. Но под влиянием общественного мнения они всё же стали ходить на наши ежедневные «тренировки ума» и стали учиться намного лучше, а также отметили для себя огромную пользу от этих занятий, также занятия способствовали сплочению нашего классного коллектива. Ещё сейчас очень модно понятие здорового образа жизни, большинство людей осознало, что иметь вредные привычки – это плохо, а спорт и здоровое питание – хорошо. Всё больше людей это понимают, и число сторонников ЗОЖ растёт с каждым днём, и это отлично!
К мнению большинства, конечно, нужно прислушиваться, но не забывая о своём личном мнении. Хотя, конечно, людей, которые идут против мнения большинства всегда недолюбливают и ругают, но зато эти люди чисты перед своей совестью, и это самое главное. Поддаваясь мнению большинства, нужно сначала подумать и хорошенько всё взвесить. В любом случае нельзя никогда забывать о нравственности и таких общечеловеческих ценностях, как доброты, милосердие, сострадание, уважение к другим людям, сопереживание, любовь к близким.
Также читают:
Картинка к сочинению Общественное мнение
Популярные сегодня темы
- Доброта в рассказе Чудесный доктор Куприна
В данном великолепном произведении рассказывается о замечательном человеке, который благодаря тому, что проявил доброту и профессионализм в своем деле, сумел спасти членов семьи от болезней и невзгод.
- Главные герои поэмы Мцыри Лермонтова (характеристика)
Лермонтов Михаил Юрьевич является не только романтиком, но и реалистом, ведь все приверженцы романтизма уходили в свой мир и боролись с этим из-за неприятных существующих вещей. В каждом герои любого произведения Лермонтова
- Хронологическая таблица жизни и творчества Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов — это воплощение идеи «универсального человека», появившейся в эпоху Возрождения в Италии, в России. Мировая наука ставит его в один ряд с таким ученым как Леонардо да Винчи — самым известным «универсальным человеком» в мире
- Особенности композиции поэмы Мцыри Лермонтова
Поэма «Мцыри» была написана в 1839 года, а это на заре его жизненного пути бессмертным писателем, любителем гражданской, философской, духовной тематики Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, который прожил довольно короткую
- Сочинение Моя любимая книга — Гарри Поттер
Недавно я прочитал известную серию книг талантливого автора Джоан Роулинг. В ней рассказывается о мире, где есть волшебство, где живет мальчик по имени Гарри Поттер.
- Сочинения
- На свободную тему
- Как общество влияет на человека?
Как общество влияет на человека? Итоговое сочинение
Большинство из нас подвержены влиянию общества, и не всегда это влияние имеет положительное значение. Есть люди, для которых общественное одобрение — один из главных жизненных элементов. Есть те, которые боятся осуждения обществом. Общество, навязывая свои идеи и принципы, стремится устранить личностную индивидуальность и сделать человека таким же, как и само общество. А тех, кто на это общество не похож, оно, к сожалению, отвергает.
Об общественном влиянии на человека рассуждали многие отечественные писатели. Так в своей комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов противопоставляет своего главного героя Чацкого фамусовскому обществу. Автор произведения очень ярко иллюстрирует принципы данного общества: их интересует лишь мнение окружающих людей, так как от этого зависит их социальный статус и почти вся жизнь, а именно карьерный рост и личный успех. Грибоедов рассуждает о том, что представители данного общества постепенно становятся похожими друг на друга. В них исчезает индивидуальность, захватываемая мнением большинства. У них одинаковые ценности, у них одинаковые друзья, у них одинаковые идеи. Фамусовское общество — это яркий пример стереотипного мышления, навязанного окружающими людьми. Для писателя важно показать что общество стремится завербовать всех, кого встретить на своем пути. Даже Чацкого представители данного социального круга сначала пытаются посвятить в свои ряды, однако, почуяв угрозу со стороны героя, фамусовское общество отвергает его. Что еще раз подчеркивает мысль о том, что общество не терпит тех, кто он него отличается.
Еще одним наглядным примером влияния общества на человека становится Татьяна Ларина, героиня романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна всегда выделялась на фоне окружающих ее дворян. Особенно ярко эти отличия проявлялись в сравнении Татьяны с ее сестрой Ольгой. Ольга — типичная представительница дворянского общества. В то время как Татьяна — загадочная, мечтательная и отстраненная от окружающих героиня. Пушкин пишет о том, что Татьяна, чтобы не выделяться, должна была надеть на себя маску светской женщины, чтобы окружающее общество приняло ее в свои ряды.
Подводя итоги вышесказанному, отмечу, что общество не просто оказывает огромное влияние на своих представителей, но и отвергает тех, кто отличается.
Вариант 2
В каждом обществе есть культура с моральными, правовыми и социальными ценностями, которые разделяются или, по крайней мере, принимаются гражданами. Кроме того, они передают разрешенные в обществе модели поведения и отношения.
Аналогичным образом, внутри каждой культуры могут быть субкультуры, отражающие различные убеждения людей, в которых передаются не только определенные ценности или убеждения, например религиозные, но также стереотипы или предрассудки.
