Как объяснить ребенку что такое сказка

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы.

Тема: Что такое сказка?

Программное содержание:   Формировать понятие о жанре «сказка».   учить                           определять вид сказок (волшебные, бытовые, о животных);                                       закрепить понятие  «народная сказка»; знакомить детей с героями русских народных сказок;  развивать мышление, воображение;  воспитывать  интерес к  русскому фольклору.

Методы и приемы: Сюрпризный момент; беседа о фольклоре, о русских народных сказках, рассматривание иллюстраций.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, рисование по  мотивам сказок, лепка, игры — инсценировки

Словарная работа: посиделки

Ход занятия:

Сюрпризный момент: дети заходят в зал, оформленный под русскую избу. Воспитатель , одетый  сказочницей, встречает детей с поклоном.

Воспитатель. Добро пожаловать, дорогие ребята, в нашу избу. Я вас пригласила сегодня на посиделки. Что такое посиделки, кто знает? (ответы детей). Правильно, люди в старые времена коротали время  таким образом: собирались вместе, веселились, шутили, пели песни и сочиняли сказки. Вот сегодня я хочу поговорить с вами о сказках. Кто мне скажет, что такое сказка?

Сказка, ребята, занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются многие русские сказки?  Давным- давно, в некотором царстве, в некотором государстве,  в тридевятом царстве,  в тридесятом государстве….

А какие бывают сказки?

  1. Волшебные сказки
  2. Сказки о животных.
  3. Бытовые сказки   (закрепление)

Вот как-то раз собрались все сказки и начали спорить: кто из них самая –самая….     Как вы думаете, ребята, какими они себя считали? Как можно сказать о сказке- какая она?  (ответы детей ) Правильно, дети. Вот   сказки и спорили. Спорили  долго. Хотите послушать, как они спорили?

(Заходит девочка –  в сказочном костюме волшебной сказки)

В.С. Я- самая прекрасная сказка! Меня любят больше  всех! Меня читают больше всех!

Воспитатель. В.С., скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше всех?

В.С. Потому  что только в моих сказках живут отважные  герои, которые побеждают всех злодеев!

Воспитатель. Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может вы  знаете   сказочных злодеев? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

В.С.  Во всех  моих сказках есть волшебные предметы.

Воспитатель. А ребята мои знают какие – нибудь  волшебные предметы  из волшебных сказок?  (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода).

В.С. Вот вы сами увидели, что я – лучше всех! (Кланяется, дети хлопают).

Воспитатель. Подожди, пожалуйста. У нас есть еще одна гостья, (Приглашает  еще одну девочку в костюме сказки)

Воспитатель. Здравствуй, моя помощница!

С.Ж. Здравствуйте! Узнали вы меня? Да, правильно, я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя, как люди: общаются, веселятся ,переживают…

В.С. А у тебя есть волшебные помощники?

С.Ж. Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами.  Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом  деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!

Воспитатель.  К нам пожаловала еще одна гостья!

Б.С. Здравствуйте! Я- королева бытовых сказок! Бытовые сказки – вот самые правдивые сказки!  Герои моих  сказок —  крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Воспитатель. Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки?

Дети. Волшебные, сказки о животных и бытовые.

Воспитатель. А почему они так называются?

Дети. В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно поняли. А чтобы еще лучше все  запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них  самая – самая…. все картинки перепутали.  Может, поможем им, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит, отдают  одной из сказок. Воспитатель,  при необходимости, помогает, подсказывает)

Воспитатель. Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех? (Ответы детей.)

Воспитатель (подводя итог). Конечно, ребята, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают  взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки  нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по своему. Но все таки у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!

Воспитатель. Дорогие наши сказки! Мы  с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок.(Берется любая сказка, предпочтительнее, сказка о животных,  проводится игра «Инсценируем «)

Воспитатель. Следующая игра, в которую я предлагаю нам всем поиграть, называется «Измени конец сказки».  Есть сказки с печальным концом. (Дети вспоминают такие сказки). Мне всегда жаль Снегурочку, которая растаяла. Я предлагаю вам изменить конец этой печальной сказки. (Дети предлагают свои варианты. Воспитатель подводит итог игры в зависимости от предложенных вариантов).

Воспитатель. Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки. Давайте еще раз вспомним виды сказок. Почему сказки называются народными? Вот и подошли к концу наши посиделки. Предлагаю всем разойтись по домам, дружно взявшись за руки! До новых встреч в сказке! (Уходят, махая руками).

