2 августа 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Официальные критерии из утверждённой демоверсии ОГЭ-2022 по русскому языку.
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3) |
Баллы |
С3К1 |
Толкование значения слова |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его |
2 |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное определение, или |
0 |
|
С3К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй — из жизненного опыта, или |
3 |
|
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
|
С3КЗ |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
|
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный |
0 |
|
С3К4 |
Композиционная стройность |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1-С3К4 |
9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С3К1-С3К4; ГК1-ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.
При проверке заданий 1 и 9 (1; 2; 3) оценка практической грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.
№ |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
|
Допущены две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибки |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ГКЗ |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущены две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибки |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
|
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов |
1 |
|
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1-ГК4 |
10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов
Примеры сочинений: 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60319-sochinenija-k-sborniku-oge-2021-36-tipovyh-ekzamenacionnyh-variantov.html
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ОГЭ- 2021. Русский язык.
Критерии оценивания сочинения (задания № 9.1., 9.2., 9.3.)
Часть 3
Оценивание сочинения 9.1.
Критерии |
Оценивание сочинения 9.1. |
Баллы |
С1,К1 |
Наличие обоснованного ответа. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет |
2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса |
1 |
|
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне |
0 |
|
С1 К2 |
Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте |
3 |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте |
2 |
|
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста |
0 |
|
С1 К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
С 1 К 4 |
Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
С1,К1-С1.К4 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |
9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по
критериям проверки (С 1 К1–С 1 К4; ГК-1 – ГК-4; ФК1)
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в
задании 15.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки
оценивается нулём баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи
оцениваются отдельно.
Оценивание сочинения 9.2
Крите рии |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2) |
Бал лы |
С2, К 1 |
Понимание смысла фрагмента текста. Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет |
2 |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
|
С2, К2 |
Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента |
3 |
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть |
0 |
|
С2 К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
К 4 |
Композиционная стройность работы. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
С2,К1-С2,4 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |
9 |
Оценивание сочинения 9.3.
Крите-рии |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2) |
Бал лы |
С 3 К 1 |
Толкование значения слова. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его |
2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
|
С3, К2 |
Наличие примеров-аргументов. Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
|
С3 К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
С 3 К 4 |
Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
С 3 К1-К4 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |
9 |
Критерии оценивания грамотности ЗДЕСЬ.
- 15.06.2021
Подробный перечень всех критериев оценки сочинения 9.3 по русскому языку в 9 классе.
- Примеры сочинений 9.3 + список литературы 9.3
Критерии являются официальными, опубликованы ФИПИ вместе с демонстрационными вариантами.
- Подробнее про сочинение 9.3
Полный список всех критериев оценки сочинения 9.3
Максимальное количество баллов за сочинение 9.3 ОГЭ — 9 баллов
Критерии |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста |
Баллы |
С 3 К 1 |
Толкование значения слова. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его |
2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, yо не прокомментировал его |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
|
С3, К2 |
Наличие примеров-аргументов. Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
|
С3 К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
С 3 К 4 |
Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, yо допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
С 3 К1-К4 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |
9 |
Алгоритм работы с текстом 9.3
Правильная структура сочинения 9.3
- Внимательно прочитайте текст
- Определите тему и идею текста
- Что думает автор о том, что пишет; как относится к этому?
- Проанализируйте систему образов, выделенных автором в тексте: есть ли в нём образы положительные и отрицательные?
- Какие поступки совершают герои?
- Каково отношение автора к героям текста (кому он симпатизирует, а кого осуждает?)
