Как описание природы в начале рассказа к г паустовского телеграмма

  • Сочинения
  • Литература
  • Паустовский

Сочинение Образ природы в рассказе Телеграмма Паустовского

Произведение писателя Паустовского «Телеграмма» — невероятно поэтическое и драматическое, рассказ о жизни одинокой матери, и о безразличии дочери. Но ещё писатель показывает, что в этом мире также есть люди, которые способны на добрые человеческие дела, и поступки. Такими являются не главные персонажи произведения.

Помимо образов людей, в произведении писатель. описывает ещё природу. Писатель использует приемы одушевления, психологического параллелизма. Из-за этого окружающая среда в произведении нам кажется отдельным персонажем, судьба которой сопоставляется, с главным персонажем произведения.

Писатель описывает мрачный вид: трава в саду лежит рваная, расплывчатые облака не летели, а еле плыли вдоль реки над полянкой, и из-за них навязчиво шел дождь. Это описание природы, навевает тоску. Писатель через это описание показывает одиночество и грусть главного персонажа. Природа описана во время засыхания ведь близится зимняя пора. Так же пришла «осень» и в жизнь мамы главной героини, она проживает свою жизнь, и «засыхает» как и вся природа.

Главным что б понять своё внутреннее положение персонажа является сцена когда она прогуливалась по своему саду. Она очень его любила, но уже не было сил за ним ухаживать, она вышла просто по нему походить. Но вскоре устала, и остановилась рядом с деревом, которому очень много лет, и взялась рукой за ветку. Она была холодная, и влажная. Но мама Насти вспомнила что это клён, который она садила когда была молодая. Тогда в далеком прошлом, когда она было девчонкой-веселушкой, а клён маленьким сажеником. Спустя много лет рядом с деревом стояла старая женщина.

Автор много описывает это дерево. Он стоял практически без листьев, замёрзший, от осеннего ветра. И он не мог ни куда спрятаться, от холода, и своей судьбы. Дерево является перед нами будто живой человек, с которым писатель приравнивает главного персонажа: они вместе выросли, и состарились, они оба одиноки, и несчастливые. Различие в том, что дерево расцветёт когда наступит весна, а Катерина Петровна….Автор пишет что время летит очень быстро, и нужно успеть сказать важные слова своим родным людям, уделять им внимание, и не забывать.

Писатель профессионально описывает природу, ещё больше показывая драматичность истории. Так же писатель делает акцент на небольшой подсолнечник, который никак не хотел засыхать, на фоне уже засохшей природы. Он символизирует последний шанс на лучшее. Так же в произведении Паустовского тоже есть люди, которые человечны.

Природа в произведении Паустовского «Телеграмма» олицетворена, она также мучается как Катерина Петровна. Она подвержена осенней поре, но в отличие от людей она расцветет весной.

Образ природы в рассказе Телеграмма

Сочинение Образ природы в рассказе Телеграмма Паустовского

Несколько интересных тем

  • Паустовский

    Константин Георгиевич Паустовский – один из известнейших русский писателей, творивших в ХХ веке. Его самой любимой темой была

  • По произведению Ромео и Джульетта

    Невозможно вообразить более чистого и прекрасного чувства, чем любовь. К сожалению, часто случается так, что людям она приносит много страданий. Не приходится ничего хорошего ждать от этого чувства

  • Маковский Владимир

    Если и сравнивать между собой отечественных художников, то можно без сомнений сказать, что одним из лучших авторов в области пейзажей можно по праву считать Владимира Маковского

  • Вечерний звон

    Левитан знаменитый Русский художник. 1892 году он нарисовал картину Вечерний звон. Часто можно наблюдать на его работах красоты Русской природы. На картине нарисована большая река

  • Своеобразие романа Тихий Дон

    Почетное место в русской литературе занимает роман – эпопея М.Шолохова «Тихий Дон», за который в 1965 году писатель получил Нобелевскую премию. По силе воплощения человеческого характера и мастерству и

И. С. Якимовец, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 1 г. Пружаны, им. КБВО» Брестской области

Роль пейзажа в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» VII класс

Цель урока: показать роль пейзажа в раскрытии авторского замысла произведения.

