Как объяснить название сказки иван крестьянский сын и чудо юдо

­Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

В названии сказки мы видим противоборствующие стороны: Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо. Против чуда-юда собрались выступить три брата, но на самом деле сражался только младший Иван.  Чудо-юдо в названии дано в единственном числе (обобщенное зло), хотя на самом деле были три разных чудовища.

Чем занимались старик и старуха – родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Старик и старуха были крестьянами, занимались земледелием. Когда пришло известие, что скоро появится на их земле чудо-юдо и погубит всех людей, старики опечалились, и старшие сыновья приняли решение уехать из дома и сразиться с врагом. Младший Иван не захотел оставаться в стороне от общей беды и поехал вместе с братьями, родители не посмели отговаривать сына в такой страшный час, когда опасность нависла над всеми.

Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чу­дом-юдом сразиться»?

Доехали братья до деревни, которая была разорена, только одна избушка и осталась, а кругом ни души, все порушено и выжжено. В доме нашли они старуху, которая рассказала о чуде-юде, которое уничтожило все вокруг, но ее пока не тронуло, видимо, она из-за старости своей не годилась чудищу в пищу. Бабушка похвалила молодцев за правильное решение ехать к калинову мосту и сразиться с чудом-юдом, чтобы спасти землю от гибели.

Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

Подъехали братья к реке Смородине и решили держать дозор у калинова моста, чтобы не пустить в свои земли чудо-юдо. Только не устояли старший и средний братья перед сном, проявили беззаботность, и пришлось Ивану сражаться с двумя чудами-юдами о шести и девяти головах. А в третью ночь, в свой дозор, сразился Иван – крестьянский сын с самым большим чудом-юдом о двенадцати головах с огненным пальцем. И опять безответственные братья чуть не погубили Ивана и всех людей из-за своего крепкого сна. Каждый бой Ивана был труднее прежнего – таковы цена и испытание за свободу и счастье родной земли.  

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

В начале сказки младшего брата называют ласково Иванушкой, потом Иваном, Иваном – крестьянским сыном его называют чуда-юда (видимо, было предсказано им, что только Иван – крестьянский сын сможет справиться с ними, потому что окружение чуда-юда  (конь, ворон и пес) чувствовало опасность при приближении к Ивану.

И не напрасно – все три боя выдержал только Иван и победил, и в конце сказки его величают Иваном – крестьянским сыном (это как взрослого уважаемого человека по имени отчеству).

На обратном пути помощь братьям оказали кузнецы, спрятав их в кузнице от матери-змеихи.

Какие черты характера Ивана – крестьянского сына раскры­ваются перед боем, во время боя и после него?

Иван – крестьянский сын очень ответственно относится к делу, он осознает, что враг хитер и силен, а потому бдительность необходима. После двух боев Иван понимает, что это еще не победа, что впереди самый страшный бой и призывает братьев помочь ему. Иван очень смел, он один на один выходит на битву с врагом, не боится прямо отвечать чуду-юду. Иван – защитник семьи и родной земли, он очень внимателен, потому ему удается узнать замыслы змеевых жен и матери-змеихи и спасти братьев от неминуемой гибели. Он не гордится и не хвастается своей силой и победами, он, младший, но по делам и уму оказывается единственным спасителем людей.

Подготовьте рассказ об Иване – крестьянском сыне.

Иван — крестьянский сын – младший в семье. Его все называли Иванушкой. Родители были крестьянами, пахали землю, сеяли зерно, без дела не сидели ни дня. Но пришла беда: разнесся слух, что чудо-юдо подбирается к их землям, а соседние уже разорил и людей уничтожил. Иван вместе с братьями собрался на защиту земли, хотя те и не хотели брать младшенького с собой – хотели, чтобы он остался на утешение родителям. Но мать и отец благословили всех троих сыновей на ратный подвиг.

И именно Иван оказался настоящим воином, смелым, находчивым, сильным, сумевшим в одиночку убить трехглавого и шестиглавого змей. И только в третьем бою братья ему помогли, но лишь тем, что выпустили на подмогу Ивану его верного коня.

На обратном пути Иван трижды спас братьев от смерти, и опять благодаря тому, что не спал, а подслушал разговор жен и матери змеев.

Мне думается, что в образе Ивана сказитель-автор отразил лучшие качества русского народа, которые проявлялись в минуты опасности и помогали защищать родную землю.


Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

– Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали…

– Затужили старик со старухой, загоревали…

– В некотором царстве, в некотором государстве…

– И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали. И вот прокатился слух о грозящей беде: будто в соседних землях появилось чудо-юдо, которое людей убивает, землю разоряет, а города и села огнем сжигает.