Даже у каждой семьи есть своя собственная культура, в которой есть более расширенные или разрешенные ценности и взгляды и где предполагаются роли и поведение.
Таким образом, люди из разных культур имеют разную систему ценностей, верования и правила, которые передаются социальными агентами, такими как семья, школа, друзья, а также средствами массовой информации.
СМИ влияют на человека, распространяя оценки разрешенного или критикуемого отношения. Кроме того, согласно различным исследованиям, постепенное и постоянное воздействие определенных сообщений может заставить нас изменить наше отношение или мнение о реальности, которую представляют СМИ.
Процессы социального влияния широко изучались в психологии и социологии, которые утверждают, что социальное приобретается в результате взаимодействия и влияния общества на индивида, то есть не является врожденным.
В этих дисциплинах было проведено множество экспериментов для проверки этих гипотез. Некоторые из них — это исследования подчинения авторитету психолога Милгрэма или знаменитый эксперимент тюрьмы Зимбардо по деиндивидуализации человека в группе.
Вот некоторые из изученных процессов социального влияния:
Социальное соответствие: этот процесс происходит из-за влияния большинства при выражении или поддержании мнения. Человек может бояться выражать мнение, противоречащее группе, из-за боязни отказа или наказания.
Нововведение: относится к влиянию меньшинства на изменение отношения большинства.
Подчинение авторитету: изучает, как влияние и соответствие достигаются через страх или просто потому, что человеку дается более высокий статус. Этот процесс усиливается, если присутствует авторитет и подчиняются другие люди, занимающие равное положение.
Процессы социального влияния необходимы для сосуществования и гармонии общества, но важно не доводить это отношение до предела и принимать вещи, не задумываясь об этом.
В конце концов, решения каждого человека индивидуальны, основаны на рациональных и эмоциональных аспектах, которые индивидуальны для каждого из них, хотя на них влияют общество и переживаемый опыт.
Как общество влияет на человека?
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Планета Земля
Человек и наша планета, имя которое она носит с незапамятных времен. Земля — тема древняя и всегда актуальная и новая. Наша родная планета находится в процессе постоянного взаимодействия с человечеством
- Сочинение на тему Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают
Писать может каждый, некоторые пишут в стол, некоторые не дают даже прикасаться к своим рукописям, не говоря о том, чтобы давать их читать. Некоторые стесняются своих произведений, но тогда
- Сказка собственного сочинения
Выпадет снег, превратится в белое покрывало. Я хочу рассказать вам одну сказку, где Снежная королева держала в руках страну Нарнию. Сто лет в ней была зима. Но в ней было много радости и счастья.
- Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить
Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи
- Характеристика и образ Пацюка в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение
Не являясь главным героем повествования, казак Пацюк, тем не менее, играет в нём немаловажную роль. Ведь именно к нему обратился за помощью кузнец Вакула в тот момент, когда, казалось
Проблема влияния общественного мнения на человека
Текст: А. Чехов. Орден
08.04.2020 21:57:26
Автор: Аня
Любому человеку хочется производить хорошее впечатление на окружающих. Но иногда это желание превращается в погоню за ложными ценностями: человек хочет пустить пыль в глаза, казаться лучше, чем он есть, только ради общественного мнения о нем и его репутации. Как влияет на человека общественное мнение? Именно над данной проблемой размышляет А.П.Чехов в представленном для анализа тексте.
Автор изображает нам честолюбца Пустякова, который очень хотел понравиться семье Спичкиных, но не за счёт своих личных качеств, а за счёт ордена, который он одолжил у своего друга на приём. Заполучив орден, мы видим, как изменился Пустяков: из робкого и краснеющего, он стал важным и солидным: «Как-то уважения к себе больше чувствуешь! … Маленькая штучка, а какой фурор производит!» Этим примером автор показывает, как наличие какого-либо ордена способно возвысить человека, в глазах других и своих собственных, даже если это орден не твой.
Неслучайно автор изображает нам на приёме коллегу Пустякова -Трамбляна, который знает всю правду о его «подвигах». В момент опасности потери своей репутации Пустяков меняется полностью. Вместо успеха, его ждёт позор в обществе, чьё мнение для него так важно. Но как оказалось, ни один он хотел пустить пыль в глаза, а его коллега француз надел орден (даже выше по званию) с точно такой же целью. Казалось бы, эта ситуация должна была научить Пустякова поступать честно и не пытаться обманывать окружающих, но Пустякова ничего не способно изменить. Всё о чём он сожалел, это что не надел ордена повыше. Так автор хотел показать, каким ценным бывает общественное мнение для человека. Оно становится важнее морально-нравственных ценностей и заставляет человека гнаться за более и более высокой оценкой окружающих.
Эти примеры, дополняя друг друга, помогают понять позицию автора. Человек, который гонится за общественным мнением, глуп и смешон. Для таких людей материальные ценности становятся гораздо важнее нравственных, а желание нравится окружающим единственным ориентиром.
