05.09.2017 10:21
Примерное время чтения: 5 минут
35909
Вместо «двоек» – розги. Как учили в школах на Руси
Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы. SPB.AIF.RU выяснил, как проходило обучение в школах прошлых столетий.
Уроки «кормильца»
Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков – считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами. Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» – своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.
Тогда же зародились первые женские школы – правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин – «кормилец» – который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.
О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.
Никаких оценок
День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало – за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу – в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал – его ждало наказание розгами.
В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв – «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать. Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы – риторика, грамматика, землемерие – симбиоз геометрии и географии – а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.
Доступно для всех
После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы – там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.
Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет – на выбор. Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний – интересных и необъятных.
Также вам может быть интересно
Школа на Руси: как учились наши предки?
, медицинский журналист |
Обновлено 1 сен 2022
Первого сентября все дети традиционно идут в школу. Такая привычная нам система образования претерпела огромные изменения за много веков своего существования. А как было заведено у наших предков?
Самая первая школа: учились только мальчики
Даже дата известна: 988 год, тот самый, когда произошло Крещение Руси. И количество детей, их было 300. Учили только детей из высших сословий или, говоря языком того времени «лучших людей». Новшество поначалу вызвало недоверие и родители в слезах собирали сыновей «в книжное обучение» уверенные, что никогда их более не увидят. Князь Владимир Святославович, более известный как Владимир Красное Солнышко, был уверен, что только грамотные люди могут вывести государство на новый уровень и непреклонен: каждый год его люди строго следили, чтобы очередные 300 детей уезжали из родного дома.
Первый предмет для обучения назывался просто: «книжное дело». Обучались дети в избе у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. Подобные заведения открывались практически при каждом вновь построенном монастыре или церкви.
Сын Владимира Красного Солнышка, князь Ярослав Мудрый, основал в 1028 году в Великом Новгороде при Софийском соборе самую большую школу тех времен и, по легенде, лично отбирал самых умных мальчиков из семей дружинников и мелких князей. По его указанию также активно переводились греческие учебники и книги.
Первое в Европе училище для девочек в Киеве
Уже его сын, князь Всеволод Ярославович, в мае 1086 года открывает самое первое женское училище в Европе, поставив во главе свою дочь, Анну Всеволодовну. Строго говоря, это заведение было при вновь открытом женском Андреевском монастыре, первой игуменьей (настоятельницей) была как раз княжна. Девочек из знатных семей учили письменности, шитью, вышиванию, церковному хоровому пению и различным ремеслам.
Более того, ученицы получали совершенно уникальную для тех времен возможность научиться писать иконы и переписывать церковные книги. Тогда еще не было печатных книг и широкой сети иконописных мастерских, поэтому подобные умения очень высоко ценились. Конечно, обучали таким специальностям только самых одаренных воспитанниц. В будущем они постригались в монахини и оставались в монастыре.
Первая Школа международного значения
В период рассвета Киевской Руси, в XI веке, при каждом монастыре существовала школа. Обучали в ней хоровому церковному пению, а также читать, писать и считать. Следующей ступенью была «школа книжного учения», нечто вроде училищ с повышенным уровнем образования, в них подростки готовились в будущем для государственной службы и церкви. Как сейчас бы сказали, выпускали «грамотный городской управленческий аппарат и священнослужителей».
«Дворцовая школа» при Софийском соборе готовила переводчиков с пяти–шести иностранных языков, а также специалистов по переписыванию церковных книг и певчих церковных хоров. Девочек отдавали учиться крайне неохотно, существовало буквально несколько женских школ.
Высшая знать открывала нечто вроде частных школ. Каждый год несколько сыновей богатых купцов отправлялась учиться в одно выбранное их отцами селение и там самый грамотный из бояр учил их языкам и основам государственного управления. Этот боярин назывался «кормильцем» и самостоятельно вел руководство селением, в котором находилась школа (т.н. «кормильство»). Но довольно скоро эта традиция сошла на нет.