Алгоритм работы над сочинением 9.3
Все необходимые клише для 9.3
- Внимательно прочитайте задание
- Соотнесите слово (словосочетание) и тему, данные в задании
- Дайте толкование значения приведённого слова (словосочетания) и прокомментируйте своё определение связав это с темой сочинения (тема должна содержать вывод, данный в определении)
- Подтвердите свой тезис (определение) двумя аргументами: один из текста, другой из жизненного опыта (можно взять оба аргумента из текста). Запишите номера предложений, взятых в качестве аргументов
- Составьте план сочинения, логично выстроив работу
- Напишите работу в черновике, проверьте её
- Перепишите сочинение в чистовик
Критерии оценивания заданий ОГЭ (ч.1. сжатое изложение, ч.3 задания 9.1, 9.2, 9.3)
№ |
Критерии оценивания сжатого изложения |
Баллы |
ИК 1. |
Содержание изложения |
|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. |
2 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. |
1 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. |
0 |
|
ИК 2. |
Сжатие исходного текста. |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. |
3 |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. |
2 |
|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. |
1 |
|
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста |
0 |
|
ИК 3. |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3. |
7 |
Критерии |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм. Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
Допущено две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибки |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм. Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм. Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
Допущено две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибки |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм. Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущено три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи. Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов |
1 |
|
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов |
0 |
|
ФК1, ГК1-ГК4 |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 |
10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Оценивание сочинения 9.1
Критерии |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1) |
Баллы |
С1, К 1 |
Понимание смысла фрагмента текста. Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет |
2 |
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса. |
1 |
|
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущены 2 и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса. , или тезис не доказан или дано рассуждение вне контекста задания или тезис доказан на бытовом уровне |
0 |
|
С1, К2 |
Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, верно указав их роль в тексте |
3 |
Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, не указав их роль в тексте или привёл из текста два примера-аргумента, указав роль одного из них или привёл из текста один пример-аргумент, указав его роль в тексте |
2 |
|
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент, не указав его роли в тексте |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего тезис или Экзаменуемый привёл примеры — аргументы не из прочитанного текста |
0 |
|
С1 К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
С1К 4 |
Композиционная стройность работы. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
С1,К1-С1,4 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |
9 |
Оценивание сочинения 9.2
Критерии |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2) |
Баллы |
С2, К 1 |
Понимание смысла фрагмента текста. Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет |
2 |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
|
С2, К2 |
Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента |
3 |
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть |
0 |
|
С2 К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
С2К 4 |
Композиционная стройность работы. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
С2,К1-С2,4 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |
9 |
Оценивание сочинения 9.3.
Критерии |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3) |
Баллы |
С 3 К 1 |
Толкование значения слова. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его |
2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует |
0 |
|
С3, К2 |
Наличие примеров-аргументов. Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
|
С3 К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
С 3 К 4 |
Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
С 3 К1-К4 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям |
9 |
Содержание статьи:
- Общее и отличия трех вариантов сочинений
- Общее и отличия трех вариантов сочинений
- Правила оформления сочинения
- Особенности оценивания сочинения
- Сочинение первого типа
- Сочинение второго типа
- Сочинение третьего типа
- Перевод баллов в оценку
Русский язык при сдаче ОГЭ является одним из основных предметов, поэтому школьники уделяют ему особое внимание. Еще в 2020 г. количество заданий изменили с 15 до 9, но они стали более сложными. Структура письменного этапа экзамена включает 3 части, наиболее сложной многие считают сочинение. В этой статье будет рассказано, что нужно учитывать для получения хорошей оценки и, как рассчитывается общее количество баллов при проверке сочинения.
Структура письменной части ОГЭ по русскому языку
После устного собеседования школьнику предстоит пройти 3 письменных этапа:
- Изложение. Дети прослушивают 2 р. запись текста, который состоит из 3-4 абзацев. При этом в черновик рекомендуют вносить суть каждого предложения, так как полностью записать весь объем ребенок не успеет. Для подготовки пробные варианты можно прослушать на сайте ФИПИ.
- Вопросы. Всего предусмотрено 7 заданий, на которые нужно дать краткие ответы. При подготовке школьник должен повторить темы по синтаксическому, орфографическому, пунктуационному, лексическому анализу. Также проверяется умение анализировать смысл прочитанного и применение средств выразительности (метафоры, сравнения).
- Сочинение. На выбор ребенку предоставляется 3 варианта сочинений-рассуждений.
Ниже мы остановимся более подробно на последнем этапе письменной части ОГЭ по русскому языку.