Задачи: осуществить текстуальный анализ рассказа; помочь учащимся понять авторскую идею; работать над понятием «лиризм прозы» К. Г. Паустовского; развивать навыки выразительного чтения; способствовать формированию нравственных качеств: доброты к окружающим, чувства долга перед родителями, ответственности за их жизнь в старости.

Оборудование: фрагменты из фильма «Телеграмма» (реж. Ю. Б. Щербаков, 1957 г.); репродукция картины А. М. Шилова «Зацвёл багульник»; повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, рада видеть ваше хорошее настроение. Ребята, как вы думаете, мои слова могли бы быть текстом телеграммы? Почему?

  • Обратимся к словарю С. И. Ожегова.

Телеграмма — это сообщение, переданное

по телеграфу, а также бланк с таким сообщением.

  • А что такое телеграф? Узнать точное значение этого слова нам снова поможет словарь.

Телеграф — система технических приспособлений для передачи сообщений на расстоянии по проводам при помощи электрической энергии.

  1. Проверка усвоения материала прошлого урока.

  • Перескажите рассказ, изменяя сюжетные линии. Ваши одноклассники должны найти ошибки.

  • Главную героиню рассказа сравнивают с девушкой Сольвейг, героиней пьесы «Пер Гюнт» норвежского писателя Генрика Ибсена. Сольвейг отличалась необыкновенной верностью, преданностью. В переводе на русский язык это имя обозначает солнечный путь. Можно ли с этим определением согласиться, когда речь идёт о Насте? Почему?

  • Почему рассказ называется «Телеграмма», ведь их было несколько? Сколько?

  • В книге Константина Паустовского «Золотая роза» есть глава «Зарубки на сердце». Предлагаю вам послушать фрагмент из неё: «Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век его дочь, Катерина. Единственная дочь Настя жила в Ленинграде и один раз в два месяца высылала матери деньги».

Далее учитель пересказывает содержание главы.

  • Однажды Екатерина Ивановна попросила Паустовского вывести её на прогулку в сад, в котором она ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Через несколько дней Екатерина Ивановна слегла и уже больше не вставала. Вскоре она умерла. Закрывал ей глаза писатель. Соседская девочка Нюрка принесла писателю письмо, в котором пожилая женщина писала, в чём её хоронить. Хоронили её в старинном бальном платье и замшевых туфельках. Дочь Настя опоздала на три дня. Эта жизненная история и послужила основой рассказа «Телеграмма».

Кроме основных героев, в рассказе есть ещё герой, который, по мнению А. С. Пушкина, обладал удивительной способностью сразу угадывать человека. Именно этот герой глазами говорит Насте: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное». Это он оценивает Настю в мастерской скульптора Тимофеева: «Эх, ты!» Кто он? (Н. В. Гоголь.)

  • Произнесите эти слова с гоголевской интонацией (творческое задание).

  • Свой словарный запас на прошлом уроке мы пополнили ещё одним словом — пустельга. Сколько у него значений? В каком значении оно используется в рассказе?

  • Кто и кому это слово говорит? Произнесите его от имени говорящего его героя (творческое задание).

  1. Р абота по теме урока.

  • Какие основные темы поднимает Константин Паустовский в своём рассказе? (Милосердие, материнская любовь, одинокая старость, взаимоотношения родителей и детей, доброта.)

  • Кто из героев рассказа проявляет милосердие?

  • В чём выражается материнская любовь Катерины Петровны? (Бесконечное ожидание, отсутствие жалоб, осуждения Насти.)

Демонстрируется репродукции картины А. М. Шилова «Зацвёл багульник».

  • Посмотрите на картину. Как вы думаете, что общего у этой старушки и Катерины Петровны?

  • Можно ли предположить, что за плечами у этой женщины и в какой момент жизни она предстаёт перед зрителем? (Она тоже ждёт, вспоминает, доживает свой век.)