Кто был самым образованным человеком на Руси?
Ответ очевиден: священники. К началу 1096 года школы начинают открываться уже при каждом монастыре или церкви. Конечно, первыми были такие русские города тех времен, как Муром и Суздаль, Переяславль и Владимир, Чернигов и Курск, Туров и Полоцк . Потом подтянулись более мелкие города, в селах пока никаких школ не было.
Во время монголо-татарского ига (началось в 1237 году с вторжением конницы Батыя в рязанские земли, а завершилось в 1480 году) образованию не уделялось ни малейшего внимания и только начиная с XVI века потихоньку начали заниматься проблемами обучения детей.
Книга «Стоглав» и первый русский букварь
Собрание постановлений Стоглавого Собора (т.е. высших чинов на Руси) или книга «Стоглав» сохранился с XVI века. И это бесценный подарок для нас, потомков. В нем много рассказывается о воспросах образования. Именно оттуда мы знаем, что гордое звание «учитель» могло носить только духовное лицо, получившее специальное образование. Вначале они проходили длительные экзамены, потом специальные люди долго собирали сведения о поведении будущего педагога, причем особый упор делали на доброту и порядочность человека и только после этого допускали к образованию детей.
В то время один учитель вел все предметы: церковное пение, землемерие ( азы геометрии и географии), граматику, арифметику, «звездознание» (азы астрономии), иногда еще добавлялось стихотворное искусство.
Первый год дети учили алфавит, на второй – складывали буквы в слога, а на третий уже читали. Детей обучали по т.н. «буквослагательному» методу, пришедшего к нам от греков и римлян. Приходилось знать по «имени» каждую букву, учить наизусть слоги. Учитель рассказывал об основах грамматики, обязательно обучал правильным ударениям, а также падежам и спряжениям глаголов. Непременно выбирали из числа самых смышленых мальчиков «старосту», который помогал учителю, например, следил за поведением.
В помощь детям был выпущен первый русский букварь в 1574 году первым русским книгоиздателем Иваном Федоровым. В том букваре было 5 тетрадей, в каждой по 8 листов. Иными словами, это 80 страниц в привычном для нас формате.В первой части были материалы для первых двух годах обучения. А во второй части материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.
«Азбуковник» – что это такое?
Эта ценнейшая рукопись сохранилась чудом. Написанная неизвестными (или неизвестным) в XVII веке книга представлла собой руководство для учителя. Интересно, что там было указание на то, что учиться может даже «убогий и худородный». Плата за учение для бедных была «хотя бы какой-нибудь». Причем если нищая семья пожелала отдать ребенка в обучение, то учитель, найдя у ребенка хотя бы какие-нибудь способности, имел право рекомендовать местному руководству (земству) оплатить обучение будущего Кулибина. Но не везде и не всегда земство шло на подобные расходы.
Для нас рукопись интересна еще и тем, что в ней подробно описаны правила, по которым строился учебный день для всех школ допетровской Руси, они были одинаковыми.
Ученики (или «дружина») были заняты учебой и молитвами с самого раннего утра и до вечера. Вначале дети рассказывали вчерашний заученный урок, потом вставали на всеобщую молитву. После чего все рассаживались за длинным столом и начинался новый урок.
Книги в те времена были очень ценными и дети работали с ними только в училище, причем учителя много времени посвещали научению детей правильно обращаться с учебником. Убирались, а также отапливали (в т.ч. и заготавливали дрова) дети самостоятельно.
О том, как появились уже привычные нам школы и образование стало доступным каждому, мы расскажем в следующей статье.
Читайте также:
- Вместо оценки — «зачтено». По каким предметам ждут изменения с 1 января 2021 года?
