Поступок Лидии Михайловны это подвиг доброты или преступление педагога?
В. Распутин не зря в рассказе «Уроки французского» показал две точки зрения на действия учительницы: рассказчика и директора. В связи с противоположными мнениями героев у читателя возникает вопрос: поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?
Поступок
Лидия Михайловна, учительница французского языка, всеми силами пыталась накормить мальчика, который по-настоящему голодал. Так как рассказчик, имея чувство собственного достоинства, отказывался на любые предложения учительницы помочь, она решает пойти на хитрость: предложить главному герою сыграть в игру ее детства. Сначала она просто показывает правила игры, затем предлагает ему играть на деньги, что подвергается осуждению директора школы, который жил по соседству с Лидией Михайловной.
Мнение директора
Конечно, с точки зрения педагогики учительница французского языка поступила неправильно: считается недопустимым играть со своим учеником на деньги. Поэтому решение директора школы настолько категорично: он увольняет Лидию Михайловну.
Однако чтобы так поспешно выносить приговоры, необходимо полностью вникнуть в произошедшую ситуацию, понять причины, по которым учительница поступила так, а не иначе. Василий Андреевич же этого не делает. Он не задается вопросом, что именно стоит за действиями Лидии Михайловны. Директор называет поступок героини «преступлением», «растлением» и «совращением».
Оценка рассказчиком
Учительница не могла совершить педагогическое преступление своим поступком, потому что с помощью него она смогла преподать ученику уроки: уроки доброты и милосердия.
Именно поэтому рассказчик вспоминает Лидию Михайловну с душевной теплотой и трепетом. С помощью мнения главного героя выражается и авторская позиция относительно действий учительницы: он уважает ее желание помочь ребенку.
Лидия Михайловна играет с мальчиком на деньги, желая помочь ему в денежном плане. Делает она это для того, чтобы он мог пережить трудные для себя времена.
Мнение директора не совпадает с оценкой поступка учительницы главным героем. Автор дает право читателю самому выбирать позицию.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Поступок Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского», рассмотрит противоположные точки зрения относительно действий учительницы, позволившей себе играть с учеником на деньги.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Анастасия Семёнова
8/11
-
Юлия Пашкевич
9/11
-
Елена Троеглазова
11/11
-
Александр Шувалов
11/11
-
Анна Макарова
9/11
-
Никита Степанянц
11/11
-
Егор Антонов
11/11
-
Ольга Лыхо
10/11
-
Никита Егоров
8/11
-
Дмитрий Чернушевич
11/11
В. Распутин не зря в рассказе «Уроки французского» показал две точки зрения на действия учительницы: рассказчика и директора. В связи с противоположными мнениями героев у читателя возникает вопрос: поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?
Поступок
Лидия Михайловна, учительница французского языка, всеми силами пыталась накормить мальчика, который по-настоящему голодал. Так как рассказчик, имея чувство собственного достоинства, отказывался на любые предложения учительницы помочь, она решает пойти на хитрость: предложить главному герою сыграть в игру ее детства. Сначала она просто показывает правила игры, затем предлагает ему играть на деньги, что подвергается осуждению директора школы, который жил по соседству с Лидией Михайловной.
Мнение директора
Конечно, с точки зрения педагогики учительница французского языка поступила неправильно: считается недопустимым играть со своим учеником на деньги. Поэтому решение директора школы настолько категорично: он увольняет Лидию Михайловну.
Однако чтобы так поспешно выносить приговоры, необходимо полностью вникнуть в произошедшую ситуацию, понять причины, по которым учительница поступила так, а не иначе. Василий Андреевич же этого не делает. Он не задается вопросом, что именно стоит за действиями Лидии Михайловны. Директор называет поступок героини «преступлением», «растлением» и «совращением».
Оценка рассказчиком
Учительница не могла совершить педагогическое преступление своим поступком, потому что с помощью него она смогла преподать ученику уроки: уроки доброты и милосердия.