Я согласна с позицией автора. Чтобы доказать свою позицию приведу в пример картину Федотова «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик». На картине изображен молодой человек, который получил свой первый орден и сразу почувствовал свою важность. Он горделиво надел свою награду на халат и стал показывать кухарке свою значимость. Но окружающая его обстановка и люди, ясно даёт понять иронию автора: разбросанные бутылки, беспорядок, порванные ботинки, беременная кухарка и собутыльник, который валяется под столом. Так орден-символ общественного признания, сделал чиновника в его глазах героем и уважаемым человеком, хотя на самом деле всё наоборот.
Таким образом, очень часто люди гонятся за наградами, машинами, модными брендами, берут кредиты и влезают в долги, лишь бы показать свою значимость. Поэтому всегда необходимо задавать себе вопрос: «Действительно ли мне это нужно, или я просто стараюсь произвести впечатление на окружающих?»
Количество слов — 430
Здравствуйте, Аня!
Сочинение качественное, глубокое. Правильно определена проблема, хорошо подобраны примеры, пояснение развернутое. Авторская мысль выражена корректно, собственная точка зрения убедительно аргументирована. Речь развитая, выразительная.
Жаль, что досадные ошибки отбирают у вас баллы. Обратите внимание на замечания, отработайте ошибки, чтобы впредь их не повторять.
Орфография:
Но как оказалось, ни один он хотел пустить пыль в глаза, а его коллега француз надел орден (даже выше по званию) с точно такой же целью.
Правильно: НЕ один он…;
Для таких людей материальные ценности становятся гораздо важнее нравственных, а желание нравится окружающим единственным ориентиром.
Правильно: нравиТЬСЯ
Пунктуация:
мы видим, как изменился Пустяков: из робкого и краснеющего, он стал важным и солидным
Лишняя запятая.
Этим примером автор показывает, как наличие какого-либо ордена способно возвысить человека, в глазах других и своих собственных, даже если это орден не твой.
Лишняя запятая.
Вместо успеха, его ждёт позор в обществе, чьё мнение для него так важно.
Лишняя запятая.
Но ЗПТ как оказалось, ни один он хотел пустить пыль в глаза, а его коллега ЗПТ француз ЗПТ надел орден (даже выше по званию) с точно такой же целью.
Пропущена запятая перед вводным предложением.
Всё ЗПТ о чём он сожалел, ТИРЕ это что не надел ордена повыше.
Неверно расставлены знаки в сложном предложении.
Для таких людей материальные ценности становятся гораздо важнее нравственных, а желание нравится окружающим ТИРЕ единственным ориентиром.
Пропущено тире в неполном предложении.
Чтобы доказать свою позицию ЗПТ приведу в пример картину Федотова «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик».
Пропущена запятая после придаточной части.
Но окружающая его обстановка и люди, ясно даёт понять иронию автора: разбросанные бутылки, беспорядок, порванные ботинки, беременная кухарка и собутыльник, который валяется под столом.
Лишняя запятая.
Так орден-символ общественного признания, ТИРЕ сделал чиновника в его глазах героем и уважаемым человеком, хотя на самом деле всё наоборот.
Неверная пунктуация при приложении.
«Действительно ли мне это нужно, или я просто стараюсь произвести впечатление на окружающих?»
Запятая не нужна.
Грамматика:
Заполучив орден, мы видим, как изменился Пустяков
Ошибка в конструкции с деепричастным оборотом. Орден заполучили не мы!
Казалось бы, эта ситуация должна была научить Пустякова поступать честно и не пытаться обманывать окружающих, но Пустякова ничего не способно изменить.
Правильно: ничто
Но окружающая его обстановка и люди, ясно даёт понять иронию автора: разбросанные бутылки, беспорядок, порванные ботинки, беременная кухарка и собутыльник, который валяется под столом.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Речь:
Этим примером автор показывает, как наличие какого-либо ордена способно возвысить человека, в глазах других и своих собственных, даже если это орден не твой.
Местоимение употреблено некорректно, т.к. непонятно, на кого оно указывает.
Неслучайно автор изображает нам на приёме коллегу Пустякова -Трамбляна, который знает всю правду о его «подвигах».
Ошибки в употреблении местоимений.
В момент опасности потери своей репутации Пустяков меняется полностью.
Речевая ошибка — нанизывание падежей. Правильно: В момент, когда репутация оказалась под угрозой, Пустяков…
Но как оказалось, ни один он хотел пустить пыль в глаза, а его коллега француз надел орден (даже выше по званию) с точно такой же целью.
у орденов нет званий, есть достоинство: орден более высокого достоинства.
Всё о чём он сожалел, это что не надел ордена повыше.
Двусмысленная фраза: можно подумать, что нужно было расположить орден выше на одежде.
На картине изображен молодой человек, который получил свой первый орден и сразу почувствовал свою важность.
Повтор местоимений: от первого нужно избавиться.
Так орден-символ общественного признания, сделал чиновника в его глазах героем и уважаемым человеком, хотя на самом деле всё наоборот.