- Первый раз в первый класс: звездные дети, которые пошли в школу в 2021-м году
- Инструкция: как переводить ребенка в другую школу
Фото на анонс: Н.П. Богданов-Бельский «У дверей школы», 1897 © Государственный Русский музей
5 сентября 2021 12:00 | Отредактировано: 1 сентября 2022 12:36
Когда были открыты первые школы на Руси
Многие россияне считают, что первые школы на Руси были открыты только после Крещения Руси. Однако Федор Долгих, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, уверяет, что обучались дети и ранее:
«Согласно информации из устных источников (восточнославянских сказок), первые подобия учебных заведений существовали на Руси еще в языческую эпоху. Учителем выступал языческий жрец, которому родители передавали для обучения своих сыновей, достигших семи лет. Из них готовили служителей языческого культа. Обучение осуществлялось при языческих святилищах и заключалось в освоении счета и письма, ознакомлении с языческими ритуалами, календарем сельскохозяйственных работ, со способами лечения больных и так далее».
Также эксперт отмечает, что имеются косвенные подтверждения и того, что на Руси в X веке еще до ее Крещения возникли христианские школы, целью которых было распространение христианской религии.
Первые школы на Руси кардинально отличались от современных и сначала появлялись только в крупных городах. Так, по словам эксперта, школы «книжного учения», существование которых подтверждается письменными источниками, на Руси возникли в 988 году с принятием христианства по указанию великого князя Владимира Красное Солнышко.
«Эти школы создавались для представителей знати. Первая школа «книжного учения» была открыта в столице Руси Киеве при Десятинной церкви. Здесь обучались в том числе и дети самого Владимира Красное Солнышко. Учителями в ней были греки, обучение велось на старославянском языке. Вторая школа «книжного учения» на Руси была открыта Ярославом Мудрым в Новгороде для обучения детей местных старост и духовенства. Затем такие же школы были созданы и в других крупных городах», – объясняет Федор Долгих.
По словам эксперта, в период правления Ярослава Мудрого в киевской школе «книжного учения» обучались дети английского короля Эдмуна Железнобокого – Эдвин и Эдуард, будущие норвежские правители Гаральд и Ренгевальд, наследники венгерского и датского престолов. Этот факт сделал школу образовательным центром общеевропейского значения.
«В 1086 году княжной Анной Всеволодовной, сестрой Владимира Мономаха, при Андреевском монастыре в Киеве было основано женское училище. В нем представительницы зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. В 13 веке женское училище было создано в Суздале», – объясняет Федор Долгих.
Историк упоминает, что в Древней Руси были школы и при монастырях, где учителями были монахи.
Существовали ли в те времена начальные школы? По словам эксперта, начальное образование можно было получить в платных школах у «мастеров грамоты». Также широкое распространение получила практика семейного обучения и воспитания.
«В результате обучение стало доступным не только для знати, но и для широких слоев населения. Это привело к широкому распространению грамотности, о чем свидетельствовали, например, многочисленные берестяные грамоты, написанные как мужчинами, так и женщинами, горожанами и селянами», – отмечает Долгих.
По словам историка, какую-либо специальною форму одежды обучающиеся в школе дети не носили.
Сельская бесплатная школа
Худ. Александр Морозов
Чему обучали детей в Древней Руси
Лариса Крушанова, кандидат исторических наук, доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции, рассказала, что с принятием христианства при монастырях открылись первые школы на Руси. А уже через столетие насчитывалось несколько их видов – школы «книжного учения», монастырские школы, школы элементарной грамотности, женские школы.
Многие россияне считают, что в Древней Руси были две основные «дисциплины», поэтому обучались дети того времени только грамоте и счету (азам арифметики). Однако эксперт подсказывает, что каждая школа использовала свой вариант предметной структуры.
«Но в той или иной степени «учителя» опирались на опыт византийских и болгарских школ. Чтению, счету и письму обучали во всех школах. В школах «книжного учения» и монастырских школах обязательными были греческий и латинский языки, что отражало тесные торговые связи Руси с итальянскими купцами или государственные связи с Византией. Особое внимание в этих школах уделялось богословию и философии.
Отличительная особенность древнерусского образования заключалось в том, что обучение велось на родном языке, в то время как в европейских школах обучение тем же самым предметам шло на латинском языке»,
– объясняет Крушанова.