Что такое сказка простыми словами и какими бывают сказки в литературе

Привет из самого далекого прошлого.

11 402

Что такое сказка простыми словами

Сказка – это жанр устного народного творчества. Все сказки повествуют о вымышленных событиях, герои в них делятся на положительных и отрицательных. Позднее появились литературные сказки – когда писатели, как наш Пушкин, стали сами их писать.

Три типа народных сказок

Бытовые. Описывают через какую-то историю жизнь и быт человека. В них есть три подтипа:

  1. Социально-бытовые. Например, сказка про Шемякин суд или про то, как мужик делил гуся. В них нет высмеивания и нет волшебства, просто какая-то история.
  2. Сатирико-бытовые. Когда кто-то высмеивается. Сказка про то, как поп нанимал работницу, как раз такая. Там очевидное высмеивание попа. Мне особенно нравится последний фрагмент, когда поп говорит работнице о деньгах: «Деньги платить буду. Каждый год по рублю! Сама подумай. Сто годов — сто рублев. Богатейкой станешь!».
  3. Волшебно-бытовые. В них есть что-то волшебное. Пример – сказка про Морозко.

Волшебные. Отличаются от бытовых тем, что в них есть волшебные герои: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Или в них происходят какие-то волшебные события, например, лягушка вдруг превращается в царевну. Мы читаем и понимаем, что так на самом деле не может быть. Два типа:

  1. Героические. Когда есть герой, совершающий подвиг. Например, в сказке про молодильные яблоки надо достать эти самые яблоки и вернуться целым и невредимым.
  2. Сказки о героях, которые обладали необычными способностями. Пример – сказка про Марью-искусницу.

О животных. Есть сказки про обычных животных, например, про лису, которая выгнала зайца из избы. И есть про необычных (волшебных) животных, например, сказка Ершова про конька-горбунка.

Композиция сказки

Сказки обычно начинаются с «зачина»: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были». Дальше композиция не отличается от таковой в других произведениях литературы:

  1. Завязка.
  2. Развитие действия.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

После развязки еще может быть концовка. Например, у Пушкина: «И я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».

Для композиции русских и славянских сказок характерны трехкратные повторы. Например, Иван-царевич трижды выходит на бой с чудом-юдом на реке Смородине, старик трижды забрасывает невод в море.

В чем смысл сказок

Я один раз был на конференции по фольклору, там выступала студентка, и ей задали вопрос: «Вот есть сказка про курочку рябу. Как она снесла золотое яичко, дед его не разбил, бабка не разбила, а мышка бежала и разбила. В чем смысл?»

Она не ответила. И никто из студентов не ответил. Мне был 21 год, но я поймал себя на том, что никогда раньше не думал: «А правда, в чем смысл?»

Есть точка зрения, что в сказках через сложные символы передается определенная мораль. Например, золотое яичко – это счастье. Дед и бабка живут и все время ругаются по мелочам – пробуют счастье на прочность. Но оно все-таки не разбивается. А потом вдруг проникает в их жизнь сплетня, как серая мышь, в доме поселяется недоверие – и счастье разбивается.

Курочка сносит второе яичко, но уже не золотое, а простое. Дед и бабка продолжают жить вместе, но прежнего счастья у них уже нет, обычная невзрачная жизнь.

А как вы думаете, в чем смысл сказки «Гуси-лебеди»? Почему мальчика похищают именно гуси (и вообще, откуда гуси-лебеди, как это понимать), а не волки, не змей-горыныч? Почему у бабы Яги ребенок не орет от страха, а сидит, как зачарованный и играет золотыми яблоками?

( 11 оценок, среднее 3.09 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Как объяснить детям, что такое сказка

Сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями. Чем младше ребенок, тем реже он отличает сказку от реальности и воспринимает ее сюжет как историю, рассказанную о его жизни. Становясь старше, дети догадываются, что не все в сказке правдиво, что в жизни так не бывает, но почему-то именно такие сказки начинают нравиться еще больше. В 5-6 лет дошкольники уже готовы узнать, что же такое сказка.

Как объяснить детям, что такое сказка

Вам понадобится

  • — книга сказок с красочными иллюстрациями;
  • — шапочки-маски героев сказок.