Предложение мутное по смыслу.
Человек, который гонится за общественным мнением, глуп и смешон.
В этом предложении более точным было бы слово одобрением.
Итак, Аня, вам следует обратить серьезное внимание на пунктуацию и речь! Удачи!
Баллы по критериям
К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 — Пример 1: 1
K2 — Пояснение к примеру 1: 1
K2 — Пример 2: 1
K2 — Пояснение к примеру 2: 1
K2 — Указание на связь между примерами: 1
K2 — Анализ связи между примерами:
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 — Точность и выразительность речи: 0
K7 — Соблюдение орфографических норм: 2
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 — Соблюдение грамматических норм: 0
K10 — Соблюдение речевых норм: 0
K11 — Соблюдение этических норм: 1
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1
Итоговый балл — 14
Возврат к списку
(340 слов) Как мы знаем, позиция коллектива подчас играет главную роль в формировании мнения личности. Люди в большинстве своем ведомы и предпочитают не идти против течения мысли, когда-то принятого и мирно текущего в недрах социума. Однако бывают и исключения из правила, действующие наперекор, но и они бунтуют не просто так, а против чего-то, значит, и на них влияет общество. Как же это происходит?
В рассказе Чехова «Ионыч» герой приезжает работать в захолустье, но не намеревается подстраиваться под мещанские нравы провинциалов. Он навещает интеллигентное семейство, слушает музыку и чтение романов, разговаривает о возвышенных материях и даже влюбляется в будущую пианистку с прекрасной душой и незаурядным умом. Однако девушка отказывает Дмитрию, уезжает учиться, и он постепенно снижает планку, довольствуясь рутинным прозябанием. Старцев из гордого и целеустремленного юноши превращается в скучного и грубого Ионыча, ставшего таким же жалким и мелочным, как его пациенты. Вот так общество незаметно, исподволь подчинило себе того, кто от него отличался. Герой перестал видеть в суете бессмысленных и одинаковых дней то, к чему стремился, а окружение внушило ему, что все нормально.
В повести Булгакова «Собачье сердце» Шариков еще не успел превратиться в человека, как уже оказался под влиянием общества, враждебно настроенного по отношению к его создателю. Он еще недавно лаял и скулил, а теперь выкрикивал партийные лозунги и ходил на собрания. Коллектив внушил ему классовую сознательность и революционное мышление, хотя сам герой едва ли понимал, что подразумевается под этими словами. Конечно, он сразу перенял самые худшие стороны пролетариата: грубость, пошлость, наглость и неопрятность. Видя эти качества в других людях, он подсознательно оправдывал их и думал, что так себя вести может каждый. Так, он стал одним и элементов безликой серой массы, живущей коллективным разумом, а не своей правдой. Как видно, социум весьма эффективно повлиял на него.
Таким образом, мнение личности сильно зависит от того, что думает общество. Коллектив давит на человека, навязывая ему общепринятые и шаблонные модели поведения. Когда что-то делают все, очень сложно противостоять и воздержаться от следования глобальной тенденции, даже если она негативная. Позиция толпы просто вынуждает нас пойти у нее на поводу, так как неповиновение сулит одиночество и непонимание.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сто
сочинений для успешной сдачи ЕГЭ «Общественное мнение правит людьми».
Человек
живет в обществе и вне его, как правило, не представляет своего существования. Сознание
человека, система жизненных ценностей, как нам известно, во многом формируется
общественным мнением, нравственными законами, присущими данному обществу. Очень
часто возникает проблема соотношения индивидуального и общественного (её можно
отнести к разряду вечной), так как она включает в себя морально-нравственные,
этические, психологические аспекты. О влиянии общественного мнения говорится
почти в каждом литературном произведении, начиная с античной литературы и
заканчивая сегодняшним днем.
Антон
Павлович Чехов, вошедший в историю русской и мировой литературы, является величайшим
мастером короткого рассказа. Никто не мог так экономно и выразительно
использовать языковые средства, как он. Некоторые эпизоды освещаются в рассказе
так, что нам становится ясно вся жизнь действующих лиц и общества, где
происходят события.