Общее и отличия трех вариантов сочинений
В любом случае написанный текст должен включать не менее 70 слов, хотя для многих такого объема будет мало для полного раскрытия темы. Каждое сочинение представляет собой рассуждение, поэтому состоит из 3-х обязательных частей – вступление (тезис), аргументация с примерами и вывод.
Ребенку нужно показать, что он умеет пояснять смысл слов, сказанных автором, используя различные аргументы. Для этого рекомендуют привести 2 примера.
Первый тип предполагает раскрытие смысла высказывания известного человека на лингвистическую тему. Выбирать его лучше детям, которые разбираются в терминах и областях языкознания, владеют публицистическим. Научным стилем речи.
Второй вариант связан с объяснением смысла фрагмента текста. Важно правильно понять его общий смысл, чтобы выделить позицию автора.
Третий тип сочинения считается самым популярным. В нем необходимо философски порассуждать на тему заданного словосочетания. Примеры по данному вопросу можно приводить из собственного жизненного опыта, используя морально-нравственные суждения.
Правила оформления сочинения
Одним из важных условий написания работы является ее разделение минимально на 4 абзаца. В первом школьник должен расписать вступление, в последующих (их может быть 2 и более) – представить аргументацию заданного тезиса с примерами. Для связи примеров с текстом можно использовать речевые клише. Последний абзац является заключительным, поэтому в нем нужно указать выводы.
Объем заключения или вступления не должен превышать основную часть сочинения. В выводах нужно подвести итог написанного, обратив еще раз внимание на тезис. Среди критериев к заключительной части выделяют краткость в сочетании с емким содержанием, логическую связь со всем текстом, отсутствие противоречий со вступлением и аргументацией. Начать выводы можно вводными словами, которые обязательно выделяются запятыми.
Педагоги при подготовке подростков к ОГЭ по русскому языку всегда напоминают, что только новая мысль или аргумент служат началом следующего абзаца. Разрывать мысль не рекомендуется, это могут посчитать ошибкой. Еще одним недопустимым моментом оформления называют отсутствие какой-либо структурной части сочинения. За это обязательно снимают баллы.
Особенности оценивания сочинения
Максимально за письменную часть школьник может набрать 33 балла.
При этом оценивание осуществляют следующим путем:
- изложение – 7 баллов;
- вопросы – 7 баллов (по 1 за каждый правильны ответ);
- сочинение – 9 баллов.
Отдельно выставляется оценка за грамотность учащегося, которая максимально составляет 10 баллов. При этом оценивается орфография, грамматика, пунктуация, фактическая точность. Плюсом можно выделить то, что изложение и сочинение на такие ошибки рассматриваются в совокупности.
Также нужно помнить, что сочинения, написанные не по заданным цитатам, отрывкам текста или словосочетаниям, оцениваются нулем баллов. Подобная оценка ждет и учеников, которые просто перепишут текст.
Сочинение первого типа
Рассмотрим особенности получения 9 баллов:
- Школьник привел рассуждение на теоретическом уровне без каких-либо ошибок – 2 балла. При наличии одной ошибки, связанной с пониманием текста, 1 балл снимают. Если их больше двух, то результат оценивания равен 0.
- Указаны 2-3 аргументирующих примера с правильным обозначением их роли в тексте – 3 балла. Если присутствует лишь 1 пример или не отмечена роль аргументов – 2 балла. Еще 1 балл снимут при описании 1 примера без обозначения его роли в тексте. Отсутствие в сочинении аргументов заданной темы оценивается 0.
- При отсутствии логических ошибок и нарушений последовательности изложения – 2 балла. Единственное несоблюдение любого из предыдущих требований приводит к снятию 1 балла. Более 2-х ошибок данного характера оценивается 0.
- Соблюдена композиционная стройность текста, присутствует вывод, все части сочинения идут в строгой последовательности – 2 балла. При наличии 1 ошибки в построении текста снимается 1 балл. Если их более одной, то оценка равна 0.
Сочинение второго типа
В этом варианте критерии оценки немного изменены:
- Если школьник верно объяснил содержание фрагмента текста, то он получит 2 балла. При наличии 1 ошибки снимается 1 балл. Если объяснение неверно, отсутствует, а также допущено более 1 ошибки, то ставят 0.