Инструкция

Покажите ребенку 2-3 лет книгу сказок с красочными иллюстрациями. Это необходимо, т.к. образное мышление малыша пока недостаточно развито. В этом возрасте дети слушают и понимают сказки о животных: диких и домашних. Истории, которые происходят с ними в произведении, похожи на жизненные истории обычных людей, поэтому ребенок легко представляет себя участником этой сказки.

Объясните эту аналогию ребенку. Представьте в роли персонажей его самого и его друзей. Сказочным и необычным становится только то, что поступки совершаются животными.

Предложите малышу поиграть в сказку вместе с вами, надев на голову шапочку-маску персонажа. Пусть ребенок сам выберет себе роль. При проигрывании роли, обратите внимание ребенка на то, что он сейчас поступает «как волк в сказке». А бывает в жизни, что он сам тоже так делает?

Свяжите сказку с реальностью. Вспомните вместе случаи, когда дети поступают так же, как в сказочной истории. Ванечка попил воды из копытца (из лужи) и стал козленочком. А что с человеком может стать, если он грязную воду выпьет или поднимет и съест грязную еду на улице? Расскажите, что в каждой сказке есть поучение, предупреждение и даже наказание.

Расскажите ребенку 4-5 лет, что сказки – это мечты людей о хорошей, красивой, успешной жизни. У взрослых так же, как и у детей не все получается в жизни, поэтому люди придумывают себе «сказочных помощников»: ковер-самолет, сапоги-скороходы. Мечты помогают достигать желаемого, поэтому сейчас уже есть настоящие самолеты, поезда и машины, что позволяет людям быстро передвигаться. А о чем мечтает ребенок?

Сочините вместе сказку о его мечте по аналогии со сказкой, которая нравится ребенку. Нарисуйте эту сказку в нескольких сюжетных картинках, подпишите под ними текст.

Выберите фрагмент сказки, который имеет воспитательное значение, и продемонстрируйте ребенку, что сказка – это еще и подсказка, как нужно поступать в сложной жизненной ситуации. Например, в сказке «Сивка-бурка» покажите ребенку, почему Ивану удалось поймать вора, а его братьям – нет. Он не спал, сидел на камушке, сторожил, а его братья уснули и не увидели воришку. Проявить терпение, волю и получить ценное вознаграждение можно не только в сказке.

Обратите внимание

Не все сказки имеют хорошую концовку. Многие заканчиваются смертью персонажа – это сказки-предупреждения. Не нужно изменять сюжет сказки или менять ее окончание. Поясните ребенку, что когда люди нарушают правила, следует наказание, кара.

Полезный совет

В зависимости от вашего желания и необходимости, можно для объяснения брать сюжеты сказок о семье, о труде, где аналогии легко увидеть, интерпретировать, объяснить на реальных ситуациях.

Почему детям необходимо читать сказки

Связанная статья

Почему детям необходимо читать сказки

Источники:

  • что такое сказка для ребенка

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Каждый взрослый помнит, как в детстве засыпал под тихий размеренный голос мамы, читающей увлекательную сказку перед сном. И сейчас он читает ее своим детям. Сказка является литературным жанром с вымышленным сюжетом и повествованием об удивительных историях с перевоплощениями героев и волшебством. Поэтому она столь привлекательна для малышей.

В раннем возрасте дети еще не отличают правду от вымысла, воспринимая сюжет сказки как реальную историю. По мере взросления они начинают догадываться, что далеко не все происходящее со сказочными героями является правдой.

Предназначение сказок

Сказки помогают детям отличать плохие качества личности от хороших, добрых людей от злых, глупых персонажей от смекалистых. Надо признать, с задачей она справляется прекрасно.

Как доступно объяснить смысл?

Однажды наступит момент, когда родителям необходимо будет объяснить малышу, чем являются сказки (ближе к трехлетнему возрасту). Можно использовать несколько приемов для облегчения существующей задачи:

1. Восприятие образов у малыша еще развито недостаточно, поэтому необходимо не только читать ему, но и демонстрировать красочные иллюстрации. Ребенок уже хорошо понимает сюжеты о домашних и диких животных, поэтому способен с легкостью представить себя его героем, поскольку подобные истории схожи с жизненными ситуациями. Нужно помочь ему примерить эту роль, здесь поступки совершают животные – а в жизни так не бывает.

