Как обучали детей в древней руси рассказ

05.09.2017 10:21

Примерное время чтения: 5 минут

35909

Вместо «двоек» – розги. Как учили в школах на Руси

На Руси процесс обучения сильно отличался от современного.

Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы. SPB.AIF.RU выяснил, как проходило обучение в школах прошлых столетий.

Уроки «кормильца»

Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков – считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами. Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» – своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.

Тогда же зародились первые женские школы – правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин – «кормилец» – который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.

Детей учили грамоте и счету.

Детей учили грамоте и счету. Фото: Картина Н. Богданова-Бельского «Устный счет»

О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.

Никаких оценок

А. К. Саврасов. Сухарева башня. 1872

День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало – за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу – в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал – его ждало наказание розгами.

В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв – «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать. Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы – риторика, грамматика, землемерие – симбиоз геометрии и географии – а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.

Доступно для всех

После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы – там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.

Раньше в школах не было деления на предметы.

Раньше в школах не было деления на предметы. Фото: Картина А. Морозова «Сельская бесплатная школа»

Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет – на выбор. Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний – интересных и необъятных.

Также вам может быть интересно

Школа на Руси: как учились наши предки?

Герасименко Оксана<br>Николаевна

, медицинский журналист | 

Обновлено 1 сен 2022

Первого сентября все дети традиционно идут в школу. Такая привычная нам система образования претерпела огромные изменения за много веков своего существования. А как было заведено у наших предков?

Самая первая школа: учились только мальчики

Даже дата известна: 988 год, тот самый, когда произошло Крещение Руси. И количество детей, их было 300. Учили только детей из высших сословий или, говоря языком того времени «лучших людей». Новшество  поначалу вызвало недоверие и родители в слезах собирали сыновей «в книжное обучение» уверенные, что никогда их более не увидят. Князь Владимир Святославович, более известный как Владимир Красное Солнышко,  был уверен, что только грамотные люди могут вывести государство на новый уровень и  непреклонен: каждый год его люди строго следили, чтобы очередные 300 детей уезжали из родного дома.

Первый предмет для обучения назывался просто: «книжное дело». Обучались дети в избе у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. Подобные заведения открывались практически при каждом вновь построенном монастыре или церкви.

© Фото из открытых источников

© Фото из открытых источников

Сын Владимира Красного Солнышка, князь Ярослав Мудрый, основал в 1028 году в Великом Новгороде при Софийском соборе самую большую школу тех времен и, по легенде, лично отбирал самых умных мальчиков из семей дружинников и мелких князей. По его указанию также активно переводились греческие учебники и книги.

Первое в Европе училище для девочек в Киеве

Уже его сын, князь Всеволод Ярославович, в мае 1086 года открывает самое первое женское училище в Европе, поставив во главе свою дочь, Анну Всеволодовну. Строго говоря, это заведение было при вновь открытом женском Андреевском монастыре, первой игуменьей (настоятельницей) была как раз княжна. Девочек  из знатных семей учили письменности, шитью, вышиванию, церковному хоровому пению и различным ремеслам.

Более того, ученицы получали совершенно уникальную для тех времен возможность научиться писать иконы и переписывать церковные книги. Тогда еще не было печатных книг и широкой сети иконописных мастерских, поэтому подобные умения очень высоко ценились. Конечно, обучали таким специальностям только самых одаренных воспитанниц. В будущем они постригались в монахини и оставались в монастыре.

Первая Школа международного значения

В период рассвета Киевской Руси, в XI веке, при каждом монастыре существовала школа. Обучали в ней хоровому церковному пению, а также читать, писать и считать. Следующей ступенью была «школа книжного учения», нечто вроде училищ с повышенным уровнем образования, в них подростки готовились в будущем для государственной службы и церкви. Как сейчас бы сказали, выпускали «грамотный городской управленческий аппарат и священнослужителей».

«Дворцовая школа» при Софийском соборе готовила переводчиков с пяти–шести иностранных языков, а также специалистов по переписыванию церковных книг и певчих церковных хоров. Девочек отдавали учиться крайне неохотно, существовало буквально несколько женских школ.

Высшая знать открывала нечто вроде частных школ. Каждый год несколько сыновей богатых купцов отправлялась учиться в одно выбранное их отцами селение и там самый грамотный из бояр учил их языкам и основам государственного управления. Этот боярин назывался «кормильцем» и самостоятельно вел руководство селением, в котором находилась школа (т.н. «кормильство»). Но довольно скоро эта традиция сошла на нет.

Кто был самым образованным человеком на Руси?

Ответ очевиден: священники. К началу 1096 года школы начинают открываться уже при каждом монастыре или церкви. Конечно, первыми были такие  русские города тех времен, как  Муром и Суздаль, Переяславль и Владимир, Чернигов и Курск, Туров и Полоцк . Потом подтянулись более мелкие города, в селах пока никаких школ не было.

Во время монголо-татарского ига (началось в 1237 году с вторжением конницы Батыя в рязанские земли, а завершилось в 1480 году) образованию не уделялось ни малейшего внимания и только начиная с XVI века потихоньку начали заниматься проблемами обучения детей.