Еще одно заблуждение, что в первых школах на Руси учебниками служили исключительно Псалтырь и Часослов. Эксперт уверяет, что учебными пособиями были не только книги религиозного содержания: «Особое место в княжеских библиотеках занимали «светские» и «ученые» книги на греческом и латинском языках, собираемые русскими князьями и повелевавшие учиться по ним».
С уроков истории российские дети знают про берестяные грамоты. Эксперт Крушанова уточняет, что эти памятники древнерусской письменности могли рассказать о жизни на Руси и о том, чему обучались дети того времени:
«В рамках изучения письма древнерусские «школьники» осваивали «деловые формулы», которые были необходимы новгородцам в повседневной жизни. Например, в берестяных грамотах широко встречающаяся «формула» «Взыскать с Дмитра должки» свидетельствует о том, что судебные споры были неотъемлемой составляющей повседневной жизни горожан».
Также, по словам доцента, в Древней Руси была еще одна разновидность образования – «кормильство»: «Это форма домашнего обучения, широко применяемая для обучения детей мужского пола феодальной знати. Для мальчиков нанимались специальные «кормильцы», способные обучить ребенка грамоте, иностранным языкам и военному делу».
На вопрос, многие ли дети имели возможность обучаться грамоте и азам арифметики или образование было доступно только мальчикам и девочкам из знатных семей, историк Лариса Крушанова отвечает так:
«Для домонгольской Руси уровень грамотности городского населения был достаточно высоким. А в Великом Новгороде грамотой владели как мужское, так и женское население. Причем важно было овладение «книжной премудростью», а не профессиональной направленностью», – объясняет эксперт.
В сельской школе
Худ. Маковский В.
Как учили грамоте в Древней Руси
Многие со школьных уроков помнят такой исторический факт: на Руси ученики разучивали полные названия букв (А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро), а во время обучения грамоте пособиями могли служить Псалтырь и Часослов.
Кандидат исторических наук Федор Долгих рассказал, как строился учебный процесс:
«Учеников делили на группы по шесть-восемь человек, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения. Изучение грамоты опиралось на византийскую образовательную методику. Сначала заучивалось наименование букв в азбучной последовательности, а затем обучающиеся тренировались в их написании. Следующим этапом было обучение чтению по слогам и по словам. Затем следовало чтение и переписывание молитв и текстов Псалтыри. Также в учебном процессе использовалась и другая книга религиозного содержания – Часослов. В качестве учебного пособия использовался деревянный букварь. На деревянные дощечки наносился воск, на котором ученики писали».
Историк отмечает, что большое внимание уделялось не столько получению элементарных знаний, сколько воспитанию человека в духе христианских ценностей. И хотя многие считают, что строгое отношение к ученикам и наказание розгами – это обязательная часть процесса обучения на Руси, эксперт отмечает, что атмосфера, в которой протекал учебный процесс, была вполне доброжелательной.
- «Сей наставник нравов развращенных и жесток»: кто учил
- «Нерадение и пьянство»: как учили
- Писал стихи, но стал артиллеристом: чему учили
- «Большое незнание, особливо светского обхождения»: уроки для девочек
- Как обучали детей российские императоры
- Павел I и Елизавета Петровна
- Александр I и Екатерина II
- Александр II и поэт Жуковский
XVIII век стал для России временем больших изменений во всех сферах жизни. Одно из новшеств – в образованной среде стало модным писать мемуары и автобиографии. Сегодня мы заглянем в эти сочинения и посмотрим, как и чему их учили в детстве (и что из этого вышло).
«Сей наставник нравов развращенных и жесток»: кто учил
Обучение иностранным языкам и точным наукам стало обязательным для дворян со времен Петра I. Однако и в конце XVIII века в России не было ни учителей-профессионалов, ни развитой сети школ. Мемуарист, сурово оценивавший свое образование, отмечал: «Я не ропщу ни на мать свою, ни на моих наставников. Всему виною тогдашние времена».