Чеховский
рассказ «Хамелеон», построенный по принципу комической сценки, описывает, на
первый взгляд, простенький случай. Однако в этом маленьком эпизоде, где
полицейский надзиратель Очумелов выясняет, кому принадлежит собака, укусившая
за палец мастерового Хрюкина, вырисовывается целая картина нрава и быта
провинциального городка. На первый взгляд, кажется, что Очумелов является
основным персонажем данного эпизода, что именно только его следует называть
«хамелеоном» (ящерицей, меняющей цвет в зависимости от окружающей среды),
однако по ходу событий рассказа выясняется, что и жителей этого маленького
городка, поддакивающих надзирателю, также можно назвать «хамелеонами». Очумелову
совсем неважно, укусила собака Хрюкина или мастер укусил собаку потому, что ему
нет дела до правды. Главная цель Очумелова – остаться при своем месте, поэтому-то
весь рассказ полицейский надзиратель мечется от одной «правды» к другой, в
зависимости от того, принадлежит или нет собачка генералу. Если же она
генеральская, то судить надо Хрюкина, если нет, то «проклятую шавку» необходимо
пристрелить на месте, с тем чтобы не возмущала покой честных горожан. Итак, Очумелов,
как «предприимчивая рептилия», меняет свой окрас в зависимости от ситуации. В
его репликах мы наблюдаем абсурдное отношения к жизни: между его диаметрально
противоположными решениями не проходит и минуты раздумий, он только снимает и
одевает шинель. Герой не замечает своего несообразного поведения, то есть он
настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация
в глазах людей. Интересно, Чехов показал, как и толпа меняет свое отношение к
ситуации, в зависимости от того, кому принадлежит собачонка (толпа хохочет над
Хрюкиным, когда выясняется, что собачка принадлежит брату генерала).В рассказе
«Хамелеон» Чехов показывает нам взаимоотношения человека и общества с
неприглядной стороны, насколько глупо и дико бывает повседневное вранье, инстинктивное
желание «подстроиться». Писатель показывает, что «раболепство духа» живет в
каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть,
насколько жалко и уродливо «выглядит наше внутреннее ярмо», которое «делает нас
рабами в полном смысле слова». Человек принимает правила и законы того
общества, в котором он живет, поэтому обвинять конкретную личность, как мне
кажется, не всегда правильно. Писатель с помощью юмора пытается показать пороки
общества и хочет, чтобы читатель «устыдился марионетки внутри себя» и своим
желаниям потакать обстоятельствам в поисках выгоды.
Высмеивая пороки лицемерия и двуличности, Чехов обратил
внимание на остросоциальную проблему и показал, что она, как и многие другие,
влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то
незримой воле. Человек должен осознавать свои пороки, что бы стать лучше,
честнее, ответственнее.
Возможные источники для аргументов по данной теме:
1. Лев Николаевич
Толстой
2.
Рэй Брэдбери «Подмена»
3.
Быков «Облава»
4.
Гранин «Пленные»
5.
«Смерть интенданта»
6.
Грин «Победитель»
7.
Шаламов «Шерри Бренди»
8.
Маркус Зусак «Книжный вор»
9.
Шмитт Эмманюэль «Концерт памяти ангела»
10.
«Оскар и розовая дама»
11.
«Мальчик в полосатой пижаме»
Тезисы
- Общество подавляет волю человека, навязывая ему свое мнение.
- Общество влияет на судьбу человека, ведь определяет вектор его развития и социальный климат.
- Общество определяет характер человека, ведь он с детства усваивает модели поведения, принятые в его окружении.
- Общество формирует мировоззрение человека, так как именно через социальные контакты нам передаются религиозные догматы, этнические традиции, особенности ментальности.
- Общество положительно влияет на человека: оно обучает его правилам, которые необходимы для совместной жизни с другими людьми.
- Общество отрицательно влияет на личность, так как подавляет ее индивидуальность.
- Общество формирует нравственные и этические принципы, по которым живут люди.
- Влияние общества на человека положительное, ведь оно позволяет нам научиться эффективно взаимодействовать со своими собратьями и усвоить единые культурные коды.
Аргументы
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Общество во многом определяет мировоззрение и поведение человека. Мы можем убедиться в этом, читая роман «Евгений Онегин». Главный герой усвоил все привычки и традиции дворянской среды. Он поздно просыпается, завтракает в дорогом ресторане, употребляя заграничные блюда, потом гуляет по Невскому проспекту, а вечера проводит в театрах или на балах. Так живет вся столичная молодежь высшего света. Евгений ничем не отличается от нее: он рано усвоил «науку страсти нежной», имел поверхностные знания о науках, но хорошо владел познаниями в области этикета, танцев, новейшей литературы. Он блестяще говорит на французском языке и выглядит «как дэнди лондонский». И прическа, и фрак, и манера себя вести — все это выбор общества, а не самого Онегина. Он слепо подражает окружению, но в то же время хочет от него отделаться, поэтому бежит в деревню. Но и там Евгений поступает так, как велит ему общественное мнение: он идет на дуэль с Ленским только потому, что боится сплетен Зарецкого. Таким образом, социум диктует герою основы мировоззрения и даже образ жизни.
«Ионыч», А.П. Чехов. Порой общество способствует деградации человека и становится причиной его несчастья. Такой пример мы находим в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой получил место земского врача и был рад своему назначению, ведь у него были возвышенные идеалы и благородное стремление помогать людям. Дмитрий Старцев был талантливым врачом и собирался преумножать свои знания, совершенствуя себя. Но окружение героя никак не соответствовало его темпераменту и мировоззрению. Местные обитатели были ограниченными обывателями, которых интересовали только азартные игры, спиртные напитки, обильные обеды и финансовые накопления. Они ничего не читали, зато знали все местные сплетни. Они ни к чему не стремились, но жаждали получать больше денег любой ценой. Находясь в обществе этих закоренелых мещан, Дмитрий постепенно превратился в Ионыча. Так его прозвали пациенты. Старцев и вправду опустился, потолстел, стал грубым и ленивым человеком, безразличным к результату своего труда. От работы он хотел только денег. Все остальное его не интересовало. Вместо светлых идеалов в его жизни остались только смутные сожаления о том, что он что-то делает не так, как и все остальные. Именно окружение отрицательно повлияло на героя: оно поспособствовало его деградации.