Книга «Стоглав» и первый русский букварь

Собрание постановлений Стоглавого Собора (т.е. высших чинов на Руси) или книга «Стоглав» сохранился с XVI века. И это бесценный подарок для нас, потомков. В нем много рассказывается о воспросах образования. Именно оттуда мы знаем, что гордое звание «учитель» могло носить только духовное лицо, получившее специальное образование. Вначале они проходили длительные экзамены, потом специальные люди долго собирали сведения о поведении будущего педагога, причем особый упор делали на доброту и порядочность человека и только после этого допускали к образованию детей.

В то время один учитель вел все предметы:  церковное пение, землемерие ( азы геометрии и географии), граматику, арифметику, «звездознание» (азы астрономии), иногда еще добавлялось стихотворное искусство.

© Фото из открытых источников

© Фото из открытых источников

Первый год дети учили алфавит, на второй – складывали буквы в слога, а на третий уже читали. Детей обучали по т.н. «буквослагательному» методу, пришедшего к нам от греков и римлян. Приходилось знать по «имени» каждую букву, учить наизусть слоги. Учитель рассказывал об основах грамматики, обязательно обучал правильным ударениям, а также падежам и спряжениям глаголов. Непременно выбирали из числа самых смышленых мальчиков «старосту», который помогал учителю, например, следил за поведением.

В помощь детям был выпущен первый русский букварь в 1574 году первым русским книгоиздателем Иваном Федоровым. В том букваре было 5 тетрадей, в каждой по 8 листов. Иными словами, это 80 страниц в привычном для нас формате.В первой части были материалы для первых двух годах обучения. А во второй части материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

«Азбуковник» – что это такое?

© Фото из открытых источников

© Фото из открытых источников

Эта ценнейшая рукопись сохранилась чудом. Написанная  неизвестными (или неизвестным) в XVII веке книга представлла собой руководство для учителя. Интересно, что там было указание на то, что учиться может даже «убогий и худородный». Плата за учение для бедных была «хотя бы какой-нибудь». Причем если нищая семья пожелала отдать ребенка в обучение, то учитель, найдя у ребенка хотя бы какие-нибудь способности, имел право рекомендовать местному руководству (земству) оплатить обучение будущего Кулибина. Но не везде и не всегда земство шло на подобные расходы.

Для нас рукопись интересна еще и тем, что в ней подробно описаны правила, по которым строился учебный день для всех школ допетровской Руси, они были одинаковыми.

Ученики (или «дружина») были заняты учебой и молитвами с самого раннего утра и до вечера. Вначале дети рассказывали вчерашний заученный урок, потом вставали на всеобщую молитву. После чего все рассаживались за длинным столом и начинался новый урок.

Книги в те времена были очень ценными и дети работали с ними только в училище, причем учителя много времени посвещали научению детей правильно обращаться с учебником. Убирались, а также отапливали (в т.ч. и заготавливали дрова) дети самостоятельно.

О том, как появились уже привычные нам школы и образование стало доступным каждому, мы расскажем в следующей статье.

Читайте также:

  • Вместо оценки — «зачтено». По каким предметам ждут изменения с 1 января 2021 года?
  • Первый раз в первый класс: звездные дети, которые пошли в школу в 2021-м году
  • Инструкция: как переводить ребенка в другую школу

Фото на анонс: Н.П. Богданов-Бельский «У дверей школы», 1897 © Государственный Русский музей

5 сентября 2021 12:00 | Отредактировано: 1 сентября 2022 12:36

Когда были открыты первые школы на Руси

Многие россияне считают, что первые школы на Руси были открыты только после Крещения Руси. Однако Федор Долгих, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, уверяет, что обучались дети и ранее:

«Согласно информации из устных источников (восточнославянских сказок), первые подобия учебных заведений существовали на Руси еще в языческую эпоху. Учителем выступал языческий жрец, которому родители передавали для обучения своих сыновей, достигших семи лет. Из них готовили служителей языческого культа. Обучение осуществлялось при языческих святилищах и заключалось в освоении счета и письма, ознакомлении с языческими ритуалами, календарем сельскохозяйственных работ, со способами лечения больных и так далее».

Также эксперт отмечает, что имеются косвенные подтверждения и того, что на Руси в X веке еще до ее Крещения возникли христианские школы, целью которых было распространение христианской религии.

Первые школы на Руси кардинально отличались от современных и сначала появлялись только в крупных городах. Так, по словам эксперта, школы «книжного учения», существование которых подтверждается письменными источниками, на Руси возникли в 988 году с принятием христианства по указанию великого князя Владимира Красное Солнышко.

«Эти школы создавались для представителей знати. Первая школа «книжного учения» была открыта в столице Руси Киеве при Десятинной церкви. Здесь обучались в том числе и дети самого Владимира Красное Солнышко. Учителями в ней были греки, обучение велось на старославянском языке. Вторая школа «книжного учения» на Руси была открыта Ярославом Мудрым в Новгороде для обучения детей местных старост и духовенства. Затем такие же школы были созданы и в других крупных городах», – объясняет Федор Долгих.

По словам эксперта, в период правления Ярослава Мудрого в киевской школе «книжного учения» обучались дети английского короля Эдмуна Железнобокого – Эдвин и Эдуард, будущие норвежские правители Гаральд и Ренгевальд, наследники венгерского и датского престолов. Этот факт сделал школу образовательным центром общеевропейского значения.

«В 1086 году княжной Анной Всеволодовной, сестрой Владимира Мономаха, при Андреевском монастыре в Киеве было основано женское училище. В нем представительницы зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. В 13 веке женское училище было создано в Суздале», – объясняет Федор Долгих.