Особенно плохо обстояли дела с учителями в провинции. Выросший в Казанской губернии Гавриил Державин вспоминал, как учился немецкому языку у каторжника Розе, у которого занимались дети из лучших семей Оренбурга. Других учителей иностранных языков просто не было.
«Сей наставник, кроме того, что нравов развращенных, жесток, наказывал своих учеников самыми мучительными штрафами, о коих рассказывать здесь было бы отвратительно, был сам невежда, не знал даже грамматических правил, а для того и упражнял только детей твержением наизусть вокабул и разговоров», – вспоминал будущий литератор.
Будущий ученый, один из основателей агрономии в России Андрей Болотов, изучал немецкий язык и арифметику под руководством унтер-офицера из немцев, который служил в том же полку, что и его отец. Унтер-офицер не блистал образованием и был жесток, так что хорошие знания Болотов приобрел, только когда его отца на год отправили в Курляндию. Мальчик попал в руки местного учителя-профессионала, о котором с благодарностью вспоминал и многие годы спустя.
«Нерадение и пьянство»: как учили
В некоторых случаях, в том числе когда в доме не хватало денег на нескольких учителей, родители стремились пристроить сына в учебное заведение. Однако новые школы испытывали те же трудности в поиске хороших преподавателей.
Дмитрий Фонвизин, которого отец отдал в университетскую гимназию, вспоминал: «Учились мы беспорядочно. Ибо, с одной стороны, причиною тому была ребяческая леность, а с другой – нерадение и пьянство учителей».
На этом фоне выделяются воспоминания писателя и историка Сергея Глинки, учившегося в кадетском корпусе. Он вспоминает вереницу мудрых педагогов и чутких наставников. Ему вторит сенатор Сергей Тучков: «…известные ученостью своею люди не только в России, но и во всей Европе находились тогда там в качестве учителей».
Писал стихи, но стал артиллеристом: чему учили
Родители планировали карьеру детей, не учитывая их склонности и желания. Военная служба считалась самым почетным занятием для дворянина. Если мальчик более склонялся к другим занятиям, например, к литературе или к театру, на это не обращали никакого внимания.
Результаты такого подхода были непредсказуемы. Отец Ивана Долгорукова мечтал, что сын станет дипломатом. Но мальчик так и не смог толком выучиться тому, к чему не лежала душа, – немецкому языку, математике, рисованию, музыке.
Иначе сложилась жизнь Сергея Тучкова. Когда мальчику было 12 лет, у него проявилась склонность к стихотворству, затем он стал сам осваивать латынь и учиться играть на флейте. Отец был против творческих занятий сына. Современные языки, история, география, арифметика, геометрия, фортификация, артиллерия, рисование и танцы – вот чему заставили выучиться Тучкова.
Сергей подчинился отцу, и в итоге стал блестящим офицером-артиллеристом, генерал-лейтенантом, сенатором. В его воспоминаниях нет ни слова о том, что он хочет стать военным. Лишь в краткие перерывы в карьере Тучков мог браться за перо.
«Большое незнание, особливо светского обхождения»: уроки для девочек
Намного труднее в XVIII веке происходили изменения во взглядах о том, как должна себя вести в обществе женщина. Традиционные требования к девушкам – быть благонравной, скромной, не привлекать к себе внимания, угождать всем и каждому – не исчезли.
Но теперь следовало как-то сочетать эти черты со светской любезностью, умением танцевать, музицировать, вести беседу и вообще развлекать окружающих. Самым консервативным родителям приходилось обучать дочерей танцам, музыке и светскому поведению.
Фрейлина императорского двора Варвара Головина (а в девичестве – княжна Голицына) вспоминала, что провела детство в деревне, и там мать не могла дать ей «блестящего образования» и «изящных манер». Юной княжне было восемь, когда мать начала оставлять ее наедине с соседями, «чтобы я приучилась их занимать». Знатность и состояние позволили Голицыной «добрать» необходимые светские манеры и в должное время составить блестящую партию.