Именно поэтому рассказчик вспоминает Лидию Михайловну с душевной теплотой и трепетом. С помощью мнения главного героя выражается и авторская позиция относительно действий учительницы: он уважает ее желание помочь ребенку.
Лидия Михайловна играет с мальчиком на деньги, желая помочь ему в денежном плане. Делает она это для того, чтобы он мог пережить трудные для себя времена.
Мнение директора не совпадает с оценкой поступка учительницы главным героем. Автор дает право читателю самому выбирать позицию.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Поступок Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского», рассмотрит противоположные точки зрения относительно действий учительницы, позволившей себе играть с учеником на деньги.
Предыдущая
СочиненияУроки французского – смысл и суть рассказа
Следующая
СочиненияНравственные уроки Лидии Михайловны – авторская позиция в рассказе
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского
Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского
В рассказе «Уроки французского» автор поднимает очень важную тему – помощь педагога своему ученику.
Лидия Михайловна, учительница французского, замечает, что её ученик Володя голодает. Желая помочь мальчику, она передаёт ему посылки с продуктами. Но Володя оказывается слишком горд для того, чтобы принимать подачки и отказывается от предложенной помощи. Тогда педагог решает ввязаться в опасную авантюру. Учительница вспоминает своё детство и давно забытую игру – «пристенок». Сначала она просто объясняет Володе правила игры, когда он приходит к ней домой на занятия французским, а затем начинает играть с ним на деньги, тем самым оказывая материальную поддержку.
К сожалению, в конце концов директор школы, живущий за стенкой, прекращает такие отношения между учительницей и учеником. Лидию Михайловну он увольняет из школы и обвиняет в совращении малолетнего, приучении его к азартным играм. Но так ли обстояло дело на самом деле?
Лидия Михайловна совершила героический поступок, рисковала своей карьерой ради того, чтобы помочь мальчику. Как человек нравственный, умеющий сочувствовать и понимать горе других, она не могла просто сидеть и бездействовать, видя, как плохо приходится её ученику. Из рассказа нам становится понятно, что и к другим ребятам из своего класса она относилась очень внимательно – заходя в кабинет, она здоровалась с учениками и тщательно оглядывала каждого из них, интересовалась из жизнью и самочувствием. Всё это подтверждает то, что наша героиня – образец настоящего человека, которому не всё равно на окружающих.
Педагог действовала лишь из самых лучших чувств, намерения её были никак не преступными. Игра была лишь средством для достижения цели, в данном случае, помощи Володе. Так что неправ в данной ситуации как-раз таки директор, чей посредственный ум и чёрствое сердце неспособно к сочувствию и пониманию. Он смотрит на дело только со стороны педагогики – а Лидия Михайловна в первую очередь со стороны человечности. И в данном случае такая «плохая» и «развратная» учительница вызывает большую симпатию, чем человек, уволивший её.
Вариант 2
В рассказе В. Г. Распутина Лидия Михайловна, преподавательница французского языка, узнав о том, что ее ученик, герой-рассказчик, голодает, пытается помочь, передавая ему продукты. Но гордость Володи не позволяет принимать такие, по его мнению, обидные «подачки». Тогда женщина идет на хитрость, предлагая мальчику поиграть на деньги, чтобы средства, полученные в честной игре, не казались ему унизительным пожертвованием. Таким образом, она все равно оказывает мальчику материальную помощь.
Но в финале рассказа директор школы, проживающий по соседству, за стеной, узнав о происходящем в квартире учительницы, прекращает их занятия по французскому и увольняет Лидию Михайловну. Директор назвал поступок Лидии Михайловны так: «Это преступление. Растление. Совращение».
Но разве автор так оценивает поступок своей преподавательницы? А мы? Кроме точки зрения директора, есть и точка зрения рассказчика, уже взрослого, который вспоминает маленького себя в ретроспективе, ведь для него события, описанные в рассказе, во многом автобиографичны. По мнению директора, играть с учеником в азартные игры на деньги – недопустимо. Ведь Василий Андреевич даже не пытается отыскать причины поступка Лидии Михайловны, его решение категорично и непоколебимо.