Историк упоминает, что в Древней Руси были школы и при монастырях, где учителями были монахи.

Существовали ли в те времена начальные школы? По словам эксперта, начальное образование можно было получить в платных школах у «мастеров грамоты». Также широкое распространение получила практика семейного обучения и воспитания.

«В результате обучение стало доступным не только для знати, но и для широких слоев населения. Это привело к широкому распространению грамотности, о чем свидетельствовали, например, многочисленные берестяные грамоты, написанные как мужчинами, так и женщинами, горожанами и селянами», – отмечает Долгих.

По словам историка, какую-либо специальною форму одежды обучающиеся в школе дети не носили.

Сельская бесплатная школа

Худ. Александр Морозов

Чему обучали детей в Древней Руси

Лариса Крушанова, кандидат исторических наук, доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции, рассказала, что с принятием христианства при монастырях открылись первые школы на Руси. А уже через столетие насчитывалось несколько их видов – школы «книжного учения», монастырские школы, школы элементарной грамотности, женские школы.

Многие россияне считают, что в Древней Руси были две основные «дисциплины», поэтому обучались дети того времени только грамоте и счету (азам арифметики). Однако эксперт подсказывает, что каждая школа использовала свой вариант предметной структуры.

«Но в той или иной степени «учителя» опирались на опыт византийских и болгарских школ. Чтению, счету и письму обучали во всех школах. В школах «книжного учения» и монастырских школах обязательными были греческий и латинский языки, что отражало тесные торговые связи Руси с итальянскими купцами или государственные связи с Византией. Особое внимание в этих школах уделялось богословию и философии.

Отличительная особенность древнерусского образования заключалось в том, что обучение велось на родном языке, в то время как в европейских школах обучение тем же самым предметам шло на латинском языке»,

– объясняет Крушанова.

Еще одно заблуждение, что в первых школах на Руси учебниками служили исключительно Псалтырь и Часослов. Эксперт уверяет, что учебными пособиями были не только книги религиозного содержания: «Особое место в княжеских библиотеках занимали «светские» и «ученые» книги на греческом и латинском языках, собираемые русскими князьями и повелевавшие учиться по ним».

С уроков истории российские дети знают про берестяные грамоты. Эксперт Крушанова уточняет, что эти памятники древнерусской письменности могли рассказать о жизни на Руси и о том, чему обучались дети того времени:

«В рамках изучения письма древнерусские «школьники» осваивали «деловые формулы», которые были необходимы новгородцам в повседневной жизни. Например, в берестяных грамотах широко встречающаяся «формула» «Взыскать с Дмитра должки» свидетельствует о том, что судебные споры были неотъемлемой составляющей повседневной жизни горожан».

Также, по словам доцента, в Древней Руси была еще одна разновидность образования – «кормильство»: «Это форма домашнего обучения, широко применяемая для обучения детей мужского пола феодальной знати. Для мальчиков нанимались специальные «кормильцы», способные обучить ребенка грамоте, иностранным языкам и военному делу».

На вопрос, многие ли дети имели возможность обучаться грамоте и азам арифметики или образование было доступно только мальчикам и девочкам из знатных семей, историк Лариса Крушанова отвечает так:

«Для домонгольской Руси уровень грамотности городского населения был достаточно высоким. А в Великом Новгороде грамотой владели как мужское, так и женское население. Причем важно было овладение «книжной премудростью», а не профессиональной направленностью», – объясняет эксперт.

В сельской школе

Худ. Маковский В.

Как учили грамоте в Древней Руси

Многие со школьных уроков помнят такой исторический факт: на Руси ученики разучивали полные названия букв (А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро), а во время обучения грамоте пособиями могли служить Псалтырь и Часослов.

Кандидат исторических наук Федор Долгих рассказал, как строился учебный процесс:

«Учеников делили на группы по шесть-восемь человек, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения. Изучение грамоты опиралось на византийскую образовательную методику. Сначала заучивалось наименование букв в азбучной последовательности, а затем обучающиеся тренировались в их написании. Следующим этапом было обучение чтению по слогам и по словам. Затем следовало чтение и переписывание молитв и текстов Псалтыри. Также в учебном процессе использовалась и другая книга религиозного содержания – Часослов. В качестве учебного пособия использовался деревянный букварь. На деревянные дощечки наносился воск, на котором ученики писали».

Историк отмечает, что большое внимание уделялось не столько получению элементарных знаний, сколько воспитанию человека в духе христианских ценностей. И хотя многие считают, что строгое отношение к ученикам и наказание розгами – это обязательная часть процесса обучения на Руси, эксперт отмечает, что атмосфера, в которой протекал учебный процесс, была вполне доброжелательной.