Иное дело, если девушка была не столь знатного рода и воспитывалась в более старомодном или провинциальном окружении. Оставившая удивительные мемуары Анна Лабзина росла в деревне под Екатеринбургом. Она вспоминала, что консервативная мать воспитывала ее в традициях строгости, благочестия, смирения и милосердия. Сами по себе это качества замечательные, однако их оказалось недостаточно, когда девушка вышла замуж и переехала в столицу.
Выяснилось, что она не готова к светской жизни. Молодая поселилась в доме семьи Херасковых, а дальше мы дадим слово ей самой: хозяева увидели ее «большое незнание, особливо что принадлежит к светскому обхождению, начали меня удалять, когда у них бывало много гостей. <…> В гости никуды не брали, ни в театры, ни на гулянья». Обучение принятым в обществе манерам далось девушке нелегко.
Как обучали детей российские императоры
«Царских путей к геометрии нет!» – заявил гениальный математик Евклид в ответ на просьбу греческого царевича Птолемея научить его геометрии, причем – побыстрее и попроще. Этого же правила придерживалась династия Романовых при воспитании наследников.
До глобальных преобразований Российской империи, начатых Петром Великим, всех знатных детей (и не только царского рода) опекали вопреки всяческому здравому смыслу. В допетровской Руси младенцев до года даже не выносили на улицу – считалось, что свежий воздух может навредить малышу. Иностранцы изумлялись: «Стены и полы (в детской) для сбережения тепла обиты сукном, колыбель тоже подбита сукном или мехом, и в ней на пуховых перинках и подушках, под меховым одеялом находится плотно спеленутый младенец». Кроме того, при малейшем капризе чаду тут же давали соску из нажеванного нянькой пряника, завернутого в тряпицу. Этот пряник зачастую сдабривали сладкой водкой или маковым настоем – «для успокоения дитяти». И только в пять лет мальчиков отлучали от мамок и нянек, передавая их на воспитание «дядькам».
Петру I повезло: его отец, царь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший», оказался прогрессивным отцом, и провел крутую реформу внутри собственной семьи. Своему сыну он отменил «сладкие прянички», зато придумал ходунки – легкие кресла на колесиках. И будущий Петр Великий начал бойко передвигаться уже в полгода. Но из-за ранней кончины отца и внутригосударственных склок систематического образования он так и не получил. Всю свою жизнь Петр Алексеевич писал с грубыми грамматическими ошибками – в отличие от старшей сестры, царевны Софьи Алексеевны. Та, наоборот, была одной из самых образованных женщин своего времени, однако проиграла младшему брату гонку за власть.
Зато царь-реформатор, как губка, впитывал каждое новое знание, которое считал полезным государству. По сути, Петр был талантливым самоучкой и гениальным топ-менеджером, потому что умел разглядеть и оценить любой талант, и направить его на пользу Отечества. Случай беспрецедентный для того времени – в молодости Петр I ездил тайком за границу в качестве самого обычного подмастерья, в Европе выучился строить корабли, осваивал артиллерийское дело; изучал станки; точные науки; зубрил иностранные языки и многое-многое другое – русский царь «нового формата» мог даже вырвать больной зуб. Он, помимо прочего, играючи собирал вокруг себя таких же одаренных людей, но все его дети – и от первого, и от второго брака, – также не получили классического образования.
Павел I и Елизавета Петровна
Историки сходятся в одном – первым наследником российского престола, получившим воспитание и образование с учетом новых реалий, стал император Павел I. Но это было бы невозможным без двойственного тандема. Такого, как у императрицы Елизаветы, младшей дочери Петра I, и Павла I. Маленькому Павлу Елизавета приходилась теткой по отцу – но сейчас речь не идет о сложных родственных взаимоотношениях семейства Романовых. Важно другое: Елизавета, хотя и не была – в полном смысле этого слова – образованной женщиной, прекрасно осознавала, насколько важно дать Империи монарха с европейским образованием и независимым образом мышления. Она приставила к цесаревичу талантливых наставников – Семена Андреевича Порошина, известного в те годы писателя, Федора Дмитриевича Бехтеева, видного дипломата, Никиту Ивановича Панина, тоже дипломата и государственного деятеля.
