Красная Шапочка съела собственную бабушку, а Золушкины сёстры отрубили себе ноги
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
325 лет назад в Париже вышла книга «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с моральными поучениями» с девятью сказками, которым было суждено обрести мировую известность. Автором значился Пьер д’АРМАНКУР. Под этим именем скрывался Шарль ПЕРРО.
Писатель одним из первых взялся за переработку известных сюжетов, которые были полны леденящих кровь подробностей и фривольных намеков. Что сподвигло на это сказочника, я спросила у историка, специалиста по европейскому фольклору Андрея Ижорина:
— Представьте себе средневековую Европу. Грязь, нищета, эпидемии, беззаконие — кто богаче и сильнее, тот и прав. Абсолютно свободные нравы: убить, изнасиловать, ограбить так же естественно, как справить нужду. Я несколько утрирую, но народ и правда жил тяжело. Развлечений немного: спеть, поплясать да выпить в таверне. А еще — послушать интересные истории. Поначалу они вроде как реальные, мол, в соседней деревне такое случилось! И, как правило, трагические: с убийствами, насилием, даже каннибализмом. Ужасы намеренно преувеличены — так слушателям легче, дескать, у нас еще ничего, вон, бывает и хуже. Сказки передаются из уст в уста, беднота ведь неграмотная. Поэтому меняются детали, нюансы, финал в зависимости от настроения и обстановки может быть драматичным или счастливым. Вводятся волшебные персонажи, появляются магические способности у людей. Сказочникам нужно держать внимание слушателей, да и конкуренция велика. Для детей эти байки предназначены не были. Как не было вообще традиции развлекать малышей в бедных семьях с множеством отпрысков. Пока младенец, накорми и спеленай покрепче, чтобы не расшибся. Подрос, научился ходить — помогай по мере сил по дому, в огороде и т.д. Впрочем, если бы тогдашние дети и услышали эти жуткие сказки, ничего нового для себя не открыли бы. Все и так происходило на их глазах.
Первым записать народные сказания додумался итальянский писатель Джованни Франческо Страпарола в самом начале XVI века, затем этим же занялся неаполитанец Джанбаттиста Базиле. Оба увековечивали истории без прикрас из этнологического и литературного интереса. Но для изнеженных аристократов маргинальные сюжеты больно грубы. К тому же в XVII веке, в эпоху просвещения постепенно меняются этика и мораль. Вот и берется Шарль Перро за облагораживание старинных сюжетов. Некоторые он почти не тронул. Например, в оригинале Кот в сапогах действительно упрашивал крестьян говорить, что они принадлежат маркизу Карабасу. Вымарана небольшая деталь: он запугивал людей страшными карами, если откажутся. «Мальчик-с-пальчик» и вовсе остался без изменений: Перро посчитал, что пожирание людоедом собственных дочерей — достойное для злодея наказание. Другие сказки пришлось перелопачивать сильнее. Дело Шарля Перро продолжили через сто с лишним лет братья Гримм, а потом и другие писатели. Но в том виде, в котором с их помощью сказки дошли до нас, они были интересны уже только детям.
ДЛЯ СПРАВКИ: Шарль Перро сделал прекрасную карьеру при дворе Людовика XIV. Был его советником, главным инспектором построек (под его наздором строился в том числе Версаль), главой Комитета литераторов и славы короля. Но лишился всех должностей и милости при дворе после смерти своего покровителя Жан-Баттиста Кольбера, управлявшего финансами короля и всей Франции. Отойдя от дел, Перро занялся сказками. Но подписать первую книгу своим именем постеснялся — ведь он занимал такие высокие должности! Поэтому и поставил имя своего 19-летнего сына Пьера и его дворянскую фамилию д’Арманкур.
Как это звучало в оригинале
Как же выглядели знакомые нам всем сказки до литературной обработки Перро? EG.RU пересказывает самые популярные сюжеты в оригинале.