2. Можно выбрать из сказки сюжет и поиграть вместе с малышом, причем свою роль он должен выбрать самостоятельно. Для большего эффекта можно надеть ему маску выбранного героя. В процессе игры нужно акцентировать внимание на схожести действий ребенка, например, с волком из сказки, в то время как настоящий волк не способен сделать нечто «человеческое» в реальной жизни.

3. Следует связать сказочный сюжет с реальным миром и вспомнить ситуации, в которых малыши поступают аналогично представленным в книжке героям. К примеру: выпил Иванушка водицы с копытца (лужи) и превратился в козленочка. Он должен понять, что будет, если пить плохую воду, поднимать с земли все подряд и нести себе же в рот.

4. Следует объяснить ребенку, что в сказках содержатся мечты об успешной и красивой жизни, даже взрослые не в состоянии воплотить их в реальности. Отсюда и появились сказочные помощники, летающие на «коврах-самолетах» и бегающие в «сапогах-скороходах». Ведь трудно жить без мечты – поэтому сегодня люди передвигаются на машинах, самолетах и поездах. Пусть и малыш помечтает.

5. Как вариант, можно выбрать сказку с воспитательным сюжетом и объяснить ребенку, что в ее содержании скрываются подсказки, как выходить из сложных ситуаций в жизни (в сюжете о «Сивке-бурке» Иван добросовестно сторожил вора, поэтому смог поймать его, а вот его братья все проспали).

Сказки с печальным исходом

Не каждый сказочный сюжет имеет позитивную концовку. В этом случае искажать сюжет не стоит – лучше донести до ребенка, что при нарушении установленных обществом правил последует неминуемое наказание.

Полезная рекомендация

При необходимости и желании объяснить малышу смысл на примере реальных событий, можно читать сказки с сюжетами о семейном быте и трудовых подвигах, не забывая комментировать аналогичные ситуации в жизни.

Кто сказал, что сказки полезны только детям? В любом возрасте важно не забывать, что над злом всегда преобладает добро, а все проблемы и трудности вполне преодолимы. Безусловно, читать сказки нужно. Ведь всегда хочется подарить малышу и себе кусочек мечты, счастья и прекрасного настроения.

14.08.2015

Расскажите об этом друзьям →

Беседа с ребенком «Что такое сказка?»

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный сказочный мир…

Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт…

Какие сказки ты любишь больше всего? А какие сказки тебе читали или читают твои родители? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Сказки, которые учат добру, сказки, пробуждающие все самое лучшее и доброе, сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

В них, как известно, случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.

Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.

Но кроме этого, сказки умеют чудесным образом «передвигаться» во времени и пространстве, путешествуя из страны в страну, из континента на континент. Так,  всеобщая любимица Золушка жила не только во Франции. Даже в сказках народов Азии есть истории о потерянной туфельке и найденном семейном счастье.

А Змей Горыныч! Думаешь, этот страшный персонаж есть только в русских сказаниях? Вовсе нет! Драконов и огнедышащих змеев можно встретить и в сказках Европы. А на Востоке летающие чудища — не злобные монстры, а положительные герои.

Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки.

Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость. В этом легко убедиться во время знакомства с ними: пронизанными тонкой самоиронией и верой в добро русскими сказками, таинственными и немного страшными сказками европейских народов, поражающими хитросплетениями сюжета восточными сказаниями, полными любовью к природе сказками Австралии и Океании, волшебными историями других экзотических народностей.

 Начнем мы наше путешествие, конечно же, с русских сказок.

Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждёт,

Русская народная, но доселе модная!

 «Колобок» и «Теремок» – сказочки нескучные,

А ещё народ придумал сказочки «докучные».

Что такое «докучные» сказки? (Это та сказка, которую можно рассказывать бесконечно).

Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок, 
Уж он кис, кис, кис. 
Вымок, Выкис, Вылез, Высох, 
Встал на колоду — Бултых в воду…;

«Салат из сказок»

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Понравилась тебе сказка? А ты её узнал? Давай вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажи, из каких известных тебе сказок они пришли?

(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).

Викторина «Народные сказки»

1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?

— Морозилка,  Морозко, Морозец, Холодец

2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?

— Самоварка, Самокрутка, Самобранка,  Самостирка

3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?

— Один,  Два, Три,  Четыре

4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?

— Колобок,  Пирожок, Кашу, Машу

5. Какая русская сказка существует?

— «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».

6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?

-Снегурочку,-Золушку, Падчерицу

7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?

— В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце.

8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке?

— Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле?

— Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?