В первую очередь учителя должны были внушить Павлу очевидный факт: он не простой мальчик, а наследник великого престола, не имеющий права на пустые капризы и своеволие.
Будущему императору прививали любовь к русскому народу и умению снисходительно относиться к человеческим слабостям, но самому строго следовать по пути добродетели. Все эти тезисы, подробно изложенные в дневниках писателя Порошина, и послужили толчком для дальнейшего развития русской педагогической мысли.
Александр I и Екатерина II
Екатерина Великая (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская), немка по происхождению, сделала все для того, чтобы заслужить право называться великой российской императрицей. Она не только поддерживала отечественную науку и производство, не только выиграла огромное количество военных и дипломатических сражений на международной арене, не только прославила себя, как одаренный мыслитель, но и сделала все для того, чтобы воспитать из своего внука – Александра – будущего победителя Наполеона.
Для Александра I и его брата Константина бабушка разработала целую педагогическую систему, которая стала продолжением идей Елизаветы Петровны. Прежде всего, Екатерина ценила в воспитании разумность и систематизацию: «Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда человек, достойный почтения», – писала Екатерина. И отмечала: «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать». Главное же достоинство в наследниках престола она видела «в общем благоволении к роду человеческому».
При этом Екатерина Великая была строга и неукоснительно требовала соблюдений своих правил от учителей наследников – даже от светлейшего князя Николая Ивановича Салтыкова, видного государственного деятеля того времени. Например, детские капризы и ложь приравнивались Екатериной к болезни, которая требует немедленного лечения. Дети вставали в 6 часов утра и уже в 7 принимались за уроки. В 9 шли здороваться с бабушкой. В 10 утра начинались классы (занятия с преподавателем). И так – до самого вечера: к примеру, с 17:00 до 19:00 мальчики занимались фронтовым учением, фехтованием, гимнастикой, танцами и пр. В переписке Екатерины II с известным немецким писателем Гримом четко обозначено: «Я намерена воспитывать Александра как можно проще. Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы». И бабушке это удалось – ее любимый внук Александр в итоге переиграл Наполеона, перед которым склонилась вся Европа.
Александр II и поэт Жуковский
Этот император вошел в мировую историю как инициатор реформ, достойных Петра Великого. Его называли Освободителем – в связи с отменой им крепостного права (манифест от 19 февраля 1861 года), и победой в русско-турецкой войне (1877–1878 гг). А погиб Александр Николаевич нелепо и трагически: в результате теракта, ответственность за которую взяла на себя революционная организация «Народная воля».
С девяти лет Александр обучался под руководством поэта В. А. Жуковского. Тот составил глубоко продуманный «план учения», согласно которому нужно было сделать будущего императора человеком гуманным, просвещенным и всесторонне образованным. Домашние занятия дополнялись «зевательными» поездками. Из них особенно отмечено путешествие царевича по России и Западной Сибири в 1837 году, где будущий император увидел многое из того, что было неизвестно золотой молодежи того времени. Кроме того, уже в 23 года авторитарный отец знакомит Александра с разными отраслями государственного управления и даже поручает ему общее руководство делами – на время своих отъездов из столицы. И Александр уже в юные годы проявляет себя как талантливый управленец.
«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом», – сказала Александра Федоровна, последняя русская императрица. Еще одна немка по происхождению, она стала последней русской царицей, воспитавшей для российского престола пятерых наследников, не каждому из которых суждено было дожить до совершеннолетия. Кто знает, какую роль могли бы сыграть ее дети в судьбах Отечества, но история не знает сослагательного наклонения.