1. Спящая красавица
Шип терновника застрял под ногтем у принцессы, и она «заснула», то есть, впала в кому. Отец повелел уложить ее в кровать в своем замке, затерянном в лесу. Король соседней страны, проезжая мимо, решил заглянуть в замок по какой-то надобности. Увидев спящую красотку, изнасиловал ее да поехал дальше. Через девять месяцев у так и не пришедшей в себя принцессы родились близнецы — мальчик и девочка. Голодный сын в поисках груди начал сосать палец и высосал злополучный шип. Принцесса очнулась матерью-одиночкой с двумя детьми. Тут как раз в замок снова заехал их папаша. Увидев отпрысков, проникся отцовскими чувствами. Однако жениться не мог, супруга у него уже была. Поэтому стал тайно навещать вторую семью и обеспечивать их всем необходимым. Его жена, конечно, обо всем прознала и велела повару приготовить из детей жаркое, накормить им неверного супруга, а их мамку сжечь на костре. Тут и сказочке конец. Впрочем, был вариант счастливого хеппи-энда: повар спас детей, сварганив блюдо из ягненка. Принцессу отправили на казнь, но королева позарилась на ее платье и велела снять его. Король, увидев любовницу обнаженной, понял, что молодая жена лучше старой, и в костер отправил первую супругу.
2. Красная Шапочка
Шапочку девочке придумал Перро, в оригинале это была накидка с капюшоном. Когда внучка дошла до бабушкиного домика, там уже хозяйничал волк. Он загрыз бабулю, переоделся в ее одежду, сварил из нее кушанье и пригласил Красную Шапочку к трапезе. Ничего не подозревающая девчушка сытно обедает, а потом, зачем-то раздевшись, прыгает вместе с волком-«бабушкой» в койку. Там с ней случается то, что должно случиться с девушками, которые опрометчиво остаются наедине со взрослыми мужчинами. После чего волк вспарывает ей шею и лакомится свежатинкой.
3. Золушка
Один из наиболее популярных и старых сюжетов в мире. Ему больше двух тысяч лет, и он существует примерно в 700 версиях. Например, в китайском варианте (850 году нашей эры) бедная, но добрая девушка получает одежду, золото и жемчуг от гигантской говорящей рыбы.
В европейской версии Золушке помогала покойная мать, восставшая из гроба. С бала девушка сбегала от принца, который начинал ее грубо домогаться. Материал туфельки менялся в зависимости от страны и климата: она была из беличьего меха, кожи, золота, и мало кто понимает, почему вдруг оказалась хрустальной. Принц, не добившись своего силой, решил-таки жениться. Старшая сестра Золушки, дабы влезть в туфельку, отрубает себе пальцы на ноге. Младшая, увидев, что это не помогло, режет пятку. Обеих разоблачают брызги крови из обуви. В довершение белые голуби выклевывают злюкам и их мамашке глаза, а добрая Золушка бросает их на произвол судьбы и уезжает с женихом во дворец.
4. Белоснежка
Начнем с того, что в лес на верную смерть Белоснежку отправила не мачеха, а родная мать. Велела слугам принести в доказательство легкие и печень, а также бутылку с кровью. И не только показать, но и приготовить из этого вкусные блюда для званого ужина. Однако девушка подкупила провожатых молодостью и красотой (а может, чем-то еще), поэтому они просто бросили ее в лесу, а ужин приготовили из оленьих потрохов. Белоснежка попадает в плен к семи горным духам. Когда мать добралась до дочурки и отравила ее яблоком, они выставляют гроб с телом на горе. Принц, увидевший мертвую красавицу в хрустальном гробу, зачем-то решает забрать ее себе и торгуется с духами. Видимо, в цене не сходятся, потому что начинается потасовка, гроб падает, разбивается, кусок яблока выскакивает из горла Белоснежки (оказывается, она не отравилась, а подавилась). На живой девушке принц с радостью женится, а мать ее даже приглашают на свадьбу. Но только для того, чтобы заставить плясать в металлических башмаках на раскаленной жаровне, пока не сгорит.
5. Принцесса-лягушка
Мы считаем ее русской сказкой, но она пришла из Европы, и в оригинале лягушка была самцом. Он тайком пробрался за принцессой в ее покои, улегся рядом на шелковую подушку. Девушка, увидев такую гадость, швырнула животное со всей дури об стену, тут оно и обернулось прекрасным принцем. В другом варианте принцесса отрезала голову подвернувшимся под руку ножом, впрочем, с тем же результатом. Гораздо логичнее, чем целовать земноводное, не правда ли?