«Горе от ума», А.С. Грибоедов. Порой общество не просто влияет на человека, но и давит на него. Яркий тому пример – Александр Андреевич Чацкий из пьесы Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Этот герой умён, образован, честен. Он прямо говорит окружению о его пороках и аргументирует свою позицию. Чацкий критикует высший свет, но не для самоутверждения, а для того, чтобы поспособствовать развитию родной страны, погрязшей в кумовстве, казнокрадстве и алчности вельмож. Фамусовское общество встречает эти замечания с негодованием и недовольством. Чацкий не вписывается в его представления о норме, а значит, подлежит наказанию. Оно не влияет и не может повлиять на Александра Андреевича напрямую – герой активно сопротивляется, у него есть собственное мнение, он не стесняется и боится высказывать его. Он смело заявляет, например, что «служить бы рад – прислуживаться тошно». В то время как светское общество считает возможным использовать лесть и раболепство для того, чтобы получить высокую должность, подняться по карьерной лестнице. Однако общество влияет на Чацкого иным образом. Оно не может поменять личность героя, его характер, убеждения, поведение. Тогда оно будто бы исключает юношу из своего круга. Гости Павла Афанасьевича Фамусова и вовсе принимают Александра Андреевича за сумасшедшего. Герой чувствует себя чужим, ему некомфортно, даже противно находиться среди этих людей. Таким образом, общество диктует свои правила и нормы, порой даже нелепые и глупые. И есть пути для человека: поддаться этому общественному давлению и соблюдать неписаный протокол или пойти наперекор и оказаться за бортом. Чацкий оказался слишком умён и образован, чтобы ломать себя и подстраиваться под общество – и из-за этого испытал одиночество и непонимание.
«Недоросль», Д.И. Фонвизин. Общество – это один из институтов воспитания человека. На развитие личности влияет круг общения – родители, их друзья и знакомые семьи, учителя. Яркий пример этому можно найти в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». В этом произведении читатель видит двух персонажей, которые противопоставлены друг другу. В семье Простаковых живёт девушка Софья – её дядя Стародум уехал в Сибирь, чтобы там заработать деньги честным путём. Девушка сильно отличается от семьи, в которой живёт. Она умна, добра, благородна, мудра, спокойна, честна. Всего этого нельзя сказать о другом молодом человеке – Митрофане. Он родной сын Простаковых. Именно о нём автор неодобрительно пишет «недоросль» (хотя до Д.И. Фонвизина это слово не имело отрицательной коннотации и значило лишь несовершеннолетнего дворянина, который ещё не поступил на государственную службу). Юноша не любит учиться, он глуп и не желает этого исправлять. Кроме того, он ленив, не привык к труду и к самостоятельной жизни. Что же сделало его таким? И почему Софья другая, хотя с определённого возраста живёт вместе с Простаковыми, во главе которых стоит жестокая и властная госпожа Простакова? Всё дело в обществе. С детства Софья была окружена добропорядочными родителями, дядюшкой и другими членами семьи, которые помогли ей найти правильные нравственные ориентиры, сформировать собственное мировоззрение. Общество Митрофана составляли другие люди: его деспотичная мать и те, кто всегда ей поддакивали. Простакова опекала его чересчур и много жалела, а вместе с ней эту манеру обращения усвоили и остальные. Вот и получается, что общество сформировало героев. Родственники влияли на общество других людей, с которыми общался ребёнок. Необразованная госпожа Простакова выбрала неграмотного учителя для сына – Вральман раньше работал конюхом. Стародум же постарался окружить племянницу такими людьми, как Милон. Кроме того, Стародум сознательно покинул службу при царском дворе. Он осознал, что это не его круг общения, ему противны их корыстные взгляды и льстивые натуры, противен обман. Таким образом, общество сильно влияет на человека – оно действительно формирует его личность, характер, отношение к тем или иным вещам и поведение.
«Обломов» И.А. Гончаров. Безусловно, общество имеет значение для отдельного человека. Но далеко не все личности поддаются общественному влиянию и меняются под его давлением. Есть люди, которым удаётся сохранять себя, несмотря ни на что. В таком случае влияние общества сводится практически к нулю. Такой пример мы находим в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой – Илья Ильич Обломов – не любит светские мероприятия, не любит выходить из дома. Его любимое место – диван, а лучший наряд – домашний халат. Мужчина спокойный и добродушный, его круг общения ограничивается близкими друзьями, он не наносит огромное количество визитов малознакомым людям только из вежливости. Словом, Илья Ильич не подчиняется нормам светского общества. И попытки поменять его натуру оказываются тщетны. Его товарищ Штольц пробует изменить друга. Сначала ему это даже удаётся – Обломов начинает чаще выходить из дома, меняет свои взгляды, ведь он влюбился в Ольгу Ильинскую и менялся ради любви. Но, в конце концов, главный герой возвращается в свой домашний уют. Ему не нужны ценности, навязанные обществом – он знает, как ему будет комфортнее, что ему приносит удовольствие в жизни. Из всего выше написанного можно сделать вывод о том, что общество никак не влияет на человека, если его личность и мировоззрение сформированы и укреплены, если он достаточно смел, чтобы оставаться самим собой, несмотря ни на что.