Оглав­ле­ние

  • «Сей настав­ник нра­вов раз­вра­щен­ных и жесток»: кто учил
  • «Нера­де­ние и пьян­ство»: как учили
  • Писал стихи, но стал артил­ле­ри­стом: чему учили
  • «Боль­шое незна­ние, особ­ливо свет­ского обхож­де­ния»: уроки для девочек
  • Как обу­чали детей рос­сий­ские императоры
  • Павел I и Ели­за­вета Петровна
  • Алек­сандр I и Ека­те­рина II
  • Алек­сандр II и поэт Жуковский

XVIII век стал для Рос­сии вре­ме­нем боль­ших изме­не­ний во всех сфе­рах жизни. Одно из нов­шеств – в обра­зо­ван­ной среде стало мод­ным писать мему­ары и авто­био­гра­фии. Сего­дня мы загля­нем в эти сочи­не­ния и посмот­рим, как и чему их учили в дет­стве (и что из этого вышло).

pansion uchitel - Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад

«Сей наставник нравов развращенных и жесток»: кто учил

Обу­че­ние ино­стран­ным язы­кам и точ­ным нау­кам стало обя­за­тель­ным для дво­рян со вре­мен Петра I. Однако и в конце XVIII века в Рос­сии не было ни учи­те­лей-про­фес­си­о­на­лов, ни раз­ви­той сети школ. Мему­а­рист, сурово оце­ни­вав­ший свое обра­зо­ва­ние, отме­чал: «Я не ропщу ни на мать свою, ни на моих настав­ни­ков. Всему виною тогдаш­ние вре­мена».

Осо­бенно плохо обсто­яли дела с учи­те­лями в про­вин­ции. Вырос­ший в Казан­ской губер­нии Гав­риил Дер­жа­вин вспо­ми­нал, как учился немец­кому языку у каторж­ника Розе, у кото­рого зани­ма­лись дети из луч­ших семей Орен­бурга. Дру­гих учи­те­лей ино­стран­ных язы­ков про­сто не было.

«Сей настав­ник, кроме того, что нра­вов раз­вра­щен­ных, жесток, нака­зы­вал своих уче­ни­ков самыми мучи­тель­ными штра­фами, о коих рас­ска­зы­вать здесь было бы отвра­ти­тельно, был сам невежда, не знал даже грам­ма­ти­че­ских пра­вил, а для того и упраж­нял только детей твер­же­нием наизусть вока­бул и раз­го­во­ров», – вспо­ми­нал буду­щий литератор.

Буду­щий уче­ный, один из осно­ва­те­лей агро­но­мии в Рос­сии Андрей Боло­тов, изу­чал немец­кий язык и ариф­ме­тику под руко­вод­ством унтер-офи­цера из нем­цев, кото­рый слу­жил в том же полку, что и его отец. Унтер-офи­цер не бли­стал обра­зо­ва­нием и был жесток, так что хоро­шие зна­ния Боло­тов при­об­рел, только когда его отца на год отпра­вили в Кур­лян­дию. Маль­чик попал в руки мест­ного учи­теля-про­фес­си­о­нала, о кото­ром с бла­го­дар­но­стью вспо­ми­нал и мно­гие годы спустя.

«Нерадение и пьянство»: как учили

В неко­то­рых слу­чаях, в том числе когда в доме не хва­тало денег на несколь­ких учи­те­лей, роди­тели стре­ми­лись при­стро­ить сына в учеб­ное заве­де­ние. Однако новые школы испы­ты­вали те же труд­но­сти в поиске хоро­ших преподавателей.

Дмит­рий Фон­ви­зин, кото­рого отец отдал в уни­вер­си­тет­скую гим­на­зию, вспо­ми­нал: «Учи­лись мы бес­по­ря­дочно. Ибо, с одной сто­роны, при­чи­ною тому была ребя­че­ская леность, а с дру­гой – нера­де­ние и пьян­ство учи­те­лей».

На этом фоне выде­ля­ются вос­по­ми­на­ния писа­теля и исто­рика Сер­гея Глинки, учив­ше­гося в кадет­ском кор­пусе. Он вспо­ми­нает вере­ницу муд­рых педа­го­гов и чут­ких настав­ни­ков. Ему вто­рит сена­тор Сер­гей Туч­ков: «…извест­ные уче­но­стью своею люди не только в Рос­сии, но и во всей Европе нахо­ди­лись тогда там в каче­стве учи­те­лей».

Zdangie kadetskogo korpusa - Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад

Пер­вый кадет­ский кор­пус в Санкт-Петербурге

Писал стихи, но стал артиллеристом: чему учили

Роди­тели пла­ни­ро­вали карьеру детей, не учи­ты­вая их склон­но­сти и жела­ния. Воен­ная служба счи­та­лась самым почет­ным заня­тием для дво­ря­нина. Если маль­чик более скло­нялся к дру­гим заня­тиям, напри­мер, к лите­ра­туре или к театру, на это не обра­щали ника­кого внимания.

Резуль­таты такого под­хода были непред­ска­зу­емы. Отец Ивана Дол­го­ру­кова меч­тал, что сын ста­нет дипло­ма­том. Но маль­чик так и не смог тол­ком выучиться тому, к чему не лежала душа, – немец­кому языку, мате­ма­тике, рисо­ва­нию, музыке.

Иначе сло­жи­лась жизнь Сер­гея Туч­кова. Когда маль­чику было 12 лет, у него про­яви­лась склон­ность к сти­хо­твор­ству, затем он стал сам осва­и­вать латынь и учиться играть на флейте. Отец был про­тив твор­че­ских заня­тий сына. Совре­мен­ные языки, исто­рия, гео­гра­фия, ариф­ме­тика, гео­мет­рия, фор­ти­фи­ка­ция, артил­ле­рия, рисо­ва­ние и танцы – вот чему заста­вили выучиться Тучкова.