6. Рапунцель
Разумеется, на самом деле принц рисковал жизнью, забираясь по волосам Рапунцель в высоченную башню вовсе не ради платонических отношений. А раз так, через какое-то время девушка забеременела. Ведьма обрезала ее прекрасные волосы и выгнала. Той пришлось побираться с ребенком на руках. А злодейка заманила, свесив волосы из башни, принца. Когда он поднялся до окошка, столкнула его вниз. Он, правда, не убился, но ослеп. Через какое-то время они встретились в лесу: слепой нищий принц и грязная побирушка Рапунцель с отпрыском.
КСТАТИ: Почему в славянских сказках так часто упоминается Баба-яга и ее жилище? Объясняется это просто. В северных лесных районах, где мерзлая земля, покойников не закапывали, а хоронили в домовинах. Несколько стоящих рядом деревьев подрубали, дабы они образовали купол. Наверху сооружался деревянный «домик», куда клали труп с небольшим количеством еды и скарба (на первое время в загробной жизни). Конструкция была устойчивая, и хищники до тела не доберутся. Вот вам и избушка на «ножках», где хозяйничает Смерть. В сказках «баньку растопи, накорми да спать уложи» соответствует тем обрядам, что проводили с покойным: обмывали, клали в домовину еду и укладывали спать — навечно.
7. Три медведя
Исконно русская, как нам кажется, сказка на самом деле английская. Никакой Маши в ней не было, а был лис, забравшийся в логово к медведям, сожравший их лососину и завалившийся спать на их кровати. Все заканчивается плохо: лиса съедают, а его шкура служит теплой подстилкой медвежонку. В более поздних версиях лис превращается в старуху, которая полезла к медведям, потому что они ее, видишь ли, обидели. И появляются те самые вопросы: «Кто сидел на моем стуле?!» Финал есть в двух вариантах. В первом медведи ловят старуху и думают, что с ней делать: «Они бросили ее в огонь, но она не горела. Они бросили ее в воду, но она не тонула. Тогда они взяли ее и забросили на шпиль церкви Святого Павла. Если ты внимательно посмотришь, то увидишь, что она и поныне там!» Во втором еще запутаннее: «Сломала ли она себе шею, замерзла ли в лесу, была ли арестована и сгнила ли в тюрьме, я не знаю. Но с тех пор три медведя никогда не слышали о той старухе». Девочка Маша возникает уже в русской версии.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Как обычно заканчиваются народные сказки?
Задание по литературе для 2 класса Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Прочитай подчёркнутые строки из поэмы. Определи, какие из них могут быть концовкой народной сказки.
И там я был, и мёд я пил:
У моря видел дуб зелёный:
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
ОДНУ Я ПОМНЮ: сказку ЭТУ
Поведаю теперь я свету…
4 ответа:
1
0
И жили они долго и счастливо
Самый распространнённый хэппи энд который подойдёт не только к сказкам, но и к любым ситуациям жизненным, закончившимся хорошо и благополучно. Народная сказка в-основном в 99% заканчивается хорошо. Так что концовок много разных.
Ну и ещё напоследок? Родились у них детки красивые и смышлёные и жизнь потекла по медовым рекам и сладким берегам!
1
0
Очень частое окончание, часть которого использовал Пушкин: «И я там был и мёд я пил, по усам текло, да в рот не попало». Этим выражением заканчиваются многие народные сказки.
Смысл: «Сказка — ложь, да в ней намёк: добру молодцу — урок».
Сказки переносят в нереальный, фантастический мир, где все действия, тем не менее, воспринимаются реально. Из сказок извлекают уроки, питают ими свой ум. Мёд сказок сладок, хотя протекает мимо, в рот не попадает, а послевкусие остается.
Великая мудрость — народные сказки.
1
0
В поэме «Руслан и Людмила» мы в самом ее начале находим строки, которые больше бы подошли для концовки народной сказки: «И я там был».