Затужили старик со старухой, загоревали от такого известия, а старшие сыновья стали их успокаивать:

– Не печальтесь, батюшка и матушка! Мы поедем, найдем чудо-юдо и будем с ним биться насмерть, но в родную землю не пустим. А чтоб веселее вам было, пусть Иванушка с вами остается. Но не согласился со старшими младший брат Иванушка:

– Не смогу я спокойно дома сидеть да вас ждать – тоже поеду с чудом-юдом сражаться.

Не стали отговаривать Ивана отец с матерью, собрали в дорогу трех сыновей. А те сели на коней добрых, взяли с собой мечи булатные да котомки с хлебом-солью и отправились в путь.

Приехали в какую-то деревеньку, от которой и остался-то один дом. Зашли в него и увидели старуху на печи. Рассказала она братьям, что землю разорил и людей убил чудо-юдо. А когда узнала старушка, что братья его и ищут, чтобы сразиться с ним, похвалила добрых молодцев за решение правильное.

Приехали братья к калинову мосту на реке Смородине. Решили ночами дозор держать, чтобы не пропустить чуда-юдо на свои земли. В первую ночь дежурил старший брат, да уснул он и не слышал, как младший Иван сражался с чудом-юдом трехголовым. На следующую ночь средний брат пошел в дозор, но и он уснул. И опять бой принял Иван. Сражался он уже с чудом-юдом о шести головах.

Перед третьей ночью повел Иван своих братьев к мосту и показал им головы змеевы, предупредил, что нынче ночью будет самый страшный бой, а потому должны братья помочь ему, а не спать. Объяснил Иван, что должны сделать братья.

         Ночью появилось на мосту чудо-юдо о двенадцати головах. Ворон на его плече встрепенулся, конь под ним споткнулся, а пес сзади ощетинился.

– Что ты, конь мой, споткнулся? Отчего ты, ворон, встрепенулся? Почему, пес, ты ощетинился? Уж не Ивана ли крестьянского сына вы почуяли? Так он еще не родился, а и родился, то на бой не сгодился. Как дуну – так от него ничего и не останется.

         Вышел тут Иван перед врагом:

– Зря похваляешься, как бы не опозориться!

– А так это ты, Иван – крестьянский сын, и есть! Зачем пришел?

– На тебя посмотреть да с тобой сразиться.

– Да ты муха передо мной. Куда тебе силу мою пробовать!

         Отвечал тогда Иван чуду-юду:

– Я пришел не сказки тебе рассказывать и не твои сказки слушать, а сражаться с тобой на смерть!

         И начался тут бой. У этого чуда-юда был огненный палец, с помощью которого отрубленные головы у него вырастали вновь. Змей пытался хитрить, просил передышки, но Иван понимал, что это для него погибель. Пришла пора звать подмогу. Насилу разбудил Иван опять крепко спящих братьев. Те отвязали жеребца, который пришел на помощь хозяину. Как только удалось срубить огненный палец, сразу и дело у Ивана пошло. Победил он змея о двенадцати головах!

         После отдыха пошел Иван к каменным палатам, где жили чуда-юда со своими женами и матерью, подслушал их планы. Это помогло Ивану спасти братьев и себя на пути домой.

         А когда вернулись к родителям на родную землю, то стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…    


Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представля­ете бои, которые вёл Иван – крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

В учебнике помещены две иллюстрации к сказке художника В. Бельтюкова. На первой мы видим встречу на калиновом мосту Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом девятиголовым. С плеч змея взлетает ворон, конь под ним как бы в испуге приостановился, а сзади к земле прижался пес. Сам змей тремя головами дышит огнем. Иван же преградил путь чудищу и готов с ним сразиться. На другой иллюстрации мы видим момент боя Ивана с двенадцатиголовым чудом-юдом. Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.

Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.


2

Как объяснить название сказки Иван-крестьянский сын и чудо-юдо?

Задания по литературе для 5 класса Как вы объясните название сказки Иван — крестьянский сын и чудо-юдо? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?

4 ответа:



2



0

Почему в названии речь только об одном Иване и одном чудо-юдо? Мне видится объяснение следующим: Иван — это добро, в образе работящего, ответственного, сильного, отважного, крепкого, заботливого крестьянина. Чудо-Юдо — это зло, собирательный персонаж врага: жестокий, злобный, страшный. Сама сказка — это противостояние этих двух крайностей жизни, где добро просто обязано побеждать!