Но автор-рассказчик, он вспоминает свою учительницу с теплотой и любовью, потому что он знает, что, кроме уроков французского, она преподала ему еще и урок настоящего христианского милосердия. Игра была не целью, а средством для достижения цели – помощи Володе. Она рисковала свои рабочим местом, карьерой, репутацией, отношением к ней окружающих, и в конце концов действительно лишилась всего этого, ведь ей пришлось уехать из-за увольнения. Но во всех этих обстоятельствах, сложившихся против нее, она не перестает быть человеком. Она показала маленькому Володе, что это значит – не жалеть себя ради другого, кто бы он ни был, даже если ты потерпишь осуждение. Лидия Михайловна посчитала, что проблема ее ученика имеет к ней непосредственное отношение, приняла ее к сердцу ближе, чем себя саму.
Таким образом, я склоняюсь к точке зрения автора-рассказчика. Посредственные взгляды директора, ограниченные только его должностными обязанностями и узким пониманием педагогической чести, вряд ли у кого-то вызовут сочувствие.
Лидия Михайловна для нас и для автора навсегда останется образцом жертвенности и человеколюбия.
Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Герои произведения Пушкина Метель
Произведение является составной частью прозаического сборника автора под названием «Повести Белкина».
- Идейный замысел автора в комедии Ревизор Гоголя
Идея написать комедию на основе «русского анекдота» возникла у Гоголя в процессе работы над «Мертвыми душами». Свой замысел Гоголь воплотил в комедии «Ревизор», которая представляет собой чиновно-бюрократичную картину
- Сочинение на тему Последний день лета
Еще совсем недавно солнце светило так ярко, что приходилось зажмуривать глаза, гуляя по городу. Все чаще холодный ветерок заставляет поеживаться от неприятного ощущения осени на своих плечах
- Сочинение по картине Васнецова Северный край
Картина «Северный край» написана Айвазовским в 1899г. Вдохновленным путешествие по Уралу, и переполненный воспоминаниями о родном Вятском крае, мастер создает данное произведение.
- Анализ рассказа Носова Огурцы сочинения
Николай Николаевич Носов один из лучших детских писателей. На его счету много юмористических и поучительных рассказов. Николай Николаевич ненавязчиво учит добру, справедливости, честности. Без нотаций простым языком
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Директор в рассказе Уроки французского
Сочинение Директор в рассказе Уроки французского
В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» героев мало, но все занимают особое место в повествовании. Среди второстепенных персонажей выделяется образ директора школы, Василия Андреевича.
Даже по серьезному виду директора можно было понять, что он непростой человек и очень строгий. Такого должны все бояться. Да его и боялись все ученики. Создается такое впечатление, что он любит ругать учеников и зачастую доводит до слез. На школьных линейках он преред всеми унижает провинившихся и заставляет указать причину, по которой они совершили тот или иной поступок. Младшие школьники начинают при этом плакать, и это успокаивает директора, а вот старшеклассникам приходится еще хуже, ведь плакать им просто стыдно.
Василий Андреевич проработал в школе 20 лет и эти черты его поведения не делают педагога положительным героем, ведь за столько лет работы он должен был овладеть азами обращения со школьниками. Но то, что случилось с учительницей школы и реакция директора на ее поступок совершенно недопустима. Ведь как можно, не разобравшись в случившемся, уволить прекрасного педагога из школы.
И надо было же такому случиться, что учительница французского языка и директор жили в одном доме и однажды Василий Андреевич зашел квартиру Лидии Михайловны и увидел совершенно странную ситуацию: она играла на деньги со своим учеником.
Что бы в этой ситуации сделал настоящий педагог? Он повел бы себя тактично и узнал причину, по которой все это произошло. Да и, как директору школы, ему нужно было бы знать, как живут его ученики, чем они занимаются, как питаются дети из бедных семей.