Сейчас принцами и принцессами мы называем состоятельных избалованных детей, которые не в состоянии позаботиться о себе. А в семье Романовых все было иначе:
– «царский путь» был вымощен холодом и физической работой;
– детей воспитывали в страхе божьем, они знали основы Библии:
– детей приучали к физическому труду. У каждого наследника был свой садик, где выращивались овощи или цветы;
– старшие Романовы установили для детей строгий регламент: ни одной минуты без дела;
– одежда детей была очень простой: младшие донашивали одежду за старшими, как в самых малообеспеченных семьях.
Кроме того, многодетная семья Романовых (дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также долгожданный сын – цесаревич Алексей Николаевич) питалась самой простой едой. Каши, щи, черный хлеб, которые едят простые солдаты, постоянно присутствовали на императорском столе во время Первой мировой войны. Детей не оберегали от тяжелых впечатлений: так, Алексей вместе с отцом посещал действующую армию и лично награждал отличившихся бойцов. А старшие девочки семейства Романовых служили сестрами милосердия в госпитале. Дома они спали на складных армейских кроватях, которые легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской елкой, а летом – поближе к открытым окнам. Помимо арифметики все дети изучали основы Закона Божия, русский, английский, французский и немецкий языки, а также учились танцам, игре на рояле, хорошим манерам, естественным наукам.
deti.mail.ru
Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы.
Картина Б. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»
Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков – считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами.
Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» – своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.
Тогда же зародились первые женские школы – правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин – «кормилец» – который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.
Картина Н. Богданова-Бельского «Устный счет»
О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.
День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало – за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу – в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал – его ждало наказание розгами.
В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв – «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать.
Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы – риторика, грамматика, землемерие – симбиоз геометрии и географии – а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.
После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы – там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.
Картина А. Морозова «Сельская бесплатная школа»
Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным для всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии.
Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет – на выбор.
Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний – интересных и необъятных.
via
Некоторые причины
Было несколько причин создания школ. С проведением Крещения перед князем встала проблема: необходимо было распространять христианство, но делать это силами только византийских священников не представлялось возможным. Требовалось воспитание собственных религиозных деятелей. Они должны были грамотными и образованными, чтобы уметь читать священные тексты.
Позже была создана особая славянская азбука, которая служила основой для перевода книг. До этого письменность тоже существовала, но она была не так распространена среди населения. В обществе также происходили медленные изменения. Если раньше все было заранее предрешено и дети продолжали дела родителей. Но с усложнением и развитием жизни появилась возможность сменить социальное положение. Но для этого нужно было владеть грамотой.
Зарождение школьного образования
Изначально первые школы предназначались только для боярских детей. Но со временем менялись представления об этом. Долгое время к учебе не допускались девочки.
Некоторые знатные семьи предпочитали нанимать учителей и проводить домашнее обучение.
Первые школы на Руси стали создаваться при князе Владимире в 988 году после Крещения. Боярские дети обучались в небольших группах грамоте и чтению. Учебные заведения открывались при монастырях в следующих городах:
- Киев;
- Суздаль;
- Смоленск;
- Курск и другие.
В классах изучали только жития святых, так как книги были дорогими и редкими. Первый букварь будет издан намного позже. Несмотря на принятые меры грамотой овладевало только небольшое количество детей.
Заведения для девочек
Программу утверждал князь Владимир, а учителями были монахи. Прошел всего век и сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, провела открытие первого училища при храме для женщин. Школьники обучались:
- пению;
- грамоте;
- чтению.
Первые школы в Древней Руси были ориентированы только на детей из зажиточных семей. Для крестьян это было недоступно. В XV веке появились частные заведения.
С появлением татаро-монгольского ига произошел регресс, и только церковные школы продолжали обучать детей.
Старинные школы кардинально отличались от современных. Но они уже тогда выполняли главную функцию — делали письмо и чтение доступным для большинства людей. Развитие грамотности помогло обществу развиваться во многих сферах жизни. Но в то же время в Древней Руси еще изучались только темы, которые были связаны с христианством и историей государства.