Сер­гей под­чи­нился отцу, и в итоге стал бле­стя­щим офи­це­ром-артил­ле­ри­стом, гене­рал-лей­те­нан­том, сена­то­ром. В его вос­по­ми­на­ниях нет ни слова о том, что он хочет стать воен­ным. Лишь в крат­кие пере­рывы в карьере Туч­ков мог браться за перо.

«Большое незнание, особливо светского обхождения»: уроки для девочек

Намного труд­нее в XVIII веке про­ис­хо­дили изме­не­ния во взгля­дах о том, как должна себя вести в обще­стве жен­щина. Тра­ди­ци­он­ные тре­бо­ва­ния к девуш­кам – быть бла­го­нрав­ной, скром­ной, не при­вле­кать к себе вни­ма­ния, уго­ждать всем и каж­дому – не исчезли.

Но теперь сле­до­вало как-то соче­тать эти черты со свет­ской любез­но­стью, уме­нием тан­це­вать, музи­ци­ро­вать, вести беседу и вообще раз­вле­кать окру­жа­ю­щих. Самым кон­сер­ва­тив­ным роди­те­лям при­хо­ди­лось обу­чать доче­рей тан­цам, музыке и свет­скому поведению.

Anna Labzina with ward Sofia by Borovikovsky - Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад

Порт­рет Анны Лаб­зи­ной с вос­пи­тан­ни­цей Софьей Муд­ро­вой кисти В.Л. Боро­ви­ков­ского (1803)

Фрей­лина импе­ра­тор­ского двора Вар­вара Голо­вина (а в деви­че­стве – княжна Голи­цына) вспо­ми­нала, что про­вела дет­ство в деревне, и там мать не могла дать ей «бле­стя­щего обра­зо­ва­ния» и «изящ­ных манер». Юной княжне было восемь, когда мать начала остав­лять ее наедине с сосе­дями, «чтобы я при­учи­лась их зани­мать». Знат­ность и состо­я­ние поз­во­лили Голи­цы­ной «добрать» необ­хо­ди­мые свет­ские манеры и в долж­ное время соста­вить бле­стя­щую партию.

Иное дело, если девушка была не столь знат­ного рода и вос­пи­ты­ва­лась в более ста­ро­мод­ном или про­вин­ци­аль­ном окру­же­нии. Оста­вив­шая уди­ви­тель­ные мему­ары Анна Лаб­зина росла в деревне под Ека­те­рин­бур­гом. Она вспо­ми­нала, что кон­сер­ва­тив­ная мать вос­пи­ты­вала ее в тра­ди­циях стро­го­сти, бла­го­че­стия, сми­ре­ния и мило­сер­дия. Сами по себе это каче­ства заме­ча­тель­ные, однако их ока­за­лось недо­ста­точно, когда девушка вышла замуж и пере­ехала в столицу.

Выяс­ни­лось, что она не готова к свет­ской жизни. Моло­дая посе­ли­лась в доме семьи Херас­ко­вых, а дальше мы дадим слово ей самой: хозя­ева уви­дели ее «боль­шое незна­ние, особ­ливо что при­над­ле­жит к свет­скому обхож­де­нию, начали меня уда­лять, когда у них бывало много гостей. <…> В гости никуды не брали, ни в театры, ни на гуля­нья». Обу­че­ние при­ня­тым в обще­стве мане­рам далось девушке нелегко.

Как обучали детей российские императоры

«Цар­ских путей к гео­мет­рии нет!» – заявил гени­аль­ный мате­ма­тик Евклид в ответ на просьбу гре­че­ского царе­вича Пто­ле­мея научить его гео­мет­рии, при­чем – побыст­рее и попроще. Этого же пра­вила при­дер­жи­ва­лась дина­стия Рома­но­вых при вос­пи­та­нии наследников.

До гло­баль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний Рос­сий­ской импе­рии, нача­тых Пет­ром Вели­ким, всех знат­ных детей (и не только цар­ского рода) опе­кали вопреки вся­че­скому здра­вому смыслу. В допет­ров­ской Руси мла­ден­цев до года даже не выно­сили на улицу – счи­та­лось, что све­жий воз­дух может навре­дить малышу. Ино­странцы изум­ля­лись: «Стены и полы (в дет­ской) для сбе­ре­же­ния тепла обиты сук­ном, колы­бель тоже под­бита сук­ном или мехом, и в ней на пухо­вых перин­ках и подуш­ках, под мехо­вым оде­я­лом нахо­дится плотно спе­ле­ну­тый мла­де­нец». Кроме того, при малей­шем капризе чаду тут же давали соску из наже­ван­ного нянь­кой пря­ника, завер­ну­того в тря­пицу. Этот пря­ник зача­стую сдаб­ри­вали слад­кой вод­кой или мако­вым настоем – «для успо­ко­е­ния дитяти». И только в пять лет маль­чи­ков отлу­чали от мамок и нянек, пере­да­вая их на вос­пи­та­ние «дядь­кам».