Именно этими словами часто заканчивали сказители народные сказки. Такой вариант окончания называется Концовкой, он даже считается обязательным атрибутом народной сказки. Автор как бы сообщает слушателем о своем личном участии в событиях, о своей к ним причастности.
Но Пушкин помещает эти строки в начале, они у него неожиданно начинают играть роль зачина, хотя в зачине обычно излагаются лишь имена главных действующих лиц,да упоминается место, в котором будет происходить действие сказки.
0
0
Небольшое вступление к поэме «Руслан и Людмила» о Лукоморье можно назвать присказкой — ее содержание не имеет прямого отношения к дальнейшим событиям. Но в этой присказке мы находим интересную фразу:
Эта фраза — типичная фраза концовки волшебной сказки, она произносится, когда все события завершились и все закончилось к общему удовольствию. Пушкин же помешает ее в начале поэмы, тем самым немного попирая каноны сказывания сказок.
Читайте также
Пушкин очень любил зиму и это видно по многим его стихотворениям. Он часто сравнивает зиму с волшебством, с чудесами. Вот и в отрывке из поэму «Евгений Онегин» он очень по доброму и любя описывает приход волшебницы-зимы.
Она в его описании занимается тем, что творит разные чудеса — клоками повисает на деревьях, ковром покрывает поля, сравнивает берега реки.
Что это за чудеса?
Зима засыпает поля снегом, снег ложится как ковер, на ветках деревьев образуются снежные шапки — клоками лежат, речка покрывается льдом, а сверху его также засыпает снег.
На первый взгляд ничего чудесного, но мечтательный взгляд поэта иначе воспринимает эту картину.
Рисуем устно картину «Маленький шалун радуется зиме»
На переднем плане розовощекий мальчик, в тулупчике и шапке-ушанке. Он в валенках, но почему-то без рукавиц.
Мальчик смеется и наклонившись вперед тянет за собой салазки на которых сидит совершенно ошалевшая дворняжка. Одна нога мальчика приподнята и полусогнута, он изображает из себя лошадь.
Повсюду лежит белый снег. Снег на крыше крестьянской избы, на заваливающемся плетне, снег на деревьях и на полях, которые видны на заднем плане.
Вдали видна кибитка, за которой тянется снежный вихрь — показывая нам скорость ее движения.
На синем небе ослепительно светит солнце — стоит прекрасная зимняя погода.
В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин не просто так обращает наше внимание на постоянно меняющийся цвет моря и его поведение. В самом начале, при первой просьбе старика море показано как слегка разыгравшееся, но синее. Золотая рыбка просто веселиться, потому что искренне хочет помочь старику, отблагодарить его.
Однако с каждой новой просьбой старухи, которую старик доносит до Золотой рыбки настроение Рыбки меняется, она все больше негодует и злиться, а море откликается на перемену настроения своей владычицы — оно неспокойное, чернеет, наконец бушует.
Про настроение рыбки ничего не говорит автор, но мы легко о нем догадываемся по изображению моря.
В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин выводит два образа главных героев — это Старик и его Старуха.
Старик показан очень спокойным, добрым и бескорыстным. Он не стал ничего просить для себя у Золотой рыбки, просто отпустил ее.
Старик стремится во всем угодит старухе и даже боится ее, он робкий , не способный отстаивать свое мнения, да и вообще кажется не имеющий своего мнения, рохля.
Старуха напротив показана властной женщиной и при этом очень жадной. Как только она начинает получать дары Золотой рыбки, эта жадность в ней просыпается и она требует все большего и большего. При этом начинает вовсю гнобить старика, а как она обращается со слугами — она еще и жестокая.
В стихотворении «Зима!» Пушкин очень четко дает понять, что и сам рад этому времени года и людям, которых он описывает в этом стихотворении зима в радость.
Уже в первой строчке мы читаем, что крестьянин «торжествует», он не просто радуется, он именно торжествует, то есть воспринимает приход зимы с восторгом. Наконец-то кончилась промозглая осень, дороги покрылись снегом и можно спокойно прокладывать санный путь.
Ямщик тоже повеселел и это заметно по тому, что его кибитка вновь становится удалой, она уже не тащится по грязи, он летит.