<hr />

Почему не упоминаются другие братья в сказке? Все просто, они не герои, они лентяи и лежебоки, которые свои бои проспали! Ведь смотрите, как говорят, что человеку дано столько испытаний в жизни, сколько он способен пройти. Те же чудо-юдо, с которыми должны были старшие братья Ивана сражаться, оказались для Ивана очень слабыми соперниками, с которыми он на раз-два справился. А его враг оказался таким же сильным, как и младший крестьянский сын. Ивану пришлось даже за помощью к своему коню обращаться. Т.е. соперники, в принципе, обычно равные в сказках подбираются. По Сеньке и шапка, верно?

Тот же Иван и с остальными чудо-юдовыми приспешниками справился. Он же и жен змеевых и старуху-змеиху сумел победить. Потому Иван и стал главным героем, по которому и дали название всей сказке.



2



0

Первая часть названия сказки «Иван Крестьянский сын и чудо юдо» как мне кажется в пояснении не нуждается.

Иван действительно по тексту сын крестьянина и он же единственный кто реально выступил против чудо-юдо. Его братья не помогли ему почти ничем, только выпустили верного коня Ивана в самый напряженный момент схватки, да и то, чуть не проспали «богатырским» сном» нужный момент.

Поэтому главный герой — именно Иван.

Но почему тогда чудо-юдо упоминается одно, хотя в сказке их несомненно три, не считая жен и мамочки? Просто потому, что Чудо-юдо это обобщенное название врага, зла, против которого противостоит Иван и в этом контексте уже не важно одно чудо-юдо выступает против него или десять.



0



0

Иван — крестьянский сын, является главным положительным персонажем сказки, который победил три чуда-юда. Отсюда и название.

Иван был третьим сыном в семье, очень работящим. Он не ленился и поэтому не ложился спать, как братья. Именно он один сражался с чудо-юдами. И как положено, в сказках имеется положительный герой (Иван), и отрицательный (чудо-юдо).



0



0

Кто сражается в этой сказке с Чудом-Юдом? Иван. Иван — крестьянский сын. Братья его хоть и сопровождают его всю дорогу, в самые важные моменты ложатся спать и ничем не помогают Ивану в его борьбе. Поэтому и названа сказка «Иван — крестьянский сын». Иван единственный в ней настоящий геро-богатырь.

А вот образ Чудо-юдо — это образ всех ворогов, которые тревожили Русь, поэтому и не уточняется в названии, что было три Чудо-Юдо, одно другого страшнее. Это просто враг.

Читайте также

Рассказ по пословице об учении для 5 класса.

«Корень учения горек, да плод его сладок»

В одном городе жили два друга, учились они в одной школе и в одном классе — 5-Б. Одного друга звали Василий, а другого Иван.

Василий и Иван мечтали о том, что когда они вырастут — станут космонавтами.

Когда дедушка Ивана узнал о мечте мальчиков, он сказал, что быть космонавтами хорошо, а вот стать космонавтов трудно.

Ведь в космонавты берут людей которые хорошо учились в школе, а также тех, кто любит заниматься спортом.

Дедушка рассказал мальчикам, что те кто стали космонавтами каждый день делали уроки, получали хорошие оценки, а также каждый день еще и на тренировки ходили. И это все нужно делать на протяжении 10 лет и каждый день, в любом настроении!!!

Другие мальчики и девочки сделав уроки могли гулять во дворе, играть в игры и просто болтать, а те, кто хотел стать космонавтом сделав отлично уроки шли еще на тренировку в спортзал.

Иван и Василий внимательно выслушали деда и спросили его, а может нам не нужно становиться космонавтами? Это ведь так сложно…

А дед отвечает мальчишкам мудрой русской пословицей:

«Корень учения горек, да плод его сладок»

Очень удивились мальчики этой пословице и спросили деда, что она значит. А дед и говорит, да ребята, сложно учиться, иногда даже горько смотреть на на то как другие играют, когда ты трудишься не покладая рук.

Но рано или поздно приходит момент, что ты научился всему, что нужно для твоей цели и стал успешным и знаменитым, получив плоды своего урожая.

А вот те, кто лодырничал в это время, как ты трудился так и останутся позади тебя ни с чем.

Чтобы проверить выбор своих сыновей в сказке «Царевна-лягушка» царь дает женам сыновей три задания — испечь каравай, сшить ковер и появиться на балу.

Иван царевич перед каждым заданием грустил, так как не верилось ему, что его лягушонок сможет сделать что-то путное, но вышло как раз наоборот.