1 1 - Как и чему учили детей на Руси 300 лет назадПетру I повезло: его отец, царь Алек­сей Михай­ло­вич, про­зван­ный в народе «Тишай­ший», ока­зался про­грес­сив­ным отцом, и про­вел кру­тую реформу внутри соб­ствен­ной семьи. Сво­ему сыну он отме­нил «слад­кие пря­нички», зато при­ду­мал ходунки – лег­кие кресла на коле­си­ках. И буду­щий Петр Вели­кий начал бойко пере­дви­гаться уже в пол­года. Но из-за ран­ней кон­чины отца и внут­ри­го­су­дар­ствен­ных склок систе­ма­ти­че­ского обра­зо­ва­ния он так и не полу­чил. Всю свою жизнь Петр Алек­се­е­вич писал с гру­быми грам­ма­ти­че­скими ошиб­ками – в отли­чие от стар­шей сестры, царевны Софьи Алек­се­евны. Та, наобо­рот, была одной из самых обра­зо­ван­ных жен­щин сво­его вре­мени, однако про­иг­рала млад­шему брату гонку за власть.

Зато царь-рефор­ма­тор, как губка, впи­ты­вал каж­дое новое зна­ние, кото­рое счи­тал полез­ным госу­дар­ству. По сути, Петр был талант­ли­вым само­уч­кой и гени­аль­ным топ-мене­дже­ром, потому что умел раз­гля­деть и оце­нить любой талант, и напра­вить его на пользу Оте­че­ства. Слу­чай бес­пре­це­дент­ный для того вре­мени – в моло­до­сти Петр I ездил тай­ком за гра­ницу в каче­стве самого обыч­ного под­ма­сте­рья, в Европе выучился стро­ить корабли, осва­и­вал артил­ле­рий­ское дело; изу­чал станки; точ­ные науки; зуб­рил ино­стран­ные языки и мно­гое-мно­гое дру­гое – рус­ский царь «нового фор­мата» мог даже вырвать боль­ной зуб. Он, помимо про­чего, игра­ючи соби­рал вокруг себя таких же ода­рен­ных людей, но все его дети – и от пер­вого, и от вто­рого брака, – также не полу­чили клас­си­че­ского образования.

Павел I и Елизавета Петровна

Исто­рики схо­дятся в одном – пер­вым наслед­ни­ком рос­сий­ского пре­стола, полу­чив­шим вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние с уче­том новых реа­лий, стал импе­ра­тор Павел I. Но это было бы невоз­мож­ным без двой­ствен­ного тан­дема. Такого, как у импе­ра­трицы Ели­за­веты, млад­шей дочери Петра I, и Павла I. Малень­кому Павлу Ели­за­вета при­хо­ди­лась тет­кой по отцу – но сей­час речь не идет о слож­ных род­ствен­ных вза­и­мо­от­но­ше­ниях семей­ства Рома­но­вых. Важно дру­гое: Ели­за­вета, хотя и не была – в пол­ном смысле этого слова – обра­зо­ван­ной жен­щи­ной, пре­красно осо­зна­вала, насколько важно дать Импе­рии монарха с евро­пей­ским обра­зо­ва­нием и неза­ви­си­мым обра­зом мыш­ле­ния. Она при­ста­вила к цеса­ре­вичу талант­ли­вых настав­ни­ков – Семена Андре­евича Поро­шина, извест­ного в те годы писа­теля, Федора Дмит­ри­е­вича Бех­те­ева, вид­ного дипло­мата, Никиту Ива­но­вича Панина, тоже дипло­мата и госу­дар­ствен­ного деятеля.

В первую оче­редь учи­теля должны были вну­шить Павлу оче­вид­ный факт: он не про­стой маль­чик, а наслед­ник вели­кого пре­стола, не име­ю­щий права на пустые капризы и своеволие.

2 - Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад

Павел Пет­ро­вич, Импе­ра­тор Все­рос­сий­ский, вели­кий магистр Маль­тий­ского ордена, сын Петра III Федо­ро­вича и Ека­те­рины II Алек­се­евны. | Источ­ник: Фото: wikimedia commons

Буду­щему импе­ра­тору при­ви­вали любовь к рус­скому народу и уме­нию снис­хо­ди­тельно отно­ситься к чело­ве­че­ским сла­бо­стям, но самому строго сле­до­вать по пути доб­ро­де­тели. Все эти тезисы, подробно изло­жен­ные в днев­ни­ках писа­теля Поро­шина, и послу­жили толч­ком для даль­ней­шего раз­ви­тия рус­ской педа­го­ги­че­ской мысли.

Александр I и Екатерина II

Ека­те­рина Вели­кая (урож­ден­ная София Авгу­ста Фре­де­рика Ангальт-Цербст­ская), немка по про­ис­хож­де­нию, сде­лала все для того, чтобы заслу­жить право назы­ваться вели­кой рос­сий­ской импе­ра­три­цей. Она не только под­дер­жи­вала оте­че­ствен­ную науку и про­из­вод­ство, не только выиг­рала огром­ное коли­че­ство воен­ных и дипло­ма­ти­че­ских сра­же­ний на меж­ду­на­род­ной арене, не только про­сла­вила себя, как ода­рен­ный мыс­ли­тель, но и сде­лала все для того, чтобы вос­пи­тать из сво­его внука – Алек­сандра – буду­щего побе­ди­теля Наполеона.

a - Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад

Ека­те­рина II Алек­се­евна Вели­кая, импе­ра­трица Все­рос­сий­ская. | Источ­ник: Фото: wikimedia commons

Для Алек­сандра I и его брата Кон­стан­тина бабушка раз­ра­бо­тала целую педа­го­ги­че­скую систему, кото­рая стала про­дол­же­нием идей Ели­за­веты Пет­ровны. Прежде всего, Ека­те­рина ценила в вос­пи­та­нии разум­ность и систе­ма­ти­за­цию: «Кто не имеет ни доб­ро­де­тели, ни учти­во­сти, ни пове­де­ния доб­рого, ни зна­ния людей и вещей, тот не будет нико­гда чело­век, достой­ный почте­ния», – писала Ека­те­рина. И отме­чала: «Стра­хом научить нельзя, ибо в душу, стра­хом заня­тую, не более вло­жить можно уче­ния, как на дро­жа­щей бумаге напи­сать». Глав­ное же досто­ин­ство в наслед­ни­ках пре­стола она видела «в общем бла­го­во­ле­нии к роду человеческому».