9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?

-С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем.

— С Емелей,  С перелётными утками.

10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?

-Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.

11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…

-Щука, Сом, Кит, Акула.

                        В мире много сказок, грустных и смешных,

                         И прожить на свете нам нельзя без них.

                         Лампа Алладина, в сказку нас веди,

                         Башмачок хрустальный, помоги в пути.

                         Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –

                         Каждый нам в дороге настоящий друг.

                         Пусть герои сказок дарят нам тепло,

                         Пусть добро навеки побеждает зло!

Что
такое сказка?

Сказка
– веками наработанная ценнейшая
информация, поднимающая по настоящему
философские проблемы осмысления мира.
Детская сказка – необходимый элемент
воспитания ребенка, она доступным языком
рассказывает ему о жизни, учит, освещает
проблемы добра и зла, показывает выход
из сложных ситуаций. Сказка — это язык
детей, для них он наиболее информативен,
нежели стиснутая пресная взрослая речь.
Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь,
объяснить, поддержать, открыть что-то
своему ребенку, то нужно заново освоить
забытый детский язык – сказку.

Что
дает сказка?

Рассказывая
и читая сказки, мы воспитываем ребенка,
развиваем его внутренний мир, даем
знания о законах жизни и способах
проявления творческой смекалки.
Дети,
которым читали сказки с раннего детства,
быстрее начинают говорить не просто
набором слов, а выражаясь на хорошем
литературном языке. Необходимо чутко
относиться к выбору сказок, не читайте
сокращенные или почти дословно
переведенные сказки, они «пустые».

Сказка
формирует у ребенка на всю жизнь основы
поведения и общения, учит упорству,
терпению, умению ставить цели и идти к
ним. Слушая сказки, дети накапливают в
подсознании механизмы решения жизненных
ситуаций, которые при необходимости
активизируются.

Сказка
развивает творческий потенциал, фантазию,
воображение и сочувствие маленького
человека.

Как
читать сказки?

Для
чтения сказок следует подбирать «нужное»
время – когда ребенок и Вы в спокойном
эмоциональном состоянии, в «хорошем
расположении духа». Можно прямо перед
сном, когда есть время поразмыслить и
поговорить. При засыпании полученный
опыт лучше закладывается в подсознание.

Читать
нужно с удовольствием, не отвлекаясь,
тогда ребенок получит больше пользы, а
вы положительные эмоции.

После
сказки можно провести беседу, в которой
обсудить поступки героев и попытаться
привести ребенку похожие ситуации из
реальной жизни.

Хорошо
если бы…

К трем
годам у детей рождается потребность в
сюжетно-ролевых играх. Хорошо если бы
в этот период вы с малышом пробовали
разыграть прочтенные сказки. Это может
быть настольный театр, тогда для этого
нужно придумать ширму, вырезать героев,
смастерить домики или лесную полянку.
Конечно, все это можно и купить, но
совместная деятельность, полет фантазии
и творчества «дорогого стоят». Пусть
что-то получится не очень красиво, а «у
Мишки нос кривой» , зато в этом будет
Ваша душа и сердце.
А в 4-5 лет с детьми
уже смело можно придумывать собственные
сказки и разыгрывать их, наряжаться в
костюмы, выбирать музыку, использовать
грим и конечно приглашать на спектакль
бабушек и дедушек.

Соседние файлы в папке сказка

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
раскрытая книга
Сказка: Unsplash

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

Спящая царевна

«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак, Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Кащей Бессмертный

«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

фонарь

Сказка как литературный жанр: Unsplash

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

  • животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
  • предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
  • стихии.

Царевна-лягушка

«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов

У такой сказки есть и стилистические особенности:

  • особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
  • троичность (три испытания, три сына, три дороги).

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

  • «Лиса и Волк»;
  • «Волк и козлята»;
  • «Звери в яме».

Есть и казахские сказки:

  • «Лисица и Обезьяна»;
  • «Мечта голодного волка»;
  • «Ласточка и Богомол».

лиса, олень и волк

Сказка о животных: Unsplash

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

  • «Каша из топора»;
  • «Ямщик и купец»;
  • «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka—eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/

  • Как объяснить ребенку что такое рассказ
  • Как объяснить название сказки иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Как общество влияет на человека сочинение по литературе
  • Как общество влияет на человека итоговое сочинение аргументы
  • Как общественное мнение влияет на человека сочинение