- Присутствие 2 соответствующих примеров – 3 балла, 1 – 2 балла. Несоответствие приведенных примеров оценивается в 1 балл, а за их полное отсутствие выставляют 0.
Последние 2 пункта критериев оценивания идентичны предыдущему типу сочинения.
Сочинение третьего типа
При выборе последнего варианта первые 2 балла школьник может получить, если правильно даст определение и прокомментирует его. Отсутствие объяснения приведет к снятию 1 балла, а полностью неверное понимание темы оценивается 0.
За наличие 2-х примеров-аргументов (из прочитанного текста и жизненный) дают 3 балла. Если школьник приведет только 1 пример первого типа, то 2 балла. Еще 1 балл могут снять за использование только жизненных аргументов. При полном их отсутствии баллы не начисляются.
Оценивание по смысловой целостности и композиционной стройности текста проводится по тем же принципам, что и в предыдущих вариантах.
Перевод баллов в оценку
Данная расшифровка выглядит следующим образом:
- от 0 до 14 баллов – 2;
- от 15 до 22 баллов – 3;
- от 23 до 28 баллов (при этом не менее 4 за грамотность) – 4;
- от 29 до 33 баллов (не менее 6 за грамотность) – 5.
Если ребенок не набирает нужное количество баллов за грамотность, то оценка снижается. В профильные классы обычно берут школьников, которые набрали при сдаче ОГЭ по русскому от 26 баллов.
Многим может показаться очень сложным заданием написание хорошего сочинение. При этом все педагоги утверждают, что страх проходит, если своевременно начать правильно готовиться. Школьникам рекомендуют тщательно проработать инструкции ФИПИ, в которых подобно описании особенности экзамена и представлены пробные варианты сочинений. Постарайтесь ознакомиться заранее с возможными темами, составьте планы и повторите правила. Главное – не волнуйтесь, чтобы незначительная ошибка не стала причиной ухудшения оценки.
Учиться онлайн еще никогда не было так просто!
Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию и бесплатный пробный день в нашей школе
Оценивание сочинения 9.1.
Критерии | Оценивание сочинения 9.1. | Баллы |
С1,К1 | Наличие обоснованного ответа.Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,или
тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне |
0 | |
С1 К2 | Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,или
привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте |
2 | |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,или
экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста |
0 | |
С1 К3 | Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но
допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,но
допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 | |
С 1 К 4 | Композиционная стройность работыРабота характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,но
допущена одна ошибка в построении текста |
1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построениитекста | 0 | |
С1,К1-С1.К4 | Максимальное количество баллов за сочинение по критериям | 9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по
критериям проверки (С 1 К1–С 1 К4; ГК-1 – ГК-4; ФК1)
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в
задании 9.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки
оценивается нулём баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно .
Оценивание сочинения 9.2
Критерии | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2) | Баллы |
С2, К 1 | Понимание смысла фрагмента текста.Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,но
допустил одну ошибку в его интерпретации |
1 | |
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,или
экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует |
0 | |
С2, К2 | Наличие примеров-аргументовЭкзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 |
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данногофрагмента | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть |
0 | |
С2 К3 | Смысловая цельность, речевая связность ипоследовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но
допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,но
допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 | |
К 4 | Композиционная стройность работы.Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,но
допущена одна ошибка в построении текста |
1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построениитекста | 0 | |
С2,К1-С2,4 | Максимальное количество баллов за сочинение по критериям | 9 |
Оценивание сочинения 9.3.
Крите-рии | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) | Баллы |
С 3 К 1 | Толкование значения слова.Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,но
не прокомментировал его |
1 | |
Экзаменуемый дал неверное определение,или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует |
0 | |
С3, К2 | Наличие примеров-аргументов.Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста |
3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С3 К3 | Смысловая цельность, речевая связность ипоследовательность сочинения.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но
допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,но
допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 | |
С 3 К 4 | Композиционная стройность работыРабота характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,но
допущена одна ошибка в построении текста |
1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построениитекста | 0 | |
С 3 К1-К4 | Максимальное количество баллов за сочинение по критериям | 9 |