Учительница французского языка, Лидия Михайловна, просто пожалела своего ученика и хотела хоть каким-то образом помочь ему, потому и стала играть с ним в эту игру, чтобы на выигранные деньги мальчик мог купить себе продуктов. Он ведь отказывался принять материальную помощь из-за своей гордости.
Директору даже и в голову не пришло поговорить с учительницей более подробно о том, что произошло, почему так случилось, что педагог играет на деньги с учеником. Он просто озлобился, странно удивился, посчитал этот поступок, как растление малолетних и поступил по закону, наказав учительницу.
Я считаю, что это очень жестокий поступок человека, которому нельзя управлять коллективом, тем более, школьным.
В образе директора школы автор показал типичных директоров советских времен, которым чужды проблемы людей, даже детей.
Образ директора
«Уроки французского» — рассказ Валентина Григорьевича Распутина, повествующий о трудном послевоенном периоде. Он относится к автобиографическим произведениям писателя. Впервые рассказ был напечатан в газете « Советская молодежь» в 1973 году. В произведении не много действующих лиц. Одним из второстепнных персонажей книги является директор школы, который оказал судьбоносное влияние на Лидию Михайловну и ее ученика.
Директора школы, в которой преподает Лидия Михайловна – учительница французского языка, зовут Василий Андреевич. Он занимает работает в школе уже двадцать лет. О внешности героя писатель сообщает не многое: его ходил широкими шагами, выставляя вперед плечи. Василий Андреевич осечь строгий и серьезный человек. Обычно он доводит до слез детей, которые плохо себя ведут. Директор для наказания учеников, выставляет провинившихся на линейке перед другими школьниками и отчитывает за дурные поступки. Василия Андреевича боятся, он может проявлять жестокость характера по отношению к окружающим.
Директор живет в одном доме по соседству с учительницей Лидией Михайловной. Как говорит учительница, она бы с удовольствием прыгала, но Василий Михайлович очень серьезный и суровый человек. Лидия Михайловна, узнав, что из-за малокровия один из учеников играет на деньги, чтобы купить молока, решает оказать ему свою помощь. Но мальчик самостоятелен и горд, он отказывается от любой помощи учительницы. Тогда Лидия Михайловна идет на хитрость и начинает играть с мальчиком на деньги в «пристенку». Она понимает, что только так может оказать поддержку ребенку.
Узнав, что учительница играет с учеником на деньги, Василий Андреевич увольняет ее. Директору не интересны мотивы, по которым женщина пошла на этот шаг. Он не стремится разобраться в сложившейся ситуации, для него наиболее важно поступить так, как предписывает действовать «педагогический» закон.
Образ Василия Андреевича заключает в себе черты обыденного управленца. Его не волнуют и не трогают личные проблемы учащихся и подчиненных. Директор поступает так, как его обязуют поступать определенные правила и нормы. В характере Василия Андреевича преобладают такие черты, как душевная черствость и безразличие к судьбам окружающих
Также читают:
Картинка к сочинению Директор в рассказе Уроки французского
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Страшная месть Гоголя
Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость
- Сочинение по произведению Реквием Ахматовой
Жизнь А.А.Ахматовой (Горенко) — удивительной поэтессы серебряного века — насыщенна трагическими событиями. Революции, войны, блокадный Ленинград, болезнь, реабилитация, незаслуженная
- Дружба в романе Герой нашего времени (тема дружбы) сочинение
В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» поднимается много тем. Например, проблема дружбы.
- Сочинение Почему люди уходят в себя?
Люди могут проходить этапы в жизни, когда они чувствуют себя очень отзывчивыми, общительными и связанными с другими. В других случаях они могут быть более склонны отстраняться от друзей и проводить больше времени в одиночестве
- Сочинение на тему Евгений Онегин — лишний человек 9 класс
«Евгений Онегин» является одним из самых значимых произведений в русской литературе. Сюжет романа разворачивается в начале 19 века. Это время значительных политических изменений