«Тихий Дон», М.А. Шолохов. Общество порой напоминает машину-пресс, которая норовит придавить человека тяжестью своих норм и правил – многочисленных, неизвестно кем провозглашённых и далеко не всегда верных и полезных. За примером обратимся к роману Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Главный герой – Григорий Мелехов – живёт в семье донских казаков. Он не женат. По соседству живут Астаховы – Степан и его жена Аксинья. Именно эта женщина и становится возлюбленной Григория. Что говорит об этом общество? Это неправильно, это порочно, так нельзя. А сердце говорит при этом: «Вы мне не указ! Я люблю и буду любить!». Происходит некое столкновение личности и общества. Настолько сильное, настолько мощное столкновение, что Григорий даже вынужден покинуть родной дом и отправиться жить с Аксиньей в другое место. То есть сначала выбор героя не может понять и принять даже его семья. Конечно, они переживают о том, что подумают люди, как к этой истории отнесётся окружение. Впоследствии Мелеховы примиряются с решением Григория. Однако это очень яркий пример того, как общество влияет на человека. Оно диктует свои правила и решает, что вписывается в рамки, а что — нет. К сожалению, часто общество не считается с отдельной личностью и не заботится о счастье конкретного человека. Иногда оно не берёт в расчёт и человеческие чувства.
«Старуха Изергиль», М. Горький. Общество – это большинство, это сила, это власть. Оно способно решать, кого изгнать и кого принять, кого помиловать и кого наказать. Общество имеет колоссальное влияние на человека. Проблема лишь в том, что окружение – это тоже люди, и им свойственно ошибаться. Обратимся в рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». В нём героиня – старуха Изергиль – делится двумя легендами с путником. В одной из них сын женщины и орла – Ларра – страдает от собственного высокомерия, от своей гордыни. Он отказался примкнуть к обществу, хотя изначально оно вовсе не отвергало его. Но когда Ларра стал вести себя надменно по отношению к другим людям и нарушил их закон, общество приняло решение изгнать самолюбивого юношу, не желавшего считаться с кем-либо ещё, думать о ком-либо, кроме себя самого. Вот яркое проявление власти общества, которое оказалось справедливым и заслуженно наказало обидчика. Однако во второй легенде читатель узнаёт другую историю. Однажды народ встречает сильного неприятеля. Выход один – найти другое место для жизни, пробраться сквозь густые заросли деревьев, чтобы выйти к свету и к прекрасной жизни. Но как это сделать? Никто не знает, куда идти, всем страшно. Кроме того, вести за собой целый народ – это ответственное дело, на которое готовы решиться единицы. Таким человеком стал Данко. В какой-то момент, когда часть пути была уже пройдена, уставшие, голодные и напуганные люди стали ругать юношу, винить его во всех бедах, в том, что он ведёт их ошибочной дорогой и спасения нет. Данко не растерялся, не оробел и не сдался. Он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь. Когда люди достигли цели, пришли на новое, комфортное и пригодное для жизни место, Данко умер. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…», – так пишет автор. Таким образом, общество сильно влияет на человека. Можно даже сказать, что именно оно решает, кого принимать в свой круг, а кого изгнать за его пределы. Но ему тоже свойственно совершать ошибки и принимать неверные решения. Общество заслуженно наказало Ларру и незаслуженно обвинило Данко. Однако это не меняет того, что окружение обладает огромной силой и властью над людьми.
«Война и мир», Л.Н. Толстой. Выше мы уже привели в пример Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова. В русской классической литературе есть и другой герой, которому удалось сохранить себя, несмотря на общественное давление. Это Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Один из самых ярких и наглядных эпизодов встречается ещё в начале первого тома. Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер. Юноша ведёт себя совсем не так, как «полагается» на светском вечере. Он живой, искренний, настоящий. Он умеет проявлять эмоции и делает это. Он не ищет выгоды в знакомствах – общается с теми, с кем ему интересно. Несмотря на то, что Пьер не вписывается в светское общество, он не остаётся одиноким. Герой находит своих людей – тех, кому он нужен именно таким, какой он есть. Прелесть Безухова именно в том, что он Человек – настоящий, с недостатками и достоинствами, способный чувствовать, искренний, любящий, невероятно добрый, честный и благородный. К счастью, никакому общество не удалось повлиять на Пьера, изменить его. Получается, оно бессильно, когда перед ним встаёт сформировавшаяся личность, крепкая и уверенная. В таком случае оно никак не влияет на человека.