Конечно рад зиме и мальчик, для которого зима — это время веселых игр и забав.
Но так описывать чужую радость можно только если сам с восторгом отмечаешь приход зимы, поэтому мы догадываемся, что и Пушкину очень нравится зима.
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 101 (Школа России)
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 101
странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9
Учебник 1 часть — Страница 101.
Ответы 2021 года.
Номер 2.
Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
Симпатии автора на стороне старика. Автору нравится в нём доброта, скромность и бескорыстие. Это можно заметить по тому, как он ласково называет старика и указывает на его кроткий нрав.
Номер 3.
Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбку действительно можно назвать благодарной, справедливой, доброй. Она хотела отблагодарить старика за подаренную жизнь, поэтому помогала ему. Рыбка справедливая, потому что наказала старуху за её жадность.
Номер 4.
Сравни начало и конец сказки.
Как в начале, так и в конце сказки старуха сидит у разбитого корыта.
Номер 5.
Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки А.С. Пушкина – довольствуйся тем, что имеешь; будь благодарен тому, кто сделал тебе добро.
Главная мысль соотносится с такими пословицами:
«Кто малым не доволен, тот большего не достоин».
«Многого захочешь – последнее потеряешь».
«Ненасытному всё мало».
Из сказки часто употребляется выражение «остаться у разбитого корыта».
Номер 6.
Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море чёрная буря. Почему так происходило?
С каждым новым желанием старухи море всё больше бушевало, поднимался шторм, вода меняла цвет. Так морская стихия реагировала на жадность старухи.
Номер 7.
Что было в сказке сначала, что – потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
План:
1. Старик поймал золотую рыбку, но пожалел и отпустил её.
2. Старуха посылает его обратно просить у рыбки корыто.
3. Старуха хочет новую избу. Желание исполняется.
4. Старуха хочет стать столбовою дворянкой. Рыбка исполняет желание.
5. Старуха хочет стать вольною царицей. Желание исполняется.
6. Старуха хочет стать владычицей морскою.
7. Старик идёт к рыбке, но та не отвечает.
8. Старуха остаётся у разбитого корыта.
Пересказ:
Возле синего моря стояла старая землянка, в которой жили старик со старухой. Жена пряла пряжу, а её муж ловил неводом рыбу. Так бы и жили они, если бы однажды старик не поймал золотую рыбку. Рыбка пообещала выполнить любое желание, если старик её отпустит. Однако старик пожалел золотую рыбку и отпустил просто так.
Старик рассказал своей жене о том, что произошло. Недовольная старуха сказала ему опять идти к морю просить у рыбки новое корыто. Желание исполнилось. В следующий раз попросила старуха новую избу. Старой всё было мало. Была она и столбовою дворянкой, и вольною царицей, но захотелось ей стать владычицей морской. Пошёл старик снова просить рыбку, но рыбка ему не ответила. Когда он вернулся домой, то увидел старуху у разбитого корыта.
Номер 8.
Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А.С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».
Народные сказки всегда заканчиваются тем, что добро побеждает зло. В сказках А.С. Пушкина происходит также.
В сказках Пушкина есть разные концовки. Например, в «Сказке о золотом петушке»:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане» заканчиваются следующими строками:
«Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».
Народные сказки тоже заканчиваются по-разному: «так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать» («Белая уточка», «Иван-царевич и серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая»), «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!» («Маша и медведь», «Морозко», «Колобок»), «честным пирком да за свадебку» («Сивка-бурка»).
Номер 9.
Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Света и Маша гуляли на улице. Они увидели большую яблоню. Маша сказала, что она залезет на ветку и сорвёт им по одному яблоку. Девочка залезла на дерево. Но тут она сказала подружке: «Я полезу выше, чтобы нарвать больше яблок». Света начала её отговаривать: «Не делай этого, Света. Упадешь! Нам и по одному яблоку хватит». Света не послушала подругу и взобралась на высокую тонкую ветку. Вдруг ветка поломалась, девочка полетела вниз. Света долго плакала, потому что поцарапала колени и руки. Не зря говорят: «Жадность всякому горю начало».
Рейтинг