  • Попробуйте сочинить историю её жизни, обращая внимание на детали, изображённые художником (творческое задание).

  • Что такое одинокая старость? Расскажите о ней на примере Катерины Петровны.

  • В каких произведениях художественной литературы, изученных вами ранее, показаны взаимоотношения родителей и детей?

  • Вспомните сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Чем завершается история Самсона Вырина и его дочери Дуни?

  • Какие моменты сходны в рассказах, написанных в XIX и XX веках?

— Почему эта тема так привлекает писателей, художников, режиссёров?

Демонстрируется фрагмент из художественного фильма «Телеграмма».

  • Какой момент мы увидели? Прокомментируйте его.

  • А сейчас давайте поговорим о той поре года, когда происходит действие в рассказе. Это поздняя осень. Найдите описание осенних дней, ночей, зачитайте их.

  • Играют ли они какую-то роль в авторском замысле произведения? Какую?

  • Большинство людей считает эту пору года мрачной, удручающей, тоскливой. Замирает жизнь цветов, деревьев, трав, птиц и насекомых. Начинается бесконечная мелодия дождя, ветра за окном, гоняющего по дорогам последние облетающие листья. В рассказе Константина Паустовского «Кордон 273» дано вот такое описание дома: «Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце, — так бывает всегда, когда увидишь то, о чём думал много лет. А я уже думал о том, чтобы поселиться в такой вот чистой избе, в лесном пустынном краю, поселиться надолго и спокойно работать. Только так, мне казалось, могут быть написаны настоящие вещи — неторопливо, обдуманно, в полную меру». Найдите описание дома и сада Катерины Петровны.

Учащиеся выполняют задание по вариантам:

  • Вариант I: найти в описании эпитеты. (Жёлтые, осенние, истлевшие, чёрные и осенние листья, жестяная пустота почтового ящика, озябший клён, палые листья, голые ветви, ненастный октябрь, холодный воздух, позабытые звёзды, тесовые крыши, рыхлые тучи, засохшие деревья.)

  • Вариант II: найти в описании сравнения. (Ночи тяжелы, как бессонница, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как эта осень.)

  • Вариант III: найти в описании олицетворения. (Звёзды пронзительно смотрели на землю, рассвет всё больше медлил, запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, тучи тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы.)

  • У многих рассказов Паустовского «живописные» названия, а место действия — старый дом. Это рассказы «Снег», «Скрипучие половицы», «Жильцы старого дома». Как вы думаете, почему именно такие «декорации» для своих рассказов выбирает Паустовский? (Осенью и зимой человек более остро чувствует боль, тоску, одиночество.)

  • Снег смешивается со слезами Насти, когда она читает телеграмму, отправленную Тихоном. Что было в этой телеграмме? («Катя помирает. Тихон».)

  • Найдите этот эпизод в тексте. Зачитайте его.

  • У киргизского поэта Аалы Токомбаева есть стихотворение, которое называется «Телеграмма». Послушайте его.

Учащийся наизусть читает стихотворение «Телеграмма».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал стучать:

  • Дети, срочно, дети, очень срочно

Приезжайте, заболела мать.

Из Одессы, Таллина, Иркутска,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жаль —

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистую руку,

Мягкую серебряную прядь.

Почему же дали вы разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас В дождь и в снегопады.

Тягостной бессонницей ночей,

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей!

Неужели только телеграмма

Привела вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм.

  1. Обобщение.

  • Ребята, что объединяет все произведения, о которых мы говорили на уроке: рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» и повести Александра Пушкина «Станционный смотритель», стихотворение Аалы Токамбаева, картину Александра Шилова? Какая библейская заповедь вспоминается при этом? (Почитай родителей своих.)