При этом Ека­те­рина Вели­кая была строга и неукос­ни­тельно тре­бо­вала соблю­де­ний своих пра­вил от учи­те­лей наслед­ни­ков – даже от свет­лей­шего князя Нико­лая Ива­но­вича Сал­ты­кова, вид­ного госу­дар­ствен­ного дея­теля того вре­мени. Напри­мер, дет­ские капризы и ложь при­рав­ни­ва­лись Ека­те­ри­ной к болезни, кото­рая тре­бует немед­лен­ного лече­ния. Дети вста­вали в 6 часов утра и уже в 7 при­ни­ма­лись за уроки. В 9 шли здо­ро­ваться с бабуш­кой. В 10 утра начи­на­лись классы (заня­тия с пре­по­да­ва­те­лем). И так – до самого вечера: к при­меру, с 17:00 до 19:00 маль­чики зани­ма­лись фрон­то­вым уче­нием, фех­то­ва­нием, гим­на­сти­кой, тан­цами и пр. В пере­писке Ека­те­рины II с извест­ным немец­ким писа­те­лем Гри­мом четко обо­зна­чено: «Я наме­рена вос­пи­ты­вать Алек­сандра как можно проще. Я буду очень забо­титься, чтобы из него не сде­лали хоро­шень­кой куклы». И бабушке это уда­лось – ее люби­мый внук Алек­сандр в итоге пере­иг­рал Напо­леона, перед кото­рым скло­ни­лась вся Европа.

Александр II и поэт Жуковский

Этот импе­ра­тор вошел в миро­вую исто­рию как ини­ци­а­тор реформ, достой­ных Петра Вели­кого. Его назы­вали Осво­бо­ди­те­лем – в связи с отме­ной им кре­пост­ного права (мани­фест от 19 фев­раля 1861 года), и побе­дой в рус­ско-турец­кой войне (1877–1878 гг). А погиб Алек­сандр Нико­ла­е­вич нелепо и тра­ги­че­ски: в резуль­тате тер­акта, ответ­ствен­ность за кото­рую взяла на себя рево­лю­ци­он­ная орга­ни­за­ция «Народ­ная воля».

12 - Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад

Алек­сандр II Нико­ла­е­вич, Импе­ра­тор Все­рос­сий­ский, Царь Поль­ский и Вели­кий князь Фин­лянд­ский из дина­стии Рома­но­вых. Стар­ший сын импе­ра­тор­ской четы Нико­лая Пав­ло­вича и Алек­сан­дры Федо­ровны. | Источ­ник: Фото: wikimedia commons

С девяти лет Алек­сандр обу­чался под руко­вод­ством поэта В. А. Жуков­ского. Тот соста­вил глу­боко про­ду­ман­ный «план уче­ния», согласно кото­рому нужно было сде­лать буду­щего импе­ра­тора чело­ве­ком гуман­ным, про­све­щен­ным и все­сто­ронне обра­зо­ван­ным. Домаш­ние заня­тия допол­ня­лись «зева­тель­ными» поезд­ками. Из них осо­бенно отме­чено путе­ше­ствие царе­вича по Рос­сии и Запад­ной Сибири в 1837 году, где буду­щий импе­ра­тор уви­дел мно­гое из того, что было неиз­вестно золо­той моло­дежи того вре­мени. Кроме того, уже в 23 года авто­ри­тар­ный отец зна­ко­мит Алек­сандра с раз­ными отрас­лями госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния и даже пору­чает ему общее руко­вод­ство делами – на время своих отъ­ез­дов из сто­лицы. И Алек­сандр уже в юные годы про­яв­ляет себя как талант­ли­вый управленец.

«Самое пер­вое место для нас, где мы учимся правде, чест­но­сти, любви – это наш дом», – ска­зала Алек­сандра Федо­ровна, послед­няя рус­ская импе­ра­трица. Еще одна немка по про­ис­хож­де­нию, она стала послед­ней рус­ской цари­цей, вос­пи­тав­шей для рос­сий­ского пре­стола пяте­рых наслед­ни­ков, не каж­дому из кото­рых суж­дено было дожить до совер­шен­но­ле­тия. Кто знает, какую роль могли бы сыг­рать ее дети в судь­бах Оте­че­ства, но исто­рия не знает сосла­га­тель­ного наклонения.