Каравай у лягушки оказался просто чудесным, с городами и дворцами, с птицами и зверями. Царь приказал каравай старшей снохи унести псам, каравай средней решил съесть от большой нужды, а вот каравай царевны лягушки захотел есть по праздникам.

Ковер у Лягушки также получился лучше всех. Если ковер жены старшего сына царь велел лошадей покрывать, среднего сына у ворот стелить, то ковер царевны лягушки по праздникам расстилать.

Больше всего боялся Иван Царевич пира, но и тут его ждало потрясение. Вместо лягушки приехала в золоченой карете Василиса Премудрая, красавица из красавиц, а перед каретой и скороходы бежали и конники ехали.

На пиру Василиса также затмила всех, а как пошла танцевать, так махнет одной рукой — озеро, махнет второй — белые лебеди плывут.

Уметь читать это не просто умение складывать слова из букв. А умение понять и осмыслить то, что прочитал. Помните, в первом классе всех учили читать «мама мыла раму, но не все сразу могли понять. И вот если читать вникаетв каждое слово, и его берет за душу то, что прочитал вот тогда и происходит этот «доверительный разговор».

Для чтения по ролям сказки «Журавль и Цапля» достаточно всего двух человек, ведь и героев в этой сказке всего два. Сперва к Цапле идет Журавль, он важный и уверенный в себе. Говорит вальяжно и немного презрительно. Мол, не особо и надо, а вот захотелось.

Цапля уловив это отвечает сварливо и бойко — не нужен мне такой жених.

Журавль обиженный уходит, а цапля говорит сама себе уже с раздумьем: «И чего это я отказала? нормальный жених, не хуже других будет».

Теперь уже цапля идет к Журавлю и бойко предлагает себя в жены. Она не ждет отказа, ведь Журавль недавно сам просил ее выйти замуж. Но обиженный Журавль кричит на Цаплю и прогоняет ее. Цапля в слезах убегает.

Потом ситуация повторяется и каждый помнит сперва свою обиду, а потом вспоминает о выгоде.

Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией.

Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе яге.

Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 38-39

Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Размышляем о прочитанном

1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?

Главный герой сказки — Иван. Именно он выступает защитником Отечества, побеждает врагов и раскрывает их коварные планы. А чудо-юдо оказывается собирательным образом врагов родной земли. Поэтому сказка названа именем главного героя и его главного врага.

2. Чем занимались старик и старуха — родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

Они не ленились, а целый день трудились — пашню пахали и хлеб засевали.

Но разнеслась дурная весть — собирается чудо-юдо на землю напасть, всех людей истребить, города сжечь. Беда грозила всей родной земле, всему народу.

3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с чудом-юдом сразиться?

В деревне братья встретили старуху. Она рассказала братьям, что чудо-юдо всех разорил, разграбил и лютой смерти предал. Это убедило братьев в том, что они правильно решили уничтожить чудо-юдо.

4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становился всё тяжелее?

Старшие братья уснули в дозоре, они не проявили бдительности, не выполняли свои обязанности.

Иван нёс дозор за братьев. Он показал себя ответственным, ему можно доверить любое дело.

Каждый новый бой был тяжелее предыдущего. Приезжало более сильное чудо-юдо, с большим числом голов. Сперва было шесть голов, потом девять, а у третьего — двенадцать.

5. Проследите по тексту как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

В начале сказки Ивана называют Иванушка, ведь он младший, маленький.

В середине и конце сказки его называют Иван, Иван -крестьянский сын. Он уже не просто младший брат, а воин, защитник родной земли. И только братья разок назвали его Иванушка, ведь они любили младшего брата.

Во время третьего боя с чудом-юдом Ивану помогал его конь. Он бил чудо-юдо копытами.

В конце сказки братьям помогли кузнецы. Они укрыли их в кузне и не дали змеихе погубить братьев. Народ поддерживал своих защитников.

6. Какие черты характера Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?

Перед боем Иван проявил осторожность, предусмотрительность, показал спокойную уверенность и решительность.

Во время боя он показал стойкость, смелость, беспощадность к врагу.

После боя Иван показал скромность и предусмотрительность — он отправился на разведку и узнал замыслы врагов.

7. Подготовьте рассказ об Иване — крестьянском сыне.

Пример рассказа про Ивана-крестьянского сына можно прочитать, перейдя по ссылке.

  • Как общаются дельфины между собой краткий рассказ
  • Как обучение людей способствует техническому прогрессу сочинение
  • Как обучали детей в древней руси рассказ
  • Как обрести счастье сочинение чехов
  • Как обрести счастье сочинение произведения