  • Вернёмся ещё раз к картине Александра Шилова «Зацвёл багульник». На ней изображена пожилая женщина Галина Николаевна Лачинова, учительница начальных классов, всю жизнь проработавшая в школе. Она строго и аккуратно одета. Украшений никаких нет. Родственников у неё тоже нет. Общий тон картины тёмный, но в глазах женщины живёт надежда, а в уголках губ притаилась улыбка. Зацветает багульник, скоро растают снега, придёт весеннее тепло. Эти распускающиеся цветочки багульника — символ вечного круговорота в жизни. Сезоны сменяют друг друга. Тоже происходит с людьми. Они уходят, но оставляют о себе память.

  1. Подведение итогов урока.

  • Какова роль пейзажа в рассказе Паустовского?

  • Константин Паустовский писал: «Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе». Какую память у вас оставил автор этих строк о себе?

  • Какие слова вы написали бы Насте в письме? Телеграммы отправляют в особых случаях.

  • Какие слова вы скажете сегодня своей маме? О чём расскажете?

  • Вы скажете, что телеграмма сегодня не нужна, что технологии XXI века значительно упрощают наше общение через социальные сети, скайп. Вот только помнить нужно об одном: живое человеческое общение, участие в чьей-то судьбе ничем заменить нельзя. Реальную помощь пожилому человеку тоже ничем не заменишь. Всегда помните об этом.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Составить устный отзыв о прочитанном рассказе.

Произведение Паустовского затрагивает одну из нравственных важнейших проблем — проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень грустная повесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

Всё описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину: «Назойливо сыпался дождь», «тащились … рыхлые тучи». Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди чёрного, чёрного, и поэтому становится грустно.

Катерина Петровна видит всё одно и то же. Автор говорит, что она «дожила свой век», а не жила. Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.

Она впервые за год решилась выйти из дому, когда кто-то долго стучал в калитку.

А почему все-таки она решилась идти? Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь могла не знать об этом и стучать.

Я обратила внимание на метафоры в предложении » Позабытые звёзды пронзительно смотрели на, землю». Мне кажется, автор употребляет слова позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерина Петровны, ведь и её как бы «позабыли», и понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора или олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает.

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Она и окружающей мир — единое целое. Пейзаж — это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, тат как его » посадила давно еще девушкой — хохотушкой» — это все близкий ей мир, ее родная земля, о которой в конце рассказа еще расскажет автор, земля, в которую в конце концов опустили Катерину Петровну. Да и природа, провожая ее в последний путь, принарядилась: » Выпал тонкий снежок. День побелел., и небо было сухое, светлое … «

Настя получила письмо, но сразу не стала читать.

Я думаю, что письмо вызвало два чувства: облегчение, что мать жива и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у неё много работы.

Когда она прочитала письмо, то вслух назвала одну причину, ненастоящую: «Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься! » А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что её ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слёзы, скука.

Гуманно поступили по отношению к Катерине Петровне Манюшка, Тихон, а Настя равнодушная, бесчувственная, если забыла мать.

Манюшка, дочь колхозного сторожа, прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар. Именно она шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на старом диване. По ее речи видно. Что она не очень грамотная, простая крестьянская девочка, но она понимает самое главное-человек в беде, надо помочь. Очень скупо говорится и о стороже Тихоне, просто перечисляется, что он делает: рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Он тоже не умеет красиво и много говорить. Но именно он, дает телеграмму Насте, написав самое главное: «Катя помирает», а потом, не дождавшись ответа, совершает. Наверно, единственный в жизни раз, подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Свой рассказ К. Г. Паустовский назвал «Телеграмма». Каждый знает, что телеграмма посылается людьми в экстренных случаях, с ней связано чувство тревоги. Обе телеграммы отправляет Тихон. Они не выполняют своего назначения. Настя получила страшный жизненный урок, её жаль. Она плачет, но поздно: самого близкого человека уже нет. Этот рассказ — предупреждение всем о том, что никогда не надо забывать о самых близких людях

  • Как опадают листья сочинение для 3 класса
  • Как опубликовать рассказ в одноклассниках
  • Как опадают листья разных деревьев сочинение 8 класс
  • Как опубликовать рассказ в интернете
  • Как они представляли свою жизнь в америке в рассказе мальчики