Сей­час прин­цами и прин­цес­сами мы назы­ваем состо­я­тель­ных изба­ло­ван­ных детей, кото­рые не в состо­я­нии поза­бо­титься о себе. А в семье Рома­но­вых все было иначе:
– «цар­ский путь» был вымо­щен холо­дом и физи­че­ской работой;
– детей вос­пи­ты­вали в страхе божьем, они знали основы Библии:
– детей при­учали к физи­че­скому труду. У каж­дого наслед­ника был свой садик, где выра­щи­ва­лись овощи или цветы;
– стар­шие Рома­новы уста­но­вили для детей стро­гий регла­мент: ни одной минуты без дела;
– одежда детей была очень про­стой: млад­шие дона­ши­вали одежду за стар­шими, как в самых мало­обес­пе­чен­ных семьях.

Russian Imperial family 1913 a - Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад

Семья Нико­лая II в 1913 году (слева направо: Мария, Татьяна, Ольга, Алек­сандра Федо­ровна, Нико­лай Алек­сан­дро­вич, Алек­сей, Ана­ста­сия). | Источ­ник: Фото: wikimedia commoms

Кроме того, мно­го­дет­ная семья Рома­но­вых (дочери Ольга, Татьяна, Мария и Ана­ста­сия, а также дол­го­ждан­ный сын – цеса­ре­вич Алек­сей Нико­ла­е­вич) пита­лась самой про­стой едой. Каши, щи, чер­ный хлеб, кото­рые едят про­стые сол­даты, посто­янно при­сут­ство­вали на импе­ра­тор­ском столе во время Пер­вой миро­вой войны. Детей не обе­ре­гали от тяже­лых впе­чат­ле­ний: так, Алек­сей вме­сте с отцом посе­щал дей­ству­ю­щую армию и лично награж­дал отли­чив­шихся бой­цов. А стар­шие девочки семей­ства Рома­но­вых слу­жили сест­рами мило­сер­дия в гос­пи­тале. Дома они спали на склад­ных армей­ских кро­ва­тях, кото­рые легко можно было дви­гать, чтобы зимой ока­заться поближе к теплу или даже в ком­нате брата, рядом с рож­де­ствен­ской елкой, а летом – поближе к откры­тым окнам. Помимо ариф­ме­тики все дети изу­чали основы Закона Божия, рус­ский, англий­ский, фран­цуз­ский и немец­кий языки, а также учи­лись тан­цам, игре на рояле, хоро­шим мане­рам, есте­ствен­ным наукам.

deti.mail.ru

Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы.

На Руси процесс обучения сильно отличался от современного.
Картина Б. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»

Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков – считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами.

Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» – своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.

Тогда же зародились первые женские школы – правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин – «кормилец» – который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.

Детей учили грамоте и счету.
Картина Н. Богданова-Бельского «Устный счет»

О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.

День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало – за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу – в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал – его ждало наказание розгами.

В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв – «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать.

Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы – риторика, грамматика, землемерие – симбиоз геометрии и географии – а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.

После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы – там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.

Раньше в школах не было деления на предметы.
Картина А. Морозова «Сельская бесплатная школа»

Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным для всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии.

Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет – на выбор.

Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний – интересных и необъятных.

via

Школа в Древней Руси

Некоторые причины

Было несколько причин создания школ. С проведением Крещения перед князем встала проблема: необходимо было распространять христианство, но делать это силами только византийских священников не представлялось возможным. Требовалось воспитание собственных религиозных деятелей. Они должны были грамотными и образованными, чтобы уметь читать священные тексты.

Зарождение первых учебных заведений

Позже была создана особая славянская азбука, которая служила основой для перевода книг. До этого письменность тоже существовала, но она была не так распространена среди населения. В обществе также происходили медленные изменения. Если раньше все было заранее предрешено и дети продолжали дела родителей. Но с усложнением и развитием жизни появилась возможность сменить социальное положение. Но для этого нужно было владеть грамотой.

Зарождение школьного образования

Изначально первые школы предназначались только для боярских детей. Но со временем менялись представления об этом. Долгое время к учебе не допускались девочки.

Некоторые знатные семьи предпочитали нанимать учителей и проводить домашнее обучение.

Первые школы на Руси стали создаваться при князе Владимире в 988 году после Крещения. Боярские дети обучались в небольших группах грамоте и чтению. Учебные заведения открывались при монастырях в следующих городах:

  • Киев;
  • Суздаль;
  • Смоленск;
  • Курск и другие.

В классах изучали только жития святых, так как книги были дорогими и редкими. Первый букварь будет издан намного позже. Несмотря на принятые меры грамотой овладевало только небольшое количество детей.

Заведения для девочек

Программу утверждал князь Владимир, а учителями были монахи. Прошел всего век и сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, провела открытие первого училища при храме для женщин. Школьники обучались:

  • пению;
  • грамоте;
  • чтению.

Славянская азбука

Первые школы в Древней Руси были ориентированы только на детей из зажиточных семей. Для крестьян это было недоступно. В XV веке появились частные заведения.

С появлением татаро-монгольского ига произошел регресс, и только церковные школы продолжали обучать детей.

Старинные школы кардинально отличались от современных. Но они уже тогда выполняли главную функцию — делали письмо и чтение доступным для большинства людей. Развитие грамотности помогло обществу развиваться во многих сферах жизни. Но в то же время в Древней Руси еще изучались только темы, которые были связаны с христианством и историей государства.

  • Как обрести счастье сочинение по обломову
  • Как обрести счастье сочинение отцы и дети
  • Как обрести счастье сочинение крыжовник
  • Как обрести счастье сочинение кому на руси жить хорошо
  • Как обрести счастье сочинение капитанская дочка