«Гроза» А.Н. Островский. Общество часто бывает жестоко по отношению к отдельному человеку. У него слишком много силы и власти, которыми оно распоряжается далеко не всегда справедливо и не всегда на благо людей. Вспомним бедную Катерину из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Обществом небольшого городка Калинова управляли два жестоких самодура – купец Савел Прокофьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (по прозвищу «Кабаниха»). Они держали в страхе не только собственных родственников, но и всех жителей маленького города. Проблема заключалась в том, что общество согласилось с тем, что на верхушке его стоят столь грубые и глупые люди. Они стали лидерами мнений, и никто не стремился что-либо изменить. Так что Катерина, которая чувствовала давление со стороны Кабанихи, поняла, что она не в силах поменять окружение, увязшее в предрассудках. Ведь большинство просто приспособилось и лицемерно приняло ханжеские «нормы». Например, Варвара – дочь Кабанихи – часто обманывала мать. Это казалось ей более лёгким решением, чем бороться за свои права, за свою свободу, за свои убеждения. Катерина была совсем не способна так же влиться в общество, принять множество нелепых и жестоких «правил» – словом, подчиниться окружению, забыв о собственном мнении. Это привело к настоящей трагедии – смерти девушки. Таким образом, общество колоссально влияет на человека – и не щадит тех, кто идёт ему наперекор, кто выбирает не то, как «удобнее», а справедливость и свободу.
«Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Общество влияет на человека меньше, чем человек на общество. Позволю себе столь смелое заявление. Дело в том, что, на мой взгляд, всё как раз наоборот: человек формирует общество, оно держится на отдельных личностях. Для того чтобы доказать свою точку зрения, я обращусь к рассказу Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Его главная героиня – Матрёна – настоящий праведник. На таких, как она, стоит мир – и общество тоже. Это мудрая, добрая, честная, трудолюбивая женщина, которая не устаёт бескорыстно помогать соседям, знакомым и незнакомым – всем, кто обращается к ней за подмогой и поддержкой. Она все свое время посвящает бескорыстному труду и никогда не отказывает в ответ на просьбу. Даже свою горницу героиня отдает приемной дочери Кире, обделяя себя. Матрёна – это пример невероятной силы духа, которую ничто не способно сломить. Она не поддалась всеобщему корыстолюбию или лени. Она не стала играть по правилам общества и думать только о себе самой и своей выгоде. В то же время Матрёна не пыталась побороть окружение – она часть его, которая меняет его изнутри. Меняет собственными благородными поступками и убеждениями. Вот и получается, что не общество влияет на человека, а человек на общество.
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Общество порой неразборчиво и жестоко. Свою силу и власть над людьми оно иногда использует отнюдь не во благо. Безусловно, окружение обладает огромным влиянием на человека. Убедиться в этом мы можем на примере романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой – Мастер – писатель. Он долго и упорно работал над созданием своего исторического романа о Понтии Пилате. Это был кропотливый труд. Но после публикации произведения на автора посыпался шквал критики и недовольства – в основном, от людей из литературного сообщества. И того самого МАССОЛИТа, членов которого так иронично описывает М.А. Булгаков и которые постоянно едят в ресторане и ждут, когда им дадут отпуск или награду в виде, например, путёвки. Сначала Мастер отчаивается. Такая реакция на его книгу действительно расстраивает и сбивает его с ног – к счастью, за спиной стоит возлюбленная Маргарита, готовая подхватить героя и поддержать. Получается, в такой ситуации за успех или неудачу творца отвечает общество, которое далеко не всегда справедливо. Более того, тот же социум почему-то решает, что такое «успех». По-настоящему талантливые люди порой остаются за бортом – только потому что они чем-то не угодили доминирующей силе, формирующей общественное мнение. Таким образом, общество в самом деле колоссальным образом влияет на человека. Нужно быть достаточно смелым и сильным духом, чтобы не потерять уверенность в себе и выстоять под натиском общества, которое бывает тобою недовольно.
«Олеся» А.И. Куприн. Повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся» – яркий пример того, как жестоко общество по отношению к людям, которые отличаются от всеобщего эталона. Главная героиня – девушка Олеся. Она и её бабушка вынуждены были покинуть родную деревню, потому что местные жители приняли женщин за ведьм. Может быть, они были просто более умны и мудры, может, знали какие-то знахарские тайны и рецепты – доподлинно нам неизвестно. Но нам точно известно то, что Олеся и её бабушка не причиняли вреда другим людям, не желали им зла. Эти добрые героини жили честно и спокойно, пока общество не изгнало их – из-за непонимания, неприятия, страха. Из-за того, что они отличались от всех, были другими, особенными – но это не значит, что они были плохими или злыми. Но окружение же разбираться не стало. Таким образом, общество действительно сильно влияет на человека. Оно фактически решает, кто входит в это общество, а кто- нет. К сожалению, выбор этот отнюдь не всегда справедлив.